Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

И ПАТО ВСКИИ МЕТОД — НА СВЕКЛОВИЧ НО Е ПО ЛЕ * Свекловоды опытной станц ии поддерж али инициативу ямпольцев * У борк у сахарного корня —на поток * Подготовка полей —важный этап * Ни минуты про стоя транспорта * В сю ботву —на с ило с * Ч еткая организация техниче с кого о б с луж ивания—о снова усп ешной у борки Е ЩЕ н е отшумела хле бная страда, кйк уж е пришло время у бирать сахарную св еклу, а она в обла сти занимает 118 тыс. гектаров. Свекловоды вырас­ тили хороший урож ай. Но справедливо говорится: не тот, урож ай, что на полях, а тот, что в закромах. Перед свекло­ водами стоит ответственная, сложная задача, венчающая кропотливый труд тысяч лю­ дей, — в оптимальные сроки, без потерь убрать сахарную свеклу. Нынешнее лето — особое, оно вызвало ряд специфиче­ ских явлений и в структуре почвы на плантациях, и в раз­ витии самой свеклы. Из-за ча­ стых дождей почва уплотни­ лась, что, естественно, за­ трудняет работу свеклокомбай­ нов, а низкие, особенно в на­ чале лета, температуры, не­ достаток солнечной энергии и обилие влаги способствовали появлению «цветухи» и мощ­ ному развитию ботвы. Все это вносит некоторые особенности в уборку урож ая, обязывает свекловодов, руко­ водителей и специалистов хо­ зяйств с полным сознанием важности и сложности задач подойти к организации людей, подготовке свеклоуборочной техники, транспортных Средств. На днях на Липецкой опыт­ ной сельскохозяйственной станции состоялся семинар агрономов области. Ученые и механизаторы показали гостям уборочно-транспортный отряд в работе на свекловичной план­ тации. М етод ипатовцев пол­ ностью оправдал себя и на уборке корнеплодов. Он дает возможность соединить всю технику, транспортные средст­ ва, рабочую силу в один кулак, облегчает техническое обслу­ живание агрегатов* экономит время за счет более четкой организации труда. У края густо-зеленого поля выстроились по загонкам тракторы с тележ ками, ком­ байны, погрузчики. Весь убо­ рочно-транспортный отряд со­ стоит из шести звеньев. Спе-. циальное звено готовит поле: отбивает поворотные полосы, разрезает плантацию на за­ гонки и, если есть такая не­ обходимость, для облегчения работы свеклокомбайна рых­ лит меж дурядия. Звену, ко­ торое состоит из одиннадцати механизаторов, выделен необ­ ходимый набор техники: три Т-70 с культиваторами УСМК-5,4 для рыхления меж ­ дурядий, комбайн КСТ-ЗА, два Т-40 с «Вихрями» для подка­ шивания ботвы, тракторы с те­ лежками. Главный инженер областно­ го управления сельского хо­ зяйства Н. Д. Ивченко поясня­ ет: — Особенности нынешней уборки в том, что на свекло­ вичных плантациях много «цветухи» и очень мощная ботва. Вот на этой плантации, по предварительным подсче­ там, при средней урож айности корнеплодов в 250 центнеров выход ботвы составит более 150 центнеров с гектара Пе­ ОРГАНИЗОВАННО, БЕЗ ПОТЕРЬ реработать такую массу, да еще при наличии жестких стеблей «цветухи», комбайн не в силах. Возникает необходи­ мость подкашивать ботву «КИРами», «Вихрями». В этих целях можно использовать и обычный кукурузный комбайн. Чтобы обрезать ботву на вы­ соту до 35 сантиметров, стой­ ки косилок «КИР-1,5» удлине­ ны на 220 миллиметров. Новые косилки этого типа дают такую высоту среза и без удлинения стоек. Но долж ен предосте­ речь: большей угол наклона быстро выводит из строя кар­ данный вал. Качество обрезки ботвы «КИРом» лучше, за ним хоро­ шо вписывается в меж дуря­ дия и тракторная тележ ка. На обычном комбайне КСТ-ЗА сельские умельцы установи­ ли дополнительный щнек, ко­ торый облегчает работу в дождливую погоду, а прутко* вый транспортер заменен цеп­ ным, более надежным. На зве­ но по подготовке плантации возлож ена и уборка угловых площадок, для чего ему при­ дан ДТ-75 со скобой. Тщатель­ ная подготовка плантации — один из важнейших этапов уборки, верный показатель высокий организованности и качества работы. В некоторых хозяйствах приходится еще видеть недопаханные концы урядков по краям и углам по­ лей, вдавленную в землю ко­ лесами и гусеницами свеклу на поворотных полосах. Не­ малая часть урож ая теряется от того, что плантации вовре­ мя не готовятся,, а в самой уборке отсутствует строгая последовательность и порядок. Ударную силу отряда состав­ ляет звено по уборке корне­ плодов. В его распоряж ении шесть ботвоуборочных машин, четыре комбайна КС-6 и два РКС-6, десять колесных трак­ торов с тележ ками. У комбай­ на РКС-6 участников семина­ ра встречают механизаторы В. С. Журавлев и Н. М. Зюзин. В прошлом году Валентин Се­ менович убрал своим «Славу- тичем» около 150 гектаров свеклы за сезон. И сейчас у опытного механизатора агре­ гат проверен, отлаж ен, нахо­ дится, как говорится, в боевой готовности. Валентин Семенович Журав­ лев обстоятельно отвечает $4 вопросы участников семинара, — На какой скорости вы предпочитаете работать? — Обычно на второй повы­ шенной. — Почему? — Меньше теряется свек­ лы. Главный инженер опытной станции В. В. Рубцов обращает внимание агрономов на важ ­ ность тщательной регулировка автомата вождения на РКС-6, что в значительной степени уменьшает потери. В комплек се БМ-6 — РКС-6 слабое зве­ но —- ботвоуборочная машина. При обилии зеленой массы «цветухи» и на засоренных плантациях часто выходят из строя на этих машинах ножи и валы. А от надежности рабо­ ты БМ-6 полностью зависит и темп копки свеклы. Поэтому и здесь необходимо организо­ вать подкашивание ботвы, что в значительной степени пов­ лияет на темпы и качество уборки свеклы. В. В. Рубцов дает сигнал ме­ ханизаторам. Взревели двига­ тели. Первыми прошли косил­ ки, за ними — ботвоубороч­ ная машина. Срез низкий, чи­ стый, можно прямо из-под комбайна отправлять свеклу на сахарный завод. По приме­ ру ямпольцев, свекловоды опытной станции и боринские сахарники договорились о приеме части свеклы без до­ очистки. Свекольная ботва — ценный корм для скота. По содерж а­ нию питательных веществ она не уступает кукурузному си­ лосу. Специалисты опытной станции разработали и в тече­ ние нескольких лет успешно применяют метод ее уборки и закладки на силос. В текущем году планируется получить с плантаций около 7 тысяч тонн сочного корма. Сбору ботвы здесь придается такое же зна­ чение, как и уборке корнепло­ дов. Поэтому в состав отряда включено звено по силосова­ нию ботвы. Надо заметить, что. никакой сложности создание такого звена не представляет для любого хозяйства. И особой техники, кроме тракторов с тележ ками для транспортиров­ ки массы да бульдозера для трамбовки, не требуется. На­ до лишь организовать работу так, чтобы закладка курганов шла непрерывно. Только в та­ ком случае получается качест­ венный и питательный силос. В бесперебойной, слаж ен­ ной работе конвейера «Поле — сахарный завод» особо важ­ но рационально использовать транспорт, до минимума со­ кратить время загрузки авто­ машин. Как показывает прак­ тика, именно простои на план­ тациях в решающей степени влияют на оборот автотран­ спорта. По примеру прошлых лет на опытной станции орга­ низовано звено по подготовке и отправке корней на прием­ ные пункты. Погрузка будет осуществляться только механи­ зированным способом. Для этой цели используются все средства, начиная от специ­ альных погрузчиков до обыч­ ной мехлопаты. — Любыми средствами, но механизировать! — реши­ тельно заключил разговор на эту тему главный инженер хозяйства В. В. Рубцов. И в этом есть глубокий смысл: чем короче по време­ ни окаж ется путь сахарного корня от плантации до прием­ ного пункта, тем ценнее полу­ чит сырье предприятие. И на­ оборот — каждый день про­ медления с вывозкой свеклы оборачивается в итоге для го­ сударства потерей десятков центнеров сахара. ^ Этому же звену приданы три легких трактора и рабочие для сбора потерь. Вполне понятно, что такая концентрация техники в столь напряженное время требует четкого обслуживания. С этой целью создано специализиро­ ванное звено, которое воз­ главляют главный инженер В. В. Рубцов и заведующий мастерской Н. И. Боголепов. В их распоряж ении три мастера- наладчика, электросварщик, необходимое оборудование. Копка свеклы еще не нача­ лась, а техническая служба уж е в работе: изыскивает и готовит наиболее «уязвимые» детали, проверяет, отлаживает машины, чтобы в горячую по­ ру на устранение поломок ухо­ дило как можно меньше вре­ мени. Об организации техническо­ го обслуживания шел деловой и заинтересованный разговор на семинаре. Подчеркивалось, что звено надо укомплекто­ вать квалифицированными кад­ рами, снабдить транспортом, так как от оперативности и четкости технической службы зависит работа всего убороч­ но-транспортного отряда. Но как бы хорошо ни была подготовлена техника — успех дела решают люди. Создать атмосферу делового напряж е­ ния, организовать слаженный труд механизаторов, свекло­ вичниц, действенное социали­ стическое соревнование, дове­ сти до каждого глубокий смысл приветственного письма Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева Ямполь­ ским свекловодам и рабочим сахарного завода, почина ям­ польцев — это главная цель работы партийных, профсоюз­ ных и комсомольских органи­ заций на период уборки са­ харной свеклы. Участники семинара подроб­ но познакомились с практикой организации соревнования механизаторов, шоферов, свекловичниц на опытной станции, с работой звена по культурно-бытовому обслуж и­ ванию, с системой оплаты тру­ да и мерами морального и материального поощрения по­ бедителей. Н. Н ИКОЛАЕВ. КОРНИ — НА ЗАВОД, БОТВУ — В ТРАНШЕИ Ни для кого не секрет, что часто после уборки на свекло­ вичных полях остаются боль­ шие курганы ботвы. Под дож ­ дем и снегом гниют . бук­ вально сотни тысяч тонн цен­ ного корма, который При хо­ зяйском подходе может суще­ ственно повлиять на продук­ тивность животноводства. *•' Давно известно, что по энерге- • тической питательности' ботва сахарной свеклы не уступает кукурузе, а по содержанию протеина даж е превосходит ее. В одном килограмме све­ жее® свекольного листа содер­ жится. 0,16 кормовой единицы. Лег-кр. теперь подсчитать, что при урожае свеклы 150—200 центнеров с гектара — а ботва составляет от 50 до 70 процен­ тов от веса корней — хозяйст­ ва нашей области могут полу­ чить более 320 тысяч тонн кормовых единиц. Резерв для обеспечения сытной зимовки скота довольно существенный. Однако специалисты и руко­ водители хозяйств сше не ос­ воили всей специфики и тех­ нологии этого дела, скармли­ вают свежую ботву без нор­ мы, в рационах, не сбалансиро­ ванных по сухому веществу, в результате чего зачастую на­ блюдается снижение продук­ тивности скота. Свежей ботвы рекомендует­ ся скармливать по 25—30 ки­ лограммов на голову, или не более 10— 15 килограммов за один раз.' Иначе коровы, на­ пример, страдают от перекор­ ма и снижают надои. «Все хорошо, что з меру», — гласит народная мудрость. В о т ,у ж е четыре года как на нашей • опытной станции за­ кладывается силос из ботвы сахарной свеклы. Скармлива­ ем мы его дойному стаду по 10— 15 килограммов на голову в сочетании с кукурузным си­ лосом. Практика показывает, что при таком рационе не только возрастают надои, но и повышается на 0,2 процента жирность молока. Силосуется ботва легко, так как в ней содержится доста­ точное -количество сахара для образования молочной кисло­ ты. С равным успехом све­ кольный лист можно заклады­ вать и в бетонированные тран­ шеи, :1Г й' курганы. Пожалуй, это ёЦййСтйённая культура, которая без особых потерь си­ лосуется' наземным способом. Высокий уДельный вес способ­ ствует быстрому уплотнению массы. Для поглощения из­ лишней влаги лучше всего за­ кладывать свекольную ботву между соломенных стогов с добавлением на тонну 100— 150 килограммов резки или мякины. Вместо резки можно использовать гороховую соло­ му. В процессе закладки надо следить, чтобы ботва была чи­ стой, курган формировался не­ прерывно слоем в п о л т о р а - два метра за день и трамбо­ вался. При сильно загрязнен­ ной ботве силос, как правило, получается с большим содер­ жанием масляной кислоты и низкого качества. Сильно трамбовать курган нет необхо­ димости. Зеленая масса тяже­ лая, уплотняется быстро. , В нашем хозяйстве обычно с этой работой легко справляет­ ся один бульдозерист на трак­ торе ДТ-74. Для экономии времени, транспорта, курган закладываем между соломен-, ных стогов неподалеку от свек­ ловичных плантаций, на сухую подстилку. Сверху курган при­ крываем соломенным слоем на треть метра- Часть мас­ сы, естественно, сгнивает, образуется плотное . укры­ тие, защищающее курган от мороза и порчи. В этом го­ ду, например, силос сохра­ нился прекрасно, и наши ж и­ вотноводы кормили им скот с декабря по апрель. Для нейтрализации свобод­ ных кислот, воды и - сбаланси­ рования сахара и протеина в рационе при кормлении све­ кольной ботвой необходимо до­ бавлять белковые корма—кле­ вер, люцерну, концентраты и фосфорно-кальциевые под­ кормки. В тех хозяйствах, где есть установки, ботву свеклы мож­ но использовать для приготов­ ления травяной муки. Полу­ чается также ценный пита­ тельный корм, который можно использовать и в рационе сви­ ноферм. Практический опыт убеж да­ ет нас в том, что свекловичные поля — это не только сахар, но еще и могучее подспорье для укрепления кормовой базы животноводства. Ведь с каж ­ дого гектара даж е при самом минимальном урожае можно собрать около 10 тони ботвы. И тот факт, что она остается после уборки свеклы в некото­ рых колхозах и совхозах гнить на полях,— показатель бесхозяйственного отношения к делу прежде всего руководи­ телей и специалистов. Надр поставить дело так, чтобы ни один центнер этого ценного корма не ушел под снег. Р. ЧЕРНЫХ, старший научный сотрудник Липецкой опытной станции, кандидат сельскохозяй­ ственных наук. С КАЖДОГО УЧАСТКА - ПОЛНОЙ МЕРОЙ Второй раз я буду убирать свеклу на комбайне РКС-6, Скажу по опыту, машина эта отличная, хорошо идет в лю­ бую погоду. Постараюсь сде­ лать так, чтобы большая часть корнеплодов шла прямо из-под комбайна на завод без доочи­ стки. Опыт у нас уже есть. В прошлом году, например, с плошали в 15 гектаров мы весь урожай отправили боринским сахарникам без перевалки, и засоренность была практически ниже нормы. Как показал прошлый сезон, простои часто случаются из-за поломок ботвоуборочной маши­ ны. На глыбистых, неровных по­ лях, с обилием цветухи обыч­ но гнутся валы режущих ап­ паратов. Наша техническая служба учла этот недостаток, и сейчас имеется необходимый запас названных деталей, А на краиний случай мы можем изготовить такой вал и в сво­ ей мастерской. Должен заметить, что хоро­ шо поставленное техническое обслуживание — это, пожалуй, самое главное условие для бес­ перебойной оаботы свеклоубо­ рочных машин. И надо отдать должное главному инженеру опытной станции В. В. Рубцо­ ву, который руководит этой службой: работает он четко и оперативно. Б этом голу, как и в прош­ лом, у нас создан, по примеру ипатовцев, уборочно-транспорт­ ный отряд. По ходу уборки он переезжает с одного поля на другое, и постоянно при нем находится мастерская с квали­ фицированными наладчиками, электросварщиком и всем не­ обходимым обор удо ваднем. За моим- звеном закреплено 100 гектаров свеклы. Вместе с Николаем Михайловичем Бор­ зенковым мы готовили почву, сеяли, обрабатывали планта­ цию. Труда положили немало. Но и свекла удалась. Думаем собрать не менее 300 центнеров с каждого гектара. Николай Михайлович тоже будет рабо­ тать на комбайне РКС-6. Комбайн свой я проверил, каждый узел, как говорится, прощупал своими руками, за­ менил наконечники выпахива­ ющих вилок, элементы забор­ ных аппаратов. Особо мы обра­ тили внимание на ремонт н ре­ гулировку ботвоуборочных ма­ шин. На диски режущих аппа­ ратов наклепали сегменты, что будет способствовать более на­ дежной работе агрегата и улучшит качество среза бот­ вы. Механизаторы нашей опыт­ ной станции дали слово убрать 500 гектаров свеклы в опти­ мальные сроки за 20 рабочих дней. Я обязался убрать своим «Славутичем» не менее ста гектаров. Очень удобно, что поля к уборке нам готовит спе­ циальное звено, которое отби­ вает поворотные полосы, наре­ зает загонки, убирает углы полей. Приезжаешь на планта­ цию — и, как говорят, сразу в борозду, сразу включаешься в работу. Думаю, что свое обязатель­ ство я выполню. В среднем выработка в прошлом сезоне составила от 9,5 до 7,5 гекта­ ра за световой день. Всего убрал я 118 гектаров в своем хозяйстве и около тридцати у соседей, куда меня направили на помощь. Конечно, работу начинаешь пораньше, часов в шесть, и кончаешь затемно, даж е в су­ мерки лишний часок прихва­ тишь. Но Еедь такое оно у нас, свекловодов, дело, что иначе и нельзя. Нельзя оставить урожай, которому я и мои то­ варищи отдали столько сил. Создание уборочно-тран­ спортного отряда тоже во мно­ гом сэкономит время. В случае надобности всегда можно пе­ ребросить транспорт за счи­ танные минуты от одного ком­ байна к другому, да и бытовое обслуживание облегчается. Короче говоря, для высокопро­ изводительного труда у нас есть все условия. Остальное за­ висит от тех, кто сидит за штурвалом комбайна. Мы с особым вниманием про­ читали в газетах сообщение о почине ямпольских свеклово­ дов Винницкой области, под­ держали его и будем старать­ ся на уборке работать др уж ­ но, качественно, не допускать потерь, чтобы с каждого гек­ тара плантаций взять упожай полной мерой. В. ЖУРАВЛЕВ, звеньевой механизирован­ ного звена по выращива­ нию свеклы Липецкой опытной станции. Уборочно-транспортный отряд на свеклович­ ной плантации Липецкой сельскохозяйствен­ ной станции. Это поле обрабатывало звено В- С. Журавлева. Добрый урожай вырастили свекловоды, предполагается собрать с каждо­ го гектара не менее 300 центнеров корнепло­ дов. Чтобы ботва и цветущая свекла не затруд­ няли уборку, на подготовленную специальным звеном загонку пускают косилки «КИР-1,5»> На снимке вверху «КИРы» в работе. Они подкашивают ботву на высоту 35 сантиметров. Вслед за ними на загонку вступили ботво­ уборочные машины «БМ-6»- Срез получается ровным, чистым, агрегат идет легко и споро (снимок в середине). Затем по ровному прокосу идут мощные комбайны КС-6 и РКС-6 (снимок внизу). Ботва будет силосоваться неподалеку от плантации курганным способом между двух стогов соломы. Свекловоды Липецкой опытной станции, под­ держав почин ямпольцев, хорошо подготови­ лись к убрке сахарной свеклы и проведут ее за 20 рабочих дней. Фото В. Ельшаева- ЧТОБЫ Р А БОТ А ЛОСЬ С НА СТРОЕ Н ИЕМ Земледельцы нашей опытной станции решили убрать весь урожай сахарной свеклы в оптимальные сроки — за 20 рабочих дней. Задача, прямо скажем. нелегкая, но вполне реальная. Мы понимаем, что здесь многое будет зависеть от настроя коллектива, от хозяй­ ского подхода к делу каждого механизатора, шофера, свекло­ вичницы. чз к Глубоко затронули наших тружеников слова приветствен­ ного письма Л. И. Брежнева свекловодам и сахарникам Ям­ польского района Винницкой области. По примеру дмполь- цев, мы тоже поставили перед собой цель — получить с каж­ дого гектара плантаций наи­ большее количество сахара. А это значит,— убрать урожай качественно и в срок, с мини­ мальными потерями. Действенным средством до­ стижения этой цели является социалистическое соревнова­ ние. Разработке условий, си­ стемы материального и мо­ рального поощрения победите­ лей при создании уборочно­ транспортного отряда мы при­ даем не меньшее значение, чем, например, постановке тех­ нического обслуживания. Это и понятно: ведь в любом деле важно морально подготовить коллектив так, чтобы каждый знал, что его труд не останет­ ся незамеченным и будет по достоинству оценен. Условия заранее обсуждаютсд с меха­ низаторами. Используются все формы гласности. Так, если комбайнер, трак­ торист или шофер добился наи­ высшей выработки за смену, но не ниже 10-часового зада­ ния, то в его честь поднимает­ ся Флаг трудовой славы, и победителю вручается талон на премию. Если комбайнер на КС-6 или РКС-6 до 10 октября вы­ полнил половину сезонного за­ дания при хорошем качестве уборки, ему будет выплачи­ ваться премия по 7 копеек за каждую тонну свеклы. А ме­ ханизаторам, работающим на КСТ-ЗА, — по 17 копеек. Со­ ответственно поощряются, трактористы, занятые в ком­ плексе с комбайном. Они по­ лучают . вознаграждение в размере от 60 до 70 процентов премии комбайнера. Тем, кто будет работать на погрузчиках СНТ-2,1, Г1С-100 при условии отгрузки в день ста тонн корнеплодов, а на мехлопате— 150 тони, начисля­ ется премия по 4 рубля и рабочим, обслуживающим по­ грузчик,^— по два рубля. Ботва сахарной свеклы — ценный корм для скота. Чтобы ее убрать и сохранить, мы до,- старались материально заин­ тересовать механизаторов. Так, за каждую тонну собранной и оприходованной ботвы трак­ тористу, занятому в комбай­ новом агрегате, премия начис­ ляется в размере 7 копеек. Тем, кто занят на косовице и транспортировке ее, — по Ю копеек. Четкая система мер мораль­ ного и материального поощре­ ния, своевременное и опера­ тивное подведение итогов тру­ дового соперничества, широкая гласность — непременное ус­ ловие успешной работы убо­ рочно-транспортного отряда. Не менее важную роль иг­ рает и бытовое обслуживание. Горячее питание, удобный за­ крытый транспорт для под­ возки людей к месту работы — все это поднимает трудовое настроение коллектива. Каж ­ дому руководителю, чтобы понять важность таких быто­ вых «мелочей», иногда полезно поставить себя на место ком­ байнера, тракториста, которые в осеннюю непогодь, не счита­ ясь со временем, убирают уро­ жай сахарной свеклы’. В. КРАСИЧКОВ, председатель рабочкома, руководитель звена по культурно-бытовому обслуживанию. Л. БЕЛЬСКИХ, главный экономист Липецкой сельскохозяй­ ственной опытной с/ганцин. ЦИФРЫ И ФАКТЫ ★ Потеря всего десяти корнеплодов на гектаре — это потеря в целом по области более 7 тонн сахара. ★ Выкопанная свекла в кагате за солнечный пого­ жий день теряет до 10 процентов веса. . ^ Дневной простой 7-тонного автомобиля, занято­ го на перевозке свеклы, оборачивается потерей около двух тонн корнеплодов. ★ Водитель, помни: каждая упавшая свекла на ки­ лометре дороги до сахарного завода, находящего­ ся на расстоянии 40—50 километров, ведет к поте­ ре за один рейс около двух килограммов сахара. В одном килограмд^е ботвы сахарной свеклы — 0,16 кормовой единицы, 19 граммов перевари- мого протеина, до 50 граммов сахара. * + Со свекольных плантаций области можно полу­ чить более миллиона тонн ботвы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz