Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
25 н оября 1 979 г., № 271 (15 568) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 О ТВ Е Т С ТВ ЕНН ОС ТЬ П Е Р Е Д З Р ИТ ЕЛЕ М Гость воскресной ст р а н и цы 27 ноя бря в драматическом театре начинает свои гастроли Мо сковский драмтеатр им. ▲ . С. Пуш кина. Они продлятся д о 11 дека бря, Мы попросили гл авного режиссера театра А. Я. Говорухо рассказать о том, какие спектакли увидят лип чане в дни гастролей, о репертуаре и планах коллектива* ЕДАВН О я вст рет ил ся с фронтовым дру гом Алексеем Нико лаевичем Черкасовым. Па мять вернула нас к опален ным войной годам. В сражении за Елец партизан Черкасов получил боевое крещение, а вскоре он стал бойцом регу лярной армии и ушел с воин ской частью на запад: Вспоми нает ветеран о сражениях на огненной Орловско-Курской дуге, боях при форсировании Западного Буга, о штурме рейхстага. Разные эти воспоминания: радостные и печальные, но всегда волнующие. Шло фор сирование Западного Буга. Командующий армией В. Я. Колпакчи не терял из поля зрения ни одной части. И вдруг замолчал телефон. Оборвалось управление войсками- Коман дир батальона связи капитан Лукоянов поручил сержанту Черкасову устранить порыв. Несмотря на сильный огонь врага, сержант быстро исп равил повреждение. Провода снова понесли слова коман дарма: «Паромы пришлю», ГЕРОИ И ПОДВИГИ ПАМЯТЬ ОГНЕННЫХ ЛЕТ «Авиация прикроет», «Разви вайте успех»... Было и такое. Батарея став шего лейтенанта Ф. Т. Крав ченко готовилась перепра виться на другой берег реки, а с нею и связисты во главе с Черкасовым. В назначенный день утреннюю тишину разоо- вал залп гвардейских мино метов, открыла оюнь артил лерия. Когда достигли середи ны реки, гитлеровцы начади бить из орудий. Уже недалеко от берега одна из лодок пере вернулась от разорвавшегося рядом снаряда. Вуе, кто в ней был, оказались в воде, в том числе и связист с рацией. С большим трудом удалось выбраться на сушу. В это вре мя вражеская артиллерия ус I- лила огонь. — Хорошо бы подавить ба тареи артогнем, — глядя на Ф. Т. Кравченко, -— озабо ченно проговорил командир стрелкового батальона. — Рация в воде побывала, — заметил старший лейтенант. — Боюсь не свяжемся. — Разрешите попробовать? —обратился к Кравченко Чеэ- касов. Приготовив рацию, он стал вызывать восточный берег. На радость всем она заработала. Берег ответил иг вызов. Крав ченко потребовались секунды на корректировку прицельных данных. Тут же Черкасов пе редал их на огневую позицию батареи, и чеоез минуту снаря ды обрушились на вражеских артиллеристов и пулеметчиков. И этого оказалось достато!- но, чтобы пехота ворвалась в фашистские траншеи. Подобных случаев на воен ных дорогах Алексея было немало. О всех нс рассказать. У стен рейхстага закончил свой фронтовой путь Черкасов. Отгремели военные годы... После демобилизации комму- нист, сержант запаса Алексей Черкасов вернулся в Елец. Назначили на должность на чальника Елецкого линейно- технического узла связи. Не только боевые, но и трудовые дела А. Н. Черкасова отмече ны наградами — двумя орде- нами «Знак Почета», двумя знаками «Отличник связи». Есть у народа мудрая по говорка: «Дело человеком ста вится, а человек делом сла вится». Новая слава к ветера ну партии, войны и труда при шла именно через дело, кото рому он и теперь отдает зсе силы,. Алексей Николаевич часто Встречается с молодежью род ного города, рассказывает о комсомольской юности. Его воспоминания весьма ценны, ибо в них ярко и убедительно раскрывается, какой нелегкой ценой завоевана мирная жизнь. Раскрываются истоки подвигов, идейные и нравственные моти вы самоотверженной борьбы с гитлеровским фашизмом и дают богатую пищу для размышлений о том, как нуж но любить н беречь свою со циалистическую Отчизну. В. с л ю н и н , ветеран Великой Отечественной войны, персональный пенсионер союзного значения. Н ииил11и»11»щшн я т п н |щ 1111п!п1шш п п п п ш ш п т п |щ ||щ т т ? н « т т 1 п !д п и ш и ш и н 1 1 ш |щ 1 т п 1 1 ш т 1 1 1 п 1 п п ш а а а !'.ш и н н ц щ ш ш 8 ш а з е » ж з а 1 л зш 1 ш • дь— и ..'■|. 1".1|„ ....... .'„гг Знакомство с театром начи нается с афиши, с его репер-/ туара. Разумеется, то, что мы привезли в Липецк, не исчер пывает весь арсенал наших спектаклей, но все же дает до вольно полное представление • коллективе как о театре, стремящемся говорить со зри телем на языке не бытового искусства, а на сценическом языке театра романтического, обобщенно-философского, про низанного поэтическим вос приятием мира. , Поэтому одним из определя ющих наших произведений мы считаем спектакль «Разбойни ки». В каждой классической пьесе нас, разумеется, интере сует то, что созвучно нашим дням, что находится в фокусе мысли современного советско го человека. Об этом мы думали, когда приступали к работе над драмой «Разбойни ки», написанной восемнадца- "тнлетним Ф. Шиллером почти два века назад. Для нашей постановки . был создан новый перевод пьесы Т. А. Путинце- вой. Роли братьев Мооров —- Карла и Франца — принадле жат к крупнейшим ролям ми рового репертуара, и лучшие артисты мира мечтали вопло тить на сцене эти грандиозные по своей философии и слож ности фигуры. Артисты В. Без руков и В. Васильев, по обще му ^признанию специалистов н прессы, как бы заново открыли для нашего времени этих ге- . роев, сделав их близкими для сегодняшнего зрителя. Фило софский центр этого романти ческого спектакля — исполин ская фигура Карла и его тра гедия, суть которой определил сам Ф. Шиллер: «Человеку, живущему в безнравственном мире, остаться нравственным невозможно. Но должно». Этот непреодолимый разрыв между благородными целями Карла и теми средствами, ко торыми он их добивается, и кривел Карла к нравственной и физической гибели. Цель Карла, его стремление к спра ведливости — прекрасна, но прекрасные идеи могут быть осуществлены только чистыми средствами, только нравствен но совершенными людьми. Эта мысль сегодня нам ка жется крайне актуальной. Она пронизывает и другую нашу работу — спектакль по пьесе М. Горького «Дети солнца». Встреча с М. Горьким — серь езное испытание, и, хотя про шло уже несколько спектаклей и в Москве, и на гастролях в Воронеже, для всех создателей спектакля, я думаю, «Дети солнца» навсегда останутся премьерой, на которую идешь, как на экзамен. В главной ро ли Протасова — заслуженный артист РСФСР Ю. Горобец и артист В. Васильев. Как видите, наш театр при дает большое значение вопло щению на сцене произведений русской и мировой классики. Классической стала и пьеса, написанная в первой четверти XX века финской писательни цей X. Вуолийоки «Каменное гцездо». Она обошла в свое время многие сцены нашей страны, и сегодня нам снова захотелось прикоснуться к большим нравственным проб лемам, благодаря которым пьеса не утратила свою акту альность и в наши дни. История любви молодых ге роев пьесы Илоны (арт, Н, Попова). и Аарне (арт. А. Булатов и В. Васильев) — это. история любви, которая возвращает человеку понима ние и с т и н н ы х человеческих и нравственных ценностей. В центре спектакля и глубоко трагическая фигура матери Аарне, хозяйки Нискавуори в блестящем исполнении народ ной артистки РСФСР О. Вик- ландт. Но, разумеется, главным центром наших репертуарных поисков и стремлений являет ся современная советская пьеса. Мы покажем в Липецке два таких спектакля — «Муж чины, носите мужские шляпы», А. Хмелика и «Пятый десяток» А. Белинского, ч А. Хмелика все хорошо знают и любят как автора произведений о детях. Фильм по пьесе А. Хмелика «Друг мой, Колька» обошел букваль но всю страну с огромным ус пехом. Комедия, написанная для нашего театра — это пер вое обращение драматурга к театру «взрослому». Зрители вместе с героями комедии вой дут в очень узнаваемую для всех атмосферу современной семьи, побывают и в уютной квартире, и на совещании крупного НИИ, и в кафе, и на киностудии, и на полном дви жения и предотъездной трево ги аэродроме. И везде вызо вет внимание одно обстоятель ство — мужчины и женщины как бы поменялись ролями, обнаруживая несвойственные для себя черты. Конечно, рав ноправие — это прекрасно, но в любом случае плохо, когда человек изменяет своей приро де. К счастью, герои нашего спектакля вовремя это поняли, и к финалу его зрители станут свидетелями того, как люди и их отношения постепенно, пройдя через смешные и груст ные события, возвращаются в свое естественное русло. В одной из центральных ролей вы познакомитесь с мастерст вом народной артистки РСФСР Л. Антонюк. Лирическая комедия А. Бе линского «Пятый десяток» то же посвящена важнейшим нравственным проблемам на шей жизни. Уверен, что актерский дуэт наших веду щих мастеров — заслу женной артистки РСФСР Т. И. Лякиной и артиста К. К. Гри горьева доставят зрителям подлинную радость встречи с талантом. И еще одна комедия «Сокровище». Драматург Джон Пристли хорошо знает психологию своего современни ка и ту, в которой зеркально отразились болезни и пороки английского «цивилизованно го» общества. К людям этого общества Пристли относится с язвительной иронией и беспо щадным сарказмом. Он знает происхождение нравственных уродов, хорошо видит их кор ни в социальных проблемах современного капитализма. В своем анализе человека При стли скептичен, но его никогда не оставляет чувство юмора, в котором есть залог превос ходства над заблуждениями тех, кто стал предметом изу чения и осмеяния писателя. В спектакле выступят народ- ’ный артист РСФСР Ю. Аверин, заслуженный артист РСФСР Н. Прокопович и другие веду щие мастера театра. Нам очень приятно, что во время гастролей в Липецке к нам придут и маленькие зри тели. В нашем репертуаре спектакль для детей «Джель- сомино в стране лжецов» Д. Родари. Веселый и грустный хоровод этого спектакля за ставит ребят задуматься о многом. А. ГОВОРУХО, главный режиссер Московского драмати ческого театра имени А.. С. Пушкина. ■к Новь старинного промысла. -к Производственно художественному о б ъ е динению «Елецкие круже ва» — 60 лет. Здесь ничто не напоминает цех промышленного предприя тия. В небольшой светлой комнате в непринужденной, почти домашней обстанозче сидят за белыми полотняными валиками женщины. Быстро мелькают в их руках дере вянные палочки-коклюшкн — и, подчиняясь воле мастериц, сплетаются в замысловатые узоры нити. Мы — на участке ручного кружевоплетения про изводственно - художественно го объединения «Елецкие кру жева». Это старинное ремесло заро дилось на елецкой земле в на чале девятнадцатого века. Из поколения в поколение передавали безвестные масте рицы особую елейную технику плетения кружев, отличающую ся мягким контрастом мелко го «растительного» или геомет рического узора и тонкого ажурного фона. Слава елецких кружевниц еще в дореволю ционное время далеко пере шагнула границы России. Однако настоящий расцвет елецкого кружевоплетения произошел в советское время. В 1919 году образовался союз елецких кружевниц, объединивший в своих рядах тысячи представителей этого народного вида прикладного искусства. ,Мто же представляет сейчас из себя объединение «Елецкие кружева»? — В нынешнем году, — сказывает главный экономист объединения Е. А. Дякина, — мы выпустим продукции^ на 4,6 миллиона рублей. ’ Это швейные, строчг-вышитые из- По стране и за границей Ходит добрая молва О елецких кружевницах, О елецких кружевах. В кружевах —■поля пшеницы, Наши русские леса Из окрестностей столицы, Из окрестностей Ельца. В них российские рассветы, Речка быстрая Сосна. В них — зима, весна и лето, Ночи долгие без сна. Нежно кружева возьмете И тогда поймете вдруг: Эти сказочные нити — Волшебство сердец и рук. В. АЗАРИН. КАК КРАСНАЯ ШАПОЧКА ВОЛКАСЪЕЛА Жила-была девочка. Звали ее, конечно, Красная Шапочка. И до того она была наивная, что ее первый же Серый Волк проглотил вхместе с бабушкой. Спасибо, охотники выручили. Эта старая сказка придума на специально для того, чтобы Красные Шапочки знали, для чего у волков большие глаза, большие уши, и, главное, большие зубы. С тех пор, воды много утек ло. Красная Шапочка поти хоньку выросла, окончила школу, а потом и институт, ка жется, юридический. Получила назначение на должность младшего помощника третьего заместителя в конторе лесного нотариуса. Проще говоря, по ручили ей на разные докумен ты печать прикладывать. Тре тий заместитель ставит визу, старший помощник подпись, а Красная Шапочка пишет «С подлинным верно» и скрепляет все печатью. Первое время она по своему характеру очень скромно и да же вежливо с клиентами себя вела. Приходят, скажем, Мед. ведь и Мужик. Так и так, го ворят, надумали мы земледели ем заняться. А чтобы нс было меж нами споров, продукцию решили заранее разделить: Медведю — корешки, а Мужи ку — вершки. Красная Шапочка— вся вни мание и полная готовность: — Ах, пожалуйста. Виза третьего заместителя есть? — Есть! —- А подпись старшего по мощника? — Тоже. — Так вот вам «С подлин ным верно!» и печать. Хозяйст вуйте на здоровье! В другой раз Медведь с Му жиком по-новому задумали Делиться. Мужику — корешки. Из цикла «Актуальные сказки» а Медведю — вершки. И снова Красная Шапочка пошла нм навстречу безо всяких возраже ний. — Делитесь, как вам захо чется. Так дело и пошло. Ни оче редей у двери Красной Ша почки, ни споров. Мигом свое дело делает. Только со временем огляде лась Красная Шапочка. Есть у нее рабочий стол, телефон, на стольной календарь, письмен ный прибор. А сидит она в кресле с подлокотниками и вы сокой спинкой. И очень ей за хотелось покомандовать. Позвала курьера — Голубя. — Отнеси немедленно вот эту бумажку на подпись. Голубь не спеша почистил перышки и ответил: — Не велика шишка, и сама отнесешь. Авось, тебе делать нечего, да и нести два шага. •— Что?! — возмутилась Красная Щапочка, — Как ты с начальством разговариваешь? Усмехнулся курьер. — Никакое ты мне не на чальство. Просто у меня на обслуживании находишься. Просить можешь, а приказы вать — нет. Попроси получше, я и твою бумажку, так и быть, отнесу. Закручинилась Красная Ша почка: выходит, нет у ней вла сти даже над курьером. А тут как раз Воробей при летел: — Чик-чирик! Добрый день, здравствуйте! — Добрый день, — сухо от ветила Красная Шапочка. — В чем дело?. — Да я, понимаешь, на зиму — чик-чнрик! — у Скворца летнюю дачу-скворешню снял. Ему все-равно на юг лететь, а у меня семья... Так вот договор бы — чик-чирик! — заверить... — А виза есть? — И виза, и подпись. Дело за печатью. Чич-чирик! — и гото во! — Нет, так дела не делают ся! Тут еще много неясного. И начала ставить вопросы: почему, зачем, на каком осно вании, по какому праву? Воробей—и так, и сяк. Сквор ца подключил. ПросиЛи, моли ли, требовали — Красная Ша почка ни в какую! Не ставит печать — и все. Так и ушли ни с чем. Красная Щапочка обрадова лась: вот, оказывается, над кем можно покомандовать! И с той поры ни одного клиента не оставляла без воздействия. Проявит уважение к ее высо кому креслу—поставит печать, не проявит — иди на все четы ре стороны, хоть в суд жалуй ся. — А то привыкли — чик-чи рик! Важная такая стала, солид ная. Пока очередь у дверей ка бинета не соберется — приема не начинает. Слава про нее пошла: серьезная персона нын че — Красная Шапочка. Тем временем понадобилась Серому Волку справка, что он, действительно, Серый Волк, а не какая-нибудь дворняга. Конечно, к тому времени он тоже стал не тот, что в сказке, бабушек и девочек не глотает, галстук носит и даже Зайца, хо ть и гоняет, а съесть не поз воляет себе. Да вы и сами это по серии «Ну, погоди!» знаете. Пришел Волк к Красной Шапочке и культурно просит: — Заверьте мне справку, что я Серый Волк, а никакая не дворняга. А сам по своей некультурно сти без разрешения на стул уселся. « Никакого уважения!» — возмутилась про себя Красная Шапочка и решила поставить клиента на место. — Это вы — Серый Волк? А, может. Серый Котенок? — Брось шутить, Красная Шапочка. Ты же меня знаешь. Да и документ есть — с визой и подписью. — Знаю или не знаю — это к делу не подошьешь. А подпись без печати недействительна. — Так вот и сделай ее дей ствительной. — А докажите, что вы Се рый Волк. «Чем же тебе доказать?» — задумался клиент и . вспомнил старую сказку: — Ты видишь, какие у меня большие уши? А для чего? — Чтобы лучше слышать мои указания. — А почему у меня такие большие глаза? — Чтобы лучше видеть раз ницу между собою и... долж ностным лицом. — Это тобой, что ли? — вспыхнул Серый Волк. — А вот такие большие зубы мне за чем?! — Чтобы лучше мышей ло вить! Так и . не доказал клиент свою личность. А справка-то, что ты не дворняга, нужна! И тогда Серый Волк подчинился и покорно сказал: —Мяу! И. СЕВРЮГОВ. Е Л Е Ц К А Я Ф А Н Т А З И Я делил, машинные и ручные кружева. Последние в общем объеме производства состав ляют почти половину. Выпуск их растет. Только за последние десять лет он увеличился на дзадцать пять процентов... Как и прежде, большая часть кружевниц — 3200 чело век — работает на дому. Сре ди них такие замечательные мастера, как кавалер ордена Ленина А. П. Колчева, ветеран предприятия Е. Г1. Окунева и другие. Около Ста кружевниц, лучшим из которых — В. М. Жигулиной, А. Н. Шеламовой, М. И. Сотниковой — присвоено звание «Мастер — золотые руки», работают в цехах. Работают очи пс рисункам ведущих художников объеди нения П. Г, Петровой, Е. А, Шпаковой, А. Д. Николаевой, их молодых коллег 3. Е. Долгошеевой, К. Г. Пальчико вой. Сейчас в объединении се рийно выпускают более двух сот видов кружевных изделий — скатертей, дорожек, салфе ток, художественных панно, воротничков, пелерин, перча ток, и т. д. Тридцать изделий, или пятнадцать процентов от общего объема производства, выпускаются с государствен ным Знаком качества, пятнад цать — с индексом «Н». Толь ко за последние два года елецкие кружева экспониро вались на пятнадцати зару бежных международных вы ставках. Постоянно «пропита ны» они на ВДНХ, в музеях Москвы, Ленинграда, других городов страны. История елецких кружев продолжается. А это значит, что и само искусство кружево плетения будет развиваться и совершенствоваться. принося радость людям. А. КОЛЯДОВ. На снимках: передовая кру жевница, секретарь комсо- мольского бюро цеха Татьяна Панина; елецкие ‘кружева. Фото И. Стягова. ЛИПЕЦКИЙ ТЕАТР В МОСКВЕ Большое внимание юному зрителю уделяет коллектив областного драматического театра. В его репертуаре — и сказки для малышей, и спектакли для тех, кто стоит на пороге само стоятельной жизни. Частыми стали творческие встречи — в театре, школах, библиотеках, профтехучилищах, институтах. Много и инте ресно работает в последние годы коллектив с юным зрителем. Опытом театра заинтересовалось Министер ство культуры РСФСР и предложило его дет ский и»юношеский репертуар показать в Мо скве. В преддверии этого показа в Москве со стоялась пресс-конференция для журналистов центральных газет, радио и телевидения. Пресс-конференцию открыл председатель Все российского театрального общества, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР М. И. Царев, затем выступили секре тарь Липецкого обкома партии Н. Ф. Бога тырев н главный режиссер облдрамтеатра В. М. Пахомов. Завтра на сцене Московского драматическо го театра имени А. С. Пушкина спектаклями «Р. В. С.» по пьесе А. Гайдара и «Подробно сти жизни» Г1. Нилина состоится торжествен ное открытие показа детского и юношеского репертуара облдрамтеатра. Москвичи также увидят постановки «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгреи, | «Снежная королева» Е. Шварца, «За все § хорошее — смерть» М. Ибрагимбекова и «На 1 бойком месте» А. Островского. Показ будет сопровождаться экспозицией 1 работ воспитанников Липецкой детской ху дожественной школы и персональной выстав кой рисунков юной художницы В. Ивановой. Планируются встреча с драматургами, ис кусствоведами, представителями творческой интеллигенции столицы. Две недели продлится этот показ, который коллектив областного драматического театра рассматривает, как строгий н взыскательный смотр его творческих возможностей. х р о н и к а К У Л Ь Т У Р Н О Й ЖИЗНИ «ОТВАЖНОЕ СЕРДЦЕ» Так называется пьеса Иды Эвальд, которой открыл оче редной сезон Данковсгеий на родный театр. Режиссер-поста новщик — В. Фомин, художник И. Кузовкин. В спектакле за няты актеры, которых уже хо рошо знает зритель,—Р. Усо- вич. и Р. Полукароаа, а так же молодые — Н, Рассолова и Л. Черницина. ВОСПЕТЬ ТРУД БОЙЦОВ ПРАВОПОРЯДКА Советские люди, честные труженики, с неизменным уважением относятся к работ никам органов внутренних дел, стоящим на страже социали стической законности и право? порядка. Их благородная, но трудная, порой неимоверно опасная работа по искорэне. нию зла, все чаще и чаще на ходит отражение в произведе ниях советских писателей, ра ботников киноискусства. * Недавно совместным по становлением коллегии Мини стерства внутренних дел СССР и секретариата Союза писате лей объявлен Всесоюзный ли тературный конкурс на луч шие художественные произве дения о деятельности органов внутренних дел. На конкурс представляются романы и по вести, сценарии и пьесы, рас сказы, поэмы, стихи и песни, опубликованные в литератур* но-художественных журналах, в сборниках. Однако в отдель ных случаях жюри оставляет за собой право принимать на конкурс неопубликованные произведения, но подготовлен ные к печати. За лучшие про изведения по жанрам повести, романы, рассказы, циклы сти хов, сценарии, стихи устанав ливается 30 премий от 1500 до 250 рублей, Произведения необходимо представлять в МВД СССР не позднее 15 октября будущего года, итоги конкурса будут подведены к 10 ноября 1930 года. А. ВАСИЛЬЕВ, ВТОРЫЕ В РЕСПУБЛИКЕ По итогам республиканского социалистического соревнова ния за третий квартал коллек тиву областного управления кинофикации присуждена вто рая премия. Высоких показателей Доби лись работники киносети обла сти. Они обслужили 3529 ты сяч человек, в тем числе 683 Тысячи детей. План по валово му сбору от сеансов выполнен на 115,2 процента. Больше по ловины кинодирекций выпол нили план по кинообслужиза- нию населения, среди них — Чаплыги некая, Лев-Толгтов- ская, Елецкая городская, б а н ковская, Липецкая. Лебедяи- ская. В общем успехе немалая заслуга киномеханика Ка- щабинекого Дома культуры Задонского района В. И. Ме лихова. Это настоящий мастер своего дела, грамотный спе циалист, активный пропаган дист произведений советского киноискусства. Творчески ра ботают с тружениками села киномеханики Т. А. Бурых из села Сторожевское Уеманекого района, В. И. Карпов из села Балахиа Задонского района и другие. В области заметно улучши лась рекламно-информацион ная работа. Стало больше проводиться премьер, кинове черов, кцновихторнн, устных журналов. Активизировалась деятельность методического кабинета управления кинофи кации. Большое внимание ор ганизации соревнования меж ду коллективами уделяют управление кинофикации и об ком профсоюза работников культуры. Укрепляется материально- техническая база киносети, идет техническое переоснаще ние киноустановок. Около восьмидесяти процентов их — широкоэкранные. Словом, у кинофикаторов области немалые возможности для творческой, плодотворной работы. И успех в минувшем квартале — еще одно тому подтверждение. X. ОСАДИЛА /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz