Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
15 октября 1973 г., № 239 (15 236) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 И з б л о к н о т а ж у р н а л и с т а Машина мягко катила по сельской улице. Был тот ти хий, щедрый на звезды вечер, когда бабье лето одаривает по следним ласковым теплом. Над крышами высоко поднимались "ч'елесые дымки, ярко светились ->кна, выхватывая из темноты уже меченные охрой палисад ники. В одном из них чубатый парень в гимнастерке со сле дами только что снятых по гон, склоняв голову на баян, изливал, должно быть, свои самые заветные и сокровенные чувства. Село дышало покоем, какой- то неизъяснимой добротой. На верное, потому и врезался так глубоко в мою память призе мистый пятистенок, угрюмо смотревший на улицу холодны ми глазницами заколоченных окон. Среди всеобщего покоя он почему-то вызывал затаен ную тревогу, казался совсем не к месту на этой улице. Тог да и узнал я незамысловатую, но грустную историю жильца заколоченного дома — Тимо фея Максимова. Не поладил он с людьми... А произошло вот что. Жатва хлебов в тот год была особен но трудной. Когда колос на лился, зазвенел под августов ским ветром, зарядили по* осеннему затяжные и нудные дожди... Мне не раз доводи лось видеть старых, убеленных сединами механизаторов, про шедших фронтовые дороги, не мало повидавших всякого, но на глазах которых выступали слезы, когда комбайны, упер шись в мокрую тугую стену спелой пшеницы, останавлива лись... В такие дни хлеборобы считают минуты, ловят каж дое «окошко» в капризном не настье. Вот и тогда. Дожди вдруг угасли и на несколько дней распогодилось. В самую пору молотить, а тут на даль нем заречном поле вышел из строя комбайн. От мастерской, если ехать через мост, крюк до него был немалый —■ больше пятнадцати километров. Вер ховой с тяжелой сумкой за плечами прискакал на берег Дона. Максимов, сидя в лод ке, ловил рыбу. ■— Тимофей! — крикнул го нец, — переправь хлопцам запчасти. Комбайн стоит. Максимов нехотя повернулся, —- А мне какое дело? Выход ной у меня. Конечно, нашлась другая лодка, запчасти переправили. Но с того дня сельчане стали откровенно коситься на Тимо фея. Не то чтобы обходили стороной, но табачок, как го ворится, стал врозь. Не могли простить ему такое. Максимову бы повиниться перед людьми, постараться за гладить свой поступок. Но он ин е понял, а скорее всего из-за ложной гордости не захотел понять своей вины. Да и работал Максимов так — лишь бы день прошел, и его отчислили пз бригады. Заколо тил он хату и подался в город, к брату. Только и там не нашел ни легкой жизни, ни счастья. Раскусили его и на городской стройке, поняли: лишь о себе печется, потому что жил на отшибе от общих интересов, ничто его не волновало. Однажды заболел на сосед нем объекте плотник. Просили Тимофея подменить. Знали, владеет этим ремеслом. Но он не пошел. Не обязан, сказал. Кто же такого в напарники возьмет, станет с ннм дружбу водить? Колхозный шофер, че ловек уже пожилой, поведав ший мне эту историю, резюми ровал ее таким образом: •— Так-то, браток. От себя не схоронишься, а от людей и подавно. Все они примечают, а * приходит день — воздают должное. Тут счет особый™ Все это вспомнилось недав но, когда побывал я в елецком селе Воронец. Красивые здесь места. Поля широкие, неогляд ные, перелески рэзнаряжены ожерельями красных рябино вых бус, в балках белеют мо лодые березки. Наверное, очень любят свой край здеш ние земледельцы. Многие из них прочно связали свою жизнь с этой землей, живут, что одна семья: и для общего дела, и друг для друга — душа всегда нараспашку. Не зря говорят: человек в деревне, как колос на ладони. На одной из воронецких улиц стоит небольшой свеже- выбеленный дом. Осеннее солн це весело играет в его чистых окнах. Живет здесь шофер ме стного совхоза Николай Воро- тынцев. Приглянулась ему Ни на Камышева. Поженились. Не так давно появился ребенок. Семья как семья. Любит Нико лай заглянуть в выходной к теще на блины, но особенно нравится ему, когда собирает ся за одним столом вся камы- шевская династия. Неторопливо усаживаются Александр Степанович, старый тракторист, его супруга Зина ида Петровна—бригадир жи вотноводческой фермы, сын Евгений, тоже совхозный шо фер, второй сын, пока служит в армии и Нина, конторский работник, ну и, конечно, зять. Такие встречи, правда, ред ки: дел невпроворот. Камы- шев-старший, отдавший зем леделию вот уже тридцать лет, нечасто приходит домой за светло: поле тянет его как маг нитом, а 'сейчас и вовсе—убор ка сахарной свеклы. Не дозо вешься с фермы Зинаиду Пет ровну. Да и шоферам нынче прохлаждаться не резон. Вот только Нина немного посво боднее. В селе уже стали забывать, что произошло в ее доме три недели назад. Молодая мать пеленала ребенка, когда вдруг взорвался керогаз. Шальное пламя принялось жадно лизать стены, потолок, мебель. Нина, крепко прижав ребенка к груди, выскочила на улицу, а кругом ни души — все в поле. И хотя вскоре подоспели по жарные, прибежали люди из совхозной мастерской, дом отстоять нё удалось. Утром Камышев пришел к директору совхоза Георгию Викторовичу Коношенко. Тут же сидел вожак совхозных коммунистов Евгений Федоро вич Новиков. Взглянув на по серевшее лицо тракториста, он сказал: — Не убивайся, Степаныч. Горе сообща бороть будем. Оно не только вашей семьи, считай, всего совхоза. Камышев в те минуты не знал, что на совхозном хозяй ственном дворе уже кипела работа. Прораб Александр Жу равлев подбирал материалы, Николай Иваничев и Нико лай Гриднев обрабатывали ду бы для стропил, Георгий Жи- галкин пилил доски. Делалось это так, как при выполнении самого срочного заказа. А когда выяснилось, что к концу рабочего дня сделано будет не все, остались работать на ночь. На рассвете следующего дня Камышев увез на пепели ще все, что требовалось для нового дома. Ставить его по могали соседи. Прошла всего неделя. Ни дня больше. И вот Нина как хозяйка распахнула свежевы крашенные двери. Л Камышев- старший, поклонившись сель чанам, хотел что-то сказать, но голос его вдруг осекся. В ответ кто-то пробасил: — Да уж что там, Степа ныч. Ты лее знаешь: добро’га' добро рождает. Да, Камышев это хорошо знает. Меняется не только об лик села, но и отношения лю дей. Задумал человек, напри мер, дом строить. Ему на по мощь — всем миром. Так по велось теперь повсюду. Да и сам Степаныч, его дети тоже не оставались в стороне. И все же я спросил и у сек ретаря парткома, и у рабочих, почему к Камышевым отнес лись не просто с добром (по мочь полагалось и по закону), а с особой чуткостью и ду шевностью. Собеседники в от вет улыбались: •— Так ведь оно как, у нас? Раз люди к общему делу всей душой, так и к ним так же. И опять вспомнились слова: «Тут счет особый». Верно. Это счет сердца, совести, долга. А. ЗАМЯТИН, совхоз «Воронецкий» Елецкого района. ЦЕЛЕБ НЫЙ НАПИТОК ПРЖЕВАЛЬСК (Киргиз- ская ССР). Производство це лебного облепихового сока из плодов нового урожая начал Иссык-Кульский плодовинсов- хозкомбинат. Ведется перера ботка и других даррв приро ды: барбариса, черной сморо дины, шиповника. За сезон бу дет выпущено около десяти миллионов банок различных соков, джемов, компотов. Эта продукция предназначается для жителей Крайнего Севера, Сибири к Дальнего Востока. (ТАСС). Х О Б Б И Ю М О Р Одни коллекционируют мар ки, другие — значки, третьи— деньги, четвертые — мясоруб ки, самовары, утюги и так да лее. Кому что ближе. Я кол лекционирую пуговицы. Быв шие в употреблении. Чужие. Их у меня — тысячи. С че тырьмя, тремя, двумя и одной дыркой. Есть и без дырок. Пластмассовые, металлические, кожаные, стеклянные, большие и маленькие, черно-белые и цветные. Они отслужили свой веге и обрели покой в моей кол лекции. Когда-то они что-то застеги вали, поддерживали, держали. ну, Теперь уже не держат, что ж, такова жизнь. Каждый вечер я перебираю свою коллекцию, вспоминаю историю каждой пуговицы. А утром снова на работу, снова в трамвайный парк, где я рабо таю вагоновожатым. А. К ЛИМ ОВ. Д ЛЯ Г ОСТЕЙ О ЛИМПИАДЫ Почетный заказ организа ционного комитета «Олимпиа- ды-80» выполнил коллектив производственно - художест венного объединения «Елец кие кружева». В Москву от правлено семь видов кружев ных панно и салфеток, из ко торых отобраны сувениры для участников и гостей Олимпийских игр. Изделия сплетены в традиционном елецком стиле, отличаются изяществом рисунка, ма стерством исполнения. Их авторы — художницы П. Г. Петрова, А. Г. Оболенская, К. Г. Пальчикова, А. А. Туш- кина. Сплели эти диковинные узоры кружевницы В. Г. Де мина, М. Н. Шупенкова, М. Я. Мигугова, Л. М. Романова. Коллектив объединения ак тивно участвует во Всесоюз ном смотре-конкурсе на лучший сувенир для москов ской Олимпиады. Ранее для серийного производства орг комитетом было рекомендо вано к серийному выпуску кружевное панно художницы М. Д. Саввиной. П ОДАРОК КОМАНДИРА В грозном !941-м году Гри горий Андреевич Алексеенко командовал ротой первой ударной армии, принимавшей участие в разгроме немецко- фашистских захватчиков под Москвой. Сейчас он работает в Липецком проектно-конст рукторском бюро по оборудо ванию Министерства трактор ного и сельскохозяйственного машиностроения. Прошли годы, но никогда не изгладятся из памяти война-ветерана те ге роические дни, когда советские люди, не жалея своей жизни, отстаивали столицу нашей Ро дины от ненавистного врага. О них напоминает н другое. Недавно в Военном издатель стве Министерства обороны СССР вышла книга генерал- лейтенанта Ф. Я. Лисицына «В те грозные . оды». В годы Ве ликой Отечественной войны Федор Яковлевич Лисицын был начальником политотдела 1-й, а позднее 3-й ударной армии. В своей книге он рассказывает об опыте ведения партийно-по литической работы в частях и соединениях этих армий, о му жестве бойцов, командиров и политработников. Один из экземпляров этой книги бывший командир и прислал липчанину с автогра фом и следующей надписью: «Дорогому однополчанину по 1-ой ударной армии, активно му участнику разгрома гитле ровцев под Москвой Григорию Андреевичу Алексеенко — с большим уважением». С. СЕ ЛЕЗНЕВ. ГО Л УБ О Й Ц В Е Т В мастерской художника ц тш тш ш Снова мы в мастерской. На этот раз — у живописца Евге ния Павловича Сальникова. Он коренной липчанин. Более двадцати лет назад закончил институт имени Сурикова, где учился у известных советских живописцев А. Дейнеки и Д. Жилинского. Липчане знают Е. Сальникова по росписи фойе и зала горисполкома, зала ре сторана «Липецк». Хлевенцам и йзмалковцам хорошо извест ны его работы над интерьером в районных домах культуры. Первое, на что обращаешь внимание, — холсты. Ими ус тановлена мастерская, и все лицом к стене. От этого ка жется: комната, как комната, несмотря на многочисленные баночки и флаконы с краской, несмотря па стоящий в углу мольберт с кистями, с загадоч ным разноцветьем палитры. Ощущение обычности уйдет, едва художник поставит на мольберт полотно, другое, третье. Стен)1 мастерской слов но раздвинутся, она удиви тельно преобразится: напол нится всеми красками разно ликой жизни, лицами людей. Сначала — натюрморты. Не большие по размеру, емкие по содержанию. Самые ранние из них очень хорошо передают настроение художника, беспо койно и настойчиво ищущего смысл, разгадку жизни в вещах обычных, на первый взгляд, маловыразительных. И пос ледние — глубокие по мысли, свидетельства выношенных раздумий, размышлений. Две каргичы — «Продавец птиц» и «Продавец рыбок». На первой — она была написана раньше — среди общего под черкнуто-мрачного колорита, в центре, совсем небольшая, кро хотная желтая птичка в изящ ной клетке. Впрочем, в этой картине все подчеркнуто изящно: н фигура продавца, и покупателя, и тонкие пальцы, красиво держащие клетку. Но это — холодная красота безду ховности, которой противо стоит маленькое певучее суще ство, светлое олицетворение жизни. Противостоит, вызывая наше большое участие, живое сочувствие. Эта тема находит продол жение в «Продавце рыбок»: прекрасное не должно быть предметом купли-продажи, ут верждает художник. Природа, окружающее нас зверье, пти цы, уже своим присутствием рядом с нами украшают нашу жизнь, делают ее празднично радостной. Впервые в этой кар тине замечаю нежно-голубой цвет неба, на фоне которого изображены юноша и девушка, увлеченные игрой разноцветных рыбок в аквариуме. И в этой, и в последующих работах го лубой цвет — то размытый, то насыщенный — будет обяза тельно присутствовать, чтобы показать доброе пристрастие художника к какому-то обра зу, характеру, явлению. Им обозначится душевная распах нутость в портрете эквилибри ста, нежная задумчивость в •портрете дочери, мягкий, доб рый характер в портрете од ного из липецких поэтов. В большей или меньшей сте пени — иногда в виде отдель ных мазков — этот цвет при сутствует почти во всех кар тинах Е. Сальникова. И, по жалуй, именно эта привязан ность впервые приводит к мыс ли о жизнелюбии художника. Жизнь во всем своем многооб разии — вот предмет живопи си Е. Сальникова. И не здесь ли причины творческой неисто щимости, изобретательности, которые неизменно поражают его почитателей, коллег? Ведь, на перзый взгляд, все это как- будто разное — монументаль ные росписи интерьеров, изоб ражение индустриального тру да, жанровые композиции, портреты, натюрморты™ И все- таки их объединяет неисчер паемое удивление художника перед жизнью, глубокий инте рес к любому ее проявлению. ...Передо мной картина, над которой работает сейчас Е. Сальников. Еще не завер шена, но уже задерживает внимание, долго не отпускает от себя. Может быть, все дело в фигурах трех парней. Это руководители комсомольского штаба на строительстве шес той доменной печи. Очень раз ные лица, разные характеры. Один улыбчив, другой сдер жан, а с третьим, наверное, легко говорить по душам. Очень молодые, очень разные, но объединенные одной боль шой заботой. Комсомольские вожаки семидесятых годов. За индивидуальностью каждого — обобщенный образ нашего молодого современника. А за окном их вагончика — контуры большой стройки. И небо, воз дух — голубой цвет, символ жизни, быстротекущей, меня ющейся. Н а снимк е: ху дожник Е. П. Сальников. Т. СПАССКАЯ- Фото В. Базыл ев а. ПОС ЛЕ Л ОНДОНА М О С К В А Казалось, это было вчера. Вернувшиеся из гастрольной поездки в Англию участники народного хореографического ансамбля Дворца культуры профсоюзов делились в своих рабочих коллективах впечатле ниями. Ведь это только зару бежная публика, восхищенная мастерством юных липчан, ни как не могла поверить, что перед ней не профессиональ ные артисты, а любители-энту зиасты. А сегодня девчата н парни из популярного ансамбля, ру ководимого заслуженным ра ботником культуры РСФСР В. А. Шелякиным, снова в пути. Они отправились в столицу нашей Родины Москву, где вы ступят в праздничном концер те после торжественного засе дания, посвященного 60-ле тию ВЛКСМ. На голубых эк ранах миллионы зрителей уви дят жизнерадостное искусство посланцев города металлур гов. Кто они, счастливчики, ко торым в столь знаменательный день будет предоставлена сце на Кремлевского Дворца съез дов? Продавец магазина «Го ризонт» Наталья Царева, ра ботница трикотажного ателье Елена Бочарникова, электрик Дворца культуры, профсоюзов Анатолий Торшин, мастер за вода пусковых . двигателей Александр Зуев и другие, всего — двенадцать танцевальных пар! И если проследить творче скую биографию каждого из танцоров, то окажется, что все они обязаны своим успехом неослабному вниманию работе с детьми и молодежью во Дворце культуры профсоюзов. К их услугам — высококвали фицированные наставники, прекрасные залы. С самого раннего возраста ребята здесь по-настоящему дружат с искус ством. Не случайно почти все нынешние участники народно го хореографического ансамбля в свое время танцевали в дет ском ансамбле «Родничок». А у того — свои достиже ния. Сегодняшний «Родничок» только что вернулся из поезд ки в Югославию, где успешно выступил в программе музы кального праздника «Радость Европы». Растут на сц е н е мастера! С Л ОКТЕВ. ТАЙНА ДРЕВНЕЙ БИ БЛИОТЕКИ Однажды казахский пастух по имени Нурмангабет гнал отару овец по берегу Сырдарьи, вблизи от гряды холмов. Он забрел в это пустынное место случайно » торопился уйти. Но пастушья собака погналась за барсуком, который, спасаясь от преследования, скрылся в боль шой норе на склоне одного из песчаных холмов. Собака ныр нула вслед и несколько минут спустя вытащила на свет... древнюю книгу в полуистлев шем кожаном переплете. В ру ках пастуха оказался том биб лиотеки некогда великого, но давно исчезнувшего города От- рара, находившегося на месте холмов. Преданид гласят, что библиотеку эту собирали века, ми, книги в нее свозили со всех концов древнего Востока. Со временники утверждали, что по величине она уступала лишь знаменитой Александрийской. Отрар, как сообщили древ ние историки, возник еще в I веке до нашей эры там, где в Сырдарью впадала река Арысь. Тысячу лет спустя, достигнув невиданного расцвета, город вошел в состав Хорезмского государства. Он был крупней шим торговым центром — че рез него проходила знамени тая караванная дорога, Вели кий Шелковый путь. Город славился изделиями своих ре месленников, знаменитыми ба зарами, банями, мечетями, тор- говык х д ц ш у и , здесь х ш выдающиеся ученые » поэты. Библиотеку в Отраре осно вал, по преданию, великий уче ный, философ н поэт, последо ватель Аристотеля и учитель Авиценны Абунасир Фараби, автор капитальных трудов «Книга воззрений жителя иде ального города», «Гражданская политика», «Большой трактат о музыке». Здесь были собраны летописи, дастаны, индийские книги, украшенные рыбьей че шуей, папирусные свитки, ва вилонские глиняные таблички... Книги научные и художествен ные, стихи и рецепты лекарств, книги религиозные и описания путешествий, совершенных в древности... В 1219 году полчиша Чингис хана разграбили и стерли с лица земли Отрар. Позже раз валины города занесли пески. Русло Сырдарьи, когда-то про текавшей под самыми стенами укреплений, ушло в сторону. Там, где был город, остались лишь вереницы холмов. Несколько десятилетий су ществует гипотеза: библиотеке, собранной в Отраре, возмож но, повезло больше, чем всем другим знаменитым в древно сти книгохранилища м. Первым здесь побывал из вестный русский археолог А. Черкасов — еще в 1903 го лу. Но он вряд ли тогда мог рассчитывать на успех. Его экспедиция была малочислен- ЗОЙ К «30X 0 Средства, отпущенные на ее организацию Российской Ака демией наук, были скудные: напрасно ученый доказывал чиновникам, ведавшим финан сами, что его экспедиция мо жет открыть невиданный клад мировой культуры — тысячи древних книг. Черкасов установил, что . хранителем Отрарской библио теки в конце XII века был не кий Хисамуддин из рода Су- нак. На этом и кончались точ ные и вполне достоверные све дения, уступая место легенде, — с именем Хисамуддина древ ние авторы связывали самые невероятные домыслы. Бпро- чем, один из них менее фанта стичен. Хисамуддин будто бы в тяжелые дни, когда город был осажден полчищами Чин гисхана, перенес все книги в тайное и надежное место, ко торое не знал враг. Но тогда,' в 1903 году. Черкасов тоже не нашел этого тайника. Малень кая экспедиция собрала лишь наконечники стрел и копий, об ломки мечей и доспехов — все подтверждало, что город по гиб, как воин, после долгой и жестокой осады, после того, как тысячи завоевателей наш ли смерть под его стенами. За тем ученый был вынужден свернуть работу и покинуть курганы, к которым он едва прикоснулся. Должно было пройти еще не- м глжл - лгш . - - --- «II 1ИЙ ■*»««« чем в холмах Отрара пастух Нурмангабет нашел первое до казательство того, что уверен ность Черкасова имела вполне реальную основу. Но тогда шла Великая Оте чественная война и было не до раскопок. Несколько лет книга хранилась в доме нашедшего ее человека, а затем бесследно за терялась при переезде... Новое наступление на тайны Отрара началось совсем недав но. Его ведут ученые алма- атинского Института истории, археологии и эхографии ьме- ни Чокана Валиханова Акаде мии наук Казахской ССР. План археологических работ рассчи тан на целое десятилетие. Ря дом с курганами Отрара стро ится крупный научный центр, постоянно действующая архео логическая база. Раскопки ве дут теперь одновременно де сятки экспедиционных отрядов. Конечно, не только ради от- рарских книг стараются ученые. Погибший город интересен и сам по себе, как хранитель ве личайших творений древней культуры, уникальнейших для историков ценностей. Есть гипотеза о том, как мог быть устроен тайник;, в кото ром укрыли знаменитую биб лиотеку. Еще «отец истории» Геродот в своем труде о похо дах персидского царя Кира в глубь Средней Азии писал, что местные жители, когда Кир . исаардж и «х куаогти, уходи- ли какими-то таинственными, неизвестными врагу подземны ми дорогами. Об этих же зага дочных туннелях, будто бы во множестве прорытых в древно сти под среднеазиатскими го родами, упоминается и в зна менитом дастане великого вос точного поэта Фирдоуси! «Шах- наме». Когда войска персов осаждают родной город героя поэмы, он бежит из города подземной дорогой... Возможно, и в Отраре было нечто подобное. И может быть, одной из тайных дорог и шел Хисамуддин со своими помощ никами, перенося тысячи отрар- ских книг в какой-то надеж ный тайник, открыть который предстоит отрядам археологов. О значении такого открытия нет надобности говорить. Ведь среди найденных книг могут оказаться труды древних уче ных, чьи имена и идеи затеря лись в веках; произведения безвестных писателей и поэтов древности, может быть, оста вивших после себя многие не известные сегодня литератур ные шедевры; исторические хроники, рассказывающие о событиях, совершенно загадоч ных для современных истори ков; описания путешествий, свидетельствующее, что древ ние, может быть, знал» мир значительно лучше, чем это предполагается ныне... В. МА Л ОВ. 4АПН) ИНТЕРЕСНЫХ ( ё Т П Р С Э Ж ШЕДЕВРЫ ДРЕВНЕГО ПЕНДЖИНЕНТА Выдающийся памятник мо нументальной жизописи от крыли археологи при раскоп ках Пенджикента — дреанего города на севере республики. На стенах обнаруженного до ма знатного горожанина со хранились фрески, относящие ся к эпохе Согдийской циви лизации, существовавшей • V—V III веках нашей эры. На одной из фресок древ ний художник изобразил схват ку витязя с Демоном, на дру гих — батальные сцены. Фигу ры воинов, детали их одежды, оружие мастерски выписаны яркими красками. Одна из стен дома покрыта рисунками бегущих животных. Такой сю жет встречается в согдийском искусстве впервые. По мне нию ученых, пенджикентские памятники живописи имеют сюжетную связь с всемирно известной поэмой Фирдоуси «Шахнаме». РАСКРЫВАЯ ТАЙНЫ СО ЛНЦА Новую информацию о физи ческих процессах на Солнце содержит стодесятиметровая кинопленка, запечатлевшая центральную фазу частного солнечного затмения, которое произошло 2 октября. Этот фильм сняла в горах Северно го Тянь-Шаня группа москов ских и алма-атинских астрофи зиков. Для наблюдений и съемок ученые воспользовались са мым большим в мире внезат- менным коронографом конст рукции Никольского. Этот ин струмент установлен на высо когорной солнечной станции Астрофизического института Академии наук Казахской ССР, расположенной непода леку от Алма-Аты на высоте 2890 метров над уровнем мо ря. Частное солнечное затмение продолжалось в течение часа. При этом наблюдалось до вольно редкое явление: пер вый «контакт» Луны с Солн цем произошел одновременно в двух точках в 8 часов 27 ми нут 40 секунд московского времени. Максимальная фаза затмения была зарегистриро вана в 8 часов 58 минут. Съемки затмения велись с большой частотой, благодаря чему промежутки между за фиксированными на пленке деталями на Солнце составля ли всего 25 километров. «БУРЛЯЩАЯ» БАЛТИКА Исполинские спирали диа метром до 50 километров «прорисовались» на поверхно сти Балтийского моря после того, как по предложению ленинградских ученых в мор ские волны с самолета были сброшены капсулы со специ альным органическим красите лем. Так удалось обнаружить интересное явление — огром ные вихри, пронизывающие пучины Балтики до самого дна. Достоверность этого от крытия специалисты Ленин градского отделения Государ ственного океанографического института подтвердили после расшифровки фотоснимков, полученных с борта космиче ских аппаратов. До сих пор было известно, что водная толща Балтийского моря состоит из четырех го ризонтов, различных по соле ности. температуре и другим свойствам. Исходя из этого, строились математические мо дели Балтики и прогноз дина мики и распространения инду стриальных загрязнений. Эффект «перемешивания» морских пучин, открытый уче ными, внесет существенные поправки в моделирование гидрологических процессов. Ленинградские океаногра фы продолжают исследования в рамках международной кон венций по охране Балтийского моря, инициатором которых выступила наша страна. К ОМАНДУЕТ САМ СОБОЙ Манипуляторы должны об ладать спокойным и уравно вешенным «характером». Но, разрабатывая сценарий их по ведения, специалисты порой сталкиваются с рядом трудно стей. Одни роботы, например, проявляют торопливость и пе- скакивают с одной операции на другую, иные более инициатив ны, чем от них требуется, третьи, наоборот, «ленятся», не доводят дело дц конца. Для того, чтобы «воспитать» у манипулятора нужный харак тер, необходимы типизирован ные элементы человеческого поведения. Оказалось, что эту проблему поможет решить... сказка Серьезные люди в лаборато риях научно-исследователь ских институтов прочитали не мало детских книжек. Дело в том, что в сказочных персона жах собраны самые характер ные черты поведения человека При анализе огромного коли чества сказок происходит сво еобразная типизация человече ского поведения, выделяются отдельные» его элементы. Они- то и закладываются в основу «характера» робота. Роботы второго поколения уже начинают «самостоятель но» приспосабливаться к изме нениям внешних условий. Эти машины «учатся чувствовать». (Корр. ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz