Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
Ш В И Ш Ш В Ш В 1 ВЫСОНОЕ ПРИЗВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ Как уж е сообщалось, в липецко м Дворце культуры проф союзов состоялся второй областной слет наставников моло де жи, обсудивший актуаль ные вопросы повышения роли настав, ничества в по дготовке и воспитании достойной смены рабоче го класса в свете требований XXV съез да КПСС и ноябрьского 11979 г.1 Плену ма ЦК КПСС. С докладо м на слете выступил пре дседатель облсовпрофа И. А. Чукихин. Участники слета приняли обращение ко все м рабочим и колхозникам области. , «..СЛЕДУЕТ ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДВИЖЕНИЕ НАСТАВНИКОВ СТАЛО МАССОВЫМ, ОХВАТИЛО ВСЕ УГОЛКИ СТРАНЫ, ВСЕ ЗАВОДЫ , ФАБРИКИ, ШАХТЫ, РУДНИКИ, СТРОЙКИ, КОЛХОЗЫ И СОВ ХОЗЫ . ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ, БЛАГОРОДНО* ДЕЛО ...». Л. И. БРЕЖНЕВ Е ж е г о д н о в р аб очие коллективы, ск азал И. А. Чунихин, вливается но вое молодое пополнение — око ло двадцати тысяч юношей и девушек, выпускников средних школ, профтехучилищ, техни кумов. Как добиться, чтобы каждый из них нашел свое мес то, быстрее приобрел и закре пил теоретические знания на практике, стал квалифициро ванным'. специалистом, осознал высокую честь — носить зва ние рабочего человека? Поистине неоценимую по мощь оказывают в этом добро вольные воспитатели молодежи — наставники. Слово «наставник» наполне но сегодня особенно большим и благородным смыслом. В коллективах так называют наи более авторитетных работни ков, которые не только сами показывают образцы комму нистического отношения к тру ду, но учат этому младших. Без материального вознаграж дения, «без всякой платы», как писал В. И. Ленин об участни ках Великого почина, они бе рут на себя заботу о вступаю щем в трудовую жизнь юноше стве, по-отцовски, терпеливо пестуют учеников, щедро де лятся с ними знаниями, опы том. К их числу относятся депу тат Верховного Совета СССР, бригадир листопрокатного це ха № 3 НЛМЗ коммунист А.Н. Саушкин, мастер механиче ского цеха № 1 станкозавода В. П. Тихонов, механизатор совхоза «Колыбельский» Чап* лыгинского района И. Ф. Тру шин, слесарь Елецкого маши ностроительного завода А. И. Алымов, токарь завода «Сво бодный сокол» В. П. Банных, доярка колхоза имени Мичу рина Тербунского района А. В. Зверева и многие другие. З А ПОСЛЕДНИЕ годы движение наставничест ва обогатилось интерес, ными формами, наполнилось новым содержанием. Сегодня главной чертой его является непрерывйость, коллективность и всесторонность воспитания, которое ведется не только в рабочее время молодежи, но и во время досуга. Хотелось бы особо сказать о наставнике станкостроитель ного завода бригадире Ю. Д. Сенцове. Несколько лет он возглавлял лучшую в цехе бригаду, И вот в конце прош лого года передал этот кол лектив своему бывшему воспи таннику, а сам возглавил но вую бригаду из недавно посту пивших на завод молодых ра бочих и вывел ее в передовые. Эта инициатива, безусловно, заслуживает самой высокой похвалы. В газете «Правда» за 16 ок тября в статье «Особый дар» рассказывается об одном из •передовых бригадиров-строите- лей Липецкой Магнитки, Герое Социалистического Труда А. А. Сокольских. За свою трудовую жизнь он обучил более сорока молодых рабочих, которые поз ж е .сади стали наставниками молодежи. Комплексная брига да А. А. Сокольских участво вала в сооружении кислородно- конверторного цеха № 2, до менной печи .42 6, а сейчас — в строительстве цеха холодной прокатки углеродистой стали НЛМЗ. Где бы ни трудился этот славный коллектив, он всегда показывает образцы вы сокой дисциплины. В бригаде здоровый морально-психоло гический климат. И не случай но молодые рабочие, прошед шие в ней трудовую школу, с благодарностью вспоминают своего бригадира, доброго и взыскательного командира про изводства. Более трех тысяч наставников занимаются воспитанием моло дых тружеников села. Среди них — четырнадцать Героев Социалистического Труда, семь десят кавалеров ордена Лени на, более тысячи коммунистов. Свыше тридцати лет трудится на полях колхоза «Заря ком мунизма» Воловского района бригадир В. Д. Потапов. Две надцать трактористов и ком байнеров с гордостью называ ют себя его учениками. Пере довиками производства и ак тивистами в общественной жизни стали его питомцы Алек сей Плахов, Иван Паршиков, Александр Ершов. Задача закрепления молоде жи на селе может быть успеш но решена лишь при условии тесного контакта общественно сти, школы и семьи. Многие колхозы и совхозы оказывают действенную помощь школам в профориентации учащихся. На пример, в Добровском районе ежегодно более двухсот стар шеклассников работают в убо рочную пору на комбайнах. Каждую зиму около пятисот учащихся старших классов учатся водить машины, владеть доильными аппаратами. В районе стали традицион ными встречи молодежи с на ставниками, вечера «Рабочий— это звучит гордо», вечера по священия в хлеборобы, кон курсы профессионального ма стерства, праздники первой борозды и другие. О результативности таких воспитательных мероприятий можно судить по показателям: если в 1976 году в области ос тались работать в хозяйствах и поступили учиться в сельско хозяйственные учебные заведе ния 2400 выпускников школ, то в 1979 году — около 3,5 тысячи. В ЕЛИКА роль наставни чества в развитии социа листического соревнова ния молодых рабочих. Научить их секретам мастерства — это еще не все. Старший товарищ должен пробудить в своих пи томцах стремление работать сегодня лучше, чем вчера, ов ладевать передовыми метода ми труда, творчески относить ся к делу. Движение наставничества в Совхозе «Красный колос» бла готворно влияет на трудовые показатели коллектива и, з конечном счете, на результаты хозяйственной деятельности. В основе всей кадровой политики лежит принцип преемственно сти славных, трудовых тради ций рабочего класса. Не случай но здесь охотно остается моло дежь. Парни, ушедшие в ар мию, как правило, возвраща ются домой. С отеческой забо той продуманы вопросы трудо устройства, стимулирования работы молодежи. К сожалению, есть и другие примеры. Коллектив тепло электроцентрали Новолипец кого металлургического завода носит звание коллектива коммунистического труда. Од нако социалистические обяза тельства энергетиков почти ничем не отличаются от обыч ных. При подтверждении зва ния вопросы морального обли ка работников, соблюдения ими трудовой дисциплины и общест венного порядка во внимание не принимаются. По сравнению с 1978 годом число прогулов, других нарушений трудовой дисциплины выросло вдвое. По давляющее большинство нару шителей — молодежь и подро стки. Видимо, заводские коми теты профсоюза и комсомола считают, что звание коллекти ва коммунистического труда присваивается, так сказать, по^ жизненно. О ДНИМ из важнейших факторов гармоничного развития советского че ловека, роста его социальной активности является высокая правовая культура всех его членов. Процесс формирования со циалистического правосознания происходит под влиянием всего уклада нашей жизни. Однако было бы недопустимым пола гать, что в правовом воспита нии подростков и юношества у нас нет никаких проблем и не достатков. Как показывает практика, часть молодых лю дей не обладает четким пред ставлением о требованиях со- Более 40 лет трудится в ин струментальном цехе Чаплы- гннского завода агрегатов то карь коммунист Федор Пав лович Васин. Специалист высо кого класса, он щедро передает свой богатый производствен ный опыт молодым работни кам. Федор Павлович выполнил план десятой пятилетки и ныне работает в счет сентября 1981 года. Свои изделия он всегда сдает с первого предъявления. Ф. П. Васин — член партбюро, член избирательной комиссии по выборам в местные Советы. За добросовестный труд удар ник коммунистического труда Васин награжден Почетной грамотой Министерства трак торного и сельскохозяйственно го машиностроения. На снимке: (слева направо' Ф. П. Васин с учеником — то карем Олегом Виноградовым. Фото М. Манаенкова. циалистическои законности, а это вместе с \ недостатками нравственного воспитания по рождает подчас недисциплини рованность, потребительское отношение к жизни, ведет по рой к различным отступлени ям от норм правопорядка. Статистические данные свиде тельствуют, что среди правона рушителей еще немало моло дых людей, запятых в сфере производства, учащихся проф техучилищ. Наиболее неблаго получными предприятиями и организациями, колхозами и совхозами, учебными заведени ями области в этом отношении являются заводы: станкостро ительный, монтажных загото вок, пусковых двигателей, совхозы «Дубовской» Чаплы- гинского района, «Синдякин- ский» Хлевейского, «Комму нар» Усманского, колхоз «Крас ное знамя» Лебедянского рай онов, а также ТУ №№ 10, 14, 21, 26, СПТУ Ш й 3; 7 9, шко- лд-интернат № 1. Такая обста новка объясняется прежде все го слабой воспитательной ра ботой с людьми, в том числе с молодежью. Некоторые масте ра и бригадиры, закрепленные за подростками в качестве на ставников, ограничивают свою работу лишь профессиональ ной подготовкой подопечного. Можно привести немало при меров бездушного, казенного отношения к юношам и девуш кам, пришедшим на производ ство. В 1978 году из техниче ского училища № 2 на цемза- вод было направлено ео с с м ь специалистсв-операторов. Всем им необоснованно были зани жены разряды. Из техническо го училища № 26 выпускник В. Лихоперскнй был направлен этим летом на работу в СУ-4 треста «Липецкфукдаменгтяж- строй» как специалист-электро монтажник. Тём не менее, ру ководители управления исполь зуют его как арматурщика. Требования к наставнику в свое время хорошо выразил Алексей Стаханов: «Быть на ставником может только тот, кто пользуется в коллективе авторитетом, заслуженным го дами честного, самоотвержен ного труда, у кого есть чему поучиться в профессиональном отношении, и в чисто житей ском. Наставник должен быть в чем-то симпатичен подшеф ному, без взаимной симпатии в лучшем случае будет обыкно венное ученичество... Надо, чтобы у этих людей были вза имные интересы, увлечения». На многих предприятиях организована учеба наставни ков. К чтению лекций по вопро сам педагогики и психологии привлекаются преподаватели вузов, педучилищ, средних школ, а по вопросам правовым — работники суда, прокурату ры, милиции. Повышению квалификации способствует систематический обмен опытом работы. На мно гих предприятиях организуют ся конференции наставников. Заслуживает поддержки ини циатива предприятий, клубов, домов и дворцов культуры, соз давших кабинеты для общест венных воспитателей. При большем внимании и помощи они могут стать центрами изу чения и обобщения передового опыта. Уже традиционной стала оценка эффективности движе ния наставников по двум ос новным критериям: насколько качественно и плодотворно трудятся молодые рабочие, а также, как соблюдают они принципы коммунистической морали вне предприятия. Многогранная самоотвер женная работа, проводимая об щественными воспитателями, даст заметные результаты. Под их руководством повысили раз ряды более двух тысяч юношей- и девушек, овладели смежными профессиями — ^400. . Около восьми тысяч молодых рабочих удостоены почетных званий «Ударник коммунистического труда». Среди них гораздо вы ше проиеи4 выполняющих и пе ревыполняющих нормы выра ботки, чем среди молодежи, ко торая не получает помощи от членов своего коллектива. Сни жается текучесть молодых ра бочих и число нарушений тру довой дисциплины. ПОВСЕДНЕВНОЙ ра боте по воспитанию мо лодой смены профсоюз ные и комсомольские органы всегда чувствуют поддержку и помощь партийных комите тов. Задачи профсоюзных и ком сомольских организаций по развитию наставничества опре делены постановлением прези диума ВЦСПС и бюро ЦК ВЛКСМ от 24 февраля 1975 года «О дальнейшем развитии массового движения наставни ков молодых рабочих и колхоз ников» и рекомендациями Все союзной научно-практической конференции — «XXV съезд КПСС и пути повышения роли наставничества в коммунисти ческом воспитании молодежи», которая состоялась в Ленин граде в августе 1977 года. В них четко изложены содержа ние, формы и методы настав ничества. Партийные, профсоюзные, комсомольские органы исполь зуют весь -арсенал средств мо рального и материального по ощрения лучших наставников. В 1975 году ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ учредили, специаль ный знак «Наставник молоде жи». На многих предприятиях к в организациях присваивает ся звание «Лучший настав ник». В то же время не всегда еще применяются все рекомен- В дованные меры поощрения на ставников. В развитии движения настав ничества немалая роль принад лежит областным отраслевым комитетам профсоюзов, горко мам и райкомам ВЛКСМ. Од нако некоторые из них ограни чивают свою роль только сбо ром статистических данных с подведомственных предприя тий и организаций, не анализи руют качественную сторону этого движения. Слабо разви то оно на предприятиях маши ностроения и приборостроения, в строительных организациях, в сфере обслуживания, в совхо зах и колхозах области. В целях повышения роли движения наставничества в трудовых коллективах необхо димо регулярно проводить дни наставника, чествование пере довых воспитателей молодежи. Наставникам рекомендуется повышать размеры премий, ус тановленных положением о премировании за производст венную деятельность, а также размеры вознаграждения за ре зультаты работы предприятий по итогам года. Их следует поощрять ценными подарками* бесплатными путевками для туристических поездок по стра не вместе с молодыми, рабочи ми. Наставничество — важней шее поручение. Но нередко случается, что воспитатели мо лодежи перегружены общест венной работой. Надо сделать так, чтобы у наставника рабо та с молодежью была единст венным и главным делом. Не везде четко организована учеба воспитателей молодежи, особенно по вопросам педаго гики и психологии. До сих пор на ряде предпри ятий наставничество рассмат ривается не как постоянная забота о подрастающей смене, а лишь как форма профессио нального обучения. Предстоит преодолеть этот психологиче ский барьер у некоторых хо зяйственных руководителей. Только совместные усилия всех общественных орга^за- ций под руководством партий ных органов будут способст вовать новому подъему этого важного, нужного, благородно го движения воспитателей мо лодого поколения. * * * Обобщению опыта 'работы воспитателей молодежи, анали зу различных аспектов настав ничества были посвящены вы ступления участников слета. О том, как строит свою деятель ность совет наставников пред приятия, рассказал председа тель завкома Липецкого трак торного завода А. М. Авдеев. Ежегодно рабочий коллектив пополняют свыше семисот юношей и девушек, и каждый из них не остается без внима- МОЛОДОЙ СМ ЕНЕ — ЗАБОТУ В Е Т Е РА Н О В И З ОБРАЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЛАСТНОГО СЛЕГА НАСТАВНИКОВ КО ВСЕМ РАБОЧИМ И КОЛХОЗНИКАМ Дорогие товарищи! Наш слет прохо дит в зна менательные, вол нующие для Род ины дни, когда вся общест венно-политическая и трудовая жизнь совет ских людей направлена на выполнение задач, пос тавленных XXV съез до м КПСС, ноябрьским (1979г.) Пленумом ЦК КПСС. От имени областного слета наставников мо ло дежи мы обращаемся со словами глубокой благо дарности и искренней признательности Центрально му Комитету ро дной Ко ммунисти ческой партии, Советскому правительству за постоянную заботу о рабочем классе, его до стойн ом пополнении — мол одых тружениках заводов и фабрик, строек, колхозов и совхо зов. Еж егодно в цеха и на стройки, на колхозные и совхозные поля, сферу обслуж ивания и транспорт приходит новое, молодое поколе ние. Помочь юношам и девушкам овладеть выбранной специальностью, стать сознатель ными и активными участниками коммунисти ческого строительства, научить их свято бе речь и приумножать славные боевые и трудо вые традиции нашего народа, горячо любить Советскую Родину — это патриотический долг старшего поколения рабочего класса и кол хозного крестьянства. Тысячи ветеранов труда, передовиков про изводства Липецкой области являются сейчас наставниками молодеж и. Они помогают ей овладеть рабочей специальностью» учат твор чески трудиться, дорож ить честью и достоин ством советского рабочего. Для юношей и девушек рабочие наставники стали не просто старшими по работе, но и примером высокой нравственности и морали. Мы обращаемся ко всем передовикам про мышленности, строительства, транспорта, сфе ры обслуживания, сельского хозяйства, ко всем кадровым рабочим и колхозникам, ин ж енерно-техническим работникам и служ а щим с призывом окружить вниманием и за ботой каждого юношу и девушку, которые пришли в ваш коллектив, терпеливо и настой чиво прививать им любовь к своей профес сии, быть строгими, взыскательными друзья ми, стремиться воспитать молодого рабочего культурным человеком, достойным продол жателем лучших традиций советского рабоче го. Взять на себя ответственность за воспита ние трудовой смены — высокая честь и по четная обязанность. Мы призываем повсеместно поддерживать и распространять опыт коллективного настав ничества. Мы обращаемся к передовым коллективам бригад, участков, смен, ферм, цехов — взять постоянное шефство над отстающими коллек тивами. Пусть лозунг «Работать без отстаю щих» станет законом жизни каждого из нас. Дорогие товарищи! В ответ на постоянную заботу партии о ра бочем классе расширим ряды наставников отдадим все силы и знания, профессиональ ное мастерство и энергию формированию у молодежи активней жизненной позиции и тем самым внесем достойный вклад в воспитание подрастающего поколения во имя осуществ ления решений XXV съезда КПСС, величест венных задач коммунистического строитель ства. ния старших Товарищей. На заводе организовано индиви дуальное шефство кадровых рабочих, молодых коммуни стов, комсомольских активи стов над «трудными» подрост ками, стоящими на учете в ин спекции по делам несовершен нолетних. Совет наставников осуществляет координацию воспитательной работы всех це ховых общественных организа ций, Дворца культуры, моло дежных общежитий, организу ет общезаводские массовые мероприятия. Воспитание достойной моло дой смены рабочего класса должно начинаться еще со школьной скамьи. И долг ра бочего коллектива активно по могать школе в профориента ционной работе с учащимися, создать все условия для их трудовой подготовки. О связях с подшефной школой № 3 рас сказал директор Лебедянского машиностроительного завода Н. В. Волынчиков. Два года назад на предприя тии был создай учебко-произ водственный участок. Под на чалом наставников-мастеров учащиеся 9—10-х классов обу чаются профессии станочника: изучают теорию, учатся разби раться в чертежах, выполняют практические задания. В этом году 49 юношей и девушек вместе с аттестатом зрелости получили удостовере ния о присвоении рабочего раз ряда, и тридцать из них оста лись на заводе. Торжественно, геем коллективом отметили их посвящение в рабочие, лучших наградили Почетными грамо тами, подарками, а их родите лям были посланы благодарст венные письма. О задачах комсомольских ор ганизаций в развитии движе ния наставничества говорил первый секретарь Липецкого обкома ВЛКСМ П. Т. Горлов. Пришло время, когда это дви жение должно расширить с*фе- ру своего влияния, получить широкое распространение не только в промышленности, строительстве, но и в учебных заведениях, на предприятиях службы быта. Г1. Т. Горлов внес предложе ние по дальнейшему развитию движения наставничества в об ласти, и в частности, по улуч шению педагогической подго товки воспитателей молодежи. Видимо, настало время объеди нять усилия партийных, проф союзных и комсомольских ор ганов и создать на обществен ных началах областной универ ситет наставничества. О том, как организована ра бота совета наставников Но- волнпецкого металлургическо го завода рассказал председа тель совета В, В. Васильев. В совете создано несколько сек ций: производственная, орга низационная, учебная, бытовая и культурно-массовая. Совет осуществляет руководство це ховыми советами, проводит ежеквартально совещания с их председателями, заводские конкурсы «Лучший по профес сии», уделяет большое внима ние учебе и обобщению опыта работы ^улших воспитателей молодежи.ЛЗ 25 цехах предпри ятия созданы специальные уголки, при народном универ ситете действует факультет наставников. Сложившаяся си стема по воспитанию молодой смены дает неплохие результа ты. Так, за два последних года на заводе снизились текучесть, число правонарушений среди молодых рабочих. — Подростковый возраст — ответственный период в про цессе нравственного, идейного и физического становления че ловека,— сказал в своем вы ступлении мастер Липецкого станкозавода М . 3. Климко. Он рассказал, как коллектив его цеха работает с подростка ми. Чтобы привить новичкам любовь к профессии, их с пер вых же дней знакомят с исто рией завода, с лучшими его людьми, показывают образцы продукции. Молодых привлекают к вне дрению рацпредложений и да же к разработке новейших технологических процессов. Когда же приходит успех, о кем сообщают на пятиминутке, по заводскому радио. Не ску пятся здесь на похвалу, '-ведь давно известно—самое малень кое поощрение действует на воспитуемого во много раз сильнее, чем серия дисципли нарных взысканий. — Для успешного развития сельского производства,— под черкнул в своем выступлении секретарь парткома колхоза имени Чапаева Добринского района В. А. Гущин,— важней шее значение имеет проблема закрепления молодежи на селе. В. А. Гущин поделился опы том совместной работы по профессиональной ориентации молодежи, которую проводят партком, правление колхоза п Срсдне-Матренский сельский Совет народных депутатов. По сути дела, колхоз и сельсовет являются коллективными на ставниками ребят. Специали сты хозяйства, механизаторы и животноводы имеют свои подшефные классы, часто встречаются со школьниками, беседуют о делах производства. Подходит время сельских ра бот — многие старшеклассники садятся за руль трактора, встают у штурвала комбайна. А трудовые навыки ребята приобретают в ученической производственной бригаде, ко торую помогли организовать шефы. Развивается в хозяйстве и индивидуальное наставничест во. Отличными воспитателями молодых стали механизатор Д. М. Чернышов, свекловични ца Г. В. Гущина, экономист II. С. Панова и многие другие.- Молодым помогают не только освоить любимую профессию, но и заботятся, чтобы быт их был хорошо налажен, чтобы интересно проводили они свое свободное время. И вот результат. Сейчас в колхозе 118 молодых производ ственников. Особенно много» молодых — почти восемьдесят процентов—среди механизато ров. Среди специалистов чуть меньше половины — люди в возрасте до тридцати лет. Важность развития коллек тивных форм наставничества подчеркнул бригадир управле ния «Металлургнрокатмон- таж-1» Б. Н. Григорьев. Еже годно строительные бригады управления пополняют выпуск ники липецкого ТУ № 20. В бригаде, где работает Б. Н. Григорьев, стараются, чтобы ребята сразу же вошли в жизнь коллектива. Их знако мят с социалистическими обя зательствами, стараются обес печить все условия для произ водительного труда. При этом большую помощь оказывает бригадный подряд, ; который, как убедился на лич ном опыте наставник, во мно- к том способствует укреплению трудовой дисциплины, сплачи вает людей, повышает ответст венность каждого рабочего. О роли развития движения наставничества в службе быта говорила закройщица, „Елецкой фабрики ремонта и пошива н< одежды Т. В. Дятлова. На предприятии основной формой ' стало индивидуальное шефство над новичками — этого требу- , ет специфика производства. К воспитательной работе привле чено около шестидесяти луч- шнх кадровых работниц. Заключая свое выступление, Т. В. Дятлова сказала: — Сегодняшний сл е т— хо рошая школа для нас, настав ников. Уезжаем нз Липецка с возросшим желанием , внести достойной вклад в дело воспи тания молодой рабочей смены. « С П А С И Б О » - I В С Е Й Д У Ш И Неофициальная часть слета, посвященная чествованию вос питателей молодежи области, была по-особенному празднич ной. Около двадцати наставников поднялись в этот вечер на сце ну Дворца культуры. Со словами благодарности за неутомимый и благородный труд обратился к ним секре тарь облсовпрофа В. А. Маль гин. Большой группе были вру чены знаки ЦК ВЛКСМ «На ставник молодежи», ценные подарки. А затем на сцену были при глашены наставницы — шли фовщица завода «Свободный сокол» II. Д Курилова, мастер по пошиву легкого платья ли пецкого Дома быта Л. А. Дро- жина, повар столовой № 40 В. А. Жукова, бригадир маля ров строительного управления А. С. Пчельникова. Интересными были их рас сказы о том, как они сделали выбор профессии. Наталья Дмитриевна Курилова, окон чив елецкое училище, несколь ко лет работала швеей. Но все эти годы она мечтала о заво де. Там трудились ее родители. Вот и решила она, что дело надо все-таки выбирать по ду ше. Стала шлифовщицей, в совершенстве освоила профес сию, так, что скоро к ней об ратились с просьбой — помочь учить молодых рабочих. Десят ки юношей и девушек обязаны ей мастерством. Она привива ла им не только любовь к де лу. Ее бывшая ученица Валя Седых, рабочая завода, при сутствующая на слете, подели лась тем, как много сделала ее наставница лично для нее. Именно Курилова посоветова ла девушке поступить в поли технический институт, всегда помогала, была во всем стар шим другом и советчицей. — Спасибо Вам от всей ду ши, Наталья Дмитриевна,— сказала Валя.— за доброту и сердечное^ Более 1 десяти лет обучает девушек ^профессии маляра А. С. Пчельникова. В основном к ней приходят выпускники ТУ № 21, За эти годы у нее в бригаде побывало более ста девушек. Овладев мастерством, они уходят в другие бригады, многие из них сами становятся воспитателями молодежи. Ее питомцы строили КамАЗ, тру дятся на возведении олимпий ских объектов в столице, на ударной стройке — ЦХП Ли пецкой Магнитки. Одна из ее воспитанниц Валя Скопинцева сейчас руководит комсомоль ско-молодежным коллективом на ЦХП, который соревнуется с бригадой наставницы. — Иногда приходится и ус тупать первенство молодым,— с улыбкой сказала А. С. Пчель никова. — Но, право я«, это только радует. В Липецкой автоколонне № 1143 трудятся Леоновы — отец, сын и дочь. Глава семьи, Василий Сергеевич, — лучший бригадир водителей, лучший рационализатор, ударник ком мунистического труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знаме ни. Василий Сергеевич, к тому же,— лучший наставник. На слете Василий Сергеевич припомнил, как давал первые уроки профессионального ма стерства сыну Дмитрию, как учил его не только быть хоро шим водителем, но и настоя щим рабочим человеком. С тех пор старший Леонов и стал в коллективе шефствовать нал молодыми водителями. Многим нз них он дал путевку в тру довую жизнь. Примечательно, что и Дмит рий Леонов унаследовал от от ца воспитательские наклонно сти. — Мастерству наставника,— сказал он,— я по сеи день учусь у отца. Может возник нуть вопрос: зачем это мне, молодому водителю? Отвечу: наставничество помогает нам выполнять взятые обязательст ва. Бригада, возглавляемая Д. Леоновым, награждена зна ком ПК ВЛКСМ «За трудовую доблесть», Почетным дипло мом Министерства автотранс порта и шоссейных дорог и ЦК профсоюза, ей присвоено звание коллектива имени 60- легия ВЛКСМ. Дважды — за три года со дня организации— бригаде присуждалось Крас ное знамя ПК ВЛКСМ. Това рищи Дмитрия Леонова внед рили 15 рационализаторских предложений с экономическим эффектом более 13 тысяч руб лей. Вот что значит — коллек тивное наставничество! После окончания Харьков ского автодорожного институ та, получив специальность ин- женера-экономиста, пришла в ту же автоколонну, где рабо тают отец и брат, и Людмила. Дети выбирают профессию родителей. Это естественно: ведь в нашей стране труд — дело чести, доблести и геройст ва. Самых высоких правитель ственных наград удостаивает страна рабочих людей. Их и многих других — лучших пред ставителей двенадцатитысяч- ной армии воспитателей моло дежи — тепло и сердечно чест вовали в этот вечер. Для них звучали слова бла годарности родителей, моло дых рабочих, представителей общественности. Для них звуча ли песни, стихи, музыка. А на родный пионерский ансамбль «Родничок» 'Дворца культуры профсоюзов показал гостям большую праздничную про грамму. Л ДУБИНА. Т. СПАССКАЯ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz