Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

28 н оября 1 979 г., №273 (15 570) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ДО СУ Г ДЕ ТЕ 1 —З А БО Т ! В ЗРОСЛЫХ V * / Сегодня в Липецке начинает ра боту В с есою зное совещание-семинар по организации сво бод н ого времени д е ­ тей и подростков по месту жительства. Ученые и педагоги, представители о б ­ щ ественных организаций и наставники — широкий круг тех, кто и по долгу служ бы и по приз ванию души являют­ ся воспитателями подрастающего по­ коления, — со бр ались на этот пред­ ставительный ф орум , что бы обсудить актуальные про бл емы организации сво бод н ого времени детей и подрост­ ков по месту жительства. Участники совещания поделятся опытом научной и практической р а б о ­ ты, поз н акомятся с тем , что делается для организации сво бод н ого времени детей и подростков в нашей о бл асти, микрорайонах города Липецка. Сегодня на этой странице мы пре­ доставляем слово педагогам , активи- стам-о бщ ественникам, отдающим свой досуг детям . Они рассказывают о некоторых формах воспитательной ра боты с уч ащимися в школе, во дво ­ р е , в микрорайонах. •?* С О З И Д А Т Ь Л И Ч Н О С Т Ь Несколько лет уже при кафедре педагогики и психологии Липецкого пединститута на б азе средней школы № 24 и дру­ гих детских учреждений р аботает научная лаборатория по изучению проблем организации досуга учащихся. Мы попро­ сили руководителя лаборатории, кандидата педагогических 1 $аук С. ▲. Шмакова рассказать о первых результатах исследо­ ваний. ч С ОЕД ИНЕНИЕ науки и школьной п р ак ­ тики сегодня — яв­ ление закономерное. Благо­ творный этот синтез порождает творчество. Четыре года официально при кафедре педагогики и психоло­ гии Л ГНИ на базе средней школы № 24 и других детских учреждений работает научная ►Моратория, изучающая проб­ лемы свободного времени Школьников, проблемы органи­ зованного досуга. В деятель­ ности ее принимают участие учителя, пионерские, комсо­ мольские работники, препода­ ватели вузов, студенты. У каж­ дого — свой интерес: одни готовятся к большой науке, ведут плановые исследования, другие выступают посредни­ ками между теорией и прак­ тикой, творчески используют Научную информацию, откры­ вают новое в уже известном. С большим удовлетворением могу отнести к этой категории директора средней школы 24 М. Б. Раковского, завуча лечебно-воспитательного сана­ тория «Восход» Л. П. Овсян­ никову, руководителя детского Народного хореографического ансамбля Г. П. Шелякину. Есть и третья категория учи­ телей, воспитателей, понимаю­ щих, что сегодня и шкбла, и Пионерский лагерь, и детский клуб' нуждаются в новых идеях. Пусть не все эти идеи обладают «мировой новизной», как говорят в патентном де­ ле, пусть новизна их — в масштабе школы или просто личное достижение учителя. .Дело не в этом. Озарение, по­ сетившее Татьяну Лагун, во­ жатую пионерского лагеря «Прометей», когда она прово­ дила творческие конкурсы с «неспособными» учащимися, озарение Ларисы Докучаевой. Комсомольского работника средней школы № 44, открыв­ шей в премудростях детского самоуправления новые резервы |работы — почти также важ- - ны, как и открытия масштаб­ ного значения, потому что творчество есть творчество. В Конституции СССР сказа­ но: «В соответствии с комму­ нистическим идеалом «Свобод­ ное развитие каждого есть ус­ ловие свободного развития всех» государство ставит- сво­ ей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Наша лаборатория изучает эту актуальнейшую проблему. Мы солидаризируемся с прог­ нозистами будущего, которые считают, что главное для че­ ловека — умение распорядить­ ся своим досугом как фактором развития и воспитания дея­ тельной личности, гармонично сочетающей вдохновенное творчество, радость жизни и красоту труда. О серьезных конкретных выводах нашего коллективного исследования говорить рано. Юднако некоторые результаты есть. Члены лаборатории про­ вели длительные исследования бюджета времени городских и сельских Школьников и уста­ новили, что, несмотря на раз­ говоры о перегрузке, в распо­ ряжении ребят остается после выполнения домашних заданий и бытовых обязанностей огромное количество педагоги­ чески неуправляемого свобод­ ного времени. В среднем это 160—180 полных дней в году (каникулы, воскресенья, празд­ ники), плюс часы, свободные от учения и общественной ра­ боты, а это еще около ста дней. Именно об этом времени молодежи говорил на XV съезде профсоюзов Л. И. Брежнев: «Свободное время — это не время, свободное от ответственности перед об­ ществом». Чем и как его за­ нять — проблема государст­ венная. Лаборатория изучает струк­ туру времени школьников, ищет целесообразные модели полезного детского досуга. В нашей «копилке» интересней­ шая работа елецкого педагога Ь. Г. Лесюка по организации туристического клуба старше­ классников, уникальный опыт литературно-краеведчес к о г о клуба «Парус» средней школы № 41, котором более десяти лет руководит кавалер ордена Ленина А М. Шаталова, опыт хореографического детского ансамбля «Родничок» Дворца культуры профсоюзов и т. д. Детский досуг чаще всего на­ ходит свое выражение по ме­ сту жительства школьников. Проблема эта многогранна, она затрагивает и родителей, и общественность, и производ­ ство. Но в ее эпицентре все- таки находится школа, она главный штаб и дирижер по­ лезной занятости ребят. До­ вольно успешно решает эту проблему коллектив средней школы № 24 города Липецка* Изучая несколько лет назад причины педагогических про­ счетов (отсев, правонаруше­ ния и т. д.), учителя — участ­ ники исследования установили, что наибольшее число проступ­ ков учащихся падает на вре­ мя Школьных каникул и вы­ ходные дни, а совершаются эти проступки в основном там, где живут дети. Поиск привел к таким интересным моделям работы с ребятами по месту их жительства, как каникулярные «республики». Вот уже ряд лет большинст­ во школьников 6 — 10 -х классов в дни каникул объединяются в , «республики^: «Наш дом» (осень). «Снежная республи­ ка» (зима), «Эскадра друж­ ных» (весна) и «Тихий Дон» (лето). Они организуются на базе школы, но чаще сельских школ-интернатов, домов отды­ ха или просто в палаточных городках. Кому не хватает ме­ ста в «республиках» и лагерях, уезжают в экспедиции по об­ ласти, по родной стране, ухо­ дят в кратковременные и дли­ тельные походы то по озерам Карелии, то по горам Кав­ каза. В будние и воскресные дни к услугам ребят школьные клубы имени А. Грина, «Спар­ та», КПД, пионерская фабрика «Чудесница», кинолектории и клубы выходного дня, пред­ метные кружки. Сама по себе та или иная модель детского досуга еще не панацея от всех бед, и даже разновозрастный отряд не ре­ шит всех противоречий улицы. Здесь опять-таки нужен науч­ ный творческий поиск, экспери­ ментальная проверка методов и приемов работы с учащимися. Наш опыт дает основание вы­ делить типичные просчеты до­ суговой педагогики, а именно тяготение к «гигантомании», то есть, к массовым акциям праздничного характера за счет индивидуальной работы, за счет опоры на коллектив класса или группу детей, живу­ щих в одном доме, на одной улице. Мы считаем, что внеклассная работа Иногда перегружена (особенно в пионерских лаге­ рях) праздничными моделями. Наблюдаются заорганизован ность, регламентация детского досуга. Среди форм работы слишком много просвещенче­ ских, «зрительных» мероприя тий, мало трудовых форм ра­ боты на воздухе. Нет преемст­ венности в досуговой практике учащихся разных возрастов, разных воспитательных учреж­ дений. Порой формальна «тех­ ника» подготовки и проведения досуговых дел. Дело не в том, что проводится детьми, , дело в том, какой социальный капитал приобретут ребята, участвуя в том или ином деле. Если школьные внеурочные будни стандартны, заполнены привычной деятельностью, не имеющей элементов новизны неожиданности, ярких «пятен» утрачивается острота вое приятия, и дин для ребят мелькают один за другим похожие друг на друга. Детям все начинает казаться, если не изведанным, то известным. Воз никает иллюзия ограниченно сти досуговой радости, 1 школьники успокаиваются привыкают к среднему набо ру этих радостей. ( В средней школе N° 24 других наших детских объеди нениях в «моде» конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка девочки!», «Веселые старты» Разновозрастные, отряды школы проводят рейды «Орден нашего дома», пифут лето пнсь улиц, ходят в лыжнЫе походы по местам боевой ела вы, ездят в гости к сельским школьникам, много трудятся там, где живут, в школе. Грамотно организованный досуг ребят — это школа про­ филактики бездуховности, эмо­ циональной бедности, интел­ лектуальной узости, нравст­ венной ограниченности, а не ' только профилактики правона­ рушений. Досуг — школа одобрения любого ребенка, а тем более слабого, «трудного», это важное открытие нашего коллектива. В активной досуговой дея­ тельности, в радости творче­ ства, труда и познания, обще­ ния дети становятся совершен­ ней — это закон педагогики. С. ШМАКОВ, руководитель лаборатории «Свободное время учащихся» АПН СССР, кандидат педагогических наук. В АЖНОСТЬ воспита­ тельной работы с детьми и подростками по месту жительства очевидна. У нас, в Липецке, сложилась опреде­ ленная система совместной ра­ боты школы, семьи и широкой общественности с детьми и подростками в ряде микрорай­ онов. Дело это сложное, кропотлй- вое, в нем много трудностей. Еще остро недостает квалифи­ цированных кадров воспитате­ лей для детских клубов при домоуправлениях, кружков, спортивных секций. Мало пока помещений для комнат школьников, подростковых клу­ бов, для кружков детского технического творчества, при­ кладного искусства. Как из­ вестно, средства для финанси­ рования специальных комнат складываются из двухпроцент­ ного отчисления от квартирной платы, но подчас реализовать их на приобретение спорт- и культинвентаря трудно, по­ скольку его нет в продаже в нужном количестве. .Эти и другие проблемы, ко­ нечно, будут со временем ре­ шены. Но пока выход один: как можно шире использовать имеющиеся возможности мик­ рорайонов города, объединяя усилия общественных органи­ заций — школ, предприятий и учреждений, актив родителей. Главная роль в координации А У ВАС ВО ДВОРЕ ? «Идите во дворы и занимайтесь там с деть- ти своего времени проводят вне школы — в ми. Помните, что воспитательный 1процесс семье, во дворе, на улице», происходит на каждом метре, и дети две тре- (А* С. Макаренко). ----------------- ------------------- ® « -------------------------- ------- Учителя являются этих усилии отводится школе. Средняя школа № 4 города Липецка расположена очень удачно. В микрорайон ее дей­ ствия входят Дворец культуры НЛМЗ и Дом культуры стро­ ителей, две комнаты школьни­ ка^ районный Дом пионеров, городская детская библиотека № 5, несколько агитационных и спортивных площадок, Дво­ рец спорта. Всей работой по месту жи­ тельства руководит совет микрорайона во главе с секре­ тарем парткома Новолипецко­ го металлургического завода А. И. Тепленичевым. А секцию По работе с детьми и подрост­ ками возглавляет организатор внешкЪльной и внеклассной работы школы № 4 Е. С. Яков­ лева. Многое делают члены секции. Интересные спортивные празд­ ники для ребят, праздники улицы, двора стали в микро­ районе традиционными. Раз­ личные кружки, секции по ме­ сту жительства объединяют 80 процентов ребят микрорайона. консуль­ тантами в разновозрастных от­ рядах, созданных по месту жительства, а многие комсо­ мольские активисты школы возглавляют эти отряды. Хо­ рошая связь у педагогического коллектива с детским сектором Дворца культуры НЛМЗ. Бо­ лее двухсот учащихся — ак­ тивные члены его различных кружков. Общими усилиями культработников и учителей, общественных организаций школы проводятся утренники, тематические вечера, встречи с передовиками производства, ветеранами труда, людьми различных профессий. А вот средняя школа № 38 не имеет в радиусе своего дей­ ствия такого обилия культур­ но-просветительных учрежде­ ний и спортивных сооружений, как школа № 4. Поэтому педа­ гогический коллектив ее широ­ ко использует для организации свободного времени ребят свои возможности. Комсомольцы- старшеклассники вместе с Шефами того же завода — Но­ волипецкого металлургическо­ го —- отремонтировали и обо­ рудовали цокольное помещение школы, которое раньше ис­ пользовалось как подсобное, и открыли там школьный ки­ нотеатр «Пионер» на двести мест, оборудованный по всем правилам тир, оформили ком­ наты для клубной и кружко­ вой работы. Теперь ребята. <■ с удовольствием занимаются в клубе юного моряка, увлечены авиамоделизмом, стрелковым. и мотоциклетным спортом, изучают радиотехнику. Многое делает для организа­ ции свободного времени ребят педагогический коллектив средней школы № 48. Для то­ го, чтобы лучше вЦявить зону своего влияния, учителя вме­ сте с представителями обще­ ственных организаций состави­ ли «паспорт» своего микрбрай- она. Определили, сколько детей и подростков проживает на его территории. Сколько много­ детных семей, а также так на­ зываемых — неблагополучных, к которым требуется особое внимание. При школе созданы совет общественности с пятью секторами: трудовым, право­ вым, военно-спортивным, са- нитарно-озДоровительным и информационным. В совет вхо­ дят представители всех групп общественных организаций микрорайона. Таким образом, у учителей много доброволь­ ных помощников среди депута­ тов, членов уличных домкомов, родителей, агитаторов, шефов- наставников предприятий. С их помощью в районе действует около сорока разновозрастных отрядов. В воскресенье школа пол­ ностью предоставлена в распо­ ряжение ребят: работают 390 кружки и спортзал, школьный кинотеатр. В этот день ребята вместе с общественниками вы­ езжают на экскурсии по горо- ду, посещают театры, выстав­ ки и т. д. Свободное время — наше богатство. И надо научить им, пользоваться наших детей, на­ править ^их интересы на по­ лезные и увлекательные дела, приобщить их к активному, со­ держательному досугу. Луч­ шие педагогические коллекти­ вы школ города, умножая ря­ ды своего актива, стремятся к тому, чтобы свободное время детей было также фактором воспитывающим. Т. ПИКУЛИНА, инспектор школ облоно. ПОСТИЖЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО Всегда охотно идут ребята из Елецкой- 24-й средней школы в комнаты, которые отвел для них жилищно-коммунальный отдел завода «Элъта» в одном из домов микрорайона. Нравят­ ся им разнообразные игры, но особенно зайятия в кружке* «Умелые руки», где они старательно, увлеченно выпиливают ■ и выжйгают по дереву., Этому их увлечению помогает, став­ шая уже известной за пределами своего микрорайона, Л е­ нинская комната. В ней все, по словам воспитателя Веры Ивановны Готовниковой сделано самими кружковцами. ...Перед переступившим порог комнаты встают волнующие страницы жизни вождя революции, страницы героической истории нашей Родины. Сразу у входа — макет «Ленин в Разливе». Рядом—макеты .комнаты Володи Ульянова (в г. Сим­ бирске) ( кабинета В. И. Ленина в Смольном. Дальше—стендц, материалы, которые рассказывают о музее в Горках и Цент­ ральном музее В. И. Ленина в Москве. В другой комнате, где выжигают и выпиливают ребята, — красочные рисунки на дереве, объединенные ремой «За детст­ во счастливое наше спасибо, родная страна». Многие работы школьников выполнены по мотивам русских сказок, на темы Международного года ребенка. «Наш двор — наш дом» — стенд в форме развернутой кни­ ги, страницы которой являются своеобразной летописью тру­ довых дел школьников. В школьную комнату нередко заглядывают родители, гости, в ней проводятся городские семинары воспитателей. Щедро делится коммунист В. И. Готовникова опытом, своей радо­ стью, успехами в приобщении ребят к труду, миру прекрасного. Л. ГРИГОРЬЕВ. В К О М Н А Т Е Ш К О Л Ь Н И К А По улице Ленина в Липецке, в девятиэтажном доме № 7, разместилась комната школьника ЖКУ чНовОлипецкого ме­ таллургического завода. Здесь всегда много ребят всех возра­ стов, но особенно оживленно з выходные дни. В одно из воскресений наш фотокорреспондент Ю. Клюев побывал в комнате школьника. Жизнь здесь шла своим привыч­ ным чередом. Ребята с увлечением играли в настольный теннис.' В фотолаборатории юные фотографы Володя Черни­ ков и Саша Бобылкин (снимок № 1 ) печатали свои новые снимки. А в самом большом помещении звучала веселая му­ зыка — шли занятия танцевальной группы. С удовольствием разучивали девочки, учащиеся липецкой средней школы А» 44, новый танец со своим руководителем, студенткой второго курса строительного факультета политех­ нического института .Любой Кузьминой (снимок № 2 ). Люба — активная участница художественной самодеятельности ву­ за, а в комнате школьника она работает на общественных на­ чалах — интересно научить младших тому, что умеешь сама. Ш ИРОКАЯ сеть вне­ школьных- учрежде­ ний — пока преимуще­ ство города. Как тут быть сельским педагогам, которые хотят занять ребят в свободное время делами интересными и полезными? Добиться этого бывает нелегко еще и потому, что многие населенные пункты, где живут ученики, нередко удалены от школы на значи­ тельные расстояния. Однако многие сельские пе­ дагоги области . все-таки ус­ пешно преодолевают эти труд­ ности. Им помогают партийные, профсоюзные. и комсомольские РЕБЯТАМ СЕЛА организации хозяйств, культ­ просветработники. Так, кол­ лектив Спешне - Ивановской средней школы Данковского района тесно взаимодействует с Домом культуры, на базе кото­ рого функционируют кружки и клубы для учащихся. Школь­ ники охотно участвуют и в прбведениж.праздников урожая и первой борозды. Так же по­ ступают и учителя Агрономов- ской 'средней школы: более восьмидесяти ее воспитанников г—ныне участники сельской ху­ дожественной самодеятельно­ сти. Содержательная и систе­ матическая совместная деятель­ ность культпросветработников и педагогов из села Жабино Чаплыгинского района позволи­ ла создать крупные творческие молодежные и детские объеди­ нения: три хора, пять танце­ вальных коллективов, духовой оркестр, вокальные ансамбли. Во многих сельских школах области созданы отряды по ме­ сту жительства. Это как раз та форма, которая позволяет пре­ дотвратить возможную разоб­ щенность ребят В часы, сво­ бодные от занятий в школе, когда они расходятся по до­ мам, а нередко и по разным деревням и селам. Разновоз­ растные отряды объединяют, как правило, детей из несколь­ ких, стоящих поблизости друг к другу, крестьянских дворов. Мальчики и девочки вместе проводят свободное время, включаются в общественное полезный труд, занимаются спортом, проводят агитационно­ массовую работу среди насе­ ления. Отличительная особен­ ность сельскцх отрядов — по­ стоянное трудовое воспи­ тание. Ребята сажают де­ ревья, помогают взрослым • в благоустройстве центральных усадеб совхозов и колхозов, собирают лекарственные травы, не остаются в стороне и страдную пору. Школьные активисты, ко­ нечно, постоянно ощущают поддержку педагогов. За каж дым отрядом закреплен учи тель-консультант, у которого немало помощников среди ше­ фов, комсомольцев-производст- венников, родителей. Особого внимания заслуживает опыт активной общественницы Жер новской средней школы Долго руковского района, знатного механизатора В. Г. Филиче- вой. Она, вожатая в школе, сплотила вокруг себя ребят и умело организует их деятель­ ность в свободное от занятий время: проводит экскурсии на ферму, в мастерские совхо­ за, организует встречи с луч­ шими людьми труда разных профессий. Ее подшефные удовольствием помогают старшим — ухаживают за жи­ вотными, сажают деревья, по­ могают на току в дни летней уборочной страды. И лучшая благодарность таким энтузиас- там, как В. 1. Филичева,— горячая привязанность маль чишек и дезчонок, их любовь. Т. ТЕРЕНТЬЕВА. З А В О Д П О М О Ж Е Т ВСЕГ ДА Жилой массив тракторного завода — большой и обособ­ ленный район Липецка, где проживает несколько десят­ ков тысяч человек. Здесь рас­ положено 6 средних и одна начальная школа, 18 детских садов. Это обстоятельство за­ ставляет администрацию заво­ да, его партийный комитет, завком профсоюза и комитет ВЛКСМ уделять большое и по­ стоянное внимание воспита­ нию подрастающего поколе­ ния. Весомый вклад в общее дело вносит комиссия содействия семье и школе, созданная не­ сколько лет назад при завод­ ском комитете профсоюза. Она контролирует работу с детьми школьного и дошкольного возраста, занимается вопроса­ ми организации пионерских лагерей, дворовых площадок* комнат школьника, курирует работу Дворца культуры, До­ ма пионеров и поддерживает тесный контакт с родителями, особенно трудновоспитуемых ребят. Сейчас хотелось бы расска­ зать о результатах работы ко­ миссии. Для этого нам придет­ ся побывать в комнатах школь­ ника, в заводском Дворце культуры и на стадионе. Все эти учреждения в своей Дея­ тельности опираются на посто­ янную помощь и поддержку заводской комиссии содейст­ вия семье и школе. Заглянем в комнату школь­ ника при домоуправлении № 5. Она расположена в доме № 13 по улице Жуковского. Е'й от­ дана целая секция большого здания, состоящая из несколь­ ких комнат и залов, которые, оборудованы современной ме­ белью, необходимыми техниче­ скими средствами, красочными стендами, фотовитринами и витражами. В послеобеденное* время и вечером сюда прихо­ дят дети из близлежащих до­ мов. К их услугам — студия декоративно-прикладного ис­ кусства, которой руководит опытный заводской художник П. Ф. Дробышев. Я, кстати, с удовольствием познакомил­ ся с интересной экспозицией работ юных ваятелей. В сосед­ нем помещении проходят за­ нятия фотокружка. Есть и зал, где педагогические Отряды проводят массовые мероприя­ тия. В этой же комнате, кото­ рая скорее напоминает клуб, проходят встречи с шефами: рабочими и специалистами четвертого машиносборочного корпуса. Они рассказывают об" истории родного завода, на практических занятиях воспи­ тывают у ребят любовь к тех­ нике. Частые гости и старше­ курсники Липецкого поли­ технического института, вете­ раны Великой Отечественной войны, лекторы общества «Знание». Постоянно функцио­ нирует филиал заводской профсоюзной библиотеки. Сло­ вом, немало забот у педагога- организатора П. Ф. Богатых. Но ее труд окупается сторицей: веселыми и довольными расхо­ дятся ребята по домам. Всего на территории жилого массива тракторостроителей действует шесть комнат школьника. ...Пб вечерам, , когда зажига­ ются огни заводского Дворца культуры, детвора спешит в свои кружки: хорозой, танце­ вальный, цирковой, бального танца, технического моделиро­ вания и юного киномеханика. В 14 кружках постоянно за­ нимаются более 400 ребят. К тому же, каждое воскресенье работает детский кинотеатр «Орленок», где школьники —*• сами и контролеры, и киноме­ ханики, и активные пропаган* диеты новых фильмов. Старше*’ классники занимаются в клу­ бах «Призыв», «Прометеи», «Ровесник». Не забыты и ро­ дители. Д л я них — универси­ тет педагогических знаний, ректором которого является опытный педагог В. Ф. Ивоч- кин. Несомненно воспитатель­ ное значение заводского музея трудовой и боевой славы, ко­ торый только в этом году по­ сетили 2700 школьников. Внимательны тракторостро­ ители и к спортивным увлече­ ниям мальчишек и девчонок. Только в заводском спортивг ном клубе «Пламя» занимает­ ся свыше четырех тысяч детей и подростков. Но внимание к клубу не исключает заботу о Дворовых площадках, где есть все необходимое, чтобы ребята летом могли сыграть в футбол, а зимой — в хоккей. Так на­ зываемые мйни-стадионы соз­ даны при всех шести домоуп­ равлениях жилого Массива, Спортивные отряды во дворах состоят не только из футболи­ стов и хоккеистов, есть среди ребят и начинающие лыжни­ ки, теннисисты, городошники, легкоатлеты, шахматисты и любители игры в шашки. Со­ стязания устраиваются во дво­ рах, их финал проходит на за­ водском стадионе. Здесь же систематически Проводятся спортивные празд­ ники, «Веселые старты», при­ влекающие множество зри­ телей. Во всем этом — Не­ малая заслуга Н. Е. Смыкова, который умело руководив спортивными отрядами школь­ ников, организованными по ме­ сту жительства. Усилия заводской общест­ венности, педагогов и воспита­ телей, которые занимаются ор­ ганизацией досуга детей и подростков, уже приносят добрые плоды. Число право­ нарушений по сравнению с прошлым годом сократилось вдвое. Немалая заслуга в этом заводской добровольной • на­ родной дружины, которая си­ стематически проводит боль­ шую профилактическую работу с подростками. Члены народной дружины хорошо знают семьи всех сво­ их подопечных, часто бывают у них дома. После каждого такого посещения составляются сообщения в штаб ДНД. В последнее время содержание этих сообщений становится все более отрадным. Вот не­ которые примеры. «Игорь Б. ведет себя хоро­ шо, школу аккуратно посеща­ ет, домой возвращается во­ время». «Игорь Н. работает в трак­ торном цехе № 2 . Беседовали с его матерью, отзыв о пове­ дении — положительный». «Владимир Г. с надзора снят. Дружинникам больше нет необходимости посещать эту семью». Растет число таких сообще­ ний, которые свидетельствуют об успешной деятельности за­ водчан, педагогов, обществен­ ности. Но успокаиваться на достигнутом нельзя, тракторо­ строители хорошо это понима­ ют. Необходимо и дальше дер­ жать постоянно в поле зрения свободное время ребят, сде­ лать его эффективным средст­ вом их всестороннего воспи­ тания. ю. кочкин, внешт. корр. «Ленинского знамени»-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz