Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
О БУЧ ЕНИЮ И ВО СПИТАНИЮ - Т ВОРЧЕСКИЙ ТРУД П ЕД А ГОГ А РАБОЧУЮ СМЕНУ РАСТИТЬ НАМ В декабрьском постановле нии ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР о школе, в ре комендациях Всесоюзного съезда учителей красной нитью проходит тема трудово го воспитания подрастающего поколения. Определенный опыт работы в этом направлении накоплен и в нашей области. В каждом городе и районе, на предприятиях и в хозяйст вах созданы специальные со веты по трудовому воспита нию, обучению и профессио нальной ориентации * школь ников. Их деятельность коор динирует областной совет. На местах утверждены председа телями советов секретари рай комов партии, а в хозяйствах— руководители совхозов, колхо зов. Испытанной формой трудо вой закалки сельских школь ников стали ученические про изводственные бригады. На полях вместе со взрослыми са моотверженно трудятся школь ники, объединенные в 465 бригад. Они выращивают раз личные сельскохозяйственные культуры на площади в 22616 гектаров, принимают активное участие в севе, обработке поч вы, уборке урожая, выращива нии птицы и животных, в при родоохранительной работе. Школьники получают конкрет ные задания от хозяйств, учат ся планированию, экономиче скому анализу. Участие в опытнических ра ботах развивает исследователь ские навыки, творческую ак тивность, открывает красо ту природы, позволяет самому участвовать в ее преобразова нии. Именно эти качества вос питывает в своих питомцах учительница биологии, Герой Социалистического Труда Н, А. Неронова. Она умело организует работу на при школьном участке Верхне-Ко- лыбельской средней школы Хлевенского района. Участок состоит из плодоносящего са да, ягодника, опытного поля, отдела коллекции и система тики. Последний является зе леной лабораторией, на нем 104 вида растений северной, средней и южной полосы стра ны. Культуры распределены по классам, семействам, родам и видам. В области хорошо известна работа ученических производ ственных бригад средних школ — Вдзовицкой Долгоруковско го района, Хлевенской, Набе- режанской Воловского, Трое- куровской, Лебедянского рай онов и других. В этом году хорошо трудятся ученические производственные бригады Чаплыгинского района. Колхозы и совхозы области выделили школам 360 тракто ров, 475 комбайнов, 274 авто мобиля, комплекты сельскохо зяйственной техники, помогли оборудовать кабинеты по ме ханизации сельского хозяйства и автоделу. В минувшем учебном году свыше четырех тысяч выпускни ков средних школ получили свидетельства об овладении основами профессии механиза тора сельского хозяйства и мастера машинного доения. На факультативах подготовлено 1790 юных полеводов, 620 овощеводов, 120 садоводов, 310 животноводов. В совхозе имени 15-ле тия Октября более поло вины тружеников — выпускни ки Троекуровской школы. За последние пять лет остались работать в колхозе «Знамя Л е нина» Долгоруковского райо на около семидесяти выпускни ков Вязовицкой школы. Кол хоз поддерживает стремление молодежи продолжать образо вание. Сейчас четырнадцать юношей и девушек -являются колхозными стипендиатами, во семь — учатся заочно. В городах трудовое воспи тание школьников строится ' с ; учетом экономики соответству ющего района и перспектив его развития. Во многих школах Липецка, Ельца, Л ебедяни уроки труда проходят на базе промышленных предприятий по программе политехнических практикумов. Хорошо зареко мендовали себя, Липецкий Меж школьный учебно-производст венный комбинат, учебные це ха Лебедянского механическо го и елецкого завода «Эдьта». Учащиеся увлекаются техни ческими видами спорта, и это умело используют многие шко лы. Н о здесь необходима доб ротная- материально-техниче ская база. В городе это не проблема, так как промышлен ные предприятия, шефствую щие над школами, имеют та кую базу, и школьникам от крыт доступ к ней. Стремясь сделать техниче ские виды спорта доступными и каждой сельской школе, обл- лоно совместно с обкомом ВЛКСМ и обкомом ДОСААФ разработали условия соревно вания юных техников, рассчи-. танные и на сельские школь ные технические кружки. Широк круг вопросов, свя занных и с профессиональной ориентацией учащихся, и ими надо последовательно зани маться каждому / отделу народного образования, каж дому педагогическому коллек тиву. В вопросах трудового обуче ния и воспитания еше много нерешенных проблем. Об этом шел серьезный разговор на Всероссийском и Всесою з ном съездах учителей, на ав густовских совещаниях и сек ционных занятиях педагогов области. Ныне важно, чтобы каждый педагогический коллектив стре мился приучать учащихся к осмысленному труду, к куль туре труда. Работа в мастер ских, по самообслуживанию, ца субботниках, в ученической производственной бригаде должна сопровождаться идей ным и нравственным воспита нием, формированием у малы шей, у подростков, юношей и девушек сознания долга, тру довых обязанностей, товарище ства, взаимопомощи, коллекти визма. Серьезного внимания требу ет создание, оборудование и оформление в школе учебно-ме тодических кабинетов по проф ориентации. В них должны быть представлены материалы об училищах, о профессиях, по которым там ведется обучение, о развитии в области промыш ленности, транспорта, строи тельства, сельского хозяйства, предприятий сферы обслужи вания, а также их потребности в квалифицированных рабо чих кадрах. Крайне важно, чтобы пропа ганда рабочих профессий ве лась не только среди учащих ся., но и среди родителей. Наибольшая эффективность профессиональней ориентации может быть достигнута только при условии дифференцирован ного ее проведения. В шестых- седьмых классах содержание этой работы значительно обо гащается и конкретизируется. На уроках по предметам поли технического цикла — физике, химии, биологии, черчению — можно рассказать, в каких ви дах производительного труда используются некоторые науч ные закономерности. Усложнение содержания уро ков. труда, постепенное приоб щение учеников к работе на станках, последовательное оз накомление с элементами элек тротехники, проведение экскур сий на предприятиях — все это позволяет более обстоятельно знакомить школьников с наи более распространенными про фессиями. Особенно большое внимание профессиональной ориентации должно быть уд е лено в восьмых классах. Р або та по профориентации в девя тых—десятых классах .должна осуществляться в условиях, близких к производственным, т. е. в межшкольных учебно- производственных комбинатах, учебных цехах, на участках предприятий, в ученических производственных бригадах, в мастерских и учебных хозяй ствах. профтехучилищ. Усилия коллективов школ, внешкольных учреждений и от делов народного образования области сегодня должны быть направлены на дальнейшее со вершенствование трудовой подготовки молодежи в соот ветствии с задачами, выдвину тыми перед школой XXУ съез дом. КПСС, новым постановле нием о школе и постановлени ем июльского (1978 г.) Плену ма ПК КПСС. Н. БАШКАТ ОВА, заместитель заведующего бблоно. а п 1ш ш 1 1 иш 1 1 1ш ш п 1111ш я 1111«п 1тт и 1ш т 1п 11»ды 11а1»11 « Я Б В СТРОИТЕЛИ П О Ш Е Л...» мамой, которая тоже волнова лась. Конечно не потому, что «примут или нет» ее дочь. Уже знала — примут. И не потому, что сомневалась — хорошо ли ей тут будет учиться. Все как будто сама осмотрела — и в столовую заглянула, и в мас терскую, где станки новенькие стоят, и в зал боевой славы— Хорошо, красиво, уютно. При ятно учиться здесь. Только еще одно беспокоит — а понравит ся ли самой Свете профессия? Галя решила стать штукаТу- ром-облицовщиком, а Света— машинистом мостового крана. Подробно беседуют с девушка ми и матерью члены приемной комиссии о том, какое представление новички имеют об избранной профессии, рас сказывают, где им придется работать. Судя по улыбкам, Галя и Света в своем решении утвердились — будут строите лями! Сегодня, 1 сентября, как по велось по традиции, Ленинским уроком, посвященном в этом учебном году книгам Л. И. Брежнева «Малая земля» и «Возрождение» — ярким исто рическим документам о ратном и трудовом подвиге советского народа, — начнутся занятия в училище. Новый учебный год вступает в свои права... Л. ДУ БИНА. УЧИТЕЛЬ - ЗВАНИЕ Л ИПЕЦКОЕ городское профессионально . тех ническое училище № 6 — одно из старейших в области. Строители всегда нужны городу, а тем 'более растущему промышленному центру. ГПТУ № 6 готовит каменщиков, столяров, отде лочников, штукатуроз-маляров, электрогазосварщиков, арма турщиков. В основном его вы пускники трудятся на объек тах то.еста «Промстрой». ГПТУ размещается в ком плексе здан и и ,.красиво .распо ложившихся неподалеку от ре ки Воронеж, у первого мосто вого перехода. Училище имеет хорошее общежитие. Интерес к профессии строи теля у выпускников школ Ли пецка и области растет год от года. Об этом говорят хотя бы такие цифры. В минувшем учебном году училище окон чили 270 юношей и девушек. Д в нынешнем приняты из числа выпускников восьмых классов — 350. Вместе .с рабочим раз рядом учебное заведение дает и среднее образование. В канун нового учебного года наш нештатный фотокорреспон дент В. Базылев побывал в училище. По всему чувствова лось, что последние дни перед началом занятий были полны хлопот для всех — преподава телей, учащихся.. Учебное -за ведение, выпускающее строи телей, всегда должно .быть в образцовом эстетическом сос тоянии. Ведь что только не под силу умелым рукам ребят! Р е монт классов, оборудование кабинетов, оформление залов — все это учащиеся дела ют своими силами. Они ж е оформили хороший кабинет эстетики. За этим делом, оборудова нием одного из учебных каби нетов (снимок вверху), и за стал учащихся Володю Бры- канова и Игоря Седых вместе с преподавателем А. П. Пишикиным наш фотокор респондент. А в кабинете, где шел .прием новых учащихся, царила своя особая атмосфера. Перед приемной комиссией в составе заведующей здравпунктом В. Н. Красниковой, преподава телей И. М. Трофименковой и О. А. Головач (снимок внизу — слева направо) сидели вы пускники нынешнего года, окончившие восемь классов,— Галя Котова и Света Водопья нова. Света пришла со своей лектив к этой дате, что нового в жизни ин ститута в нынешнем учебном году! — с этими вопросами обра тился наш нештатный кор респондент П. Кашменский к ректору института, про- н фессору Б. Н. Бабину. Для каждого вуза особенно важен вопрос, кто станет сту дентом? Одной из оправдав ших себя форм подготовки школьников для успешного обучения на факультетах на шего института являются шко лы юных филологов, физиков, математиков, биологов... Они у нас действуют эффективно. Обучение очно-заочное. В этих школах прошло подготовку в нынешнем году много старше классников, в том числе из сельских школ. Во время выездов препода вателей и студентов в районы (в области сейчас трудно найти такую сельскую школу, где бы они ни побывали) много внимания уделялось ориентгро- ванию сельских учащихся на педагогический труд. Особенно большую работу проделал фа культет физического воспита ния. Преподаватели и студен ты знакомили выпускников, ко торые по состоянию здоровья и физическому развитию могут обучаться на этом факультете, с его спецификой, а препода ватели, кроме того, анализи ровали работу бывших сту дентов, а теперь учителей физкультуры, и оказали им значительную методическую помощь. В результате этого нынеш ний набор в институт проведен успешно. Мы должны были принять на первый курс всех факультетов 555 юношей и д е вушек. Сто человек зачислено с подготовительного отделе ния, 165 выпускников — по внеконкурсному приему, учи тывая рекомендации педагоги ческих советов школ и район ных отделов народного образо вания. Надо сказать, что кон тингент внеконкурсного приема с каждым годом улучшается. Предпочтение при приеме в институт мы отдали сельской м олодежи..На такие факульте ты, как физико-математический, филологический, индустриаль но-педагогический, педагогики и методики начального обуче ния их зачислено семьдесят и более процентов. Радует нас и то, что по срав нению с прошлыми годами уве личилось количество первокурс ников из числа рабочих, кол хозников. Они составляют 68 процентов от общего набора, в том числе двадцать процентов —• непосредственно рабочих, имеющих производственный стаж от года до семи лет. Приятно также отметить, что в наш институт поступило много юношей и девушек из потом-- ственных учительских семей. В новом учебном году в жизни вуза произойдет не сколько важных событий. От крывается новый, десятый по счету,художественно- графиче ский факультет. Набор студен тов и подбор преподавателей на него закончен. В подборе преподавателей большую по-, мощь оказали Орловский Курский, Витебский пединсти туты, где такие факультеты существуют давно. Д о января 1979 года должен быть сдан в эксплуатацию но вый учебный корпус. В нем разместятся факультеты исто рический, иностранных языков, художественно-графический. В новом учебном году в наш институт прибудет большая группа кубинских юношей и девушек. Они в основном бу дут учиться на физико-матема тическом и биолого-химическом факультетах. За последние годы резко из- * менился качественный состав профессорско - преподаватель ских кадров. Сейчас из 267 на учных работников девять про фессоров и 108 доцентов. Толь ко в прошлом году двум ста рейшим преподавателям А. В. Райкову и В. М. Важинскому присвоено звание профессоров, а четыре преподавателя защи тили кандидатские диссерта ции. Наш институт, как и все пе- : дагогические вузы страны, за вершил переход на новые учебные планы и программы. Его цель — с одной стороны, организовать учебный про цесс так, чтобы он формиро вал у студентов навыки само стоятельного добывания зна ний, прививал интерес к из бранному предмету, вкус к на уке, умение преподавать твор чески, с другой — выпускник института должен хорошо знать методику воспитатель ной работы с учащимися и как классный руководитель, и как учитель-предметник. Всероссийский и Всесоюзный съезды учителей в соответст вии с декабрьским постановле нием ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР о школе выдви нули перед педагогическими учебными заведениями зада чу: повысить уровень подготов ки педагогических кадров, зна чительно улучшить воспита тельную работу со студента ми, укрепить связи со школа ми, особенно сельскими, ока зывать действенную теоретиче скую и методическую п.-мощь учителям, расширить научно- исследовательскую работу, ко торая способствовала бы со вершенствованию учебно-вос питательного процесса, широко и научно обобщать передовой педагогический опыт. С целью оказания помощи учителям в школах периоди чески проводим выездные за седания кафедр, тематические научные конференции, теоре тические и методические вы ступления членов кафедр на райоцных учительских совеща ниях и т. д. В наступающем учебном го ду над всеми этими проблема ми мы будем работать более настойчиво. К этому нас обя зывает и приближающийся; юбилей — двадцатипятилетие вуза. К нему наш институт должен прийти с качественно новым уровнем работы. Ведь мы готовим кадры, от кото- у рых зависит воспитание ново го поколения. Липецкий педагогический институт в 1979 году будет отмечать свое двадцатипя тилетие. Как готовится кол- ОСОБОЕ НЕ ПРОСТО ТОКАРЬ... Несколько месяцев назад в редакцию газеты пришло пись мо. М астер производственного обучения Липецкого ГПТУ № 10 А. Я. Черников написал о первых шагах на производст ве своих бывших воспитанников. Письмо подкупало теплотой, хотя было немногословным. Редакция газеты попросила ав тора подробнее рассказать о своей работе, поделиться повсе дневными заботами. щ . Дорогая редакция! Вы просили меня написать о своей работе, о себе. Много думал, а что Же, действитель но, главное в моей профессии мастера-йоспитателя? И решил — буду откровенным. Ведь есть у меня и свои радости, и то, что еще беспокоит, и, д у маю, многих моих коллег. Та кая уж у нас хлопотливая дол жность — быть в одном лице и учителем, и воспитателем, и старшим другом ребят, подчас очень «трудных»... Начну по порядку. Сначала немного о себе. Окончил Че лябинский индустриально-пе дагогический техникум проф техобразования и был направ лен мастером производствен ного обучения в Липецкое техническое училище № 10 (ныне ГПТУ N° 10). За две надцать лет состоялось четыре «моих» выпуска, в том числе в 1970 году группы токарей из вьетнамских учащихся. Могу и погордиться — мои бывшие выпускники — Женя Дрепин, Аркадий Пичугин, Саша Пома- зуев, вьетнамский учащийся Нгуен Вьет Хонг и другие бы ли победителями областных конкурсов «Лучший по про фессии». Я учу ребят токарному д е лу. Профессия эта издавна считается основной рабочей... Она необходима в любой от расли промышленности. Ни о д на машина, ни один станок или агрегат механизма не об ходится без деталей, изготов ленных на токарном станке. Токарей высокой квалификации называют художниками по металлу. На всю страну из вестны имена токарей-новато- ров, лауреатов государствен ной премии Быкова, Бортке вича, Семинского, Колесова и других. Я часто говорю своим ребятам о том, что даж е «В се союзный староста» — М. И. Калинин также начинал 1 свой трудовой путь токарем. Но, несмотря на все заслуги этой необходимой профессии, при наборе учащихся в группу токарей у нас в училище по стоянно возникают серьезные трудности. В чем дело? Все объясняется просто: мы готовим специалистов для ордена Ленина Новолипецко го металлургического завода, предприятия, где основные (ведущие) профессии, естест венно, — металлургичес к и е. Они, если можно так сказать, и более «престижные». Но большинство ребят, по ступающих к нам, не имеют еще ясного представления о рабочих профессиях, а родите ли их ориентируют примерно так: подавай заявление на вальцовшика-оператора или оператора листопрокатного производства (есть у нас такие профессии), там, мол, особен но трудиться не надо — толь ко кнопки нажимай, да и пла тят больше. Вот и приходится нам, мастерам, с первых же шагов «воевать» с такими ро дителями. Идем в школы, к ребятам, выступаем на собра ниях, встречах. Профориента ционная работа для нас —- это постоянное разъяснение нужно сти нашего, на первый взгляд, скромного дела. Хоть и считают работу то каря простой, но, чтобы стать хорошим специалистом, нужны годы и годы. Ведь эта профес сия требует больших знаний, умения и навыков. В нынешнем году, весной, моя очередная, девятая груп па закончила учебу. Радуют меня результаты. Помню, ког да двадцать пять восьми клас-. сников пришли поступать к нам в 1975 году, ни один из них не имел, как выводилось, четверок, не говоря о пятер ках. по математике и русскому языку. А вот теперь в дипло мах о средне-техническом о б разовании 14 ребят имеют «4», и «5» по русскому языку и Ли тературе и 11—По математике. Отлично поработали ребята и на практике в цехах НЛМЗ. Большинство из них перевы полняли сменные задания: Се режа Панарин, Коля Мещеря ков, Володя Посаднев, Вера Черных и другие. Группа за время обучения несколько раз занимала призовые места по итогам соревнования, была на граждена туристической пу тевкой в город-герой Киев. Конечно, это не простое «везение», вот, мол, мне уча- щися хорошие попадаются в гр уп п у...В се дается, постоян ным трудом. Первым прави лом, я считаю, для мастера добиться того, чтобы воспи танники проявляли себя все сторонне и не только в учебе. Все мои учащиеся занимаются в различных кружках: техни ческого творчества, предмет ных, спортивных секциях, ху дожественной самодеятельно сти. Мы часто проводим темати ческие занятия «Час мужест ва». Один из них был посвя щен обсуждению повести пи сателя В. Титова «Всем смер тям назло». Мы пригласили принять участие в классном часе сестру писателя Дину Ан дреевну. Интересной была встреча с передовиками про изводства — токарями Новоли пецкого завода А. А. Ролдуги- ным, В. А. Кузнецовым. Мне, как мастеру, нередко приходится встречаться с трудностями в воспитательной П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е Р А З Д У М ь Я УРШш НРАШВЫНОСш С каждым годом все острее встает перед педагогами проблема эффективности урока. Какую форму избрать, что бы за 45 минут не только донести до каж дого ученика необ ходимое содерж ание (что само по себе уж е нелегко), но и заставить задумат»ся, поразмышлять вслух или про се бя — подвести к переоценке того или иного ж изненного явления. Как сделать, чтобы урок обучал, воспи тывал! На эти вопросы нельзя ответить однозначно, предло жить готовый рецепт. Не ставит перед собой подобной цели и молодой педагог, завуч Верхне-Матренской средней школы (он трудится здесь уж е пять лет) Николай Алексеевич Аста шов. Сегодня он делится с коллегами раздумьями о нрав- В ственном воспитании на уроках литературы. работе. Однажды был такой I случай. Я узнал, что учащий ся В. в выходной день собира ется вместе с родителями пое хать в деревню. А . я давно хотел узнать, что за семья у юноши. Причины для беспо койства были —- он нередко пропускал занятия, иногда, как замечал, приходил в учи лище нетрезвым. Я приехал на квартиру к подростку. Р аз говор зашел с отцом о поведе нии сына. И тут отец учаще гося говорит: «Неужели уж и стаканчик ему (сыну) нельзя выпить, ведь ему скоро сем надцать». Словом, приходится вес ти подчас кропотливую ра боту и с ребятами, и с семьей, которая., к сожалению, по ка ким-либо причинам не являет ся нашим союзником. Конечно, не все такие роди тели. Я лично постоянно опи раюсь на помощь семьи в вос питании учащихся, потому что кто, как не родители, знают своего ребенка лучше, все его сильные и слабые стороны характера, и поэтому найти ключ к воспитанию им гораз до легче, чем нам. В прошлом учебном году у нас в училище вступили в строй новые учебно-производ ственные мастерские. В их чис ле — токарный парк. Здесь установлены современные станки, лучше которых не най дешь ни в одном училище об ласти. Само здание мастерских. полно света и воздуха. Учить ся в таких условиях — од но удовольствие. Как не радо ваться творчеству своего тру да, когда, порой, из бесфор менной болванки металла ты сможешь изготовить чудо- деталь! Наша работа вообще твор ческая — вот что мне хоте лось бы сказать в заключение. И приносит она большое удов летворение, настоящее счастье. С уважением А. ЧЕРНИКОВ. I Н РАВСТВЕННОЕ воспи тание, формирование ак тивной жизненной пози ции учащихся — эти задачи решаем прежде всего мы, пе дагоги гуманитарного цикла. И это понятно — специфика литературы, истории, общест воведения предполагает не формально-догматическое изу чение фактов, а в первую оче редь их духовное освоение. Если говорить о литературе, то ее ценность и состоит в том, что в тысячах бессмертных страниц сконцентрированы сок ровища, накопленные челове чеством. Как приобщить к ним растущую личность? Какие примеры и методы хороши? Знаю, что, готовя «партитуру» очередного урока, многие мои коллеги — словесники—трево жатся не только о том,как фор мально ученики усвоят прописные истины, но и о том, как они воспримут и какую нравственную опенку вынесут литературному герою, его внут реннему миру. Многие, но не все. Хотя, право, кому не из вестно, что учитель литературы должен пробуждать ь воспи танниках «чувства добрые»? Проработав в школе не один год как завуч, положение кое го обязывает ежегодно быть «судьей» около сорока уроков литературы, как учитель, про водящий еженедельно 3—5 уро ков и критически оценивающий свою деятельность, прихожу к выводу, что уроки, которые 1 можно было бы с полным пра вом назвать часами нравствен ного совершенствования уча щихся, удаются очень редко. Хотя и я сам, и мои коллеги искренне убеждены, что они должны быть именно • такими. Чем ж е объяснить этот пара докс? На мой взгляд, причина в профессиональной пассивно сти учителя. В чем ее корни? Урок литературы — это вре мя вдохновения, открытой борьбы чувств, страстно выра женных симпатий и антипатий. Это — время высокого духов ного горения, сопровождающе гося значительной тратой душевной энергии. Такой урок для учителя — тоже, что и спектакль для актера. И тут уместно задать первый вопрос: «А если у учителя три парал лельных класса? И инстинкт самозащиты диктует расслаб ление?..». С другой стороны, невырази тельные, эмоционально выхо лощенные уроки являются прямым последствием неумения учителя творить урок, избира тельно используя методиче скую копилку. Медвежью услу гу им часто оказывают и ру ководители школы, которые нередко, будучи неспециали стами. рьяно настаивают, что бы урок строился только на основе какого-либо новейшего метода, поспешно разреклами рованного в научно-популяр ных статьях. Среди многих словесников, особенно тех, хто закончил нв- ститут, в последнее время за мечается также искаженное понимание работы с текстом на уроке. Начитавшись без крити ческого осмысления статей по структурной поэтике, они не редко предлагают учащимся задания, превращающие эсте тическую работу в техническую процедуру. Приходилось быть свидетелем, когда четвероклас сники занимались подсчетом эпитетов в очерках К. Паус товского «Мещерская сторона», а затем классифицировали их по какой-то заумной схеме, так и не ощутив всей красоты про зы — которая сродни поэзии. Очень точно, на мой взгляд, принципы и границы школьно го анализа произведения опре делены в брошюре «Литерату роведческий анализ в школе», выпущенной в прошлом году Липецким пединститутом. В ней подчеркнуто, что, как бы , ни велась работа над текстом, она не должна утрачивать сво его воспитательного характера, превращаясь в бессмысленное манипулирование частными наблюдениями. И это очень справедливо. К какому бы фрагменту из произведения, на каком бы уровне мы ни обра щались,— будь то портреты ге роев Л. Н. Толстого или ком позиция рассказа Л. М. Горь кого «Старуха Изергиль», — цель должна быть одна—вос питание человечности. Нередко причиной срыва, разрушения интересно удаю щегося урока оказывается при вычка все объяснить, даж е вульгаризируя и упрощая за ложенное в самом произведе нии нравственно-эстетическое содержание. Хотя словесник больше, чем кто-либо, обязан проектировать и вести урок, «как мера и красота скажет». Классическим примером про фессиональной неделикатности может служить такой случай, Учительница, мастерски прове дя урок по рассказу И. С. Тур генева сМ уму» (четвероклас сники не раз вытирали слезы), в конце урока, чтобы утешить своих питомцев, заявила, что печалиться незачем, ведь Му-- му — не живая собачонка, а всего лишь художественный образ. Надо ли говорить, на сколько это было педагогиче ски неуместно. ...Что ж , подумает кто-то из коллег, получается, что, если учесть и избежать все эти нак ладки, то гарантирован иде альный урок? К сожалениию, нет. Как бы хорошо урок ни был подготовлен, как бы ни был вдохновлен учитель, нрав ственное прозрение воспитании, ков не состоится, если учени ки не будут эмоционально настроены на душевное движе ние. Словесник не должен за бывать, что на уроке литера туры, который по расписанию следует за математикой или химией, ученики остаются на строенными на понятийно-логи ческое усвоение материала. Лучшим переключателем вос приятия может быть -вучащее слово. Умудренные опытом, учителя почти всегда начина ют урок с чтения вслух сти хотворения, отрывков из проза ического произведения пли да же с прослушивания музыки, создающих настроение эмо ционального подъема, способ ствующих обострению нравст- венной заинтересованости уче ника. Трудно выписать методиче ский рецепт по проведению хо рошего урока. Хорошим он бывает тогда, когда рождает ся в недрах души как откровение. Когда неодолимо возникает желание духовного общения со своими учениками. Подобное ж е общение возмож но лишь при условии, если учитель сделает каждый урок литературы, говоря словами А. Твардовского, часом вооду шевления, эмоционального подъема, нравственного про зрения. Н. АСТАШОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz