Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
ЧЕМ ВЫ ЗВАНО ОТСТАВАНИЕ? Состоялось отчетно-выборное собрание коммунистов Елецкого мясоптмцекомбината, на котором шел острый и принципиальный разговор о делах коллектива, о влиянии партийной организации на производство# о руководстве партийным бюро комбинате профсоюзной организацией. Принятое коммунистами постановление — конкретные меры по улучшению работы партий ной организации комбината в организации действенного соревнования за повышение эффективности производства и качества работы. В работе собрания принял участие секретарь 'обкома КПСС В. В. Донских. Своими мыслями о собрании делится член КПСС В. Д. Дя- кина. С КАЗАТЬ, что на на шем комбинате дела совсем плохи, непра вильно. Так, ко Дню Кон* ституцин цех технических полуфабрикатов, холодильник и ряд других подразделений выполнили план первых че тырех лет пятилетки. Пере работка птицы увеличилась на 7, выработка технического жи ра *-« на 3,9, суХих животных кормов -*** На 4,5, крупониро- ваннон свинины *— на 10 про центов, на 11,5 процента повысился выход сухих живот ных жиров с каждой тонны мяса. Приведя эти цифры на от четно-выборном собрании, док-* ладчик, секретарь партбюро И. Д. Дорохин, а также вы ступившие в прениях отмеча ли, чТО Все это —- результат целенаправленной работы пар)- тийной организации комбината по разбитию трудовой ак тивности тружеников. V нас на комбинате сейчас 148 удар ников Коммунистического тру да. Мнбгие из них своим без упречным трудом заслужили признание всех ельчан. Назову тех, кого я хорошо знаю, своих Товарищей по работе коммунй* стов В. П. Иноземцева, А. Н. Курбатова, Н. М. Фалина, Л. Н. Рощина. Для них чест ный и добросовестный труд стал потребностью. • Но, естественно, на собраний шел разговор не только об ус пехах, а и о недостатках. И не Случайно. С начала пятилетки комбинат недодал До Конт рольных цифр продукции на 2 0 м и л л и о н о в рублей. План девяти месяцев этого года по выпуску валовой продукции выполнен лишь на 86,9, по вы работке мяса — на 79 про центов. Объем производства и реализации продукции сни зился по сравнению с тем же периодом прошлого года. Чем вызвано отставание? Отвечая на этот вопрос, докладчик и выступавшие, в частности, начальник планово го отдела комбината В. В. Обо- ротова, указали на неудовлет ворительную обеспеченность предприятия сырьем. Так, про изводственное объединение «Скотопром» недодало за де* вять месяцев 5106, а трест «Птицепром» — 598 тони мя* са (й пересчете на живой вес). Комбинатом Недополучено также 25,8 миллиона Штук яиц. Причем, скот и птица По ступают ннзкой упитанности. Средний сдаточный вес каж дой головы, как правило, меньше запланированного. ГИ ГАНТ У ГОРЫ МАГНИТНОЙ Столетиями складывались легенды о Несметных богатст- Насколько велико отрица тельное воздействие этих фак торов на работу коллектива комбината, свидетельствует ' сопоставление таких цифр: за девять месяцев комбинат Не додал Потребителям продукции на 4,5 миллиона рублей, В то же время из недопоставленно го сырья мы могли бы допол нительно выработать продук ции на 6 миллионов рублей, то есть перекрыть задание по реализации, Вот почему мы не без основания считаем, ЧТО в нашем отставаний вб мНоГбМ повинны работники хозяйств, поставляющих нам сырье для переработки, которые не до конца используют возможности для увеличения производства мяса н янц. Недовольны мы и ритмичностью поступающего сырья. _ Вот факты, которые я при водила в своем выступлении на собрании. 1 — 5 октября птицефабрика «Березовская» должна была поставлять нам по 7 тысяч уток ежедневно, Фактически же тогда мы не получили ничего. Зато в конце месяца принимали от березов- цев ежедневно по 9—10 тысяч уток, Так же обстоит Дело и с другими поставщиками, в частности, с Птицефабриками «Придонская», «Светлый путь». Вот и выходит, что в первой, а частично, и во второй, дека де Цех переработки Птицы не загружен и наполовину, зато в третьей декаде прини мали ежедневно до 30 тысяч голов с пропускной способно стью конвейера ГО Тысяч. От сюда и штурмовщина, «авра лы», которые мы объявляем на комбинате в Конце каждого месяца, и связанные с ними по тери качества, сверхурочные работы. С начала года они составляют несколько тысяч человеко-дней. Думаю, что выражу мнение всех коммуни стов комбината, если скажу, что руководителям треста «Птицепром» пора, наконец, установить действенный конт роль за соблюдением графика поставки птицы. Помимо объективных причин, есть и Причины внутреннего порядка, отрицательно сказы вающиеся на работе коллек тива, Так, грузчик птицепредприя- тия М. Й, Меркулов в своем выступлении отметил, что од ного конвейера для перера ботки птицы мало. Нужен еще один конвейер. Монтаж его начался, однако ведется он очень медленно. Волокита, неоперативность работы инженерной Службы комбината, плохо справляю щейся с выполнением плана оргтехмероприятйй по внед рению новой техники и Техно логии, механизации и автома тизация производственных процессов, Подверглись резкой критике на собрании. До сих пор не закончен монтаж конвейеров, медленно осуще ствляется реконструкция ком прессорных отделений мясо- и птицепредпрнятИй, накопитель ной камеры. Главный механик комбината Ю. М. Чернокожих пытался оправдать недостатки в работе своей службы отсутствием за пасных частей, Думается, не Запчастей, а ответственности за порученное дело не хватает службе главного механика, что мешает по-настойшсму зани маться совершенствованием производства. И хочется на деяться, Что Ю. М. Черноко жих сделает правильные вы воды. Следует задуматься над этим и работникам снабжейче- ско-сбытовой службы. У нас много неурядиц со сбытом го товой продукции, особенно колбасных изделий. Не обеспе чивает эта служба Четкой по грузки и разгрузки автомо бильного и железнодорожного Транспорта. За девять меся цев комбинат уплатил штраф за простой загонов 2,2 тысячи рублей и за простой автотран спорта — 3,1 тысячи рублей. А ведь непроизводительные рас ходы отрицательно сказывают ся на рентабельности произ водства, Острой критике подверга лось на собрании партбюро за недостатки в работе по руко водству профсоюзной органи зацией. Отсутствие настояще го контроля со стороны ком мунистов за работой профсо юзного комитета повлекло за собой упущения в организа ции социалистического сорев нования, ■ Ряд. выступающих — дирек тор комбината В, Ё. Зайцев, генеральный директор «Мясо- прома» Ф. М. Гусев и другие— отмечали, что коллектив еще недостаточно использует ре зервы производства. Отрица тельно отражается отсутствие цеха предубойного Содержания скота я накопительной камеры для охлаждения мяса. Строи тельство их уже несколько лет Ведет трест «Елецтяжстрой». В нынешнем году по этим объек там осталось освоить 25 тысяч рублей. Однако строители не торопятся с подготовкой к сдаче нх в эксплуатацию. Собрание приняло постанов ление, направленное на повы шение уровня руководства партийной организацией эконо микой, социалистическим со- реёйОванИем, выполнение госу дарственных Планов н социа листических обязательств кол лектива. Й. ДЯКИНА, член КПСС, рабочая Елец кого мясоптицекомбината. вах горы Магнитной, но толь ко советский народ, руководи мый Коммунистической парти ей. сумел найти к ним ключ. V подножья сказочной горы был построен комбинат-ги гант. Об истории предприятия, его сегодняшнем дне рассказы вает выставка «Магнитогор ский металлургический ком бинат — деТиЩе Первой пяти летки», открывшаяся в Цент ральном музее революции СССР. (ТАСС), К РАСИВО становлян- ское село Толстая Дуб рава! За последние годы здесь поднялись ио- Еые жилые дома, удачно впи сался в пейзаж новостроек сос новый бор. И только Проселки, выбитые мощной техникой и размытые дождями, портят эту красоту. В непогоду даже по главной улице сеЛа ни пройти ни Проехать. — -Сколько добра загублено на бездорожье! — Сетует пред седатель колхоза «Заветы Ле нина» М. Г. Карабанов. — С осени и до самого лета на тракторах только и выезжаем. В дорогую копеечку обходит ся это хозяйству. А людям каково? Озабоченность председателя, как впрочем и руководителей других хозяйств, оказавшихся в аналогичном положении, лег ко понять: трудно нынче в ус ловиях бездорожья поддержи вать крепкие экономические связи, эффективно развивать сельскохозяйственное производ ство, повышать уровень жизни сельчан. Особенно трудно глубинным хозяйствам, уда ленным на десятки километ ров от хороших дорог. Нельзя сказать, что в районе раньше дорог не строили. На против, за последние годы де сятки становлянских проселков покрылись асфальтом., Другое дело, что темпы строительства не отвечали возросшим требо ваниям. Крутой поворот прои зошел в нынешнем году. За неполные десять месяцев сеть жизненных артерий села, как назвал местные дороги июль ский (1978 г.) Пленум ЦК КПСС, увеличилась, на 27 ки лометров, почти на столько же, Сколько было построено за первые три года пятилетки. Как заметил первый секретарь Станойлянского райкома пар- Реш ения ию льско го (1978 г .) П л ен ум а Ц К КПСС— в жизнь! А Р Т Е Р И И С Е Л А тии В. П. Рейкин, уже к концу будущего года все хозяйства района «выйдут»,на асфальти рованные большаки. Что же произошло? По убеж дению Виктора Павловича, ни чего особенного: просто строи тельством и ремонтом дорог более пристально стали зани маться райком партии и райис полком. — Главная причина некото рых успехов заключается в том, — заметил В. П. Репкин, — что в нынешнем году мы решительно покончили с распы лением сил и средств. Раньше как было? Чтобы не обижать хозяйства, дороги строили по принципу: всем сестрам по серьгам. Сдача Нх'в эксплуатацию затягивалась на годы, распыленность сил па губно Сказывалась На произво дительности труда людей и техники, на качестве - работ. Нынче в ’ районе определили три дороги: на колхоз имени Свердлова, на совхозы «Озер- ский» и «Волынский». Все они сданы в подряд етановлянским ДГЩК и ДРСУ, а также Елец кому ДСУ-3. Для каждой строительной организации оп ределено конкретное задание. Теперь в работе дорожников больше стало порядка, органи зованности, улучшился конт роль за качеством, использова нием строительной техники. Заслуга в этом и районного штаба. Штаб коорди нирует работу подрядчиков, Более Двадцати лет трудится Липецкой Магнитки бригадир И. Е. Ганьшин. За добросовест награжден Почетной грамотой вета РСФСР и орденом Трудо час бригада И. Е. Ганьшйна На снимке И. Е. Ганьшин. на строительстве объектов управления «Коксохиммонтаж» ную работу Иван Егорович Президиума Верховного Со- вого Красного Знамени. Сей- ведет монтаж на ЦХП. . Фото В. Ельшаева. Т РИ ГОДА назад сви новодческий комп лекс совхоза «Крас ный Октябрь» Тербунского района был преобразован в межхозяйственное предприя тие «Южный». МХП приняло в наследство Неплохую про изводственную базу, Ферму обслуживали 189 человек. Многие из них накопили бога тый опыт выращивания сви ней. Поэтому новое предприя тие сразу же Перешло на замкнутый цикл производст ва, свиноводы энергично взя лись за освоение Интенсивного метода хозяйствования, В ча стности, опыта совхоза ■«Руд ничный». Был составлен гра фик, предусматривающий по недельное движение поголовья, сроки случек, опоросов и от корма свиней. В МХП вступил в строй пункт искусегвекного осемене ния животных. Укомплектова ли его добросовестными ра ботниками. Сократились про- ХолостЫ маток. Лучшие опера торы Т. П. Полунина, М. Т. Володина, М. Г. Белгородце- ва стали получать по 800—900 поросят в год. Для обновления маточйого поголовья МХП завозит элитное поголовье крупной белой и эстонской бе конной пород из колхоза «За веты Ильича» Липецкого рай она и совхоза «Правда». Еже годно закупает не менее 350—- 400 племенных свинок в тер- бунском совхозе «Пятилетка». На первых порах прогрессив ная технология с успехом внедрялась. По примеру «Руд ничного» свиноводы разбили осемененных маток на две группы — первого и второго срока супоросности. органи зовали правильный уход, сок ратили сроки отъема поросят с 60 до 45 дней. В 1977 году — уже через год после перехода на про грессивную технологию — заметно увеличилось пого ловье, сократилась себе- А К А К ВЫ В Н ЕД Р Я Е ТЕ ПЕ РЕДОВОЙ ОПЫТ1 БЕГ НА МЕСТЕ... стоимость центнера привеса с 174,8 до 150 рублей. Люди по верили в новую технологию. Оптимистично смотрели в будущее руководители МХП и объединения «Свинопром». «Южному» довели задание - - к концу пятилетки увеличить поголовье с 9 до 16 тысяч свиней. Но прошло немного времени, и Конвейер стал да вать сбои. Численность свиней выше 10 тысяч не поднялась. «Южный» топчется на месте ь производстве и реализации свинины, растут убытки. Сред негодовое производство мяса на одного работающего иро- ■’ив прошлого года сократи лось более чем на тонну. По лугодовой план реализации в Д1ХП был выполнен лишь на 2^ процента. Годовой план под угрозой срыва. В чем же причина? На кон вейерный метод в МХП не грешат, как и раньше уверены: поточная технология — си стема совершенная, в специа лизации необходимая. — Но технология техноло гией, — говорят жизотнззоДы. — а как быть, если нег кор мов? Пайщики поставляют их недостаточно, свинопоголовье перебивается на голодном пайке. Претензии обоснованные. Своей земли в «Южном» все го 385 гектаров. Свиноводы заготовили с этой площади 210 тонн травяной витаминной муки, 200 тонн комбиниро ванного силоса. Кроме того, рассчитывают заютовнть кор мовой свеклы не менее тысячи тонн. Но это лишь часть того, что требуется. Хозяйства-пай щики обязаны внести главный взнос в межхозяйственную кормовую копилку. Но время идет, а они выполнять дого ворные обязательства не то ропятся. Колхозы «Родина», «Ленинский путь», имени Ми чурина завезли в МХП лишь по 20—50 тони концентратов. Практически ни одно хозяйст во не выполнило условия до говора на поставку кормов. Предпочитать межхозяйс?- венным нуждам свои соб ственные, ревностно очерчи вать Гранины «сВоёго» и «чу жого» пайщики возвели в правило. И много на этом теряют. В прошлом году пред приятие тоже осталось без кормов, пришлось закупать концентраты й корнеплоды на стороне. Одного только карто феля было завезено на 70 ты сяч рублей. Затраты не окупи лись. МХП 41 его пайщика по несли убыток в 119 тысяч руб лей. Почему же н сейчас сры вается выполнение договоров? — Производственные площа ди предприятие осваивает слабо, — оправдываются руко водители хозяйств. — Корма отдашь, а где уверенность, что будет прибыль? Но откуда быть прибыли? Стабильная работа предприя тия немыслима без надежной помощи пайщиков. Требуется вмешательство районных ор ганизаций, Чтобы, наконец, ра зорвать этот порочный круг, наладить прочные межхо зяйственные связи. Беда еще и в том, что с мо мента создания «Южного» его производственная база практически не расширилась. Корпуса рассчитаны на 7400 голов. К началу 1980 года свиноводы смогут с трудом разместить 11700 свиней. За девять месяцев здесь уже по лучили свыше 9 тЫсяч поро сят. Опоросы продолжаются. В октябре будет получено 1100 голов, в ноябре — 400. в декабре — 600. А помещений нет. ' Уже сейчас, по словам специалистов, свыше 3 Тысяч поросят девать некуда. Такое положение — не пер вый год. Это стало системой. Маточное поголовье содержит ся скученно, маточники не укомплектованы вентиляцион ным и нагревательным обору дованием, нет выгульных дво ров. Требуется .500—600 стан- комест, а их только 300. Что бы избежать отхода поросят, свиноводы вынуждены прибе гать к туровым опоросам. Семидневный цикл все чаще остается на бумаге. Массовое покрытие маток идет главным образом зимой. Расчет прост: пик опоросов сдвинуть на лето, когда приплод можно разме-. стнть в лагерях. Поголовье поросят растет Вплоть до осе ни, после чего его резко сок ращают. Начинается новый тур массового покрытия сви- номаток: животноводы гото вятся для очередной ‘лет ней штурмовщины. Трудно по нять, какой во всем этом смысл? Из года в год наращи вать свинопоголовье. набирать разбег для освоения новых производственных мощностей, чтобы вновь, так сказать, воз вращаться на круги своя — не слишком ли это накладно? Главный зоотехник районно го производственного управ ления сельского хозяйства А. В. Косолапов сообщил нам, что в текущем году свиноводы «Южного» сократили пребы вание молодняка в отъемочни- ках с двух до одного месяца. Вес поступающих на откорм животных уменьшился вдвое. Поросята медленно развивают ся. Как сейчас признают руко водители МХП, сдаточный вес свиней почти не растет (с начала года не реализовано ни одной головы первой кате гории), снижается реализа ционная цена мяса. Все это тревожит сви новодов. Руководители МХП предприняли реконструкцию нескольких помещений. В свинарнике-маточнике введе на мобильная раздача кормов, со 104 до 180 увеличилось количество станкомест. Соз дание .двух линий кормления за счет раздатчика «Ладога» позволило обеспечить стопро центный фронт кормления молодняка в двух отъемочни- ках, на четверть увеличить вместимость этих помещений. Двухрядный откормочник пе- рёоборудозан в четырехряд ный, в нем тоже теперь две ли нии кормления. Насколько это возможно, в МХП пытаются укреплять материально-техническую ба- •зу. Построили комбикормовый завод, позволяющий приго товлять и дозировать ком бикорма, склад для фуража на 2,5 тысячи тонн, установили зерносушилку производитель ностью 10 тонн в час. Кормо цех оснащен двумя дополни тельными котлами-смесителя ми. Есть теперь в МХП агре гаты АВМ-0,4 и АВМ-0,65, с помощью которых свиноводы производят витаминную муку. К сожалению,, все это пока не оказывает заметного воз действия на рост произ водства. Нужны энергичные меры, чтобы поставить произ водство свинины на поток. «Южный» нуждается в цент рализованном строительстве двух отъемочников и маточни ка, коренном улучшении кор мовой базы. Своими силами свиноводам это не решить. Тут веское слово должны ска зать областные службы, в частности, руководители объе динения «Свинопром». Ю. ДЮКАРЕВ. оперативно решает возникаю щие проблемы, связанные в ос новном с поставками строи тельных материалов. Хороший настрой создают еженедельные оперативки: на них подводят итоги выполнения заданий, строго спрашивают с тех, кто проявляет нерасторопность, вносят необходимые корректи вы в планы работ. Строитель ство и ремонт дорог постоянно находится под контролем рай кома партии. Как правило, ежеквартально серьезный раз говор о делах строительных ведется на заседаниях бюро с привлсченисм руководителей подрядных организаций, колхо- зоз и совхозов, председателей исполкомов Созетов. Высокую требовательность за выполне ние планов здесь умело сочета ют с оказанием дорожникам практической помощи. ВоТ пример. Издавна дороги на се ле строились всем миром. И нынче к этому делу привлече ны промышленные предприятия и организации, колхозы и сов хозы, располагающие мощной технической базой. Только в период межсезонья силами привлеченного транспорта было вывезено около 60 тысяч тонн щебня. Таких примеров много. Впол не понятно, что не все обхо дится без сучка и задоринки, иной раз приходится круто ло мать психологию местничества, поправлять Тех, кто мыслит с позиций прошлых лет: пускай строит дядя, а я буду ездить. Именно такую позицию попы тался занять управляющий Волынским отделением «Сель хозтехники» В. И. Малютин. Бюро райкома партии строго наказало руководителя. Теперь желающих отстраниться от участия в дорожном строитель стве заметно поубавилось. Важно, что в действиях са мих строителей больше стало предприимчивости, инициативы. В трудовых коллективах повы сились дисциплина и ответст венность людей за конечные результаты. Новые оттенки приобрело социалистическое соревнование. В практику все больше внедряются прогрес сивные методы труда, в тем числе, бригадный подряд. С начала года по этому методу в ДРСУ выполнено работ на 180 тысяч рублей, в ДПМК — на 400 тысяч. Множится число подлинных мастеров своего дела, таких как бульдозерист И. К. Башаев, автогрейдерист Н. И. Сазонов, машинист авто погрузчика А. А. Сальков, шо феры А. С. Дякин, В. И. Лау- хин, А. Н. Плохих. Теперь уже ставится цель сделать не только больше, По и качественнее, дешевле. Это стремление ярко проявляется хотя бы в использовании мест ных строительных материалов. Только силами ДРСУ Сейчас открыто шесть местных карье ров по добыче щебня, в ре зультате на каждом километре дорог экономится 5 тысяч рублей. Можно понять, почему так часто упоминали руково дители дорожных организаций о законсервированном карьере Овсяный брод. Щебень здесь прочных пород, когда-то его брали на строительство трассы Воронеж—Москва. Ставился Даже вопрос об организации здесь участка областного карь ероуправления. Дело выгодное: возобновление работ в Овся ном броде позволит становляи- цам отказаться от привозного щебня, высвободить транспорт, удешевить строительство. Но решение вопроса потонуло в узковедомственных дебрях. Опыт становлянЦев диктует необходимость укрепить мест ные дорожные организации специальной техникой, авто транспортом, может быть, за счет* КОЛХОЗОВ н совхозов. По ка Они маломощные, в особен ности, ДРСУ. Это подразделе ние располагает лишь тремя списанными- самосвалами, да автогрейдером. — Но даже этой техникой можно было сделать в полтора раза больше, — убежден на чальник участка И. Т. Чаплы гин, — если бы руководители Липецкого щебеночного заво да выполняли графики отгруз ки асфальта, Свой проблемы у дорожни ков передвижной механизиро ванной колонны. Об одной из них' рассказал начальник ко лонны А. Н. Коватев. С разре шения Воронежского управле ния дороги был построен ту пик на станции Грунин—Вор- гйл, к которой «привязан» и асфальтный завод. Но станция не производит грузовые опера ции, поэтому все строй-,, материалы поступают на* Становую, что за 30 километ ров. Чтобы перегнать вагоны, надо решить десятки проблем! Не менее тугой узел «завя зало» Липецкое МСУ-14 (на чальник Н. И. Кулабухов). В, районе срочно нужно строит/ четыре моста, а не сделано ров ным счетом ничего. Мертвым капиталом лежат добытые с большим трудом сваи, прого ны и прочие строительные ма териалы... Много проблем# больших н малых. Заслуга стаиовлянцев в том, что они не пасуют перед трудностями# решают их е за видной последовательнбстыО и настойчивостью, веря, что ны нешние заботы и хлопоты уже завтра обернутся большой вы годой, а значит, появятся но вые возможности для ускорен ного решения задач социаль но-экономического развития. Е. КАРПУХИН, соб. корр. «Ленинского знамени». Высшая школа: проблемы подготовки специалистов В О С П И Т Ы В А Т Ь ИНЖЕНЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» в числе других ставится задача улучшения организации науч но-исследовательских работ вузов. Для Липецкого поли технического института она одна из самых злободневных. Высокий уровень современ ного производства, для которо го мы готовим Инженерные кадры, требует и высокого качества их подготовки. Наши выпускники должны также владеть прочными навыками сфганизаторов, исследовате лей. С первых своих самостоя тельных шагов они обязаны ду мать не только о том, как вы полнить план, но и как улуч шить качество выпускаемой продукции, повысить произво дительность труда, что для это го надо сделать, какие ис пользовать резервы. Конечно, большую роль при этом игра ет хорошее знание производ ства, но и не меньшее .значе ние имеет выработанная за го ды учебы в вузе привычка ду мать, анализировать, сопостав лять. Инженер — творческая, мыслящая личность. И воспи тать его таким — наш прямой долг. Многолетний опыт убеж дает, что наибольшего эффек та можно добиться, если широко привлечь студентов к хорошо организованной и ме тодически' продуманной науч но-исследовательской работе, которая непременно должна быть связана с учебным про цессом и профилем будущей специальности. Поначалу мы использовали практику добровольного уча стия студентов в традицион ных кружках студенческого научного общества (СНО). Они были почти на всех кафед рах. С каждым годом все оче виднее становилась неэффек тивность такой формы, слиш ком малым было число участ ников СНО. Перед нами же стояла задача — каждого сту дента воспитать как будущего инженера-исследователя. Поэтому Липецкий политех нический институт в числе дру гих вузов одним из первых в стране ввел научно-исследова тельскую работу студентов (ПИРС) в рамки учебного процесса. Она стала обяза тельным предметом на стар ших курсах дневного отделе ния. В небольших группах, по три-пять человек, под руко водством преподавателя или научного сотрудника, студен ты стали разрабатывать темы- теоретйческого, эксперимен тального, реферативного или конструкторского характера. Как правило, выполненные ими работы в дальнейшем вхо дят составной частью в курсо вые или дипломные проекты. Мы заметили —- повысилось ка чество дипломных проектов, за метно оживилась научно-ис следовательская работе,, сту дентов. Вот ее итоги в., минув шем учебном году. ..Инсти тут участвовал во Всерос сийской студенческой науч но-технической конферен ции «Электрические цепи н системы» и был награжден Почетной грамотой. Почетный Диплом был вручен студенту, ныне выпускнику В. Заря за участие во Всероссийской сту денческой Конференции по промышленному транспорту. Грамотами награждены многие другие студенты. В институте активнее стали проходить науч но-технические и научно-теоре тические конференции, число Докладов на которых увеличи вается из года в год. Однако новая организация научно-исследовательской ра боты студентов выявила и наши «узкие» места. В част ности — дефицит лаборатор ных помещений. Это вынуж дает увеличивать количество реферативных работ в ущерб экспериментальным, которые как раз и пользуются большой популярностью у студентов. Кроме того, при этой форме, научно-исследовательская ра бота студента существует как бы обособленно от всего учеб ного процесса. Чтобы добиться их органического слияния, а значит и Приучать студента активно работать, подходить с позиций исследователя к лю бому предмету — будь то фи лософия, химия или литейное Производство — мы решили разработать комплексную си стему. Обеспечивая непрерыв но участие студентов в Научной работе В Течение всего периода обучения, она предусматрива ет органичное единство целей И направлений учебной, науч ной и воспитательной работы, тесное взаимодействие всех форм Научной работы студен тов. Иными словами, готовить ИНЖеНера-йсслеДователя мы теперь собираемся уже с пер вого курса. В этом будут при нимать участие почти все Ка федры института. Новая система научной ра боты начнет действовать с ян варя будущего года. Сейчас Же мы пересматриваем содер жание многих лабораторных работ, собираемся усилить ис следовательский акцент при прохождении всех видов Прак тики, при курсовом и ДИПЛОМ НОМ проектировании. Заверша ется разработка Методических указаний по организации этой, подчеркиваю, комплексной си стемы непрерывной научнд-ис- следовательскОй работы сту дентов, охватывающей весь период обучении. Нельзя не сказать еще Об сДном большом резерве совер шенствования подготовки спе циалистов, который мы Соби раемся использовать более ак тивно: о творческих связях ка федр и промышленных пред приятий. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает опыт кафедры литейного производ ства, заключившей договор о долгосрочном сотрудничестве с заводом «Центролит». Он ро дился из стремления препода вателей теснее уЕязаТь обуче ние с перспективными задача ми производства. Каждый год на «ЦентрОлйТ» приходят пять-шесть Молодых специалистов, выпускников на шего Института. Практика по казывает, что не меньше шести месяцев нм необходимо, чтобы хорошо освоиться в коллекти ве, войти в его рабочий ритм. Завод Ничего не зИает О квали фикации, способностях ЭТИХ ре бят, они плохо знают завод. Теперь предприятие как бы берет шефство над нашими студентами-литейщикаМи. Пре жде чем прийти на завод ин женерами', они побывают й его цехах во время практики, вой дут в курс тем заводских на учных исследований, разрабо тать которые им помогут спе циалисты «Центролита». Да защита дипломных проектоЪ^- теперь будет проходить прямо на заводе. Мы придаем боль шое значение такой форме со трудничества института С пред приятиями, Так кйк ясно ВИ ДИМ ее практическую полез ность для обеих сторон. Вузу она, несомненно, поможет ещё болеё углубленно йести На учные работы. А самое главное — Она вызывает интерес к ис следованиям у большого числа студентов. Последнее очень Важно, ведь коллектив инсти тута студенческую научно-ис следовательскую работу рас сматривает прежде всего как могучий Инструмент в деле со вершенствования подготовка инженерных кадров. В. БРЕДИС, проректор по научной работе Липецкого поли технического института. ПО М А ТЕ РИ АЛ АМ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМ ЕНИ « «МАШИНЫ ИДУТ БЕЗ ГРУЗА» На материал под таким за головком, опубликованный в «Ленинском знамени» 19 сен тября с. г., получен ответ председателя Воловского рай исполкома С. Ф. Рудакова. Вопрос о неправильном исполь зовании транспорта, 6 чем шла речь в корреспонденции, об суждался на заседании штаба по вывозке сахарной свеклы. Критика признана правильной. Со стороны штаба был усилен контроль за перевозками уро жая. В частности, посты ГАИ не пропускали ни одну неза груженную машину. В настоя щее время вся сахарная свек ла отправлена с полей на при емные пункты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz