Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

П а р т и й н а я ж и з н ь : о т ч е т ы и в ы б о р ы ПРИНЦИПИАЛЬНО, ПО- ДЕЛ ОВОМ У К своей XXVI партийной конферен ции липецкие тракторо­ строители пришли с хорошими показателями. За 9 месяцев текущего года земледельцам отправлено 165 сверхплановых пропашных машин, на 280 тысяч рублей запасных частей к ним. В результате соревнования за достойную встречу первой годовщины новой Конституции СССР, коллектив предприятия выпустил в начала года дополнительно к заданию товарной продукции на 1280 тысяч рублей. Особой вехой в жизни предприятия стал июльский 11978 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором, в частности, было обращено внимание на необходимость реконструкции завода, перехода на производство высокопроизводительного 150-силького трактора ЛТЗ-145. О том- как решаются эти задачи, говори­ лось на заводской ртчетно-выборной конференции. В СВОЕМ докладе секре­ тарь партийного комите­ та ЛТЗ В. В. Ра­ евский отметил, что . в делом коллектив тракторостро­ ителей, и, в первую очередь, его авангард—коммунисты, за отчетный период проделали значительную работу по вы­ полнению планов, достижению ритмичности производства, по­ вышению производительности труда, сокращению потерь ра­ бочего времени. В соревновании за досроч­ ное выполнение заданий участ­ вовали все основные производ­ ства зазода. Наибольшего ус­ пеха достигли коллективы ав­ томатного, модельного, чугуно­ литейного цехов. 480 рабочих основных профессий досрочно выполнили план трех лет пяти­ летки. . Говоря об успехах, доклад­ чик в то же время отметил, что главная задача конферен­ ции — сосредоточить внимание на нерешенных задачах, крити­ чески подойти к оценке рабо­ ты в целом. Именно с этих позиций рас­ сматривались внесенные в по­ вестку дня конференции во­ просы. Коммунисты с тревогой гово­ рили о том, что партийный ко­ митет упускал из виду многие вопросы, от решения которых зависела производственная дея. тельность предприятия. Произ­ водительность труда по срав­ нению с соответствующим пе­ риодом прошлого года возрос­ ла на 4,5 процента, в то же время главный показа­ тель эффективности произ­ водства — фондоотдача — снизился. На низком уровне остается механизация труда. Этот факт нельзя объяснить никакими объективными причинами. Он — результат слабого исполь­ зования внутренних резервов производства. На заводе тру­ дится 3200 инженерно-техниче­ ских работников. Однако, эф­ фективность их труда невысо­ ка. Из-за нечеткой координации работы производственных под­ разделений нарушается рит­ мичность, главный конвейер работает со сбоями. Социали­ стическое соревнование, приз­ ванное вовлекать в свои ряды все категории работников, страдает формализмом и слабо побуждает па до­ стижение высоких конеч­ ных результатов. Распростра­ нение опыта новаторов, пере­ довиков производства, как правило, становится уделом малого числа специалистов, но- е и н к и редко выходят за грани­ цы участка, смены, цеха. Со­ ревнование среди инженерно- технических работников прак­ тически не ведется, некоторые мастера не знают сути дина­ мовского метода. Эти просчеты, в первую оче­ редь, — следствие недостаточ­ но настойчивой работы парт­ кома с первичными партийны­ ми организациями. Партком мало что делает для распрост­ ранения опыта лучших низовых партийных звеньев. А 1 опыт есть. О нем рассказал, в част­ ности, ток.трь-расточник трак­ торного цеха № 3, делегат XXV съезда КПСС И. Т. Болотов, партгрупорг участка. — Партийная группа нашего участка, — сказал он, — со­ средоточивает главное внима­ ние на эффективности сорев­ нования, позыщегшн чувства ответственности каждого за ус­ пех всего коллектива. Мы, ком­ мунисты, видам свою задачу в том, чтобы личным примером вести за собой остальных. Все коммунисты участка — удар­ ники коммунистического труда, они обязались выполнить план третьего года десятой пятилет­ ки к 7 ноября. Есть в нашей работе и недостатки, но глав­ ное, чего нам удалось добить­ ся, это — активность. Коллек­ тив четыре раза в этом году выходил победителем соревно­ вания, пять раз занимал вто­ рое место. Но действенность работы партгруппы могла бы быть выше, если бы мы ощу­ щали больше внимания со стороны парткома. Неоцени­ мую помощь мог бы оказать постоянно действующий семи­ нар партгрупоргов, где можно обменяться опытом, взять на вооружение все новое, чем располагают коммунисты дру­ гих партийных групп. Редкие, созываемые для «галочки» в “отчете, встречи должной поль­ зы не приносят. Много ценного, заслуживаю, щего распространения, накопи­ ла также партгруппа службы главного энергетика третьего тракторного цеха, где парт­ групоргом А. И. Былинки». Испытывая нехватку кадров ведущих профессий, служба построила свою работу на вне­ дрении прогрессивных приемов труда, и полностью справляет­ ся с возложенными на нее за­ дачами. И в том, что простои оборудования по вине энерге­ тиков стали явлением исклю­ чительным, большая заслуга коммунистов. Однако об опыте работы и этой партийной груп­ пы на здводе знают мало. Многие коммунисты, высту­ пившие на конференции, спра­ ведливо критиковали партий­ ный комитет за недостаточную последовательность, настойчи­ вость в решении многих вопро­ сов. Так, И3|-за бесконтрольно­ сти парткома по существу ничего не дали смотры резер­ вов производства. В свое время на заводе было разработано 74 мероприятия по внедрению комплексной системы управле­ ния качеством. Внедрено из них — к тому же с нарушени­ ем сроков — 54. Партком дважды рассматривал на сво­ их заседаниях ход внедрения Львовской системы, но дело до конца не довел. Все выступившие отмечали, что на решение этих, ключевых вопросов, в первую очередь должна быть ориентирована деятельность партийного коми­ тета. Это тем более необходи­ мо, что завод стоит на пороге коренных преобразований, свя­ занных с реконструкцией про­ изводства, подготовкой к вы­ пуску нового трактора ЛТЗ- 145. Собственно, работа эта уже началась. Расширяются или со­ здаются вновь многие произ­ водства. Однако ход выполне­ ния намеченных мероприятий пока не отвечает требованиям момента. Давно назрела, на­ пример, необходимость ввода нового термического цеха, т. к. его техническая оснащенность, условия труда стали тормозить производство. Однако строи­ тельство его трест «Промстрой» ведет медленно. В то же время коммунисты отмечали, что многое в этом направлении можно было бы сделать своими силами. Одна­ ко администрация, партийный комитет недостаточно контро­ лируют ход выполнения плана технического перевооружения завода. Об этом говорили в своих выступлениях слесарь- наладчик третьего тракторного цеха Н. Су Лавров, секретарь партийной орга­ низации прессового цеха О. Е. Ионкина. Много проблем поставило создание опытных образцов трактора ЛТЗ-145. Пока изго­ товлены 4 машины. Они успеш­ но прошли заводские и ведом., ственные испытания. В ходе их конструкторы «дотягивали» узлы и механизмы. Впереди — государственные испытания. Чтобы они также закончились успешно, необходимо решить ряд технических и организаци­ онных задач: повысить качест­ во изготовляемых деталей, ук­ репить экспериментальный цех квалифицированными кадрами, улучшить состояние стендового оборудования, создать опытно­ полевую базу вблизи завода. К сожалению, вопросы эти решаются также недостаточно оперативно, и ответственность за это лежит, прежде всего, на администрации и партийном комитете ЛТЗ. Работа конференции, кото­ рая проходила в деловой обстановке, показала, что пар­ тийному комитету ЛТЗ, помимо решения оперативных задач, необходимо уже сейчас со всей остротой и принципиальностью ставить вопросы стратегическо­ го порядка, ориентировать кол­ лектив на перспективу .Конфе­ ренция подсказала и пути реа­ лизации этих задач. Это — партийная принципиальность, умение сосредоточить усилия на главном, требовательность и последовательность в достиже­ нии поставленной цели. * * * В работе конференции при­ нял участие и выступил с речью второй секретарь Ли­ пецкого обкома КПСС И. В. Колпаков. На первом организационном заседании партийного комите­ та секретарем парткома избран В. В. Раевский заместителями секретаря — Н. Р. Голяков и Д. А. Богдановская. В. БУРКОВ. Е ЛЕЦ-ЛОЗОВЦАМ не надо было искать при­ чин для оправдания неудач освоения проектной мощности, построенной в хо­ зяйстве около четырех лет на­ зад крупной фабрики молока. Проектанты явно просчита­ лись с привязкой комплекса, разместив его вдалеке от паст­ бищ, кормовых угодий, там, где не оказалось в достатке воды. Вдобавок строители при прокладке системы навозоуда- ления, монтаже оборудования, настиле полов допустили нема­ ло огрехов. Словом, помех, при­ чем, объективных, было мно­ го, и руководители, специали­ сты хозяйства «прятались» за ними, как за каменной стеной. А главная беда, между тем, крылась не в этом. Стоило елец-лозовцам взяться по-хозяйски за освое­ ние промышленной технологии в животноводстве, как наме­ тился перелом к лучшему. Зна­ чительно возросли надои. Если за весь прошлый год в среднем от коровы получено полторы тысячи килограммов продук­ ции, то в нынешнем только за девять месяцев — уже по 1820. Коллектив фабрики молока обязался довести надой до 2300 килограммов. И созданы необходимые предпосылки, что­ бы взять такой рубеж. Помещения., предприятия, рассчитанные на 1200 коров, на треть пустовали. Теперь же поголовье коров доведено до проектного количества. Все это дало возможность производство продукции увели­ чить вдвое, что в свою очередь сказалось и на заготовках. Де­ вятимесячное задание продажи молока государству выполнено досрочно. Заметно повысилась производительность труда, сни­ зились затраты. Как видно, сделан хотя и первый, но многообещающий шаг вперед. Это результат то­ го, что окрепла, прежде всего, кормовая база, улучшились ра­ ционы. В последние несколько лет постоянно ухудшалась обеспе- П р о в е р я е м в ы п о л н е н ы о б я з а т е л ь с т в ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ чеиность ферм фуражом. Те­ перь положение резко изменилось. На пред­ стоящую зимовку в сред­ нем на условную голову скота заготовлено свыше двадцати центнеров кормовых единиц, или в полтора раза боль­ ше, чем на предыдущую. При этом, как и в прошлые го­ ды, кормовой клин сократился.. Зато удалось компенсировать уменьшение площадей за счет повышения урожайности. Дело в том, что в совхозе впервые в этом году сеяли высокопита­ тельные, способные на весо­ мую отдачу смеси при доброт­ ной подготовке почвы. Помимо минеральных удобрений, на части площадей внесли пере­ гной, сев провели в лучшие сроки, обеспечили, необходи­ мый уход за посевами. И мае. са выдалась обильной. Подсолнечник с горохом, к примеру, дал по 400 центнеров с гектара. Порадовали загу­ щенная кукуруза с подсол­ нечником и в чистом виде. Тра­ вы, как однолетние — вико- овсяная, горохово-ячменная смеси, — так И многолетние, тоже дали хороший урожай, в особенности на орошаемых уча­ стках. В первый укос на поли­ ве с гектара получили 320 центнеров «зеленки». Массы хватило, чтобы на каждую ко­ рову заложить более десяти тонн силоса и сенажа, загото­ вить сотни тонн сена. Все кор­ ма, не в пример прошлым го­ дам, высокого качества. Важные поправки внесены в организацию кормления жи­ вотных. Тщательно продумана схема зеленого конвейера, ре­ шающим звеном которого ста­ ло долголетнее культурное пастбище площадью в 330 гек­ таров. Рядом е комплексом разместили посевы кукурузы, однолетних трав, корнеплодов. Так что стадо по сей день в достатке получает подкормку. Зимой рационы балансируются благодаря термохимической об­ работке соломы и концентратов с применением белковых и ви­ таминных Добавок. Беспере­ бойную доставку кормов обе­ спечивает созданный на фабри­ ке молоха механизированный отряд. Хозяйство теперь имеет не­ обходимые тракторы, сеноубо­ рочную технику, транспорт. В отличие от прошлых лет, когда коровы круглый год то­ мились в помещениях, в минув­ ший пастбищный период стадо содержалось в оборудованных летних лагерях, один из кото­ рых создан рядом с фабрикой молока, другой — на долго­ летнем культурном пастбище. Улучшению содержания стада способствовало также устране­ ние недоделок строителей, а отчасти и ошибок' проектантов, внедрение научной организации труда. Так, найден боЛее опти­ мальный вариант для конкрет­ ных условий. распределения обязанностей, в первую оче­ редь между доярками и скот­ никами, другими . категориями работников, что позволяет с наименьшим числом людей го­ раздо лучше осуществлять уход за животными. Четче стал рас­ порядок дня, строже контроль, выше дисциплина. / С ейчас дойный гурт переве­ ден на стойловое содержание. Скот размещен в заблаговре­ менно отремонтированных по­ мещениях с надежно отлажен­ ным оборудованием. Это, наря­ ду с достатком кормов, созда­ ет надежную основу для до­ стижения хороших результа­ тов и зимой. И все же сделан, повторяем, только первый шаг. У предприятия — огромные по­ тенциальные возможности и резервы, которые необходимо использовать как можно пол­ нее. Взять ту же кормовую базу. Сдан в эксплуатацию второй орошаемый участок в 350 гек­ таров, который надо быстрее осваивать. Чтобы брать пол­ ной мерой с полива, необходи­ мо увеличить дозу удобрений, улучшить набор размещенных здесь многолетних трав, в строгом соответствии с требо­ ваниями агротехники увлаж­ нять почву. Пока мало что де­ лается в этом направлении. Следует приложить еще нема­ ло усилий для дальнейшего роста отдачи кормовых угодий на богаре. Не все делается по внедре­ нию передовой технологии за­ готовки кормов. На комплек­ се, скажем, есть АВМ. Но аг­ регат практически бездействует. На предстоящую зимовку за­ готовлено всего несколько тонн травяной муки. В совхозе семьсот гектаров поймы, часть которой поросла кустарником, заболочена. Не­ сколько лет назад был разра­ ботан проект и начато коренное и поверхностное улучшение за­ ливных лугйв, в результате че­ го 40 гектаров поймы окуль­ турено, но дальше дело не дви­ нулось. Средства на эти цели выделялись ежегодно, однако по вине Усманской мелиоратив­ ной станции не осваивались, и сейчас надо заново составлять документацию. Неправомерны и контрасты в показателях труда доярок. М. Т. Ушакова, Т. Ф. Неплюе- ва, М. А. Плотникова за три квартала текущего года полу­ чили от каждой коровы больше двух тысяч кило­ граммов молока. В боль­ шей мере это объясняется тем, что животные в группах по своим потенциальным возмож­ ностям далеко не одинаковы. Чтобы их в максимальной сте­ пени выравнять, следует улуч­ шить работу со стадом в це­ лом. Правда, и в этом начало по­ ложено. Улучшению работы с дойным гуртом способствует осуществляемая внутрихозяй­ ственная специализация. В Во- робьевском отделении выращи> вается племенной молодняк, Круглянском — перзотелкн, где оци и раздаиваются. Уси­ лилась борьба с прохолостами, сокращен «шлейф». Тем не ме­ нее, изъянов все еще много. Промышленная технология требует ежегодно заменять, по крайней мере, четверть стада. А в хозяйстве нетелей выращи­ вается не более двадцати про­ центов к общему поголовью. Нуждаются в укреплении кадры специалистов, руково­ дителей среднего звена. Вряд ли нормально то, что в таком хозяйстве, как совхоз «Елец- Лозовский», где, помимо фаб­ рики молока, еще несколько обычных ферм, на которых в общей сложности содержится около 3500 голов скота, только два зоотехника — главный и селекционер. Вели­ ка текучесть кадров. Что ни год, на комплексе новый на­ чальник, часто меняются брига­ диры. Это не может нс сказы­ ваться на делах в животно­ водстве. Чтобы сделать следующий шаг к запроектированным’ ру­ бежам, елец-лозовцам следует быстрее устранить все эти не­ дочеты. И. ЛЕСНИК ОВ, соб.- корр. «Ленинского знам е ни». Хлевенский район. ПУСТЬ РУКИ МОЛОДЫЕ РУКАМ И ЗОЛОТЫМИ НАЗОВУТ.. Л. И. См ородина бол ее сем надцати л ет т ру­ дится в тракторном ц ехе № 1 Л и пецкого орде­ на Ле нина тракторного завода. О пытная ше- винговщица обслуживает несколько станков, ежедневно перевыполняя производственное за­ дание. Свой богатый опыт она охотно передает молодым, помогает им овладеть передовыми приемами труда, выполнять задания с высоким качеством. Л. И. См ородина явля етс я достой­ ным примером для подражания. Люб овь Иг­ нать ев на награжд е на за добросов ест ный труд знаками Поб е дит ель с оциалистич еск ого сор ев нования 1Й73, 1976, 1977 годов, Поч ет­ ной грамотой Минист е рства тракторного и с ельск охозяйств е нного машиностро е ния. Е е ф о­ тография — на ц ех овой доск е П оч ет а. На снимк е: у дарник коммунистич еск ого тру­ да Л. И. См ородина. Фото В. Финогина. Навстречу областной конференции по нравственному воспитанию М Е Т О Д АКТИВНЫЙ, Д Е Й С Т В Е Н Н Ы Й Вопросы нравственного воспитания, которому принадлежит решающая роль в формировании активной жизненной пози­ ции личности, занимают все более видное место в пропаган­ дистской деятельности партийных организаций. Они, напри­ мер, изучаются в проблемных теоретических семинарах. Оп­ ределенный опыт, в частности, накопил семинар Лебедянско­ го сельскохозяйственного техникума. о А ПРЕПОДАВАТЕЛЯ нашего техникума х изучают актуальные вопросы нравственного воспи­ тания. Поскольку проблема эта затрагивает все стороны жиз­ ни учебного заведения и все слушатели семинара имеют высшие педагогическое или специальное образование, заня­ тия у нас, скажу без натяжки, проходят интересно, содержа­ тельно, с большой пользой для повседневной работы препода­ вателей. В основу мы положили сис­ тему — лекния — семинар,— методику которой хорошо зна­ ют все слушатели, так как многие из лих пользуются ею на уроках. На первой обзорной лекции объявляется план работы семи­ нара и каждому слушателю предлагается выбрать для себя тему реферата, над которой он будет работать в течение учеб­ ного года. Программа семина­ ра и списки рекомендованной литературы предварительно вывешиваются в учительской, и слушатели выбирают темы рефератов сообразно своим ин­ тересам и склонностям. В прошлом учебном • году, например, слушатель В. А. Алешин работал над те­ мой «Проблема нравст­ венного выбора и ответ­ ственность», Л. Г. Юрикова — «Особенности проявления мо­ ральной ответственности в ус­ ловиях развитого социализма», Э. И. Корликова «Коммуни­ стическая партия Советского Союза — борец за счастье на­ рода», Л. А. Лазарева «Роль производственного коллектива в трудовом воспитании личнос­ ти». Подготовка реферата, ес­ тественно, не освобождает слу­ шателя от его активного учас­ тия в очередных занятиях се­ минара. Особая забота и пропаган­ диста, и слушателей — собрать фактический материал из жиз­ ни техникума, характеризую­ щий работу коллектива по нравственному воспитанию уча­ щихся и умело его использо­ вать. Так, при обсуждении темы «Труд как важнейший фактор нравственного форми­ рования лиягости в услозиях раззитого социализма», II. С. Закусилова привлекла внима­ ние участников семинара к ре^ зультатам участия учащихся техникума в производительном труде. Она собрала богатый материал об их работе на убор­ ке сахарной свеклы в колхозе «Дружб’а» и плодов — в сов­ хозе имени 15-летия Октября. Оперируя 'цифрами, фактами, живыми примерами, Закусило­ ва осветила достойные дела и поступки учащихся, помогав­ ших совхозам в трудную пору сельскохозяйственных работ. Учебные группы и звенья, со­ ревнуясь между собой, пока- - залп пример сознательной дис­ циплины, бескорыстной товари­ щеской взаимовыручки, заботы об общем благе. Вместе с тем она высказала практические предложения, цель которых— еще лучше организовать трудо­ вое соперничество учащихся в новом хозяйственном году, и, следовательно, помочь им выше подняться по активной жизненной лесенке. Весьма полезный был рас­ сказ командира строительного отряда техникума «Альта­ ир-77», участника семинара К). Е. Трегубова на занятии по теме: «Возрастание роли ком­ мунистической морали» о том, с каким энтузиазмом, чувством высокого долга трудились бойцы отряда на строительных площадках. Большой интерес слушателей вызывают так называемые проблемные ситуации. Они обычно ставятся перед ними на обзорных лекциях, а затем об­ суждаются на практических занятиях. При узучении темы «Коммунистическая мораль — высшая ступень нравственного прогресса человечества» слуша­ тели активно обсуждали такие проблемные ситуации. В кино­ фильме «Здесь наш дом» и в спектакле по пЬесе И. Дворец­ кого «Челозек со стороны» главный герой хозяйственный руководитель предприятия Чешкоа увольняет работников (заслуженных с точки зрения становления производства), так как они не отвечают его понятиям специалиста се­ годняшнего дня. Участники се­ минара не только высказали свое отношение к действиям Чешкова, но и каждый из них обосновал свое мнение в свете темы семинара. Другая проб­ лемная ситуация: во время уборки урожая учащиеся уви­ дели, что собранные ими ово­ щи испортились из-за плохой организации работы по их реа­ лизации. Резко ухудшилось отношение учащихся к работе Какие действия вы предприми Те как руководитель группы чтобы поднять производитель ность труда учащихся? Разго вор состоялся довольно-таки острый, но весьма полезный. Вспоминается обсуждение доклада «XXV съезд КПСС о комплексном подходе к воспи­ танию личности советского че­ ловека» на итоговой конферен­ ции. Общий интерес слушате­ лей вызвали вопросы, связан­ ные с эффективностью препода­ вания общественных дисцип­ лин, а именно: «Возможно ли достаточно объективно оценить степень эффекти в н о с т и идейно-политического, тру­ дового и нравственного вос­ питания учащихся?», «Что. мы оцениваем на уроках общественных дисциплин: зна­ ние предмета или идейно-поли­ тическую подготовленность учащихся?» Слушатели Р. М. Третьякова, С. А. Хорина и другие в своих выступлениях говорили о гом, что степень воспитанности выпускников техникума определяет их отно­ шение к работе, общественной деятельности, взаимоотношения с коллективом, в котором нм придется работать и жить. Правильность такого вывода была убедительно подтвержде­ на выдержками из писем, кото­ рые присылают в техникум его выпускники. Четырехлетний опыт изучения темы «Актуальные проб­ лемы нравственного воспитания советского человека» убедил нас в том, что успешная рабо­ та семинара зозможна только при условии тесной взаимосвя­ зи обсуждаемых проблем с повседневной жизнью учебного заведения. В этой связи сош­ люсь на такие примеры. После обсуждения темы «О смысле жизни и счастья» слушатель Н. И. Аброськин ус­ пешно провел в груп­ пе 2 «Ж» полезный дис­ пут: «Что такое сча­ стье?» При изучении темы «Кризис современной буржуаз­ ной морали» в группах перво­ го и второго курсов были про­ ведены классные часы «Т е о й сверстник за рубежом». Уча­ щиеся узнали много новых фактов о все усиливающемся социальном неравенстве в стра­ нах капитала, подавляющем творческие возможности людей, особенно молодежи. Глубже уяснили себе, почему сегодня миллионы юношей и девушек на Западе задают себе страш­ ный вопрос: «Если мы никому не нужны ,то зачем живем?» Больше узнали о той питатель­ ной среде, которая порождает среди молодежи стран капита­ ла преступность, наркоманию и т. п. О высоких моральных каче­ ствах советской молодежи взволнованно говорили учащи­ еся па тематическом вечере «Они ушли, не долюбАв, не докурив последней папиросы», подготовленном группой, где классный руководитель — слу­ шательница семинара Л. А .Ла­ зарева. Систематически про­ должают обсуждение учебных тем в группах классные руково­ дители В. В. Шитова и М. Д. Протасова. Так, за последний год на классных часах и тема­ тических классных и комсомоль­ ских собраниях были проведе­ ны беседы и диспуты на темы: «Кого можно назвать патрио­ там?», ’«Земля—наше богатст­ во», «Хлеб-имя существитель­ ное», «Комсомол в годы Вели­ кой Отечественной войны». Совершенствуя методы и средства идейно-воспитатель­ ной работы, партийная органи­ зация, коллектив техникума направляют ее на формирова­ ние у учащихся коммунисти­ ческого мировоззрения, на то, чтобы она определяла их дела и п о с т у п к и , повседневное пове­ дение. и. зятиков, руководитель теоретическо­ го семинара в Лебедянском сельскохозяйственном техни­ кум*. Больше года прошло, как ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенство­ вании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально - техническо­ го образования». В нем отчет­ ливо выражена забота пар­ тии и государства о молодом поколении нашей страны, о подготовке рабочих кадров, дана перспектива дальнейшего развития всей системы проф­ техобразования на длительный^ период. Современному производст­ ву нужны рабочие высокой квалификации. Причем, поня­ тие «высокая квалификация» предполагает в равной степени высокий образовательный и идейно-нравственный уровень. Воспитать такого рабочего — задача не из легких.' Это вы­ полнимо только при условии постоянного роста эффективно­ сти нашего педагогического труда. Если обратиться к результа­ там прошлого года, то можно заметить, что сделано в этом отношении многое. Из десяти тысяч выпускников восемь ты­ сяч получили установленные разряды, более двух тысяч — повышенные. С отличием за­ кончили училища около 800 человек. Творчески, с выдум­ кой, ведут процесс воспита­ ния подростков лучшие педаго­ гические коллективы второго и двадцатого технических училищ, СПТУ № 2. Но в то же время прошлый учебный год показал, что по- прежнему самой «ходовой» оценкой знаний учащихся по большинству предметов оста­ ется «удовлетворительно». Посредственння оценка уча­ щегося — это и показатель уровня работы педагога. Ведь первейшая педагогическая за­ поведь гласит: воспитатель должен быть таким, каким он хочет видеть своего воспитан­ ника. Значит, весь секрет ус­ пеха и неудач педагога — в его личности, в его знаниях и в мастерстве, страстности, в коммунистической убежден­ ности. И эта истина много­ кратно подтверждается прак­ тикой наших лучших воспита­ телей молодой рабочей смены. В Октябрьском СПТУ-8, на­ пример, семь лет работает ма­ стером производственного обу­ чения Виктор Филиппович Чернышов. Он готовит шофе­ ров. Виктор Филиппович вни­ мательно знакомится с харак­ теристиками своих воспитанни­ ков, изучает их склонности, стремления, решительность, выдержку, твердые профессио­ нальные навыки. Как правило, в его группе всегда больше по­ ловины хорошистов и отлични­ ков, интересно проходят по­ литинформации, тематические классные часы, вечера, конкур­ сы на лучшего по профессии. У каждого ученика есть об­ щественное поручение. Сам В. Ф. Чернышов ведет дневник педагогических наблюдений, анализирует удачи и просче­ ты, что во многом способству­ ет росту его мастерства. Заслуживает внимания и работа мастера из десятого профтехучилища В. Г. Рыби­ ной. Ее группа постоянно зани­ мает призовые места в социа­ листическом соревновании. Вы­ сок и авторитет В. Г. Рыбиной, потому что в первую очередь она очень требовательна к себе, справедливо считая, что в работе педагога нет мело­ чей. Мастер не оставляет без внимания ни одного наруше­ ния в отработке приемов тру­ да, в соблюдении техники бе­ зопасности, так как многолет­ ний опыт подсказывает, что недисциплинированность, ес­ ли от нее вовремя не избавить­ ся, может породить безответ­ ственность, сказаться на нрав­ ственной позиции подростка. Преподаватель СПТУ № 7 А. М. Дьячкова 16 лет готовит трактористов-маши- нистов. Ее уроки отлича­ ются разнообразием при­ емов, обеспечивающих раз- витие познавательной деятель­ ности учащихся и прочные знания. Не меньше внимания она уделяет воспитанию уча- ' щихся и во внеурочное время. Большое влияние на форми­ рованне коммунистической убежденности будущих рабо­ чих оказывает процесс обуче­ ния общественным дисципли­ нам. Лучших преподавателей этих предметов, таких, как Н. И. Гребеник из шестого профтехучилища, Л. Ф. Хри- ‘ пункова из ГПТУ № 10, М. И. Голубева из СПТУ-1, отличают партийная страстность, глу­ бокие знания, широкий круго­ зор. Однако большую часть вре­ мени ученики проводят в тру­ довых коллективах, в колхозах и совхозах, в цехах заводов. Именно здесь формируется та важная черта характера, без которой немыслим высококва­ лифицированный рабочий — коммунистическое отношение к труду. И если говорить о ре­ зервах нравственного воспи­ тания, то, несомненно, этот —• один из важных. Трудовой коллектив, принимая подрост­ ка на практику, должен так ее организовать, чтобы тот про­ никся нравственной атмосфе­ рой производства. Именно так обстоит дело в кислородном, копровом, листо­ прокатных цехах Новолипец­ кого металлургического заво­ да. Чутко, бережно пестуют будущую рабочую смену — учащихся ГПТУ-10 и ТУ-27 —■ заместитель начальника элект­ росталеплавильного цеха В. Н. Смольянинов, начальник пер­ вого участка цеха сетей и под­ станций П. Г. Сергеев и дру- ! гие. ! Добрых друзей нашли в ло- / комотивном и вагонном депо 1 станции Елец воспитанники технического училища № 1. Но, к сожалению, далеко не всегда воспитанники училища встречают на базовых пред­ приятиях такую поддержку и понимание. И объяснить это можно только недальновидно­ стью руководителей, которая в конце-то концов оборачива­ ется большими потерями для народного хозяйства. Не всегда еще расторопны и коллективы некоторых училищ. И не случайно, говоря о том положительном опыте, кото­ рым располагает система проф­ техобразования области, я употреблял слово «резервы». Они не всегда лежат на по­ верхности, их необходимо изыскивать, добиваться широ­ кого распространения всего лучшего, ' передового. Только при этом условии мы сможем реализовать задачи, которые поставили перед нами партия и правительство. В. СУХАНОВ, начальник областного у правления профтехобразования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz