Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
28 н оября 1 979 г., №273 (15 570) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ДО СУ Г ДЕ ТЕ 1 —З А БО Т ! В ЗРОСЛЫХ V * / Сегодня в Липецке начинает ра боту В с есою зное совещание-семинар по организации сво бод н ого времени д е тей и подростков по месту жительства. Ученые и педагоги, представители о б щ ественных организаций и наставники — широкий круг тех, кто и по долгу служ бы и по приз ванию души являют ся воспитателями подрастающего по коления, — со бр ались на этот пред ставительный ф орум , что бы обсудить актуальные про бл емы организации сво бод н ого времени детей и подрост ков по месту жительства. Участники совещания поделятся опытом научной и практической р а б о ты, поз н акомятся с тем , что делается для организации сво бод н ого времени детей и подростков в нашей о бл асти, микрорайонах города Липецка. Сегодня на этой странице мы пре доставляем слово педагогам , активи- стам-о бщ ественникам, отдающим свой досуг детям . Они рассказывают о некоторых формах воспитательной ра боты с уч ащимися в школе, во дво р е , в микрорайонах. •?* С О З И Д А Т Ь Л И Ч Н О С Т Ь Несколько лет уже при кафедре педагогики и психологии Липецкого пединститута на б азе средней школы № 24 и дру гих детских учреждений р аботает научная лаборатория по изучению проблем организации досуга учащихся. Мы попро сили руководителя лаборатории, кандидата педагогических 1 $аук С. ▲. Шмакова рассказать о первых результатах исследо ваний. ч С ОЕД ИНЕНИЕ науки и школьной п р ак тики сегодня — яв ление закономерное. Благо творный этот синтез порождает творчество. Четыре года официально при кафедре педагогики и психоло гии Л ГНИ на базе средней школы № 24 и других детских учреждений работает научная ►Моратория, изучающая проб лемы свободного времени Школьников, проблемы органи зованного досуга. В деятель ности ее принимают участие учителя, пионерские, комсо мольские работники, препода ватели вузов, студенты. У каж дого — свой интерес: одни готовятся к большой науке, ведут плановые исследования, другие выступают посредни ками между теорией и прак тикой, творчески используют Научную информацию, откры вают новое в уже известном. С большим удовлетворением могу отнести к этой категории директора средней школы 24 М. Б. Раковского, завуча лечебно-воспитательного сана тория «Восход» Л. П. Овсян никову, руководителя детского Народного хореографического ансамбля Г. П. Шелякину. Есть и третья категория учи телей, воспитателей, понимаю щих, что сегодня и шкбла, и Пионерский лагерь, и детский клуб' нуждаются в новых идеях. Пусть не все эти идеи обладают «мировой новизной», как говорят в патентном де ле, пусть новизна их — в масштабе школы или просто личное достижение учителя. .Дело не в этом. Озарение, по сетившее Татьяну Лагун, во жатую пионерского лагеря «Прометей», когда она прово дила творческие конкурсы с «неспособными» учащимися, озарение Ларисы Докучаевой. Комсомольского работника средней школы № 44, открыв шей в премудростях детского самоуправления новые резервы |работы — почти также важ- - ны, как и открытия масштаб ного значения, потому что творчество есть творчество. В Конституции СССР сказа но: «В соответствии с комму нистическим идеалом «Свобод ное развитие каждого есть ус ловие свободного развития всех» государство ставит- сво ей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Наша лаборатория изучает эту актуальнейшую проблему. Мы солидаризируемся с прог нозистами будущего, которые считают, что главное для че ловека — умение распорядить ся своим досугом как фактором развития и воспитания дея тельной личности, гармонично сочетающей вдохновенное творчество, радость жизни и красоту труда. О серьезных конкретных выводах нашего коллективного исследования говорить рано. Юднако некоторые результаты есть. Члены лаборатории про вели длительные исследования бюджета времени городских и сельских Школьников и уста новили, что, несмотря на раз говоры о перегрузке, в распо ряжении ребят остается после выполнения домашних заданий и бытовых обязанностей огромное количество педагоги чески неуправляемого свобод ного времени. В среднем это 160—180 полных дней в году (каникулы, воскресенья, празд ники), плюс часы, свободные от учения и общественной ра боты, а это еще около ста дней. Именно об этом времени молодежи говорил на XV съезде профсоюзов Л. И. Брежнев: «Свободное время — это не время, свободное от ответственности перед об ществом». Чем и как его за нять — проблема государст венная. Лаборатория изучает струк туру времени школьников, ищет целесообразные модели полезного детского досуга. В нашей «копилке» интересней шая работа елецкого педагога Ь. Г. Лесюка по организации туристического клуба старше классников, уникальный опыт литературно-краеведчес к о г о клуба «Парус» средней школы № 41, котором более десяти лет руководит кавалер ордена Ленина А М. Шаталова, опыт хореографического детского ансамбля «Родничок» Дворца культуры профсоюзов и т. д. Детский досуг чаще всего на ходит свое выражение по ме сту жительства школьников. Проблема эта многогранна, она затрагивает и родителей, и общественность, и производ ство. Но в ее эпицентре все- таки находится школа, она главный штаб и дирижер по лезной занятости ребят. До вольно успешно решает эту проблему коллектив средней школы № 24 города Липецка* Изучая несколько лет назад причины педагогических про счетов (отсев, правонаруше ния и т. д.), учителя — участ ники исследования установили, что наибольшее число проступ ков учащихся падает на вре мя Школьных каникул и вы ходные дни, а совершаются эти проступки в основном там, где живут дети. Поиск привел к таким интересным моделям работы с ребятами по месту их жительства, как каникулярные «республики». Вот уже ряд лет большинст во школьников 6 — 10 -х классов в дни каникул объединяются в , «республики^: «Наш дом» (осень). «Снежная республи ка» (зима), «Эскадра друж ных» (весна) и «Тихий Дон» (лето). Они организуются на базе школы, но чаще сельских школ-интернатов, домов отды ха или просто в палаточных городках. Кому не хватает ме ста в «республиках» и лагерях, уезжают в экспедиции по об ласти, по родной стране, ухо дят в кратковременные и дли тельные походы то по озерам Карелии, то по горам Кав каза. В будние и воскресные дни к услугам ребят школьные клубы имени А. Грина, «Спар та», КПД, пионерская фабрика «Чудесница», кинолектории и клубы выходного дня, пред метные кружки. Сама по себе та или иная модель детского досуга еще не панацея от всех бед, и даже разновозрастный отряд не ре шит всех противоречий улицы. Здесь опять-таки нужен науч ный творческий поиск, экспери ментальная проверка методов и приемов работы с учащимися. Наш опыт дает основание вы делить типичные просчеты до суговой педагогики, а именно тяготение к «гигантомании», то есть, к массовым акциям праздничного характера за счет индивидуальной работы, за счет опоры на коллектив класса или группу детей, живу щих в одном доме, на одной улице. Мы считаем, что внеклассная работа Иногда перегружена (особенно в пионерских лаге рях) праздничными моделями. Наблюдаются заорганизован ность, регламентация детского досуга. Среди форм работы слишком много просвещенче ских, «зрительных» мероприя тий, мало трудовых форм ра боты на воздухе. Нет преемст венности в досуговой практике учащихся разных возрастов, разных воспитательных учреж дений. Порой формальна «тех ника» подготовки и проведения досуговых дел. Дело не в том, что проводится детьми, , дело в том, какой социальный капитал приобретут ребята, участвуя в том или ином деле. Если школьные внеурочные будни стандартны, заполнены привычной деятельностью, не имеющей элементов новизны неожиданности, ярких «пятен» утрачивается острота вое приятия, и дин для ребят мелькают один за другим похожие друг на друга. Детям все начинает казаться, если не изведанным, то известным. Воз никает иллюзия ограниченно сти досуговой радости, 1 школьники успокаиваются привыкают к среднему набо ру этих радостей. ( В средней школе N° 24 других наших детских объеди нениях в «моде» конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка девочки!», «Веселые старты» Разновозрастные, отряды школы проводят рейды «Орден нашего дома», пифут лето пнсь улиц, ходят в лыжнЫе походы по местам боевой ела вы, ездят в гости к сельским школьникам, много трудятся там, где живут, в школе. Грамотно организованный досуг ребят — это школа про филактики бездуховности, эмо циональной бедности, интел лектуальной узости, нравст венной ограниченности, а не ' только профилактики правона рушений. Досуг — школа одобрения любого ребенка, а тем более слабого, «трудного», это важное открытие нашего коллектива. В активной досуговой дея тельности, в радости творче ства, труда и познания, обще ния дети становятся совершен ней — это закон педагогики. С. ШМАКОВ, руководитель лаборатории «Свободное время учащихся» АПН СССР, кандидат педагогических наук. В АЖНОСТЬ воспита тельной работы с детьми и подростками по месту жительства очевидна. У нас, в Липецке, сложилась опреде ленная система совместной ра боты школы, семьи и широкой общественности с детьми и подростками в ряде микрорай онов. Дело это сложное, кропотлй- вое, в нем много трудностей. Еще остро недостает квалифи цированных кадров воспитате лей для детских клубов при домоуправлениях, кружков, спортивных секций. Мало пока помещений для комнат школьников, подростковых клу бов, для кружков детского технического творчества, при кладного искусства. Как из вестно, средства для финанси рования специальных комнат складываются из двухпроцент ного отчисления от квартирной платы, но подчас реализовать их на приобретение спорт- и культинвентаря трудно, по скольку его нет в продаже в нужном количестве. .Эти и другие проблемы, ко нечно, будут со временем ре шены. Но пока выход один: как можно шире использовать имеющиеся возможности мик рорайонов города, объединяя усилия общественных органи заций — школ, предприятий и учреждений, актив родителей. Главная роль в координации А У ВАС ВО ДВОРЕ ? «Идите во дворы и занимайтесь там с деть- ти своего времени проводят вне школы — в ми. Помните, что воспитательный 1процесс семье, во дворе, на улице», происходит на каждом метре, и дети две тре- (А* С. Макаренко). ----------------- ------------------- ® « -------------------------- ------- Учителя являются этих усилии отводится школе. Средняя школа № 4 города Липецка расположена очень удачно. В микрорайон ее дей ствия входят Дворец культуры НЛМЗ и Дом культуры стро ителей, две комнаты школьни ка^ районный Дом пионеров, городская детская библиотека № 5, несколько агитационных и спортивных площадок, Дво рец спорта. Всей работой по месту жи тельства руководит совет микрорайона во главе с секре тарем парткома Новолипецко го металлургического завода А. И. Тепленичевым. А секцию По работе с детьми и подрост ками возглавляет организатор внешкЪльной и внеклассной работы школы № 4 Е. С. Яков лева. Многое делают члены секции. Интересные спортивные празд ники для ребят, праздники улицы, двора стали в микро районе традиционными. Раз личные кружки, секции по ме сту жительства объединяют 80 процентов ребят микрорайона. консуль тантами в разновозрастных от рядах, созданных по месту жительства, а многие комсо мольские активисты школы возглавляют эти отряды. Хо рошая связь у педагогического коллектива с детским сектором Дворца культуры НЛМЗ. Бо лее двухсот учащихся — ак тивные члены его различных кружков. Общими усилиями культработников и учителей, общественных организаций школы проводятся утренники, тематические вечера, встречи с передовиками производства, ветеранами труда, людьми различных профессий. А вот средняя школа № 38 не имеет в радиусе своего дей ствия такого обилия культур но-просветительных учрежде ний и спортивных сооружений, как школа № 4. Поэтому педа гогический коллектив ее широ ко использует для организации свободного времени ребят свои возможности. Комсомольцы- старшеклассники вместе с Шефами того же завода — Но волипецкого металлургическо го —- отремонтировали и обо рудовали цокольное помещение школы, которое раньше ис пользовалось как подсобное, и открыли там школьный ки нотеатр «Пионер» на двести мест, оборудованный по всем правилам тир, оформили ком наты для клубной и кружко вой работы. Теперь ребята. <■ с удовольствием занимаются в клубе юного моряка, увлечены авиамоделизмом, стрелковым. и мотоциклетным спортом, изучают радиотехнику. Многое делает для организа ции свободного времени ребят педагогический коллектив средней школы № 48. Для то го, чтобы лучше вЦявить зону своего влияния, учителя вме сте с представителями обще ственных организаций состави ли «паспорт» своего микрбрай- она. Определили, сколько детей и подростков проживает на его территории. Сколько много детных семей, а также так на зываемых — неблагополучных, к которым требуется особое внимание. При школе созданы совет общественности с пятью секторами: трудовым, право вым, военно-спортивным, са- нитарно-озДоровительным и информационным. В совет вхо дят представители всех групп общественных организаций микрорайона. Таким образом, у учителей много доброволь ных помощников среди депута тов, членов уличных домкомов, родителей, агитаторов, шефов- наставников предприятий. С их помощью в районе действует около сорока разновозрастных отрядов. В воскресенье школа пол ностью предоставлена в распо ряжение ребят: работают 390 кружки и спортзал, школьный кинотеатр. В этот день ребята вместе с общественниками вы езжают на экскурсии по горо- ду, посещают театры, выстав ки и т. д. Свободное время — наше богатство. И надо научить им, пользоваться наших детей, на править ^их интересы на по лезные и увлекательные дела, приобщить их к активному, со держательному досугу. Луч шие педагогические коллекти вы школ города, умножая ря ды своего актива, стремятся к тому, чтобы свободное время детей было также фактором воспитывающим. Т. ПИКУЛИНА, инспектор школ облоно. ПОСТИЖЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО Всегда охотно идут ребята из Елецкой- 24-й средней школы в комнаты, которые отвел для них жилищно-коммунальный отдел завода «Элъта» в одном из домов микрорайона. Нравят ся им разнообразные игры, но особенно зайятия в кружке* «Умелые руки», где они старательно, увлеченно выпиливают ■ и выжйгают по дереву., Этому их увлечению помогает, став шая уже известной за пределами своего микрорайона, Л е нинская комната. В ней все, по словам воспитателя Веры Ивановны Готовниковой сделано самими кружковцами. ...Перед переступившим порог комнаты встают волнующие страницы жизни вождя революции, страницы героической истории нашей Родины. Сразу у входа — макет «Ленин в Разливе». Рядом—макеты .комнаты Володи Ульянова (в г. Сим бирске) ( кабинета В. И. Ленина в Смольном. Дальше—стендц, материалы, которые рассказывают о музее в Горках и Цент ральном музее В. И. Ленина в Москве. В другой комнате, где выжигают и выпиливают ребята, — красочные рисунки на дереве, объединенные ремой «За детст во счастливое наше спасибо, родная страна». Многие работы школьников выполнены по мотивам русских сказок, на темы Международного года ребенка. «Наш двор — наш дом» — стенд в форме развернутой кни ги, страницы которой являются своеобразной летописью тру довых дел школьников. В школьную комнату нередко заглядывают родители, гости, в ней проводятся городские семинары воспитателей. Щедро делится коммунист В. И. Готовникова опытом, своей радо стью, успехами в приобщении ребят к труду, миру прекрасного. Л. ГРИГОРЬЕВ. В К О М Н А Т Е Ш К О Л Ь Н И К А По улице Ленина в Липецке, в девятиэтажном доме № 7, разместилась комната школьника ЖКУ чНовОлипецкого ме таллургического завода. Здесь всегда много ребят всех возра стов, но особенно оживленно з выходные дни. В одно из воскресений наш фотокорреспондент Ю. Клюев побывал в комнате школьника. Жизнь здесь шла своим привыч ным чередом. Ребята с увлечением играли в настольный теннис.' В фотолаборатории юные фотографы Володя Черни ков и Саша Бобылкин (снимок № 1 ) печатали свои новые снимки. А в самом большом помещении звучала веселая му зыка — шли занятия танцевальной группы. С удовольствием разучивали девочки, учащиеся липецкой средней школы А» 44, новый танец со своим руководителем, студенткой второго курса строительного факультета политех нического института .Любой Кузьминой (снимок № 2 ). Люба — активная участница художественной самодеятельности ву за, а в комнате школьника она работает на общественных на чалах — интересно научить младших тому, что умеешь сама. Ш ИРОКАЯ сеть вне школьных- учрежде ний — пока преимуще ство города. Как тут быть сельским педагогам, которые хотят занять ребят в свободное время делами интересными и полезными? Добиться этого бывает нелегко еще и потому, что многие населенные пункты, где живут ученики, нередко удалены от школы на значи тельные расстояния. Однако многие сельские пе дагоги области . все-таки ус пешно преодолевают эти труд ности. Им помогают партийные, профсоюзные. и комсомольские РЕБЯТАМ СЕЛА организации хозяйств, культ просветработники. Так, кол лектив Спешне - Ивановской средней школы Данковского района тесно взаимодействует с Домом культуры, на базе кото рого функционируют кружки и клубы для учащихся. Школь ники охотно участвуют и в прбведениж.праздников урожая и первой борозды. Так же по ступают и учителя Агрономов- ской 'средней школы: более восьмидесяти ее воспитанников г—ныне участники сельской ху дожественной самодеятельно сти. Содержательная и систе матическая совместная деятель ность культпросветработников и педагогов из села Жабино Чаплыгинского района позволи ла создать крупные творческие молодежные и детские объеди нения: три хора, пять танце вальных коллективов, духовой оркестр, вокальные ансамбли. Во многих сельских школах области созданы отряды по ме сту жительства. Это как раз та форма, которая позволяет пре дотвратить возможную разоб щенность ребят В часы, сво бодные от занятий в школе, когда они расходятся по до мам, а нередко и по разным деревням и селам. Разновоз растные отряды объединяют, как правило, детей из несколь ких, стоящих поблизости друг к другу, крестьянских дворов. Мальчики и девочки вместе проводят свободное время, включаются в общественное полезный труд, занимаются спортом, проводят агитационно массовую работу среди насе ления. Отличительная особен ность сельскцх отрядов — по стоянное трудовое воспи тание. Ребята сажают де ревья, помогают взрослым • в благоустройстве центральных усадеб совхозов и колхозов, собирают лекарственные травы, не остаются в стороне и страдную пору. Школьные активисты, ко нечно, постоянно ощущают поддержку педагогов. За каж дым отрядом закреплен учи тель-консультант, у которого немало помощников среди ше фов, комсомольцев-производст- венников, родителей. Особого внимания заслуживает опыт активной общественницы Жер новской средней школы Долго руковского района, знатного механизатора В. Г. Филиче- вой. Она, вожатая в школе, сплотила вокруг себя ребят и умело организует их деятель ность в свободное от занятий время: проводит экскурсии на ферму, в мастерские совхо за, организует встречи с луч шими людьми труда разных профессий. Ее подшефные удовольствием помогают старшим — ухаживают за жи вотными, сажают деревья, по могают на току в дни летней уборочной страды. И лучшая благодарность таким энтузиас- там, как В. 1. Филичева,— горячая привязанность маль чишек и дезчонок, их любовь. Т. ТЕРЕНТЬЕВА. З А В О Д П О М О Ж Е Т ВСЕГ ДА Жилой массив тракторного завода — большой и обособ ленный район Липецка, где проживает несколько десят ков тысяч человек. Здесь рас положено 6 средних и одна начальная школа, 18 детских садов. Это обстоятельство за ставляет администрацию заво да, его партийный комитет, завком профсоюза и комитет ВЛКСМ уделять большое и по стоянное внимание воспита нию подрастающего поколе ния. Весомый вклад в общее дело вносит комиссия содействия семье и школе, созданная не сколько лет назад при завод ском комитете профсоюза. Она контролирует работу с детьми школьного и дошкольного возраста, занимается вопроса ми организации пионерских лагерей, дворовых площадок* комнат школьника, курирует работу Дворца культуры, До ма пионеров и поддерживает тесный контакт с родителями, особенно трудновоспитуемых ребят. Сейчас хотелось бы расска зать о результатах работы ко миссии. Для этого нам придет ся побывать в комнатах школь ника, в заводском Дворце культуры и на стадионе. Все эти учреждения в своей Дея тельности опираются на посто янную помощь и поддержку заводской комиссии содейст вия семье и школе. Заглянем в комнату школь ника при домоуправлении № 5. Она расположена в доме № 13 по улице Жуковского. Е'й от дана целая секция большого здания, состоящая из несколь ких комнат и залов, которые, оборудованы современной ме белью, необходимыми техниче скими средствами, красочными стендами, фотовитринами и витражами. В послеобеденное* время и вечером сюда прихо дят дети из близлежащих до мов. К их услугам — студия декоративно-прикладного ис кусства, которой руководит опытный заводской художник П. Ф. Дробышев. Я, кстати, с удовольствием познакомил ся с интересной экспозицией работ юных ваятелей. В сосед нем помещении проходят за нятия фотокружка. Есть и зал, где педагогические Отряды проводят массовые мероприя тия. В этой же комнате, кото рая скорее напоминает клуб, проходят встречи с шефами: рабочими и специалистами четвертого машиносборочного корпуса. Они рассказывают об" истории родного завода, на практических занятиях воспи тывают у ребят любовь к тех нике. Частые гости и старше курсники Липецкого поли технического института, вете раны Великой Отечественной войны, лекторы общества «Знание». Постоянно функцио нирует филиал заводской профсоюзной библиотеки. Сло вом, немало забот у педагога- организатора П. Ф. Богатых. Но ее труд окупается сторицей: веселыми и довольными расхо дятся ребята по домам. Всего на территории жилого массива тракторостроителей действует шесть комнат школьника. ...Пб вечерам, , когда зажига ются огни заводского Дворца культуры, детвора спешит в свои кружки: хорозой, танце вальный, цирковой, бального танца, технического моделиро вания и юного киномеханика. В 14 кружках постоянно за нимаются более 400 ребят. К тому же, каждое воскресенье работает детский кинотеатр «Орленок», где школьники —*• сами и контролеры, и киноме ханики, и активные пропаган* диеты новых фильмов. Старше*’ классники занимаются в клу бах «Призыв», «Прометеи», «Ровесник». Не забыты и ро дители. Д л я них — универси тет педагогических знаний, ректором которого является опытный педагог В. Ф. Ивоч- кин. Несомненно воспитатель ное значение заводского музея трудовой и боевой славы, ко торый только в этом году по сетили 2700 школьников. Внимательны тракторостро ители и к спортивным увлече ниям мальчишек и девчонок. Только в заводском спортивг ном клубе «Пламя» занимает ся свыше четырех тысяч детей и подростков. Но внимание к клубу не исключает заботу о Дворовых площадках, где есть все необходимое, чтобы ребята летом могли сыграть в футбол, а зимой — в хоккей. Так на зываемые мйни-стадионы соз даны при всех шести домоуп равлениях жилого Массива, Спортивные отряды во дворах состоят не только из футболи стов и хоккеистов, есть среди ребят и начинающие лыжни ки, теннисисты, городошники, легкоатлеты, шахматисты и любители игры в шашки. Со стязания устраиваются во дво рах, их финал проходит на за водском стадионе. Здесь же систематически Проводятся спортивные празд ники, «Веселые старты», при влекающие множество зри телей. Во всем этом — Не малая заслуга Н. Е. Смыкова, который умело руководив спортивными отрядами школь ников, организованными по ме сту жительства. Усилия заводской общест венности, педагогов и воспита телей, которые занимаются ор ганизацией досуга детей и подростков, уже приносят добрые плоды. Число право нарушений по сравнению с прошлым годом сократилось вдвое. Немалая заслуга в этом заводской добровольной • на родной дружины, которая си стематически проводит боль шую профилактическую работу с подростками. Члены народной дружины хорошо знают семьи всех сво их подопечных, часто бывают у них дома. После каждого такого посещения составляются сообщения в штаб ДНД. В последнее время содержание этих сообщений становится все более отрадным. Вот не которые примеры. «Игорь Б. ведет себя хоро шо, школу аккуратно посеща ет, домой возвращается во время». «Игорь Н. работает в трак торном цехе № 2 . Беседовали с его матерью, отзыв о пове дении — положительный». «Владимир Г. с надзора снят. Дружинникам больше нет необходимости посещать эту семью». Растет число таких сообще ний, которые свидетельствуют об успешной деятельности за водчан, педагогов, обществен ности. Но успокаиваться на достигнутом нельзя, тракторо строители хорошо это понима ют. Необходимо и дальше дер жать постоянно в поле зрения свободное время ребят, сде лать его эффективным средст вом их всестороннего воспи тания. ю. кочкин, внешт. корр. «Ленинского знамени»-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz