Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

П О ЗД РАВЛ ЕН И Я ФЛОТСКОМУ СТАРШИНЕ Ш катулку эту Алексей Вост­ риков хранит в шкафу как са­ мую дорогую для памяти вещь и открывает по заветным да­ там. В ней он хранит сувениры с памятных времен флотской службы, поздравительные от­ крытки товарищей, письма. Бывает, что с течением време­ ни под натиском разных дел совсем рвутся связи с армей­ скими товарищами, друзьями, с кем не раз ходил па боевые учения, не одну песню спел под матросскую гитару. Но у сослуживцев . Алексея дружба с годами не тускнеет, и к каждому празднику он полу­ чает увесистую пачку поздра­ вительных открыток. Вот и в этот вечер он достал шкатулку, поставил на стол, ак­ куратно застеленный све­ жен скатертью. Поздравлений по случаю празднования Ок­ тября он получил и отослал много, а повнимательнее по­ смотреть открытки все как-то не удавалось. Сегодня — воск­ ресенье, домашние дела пере­ деланы, ребятишки его, Толик и Наташка, заснули, на душе —- ни облачка. Жена Ирина тоже пододви­ нула табуретку ближе к сто­ лу: заинтересовалась празд­ ничной почтой. Нескчтько поздравлений было из Ленин­ града — не забывают друзья. На открытках — знакомый силуэт: крейсер «Аврора». Алексей внимательно вгляды­ вается, будто хочет рассмот­ реть кого-то на легендарном крейсере: здесь три го­ да нес почетную вахту старши­ на морской службы Алексей Востриков. Пять лет назад газета «Правда» писала: «Родом стар­ шина из деревни Петровка Ли­ пецкой области. Об «Авроре» читал Востриков в учебниках истории, а теперь сам — член экипажа. Перед службой Алек­ сей закончил сельскохозяйст­ венный техникум и работал в колхозе. Туда вернется после демобилизации. На родине те­ перь будут подходить к нему с иной меркой. И он это пони­ мает. Имя легендарного крейсера воскрешает в памяти людей далекие события, а че­ ловек, прослуживший на нем, на всю жизнь впитывает тра­ диции, рожденные в грозовом семнадцатом». То было пять лет назад. Алексей вернулся в родное се­ ло и теперь с честью несет вах­ ту трудовую... Решили нынешней весной в колхозе имени Калинина внед­ рить опыт братьев Синичкиных. Звено по выращиванию сахар­ ной свеклы с минимальными затратами ручного труда соз­ давали впервые. Стали подби­ рать звеньевого. Дело это тон­ кое: нужен человек не только хорошо знакомый с основами агрономии, но и мастерски, точнее сказать, ювелирно владеющий техникой. И выбор пал на Алексея. Риск был: механизатор он опытный, дипломированный специалист, но ведь самостоя­ тельно выращивать свеклу ему не приходилось. I Л ю д и ’о в е т с к о й д е р е в н и Свекловичницы шутили: да­ вай, мол, Алексей, готовь ма­ шины... Только без бабьих рук все равно не обойтись тебе. Алексей понимал, что в слу­ чае неудачи, он просто-напро­ сто дискредитирует важное лачинание, поэтому неудачи не должно быть. С братьями Синичкиными Алексей раньше встречался на семинарах, на районных совещаниях. И хоть знал уже многое, все же ре­ шил побывать у них, еще раз проанализировать всю техноло­ гию. — Главное, чуять землю на­ до и болеть душой за дело, — сказали ему знатные свеклово­ ды. ...В первый день сева на плантацию приехали председа­ тель колхоза М. П. Ракчеев и главный агроном В. П. Тимо­ феев. Лица у них были озабо­ ченные: что ни говори, а мо­ мент-то ответственный, посе­ ешь плохо — все насмарку пойдет. — Гляди, как экзаменуют тебя, Алексей, — шутили ме­ ханизаторы. — Я и сам вроде у себя эк­ замен принимаю, — ответил он. Сев звеньевой провел без помарок. На каждом погонном метре в почву было уложено 10—11 клубочков. И глядя на плантацию с ровными и точны­ ми строчками всходов, можно было без натяжки ставить за экзамен флотскому старшине , «отлично». I устоту растений сформировали за счет точного высева. И свекловичницы по­ явились на плантации лишь во время прополки. Но экзамен продолжался. Засушливой весной, дождли­ вым летом и горячей осенью. Не раз и не два прошелся за лето своим агрегатом Алексей по плантации. Зато свеклович­ ницы, ранее работавшие на плантации все лето, теперь только проверили густоту посе­ вов. Убирал поле звеньевой вме­ сте с братом. Сам работал на РКС-6, а Николай на «бээм- ке». Урожайность — лучшая в колхозе — 320 центнеров кор­ ней с гектара. Все 85 гектаров плантации убрали до двенад­ цатого сентября. В сжатые сроки уложились свекловоды. В таких случаях принято говорить, что техника работала, «как часы». Но над полем нет стеклянного футля­ ра — не обошлось и без по­ ломок. Однажды >вышло из строя ..переднее копирующее колесо на БМ-6: лопнула сту­ пица, и оно попало под ножи. В нескольких местах оказалась порезанной резина. Запасного колеса в мастер­ ской не было. Что делать? Не­ ужели придется простаивать в такие-то погожие дни?- Выход был все же найден. Алексей предложил использовать коле­ со от старых тракторных граблей. Пусть и ступица, и диск, и резина другого разме­ ра, но приспособить колесо можно. Правда, вместо копи­ рующего оно не подойдет. Тог­ да братья прикинули и решили снять колесо на очистителе го­ ловок и установить его взамен вышедшего из строя. А колесо от граблей — на очиститель. Управились быстро и снова, как говорят, в борозду. ...Страда, хотя и кажется, что была недавно, — уже в прошлом. У Алексея нынче но­ вые заботы. Он ремонтирует технику, готовится к новой весне. ...Стоит на столе шкатулка. Все открытки прочитаны и сложены в нее. Перед Алексеем оставались только два позд­ равления. Одно из них при­ слал из Ленинграда мичман, с которым Востриков служил на «Авроре». Второе — поздрав­ ление с праздником Великого Октября от правления и парт­ кома колхоза имени Калинина. «Незаметных профессий не бывает. Где бы ты ни был — надо стремиться, чтобы тебя уважали, чтобы ценили твой труд», — вслух с улыбкой и с большим чувством благодарно­ сти к мичману, своему старше­ му товарищу, прочитал'' Алек­ сей. СдНЕКРАСОВ, V соб. корр. «Ленинского знамени». Добринский район. Н АША газета уже сообщала об откры­ тии в Липецке вы- ставки «Родной край». На ней представлено около 150 живо­ писных работ кисти Ни. колая Ивановича Даньши- на. «Родной край» — его пер­ сональная выставка, венец почти тридцатилетней творче­ ской деятельности. Познакомившись с экспози­ цией, понимаешь, что назва­ нием точно и верно определена главная тема творчества жи­ вописца. О любви к родному краю говорят пейзажи, кото­ рые составляют большинство выставленных работ. Художник пишет природу, улицы и угол­ ки Липецка, его новостройки. Пейзажи И. И. Даньшина, то нарядные, то изысканно сдержанные, — достоверны, уз­ наваемы, в лучших — а тако­ вых немало — ощутима зримая красота, сотворенная природой и человеком. Но не только это заставляет не торопиться, по­ дольше постоять и у большо­ го полотна, и у маленького этюда. Некоторые из них про­ сто долго не можешь забыть. Наверное, это происходит от­ того, что/пейзажи рождены активной работой ума и серд­ ца. Отсюда и глубокий к ним ЗРЕЛ О СТЬ - П О РА ИТОГОВ И НАДЕЖД ВЫСТАВКИ интерес, и Зрительское сопере­ живание, и благодарность за взволнованный рассказ о пер­ вых новостройках Липецка, его домнах и жилых кварталах. Герои Социалистического Труда — доярка Рындина, то­ карь Демедюк, строители ше­ стой домны... Да, на этой вы­ ставке присутствует и портрет. Знакомство с ним позволяет говорить о Н. И. Даньшине, как художнике зрелом, кото­ рого отличает внимательное отношение к внутреннему миру своих героев. О зрелости го­ ворит и свободное владение рисунком, и способность удач­ но выстроить композицию. Пос­ леднее особенно заметно в большом полотне «Плотники Никитины». На фоне свежей опалубки рабочая семья — Ътец и два сына. Три человека воспринимаются как единое целое. И не только потому, что они члены одной семьи. Их объединяет то не бросающееся в глаза внутреннее родство, которое рождает общий труд, делающий это родство особен­ но крепким, а людей —- надеж­ ными. Именно это внутреннее единение точно подметил ху­ дожник и удачно передал на полотне. Прямо против этого солнеч­ ного, жизнеутверждающего произведения висит работа, решенная в противоположной тональности. «Проводили на фронт» — это картина-память, картина-воспоминание. Женщи­ ны, простые сельские труже­ ницы, вышли за околицу, что­ бы проводить в долгий и труд­ ный военный путь своих мужей, отцов, сыновей. Художник по­ яснил, что это — факт биогра­ фии. Пережитое, несомненно, легло в основу произведения. . Но не одно это обстоятельство делает его интересным. Н. И. Данышш сумел передать не только горе, которое обрушила на русских женщин война, а за внешней сдержанностью их лиц увидеть характер простого рус­ ского человека, его твердость, веру, человеческую солидар­ ность, то есть то, "что помогало выстоять, победить. Рассказать о них так точно мог человек, не только личн® переживший вой­ ну, но и много думавший о ее уроках долгие годы после то­ го, как отзвучал на нашей зем­ ле последний выстрел. Эта картина согрета теплым бла­ годарным чувством, она — дань подвигу русских жен­ щин... Художнику внимательному и наблюдательному, Н. И. Дань- шину оказались по плечу и жанровые произведения. Ему удается показ исторических со­ бытий, скажем, из революци­ онного прошлого нашей страны («Выступление Плеханова на втором съезде РСДРП», «Пер­ вый трактор»), которые отли­ чаются искренностью повест­ вования и взволнованностью. В выставочном зале мне до­ велось побеседовать и с кол­ легами Н. И. Даньшина, н с посетителями. Одних приятно удивило разнообразие жанров, другие говорили о тонком про­ никновении в мир природы, третьи уносили с собой ощуще­ ние праздника красок. И все сходились в главном: худож­ ник находится в той счастли­ вой и благодатной поре, имя которой — зрелость. О богатст­ ве и разнообразии его творче­ ских возможностей лучше вся­ ких слов говорят выставленные работы. В каком же направ­ лении будет развиваться даль­ ше творчество И. И. Даньши­ на? Какому жанру будет отда­ но предпочтение? На это ху­ дожник ответил просто: «Пей­ зажу». Что ж, мы будем ждать новые проникновенные и по­ этичные рассказы о природе родного края, и все же... Все- таки хочется, чтобы и радость встречи с «Плотниками Ники­ тиными», с мудрыми женщина­ ми картины «Проводили на фронт» тоже была не в послед­ ний раз. Т. СПАССКАЯ. С. Мекшен ю т а Старшие товарищи мои — вечные хранители Вселенной, не взошли еще травой забвенной те места, г де кончились бои. Не про вас дорога в никуда, жив покуда памяти осколок. С ваших обгоревших гимнастерок к полночи еще светлей звезда. К полночи еще сильней печаль обо всех — кому сказать хотелось, как люблю их. Да вот не успелось, не успелось, не лмоглось. А жаль. Не сказалось самых высших слов, чтобы на судьбу не оглянуться, чтоб в самой себе не Новые стихи обмануться перед теми, кто к себе суров. Что для вас — везенья полоса? Пыльный путь, бескрайности крупица. Пусть другой везучим притворится, десять раз проверив тормоза. Пусть другой замельтешит «не тронь!», меж ду двух огней крутясь в расчете... ..Как всегда вы напрямик идете, принимая на себя огонь. Что кому написано в роду, не вздохнув, вы написали сами. Как на свет звезды, зажж енной вами, по дорогам вашим я иду. . ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ в к * / НОВОСЕЛЬЕ БИБЛИОТЕКИ Общественность города Грязи отметила 6 0-летний юби­ лей центральной районной библиотеки — старейшей в городе и районе. Юбилей совпал с новосель­ ем. Библиотеке передано двухэтаж ное светлое здание в центре города. Здесь созданы все условия для работы и сотрудникам, и многочислен­ ным читателям, которые мо­ гут подойти к любому из от­ крытых стеллаж ей и выбрать приглянувшуюся книгу. Центральная районная биб­ лиотека обслуж ивает 7 тысяч читателей. Здесь хороший вы­ бор детской литературы, а общая книговыдача состав­ ляет 130 тысяч томов в год. В просторном читальном зале удобная мебель, столы оборудованы индивидуальны­ ми светильниками. К услугам посетителей 1 20 наименова­ ний газет и журналов. ВЫСТАВКА «ПРИЕХАЛА» ИЗ ЧАПЛЫГИНА В фойе липецкого кинотеат­ ра «Космос» открылась вы­ ставка работ воспитанников детской изостудии Чаплыгин- ского районного Дома куль­ туры. Эта студия, руководит которой Л. Е. Веселкин, суще­ ствует около десяти лет. Для экспозиции, развернутой в Липецке, отобрано все самое лучшее, что создали чаплыгин- ские мальчики и девочки — пятьдесят работ живописи и графики. Ребята рисуют ска­ зочных героев, природу, род­ ной город. Выставка прово­ дится областным Домом на­ родного творчества и посвя­ щена М еж дународному году ребенка. РАССКАЗ О БУНИНЕ В клубе книголюбов «Елец­ кий собеседник» прошло засе­ дание, посвященное творчест­ ву русского писателя И. А. Бунина, чье имя тесно связано с древним русским городом. Детство писатель провел в имении Озерки, что в Елецком уезде, учился в Елецкой муж ской гимназии. Об этом говорит мемориаль­ ная доска, открытая на ста­ ринном здании. Описание Ель­ ца мы встречаем в книге «Жизнь Арсеньева», в пове­ стях «Деревня», «Суходол» и многочисленных рассказах. О жизни и творчестве Буни­ на рассказал елецким книго­ любам председатель клуба, слесарь завода «Эльтаи А. Дмитриев. Н. КОВТУНОВА. МИНУВШУЮ пятни­ цу в пресс-клубе редакции газеты «Ле­ нинское знамя» собрались журналисты областных газет и раДио. Здесь состоялась пресс-конференция артистов Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. В ней приняли участие дирек­ тор театра, заслуженный артист РСФСР И. М .Сиренко, режис­ сер С. А. Врагова, заслуженные артисты РСФСР С. К. Бубнов, Ф. М. Мокеев, артисты — В. В. Алентова, Т. М. Васильева, Н. Г. Попова. К. К.'Григорьев, В. С. Безруков, В. Е. Григорьев, А. С. Старостин, В. Н. Черняев. Открывая пресс-конферен­ цию, директор театра И. М. Си­ ренко поделился впечатления­ ми от проходящих гастролей, от творческих встреч, одна из которых — с рабочими НЛМЗ В ГОС ТЯХ У ЖУРНАЛИСТОВ — особенно запомнилась мо­ сковским артистам. И. М. Си­ ренко сказал, что творческий коллектив каждую такую встречу, гд^ бы она ни состоя­ лась, воспринимает как стро­ гий экзамен, отчет перед зри­ телем. Пресс-конференция выли­ лась в непринужденный разго­ вор о театре, о проблемах дра­ матургии, режиссуры, актер­ ского мастерства. Интересным оказалось знакомство с моло­ дым режиссером С. А. Враго- вой. Она пришла в коллектив театра имени А. С. Пушкина недавно,' после окончания ГИТИСа и режиссерских кур­ сов, Сразу ей была предостав­ лена возможность поста- вить самостоятельно спек­ такль по пьесе А. Бе­ линского «Пятый деся­ ток», с которым знакомятся сейчас липецкие зрители. Ув­ леченно говорила молодой ре­ жиссер о своей работе. Успех режиссера, по мнению С. А. Враговой, во многом зависит от того, как он работает с ак­ тером, насколько глубоко он может вскрыть его внутрен­ ние резервы, заставить пове­ рить в себя, в свои творческие возможности. Сейчас С. А. Врагова с группой актеров ста­ вит спектакль по пьесе красно­ ярского драматурга Р. Солн­ цева «Ждем человека». Это остроконфликтная пьеса1 мате­ риал которой позволяет гово­ рить театру о многих злобод­ невных вопросах современно­ сти. На пресс-конференции осо­ бенно подчеркивалось, что пьесы, остро ставящие соци­ альные проблемы, .необходимы для большого и откровенного разговора со зрителем. Участники пресс-конферен­ ции заинтересованно говорили о работе над пьесой Ф. Шилле­ ра «Разбойники». Впереди — спектакль о Пушкине, «Маска­ рад» Лермонтова, произведения Достоевского... Своими впечатлениями о поездке в столицу Чехослова­ кии поделилась актриса В. В. Алентова, участвовавшая там в традиционных Днях Москвы. Стихи С. Есенина прочел В. С. Безруков, создавший недавно образ поэта в фйльме «Анна Снегина». Песни из спектаклей исполнил В. Н. Черняев. 1979-й — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД РЕБЕНКА Д Л Я « Ш А П О Ч К А Н А Т А Ш И — Кому дать, подарить? Кто умеет говорить? Дети засмеялись, зашумели и веселой стай­ кой окружили представителей Липецкой фаб­ рики головных уборов. — Дайте мне, я хочу быть Красной шапоч­ кой, — обрадовалась Наташа Кузнецова и протянула руку. Новая шапочка пришлась ей как раз впору. — Ой, какая красивая! И я хочу! — И я!.. Детский сад № 64 треста «Промстрой» на­ ходится рядом с фабрикой. И нередко новый ассортимент, который осваивается на пред­ приятии, показывают детям. В этом году кол­ лектив фабрики приступил к изготовлению из­ делия с индексом «Н» — детской шапочки из искусственного меха. Модель разработана проектно-конструктор­ ским бюро управления местной промышленно­ сти, а внедрением ее в производство занима­ лись технолог фабрики А. Н. Знаменщикова и лаборант Е. В. Селюкова. Непростое это дело — начать выпуск нового изделия, да еще из материала, дотоле не при­ менявшегося. Ведь каждый материал имеет свою структуру, особенности, и все их надо учесть, чтобы будущая вещь выглядела краси­ во, отличалась хорошим качеством. Однако эти трудности не стали преградой. В Москву, на родственное-, предприятие, срочно команди­ ровали одну из- лучших швей-мотористок Зою Алексеевну Якшину и механика Геннадия Сер­ геевича Безрук&вцдкова. Посмотрели они, как работают их московские коллеги, переняли опыт и стали внедрять его на своем пред­ приятии. В предельно короткие сроки Геннадий Сер­ геевич переналадил машинки для шитья ис­ кусственного меха, а Зоя Алексеевна стала обучать подруг наиболее рациональным при­ емам труда. И выпуск новинки встал на поток. До конца года более двух тысяч этих изде­ лий разных размеров поступит на прилавки магазинов. Цвет их будет не только красный, но и желтый, оранжевый. Одним словом — яр­ кий, какой очень нравится детям. В. СЕМЕНОВА. На снимках вверху: Наташа в новой шапочке; внизу — 3. А. Якшина — передовая работница фабрики. За счет передовых при­ емов труда и рационального использования рабочего времени она постоянно перевыпол­ няет сменные задания. Фото Ю. Клюева. т ВОРЧЕСТВО Ф. Шил­ лера ие утратило своего значения и сегодня. Его страстный призыв к свободе звучит по-прежнему набатно там, где в обществе царствует деспотизм и тирания. Такова уж могучая художест­ венная сила классики, что ни для какой эпохи ее произведе­ ния не становятся историче­ ской иллюстрацией. Каждая находит в произведении вели­ ких мастеров созвучные ей проблемы. Гастролирующий в Липецке Московский драматический те­ атр имени А. С. Пушкина при­ влекла в «Разбойниках» нрав­ ственная проблематика—здесь увидел коллектив средоточие тех вопросов, которые всегда волновали человечество. Нет необходимости напоми­ нать читателю содержание «Разбойников». Скажу только, что для своей постановки театр использовал новый перевод трагедии, выполненный Т. Пу- тинцевой. Ей же принадлежит и сценическая редакция «Раз­ бойников». На мой взгляд, не­ обходимые сокращения и свя­ занные с ними некоторые пере­ становки эпизодов выполнены удачно: спектакль получился дина мичным, конструктивно более логичным, а купюры обеспечйли режиссеру А. Го­ ворухе известный творческий простор. Надо сказать, что твердая режиссерская рука постоянно ощущается в спектакле: и в великолепно разоаботанных мизансценах, полных жизни и находчивости, и в необыкно­ венной пластичности действия, и в богатой символике, и, на­ конец, в построении самих об­ разов. Вы обратили внимание на огромное количество пауз в спектакле? Но как громко и как много говорят они, усили­ вая экспрессию душевных дви­ жений действующих лиц. Ду­ мается, что прекрасная вы- строеиность спектакля, гибкая режиссерская фантазия в со­ четании с тонким художест­ венным вкусом прежде всего были отмечены зрителями в тех бурных аплодисментах, ко­ торыми завершился первый спектакль наших гостей на ли­ пецкой сцене. Но возвратимся к проблемам нравственного порядка. Вы- Такое смещение помогает зрителю глубже воспринять и утверждение, и отрицание те­ атра: да, страстный призыв Карла к борьбе против тира­ нии, открытое выступление против нее — прекрасно, бла­ городно. Но средства, которы­ ми он осуществляет борьбу, низменны. Именно ойи дают возможность к движению, поднятому Моором, легко при­ сосаться подонку, мерзкому бандиту Шпигельбергу (вот для чего нужно было чётче взгляните на коленопреклонно­ го Карла и вы увидите челове­ ка раздавленного, мучительно переживающего страшное бре­ мя ошибок. Но и в эти минуты Карл прекрасен. Он не отсту­ пает от цели, он осуждает только избранные пути к ней. Васильев произносит послед­ нюю реплику своего героя просто и мягко. «По дороге сюда я разговорился с одним бедняком. Он работает поден­ щиком и кормит одиннадцать ртов. Тысяча луидоров обеща- чивые манеры, вихляющуюся походку, приглушенный голос. Жестокий, пронзительный взгляд мгновенно сменяет злоб­ ная, но льстивая улыбка. И не надо многих реплик — одними пластическими средствами уже создан характер жестокий и вероломный, для которого уча­ стие в шайке Моора — лишь средство к личному обогаще­ нию. Убедителен бесстрашный обличитель Франца пастор Мо­ зер (заслуженный артист РСФСР Ф. Мокеев). Несом- ---------- ------ Гастроли М осковского драматического театра им. А . С. Пушкина « РА ЗБО Й Н И К И » движение их на первый план проявить этот образ). Траги- потребовало от театра опре- ческое сознание собственного деленного смещения акцентов бессилия, понимание безнрав- пьесы. И если он по-прежнему ственности методов своей борь- оставляет на авансцене Карла бы приводит к моральной Моора, то Франц несколько от- и физической . гибели Карла. ступает в тень. Собственно, его функциональное назначение не изменено. Он все также оли­ цетворяет 'те мрачные общест­ венные силы тирании, которые глушат в обществе все' живое (Карл таким образом стано­ вится жертвой общественного бытия, а не интриг брата). Но теперь театру нет необходимо­ сти столь глубоко и ярко рас­ крывать зловещий образ Фран­ ца — он достаточно ясен зри­ телю. Зато в окружении Карла теперь четче других высветли- вается образ Шпигельберга — вроде бы и соратника, после­ дователя Карла, но руковод­ ствующегося при. этом совер­ шенно иными побуждениями, преследующего иные цели. Высокие цели должны осуще­ ствляться высоконравствен­ ными средствами—вот квинт­ эссенция спектакля наших гостей, та сверхзадача, кото­ рую он успешно решает. В свете этого выстроены все актерские работы. И здесь не­ обходимо прежде всего отдать должное исполнителю роли Карла артисту В. Васильеву: могучий актерский темпера­ мент, искренняя взволнован­ ность и точная пластика поз­ волили ему создать яркий об­ раз, характер бурный, поры­ вистый, но и прекрасный в сво­ их устремлениях. Особенно убедителен Карл — Васильев в последних сценах спектакля: на тому, кто живым доставит знаменитого разбойника. Что ж, бедному человеку надо помочь». А зритель чувствует: мягкость эта — от изболевше­ гося сердца Карла, от его му­ чительных дум, от потребности и в последнем своем движении сделать добро бедному чело­ веку... Справедливо считается, что роль Карла — одна нз жемчу­ жин мирового трагического ре­ пертуара. Краски, чувства, своеобразная трактовка, кото­ рую вкладывает в нее В. Ва­ сильев, делает честь молодому артисту. Несомненно, образ Карла — основа и украшение спектакля. Приятно отметить хорошее чувство ансамбля и в других актерских работах. Весьма лю­ бопытно, например, выстроен артистом Р. Вильданом образ Шпигельберга. Артист избрал для его характеристики вкрад- ненно, добрых слов заслужи­ вает артистка Т. Васильева, с большим тактом и искренно­ стью сыгравшая роль Амалии. Наверное, для того, чтобы оха­ рактеризовать все актерские удачи, нам потребовалось бы перечислить почти все работы. Но все это, конечно, ие озна­ чает, что наше первое знаком­ ство с творчеством гостей прошло, как говорится, без сучка, без задоринки. Одной из таких ■«задоринок» мне представляется не очень точный образ Франца (арт. В. Черня­ ев). Как мы уже говорили, не­ которое смещение Франца с авансцены может быть впол­ не объяснено самими задачами спектакля. Но вот почему «су­ хой, заурядный человек» (по характеристике, Ф. Шиллера), «холодный, деревянный Франц» вдруг оказывается столь пылким и порывистым, что в этих качествах не усту­ пит и Карлу, как это делает В. Черняев, объяснить трудно. К тому же по замыслу авто­ ра (да и по режиссерскому прочтению трагедии) он — ан­ типод Карлу, достаточна под­ лый, хитрый и изворотливый. Согласитесь, сочетать эти ка­ чества — хитрость и пылкость, подлость И порывистость до­ вольно сложно. Да и нужно ли? Думается, что к образу Франца следовало бы искать другие ключи, другие изобра­ зительные средства. И еще. Весь спектакль проходит на весьма повышенных тонах. По­ нятно: высокая трагедия тре­ бует приподнятости. Но вспо­ минается добрая восточная мудрость, которая в вольном переводе звучит так: «Если хочешь, чтобы тебя хорошо слышали ;— говори шепотом»... Впрочем, наверное, эти «задо­ ринки» легко объясняются по­ нятной взволнованностью ар­ тистов от первой встречи с незнакомым зрителем, незнако­ мой сценической площадкой. В целом весь спектакль, его оформление (художник Е. Ка« челаева), музыкальное решение (композитор М. Минков) про­ изводят большое и яркое впе­ чатление. Он втягивает зрите­ ля в свою орбиту, заставляет думать, чувством и разумом воспринимать порывы, ошибки и судьбы героев. Мы благодар­ ны театру, который так убеди­ тельно помог нам сердцем' по­ нять мысль великого русского критика В. Белинского: «В по­ эзии Шиллера вы преклони­ тесь с любовью и благогове­ нием перед трибуном человече­ ства, провозвестником гуман­ ности, страстным поклонником всего высокого и нравственно чистого». Именно, нравственно чистого. К. ГУРЕНОК. |С Л И В ЗАПАСЕ — НЕСКОЛЬКО МИНУТ В здании Липецкого ж елез­ нодорож ного вокзала установ­ лены игральные автоматы. С их помощью можно стать на несколько минут «автогонщи­ ком», «крановщиком» или «торпедистом» на «подводной лодке», И если не подведет глазомер, наградой играюще­ му будет сувенир или бесплат­ ный повтор игры. Д. ЮРЬЕВ. ВЕЧЕР В ИНСТИТУТЕ Необычным был вечер, со­ стоявшийся недавно в Липец­ ком пединституте. Участника­ ми его стали студенты, препо­ даватели пединститута и уча­ щиеся школы N 2 24. О новом в области педагогики и психо­ логии рассказал преподаватель липецкой музыкальной школы № 1 А. А, Калгин, ванее он выступил со статьей «Внушить себе» в ж урнале «Семья и школа», где рассказал о при* менении в учебном процессе аутогенной тренировки, даю­ щей возможность школьникам развивать память, укреплять волю. Выступление Калгина сопро­ вождалось опытами, участие в которых принял весь зал. Школьники и студенты позна­ комились с некоторыми при­ емами аутогенной тренировки. Н. КОЛЕСНИКОВА. НА АВТОБУСЕ — В ДРЕВНЮЮ »УСЬ Путешествие в древнюю Русь можно совершить, по­ бывав в излучине реки Ист­ ры возле Ново-Иерусалим­ ского монастыря. Здесь создается архитектурно- этнографический музей- заповедник под открытым небом. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz