Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

■ тдя яер - г ~“'СЗЯ ЧЕТЫРЕ ОРДЕ НА В. Е. ЮРОВ А С е г о д н я — Д е н ь т а н к и с т о в го о рдена Кра сного Знамени удос тоен под Кур ском, где его под разделение Прославленных Т-34 успешно учас твовало' в боевых де йс твиях. Орден Кра с­ ной Звезды Б. Е. Ю ров полу­ чил за боевые де йс твия в опе­ р ации на Сандоми р ском плац­ да рме. Ва силиу Ефимович _учас тво­ вал в о свобождении Польши, закончил войну под Б ерлином. За о тличну ю службу в ря­ дах Совет ской А рмии воин-тан­ ки с т подполковник В. Е. Юров награжден вторым орденом Кра сной Звезды. Более че тверти века служил в танковых во йсках Василий Ефимович, а когда демобили­ зовался из рядов Вооруженных Сил, вернул ся на родину, в Ли­ пецк. Рабо тал механикам в уп- равлешш «Ст рой термоизоля- ция», заведующим га ражом «Облрем Т т;ро й тре с та ». Сейчас он на заелуженнс|М' отдыхе. В. Е. Юров — ак тиви с т П равобе режното рай военком а- та, ча сто встречается с моло­ деж ью доп ризывного возра­ с та, школьниками, ра ссказыва­ ет им о подвигах фронтовиков.' На снимке: воин- танки с т гвардии подполковник 6 от­ с тавке В. Е. Юров. Текс т и фото Ю. Кл юева. — Гва рдии подполковник в от с тавке Ва силий Ефимович Ю ров, — п ред с тавил ся он. Поп ро сили его ра ссказа ть о том, как с тал танки с том, о своей службе в б ронетанковых во йсках. За рабочим столом комитета соде йс твия Пр авобережного райвоенкома та мы за с тали под­ полковника с танковыми эм­ блемами в петли цах. Че тыре боевых ордена и многие меда- ли украшали грудь воина-вете­ ран а. реки Халхим-Гол. Велику ю О теч ес твенну ю войну комму­ ни ст В. Е. Юров начал в 1941 году под Москво й. Пе рвым орденом Кра сного — Любовь к технике у меня с де т с тва, --■ сказал ве теран. — В посохе-деся ть лет не отходил от первого трактора, на ко­ тор ец: работал мой с тарши й б рат Андре й. Жили мы в Ильи­ но Липецкого уезда. В 1925 го­ ду, мне тогда и сполнилось пя т­ над ца ть лет, был принят в ком­ сомольскую ячейку. Вско ре окончил Еле цкую школу кино­ механиков. Че рез четыре года овладел профе ссией шофе ра, а в 1931 году по путевке ком со­ мола был нап равлен в военн ую школу танки с тов. Окончив се, с тал командиром легкого тан­ ка Т-10. Как раз в это время организовывали сь брон евойека К ра сной А рмии. Мы узнали, что молодо й офи­ це р-танки с т уча с твовал в с ражениях у озера Х асан и Знамени команди р роты, капи­ тан В. Е. Юров был награжден за то, что его 'подразделение окружило и взяло в плен авто­ колонну фаши с тов на Северо- Западном ф ронте, в р айоне озе ра Селигер. !В колонне на­ счи тывало сь 114 машин. Второ- Вндавши й виды г рузовик ки­ дало из с тороны в сторону. На ухабах он скрипел, слов­ но жалуяс ь на с таро с ть и вет­ хо ст ь. Води тель, пожило й и жилис ты й мужчина, с п родуб­ ленным ветром и солнцем ли­ дом, тоже показал ся мне с та­ рым и у с талым. День уга сал: сизые сум ерки контра с тнее обозначали ско­ шеннее поля. Далеко наД го ри­ зонтом мрачно нави сла туча. Гроза была далеко, ветер лишь изредка доно сил слабые, поглощаемые ра сс тоянием ра с­ ка ты. — П ро йде т с тороно й, — сказал води тель. Мы ехали уже второ й час, и э то были первые его слова. Гово рил/ он их ско рее не мне, а себе. Я не на рушал молча­ ния водителя, не лез с досу­ жими разговорами, щадя его у с тало с ть. — А если не п ро йде т, — о тозвал ся я, — тогда ночевка в поле? На тако й технике в ра спу ти цу далеко не уедешь. — Ничего ты, Еидать, па­ рень, в технике не смыслишь, — неожиданно обиделся шо­ фе р. — Небось, думаешь — . д рандулет. А я его, елки зе­ леные,' на два новых не про­ меняю. Реакция води теля для меня была неожиданно й, и чтобы как-то и сп равить положение, я похвалил мотор. — Зве рь, елки зеленые, а не мотор. Сам недавно переб­ рал. А то, что вид грузовика неважны й, так мне на парад на нем не ехать. Вообще-то, конечно, пора ему на отдых, да жалко, привык. П рямо- как живого жалко, елки зеленые. Почи та й двадца ть лет с ним езжу. Он так и сказал: «с ним», и я оконча тельно понял, что с та­ рая машина дорога ему, как друг, разлука с ко торым в сег­ да тяго с тна. Автомобиль съехал с обочи­ ны и ос тановил ся нап ротив домика. Обшарпанная выве ска сообщала, ч то в не й можно купи ть товары пов седневного сп ро са. Води тель в ско ре вер­ нул ся со све ртком, из которо­ го торчало горлышко бутылки. — С ус татку? — Извини те, не пь ю, — по­ чему- то пере йдя на «вы», зло о трубил шофер и резко повер­ нул к люч зажигания. Мо тор завел ся с разу. Метров через две с ти води­ тель снова све рнул с до роги к дому. Взял св ерток, заша­ гал к калитке. Навс тречу у с т­ ремила сь ва тага ребят: какие поменьше, с разу же забрали сь на руки. В ход пошли подар­ ки. Малыши с удовольс твием уплетали пряники, конфеты, вафли. Два мальчугана лет ш ес ти- семи никак не могли по­ дели ть бутылку лимонада: пыхтя, кажды й тянул ее к се­ бе. — Мишка, прин еси с таканы, — сказал води тель одному из мальчиков, — а я пока о ткро ю бу тылку. — А ты совсем п риехал? — лепе тал карапуз годов четырех с о торванным наполовину ру­ кавом рубашонки. — Где э то ты рукав-то от­ поло совал, елки зеленые? — удивился води тель. — С Вовкой в войну иг рали. — Ну и кто кого? — Я его победил, а он не с тал падать. А можно я с то­ бо й поеду? — Н ет, сынок, сегодня нель­ зя, я поздно верну сь. Иди к Надюшке, она тебе рукав при­ делает. Когда отъехали от доха, я увидел еноза ли цо шофе ра и не узнал его. Из зеркала гля­ дел улыбчивы й человек и воЕсе не тако й с тары й, как мне по­ казалось вначале. Учи тывая манеру водителя ве сти разговор, я не решался ии о чем его спрашиват ь. Но он загово рил сам. — Во т, елки зеленые, в во й­ ну иг рал... То ш таны порвет, то ботинка раешматует. И в кого уродил ся тако й воинс т­ венн ый. прямо, как на огне, все го рит. — Это, что, все ваши? — Наши, — не с разу отоз­ вал ся води тель, и ли цо его вновь с тало се рьезным. — Наши, — пов торил он за­ думчиво. — Че тверты й год без о т ца ра с тут. Двое мень­ ших и не зна ю т о том, что у них был оте ц. Анна последним, А ндр юшкой, ходила, когда случилась э та беда. Он до с тал папиро су, не рвно помял паль цами, п рикурил. — Ты ведь скажи, как бы­ вае т. Всю войну п рошел — танки с там был — и ни одной ца рапины. А тут, поди ж ты, попал в авари ю. А ездил на бензовозе, ну и вып рыгнуть не успел... Ребя т мы, конечно, не забываем. Я дак кажды й день специально делаю о т реш са о тклонение, чтобы пови­ дать их, го стине ц привезти. Хоть и кр юк небольшой — чы- тьире километра, но в се равно нарушение: теря ю рабочее вре­ мя. Но — не могу, се р дце не на месте, если не заеду, да и они привыкли, ждут, как пте нцы. То иг рушку каку ю куплю, то там пряников, ситро. Они, ко­ нечно, не голодные, и пече нье там в сякое дома лежи т, ко эти о собые — в роде как оте ц при­ вез. О собенно п арнишки ждут. Девки — эти к матери больше тянут ся, а ребята, они — мужики, только маленькие. Хоть и без от ца, а ребята в се хо рошие. Старшая, Танюшка, в го роде на агронома учит ся. Д ругая, Верушка, за не й по­ тянула сь — в техниче ское учи­ лище ус троила сь. Надюшка в девя ты й п ерешла — отлични ца к руглая. Ну, а эти пока ра с тут. Бог да с т, все вы ра с тут Он помолчал, в задумчиво с ти до с тал из ящика помяту ю пач­ ку папи ро с «Севе р», внов ь за­ тянул ся. — Вообще- то кур ю редко, пачка на недел ю хва тает, а тут вроде как призычка такая, как отъеду от дома, так кур ю и ку­ р ю... Туча тем временем ра с твори­ ла сь за го ризонтом, прошла, как и предполагало сь, с торо­ но й. Но све тлее не с тало. Во­ дитель вкл ючил св ет. С про сел­ ка выехали на асфаль т. — Я их всех люблю, — п ро­ должил он после ко роткого молчания. — Може т потому, что своих бот не дал, а может потому, что оте ц -то ихни й — первы й д ружок мне был. Он продолжал говорить, но его слова уже п ротекали мимо моего сознания. О ткинувши сь на спинку сиденья, я думал... Наве рное, чтобы лучше узнать человека, нужен како й- то пово­ рот изнутри, како й- то случай, когда человек ра ск роет ся с д ру­ гой, неожиданной стороны. Вот водител ь: до вс тречи с де тьми своего д руга — один, после — совсем д руго й человек... — П риехали, — п рервал мои размышления шофер. — Тебе на ав то с тан цию, это — налево, за пово ротом. Я за суе тил ся, вылез из каби­ ны и только тут спохва тил ся, что не зна ю ни имени, ни фами­ лии моего спу тника. — А заче*? тебе моя фами­ лия? Я не герои како й-нибудь, елки зеленые, — о тозвал ся он из кабины. — П ро с то человек. Каких много... В. БУРКОВ. О Ч Е Р Е Д Ь Ну, и оче редь! Ну, и хвост! А что дают?.. Никто не знает, что дают? Тогда заче м с тоять на тако й жа ре?.. Я стою — у меня время есть!.. Ну, что же все-таки дают? Товарищ, вы сколько возьмете? Килограмм? А я вот — пять!.. А может, шесть... А вы, гражданка, сколько? Как, десять метров? Выходит, бельевую веревку да­ ют или, может, электрошнур? Что вы сказали, дедушка, льют литрами? Надо непремен­ но взять!.. Эй, постойте, вы уже оттуда? Вы уже купили? А что там, в этой коробке? Тоже- не знаете? Вот народ! Берет — не зная что. Я-то возьму три штуки — себе, жене и сыну. Вот обрадуются!.. Ну и жара! Ну и очередь!.. М. КОВАЛЕВ. П О Д А Р О К С КОЛЬКО в школе тради­ ций? Наверное, на этот вопрос не сразу ответит, даже опытный учитель. А вот какая самая приятная, волнующая — тут уж немного разных мнений. Ежегодный ри­ туал встречи с выпускниками в их «родных пенатах» Павел Сер­ геевич Плохих считает самым славным. Учитель-ленсионер, почти сорок лег проработавший з школе, он и мысли не допус­ кает, что* когда-нибудь сможет не прийти на это торжество. На одном из таких торжеств, глядя на своих воспитанников, задумался старый учитель: сколько интересных характеров, личностей, судеб! И.предложил тогда Павел Сергеевич создать музей истории школы. ГА ОТ мы и собрались, ......... ■"‘Ч чтобы начать рабо­ ту, — уже .на следу­ ющий день после вечера сказал Павел Сергеевич Плохих окру­ жившим его ребятам. Рита Агапова. Надя Двуре- чекская, Люда Соловьева, Олег Голубых и другие старшеклас­ сники, вошедшие в оргкомитет, внимательно слушали. Предста­ вительное, собрание нынешних и бывших питомцев школы пору­ чило им оказывать всяческое содействие учителго-пенсиоие- ру в предстоящем поиске экс­ понатов. А он задумал дело шиооко. Что значит жтзеЙ истории школы? Это ее ллгдр: лучшие педагоги п ученики, организа­ ция учебы и труда, спорта, до­ суга... Дружба с шефа;ми, в дан­ ном случае, — коллективом .кис- лородно-конверторного цеха № 1 НЛМЗ. Несложно оказа­ лось показать сегодняшний день школы. Хотя и тут понадоби­ лась хорошая помощь юных фотолюбителёй, художникев, оформителей. А вот кз,к проследить пути- дороги тех, кто здесь учился?.. 38-я школа сравнительно мо­ лода, ей исполнилось пятнад­ цать лет. Но из стен десятилет­ ки за это время вышло 1125 выпускников. Какими оказались они в жизни? Вместе с ребята­ ми, а также помощниками-учи­ телями Л. И. Немипущей, Н. В. Балабановой, А. Ф. Власовой и другими Павел Сепгсевич раз­ рабатывает специальную анке­ ту, состоящую из 20 вопросов. В ней — отзывы выпускников о школе: любимые предметы, за­ нятия, учителя... Там же — от­ веты па самые разнообразные вопросы о себе — о работе, уча­ стии в общественной жизни, о семье... Сегодня, если взять любую такую анкету, то получишь не только полные биографические данные о человеке, но и почув­ ствуешь его характер, взгляды на жизнь. Один из вопросов, к примеру, гласит: «Приносит ли твой труд радость, удовлетво­ рение?». И вот что ответила па него Татьяна Тинькова, контро­ лер' ОТК НЛМЗ: «Мой труд на заводе приносит мне успехи в жизни, т /к . многому хорошему учит завод». Работница Липец- УЧИТЕЛЯ кого хлебокомбината Любовь Навражных по этому поводу написала; «Работа захватывает. Приняла повышенные социали­ стические обязательства. Го­ товлюсь вступить в члены КПСС». «Работой я очень до­ вольна, она приносит радость всем женщинам нашего горо­ да», — Л. Арнаутова, мастер по пошиву лептой женской одеж­ ды». 791 анкета была распростра­ нена за полгода среди бывших выпускников, и все они сейчас строго разобраны, систематизи­ рованы, служат своеобразным архивом музея; П. С. Плохих и его помощники побывали на де­ сятках заводов, строек, в сотнях квартир. Много писем было разослано в города и села по всей стране. И вот поиск экспонатов за­ вершен. П ЕРВОГО сентября, сразу же после торжественной линейки, ребят и их ро­ дителей пригласили на откры­ тие музея истории школы. Старого учителя благодарили все — и взрослые, и Дети. По­ тому что здесь, в школе, каждый почувствовал себя членом боль­ шой дружной семьи, идти с ко­ торой по жизни — значит, до­ биться любых целей. Стенды, стенды, стенды... Из них мы узнаем, что 98-ю раз­ личными профессиями овладе­ ли выпускники этой школы, что только в Липецке трудятся они на 150 предприятиях, стройках и в учреждениях. Они автори­ тетны, уважаемы в своих кол-' лектинах. Членом • городского комсомольского штаба на удар­ ной стройке домны № 6 являет­ ся Наташа Перцева. Членом комитета ВЛКСМ избрали солдаты Александра Власова. Седьмой год подряд называют победителем соцсоревнования прело.давателя спецтехяюло- гни ГГ1ТУ-28 выпускницу пер­ вого выпуска Л. Г. Сычеву... 213 выпускников школы № 38 удостоены медалей, Почетных грамот, званий лучших по про­ фессии. Значит, хорошо готовит шко­ ла ребят к жизни, к труду, к защите Родины! Но работа по созданию музея проделана не только для того, чтобы убедить­ ся в этом. Каждый экспонат, каждый пример как бы говорят сегодняшним ученикам: «Будь­ те достойны своих старших то­ варищей». Учителя уже приводят ребят сюда на экскурсии, в музей за­ глядывают их коллеги из дру­ гих школ: дело-то интересное! А отличник наводного просве­ щения СССР Павел Сергеевич Плохих готовит доклад о музее областному отделению педаго­ гического общества РСФСР. II председатель его профессор Л. А. Ездакова считает: — Открытие первого в обла­ сти музея истории школы — это большое событие. У Павла Сер­ геевича Плохих, безусловно, найдется немало последовате­ лей. Н. ЛЕДЕНЕВ. ИНТЕРЕСНЫХ СЕТТЕР ИСТОРИЯ СИВЕРСОВА КАНАЛА Сиверсоз канал, построенный на территории Новгородской области болео 150 лет тому на­ зад, объявлен памятником при­ роды и культуры. Идея его строительства возникла при Петре Первом. Путь по Иль­ мень-озеру от устья Меты до истока Волхова протяж енно­ стью семь километров был в то время крайне опасным. Во время сильных ветров на озере возникали большие волны. Не­ делями пережидали непогоду парусники, направлявшиеся по Волхову до Петербурга. Однако к осуществлению проекта строительства канала приступили почти через три десятилетия. Через четыре года после начала строительст­ ва по каналу прошли первые суда, но до скончания работ было еще далеко. Только в 1804 году состоя­ лось официальное открытие десятикилометрозой магистра­ ли. С развитием шоссейных и железных дорог, с появлением пароходов поток грузов по Сиверсозу каналу прекратился. Его живописные берега и вод­ ная гладь стали теперь люби­ мым местом отдыха новгород­ цев. Ч И Т А Я ТОЛСТОГО За полночью, за властью темноты пребудет солнце! ...Под резцом Искусства все четче возрож денные черты, все обнаженней проявленье чувства. И скрытый смысл — как дальний свет в глаза, настоянный на силе отраженья, настигнет как вселенская гроза, смешав реальность и воображ енье. Живая жизнь, а не театр теней — здесь истина не терпит оправданий. И оттого безж алостней, больней, и горше правда подлинных страданий. Над благостным покоем хлопоча, но к ближнему терзаясь подозреньем, вдруг вспомнишь смерть Ивана Ильича как самое великое прозренье. Судя и снисходя до правоты, постигнешь мудрость (ты тому свидетель): жить — чтобы любить людей без суеты, добро творить — отвергнув добродетель. С. МЕКШЕН. Л. Н. Толстой со своим секретарем М. Н. Гусевым, Фотография В. Черткова, 1908 год. НАХОДКА КРАЕВЕДОВ В Куйбышезском краеведче­ ском музее выставлен бюст Луи Пастера — работа скульп­ тора Поля Дюбуа. Интересна история его появления в Волж­ ском городе. В 1886 году из Самары в Па­ риж отправились местные врачи В. Паршевсний и В. Хар­ дин, чтобы ознакомиться с от­ крытыми Пастером средствами лечения. Французский ученый был тронут вниманием, про­ явленным русскими коллегами к его работе. На память Пастер подарил свой портрет с над­ писью: «Самарб. Земство. Май 1886 г. Пастер». Вскоре после возвращения Волной из Франции в Самаре была создана пастеровская станция. Ученый пристально следил за работой далеких друзей, радовался их успехам. В годы Советской власти на базе этой станции был органи­ зован научно-исследователь­ ский институт гигиены. Куйбышевские краеведа из старых газет узнали, что босле смерти Пастера из Франции в Самару был доставлен его скульптурный портрет. Начался его поиск. Бюст был обнару­ жен в одном из. медицинских учреждений города и передан в музей. Здесь же сейчас на­ ходится и портрет замечатель­ ного французского ученого. ЧИТАЯ КАМЕННУЮ КНИГУ Четыреста листов каменной] книги «перелистал» специа­ лист по эпиграфике доктор ис­ торических наук А. Мухтаров— сотрудник института истории Академии наук Таджикистана. В этом институте собрано не­ мало исторических документов, высеченных на скалах и камнях ВОКРУ Г Достижение польской спорт- сменки Кристины Хойновскон- Лискевич, первой женщины, отправившейся в марте 1976 годс! в одиночное кругосветное плавание на яхте «Мазурск», получило широкий отклик в 0 всем мире, вызвав восхищение даже у тех, кто далек от па­ русного спорта и мореходства. На родную землю Кристина вернулась в июне 1978 года. Когда ее рейс уже вошел в историю мореплавания и улег­ лись волнения, связанные с возвращением, мы попросили капитана ХойнЬвскую-Лиске- вич «оглянуться назад» и рас­ сказать о своих впечатлениях. — Наверное, наибольший риск содержался в самом ре­ шении совершить столь труд­ ное путешетвие? — Не знаю, во всяком слу­ чае, так считают многие. За­ вершив плавание, я думаю о другом — какие ошибки до­ пустила, и прихожу к выводу, что Их было не так уж много. >1 выбрала более протяжен­ ный, но тактически лучший путь. Ветры мне благоприят­ ствовали, и можно было фор­ сировать темп движения па­ русами. Благодаря этому я опередила француженку и англичанку, которые вышли в кругосветное плавание сразу после меня. Не п о д е с л меня и «Мазурек». А риск? Думаю, он присутствует во всяком решении... И ЗВЕСТНАЯ во веем мире фреска Леонардо-да Вин­ чи «Тайная вечеря», на­ ходящаяся в трапезной мона­ стыря Санта-Мария делле Гра- цие в Милане, оказалась на грани полного разрушения. К такому выводу пришла группа экспертов, завершивших про­ должавшееся три месяца ис­ следование замечательного про­ изведения великого итальян­ ского мастера. Они установили, что поверхность фрески покрыта неизвестным видом плесени, которая быстро разрушает краску. Судьба «Тайной вечери» уже не раз вызывала беспокойство С ВЕТ А... НА ЯХТЕ — Как проходил первый и, видимо, самый трудный этап плавания? Как Вы привыкали к одиночеству? — По сути дела, у меня не оставалось времени на раз­ мышления об одиночестве. Нужно было ежедневно опре­ делять положение «Мазурека» — чтобы обеспечить необхо­ димую точность, я вычерчива­ ла позиционные линии по ут­ рам, в полдень и после обеда. Постоянно проверяла техниче­ ское состояние яхты и бор­ тового оборудования, ремон­ тировала то, что выходило из строя. Когда, бывало, ночью приходилось бодрствовать, старалась компенсировать не­ досыпание днем. А на закате, если все было спокойно, гото­ вила ужин, переписывала за­ метки из черновика в судовой журнал и ожидала связи с ра­ диостанцией Гдыни. —- Самый драматический момент путешествия? — В районе Большого Барь­ ерного рифа в австралийском поселке Портленд-Роуд мне пришлось поставить яхту на якорь и на вертолете скорой помощи отправиться в госпи­ таль. Вернувшись утром, ях­ ты в заливе не обнаружила. Были подняты по тревоге гражданские и военные летчи­ ки, патрулирующие Торресов пролив, поставлены в извест­ ность военные суда. «Мазурек» был найден спу­ стя 8 часов на расстоянии по­ лутора миль от скал, на кото­ рых он, без сомнения, разбил­ ся бы. Оказалось, что яхта проплыла в тумане пятнадцать миль, волоча за собой якорь... Нелегким оказался и путь вокруг южной оконечности Африки с востока на зрнад от Дурбана до Кейптауна. Пого­ да была отвратительной и со­ вершенно не соответствовала прогнозам и рассказам «мор­ ских волков». Автоштурман вышел из строя, а самостоя­ тельно устранить аварию я не смогла. Так что 18 дней приш­ лось стоять за штурвалом по 2 0 часов в сутки, управляя ях­ той вручную. Мало того, по­ рывы встречного юго-западно­ го ветра постоянно обдавали меня солеными брызгами и пе­ ной. — А самые приятные и ра­ достные эпизоды? — К финишу я пришла очень уставшей, но ‘чувствова­ ла себя значительно моложе, чем в начале рейса. Путешест­ вие подарило мне массу неза­ бываемых впечатлений. Там, в океанах, я особенно остро ощу­ тила, как прекрасна| польская земля. Очень хотелось вернуть­ ся в родные края, услышать родную речь. И, конечно же, с неизмен­ ной благодарностью буду вспоминать встречи с людьми в больших и малых портах четырех континентов, их сер­ дечность и помощь. Я по­ стоянно чувствовала, что со мной как бы плыл весь мир. — Может быть, были такие моменты, когда хотелось ска­ зать «хватит» и отказаться от дальнейшего плавания? — Об этом не было и речи. Если бы я не верила в то, что мне по силам такой рейс, то никогда бы не поднялась на борт «Мазурека»! — Теперь, когда тысячи миль позади, как Вы ответите на вопрос: почему именно оди-! ночным рейс, с какой целью? | — Я часто задавала себе этот вопрос и, по правде го­ воря, находила только один! ответ: стоит, обязательно стоит сделать что-то впервые — для себя, для Польши и для истории парусного спор­ та, мореходства. С Самого начала я знала, что проплыву вокруг света. Если бы не такая уверенность, мой рейс можно было бы наз­ вать попыткой квалифициро­ ванного Самоубийства. Но в том-то и дело, что я ни на миг не сомневалась в удачном исходе. — Что Вы чувствовали, за­ мыкая кругосветку? — Кроме огромной радости, я ощущала привкус горечи — от того, что вокруг меня уже не будет огромного захваты­ вающего простора, не будет сознания того, что перед то­ бой тысячи миль и ясная цель. К. РОБАК, польский журналист. (Интерпресс—АПН). ШЕДЕВР ЛЕ О НАРДО ПОД УГРОЗОЙ итальяискои оощестеенности. Создавая се в 1495/97 гг., Лео­ нардо да Винчи применил осо­ бую смешанную темперно-мас­ ляную технику. Эксперимент оказался не совсем удачным, и фреска на чада довольно быстро разрушаться. Под угрозой ги­ бели «Тзйная вечеря» оказалась и в годы второй мировой вой­ ны, когда английские и амери­ канские бомбы разрушили зда­ ние трапезной. Итальянская печать отмеча­ ет, что сейчас основной причи­ ной угрозы, нависшей над ше­ девром мировой живописи, яв­ ляются небрежность и халат­ ность хранителей фрески. До­ статочно сказать, что в зале трапезной до сих пор не уста­ новлены обычные для любого музея современные системы кондиционирования воздуха, не измеряются температура и влажность. Как считает руко­ водитель отдела охраны исто­ рических и культурных памят­ ников области Ломбардия К. Бертелли, трещина в стене, где расположена фреска, может вызвать обвал штукатурки. Опровергая мнение тех, кто всю вину за гибель фрески сва­ ливает на особые климатические условия, газета «Стампа» пи­ шет, что невзгоды сырого ми­ ланского климата здесь ни при чем. Все дело в том, заявляет газета, что городские власти за последние годы практически ни­ чего не сделали для того, что бы спасти от гибели бесценный шедевр мировой живописи. В. МАЛЫШЕВ, корр. ТАСС. Рим. в средние века. Посетивший не­ давно Таджикистан профессор Делийского университета С. Ну- рулхасан, большой знаток эпи­ графики, отметил', что это на­ иболее крупная коллекция среднеазиатских надписей из всех известных востоковедам. 25 лет занимается ученый исследованиями эпиграфиче­ ских памятников в горах Тад­ жикистана. Каждый год воз­ главляемый им отряд энтузиа­ стов проходит 3—4 тысячи ки­ лометров в поисках каменных документов. Ученый сумел отыскать близ кишлака Оббурдон полуметро­ вый округлый камень с един­ ственным сохранившимся авто графом основателя династии! великих моголов, помеченный! 1512 годом. Многие надписи хранят интересные сведения с социальных, экономических, культурных отношениях древ­ них, отражают эволюцию тад­ жикского языка. Они поззоллют восполнить сведения о средне­ вековой истории среднеази­ атских народов за целое тыся­ челетие. По рекомендации ученых эпиграфические памятники на территории республики взять: под охрану государства. ЧЕТВЕРОНОГИЕ ПОМОЩНИКИ ГЕОЛОГОВ Не первый сезон выполняют функции поисковиков в Мой- винском геологосъемочном от­ ряде овчарки Герда и Райт и | эрдель-терьер Фурли. Известно, что собаки способ­ ны улавливать запахи, исходя­ щие из земли, с глубины до пятнадцати метров. Специаль­ ной тренировкой геологам удалось добиться, чтобы их чет­ вероногие помощники реаги­ ровали на запахи руд, содерж а­ щих медь, ж елезо, свинец, вольфрам и некоторые другие металлы. Почуяв нужный за­ пах, собака дает знать человеку о своей находке. На этом ме­ сте геологи роют шурф, и е з я - тую из него пробу стпрззляют на химический анализ. Не было еще случая, чтобы животное ошиблось. Нынешним летом мойвин- ! ские геологи, работающие в ^бассейне сезерной уральской]* ^ реки Еижай, зачислили в отряд! ?еще двух собак. Сейчас они! $ проходят курс обучения. (ТАСС). I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz