Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

ЧЕМ ВЫ ЗВАНО ОТСТАВАНИЕ? Состоялось отчетно-выборное собрание коммунистов Елецкого мясоптмцекомбината, на котором шел острый и принципиальный разговор о делах коллектива, о влиянии партийной организации на производство# о руководстве партийным бюро комбинате профсоюзной организацией. Принятое коммунистами постановление — конкретные меры по улучшению работы партий ной организации комбината в организации действенного соревнования за повышение эффективности производства и качества работы. В работе собрания принял участие секретарь 'обкома КПСС В. В. Донских. Своими мыслями о собрании делится член КПСС В. Д. Дя- кина. С КАЗАТЬ, что на на­ шем комбинате дела совсем плохи, непра­ вильно. Так, ко Дню Кон* ституцин цех технических полуфабрикатов, холодильник и ряд других подразделений выполнили план первых че­ тырех лет пятилетки. Пере­ работка птицы увеличилась на 7, выработка технического жи­ ра *-« на 3,9, суХих животных кормов -*** На 4,5, крупониро- ваннон свинины *— на 10 про­ центов, на 11,5 процента повысился выход сухих живот­ ных жиров с каждой тонны мяса. Приведя эти цифры на от­ четно-выборном собрании, док-* ладчик, секретарь партбюро И. Д. Дорохин, а также вы­ ступившие в прениях отмеча­ ли, чТО Все это —- результат целенаправленной работы пар)- тийной организации комбината по разбитию трудовой ак­ тивности тружеников. V нас на комбинате сейчас 148 удар­ ников Коммунистического тру­ да. Мнбгие из них своим без­ упречным трудом заслужили признание всех ельчан. Назову тех, кого я хорошо знаю, своих Товарищей по работе коммунй* стов В. П. Иноземцева, А. Н. Курбатова, Н. М. Фалина, Л. Н. Рощина. Для них чест­ ный и добросовестный труд стал потребностью. • Но, естественно, на собраний шел разговор не только об ус­ пехах, а и о недостатках. И не Случайно. С начала пятилетки комбинат недодал До Конт­ рольных цифр продукции на 2 0 м и л л и о н о в рублей. План девяти месяцев этого года по выпуску валовой продукции выполнен лишь на 86,9, по вы­ работке мяса — на 79 про­ центов. Объем производства и реализации продукции сни­ зился по сравнению с тем же периодом прошлого года. Чем вызвано отставание? Отвечая на этот вопрос, докладчик и выступавшие, в частности, начальник планово­ го отдела комбината В. В. Обо- ротова, указали на неудовлет­ ворительную обеспеченность предприятия сырьем. Так, про­ изводственное объединение «Скотопром» недодало за де* вять месяцев 5106, а трест «Птицепром» — 598 тони мя* са (й пересчете на живой вес). Комбинатом Недополучено также 25,8 миллиона Штук яиц. Причем, скот и птица По­ ступают ннзкой упитанности. Средний сдаточный вес каж ­ дой головы, как правило, меньше запланированного. ГИ ГАНТ У ГОРЫ МАГНИТНОЙ Столетиями складывались легенды о Несметных богатст- Насколько велико отрица­ тельное воздействие этих фак­ торов на работу коллектива комбината, свидетельствует ' сопоставление таких цифр: за девять месяцев комбинат Не­ додал Потребителям продукции на 4,5 миллиона рублей, В то же время из недопоставленно­ го сырья мы могли бы допол­ нительно выработать продук­ ции на 6 миллионов рублей, то есть перекрыть задание по реализации, Вот почему мы не без основания считаем, ЧТО в нашем отставаний вб мНоГбМ повинны работники хозяйств, поставляющих нам сырье для переработки, которые не до конца используют возможности для увеличения производства мяса н янц. Недовольны мы и ритмичностью поступающего сырья. _ Вот факты, которые я при­ водила в своем выступлении на собрании. 1 — 5 октября птицефабрика «Березовская» должна была поставлять нам по 7 тысяч уток ежедневно, Фактически же тогда мы не получили ничего. Зато в конце месяца принимали от березов- цев ежедневно по 9—10 тысяч уток, Так же обстоит Дело и с другими поставщиками, в частности, с Птицефабриками «Придонская», «Светлый путь». Вот и выходит, что в первой, а частично, и во второй, дека­ де Цех переработки Птицы не загружен и наполовину, зато в третьей декаде прини­ мали ежедневно до 30 тысяч голов с пропускной способно­ стью конвейера ГО Тысяч. От­ сюда и штурмовщина, «авра­ лы», которые мы объявляем на комбинате в Конце каждого месяца, и связанные с ними по­ тери качества, сверхурочные работы. С начала года они составляют несколько тысяч человеко-дней. Думаю, что выражу мнение всех коммуни­ стов комбината, если скажу, что руководителям треста «Птицепром» пора, наконец, установить действенный конт­ роль за соблюдением графика поставки птицы. Помимо объективных причин, есть и Причины внутреннего порядка, отрицательно сказы­ вающиеся на работе коллек­ тива, Так, грузчик птицепредприя- тия М. Й, Меркулов в своем выступлении отметил, что од­ ного конвейера для перера­ ботки птицы мало. Нужен еще один конвейер. Монтаж его начался, однако ведется он очень медленно. Волокита, неоперативность работы инженерной Службы комбината, плохо справляю­ щейся с выполнением плана оргтехмероприятйй по внед­ рению новой техники и Техно­ логии, механизации и автома­ тизация производственных процессов, Подверглись резкой критике на собрании. До сих пор не закончен монтаж конвейеров, медленно осуще­ ствляется реконструкция ком­ прессорных отделений мясо- и птицепредпрнятИй, накопитель­ ной камеры. Главный механик комбината Ю. М. Чернокожих пытался оправдать недостатки в работе своей службы отсутствием за­ пасных частей, Думается, не Запчастей, а ответственности за порученное дело не хватает службе главного механика, что мешает по-настойшсму зани­ маться совершенствованием производства. И хочется на­ деяться, Что Ю. М. Черноко­ жих сделает правильные вы­ воды. Следует задуматься над этим и работникам снабжейче- ско-сбытовой службы. У нас много неурядиц со сбытом го­ товой продукции, особенно колбасных изделий. Не обеспе­ чивает эта служба Четкой по­ грузки и разгрузки автомо­ бильного и железнодорожного Транспорта. За девять меся­ цев комбинат уплатил штраф за простой загонов 2,2 тысячи рублей и за простой автотран­ спорта — 3,1 тысячи рублей. А ведь непроизводительные рас­ ходы отрицательно сказывают­ ся на рентабельности произ­ водства, Острой критике подверга­ лось на собрании партбюро за недостатки в работе по руко­ водству профсоюзной органи­ зацией. Отсутствие настояще­ го контроля со стороны ком­ мунистов за работой профсо­ юзного комитета повлекло за собой упущения в организа­ ции социалистического сорев­ нования, ■ Ряд. выступающих — дирек­ тор комбината В, Ё. Зайцев, генеральный директор «Мясо- прома» Ф. М. Гусев и другие— отмечали, что коллектив еще недостаточно использует ре­ зервы производства. Отрица­ тельно отражается отсутствие цеха предубойного Содержания скота я накопительной камеры для охлаждения мяса. Строи­ тельство их уже несколько лет Ведет трест «Елецтяжстрой». В нынешнем году по этим объек­ там осталось освоить 25 тысяч рублей. Однако строители не торопятся с подготовкой к сдаче нх в эксплуатацию. Собрание приняло постанов­ ление, направленное на повы­ шение уровня руководства партийной организацией эконо­ микой, социалистическим со- реёйОванИем, выполнение госу­ дарственных Планов н социа­ листических обязательств кол­ лектива. Й. ДЯКИНА, член КПСС, рабочая Елец­ кого мясоптицекомбината. вах горы Магнитной, но толь­ ко советский народ, руководи­ мый Коммунистической парти­ ей. сумел найти к ним ключ. V подножья сказочной горы был построен комбинат-ги­ гант. Об истории предприятия, его сегодняшнем дне рассказы­ вает выставка «Магнитогор­ ский металлургический ком­ бинат — деТиЩе Первой пяти­ летки», открывшаяся в Цент­ ральном музее революции СССР. (ТАСС), К РАСИВО становлян- ское село Толстая Дуб­ рава! За последние годы здесь поднялись ио- Еые жилые дома, удачно впи­ сался в пейзаж новостроек сос­ новый бор. И только Проселки, выбитые мощной техникой и размытые дождями, портят эту красоту. В непогоду даже по главной улице сеЛа ни пройти ни Проехать. — -Сколько добра загублено на бездорожье! — Сетует пред­ седатель колхоза «Заветы Ле­ нина» М. Г. Карабанов. — С осени и до самого лета на тракторах только и выезжаем. В дорогую копеечку обходит­ ся это хозяйству. А людям каково? Озабоченность председателя, как впрочем и руководителей других хозяйств, оказавшихся в аналогичном положении, лег­ ко понять: трудно нынче в ус­ ловиях бездорожья поддержи­ вать крепкие экономические связи, эффективно развивать сельскохозяйственное производ­ ство, повышать уровень жизни сельчан. Особенно трудно глубинным хозяйствам, уда­ ленным на десятки километ­ ров от хороших дорог. Нельзя сказать, что в районе раньше дорог не строили. На­ против, за последние годы де­ сятки становлянских проселков покрылись асфальтом., Другое дело, что темпы строительства не отвечали возросшим требо­ ваниям. Крутой поворот прои­ зошел в нынешнем году. За неполные десять месяцев сеть жизненных артерий села, как назвал местные дороги июль­ ский (1978 г.) Пленум ЦК КПСС, увеличилась, на 27 ки­ лометров, почти на столько же, Сколько было построено за первые три года пятилетки. Как заметил первый секретарь Станойлянского райкома пар- Реш ения ию льско го (1978 г .) П л ен ум а Ц К КПСС— в жизнь! А Р Т Е Р И И С Е Л А тии В. П. Рейкин, уже к концу будущего года все хозяйства района «выйдут»,на асфальти­ рованные большаки. Что же произошло? По убеж­ дению Виктора Павловича, ни­ чего особенного: просто строи­ тельством и ремонтом дорог более пристально стали зани­ маться райком партии и райис­ полком. — Главная причина некото­ рых успехов заключается в том, — заметил В. П. Репкин, — что в нынешнем году мы решительно покончили с распы­ лением сил и средств. Раньше как было? Чтобы не обижать хозяйства, дороги строили по принципу: всем сестрам по серьгам. Сдача Нх'в эксплуатацию затягивалась на годы, распыленность сил па­ губно Сказывалась На произво­ дительности труда людей и техники, на качестве - работ. Нынче в ’ районе определили три дороги: на колхоз имени Свердлова, на совхозы «Озер- ский» и «Волынский». Все они сданы в подряд етановлянским ДГЩК и ДРСУ, а также Елец­ кому ДСУ-3. Для каждой строительной организации оп­ ределено конкретное задание. Теперь в работе дорожников больше стало порядка, органи­ зованности, улучшился конт­ роль за качеством, использова­ нием строительной техники. Заслуга в этом и районного штаба. Штаб коорди­ нирует работу подрядчиков, Более Двадцати лет трудится Липецкой Магнитки бригадир И. Е. Ганьшин. За добросовест награжден Почетной грамотой вета РСФСР и орденом Трудо час бригада И. Е. Ганьшйна На снимке И. Е. Ганьшин. на строительстве объектов управления «Коксохиммонтаж» ную работу Иван Егорович Президиума Верховного Со- вого Красного Знамени. Сей- ведет монтаж на ЦХП. . Фото В. Ельшаева. Т РИ ГОДА назад сви­ новодческий комп­ лекс совхоза «Крас­ ный Октябрь» Тербунского района был преобразован в межхозяйственное предприя­ тие «Южный». МХП приняло в наследство Неплохую про­ изводственную базу, Ферму обслуживали 189 человек. Многие из них накопили бога­ тый опыт выращивания сви­ ней. Поэтому новое предприя­ тие сразу же Перешло на замкнутый цикл производст­ ва, свиноводы энергично взя­ лись за освоение Интенсивного метода хозяйствования, В ча­ стности, опыта совхоза ■«Руд­ ничный». Был составлен гра­ фик, предусматривающий по­ недельное движение поголовья, сроки случек, опоросов и от­ корма свиней. В МХП вступил в строй пункт искусегвекного осемене­ ния животных. Укомплектова­ ли его добросовестными ра­ ботниками. Сократились про- ХолостЫ маток. Лучшие опера­ торы Т. П. Полунина, М. Т. Володина, М. Г. Белгородце- ва стали получать по 800—900 поросят в год. Для обновления маточйого поголовья МХП завозит элитное поголовье крупной белой и эстонской бе­ конной пород из колхоза «За­ веты Ильича» Липецкого рай­ она и совхоза «Правда». Еже­ годно закупает не менее 350—- 400 племенных свинок в тер- бунском совхозе «Пятилетка». На первых порах прогрессив­ ная технология с успехом внедрялась. По примеру «Руд­ ничного» свиноводы разбили осемененных маток на две группы — первого и второго срока супоросности. органи­ зовали правильный уход, сок­ ратили сроки отъема поросят с 60 до 45 дней. В 1977 году — уже через год после перехода на про­ грессивную технологию — заметно увеличилось пого­ ловье, сократилась себе- А К А К ВЫ В Н ЕД Р Я Е ТЕ ПЕ РЕДОВОЙ ОПЫТ1 БЕГ НА МЕСТЕ... стоимость центнера привеса с 174,8 до 150 рублей. Люди по­ верили в новую технологию. Оптимистично смотрели в будущее руководители МХП и объединения «Свинопром». «Южному» довели задание - - к концу пятилетки увеличить поголовье с 9 до 16 тысяч свиней. Но прошло немного времени, и Конвейер стал да­ вать сбои. Численность свиней выше 10 тысяч не поднялась. «Южный» топчется на месте ь производстве и реализации свинины, растут убытки. Сред­ негодовое производство мяса на одного работающего иро- ■’ив прошлого года сократи­ лось более чем на тонну. По­ лугодовой план реализации в Д1ХП был выполнен лишь на 2^ процента. Годовой план под угрозой срыва. В чем же причина? На кон­ вейерный метод в МХП не грешат, как и раньше уверены: поточная технология — си­ стема совершенная, в специа­ лизации необходимая. — Но технология техноло­ гией, — говорят жизотнззоДы. — а как быть, если нег кор­ мов? Пайщики поставляют их недостаточно, свинопоголовье перебивается на голодном пайке. Претензии обоснованные. Своей земли в «Южном» все­ го 385 гектаров. Свиноводы заготовили с этой площади 210 тонн травяной витаминной муки, 200 тонн комбиниро­ ванного силоса. Кроме того, рассчитывают заютовнть кор­ мовой свеклы не менее тысячи тонн. Но это лишь часть того, что требуется. Хозяйства-пай­ щики обязаны внести главный взнос в межхозяйственную кормовую копилку. Но время идет, а они выполнять дого­ ворные обязательства не то­ ропятся. Колхозы «Родина», «Ленинский путь», имени Ми­ чурина завезли в МХП лишь по 20—50 тони концентратов. Практически ни одно хозяйст­ во не выполнило условия до­ говора на поставку кормов. Предпочитать межхозяйс?- венным нуждам свои соб­ ственные, ревностно очерчи­ вать Гранины «сВоёго» и «чу­ жого» пайщики возвели в правило. И много на этом теряют. В прошлом году пред­ приятие тоже осталось без кормов, пришлось закупать концентраты й корнеплоды на стороне. Одного только карто­ феля было завезено на 70 ты­ сяч рублей. Затраты не окупи­ лись. МХП 41 его пайщика по­ несли убыток в 119 тысяч руб­ лей. Почему же н сейчас сры­ вается выполнение договоров? — Производственные площа­ ди предприятие осваивает слабо, — оправдываются руко­ водители хозяйств. — Корма отдашь, а где уверенность, что будет прибыль? Но откуда быть прибыли? Стабильная работа предприя­ тия немыслима без надежной помощи пайщиков. Требуется вмешательство районных ор­ ганизаций, Чтобы, наконец, ра­ зорвать этот порочный круг, наладить прочные межхо­ зяйственные связи. Беда еще и в том, что с мо­ мента создания «Южного» его производственная база практически не расширилась. Корпуса рассчитаны на 7400 голов. К началу 1980 года свиноводы смогут с трудом разместить 11700 свиней. За девять месяцев здесь уже по­ лучили свыше 9 тЫсяч поро­ сят. Опоросы продолжаются. В октябре будет получено 1100 голов, в ноябре — 400. в декабре — 600. А помещений нет. ' Уже сейчас, по словам специалистов, свыше 3 Тысяч поросят девать некуда. Такое положение — не пер­ вый год. Это стало системой. Маточное поголовье содержит­ ся скученно, маточники не укомплектованы вентиляцион­ ным и нагревательным обору­ дованием, нет выгульных дво­ ров. Требуется .500—600 стан- комест, а их только 300. Что­ бы избежать отхода поросят, свиноводы вынуждены прибе­ гать к туровым опоросам. Семидневный цикл все чаще остается на бумаге. Массовое покрытие маток идет главным образом зимой. Расчет прост: пик опоросов сдвинуть на лето, когда приплод можно разме-. стнть в лагерях. Поголовье поросят растет Вплоть до осе­ ни, после чего его резко сок­ ращают. Начинается новый тур массового покрытия сви- номаток: животноводы гото­ вятся для очередной ‘лет­ ней штурмовщины. Трудно по­ нять, какой во всем этом смысл? Из года в год наращи­ вать свинопоголовье. набирать разбег для освоения новых производственных мощностей, чтобы вновь, так сказать, воз­ вращаться на круги своя — не слишком ли это накладно? Главный зоотехник районно­ го производственного управ­ ления сельского хозяйства А. В. Косолапов сообщил нам, что в текущем году свиноводы «Южного» сократили пребы­ вание молодняка в отъемочни- ках с двух до одного месяца. Вес поступающих на откорм животных уменьшился вдвое. Поросята медленно развивают­ ся. Как сейчас признают руко­ водители МХП, сдаточный вес свиней почти не растет (с начала года не реализовано ни одной головы первой кате­ гории), снижается реализа­ ционная цена мяса. Все это тревожит сви­ новодов. Руководители МХП предприняли реконструкцию нескольких помещений. В свинарнике-маточнике введе­ на мобильная раздача кормов, со 104 до 180 увеличилось количество станкомест. Соз­ дание .двух линий кормления за счет раздатчика «Ладога» позволило обеспечить стопро­ центный фронт кормления молодняка в двух отъемочни- ках, на четверть увеличить вместимость этих помещений. Двухрядный откормочник пе- рёоборудозан в четырехряд­ ный, в нем тоже теперь две ли­ нии кормления. Насколько это возможно, в МХП пытаются укреплять материально-техническую ба- •зу. Построили комбикормовый завод, позволяющий приго­ товлять и дозировать ком­ бикорма, склад для фуража на 2,5 тысячи тонн, установили зерносушилку производитель­ ностью 10 тонн в час. Кормо­ цех оснащен двумя дополни­ тельными котлами-смесителя­ ми. Есть теперь в МХП агре­ гаты АВМ-0,4 и АВМ-0,65, с помощью которых свиноводы производят витаминную муку. К сожалению,, все это пока не оказывает заметного воз­ действия на рост произ­ водства. Нужны энергичные меры, чтобы поставить произ­ водство свинины на поток. «Южный» нуждается в цент­ рализованном строительстве двух отъемочников и маточни­ ка, коренном улучшении кор­ мовой базы. Своими силами свиноводам это не решить. Тут веское слово должны ска­ зать областные службы, в частности, руководители объе­ динения «Свинопром». Ю. ДЮКАРЕВ. оперативно решает возникаю­ щие проблемы, связанные в ос­ новном с поставками строи­ тельных материалов. Хороший настрой создают еженедельные оперативки: на них подводят итоги выполнения заданий, строго спрашивают с тех, кто проявляет нерасторопность, вносят необходимые корректи­ вы в планы работ. Строитель­ ство и ремонт дорог постоянно находится под контролем рай­ кома партии. Как правило, ежеквартально серьезный раз­ говор о делах строительных ведется на заседаниях бюро с привлсченисм руководителей подрядных организаций, колхо- зоз и совхозов, председателей исполкомов Созетов. Высокую требовательность за выполне­ ние планов здесь умело сочета­ ют с оказанием дорожникам практической помощи. ВоТ пример. Издавна дороги на се­ ле строились всем миром. И нынче к этому делу привлече­ ны промышленные предприятия и организации, колхозы и сов­ хозы, располагающие мощной технической базой. Только в период межсезонья силами привлеченного транспорта было вывезено около 60 тысяч тонн щебня. Таких примеров много. Впол­ не понятно, что не все обхо­ дится без сучка и задоринки, иной раз приходится круто ло­ мать психологию местничества, поправлять Тех, кто мыслит с позиций прошлых лет: пускай строит дядя, а я буду ездить. Именно такую позицию попы­ тался занять управляющий Волынским отделением «Сель­ хозтехники» В. И. Малютин. Бюро райкома партии строго наказало руководителя. Теперь желающих отстраниться от участия в дорожном строитель­ стве заметно поубавилось. Важно, что в действиях са­ мих строителей больше стало предприимчивости, инициативы. В трудовых коллективах повы­ сились дисциплина и ответст­ венность людей за конечные результаты. Новые оттенки приобрело социалистическое соревнование. В практику все больше внедряются прогрес­ сивные методы труда, в тем числе, бригадный подряд. С начала года по этому методу в ДРСУ выполнено работ на 180 тысяч рублей, в ДПМК — на 400 тысяч. Множится число подлинных мастеров своего дела, таких как бульдозерист И. К. Башаев, автогрейдерист Н. И. Сазонов, машинист авто­ погрузчика А. А. Сальков, шо­ феры А. С. Дякин, В. И. Лау- хин, А. Н. Плохих. Теперь уже ставится цель сделать не только больше, По и качественнее, дешевле. Это стремление ярко проявляется хотя бы в использовании мест­ ных строительных материалов. Только силами ДРСУ Сейчас открыто шесть местных карье­ ров по добыче щебня, в ре­ зультате на каждом километре дорог экономится 5 тысяч рублей. Можно понять, почему так часто упоминали руково­ дители дорожных организаций о законсервированном карьере Овсяный брод. Щебень здесь прочных пород, когда-то его брали на строительство трассы Воронеж—Москва. Ставился Даже вопрос об организации здесь участка областного карь­ ероуправления. Дело выгодное: возобновление работ в Овся­ ном броде позволит становляи- цам отказаться от привозного щебня, высвободить транспорт, удешевить строительство. Но решение вопроса потонуло в узковедомственных дебрях. Опыт становлянЦев диктует необходимость укрепить мест­ ные дорожные организации специальной техникой, авто­ транспортом, может быть, за счет* КОЛХОЗОВ н совхозов. По­ ка Они маломощные, в особен­ ности, ДРСУ. Это подразделе­ ние располагает лишь тремя списанными- самосвалами, да автогрейдером. — Но даже этой техникой можно было сделать в полтора раза больше, — убежден на­ чальник участка И. Т. Чаплы­ гин, — если бы руководители Липецкого щебеночного заво­ да выполняли графики отгруз­ ки асфальта, Свой проблемы у дорожни­ ков передвижной механизиро­ ванной колонны. Об одной из них' рассказал начальник ко­ лонны А. Н. Коватев. С разре­ шения Воронежского управле­ ния дороги был построен ту­ пик на станции Грунин—Вор- гйл, к которой «привязан» и асфальтный завод. Но станция не производит грузовые опера­ ции, поэтому все строй-,, материалы поступают на* Становую, что за 30 километ­ ров. Чтобы перегнать вагоны, надо решить десятки проблем! Не менее тугой узел «завя­ зало» Липецкое МСУ-14 (на­ чальник Н. И. Кулабухов). В, районе срочно нужно строит/ четыре моста, а не сделано ров­ ным счетом ничего. Мертвым капиталом лежат добытые с большим трудом сваи, прого­ ны и прочие строительные ма­ териалы... Много проблем# больших н малых. Заслуга стаиовлянцев в том, что они не пасуют перед трудностями# решают их е за­ видной последовательнбстыО и настойчивостью, веря, что ны­ нешние заботы и хлопоты уже завтра обернутся большой вы­ годой, а значит, появятся но­ вые возможности для ускорен­ ного решения задач социаль­ но-экономического развития. Е. КАРПУХИН, соб. корр. «Ленинского знамени». Высшая школа: проблемы подготовки специалистов В О С П И Т Ы В А Т Ь ИНЖЕНЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» в числе других ставится задача улучшения организации науч­ но-исследовательских работ вузов. Для Липецкого поли­ технического института она одна из самых злободневных. Высокий уровень современ­ ного производства, для которо­ го мы готовим Инженерные кадры, требует и высокого качества их подготовки. Наши выпускники должны также владеть прочными навыками сфганизаторов, исследовате­ лей. С первых своих самостоя­ тельных шагов они обязаны ду­ мать не только о том, как вы­ полнить план, но и как улуч­ шить качество выпускаемой продукции, повысить произво­ дительность труда, что для это­ го надо сделать, какие ис­ пользовать резервы. Конечно, большую роль при этом игра­ ет хорошее знание производ­ ства, но и не меньшее .значе­ ние имеет выработанная за го­ ды учебы в вузе привычка ду­ мать, анализировать, сопостав­ лять. Инженер — творческая, мыслящая личность. И воспи­ тать его таким — наш прямой долг. Многолетний опыт убеж­ дает, что наибольшего эффек­ та можно добиться, если широко привлечь студентов к хорошо организованной и ме­ тодически' продуманной науч­ но-исследовательской работе, которая непременно должна быть связана с учебным про­ цессом и профилем будущей специальности. Поначалу мы использовали практику добровольного уча­ стия студентов в традицион­ ных кружках студенческого научного общества (СНО). Они были почти на всех кафед­ рах. С каждым годом все оче­ виднее становилась неэффек­ тивность такой формы, слиш­ ком малым было число участ­ ников СНО. Перед нами же стояла задача — каждого сту­ дента воспитать как будущего инженера-исследователя. Поэтому Липецкий политех­ нический институт в числе дру­ гих вузов одним из первых в стране ввел научно-исследова­ тельскую работу студентов (ПИРС) в рамки учебного процесса. Она стала обяза­ тельным предметом на стар­ ших курсах дневного отделе­ ния. В небольших группах, по три-пять человек, под руко­ водством преподавателя или научного сотрудника, студен­ ты стали разрабатывать темы- теоретйческого, эксперимен­ тального, реферативного или конструкторского характера. Как правило, выполненные ими работы в дальнейшем вхо­ дят составной частью в курсо­ вые или дипломные проекты. Мы заметили —- повысилось ка­ чество дипломных проектов, за­ метно оживилась научно-ис­ следовательская работе,, сту­ дентов. Вот ее итоги в., минув­ шем учебном году. ..Инсти­ тут участвовал во Всерос­ сийской студенческой науч­ но-технической конферен­ ции «Электрические цепи н системы» и был награжден Почетной грамотой. Почетный Диплом был вручен студенту, ныне выпускнику В. Заря за участие во Всероссийской сту­ денческой Конференции по промышленному транспорту. Грамотами награждены многие другие студенты. В институте активнее стали проходить науч­ но-технические и научно-теоре­ тические конференции, число Докладов на которых увеличи­ вается из года в год. Однако новая организация научно-исследовательской ра­ боты студентов выявила и наши «узкие» места. В част­ ности — дефицит лаборатор­ ных помещений. Это вынуж­ дает увеличивать количество реферативных работ в ущерб экспериментальным, которые как раз и пользуются большой популярностью у студентов. Кроме того, при этой форме, научно-исследовательская ра­ бота студента существует как бы обособленно от всего учеб­ ного процесса. Чтобы добиться их органического слияния, а значит и Приучать студента активно работать, подходить с позиций исследователя к лю­ бому предмету — будь то фи­ лософия, химия или литейное Производство — мы решили разработать комплексную си­ стему. Обеспечивая непрерыв­ но участие студентов в Научной работе В Течение всего периода обучения, она предусматрива­ ет органичное единство целей И направлений учебной, науч­ ной и воспитательной работы, тесное взаимодействие всех форм Научной работы студен­ тов. Иными словами, готовить ИНЖеНера-йсслеДователя мы теперь собираемся уже с пер­ вого курса. В этом будут при­ нимать участие почти все Ка­ федры института. Новая система научной ра­ боты начнет действовать с ян­ варя будущего года. Сейчас Же мы пересматриваем содер­ жание многих лабораторных работ, собираемся усилить ис­ следовательский акцент при прохождении всех видов Прак­ тики, при курсовом и ДИПЛОМ­ НОМ проектировании. Заверша­ ется разработка Методических указаний по организации этой, подчеркиваю, комплексной си­ стемы непрерывной научнд-ис- следовательскОй работы сту­ дентов, охватывающей весь период обучении. Нельзя не сказать еще Об сДном большом резерве совер­ шенствования подготовки спе­ циалистов, который мы Соби­ раемся использовать более ак­ тивно: о творческих связях ка­ федр и промышленных пред­ приятий. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает опыт кафедры литейного производ­ ства, заключившей договор о долгосрочном сотрудничестве с заводом «Центролит». Он ро­ дился из стремления препода­ вателей теснее уЕязаТь обуче­ ние с перспективными задача­ ми производства. Каждый год на «ЦентрОлйТ» приходят пять-шесть Молодых специалистов, выпускников на­ шего Института. Практика по­ казывает, что не меньше шести месяцев нм необходимо, чтобы хорошо освоиться в коллекти­ ве, войти в его рабочий ритм. Завод Ничего не зИает О квали­ фикации, способностях ЭТИХ ре­ бят, они плохо знают завод. Теперь предприятие как бы берет шефство над нашими студентами-литейщикаМи. Пре­ жде чем прийти на завод ин­ женерами', они побывают й его цехах во время практики, вой­ дут в курс тем заводских на­ учных исследований, разрабо­ тать которые им помогут спе­ циалисты «Центролита». Да защита дипломных проектоЪ^- теперь будет проходить прямо на заводе. Мы придаем боль­ шое значение такой форме со­ трудничества института С пред­ приятиями, Так кйк ясно ВИ­ ДИМ ее практическую полез­ ность для обеих сторон. Вузу она, несомненно, поможет ещё болеё углубленно йести На­ учные работы. А самое главное — Она вызывает интерес к ис­ следованиям у большого числа студентов. Последнее очень Важно, ведь коллектив инсти­ тута студенческую научно-ис­ следовательскую работу рас­ сматривает прежде всего как могучий Инструмент в деле со­ вершенствования подготовка инженерных кадров. В. БРЕДИС, проректор по научной работе Липецкого поли­ технического института. ПО М А ТЕ РИ АЛ АМ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМ ЕНИ « «МАШИНЫ ИДУТ БЕЗ ГРУЗА» На материал под таким за­ головком, опубликованный в «Ленинском знамени» 19 сен­ тября с. г., получен ответ председателя Воловского рай­ исполкома С. Ф. Рудакова. Вопрос о неправильном исполь­ зовании транспорта, 6 чем шла речь в корреспонденции, об­ суждался на заседании штаба по вывозке сахарной свеклы. Критика признана правильной. Со стороны штаба был усилен контроль за перевозками уро­ жая. В частности, посты ГАИ не пропускали ни одну неза­ груженную машину. В настоя­ щее время вся сахарная свек­ ла отправлена с полей на при­ емные пункты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz