Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
24 сентября 1978 г., №-22^^15220) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 ПУТЬ К ПЬЕДЕСТАЛУ Т»рг»* 5 №ые яркой позолотой березки в палисадниках, раз- иаряженные красными буса ми ря-бшш, белеющие в садах антоновки и почти полная ти шина во дворах и на улицах. Таким нынче предстает село Сторожевое. Пусты кабинеты ■^колхозной конторы. Сентябрь ©крайнего утра уводит людей за> околицу- Осенние заботы торопят: не так уж далеки и оедаге*зазимки. Как я методу, в сторожев ого* колхозе «Великий Ок- 1 яб{н>»- есть отменные мастера земледелии, и в животно- ж вд с тве, чьи опыт и знания — н а с т о я щ е е богатство хозяйст- •-\ка, есть просто работающие д о б р о с о в е с п ю , ё с т ь и такие, ктона отшибе от интересов мэшьехтпва. Но не о последних сейчас речь, их немного. В-селе» справедливо гордятся старым механизатором Васи лием Федоровичем Тарлыко- йьш - Человек доброй и щедрой' .туши, он беспредельно влюб лен в-землю, отдает ей все си лы. И она не остается в дол гу. В его механизированном звене урожаи в 300 центнеров сахарной свеклы с гектара ста ли устойчивыми и обычными. В любом деле требуется по стоянный поиск, старание, ес ли хотите, горение. Тогда рож дается настоящий мастер. Тар- лыкова можно сравнить со старателем на золотых россы пях. Он также скрупулезно и тщательно, по крупицам соби рает передовой опыт я приме няет его на своем поле. А еще — крепкая хозяйская жилка. Коли положены на его уча сток, скажем, триста тонн ми неральных удобрений, будьте уверены — стребует, поехал тракторист пахать загонку — день за плугом ходить будет, качество проверять, а если по сеет, так рядки — натянутые струны. И почести ему по- заслугам. Фотография — на Доске поче та, на всех колхозных собра ниях — его в президиум, и на поздравительные открытки ему ни правление, ни партком не скупятся. Путевка в санато рий вне очереди — опцть ему, Тарлыкову. А уж о премиях и говорить нечего. Щедро поощ ряют передовика. Работают в колхозе еще два механизированных звена — Алексея Пехова и Николая Жданова. Свекловоды потом ственные, любят они свое поле не меньше Тарлыкова, да и желания брать от него полной мерой им тоже не занимать. А вот показатели у них скром нее. Правда, это по сторожев- ским меркам. Для иного звена 250 центнеров корней с гекта ра — достижение немалое, а в «Великом Октябре» они ходят в- середняках. - Не без гордости называют сЬтирожевцы имена трактори стов Николая Никонова, Юрия Жданова, Николая Коровина, комбайнера Алексея Иванова. Умеют они и гектары дать, и качество. Передовики, уважае мые- люди, портреты их тоже на Доске почета. Ставят нх в пример другим, они, так ска зать, надежная опора в вос питательной работе правления и парткома среди «механиза торской массы». — Какова же эта масса? — спрашиваю парторга. — Полсотни человек, — от*, веча-ет А. М. Шнов. — Та ких, чтобы через лень-колоду работали, яе припоминаю, хоть кое-кто и замыкает соревно- вательскую эстафету. Осталь ные — середняки коренные. К большим высотам они как-то не тянутся, но и в недобросо вестности их не упрекнешь. Претензии к ним не имеем. На их плечах хозяйство держится. Любопытная арифметика по лучается. Передовиков в кол хозе по пальцам сочтешь, от стающих тоже. И с теми, и с другими правление и партком, разумеется, работают. А что делается, чтобы середняки стали той питательной средой, откуда бы непрерывно выра стали все новые и новые пере довики, чтобы их полку при бывало постоянно. Отвечая на эти ' вопросы, Панов перечисляет немало ме роприятий, проводимых и правлением, и парткомом. По форме правильно. Но дают ли эти мероприятия нужную отдачу? Беседуем с Алексеем Пеховьш. Добро душный, без тени хитринки, он выкладывает свои мысли на чистоту. И формализм в ра боте с основными механиза торскими кадфами — сразу как на ладони. Совещания, бе седы, рассказы о передовом опыте — все это, как говорит ся, в общем и целом. Речь тут сводится к тому, что надо делать. А вот как конкретно, в конкретных случаях. Сейчас, наверное, нет руко водителя хозяйства или пар тийного работника, который бы не знал, как организовать соревнование. Каждый из них наверняка, может процитиро вать ленинские слова о глас ности, сравнимости результа тов, возможности повторения опыта передовиков. А вот до дела дойдет... Допускают в «Великом Ок тябре», как, впрочем, .и во мно гих других колхозах и совхо зах, немаловажный просчет. Взять хотя бы ту же глас ность. Пекутся о ней лишь в самом начале соревнования. Люди узнают о своих показа телях быстро, могут сравнить их с результатами товарищей. Но, как правило, они бывают не осведомлены о том, как пе редовик добился успеха, в чем причина «моего от него отста вания». Об этом почему-то почти не говорят. — Впрочем, к концу кампа нии, и эстафету не всегда уви дишь, — говорит А. Пехов. — Вот, к примеру, сейчас. Убор ка свеклы, на счету минуты. Приедешь в поле и сразу — на загонку, к комбайну. А эта самая эстафета на полевом стане, куда и заглянуть-то не когда. Почему бы ее не приво зить к каждому агрегату? Вот и выходит, что нет в колхозе настоящей индивиду альной работы с механизато ром-середняк-чм. Его по сущест ву не учат на конкретных при мерах в конкретной ситуации. Иными словами, ему не пока зывают наглядно, как передо вик поступил в том или ином случае, чтобы быстрее и луч ше выполнить работу. Почему бы к тому же не рассказать людям просто и до ходчиво, если хотите, душевно, о том, каких высот достиг бы колхоз, как поднялся бы-- их материальный уровень, если бы все работали так, как пе редовики. Ведь тот же Тарлы- ков, к примеру, только пре мий получает за год, по сло вам парторга, почти тысячу рублей. Наконец, и условия в работе надо создавать всем одинаковые. С обидой расска зывал Пехов о том, как трак торная тележка поступила для его звена, а отдали ее Тарльг- каву. Мелочь как будто, а осадок на душе неприятный, мешающий работать. В животноводстве — свой недостаток. Помнится, как од нажды в одном из добрияских колхозов наблюдал я карти ну, которая глубоко тронула всех. В честь вчерашней от стающей доярки подняли флаг Трудовой славы. Пожилая женщина не могла скрыть вы ступивших слез. А произошло вот что. В хозяйстве просто стали оценивать труд доярок в зависимости от качества ко ров группы, внимательно ана лизировать все факторы, влия ющие на показатели, возмож ности увеличения выхода про дукции. И оказалось, что «от стающая;» трудится не хуже передовиков. В сторожевском колхозе это го нет. Тут, кто поднялся по надоям выше среднего уровня, тот и передовик. У дояра Н. А. Устинова группа хоро шая, у Т. Коровиной тоже и еще у многих доярок. А как быть Марии Скачковой, в группе которой «Милка» и не которые другие коровы дают в день лишь но два литра мо лока? Да разве только у Скач ковой? И вина в том не доя рок, а зоотехнической службы, призванной обновлять стадо. Работает эта служба пока плохо. Получается пока так: одни сравнительно легко выходят в передовики, другим до этого не дотянуться. Есть над чем поразмыслить и правлению, и парткому. Не легок путь на пьедестал пере довика, но «середняку» до не го не так уж далеко. Может быть, один шаг. И помочь сде лать его долг тех, кто стоит у руля хозяйства. А. ЗАМЯТИН, спец. корр. «Ленинского знамени». К Л А Д О В А Я В И Т А М И Н А « С » КИЕВ. Сбор плодов шипов ника начался в республике. Фармакологические предприя тия получат свыше 1600 тонн ценного сырья — значительно больше, чем в прошлые годы. (ТАСС). П О э Т И ч Е С К А Я Р У Б Р И К А ОСЕННИЕ МОТИВЫ Золотые береты Уронили подсолнухи. До свидания, лето! До свидания,’ солнышко! Караваем лучились, Медом, яблочным грузом. Выкуда укатились Переспелым арбузом? Гнется голая вишня — Все сдала на варенье. И давно уж не слышно В рощах птичьего пенья. То засвищет вдруг ветер, То уныло голосит. Дни короче. И света Утро мало приносит— Чудесна нынче осень, Словно:дали Из дымчатого слиты хрусталя. Спокойны тем. Что все,дары отдали. Опять уснули до весны поля. Все убрано. Лишь на лугах капуста: Возьмешь кочан — он соковит и туг. Литые ядра лопаются с хрустом В руках чеосторожньос молодух. Текут туманы над звенящим бродом. Черень холодка — на серебре реки. По всей округе льется запах меда И караваем пахнут ветерки. А. ВАСИЛЬЕВ. ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИТОРОВ В октябре-декабре 1978 года в области впервые проводится конкурс на лучшую патриоти ческую песню. Посвященный 60-летию ВЛКСМ, конкурс проходит под девизом: «Ком мунизм — это молодость ми ра». Цель его — способство вать созданию новых высоко- идейных и высокохудожест венных произведений о Роди не, В. И. Ленине, Коммунисти ческой партии. Ленинском ком сомоле, жизни и труде совет ской молодежи. На конкурс принимаются со чинения различных жанров. Н. СОКОЛОВА. ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА В ЛЕНИНГРАДЕ ...Изумительные по своему исполнению кружевные узоры, исполненные елецкими масте рицами в конце прошлого века. Рядом — липецкие игрушки того же времени. Эти экспона ты можно увидеть на выставке новых поступлений в Ленин градском Государственном русском музее. Научные' сотрудники музея из года в год совершают экспе диции по нашей Родине. Не раз бывали они и на территории Липецкой области, очкуда при везли в музей многие декора тивные изделия русской ста рины. На выставке, посвящен ной 80-летию музея, экспони руются и работы молодых ле нинградских художников, по бывавших в творческих коман дировках на липецкой земле. Г. НАБОЙЩИКОВ. I Н ОВАЯ книга Юлии Яковлевны Шифри ной, изданная недав но в Центрально-Чернозем ном издательстве, озаглавлена несколько необычно: «Меня это не касается». Название рассчитано на эффект «от про тивного»: всем содержанием книги писательница доказыва ет обратное, что ее все касает ся, ей до всего есть дело. Ак тивная доброта, душевная ши рота, гуманизм — вот основ ная позиция автора книги. Героиня рассказа «Меня это не касается», вся в хлопотах старушка, воспитывающая троих внуков, воспротивилась тому, чтобы в дом взяли соба ку, а когда собаку все же взя- ■ли, она заявила-.диеня это не касается. Однако со временем она сильно привязалась к Пи лоту. Причем, больше* всего полюбили собаку именно ба бушка и девятилетний внук Толя. Они больше всего пере живали, когда собака заболела и ее хотели «усыпить». В кон це концов собака выжила, и в самой этой истории нет ниче- .. |го особенного. Но нам дороги мо.менты глубокого, иногда да же философского проникнове ния щ Психологию людей, кото- -рое удается Ю. Шифриной, не- ; Усмотри на сдержанность ее ■-стилистической палитры. Мастерство писателя обычно ^наиболее полно проявляется 4в тех произведениях, в кото- |рых он не морализирует, а 1-предоставляет нам самим де- ыгать выводы. В рассказе «Да- йиы из Парижа» к старой жеи- ' (щине, живущей с дочерью, зя- *тем и двумя внуками, приез- *жает в гости подруга Фиса. 'Фиса недавно получила в го роде хорошую квартиру, но по доброте материнской отдала ее дочери, чтобы не мешать ей строить личное счастье с но вым мужем, а сама уехала в деревню на частную квартиру, где раньше прожила много лет. Там и живет на свою пенсию, да еще дочери помо гает. Вот и предлагает Фиса подруге поехать с ней жить в деревню. Трудная судьба у этих женщин. Но автор не пускается в рассуждения на счет долга Детей перед роди телями и т. п. Мы все сами понимаем, и мы благодарны писательнице за образец мате ринского самопожертвования, высокой любви и дружбы, ко торый она дает, в этом -расска зе. Прекрасно удаются автору образы детей и подростков. Дети в рассказах Ю. Шифри ной бывают скромными и из балованными, гуманными и наивно эгоистичными, любя щими и ненавидящими, благо родными, любознательными. «тВИИЯИНИНтиПЯМИИМИГО ЩЕДРОСТЬ Д У Ш И ★ К н и г и л и п е ц к и х а в т о р о в а п я т п п п 1 няянвм 1 «нпипиаго Это целый мир переживаний, романтических стремлений, по исков добра и справедливости, мир загадок и вопросов. Живя в неблагополучных семейных условиях, они терпят немало обид, но в конце концов доб рое в их сердцах побеждает. Автор книги отлично знает внутренний мир ребенка, его психологию, тонко чувствует очаровательный детский юмор. Писательнице удалось верно уловить самый процесс позна ния жизни, процесс нравствен ного роста, детского мышле ния, сбивчивый, непоследова тельный, трогательный в своей непосредственности и вместе с тем внутренне детерминиро ванный. Ведь у взрослых та кая путаница! «Севка хочет к папе — нельзя, бабушка хо чет к дедушке — нельзя! А я вот вырасту и всех пущу, кто к кому хочет!» — думает Ле ша, герой одного из наиболее удачных рассказов «Мы сиде-- ли с тобой». Ребенок мыслит сердцем, и хотя он не . в сос тоянии понять всех сложных отношений .между взрослыми, он мечтает, чтобы все были счастливы. Персонажи рассказа «-Алло, алло, междугородная...» по старше Леши. Катя учится в седьмом классе, Сережа, брат, — в восьмом. Они на пороге юности, и для автора самое главное в этом произведении — показать сложный путь становления их характера, формирования идеалов. Девоч ке пришлось пережить немало обид от отчима, довелось встретиться с родным отцом, который оказался добрым, ум ным, красивым человеком. Не просто было в тринадцать лет понять, как могла мать жить с нелюбимым человеком, только потому, что пободлась уехать за мужем в деревню, нелегко принять на свои плечи весь груз противоречивых отноше ний между старшими! Но она выдержала эти испытания. На наших* глазах девочка взрос леет, становится серьезнее, не зависимее. Нравственные проблемы, волнующие писательницу, группируются вокруг трех тем: тема неустроенного.детст ва, тема неустроенной старо сти, тема неустроенной любви. Конечно, это упрощенное выде ление, как и всегда, когда мы логически пытаемся осмыслить художественное явление. Должен заметить, что тема «несчастной любви», меньше удалась автору. Так, рассказы «Колеса вертятся» и «Я рас скажу» отличаются схематиз мом решения любовного конф ликта, по авторской концеп ции и расстановке основных сюжетных и психологических акцентов они почти повторяют друг друга. Несколько ненату ральным представляется про тивопоставление различных жизненных-позиций в рассказе «Я не 'могу уснуть». Автор от части находится под гипнозом благополучных концовок... Но большинство рассказов сборника по-настоящему вол нуют, судьбы и переживания героев вызывают сильные от ветные чувства. Мы ценим в произведениях Ю. Шифриной их облагораживающую силу, нравственную глубину, высо кий пафос провозглашения чувства долга, человечности, душевной щедрости. В. СЛАВЕЦКИЙ. ВСТРЕЧА МАТЕРЯМИ ГЕРОЕВ 5 ^ 4 / ^ V Белорусская ССР. Каждый день приходит к этому памят нику, к своим увековеченным в камне сыновьям старая мать. Они ушли от нее в бой за Ро дину, ушли навсегда — один за другим. Самый младший — Петр стал Героем Советского Союза, повторив в сорок чет вертом на братской латвийской земле подвиг Александра Мат росова. Недавно вместе с Анастаси ей Фоминичной Куприяновой к монументу, что стоит у ок раины города белорусских ав томобилестроителей Жодино, пришли молодые рабочие, бой цы студенческих стройотрядов, пионеры и школьники. На встречу с ними приехали Анна Тимофеевна Гагарина и Ольга Ивановна Коваленок — мате ри, вырастившие героев космо са. На снимке (слева направо): А. Т. Гагарина, А. Ф. Куприя нова и О. И. Коваленок среди пионеров. Фото А. Николаева. (Фотохроника ТАОС). Р О д н о и з е м л е с е р д ц а и р у к и м о л о д ы х ЗА ПИСЬ В СТАРОЙ ТЕТРАДИ Хлеб. Наверное, каждый вкладывает в это понятие прежде всего свое, годами сложившееся образное пред ставление. Для одних хлеб — это море убегающих волнами колосьев, для других — аро матная корочка свежеиспечен ной краюхи. Люба Селйщева, сколько помнит себя, всегда радовалась золотистому пото ку зерна. Невысокая, ладно скроенная, проворная, она и минувшим летом помогала на току. Помощь подростков колхозу в традиции многих семей. ^_/ и Селишевы... Уважае мые, трудолюбивые крестьяне. Люба — десятикласс н и ц а. Будущей весной получит в ру ки аттестат, станет выбирать дорогу в жизнь. Какой она ви дится ей сейчас? — Не знаю, — откровенно отвечает девушка. — Может, уеду. — А что, дома не нравится? — Почему? Нравится. Толь ко у нас в классе многие со бираются уезжать. _ Люба Селйщева учится в Захаровской средней школе. Два года назад ее выпускни ки всем классом решили ос таться жить и работать в род ном колхозе. Но в прошлом году боль шинство выпускников уехало из села. В этом — тоже. Ког да я спросил у Любы, а что думает она, нынеш няя десятиклассница, о реше нии своих предшественников — тех, что в свое время оста лись в колхозе, то в ответ ус лышал: — Я как-то мало их знаю. Довольны ли они, нет ли •— не скажу... А так ведь судить трудно. Согласимся, трудно. Но по чему девушка так плохо ос ведомлена о судьбе «выпуска- 76»? ...Директор десятилетки И. Р. Макаров приглашает в кабинет. Начинает рассказы вать: — Ну как же... Не помнить такой выпуск?! Наша, можно сказать, гордость.. Вся область узнала... — Иван Романович, — про шу директора, — расскажите поконкретнее: где они сейчас? С каким настроением работа ют, живут? И. Р. Макаров этих вопро сов, похоже, не ожидал. Он выдвинул ящик стола, стал пе ребирать бумаги. Затем до стал старую тетрадь (в ней оказался список учеников ин тересующего нас выпуска), и, называя вслух фамилии, по пробовал дать комментарий: — Та-а-ак... Улиточкнна Та ня — свекловичница в колхо зе... Да-а, должно быть и сей час. Во всяком случае, рабо тала. Володя Чичйн — трак торист, комбайнер... Как идут дела? Наверное, неплохо... Не будем цитировать дальше ответ, чтобы не ставить в не ловкое положение довольно опытного педагога. Но когда Иван Романович стал то и де ло выходить за дверь, спраши вая у учителей (а те, в свою очередь, друг у друга) кто, скажем, был у тех ребят ком соргом, и встречались ли они хоть раз все вместе после шко лы, стало ясно: память о них канула в Лету. Но если о «гордости школы» забыли тс самые педагоги, которые на путствовали ребят в жизнь, то что можно сказать о сегод няшних выпускниках, которые три года тому назад были еще на дальних подступах к завет ному классу? ...Вместе с И. Р. Макаровым идем по школьному коридору. В дальнем углу второго этажа директор останавливается у витрины «Сто дорог — одна твоя». Это школьный уголок профориентации. Тут названы специальности, в которых нуждается местный колхоз. Есть список литературы о раз ных профессиях. За всем этим, разумеется, определенная работа коллек тива. Не вдаваясь в подробно сти. скажем: школа поддержи вает и деловую связь с хозяй ством, исходя из целей той же профориентации. Но задума емся, что больше агитирует: общее понятие или конкрет ный пример? Конечно же, вто рое. Педагогам Захаровской десятилетки так и просятся в руки факты, используя кото рые, они могли бы заговорить со своими сегодняшними пи томцами о выборе жизненного пути ярким, хорошо аргумен тированным языком. Ведь что может быть ближе примера предшественника?! Будь он перед мысленным взором ны нешнего выпускника, неизвест но еще: подумывали бы ребя та упаковывать весною чемо даны или нет? К тому же получается несо ответствие. Директор десяти летки называет оставшийся в селе класс гордостью школы, а о гордости этой напоминает лишь список в старой тетради. Гордость — не самоцель, а великое подспорье в воспита нии. Надо полагать, немалые усилия приложил в свое время педагогический коллектив, что бы выпускники остались в родном колхозе. Ребцтам рас сказывали о сельскохозяйст венном производстве, показы вали его в действии. Учили, убеждали — словом. повсе дневно проводили важную ра боту, которую мы называем профессиональной ориентацией. Надо было ожидать, что учи теля, руководство 'школы прежде всего позаботятся о сохранении, развитии у уча щихся того высокого нравст венного подъема, который обусловил рождение инициа тивы, подумают о ее влиянии на последующие поколения ре бят. В Захаровне же почива ли на лаврах. И дух душевно го подъема постепенно улету чился. Сегодня здесь снова «выполняют план мероприя тий», начиная по сути дела с нуля. Словно и не было вол нующего события, взлета юно шеских устремлений... Да, «выпуск-76» почти весь остался на селе. Легкой до рожки в жизни не оказалось ни у кого, да и хотели ли ее ребята? Сегодня среди них действительно есть тракто рист и свекловичница... Но не только. Есть солдат и счетный работник, есть учительница и почтальон. Недавно в област ной печати сообщалось: в дру гой школе — Липецкой сред ней № 38 — открылся. музей ее истории. И главные его стенды посвящены выпускни кам. Это заставляет нынеш них школьников задумываться над тем, а как они пойдут по жизни. Такого рода стенды, уголки просто необходимы Захаров- окой десятилетке. Первое, что должно там появиться, — это любовно оформленный «порт рет» выпуска 1976 года. Не за стывший, а живой, постоянно дополняющийся новыми дета лями, штрихами: ведь их так много в самом деле. Вместе с Любой Селищевой попытаемся отыскать следы «именитых» предшественни ков в ее родном селе. Панино рядом с Захаровной. Но ошибся директор школы, пояснив, что, скажем, выпуск ница Таня Лишова работа ет дояркой. Она пока не рабо тает, потому что недавно вер нулась из Липецка. Да, уез жала из села, жила в городе. Теперь же вернулась, похоже, навсегда, — Замуж я вышла, — сооб щает подробности Таня. — Муж работает в колхозе. Ин женер. Теперь буду искать и себе дело по душе. Неожиданный поворот, прав да? Но он характеризует новь колхозного села. Смотрю — задумалась моя попутчица Люба Селйщева. А дверь нам открывает новая знакомая — Надя Иванцова. — Наш выпуск? Ну как же!.. — оживляется она. — Знаете, ведь нас возили даже, в Ли пецк. Помню сверкающий, за полненный до отказа большой зал Дворца культуры проф союзов. И поздравления, по желания... Наша знакомая на минуту задумывается, затем продол жает: —Надежды в общем-то сбы ваются. Вот я мечтала стать учительницей — стала. Пре подаю у нас же, в Панинской восьмилетней школе. Учусь заочно. Вы побывали у Тани? Рада за нее. В нашем селе жи вет еще одна моя бывшая од ноклассница. Наташа Мнха- лина. Она — почтальон. Меж ду прочим, все мы—замужем... И твердо, с гордостью Надя заключает: — Думаю, наш выпуск шко лу не подводит. И нам так кажется. Только вот ребята, которые сидят сегодня в Захаровне за парта ми, об этом ничего не знают. Нынешней осенью ожидается возвращение многих, парней «выпуска-76» из армии. И сно ва подумалось: почему бы не пригласить в полном составе тот выпуск в школу (подоб ной встречи не было ни разу!), не организовать дельный, очень нужный разговор? Пусть молодые производственники расскажут о том, как рабо тают, учатся, отдыхают. Пусть сегодняшние ученики почув ствуют себя их преемниками. И пусть послушают тех и дру гих колхозные руководители, воочию увидят свой резерв, подумают о нем. А пока председатель колхо за «Свобода» И. И. Моисеев тщетно силится припомнить: — Выпуск 1976-го года? Ви дите ли, я человек в колхозе новый. Нет, вобще-то моло дежь стараемся встречать... Вообще-то да. Но в данном случае и в колхозе, и в шко ле, забыв о патриотическом почине молодежи, не исполь зуют огромной возможности целенаправленного воздейст вия на нынешних учеников. Допустим, председатель колхо за человек, действительно, но вый, хотя и не настолько, что бы иметь моральное право не знать о событии. Но школа-то. педагоги!.. Н. ЛЕДЕНЕВ, спец. корр. & «Ленинского знамени». | Воловский район. $ ИНТЕРЕСНЫХ ( Е Д Г С Р С Ш х З ПО РЕЦЕПТАМ УЧЕНЫХ Первыми дегустаторами но вого молочного продукта, соз данного учеными республики, стали спортсмены. Принятые ими таблетки помогали быстрее восстановить силы после сорев нований, снимали усталость. По калорийности одна такая таб летка, сделанная из сгущенной сыворотки с добавлением вита минов, заменяет полстакзна сливок. , Разработка технологии ис пользования побочных продук тов молочной промышленности и поиски методов длительного хранения молочных продуктов определяют суть исследований лаборатории профессора П. За- риня в Латвийской сельскохо зяйственной академии. Кок тейль из пахты, кумыс, драже из сыворотки, предложенные специалистами, высокопита тельны, полезны взрослым и детям. Рижанам пришлись по вкусу вафли и конфеты, в которые те перь по рекомендации ученых кондитеры фабрик «17 июня» и «Лайма» добавляют сгущенную сыворотку. Рижский молочный комбинат выпустил партию взбитых сливок в двухсотграм мовых аэрозольных баллончи ках, технология производства которых также разработана в академии. ПТИЧЬЕ ЦАРСТВО ЯХОНТОВА Белый кречет гордо поднял голову. Кажется, вот-вот взле тят красный журззль и япон ская свиристель. А рядом пти цы, которых мало кто видел,— сорокопут-альбинос и розовая чайка... Это птичье царство размести лось в квартире В. Яхонтова, из вестного в Хабаровске и за его пределами орнитолога, в до машнем музее которого —• около 500 чучел пернатых. Почти полвека назад начал он собирать коллекцию. Ездил в экспедиции — ча Камчатку, Сахалин, острова Тихого океа на. 300 лучших экспонатов пере дал зоологическому музею МГУ. Благодаря В. Яхонтову жители многих городов страны впервые увидели черного жу равля, голубую соооку и дру гих редких птиц. Немало моно графий и статей написано уче ным. Вышли в свет его книги «Пернатое племя», «В стране птиц», «Тропою Черского», ко торые интересны людям раз ных профессий и возрастов. МОРСКОЙ УСТАВ ПЕТРА I «...Всякий государь, который едино войско сухопутное име ет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Эти слова Петра I приведены, в предисловии к «Морскому ус таву» — первому в России сво ду военно-морских законов. Его редкий экземпляр, изданный в 1763 году, пополнил экспози цию музея Краснознаменного Черноморского Флота в Сева стополе. Полное наименование книги: «Устав морской. О всем, что ка сается к доброму управлениюв бытности флота на море». Он составлен Петром I и впервые издан в январе 1720 года. Ценный экспонат — дар му зею адмирала в отставке Ю. Пантелеева. ПО ПЕЧОРЕ... В СИБИРЬ Многие научные организации нашей страны заняты разработ кой проекта переброски части стока северных рек в бассейн Волги и Каспийское море. Од нако, судя по обнаруженным учеными Коми филиала Акаде мии наук СССР архивным доку ментам, этот вопрос волновал умы еще в прошлом веке. 30 ноября 1853 года крестья нин деревни Сизябск А. Артеев обратился в Ижемское волост ное правление с расширенной запиской. Бывая в Уральских горах, он заметил, что приток Усы — Сарт и приток Оби — Большой Хадыта-Юган близко соприкасаются истоками. Это натолкнуло Артеева на мысль об использовании притоков для соединения рек с целью сооб щения Архангельской губернии с Сибирью, «которое доставит жителям значительные поль зы». Осуществляя задуманное, А о - теев летом 1853 года отправил ся водным путем «для досто верного дознания водяного прохода через Уральский хре бет на реку Обь». Небольшая экспедиция прошла от устья Сарта по самой реке, затем че рез три озера, соединенных протоками, и дальше по ручью, который всего на десять сажен не смыкался с другим ручьем, текущим в противоположную сторону и образующим реку Большой Хадыта-Юган. Запиской Артеевэ заинтере совались техники и составили предварительное обоснование, а также смету. По их расчетам, канал длиною немногим более двух километров, который сое динил бы Обь с Печорой, мож но было выкопать за шестьде сят два дня. Все необходимые документы были отправлены в Петербург. Но .проект не был осуществлен. — Разумностью и дальновид ностью он поражает нас и сего дня, — говорит кандидат эко номических наук С. Сзжин. — Сейчас разрабатывается не сколько вариантов пб пере броске северных вод, и первый проект имеет практический ин терес. (ТАСС). *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz