Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
Выст уп ление товарища . И . Б РЕЖНЕВА на Пленуме ЦК КПСС ( О кончание. Начало на 1 -й ст р.). воп р оса, кото рый приобрел особую остроту, — это работа транспорта, прежде всего же лезнодорожного. Транспорт, разумеется, всегда играл важ ную роль. А сейчас, в условие кх небывалого движения про мышленности в Сибирь и на Дальний Восток, углубления специализации и кооперировав ния, его значение возрастает еще больше. Видя наметившиеся трудно сти, Центральный Комитет пар тии и Совет Министров СССР в январе 1977 года приняли специальное постановление о мерах по развитию железнодо рожного транспорта в теку щей пятилетке. Но ни Мини стерство путей сообщения, ни Госплан не обеспечили долж ное его выполнение. В резуль тате грубо нарушаются планы перевозок важнейших грузов. Среди них топливо, руда, лес, зерно. Немалую долю ответст венности несет за это тов. Павловский И. Г., а также другие руководители мини стерства. Они обязаны, под черкнул тов. Л. И. Брежнев, безотлагательно навести поря док нз железных дорогах, ук репить дисциплину во всех звеньях. Срочных мер требует пополнение парка тепловозов и электровозов, расширение и улучшение ремонта вагонов, развитие станционного хозяй ства. Необходимо также резко повысить ответственность пред приятий промышленности, стро ительства, торговли за своевре менную погрузку и выгрузку вагонов. Этими, как и другими вопросами работы транспорта, должны повседневно занимать ся партийные и советские ор ганы. Все это, повторяю, не тер пит отлагательства. Положе ние на транспорте надо изме нить к лучшему в ближайшее время. Но,чтобы радикально, имея в виду перспективу, ре шить проблемы транспорта, этого мало. Нужно разработать долговременную комплексную программу развития транспор та, которая впитала бы в себя лучшие достижения научно- технической мысли. Эта про грамма призвана охватить во просы развития и стыковки всех видов перевозок. Ее сле дует нацелить на модерниза цию железных дорог, опере жающие темпы роста трубо проводного, речного, автомо бильного транспорта, на меха низацию погрузочно-разгру зочных работ. Особое внима ние должно быть уделено ко ренному улучшению организа ции перевозок, их более раци ональному планиров аито. Подготовка такой програм мы и повседневное эффектив ное управление работой всех видов транспорта требуют, что бы была решительно усилена ответственность транспортных министерств и Госплана СССР. Далее тов. Л.- И. Брежнев остановился на вопросах топ лива и энергетики. Участникам Пленума, сказал он, хорЪшо из вестно, что мы обладаем круп нейшим в мире топливно-энер гетическим комплексом. Лишь за последние 15 лет выработка электроэнергии и добыча нефти (включая газовый конденсат) —- возросли почти в 3 раза, а газа — болер чем в 4. Совре менная энергетика все боль ше опирается на достижения науки, на высокопроизводи тельную технику. Так, в Ле нинграде начали выпускать энергоагрегаты для тепловых электростанций единичной мощ ностью в 800 тыс. квт, создали оборудование головного энер гетического блока в 1 млн. 200 тыс. квт, освоили производст во атомных реакторов в 1 млн. квт. Это даст значительную экономию топлива, материаль ных и трудовых ресурсов. Однако, поскольку расту щие потребности народного хозяйства удовлетворяются с напряжением, необходимо еще и ещё раз прддумать весь ком- плелс энергетических проблем. Если говорить о ближайших задачах, то прежде всего надо 'создать достаточные запасы топлива на зиму* Это требует четкой работы нефтяников, шахтеров, работников газовой промышленности, и особенно транспорта. Должны быть без условно выполнены плановые задания по экономии топли ва. Об этом призваны забо титься не только хозяйствен ные организации, но и все партийные и советские орга ны — сверху донизу. Применительно к 80-м годам, задача состоит в том, чтобы существенно улучшить топлив но-энергетический баланс стра ны и в первую очередь сокра тить долю нефти как топлива для электростанций. Реальное ли это дело? Как показывают расчеты, — вполне реальное. Для этого необходимо, во- первых, еще более решительно пойти на увеличение темпов добычи газа, особенно в Запад ной Сибири, и обеспечить в ши роких масштабах замену ма зута газом. Нужно, во-вторых, быстрее развивать атомную энергетику. Причем не только для производства электроэнер гии, но и для нужд теплофи кации, — здесь заложены весь ма ощутимые резервы, и дело это очень выгодное. И, в-треть их, надо ускорить . „освоение Экибастузского, Канско-Ачин ского, Кузнецкого топливно- энергетических комплексов и, конечно, сооружение' соответ ствующих линий электропере дач, прежде всего линия Эки- бастуз — Центр на постоянном токе напряжением в 1500 ки ловольт. Отмечу, кстати, что строительство уникальных теп ловых электростанций на вос токе Казахстана ведется до сих пор из рук вон плохо. Ре комендовал бы тов. Непорож- нему П. С. незамедлительно разобраться и энергично вме шаться в дела Экибастуза и принять необходимые меры. Но какими бы темпами мы ни развивали энергетику, сбе режение тепла и энергии и впредь будет важнейшей обще государственной задачей. Поэ тому необходимо закладывать в планы растущие задания по замене устаревшего, чрезмерно энергоемкого оборудования, ускорению технического про гресса и. широкому применению энергосберегающей технологии, повышению теплоустойчивости промышленных сооружений и жилых зданий.. На экономию топлива и энергии, должны быть нацелены усилия каждого коллектива, каждого тружени ка. Наконец, наш долг — забла говременно подумать об энер гетике будущего, от которой во многом зависит экономический рост страны. Следовательно, в перспек тивных планах должно преду сматриваться широкое строи тельство атомных электростан ций с реакторами на быстрых нейтронах, развертывание ра'- бот по управляемому термо ядерному синтезу, производст ву синтетического жидкого топлива, использованию сол нечной и геотермальной энер гии. , Ускоренное развитие энер гетики потребует немалых уси лий, крупных капиталовложе ний. Чтобы определить эффек тивные Пути решения энергети ческой проблемы, создана спе циальная комиссия. Предметом наших особых забот, сказал тов. Л. И. Бреж нев, остаются металлургий и машиностроение. Несмотря на огромные масштабы производ ства металла, его по-прежнему не хватает. Вызывается это тремя груп пами,, причин. Первая — мед ленно осуществляются корен ные качественные изменения в самой металлургии. ^Вторая — отстает внедрение новых техно логических процессов в основ ных отраслях — потребителях металла. Третья — допускают ся прямое разбазаривание ме талла, неудовлетворительное его хранение, использование не по назначению. Не раз уже говорилось, что при достигнутом уровне про изводства металла главное на правление дальнейшего разви тия черной металлургии — не столько количественный ее рост, сколько коренное улуч шение качества и расширение сортамента металлопродукции. Уверен, что. это понимают и тов. Казанец И. П., и другие товарищи, отвечающие за чер ную металлургию. Но на деле линия на технический прогресс проводится вяло. Явно отстает внедрение мощных кислород ных конверторов и электропе чей, непрерывной разливки стали, недостаточно растет до ля экономичных видов проката. Ответственность за положе ние в черной металлургии не сут и строители. Планы ввода в действие производственных мощностей „нередко срываются. Пленум ЦК КПСС вправе спросить за это с тов. Голдина Н. В., которому доверено ру ководство Минтяжстроем. Одним из самых Крупных потребителей металла является машиностроение. Мы ценим до стижения этой отрасли, видим в ее ускоренном развитии важ нейшее условие технического прогресса во всем народном хо зяйстве, нелегкой ценой нахо дим средства, чтобы обеспе чить ее потребности. Но к ма-' шиностроителям есть и претен зии. Металлоемкость многих выпускаемых машин и обору дования остается непомерно высокой. Не снижается доля отходов в металлообработке, медленно внедряются точные заготовки. Вызывают нарекания техни ческий уровень и качество не которых видов машин и обору дования. Имеются факты, ког да принимаются к производству машины с конструктивными недоработками. Свежий при мер , — продукция Чебоксац- ского тракторного завода, за вода-новостройки, с которым связывались большие надеж ды. Однако первая партия тя желых тракторов оказалась малопригодной для тех работ, к которым они в основном предназначались. Ответствен ность за это несут министр тов. Синицын И. Ф. и дирек тор завода тов. Десятое В. Т. Некоторые машинострои тельные заводы слишком затя гивают перестройку на выпуск новой, современной продукции. Затянулся, в частности, пере вод Павлодарского трактор ного завода на выпуск мощно го трактора «К-701», хосошо зарекомендовавшего себя в ус ловиях целинного земледелия. И в машиностроении, и в металлургии есть ряд направ лений, где с наименьшими из держками можно получить значительные конечные народ нохозяйственные результаты. ТОв. Л. И. Брежнев заострил внимание на необходимости повышать прочность металло изделий, усилить борьбу с кор розией, быстрее развивать по рошковую металлургию, а так же производство заменителей металла. Все это выполняется половинчато, я бы сказал, роб ко. Чтобы удовлетворить пог решности народного хозяйства, Госплану, соответствующим министерствам следует обес печить в одиннадцатой пяти летке решительный поворот к качеству и экономии металла. Другого пути нет. Большое внимание тов. Л. И. Брежнев уделил такой крупной государственной проблеме, как капитальное строительство. Ежегодно сюда идет более од ной пятой национального до хода, и от того, как эти сред ства используются, зависят и показатели нашей экономики, н темпы научно-тсхйического прогресса в стране, и эффек тивность производства. Строим мы много. Вместе с тем положение дел в капи тальном строительстве удов летворить нас не может. Сроки строительства часто затягива ются. Незавершенное строи тельство значительно превысило нормативы. Ресурсы нередко направляются далеко не на первоочередные стройки. Здесь допускаются не' только ошиб ки, местничество, но и случаи явного самоуправства. Центральный Комитет распо лагает некоторыми конкретны ми фактами и даст; поручение их расследовать. т Секретари крайкомов, обко мов, горкомов обязаны уделать соответствующие выводы, ре шительно пресекать растаски вание капиталовложений, от влечение рабочих и материа лов с важных государственных объектов. ✓ Анализ показывает, отметил далее тов. Л. И. Брежнев, что в ряде случаев строительство мощностей в сопряженных от раслях идет несогласованно. Ценой огромных усилий по строены крупнейшие заводы по производству удобрений. А сейчас выясняется, Что у тов. Костандова Л. А. простаивают мощности- ’ по производству удобрений на миллионы тонн. Оказывается, не хватает сы рья и газа. О чем же думали раньше? Почему давали деньги на строительство заводов, если не были уверены, что они смо гут работать? Эти вопросьЕ мы вправе задать и тов. -Костан- дову, и работникам Госплана, Или еще примеры. Введен ные в последние годы мощно сти Рузаевского и. Пензенско го заводов химического маши ностроения (министр тов. Бре хов К. И.) использовались в нервом полугодии 1979 года менее чем наполовину. Основ ная причина — необеспечен ность кадрами. И тоже встает вопрос; разве нельзя было за благовременно подумать о при влечении кадров? Создается впечатление, что Госплан не противостоит дол жным образом натиску ведом ственности н местничества, ко торые ослабляет силу плана, мешают , пропорциональному росту эконбмики. Руководство Госплана должно проявлять большую твердость, отстаивая общегосударственные интере сы. И в этом Центральный Ко митет КПСС будет егб полно стью поддерживать (Аплодис менты). При рассмотрении проекта плана на 80-й год било пред ложено сократить число вновь начинаемых строек, сделать максимум для окончания пус ковых объектов и быстрейше го ввода мощностей. Таковы сейчас задачи. Решения о строительстве производственных объектов должны приниматься лишь по сле реалистического учета всех факторов, обеспечивающих их ‘ будущую бесперебойную рабо ту — сырья, транспорта, рабо чей силы. Когда же решение принято, капитальные вложе ния, материальные и финансо вые ресурсы следует выделять новостройкам в полном соот ветствии с нормативами. Тов. Л. И. Брежнев выразил уверенность в том, что участ ники Пленума ЦК КПСС, пря мо или косвенно связанные с капитальным строительством, -со всей ответственностью по дойдут к выполнению задач, стоящих в этой сфере народ ного хозяйства. (Аплодисмен ты). Далее тов. Л. И. Брежнев перешел к проблемам снабже ния населения продовольст вием, особенно мясом. Он ска зал: обеспечение бесперебойно го снабжения, производство в достатке и широком ассорти менте продуктов питания вы сокого качества является одной из самых важных задач, выте кающих из курса партии на повышение благосостояния трудящихся. Решая эту задачу, мы, есте ственно, сделали упор на подъ ем сельского хозяйства. Толь ко на протяжении трех послед них пятилеток в село вклады вается около 400 млрд, руб лей. Значительные капитальные вложения будут выделены се лу и в одиннадцатой пятилетке. Одновременна мы вправе, мы должны повысить спрос за ,рациональное использование средств и техники, за то, чтобы укрепление материально-тех нической базы на селе более ощутимо сказывалось на уров не снабжения страны продо вольствием. Всем известно, насколько сложной отраслью является животноводство. Но ведь и делается для нее очень много. Хотя прямые пищевые пот ребности в зерне давно уже удовлетворяются полностью, мы продолжаем наращивать производство зерновых, — на ращивать ради кормов. Постро- ены тысячи новых ферм и комп лексов. Весьма внушительным является и поголовье скота. Несколько лет назад была соз дана специальная отрасль, ко торая производит машины для животноводства и кормопроиз. водства. А вот отдача пока явно мала. Уже несколько лет про изводство мяса растет очень медленно. Среди причин назы вают несбалансированность кормов по белкам. Не ставлю под сомнение наличие такой проблемы. Но уверен, что при нынешнем уровне всего нашего хозяйства, при нынешних мас штабах затрат на животновод ство с этой проблемой, как и с другими, можно справиться гораздо быстрее. Конкретные меры, направ ленные на развитие животно водства, были глу0око рас смотрены на июльском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС. Выполнить решения Пленума, значительно увеличить произ водство мяса в стране — пер вейшая обязанность руководи телей сельскохозяйственной отрасли, местных партийных и советских органов, специали стов, всех работников живот новодства. (Аплодисменты). Далее тов. Л. И. Брежнев высказал несколько соображе ний о качестве сельскохозяй ственной продукции. Пожалуй, мало найдется таких отраслей, где конечные результаты в та кой стеПени зависели бы от качества. . Приходится, однако, признать, что до енх пор кол-, хозы и совхозы не удаляют должного внимания этой сто роне дела. Очевидно, они и не стимулируются в достаточной мере к борьбе за высокое каче ство продукции, ее сохран ность. Видимо, назрел вопрос о совершенствовании таких стимулов —- и материальных, и моральных. Плановые показа тели, а также цены должны в гораздо- большей степени опре деляться качеством. В сельском хозяйстве очень многое, как известно, зависит от первичной обработки про дукции, осуществляемой сразу же после снятия урожая, —< сушки, сортировки, очистки. Если она не проведена или проведена плохо, потери, рез кое снижение, качества стано вятся неизбежными. Кроме того, часть собранной про дукции (особенно овощей и фруктов), которая нс годится для транспортировки и дли тельного хранения, может быть использована при немедленной переработке — изготовлении соков и томатной пасты, за солке и квашенин и т. д. Меж ду тем мощности для первич ной обработки в колхозах и совхозах остаются очень сла быми. Значит, Надо увеличить ту долю государственных и колхозных вложений, которая идет на создание этих мощно стей. Опыт передовых хозяйств убедительно подтверждает эф фективность такого подхода. В существенном улучшении нуждается и система хранения закупленной государством про дукции. Часть ее выгоднее в течение известного 'Времени хранить непосредственно в колхозах и совхозах. Таким пу тем можно не только повысить качество продукции и сокра тить потери, но и снизить на грузку на централизованные хранилища, равномернее ис пользовать транспорт и рабо чую силу. Следовательно, надо расширять строительство кол хозных и совхозных складов и хранилищ. В конечном счете потреби тель судит и о качестве, и о количестве продукции сельского хозяйства по тому, что он ви дит и может купить в магази не. Вот почему нужно доби ваться бесперебойной, согласо ванной работы всех звеньев той цепи, которая соединяет поле или ферму с потребите лем. Тут все одинаково важ но — транспорт и производ ство тары, хранение и перера ботка продукции, наконец, торговля. Надо энергичнее вы полнять указания последних двух Пленумов ЦК КПСС, пре одолевать застарелые недо статки, существующие почти в каждом из этих звеньев. Требуется улучшить работу пищевой и молочной промыш ленности. Почему,' к примеру, сужается ассортимент хлебо булочных и кондитерских изде лий? Или почему при таком огромном производстве моло ка допускаются перебои в снабжении молочными про дуктами, маслом, сыром? Ду маю, что товарищи Леин В. П. и Антонов С. Ф. поймут, что эти допросы адресованы преж де всего им и Требуют практи ческого решения. Жизнь показывает, отметил тов. Л. И. Брежнев, что сель скохозяйственное ' производст во нельзя рассматривать изо лированно от системы загото вок, транспорта, хранения, пе реработки и торговли продук тами питания. Все это — еди ный продовольственный комп лекс. Как единое целое он дол жен и планироваться. Распре деление капиталовложений и других ресурсов следует подчи нить конечной цели — удлине нию снабжения населения про довольствием. Как единым комплексом им надо и управ лять, обеспечивая бесперебой ное и быстрое прохождение продукции — от Производства до прилавков. Систему плано вых показателей, материаль ного стимулирования следует строить так, чтобы работники каждого звена были заинтере сованы довести до потребите ля возможно большее количе ство продукции ,и продукции высокого качества. Именно с этих позиций должен решать ся продовольственный вопрос в новой пятилетке. (Аплоди сменты). Центральный Комитет обес- пркоен и перебоями в снаб жении населения некоторыми промышленными товарами. Объем производства товаров народного потребления, конеч но, растет. Но требования к качеству и ассортименту явно обгоняют то, чтр предлагает промышленность. За последнее время в ЦК КПСС, в редакции газет посту пают письма и жалобы о пе ребоях в торговле такими то варами, которые почему-то принято именовать «мелоча ми»:' простейшие медикаменты, мыло, стиральные порошки, зубные щетки и наста, иголки, нитки, детские пеленки, другие товары легкой промышленно сти. Это., товарищи,' непрости тельно. Виноваты министерства, про изводящие такие товары, и в первую голову Министерство легкой промышленности (ми- нистргтов. Тарасов Н. Н.). Ви новато и Министерство торгов ли (министр тов. Струев А. И.), Прямая обязанность торговли — гораздо активнее влиять иа производство, добиваться от промышленности тех товаров, которые действительно нужны потребителю, оперативнее ма неврировать ресурсами. Положение необходимо вы править уже в 1980 году. Сле дует находить конкретных ви новников каждого «дефицита», вызванного халатностью, без ответственностью, головотяп ством, и Их наказывать (Воз гласы: правильно. Аплодисмен ты). Проверка, проведенная депу татами Верховного Совета СССР и народным контролем, показывает, что многие това ры повседневного спроса мож но с успехом производить иа местах, Поэтому наряду с по вышением ответственности ми нистерств и ведомств, плано вых и торговых органов в цен тре надо, чтобы производст вом товаров широкого потреб ления гораздо более обстоя тельно, а главное — инициа тивно, занимались местная промышленность, потребитель ская кооперация, Советы и их постоянные комиссии. Это по зволит лучше, эффективнее нс- ■ пользовать местное сырье, осо бенно в отдаленных районах. Подводя итог сказанному, тов ..Л. И. Брежнев отмстил, что, останавливаясь на некото рых проблемах, он имел в ви ду не только еще раз указать ' на имеющиеся трудности. Глав ное состоит в другом: какой бы участок работы ни взять, везде видишь огромные возмож ности, огромные резервы для успешного продвижения впе ред. Но чтобы их использо вать, необходим подъем уровня управления в самом широком смысле этих слой. В будущей пятилетке пред стоит осуществить крупные из менения в структуре и пропор циях экономики, усовершен ствовать сложившиеся отрас левые и территориальные свя зи, выявить те звенья, где це ной минимальных затрат мож но получить наибольший и бы стрый эффект. Все это должен глубоко осмыслить, рассчитать и перевести на язык конкрет ных плановых заданий и цифр Госплан Союза — высший пла новый орган страны. Следова тельно, все мы заинтересованы в том, чтобы поднять роль Гос плана, улучшить его' работу. ЦК КПСС более года назад принял решение о работе Гос плана. Практическое осущест вление этого решения следует ускорить. Это поможет Госпла1- ну лучше подготовить новую пятилетку. Принципиальная ее, основа, подчеркнул тов. Л. И. Бреж нев, ясна: чтобы последова тельно повышать благосостоя ние народа, необходимо с уд военной, утроенной энергией проводить в жизнь курс партии на повышение эффективности и качества. Этому курсу альтер нативы нет, и он должен не уклонно проводиться в один надцатой пятилетке. (Аплодис менты). Центральному Комите ту КПСС важно заранее ви деть, как конкретно курс пар тии, ее решения предлагается воплотить в плановые зада ния, какими путями, за счет чего предлагается повысить эффективность хозяйства. Мы хотим знать, как намечается решать и существующие проб лемы, и те, с которыми мы мо жем столкнуться в 80-х годах. Поэтому Госплану СССР пору чено в январе следующего го да представить в ЦК КПСС общую концепцию одиннадца той пятилетки с учетом пер спективы до 1990 года. При этом дано задание по главным проблемам разработать не один, а несколько вариантов их решения, с 0 объективной оценкой плюсов и минусов каж дого из них. В решении актуальных за- 1 дач, которые стоят перед на родным хозяйством, особенно в преддверии следующей пяти летки, партия рассчитывает на действенную помощь со сторо ны наших ученых — Академии наук СССР, республиканских и отраслевых академий, всех на учно-исследовательских инсти тутов. Энергичнее должен ра ботать и Государственный ко митет по науке и технике. Важные и конкретные меры по улучшению планирования и всего хозяйственного механиз ма определены постановления ми ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР, которые приняты летом. Эти документы, подготовлен ные во исполнение указаний XXV съезда КПСС, положений новой Конституции СССР, на целивают всю управленческую и плановую деятельность на достижение высоких конечных народнохозяйственных резуль татов, на более полное удовг летворение растущих обще ственных потребностей. Пере стройка хозяйственного меха низма представляет собой крупную 'хозяйственно-поли тическую задачу. Нужно, чтобы и Совет Ми нистров СССР, и Секретариат ЦК КПСС взяли осуществле ние этих постановлений под неослабный контроль. Важно, чтобы вышестоящие органы не ущемляли права, которыми наделены предприятия, объеди нения, трудовые коллективы. Говоря о повышении произ водительности труда, улучше нии использования трудовых ресурсов, тов. Л. И. Брежнев поставил задачу ускорить ме ханизацию ручного, прежде всего тяжелого, труда, прояв лять повышенную заботу о культурно-бытовых условиях, .особенно во вновь осваивае мых районах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана, серьез но улучшить организацию тру да, своевременно готовить ква лифицированные кадры. 1 В последнее время, отметил он, расширилась практика при влечения местными органами людей с предприятий и из уч реждений на разного рода ра боты — на уборку урожая, в заготовительные организации, на строительство, благоуст ройство й так далее. В одних случаях это полезно для дела, в* других — нет. Но самое главное, что здесь допускается много неорганизованности, без ответственности. Отсюда —- большие потерн труда, наруше ния нормальной работы пред приятий, стремление их руко водителей держать «про запас» излишнюю рабочую силу. Пора навести здесь порядок, ликви- • дировать обезличку и иждивен- / чество. Это относится и к осу ществлению шефских связей го рода и села. (Голоса: правиль но. Аплодисменты). Большое внимание уделил тов. Л. И. Брежнев дальнейше му укреплению дисциплины на всех уровнях, на всех участ ках работы. ЗаДачи, которые стоят перед нами, требуют, в частности, усилить, ужесточить контроль за выполнением пла новых заданий, принятых ре шении. Иначе мы каждый год будем вынуждены возвра щаться к одним и тем же воп росам. Исходя из этого, Секре тариат ЦК КПСС будет чаще заслушивать1 на своих заседа ниях товарищей, отвечающих •за те или иные направления ра боты. Аналогичным образом, наверное, поступят Совет Ми нистров СССР, министерства и ведомства. Надеюсь, что из всего сказанного сделают выво ды и партийные комитеты рес публик, краев и областей. Разные есть работники. Большинство наших кадров — люди, несомненно, партийное, знающие дело, умеющие рабо тать, решать поставленные за дачи. Но встречаются и дру гие. Сколько с ними ни говори, сколько ни взывай к их сове сти, чувству долга й ответст венности, — ничего не помога ет. И тут надо действовать ре шительнее, применять иные ме ры, заменять тех, кто не справ ляется с порученным делом, смелее выдвигать энергичных, творчески мыслящих, инициа тивных товарищей. (Продолжи тельные аплодисменты). В общем, дисциплина и по рядок нужны всегда. Нынче же, когда гигантски возросли масштабы хозяйствования, когда сеть экономических вза имосвязей становится все бо лее сложной, густой и раз ветвленной, они нужны осо бенно. И не только слова о дисциплине. Не только призы вы к порядку. А прежде всего — кропотливая, повседневная организаторская работа, чет кая проверка исполнения, гиб кая, продуманная кадровая политика. Необходимо опера тивно, остро реагировать на проявления бесхозяйствен ности, нарушения установлен ных планов, правил и норм. Надеюсь, что такая постановка • вопроса найдет полное понима ние и поддержку участников Пленума. (Продолжительные аплодисменты). На предстоящей сессии Вер ховного Совета СССР предпо лагается рассмотреть ряд важ ных законов — о народном контроле, Верховном суде, прокуратуре, арбитраже, ад вокатуре. Эти законы будут, несомненно, способствовать укреплению законности и пра вопорядка в стране. А значит, они будут иметь самое непо средственное отношение и к вопросам, которые мы сегодня обсуждаем. Ведь строгое, не укоснительное выполнение за конов — одна из безусловных . предпосылок успешного функ ционирования всего хозяйст венного механизма. Задача партийны* органов, задача коммунистов состоит в том, чтобы разъяснять содержание, глубокий демократизм новых законов, активно помогать их претворению в жизнь, подни мать массы на борьбу с Ма лейшими беззакониями, с ма лейшими отступлениями от со ветского социалистического правопорядка/ Хотелось бы специально под черкнуть ответственность за дач, которые стоят перед ор ганами народного контроля. Имеется в виду принять в свя- ' зи с новым законом специаль-/ ноё постановление, направлен ное на то, чтобы народный контроль получал еще . боль шую поддержку со стороны партийных органов, чтобы вся многомиллионная армия на родных контролеров была ак тивнее включена в общую борьбу за повышение уровня хозяйственной работы, за вы полнение плановых заданий. В заключение тов. Л. И. Брежнев остановился на ха рактере организационной, мас сово-политической, идеологи ческой работы применительно к текущим народнохозяйствен ным задачам. Главные направ ления такой работы: это — всемерное разверты вание социалистического со ревнования, его ориентация на качественные показатели, борь ба за выполнение встречных планов; это — поддержка и распро^ ’ - странение передового опыта, передовых форм и методов ра боты, способствующих повыше нию производительности труда; это — последовательное про ведение режима экономии, ра циональное использование ма териальных и финансовых ре сурсов; это — борьба с нарушениями трудовой дисциплины,' разгиль дяйством и расхлябанностью. Растущую роль в этой борьбе должны играть трудовые кол лективы, и надо расширять их права. В центр всех наших усилий должна быть поставлена Моби лизация трудящихся на вы полнение заданий последнего года пятилетки. Задания плана 1980 года непростые. По они должны быть выполнены и превзойдены. Что нужно для этого? Нужно создать обста новку высокой требовательно сти, организованности, твор ческого отношения к делу на всех участках народного хо зяйства, в каждой производст венной ячейке. Все мы понимаем, что сс- » циалистическая экономика не | мыслима без укрепления цент рализованного начала. Вместе с тем и в политике, и в эко номике централизм нам нужен демократический, открываю щий широкий простор инициа тиве снизу — инициативе кол хозов и совхозов, предприятий и объединений, местных орга нов. Это вытекает не~только из нашего мировоззрения, но и из экономической необходимости. Инициатива снизу — наш ни чем не заменимый резерв в ус корении экономического раз вития. О стране, о ее экономике думают, за них болеют душой тысячи и тысячи трудовых кол лективов, миллионы и миллио ны сознательных- советских граждан. Социалистический хозяйственный механизм при зван обеспечить достойный вы ход бьющей ключом энергии я инициативы. Совершенствовать стиль и методы работы в духе принципиальных указаний пар тии — это долг всех партийных и хозяйствеийых руководите лей. Этого от них требует Центральный Комитет партии. (Аплодисменты). И поменьше, товарищи, па радности и шумихи, поменьше того, что В. И. Ленин называл «политической трескотней». Разговор с советскими людьми должен быть откровенным, серьезным, аргументирован ным. К этому призывает по становление Центрального Ко митета КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, по литико-воспитательной рабо ты». Партийная пропаганда, партийная агитация «должны быть максимально предметны, должны убедительно, со зна нием дела отвечать на все во просы, которые ' волнуют лю дей. ’И тогда партийное слово сможет переплавиться в трудо вой энтузиазм, трудовые уси-. лия десятков миллионов ком мунистов н беспартийных. (Аплодисменты). В будущем году исполняется! ПО лет со дня рождения] В. И. Ленина. По этому по воду готовится постановление ПК КПСС, в котором преду сматривается ряд политически важных мероприятий. Их об щий знаменатель — превра тить 80-й год в год ударной , работы, работы по-ленински. (Аплодисменты). Именно на это следует нацелить все пар тийные комитеты, все полтора миллиона первичных партий ных организаций и партийных групп, Советы, профсоюзы, комсомол. Прошедшие осенью отчетно-выборные собрания вновь показали, что партия го това к новым свершениям на благо народа. В этом — залог наше о неуклонного движения вперед, новых успехов и дости жений. (Бурные, продолжи тельные аплодисменты). З АСЕДАНИ Е П РЕЗ И ДИ УМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 27 ноября в Кремле под пред седательством кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя Председа теля Президиума Верховного Совета СССР В. В. Кузнецова состоялось очередное заседание Президиума Верховного Сове та СССР. С большим удовлетворени ем члены Президиума воспри няли итоги ноябрьского (1979 г.) Пленума ПК КПСС, выступление на Пленуме Гене рального секретаря ПК КПСС, Председателя Президиума Вер ховного Совета СССР товари ща Л. И. Брежнева, з котором содержится всесторонний глу бокий анализ узловых проблем экономического и социального развития страны, четко опре делены задачи, требующие кон центрации усилий партии и на рода. Была выражена уверен ность, что последовательное выполнение . решений Пленума, указаний товарища Л. И. Брежнева окажет благотворное воздействие на нашу хозяйст венную практику, позволит в завершающем году пятилетки сделать новый шаг вперед в экономическом и социально- культурном строительстве,. в повышении народного благосо стояния, в совершенствовании работы всех звеньев Советов и других государственных орга нов. Президиум рассмотрел воп росы, связанные с проведением второй сессии Верховного Со вета СССР десятого созыва. По сообщению В. В. Кузнецова об суждены и приняты предложе ния о повестке дня и порядке работы сессии высшего органа государственной власти. Обсужден вопрос о завер шении работы планово-бюд жетных и других постоянных комиссий палат Верховного Со вета СССР по предварительно му рассмотрению Государст венного плана экономического и социального развития СССР на 1980 год, хода выполнения плана в 1979 году, Государст венного бюджета СССР на 1980 год и отчета об исполне нии бюджета за 1978 год. На заседании отмечалось, что плайобо-бюджётными и другими постоянными комис сиями палат проведена боль шая работа. Она проходила с учетом решений Центрального Комитета КПСС о совершенст вовании хозяйственного меха низма, улучшении планирова ния. Это позволило повысить активность, требовательность депутатов, подходить к кон кретным проблемам с новыми критериями н оценками. Указывалось, что после того, как Государственный план ста нет законом, постоянным ко миссиям необходимо обеспе чить повседневный и строгий контроль за его' выполнением. Успех дела во многом зависит от умелого, целенаправленного использования возможностей воздействия высшего органа власти на общественную жизнь, на положение дёл в народном хозяйстве. Было подчеркнуто, что при этом следует неуклон но руководствоваться указани ями товарища Л. И. Брежнева. Затем Президиум обсудил вносимый на сессию Верховно го Совета СССР проект Зако на о народном контроле в СССР. При этом отмечалось, что законопроект полностью вытекает из решений XXV съезда КПСС, последующих Пленумов Центрального Коми тета партии, положений Кон ституции СССР. В его основу положены ленинские принципы организации и деятельности контроля. Рассмотрены проекты зако нов о Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о Госу дарственном арбитраже в СССР и об адвокатуре в СССР. Было отмечено, что ука занные законопроекты отража ют линию Коммунистической партии на дальнейшее разви тие социалистической демокра тии, усиление ' охраны совет ского правопорядка. Эти зако ны будут способствовать улуч шению работы всех советских правоохранительных органов, повышению инициативы и принципиальности в их дея тельности, роли и ответствен ности в решении задач даль нейшего укрепления социали стической законности. Приня тие новых законов будет кон кретным. важным шагом по пе- ализации постановления ПК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и уси лении борьбы с правонаруше ниями». Принято решение внести за конопроекты о народном конт роле в СССР, о Верховном су де СССР, о прокуратуре СССР, о Государственном арбитра же в СССР и об адвокатуре в СССР на рассмотрение Верхов ного Совета СССР. Президиум обсудил вопрос о внесении на утверждение Верховного Совета СССР Ука зов Президиума Верховного Совета, принятых в период между первой и второй сессия ми. Обсуждены некоторые дру гие вопросы. По рассматриваемым' вопро сам приняты соответствующие постановления. В обсуждении вопросов по вестки дня приняли участие члены Политбюро ПК КПСС В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов, В. В. Щсрбицкий, кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Горбачев, П. М. Маше- ров, Ш. Р. Рашидов, секретарь Президиума Верховного Сове та СССР М. Г1. Георгадзе, председатели планово-бюджет ных комиссий палат Верхов ного Совета СССР Г. И. Ва щенко, Н. И. Масленников, председатель Верховного суда СССР Л. Н. Смирнов, гене ральный прокурор СССР Р. А. Руденко. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz