Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
ШКОЛЬ НАЯ ПЯТИДНЕВКА: ЛИПЕЦКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Статья доцента Липецкого пединститута К. А. Москаленко «Школьная пятидневка: липецкий эксперимент», опубликован ная в газете «Ленинское знамя» №№ 55, 56, 58 с. г., вызвала широкий отклик читателей. В редакцию поступили письма от учителей, врачей, родителей. Прокомментировать читатель ские отклики мы попросили заведующего облоно В. Шатало ва и директора Липецкого института усовершенствования учи телей В. Пищулина. П ИСЬМА, п ришедн ц!*** я о твет на с тать ю & А. Москаленко, соде ржат различные мнения о проведен ном в ряде с редних ш к с ^Л м - пецка экспе рименте, иявере с- ные размышления, й редложе- ния о том, как улучшить в на ших школах физиче ское, тру довое, нрав с твенное и э с тети че ское воспи тание учащих ся* Чи тательни ца В. И. С тохор- ская (г. Липецк) пише т: «Этот эк спе римент надо внедрять в жизнь школ без сомнений и п ромедлени й,. П ричин для это го много: и трудная програм ма, и то, что дети заняты уче бо й нс шес ть, а в се семь Дней) Ведь выполня ть задания на понедельник: надо в во ск ре сенье!». Учи тельни ца с редне й школы № 24 г. Ельца Г. И. С трель цо ва также за пятидневку: «Во- первых, дети де йс твительно у с та ю т. Во-вторых, родители на выходные .дни ча с то отправ ля ю т ся в де ревн ю или на тур- базы, поэтому в суббо ту боль" ше в сего п ропу сков у роков учащими ся: родители не ри скую т о с тавлять их одних до ма, без согласования со нгко- * лой увозд т с собой». Ассис тент кафедры «атема? тиче ского анализа ЛГПИ И. А. Дег терев счи тает, что в сов ременных у словиях школа не може т давать полно ценные знания без резервного дня. Школьная пятидневка с ре зервным днем «утверждает гу манное отношение и к сильно му ученику, и к слабому». Подполковник запаса Б. А. Наживин пише т: «В апреле нынешнего года в передаче по телевидени ю «Для вас, роди тели » я услышал высказыва ние научного работника о том, что Академия педагогиче ских наук о тно си т ся о три ца тельно к пятидневно й неделе для Школь ников, так как якобы для нормально й учебы ос тает ся только три дня (понедельник — вхождение в ритм, а п я т н и ц а - не т у своНЬмос ти от перегруз ки). О перегрузках школьни ков, далее говорит автор, мно го пишут и газеты. Вы сказыва ю т ся различные мнения, но вы вод один: наши школьники де йс твительно перегружены. П рактика показывает: кто хо чет хорошо учить ся, тот дод же й же ртвовать и спо ртом, й регулярным по сещением кино, театров, музеев; прогулками и другими интере сными заня ти ями. По-видимому, э тот вопро с нужно решать как по пути пе ре смо тра и сок ращения про грамм, так и по пути сок раще ния учебного времени, не го воря уж е о внедрении новых методов обучения ». Хоче т ся поясни ть автору пи сьма. 8 ап реля 1978 года по Центральному телевидени ю вы с тупала ви це-п резидент Ака демии педагогиче ских наук А. Г. Х рипкова. Она говорила об «э с тон ской пя тидневке », где че тыре суббо тних урока при пл юсовали к д ругим дням не дели. Таким об разом, у млад ших школьников получило сь Пя ть уроков ежедневно (кро ме пятни цы) и два выходных дня у учи теле й. П ри тако й пя тидневке, безу словно, буде т перегрузка младших школьни ков, и возникает другая не ме нее отри ца тельная с торона та кого обучения. А именно — школьники из многоде тных и неблагополучных семей буду т по с тепенно от с тавать в учебе н превращать ся в неуспеваю щих и « трудных », так как си с тематиче скую помощь в виде дополни тельных заняти й ше с тыми уроками оказывать не возможно и малоэффективно. Липецкая пя тидневка прин ци пиально о тличает ся о т э с тон ской. Во-пе рвых, младшие школьники ежедневно занима ю т ся только четыре урока, во- НТо рых* Суббота являет ся ре зервным днем, когда учитель оказывает помощь ученикам, которые сис тематиче ски в ней нуждаю т ся. Учи тель и с тории Сыр ской с редне й Шкоды Липецкого ра й она Михаил Менделееви т Ви лен ский п ри слал в редак цию большую рукопи сь, в Ко торо й обосновывае т необходимо с ть и ВО З В Р АЩА Я С Ь К НАПЕЧАТАННОМУ законно с ть школьно й пя тиднев ки. Но М. М. Виленский к ри тикует Д оцеЯ та К. А. Мо ска ленко за однос торонно с ть, ин теллектуализм эк спе римента: « Непоня тно, как можно отде лить урочну ю о т неурочно й или классную о т внекла ссной работы, про цесс ведь единый». М. М. Виленский п редлагает П рове с ти эк спе риментальное обучение тто пятидневно й неде ле «во всех классах с редне й школы я ри уча с тии в сех ка фед р педин с титута ». Жи тели 15 микрора йона Ли пецка (суп руги Лелйковы, Па ршины, Шабунины и дру гие) счи та ю т: « На наш взгляд, заня тия по пятидневно й неде ле с дополни тельными задани ями по суббо там име ю т значи тельные преимуще с тва перед сущес тву ющей сис темо й обу чения». Большая г руппа завуче й с редних школ Липецка и обла с ти пишет: «Уважаемая ре дак ция! Экспе римент интере сен... Наши учащиеся не име ю т НИ ОДНОГО ВЫХОДНОГО, так как в во ск ре сенье надо учи ть уроки, заданные на по недельник. Удивительно, что эк спе римент ведет ся 11 -ле т, а мы, работники про свещения, об э том узнали только теперь... Почему нельзя о рганизован но познакомить руководителе й школ, учи теле й б э тим опытом? В нем, по опи санию, много ин те ре сного, нужного. А главное, де ти получа ю т более глубокие знания. Заин тере сованнос ть учащих ся, с труктурное у свое ние знании, использование на ушников п ри чтении и многое другое позволя ю т у свои ть ма териал за пять рабочих дне й. А почему не ввес ти такое обу чение в школах города и обла с ти, коль оно на с только эффективно н результативно? » (М. П. Епифанцева — школа № 36 , К- Л . Басинских — шко ла № 47 , Далёе следуй т под пи си завучей с редних школ №№ 5 , 8 , 11 , 35 , 41 , 55 Липец ка, а также с редних школ Ли пецкого, Воловского, Долго ру ков ского, Елецкого, Чаплыгин- ского, С тановлдн ского, Доб- рин ского. Добцовского. Хле- веиского и д ругих ра йонов). Ин тере сное письмо получено о т уча с тни цы эхейе риме й та, учительни цы 2 «в» класса Ли пецкой с редне й школы № 49 Т. И. Глазковой: «В 1976 году учи телям Начальных классов нашей школы было п редложе но с разрешения облоно рабо тать под руковод с твом К. А. ^ йоскаленко по экспе римен тально й п рограмме. На заня тия в суббо ту я при глаша ю 8—10 человек. Объяс няю «слабым» новый ма тери ал, которы й еще не давала всему классу. И во т в поне дельник при объя снении ново го ма териала в сему классу, те дети, которые занимали сь в суббо ту, с радо с тным на с трое нием вкл ючаю т ся в работу, активно уча с тву ю т в уроке, с тремят ся доказа ть, что и они уме ю т решать трудные приме ры. У них появляет ся ин тере с к учению. Во т тако й эмоцио- нальный нас тро й наиболее ва жен в работе со «слабыми». Одна чи тательни ца, пенсио не рка А. Ф. Симакова, напи са ла, ч то «пятидневка —' пя ти дневко й, но лучше нача ть с Пе ревода . ,наших школ на одно сменные заня тия, а учителям работать более творче ски». Ко нечно, и с э тим нельзя не со гласи ть ся. По мнению большинс тва чи тателе й, резервны й дейъ ска зался фак тором, которы й улучшае т две с тороны единого педагогиче ского п ро цесса: дея тельно с ть учащих ся и дея тельно с ть учителя, и открыва ет широкие возможно с ти для в сес тороннего развития лично с ти: физиче ского, трудового, военно-патриотиче ского, н рав с твенного, э с тетиче ского. За годы п роведения эк спе ри мента в облоно, ин с титут у со ве ршен с твования учителе й" н Липецкий пединс титут не по с тупило ни одно й жалобы ни о т родителе й, ни о т учителе й на то, что обучение с резерв ным днер® трудно для дете й, ч то не у сваивае т ся госуда р с т венная программа. С эк спе ри ментальным обучением неодно кратно знакомили сь научные работники кафедры педагогики и ру сского языка педагогиче ского инс титута, со трудники Липецкого облоно, инс титута у сове ршен с твования учителе й и го роно, учителя города и об ла с ти. В эк спе риментальных школах име ю т ся магни тофон ные и с тенографиче ские запи си обсуждения у роков. Ник то из тех, кто знакомил ся с экс пе риментом, никогда не вы сказывал мысль, ч то знания, умения и навыки учеников эк спе риментальных кла ссов ниже, чем у тех школьников, которые учили сь шес ть дне й » неделю. И все же пока п реждевре менно с тавить вопро с о маесо-' вом внед рении школьно й пя ти дневки с резервным днем во в се школы го рода и обла с ти, как это предлага ю т большин с тво .читателе й, п ри славших свои о тклики в редак цию. Знакомс тво с данным экспе риментом будет продолжать ся: Липецкий облоно уж е получил разрешение Мини с тер с тва про свещения РСФСР о п родол жении этого научного эк спе ри мента в 1978 —79 учебном году в с редних школах №№ 3 , 9 , 49 и в сельской Т рои цкой восьми- ле тне й школе Липецкого ра й она. П ред с тоит еще проверить и уточнить некоторые с тороны в эк спе риментальном обучении: производительно с ть ум с твен ного труда и нервно-п сихиче скую наг рузку учащих ся в различные дни недели, а т-акже более глубоко и в сес торонне проверить общее сос тояние здоровья в сех учеников, вклю ченных в экспе римент. Не все учи теля п сихологи чески и ме тодиче ски подго тов лены к обучени ю с резерв ным днем. Необходимо также проверить влияние лично с ти эк спе риментатора на конечны й результат опытного обучения. Педагогическая теория и прак тика знает немало примеров, когда два учителя на кла сс (доцен т-эк спе римента-тор и ря дово й учи тель) да ю т ве сьма убеди тельные результаты, а рядово й учи тель, работ'Шщ йй по экспе риментально й п рограм ме, но без эк спе риментатора, имеет куда Сблее ск ромные у с пехи. Но даж е п ри этих оговор ках, вывод напрашивает ся один: экспе риментальное на учное и сследование доцен та К. А. Мо скаленко заслуживае т внимания и поддержки. В. ША ТАЛОВ, заведующий облоно; В. ПИЩУЛИН, _ ди ректор Липецкого инс титута у сове ршен с тво- 1 ван йя учи теле й. -А СОФИЯ. Оснащение . на родного хозя йс тва электрон ным оборудованием — одно из с тратегиче ских нап равлени й развития НРБ. В Болга рии создано уже свыше 120 вы числи тельных цен тров, об слу живающих к рупные предприя тия, аграрно-промышленные комплек сы, админис тративные учреждения. ЭтПм летом в Со фийском высшем машинно- электротехническом институте им. В. И. Ленина вступил в строй первый в республике вычислительный центр, в кото- К ОН ТИ Н Е Н Т О В ром установлена техника бол гарского производства. Разработка новой электрон ной техники осуществляется при техническом содействии Советского Союза. В Софии работает научно-исследова тельский * проектный институт «Интерлрограмма», в котором инженеры СССР а Н РБ сов местно создают -программы для ЭВМ. А ' БОНН. Ликвидации без работицы среди работников науки, учителей и воспитате лей детских садов потребовал ог правительства ФРГ предсе датель профсоюза работников просвещения и научных учреж дений Э. Фристер. Выступая в Бонне, он, в частности, указал, что проводимая в настоящее время западногерманским пра вительством политика в обла сти образования не решит проблему безработицы среди учителей и в 80 -е годы. Стра дает от такой политики преж де всего молодежь Ф-РГ, под черкнул Э. Фристер. А- КАРАКАС. Венесуэль с к и й комитет солидарности с народом Никарагуа призвал правительство Венесуэлы при нять рее необходимые меры, чтобы помешать диктатору Сомосе проливать кровь ника рагуанцев перед падением его режима. Комитет решительно осудил отправку из СбсеДнйх централь ноамериканских реакционных государств сотен наемников для оказания помощи кровавому рёЖНму СомбСы. А ИСЛАМАБАД. ЛйкПй- ДгЩйй вЪешТЫХ ТрибуНаЛой . й нШёДЛёйнбй ЬтМеПы указов Менпой администрации, огра- ЩЩййЯ'гащих Демократические Права и свободы, потребовала ассоциация ЮрИстоВ Лахора, сообщает тазета «Нью тайме». . Пакистанские юристы при звали освободить всех заклю ченных, осужденных за поли тическую и профсоюзную дея тельность на основании воен ных законов. А* БЕЙРУТ. Вес более широ кие масштабы приобретает' кампания террора израиль ских ^властей в отношении на селения оккупированных араб ских территорий. Как сообща ет палестинское информацион ное агентство ВАФА, еще семь палестинских патриотов приговорены военным трибу налом города Рамаллаха к длительным срокам тюремно го заключения. Всем им было предъявлено стереотипное об винение в принадлежности к палестинскому Движению со противления. 'А ’ МАПУТУ, КурСй пов~ы- шпЗнПя квалификаций мозам бикских учителей Открылись в населенном пункте Шикуке (провинция Иньяйбайе). В хо де занятий Их слушателям бу дут Прочитаны лёкции По ос новам Марксизма-ленинизма, истории партии ФРЕЛИМО и Мозамбика, педагогике и ме тодике! Через несколько месяцев со- стрится первый выпуск. Более 100 преподавателей отправят ся в различные уголки страны, чтобы принять активное уча стие в проходящей в республи ке кампании пб ликвидаций неграмотности. (ТАСС). Индия. Быстрыми темпами развивается в стране электронная промышленность. Ее про дукция — измерительные и испытательные приборы, вычислительные машины, медицин ская аппаратура — пользуется возрастающим спросом не только в стране, во м-за рубежом. На снимке: сборка электронного оборудова ния на одном из заводов республики. (Фотохроника ТАСО- , О ТПОР О Д НОСТОРОННИМ Д Е Й С Т В И Я М Вот уже в течение четырех лет работает Конференций ООН по мбрСкШу йфаву. В ней участвуют все государст ва — члены ООН и некоторые*, межправительственные орга низации. Голубой цвет преобладает на карте мира. Моря и океаны соединяют страны и континен ты; огромные ресурсы морского, дна — это общее богатство че ловечества — могут служить- интересам всей планеты. Поэ тому обеспечение свободы су доходства на морских просто рах, возможностей для науч ных изысканий и эксплуатации морского д н а ' представляет со бой предмет чрезвычайной важности в международных отношениях. За четыре года кропотливой и нелегкой работы участники конференций значительно при близились к достижению дого воренности по многим важней шим вопросам: о 12 -Мильных территориальных водах, о 200 - мильной экономической зоне, в пределах которой прибреж ные государства будут иметь суверенные Права на живые и минеральные ресурсы и йа проведение научных исследо ваний. Найдены взаимоприем лемые решенйя По такому сложному вопросу, как свобо да транзитного дбйЖенйя су дов и летательных аппаратов через проливы, соединяющие две части о тры то го моря, и т. п. Одним словом, участники конференции достигли, как они сами говорят, «высокой степе ни прйимайия» по большинству вопросов.' Но На днях В американских газетах Появились сообщения о том, что конгресс намерен принять законодательный акт, который позволит компаниям США начать Эксплуатацию минеральных ресурсов дна за пределами сконтинентального шельфа (речь 4 идег>оразработ ках конкреций, содержащих никель, -кобальтГ' медь,- марга нец). Этот*односторонний арт яв ляется, по существу, экспанси ей в отношении общего насле дия человечества. Он Нарушает резолюцию Генёральной Ас самблеи ООН от 15 декабря 1969 года, согласно которой все государства обязаны воз держиваться от всякой экс плуатации минеральных ре сурсов дна морей и океанов и его недр за пределами конти нентального шельфа вплоть до выработки международного режима морского дна. Гене ральная Ассамблея особо под черкнула тогда, что никакие притязания на любую часть этого района или его ресурсов не будут признаваться. По добные действия нарушают также декларацию ООН от 17 декабря 1970 года, в кото рой провозглашены принципы, регулирующие режим дна мо рей и океанов и его недр за пределами действия нацио нальной юрисдикции. Именно эти принципы положены в ос нову всей работы Конферен ции по морскому праву и уже нашли свое выражение в нео фициальном тексте конвенции, согласованной, по мнению де легатов, на 90 процентов. При нятие одностороннего акта объективно направлено на то, чтобы затруднить или даже сорвать выработку конвенции по морскому праву, значение которой для дела мира пере оценить весьма трудно. Подготовка американского закона, позволяющего частным кбмтшййям :приступить к за хвату ресурсов дна, вызвала резкое осуждение участников конференции. С протестом про тив намерения США выступил представитель ФидЖи СаТайя НанДа'й. Его Поддержали мно гие учаетйикй конференции. Американский делегат безус пешно Пытался доказать, что действия Соединенных Штатов не противоречат-де решениям ООН й разделяются якобы другими западными странами, включай Канаду. Взявший за тем словб представитель Кана ды Бизли разъяснил, что его страна проводит резкую гра ницу между правом разработ ки технологических средств для эксплуатации морского дна и самой эксплуатацией Дйа при отсутствии международ ного договора, Канада, сказал Бизли, поддерживает первое, но не поддерживает последнее. Не без иронии Бизли обратил ся к делегатам конференции с просьбой не считать, что аме риканский делегат на конфе ренции выступает я от имени Канады— Итак, попытка США поме шать выработке единой кон венции потерпела провал Од нако угроза новых подобных акций остается. Поэтому по- прежнему необходима бдитель ность всех сил, стремящихся к выработке взаимоприемлемой единой конвенции по морскому праву, способной служить ин тересам всех стран и народов, интересам мира и безопасности в мировом океане. Нью-Йорк. Г. БОРОВИК» соб. корр. АПН. НА СОВЕТСКИЙ РЫНОК ВАРШАВА Телефонная ап паратура польского производ ства уже стала привычной: в квартире москвича и ленин градца, минчанина, киевлянина можно встретить элегантные аппараты из города Радома. В Советский Союз их постав лено около 6 млн. В текущем году коллектив з.авода напра вит в Советский Союз еще 700 тыс. аппаратов. Сотрудничество СССР и ПНР в области связи этим не ограничивается. Польши по ставляет в Страну Советов а«- то|мат»ческие реле для теле фонных станций. В этом году москвичи, а в будущем — мин чане смогут пользоваться ус лугами новой польской авто матической станции «Пента- конта». (ТАСС). ВЕРБУЮ Т ПЛАТНЫХ У Б И Й Ц ЛУСАКА, 20 сентябре. (ТАСС). Пока--® Родезии су ществует расистский режим,. пока власть незаконно удер живают Смит и его приспеш ники, мы- категорически отка зываемся служить в армии, которая защищает ’ интересы ., меньшинства населения етра-* ны_ Так отвечает подавляющее* большинство коренных жите лей Родезии и з введение режи мом Солсбери воинской повин ности среди африканского за селения. Как свидетельствуют, результаты опроса, неофици ально проведенного Ь «одном из пригородов Солсбери, афри канцы единодушно отвергли намерение клики Смита внести раскол в единство -шареда Зим бабве, заставить африк анцев воевать против- африхжйЩж. Не удивитйЯЬйВ’; ‘ ЧУб Сам Смит и его приспешники выве рят в успех этого дёЗЩ. Т 15 э 4 оЙу одновременно они ай'ййпйнр^- вали камланию по вербовке платных убийц за рубежом, ставя целью удёойть их кон тингент. Как указывается в опубликованном здесь заявле нии патриотического фронта Зимбабве, число НаеМйИйбй уже сейчас достигает 13 ты сяч. На днях еще одЯа группа головорезов ИЗ США и Анг лии с солидным опытом «службы» в специальных Ча стях прибыла в Солсбери. В ближайшее время родезийскую армию пополнят еще полторы тысячи наемников, среди кото рых немало израильтян. Наращивание рядов карате лен, подчеркивается в докумен те, происходит при прямом участии стран Запада. Центры по вербовке ландскнехтов действуют при явном попусти тельстве официальных властей и с участием их спецслужб в США, Англин, ФРГ, Канаде, а также в Израиле н Чили. ОПАСНЫЙ АЛЬЯНС РИМ, 20 сентября. (ТАСС), Генеральный секретарь ЦК Компартии Израиля М. Виль нер, отвечая на- вопросы изра ильского радио, подчеркнул, что в ходе переговоров в Кэмп-Дэвиде Садат, дав со гласие на продолжение изра ильской оккупации западного берега реки Иордан н сектора Газа, окончательно предал ин тересы арабского палестинско го народа. Достижение сира* ведливого и прочного мира на Ближнем Востоке, сказал он, возможно лишь при условии Признания прав арабского па лестинского народа на само определение н создание неза висимого государства. Это яв ляется главным условием ре шения проблемы и будет отве чать интересам Израиля и ду ху международной разрядки, указал М. Вильнер. Целью сепаратных перегово ров в Кэмп-Дэвиде, и это вскоре станет для веек очевид ным, было, в частности, созда ние военного блока с участием Израиля, Египта, Ирана и Саудовской Аравии, заявил ге неральный секретарь ЦК КПИ М. Вильнер. Он отметил далее, что дан ный военный альянс, действуй под эгидой США будет на правлен против независимых прогрессивных государств н национально - освободительных движений на Ближнем Восто ке, в районе Персидского за лива, в некоторых частях Аф рики, а также против Совет ского Союза. Все развитие цивилизации связано с неустанным поиском новых источников энергии. И хотя от костров первобытного человека нас отделяют многие тысячелетия, ушли мы пока в этом поиске не слишком дале ко. Девять десятых необходи- кмой энергии человечество по- прежнему получает в результа те процесса горения. Причем сжигается очень ценное сырье —нефть, уголь, газ, из которых можно извлечь множество нуж ных и полезных вещей. К тому же коэффициент полезного действия тепловых машин — будь то двигатель внутреннего I сгорания или паросиловая ус- ( тановка — составляет немно- ' гим более трети, так что полу ченную тепловую энергию уда ется использовать лишь час- . тично. ; Подобное расточительство не могло продолжаться бесконеч но — ведь запасы «классиче ских» источников энергии на Земле ограничены. По оценкам некоторых футурологов, есте ственные ресурсы могут исто щиться уже через полтора-два столетия. Решению проблемы было по ложено начало менее четверти века назад, когда в городе Об нинске дала ток первая в мире атомная электростанция. Всту пив в эру атомной энергетики, человечество быстро оценило те преимущества, которые сулил «мирный атом». АЭС стали строить вначале наиболее р аз витые В научио-техническое З А В Т Р АШНИЙ ДЕНЬ АТОМА отношении государства, затем «цепная реакция» распростра нилась и на другие страны. По расчетам специалистов, к концу века около половины всей вырабатываемой в мире электроэнергии будут давать АЭС. ЭСТАФЕТУ ПРИНИМАЕТ БРИДЕР ■— Атомная энергетика яв ляется одной из наиболее дина мично развивающихся отраслей нашего народного хозяйства, — рассказывает директор отделе ния ядериых реакторов Инсти тута атомной энергии имени И. В. Курчатова доктор техни ческих наук Виктор Сидоренко. — Вслед за первой АЭС дали ток Сибирская, Белоярская, Но воворонежская и другие атом ные электростанции. Сегодня в стране действуют десять круп ных АЭС и шесть строится. К 1980 году в европейской части СССР «мирный атом» будет производить примерно десять процентов электроэнергии. В настоящее время АЭС осна щаются серийными реакторами на медленных нейтронах мощ ностью один миллион киловатт. Уже разработан проект реак тора на полтора миллиона ки ловатт я принципиально реше Г О Р И З О Н Т Ы Н А У К И И Т Е Х Н И К И на задача еще большего повы шения их мощности. Решается и задача более экономного расходования ядерного горюче го. Казалось бы, причем тут за боты об экономии горючего — ведь общеизвестно, что АЭС потребляет его немного, Одна ко с широким развитием атом ной энергетики вопрос береж ливого отношения к урановой руде приобретает особое зна чение — ведь и ее запасы ~на планете не безграничны. Кро ме того, в применяемых сегод ня типах реакторов на медлен ных нейтронах природный уран расходуется весьма неэконом но: для получения тепловой энергии используется примерно один процент этого цеиноГо сырья. Почему же так мало? Дело в том, что в ценной реакции деления участвуют ядра только одного изотола — ураиа- 235 . Содержание же его в природ ном уране не достигает и одной сотой доли. Чтобы заставить «работать» другой изотоп —- уран- 238 , со ставляющий основную часть руды, — был разработан так называемый бридер — реактор на быстрых нейТ'роНах. Щ ёя его создания возникла у наших физиков еще в годы строи тельства первенца мировой атомной энергетики. Особенность реактора на быстрых нейтронах состоит в том, что в качестве топлива здесь используется другой де лящийся элемент — плутоний и не применяется замедлитель нейтронов. Плутоний же полу чается в результате работы обычных реакторов на медлен ных нейтронах. Из отработав шего топлива плутоний извле кают и загружают в бридер. Сюда же помещают «негорю чий» уран- 238 . Быстрые нейтро ны, не сдерживаемые замед лителем; заставляют плутоний вступить в цепную реакцию, в результате которой выделяется значительная тепловая энергия и из «бесполезного» урана -238 получается плутониевое топли во. \ ■ Таким Образом, бридеры не только могут обеспечить себя топливом, но я дают возмож ность заготовлять ядерное го рючее впрок. С применением реакторов на быстрых нейтро нах в качестве топлива может использов аться практинвоки весь природный уран. Развитию атомной энергети ки в этом перспективном нап равлении ньгне уделяется боль шое внимание. Первая совет ская опытная АЭС на бьщтрых нейтронах мощностью 12 тысяч киловатт была пущена в 1969 году. Спустя четыре года дала ток Шевченковская АЗС с бридером мощностью 350 ты сяч киловатт. До 1980 года планируется ввести в.строй ре актор мощностью. 600 тысяч киловатт на Белоярской АЭС в качестве третьего блока этой станции. В дальнейшем пред полагается создание реактора мощностью примерно 1 мил лион 600 тысяч киловатт. Со временам АЭС на быстрых нейтронах станут одним из ос новных поставщиков электро энергий — по крайней мере до тех пор, пока не буАут созда ны промышленные термоядер ные энергоисточник». НОВЫЕ «СПЕЦИАЛЬНОСТИ» АТОМА Создание высокоэкономйчных атомных поставщиков электро энергии — Лишь одно из на правлений поиска советских специ алистов-я дерщиков. В не меньшей степени их давно занимает и такая проблема: до статочно ли, чтобы атомные станции вырабатывали только электроэнергию? Ведь народ ное хозяйство, помимо электри ческой, нуждается в огромных количествах тепловой энергии. Крупнейшим потребителем те пла является промышленность. Она расходует органического топлива примерно столько же, сколько его идет н-а производ ство электроэнергии. Причем индустрия использует это топ ливо в основном для получения высоких температур, без кото рых не могут идти различные процессы в металлургии, химии и других важнейших отраслях. Физики рабодагот над тем, что бы роль нефти, угля, газа взя ли на себя и здесь ядерные установки. Пока на дейстуюш ах. атом ных электростанциях создается температура в пределах 300 —• 400 °С. Для непосредственного использования полученной те пловой энергии в промышлен ности подобные показатели яв но недостаточны. Д а и кпд пре образования тепла в электриче ство при таких температурах сравнительно невысок — около 30 процентов. Возникает необ ходимость создания реакторов, которые позволили бы достичь 800 — 1000 °С. В высокотемпературных ре акторах вместо традиционного теплоносителя — воды— будет использоваться газ, например гелий. Раскаленный д а 1000 градусов и более, он поступит по трубам в цехи предприятий, примет участие И энергоемких технологических процессах. С его помощью можно будет по лучать железо методом прямо го восстановления из руды, значительно упростится задача промышленного получения во дорода и т. д. Но не только промышлен ность нуждается в экономич ных энергоисточниках. Значи тельное количество органиче ского топлива идет на бытовое теплоснабжение. И здесь на помощь человеку придут реак торные установки. В институте атомной энергии имени И. В. Курчатова разработана тех ническая скёма атомйой Стан ции теплоснабжения (АСТ). Теоретические й ёкбперймви тальные исследования в эДам направлении ведутся под руко водством акадёмйкЛ А. Алек сандрова. Атомные станции теплоснаб жения будут централизованно обеспечивать население горячей водой и теплом. Расходуя в год Всего 15—16 тоня елдбб- оботащейиого урана, АСТ мощ ностью миллион киловатт смо жет обогревать город с населе нием 250 тысяч жителей. Обыч ной ТЭЦ для выполнения та кой задачи потребовалось бы не менее миллиона тонн угля. Опыт атомного теплоснабже ния уже имеется. Так, заполяр ная Билибинская АЭС не толь ко производит электроэнергию, но и обеспечивает горячей во дой поселок и парниковое хо зяйство. Конструктивные решения, ис пользованные в АСТ, пол ностью исключат возмож ность аварий, вредного воздей ствия радиации на человека я окружающую среду. Парово дяная смесь, которая поступит в отопительную систему домов, будет надежно защищена от радиоактивных загрязнений. Предполагается, что первая атомная станция теплоснабже ния будет создана уже в сле дующей пятилетке. В. ЕРЕМИН. (АЛН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz