Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
I * феврал и 19 ГЭТ.. 1 В ' 42 (Ш Я 1 У Л ЕН ИНСКОЕ ЗН АМЯ ' 3 НЕ ОТРЫВАЙСЯ ОТ ВЕДУЩЕГО Июльский вечер, тихий и ласковый, не предвещал беды. Никто не обратил внимания на крохотную белесую тучку, что медленно выползала из-за дальнего степного перелеска. А когда прокричали вторые пе тухи, небо вдруг с треском прорезала ослепительно яркая стрела, скрипнули под поры вом ветра деревья в палисад никах, по окнам и крышам .«ударила гулкая дробь. Град налетел внезапно, как разбой ник. Особенно досталось пше ничному полю, что примыкало прямо к околице. Здесь будто сам сатана прошелся в неисто вой пляске. Побитая, перекру ченная пшеница лежала на земле. Поле казалось мерт вым. С рассветом на градобой прибежали люди. Комбайнер Константин Горяйнов оглядел ся и вдруг увидел своего сына Виктора. Всегда веселый и улыбчивый, он был сейчас ка кой-то растерянный, съежив шийся, словно град посек его самого. На ресницах дрожали крупные слезы. — Что же, Виктор,—по-сол датски просто, как равный равному, сказал отец,— быва ет и похуже. А слез не прячь— таких не стыдно. Домой пошли не огородами напрямик, а вокруг молодой рощицы: хотелось, поговорить. Виктор уже не один год во время жатвы хлебов работало отцом штурвальным, хорошо знал, как тяжела рубаха, про соленная потом. И все же Го- ряинов-старший повел речь о цене хлеба. Как бы невзначай вспомнил сказку, услышанную в детстве, про жадного богача, которому бог по его мольбе дал свойство превращать в зо лото все, чего коснется рука. От скупости только то и де лал. И вскоре едва не умер, попросил хлеба. *<*г _ Откуда берутся такие •сказки? — спросил отец и, не дожидаясь ответа, сказал: — Испокон веков люди понима ли, что ничего нет дороже хле ба. Потому его и прославляют. Секретарь парткома совхоза «Кубань » А л е кс андр Иванович Бессонов, рассказывавший мне об уроках местных наставни ков своим питомцам, заметил: — Горяйнову легче. Он на ставник на хлебном поле сыну, у которого заложено что-то отцовское в отношении к зем ле. Это видят все. А вот дру гим порой не сладко. У одних молодых людей спеси хоть от бавляй, возомнили, будто все нм нипочем, у других, как го ворится, еще ветер б голове. Такую «программу », как вид- Невольно подумалось: как но,-подсказывает интуиция, ос- хорошо, когда сын тянется к нованная на собственном отцовской хлеборобской про- жизненном опыте и душевном фессин, и тот бережно и умело _ настрое. Сначала полюби свое ведет его со ступеньки на сту- дело, а мастерство придет, пеньку к настоящему мастер- -Иными славами, первооснова— ству, к осознанию потребности призвание остаться человеком навсегда связать свою жизнь «от земли », с ро дным селом. Тут связь Но как раскрыть и быстрее между ними крепка и надеж- развить это призвание, прочно на. Нынешней весной Виктор закрепить лучших, наиболее проложит свою первую в жиз- активных и образованных пар- И з б л о к н о т а ж у р н а л и с т а ни самостоятельную борозду. Он кончает курсы трактори стов. Но какую надо иметь широ кую, добрую и открытую ду шу тем, кто добровольно взял на себя нелегкие заботы на ставника просто по зову^ долга человека, умудренного жиз нью. Молодой механизатор Михаил Писарев из совхоза «Талицкий » сказа л мн е о т р ак тористе Н. Дунаеве: — Мой ведущий для меня все равно, что второй отец. Ведущий... На мой взгляд, точное и очень верное опреде ление наставника. Только каж дый ли может вести за собой, быть умным другом и в то же время чутким учителем? Ко нечно, нет, хотя во многих хо зяйствах все еще увлекаются цифроманией. Как человек по старше и поопытнее, так и за числяют его в разряд настав ников. И многие из них тако выми лишь числятся. В совхозе «Кубань » к тем, кто реши л ст ать им, подошли с глубочайшей ответственно стью. «Допуск » к этому важ ному делу получили самые ав торитетные, чья верность земле и горячее стремление умно жить ее плодородие прошли нелегкое испытание временем. Вот бригадиры Михаил Горде ев и Николай Свинцов, меха низаторы Иван Некрасов и Ни колай Нижегородов. Чему учат они своих питомцев, что вкла дывают в их .сердца? Нет ведь ни специальных методических указаний, ни инструкций, не владеют они и премудростями педагогики. А учат молодых эти простые душевные люди прежде всего понимать значи мость и благородство хлебо робского труда, любить род ной уголок, жить для его бу дущего. Разумеется, все это связано с обучением техноло гии земледелия. ней и девчат на селе? Луч ших... Потому что именно енн в первую очередь уходят в го род, а такие сегодняшнему селу каю раз и нужны позарез. И тут возникает проблема, с которой часто # сталкивается сельский наставник. Повозится с тем или иным парнем, как говорится, зажжет его, тот го тов показать молодой задор. Может быть, например, пер вый самостоятельный сезон на комбайне станет для того пар ня началом прямой дороги к большому хлеборобскому сча стью, а ему вместо машины — самую что ни на есть развалю ху, на которой и опытный-то механизатор работать не смо жет. Бьется парень, нервничает. Ему наставник глубоко вну шил, что жатва—это всегда ис пытание моральных качеств земледельца, его мужества, эк замен на гражданскую зре лость. И парню ох как хочется сдать этот экзамен, получить признание механизаторской гвардии, если хотите, блеснуть перед той, кому втайне посвя щаются робкие стихи. Но де ло, хоть лопни, ни с места. И гаснет задор, рушится уверен ность в своих силах, постылым становится поле. Думается, что тут сказыва ется недоверие прежде всего к наставнику, который выпуска ет питомца «в самостоятельный полет ». И каж дый руководи тель хозяйства должен пом нить, что в этом случае он подрывает авторитет, как пра вило, уважаемого на селе че ловека. саму идею наставниче ства. Нынче, пожалуй, не встре тишь председателя колхоза, директора совхоза, или спе циалиста, которые бы не пони мали, что главным источником, откуда можно черпать кадры для производства, является сельская средняя школа. Тут для наставничества простор не обозримый. И это хорошо по няли, например, в добринсксм колхозе имени Ильича, где школе помогают во всем. Пред седатель, агроном, инженер к тому же частые гости у ребят. А в страдную пору, когда те помогают старшим в поле, на ходят время со многими из них потолковать по душам. А вот как держит связь со школой колхоз имени Фрунзе Липецкого района. Появляет ся там председатель П. Я. Кур дюков лишь в большие празд ники. В своих выступлениях, конечно, не забывает упомя нуть о нехватке кадров, при звать ребят после учебы пойти на производство. Но такие об щие призывы, да еще произне сенные скороговоркой, откли ка не находят. И это понятно. Выбор молодым человеком лю бой профессии, в том числе и хлеборобской, процесс всегда сугубо индивидуальный. Он основан на наклонностях, меч тах, любви к какому-то делу. Махом тут не возьмешь, скопом всех по одному пути не напра вишь. Думается, что уже на школьной скамье необходимо наставничество, причем кон кретное н именно индивиду альное. Открытие п воспита ние настоящего земледельца дело кропотливое. Во всякой профессии есть свои золотые самородки. И они редко высту пают на поверхность сами со бой. В механизаторской специ альности тем ситом, что мо жет отделять их от пустой по роды, являются безнарядные звенья, которые по своей при роде — коллективные настав ники, чья воспитательная сила множится общей ответ ственностью за вверенное поле. Только в хозяйствах таких звеньев пока мало, да и в те, что есть, почему-то молодых, начинающих земледельцев, как правило, не включают. Навер ное, и это идет от недоверия: как бы не напортачили, ведь молодо—зелено. Такое отношение к тем, кто ищет свою тропку в жизни и очень нуждается в крепком плече старших, часто приводит к тому, что они в самый не легкий момент, когда надо твердо шагнуть вперед, оказы ваются на перепутье и, чего греха таить, нередко долго блуждают по ложным дорогам. И .тут вспомййлисЬ мне сло ва . Михаила Писарева: «мой ведущий ». Не даром у летчиков- истребителей, которые всегда сражаются в паре, есть незыб лемый железный закон — не отрываться от ведущего, и тог да пара неуязвима. Раско лол ее враг — дело плохо. Так и в жизни: человек всегда сильнее, когда рядом опытный и мудрый. Не отрывайся от не го, и ты сам поведешь дру гих. Не отрывайся от ведуще- А. ЗАМЯТИН. Рис. М. Ковалева. п О Э Т И ч Е С К А Я р У Б р И К А А. Тамбовская — делегат седьмого Всесоюзного со вещания молодых литера торов. Сегодня мы публи куем новые стики молодой липецкой поэтессы. М О Н А Л И З А Как много раз над скукой п над спешкой И » прош ло го и будущего дня То ль с грустью, то ль с улыбкой, то ль с насмешкой Она глядела пристально в меня. Цвел запад, как кровавая рубаха, Горели танки, рушилась броня. Сквозь годы, смерть — без робости и страха Глядела Мона Лиза ■на меня. Я па безделки золото меняла. Просила чуда, мелочью / заеня. Ни в чем, ни в чем меня не обвиняла, Глядела Мона Лиза на меня. И женщины смеялись у вокзала, И дети шли, и трогался состав. И я кидала взгляд и замирала, Бессмертную средь смертных угадав. * * * Ночной и светлый, теплый—даже странно— Льет дождь, шалун и выдумщик немой. И молодость открылась, будто рана, Нечаянно задетая тобой. А мне казалось — жизнь проходит мимо. Как на экране образ дальних оран. И будто я теперь неуязвима. Но все это — оптический обман. Заводят песню, дерево ли пилят — Все чувствую и вижу неспроста, И жизнь проходит точно и навылет, Как могут только пуля и мечта. А. ТАМБОВСКАЯ. Т АК складывалась судь ба Виктора Петрови ча Слушника —• ему удалось побывать во мно гих уголках нашей страны. Закончив Одесское художест венное училище, он поступил в Академию художеств в Ри ге. Дипломную работу писал на Волге. Какое-то время жил в Средней Азии. С 1959 года — в Липецке. И всякий раз — в Риге ли, в Горьком, в Ленинабаде — чутко вглядывался в окружа ющий его мир, вбирая в себя его краски, его музыку, и мно го писал. Так рождались произведе ния, которые сейчас, спустя почти два десятка лет, я вижу в его мастерской. Невелики размеры этих холстов. Сюже ты просты и незамысловаты. И взгляд поначалу скользит от одного к другому... Как вдруг отчего-то захотелось вер нуться к самой первой работе. На ее подрамнике скромная надпись — «Даугава ». И вся она, словно тихая, незатейли вая мелодия, которая отзвучит, а забудешь ее не скоро. Ху дожник написал день, который мы привыкли называть пас мурным. А у Слушника это — серебристый день, напоенный влагой величавой Даугавы и рассеянным светом невидимого солнца. Художника поразило своеоб разие природы Прибалтики. Так появились «Паланга » и «Зима в Паланге ». Обе работу выдержаны в строгой бело-се рой гамме, легкая сиреневая дымка окутывает тонкие ветви деревьев. Это опять лириче ский пейзаж, краски которого чисты и неярки. Подумалось — кисть Слушника, передавая со стояние природы, в то же вре мя подчиняется его внутренне му состоянию, настроению. Оттого каждая работа, несом ненно, несет в определенной степени печать личности ху дожника, его мироощущение, восприятие окружающей дей ствительности. И СН ОВА! ПОИС К Чтобы до конца убедиться в этом, достаточно взглянуть на этюды, сделанные в ту пору, когда Слушник жил в Средней Азии, отдыхал в Крыму. Изве стно, что южная природа щед ра на резкие контрасты света и тени, яркое солнце делает краски более резкими и соч ными. Ничего этого мы не уви дим у Слушника. И мягкий разлив Сырдарьи, и утренний Ленинабад, и крымские Бай- дарские ворота он пишет, из бегая ярких пятен, сдержанно и спокойно. И это, конечно, уже свой голос, своя манера, которые говорят о восхищении художника природной гармо нией. Живя в Липецке, Слушник по-прежнему много пишет природу. Но среди его работ все чаще встречается городской пейзаж, передающий своеобра зие меняющихся на глазах улиц, целых районов. Появ ляется много графических работ, где точно схвачены ост рые ритмы рабочего города. К первой зональной выстав ке «Край Черноземный » ху дожник приготовил большое полотно «Утро аглофабрики ». В н е й впервые соединил при родные формы с индустриаль ными, сделал это успешно, кар тина получила добрые оценки и была рекомендована на вы ставку «Советская Россия ». Это был первый подступ к большой и сложной теме взаи моотношений индустрии и при роды. Не обойти ее художни ку чуткому и внимательному. Жизнь ставит перед ним мно го вопросов, ответить на кото рые нелегко, непросто. Снова обращается Слушник к Ново липецкому металлургическому заводу. Пишет пятую домну, много рисует, появляется один этюд, другой, третий. На моль берте — новое полотно, работа продолжается, а с ней продол жается и поиск иных ритмов, других красок... Т. СПАССКАЯ. Х Р О Н И К А К У Л Ь Т У Р Н О Й Ж И З Н И «ПЕЙЗАЖИ РОДИНЫ» Так называется выставка, открывшаяся недавно в Елец, ком городском Доме культуры. В ее экспозиции сорок пять живописных работ, раскрыва ющих красоту природы раз личных уголков нашей страны. Среди авторов — известные художники страны. Выставка вызвала большой интерес жителей Ельца. К ВЫБОРАМ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР В Данковском районном До ме культуры создана агитбри гада «Агитато р». Ее програм ма рассказы вает труженикам предприятий и хозяйств о пре имуществах советской избира тельной системы, знакомит с кандидатами в депутаты выс шего органа народной власти. В составе агитколлектива — культпросветработники, биб лиотекари, школьники. КОНКУРС св язисток Во Дворце культуры проф союзов Липецка с большим ус пехом прошел ставший тради ционным вечер «А ну-ка, де вушки !» На этот раз соре вно вались связистки — молодые работницы городского почтам та, телеграфа, телефонной станции. Шесть участниц кон курса рассказывали о своей профессии стихами и песнями, изобретали эскизы рабочей одежды, отвечали на самые разные вопросы, обнаруживая хорошие познания в искусстве. А выиграли в конкурсе, как всегда, самые знающие, самые умелые. Первое место присуж дено Т. Бураковой (городская телефонная станция), второе — поделили — С. Егорова (23-е почтовое отделение), Н. Панкратова (городская те лефонная станция). У НАС НА ГАСТРОЛЯХ... В Липецк на гастроли приез жает солист Московской Госу дарственной филармонии, на родный артист РСФСР Вале рий Климов (скрипка). В про грамме его концерта произве дения Бетховена, Брамса, Сен- Санса, Агабабоза. 22 февраля В. Климов выступит в Елецком музучилище, 23 февраля — в зале областной филармонии. МЕСЯЧНИК КНИГИ В библиотеках области про ходит месячник сельскохозяй ственной книги. Цель его — широкая пропаганда новейших достижений науки и передово го опыта. Десять дней в читальном зале областной научной биб лиотеки экспонировалась вы ставка-просмотр новинок сель скохозяйственной литературы. Для специалистов областного Производственного управления сельского хозяйства был орга низован «День информации », ч итались лекции, проведены библиографические обзоры. Из фондов областной биб лиотеки направлена в районы передвижная выставка книг по актуальным проблемам сельского хозяйства. Месячник закончится встречей за круг лым столом сельских специали стов, научных работников с заместителем главного редак тора журнала «Сельские зори » Г. М. Буро виком. Писатель В. Чернов, известный липчанам своими романами «Не ради славы », «Сын Розовой медведицы », «Изба вление » и другими произведениями, в прошлом году закончил трило гию «Солдаты умирают молча ». Рома н бу дет издан в изда тельстве «Современник ». Ниже мы пе ч атаем главу из этой трилогии. О НИ ГРЫЗЛИ черствые солдатские сухари и за пивали их водой из фля жек. Третья фляжка, где оста валось еше немного спирта, лежала рядом, к ней не прика сались: спирт мог пригодиться раненым. Саврасов время от времени запускал в «сидор » руку и, про цеж ивая сквозь пальцы сухарное крошево, до ставал вместе с патронами ку сочки покрупнее; патроны тут же вшелкивал в пустой рожок, а сухари выкладывал на плащ- палатку. —■Стрелять скоро нечем бу дет, — сказал Залыгин. — Да, нечем. По два рожка на брата. — А сколько Гранат? — Две. — Не густо. Ну да ничего, мы еще подержимся. До вечера дотянем, а там, может быть, помогут. ^ — Ты все еще в это веришь? Залыгин задумался, потом поднес ко рту кусочек сухаря. — Ты понимаешь, Андрей, я жизнь люблю. Ужасно люблю ее, стерву, и поэтому буду стоять за нее до последнего патрона. И она меня, зараза, тоже любит. Вот я и верю. Немцы молчали, мол чали и они, устроившись за камнями, огородив се бя ими, как стенкой. Благо, все плато было в этих камнях — любого размера. Впереди перед ними росло не сколько сосен, высоких, с боль шими иглами. Когда подувал ветер, иголки шелестели как-то У' уютно и по-домашнему. Это успокаивало. Снег, начавший было таять с полудня, снова захряс, но холода от него не ощущалось. Залыгин время рт времени поворачивался лицом к пропасти, откуда сильно тя нуло током теплого, парного от земли и леса воздуха, но там тоже все было тихо; толь ко кричали, летая над лесом, дымчатые 'черноголовые галки, и было интересно смотреть на них сверху. Залыгин все время ощущал, как твердо упирались в камни его ногн. Саврасов тронул его за ру кав. — Гляди... Что-то закопоши лось. Метрах в ста от них в полу- наклонку поднялись две фигу ры за валунами, потом одна припала на камень, другая вы прямилась, в руке ее забелел платок. — Та-ак! — протянул З а лыгин, криво усмехаясь, — Дуньку сватал генерал, чуть штаны не обмарал. — Власовен, — сказал Сав расов. — Вижу. — Э-ге-ей! — выкрикнул человек с платком. — Прошу не стрелять! — и смело пошел на них. На нем была сталисто-зеле- ная гимнастерка, широкий ре мень с бронзовой пряжкой, портупея через плечо и по два кубика на зеленых петлицах. В одной руке он держал за лакированный козырек фураж ку, другой поднимал над седе ющей головой платок. Он был уже не молод, лет сорока, с крупным властным подбород ком, с большим тонкогубым ртом, тонким носом и холодны ми немигающими глазами. Ос тановился в шагах тридцати, видимо, уверенный в себе, в тех неотразимых словах, кото рые он скажет, и в той силе, что стоит за ним. —• Гвардейцы! — произнес он спокойно и негромко. — Мы с уважением относимся к ва шему мужеству. Вы сделали все, что могли в этом неравном для вас бою. Теперь вас оста лось всего два человека, бое припасы на исходе. На помощь со стороны надеяться беспо лезно. Сегодняшнее наступле ние ваших полков по фронту снова захлебнулось. Две остав ленные вами внизу вспомога тельные группы с боем ушли назад. Как видите, я. говорю вам всю правду... Залыгин уже знал, что этот власовский лейтенант нс цйдет назад, он останется здесь, не подалеку от них, независимо от того, что потом будет. Бы ло похоже, что он действитель но нм ничего не лгал и этой своей правдой рассчитывал сломить их сопротивление. —- Вы зачем пришли? — спо койно спросил Залыгин. — Командир нашего гарни- зона господин капитан Крауц предлагает вам сложить ору жие на правах почетных плен ных. Вы понимаете, война есть война — и ничего другого вам предложить не могут. — Ты бы лучше сказал, — не выдержал Саврасов, — за сколько сребрешшков ты, вла совский иуда, продал Родину и теперь продаешь нас? Не ты ли кричал, что заставишь нас пры гать с обрыва без парашюта? — Будьте благоразумны... Я пришел к вам ради ваших жиз ней. — Вот на этот раз вы лжете, лейтенант! — громко сказал Залыгин. — Вы бы ни за что не пошли на переговоры, если бы не заставили немцы. Види те, к ак тяжело быть холуем? В ит а л и й Чернов Власовец горько усмехнулся, словно признавая справедли вость сказанных слов, ответил: — Моя песня в любом случае уже спета. Подумайте о себ.е. Мы тоже понимаем, война под ходит к концу и умирать ни кому не хочется. Даже мне... —' он опустил платок, потом поднял его ко лбу, отер высту пивший на нем пот, очевидно чувствовал, что уйти ему отсю да не суждено. — Я сказал все, решайте, — добавил оши медленно, неуверенно, не ожи дая ответа, стал разворачи ваться к ним спиной. — Лейтенант 1 — крикнул Залыгин. — Повернитесь! Власовец повернулся всем корпусом, как замороженный, в любую секунду ожидая вы стрела, и кто знает, может, прося его у бога, как милости. В глазах уже не было ни твер дости, ни уверенности в себе. Он хорошо видел с высоты сво его роста, что тот, кто говорил с ним, тоже офицер, молодой, совсем юный, нз чета ему, старому солдату, но глаза это го молоденького офицера смот рели бесстрашно, и в них он не заметил затравленной офе- ченности. Он еще раз горько усмехнулся краешком рта, словно говоря этой усмешкой: «Приговоренные к смерти при говаривают к нзй ме ня». У Залыгина не было к нем у ж алости, ни к нему, ни к его сразу поникшей фигуре, ни к его седине: он видел, что это враг, враг беспощадный, давно оторвавший себя от своего на рода — и не по прихоти судь бы, а по убеждению, и смерть ему фактически давно не страшна, что он успел побо роться за жизнь и понял, что проиграл ее и теперь его стра шит будущее. Конечно же, он шел сюда в надежде на легкую смерть. Иначе зачем надо было идхш с ам ому в к ачестве парла ментера, он мог бы послать н солдата, какого-нибудь бойко го на язык заблудшего Мики- ту, которому тоже терять ста ло нечего; иначе зачем он так подчеркнул, что жить хочется даже ему? Жить, безусловно, хочется всем, в этом он прав. Но ведь иной раз и жизнь бы вает страшнее самой черной смерти! — Лейтенант! — повторил Залыгин. — Я тоже сумел оце нить ваше мужество. Но вы на прасно не подумали, что для нас вы изменник и не имеете права быть парламентером. По всем военным законам вы обя заны умереть сейчас... Власовец опустил голову, рука безвольно выронила пла ток, и он, такой легкий и све жий еще, стал падать, как лист бумаги, колыхаясь из стороны в сторону. — Но перед лицом нашей смерти, —- еще тверже сказал Залыгин, — я продляю вам жизнь. За все, что вы сдела ли, вы ответите перед Родиной. Ступайте! Саврасов глянул на Залы гина с тяжелым укором, мед ленно опустил автомат. — Зачем ты дал ему уйти? — спросил немного погодя Саврасов. — Эю же матерый волк! Залыгин пристально посмот рел на него и ответил: — Был матерым. А теперь ничто, мразь, пустое место. Даже пзять его жизнь не захо тели. Он это понял. Пятьдесят метоов в длину по краю у пропасти и два мет ра в ширину — вот и вся тер ритория, которая принадлежа ла им, но это была их терри тория и они за нее дрались; в другое бы время и в другом месте такой лоскут площади, возможно, не имел бы для них никакого значения, но здесь, на каменистом плато, под сеныо редких альпийских со сен, он олицетворял их жизнь. — Эге ей! — закричали со стороны немцев. — Эгей! Рус ские! Вы сдаваться будете или нет? И сразу же русский голос: — Кончайте там, десантни ки! Нам уже все надоело! Залыгин ударил на голое очередью. Потом они оба уви дели, как поднялись из-за кам ней серо-зеленые фигуры вла совцев и, пригибаясь, пошли на них. Немцы, очевидно, за ставили их подняться, чтобы не подвергать себя излишнему риску. Саврасов с Залыгиным встретили поднявшихся корот кими, решительными очередя ми, и те вынуждены были за лечь... Опять наступила тишина. Она обоим им показалась же ланной и ласковой, как пере дышка, как, может быть, пос ледняя отсрочка от того са мого, что неминуемо долж но наступить сегодня, по жалуй, даже до захода солнца. Там, где они ползали, где ле жали, покров снега почти со шел и видна была зелень — яркая, сочная, как на пригре той весенним лучом полянке, и она радовала. На нее сади лись белые неприхотливые ба бочки — вечерние- летуницы и, подрожав крылышками, будто от озноба, вспархивали опять. Вечер вроде наплывал на плато и скатывался. Солнце стояло вбоку и уже совсем не грело, зато небо здесь, навер ху, было широким, разгони стым, а воздух чистым и све жим. Три или четыре пули рико шетом взвизгнули по валунам. Залыгин приподнялся, провел рукой по мокрой груди, опять лег, отвечать на выстрелы не стал. Вспомнились погибшие друзья — Ленька Бакланов и Антон Боголюб, совсем ни к чему вспомнились. Скоро и его не будет. Мать вспомнилась. Говорят, сердце матери — вещее сердце и обману не знает... «Ма-ма, ма-ату-ушка, — поднял глаза Залыгин в синюю даль над лесистыми сопками, мысленно обращаясь туда, к дому, — спаси меня! Помоги! » Й, н аверно, вправду услышало его диво небесное и понесло над горами, под синим небом, в родные края этот священный призыв о помощи к матери, к ее сердцу — да не близок путь был, больно дале ко лежала отсюда Россия, и не успело диво вернуться обратно, неся ему материнское избавле ние от смерти... "А На снимке: художник Вик тор Петрович Слушник за ра ботой в своей мастерской. Фото В. Базылева ★ Несколько лет действует са наторий-профилакторий Ли пецкого тракторного завода, одна из лучших здравниц об ласти. Назначение профилак тория — лечение и профилак тика желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых, нервно соматических и других забо леваний. — В прошлом году, — рас сказала главный врач профи лактория заслуженный врач Якутской АССР Мария Ни колаевна Шепель, — у нас по правили свое здоровье 1467 тракторостроителей. Заводская здравница имеет все необходимое для полноцен ного лечения. Кабинеты осна щены современным медицин ским оборудованием. В общем оздоровительном комплексе широко используются природ ные лечебные факторы: мине ральная вода, лечебные грязи, водо- и физиолечение, клима толечение. Особенно большое внимание в профилактории уделяется лечебному питанию. К услугам отдыхающих в профилактории — цветной те левизор, пианино, библиотека. С лекциями выступают врачи, члены общества «Знание », про водятся вечера отдыха. Посмотрите книгу отзывов и предложений. В ней вы про читаете много теплых слов в адрес медиков, санитарок, всех работников профилакто ВЫСТАВКА СКУЛЬПТУРЫ ТАШКЕНТ. (ТАСС). Респуб ликанская выставка скульпту ры открылась здесь. В экспо зиции представлено более ста произведений, созданных в бронзе, камне и дереве худож никами разных поколений. И* главные герои — наши совре менники. рия, создающих тракторостро ителям все условия для отдыха и лечения. По итогам общественного смотра заводской профилакто рий назван в числе лучших здравниц предприятий Мини стерства тракторного и сель скохозяйственного машино строения СССР. За активное участие в смотре санаториев- профилакториев и успешг/ую работу по оздоровлению тру дящихся завода группа сот рудников награждена Почет ными грамотами Министерства и ЦК профсоюза отрасли. В прошлом году за высокие по казатели в социалистическом соревновании и отличное меди цинское обслуживание тракто розаводцев коллективу «ро- филактория присвоено почетное звание коллектива коммуни стического труда. Чтобы создать еше лучшие условия для оздоровления ра бочих, принято решение о рас ширении профилактория до двухсот мест. Начато строи тельство второго корпуса, а существующее здание будет переоборудовано в лечебный корпус. Предусмотрено расши рение лечебных кабинетов. Ди рекция, партийная и профсоюз ная организации ЛТЗ делают все для того, чтобы сохранить здоровье ■'■ракторозаводцев. М. НАЛИВКИН. В ЗАВОДСКОЙ З Д Р А В Н И Ц Е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz