Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

24 сентября 1978 г., №-22^^15220) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 ПУТЬ К ПЬЕДЕСТАЛУ Т»рг»* 5 №ые яркой позолотой березки в палисадниках, раз- иаряженные красными буса­ ми ря-бшш, белеющие в садах антоновки и почти полная ти­ шина во дворах и на улицах. Таким нынче предстает село Сторожевое. Пусты кабинеты ■^колхозной конторы. Сентябрь ©крайнего утра уводит людей за> околицу- Осенние заботы торопят: не так уж далеки и оедаге*зазимки. Как я методу, в сторожев­ ого* колхозе «Великий Ок- 1 яб{н>»- есть отменные мастера земледелии, и в животно- ж вд с тве, чьи опыт и знания — н а с т о я щ е е богатство хозяйст- •-\ка, есть просто работающие д о б р о с о в е с п ю , ё с т ь и такие, ктона отшибе от интересов мэшьехтпва. Но не о последних сейчас речь, их немного. В-селе» справедливо гордятся старым механизатором Васи­ лием Федоровичем Тарлыко- йьш - Человек доброй и щедрой' .туши, он беспредельно влюб­ лен в-землю, отдает ей все си­ лы. И она не остается в дол­ гу. В его механизированном звене урожаи в 300 центнеров сахарной свеклы с гектара ста­ ли устойчивыми и обычными. В любом деле требуется по­ стоянный поиск, старание, ес­ ли хотите, горение. Тогда рож­ дается настоящий мастер. Тар- лыкова можно сравнить со старателем на золотых россы­ пях. Он также скрупулезно и тщательно, по крупицам соби­ рает передовой опыт я приме­ няет его на своем поле. А еще — крепкая хозяйская жилка. Коли положены на его уча­ сток, скажем, триста тонн ми­ неральных удобрений, будьте уверены — стребует, поехал тракторист пахать загонку — день за плугом ходить будет, качество проверять, а если по­ сеет, так рядки — натянутые струны. И почести ему по- заслугам. Фотография — на Доске поче­ та, на всех колхозных собра­ ниях — его в президиум, и на поздравительные открытки ему ни правление, ни партком не скупятся. Путевка в санато­ рий вне очереди — опцть ему, Тарлыкову. А уж о премиях и говорить нечего. Щедро поощ­ ряют передовика. Работают в колхозе еще два механизированных звена — Алексея Пехова и Николая Жданова. Свекловоды потом­ ственные, любят они свое поле не меньше Тарлыкова, да и желания брать от него полной мерой им тоже не занимать. А вот показатели у них скром­ нее. Правда, это по сторожев- ским меркам. Для иного звена 250 центнеров корней с гекта­ ра — достижение немалое, а в «Великом Октябре» они ходят в- середняках. - Не без гордости называют сЬтирожевцы имена трактори­ стов Николая Никонова, Юрия Жданова, Николая Коровина, комбайнера Алексея Иванова. Умеют они и гектары дать, и качество. Передовики, уважае­ мые- люди, портреты их тоже на Доске почета. Ставят нх в пример другим, они, так ска­ зать, надежная опора в вос­ питательной работе правления и парткома среди «механиза­ торской массы». — Какова же эта масса? — спрашиваю парторга. — Полсотни человек, — от*, веча-ет А. М. Шнов. — Та­ ких, чтобы через лень-колоду работали, яе припоминаю, хоть кое-кто и замыкает соревно- вательскую эстафету. Осталь­ ные — середняки коренные. К большим высотам они как-то не тянутся, но и в недобросо­ вестности их не упрекнешь. Претензии к ним не имеем. На их плечах хозяйство держится. Любопытная арифметика по­ лучается. Передовиков в кол­ хозе по пальцам сочтешь, от­ стающих тоже. И с теми, и с другими правление и партком, разумеется, работают. А что делается, чтобы середняки стали той питательной средой, откуда бы непрерывно выра­ стали все новые и новые пере­ довики, чтобы их полку при­ бывало постоянно. Отвечая на эти ' вопросы, Панов перечисляет немало ме­ роприятий, проводимых и правлением, и парткомом. По форме правильно. Но дают ли эти мероприятия нужную отдачу? Беседуем с Алексеем Пеховьш. Добро­ душный, без тени хитринки, он выкладывает свои мысли на­ чистоту. И формализм в ра­ боте с основными механиза­ торскими кадфами — сразу как на ладони. Совещания, бе­ седы, рассказы о передовом опыте — все это, как говорит­ ся, в общем и целом. Речь тут сводится к тому, что надо делать. А вот как конкретно, в конкретных случаях. Сейчас, наверное, нет руко­ водителя хозяйства или пар­ тийного работника, который бы не знал, как организовать соревнование. Каждый из них наверняка, может процитиро­ вать ленинские слова о глас­ ности, сравнимости результа­ тов, возможности повторения опыта передовиков. А вот до дела дойдет... Допускают в «Великом Ок­ тябре», как, впрочем, .и во мно­ гих других колхозах и совхо­ зах, немаловажный просчет. Взять хотя бы ту же глас­ ность. Пекутся о ней лишь в самом начале соревнования. Люди узнают о своих показа­ телях быстро, могут сравнить их с результатами товарищей. Но, как правило, они бывают не осведомлены о том, как пе­ редовик добился успеха, в чем причина «моего от него отста­ вания». Об этом почему-то почти не говорят. — Впрочем, к концу кампа­ нии, и эстафету не всегда уви­ дишь, — говорит А. Пехов. — Вот, к примеру, сейчас. Убор­ ка свеклы, на счету минуты. Приедешь в поле и сразу — на загонку, к комбайну. А эта самая эстафета на полевом стане, куда и заглянуть-то не­ когда. Почему бы ее не приво­ зить к каждому агрегату? Вот и выходит, что нет в колхозе настоящей индивиду­ альной работы с механизато­ ром-середняк-чм. Его по сущест­ ву не учат на конкретных при­ мерах в конкретной ситуации. Иными словами, ему не пока­ зывают наглядно, как передо­ вик поступил в том или ином случае, чтобы быстрее и луч­ ше выполнить работу. Почему бы к тому же не рассказать людям просто и до­ ходчиво, если хотите, душевно, о том, каких высот достиг бы колхоз, как поднялся бы-- их материальный уровень, если бы все работали так, как пе­ редовики. Ведь тот же Тарлы- ков, к примеру, только пре­ мий получает за год, по сло­ вам парторга, почти тысячу рублей. Наконец, и условия в работе надо создавать всем одинаковые. С обидой расска­ зывал Пехов о том, как трак­ торная тележка поступила для его звена, а отдали ее Тарльг- каву. Мелочь как будто, а осадок на душе неприятный, мешающий работать. В животноводстве — свой недостаток. Помнится, как од­ нажды в одном из добрияских колхозов наблюдал я карти­ ну, которая глубоко тронула всех. В честь вчерашней от­ стающей доярки подняли флаг Трудовой славы. Пожилая женщина не могла скрыть вы­ ступивших слез. А произошло вот что. В хозяйстве просто стали оценивать труд доярок в зависимости от качества ко­ ров группы, внимательно ана­ лизировать все факторы, влия­ ющие на показатели, возмож­ ности увеличения выхода про­ дукции. И оказалось, что «от­ стающая;» трудится не хуже передовиков. В сторожевском колхозе это­ го нет. Тут, кто поднялся по надоям выше среднего уровня, тот и передовик. У дояра Н. А. Устинова группа хоро­ шая, у Т. Коровиной тоже и еще у многих доярок. А как быть Марии Скачковой, в группе которой «Милка» и не­ которые другие коровы дают в день лишь но два литра мо­ лока? Да разве только у Скач­ ковой? И вина в том не доя­ рок, а зоотехнической службы, призванной обновлять стадо. Работает эта служба пока плохо. Получается пока так: одни сравнительно легко выходят в передовики, другим до этого не дотянуться. Есть над чем поразмыслить и правлению, и парткому. Не­ легок путь на пьедестал пере­ довика, но «середняку» до не­ го не так уж далеко. Может быть, один шаг. И помочь сде­ лать его долг тех, кто стоит у руля хозяйства. А. ЗАМЯТИН, спец. корр. «Ленинского знамени». К Л А Д О В А Я В И Т А М И Н А « С » КИЕВ. Сбор плодов шипов­ ника начался в республике. Фармакологические предприя­ тия получат свыше 1600 тонн ценного сырья — значительно больше, чем в прошлые годы. (ТАСС). П О э Т И ч Е С К А Я Р У Б Р И К А ОСЕННИЕ МОТИВЫ Золотые береты Уронили подсолнухи. До свидания, лето! До свидания,’ солнышко! Караваем лучились, Медом, яблочным грузом. Выкуда укатились Переспелым арбузом? Гнется голая вишня — Все сдала на варенье. И давно уж не слышно В рощах птичьего пенья. То засвищет вдруг ветер, То уныло голосит. Дни короче. И света Утро мало приносит— Чудесна нынче осень, Словно:дали Из дымчатого слиты хрусталя. Спокойны тем. Что все,дары отдали. Опять уснули до весны поля. Все убрано. Лишь на лугах капуста: Возьмешь кочан — он соковит и туг. Литые ядра лопаются с хрустом В руках чеосторожньос молодух. Текут туманы над звенящим бродом. Черень холодка — на серебре реки. По всей округе льется запах меда И караваем пахнут ветерки. А. ВАСИЛЬЕВ. ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИТОРОВ В октябре-декабре 1978 года в области впервые проводится конкурс на лучшую патриоти­ ческую песню. Посвященный 60-летию ВЛКСМ, конкурс проходит под девизом: «Ком­ мунизм — это молодость ми­ ра». Цель его — способство­ вать созданию новых высоко- идейных и высокохудожест­ венных произведений о Роди­ не, В. И. Ленине, Коммунисти­ ческой партии. Ленинском ком­ сомоле, жизни и труде совет­ ской молодежи. На конкурс принимаются со­ чинения различных жанров. Н. СОКОЛОВА. ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА В ЛЕНИНГРАДЕ ...Изумительные по своему исполнению кружевные узоры, исполненные елецкими масте­ рицами в конце прошлого века. Рядом — липецкие игрушки того же времени. Эти экспона­ ты можно увидеть на выставке новых поступлений в Ленин­ градском Государственном русском музее. Научные' сотрудники музея из года в год совершают экспе­ диции по нашей Родине. Не раз бывали они и на территории Липецкой области, очкуда при­ везли в музей многие декора­ тивные изделия русской ста­ рины. На выставке, посвящен­ ной 80-летию музея, экспони­ руются и работы молодых ле­ нинградских художников, по­ бывавших в творческих коман­ дировках на липецкой земле. Г. НАБОЙЩИКОВ. I Н ОВАЯ книга Юлии Яковлевны Шифри­ ной, изданная недав­ но в Центрально-Чернозем­ ном издательстве, озаглавлена несколько необычно: «Меня это не касается». Название рассчитано на эффект «от про­ тивного»: всем содержанием книги писательница доказыва­ ет обратное, что ее все касает­ ся, ей до всего есть дело. Ак­ тивная доброта, душевная ши­ рота, гуманизм — вот основ­ ная позиция автора книги. Героиня рассказа «Меня это не касается», вся в хлопотах старушка, воспитывающая троих внуков, воспротивилась тому, чтобы в дом взяли соба­ ку, а когда собаку все же взя- ■ли, она заявила-.диеня это не касается. Однако со временем она сильно привязалась к Пи­ лоту. Причем, больше* всего полюбили собаку именно ба­ бушка и девятилетний внук Толя. Они больше всего пере­ живали, когда собака заболела и ее хотели «усыпить». В кон­ це концов собака выжила, и в самой этой истории нет ниче- .. |го особенного. Но нам дороги мо.менты глубокого, иногда да­ же философского проникнове­ ния щ Психологию людей, кото- -рое удается Ю. Шифриной, не- ; Усмотри на сдержанность ее ■-стилистической палитры. Мастерство писателя обычно ^наиболее полно проявляется 4в тех произведениях, в кото- |рых он не морализирует, а 1-предоставляет нам самим де- ыгать выводы. В рассказе «Да- йиы из Парижа» к старой жеи- ' (щине, живущей с дочерью, зя- *тем и двумя внуками, приез- *жает в гости подруга Фиса. 'Фиса недавно получила в го­ роде хорошую квартиру, но по доброте материнской отдала ее дочери, чтобы не мешать ей строить личное счастье с но­ вым мужем, а сама уехала в деревню на частную квартиру, где раньше прожила много лет. Там и живет на свою пенсию, да еще дочери помо­ гает. Вот и предлагает Фиса подруге поехать с ней жить в деревню. Трудная судьба у этих женщин. Но автор не пускается в рассуждения на­ счет долга Детей перед роди­ телями и т. п. Мы все сами понимаем, и мы благодарны писательнице за образец мате­ ринского самопожертвования, высокой любви и дружбы, ко­ торый она дает, в этом -расска­ зе. Прекрасно удаются автору образы детей и подростков. Дети в рассказах Ю. Шифри­ ной бывают скромными и из­ балованными, гуманными и наивно эгоистичными, любя­ щими и ненавидящими, благо­ родными, любознательными. «тВИИЯИНИНтиПЯМИИМИГО ЩЕДРОСТЬ Д У Ш И ★ К н и г и л и п е ц к и х а в т о р о в а п я т п п п 1 няянвм 1 «нпипиаго Это целый мир переживаний, романтических стремлений, по­ исков добра и справедливости, мир загадок и вопросов. Живя в неблагополучных семейных условиях, они терпят немало обид, но в конце концов доб­ рое в их сердцах побеждает. Автор книги отлично знает внутренний мир ребенка, его психологию, тонко чувствует очаровательный детский юмор. Писательнице удалось верно уловить самый процесс позна­ ния жизни, процесс нравствен­ ного роста, детского мышле­ ния, сбивчивый, непоследова­ тельный, трогательный в своей непосредственности и вместе с тем внутренне детерминиро­ ванный. Ведь у взрослых та­ кая путаница! «Севка хочет к папе — нельзя, бабушка хо­ чет к дедушке — нельзя! А я вот вырасту и всех пущу, кто к кому хочет!» — думает Ле­ ша, герой одного из наиболее удачных рассказов «Мы сиде-- ли с тобой». Ребенок мыслит сердцем, и хотя он не . в сос­ тоянии понять всех сложных отношений .между взрослыми, он мечтает, чтобы все были счастливы. Персонажи рассказа «-Алло, алло, междугородная...» по­ старше Леши. Катя учится в седьмом классе, Сережа, брат, — в восьмом. Они на пороге юности, и для автора самое главное в этом произведении — показать сложный путь становления их характера, формирования идеалов. Девоч­ ке пришлось пережить немало обид от отчима, довелось встретиться с родным отцом, который оказался добрым, ум­ ным, красивым человеком. Не­ просто было в тринадцать лет понять, как могла мать жить с нелюбимым человеком, только потому, что пободлась уехать за мужем в деревню, нелегко принять на свои плечи весь груз противоречивых отноше­ ний между старшими! Но она выдержала эти испытания. На наших* глазах девочка взрос­ леет, становится серьезнее, не­ зависимее. Нравственные проблемы, волнующие писательницу, группируются вокруг трех тем: тема неустроенного.детст­ ва, тема неустроенной старо­ сти, тема неустроенной любви. Конечно, это упрощенное выде­ ление, как и всегда, когда мы логически пытаемся осмыслить художественное явление. Должен заметить, что тема «несчастной любви», меньше удалась автору. Так, рассказы «Колеса вертятся» и «Я рас­ скажу» отличаются схематиз­ мом решения любовного конф­ ликта, по авторской концеп­ ции и расстановке основных сюжетных и психологических акцентов они почти повторяют друг друга. Несколько ненату­ ральным представляется про­ тивопоставление различных жизненных-позиций в рассказе «Я не 'могу уснуть». Автор от­ части находится под гипнозом благополучных концовок... Но большинство рассказов сборника по-настоящему вол­ нуют, судьбы и переживания героев вызывают сильные от­ ветные чувства. Мы ценим в произведениях Ю. Шифриной их облагораживающую силу, нравственную глубину, высо­ кий пафос провозглашения чувства долга, человечности, душевной щедрости. В. СЛАВЕЦКИЙ. ВСТРЕЧА МАТЕРЯМИ ГЕРОЕВ 5 ^ 4 / ^ V Белорусская ССР. Каждый день приходит к этому памят­ нику, к своим увековеченным в камне сыновьям старая мать. Они ушли от нее в бой за Ро­ дину, ушли навсегда — один за другим. Самый младший — Петр стал Героем Советского Союза, повторив в сорок чет­ вертом на братской латвийской земле подвиг Александра Мат­ росова. Недавно вместе с Анастаси­ ей Фоминичной Куприяновой к монументу, что стоит у ок­ раины города белорусских ав­ томобилестроителей Жодино, пришли молодые рабочие, бой­ цы студенческих стройотрядов, пионеры и школьники. На встречу с ними приехали Анна Тимофеевна Гагарина и Ольга Ивановна Коваленок — мате­ ри, вырастившие героев космо­ са. На снимке (слева направо): А. Т. Гагарина, А. Ф. Куприя­ нова и О. И. Коваленок среди пионеров. Фото А. Николаева. (Фотохроника ТАОС). Р О д н о и з е м л е с е р д ц а и р у к и м о л о д ы х ЗА ПИСЬ В СТАРОЙ ТЕТРАДИ Хлеб. Наверное, каждый вкладывает в это понятие прежде всего свое, годами сложившееся образное пред­ ставление. Для одних хлеб — это море убегающих волнами колосьев, для других — аро­ матная корочка свежеиспечен­ ной краюхи. Люба Селйщева, сколько помнит себя, всегда радовалась золотистому пото­ ку зерна. Невысокая, ладно скроенная, проворная, она и минувшим летом помогала на току. Помощь подростков колхозу в традиции многих семей. ^_/ и Селишевы... Уважае­ мые, трудолюбивые крестьяне. Люба — десятикласс н и ц а. Будущей весной получит в ру­ ки аттестат, станет выбирать дорогу в жизнь. Какой она ви­ дится ей сейчас? — Не знаю, — откровенно отвечает девушка. — Может, уеду. — А что, дома не нравится? — Почему? Нравится. Толь­ ко у нас в классе многие со­ бираются уезжать. _ Люба Селйщева учится в Захаровской средней школе. Два года назад ее выпускни­ ки всем классом решили ос­ таться жить и работать в род­ ном колхозе. Но в прошлом году боль­ шинство выпускников уехало из села. В этом — тоже. Ког­ да я спросил у Любы, а что думает она, нынеш­ няя десятиклассница, о реше­ нии своих предшественников — тех, что в свое время оста­ лись в колхозе, то в ответ ус­ лышал: — Я как-то мало их знаю. Довольны ли они, нет ли •— не скажу... А так ведь судить трудно. Согласимся, трудно. Но по­ чему девушка так плохо ос­ ведомлена о судьбе «выпуска- 76»? ...Директор десятилетки И. Р. Макаров приглашает в кабинет. Начинает рассказы­ вать: — Ну как же... Не помнить такой выпуск?! Наша, можно сказать, гордость.. Вся область узнала... — Иван Романович, — про­ шу директора, — расскажите поконкретнее: где они сейчас? С каким настроением работа­ ют, живут? И. Р. Макаров этих вопро­ сов, похоже, не ожидал. Он выдвинул ящик стола, стал пе­ ребирать бумаги. Затем до­ стал старую тетрадь (в ней оказался список учеников ин­ тересующего нас выпуска), и, называя вслух фамилии, по­ пробовал дать комментарий: — Та-а-ак... Улиточкнна Та­ ня — свекловичница в колхо­ зе... Да-а, должно быть и сей­ час. Во всяком случае, рабо­ тала. Володя Чичйн — трак­ торист, комбайнер... Как идут дела? Наверное, неплохо... Не будем цитировать дальше ответ, чтобы не ставить в не­ ловкое положение довольно опытного педагога. Но когда Иван Романович стал то и де­ ло выходить за дверь, спраши­ вая у учителей (а те, в свою очередь, друг у друга) кто, скажем, был у тех ребят ком­ соргом, и встречались ли они хоть раз все вместе после шко­ лы, стало ясно: память о них канула в Лету. Но если о «гордости школы» забыли тс самые педагоги, которые на­ путствовали ребят в жизнь, то что можно сказать о сегод­ няшних выпускниках, которые три года тому назад были еще на дальних подступах к завет­ ному классу? ...Вместе с И. Р. Макаровым идем по школьному коридору. В дальнем углу второго этажа директор останавливается у витрины «Сто дорог — одна твоя». Это школьный уголок профориентации. Тут названы специальности, в которых нуждается местный колхоз. Есть список литературы о раз­ ных профессиях. За всем этим, разумеется, определенная работа коллек­ тива. Не вдаваясь в подробно­ сти. скажем: школа поддержи­ вает и деловую связь с хозяй­ ством, исходя из целей той же профориентации. Но задума­ емся, что больше агитирует: общее понятие или конкрет­ ный пример? Конечно же, вто­ рое. Педагогам Захаровской десятилетки так и просятся в руки факты, используя кото­ рые, они могли бы заговорить со своими сегодняшними пи­ томцами о выборе жизненного пути ярким, хорошо аргумен­ тированным языком. Ведь что может быть ближе примера предшественника?! Будь он перед мысленным взором ны­ нешнего выпускника, неизвест­ но еще: подумывали бы ребя­ та упаковывать весною чемо­ даны или нет? К тому же получается несо­ ответствие. Директор десяти­ летки называет оставшийся в селе класс гордостью школы, а о гордости этой напоминает лишь список в старой тетради. Гордость — не самоцель, а великое подспорье в воспита­ нии. Надо полагать, немалые усилия приложил в свое время педагогический коллектив, что­ бы выпускники остались в родном колхозе. Ребцтам рас­ сказывали о сельскохозяйст­ венном производстве, показы­ вали его в действии. Учили, убеждали — словом. повсе­ дневно проводили важную ра­ боту, которую мы называем профессиональной ориентацией. Надо было ожидать, что учи­ теля, руководство 'школы прежде всего позаботятся о сохранении, развитии у уча­ щихся того высокого нравст­ венного подъема, который обусловил рождение инициа­ тивы, подумают о ее влиянии на последующие поколения ре­ бят. В Захаровне же почива­ ли на лаврах. И дух душевно­ го подъема постепенно улету­ чился. Сегодня здесь снова «выполняют план мероприя­ тий», начиная по сути дела с нуля. Словно и не было вол­ нующего события, взлета юно­ шеских устремлений... Да, «выпуск-76» почти весь остался на селе. Легкой до­ рожки в жизни не оказалось ни у кого, да и хотели ли ее ребята? Сегодня среди них действительно есть тракто­ рист и свекловичница... Но не только. Есть солдат и счетный работник, есть учительница и почтальон. Недавно в област­ ной печати сообщалось: в дру­ гой школе — Липецкой сред­ ней № 38 — открылся. музей ее истории. И главные его стенды посвящены выпускни­ кам. Это заставляет нынеш­ них школьников задумываться над тем, а как они пойдут по жизни. Такого рода стенды, уголки просто необходимы Захаров- окой десятилетке. Первое, что должно там появиться, — это любовно оформленный «порт­ рет» выпуска 1976 года. Не за­ стывший, а живой, постоянно дополняющийся новыми дета­ лями, штрихами: ведь их так много в самом деле. Вместе с Любой Селищевой попытаемся отыскать следы «именитых» предшественни­ ков в ее родном селе. Панино рядом с Захаровной. Но ошибся директор школы, пояснив, что, скажем, выпуск­ ница Таня Лишова работа­ ет дояркой. Она пока не рабо­ тает, потому что недавно вер­ нулась из Липецка. Да, уез­ жала из села, жила в городе. Теперь же вернулась, похоже, навсегда, — Замуж я вышла, — сооб­ щает подробности Таня. — Муж работает в колхозе. Ин­ женер. Теперь буду искать и себе дело по душе. Неожиданный поворот, прав­ да? Но он характеризует новь колхозного села. Смотрю — задумалась моя попутчица Люба Селйщева. А дверь нам открывает новая знакомая — Надя Иванцова. — Наш выпуск? Ну как же!.. — оживляется она. — Знаете, ведь нас возили даже, в Ли­ пецк. Помню сверкающий, за­ полненный до отказа большой зал Дворца культуры проф­ союзов. И поздравления, по­ желания... Наша знакомая на минуту задумывается, затем продол­ жает: —Надежды в общем-то сбы­ ваются. Вот я мечтала стать учительницей — стала. Пре­ подаю у нас же, в Панинской восьмилетней школе. Учусь заочно. Вы побывали у Тани? Рада за нее. В нашем селе жи­ вет еще одна моя бывшая од­ ноклассница. Наташа Мнха- лина. Она — почтальон. Меж­ ду прочим, все мы—замужем... И твердо, с гордостью Надя заключает: — Думаю, наш выпуск шко­ лу не подводит. И нам так кажется. Только вот ребята, которые сидят сегодня в Захаровне за парта­ ми, об этом ничего не знают. Нынешней осенью ожидается возвращение многих, парней «выпуска-76» из армии. И сно­ ва подумалось: почему бы не пригласить в полном составе тот выпуск в школу (подоб­ ной встречи не было ни разу!), не организовать дельный, очень нужный разговор? Пусть молодые производственники расскажут о том, как рабо­ тают, учатся, отдыхают. Пусть сегодняшние ученики почув­ ствуют себя их преемниками. И пусть послушают тех и дру­ гих колхозные руководители, воочию увидят свой резерв, подумают о нем. А пока председатель колхо­ за «Свобода» И. И. Моисеев тщетно силится припомнить: — Выпуск 1976-го года? Ви­ дите ли, я человек в колхозе новый. Нет, вобще-то моло­ дежь стараемся встречать... Вообще-то да. Но в данном случае и в колхозе, и в шко­ ле, забыв о патриотическом почине молодежи, не исполь­ зуют огромной возможности целенаправленного воздейст­ вия на нынешних учеников. Допустим, председатель колхо­ за человек, действительно, но­ вый, хотя и не настолько, что­ бы иметь моральное право не знать о событии. Но школа-то. педагоги!.. Н. ЛЕДЕНЕВ, спец. корр. & «Ленинского знамени». | Воловский район. $ ИНТЕРЕСНЫХ ( Е Д Г С Р С Ш х З ПО РЕЦЕПТАМ УЧЕНЫХ Первыми дегустаторами но­ вого молочного продукта, соз­ данного учеными республики, стали спортсмены. Принятые ими таблетки помогали быстрее восстановить силы после сорев­ нований, снимали усталость. По калорийности одна такая таб­ летка, сделанная из сгущенной сыворотки с добавлением вита­ минов, заменяет полстакзна сливок. , Разработка технологии ис­ пользования побочных продук­ тов молочной промышленности и поиски методов длительного хранения молочных продуктов определяют суть исследований лаборатории профессора П. За- риня в Латвийской сельскохо­ зяйственной академии. Кок­ тейль из пахты, кумыс, драже из сыворотки, предложенные специалистами, высокопита­ тельны, полезны взрослым и детям. Рижанам пришлись по вкусу вафли и конфеты, в которые те­ перь по рекомендации ученых кондитеры фабрик «17 июня» и «Лайма» добавляют сгущенную сыворотку. Рижский молочный комбинат выпустил партию взбитых сливок в двухсотграм­ мовых аэрозольных баллончи­ ках, технология производства которых также разработана в академии. ПТИЧЬЕ ЦАРСТВО ЯХОНТОВА Белый кречет гордо поднял голову. Кажется, вот-вот взле­ тят красный журззль и япон­ ская свиристель. А рядом пти­ цы, которых мало кто видел,— сорокопут-альбинос и розовая чайка... Это птичье царство размести­ лось в квартире В. Яхонтова, из­ вестного в Хабаровске и за его пределами орнитолога, в до­ машнем музее которого —• около 500 чучел пернатых. Почти полвека назад начал он собирать коллекцию. Ездил в экспедиции — ча Камчатку, Сахалин, острова Тихого океа­ на. 300 лучших экспонатов пере­ дал зоологическому музею МГУ. Благодаря В. Яхонтову жители многих городов страны впервые увидели черного жу­ равля, голубую соооку и дру­ гих редких птиц. Немало моно­ графий и статей написано уче­ ным. Вышли в свет его книги «Пернатое племя», «В стране птиц», «Тропою Черского», ко­ торые интересны людям раз­ ных профессий и возрастов. МОРСКОЙ УСТАВ ПЕТРА I «...Всякий государь, который едино войско сухопутное име­ ет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Эти слова Петра I приведены, в предисловии к «Морскому ус­ таву» — первому в России сво­ ду военно-морских законов. Его редкий экземпляр, изданный в 1763 году, пополнил экспози­ цию музея Краснознаменного Черноморского Флота в Сева­ стополе. Полное наименование книги: «Устав морской. О всем, что ка­ сается к доброму управлениюв бытности флота на море». Он составлен Петром I и впервые издан в январе 1720 года. Ценный экспонат — дар му­ зею адмирала в отставке Ю. Пантелеева. ПО ПЕЧОРЕ... В СИБИРЬ Многие научные организации нашей страны заняты разработ­ кой проекта переброски части стока северных рек в бассейн Волги и Каспийское море. Од­ нако, судя по обнаруженным учеными Коми филиала Акаде­ мии наук СССР архивным доку­ ментам, этот вопрос волновал умы еще в прошлом веке. 30 ноября 1853 года крестья­ нин деревни Сизябск А. Артеев обратился в Ижемское волост­ ное правление с расширенной запиской. Бывая в Уральских горах, он заметил, что приток Усы — Сарт и приток Оби — Большой Хадыта-Юган близко соприкасаются истоками. Это натолкнуло Артеева на мысль об использовании притоков для соединения рек с целью сооб­ щения Архангельской губернии с Сибирью, «которое доставит жителям значительные поль­ зы». Осуществляя задуманное, А о - теев летом 1853 года отправил­ ся водным путем «для досто­ верного дознания водяного прохода через Уральский хре­ бет на реку Обь». Небольшая экспедиция прошла от устья Сарта по самой реке, затем че­ рез три озера, соединенных протоками, и дальше по ручью, который всего на десять сажен не смыкался с другим ручьем, текущим в противоположную сторону и образующим реку Большой Хадыта-Юган. Запиской Артеевэ заинтере­ совались техники и составили предварительное обоснование, а также смету. По их расчетам, канал длиною немногим более двух километров, который сое­ динил бы Обь с Печорой, мож­ но было выкопать за шестьде­ сят два дня. Все необходимые документы были отправлены в Петербург. Но .проект не был осуществлен. — Разумностью и дальновид­ ностью он поражает нас и сего­ дня, — говорит кандидат эко­ номических наук С. Сзжин. — Сейчас разрабатывается не­ сколько вариантов пб пере­ броске северных вод, и первый проект имеет практический ин­ терес. (ТАСС). *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz