Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

ч (Окончание. Начало на 1-й стр.)- использовании этих мощных машин за месяц можно .под­ нять зябь почти на ста тысячах гектаров! Председатель Даиковско- гэ райисполкома Е. С. Хлобы­ стов особенно настойчиво пы­ тался оправдаться... частыми дождями, несовершенством тяжелых машин, которые в слякоть «не идут». И это гово­ рил руководитель, которому бюро горкома партии поручи­ ло мобилизовать механизато­ ров хозяйств на ускорение па­ хоты зяби! В совхозе «Ягодновский», 1 г а я пают корни. В большинстве хо­ зяйств уборочно-транспортные отряды существуют лишь на бумаге: нет звеньев по техни­ ческому и культурно-бытовому обслуживанию, а также зве­ ньев по подготовке полей к уборке. Не во всех колхозах и совхо­ зах можно увидеть на краях свекловичных плантаций будки или шалаши, не организована доставка горячего питания. В Измалковском районе, от­ мечалось на штабе, почти ниче­ го не делается по внедрению опыта передовиков. Измалков- цы подняли зябь лишь на 40 процентах площади, а вот ме- Т Р Е Б У Е Т С Я У С К О Р Е Н И Е С заседаний ) областного оперативного штаба по уборке урожаи дется крс к примеру, подготовка площа­ дей под яровые..-«ультуры ве- мёдленно. Руко- чтйства не прини- 5ртонизации этой тпатовски. Поэтому многие трактористы, дымкают : ябь, тру- таринке, каждый на В таких 'условиях ,рить четкое \зухни' культурно-бытовое 1 «е. руководителей и з организовать ра- тозски, помочь им яды или звенья на лф-.,, создать в этих ,иеах временные парт­ ер , 1 Ы— вот чем должен был заниматься Е. С. Хлобыстов, которому горком КПСС пору­ чил важный участок работы. Начальник областного опера­ тивного штаба, секретарь об­ кома КПСС В. В. Донских в своем выступлении подчерк­ нул, что основные причины срыва заданий на пахоте зяби 8 том, что местные партийные и советские органы летом не ,провели соответствующей ра­ боты с людьми, не приняли мер) к внедрению метода ипа- тэвцев, не мобилизовали на вы­ полнение этой важной работы коммунистов. В целом ряде случаев, особенно в Данков- еком районе, не дают принци­ пиальной партийной оценки работе руководителей, не вы­ полняющих своих непосредст­ венных обязанностей. Штаб отметил неудовлетво- “ ритёльную работу руководите­ лей Данкоеского и Лев-Тол-, стовского районов и рекомен­ довал в ближайшие дни соз­ дать в каждом хозяйстве спе­ циализированные отряды, за которыми закрепить необхо-( димое количество мощных тракторов. До каждого из этих отрядов надо довести за- дени" материально заинтере- " механизаторов в пере- .нии этих заданий, обес- надежное техническое турнэ-бытовое обеспе- . пахарей, развернуть сре- их действенное социали- ское соревнование с тем, и значительно ускорить едение всего комплекса яых работ. СЛЕДУЮЩЕМ засе- тии областного штаба ,й заслушан вопрос «О ,-эорки сахарной свеклы колхозах и совхозах Измал- овского района». К 27 сентяб­ ря хозяйства района убрали корни лишь с 2200 гектаров из 8000. А в колхозе имени XX! партсъез/да к уборке сахарной свеклы только приступили. Плохо организованы работы на плантациях колхоза имени Дзержинского, где свеклович­ ницы вынуждены часами ожи­ дать, когда механизаторы выко- ханизаторы колхоза «40 лет Октября» уже завершили эту работу. Одной из главных причин плохого использования авто­ машин на транспортировке свеклы в Измалковском районе является ручная погрузка кор­ ней. Между тем имеющиеся в хозяйствах свеклопогрузчики или не приведены в готовность, или вовсе не используются. Деятельность Измалковского районного штаба, организую­ щего работы по завершению уборки урожая, не отвечает требованиям дня. Обстановка на полях' крайне сложная. Не­ обходимо мобилизовать всех людей и технику на заверше­ ние уборки урожая и взмета зяби. Райкому партии следует повысить спрос за выполнение планов и обязательств с каж­ дого руководителя и специа­ листа. Район имеет реальную возможность завершить убор­ ку сахарной свеклы к 10 ок­ тября, вспахать зябь — к 15 октября. ш ТАБ ТАКЖЕ рассмотрел вопрос о привлечении населения на уборку урожая. Особенно неудовлет­ ворительно ведут эту работу в закрепленных за ними хозяйст­ вах елецкие заводы «Эльта», элементный, «Гидропривод», объединение «Липецксан- техника», завод «Центролит» и домостроительный комбинат Липецка. Ч Липецкий и Елецкий горко­ мы КПСС, райкомы партии и горрайисполкомы обязаны на­ править на уборку урожая са­ харной свеклы и картофеля с предприятий, учреждений и ор. ганизаций областного центра— 29 тысяч человек, Ельца — 7 тысяч человек. На уборку следует больше привлечь сту­ дентов высших учебных заве­ дений, учащихся техникумов, общеобразовательных школ и профессионально - технических училищ. Необходимо закрепить за коллективами, выезжающими в колхозы и совхозы, ответствен­ ных представителей для орга­ низации труда на местах, уста­ новить строгий контроль за вы­ полнением предприятиями, уч­ реждениями и организациями установленных заданий по уборке. Обеспечить размещение при­ влеченного населения по квар­ тирам колхозников, рабочих и служащих совхозов, а также использовать для этого обще­ жития и другие жилые здания. Наладить горячее питание с до­ ставкой в поле. Разработать условия и меры морального и материального поощрения кол­ лективов, а также отдельных рабочих и служащих за лучшие производственные показатели. К АЖДЫЙ год, в первое воо'-сресенье октибря, наступает Дет» учите­ ля. К этому време­ ни, после первых волнующих дней учебных занятий в шко­ лах, обычно устанавливается напряженный трудовой ритм, и вся деятельность учителей, весь их кропотливый, сложный н ответственный труд напол­ няются заботой о судьбе своих воспитанников. Восемь лет преподает рус­ акий язык и литературу в ли­ пецкой вредней школе № 36 Юлия Дмитриевна Понтона. Ее любят ученики, уважают кол­ леги. Глубокие знания позво­ ляют Юлии Дмитриевне вла­ деть различными формами я методами обучения. Ее уроки носят и обучающий, и воспи­ тывающий характер. Уже четы­ ре года Ю. Д. Попова —- классный руководитель 8 «А» класса. За это время ею соз­ дан дружный, коллектив, в ко­ тором все ученики успевают. В прошлом году ее класс был правофланговым пионерским отрядим, сейчас — это лучшая комсомольская группа школы. За всем, сто есть положи- МАСТЕРСТВО ПЕ И Н Т Е Л Е ! тельного в работе учителя, стоит каждодневный труд, гражданский подвиг педагога. Этот труд высоко ценит наша партиен, и она делает все дли неуклонного духовного роста, всесторонней подготовки педа­ гогов и создания благоприят­ ных условий для их успешной работы. Достаточно сказать, что за последние десять лет неузнаваемо изменилась ма­ териальная база школ и дру­ гих детских учреждений нашей области. В районах и городах на смену ста­ рым школьным зданиям приходят современные — с просторными классными комна­ тами, спортивными залами, стояовы)ми и кабинетами. Толь­ ко к началу текущего учебного года введено школьных зданий почти на 5 тысяч ученических мест. Всенародное признание зна­ чимости труда учителя, отече­ ская забота о нем проявились и в установлении почетного звания «Народный учитель СССР». Педагоги удостаивают­ ся самых высоких правительст­ венных наград. Только в этом году более сорока работников народного образования на­ граждены орденами и медаля­ ми, девяти присвоено знание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 68 учителей награж­ дены значками «Отличник на­ родного образования» и «От­ личник просвещения ССОР», 70 — грамотами министерств просвещения СССР и РСФСР. Загляните на уроки заслу­ женного учителя школы РСФСР, преподавателя елец­ кой средней школы № 21' Т. П. Першиной. Посмотрите на нее в минуты общения с детьми и вы увидите, как этот педагог умеет буквально заворожить своих воспитанников, заста­ вить по-иному смотреть на обычные вещи. Высокая насы­ щенность уроков учебнцм ма­ териалом, рациональное ис­ пользование каждой (минуты, — таково золотое правило учи­ тельницы. Вооружает глубокими.-' и Прочными знаниями', прививает своим воспитанникам лкЙЬвь к русскому языку и литерату­ ре заслуженный учитель УнкЬ- лы РСФСР, старший учитель добринекой средней школы № 2 Галина Дмитриевна Лебе­ денко. Советская школа находится «а одном из " замечательных этапов своего дальнейшего со­ вершенствования. В период развитого социализма перёд ней выдвигаются все более сложные задачи, связанные с особенностями современной© производства, научно-техниче­ ским и социальным прогресеоас Вчитываясь ,в строки поста­ новления ЦК КПСС и Совета Министров ССОР, о школе, мы хорошо видим проблемы, КО о- рые нам предстоит решать осуществлению всеобщего среднего образования, подго­ товке учащихся к жизни и ) трудовой деятельности. 1 Учитель стоит у истоков ус­ пешной работы школы. Уро­ вень его работы определяет качество обучения и воспита­ ния подрастающею поколения. К учителю предъявляются но­ вые требования по повышению идешю-политической подготов- ки и педагогического мастер­ ства. Он должен овладеть все­ ми тонкостями трудового вос­ питания учащихся на уроке и во внеучебное время, умело проводить профориентациониую работу среди учащихся и их родителей. Прививать детя|М активное стремление к участию в созда­ нии материальных и духовных ценностей —• почетный долг школы, учителя и всей общест­ венности. Для этого у нас. есть все условия и главное — замечательные кадры, ценный опыт успешной работы по ком­ мунистическому воспитанию школьников, умение липецких педагогов решать самке слож­ ные задачи. В. ШАТАЛОВ, заведующий облоно. Совсем недавно появился в Липецке меж­ школьный учебно-производственный комбинат. Первенец «школьной индустрии» в нашей об­ ласти. А уже занятия в его кабинетах-цехах стали составной частью школьной программы. Достаточно взглянуть на эти фотографии, что­ бы убедиться, как увлеченно занимаются тру­ дом старшеклассники. Их увлеченность — ре­ зультат большой работы педагогов. Таких, как преподаватель радиоэлектронники О. Ф Жа- рич (на снимке справа), преподаватель швейного дела Е. В. Лрла (на снимке слева) Фото В. Базылева. МАЛЬЧИШКИ ВЫШЛИ В ПОЛЕ ...Жизнь Бигильдинской сред­ ней школы шла своим че­ редом: уроки, перемены, то­ ропливые передышки в учи­ тельской. С тех пор, как вер­ нулся из райцентра ее дирек­ тор Виктор Николаевич Беляев, прошло уже больше недели. Его кабинет превратился в штаб по созданию производст­ венной бригады. А сам он, что говорится, обрастал единомыш­ ленниками. В числе первых и-з них оказались директор совхо­ за «Сторожевекий» Е. В. Ма- заев, агротехник Е. В. Тарасов, организатор внеклассной рабо­ ты в школе В. Н Дымова,пере­ довой механизатор совхоза И. И. Шабанов и другие. И вот постепенно стало ме­ няться хозяйство школы: пло- щадь в 100 гектаров земли бы­ ла передана юным хлебороба^, свекловодам, овощеводам, ме­ ханизаторам. Разработана тех­ нологическая карта севооборо­ та. Ответственность за осуще­ ствление всех работ на этом огромном участке полностью легла на школьную бригаду, иначе говоря, на мальчишек и девчонок. Вокруг нового дела бушева­ ли страсти. Не рано ли возла­ гать на детские плечи такую ответственность? Все, „мол, это из области детской романтики: штурм полевых высот, возму­ жание характеров... Надолго ли хватит директорского пыла? А жизнь брала свое. Посте­ пенно заполнялся сводками, за­ писями полевой журнал. У. ре­ бят вырабатывались навыки, наблюдательность, рождалея опыт. Прямо за школой, на расчищенной площадке, назван­ ной трактородромом, робкими шагами трогался с места учеб­ ный трактор ДТ-75. То вдруг он разражался ревом, то начи­ нал долго тарахтеть, то оста­ навливался, как вкопанный, на месте или неистово срывался., как норовистый конь... Мальчишки прислушивались к советам инструктора Ивана Яковлевича Полунина, с завид­ ным терпением повторяли аз­ буку вождения, пока, наконец, не начинали понимать машину. Они засыпали инструктора не- терпели вы /ми опросами: — Ну когда же, наконец, выйдем в поле? В звено механизаторов, куда может попасть не каждый новичок, — народ подбирался особый. Они и сеют, и жнут, и обрабатывают поле на маши­ нах. И еще одно необходимое условие для членов этого уни­ версального звена: надо хоро­ шо учиться. И вот — поле. Не слишком доверчиво встретил поначалу Сашу Ишутина лучший ком­ байнер совхоза Иван Иванович Шабанов. Вздохнул про себя: «Ну и помощник! Не много, пожалуй, с ним напашешь. Ни­ чего, поработает, а там пос­ мотрим». Только Саша оказался не прост. Вставал с зарей, раньше самого Шабанова. «Спать бы тебе еще, парень», — поддраз­ нивал он помощника. Саша улыбался, а на работе — весь внимание, прислушивался ко всем советам комбайнера. Вскоре Саша сам повел по по­ лю комбайн. Потом и другие радостные вести были. Семиклассник Ва­ ся Михайлов умеете со своим наставником, комбайнером Ва­ силием Григорьевичем Коже­ мякиным- в жаркий период жатвы намолотил рекордное количество хлеба, о чем было сообщено в районной газете «Заветы Ильича». Сережа Без­ менов не отстал от старшего брата Анатолия. Приходится еще не-раз слы­ шать директору упреки кого- нибудь из родителей: ну что за участь вы готовите моему ре­ бенку? Зачем ему это «углуб­ ленное знакомство» с сельоко- хозяйстзепным производст­ вом? Вде равно, пока живы ЩХ, родители, не допустим его до земли. В город отправим, все сделаем, чтобы «культур­ ным» человеком стал. Беляев спорит с ними, раз­ убеждает. Директор школы знает: нелегкую участь готовят эти родители своим изнежен­ ным детям. Ведь на жизненных перекрестках не сбиваются • с пути лишь умеренные в себе люди, знающие и любящие т ф у д , _ к а к у ю специальность приобретут ре­ бята, останутся ли здесь, в се­ ле, или обретут новое место жительства. Важно другое. Трудовые навыки, приобретен­ ные здесь, на родных полях, непременно пригодятся. Будущее решит, кем быть его мальчишкам. Впрочем, у таких, как Вася Михайлов, Се­ режа Безменов, Саша Иш-утнь, на этот счет сомнений нет. Ре­ шение созрело с тех самых пор, когда впервые повели они в поле степные машины. Признательность Мое родное село — Кру­ тоярка. Это в Харьковской об­ ласти. 43 года назад там я впервые пошел в школу. Стоит оглянуться назад—и столько со­ бытий припомнится... И радо­ стных, и горьких. Энтузиазм первых пятилеток, война, вос­ становление народного хозяй­ ства... Но и до войны и после нее острее всего вершится трудо­ вая активность народа, дух здорового соперничества, слав­ ные дела первых ударников. Волна трудового подъема захватила и школу. В началь­ ных классах с. нами занима­ лась Екатерина Прокофьевна. Учительница организовала ра­ боту на пришкольном участке. А чтобы не потух детский ин­ терес к полезному делу, при­ дала ему форму соревнования. И вот моя первая премия —■ полуботинки!' Совершенная роскошь по тем Бременам. Впервые я почувствовал тогда радость от хорошо сделанной работы. Детство оборвется ■ в о й н о й , / затеряется след моей мудрой учительницы, судьба забросила меня далеко от родного села. Но где бы я ни жил, ни рабо­ тал, первая трудовая радость, подаренная мне учительницей, всегда была со мной, всегда помогала. П. ОЗЕРОВ, Герой Социалистического Труда, сталевар Ш1МЗ. |Каждый из нас может вспом­ нить немало людей, в большей или меньшей степени повлияв­ ших на формирование нашего характера, на выбор жизненно­ го пути. Их немало, но есть среди тих люди, чье влияние мы ощущаем долгие годы, по­ рой всю жизнь... Говоря гак, я прежде всего имею в виду Надежду Павлов­ ну Преклонскую. С пятого по седьмой класс она учила меня русскому, языку и литературе. Это было в одном из сел на Владимирщине, в нелегкие тридцатые годы. Надежда Павловна была щедра на вы­ думки. Только благодаря ей в нашей неполной средней Фи- лштатовской школе были орга­ низованы хор, драмкружок, шумовой оркестр. Не забыть мне и вечера литературных ша­ рад, с которыми мы выступали в соседних школах. За всеми этими интересны­ ми делами — наша Иадукда Павловна, умевшая в каж’^орт из своих учеников раза-ляд ть его индивидуальность, его оГо- собности. Но самое главное, чему учила нас Надежда Пав­ ловна, — это умению отозвать­ ся на чужую боль, принять живое участие в чьей-то судь­ бе. Она приводила конкретные примеры из жизни односельчан, раскрывая перед нами и* ду­ шевное богатство, прекрасные качества их характеров. Да ш сама жизнь учителя — благо­ родный образец самоотвержен­ ного служения делу, основэн­ ного на большой любви к де­ тям. -Айне нередко приходится выступать перед зрителями с концертами. Одни из них я назвала «Разговор о человече­ ской доброте». Иногда я ду­ маю, почему меня волнует эта тема? Отчего каждой своей работой, как могу, протестую против черствости, бездушия, эгоизма? Наверное, и потому, что в детстве рядом со мной жил и работал такой человек, как Надежда Павловна, моя учительница.- Ю. ГАНИНА, заслуженная артистка РСФСР. \ Ж. СКОЧЕДУБСША ДСТЬ 4 МИЛЛИАРДА КИЛОВАТТ-ЧАСОВ Э Л Е К Т Р О Э Н Е Р Г И И ! НАУКА И ПРАКТИКА ПРОГРАММА ДИАС: КАК УПРАВЛЯТЬ УРОЖАЙНОСТЬЮ Способ наследования любого признака можно изучить лишь в том случае, если есть два контраста рующух состояния этого признака (например, желтый или зеленый горох, ка­ рие или голубые глаза у чело­ века). Такие контрастирующие состоянии называются аллелй* ми, Диаллельное скрещивание применяется в селекции для определения способности рас­ тении давать высокоценные гибриды (при этом каждую линию скрещивают с остальны-•, ми для оценки всех возможных комбинаций). Отсюда назва­ ние программы — ДИАС. Эта программа но масшта­ бам не знает аналогов. Цель ее — интенсифицировать сель­ ское хозяйство, в частности, селекцию пшеницы. Программа реализуете,, с 1973 года. В ре­ зультате селекционная работа со 105 гибридными комбина­ циями в различных географиче­ ских точках Западной Сиби­ ри дала 15 новых форм яровой пшеницы, которые по урожай­ ности превосходят обычные сорта на 5—8 центнеров с гек­ тара. — Но Главное заключается в футам, — говорит заместитель заседателя Сибирского _от- :ення Академии наук СССР, >ектор Института цитоло- * генетики это деления мик Дмит[ Беляев, •едан банк ’ и комплекс программ для анали­ за на ЭВМ генетических приз­ наков продуктивности и а што - дов селекции. По существу, сделан крупный шат к 'управ­ ляемой селекции сельскохозяй­ ственных культур. Программа начала разраба­ тываться и осуществляться в Сибири. Почвенные и климати­ ческие условия отличаются здесь большим разнообразием; Поэтому севернее Нойссибит ска, например, нужны сорта максимально коротким вегет ционным периодом, а южнее оасухоустойчивые. Традицио ные методы селекции ньгне В рестали удовлетворять пр; тиков. Все острее , ощушае; необходимость в современв индустриальных методах - лекции, а генетики ра-ош гадот достаточными теорел ски)ми знаниями, чтобы у лстворить такую потреби Промежуточным звегомц: лизании программы сГф тематика, использование у — Мы начали с нзу признакоА продуктав-ност известных сортов — без невозможно конструп нужные генотипы, — зываст завелутощцу рией Института а генетики Викю — Прежде вали у р' -црйз«ак четзниг оказа" конам наследственности просто суммируются. Из 120 сортов, среди которых были и райони­ рованные, и новые, широко не испытанные генотипы, и старо­ давние сибирские гибриды, шведские, канадские, амери­ канские сорта, мы останови­ лись на 15. '2 году началось днал- 'зскрещноакие. В задачу Ф'бл1учелие такого ко~ цидного материала ть ими ’яерд- -Чф2 ч Марчука были объединены три «БЭСМ-6». Потребовалась раз­ работка новых генетических программ. Вместе с математиками ге­ нетики создали программу для «гибридной ЭВМ». Еще два года ушло На ее апробацию. Сейчас известны все генети­ ческие компоненты урожайно­ сти во всех точках Западной Сибири, изучены реакции на все метсофакторы по зонам, выработана стратегия для се­ лекционеров каждого из реги­ онов: по каким признакам (вес­ ти отбор, чтобы получить опти­ мальные сорта, с каким объе­ мом материалов надо рабо­ тать. На территории нашей страны троятся 47 селекционных цент­ ов. Их надо обеспечить пон­ тером, который будет проду­ ть все новые сорта, появ- цнеся в маре. Теперь эту у проделает ЭВМ. алледено решается зада- -ания государственной генетическойо аналяз а ?>скохозяйстреиных рас* :ья яровой ишеиицы ■ тема уже работает, авая программу, мы ывалп сразу иолу- сорта, — говорит ;ляев. — Однако в некоторых зонах .гибриды побивают /ти местные сорта, точках идет ни- 20—40 геиедшюа, испытания проводятся'на боль­ ших делянках, в будущем но­ вые гибридные формы будут переданы на государственное сортоиспытание. Попутно получены уникаль­ ные в мировой практике науч­ ные результаты, в частности по гетерозису. Что это такое? Гетерозисные растения своего рода феномены, превосходящие намного о боих прародителей по жизнеспособности, урожай­ ности. Они все]да плод встречи у' потомка нсаддитивных (роди­ тельских генов, тех, что в ком­ бинации дают неожиданные, феноменальные результаты. Вся беда, однако, в трм, сто в следующем поколении, когда образуются новые семена, уни­ кальная комбинация рассы­ пается и ценные свойства те­ ряются. Природа дала великое множество неаддитивных ге­ нов, но ответа на вопрос, как закрепить гетерозис, наука ищет и по сей день. Обычно в надежде сохранить наиболее ценные свойства у потомков селекционеры отби­ рают растения по максимуму -—тьродуктинных стеблей, числц зерен в колосе. Оказалось, сто для пшеницы важнее сред­ ние значения признаков, это позволяет решить задачу. ДИАС по)мог подучить ответ на вопрос, какие гены опреде­ ляют свойство стабильности, КЗЖ д ц у едг фСДййЩШ© ВЦ бяльноеть урожая. Установле­ на генетика реакций на отдель­ ные метеоролошческие факто­ ры: температуру, осадки, поч­ венные условия. Созданы фор­ мы, слабо реагирующие на осадки — для Кулуздниской степи, на температуру — для северных зон. Программа ДИАС скоррек­ тировала направление иссле­ дований некоторых институтов. Испытания показали, что нуж­ на переориентация на материа­ лы ДИАСа. Новые генетиче­ ские доноры, несущие нужные элементы, выведены скрещива­ нием для Якутии — скороспе­ лые, для Бурятии — засухо- и еонеустойчивые. Они попра­ вят и улучшат формы, полу­ ченные по программе,**и созда­ дут основы для планомерной селекции яровой пшеницы в Западной Сибири. Остается добавить, что но­ вый метод генетического ана­ лиза обладает широкими воз­ можностями. В частности, на ДИАСе можно проверить лю­ бые теоретические модели. Работы по программе ДИАС прямо отвечают задачам, по­ ставленным на июльском (1978 . года) Пленуме ЦК КПСС, обсуждавшем проблему новыиюния эффективе ости сельск-охоз я йетвсипого произ- водства. С. ВИНОКУРОВА АШ . КИЕВ. Четырехмиллиардный с начала года киловатт-час- электроэнергии выработан на Чернобыльской атомной элект­ ростанции. Коллектив АЭС до­ срочно выполнил социалисти­ ческие обязательства, взятые в честь годовщины Конституции ССОР. — Освоению проектных мощ­ ностей со значительным опере­ жением графика способствова­ ло использование опыта рабо­ ты коллективов других дейст­ вующих отечественных АЭС,—• сказал корреспонденту ТАСС министр энергетики и электри­ фикации республики А. Н. Ма- кухин. — Ударные темны взя­ ты с первого оборота турбины. Налицо большие преимущест­ ва АЭС, строительство которых вносит коренные изменения в структуру мощностей энергети­ ки. Это — наиболее характер­ ная особенность развития от­ расли в нынешней пятилетке. Атомные станции дадут зна­ чительную часть прироста элек­ троэнергии: кроме Чернобыль­ ской, полным ходом идет соо­ ружение Ровенекой и Южно- Украинской АЭС, которые да­ дут ток в этой пятилетке; на­ чалось строительство еще трех станций. (ТАСС). Т В Е Р Д Ы Й Г А З Ленинградские геологи пред' лагают внести в реестр потен-1 циальных топливных кладовых природы толщи вечной мерзло­ ты. В холодных недрах земной коры они обнаружили залежи твердого газа. Как оказалось, под действием низких темпера­ тур и высоких давлений при родный газ может переходить' в Так называемое кристаллогид- ратное состояние, внешне на-' поминая куски и хлопья сухого льда. Специалисты Всесоюзного нефтяного геологоразведочь о- го института, изучающие этот «ОШ# т * медто^ядаквА счи­ тают, что твердый газ образо-. вался много тысячелетий назад, когда потоки воды проникли в подземные пустоты, заполнен­ ные газом. Эксперименты пока­ зали, что один кубический метр воды способен поглотить свыше двухсот кубических метров га­ за. Добытый из недр газонос­ ный лед выделяет большое, ко­ личество топлива и воду, кото­ рая в свою очередь является активным биостимулятором. Сейчас ученые института составляют прогнозные оценки месторождений, СГАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz