Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
ч (Окончание. Начало на 1-й стр.)- использовании этих мощных машин за месяц можно .под нять зябь почти на ста тысячах гектаров! Председатель Даиковско- гэ райисполкома Е. С. Хлобы стов особенно настойчиво пы тался оправдаться... частыми дождями, несовершенством тяжелых машин, которые в слякоть «не идут». И это гово рил руководитель, которому бюро горкома партии поручи ло мобилизовать механизато ров хозяйств на ускорение па хоты зяби! В совхозе «Ягодновский», 1 г а я пают корни. В большинстве хо зяйств уборочно-транспортные отряды существуют лишь на бумаге: нет звеньев по техни ческому и культурно-бытовому обслуживанию, а также зве ньев по подготовке полей к уборке. Не во всех колхозах и совхо зах можно увидеть на краях свекловичных плантаций будки или шалаши, не организована доставка горячего питания. В Измалковском районе, от мечалось на штабе, почти ниче го не делается по внедрению опыта передовиков. Измалков- цы подняли зябь лишь на 40 процентах площади, а вот ме- Т Р Е Б У Е Т С Я У С К О Р Е Н И Е С заседаний ) областного оперативного штаба по уборке урожаи дется крс к примеру, подготовка площа дей под яровые..-«ультуры ве- мёдленно. Руко- чтйства не прини- 5ртонизации этой тпатовски. Поэтому многие трактористы, дымкают : ябь, тру- таринке, каждый на В таких 'условиях ,рить четкое \зухни' культурно-бытовое 1 «е. руководителей и з организовать ра- тозски, помочь им яды или звенья на лф-.,, создать в этих ,иеах временные парт ер , 1 Ы— вот чем должен был заниматься Е. С. Хлобыстов, которому горком КПСС пору чил важный участок работы. Начальник областного опера тивного штаба, секретарь об кома КПСС В. В. Донских в своем выступлении подчерк нул, что основные причины срыва заданий на пахоте зяби 8 том, что местные партийные и советские органы летом не ,провели соответствующей ра боты с людьми, не приняли мер) к внедрению метода ипа- тэвцев, не мобилизовали на вы полнение этой важной работы коммунистов. В целом ряде случаев, особенно в Данков- еком районе, не дают принци пиальной партийной оценки работе руководителей, не вы полняющих своих непосредст венных обязанностей. Штаб отметил неудовлетво- “ ритёльную работу руководите лей Данкоеского и Лев-Тол-, стовского районов и рекомен довал в ближайшие дни соз дать в каждом хозяйстве спе циализированные отряды, за которыми закрепить необхо-( димое количество мощных тракторов. До каждого из этих отрядов надо довести за- дени" материально заинтере- " механизаторов в пере- .нии этих заданий, обес- надежное техническое турнэ-бытовое обеспе- . пахарей, развернуть сре- их действенное социали- ское соревнование с тем, и значительно ускорить едение всего комплекса яых работ. СЛЕДУЮЩЕМ засе- тии областного штаба ,й заслушан вопрос «О ,-эорки сахарной свеклы колхозах и совхозах Измал- овского района». К 27 сентяб ря хозяйства района убрали корни лишь с 2200 гектаров из 8000. А в колхозе имени XX! партсъез/да к уборке сахарной свеклы только приступили. Плохо организованы работы на плантациях колхоза имени Дзержинского, где свеклович ницы вынуждены часами ожи дать, когда механизаторы выко- ханизаторы колхоза «40 лет Октября» уже завершили эту работу. Одной из главных причин плохого использования авто машин на транспортировке свеклы в Измалковском районе является ручная погрузка кор ней. Между тем имеющиеся в хозяйствах свеклопогрузчики или не приведены в готовность, или вовсе не используются. Деятельность Измалковского районного штаба, организую щего работы по завершению уборки урожая, не отвечает требованиям дня. Обстановка на полях' крайне сложная. Не обходимо мобилизовать всех людей и технику на заверше ние уборки урожая и взмета зяби. Райкому партии следует повысить спрос за выполнение планов и обязательств с каж дого руководителя и специа листа. Район имеет реальную возможность завершить убор ку сахарной свеклы к 10 ок тября, вспахать зябь — к 15 октября. ш ТАБ ТАКЖЕ рассмотрел вопрос о привлечении населения на уборку урожая. Особенно неудовлет ворительно ведут эту работу в закрепленных за ними хозяйст вах елецкие заводы «Эльта», элементный, «Гидропривод», объединение «Липецксан- техника», завод «Центролит» и домостроительный комбинат Липецка. Ч Липецкий и Елецкий горко мы КПСС, райкомы партии и горрайисполкомы обязаны на править на уборку урожая са харной свеклы и картофеля с предприятий, учреждений и ор. ганизаций областного центра— 29 тысяч человек, Ельца — 7 тысяч человек. На уборку следует больше привлечь сту дентов высших учебных заве дений, учащихся техникумов, общеобразовательных школ и профессионально - технических училищ. Необходимо закрепить за коллективами, выезжающими в колхозы и совхозы, ответствен ных представителей для орга низации труда на местах, уста новить строгий контроль за вы полнением предприятиями, уч реждениями и организациями установленных заданий по уборке. Обеспечить размещение при влеченного населения по квар тирам колхозников, рабочих и служащих совхозов, а также использовать для этого обще жития и другие жилые здания. Наладить горячее питание с до ставкой в поле. Разработать условия и меры морального и материального поощрения кол лективов, а также отдельных рабочих и служащих за лучшие производственные показатели. К АЖДЫЙ год, в первое воо'-сресенье октибря, наступает Дет» учите ля. К этому време ни, после первых волнующих дней учебных занятий в шко лах, обычно устанавливается напряженный трудовой ритм, и вся деятельность учителей, весь их кропотливый, сложный н ответственный труд напол няются заботой о судьбе своих воспитанников. Восемь лет преподает рус акий язык и литературу в ли пецкой вредней школе № 36 Юлия Дмитриевна Понтона. Ее любят ученики, уважают кол леги. Глубокие знания позво ляют Юлии Дмитриевне вла деть различными формами я методами обучения. Ее уроки носят и обучающий, и воспи тывающий характер. Уже четы ре года Ю. Д. Попова —- классный руководитель 8 «А» класса. За это время ею соз дан дружный, коллектив, в ко тором все ученики успевают. В прошлом году ее класс был правофланговым пионерским отрядим, сейчас — это лучшая комсомольская группа школы. За всем, сто есть положи- МАСТЕРСТВО ПЕ И Н Т Е Л Е ! тельного в работе учителя, стоит каждодневный труд, гражданский подвиг педагога. Этот труд высоко ценит наша партиен, и она делает все дли неуклонного духовного роста, всесторонней подготовки педа гогов и создания благоприят ных условий для их успешной работы. Достаточно сказать, что за последние десять лет неузнаваемо изменилась ма териальная база школ и дру гих детских учреждений нашей области. В районах и городах на смену ста рым школьным зданиям приходят современные — с просторными классными комна тами, спортивными залами, стояовы)ми и кабинетами. Толь ко к началу текущего учебного года введено школьных зданий почти на 5 тысяч ученических мест. Всенародное признание зна чимости труда учителя, отече ская забота о нем проявились и в установлении почетного звания «Народный учитель СССР». Педагоги удостаивают ся самых высоких правительст венных наград. Только в этом году более сорока работников народного образования на граждены орденами и медаля ми, девяти присвоено знание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 68 учителей награж дены значками «Отличник на родного образования» и «От личник просвещения ССОР», 70 — грамотами министерств просвещения СССР и РСФСР. Загляните на уроки заслу женного учителя школы РСФСР, преподавателя елец кой средней школы № 21' Т. П. Першиной. Посмотрите на нее в минуты общения с детьми и вы увидите, как этот педагог умеет буквально заворожить своих воспитанников, заста вить по-иному смотреть на обычные вещи. Высокая насы щенность уроков учебнцм ма териалом, рациональное ис пользование каждой (минуты, — таково золотое правило учи тельницы. Вооружает глубокими.-' и Прочными знаниями', прививает своим воспитанникам лкЙЬвь к русскому языку и литерату ре заслуженный учитель УнкЬ- лы РСФСР, старший учитель добринекой средней школы № 2 Галина Дмитриевна Лебе денко. Советская школа находится «а одном из " замечательных этапов своего дальнейшего со вершенствования. В период развитого социализма перёд ней выдвигаются все более сложные задачи, связанные с особенностями современной© производства, научно-техниче ским и социальным прогресеоас Вчитываясь ,в строки поста новления ЦК КПСС и Совета Министров ССОР, о школе, мы хорошо видим проблемы, КО о- рые нам предстоит решать осуществлению всеобщего среднего образования, подго товке учащихся к жизни и ) трудовой деятельности. 1 Учитель стоит у истоков ус пешной работы школы. Уро вень его работы определяет качество обучения и воспита ния подрастающею поколения. К учителю предъявляются но вые требования по повышению идешю-политической подготов- ки и педагогического мастер ства. Он должен овладеть все ми тонкостями трудового вос питания учащихся на уроке и во внеучебное время, умело проводить профориентациониую работу среди учащихся и их родителей. Прививать детя|М активное стремление к участию в созда нии материальных и духовных ценностей —• почетный долг школы, учителя и всей общест венности. Для этого у нас. есть все условия и главное — замечательные кадры, ценный опыт успешной работы по ком мунистическому воспитанию школьников, умение липецких педагогов решать самке слож ные задачи. В. ШАТАЛОВ, заведующий облоно. Совсем недавно появился в Липецке меж школьный учебно-производственный комбинат. Первенец «школьной индустрии» в нашей об ласти. А уже занятия в его кабинетах-цехах стали составной частью школьной программы. Достаточно взглянуть на эти фотографии, что бы убедиться, как увлеченно занимаются тру дом старшеклассники. Их увлеченность — ре зультат большой работы педагогов. Таких, как преподаватель радиоэлектронники О. Ф Жа- рич (на снимке справа), преподаватель швейного дела Е. В. Лрла (на снимке слева) Фото В. Базылева. МАЛЬЧИШКИ ВЫШЛИ В ПОЛЕ ...Жизнь Бигильдинской сред ней школы шла своим че редом: уроки, перемены, то ропливые передышки в учи тельской. С тех пор, как вер нулся из райцентра ее дирек тор Виктор Николаевич Беляев, прошло уже больше недели. Его кабинет превратился в штаб по созданию производст венной бригады. А сам он, что говорится, обрастал единомыш ленниками. В числе первых и-з них оказались директор совхо за «Сторожевекий» Е. В. Ма- заев, агротехник Е. В. Тарасов, организатор внеклассной рабо ты в школе В. Н Дымова,пере довой механизатор совхоза И. И. Шабанов и другие. И вот постепенно стало ме няться хозяйство школы: пло- щадь в 100 гектаров земли бы ла передана юным хлебороба^, свекловодам, овощеводам, ме ханизаторам. Разработана тех нологическая карта севооборо та. Ответственность за осуще ствление всех работ на этом огромном участке полностью легла на школьную бригаду, иначе говоря, на мальчишек и девчонок. Вокруг нового дела бушева ли страсти. Не рано ли возла гать на детские плечи такую ответственность? Все, „мол, это из области детской романтики: штурм полевых высот, возму жание характеров... Надолго ли хватит директорского пыла? А жизнь брала свое. Посте пенно заполнялся сводками, за писями полевой журнал. У. ре бят вырабатывались навыки, наблюдательность, рождалея опыт. Прямо за школой, на расчищенной площадке, назван ной трактородромом, робкими шагами трогался с места учеб ный трактор ДТ-75. То вдруг он разражался ревом, то начи нал долго тарахтеть, то оста навливался, как вкопанный, на месте или неистово срывался., как норовистый конь... Мальчишки прислушивались к советам инструктора Ивана Яковлевича Полунина, с завид ным терпением повторяли аз буку вождения, пока, наконец, не начинали понимать машину. Они засыпали инструктора не- терпели вы /ми опросами: — Ну когда же, наконец, выйдем в поле? В звено механизаторов, куда может попасть не каждый новичок, — народ подбирался особый. Они и сеют, и жнут, и обрабатывают поле на маши нах. И еще одно необходимое условие для членов этого уни версального звена: надо хоро шо учиться. И вот — поле. Не слишком доверчиво встретил поначалу Сашу Ишутина лучший ком байнер совхоза Иван Иванович Шабанов. Вздохнул про себя: «Ну и помощник! Не много, пожалуй, с ним напашешь. Ни чего, поработает, а там пос мотрим». Только Саша оказался не прост. Вставал с зарей, раньше самого Шабанова. «Спать бы тебе еще, парень», — поддраз нивал он помощника. Саша улыбался, а на работе — весь внимание, прислушивался ко всем советам комбайнера. Вскоре Саша сам повел по по лю комбайн. Потом и другие радостные вести были. Семиклассник Ва ся Михайлов умеете со своим наставником, комбайнером Ва силием Григорьевичем Коже мякиным- в жаркий период жатвы намолотил рекордное количество хлеба, о чем было сообщено в районной газете «Заветы Ильича». Сережа Без менов не отстал от старшего брата Анатолия. Приходится еще не-раз слы шать директору упреки кого- нибудь из родителей: ну что за участь вы готовите моему ре бенку? Зачем ему это «углуб ленное знакомство» с сельоко- хозяйстзепным производст вом? Вде равно, пока живы ЩХ, родители, не допустим его до земли. В город отправим, все сделаем, чтобы «культур ным» человеком стал. Беляев спорит с ними, раз убеждает. Директор школы знает: нелегкую участь готовят эти родители своим изнежен ным детям. Ведь на жизненных перекрестках не сбиваются • с пути лишь умеренные в себе люди, знающие и любящие т ф у д , _ к а к у ю специальность приобретут ре бята, останутся ли здесь, в се ле, или обретут новое место жительства. Важно другое. Трудовые навыки, приобретен ные здесь, на родных полях, непременно пригодятся. Будущее решит, кем быть его мальчишкам. Впрочем, у таких, как Вася Михайлов, Се режа Безменов, Саша Иш-утнь, на этот счет сомнений нет. Ре шение созрело с тех самых пор, когда впервые повели они в поле степные машины. Признательность Мое родное село — Кру тоярка. Это в Харьковской об ласти. 43 года назад там я впервые пошел в школу. Стоит оглянуться назад—и столько со бытий припомнится... И радо стных, и горьких. Энтузиазм первых пятилеток, война, вос становление народного хозяй ства... Но и до войны и после нее острее всего вершится трудо вая активность народа, дух здорового соперничества, слав ные дела первых ударников. Волна трудового подъема захватила и школу. В началь ных классах с. нами занима лась Екатерина Прокофьевна. Учительница организовала ра боту на пришкольном участке. А чтобы не потух детский ин терес к полезному делу, при дала ему форму соревнования. И вот моя первая премия —■ полуботинки!' Совершенная роскошь по тем Бременам. Впервые я почувствовал тогда радость от хорошо сделанной работы. Детство оборвется ■ в о й н о й , / затеряется след моей мудрой учительницы, судьба забросила меня далеко от родного села. Но где бы я ни жил, ни рабо тал, первая трудовая радость, подаренная мне учительницей, всегда была со мной, всегда помогала. П. ОЗЕРОВ, Герой Социалистического Труда, сталевар Ш1МЗ. |Каждый из нас может вспом нить немало людей, в большей или меньшей степени повлияв ших на формирование нашего характера, на выбор жизненно го пути. Их немало, но есть среди тих люди, чье влияние мы ощущаем долгие годы, по рой всю жизнь... Говоря гак, я прежде всего имею в виду Надежду Павлов ну Преклонскую. С пятого по седьмой класс она учила меня русскому, языку и литературе. Это было в одном из сел на Владимирщине, в нелегкие тридцатые годы. Надежда Павловна была щедра на вы думки. Только благодаря ей в нашей неполной средней Фи- лштатовской школе были орга низованы хор, драмкружок, шумовой оркестр. Не забыть мне и вечера литературных ша рад, с которыми мы выступали в соседних школах. За всеми этими интересны ми делами — наша Иадукда Павловна, умевшая в каж’^орт из своих учеников раза-ляд ть его индивидуальность, его оГо- собности. Но самое главное, чему учила нас Надежда Пав ловна, — это умению отозвать ся на чужую боль, принять живое участие в чьей-то судь бе. Она приводила конкретные примеры из жизни односельчан, раскрывая перед нами и* ду шевное богатство, прекрасные качества их характеров. Да ш сама жизнь учителя — благо родный образец самоотвержен ного служения делу, основэн ного на большой любви к де тям. -Айне нередко приходится выступать перед зрителями с концертами. Одни из них я назвала «Разговор о человече ской доброте». Иногда я ду маю, почему меня волнует эта тема? Отчего каждой своей работой, как могу, протестую против черствости, бездушия, эгоизма? Наверное, и потому, что в детстве рядом со мной жил и работал такой человек, как Надежда Павловна, моя учительница.- Ю. ГАНИНА, заслуженная артистка РСФСР. \ Ж. СКОЧЕДУБСША ДСТЬ 4 МИЛЛИАРДА КИЛОВАТТ-ЧАСОВ Э Л Е К Т Р О Э Н Е Р Г И И ! НАУКА И ПРАКТИКА ПРОГРАММА ДИАС: КАК УПРАВЛЯТЬ УРОЖАЙНОСТЬЮ Способ наследования любого признака можно изучить лишь в том случае, если есть два контраста рующух состояния этого признака (например, желтый или зеленый горох, ка рие или голубые глаза у чело века). Такие контрастирующие состоянии называются аллелй* ми, Диаллельное скрещивание применяется в селекции для определения способности рас тении давать высокоценные гибриды (при этом каждую линию скрещивают с остальны-•, ми для оценки всех возможных комбинаций). Отсюда назва ние программы — ДИАС. Эта программа но масшта бам не знает аналогов. Цель ее — интенсифицировать сель ское хозяйство, в частности, селекцию пшеницы. Программа реализуете,, с 1973 года. В ре зультате селекционная работа со 105 гибридными комбина циями в различных географиче ских точках Западной Сиби ри дала 15 новых форм яровой пшеницы, которые по урожай ности превосходят обычные сорта на 5—8 центнеров с гек тара. — Но Главное заключается в футам, — говорит заместитель заседателя Сибирского _от- :ення Академии наук СССР, >ектор Института цитоло- * генетики это деления мик Дмит[ Беляев, •едан банк ’ и комплекс программ для анали за на ЭВМ генетических приз наков продуктивности и а што - дов селекции. По существу, сделан крупный шат к 'управ ляемой селекции сельскохозяй ственных культур. Программа начала разраба тываться и осуществляться в Сибири. Почвенные и климати ческие условия отличаются здесь большим разнообразием; Поэтому севернее Нойссибит ска, например, нужны сорта максимально коротким вегет ционным периодом, а южнее оасухоустойчивые. Традицио ные методы селекции ньгне В рестали удовлетворять пр; тиков. Все острее , ощушае; необходимость в современв индустриальных методах - лекции, а генетики ра-ош гадот достаточными теорел ски)ми знаниями, чтобы у лстворить такую потреби Промежуточным звегомц: лизании программы сГф тематика, использование у — Мы начали с нзу признакоА продуктав-ност известных сортов — без невозможно конструп нужные генотипы, — зываст завелутощцу рией Института а генетики Викю — Прежде вали у р' -црйз«ак четзниг оказа" конам наследственности просто суммируются. Из 120 сортов, среди которых были и райони рованные, и новые, широко не испытанные генотипы, и старо давние сибирские гибриды, шведские, канадские, амери канские сорта, мы останови лись на 15. '2 году началось днал- 'зскрещноакие. В задачу Ф'бл1учелие такого ко~ цидного материала ть ими ’яерд- -Чф2 ч Марчука были объединены три «БЭСМ-6». Потребовалась раз работка новых генетических программ. Вместе с математиками ге нетики создали программу для «гибридной ЭВМ». Еще два года ушло На ее апробацию. Сейчас известны все генети ческие компоненты урожайно сти во всех точках Западной Сибири, изучены реакции на все метсофакторы по зонам, выработана стратегия для се лекционеров каждого из реги онов: по каким признакам (вес ти отбор, чтобы получить опти мальные сорта, с каким объе мом материалов надо рабо тать. На территории нашей страны троятся 47 селекционных цент ов. Их надо обеспечить пон тером, который будет проду ть все новые сорта, появ- цнеся в маре. Теперь эту у проделает ЭВМ. алледено решается зада- -ания государственной генетическойо аналяз а ?>скохозяйстреиных рас* :ья яровой ишеиицы ■ тема уже работает, авая программу, мы ывалп сразу иолу- сорта, — говорит ;ляев. — Однако в некоторых зонах .гибриды побивают /ти местные сорта, точках идет ни- 20—40 геиедшюа, испытания проводятся'на боль ших делянках, в будущем но вые гибридные формы будут переданы на государственное сортоиспытание. Попутно получены уникаль ные в мировой практике науч ные результаты, в частности по гетерозису. Что это такое? Гетерозисные растения своего рода феномены, превосходящие намного о боих прародителей по жизнеспособности, урожай ности. Они все]да плод встречи у' потомка нсаддитивных (роди тельских генов, тех, что в ком бинации дают неожиданные, феноменальные результаты. Вся беда, однако, в трм, сто в следующем поколении, когда образуются новые семена, уни кальная комбинация рассы пается и ценные свойства те ряются. Природа дала великое множество неаддитивных ге нов, но ответа на вопрос, как закрепить гетерозис, наука ищет и по сей день. Обычно в надежде сохранить наиболее ценные свойства у потомков селекционеры отби рают растения по максимуму -—тьродуктинных стеблей, числц зерен в колосе. Оказалось, сто для пшеницы важнее сред ние значения признаков, это позволяет решить задачу. ДИАС по)мог подучить ответ на вопрос, какие гены опреде ляют свойство стабильности, КЗЖ д ц у едг фСДййЩШ© ВЦ бяльноеть урожая. Установле на генетика реакций на отдель ные метеоролошческие факто ры: температуру, осадки, поч венные условия. Созданы фор мы, слабо реагирующие на осадки — для Кулуздниской степи, на температуру — для северных зон. Программа ДИАС скоррек тировала направление иссле дований некоторых институтов. Испытания показали, что нуж на переориентация на материа лы ДИАСа. Новые генетиче ские доноры, несущие нужные элементы, выведены скрещива нием для Якутии — скороспе лые, для Бурятии — засухо- и еонеустойчивые. Они попра вят и улучшат формы, полу ченные по программе,**и созда дут основы для планомерной селекции яровой пшеницы в Западной Сибири. Остается добавить, что но вый метод генетического ана лиза обладает широкими воз можностями. В частности, на ДИАСе можно проверить лю бые теоретические модели. Работы по программе ДИАС прямо отвечают задачам, по ставленным на июльском (1978 . года) Пленуме ЦК КПСС, обсуждавшем проблему новыиюния эффективе ости сельск-охоз я йетвсипого произ- водства. С. ВИНОКУРОВА АШ . КИЕВ. Четырехмиллиардный с начала года киловатт-час- электроэнергии выработан на Чернобыльской атомной элект ростанции. Коллектив АЭС до срочно выполнил социалисти ческие обязательства, взятые в честь годовщины Конституции ССОР. — Освоению проектных мощ ностей со значительным опере жением графика способствова ло использование опыта рабо ты коллективов других дейст вующих отечественных АЭС,—• сказал корреспонденту ТАСС министр энергетики и электри фикации республики А. Н. Ма- кухин. — Ударные темны взя ты с первого оборота турбины. Налицо большие преимущест ва АЭС, строительство которых вносит коренные изменения в структуру мощностей энергети ки. Это — наиболее характер ная особенность развития от расли в нынешней пятилетке. Атомные станции дадут зна чительную часть прироста элек троэнергии: кроме Чернобыль ской, полным ходом идет соо ружение Ровенекой и Южно- Украинской АЭС, которые да дут ток в этой пятилетке; на чалось строительство еще трех станций. (ТАСС). Т В Е Р Д Ы Й Г А З Ленинградские геологи пред' лагают внести в реестр потен-1 циальных топливных кладовых природы толщи вечной мерзло ты. В холодных недрах земной коры они обнаружили залежи твердого газа. Как оказалось, под действием низких темпера тур и высоких давлений при родный газ может переходить' в Так называемое кристаллогид- ратное состояние, внешне на-' поминая куски и хлопья сухого льда. Специалисты Всесоюзного нефтяного геологоразведочь о- го института, изучающие этот «ОШ# т * медто^ядаквА счи тают, что твердый газ образо-. вался много тысячелетий назад, когда потоки воды проникли в подземные пустоты, заполнен ные газом. Эксперименты пока зали, что один кубический метр воды способен поглотить свыше двухсот кубических метров га за. Добытый из недр газонос ный лед выделяет большое, ко личество топлива и воду, кото рая в свою очередь является активным биостимулятором. Сейчас ученые института составляют прогнозные оценки месторождений, СГАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz