Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

О БУЧ ЕНИЮ И ВО СПИТАНИЮ - Т ВОРЧЕСКИЙ ТРУД П ЕД А ГОГ А РАБОЧУЮ СМЕНУ РАСТИТЬ НАМ В декабрьском постановле­ нии ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР о школе, в ре­ комендациях Всесоюзного съезда учителей красной нитью проходит тема трудово­ го воспитания подрастающего поколения. Определенный опыт работы в этом направлении накоплен и в нашей области. В каждом городе и районе, на предприятиях и в хозяйст­ вах созданы специальные со­ веты по трудовому воспита­ нию, обучению и профессио­ нальной ориентации * школь­ ников. Их деятельность коор­ динирует областной совет. На местах утверждены председа­ телями советов секретари рай­ комов партии, а в хозяйствах— руководители совхозов, колхо­ зов. Испытанной формой трудо­ вой закалки сельских школь­ ников стали ученические про­ изводственные бригады. На полях вместе со взрослыми са­ моотверженно трудятся школь­ ники, объединенные в 465 бригад. Они выращивают раз­ личные сельскохозяйственные культуры на площади в 22616 гектаров, принимают активное участие в севе, обработке поч­ вы, уборке урожая, выращива­ нии птицы и животных, в при­ родоохранительной работе. Школьники получают конкрет­ ные задания от хозяйств, учат­ ся планированию, экономиче­ скому анализу. Участие в опытнических ра­ ботах развивает исследователь­ ские навыки, творческую ак­ тивность, открывает красо­ ту природы, позволяет самому участвовать в ее преобразова­ нии. Именно эти качества вос­ питывает в своих питомцах учительница биологии, Герой Социалистического Труда Н, А. Неронова. Она умело организует работу на при­ школьном участке Верхне-Ко- лыбельской средней школы Хлевенского района. Участок состоит из плодоносящего са­ да, ягодника, опытного поля, отдела коллекции и система­ тики. Последний является зе­ леной лабораторией, на нем 104 вида растений северной, средней и южной полосы стра­ ны. Культуры распределены по классам, семействам, родам и видам. В области хорошо известна работа ученических производ­ ственных бригад средних школ — Вдзовицкой Долгоруковско­ го района, Хлевенской, Набе- режанской Воловского, Трое- куровской, Лебедянского рай­ онов и других. В этом году хорошо трудятся ученические производственные бригады Чаплыгинского района. Колхозы и совхозы области выделили школам 360 тракто­ ров, 475 комбайнов, 274 авто­ мобиля, комплекты сельскохо­ зяйственной техники, помогли оборудовать кабинеты по ме­ ханизации сельского хозяйства и автоделу. В минувшем учебном году свыше четырех тысяч выпускни­ ков средних школ получили свидетельства об овладении основами профессии механиза­ тора сельского хозяйства и мастера машинного доения. На факультативах подготовлено 1790 юных полеводов, 620 овощеводов, 120 садоводов, 310 животноводов. В совхозе имени 15-ле­ тия Октября более поло­ вины тружеников — выпускни­ ки Троекуровской школы. За последние пять лет остались работать в колхозе «Знамя Л е­ нина» Долгоруковского райо­ на около семидесяти выпускни­ ков Вязовицкой школы. Кол­ хоз поддерживает стремление молодежи продолжать образо­ вание. Сейчас четырнадцать юношей и девушек -являются колхозными стипендиатами, во­ семь — учатся заочно. В городах трудовое воспи­ тание школьников строится ' с ; учетом экономики соответству­ ющего района и перспектив его развития. Во многих школах Липецка, Ельца, Л ебедяни уроки труда проходят на базе промышленных предприятий по программе политехнических практикумов. Хорошо зареко­ мендовали себя, Липецкий Меж­ школьный учебно-производст­ венный комбинат, учебные це­ ха Лебедянского механическо­ го и елецкого завода «Эдьта». Учащиеся увлекаются техни­ ческими видами спорта, и это умело используют многие шко­ лы. Н о здесь необходима доб­ ротная- материально-техниче­ ская база. В городе это не проблема, так как промышлен­ ные предприятия, шефствую­ щие над школами, имеют та­ кую базу, и школьникам от­ крыт доступ к ней. Стремясь сделать техниче­ ские виды спорта доступными и каждой сельской школе, обл- лоно совместно с обкомом ВЛКСМ и обкомом ДОСААФ разработали условия соревно­ вания юных техников, рассчи-. танные и на сельские школь­ ные технические кружки. Широк круг вопросов, свя­ занных и с профессиональной ориентацией учащихся, и ими надо последовательно зани­ маться каждому / отделу народного образования, каж ­ дому педагогическому коллек­ тиву. В вопросах трудового обуче­ ния и воспитания еше много нерешенных проблем. Об этом шел серьезный разговор на Всероссийском и Всесою з­ ном съездах учителей, на ав­ густовских совещаниях и сек­ ционных занятиях педагогов области. Ныне важно, чтобы каждый педагогический коллектив стре­ мился приучать учащихся к осмысленному труду, к куль­ туре труда. Работа в мастер­ ских, по самообслуживанию, ца субботниках, в ученической производственной бригаде должна сопровождаться идей­ ным и нравственным воспита­ нием, формированием у малы­ шей, у подростков, юношей и девушек сознания долга, тру­ довых обязанностей, товарище­ ства, взаимопомощи, коллекти­ визма. Серьезного внимания требу­ ет создание, оборудование и оформление в школе учебно-ме­ тодических кабинетов по проф­ ориентации. В них должны быть представлены материалы об училищах, о профессиях, по которым там ведется обучение, о развитии в области промыш­ ленности, транспорта, строи­ тельства, сельского хозяйства, предприятий сферы обслужи­ вания, а также их потребности в квалифицированных рабо­ чих кадрах. Крайне важно, чтобы пропа­ ганда рабочих профессий ве­ лась не только среди учащих­ ся., но и среди родителей. Наибольшая эффективность профессиональней ориентации может быть достигнута только при условии дифференцирован­ ного ее проведения. В шестых- седьмых классах содержание этой работы значительно обо­ гащается и конкретизируется. На уроках по предметам поли­ технического цикла — физике, химии, биологии, черчению — можно рассказать, в каких ви­ дах производительного труда используются некоторые науч­ ные закономерности. Усложнение содержания уро­ ков. труда, постепенное приоб­ щение учеников к работе на станках, последовательное оз­ накомление с элементами элек­ тротехники, проведение экскур­ сий на предприятиях — все это позволяет более обстоятельно знакомить школьников с наи­ более распространенными про­ фессиями. Особенно большое внимание профессиональной ориентации должно быть уд е­ лено в восьмых классах. Р або­ та по профориентации в девя­ тых—десятых классах .должна осуществляться в условиях, близких к производственным, т. е. в межшкольных учебно- производственных комбинатах, учебных цехах, на участках предприятий, в ученических производственных бригадах, в мастерских и учебных хозяй­ ствах. профтехучилищ. Усилия коллективов школ, внешкольных учреждений и от­ делов народного образования области сегодня должны быть направлены на дальнейшее со­ вершенствование трудовой подготовки молодежи в соот­ ветствии с задачами, выдвину­ тыми перед школой XXУ съез­ дом. КПСС, новым постановле­ нием о школе и постановлени­ ем июльского (1978 г.) Плену­ ма ПК КПСС. Н. БАШКАТ ОВА, заместитель заведующего бблоно. а п 1ш ш 1 1 иш 1 1 1ш ш п 1111ш я 1111«п 1тт и 1ш т 1п 11»ды 11а1»11 « Я Б В СТРОИТЕЛИ П О Ш Е Л...» мамой, которая тоже волнова­ лась. Конечно не потому, что «примут или нет» ее дочь. Уже знала — примут. И не потому, что сомневалась — хорошо ли ей тут будет учиться. Все как будто сама осмотрела — и в столовую заглянула, и в мас­ терскую, где станки новенькие стоят, и в зал боевой славы— Хорошо, красиво, уютно. При­ ятно учиться здесь. Только еще одно беспокоит — а понравит­ ся ли самой Свете профессия? Галя решила стать штукаТу- ром-облицовщиком, а Света— машинистом мостового крана. Подробно беседуют с девушка­ ми и матерью члены приемной комиссии о том, какое представление новички имеют об избранной профессии, рас­ сказывают, где им придется работать. Судя по улыбкам, Галя и Света в своем решении утвердились — будут строите­ лями! Сегодня, 1 сентября, как по­ велось по традиции, Ленинским уроком, посвященном в этом учебном году книгам Л. И. Брежнева «Малая земля» и «Возрождение» — ярким исто­ рическим документам о ратном и трудовом подвиге советского народа, — начнутся занятия в училище. Новый учебный год вступает в свои права... Л. ДУ БИНА. УЧИТЕЛЬ - ЗВАНИЕ Л ИПЕЦКОЕ городское профессионально . тех­ ническое училище № 6 — одно из старейших в области. Строители всегда нужны городу, а тем 'более растущему промышленному центру. ГПТУ № 6 готовит каменщиков, столяров, отде­ лочников, штукатуроз-маляров, электрогазосварщиков, арма­ турщиков. В основном его вы­ пускники трудятся на объек­ тах то.еста «Промстрой». ГПТУ размещается в ком­ плексе здан и и ,.красиво .распо­ ложившихся неподалеку от ре­ ки Воронеж, у первого мосто­ вого перехода. Училище имеет хорошее общежитие. Интерес к профессии строи­ теля у выпускников школ Ли­ пецка и области растет год от года. Об этом говорят хотя бы такие цифры. В минувшем учебном году училище окон­ чили 270 юношей и девушек. Д в нынешнем приняты из числа выпускников восьмых классов — 350. Вместе .с рабочим раз­ рядом учебное заведение дает и среднее образование. В канун нового учебного года наш нештатный фотокорреспон­ дент В. Базылев побывал в училище. По всему чувствова­ лось, что последние дни перед началом занятий были полны хлопот для всех — преподава­ телей, учащихся.. Учебное -за­ ведение, выпускающее строи­ телей, всегда должно .быть в образцовом эстетическом сос­ тоянии. Ведь что только не под силу умелым рукам ребят! Р е­ монт классов, оборудование кабинетов, оформление залов — все это учащиеся дела­ ют своими силами. Они ж е оформили хороший кабинет эстетики. За этим делом, оборудова­ нием одного из учебных каби­ нетов (снимок вверху), и за ­ стал учащихся Володю Бры- канова и Игоря Седых вместе с преподавателем А. П. Пишикиным наш фотокор­ респондент. А в кабинете, где шел .прием новых учащихся, царила своя особая атмосфера. Перед приемной комиссией в составе заведующей здравпунктом В. Н. Красниковой, преподава­ телей И. М. Трофименковой и О. А. Головач (снимок внизу — слева направо) сидели вы­ пускники нынешнего года, окончившие восемь классов,— Галя Котова и Света Водопья­ нова. Света пришла со своей лектив к этой дате, что нового в жизни ин ститута в нынешнем учебном году! — с этими вопросами обра­ тился наш нештатный кор­ респондент П. Кашменский к ректору института, про- н фессору Б. Н. Бабину. Для каждого вуза особенно важен вопрос, кто станет сту­ дентом? Одной из оправдав­ ших себя форм подготовки школьников для успешного обучения на факультетах на­ шего института являются шко­ лы юных филологов, физиков, математиков, биологов... Они у нас действуют эффективно. Обучение очно-заочное. В этих школах прошло подготовку в нынешнем году много старше­ классников, в том числе из сельских школ. Во время выездов препода­ вателей и студентов в районы (в области сейчас трудно найти такую сельскую школу, где бы они ни побывали) много внимания уделялось ориентгро- ванию сельских учащихся на педагогический труд. Особенно большую работу проделал фа­ культет физического воспита­ ния. Преподаватели и студен­ ты знакомили выпускников, ко­ торые по состоянию здоровья и физическому развитию могут обучаться на этом факультете, с его спецификой, а препода­ ватели, кроме того, анализи­ ровали работу бывших сту­ дентов, а теперь учителей физкультуры, и оказали им значительную методическую помощь. В результате этого нынеш­ ний набор в институт проведен успешно. Мы должны были принять на первый курс всех факультетов 555 юношей и д е ­ вушек. Сто человек зачислено с подготовительного отделе­ ния, 165 выпускников — по внеконкурсному приему, учи­ тывая рекомендации педагоги­ ческих советов школ и район­ ных отделов народного образо­ вания. Надо сказать, что кон­ тингент внеконкурсного приема с каждым годом улучшается. Предпочтение при приеме в институт мы отдали сельской м олодежи..На такие факульте­ ты, как физико-математический, филологический, индустриаль­ но-педагогический, педагогики и методики начального обуче­ ния их зачислено семьдесят и более процентов. Радует нас и то, что по срав­ нению с прошлыми годами уве­ личилось количество первокурс­ ников из числа рабочих, кол­ хозников. Они составляют 68 процентов от общего набора, в том числе двадцать процентов —• непосредственно рабочих, имеющих производственный стаж от года до семи лет. Приятно также отметить, что в наш институт поступило много юношей и девушек из потом-- ственных учительских семей. В новом учебном году в жизни вуза произойдет не­ сколько важных событий. От­ крывается новый, десятый по счету,художественно- графиче­ ский факультет. Набор студен­ тов и подбор преподавателей на него закончен. В подборе преподавателей большую по-, мощь оказали Орловский Курский, Витебский пединсти­ туты, где такие факультеты существуют давно. Д о января 1979 года должен быть сдан в эксплуатацию но­ вый учебный корпус. В нем разместятся факультеты исто­ рический, иностранных языков, художественно-графический. В новом учебном году в наш институт прибудет большая группа кубинских юношей и девушек. Они в основном бу­ дут учиться на физико-матема­ тическом и биолого-химическом факультетах. За последние годы резко из- * менился качественный состав профессорско - преподаватель­ ских кадров. Сейчас из 267 на­ учных работников девять про­ фессоров и 108 доцентов. Толь­ ко в прошлом году двум ста­ рейшим преподавателям А. В. Райкову и В. М. Важинскому присвоено звание профессоров, а четыре преподавателя защи­ тили кандидатские диссерта­ ции. Наш институт, как и все пе- : дагогические вузы страны, за­ вершил переход на новые учебные планы и программы. Его цель — с одной стороны, организовать учебный про­ цесс так, чтобы он формиро­ вал у студентов навыки само­ стоятельного добывания зна­ ний, прививал интерес к из­ бранному предмету, вкус к на­ уке, умение преподавать твор­ чески, с другой — выпускник института должен хорошо знать методику воспитатель­ ной работы с учащимися и как классный руководитель, и как учитель-предметник. Всероссийский и Всесоюзный съезды учителей в соответст­ вии с декабрьским постановле­ нием ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР о школе выдви­ нули перед педагогическими учебными заведениями зада­ чу: повысить уровень подготов­ ки педагогических кадров, зна­ чительно улучшить воспита­ тельную работу со студента­ ми, укрепить связи со школа­ ми, особенно сельскими, ока­ зывать действенную теоретиче­ скую и методическую п.-мощь учителям, расширить научно- исследовательскую работу, ко­ торая способствовала бы со­ вершенствованию учебно-вос­ питательного процесса, широко и научно обобщать передовой педагогический опыт. С целью оказания помощи учителям в школах периоди­ чески проводим выездные за­ седания кафедр, тематические научные конференции, теоре­ тические и методические вы­ ступления членов кафедр на райоцных учительских совеща­ ниях и т. д. В наступающем учебном го­ ду над всеми этими проблема­ ми мы будем работать более настойчиво. К этому нас обя­ зывает и приближающийся; юбилей — двадцатипятилетие вуза. К нему наш институт должен прийти с качественно новым уровнем работы. Ведь мы готовим кадры, от кото- у рых зависит воспитание ново­ го поколения. Липецкий педагогический институт в 1979 году будет отмечать свое двадцатипя­ тилетие. Как готовится кол- ОСОБОЕ НЕ ПРОСТО ТОКАРЬ... Несколько месяцев назад в редакцию газеты пришло пись­ мо. М астер производственного обучения Липецкого ГПТУ № 10 А. Я. Черников написал о первых шагах на производст­ ве своих бывших воспитанников. Письмо подкупало теплотой, хотя было немногословным. Редакция газеты попросила ав­ тора подробнее рассказать о своей работе, поделиться повсе­ дневными заботами. щ . Дорогая редакция! Вы просили меня написать о своей работе, о себе. Много думал, а что Же, действитель­ но, главное в моей профессии мастера-йоспитателя? И решил — буду откровенным. Ведь есть у меня и свои радости, и то, что еще беспокоит, и, д у ­ маю, многих моих коллег. Та­ кая уж у нас хлопотливая дол­ жность — быть в одном лице и учителем, и воспитателем, и старшим другом ребят, подчас очень «трудных»... Начну по порядку. Сначала немного о себе. Окончил Че­ лябинский индустриально-пе­ дагогический техникум проф­ техобразования и был направ­ лен мастером производствен­ ного обучения в Липецкое техническое училище № 10 (ныне ГПТУ N° 10). За две­ надцать лет состоялось четыре «моих» выпуска, в том числе в 1970 году группы токарей из вьетнамских учащихся. Могу и погордиться — мои бывшие выпускники — Женя Дрепин, Аркадий Пичугин, Саша Пома- зуев, вьетнамский учащийся Нгуен Вьет Хонг и другие бы­ ли победителями областных конкурсов «Лучший по про­ фессии». Я учу ребят токарному д е ­ лу. Профессия эта издавна считается основной рабочей... Она необходима в любой от­ расли промышленности. Ни о д ­ на машина, ни один станок или агрегат механизма не об­ ходится без деталей, изготов­ ленных на токарном станке. Токарей высокой квалификации называют художниками по металлу. На всю страну из­ вестны имена токарей-новато- ров, лауреатов государствен­ ной премии Быкова, Бортке­ вича, Семинского, Колесова и других. Я часто говорю своим ребятам о том, что даж е «В се­ союзный староста» — М. И. Калинин также начинал 1 свой трудовой путь токарем. Но, несмотря на все заслуги этой необходимой профессии, при наборе учащихся в группу токарей у нас в училище по­ стоянно возникают серьезные трудности. В чем дело? Все объясняется просто: мы готовим специалистов для ордена Ленина Новолипецко­ го металлургического завода, предприятия, где основные (ведущие) профессии, естест­ венно, — металлургичес к и е. Они, если можно так сказать, и более «престижные». Но большинство ребят, по­ ступающих к нам, не имеют еще ясного представления о рабочих профессиях, а родите­ ли их ориентируют примерно так: подавай заявление на вальцовшика-оператора или оператора листопрокатного производства (есть у нас такие профессии), там, мол, особен­ но трудиться не надо — толь­ ко кнопки нажимай, да и пла­ тят больше. Вот и приходится нам, мастерам, с первых же шагов «воевать» с такими ро­ дителями. Идем в школы, к ребятам, выступаем на собра­ ниях, встречах. Профориента­ ционная работа для нас —- это постоянное разъяснение нужно­ сти нашего, на первый взгляд, скромного дела. Хоть и считают работу то­ каря простой, но, чтобы стать хорошим специалистом, нужны годы и годы. Ведь эта профес­ сия требует больших знаний, умения и навыков. В нынешнем году, весной, моя очередная, девятая груп­ па закончила учебу. Радуют меня результаты. Помню, ког­ да двадцать пять восьми клас-. сников пришли поступать к нам в 1975 году, ни один из них не имел, как выводилось, четверок, не говоря о пятер­ ках. по математике и русскому языку. А вот теперь в дипло­ мах о средне-техническом о б ­ разовании 14 ребят имеют «4», и «5» по русскому языку и Ли­ тературе и 11—По математике. Отлично поработали ребята и на практике в цехах НЛМЗ. Большинство из них перевы­ полняли сменные задания: Се­ режа Панарин, Коля Мещеря­ ков, Володя Посаднев, Вера Черных и другие. Группа за время обучения несколько раз занимала призовые места по итогам соревнования, была на­ граждена туристической пу­ тевкой в город-герой Киев. Конечно, это не простое «везение», вот, мол, мне уча- щися хорошие попадаются в гр уп п у...В се дается, постоян­ ным трудом. Первым прави­ лом, я считаю, для мастера добиться того, чтобы воспи­ танники проявляли себя все­ сторонне и не только в учебе. Все мои учащиеся занимаются в различных кружках: техни­ ческого творчества, предмет­ ных, спортивных секциях, ху­ дожественной самодеятельно­ сти. Мы часто проводим темати­ ческие занятия «Час мужест­ ва». Один из них был посвя­ щен обсуждению повести пи­ сателя В. Титова «Всем смер­ тям назло». Мы пригласили принять участие в классном часе сестру писателя Дину Ан­ дреевну. Интересной была встреча с передовиками про­ изводства — токарями Новоли­ пецкого завода А. А. Ролдуги- ным, В. А. Кузнецовым. Мне, как мастеру, нередко приходится встречаться с трудностями в воспитательной П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е Р А З Д У М ь Я УРШш НРАШВЫНОСш С каждым годом все острее встает перед педагогами проблема эффективности урока. Какую форму избрать, что­ бы за 45 минут не только донести до каж дого ученика необ­ ходимое содерж ание (что само по себе уж е нелегко), но и заставить задумат»ся, поразмышлять вслух или про се­ бя — подвести к переоценке того или иного ж изненного явления. Как сделать, чтобы урок обучал, воспи­ тывал! На эти вопросы нельзя ответить однозначно, предло­ жить готовый рецепт. Не ставит перед собой подобной цели и молодой педагог, завуч Верхне-Матренской средней школы (он трудится здесь уж е пять лет) Николай Алексеевич Аста­ шов. Сегодня он делится с коллегами раздумьями о нрав- В ственном воспитании на уроках литературы. работе. Однажды был такой I случай. Я узнал, что учащий­ ся В. в выходной день собира­ ется вместе с родителями пое­ хать в деревню. А . я давно хотел узнать, что за семья у юноши. Причины для беспо­ койства были —- он нередко пропускал занятия, иногда, как замечал, приходил в учи­ лище нетрезвым. Я приехал на квартиру к подростку. Р аз­ говор зашел с отцом о поведе­ нии сына. И тут отец учаще­ гося говорит: «Неужели уж и стаканчик ему (сыну) нельзя выпить, ведь ему скоро сем­ надцать». Словом, приходится вес­ ти подчас кропотливую ра­ боту и с ребятами, и с семьей, которая., к сожалению, по ка­ ким-либо причинам не являет­ ся нашим союзником. Конечно, не все такие роди­ тели. Я лично постоянно опи­ раюсь на помощь семьи в вос­ питании учащихся, потому что кто, как не родители, знают своего ребенка лучше, все его сильные и слабые стороны характера, и поэтому найти ключ к воспитанию им гораз­ до легче, чем нам. В прошлом учебном году у нас в училище вступили в строй новые учебно-производ­ ственные мастерские. В их чис­ ле — токарный парк. Здесь установлены современные станки, лучше которых не най­ дешь ни в одном училище об­ ласти. Само здание мастерских. полно света и воздуха. Учить­ ся в таких условиях — од­ но удовольствие. Как не радо­ ваться творчеству своего тру­ да, когда, порой, из бесфор­ менной болванки металла ты сможешь изготовить чудо- деталь! Наша работа вообще твор­ ческая — вот что мне хоте­ лось бы сказать в заключение. И приносит она большое удов­ летворение, настоящее счастье. С уважением А. ЧЕРНИКОВ. I Н РАВСТВЕННОЕ воспи­ тание, формирование ак­ тивной жизненной пози­ ции учащихся — эти задачи решаем прежде всего мы, пе­ дагоги гуманитарного цикла. И это понятно — специфика литературы, истории, общест­ воведения предполагает не формально-догматическое изу­ чение фактов, а в первую оче­ редь их духовное освоение. Если говорить о литературе, то ее ценность и состоит в том, что в тысячах бессмертных страниц сконцентрированы сок­ ровища, накопленные челове­ чеством. Как приобщить к ним растущую личность? Какие примеры и методы хороши? Знаю, что, готовя «партитуру» очередного урока, многие мои коллеги — словесники—трево­ жатся не только о том,как фор­ мально ученики усвоят прописные истины, но и о том, как они воспримут и какую нравственную опенку вынесут литературному герою, его внут­ реннему миру. Многие, но не все. Хотя, право, кому не из­ вестно, что учитель литературы должен пробуждать ь воспи­ танниках «чувства добрые»? Проработав в школе не один год как завуч, положение кое­ го обязывает ежегодно быть «судьей» около сорока уроков литературы, как учитель, про­ водящий еженедельно 3—5 уро­ ков и критически оценивающий свою деятельность, прихожу к выводу, что уроки, которые 1 можно было бы с полным пра­ вом назвать часами нравствен­ ного совершенствования уча­ щихся, удаются очень редко. Хотя и я сам, и мои коллеги искренне убеждены, что они должны быть именно • такими. Чем ж е объяснить этот пара­ докс? На мой взгляд, причина в профессиональной пассивно­ сти учителя. В чем ее корни? Урок литературы — это вре­ мя вдохновения, открытой борьбы чувств, страстно выра­ женных симпатий и антипатий. Это — время высокого духов­ ного горения, сопровождающе­ гося значительной тратой душевной энергии. Такой урок для учителя — тоже, что и спектакль для актера. И тут уместно задать первый вопрос: «А если у учителя три парал­ лельных класса? И инстинкт самозащиты диктует расслаб­ ление?..». С другой стороны, невырази­ тельные, эмоционально выхо­ лощенные уроки являются прямым последствием неумения учителя творить урок, избира­ тельно используя методиче­ скую копилку. Медвежью услу­ гу им часто оказывают и ру­ ководители школы, которые нередко, будучи неспециали­ стами. рьяно настаивают, что­ бы урок строился только на основе какого-либо новейшего метода, поспешно разреклами­ рованного в научно-популяр­ ных статьях. Среди многих словесников, особенно тех, хто закончил нв- ститут, в последнее время за­ мечается также искаженное понимание работы с текстом на уроке. Начитавшись без крити­ ческого осмысления статей по структурной поэтике, они не­ редко предлагают учащимся задания, превращающие эсте­ тическую работу в техническую процедуру. Приходилось быть свидетелем, когда четвероклас­ сники занимались подсчетом эпитетов в очерках К. Паус­ товского «Мещерская сторона», а затем классифицировали их по какой-то заумной схеме, так и не ощутив всей красоты про­ зы — которая сродни поэзии. Очень точно, на мой взгляд, принципы и границы школьно­ го анализа произведения опре­ делены в брошюре «Литерату­ роведческий анализ в школе», выпущенной в прошлом году Липецким пединститутом. В ней подчеркнуто, что, как бы , ни велась работа над текстом, она не должна утрачивать сво­ его воспитательного характера, превращаясь в бессмысленное манипулирование частными наблюдениями. И это очень справедливо. К какому бы фрагменту из произведения, на каком бы уровне мы ни обра­ щались,— будь то портреты ге­ роев Л. Н. Толстого или ком­ позиция рассказа Л. М. Горь­ кого «Старуха Изергиль», — цель должна быть одна—вос­ питание человечности. Нередко причиной срыва, разрушения интересно удаю ­ щегося урока оказывается при­ вычка все объяснить, даж е вульгаризируя и упрощая за ­ ложенное в самом произведе­ нии нравственно-эстетическое содержание. Хотя словесник больше, чем кто-либо, обязан проектировать и вести урок, «как мера и красота скажет». Классическим примером про­ фессиональной неделикатности может служить такой случай, Учительница, мастерски прове­ дя урок по рассказу И. С. Тур­ генева сМ уму» (четвероклас­ сники не раз вытирали слезы), в конце урока, чтобы утешить своих питомцев, заявила, что печалиться незачем, ведь Му-- му — не живая собачонка, а всего лишь художественный образ. Надо ли говорить, на­ сколько это было педагогиче­ ски неуместно. ...Что ж , подумает кто-то из коллег, получается, что, если учесть и избежать все эти нак­ ладки, то гарантирован иде­ альный урок? К сожалениию, нет. Как бы хорошо урок ни был подготовлен, как бы ни был вдохновлен учитель, нрав­ ственное прозрение воспитании, ков не состоится, если учени­ ки не будут эмоционально настроены на душевное движе­ ние. Словесник не должен за­ бывать, что на уроке литера­ туры, который по расписанию следует за математикой или химией, ученики остаются на­ строенными на понятийно-логи­ ческое усвоение материала. Лучшим переключателем вос­ приятия может быть -вучащее слово. Умудренные опытом, учителя почти всегда начина­ ют урок с чтения вслух сти­ хотворения, отрывков из проза­ ического произведения пли да­ же с прослушивания музыки, создающих настроение эмо­ ционального подъема, способ­ ствующих обострению нравст- венной заинтересованости уче­ ника. Трудно выписать методиче­ ский рецепт по проведению хо­ рошего урока. Хорошим он бывает тогда, когда рождает­ ся в недрах души как откровение. Когда неодолимо возникает желание духовного общения со своими учениками. Подобное ж е общение возмож­ но лишь при условии, если учитель сделает каждый урок литературы, говоря словами А. Твардовского, часом вооду­ шевления, эмоционального подъема, нравственного про­ зрения. Н. АСТАШОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz