Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

15 октября 1973 г., № 239 (15 236) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 И з б л о к н о т а ж у р н а л и с т а Машина мягко катила по сельской улице. Был тот ти­ хий, щедрый на звезды вечер, когда бабье лето одаривает по­ следним ласковым теплом. Над крышами высоко поднимались "ч'елесые дымки, ярко светились ->кна, выхватывая из темноты уже меченные охрой палисад­ ники. В одном из них чубатый парень в гимнастерке со сле­ дами только что снятых по­ гон, склоняв голову на баян, изливал, должно быть, свои самые заветные и сокровенные чувства. Село дышало покоем, какой- то неизъяснимой добротой. На­ верное, потому и врезался так глубоко в мою память призе­ мистый пятистенок, угрюмо смотревший на улицу холодны­ ми глазницами заколоченных окон. Среди всеобщего покоя он почему-то вызывал затаен­ ную тревогу, казался совсем не к месту на этой улице. Тог­ да и узнал я незамысловатую, но грустную историю жильца заколоченного дома — Тимо­ фея Максимова. Не поладил он с людьми... А произошло вот что. Жатва хлебов в тот год была особен­ но трудной. Когда колос на­ лился, зазвенел под августов­ ским ветром, зарядили по* осеннему затяжные и нудные дожди... Мне не раз доводи­ лось видеть старых, убеленных сединами механизаторов, про­ шедших фронтовые дороги, не­ мало повидавших всякого, но на глазах которых выступали слезы, когда комбайны, упер­ шись в мокрую тугую стену спелой пшеницы, останавлива­ лись... В такие дни хлеборобы считают минуты, ловят каж­ дое «окошко» в капризном не­ настье. Вот и тогда. Дожди вдруг угасли и на несколько дней распогодилось. В самую пору молотить, а тут на даль­ нем заречном поле вышел из строя комбайн. От мастерской, если ехать через мост, крюк до него был немалый —■ больше пятнадцати километров. Вер­ ховой с тяжелой сумкой за плечами прискакал на берег Дона. Максимов, сидя в лод­ ке, ловил рыбу. ■— Тимофей! — крикнул го­ нец, — переправь хлопцам запчасти. Комбайн стоит. Максимов нехотя повернулся, —- А мне какое дело? Выход­ ной у меня. Конечно, нашлась другая лодка, запчасти переправили. Но с того дня сельчане стали откровенно коситься на Тимо­ фея. Не то чтобы обходили стороной, но табачок, как го­ ворится, стал врозь. Не могли простить ему такое. Максимову бы повиниться перед людьми, постараться за­ гладить свой поступок. Но он ин е понял, а скорее всего из-за ложной гордости не захотел понять своей вины. Да и работал Максимов так — лишь бы день прошел, и его отчислили пз бригады. Заколо­ тил он хату и подался в город, к брату. Только и там не нашел ни легкой жизни, ни счастья. Раскусили его и на городской стройке, поняли: лишь о себе печется, потому что жил на отшибе от общих интересов, ничто его не волновало. Однажды заболел на сосед­ нем объекте плотник. Просили Тимофея подменить. Знали, владеет этим ремеслом. Но он не пошел. Не обязан, сказал. Кто же такого в напарники возьмет, станет с ннм дружбу водить? Колхозный шофер, че­ ловек уже пожилой, поведав­ ший мне эту историю, резюми­ ровал ее таким образом: •— Так-то, браток. От себя не схоронишься, а от людей и подавно. Все они примечают, а * приходит день — воздают должное. Тут счет особый™ Все это вспомнилось недав­ но, когда побывал я в елецком селе Воронец. Красивые здесь места. Поля широкие, неогляд­ ные, перелески рэзнаряжены ожерельями красных рябино­ вых бус, в балках белеют мо­ лодые березки. Наверное, очень любят свой край здеш­ ние земледельцы. Многие из них прочно связали свою жизнь с этой землей, живут, что одна семья: и для общего дела, и друг для друга — душа всегда нараспашку. Не зря говорят: человек в деревне, как колос на ладони. На одной из воронецких улиц стоит небольшой свеже- выбеленный дом. Осеннее солн­ це весело играет в его чистых окнах. Живет здесь шофер ме­ стного совхоза Николай Воро- тынцев. Приглянулась ему Ни­ на Камышева. Поженились. Не так давно появился ребенок. Семья как семья. Любит Нико­ лай заглянуть в выходной к теще на блины, но особенно нравится ему, когда собирает­ ся за одним столом вся камы- шевская династия. Неторопливо усаживаются Александр Степанович, старый тракторист, его супруга Зина­ ида Петровна—бригадир жи­ вотноводческой фермы, сын Евгений, тоже совхозный шо­ фер, второй сын, пока служит в армии и Нина, конторский работник, ну и, конечно, зять. Такие встречи, правда, ред­ ки: дел невпроворот. Камы- шев-старший, отдавший зем­ леделию вот уже тридцать лет, нечасто приходит домой за­ светло: поле тянет его как маг­ нитом, а 'сейчас и вовсе—убор­ ка сахарной свеклы. Не дозо­ вешься с фермы Зинаиду Пет­ ровну. Да и шоферам нынче прохлаждаться не резон. Вот только Нина немного посво­ боднее. В селе уже стали забывать, что произошло в ее доме три недели назад. Молодая мать пеленала ребенка, когда вдруг взорвался керогаз. Шальное пламя принялось жадно лизать стены, потолок, мебель. Нина, крепко прижав ребенка к груди, выскочила на улицу, а кругом ни души — все в поле. И хотя вскоре подоспели по­ жарные, прибежали люди из совхозной мастерской, дом отстоять нё удалось. Утром Камышев пришел к директору совхоза Георгию Викторовичу Коношенко. Тут же сидел вожак совхозных коммунистов Евгений Федоро­ вич Новиков. Взглянув на по­ серевшее лицо тракториста, он сказал: — Не убивайся, Степаныч. Горе сообща бороть будем. Оно не только вашей семьи, считай, всего совхоза. Камышев в те минуты не знал, что на совхозном хозяй­ ственном дворе уже кипела работа. Прораб Александр Жу­ равлев подбирал материалы, Николай Иваничев и Нико­ лай Гриднев обрабатывали ду­ бы для стропил, Георгий Жи- галкин пилил доски. Делалось это так, как при выполнении самого срочного заказа. А когда выяснилось, что к концу рабочего дня сделано будет не все, остались работать на ночь. На рассвете следующего дня Камышев увез на пепели­ ще все, что требовалось для нового дома. Ставить его по­ могали соседи. Прошла всего неделя. Ни дня больше. И вот Нина как хозяйка распахнула свежевы­ крашенные двери. Л Камышев- старший, поклонившись сель­ чанам, хотел что-то сказать, но голос его вдруг осекся. В ответ кто-то пробасил: — Да уж что там, Степа­ ныч. Ты лее знаешь: добро’га' добро рождает. Да, Камышев это хорошо знает. Меняется не только об­ лик села, но и отношения лю­ дей. Задумал человек, напри­ мер, дом строить. Ему на по­ мощь — всем миром. Так по­ велось теперь повсюду. Да и сам Степаныч, его дети тоже не оставались в стороне. И все же я спросил и у сек­ ретаря парткома, и у рабочих, почему к Камышевым отнес­ лись не просто с добром (по­ мочь полагалось и по закону), а с особой чуткостью и ду­ шевностью. Собеседники в от­ вет улыбались: •— Так ведь оно как, у нас? Раз люди к общему делу всей душой, так и к ним так же. И опять вспомнились слова: «Тут счет особый». Верно. Это счет сердца, совести, долга. А. ЗАМЯТИН, совхоз «Воронецкий» Елецкого района. ЦЕЛЕБ НЫЙ НАПИТОК ПРЖЕВАЛЬСК (Киргиз- ская ССР). Производство це­ лебного облепихового сока из плодов нового урожая начал Иссык-Кульский плодовинсов- хозкомбинат. Ведется перера­ ботка и других даррв приро­ ды: барбариса, черной сморо­ дины, шиповника. За сезон бу­ дет выпущено около десяти миллионов банок различных соков, джемов, компотов. Эта продукция предназначается для жителей Крайнего Севера, Сибири к Дальнего Востока. (ТАСС). Х О Б Б И Ю М О Р Одни коллекционируют мар­ ки, другие — значки, третьи— деньги, четвертые — мясоруб­ ки, самовары, утюги и так да­ лее. Кому что ближе. Я кол­ лекционирую пуговицы. Быв­ шие в употреблении. Чужие. Их у меня — тысячи. С че­ тырьмя, тремя, двумя и одной дыркой. Есть и без дырок. Пластмассовые, металлические, кожаные, стеклянные, большие и маленькие, черно-белые и цветные. Они отслужили свой веге и обрели покой в моей кол­ лекции. Когда-то они что-то застеги­ вали, поддерживали, держали. ну, Теперь уже не держат, что ж, такова жизнь. Каждый вечер я перебираю свою коллекцию, вспоминаю историю каждой пуговицы. А утром снова на работу, снова в трамвайный парк, где я рабо­ таю вагоновожатым. А. К ЛИМ ОВ. Д ЛЯ Г ОСТЕЙ О ЛИМПИАДЫ Почетный заказ организа­ ционного комитета «Олимпиа- ды-80» выполнил коллектив производственно - художест­ венного объединения «Елец­ кие кружева». В Москву от­ правлено семь видов кружев­ ных панно и салфеток, из ко­ торых отобраны сувениры для участников и гостей Олимпийских игр. Изделия сплетены в традиционном елецком стиле, отличаются изяществом рисунка, ма­ стерством исполнения. Их авторы — художницы П. Г. Петрова, А. Г. Оболенская, К. Г. Пальчикова, А. А. Туш- кина. Сплели эти диковинные узоры кружевницы В. Г. Де­ мина, М. Н. Шупенкова, М. Я. Мигугова, Л. М. Романова. Коллектив объединения ак­ тивно участвует во Всесоюз­ ном смотре-конкурсе на лучший сувенир для москов­ ской Олимпиады. Ранее для серийного производства орг­ комитетом было рекомендо­ вано к серийному выпуску кружевное панно художницы М. Д. Саввиной. П ОДАРОК КОМАНДИРА В грозном !941-м году Гри­ горий Андреевич Алексеенко командовал ротой первой ударной армии, принимавшей участие в разгроме немецко- фашистских захватчиков под Москвой. Сейчас он работает в Липецком проектно-конст­ рукторском бюро по оборудо­ ванию Министерства трактор­ ного и сельскохозяйственного машиностроения. Прошли годы, но никогда не изгладятся из памяти война-ветерана те ге­ роические дни, когда советские люди, не жалея своей жизни, отстаивали столицу нашей Ро­ дины от ненавистного врага. О них напоминает н другое. Недавно в Военном издатель­ стве Министерства обороны СССР вышла книга генерал- лейтенанта Ф. Я. Лисицына «В те грозные . оды». В годы Ве­ ликой Отечественной войны Федор Яковлевич Лисицын был начальником политотдела 1-й, а позднее 3-й ударной армии. В своей книге он рассказывает об опыте ведения партийно-по­ литической работы в частях и соединениях этих армий, о му­ жестве бойцов, командиров и политработников. Один из экземпляров этой книги бывший командир и прислал липчанину с автогра­ фом и следующей надписью: «Дорогому однополчанину по 1-ой ударной армии, активно­ му участнику разгрома гитле­ ровцев под Москвой Григорию Андреевичу Алексеенко — с большим уважением». С. СЕ ЛЕЗНЕВ. ГО Л УБ О Й Ц В Е Т В мастерской художника ц тш тш ш Снова мы в мастерской. На этот раз — у живописца Евге­ ния Павловича Сальникова. Он коренной липчанин. Более двадцати лет назад закончил институт имени Сурикова, где учился у известных советских живописцев А. Дейнеки и Д. Жилинского. Липчане знают Е. Сальникова по росписи фойе и зала горисполкома, зала ре­ сторана «Липецк». Хлевенцам и йзмалковцам хорошо извест­ ны его работы над интерьером в районных домах культуры. Первое, на что обращаешь внимание, — холсты. Ими ус­ тановлена мастерская, и все лицом к стене. От этого ка­ жется: комната, как комната, несмотря на многочисленные баночки и флаконы с краской, несмотря па стоящий в углу мольберт с кистями, с загадоч­ ным разноцветьем палитры. Ощущение обычности уйдет, едва художник поставит на мольберт полотно, другое, третье. Стен)1 мастерской слов­ но раздвинутся, она удиви­ тельно преобразится: напол­ нится всеми красками разно­ ликой жизни, лицами людей. Сначала — натюрморты. Не­ большие по размеру, емкие по содержанию. Самые ранние из них очень хорошо передают настроение художника, беспо­ койно и настойчиво ищущего смысл, разгадку жизни в вещах обычных, на первый взгляд, маловыразительных. И пос­ ледние — глубокие по мысли, свидетельства выношенных раздумий, размышлений. Две каргичы — «Продавец птиц» и «Продавец рыбок». На первой — она была написана раньше — среди общего под­ черкнуто-мрачного колорита, в центре, совсем небольшая, кро­ хотная желтая птичка в изящ­ ной клетке. Впрочем, в этой картине все подчеркнуто изящно: н фигура продавца, и покупателя, и тонкие пальцы, красиво держащие клетку. Но это — холодная красота безду­ ховности, которой противо­ стоит маленькое певучее суще­ ство, светлое олицетворение жизни. Противостоит, вызывая наше большое участие, живое сочувствие. Эта тема находит продол­ жение в «Продавце рыбок»: прекрасное не должно быть предметом купли-продажи, ут­ верждает художник. Природа, окружающее нас зверье, пти­ цы, уже своим присутствием рядом с нами украшают нашу жизнь, делают ее празднично­ радостной. Впервые в этой кар­ тине замечаю нежно-голубой цвет неба, на фоне которого изображены юноша и девушка, увлеченные игрой разноцветных рыбок в аквариуме. И в этой, и в последующих работах го­ лубой цвет — то размытый, то насыщенный — будет обяза­ тельно присутствовать, чтобы показать доброе пристрастие художника к какому-то обра­ зу, характеру, явлению. Им обозначится душевная распах­ нутость в портрете эквилибри­ ста, нежная задумчивость в •портрете дочери, мягкий, доб­ рый характер в портрете од­ ного из липецких поэтов. В большей или меньшей сте­ пени — иногда в виде отдель­ ных мазков — этот цвет при­ сутствует почти во всех кар­ тинах Е. Сальникова. И, по­ жалуй, именно эта привязан­ ность впервые приводит к мыс­ ли о жизнелюбии художника. Жизнь во всем своем многооб­ разии — вот предмет живопи­ си Е. Сальникова. И не здесь ли причины творческой неисто­ щимости, изобретательности, которые неизменно поражают его почитателей, коллег? Ведь, на перзый взгляд, все это как- будто разное — монументаль­ ные росписи интерьеров, изоб­ ражение индустриального тру­ да, жанровые композиции, портреты, натюрморты™ И все- таки их объединяет неисчер­ паемое удивление художника перед жизнью, глубокий инте­ рес к любому ее проявлению. ...Передо мной картина, над которой работает сейчас Е. Сальников. Еще не завер­ шена, но уже задерживает внимание, долго не отпускает от себя. Может быть, все дело в фигурах трех парней. Это руководители комсомольского штаба на строительстве шес­ той доменной печи. Очень раз­ ные лица, разные характеры. Один улыбчив, другой сдер­ жан, а с третьим, наверное, легко говорить по душам. Очень молодые, очень разные, но объединенные одной боль­ шой заботой. Комсомольские вожаки семидесятых годов. За индивидуальностью каждого — обобщенный образ нашего молодого современника. А за окном их вагончика — контуры большой стройки. И небо, воз­ дух — голубой цвет, символ жизни, быстротекущей, меня­ ющейся. Н а снимк е: ху дожник Е. П. Сальников. Т. СПАССКАЯ- Фото В. Базыл ев а. ПОС ЛЕ Л ОНДОНА М О С К В А Казалось, это было вчера. Вернувшиеся из гастрольной поездки в Англию участники народного хореографического ансамбля Дворца культуры профсоюзов делились в своих рабочих коллективах впечатле­ ниями. Ведь это только зару­ бежная публика, восхищенная мастерством юных липчан, ни­ как не могла поверить, что перед ней не профессиональ­ ные артисты, а любители-энту­ зиасты. А сегодня девчата н парни из популярного ансамбля, ру­ ководимого заслуженным ра­ ботником культуры РСФСР В. А. Шелякиным, снова в пути. Они отправились в столицу нашей Родины Москву, где вы­ ступят в праздничном концер­ те после торжественного засе­ дания, посвященного 60-ле­ тию ВЛКСМ. На голубых эк­ ранах миллионы зрителей уви­ дят жизнерадостное искусство посланцев города металлур­ гов. Кто они, счастливчики, ко­ торым в столь знаменательный день будет предоставлена сце­ на Кремлевского Дворца съез­ дов? Продавец магазина «Го­ ризонт» Наталья Царева, ра­ ботница трикотажного ателье Елена Бочарникова, электрик Дворца культуры, профсоюзов Анатолий Торшин, мастер за­ вода пусковых . двигателей Александр Зуев и другие, всего — двенадцать танцевальных пар! И если проследить творче­ скую биографию каждого из танцоров, то окажется, что все они обязаны своим успехом неослабному вниманию работе с детьми и молодежью во Дворце культуры профсоюзов. К их услугам — высококвали­ фицированные наставники, прекрасные залы. С самого раннего возраста ребята здесь по-настоящему дружат с искус­ ством. Не случайно почти все нынешние участники народно­ го хореографического ансамбля в свое время танцевали в дет­ ском ансамбле «Родничок». А у того — свои достиже­ ния. Сегодняшний «Родничок» только что вернулся из поезд­ ки в Югославию, где успешно выступил в программе музы­ кального праздника «Радость Европы». Растут на сц е н е мастера! С Л ОКТЕВ. ТАЙНА ДРЕВНЕЙ БИ БЛИОТЕКИ Однажды казахский пастух по имени Нурмангабет гнал отару овец по берегу Сырдарьи, вблизи от гряды холмов. Он забрел в это пустынное место случайно » торопился уйти. Но пастушья собака погналась за барсуком, который, спасаясь от преследования, скрылся в боль­ шой норе на склоне одного из песчаных холмов. Собака ныр­ нула вслед и несколько минут спустя вытащила на свет... древнюю книгу в полуистлев­ шем кожаном переплете. В ру­ ках пастуха оказался том биб­ лиотеки некогда великого, но давно исчезнувшего города От- рара, находившегося на месте холмов. Преданид гласят, что библиотеку эту собирали века, ми, книги в нее свозили со всех концов древнего Востока. Со­ временники утверждали, что по величине она уступала лишь знаменитой Александрийской. Отрар, как сообщили древ­ ние историки, возник еще в I веке до нашей эры там, где в Сырдарью впадала река Арысь. Тысячу лет спустя, достигнув невиданного расцвета, город вошел в состав Хорезмского государства. Он был крупней­ шим торговым центром — че­ рез него проходила знамени­ тая караванная дорога, Вели­ кий Шелковый путь. Город славился изделиями своих ре­ месленников, знаменитыми ба­ зарами, банями, мечетями, тор- говык х д ц ш у и , здесь х ш выдающиеся ученые » поэты. Библиотеку в Отраре осно­ вал, по преданию, великий уче­ ный, философ н поэт, последо­ ватель Аристотеля и учитель Авиценны Абунасир Фараби, автор капитальных трудов «Книга воззрений жителя иде­ ального города», «Гражданская политика», «Большой трактат о музыке». Здесь были собраны летописи, дастаны, индийские книги, украшенные рыбьей че­ шуей, папирусные свитки, ва­ вилонские глиняные таблички... Книги научные и художествен­ ные, стихи и рецепты лекарств, книги религиозные и описания путешествий, совершенных в древности... В 1219 году полчиша Чингис­ хана разграбили и стерли с лица земли Отрар. Позже раз­ валины города занесли пески. Русло Сырдарьи, когда-то про­ текавшей под самыми стенами укреплений, ушло в сторону. Там, где был город, остались лишь вереницы холмов. Несколько десятилетий су­ ществует гипотеза: библиотеке, собранной в Отраре, возмож­ но, повезло больше, чем всем другим знаменитым в древно­ сти книгохранилища м. Первым здесь побывал из­ вестный русский археолог А. Черкасов — еще в 1903 го­ лу. Но он вряд ли тогда мог рассчитывать на успех. Его экспедиция была малочислен- ЗОЙ К «30X 0 Средства, отпущенные на ее организацию Российской Ака­ демией наук, были скудные: напрасно ученый доказывал чиновникам, ведавшим финан­ сами, что его экспедиция мо­ жет открыть невиданный клад мировой культуры — тысячи древних книг. Черкасов установил, что . хранителем Отрарской библио­ теки в конце XII века был не­ кий Хисамуддин из рода Су- нак. На этом и кончались точ­ ные и вполне достоверные све­ дения, уступая место легенде, — с именем Хисамуддина древ­ ние авторы связывали самые невероятные домыслы. Бпро- чем, один из них менее фанта­ стичен. Хисамуддин будто бы в тяжелые дни, когда город был осажден полчищами Чин­ гисхана, перенес все книги в тайное и надежное место, ко­ торое не знал враг. Но тогда,' в 1903 году. Черкасов тоже не нашел этого тайника. Малень­ кая экспедиция собрала лишь наконечники стрел и копий, об­ ломки мечей и доспехов — все подтверждало, что город по­ гиб, как воин, после долгой и жестокой осады, после того, как тысячи завоевателей наш­ ли смерть под его стенами. За­ тем ученый был вынужден свернуть работу и покинуть курганы, к которым он едва прикоснулся. Должно было пройти еще не- м глжл - лгш . - - --- «II 1ИЙ ■*»««« чем в холмах Отрара пастух Нурмангабет нашел первое до­ казательство того, что уверен­ ность Черкасова имела вполне реальную основу. Но тогда шла Великая Оте­ чественная война и было не до раскопок. Несколько лет книга хранилась в доме нашедшего ее человека, а затем бесследно за­ терялась при переезде... Новое наступление на тайны Отрара началось совсем недав­ но. Его ведут ученые алма- атинского Института истории, археологии и эхографии ьме- ни Чокана Валиханова Акаде­ мии наук Казахской ССР. План археологических работ рассчи­ тан на целое десятилетие. Ря­ дом с курганами Отрара стро­ ится крупный научный центр, постоянно действующая архео­ логическая база. Раскопки ве­ дут теперь одновременно де­ сятки экспедиционных отрядов. Конечно, не только ради от- рарских книг стараются ученые. Погибший город интересен и сам по себе, как хранитель ве­ личайших творений древней культуры, уникальнейших для историков ценностей. Есть гипотеза о том, как мог быть устроен тайник;, в кото­ ром укрыли знаменитую биб­ лиотеку. Еще «отец истории» Геродот в своем труде о похо­ дах персидского царя Кира в глубь Средней Азии писал, что местные жители, когда Кир . исаардж и «х куаогти, уходи- ли какими-то таинственными, неизвестными врагу подземны­ ми дорогами. Об этих же зага­ дочных туннелях, будто бы во множестве прорытых в древно­ сти под среднеазиатскими го­ родами, упоминается и в зна­ менитом дастане великого вос­ точного поэта Фирдоуси! «Шах- наме». Когда войска персов осаждают родной город героя поэмы, он бежит из города подземной дорогой... Возможно, и в Отраре было нечто подобное. И может быть, одной из тайных дорог и шел Хисамуддин со своими помощ­ никами, перенося тысячи отрар- ских книг в какой-то надеж­ ный тайник, открыть который предстоит отрядам археологов. О значении такого открытия нет надобности говорить. Ведь среди найденных книг могут оказаться труды древних уче­ ных, чьи имена и идеи затеря­ лись в веках; произведения безвестных писателей и поэтов древности, может быть, оста­ вивших после себя многие не­ известные сегодня литератур­ ные шедевры; исторические хроники, рассказывающие о событиях, совершенно загадоч­ ных для современных истори­ ков; описания путешествий, свидетельствующее, что древ­ ние, может быть, знал» мир значительно лучше, чем это предполагается ныне... В. МА Л ОВ. 4АПН) ИНТЕРЕСНЫХ ( ё Т П Р С Э Ж ШЕДЕВРЫ ДРЕВНЕГО ПЕНДЖИНЕНТА Выдающийся памятник мо­ нументальной жизописи от­ крыли археологи при раскоп­ ках Пенджикента — дреанего города на севере республики. На стенах обнаруженного до­ ма знатного горожанина со­ хранились фрески, относящие­ ся к эпохе Согдийской циви­ лизации, существовавшей • V—V III веках нашей эры. На одной из фресок древ­ ний художник изобразил схват­ ку витязя с Демоном, на дру­ гих — батальные сцены. Фигу­ ры воинов, детали их одежды, оружие мастерски выписаны яркими красками. Одна из стен дома покрыта рисунками бегущих животных. Такой сю­ жет встречается в согдийском искусстве впервые. По мне­ нию ученых, пенджикентские памятники живописи имеют сюжетную связь с всемирно известной поэмой Фирдоуси «Шахнаме». РАСКРЫВАЯ ТАЙНЫ СО ЛНЦА Новую информацию о физи­ ческих процессах на Солнце содержит стодесятиметровая кинопленка, запечатлевшая центральную фазу частного солнечного затмения, которое произошло 2 октября. Этот фильм сняла в горах Северно­ го Тянь-Шаня группа москов­ ских и алма-атинских астрофи­ зиков. Для наблюдений и съемок ученые воспользовались са­ мым большим в мире внезат- менным коронографом конст­ рукции Никольского. Этот ин­ струмент установлен на высо­ когорной солнечной станции Астрофизического института Академии наук Казахской ССР, расположенной непода­ леку от Алма-Аты на высоте 2890 метров над уровнем мо­ ря. Частное солнечное затмение продолжалось в течение часа. При этом наблюдалось до­ вольно редкое явление: пер­ вый «контакт» Луны с Солн­ цем произошел одновременно в двух точках в 8 часов 27 ми­ нут 40 секунд московского времени. Максимальная фаза затмения была зарегистриро­ вана в 8 часов 58 минут. Съемки затмения велись с большой частотой, благодаря чему промежутки между за­ фиксированными на пленке деталями на Солнце составля­ ли всего 25 километров. «БУРЛЯЩАЯ» БАЛТИКА Исполинские спирали диа­ метром до 50 километров «прорисовались» на поверхно­ сти Балтийского моря после того, как по предложению ленинградских ученых в мор­ ские волны с самолета были сброшены капсулы со специ­ альным органическим красите­ лем. Так удалось обнаружить интересное явление — огром­ ные вихри, пронизывающие пучины Балтики до самого дна. Достоверность этого от­ крытия специалисты Ленин­ градского отделения Государ­ ственного океанографического института подтвердили после расшифровки фотоснимков, полученных с борта космиче­ ских аппаратов. До сих пор было известно, что водная толща Балтийского моря состоит из четырех го­ ризонтов, различных по соле­ ности. температуре и другим свойствам. Исходя из этого, строились математические мо дели Балтики и прогноз дина­ мики и распространения инду­ стриальных загрязнений. Эффект «перемешивания» морских пучин, открытый уче­ ными, внесет существенные поправки в моделирование гидрологических процессов. Ленинградские океаногра­ фы продолжают исследования в рамках международной кон­ венций по охране Балтийского моря, инициатором которых выступила наша страна. К ОМАНДУЕТ САМ СОБОЙ Манипуляторы должны об ладать спокойным и уравно вешенным «характером». Но, разрабатывая сценарий их по­ ведения, специалисты порой сталкиваются с рядом трудно­ стей. Одни роботы, например, проявляют торопливость и пе- скакивают с одной операции на другую, иные более инициатив­ ны, чем от них требуется, третьи, наоборот, «ленятся», не доводят дело дц конца. Для того, чтобы «воспитать» у манипулятора нужный харак­ тер, необходимы типизирован ные элементы человеческого поведения. Оказалось, что эту проблему поможет решить... сказка Серьезные люди в лаборато­ риях научно-исследователь ских институтов прочитали не­ мало детских книжек. Дело в том, что в сказочных персона жах собраны самые характер­ ные черты поведения человека При анализе огромного коли­ чества сказок происходит сво­ еобразная типизация человече­ ского поведения, выделяются отдельные» его элементы. Они- то и закладываются в основу «характера» робота. Роботы второго поколения уже начинают «самостоятель­ но» приспосабливаться к изме нениям внешних условий. Эти машины «учатся чувствовать». (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz