Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
П а р т и й н а я ж и з н ь : о т ч е т ы и в ы б о р ы ПРИНЦИПИАЛЬНО, ПО- ДЕЛ ОВОМ У К своей XXVI партийной конферен ции липецкие тракторо строители пришли с хорошими показателями. За 9 месяцев текущего года земледельцам отправлено 165 сверхплановых пропашных машин, на 280 тысяч рублей запасных частей к ним. В результате соревнования за достойную встречу первой годовщины новой Конституции СССР, коллектив предприятия выпустил в начала года дополнительно к заданию товарной продукции на 1280 тысяч рублей. Особой вехой в жизни предприятия стал июльский 11978 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором, в частности, было обращено внимание на необходимость реконструкции завода, перехода на производство высокопроизводительного 150-силького трактора ЛТЗ-145. О том- как решаются эти задачи, говори лось на заводской ртчетно-выборной конференции. В СВОЕМ докладе секре тарь партийного комите та ЛТЗ В. В. Ра евский отметил, что . в делом коллектив тракторостро ителей, и, в первую очередь, его авангард—коммунисты, за отчетный период проделали значительную работу по вы полнению планов, достижению ритмичности производства, по вышению производительности труда, сокращению потерь ра бочего времени. В соревновании за досроч ное выполнение заданий участ вовали все основные производ ства зазода. Наибольшего ус пеха достигли коллективы ав томатного, модельного, чугуно литейного цехов. 480 рабочих основных профессий досрочно выполнили план трех лет пяти летки. . Говоря об успехах, доклад чик в то же время отметил, что главная задача конферен ции — сосредоточить внимание на нерешенных задачах, крити чески подойти к оценке рабо ты в целом. Именно с этих позиций рас сматривались внесенные в по вестку дня конференции во просы. Коммунисты с тревогой гово рили о том, что партийный ко митет упускал из виду многие вопросы, от решения которых зависела производственная дея. тельность предприятия. Произ водительность труда по срав нению с соответствующим пе риодом прошлого года возрос ла на 4,5 процента, в то же время главный показа тель эффективности произ водства — фондоотдача — снизился. На низком уровне остается механизация труда. Этот факт нельзя объяснить никакими объективными причинами. Он — результат слабого исполь зования внутренних резервов производства. На заводе тру дится 3200 инженерно-техниче ских работников. Однако, эф фективность их труда невысо ка. Из-за нечеткой координации работы производственных под разделений нарушается рит мичность, главный конвейер работает со сбоями. Социали стическое соревнование, приз ванное вовлекать в свои ряды все категории работников, страдает формализмом и слабо побуждает па до стижение высоких конеч ных результатов. Распростра нение опыта новаторов, пере довиков производства, как правило, становится уделом малого числа специалистов, но- е и н к и редко выходят за грани цы участка, смены, цеха. Со ревнование среди инженерно- технических работников прак тически не ведется, некоторые мастера не знают сути дина мовского метода. Эти просчеты, в первую оче редь, — следствие недостаточ но настойчивой работы парт кома с первичными партийны ми организациями. Партком мало что делает для распрост ранения опыта лучших низовых партийных звеньев. А 1 опыт есть. О нем рассказал, в част ности, ток.трь-расточник трак торного цеха № 3, делегат XXV съезда КПСС И. Т. Болотов, партгрупорг участка. — Партийная группа нашего участка, — сказал он, — со средоточивает главное внима ние на эффективности сорев нования, позыщегшн чувства ответственности каждого за ус пех всего коллектива. Мы, ком мунисты, видам свою задачу в том, чтобы личным примером вести за собой остальных. Все коммунисты участка — удар ники коммунистического труда, они обязались выполнить план третьего года десятой пятилет ки к 7 ноября. Есть в нашей работе и недостатки, но глав ное, чего нам удалось добить ся, это — активность. Коллек тив четыре раза в этом году выходил победителем соревно вания, пять раз занимал вто рое место. Но действенность работы партгруппы могла бы быть выше, если бы мы ощу щали больше внимания со стороны парткома. Неоцени мую помощь мог бы оказать постоянно действующий семи нар партгрупоргов, где можно обменяться опытом, взять на вооружение все новое, чем располагают коммунисты дру гих партийных групп. Редкие, созываемые для «галочки» в “отчете, встречи должной поль зы не приносят. Много ценного, заслуживаю, щего распространения, накопи ла также партгруппа службы главного энергетика третьего тракторного цеха, где парт групоргом А. И. Былинки». Испытывая нехватку кадров ведущих профессий, служба построила свою работу на вне дрении прогрессивных приемов труда, и полностью справляет ся с возложенными на нее за дачами. И в том, что простои оборудования по вине энерге тиков стали явлением исклю чительным, большая заслуга коммунистов. Однако об опыте работы и этой партийной груп пы на здводе знают мало. Многие коммунисты, высту пившие на конференции, спра ведливо критиковали партий ный комитет за недостаточную последовательность, настойчи вость в решении многих вопро сов. Так, И3|-за бесконтрольно сти парткома по существу ничего не дали смотры резер вов производства. В свое время на заводе было разработано 74 мероприятия по внедрению комплексной системы управле ния качеством. Внедрено из них — к тому же с нарушени ем сроков — 54. Партком дважды рассматривал на сво их заседаниях ход внедрения Львовской системы, но дело до конца не довел. Все выступившие отмечали, что на решение этих, ключевых вопросов, в первую очередь должна быть ориентирована деятельность партийного коми тета. Это тем более необходи мо, что завод стоит на пороге коренных преобразований, свя занных с реконструкцией про изводства, подготовкой к вы пуску нового трактора ЛТЗ- 145. Собственно, работа эта уже началась. Расширяются или со здаются вновь многие произ водства. Однако ход выполне ния намеченных мероприятий пока не отвечает требованиям момента. Давно назрела, на пример, необходимость ввода нового термического цеха, т. к. его техническая оснащенность, условия труда стали тормозить производство. Однако строи тельство его трест «Промстрой» ведет медленно. В то же время коммунисты отмечали, что многое в этом направлении можно было бы сделать своими силами. Одна ко администрация, партийный комитет недостаточно контро лируют ход выполнения плана технического перевооружения завода. Об этом говорили в своих выступлениях слесарь- наладчик третьего тракторного цеха Н. Су Лавров, секретарь партийной орга низации прессового цеха О. Е. Ионкина. Много проблем поставило создание опытных образцов трактора ЛТЗ-145. Пока изго товлены 4 машины. Они успеш но прошли заводские и ведом., ственные испытания. В ходе их конструкторы «дотягивали» узлы и механизмы. Впереди — государственные испытания. Чтобы они также закончились успешно, необходимо решить ряд технических и организаци онных задач: повысить качест во изготовляемых деталей, ук репить экспериментальный цех квалифицированными кадрами, улучшить состояние стендового оборудования, создать опытно полевую базу вблизи завода. К сожалению, вопросы эти решаются также недостаточно оперативно, и ответственность за это лежит, прежде всего, на администрации и партийном комитете ЛТЗ. Работа конференции, кото рая проходила в деловой обстановке, показала, что пар тийному комитету ЛТЗ, помимо решения оперативных задач, необходимо уже сейчас со всей остротой и принципиальностью ставить вопросы стратегическо го порядка, ориентировать кол лектив на перспективу .Конфе ренция подсказала и пути реа лизации этих задач. Это — партийная принципиальность, умение сосредоточить усилия на главном, требовательность и последовательность в достиже нии поставленной цели. * * * В работе конференции при нял участие и выступил с речью второй секретарь Ли пецкого обкома КПСС И. В. Колпаков. На первом организационном заседании партийного комите та секретарем парткома избран В. В. Раевский заместителями секретаря — Н. Р. Голяков и Д. А. Богдановская. В. БУРКОВ. Е ЛЕЦ-ЛОЗОВЦАМ не надо было искать при чин для оправдания неудач освоения проектной мощности, построенной в хо зяйстве около четырех лет на зад крупной фабрики молока. Проектанты явно просчита лись с привязкой комплекса, разместив его вдалеке от паст бищ, кормовых угодий, там, где не оказалось в достатке воды. Вдобавок строители при прокладке системы навозоуда- ления, монтаже оборудования, настиле полов допустили нема ло огрехов. Словом, помех, при чем, объективных, было мно го, и руководители, специали сты хозяйства «прятались» за ними, как за каменной стеной. А главная беда, между тем, крылась не в этом. Стоило елец-лозовцам взяться по-хозяйски за освое ние промышленной технологии в животноводстве, как наме тился перелом к лучшему. Зна чительно возросли надои. Если за весь прошлый год в среднем от коровы получено полторы тысячи килограммов продук ции, то в нынешнем только за девять месяцев — уже по 1820. Коллектив фабрики молока обязался довести надой до 2300 килограммов. И созданы необходимые предпосылки, что бы взять такой рубеж. Помещения., предприятия, рассчитанные на 1200 коров, на треть пустовали. Теперь же поголовье коров доведено до проектного количества. Все это дало возможность производство продукции увели чить вдвое, что в свою очередь сказалось и на заготовках. Де вятимесячное задание продажи молока государству выполнено досрочно. Заметно повысилась производительность труда, сни зились затраты. Как видно, сделан хотя и первый, но многообещающий шаг вперед. Это результат то го, что окрепла, прежде всего, кормовая база, улучшились ра ционы. В последние несколько лет постоянно ухудшалась обеспе- П р о в е р я е м в ы п о л н е н ы о б я з а т е л ь с т в ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ чеиность ферм фуражом. Те перь положение резко изменилось. На пред стоящую зимовку в сред нем на условную голову скота заготовлено свыше двадцати центнеров кормовых единиц, или в полтора раза боль ше, чем на предыдущую. При этом, как и в прошлые го ды, кормовой клин сократился.. Зато удалось компенсировать уменьшение площадей за счет повышения урожайности. Дело в том, что в совхозе впервые в этом году сеяли высокопита тельные, способные на весо мую отдачу смеси при доброт ной подготовке почвы. Помимо минеральных удобрений, на части площадей внесли пере гной, сев провели в лучшие сроки, обеспечили, необходи мый уход за посевами. И мае. са выдалась обильной. Подсолнечник с горохом, к примеру, дал по 400 центнеров с гектара. Порадовали загу щенная кукуруза с подсол нечником и в чистом виде. Тра вы, как однолетние — вико- овсяная, горохово-ячменная смеси, — так И многолетние, тоже дали хороший урожай, в особенности на орошаемых уча стках. В первый укос на поли ве с гектара получили 320 центнеров «зеленки». Массы хватило, чтобы на каждую ко рову заложить более десяти тонн силоса и сенажа, загото вить сотни тонн сена. Все кор ма, не в пример прошлым го дам, высокого качества. Важные поправки внесены в организацию кормления жи вотных. Тщательно продумана схема зеленого конвейера, ре шающим звеном которого ста ло долголетнее культурное пастбище площадью в 330 гек таров. Рядом е комплексом разместили посевы кукурузы, однолетних трав, корнеплодов. Так что стадо по сей день в достатке получает подкормку. Зимой рационы балансируются благодаря термохимической об работке соломы и концентратов с применением белковых и ви таминных Добавок. Беспере бойную доставку кормов обе спечивает созданный на фабри ке молоха механизированный отряд. Хозяйство теперь имеет не обходимые тракторы, сеноубо рочную технику, транспорт. В отличие от прошлых лет, когда коровы круглый год то мились в помещениях, в минув ший пастбищный период стадо содержалось в оборудованных летних лагерях, один из кото рых создан рядом с фабрикой молока, другой — на долго летнем культурном пастбище. Улучшению содержания стада способствовало также устране ние недоделок строителей, а отчасти и ошибок' проектантов, внедрение научной организации труда. Так, найден боЛее опти мальный вариант для конкрет ных условий. распределения обязанностей, в первую оче редь между доярками и скот никами, другими . категориями работников, что позволяет с наименьшим числом людей го раздо лучше осуществлять уход за животными. Четче стал рас порядок дня, строже контроль, выше дисциплина. / С ейчас дойный гурт переве ден на стойловое содержание. Скот размещен в заблаговре менно отремонтированных по мещениях с надежно отлажен ным оборудованием. Это, наря ду с достатком кормов, созда ет надежную основу для до стижения хороших результа тов и зимой. И все же сделан, повторяем, только первый шаг. У предприятия — огромные по тенциальные возможности и резервы, которые необходимо использовать как можно пол нее. Взять ту же кормовую базу. Сдан в эксплуатацию второй орошаемый участок в 350 гек таров, который надо быстрее осваивать. Чтобы брать пол ной мерой с полива, необходи мо увеличить дозу удобрений, улучшить набор размещенных здесь многолетних трав, в строгом соответствии с требо ваниями агротехники увлаж нять почву. Пока мало что де лается в этом направлении. Следует приложить еще нема ло усилий для дальнейшего роста отдачи кормовых угодий на богаре. Не все делается по внедре нию передовой технологии за готовки кормов. На комплек се, скажем, есть АВМ. Но аг регат практически бездействует. На предстоящую зимовку за готовлено всего несколько тонн травяной муки. В совхозе семьсот гектаров поймы, часть которой поросла кустарником, заболочена. Не сколько лет назад был разра ботан проект и начато коренное и поверхностное улучшение за ливных лугйв, в результате че го 40 гектаров поймы окуль турено, но дальше дело не дви нулось. Средства на эти цели выделялись ежегодно, однако по вине Усманской мелиоратив ной станции не осваивались, и сейчас надо заново составлять документацию. Неправомерны и контрасты в показателях труда доярок. М. Т. Ушакова, Т. Ф. Неплюе- ва, М. А. Плотникова за три квартала текущего года полу чили от каждой коровы больше двух тысяч кило граммов молока. В боль шей мере это объясняется тем, что животные в группах по своим потенциальным возмож ностям далеко не одинаковы. Чтобы их в максимальной сте пени выравнять, следует улуч шить работу со стадом в це лом. Правда, и в этом начало по ложено. Улучшению работы с дойным гуртом способствует осуществляемая внутрихозяй ственная специализация. В Во- робьевском отделении выращи> вается племенной молодняк, Круглянском — перзотелкн, где оци и раздаиваются. Уси лилась борьба с прохолостами, сокращен «шлейф». Тем не ме нее, изъянов все еще много. Промышленная технология требует ежегодно заменять, по крайней мере, четверть стада. А в хозяйстве нетелей выращи вается не более двадцати про центов к общему поголовью. Нуждаются в укреплении кадры специалистов, руково дителей среднего звена. Вряд ли нормально то, что в таком хозяйстве, как совхоз «Елец- Лозовский», где, помимо фаб рики молока, еще несколько обычных ферм, на которых в общей сложности содержится около 3500 голов скота, только два зоотехника — главный и селекционер. Вели ка текучесть кадров. Что ни год, на комплексе новый на чальник, часто меняются брига диры. Это не может нс сказы ваться на делах в животно водстве. Чтобы сделать следующий шаг к запроектированным’ ру бежам, елец-лозовцам следует быстрее устранить все эти не дочеты. И. ЛЕСНИК ОВ, соб.- корр. «Ленинского знам е ни». Хлевенский район. ПУСТЬ РУКИ МОЛОДЫЕ РУКАМ И ЗОЛОТЫМИ НАЗОВУТ.. Л. И. См ородина бол ее сем надцати л ет т ру дится в тракторном ц ехе № 1 Л и пецкого орде на Ле нина тракторного завода. О пытная ше- винговщица обслуживает несколько станков, ежедневно перевыполняя производственное за дание. Свой богатый опыт она охотно передает молодым, помогает им овладеть передовыми приемами труда, выполнять задания с высоким качеством. Л. И. См ородина явля етс я достой ным примером для подражания. Люб овь Иг нать ев на награжд е на за добросов ест ный труд знаками Поб е дит ель с оциалистич еск ого сор ев нования 1Й73, 1976, 1977 годов, Поч ет ной грамотой Минист е рства тракторного и с ельск охозяйств е нного машиностро е ния. Е е ф о тография — на ц ех овой доск е П оч ет а. На снимк е: у дарник коммунистич еск ого тру да Л. И. См ородина. Фото В. Финогина. Навстречу областной конференции по нравственному воспитанию М Е Т О Д АКТИВНЫЙ, Д Е Й С Т В Е Н Н Ы Й Вопросы нравственного воспитания, которому принадлежит решающая роль в формировании активной жизненной пози ции личности, занимают все более видное место в пропаган дистской деятельности партийных организаций. Они, напри мер, изучаются в проблемных теоретических семинарах. Оп ределенный опыт, в частности, накопил семинар Лебедянско го сельскохозяйственного техникума. о А ПРЕПОДАВАТЕЛЯ нашего техникума х изучают актуальные вопросы нравственного воспи тания. Поскольку проблема эта затрагивает все стороны жиз ни учебного заведения и все слушатели семинара имеют высшие педагогическое или специальное образование, заня тия у нас, скажу без натяжки, проходят интересно, содержа тельно, с большой пользой для повседневной работы препода вателей. В основу мы положили сис тему — лекния — семинар,— методику которой хорошо зна ют все слушатели, так как многие из лих пользуются ею на уроках. На первой обзорной лекции объявляется план работы семи нара и каждому слушателю предлагается выбрать для себя тему реферата, над которой он будет работать в течение учеб ного года. Программа семина ра и списки рекомендованной литературы предварительно вывешиваются в учительской, и слушатели выбирают темы рефератов сообразно своим ин тересам и склонностям. В прошлом учебном • году, например, слушатель В. А. Алешин работал над те мой «Проблема нравст венного выбора и ответ ственность», Л. Г. Юрикова — «Особенности проявления мо ральной ответственности в ус ловиях развитого социализма», Э. И. Корликова «Коммуни стическая партия Советского Союза — борец за счастье на рода», Л. А. Лазарева «Роль производственного коллектива в трудовом воспитании личнос ти». Подготовка реферата, ес тественно, не освобождает слу шателя от его активного учас тия в очередных занятиях се минара. Особая забота и пропаган диста, и слушателей — собрать фактический материал из жиз ни техникума, характеризую щий работу коллектива по нравственному воспитанию уча щихся и умело его использо вать. Так, при обсуждении темы «Труд как важнейший фактор нравственного форми рования лиягости в услозиях раззитого социализма», II. С. Закусилова привлекла внима ние участников семинара к ре^ зультатам участия учащихся техникума в производительном труде. Она собрала богатый материал об их работе на убор ке сахарной свеклы в колхозе «Дружб’а» и плодов — в сов хозе имени 15-летия Октября. Оперируя 'цифрами, фактами, живыми примерами, Закусило ва осветила достойные дела и поступки учащихся, помогав ших совхозам в трудную пору сельскохозяйственных работ. Учебные группы и звенья, со ревнуясь между собой, пока- - залп пример сознательной дис циплины, бескорыстной товари щеской взаимовыручки, заботы об общем благе. Вместе с тем она высказала практические предложения, цель которых— еще лучше организовать трудо вое соперничество учащихся в новом хозяйственном году, и, следовательно, помочь им выше подняться по активной жизненной лесенке. Весьма полезный был рас сказ командира строительного отряда техникума «Альта ир-77», участника семинара К). Е. Трегубова на занятии по теме: «Возрастание роли ком мунистической морали» о том, с каким энтузиазмом, чувством высокого долга трудились бойцы отряда на строительных площадках. Большой интерес слушателей вызывают так называемые проблемные ситуации. Они обычно ставятся перед ними на обзорных лекциях, а затем об суждаются на практических занятиях. При узучении темы «Коммунистическая мораль — высшая ступень нравственного прогресса человечества» слуша тели активно обсуждали такие проблемные ситуации. В кино фильме «Здесь наш дом» и в спектакле по пЬесе И. Дворец кого «Челозек со стороны» главный герой хозяйственный руководитель предприятия Чешкоа увольняет работников (заслуженных с точки зрения становления производства), так как они не отвечают его понятиям специалиста се годняшнего дня. Участники се минара не только высказали свое отношение к действиям Чешкова, но и каждый из них обосновал свое мнение в свете темы семинара. Другая проб лемная ситуация: во время уборки урожая учащиеся уви дели, что собранные ими ово щи испортились из-за плохой организации работы по их реа лизации. Резко ухудшилось отношение учащихся к работе Какие действия вы предприми Те как руководитель группы чтобы поднять производитель ность труда учащихся? Разго вор состоялся довольно-таки острый, но весьма полезный. Вспоминается обсуждение доклада «XXV съезд КПСС о комплексном подходе к воспи танию личности советского че ловека» на итоговой конферен ции. Общий интерес слушате лей вызвали вопросы, связан ные с эффективностью препода вания общественных дисцип лин, а именно: «Возможно ли достаточно объективно оценить степень эффекти в н о с т и идейно-политического, тру дового и нравственного вос питания учащихся?», «Что. мы оцениваем на уроках общественных дисциплин: зна ние предмета или идейно-поли тическую подготовленность учащихся?» Слушатели Р. М. Третьякова, С. А. Хорина и другие в своих выступлениях говорили о гом, что степень воспитанности выпускников техникума определяет их отно шение к работе, общественной деятельности, взаимоотношения с коллективом, в котором нм придется работать и жить. Правильность такого вывода была убедительно подтвержде на выдержками из писем, кото рые присылают в техникум его выпускники. Четырехлетний опыт изучения темы «Актуальные проб лемы нравственного воспитания советского человека» убедил нас в том, что успешная рабо та семинара зозможна только при условии тесной взаимосвя зи обсуждаемых проблем с повседневной жизнью учебного заведения. В этой связи сош люсь на такие примеры. После обсуждения темы «О смысле жизни и счастья» слушатель Н. И. Аброськин ус пешно провел в груп пе 2 «Ж» полезный дис пут: «Что такое сча стье?» При изучении темы «Кризис современной буржуаз ной морали» в группах перво го и второго курсов были про ведены классные часы «Т е о й сверстник за рубежом». Уча щиеся узнали много новых фактов о все усиливающемся социальном неравенстве в стра нах капитала, подавляющем творческие возможности людей, особенно молодежи. Глубже уяснили себе, почему сегодня миллионы юношей и девушек на Западе задают себе страш ный вопрос: «Если мы никому не нужны ,то зачем живем?» Больше узнали о той питатель ной среде, которая порождает среди молодежи стран капита ла преступность, наркоманию и т. п. О высоких моральных каче ствах советской молодежи взволнованно говорили учащи еся па тематическом вечере «Они ушли, не долюбАв, не докурив последней папиросы», подготовленном группой, где классный руководитель — слу шательница семинара Л. А .Ла зарева. Систематически про должают обсуждение учебных тем в группах классные руково дители В. В. Шитова и М. Д. Протасова. Так, за последний год на классных часах и тема тических классных и комсомоль ских собраниях были проведе ны беседы и диспуты на темы: «Кого можно назвать патрио там?», ’«Земля—наше богатст во», «Хлеб-имя существитель ное», «Комсомол в годы Вели кой Отечественной войны». Совершенствуя методы и средства идейно-воспитатель ной работы, партийная органи зация, коллектив техникума направляют ее на формирова ние у учащихся коммунисти ческого мировоззрения, на то, чтобы она определяла их дела и п о с т у п к и , повседневное пове дение. и. зятиков, руководитель теоретическо го семинара в Лебедянском сельскохозяйственном техни кум*. Больше года прошло, как ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенство вании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально - техническо го образования». В нем отчет ливо выражена забота пар тии и государства о молодом поколении нашей страны, о подготовке рабочих кадров, дана перспектива дальнейшего развития всей системы проф техобразования на длительный^ период. Современному производст ву нужны рабочие высокой квалификации. Причем, поня тие «высокая квалификация» предполагает в равной степени высокий образовательный и идейно-нравственный уровень. Воспитать такого рабочего — задача не из легких.' Это вы полнимо только при условии постоянного роста эффективно сти нашего педагогического труда. Если обратиться к результа там прошлого года, то можно заметить, что сделано в этом отношении многое. Из десяти тысяч выпускников восемь ты сяч получили установленные разряды, более двух тысяч — повышенные. С отличием за кончили училища около 800 человек. Творчески, с выдум кой, ведут процесс воспита ния подростков лучшие педаго гические коллективы второго и двадцатого технических училищ, СПТУ № 2. Но в то же время прошлый учебный год показал, что по- прежнему самой «ходовой» оценкой знаний учащихся по большинству предметов оста ется «удовлетворительно». Посредственння оценка уча щегося — это и показатель уровня работы педагога. Ведь первейшая педагогическая за поведь гласит: воспитатель должен быть таким, каким он хочет видеть своего воспитан ника. Значит, весь секрет ус пеха и неудач педагога — в его личности, в его знаниях и в мастерстве, страстности, в коммунистической убежден ности. И эта истина много кратно подтверждается прак тикой наших лучших воспита телей молодой рабочей смены. В Октябрьском СПТУ-8, на пример, семь лет работает ма стером производственного обу чения Виктор Филиппович Чернышов. Он готовит шофе ров. Виктор Филиппович вни мательно знакомится с харак теристиками своих воспитанни ков, изучает их склонности, стремления, решительность, выдержку, твердые профессио нальные навыки. Как правило, в его группе всегда больше по ловины хорошистов и отлични ков, интересно проходят по литинформации, тематические классные часы, вечера, конкур сы на лучшего по профессии. У каждого ученика есть об щественное поручение. Сам В. Ф. Чернышов ведет дневник педагогических наблюдений, анализирует удачи и просче ты, что во многом способству ет росту его мастерства. Заслуживает внимания и работа мастера из десятого профтехучилища В. Г. Рыби ной. Ее группа постоянно зани мает призовые места в социа листическом соревновании. Вы сок и авторитет В. Г. Рыбиной, потому что в первую очередь она очень требовательна к себе, справедливо считая, что в работе педагога нет мело чей. Мастер не оставляет без внимания ни одного наруше ния в отработке приемов тру да, в соблюдении техники бе зопасности, так как многолет ний опыт подсказывает, что недисциплинированность, ес ли от нее вовремя не избавить ся, может породить безответ ственность, сказаться на нрав ственной позиции подростка. Преподаватель СПТУ № 7 А. М. Дьячкова 16 лет готовит трактористов-маши- нистов. Ее уроки отлича ются разнообразием при емов, обеспечивающих раз- витие познавательной деятель ности учащихся и прочные знания. Не меньше внимания она уделяет воспитанию уча- ' щихся и во внеурочное время. Большое влияние на форми рованне коммунистической убежденности будущих рабо чих оказывает процесс обуче ния общественным дисципли нам. Лучших преподавателей этих предметов, таких, как Н. И. Гребеник из шестого профтехучилища, Л. Ф. Хри- ‘ пункова из ГПТУ № 10, М. И. Голубева из СПТУ-1, отличают партийная страстность, глу бокие знания, широкий круго зор. Однако большую часть вре мени ученики проводят в тру довых коллективах, в колхозах и совхозах, в цехах заводов. Именно здесь формируется та важная черта характера, без которой немыслим высококва лифицированный рабочий — коммунистическое отношение к труду. И если говорить о ре зервах нравственного воспи тания, то, несомненно, этот —• один из важных. Трудовой коллектив, принимая подрост ка на практику, должен так ее организовать, чтобы тот про никся нравственной атмосфе рой производства. Именно так обстоит дело в кислородном, копровом, листо прокатных цехах Новолипец кого металлургического заво да. Чутко, бережно пестуют будущую рабочую смену — учащихся ГПТУ-10 и ТУ-27 —■ заместитель начальника элект росталеплавильного цеха В. Н. Смольянинов, начальник пер вого участка цеха сетей и под станций П. Г. Сергеев и дру- ! гие. ! Добрых друзей нашли в ло- / комотивном и вагонном депо 1 станции Елец воспитанники технического училища № 1. Но, к сожалению, далеко не всегда воспитанники училища встречают на базовых пред приятиях такую поддержку и понимание. И объяснить это можно только недальновидно стью руководителей, которая в конце-то концов оборачива ется большими потерями для народного хозяйства. Не всегда еще расторопны и коллективы некоторых училищ. И не случайно, говоря о том положительном опыте, кото рым располагает система проф техобразования области, я употреблял слово «резервы». Они не всегда лежат на по верхности, их необходимо изыскивать, добиваться широ кого распространения всего лучшего, ' передового. Только при этом условии мы сможем реализовать задачи, которые поставили перед нами партия и правительство. В. СУХАНОВ, начальник областного у правления профтехобразования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz