Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
■ тдя яер - г ~“'СЗЯ ЧЕТЫРЕ ОРДЕ НА В. Е. ЮРОВ А С е г о д н я — Д е н ь т а н к и с т о в го о рдена Кра сного Знамени удос тоен под Кур ском, где его под разделение Прославленных Т-34 успешно учас твовало' в боевых де йс твиях. Орден Кра с ной Звезды Б. Е. Ю ров полу чил за боевые де йс твия в опе р ации на Сандоми р ском плац да рме. Ва силиу Ефимович _учас тво вал в о свобождении Польши, закончил войну под Б ерлином. За о тличну ю службу в ря дах Совет ской А рмии воин-тан ки с т подполковник В. Е. Юров награжден вторым орденом Кра сной Звезды. Более че тверти века служил в танковых во йсках Василий Ефимович, а когда демобили зовался из рядов Вооруженных Сил, вернул ся на родину, в Ли пецк. Рабо тал механикам в уп- равлешш «Ст рой термоизоля- ция», заведующим га ражом «Облрем Т т;ро й тре с та ». Сейчас он на заелуженнс|М' отдыхе. В. Е. Юров — ак тиви с т П равобе режното рай военком а- та, ча сто встречается с моло деж ью доп ризывного возра с та, школьниками, ра ссказыва ет им о подвигах фронтовиков.' На снимке: воин- танки с т гвардии подполковник 6 от с тавке В. Е. Юров. Текс т и фото Ю. Кл юева. — Гва рдии подполковник в от с тавке Ва силий Ефимович Ю ров, — п ред с тавил ся он. Поп ро сили его ра ссказа ть о том, как с тал танки с том, о своей службе в б ронетанковых во йсках. За рабочим столом комитета соде йс твия Пр авобережного райвоенкома та мы за с тали под полковника с танковыми эм блемами в петли цах. Че тыре боевых ордена и многие меда- ли украшали грудь воина-вете ран а. реки Халхим-Гол. Велику ю О теч ес твенну ю войну комму ни ст В. Е. Юров начал в 1941 году под Москво й. Пе рвым орденом Кра сного — Любовь к технике у меня с де т с тва, --■ сказал ве теран. — В посохе-деся ть лет не отходил от первого трактора, на ко тор ец: работал мой с тарши й б рат Андре й. Жили мы в Ильи но Липецкого уезда. В 1925 го ду, мне тогда и сполнилось пя т над ца ть лет, был принят в ком сомольскую ячейку. Вско ре окончил Еле цкую школу кино механиков. Че рез четыре года овладел профе ссией шофе ра, а в 1931 году по путевке ком со мола был нап равлен в военн ую школу танки с тов. Окончив се, с тал командиром легкого тан ка Т-10. Как раз в это время организовывали сь брон евойека К ра сной А рмии. Мы узнали, что молодо й офи це р-танки с т уча с твовал в с ражениях у озера Х асан и Знамени команди р роты, капи тан В. Е. Юров был награжден за то, что его 'подразделение окружило и взяло в плен авто колонну фаши с тов на Северо- Западном ф ронте, в р айоне озе ра Селигер. !В колонне на счи тывало сь 114 машин. Второ- Вндавши й виды г рузовик ки дало из с тороны в сторону. На ухабах он скрипел, слов но жалуяс ь на с таро с ть и вет хо ст ь. Води тель, пожило й и жилис ты й мужчина, с п родуб ленным ветром и солнцем ли дом, тоже показал ся мне с та рым и у с талым. День уга сал: сизые сум ерки контра с тнее обозначали ско шеннее поля. Далеко наД го ри зонтом мрачно нави сла туча. Гроза была далеко, ветер лишь изредка доно сил слабые, поглощаемые ра сс тоянием ра с ка ты. — П ро йде т с тороно й, — сказал води тель. Мы ехали уже второ й час, и э то были первые его слова. Гово рил/ он их ско рее не мне, а себе. Я не на рушал молча ния водителя, не лез с досу жими разговорами, щадя его у с тало с ть. — А если не п ро йде т, — о тозвал ся я, — тогда ночевка в поле? На тако й технике в ра спу ти цу далеко не уедешь. — Ничего ты, Еидать, па рень, в технике не смыслишь, — неожиданно обиделся шо фе р. — Небось, думаешь — . д рандулет. А я его, елки зе леные,' на два новых не про меняю. Реакция води теля для меня была неожиданно й, и чтобы как-то и сп равить положение, я похвалил мотор. — Зве рь, елки зеленые, а не мотор. Сам недавно переб рал. А то, что вид грузовика неважны й, так мне на парад на нем не ехать. Вообще-то, конечно, пора ему на отдых, да жалко, привык. П рямо- как живого жалко, елки зеленые. Почи та й двадца ть лет с ним езжу. Он так и сказал: «с ним», и я оконча тельно понял, что с та рая машина дорога ему, как друг, разлука с ко торым в сег да тяго с тна. Автомобиль съехал с обочи ны и ос тановил ся нап ротив домика. Обшарпанная выве ска сообщала, ч то в не й можно купи ть товары пов седневного сп ро са. Води тель в ско ре вер нул ся со све ртком, из которо го торчало горлышко бутылки. — С ус татку? — Извини те, не пь ю, — по чему- то пере йдя на «вы», зло о трубил шофер и резко повер нул к люч зажигания. Мо тор завел ся с разу. Метров через две с ти води тель снова све рнул с до роги к дому. Взял св ерток, заша гал к калитке. Навс тречу у с т ремила сь ва тага ребят: какие поменьше, с разу же забрали сь на руки. В ход пошли подар ки. Малыши с удовольс твием уплетали пряники, конфеты, вафли. Два мальчугана лет ш ес ти- семи никак не могли по дели ть бутылку лимонада: пыхтя, кажды й тянул ее к се бе. — Мишка, прин еси с таканы, — сказал води тель одному из мальчиков, — а я пока о ткро ю бу тылку. — А ты совсем п риехал? — лепе тал карапуз годов четырех с о торванным наполовину ру кавом рубашонки. — Где э то ты рукав-то от поло совал, елки зеленые? — удивился води тель. — С Вовкой в войну иг рали. — Ну и кто кого? — Я его победил, а он не с тал падать. А можно я с то бо й поеду? — Н ет, сынок, сегодня нель зя, я поздно верну сь. Иди к Надюшке, она тебе рукав при делает. Когда отъехали от доха, я увидел еноза ли цо шофе ра и не узнал его. Из зеркала гля дел улыбчивы й человек и воЕсе не тако й с тары й, как мне по казалось вначале. Учи тывая манеру водителя ве сти разговор, я не решался ии о чем его спрашиват ь. Но он загово рил сам. — Во т, елки зеленые, в во й ну иг рал... То ш таны порвет, то ботинка раешматует. И в кого уродил ся тако й воинс т венн ый. прямо, как на огне, все го рит. — Это, что, все ваши? — Наши, — не с разу отоз вал ся води тель, и ли цо его вновь с тало се рьезным. — Наши, — пов торил он за думчиво. — Че тверты й год без о т ца ра с тут. Двое мень ших и не зна ю т о том, что у них был оте ц. Анна последним, А ндр юшкой, ходила, когда случилась э та беда. Он до с тал папиро су, не рвно помял паль цами, п рикурил. — Ты ведь скажи, как бы вае т. Всю войну п рошел — танки с там был — и ни одной ца рапины. А тут, поди ж ты, попал в авари ю. А ездил на бензовозе, ну и вып рыгнуть не успел... Ребя т мы, конечно, не забываем. Я дак кажды й день специально делаю о т реш са о тклонение, чтобы пови дать их, го стине ц привезти. Хоть и кр юк небольшой — чы- тьире километра, но в се равно нарушение: теря ю рабочее вре мя. Но — не могу, се р дце не на месте, если не заеду, да и они привыкли, ждут, как пте нцы. То иг рушку каку ю куплю, то там пряников, ситро. Они, ко нечно, не голодные, и пече нье там в сякое дома лежи т, ко эти о собые — в роде как оте ц при вез. О собенно п арнишки ждут. Девки — эти к матери больше тянут ся, а ребята, они — мужики, только маленькие. Хоть и без от ца, а ребята в се хо рошие. Старшая, Танюшка, в го роде на агронома учит ся. Д ругая, Верушка, за не й по тянула сь — в техниче ское учи лище ус троила сь. Надюшка в девя ты й п ерешла — отлични ца к руглая. Ну, а эти пока ра с тут. Бог да с т, все вы ра с тут Он помолчал, в задумчиво с ти до с тал из ящика помяту ю пач ку папи ро с «Севе р», внов ь за тянул ся. — Вообще- то кур ю редко, пачка на недел ю хва тает, а тут вроде как призычка такая, как отъеду от дома, так кур ю и ку р ю... Туча тем временем ра с твори ла сь за го ризонтом, прошла, как и предполагало сь, с торо но й. Но све тлее не с тало. Во дитель вкл ючил св ет. С про сел ка выехали на асфаль т. — Я их всех люблю, — п ро должил он после ко роткого молчания. — Може т потому, что своих бот не дал, а может потому, что оте ц -то ихни й — первы й д ружок мне был. Он продолжал говорить, но его слова уже п ротекали мимо моего сознания. О ткинувши сь на спинку сиденья, я думал... Наве рное, чтобы лучше узнать человека, нужен како й- то пово рот изнутри, како й- то случай, когда человек ра ск роет ся с д ру гой, неожиданной стороны. Вот водител ь: до вс тречи с де тьми своего д руга — один, после — совсем д руго й человек... — П риехали, — п рервал мои размышления шофер. — Тебе на ав то с тан цию, это — налево, за пово ротом. Я за суе тил ся, вылез из каби ны и только тут спохва тил ся, что не зна ю ни имени, ни фами лии моего спу тника. — А заче*? тебе моя фами лия? Я не герои како й-нибудь, елки зеленые, — о тозвал ся он из кабины. — П ро с то человек. Каких много... В. БУРКОВ. О Ч Е Р Е Д Ь Ну, и оче редь! Ну, и хвост! А что дают?.. Никто не знает, что дают? Тогда заче м с тоять на тако й жа ре?.. Я стою — у меня время есть!.. Ну, что же все-таки дают? Товарищ, вы сколько возьмете? Килограмм? А я вот — пять!.. А может, шесть... А вы, гражданка, сколько? Как, десять метров? Выходит, бельевую веревку да ют или, может, электрошнур? Что вы сказали, дедушка, льют литрами? Надо непремен но взять!.. Эй, постойте, вы уже оттуда? Вы уже купили? А что там, в этой коробке? Тоже- не знаете? Вот народ! Берет — не зная что. Я-то возьму три штуки — себе, жене и сыну. Вот обрадуются!.. Ну и жара! Ну и очередь!.. М. КОВАЛЕВ. П О Д А Р О К С КОЛЬКО в школе тради ций? Наверное, на этот вопрос не сразу ответит, даже опытный учитель. А вот какая самая приятная, волнующая — тут уж немного разных мнений. Ежегодный ри туал встречи с выпускниками в их «родных пенатах» Павел Сер геевич Плохих считает самым славным. Учитель-ленсионер, почти сорок лег проработавший з школе, он и мысли не допус кает, что* когда-нибудь сможет не прийти на это торжество. На одном из таких торжеств, глядя на своих воспитанников, задумался старый учитель: сколько интересных характеров, личностей, судеб! И.предложил тогда Павел Сергеевич создать музей истории школы. ГА ОТ мы и собрались, ......... ■"‘Ч чтобы начать рабо ту, — уже .на следу ющий день после вечера сказал Павел Сергеевич Плохих окру жившим его ребятам. Рита Агапова. Надя Двуре- чекская, Люда Соловьева, Олег Голубых и другие старшеклас сники, вошедшие в оргкомитет, внимательно слушали. Предста вительное, собрание нынешних и бывших питомцев школы пору чило им оказывать всяческое содействие учителго-пенсиоие- ру в предстоящем поиске экс понатов. А он задумал дело шиооко. Что значит жтзеЙ истории школы? Это ее ллгдр: лучшие педагоги п ученики, организа ция учебы и труда, спорта, до суга... Дружба с шефа;ми, в дан ном случае, — коллективом .кис- лородно-конверторного цеха № 1 НЛМЗ. Несложно оказа лось показать сегодняшний день школы. Хотя и тут понадоби лась хорошая помощь юных фотолюбителёй, художникев, оформителей. А вот кз,к проследить пути- дороги тех, кто здесь учился?.. 38-я школа сравнительно мо лода, ей исполнилось пятнад цать лет. Но из стен десятилет ки за это время вышло 1125 выпускников. Какими оказались они в жизни? Вместе с ребята ми, а также помощниками-учи телями Л. И. Немипущей, Н. В. Балабановой, А. Ф. Власовой и другими Павел Сепгсевич раз рабатывает специальную анке ту, состоящую из 20 вопросов. В ней — отзывы выпускников о школе: любимые предметы, за нятия, учителя... Там же — от веты па самые разнообразные вопросы о себе — о работе, уча стии в общественной жизни, о семье... Сегодня, если взять любую такую анкету, то получишь не только полные биографические данные о человеке, но и почув ствуешь его характер, взгляды на жизнь. Один из вопросов, к примеру, гласит: «Приносит ли твой труд радость, удовлетво рение?». И вот что ответила па него Татьяна Тинькова, контро лер' ОТК НЛМЗ: «Мой труд на заводе приносит мне успехи в жизни, т /к . многому хорошему учит завод». Работница Липец- УЧИТЕЛЯ кого хлебокомбината Любовь Навражных по этому поводу написала; «Работа захватывает. Приняла повышенные социали стические обязательства. Го товлюсь вступить в члены КПСС». «Работой я очень до вольна, она приносит радость всем женщинам нашего горо да», — Л. Арнаутова, мастер по пошиву лептой женской одеж ды». 791 анкета была распростра нена за полгода среди бывших выпускников, и все они сейчас строго разобраны, систематизи рованы, служат своеобразным архивом музея; П. С. Плохих и его помощники побывали на де сятках заводов, строек, в сотнях квартир. Много писем было разослано в города и села по всей стране. И вот поиск экспонатов за вершен. П ЕРВОГО сентября, сразу же после торжественной линейки, ребят и их ро дителей пригласили на откры тие музея истории школы. Старого учителя благодарили все — и взрослые, и Дети. По тому что здесь, в школе, каждый почувствовал себя членом боль шой дружной семьи, идти с ко торой по жизни — значит, до биться любых целей. Стенды, стенды, стенды... Из них мы узнаем, что 98-ю раз личными профессиями овладе ли выпускники этой школы, что только в Липецке трудятся они на 150 предприятиях, стройках и в учреждениях. Они автори тетны, уважаемы в своих кол-' лектинах. Членом • городского комсомольского штаба на удар ной стройке домны № 6 являет ся Наташа Перцева. Членом комитета ВЛКСМ избрали солдаты Александра Власова. Седьмой год подряд называют победителем соцсоревнования прело.давателя спецтехяюло- гни ГГ1ТУ-28 выпускницу пер вого выпуска Л. Г. Сычеву... 213 выпускников школы № 38 удостоены медалей, Почетных грамот, званий лучших по про фессии. Значит, хорошо готовит шко ла ребят к жизни, к труду, к защите Родины! Но работа по созданию музея проделана не только для того, чтобы убедить ся в этом. Каждый экспонат, каждый пример как бы говорят сегодняшним ученикам: «Будь те достойны своих старших то варищей». Учителя уже приводят ребят сюда на экскурсии, в музей за глядывают их коллеги из дру гих школ: дело-то интересное! А отличник наводного просве щения СССР Павел Сергеевич Плохих готовит доклад о музее областному отделению педаго гического общества РСФСР. II председатель его профессор Л. А. Ездакова считает: — Открытие первого в обла сти музея истории школы — это большое событие. У Павла Сер геевича Плохих, безусловно, найдется немало последовате лей. Н. ЛЕДЕНЕВ. ИНТЕРЕСНЫХ СЕТТЕР ИСТОРИЯ СИВЕРСОВА КАНАЛА Сиверсоз канал, построенный на территории Новгородской области болео 150 лет тому на зад, объявлен памятником при роды и культуры. Идея его строительства возникла при Петре Первом. Путь по Иль мень-озеру от устья Меты до истока Волхова протяж енно стью семь километров был в то время крайне опасным. Во время сильных ветров на озере возникали большие волны. Не делями пережидали непогоду парусники, направлявшиеся по Волхову до Петербурга. Однако к осуществлению проекта строительства канала приступили почти через три десятилетия. Через четыре года после начала строительст ва по каналу прошли первые суда, но до скончания работ было еще далеко. Только в 1804 году состоя лось официальное открытие десятикилометрозой магистра ли. С развитием шоссейных и железных дорог, с появлением пароходов поток грузов по Сиверсозу каналу прекратился. Его живописные берега и вод ная гладь стали теперь люби мым местом отдыха новгород цев. Ч И Т А Я ТОЛСТОГО За полночью, за властью темноты пребудет солнце! ...Под резцом Искусства все четче возрож денные черты, все обнаженней проявленье чувства. И скрытый смысл — как дальний свет в глаза, настоянный на силе отраженья, настигнет как вселенская гроза, смешав реальность и воображ енье. Живая жизнь, а не театр теней — здесь истина не терпит оправданий. И оттого безж алостней, больней, и горше правда подлинных страданий. Над благостным покоем хлопоча, но к ближнему терзаясь подозреньем, вдруг вспомнишь смерть Ивана Ильича как самое великое прозренье. Судя и снисходя до правоты, постигнешь мудрость (ты тому свидетель): жить — чтобы любить людей без суеты, добро творить — отвергнув добродетель. С. МЕКШЕН. Л. Н. Толстой со своим секретарем М. Н. Гусевым, Фотография В. Черткова, 1908 год. НАХОДКА КРАЕВЕДОВ В Куйбышезском краеведче ском музее выставлен бюст Луи Пастера — работа скульп тора Поля Дюбуа. Интересна история его появления в Волж ском городе. В 1886 году из Самары в Па риж отправились местные врачи В. Паршевсний и В. Хар дин, чтобы ознакомиться с от крытыми Пастером средствами лечения. Французский ученый был тронут вниманием, про явленным русскими коллегами к его работе. На память Пастер подарил свой портрет с над писью: «Самарб. Земство. Май 1886 г. Пастер». Вскоре после возвращения Волной из Франции в Самаре была создана пастеровская станция. Ученый пристально следил за работой далеких друзей, радовался их успехам. В годы Советской власти на базе этой станции был органи зован научно-исследователь ский институт гигиены. Куйбышевские краеведа из старых газет узнали, что босле смерти Пастера из Франции в Самару был доставлен его скульптурный портрет. Начался его поиск. Бюст был обнару жен в одном из. медицинских учреждений города и передан в музей. Здесь же сейчас на ходится и портрет замечатель ного французского ученого. ЧИТАЯ КАМЕННУЮ КНИГУ Четыреста листов каменной] книги «перелистал» специа лист по эпиграфике доктор ис торических наук А. Мухтаров— сотрудник института истории Академии наук Таджикистана. В этом институте собрано не мало исторических документов, высеченных на скалах и камнях ВОКРУ Г Достижение польской спорт- сменки Кристины Хойновскон- Лискевич, первой женщины, отправившейся в марте 1976 годс! в одиночное кругосветное плавание на яхте «Мазурск», получило широкий отклик в 0 всем мире, вызвав восхищение даже у тех, кто далек от па русного спорта и мореходства. На родную землю Кристина вернулась в июне 1978 года. Когда ее рейс уже вошел в историю мореплавания и улег лись волнения, связанные с возвращением, мы попросили капитана ХойнЬвскую-Лиске- вич «оглянуться назад» и рас сказать о своих впечатлениях. — Наверное, наибольший риск содержался в самом ре шении совершить столь труд ное путешетвие? — Не знаю, во всяком слу чае, так считают многие. За вершив плавание, я думаю о другом — какие ошибки до пустила, и прихожу к выводу, что Их было не так уж много. >1 выбрала более протяжен ный, но тактически лучший путь. Ветры мне благоприят ствовали, и можно было фор сировать темп движения па русами. Благодаря этому я опередила француженку и англичанку, которые вышли в кругосветное плавание сразу после меня. Не п о д е с л меня и «Мазурек». А риск? Думаю, он присутствует во всяком решении... И ЗВЕСТНАЯ во веем мире фреска Леонардо-да Вин чи «Тайная вечеря», на ходящаяся в трапезной мона стыря Санта-Мария делле Гра- цие в Милане, оказалась на грани полного разрушения. К такому выводу пришла группа экспертов, завершивших про должавшееся три месяца ис следование замечательного про изведения великого итальян ского мастера. Они установили, что поверхность фрески покрыта неизвестным видом плесени, которая быстро разрушает краску. Судьба «Тайной вечери» уже не раз вызывала беспокойство С ВЕТ А... НА ЯХТЕ — Как проходил первый и, видимо, самый трудный этап плавания? Как Вы привыкали к одиночеству? — По сути дела, у меня не оставалось времени на раз мышления об одиночестве. Нужно было ежедневно опре делять положение «Мазурека» — чтобы обеспечить необхо димую точность, я вычерчива ла позиционные линии по ут рам, в полдень и после обеда. Постоянно проверяла техниче ское состояние яхты и бор тового оборудования, ремон тировала то, что выходило из строя. Когда, бывало, ночью приходилось бодрствовать, старалась компенсировать не досыпание днем. А на закате, если все было спокойно, гото вила ужин, переписывала за метки из черновика в судовой журнал и ожидала связи с ра диостанцией Гдыни. —- Самый драматический момент путешествия? — В районе Большого Барь ерного рифа в австралийском поселке Портленд-Роуд мне пришлось поставить яхту на якорь и на вертолете скорой помощи отправиться в госпи таль. Вернувшись утром, ях ты в заливе не обнаружила. Были подняты по тревоге гражданские и военные летчи ки, патрулирующие Торресов пролив, поставлены в извест ность военные суда. «Мазурек» был найден спу стя 8 часов на расстоянии по лутора миль от скал, на кото рых он, без сомнения, разбил ся бы. Оказалось, что яхта проплыла в тумане пятнадцать миль, волоча за собой якорь... Нелегким оказался и путь вокруг южной оконечности Африки с востока на зрнад от Дурбана до Кейптауна. Пого да была отвратительной и со вершенно не соответствовала прогнозам и рассказам «мор ских волков». Автоштурман вышел из строя, а самостоя тельно устранить аварию я не смогла. Так что 18 дней приш лось стоять за штурвалом по 2 0 часов в сутки, управляя ях той вручную. Мало того, по рывы встречного юго-западно го ветра постоянно обдавали меня солеными брызгами и пе ной. — А самые приятные и ра достные эпизоды? — К финишу я пришла очень уставшей, но ‘чувствова ла себя значительно моложе, чем в начале рейса. Путешест вие подарило мне массу неза бываемых впечатлений. Там, в океанах, я особенно остро ощу тила, как прекрасна| польская земля. Очень хотелось вернуть ся в родные края, услышать родную речь. И, конечно же, с неизмен ной благодарностью буду вспоминать встречи с людьми в больших и малых портах четырех континентов, их сер дечность и помощь. Я по стоянно чувствовала, что со мной как бы плыл весь мир. — Может быть, были такие моменты, когда хотелось ска зать «хватит» и отказаться от дальнейшего плавания? — Об этом не было и речи. Если бы я не верила в то, что мне по силам такой рейс, то никогда бы не поднялась на борт «Мазурека»! — Теперь, когда тысячи миль позади, как Вы ответите на вопрос: почему именно оди-! ночным рейс, с какой целью? | — Я часто задавала себе этот вопрос и, по правде го воря, находила только один! ответ: стоит, обязательно стоит сделать что-то впервые — для себя, для Польши и для истории парусного спор та, мореходства. С Самого начала я знала, что проплыву вокруг света. Если бы не такая уверенность, мой рейс можно было бы наз вать попыткой квалифициро ванного Самоубийства. Но в том-то и дело, что я ни на миг не сомневалась в удачном исходе. — Что Вы чувствовали, за мыкая кругосветку? — Кроме огромной радости, я ощущала привкус горечи — от того, что вокруг меня уже не будет огромного захваты вающего простора, не будет сознания того, что перед то бой тысячи миль и ясная цель. К. РОБАК, польский журналист. (Интерпресс—АПН). ШЕДЕВР ЛЕ О НАРДО ПОД УГРОЗОЙ итальяискои оощестеенности. Создавая се в 1495/97 гг., Лео нардо да Винчи применил осо бую смешанную темперно-мас ляную технику. Эксперимент оказался не совсем удачным, и фреска на чада довольно быстро разрушаться. Под угрозой ги бели «Тзйная вечеря» оказалась и в годы второй мировой вой ны, когда английские и амери канские бомбы разрушили зда ние трапезной. Итальянская печать отмеча ет, что сейчас основной причи ной угрозы, нависшей над ше девром мировой живописи, яв ляются небрежность и халат ность хранителей фрески. До статочно сказать, что в зале трапезной до сих пор не уста новлены обычные для любого музея современные системы кондиционирования воздуха, не измеряются температура и влажность. Как считает руко водитель отдела охраны исто рических и культурных памят ников области Ломбардия К. Бертелли, трещина в стене, где расположена фреска, может вызвать обвал штукатурки. Опровергая мнение тех, кто всю вину за гибель фрески сва ливает на особые климатические условия, газета «Стампа» пи шет, что невзгоды сырого ми ланского климата здесь ни при чем. Все дело в том, заявляет газета, что городские власти за последние годы практически ни чего не сделали для того, что бы спасти от гибели бесценный шедевр мировой живописи. В. МАЛЫШЕВ, корр. ТАСС. Рим. в средние века. Посетивший не давно Таджикистан профессор Делийского университета С. Ну- рулхасан, большой знаток эпи графики, отметил', что это на иболее крупная коллекция среднеазиатских надписей из всех известных востоковедам. 25 лет занимается ученый исследованиями эпиграфиче ских памятников в горах Тад жикистана. Каждый год воз главляемый им отряд энтузиа стов проходит 3—4 тысячи ки лометров в поисках каменных документов. Ученый сумел отыскать близ кишлака Оббурдон полуметро вый округлый камень с един ственным сохранившимся авто графом основателя династии! великих моголов, помеченный! 1512 годом. Многие надписи хранят интересные сведения с социальных, экономических, культурных отношениях древ них, отражают эволюцию тад жикского языка. Они поззоллют восполнить сведения о средне вековой истории среднеази атских народов за целое тыся челетие. По рекомендации ученых эпиграфические памятники на территории республики взять: под охрану государства. ЧЕТВЕРОНОГИЕ ПОМОЩНИКИ ГЕОЛОГОВ Не первый сезон выполняют функции поисковиков в Мой- винском геологосъемочном от ряде овчарки Герда и Райт и | эрдель-терьер Фурли. Известно, что собаки способ ны улавливать запахи, исходя щие из земли, с глубины до пятнадцати метров. Специаль ной тренировкой геологам удалось добиться, чтобы их чет вероногие помощники реаги ровали на запахи руд, содерж а щих медь, ж елезо, свинец, вольфрам и некоторые другие металлы. Почуяв нужный за пах, собака дает знать человеку о своей находке. На этом ме сте геологи роют шурф, и е з я - тую из него пробу стпрззляют на химический анализ. Не было еще случая, чтобы животное ошиблось. Нынешним летом мойвин- ! ские геологи, работающие в ^бассейне сезерной уральской]* ^ реки Еижай, зачислили в отряд! ?еще двух собак. Сейчас они! $ проходят курс обучения. (ТАСС). I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz