Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
С е г о д н я 1 5 0 л е т с о д н я р о ж д е н и я Л. Н. Т О Л С Т О Г О В Е Л И К И И «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и про- поведника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции ». В. И. Л ЕН И Н . , СИ Л А ЖИЗНЕННОЙ ПРА ВДЫ Ю би лей вел и ко го ру сского п и са тел я Л ь в а Н и ко л аеви ч а Т олс того — собы ти е, зн ач ен и е к о то р о го вы ходи т д а л е к о за п р еделы н аш е й с траны . Н а ц и ональны й гений, в з р а щ е н ны й на ру сской почве, Т олс то й с тал голо сом п е р ед о во го ч ел о веч е с тва, н аш е й общ ей славо й и го рдо с ть ю . «В его н а сл е д с т в е е с ть то, что не отош ло в п р ош л о е, что п р и н ад л еж и т б у д ущ ем у » ,— пи сал В. И . Л е нин, Мы м о ж ем с полной у в е ренно с ть ю с к а за ть сего дн я, ч то эти л ен и н ск и е сло ва п о д т в е р ж д ен ы сам ой ж и зн ью : книги Т олс того н аш л и д о р о гу к ш и роча йш им н а родны м м а ссам во всех у го л к ах п л ан е ты . С т а ти с тика сви д е тел ь с тв у ет, что Т олс то й я в л я е т с я сей ч ас од ним из сам ы х чи таем ы х п и са тел е й м и рово й класси ческой л и тер ату р ы . Ч ем ж е п о к о р яет Т олс то й се р д ц а ч ел о веч еск и е, за с т а в л я я вновь и вн овь о б р ащ ать ся к его сочин ени ям ? П р а в д а и ж и зн ен н о с ть — м о ж е т бы ть, н аи б о л е е ча с то в с тр еча ю щ и еся сло ва с р еди м ногочи слен ны х суж д ен и й , вы сказы ван и й , сви д е те л ь с тв о Т олс том . И м е ю т ся в ви ду и вы со к ая ж и зн е н н ая д о с то вер н о с ть тол с тов ского р е ал и зм а , и — не в последнюю о ч е р е д ь — л и ч н о е г р а ж д а н ско е м у ж ес тв о а в т о р а с тате й и т р ак т ат о в « Т ак ч то ж е нам д ел ать... » , «О д у м ай те сь!» , «Н е м огу м олча ть! ». Д о п ослед н и х д н ей Т олс то й о с та в а л с я ве рен п р о в о згл аш ен ном у км в м о лодо с ти прин ци пу: «Г е р о й ж е м о ей повес ти, к о то р о го я л ю блю всем и си л а ми душ и, ко то р о го с тар ал ся восп рои зве с ти во в сей к р а со т е его и которы й бы л, ес ть и б у д ет п р ек р а сен — п р авда » . Р е ч ь ш ла е щ е в 1855 г. о то й п р ав д е, . котору ю р ед ак то р ж у р н ал а «С о вр ем ен н и к » Н е к р а с о в п р и вет с тво в ал к а к н е что « со ве рш ен н о н овое в ру с ской л и тер а ту р е » , п одним аю щ ее е е м еж д у н а р о д н ы й п ре с тиж . Д л я р у сского л и т е р а т о р а пи с а т ел ь с тво чв сегд а бы ло слу ж ен и ем , бо рьбо й, н р ав с тв ен ным подви гом . Н о Т олс то й по п р а в у за н я л м е с то сам ого п р авд и во го п и са тел я, н еп ри м ирим ого к м ал е йш и м п р о я в л ен и ям л ж и и ф альш и , у слов нос ти и и скусс твенно с ти, тщ е сл ав и я и эго и зм а. В п р е сл ед о вании э ти х п ороков он не зн а л у с тал и , и его борьба чем д а л ьш е, тем бо л ьш е п е р е р а с тал а в о ткры ты й п р о те с т п ро тив соц и альн ого у гн е тен и я, вы зы вая огром ны й р езо н ан с со с тороны т ех , кто с то ял на с то р о н е н ар о д а. О со бен н о ос т ры й, пои с тине герои че ски й х а р а к т е р п р и н ял а эта б о р ь б а в п о сл ед н и е д е ся т и л е ти я ж и зн и п и са тел я. « К а к ая глы ба...! К ак о й м а теры й чел о веч ищ е! В о т это, б атен ь к а, х удож н и к.... » — всем п ам я тн а эта л ен и н с к ая о ц ен к а Т олс того, со зв у ч н ая мы слям к аж д о го чес тн ого ч ел о в ек а то й эпохи. К ак ник то друго й, В. И . Л ен и н п роник в гл у б о ча йш ий смы сл социальной бо рьбы Т олс того, р а згл я д ев в не й о т р а ж е н и е чаян и й м ного м иллионного ру сского к р е с ть ян с тва, вел и ко го н ар о дн о го м о ря, взво л н о в авш его ся до сам ы х глубин. Н о о сво б о д и тел ь н о е д в и ж е н и е с тал о и с точником не то льк о вели чи я, но и слабо с ти Т олс того, обу сл о влен н о й сл а бос ть ю к р е с ть я н с тв а к ак у ч а с тника ру сской револ ю ции. «Т олс тов ски е идеи, э то — з е р кал о слабо с ти , н едо с татк о в к р е с тьян ск о го восс тани я »,— у к азы в а л Л ен и н . О д н ак о сл а бос ть то л с то в с тва к а к учения не д а е т е щ е о снований гово рить о слабос ти Т олс того-мы с- л и тел я. Н а со зн ан и е чи тател е й д е й с тв о в ал о не его р ел и ги о з н ое учени е, не си с тем а его ф и ло соф ски х взгл яд о в, а н е ч то б о л ее в аж н о е: сам а по с тан о вк а « вели ки х вопро сов» (Л ен и н ) ,— ко рен ны х воп ро сов сов р ем ен н о с ти и, ш ире того, в сего ч ел о веч еск о го бы тия в ц елом . Г де ж е п и са тел ь и ск ал и н ах о д и л то солнце, к о то р о е со г р ев ал о в сех благо д а тн о й эн е р ги е й смы сла, п р о б у ж д ая в к а ж д о м совес ть, л ю бовь, д о б ро? О т в ет м о ж ет бы ть то л ь к о один: в еди н ен и и с н а родом . В «В о йне и м и ре » д у х о вн ы е и скан ия ге р о ев, их р азм ы ш л е ния н ад судьб ам и м и ра и и с то рии, н ад смы слом соб с твен н о го сущ ес тво ван и я, о р ган и ч е ски у в язы в аю т ся с на родно й ж изнью , вы р а с тая в ц елос тну ю ка р ти н у эп о са. О теч е с твен н ая во йна 1812 г. — д л я Т олс того гер о и ч е ск ая эп оха, соеди нив ш ая всех лучш их лю д ей напии с общ ей судьбой, с бо р ющ им ся н а родом . П од влиянием сп р авед л и во й освободи тельн о й в о й н ы ,С л о вн о н ап е р ек о р в сем сословны м п е р его р о д к ам и п р еп он ам , в Ро ссии на ко р о т к и й с рок слож и л ась у д и ви тел ь н а я си ту а ц и я— о б щ ая ж и зн ь лю дей , соеди н ен ны х « теп лото й п а три оти че ского чувс тва », го во ря словам и сам ого Т олс того. О б щ ая ж и зн ь, к ак един с тво судьбы человеч еской и судьбы н а родн о й ,— э то ц ен тр ал ь н о е зв е н о в х у д о ж е с твен н о м м ыш лен и и п и са тел я. В не этого ед и н с тва, счи тает он, ж и зн ь н е л ь зя п р и зн ать норм ально й, она о б еск р о в л ен а и о б е сси л е на. Т аков п ри н ципиальны й н рав с твен н ы й з а в е т Т олс того, которы й о теч е с тв ен н ая л и т е р а ту р а п р о н е сл а скво зь всю дал ьн ейш ую свою ис тори ю . Т о лс то й -х у д ож н и к всегда б у д е т п р и вл ек ать на с у д и ви тельн о й ж и зн ен н ос ть ю и к ак бы б езы скусс твен н о с ть ю о б р а зов. О Т олс том бу д у т д а ж е говори ть, что он п иш ет «не по п р ави л ам » , на рочи то гр о м о зд ко, к о р яво , и гн ори руя зако н ы пи са тел ь ско го м ас тер с тва, не за б о тя сь о к р а со те слога, об и зящ ес тве. Н о воп реки к а ж у щ ем у ся п р ен еб р еж ен и ю к с тил ю , он за в о р а ж и в а е т ген и альны м ум ен и ем бы ть верны м ж и зн и в больш ом и м алом . Н ед а р о м ч и тател и т ак л ю б я т п о вторять: Т олс то й д о р о г нам потом у, что он —- сам а ж и зн ь в е е вечном дви ж ен и и . С р е д с твам и слова он с у м ел во ссо з д а т ь почти реал ьн ы й облик дей с тви тел ьн о с ти так, что на его с тр ан и ц ах , к а ж е т с я , слы ш но, к ак т р ав а р а с тет из ве сен ней зем л и и видно, «как скво зь ж и л ки голуб ы е лье т ся р о зо вая кровь ». Ни один из п и са тел е й не со зд ал такого ощ ущ ен и я подлинно й ж изни, к ак он. В его кн и гах вы о тч ет ли во ви ди те ж и вы х л ю дей. «У Т олс того, — с к а за л Г о р ь ки й,— м ож н о н аучи ть ся... п л а с тике, изум и тельн о й р ел ь еф но с ти и зо б р аж е н и я . К огда его чи таеш ь, то п о л у ч ает ся... ощ у щ ен и е к ак бы ф изического бы тия его гер о ев, д о тако й с теп ен и л о вк о у н его вы точен о б р аз; он к ак буд то с тоит п е р ед вам и , вот т а к и хочет ся пальц ам и тронуть ». Г о рьки й сове рш ен н о прав, н азы вая прозу Т олс того пла с тиче ской. Д о с тато ч н о в спом ни ть, к а к в « К а зак а х » о п и сы вае т ся у д и в л ен и е О ленин а п е р ед кра со то й К а в к а зс к и х го р. К ар ти н а, д е й с тви тельн о, п л а с ти ч н ая — п р е дел ьн о н а гл яд н ая, р езк ая, словно за л и тая ярким све том : горы, которы е вы ро сли в д в а д ц а ти ш агах,’ хотя кругом н е о б о зр и м ая равн ина, и в сам ом д е л е хоче т ся п ал ьц ам и тр о нуть. П ри чем , язы к Т олс того ве сьм а н ей тр ал ен , п и са тель ч у ж д л ю бы х словесн ы х ух ищ рени й, п ретен зи й на свою , о ригинальну ю , с ти леву ю м ан е ру, не играет, не зв ен и т сло вам и. О н заб о ти т ся, ско р ее, о том, чтобы вообщ е с тер еть свой с тиль или сд ел а ть его прозрачны м , чтобы не о твл е к ать вним ание чи тателе й , о т чего-то б о л ее важ н о го : от н рав с твен н о го смы сла сцены. П л ас ти ч е ск ая ж ивопись тол с тов ски х ка ртин со ед и н я е т с я с н рав с твен н о й оценкой. Он не в м ен ьш ей с тепени мо рали с т, чем х у дож н и к, Свои л и т ер ату р н ы е п р о и звед ен и я Толс то й всегд а п р о н и зы вает этиче ским п аф осом , ко торы й п р о р а с тает в си с тем е о бр азо в эм о ц и ей уди вл ен и я, н есо гл а сия, н его д о ван и я, вп л авл я е т ся в идей н ы е зам ы слы , в т р ак т о в ку собы ти й, лиц, н а п р а в л я е т и о п р е д е л я ет судьбы ге р о ев. Р у сск ая л и т ер а ту р а в сегда о тл и ч ал а сь п е р еве со м н р ав с т вен ны х к р и тер и ев н ад чи с то э с тети че ски м и — в э том ее н а ц и о н ал ьн ая сп ец и ф и ка. Н о у Т олс того эта о собен нос ть п р о яв л яет ся больш е, чем у како го -л и бо д р у го го п и са те л я. П ри чем , бо гат с тво и н ео т р азим о с ть его м ор ал ьн ы х прин ципов в том, что они п р ед с та ю т не только в ви де готовы х ре ц еп то в, вы водов, обобщ ени й , но и ч ел о веч еск и ми судьб ам и , вы с трад ан н ы м и на с тр ан и ц ах его книг, з а в е т н ая мы сль о ед и н с тве ж изни лично с ти с ж изнью на родн о й р а ск р ы в ает ся не только в ком м ен тар и ях «Во йны и м и ра », но и в су дьб е к н я зя А н д р ея с е е п аден и ям и и в зл е там и , с его с тра с ть ю к сл аве, с его р азо чар о ван и ем в н ап о л ео н о в ской ге р о и ке, со всем б о га т с твом его п ер еж и ван и й , мыс лей , чувс тв. О троче ски м и и ю нош еским и годам и Н и колеи ь- ки И р тен ь е в а входи т в с о зн а ние ч и тател я и д ея сам овосп и тани я, сам о со ве рш ен с тво ван ия, ж гу ч ая и ак ту а л ь н а я сего дн я, к а к -н и к о гд а ранее. С воим творче с твом ' Толс то й с о зд а л ц елы й х у д ож ес твен н ы й кон тинент, гд е о ткры т и оп о з нан новы й чел о век , н а х о д я щ ийся вечно в пу ти, в то м и тельн ом духовн ом ро с те, и. в то ж е вр ем я, полны й п е р во здан н о й ж и зн ен н ос ти , чел о век , н аделен н ы й уди ви тельны м со че тан и ем « ди ал екти к и душ и » и «чис тото й н р ав с твен н ого чув с тва », по словам Н. Г. Ч е рны ш ев ского. В о т почем у это тво р ч е с тво н ав сегд а сох ран и т свою ис ти н но гум ан и с ти че скую сущ нос ть, в сегда б у д е т п р о б у ж д ать че л о веч е ск ую совес ть, у к р еп л я ть л ю дей в поисках, в ж и з ненны х испы тани ях, в с тр ем лении к д о б р у и к кр а со те. Е. БАРЫШНИ КОВ, к ан д и д ат ф илологиче ски х наук. с ы н Р О С С И И Л. Н. ТОЛСТОЙ Р и су н о к И. С теп ан ова, К ЮБИ ЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ В до м ах куль туры н кл у б ах обла с ти с успехом п роход ят тем ати ч е ски е веч е р а, вы с тав ки, л и тер ату р н о -м у зы кал ьн ы е ком пози ции, п освящ ен ны е 150- ле ти ю со дн я р о ж д ен и я Л . Н. Т олс того. И х орган и зу ю т м е тоди с ты ра йонны х дом ов ку л ь туры в те сном со д р у ж е с тв е с би бли о текам и , м узеям и , о б щ е о б р азо вател ьн ы м и и музы кальны м и ш келдм н. О чень п он рави ла сь г р язи н ц а'11 л и т е р а ту р н о -м у зы к ал ьн ая ком по зи ция «Т олс то й и м узы ка», по к азан н ая на сц ен е ра йонного Д о м а к у л ь ту ры и в сел е Ж е л ты е П ески . В Д о л го р у к о ве и Б р ато вщ и н е с успехом п р о ш ел веч ер « Т олс то й и Л и п ец кий к ра й », а доб ров ц ы с тали уча с тни кам и больш ого п р азд н и ка, которы й н азвал и «Т ол с том у — 150 ле т ». * * * Т ри п ер ед ви ж н ы е вы с тавки о р ган и зо в ал обла с тно й к р а е ведче ски й м у зей . С экспози ци ям и позн аком и ли сь свыш е д еся ти ты сяч тр у ж ен и к о в сем и ра йонов облас ти. * * * Р або тн и к и Е ле ц кой цен т рально й го род ской библио те ки п ровели веч ер «Ч ем нам д о рог Л е в Н и ко л аеви ч Т олс то й», обзо ры — « Л ев Т олс то й н му зы ка», « Г е р о и ч е ск ая тем а в тво р ч е с тве Т олс того ». С усп е хом п рош ли «тол с тов ски е ч те ния » в ел ец к и х техни че ском училищ е Л"<? 2, в с редн и х ш ко л ах № № 1 и 21. Зап о м н и л ся чи тател ям веч ер « Л ев Т олс то й п Я сн ая П олян а». * * * - Ц и к л лекций-конце рто® « Т олс то й н м узы ка» п одго тов лен к о ллекти вом учащ и х ся и п едагогов Л и п ец к о го м узы кальн ого учи лищ а. С ними зн ак о м я т ся р абочи е ли п е ц ки х п редпри яти й, сельски е тр у ж ен и к и , у ч ащ и е ся техни кум ов. 200 Д НЕЙ В ДАНК0ВСК0М УЕЗДЕ В п одвиж н ической ж изни Л . II. Т олс того, на сыщ ен ной д ел ам и и собы тиям и, бы ли пе риоды , связан н ы е с липецким к р ае м . К о гда в н ач ал е 1890-х годов ц ен тр ал ь н ы е и ю го-вос точны е губерн ии Ро ссии по р ази л с траш ны й голод, Т ол с то й не смог ос тать ся в с то р о не. В сен тяб р е 1891 го д а он п р едп р и н ял п о езд к у по Т у ль ской и Р язан ск о й губе рн иям ; и в ско ре по сели лся в д е р ев н е Б еги ч евк а Д ан к о в ск о го у е зд а . Он так о б ъ я сн ял ц ел ь своего п р и езд а: «Мы, то е с ть я и д ве дочери , ж и в ем теп ер ь в Д ан - ков ском у езд е, к у да мы п ри ех ал и , чтобы у с тр аи в ать с то л о вы е, корм ить н арод... и, как ни ди ко то, что мы, которы х в сегда ко рм ил и корм ит н а род, мы его корм им ; я д ел а ю э то и не могу не дел ать » . Ч тобы хорош о п о с тави ть д е ло, Т олс том у и член ам его сем ьи п риш ло сь исходи ть и и зъ езд и ть в сю ок р у гу более чем на с то вер с т от ^ е ги ч е в - ки. Н у ж н о бы ло вн им а тельн о изучить, где и в како й помощ и н у ж д аю т ся лю ди, сос тави ть списки голодаю щ их, р ач и тел ь но и сп о л ьзо ва ть по с туп а ю щ ие с р ед с тва, по с тоянно з а ботить ся о п ри обретен и и п ро доволь с тви я, которое — п ри в сеобщ ем голод е — н елегко бы ло до с тать. Т олс то й и его со трудн ики с о зд авал и в и збах н аи б о л ее н у ж д аю щ и х ся к р е с тьян « дар о вы е с толовы е » и сп ец и альны е «п ри зрен и я » для г рудны х и д ву х л етн и х дете й . У с тр аи вали сь т а к ж е « бе с хлебны е» с толовы е д л я тех, кто мог при ходить питать ся со своим хлебом . П ри ходило сь зан и м а ть ся р азд ач е й - муки, м олока и д руги х продуктов, у с тро йс твом п ек ар ен и п р о д а ж е й п еченого х леб а. П о сл е оп у б ли ко ван и я воз зван и я ж ен ы п и са тел я в ад ре с Т олс того и его пом ощ ни ков с тали по с туп ать больш ие п о ж ер тво ван и я, причем не только из р азны х кон цов Р о с сии, но и и з-за г рани цы , в том чи сле из А м е рики и К ан ад ы . Т олько за зим у 1891 — 1892 гг. бы ло п ри слано" 190 ты сяч ру б ле й. О д н ак о , чем ш и ре етан ови - нии н аб л ю д ен и я за д ея тел ьн о с ть ю г р аф а Л . Н. Т олс того и его сем ьи по п оводу у с тр о й с тва им в Д ан к о в ск о м у е зд е н а родны х с толовы х ». И все ж е д ел о Т олс того ш ирило сь. « Б ед с тв и е вели ко, — п и сал он,— но р адо с тн о ви д еть , что и сочувс твие в ел и ко.. ». Н Ь и рим ер, к ал у ж ск и е ОБЕЛИСК В БЕГИЧЕВО «С сел е Б еги ч ево б о л ее 200 дн ей ж и л вели ки й ру сский пи с а тел ь Л . Н . Т олс то й, о р ган и зу я с толовы е д л я голода ю щ их к р е с тьян в 1891 — 1893 годах». Э та надпи сь сд ел ан а на обе лиске, о ткры ти е которого сос тояло сь 7 сен тяб р я в сел е Б еги чево Д ан к о вск о го ра йона. О б ел и ск — ч е ты р ех м етр о в ая с тел- ла с ба р ел ьеф о м — со о р у ж ен н а с р ед с тва совх о за «П олиби- но». Н а то р ж е с тв е, по свящ енном э том у зн ам ен ател ь н о м у со бы ти ю в ж и зн и дан к о зч ан , вы с тупили с ек р е та р ь п ар тко м а совхоза .«Полибино» Н. Г1. Д е г т е р е в , со трудн и к Д ан к о в ск о го к р аевед ч е ск о го м у зея М. И . Ш м и д т и други е. В ечером в ра йонном Д о м е ку л ь ту р ы сос тояло сь т о р ж е с т в ен ное соб ран и е о бщ е с твен н о с ти ра й он а, п о свящ ен н о е 150-ле- тп ю со дн я р ож д ен и я Л . Н . Т олс того. С д о к л ад о м вы с тупила зам е с ти тел ь п р е д с ед а т ел я го р и сп о л ко м а В. В. Л ев к и н а. О зн ачени и тво р ч е с тва Л . Н. Т олс того говорили за сл у ж ен н а я учи тельни ца ш колы Р С Ф С Р В. И. Е р ем е ев а , учи тельни ца с р ед н е й ш колы № 3 Н. С. Р у б ц о в а и д ругие. У ча с тники то р ж е с тв ен н о го в е ч е р а о см о трели вы с тавк у н а родного к р аев ед ч е ск о го м у зея, экспозицию книг п и са теля. л а сь д ея тел ьн о с ть Т олс того и чем больш е пользы прино сила она н а роду, тем си льн ее т р е вож и л о сь ц а р ск о е п р ави тел ь с тво. С ам ф акт, что п и са тель су м ел р азв ер н у ть таку ю боль шую р аботу, тогда к ак в о бщ е го суда р с твен н ом м а сш таб е почти ничего не п р едп р и н и м а ло сь, бы л уко ром п р ав и тел ь с тву, ко то р о е на гл а за х у в се го м и ра д е л ал о вид, что в Ро ссии го ло д а не т, а е с ть лиш ь ча с тичны й н едо р о д. О со бенно д о с а ж д а л и о тчеты и с татьи Толс того- о го ло д е, к о торы е п уб ли ко вал и сь в России и за г рани цей . В ян в а р е 1892 го да бы ло з а вед ен о д ел о «О б у с тан о в л е- к р е с тьян е п р ед л о ж и л и на зи му взять на прокорм л ош ад е й из Р язан ск о й и Т ульской гу бе рни й, ч тобы вер н у ть их к ве сен н ем у севу. А к ти вн ая п о м ощ ни ца Т олс того В. В ели ч- кина пиш ет, что, когда в м ае 1892 года в Б еги ч евк е п ояви л а сь эксп еди ц и я ген е р а л а Ан н ен кова, и ссл ед о вавш ая п р и чины о б м ел ен и я Д о н а, «кру гом беги чев ского дом а со б р а ли сь ц ел ы е толпы н ар о д а — они реш или во что бы то ни с тал о не вы д авать Л ь в а Н и ко л аев и ч а, т ак что их с трудом у д ал о сь успокои ть ». Т и тани че ским и усилиям и Т олс того и его со трудн иков бы ла сп асен а ж и зн ь д еся тк ам ты сяч лю дей. В Р язан ск о й гу бе рнии де й с тво вали « д ар о вы е с толовы е » в 212 н асел ен н ы х пун к тах. Т олько в Д ан к о вск о м у е зд е бы ло о рган и зован о 78 с толовы х. Ш таб о м это й ог ром но й работы бы л беги чев ский дом и к И. И. Р аевск о го на б е регу Д о н а. В б л аго д ар н о й п а м я ти потом ков н ав сегд а со х р ан ят ся т е 200 дн е й, ко торы е п р о вел вели ки й п и са тел ь на н аш е й зе м л е в 1891—Д893 го дах . К концу своего д е л а Т ол с то й п одходи л с двойс твенны м чув с твом . В и ю ле 1893 года он пиш е т: «Х орош о зд е сь п р о ж и ли ». И в э то ж е в р ем я в пи сь ме к Н. Н. С тр ах о ву д е л а е т / горькое при знание: « З д есь мы зак ан ч и ваем н аш е глуп ое д е ло..., п р о д о лж авш ее ся д в а го да, и, к ак всегда, д е л а я э то, с тан овиш ь ся г ру с тен и при ходиш ь в н едоум ен и е, к а к ^ о - гут л ю ди н аш его к руга ж и ть спокойно, зн ая, ч то они погу били и д о гу б л я ю т целы й н а род, вы сосав из него все, ч то м ож но... ». В э тих сл о вах чув с тву ет ся поним ание того, что ча с тн ая бл аготвори тельн о с ть, како й бы ш и роки й м асш таб она ни при ним ала, не сп асе т н ар о д от того «униж ен и я и р азвр ащ ен и я, до которого он до веден » . В м ес те с тем это т вы вод п о зво л яет суди ть, н а сколько в аж е н бы л «беги чев ский» пе ри од д л я Толс того, д л я «в ск ры тия в сей глубины п ротиворечи й м еж д у ро с том богат с тва и зав о ев ан и я циви лизаци и и ро с том нищ еты , оди чало с ти и мучени й р а б о чих ма сс». (В. И. Л ен и н ). И, ве роятн о, е с ть глуб и н н ая связь м еж д у вп еча тл ен и ям и эти х л е т и тем , что Толс то й в конце концов п о рвал с ж изнью своего к ласса. В. С Л А В Е Ц К И Й . Н А Э К Р А Н Е вад д и сь — «150-ле ти ю со д н я р о ж ден и я вели кого ру сско го п и са тел я Л . Н . Т олс того п о свящ ае т ся э то т фильм ». З в у ч и т м узы ка, ль ю т ся не обы кн овен н о чис ты е и я с ные звуки. Э то — вальс, со чиненный сам им Л ьво м Н и ко л аеви ч ем . М у зы к ал ьн ая за с тавка т о ж е « способ п ри ко с ну ть ся к Т олс том у, по с тичь его »,— т ак с к а за л ав то р с ц е н а р и я и р еж и ссе р -п о с тан о в щ и к ф ильм а «О те ц С е рги й» И го рь Т алан ки н — новой эк ра низа ции одноим енной повес ти Л . Н. Т о лс то го - К и н ем ато гр аф неодн ократн о о б р ащ ал ся к п рои звед ен и ем Л . Н . Т олс того. « П е р вы е под с тупы » к его тво р ч е с тву п р ед приним али сь ещ е во в р ем ен а н ем ого кино. О собенно ин тен сивно и плодо творно со ве т ски е м ас тер а кино о сваи вали твор ч е с тво вели хого п и са теля на п ро тяж ен и и ш е с ти д е ся ты х ЗРИТЕЛИ О ФИЛЬМЕ ШКОЛЬНИКИ ЧИТАЮТ «ВОЙНУ И МИР» К ом у из у чи теле й -словесн и - ков не зн ак о м о чувс тво о т в е т с твенно с ти п е р ед тем о й «Т ол с то й в ш коле»? «Г лы б а», « м а теры й чел о веч ищ е» — так о в авто р «В о йны и м и ра » в а в т о ри тетн е йш ей , лен и н ской о ц ен ке. «Ч у д о вищ н ая ог ром но с ть » личнос ти и тво р ч е с тва п и са те л я и зу м л ял а М. Г орького. О д н аж д ы он сп р ав ед л и в о з а м е тил: « Т олс то й — э ю целы й ми р ». И п од че ркн ул: « Н е зн ая Т олс того, н е л ь зя счи тать себя зн аю щ им свою с трану, н ел ьзя счи тать себ я куль турны м ч ел о веком ». С тан ет ли о бщ ен и е с э тим н еи сче р п аем ы м миром иде й и о б р азо в п отребно с ть ю всех и к аж д о го ? Б у д е т ли вчераш ни й ш кольник и зб ега ть Т олс того, с тр аш а сь б рем ен и его проблем , или, н апротив, со зн а тел ьн о по т я н ет ся к нем у, к ак к н а д е ж ной духовной и н рав с твен н о й о п о р е? М н огое, е сли не все, тут зави си т от п обуди тельн о й си лы у роков л и тер ату р ы , о т п ер вых в с треч с Толс тым ... В о спи тан ники п р е п о д а в ат е л я ли п е ц кой с р едн е й ш колы № 1 В. С. Т а ту й к о с зави дн ы м ин тере сом вклю чились в р а з говор о «В о йн е и м и ре ». Ещ е зад о л го д о э того у ч и тел ь о б р ати л ся к д евя ти к л а ссн и к ам : — Вы счас тли вы е л юди. Вам п р ед с то и т вп ер вы е вчитать ся, в с трани цы э то й вели кой книги. П о ж и в и те с ней оди п-на- один и п оп ы та й те сь сф о р м у л и ровать, чего вы ж д е т е от у р о ков по Т олс том у, на каки е воп ро сы вы хо тели бы получить ответы . «Ч его я ж д у ? — написал к то-то из учеников. — Я п р ед чув с тву ю , ч то эти уроки буд ут дл я м еня муко й». Т ак о е п ри з нание — пон тин ная находка дл я п ед аго га, и В иктор С т еп а нович сп еш и т п од ели ть ся ею с классом , наполни ть то л с то в ским смы слом . В едь «мучи ть » — лю би м ое слово Т олс того. Он вла с тн о вели т вм е с те с ним дои ски ва ть ся до ис тины, т о м ить ся по со ве рш ен с тву , с т р а д а ть от лж и и ф альш и, р а с п о зн ава ть зло. цени ть добро. Он будит совес ть и не д а ет е й покоя. И все э то е с ть т а' вы со к ая, п р о све тл я ю щ ая человека м ука, ко тору ю о б еш а е т нам Толс то й. П о у б еж д ен и ю Т а ту йко, очень важ н о , п ри с туп ая к и зу чени ю книги, нас трои ть себя на Т олс того. В иктор С теп ан о вич тщ ател ьн о о б о зр е в а е т а д р е со ван н ы е ем у воп ро сы , «Хо чу пон я ть, чего д о б и вал ся А н д р е й Болконский?», «П очем у С оня — «пус то ц ве т »?», « Н е у ж ел и сам ом у Т олс том у н р а в и л а с ь Н а таш а в эп илоге? », «П о л ож и тел ьн ы й или о тр и ц а те л ь ны й ге ро й П ла тон К а р атаев ? » , «П очем у п о л к о во дец К у ту зо в у Т олс того не с только р у к о в о д и т военны м и де йс твиям и , сколько н аб л ю д ае т за «духом » ру сских войск?». П оощ р яя безу словн ую чи татель скую зо рко с ть ребят, учи тель в то ж е вр ем я п ом огает им точнее пон ять Т олс того. А втор не сл у чайно н азвал свою книгу «В ойна и ми р ». Он им ел в ви ду не только тем у и п р едм ет и зо б р аж ен и я (во йна к ак и с то риче ское собы тие, мир как н ево й и а). Толс то й вынес в з а глави е вечную и всегда а к т у альну ю п роблем у человече ски х взаим оо тн ош ени й « раздо р а («во йны ») и соли да рно с ти (« м и р а » ), в р аж д ы и согласия, духовной несовм ес тим о с ти и род с тва. У читель п р ед о с те р ега е т юных чи тател е й —- не надо о то ж д е с тв л я ть , как поро й слу чае т ся в ш кольной ауди тории, тол с тов ский и д еал с кем бы то ни бы ло из п ер со н аж ей книги. Ни А н д ре й , ск аж ем , ни П ье р, ни Наташа, взятые » отдель но с ти, не способны взво л н о ва ть на с так, к ак и А ндре й, и П ье р , и Н а таш а, взяты е вм е с те. В «В о йн е и м и ре », по во л е ав то р а, мы в сяки й раз ви дим одн ого героя скво зь п ри зм у другого. Т олс то й беско нечно «соп рягает » их в р азл и ч ных си ту а ц и ях испы тания. «В о йна и ми р » д л я нас, вн у ш ае т В. С. Т а ту й ко с та р ш е кла ссн и кам , прежде всего бес ценный опы т человеч е ски х о т нош ении. И зучить «В о йну 1и ми р » — зн ачи т, о свои ть этот опыт, с д е л а т ь . своим д о с то ян и ем. П едаго ги ч ески е ус трем лен и я В. С. Т а ту й ко близки его к о л л егам из липецкой ш колы № 55. К ак, не уходя о т а к а д е миче ской се рьезн о с ти, по-чело вече ски зах в а ти ть ш кольников тол с тов ским « м а тери алом »? Мы на у роке Е. П. Ш илкиной, Н е без опаски о ж и д аем м ом ен та п ер ех о д а от чтения эпизодов к ан али зу. Что греха таить, им енно этот м ом ент в уроке л и тер ату р ы зача с ту ю бы вае т до садн о уязвим . Т олько ч то ш кольники находи ли сь в сос тоянии эм о ц и он альн ого п о д ъ ем а, вы зван ного п е р еж и в ан и ем произведения,, и вдруг ра- зояароаашю попадают 1 «осу ш а ющ ую о б л ас ть «черт х а р а к тера », « х у д о ж ес твен н ы х с ред с тв » и т. д. В кл а ссе Е. Н. Ш илкиной н е т ничего по добного. Э м о ц и он альн ое п е р еж и в ан и е картин за к р е п л я ет ся их сос редоточен ны м о б ду м ы ван и ем . Р е б я т а м н р ави т ся о ткры вать то л с то в ск о е н а чало: в Н а таш и н о м ли чув с тве природы , в спо рах ли к н язя А н дрея с сам им собой, более ж е всего — в необы чайной си ле и п р аво те ж и зн и , в ер е в нее. Т акую р або ту с тек с том д а ж е к ак-то н еловко н азы вать бе сс тра с тн ы м словом «анализ». Х о тело сь бы ск аза ть се р дечн ее, допу с тим , не ан али з, а заи й те- р е со ван н ая вовлечен н ос ть в Толс того. Е с ть хотя внеш ни й, но б ез ош ибочный п ри знак, по к о торо му м ож но д о гад ать ся, н аск о л ь ко осн о ва тел ьн о ш кольники изуча ю т л и тер ату р у . Э то н а личие или от су т с тви е тек с тов па уроке. У во спи танников В. С. К улаково й (с редн яя ш кола № 5 ! ) , на к аж до м с то ле п ер ел о ж ен н ы е зак л ад к ам и томики «Во йны и м и ра ». И во- о бш е- то уроки В алентины С ергеевны о тл и ч ает н ек ая, в добром смы сле, с таром одно с ть. Ока же торопите* пла с тинку, вводить ки н оф раг м енты . С о о б р аж ен и я учи тел ь ни цы резонны . Ч тобы ш ко л ь ник см ог г р ам о тн о о цени ть, к прим еру, экр ан и за ц ию «Войны и м и ра » С. Б о н д а р ч у ко м , он д о л ж ен сн ач ал а сам « вы с тр а дать » Т олс того. Ученики В. С. К ул ако во й лю бя т слуш а ть, см о треть и, конечно ж е, чи тать. Н о на у р о к е они п р еи м у щ е с твен н о говорят. К о гда их н абл ю даеш ь, о тп ад а ю т в сяки е сом н ен ия, дос туп ен ли Т олс то й с тарш ек л а ссн и к ам . И в ко то ры й раз у б е ж д аеш ь ся , ч то то л с тов ский психологизм — н а с то ящ ая «ш кола » чувс тв для взр о сл ею щ его чел о век а. В о т р ебята « спо ткнули сь» о ф р азу — « во с то р ж ен н ая ж ало с ть ». Р а зв е т а к а я бы вает? Д а! — у б е ж д а е т их Толс то й опы том А н дрея Б олкон ского. Или: оказы вае т ся., м ож но /люби ть в сех лю дей вообщ е и не у м е ть л ю би ть одного, конкретного человека. Э то п розрен и е ум и ра ю щ его А н д рея бо л ее чем поучительно. И ещ е: м уж ск ая половина класса зад у м ал ась, почему « н ек р а си вая» , «с б о л ь шим ртом » Н а таш а о б аятел ьн а. В ален ти н а С ер геевн а чутко у л ав л и в а ет н ю ансы в м нениях р ед ак ти р у ет: «преле с ть » то л с тов ской ге роин и в- ж и вом ж е с те, так те, движ ен и и душ и. Н а у р о к е В. С. К у л ак о во й вновь и вновь п о р аж аеш ь ся, до чего п едагоги чен Т олс то й. Ч и та я про А у с терли ц, у ч е ники А. А. Ф едун овой (ш кола № 8 ) вспомнили « С евас то п о л ь ски е ра ссказы » Т олс того. То т ж е у ж а с войны: « о б езо б р а ж ен н ы е с трахом см е рти л ю ди, у би ваю щ и е д руги х, что бы, про й дя н есколько ш агов, бы ть точно так ж е убитыми ». А льбина А н а тольевн а про си т о бр ати ть вним ание на то, что эта бо йня п рои сходи т «на уз* ко й пло тине А уге с та, на кото ро й. с только л е т м ирно си ж и вал в ко л п аке с таричок м ел ь ник с удочкам и, в то вр ем я к ак внук его, за сучи в рукава ру- ! баш ки, п ер еб и р ал в л е й к е с е ребрян у ю тр еп ещ ущ у ю ры бу... ». П ус ть запом ни т ся д е тям эта карти н а во йны, взы ваю щ ая к ми ру. ... П ус ть каж ды й у рок, где изуча ю т п р о и звед ен и я Л . Н. Т олс того, п ом огает п едагогу взр ащ и вать ю ны е душ и, учи т зад у м ы вать ся над су ть ю в е щ ей, ко торы е лиш ь на первы й взгляд могу т п о к азать ся н е слож ны м и... Т. РАСПОПОВА, с тарш и й п р еп о д авател ь к аф ед ры л и тер ату ры дгпи. СЕРГИЙ» годов, когда были экранизиро ваны н аи б о л ее зн ачи тельны е, крупны е его п р о и звед ен и я — «В ойна и ми р », «Анна К а р ен и на », «В оск ре сен ье», «К азак и » , «Ж и вой труп ». П е р е д И . Т а ланкины м с то ял а за д а ч а —п о с тичь Т олс того, его вр ем * . И это е м у у дало сь. Ц е л ь сущ ес тво ван и я чело век а — в служ ен и и лю дям . К э то м у вы воду вм е с те с гл ав ным гер о ем при ходит зр и тел ь, п ро сл ед и в ж изн ен н ы й пу ть к н я зя С теп ан а К а сац к о го , ч ел о в ек а, п е р еж и вш его в мо лодо с ти се р ьезн у ю д р ам у . П р о зр ен и е и р азо ч ар о ван и е в дорорих ем у л ю дях п р и вело к о сознанию ф альш ивос ти м ира и «богем ны х » лю дей , к о то ры е о к р у ж а ю т его. О те ц С е рги й у ходи т в м она с ты рь, п ы тает ся .ж и т ь вдали о т мир ской суе ты. Н о д л я «г реха » не п р егр а д а к р еп к и е м он а с ты р ски е с те ны, и вот он у ж е б е ж и т и от «греха », и о т сам ого себя. К ульм и нац ионны й м ом ен т ф и льм а: в с треча с д авн о за б ы то й д ал ек о й род с твенни цей, П аш ен ькой . Он види т е е , ж ал к у ю , и зм ож ден н ую , и зд е р ганну ю у б о ж ес тво м сущ ес тво ван и я, се р д ц ем п он им ае т в сю безы сходн ос ть ее ж ен ской ни щ енской ж изни. Н о вм ес те с тем о те ц С е рги й види т и н е зам утн ен н у ю э тим тяж к и м брем ен ем ж и зн и я снос ть д у ши, а от сю да — го товно с ть д е й с тво вать, бороть ся, слу ж и ть опоро й слабы м . И о с та ток ж изни С теп ан К а сац ки й (у ж е не о те ц С е рги й, у к р ы ва ющ ийся о т л ю дской б о л и ), то ж е р еш ает п рож и ть так, к ак ж и в ет П аш ен ьк а. Э тот эп изод ф ильм а един с твенны й , сня ты й на че рн о-бело й п лен ке. В т а ком реш ении авторы видели способ сос редоточить вн им а ние не на бы тово й, а духовной с трроне ж и зн и П аш еньки. Он н адо л го о с тает ся в наш ей пам я ти . С воеобразны й д у э т С ер гея Б о н д ар ч у к а (оте ц С е рги й) и Аллы Д ем и до во й (П аш е н ь к а ), несом ненно, одно из сильны х м ес т картины . В ообщ е в ново й Л ей те соб ран бле с тящ и й ак тер ски й ан сам бль, и д а ж е сам ы е м ал ен ь кие роли игра ю т и зве с тны е и с полни тели. М ал а по п род ол ж и тельн о с ти экран н ого в р е мени, но валена д л я иде йной концепц ии ф ильм а роль а к т е ра И. Л ап и к о в а. Е го п ож илой к ре с тьян и н на п ер еп р ав е з а пом ин ает ся. Е го ф илософ ские р а ссу ж д ен и я не. голословны , они опи ра ю т ся на собс твен ны й ж изн ен н ы й опы т. В ер а его о б р ащ ен а не в бога, а в че л о век а, в себя. П р ек р а сен и В. С тр ж ел ь чик, и сполнивш ий роль им п е р ато р а Н и ко л ая П авлови ча. В его ц а р е мы не видим м иро п о м азан н и ка от го спода бога. П е р е д нами л и ц ем е р , позер, театр ал ьн ы его ж е с ты и у лы б ки, т ак к ак б о л ее в сего на све те д л я него дорого вп еч ат лен ие, к ак о е он ’ прои зводи т на других. Т аков о б р аз и у Т ол с того. Н е п р о х о д ят н езам еч ен ными и небольш ие, но яр ки е образы , со зд ан н ы е И. С к о б ц е вой (им енно в е е ко ротком ди ало ге с п р и езж и м и н о с тран цем мы п о л у ч аем о тчетливу ю ха р актер и с ти к у све т ском у об щ ес тву, общ е с тву л ю дей с весьм а сом ни тельным к о д е к сом н р аво в), - Н. Г ри ценко, Г. Б у рковы м . О тличи тельно й особен но с ть ю ф ильм ов реж и ссе р а И горя Т ал ан ки н а я в л я е т ся уг л у б л ен н ая се р ьезн о с ть р азд у ми й о ж изни , по требно с ть к о смы слению философ ских ка тегори й. Э та се р ьезн о с ть н а ш ла в ы р аж ен и е и в новом ф ильм е. Р е ж и ссе р у приш ло сь много п о работать. А втор ра с ск азы вае т, что в круг его чте ния входили в се 99 том ов Л . Н. Т олс того, и сследования, м ем уа ры , п ереп и ска, дн евн и ки, л и тер ату р а по ф ило софии, где с тавят ся воп ро сы р ели гии, и с тории п раво слави я. Ещ е одн у эк ран и за ц ию п ро и зведен и я вели кого ру сского п и са теля с ин тере сом посм о т рят в се. Т. О САД ЧАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz