Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ш В И Ш Ш В Ш В 1 ВЫСОНОЕ ПРИЗВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ Как уж е сообщалось, в липецко м Дворце культуры проф­ союзов состоялся второй областной слет наставников моло де­ жи, обсудивший актуаль ные вопросы повышения роли настав, ничества в по дготовке и воспитании достойной смены рабоче­ го класса в свете требований XXV съез да КПСС и ноябрьского 11979 г.1 Плену ма ЦК КПСС. С докладо м на слете выступил пре дседатель облсовпрофа И. А. Чукихин. Участники слета приняли обращение ко все м рабочим и колхозникам области. , «..СЛЕДУЕТ ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДВИЖЕНИЕ НАСТАВНИКОВ СТАЛО МАССОВЫМ, ОХВАТИЛО ВСЕ УГОЛКИ СТРАНЫ, ВСЕ ЗАВОДЫ , ФАБРИКИ, ШАХТЫ, РУДНИКИ, СТРОЙКИ, КОЛХОЗЫ И СОВ­ ХОЗЫ . ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ, БЛАГОРОДНО* ДЕЛО ...». Л. И. БРЕЖНЕВ Е ж е г о д н о в р аб очие коллективы, ск азал И. А. Чунихин, вливается но­ вое молодое пополнение — око­ ло двадцати тысяч юношей и девушек, выпускников средних школ, профтехучилищ, техни­ кумов. Как добиться, чтобы каждый из них нашел свое мес­ то, быстрее приобрел и закре­ пил теоретические знания на практике, стал квалифициро­ ванным'. специалистом, осознал высокую честь — носить зва­ ние рабочего человека? Поистине неоценимую по­ мощь оказывают в этом добро­ вольные воспитатели молодежи — наставники. Слово «наставник» наполне­ но сегодня особенно большим и благородным смыслом. В коллективах так называют наи­ более авторитетных работни­ ков, которые не только сами показывают образцы комму­ нистического отношения к тру­ ду, но учат этому младших. Без материального вознаграж­ дения, «без всякой платы», как писал В. И. Ленин об участни­ ках Великого почина, они бе­ рут на себя заботу о вступаю­ щем в трудовую жизнь юноше­ стве, по-отцовски, терпеливо пестуют учеников, щедро де­ лятся с ними знаниями, опы­ том. К их числу относятся депу­ тат Верховного Совета СССР, бригадир листопрокатного це­ ха № 3 НЛМЗ коммунист А.Н. Саушкин, мастер механиче­ ского цеха № 1 станкозавода В. П. Тихонов, механизатор совхоза «Колыбельский» Чап* лыгинского района И. Ф. Тру­ шин, слесарь Елецкого маши­ ностроительного завода А. И. Алымов, токарь завода «Сво­ бодный сокол» В. П. Банных, доярка колхоза имени Мичу­ рина Тербунского района А. В. Зверева и многие другие. З А ПОСЛЕДНИЕ годы движение наставничест­ ва обогатилось интерес, ными формами, наполнилось новым содержанием. Сегодня главной чертой его является непрерывйость, коллективность и всесторонность воспитания, которое ведется не только в рабочее время молодежи, но и во время досуга. Хотелось бы особо сказать о наставнике станкостроитель­ ного завода бригадире Ю. Д. Сенцове. Несколько лет он возглавлял лучшую в цехе бригаду, И вот в конце прош­ лого года передал этот кол­ лектив своему бывшему воспи­ таннику, а сам возглавил но­ вую бригаду из недавно посту­ пивших на завод молодых ра­ бочих и вывел ее в передовые. Эта инициатива, безусловно, заслуживает самой высокой похвалы. В газете «Правда» за 16 ок­ тября в статье «Особый дар» рассказывается об одном из •передовых бригадиров-строите- лей Липецкой Магнитки, Герое Социалистического Труда А. А. Сокольских. За свою трудовую жизнь он обучил более сорока молодых рабочих, которые поз­ ж е .сади стали наставниками молодежи. Комплексная брига­ да А. А. Сокольских участво­ вала в сооружении кислородно- конверторного цеха № 2, до­ менной печи .42 6, а сейчас — в строительстве цеха холодной прокатки углеродистой стали НЛМЗ. Где бы ни трудился этот славный коллектив, он всегда показывает образцы вы­ сокой дисциплины. В бригаде здоровый морально-психоло­ гический климат. И не случай­ но молодые рабочие, прошед­ шие в ней трудовую школу, с благодарностью вспоминают своего бригадира, доброго и взыскательного командира про­ изводства. Более трех тысяч наставников занимаются воспитанием моло­ дых тружеников села. Среди них — четырнадцать Героев Социалистического Труда, семь­ десят кавалеров ордена Лени­ на, более тысячи коммунистов. Свыше тридцати лет трудится на полях колхоза «Заря ком­ мунизма» Воловского района бригадир В. Д. Потапов. Две­ надцать трактористов и ком­ байнеров с гордостью называ­ ют себя его учениками. Пере­ довиками производства и ак­ тивистами в общественной жизни стали его питомцы Алек­ сей Плахов, Иван Паршиков, Александр Ершов. Задача закрепления молоде­ жи на селе может быть успеш­ но решена лишь при условии тесного контакта общественно­ сти, школы и семьи. Многие колхозы и совхозы оказывают действенную помощь школам в профориентации учащихся. На­ пример, в Добровском районе ежегодно более двухсот стар­ шеклассников работают в убо­ рочную пору на комбайнах. Каждую зиму около пятисот учащихся старших классов учатся водить машины, владеть доильными аппаратами. В районе стали традицион­ ными встречи молодежи с на­ ставниками, вечера «Рабочий— это звучит гордо», вечера по­ священия в хлеборобы, кон­ курсы профессионального ма­ стерства, праздники первой борозды и другие. О результативности таких воспитательных мероприятий можно судить по показателям: если в 1976 году в области ос­ тались работать в хозяйствах и поступили учиться в сельско­ хозяйственные учебные заведе­ ния 2400 выпускников школ, то в 1979 году — около 3,5 тысячи. В ЕЛИКА роль наставни­ чества в развитии социа­ листического соревнова­ ния молодых рабочих. Научить их секретам мастерства — это еще не все. Старший товарищ должен пробудить в своих пи­ томцах стремление работать сегодня лучше, чем вчера, ов­ ладевать передовыми метода­ ми труда, творчески относить­ ся к делу. Движение наставничества в Совхозе «Красный колос» бла­ готворно влияет на трудовые показатели коллектива и, з конечном счете, на результаты хозяйственной деятельности. В основе всей кадровой политики лежит принцип преемственно­ сти славных, трудовых тради­ ций рабочего класса. Не случай­ но здесь охотно остается моло­ дежь. Парни, ушедшие в ар­ мию, как правило, возвраща­ ются домой. С отеческой забо­ той продуманы вопросы трудо­ устройства, стимулирования работы молодежи. К сожалению, есть и другие примеры. Коллектив тепло­ электроцентрали Новолипец­ кого металлургического завода носит звание коллектива коммунистического труда. Од­ нако социалистические обяза­ тельства энергетиков почти ничем не отличаются от обыч­ ных. При подтверждении зва­ ния вопросы морального обли­ ка работников, соблюдения ими трудовой дисциплины и общест­ венного порядка во внимание не принимаются. По сравнению с 1978 годом число прогулов, других нарушений трудовой дисциплины выросло вдвое. По давляющее большинство нару­ шителей — молодежь и подро­ стки. Видимо, заводские коми­ теты профсоюза и комсомола считают, что звание коллекти­ ва коммунистического труда присваивается, так сказать, по^ жизненно. О ДНИМ из важнейших факторов гармоничного развития советского че­ ловека, роста его социальной активности является высокая правовая культура всех его членов. Процесс формирования со­ циалистического правосознания происходит под влиянием всего уклада нашей жизни. Однако было бы недопустимым пола­ гать, что в правовом воспита­ нии подростков и юношества у нас нет никаких проблем и не­ достатков. Как показывает практика, часть молодых лю­ дей не обладает четким пред­ ставлением о требованиях со- Более 40 лет трудится в ин­ струментальном цехе Чаплы- гннского завода агрегатов то­ карь коммунист Федор Пав­ лович Васин. Специалист высо­ кого класса, он щедро передает свой богатый производствен­ ный опыт молодым работни­ кам. Федор Павлович выполнил план десятой пятилетки и ныне работает в счет сентября 1981 года. Свои изделия он всегда сдает с первого предъявления. Ф. П. Васин — член партбюро, член избирательной комиссии по выборам в местные Советы. За добросовестный труд удар­ ник коммунистического труда Васин награжден Почетной грамотой Министерства трак­ торного и сельскохозяйственно­ го машиностроения. На снимке: (слева направо' Ф. П. Васин с учеником — то­ карем Олегом Виноградовым. Фото М. Манаенкова. циалистическои законности, а это вместе с \ недостатками нравственного воспитания по­ рождает подчас недисциплини­ рованность, потребительское отношение к жизни, ведет по­ рой к различным отступлени­ ям от норм правопорядка. Статистические данные свиде­ тельствуют, что среди правона­ рушителей еще немало моло­ дых людей, запятых в сфере производства, учащихся проф­ техучилищ. Наиболее неблаго­ получными предприятиями и организациями, колхозами и совхозами, учебными заведени­ ями области в этом отношении являются заводы: станкостро­ ительный, монтажных загото­ вок, пусковых двигателей, совхозы «Дубовской» Чаплы- гинского района, «Синдякин- ский» Хлевейского, «Комму­ нар» Усманского, колхоз «Крас­ ное знамя» Лебедянского рай­ онов, а также ТУ №№ 10, 14, 21, 26, СПТУ Ш й 3; 7 9, шко- лд-интернат № 1. Такая обста­ новка объясняется прежде все­ го слабой воспитательной ра­ ботой с людьми, в том числе с молодежью. Некоторые масте­ ра и бригадиры, закрепленные за подростками в качестве на­ ставников, ограничивают свою работу лишь профессиональ­ ной подготовкой подопечного. Можно привести немало при­ меров бездушного, казенного отношения к юношам и девуш­ кам, пришедшим на производ­ ство. В 1978 году из техниче­ ского училища № 2 на цемза- вод было направлено ео с с м ь специалистсв-операторов. Всем им необоснованно были зани­ жены разряды. Из техническо­ го училища № 26 выпускник В. Лихоперскнй был направлен этим летом на работу в СУ-4 треста «Липецкфукдаменгтяж- строй» как специалист-электро­ монтажник. Тём не менее, ру­ ководители управления исполь­ зуют его как арматурщика. Требования к наставнику в свое время хорошо выразил Алексей Стаханов: «Быть на­ ставником может только тот, кто пользуется в коллективе авторитетом, заслуженным го­ дами честного, самоотвержен­ ного труда, у кого есть чему поучиться в профессиональном отношении, и в чисто житей­ ском. Наставник должен быть в чем-то симпатичен подшеф­ ному, без взаимной симпатии в лучшем случае будет обыкно­ венное ученичество... Надо, чтобы у этих людей были вза­ имные интересы, увлечения». На многих предприятиях организована учеба наставни­ ков. К чтению лекций по вопро­ сам педагогики и психологии привлекаются преподаватели вузов, педучилищ, средних школ, а по вопросам правовым — работники суда, прокурату­ ры, милиции. Повышению квалификации способствует систематический обмен опытом работы. На мно­ гих предприятиях организуют­ ся конференции наставников. Заслуживает поддержки ини­ циатива предприятий, клубов, домов и дворцов культуры, соз­ давших кабинеты для общест­ венных воспитателей. При большем внимании и помощи они могут стать центрами изу­ чения и обобщения передового опыта. Уже традиционной стала оценка эффективности движе­ ния наставников по двум ос­ новным критериям: насколько качественно и плодотворно трудятся молодые рабочие, а также, как соблюдают они принципы коммунистической морали вне предприятия. Многогранная самоотвер­ женная работа, проводимая об­ щественными воспитателями, даст заметные результаты. Под их руководством повысили раз­ ряды более двух тысяч юношей- и девушек, овладели смежными профессиями — ^400. . Около восьми тысяч молодых рабочих удостоены почетных званий «Ударник коммунистического труда». Среди них гораздо вы­ ше проиеи4 выполняющих и пе­ ревыполняющих нормы выра­ ботки, чем среди молодежи, ко­ торая не получает помощи от членов своего коллектива. Сни­ жается текучесть молодых ра­ бочих и число нарушений тру­ довой дисциплины. ПОВСЕДНЕВНОЙ ра­ боте по воспитанию мо­ лодой смены профсоюз­ ные и комсомольские органы всегда чувствуют поддержку и помощь партийных комите­ тов. Задачи профсоюзных и ком­ сомольских организаций по развитию наставничества опре­ делены постановлением прези­ диума ВЦСПС и бюро ЦК ВЛКСМ от 24 февраля 1975 года «О дальнейшем развитии массового движения наставни­ ков молодых рабочих и колхоз­ ников» и рекомендациями Все­ союзной научно-практической конференции — «XXV съезд КПСС и пути повышения роли наставничества в коммунисти­ ческом воспитании молодежи», которая состоялась в Ленин­ граде в августе 1977 года. В них четко изложены содержа­ ние, формы и методы настав­ ничества. Партийные, профсоюзные, комсомольские органы исполь­ зуют весь -арсенал средств мо­ рального и материального по­ ощрения лучших наставников. В 1975 году ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ учредили, специаль­ ный знак «Наставник молоде­ жи». На многих предприятиях к в организациях присваивает­ ся звание «Лучший настав­ ник». В то же время не всегда еще применяются все рекомен- В дованные меры поощрения на­ ставников. В развитии движения настав­ ничества немалая роль принад­ лежит областным отраслевым комитетам профсоюзов, горко­ мам и райкомам ВЛКСМ. Од­ нако некоторые из них ограни­ чивают свою роль только сбо­ ром статистических данных с подведомственных предприя­ тий и организаций, не анализи­ руют качественную сторону этого движения. Слабо разви­ то оно на предприятиях маши­ ностроения и приборостроения, в строительных организациях, в сфере обслуживания, в совхо­ зах и колхозах области. В целях повышения роли движения наставничества в трудовых коллективах необхо­ димо регулярно проводить дни наставника, чествование пере­ довых воспитателей молодежи. Наставникам рекомендуется повышать размеры премий, ус­ тановленных положением о премировании за производст­ венную деятельность, а также размеры вознаграждения за ре­ зультаты работы предприятий по итогам года. Их следует поощрять ценными подарками* бесплатными путевками для туристических поездок по стра­ не вместе с молодыми, рабочи­ ми. Наставничество — важней­ шее поручение. Но нередко случается, что воспитатели мо­ лодежи перегружены общест­ венной работой. Надо сделать так, чтобы у наставника рабо­ та с молодежью была единст­ венным и главным делом. Не везде четко организована учеба воспитателей молодежи, особенно по вопросам педаго­ гики и психологии. До сих пор на ряде предпри­ ятий наставничество рассмат­ ривается не как постоянная забота о подрастающей смене, а лишь как форма профессио­ нального обучения. Предстоит преодолеть этот психологиче­ ский барьер у некоторых хо­ зяйственных руководителей. Только совместные усилия всех общественных орга^за- ций под руководством партий­ ных органов будут способст­ вовать новому подъему этого важного, нужного, благородно­ го движения воспитателей мо­ лодого поколения. * * * Обобщению опыта 'работы воспитателей молодежи, анали­ зу различных аспектов настав­ ничества были посвящены вы­ ступления участников слета. О том, как строит свою деятель­ ность совет наставников пред­ приятия, рассказал председа­ тель завкома Липецкого трак­ торного завода А. М. Авдеев. Ежегодно рабочий коллектив пополняют свыше семисот юношей и девушек, и каждый из них не остается без внима- МОЛОДОЙ СМ ЕНЕ — ЗАБОТУ В Е Т Е РА Н О В И З ОБРАЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЛАСТНОГО СЛЕГА НАСТАВНИКОВ КО ВСЕМ РАБОЧИМ И КОЛХОЗНИКАМ Дорогие товарищи! Наш слет прохо дит в зна менательные, вол­ нующие для Род ины дни, когда вся общест­ венно-политическая и трудовая жизнь совет­ ских людей направлена на выполнение задач, пос тавленных XXV съез до м КПСС, ноябрьским (1979г.) Пленумом ЦК КПСС. От имени областного слета наставников мо­ ло дежи мы обращаемся со словами глубокой благо дарности и искренней признательности Центрально му Комитету ро дной Ко ммунисти­ ческой партии, Советскому правительству за постоянную заботу о рабочем классе, его до­ стойн ом пополнении — мол одых тружениках заводов и фабрик, строек, колхозов и совхо­ зов. Еж егодно в цеха и на стройки, на колхозные и совхозные поля, сферу обслуж ивания и транспорт приходит новое, молодое поколе­ ние. Помочь юношам и девушкам овладеть выбранной специальностью, стать сознатель­ ными и активными участниками коммунисти­ ческого строительства, научить их свято бе­ речь и приумножать славные боевые и трудо­ вые традиции нашего народа, горячо любить Советскую Родину — это патриотический долг старшего поколения рабочего класса и кол­ хозного крестьянства. Тысячи ветеранов труда, передовиков про­ изводства Липецкой области являются сейчас наставниками молодеж и. Они помогают ей овладеть рабочей специальностью» учат твор­ чески трудиться, дорож ить честью и достоин­ ством советского рабочего. Для юношей и девушек рабочие наставники стали не просто старшими по работе, но и примером высокой нравственности и морали. Мы обращаемся ко всем передовикам про­ мышленности, строительства, транспорта, сфе­ ры обслуживания, сельского хозяйства, ко всем кадровым рабочим и колхозникам, ин ж енерно-техническим работникам и служ а­ щим с призывом окружить вниманием и за ботой каждого юношу и девушку, которые пришли в ваш коллектив, терпеливо и настой­ чиво прививать им любовь к своей профес­ сии, быть строгими, взыскательными друзья­ ми, стремиться воспитать молодого рабочего культурным человеком, достойным продол­ жателем лучших традиций советского рабоче­ го. Взять на себя ответственность за воспита­ ние трудовой смены — высокая честь и по­ четная обязанность. Мы призываем повсеместно поддерживать и распространять опыт коллективного настав­ ничества. Мы обращаемся к передовым коллективам бригад, участков, смен, ферм, цехов — взять постоянное шефство над отстающими коллек тивами. Пусть лозунг «Работать без отстаю­ щих» станет законом жизни каждого из нас. Дорогие товарищи! В ответ на постоянную заботу партии о ра бочем классе расширим ряды наставников отдадим все силы и знания, профессиональ ное мастерство и энергию формированию у молодежи активней жизненной позиции и тем самым внесем достойный вклад в воспитание подрастающего поколения во имя осуществ­ ления решений XXV съезда КПСС, величест­ венных задач коммунистического строитель ства. ния старших Товарищей. На заводе организовано индиви­ дуальное шефство кадровых рабочих, молодых коммуни­ стов, комсомольских активи­ стов над «трудными» подрост­ ками, стоящими на учете в ин­ спекции по делам несовершен­ нолетних. Совет наставников осуществляет координацию воспитательной работы всех це­ ховых общественных организа­ ций, Дворца культуры, моло­ дежных общежитий, организу­ ет общезаводские массовые мероприятия. Воспитание достойной моло­ дой смены рабочего класса должно начинаться еще со школьной скамьи. И долг ра­ бочего коллектива активно по­ могать школе в профориента­ ционной работе с учащимися, создать все условия для их трудовой подготовки. О связях с подшефной школой № 3 рас­ сказал директор Лебедянского машиностроительного завода Н. В. Волынчиков. Два года назад на предприя­ тии был создай учебко-произ­ водственный участок. Под на­ чалом наставников-мастеров учащиеся 9—10-х классов обу­ чаются профессии станочника: изучают теорию, учатся разби­ раться в чертежах, выполняют практические задания. В этом году 49 юношей и девушек вместе с аттестатом зрелости получили удостовере­ ния о присвоении рабочего раз­ ряда, и тридцать из них оста­ лись на заводе. Торжественно, геем коллективом отметили их посвящение в рабочие, лучших наградили Почетными грамо­ тами, подарками, а их родите­ лям были посланы благодарст­ венные письма. О задачах комсомольских ор­ ганизаций в развитии движе­ ния наставничества говорил первый секретарь Липецкого обкома ВЛКСМ П. Т. Горлов. Пришло время, когда это дви­ жение должно расширить с*фе- ру своего влияния, получить широкое распространение не только в промышленности, строительстве, но и в учебных заведениях, на предприятиях службы быта. Г1. Т. Горлов внес предложе­ ние по дальнейшему развитию движения наставничества в об­ ласти, и в частности, по улуч­ шению педагогической подго­ товки воспитателей молодежи. Видимо, настало время объеди­ нять усилия партийных, проф­ союзных и комсомольских ор­ ганов и создать на обществен­ ных началах областной универ­ ситет наставничества. О том, как организована ра­ бота совета наставников Но- волнпецкого металлургическо­ го завода рассказал председа­ тель совета В, В. Васильев. В совете создано несколько сек­ ций: производственная, орга­ низационная, учебная, бытовая и культурно-массовая. Совет осуществляет руководство це­ ховыми советами, проводит ежеквартально совещания с их председателями, заводские конкурсы «Лучший по профес­ сии», уделяет большое внима­ ние учебе и обобщению опыта работы ^улших воспитателей молодежи.ЛЗ 25 цехах предпри­ ятия созданы специальные уголки, при народном универ­ ситете действует факультет наставников. Сложившаяся си­ стема по воспитанию молодой смены дает неплохие результа­ ты. Так, за два последних года на заводе снизились текучесть, число правонарушений среди молодых рабочих. — Подростковый возраст — ответственный период в про­ цессе нравственного, идейного и физического становления че­ ловека,— сказал в своем вы­ ступлении мастер Липецкого станкозавода М . 3. Климко. Он рассказал, как коллектив его цеха работает с подростка­ ми. Чтобы привить новичкам любовь к профессии, их с пер­ вых же дней знакомят с исто­ рией завода, с лучшими его людьми, показывают образцы продукции. Молодых привлекают к вне­ дрению рацпредложений и да­ же к разработке новейших технологических процессов. Когда же приходит успех, о кем сообщают на пятиминутке, по заводскому радио. Не ску­ пятся здесь на похвалу, '-ведь давно известно—самое малень­ кое поощрение действует на воспитуемого во много раз сильнее, чем серия дисципли­ нарных взысканий. — Для успешного развития сельского производства,— под­ черкнул в своем выступлении секретарь парткома колхоза имени Чапаева Добринского района В. А. Гущин,— важней­ шее значение имеет проблема закрепления молодежи на селе. В. А. Гущин поделился опы­ том совместной работы по профессиональной ориентации молодежи, которую проводят партком, правление колхоза п Срсдне-Матренский сельский Совет народных депутатов. По сути дела, колхоз и сельсовет являются коллективными на­ ставниками ребят. Специали­ сты хозяйства, механизаторы и животноводы имеют свои подшефные классы, часто встречаются со школьниками, беседуют о делах производства. Подходит время сельских ра­ бот — многие старшеклассники садятся за руль трактора, встают у штурвала комбайна. А трудовые навыки ребята приобретают в ученической производственной бригаде, ко­ торую помогли организовать шефы. Развивается в хозяйстве и индивидуальное наставничест­ во. Отличными воспитателями молодых стали механизатор Д. М. Чернышов, свекловични­ ца Г. В. Гущина, экономист II. С. Панова и многие другие.- Молодым помогают не только освоить любимую профессию, но и заботятся, чтобы быт их был хорошо налажен, чтобы интересно проводили они свое свободное время. И вот результат. Сейчас в колхозе 118 молодых производ­ ственников. Особенно много» молодых — почти восемьдесят процентов—среди механизато­ ров. Среди специалистов чуть меньше половины — люди в возрасте до тридцати лет. Важность развития коллек­ тивных форм наставничества подчеркнул бригадир управле­ ния «Металлургнрокатмон- таж-1» Б. Н. Григорьев. Еже­ годно строительные бригады управления пополняют выпуск­ ники липецкого ТУ № 20. В бригаде, где работает Б. Н. Григорьев, стараются, чтобы ребята сразу же вошли в жизнь коллектива. Их знако­ мят с социалистическими обя­ зательствами, стараются обес­ печить все условия для произ­ водительного труда. При этом большую помощь оказывает бригадный подряд, ; который, как убедился на лич­ ном опыте наставник, во мно- к том способствует укреплению трудовой дисциплины, сплачи­ вает людей, повышает ответст­ венность каждого рабочего. О роли развития движения наставничества в службе быта говорила закройщица, „Елецкой фабрики ремонта и пошива н< одежды Т. В. Дятлова. На предприятии основной формой ' стало индивидуальное шефство над новичками — этого требу- , ет специфика производства. К воспитательной работе привле­ чено около шестидесяти луч- шнх кадровых работниц. Заключая свое выступление, Т. В. Дятлова сказала: — Сегодняшний сл е т— хо­ рошая школа для нас, настав­ ников. Уезжаем нз Липецка с возросшим желанием , внести достойной вклад в дело воспи­ тания молодой рабочей смены. « С П А С И Б О » - I В С Е Й Д У Ш И Неофициальная часть слета, посвященная чествованию вос­ питателей молодежи области, была по-особенному празднич­ ной. Около двадцати наставников поднялись в этот вечер на сце­ ну Дворца культуры. Со словами благодарности за неутомимый и благородный труд обратился к ним секре­ тарь облсовпрофа В. А. Маль­ гин. Большой группе были вру­ чены знаки ЦК ВЛКСМ «На­ ставник молодежи», ценные подарки. А затем на сцену были при­ глашены наставницы — шли­ фовщица завода «Свободный сокол» II. Д Курилова, мастер по пошиву легкого платья ли­ пецкого Дома быта Л. А. Дро- жина, повар столовой № 40 В. А. Жукова, бригадир маля­ ров строительного управления А. С. Пчельникова. Интересными были их рас­ сказы о том, как они сделали выбор профессии. Наталья Дмитриевна Курилова, окон­ чив елецкое училище, несколь­ ко лет работала швеей. Но все эти годы она мечтала о заво­ де. Там трудились ее родители. Вот и решила она, что дело надо все-таки выбирать по ду­ ше. Стала шлифовщицей, в совершенстве освоила профес­ сию, так, что скоро к ней об­ ратились с просьбой — помочь учить молодых рабочих. Десят­ ки юношей и девушек обязаны ей мастерством. Она привива­ ла им не только любовь к де­ лу. Ее бывшая ученица Валя Седых, рабочая завода, при­ сутствующая на слете, подели­ лась тем, как много сделала ее наставница лично для нее. Именно Курилова посоветова­ ла девушке поступить в поли­ технический институт, всегда помогала, была во всем стар­ шим другом и советчицей. — Спасибо Вам от всей ду­ ши, Наталья Дмитриевна,— сказала Валя.— за доброту и сердечное^ Более 1 десяти лет обучает девушек ^профессии маляра А. С. Пчельникова. В основном к ней приходят выпускники ТУ № 21, За эти годы у нее в бригаде побывало более ста девушек. Овладев мастерством, они уходят в другие бригады, многие из них сами становятся воспитателями молодежи. Ее питомцы строили КамАЗ, тру­ дятся на возведении олимпий­ ских объектов в столице, на ударной стройке — ЦХП Ли­ пецкой Магнитки. Одна из ее воспитанниц Валя Скопинцева сейчас руководит комсомоль­ ско-молодежным коллективом на ЦХП, который соревнуется с бригадой наставницы. — Иногда приходится и ус­ тупать первенство молодым,— с улыбкой сказала А. С. Пчель­ никова. — Но, право я«, это только радует. В Липецкой автоколонне № 1143 трудятся Леоновы — отец, сын и дочь. Глава семьи, Василий Сергеевич, — лучший бригадир водителей, лучший рационализатор, ударник ком­ мунистического труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знаме­ ни. Василий Сергеевич, к тому же,— лучший наставник. На слете Василий Сергеевич припомнил, как давал первые уроки профессионального ма­ стерства сыну Дмитрию, как учил его не только быть хоро­ шим водителем, но и настоя­ щим рабочим человеком. С тех пор старший Леонов и стал в коллективе шефствовать нал молодыми водителями. Многим нз них он дал путевку в тру­ довую жизнь. Примечательно, что и Дмит­ рий Леонов унаследовал от от­ ца воспитательские наклонно­ сти. — Мастерству наставника,— сказал он,— я по сеи день учусь у отца. Может возник­ нуть вопрос: зачем это мне, молодому водителю? Отвечу: наставничество помогает нам выполнять взятые обязательст­ ва. Бригада, возглавляемая Д. Леоновым, награждена зна­ ком ПК ВЛКСМ «За трудовую доблесть», Почетным дипло­ мом Министерства автотранс­ порта и шоссейных дорог и ЦК профсоюза, ей присвоено звание коллектива имени 60- легия ВЛКСМ. Дважды — за три года со дня организации— бригаде присуждалось Крас­ ное знамя ПК ВЛКСМ. Това­ рищи Дмитрия Леонова внед­ рили 15 рационализаторских предложений с экономическим эффектом более 13 тысяч руб­ лей. Вот что значит — коллек­ тивное наставничество! После окончания Харьков­ ского автодорожного институ­ та, получив специальность ин- женера-экономиста, пришла в ту же автоколонну, где рабо­ тают отец и брат, и Людмила. Дети выбирают профессию родителей. Это естественно: ведь в нашей стране труд — дело чести, доблести и геройст­ ва. Самых высоких правитель­ ственных наград удостаивает страна рабочих людей. Их и многих других — лучших пред­ ставителей двенадцатитысяч- ной армии воспитателей моло­ дежи — тепло и сердечно чест­ вовали в этот вечер. Для них звучали слова бла­ годарности родителей, моло­ дых рабочих, представителей общественности. Для них звуча­ ли песни, стихи, музыка. А на­ родный пионерский ансамбль «Родничок» 'Дворца культуры профсоюзов показал гостям большую праздничную про­ грамму. Л ДУБИНА. Т. СПАССКАЯ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz