Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
И ПАТО ВСКИИ МЕТОД — НА СВЕКЛОВИЧ НО Е ПО ЛЕ * Свекловоды опытной станц ии поддерж али инициативу ямпольцев * У борк у сахарного корня —на поток * Подготовка полей —важный этап * Ни минуты про стоя транспорта * В сю ботву —на с ило с * Ч еткая организация техниче с кого о б с луж ивания—о снова усп ешной у борки Е ЩЕ н е отшумела хле бная страда, кйк уж е пришло время у бирать сахарную св еклу, а она в обла сти занимает 118 тыс. гектаров. Свекловоды вырас тили хороший урож ай. Но справедливо говорится: не тот, урож ай, что на полях, а тот, что в закромах. Перед свекло водами стоит ответственная, сложная задача, венчающая кропотливый труд тысяч лю дей, — в оптимальные сроки, без потерь убрать сахарную свеклу. Нынешнее лето — особое, оно вызвало ряд специфиче ских явлений и в структуре почвы на плантациях, и в раз витии самой свеклы. Из-за ча стых дождей почва уплотни лась, что, естественно, за трудняет работу свеклокомбай нов, а низкие, особенно в на чале лета, температуры, не достаток солнечной энергии и обилие влаги способствовали появлению «цветухи» и мощ ному развитию ботвы. Все это вносит некоторые особенности в уборку урож ая, обязывает свекловодов, руко водителей и специалистов хо зяйств с полным сознанием важности и сложности задач подойти к организации людей, подготовке свеклоуборочной техники, транспортных Средств. На днях на Липецкой опыт ной сельскохозяйственной станции состоялся семинар агрономов области. Ученые и механизаторы показали гостям уборочно-транспортный отряд в работе на свекловичной план тации. М етод ипатовцев пол ностью оправдал себя и на уборке корнеплодов. Он дает возможность соединить всю технику, транспортные средст ва, рабочую силу в один кулак, облегчает техническое обслу живание агрегатов* экономит время за счет более четкой организации труда. У края густо-зеленого поля выстроились по загонкам тракторы с тележ ками, ком байны, погрузчики. Весь убо рочно-транспортный отряд со стоит из шести звеньев. Спе-. циальное звено готовит поле: отбивает поворотные полосы, разрезает плантацию на за гонки и, если есть такая не обходимость, для облегчения работы свеклокомбайна рых лит меж дурядия. Звену, ко торое состоит из одиннадцати механизаторов, выделен необ ходимый набор техники: три Т-70 с культиваторами УСМК-5,4 для рыхления меж дурядий, комбайн КСТ-ЗА, два Т-40 с «Вихрями» для подка шивания ботвы, тракторы с те лежками. Главный инженер областно го управления сельского хо зяйства Н. Д. Ивченко поясня ет: — Особенности нынешней уборки в том, что на свекло вичных плантациях много «цветухи» и очень мощная ботва. Вот на этой плантации, по предварительным подсче там, при средней урож айности корнеплодов в 250 центнеров выход ботвы составит более 150 центнеров с гектара Пе ОРГАНИЗОВАННО, БЕЗ ПОТЕРЬ реработать такую массу, да еще при наличии жестких стеблей «цветухи», комбайн не в силах. Возникает необходи мость подкашивать ботву «КИРами», «Вихрями». В этих целях можно использовать и обычный кукурузный комбайн. Чтобы обрезать ботву на вы соту до 35 сантиметров, стой ки косилок «КИР-1,5» удлине ны на 220 миллиметров. Новые косилки этого типа дают такую высоту среза и без удлинения стоек. Но долж ен предосте речь: большей угол наклона быстро выводит из строя кар данный вал. Качество обрезки ботвы «КИРом» лучше, за ним хоро шо вписывается в меж дуря дия и тракторная тележ ка. На обычном комбайне КСТ-ЗА сельские умельцы установи ли дополнительный щнек, ко торый облегчает работу в дождливую погоду, а прутко* вый транспортер заменен цеп ным, более надежным. На зве но по подготовке плантации возлож ена и уборка угловых площадок, для чего ему при дан ДТ-75 со скобой. Тщатель ная подготовка плантации — один из важнейших этапов уборки, верный показатель высокий организованности и качества работы. В некоторых хозяйствах приходится еще видеть недопаханные концы урядков по краям и углам по лей, вдавленную в землю ко лесами и гусеницами свеклу на поворотных полосах. Не малая часть урож ая теряется от того, что плантации вовре мя не готовятся,, а в самой уборке отсутствует строгая последовательность и порядок. Ударную силу отряда состав ляет звено по уборке корне плодов. В его распоряж ении шесть ботвоуборочных машин, четыре комбайна КС-6 и два РКС-6, десять колесных трак торов с тележ ками. У комбай на РКС-6 участников семина ра встречают механизаторы В. С. Журавлев и Н. М. Зюзин. В прошлом году Валентин Се менович убрал своим «Славу- тичем» около 150 гектаров свеклы за сезон. И сейчас у опытного механизатора агре гат проверен, отлаж ен, нахо дится, как говорится, в боевой готовности. Валентин Семенович Журав лев обстоятельно отвечает $4 вопросы участников семинара, — На какой скорости вы предпочитаете работать? — Обычно на второй повы шенной. — Почему? — Меньше теряется свек лы. Главный инженер опытной станции В. В. Рубцов обращает внимание агрономов на важ ность тщательной регулировка автомата вождения на РКС-6, что в значительной степени уменьшает потери. В комплек се БМ-6 — РКС-6 слабое зве но —- ботвоуборочная машина. При обилии зеленой массы «цветухи» и на засоренных плантациях часто выходят из строя на этих машинах ножи и валы. А от надежности рабо ты БМ-6 полностью зависит и темп копки свеклы. Поэтому и здесь необходимо организо вать подкашивание ботвы, что в значительной степени пов лияет на темпы и качество уборки свеклы. В. В. Рубцов дает сигнал ме ханизаторам. Взревели двига тели. Первыми прошли косил ки, за ними — ботвоубороч ная машина. Срез низкий, чи стый, можно прямо из-под комбайна отправлять свеклу на сахарный завод. По приме ру ямпольцев, свекловоды опытной станции и боринские сахарники договорились о приеме части свеклы без до очистки. Свекольная ботва — ценный корм для скота. По содерж а нию питательных веществ она не уступает кукурузному си лосу. Специалисты опытной станции разработали и в тече ние нескольких лет успешно применяют метод ее уборки и закладки на силос. В текущем году планируется получить с плантаций около 7 тысяч тонн сочного корма. Сбору ботвы здесь придается такое же зна чение, как и уборке корнепло дов. Поэтому в состав отряда включено звено по силосова нию ботвы. Надо заметить, что. никакой сложности создание такого звена не представляет для любого хозяйства. И особой техники, кроме тракторов с тележ ками для транспортиров ки массы да бульдозера для трамбовки, не требуется. На до лишь организовать работу так, чтобы закладка курганов шла непрерывно. Только в та ком случае получается качест венный и питательный силос. В бесперебойной, слаж ен ной работе конвейера «Поле — сахарный завод» особо важ но рационально использовать транспорт, до минимума со кратить время загрузки авто машин. Как показывает прак тика, именно простои на план тациях в решающей степени влияют на оборот автотран спорта. По примеру прошлых лет на опытной станции орга низовано звено по подготовке и отправке корней на прием ные пункты. Погрузка будет осуществляться только механи зированным способом. Для этой цели используются все средства, начиная от специ альных погрузчиков до обыч ной мехлопаты. — Любыми средствами, но механизировать! — реши тельно заключил разговор на эту тему главный инженер хозяйства В. В. Рубцов. И в этом есть глубокий смысл: чем короче по време ни окаж ется путь сахарного корня от плантации до прием ного пункта, тем ценнее полу чит сырье предприятие. И на оборот — каждый день про медления с вывозкой свеклы оборачивается в итоге для го сударства потерей десятков центнеров сахара. ^ Этому же звену приданы три легких трактора и рабочие для сбора потерь. Вполне понятно, что такая концентрация техники в столь напряженное время требует четкого обслуживания. С этой целью создано специализиро ванное звено, которое воз главляют главный инженер В. В. Рубцов и заведующий мастерской Н. И. Боголепов. В их распоряж ении три мастера- наладчика, электросварщик, необходимое оборудование. Копка свеклы еще не нача лась, а техническая служба уж е в работе: изыскивает и готовит наиболее «уязвимые» детали, проверяет, отлаживает машины, чтобы в горячую по ру на устранение поломок ухо дило как можно меньше вре мени. Об организации техническо го обслуживания шел деловой и заинтересованный разговор на семинаре. Подчеркивалось, что звено надо укомплекто вать квалифицированными кад рами, снабдить транспортом, так как от оперативности и четкости технической службы зависит работа всего убороч но-транспортного отряда. Но как бы хорошо ни была подготовлена техника — успех дела решают люди. Создать атмосферу делового напряж е ния, организовать слаженный труд механизаторов, свекло вичниц, действенное социали стическое соревнование, дове сти до каждого глубокий смысл приветственного письма Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева Ямполь ским свекловодам и рабочим сахарного завода, почина ям польцев — это главная цель работы партийных, профсоюз ных и комсомольских органи заций на период уборки са харной свеклы. Участники семинара подроб но познакомились с практикой организации соревнования механизаторов, шоферов, свекловичниц на опытной станции, с работой звена по культурно-бытовому обслуж и ванию, с системой оплаты тру да и мерами морального и материального поощрения по бедителей. Н. Н ИКОЛАЕВ. КОРНИ — НА ЗАВОД, БОТВУ — В ТРАНШЕИ Ни для кого не секрет, что часто после уборки на свекло вичных полях остаются боль шие курганы ботвы. Под дож дем и снегом гниют . бук вально сотни тысяч тонн цен ного корма, который При хо зяйском подходе может суще ственно повлиять на продук тивность животноводства. *•' Давно известно, что по энерге- • тической питательности' ботва сахарной свеклы не уступает кукурузе, а по содержанию протеина даж е превосходит ее. В одном килограмме све жее® свекольного листа содер жится. 0,16 кормовой единицы. Лег-кр. теперь подсчитать, что при урожае свеклы 150—200 центнеров с гектара — а ботва составляет от 50 до 70 процен тов от веса корней — хозяйст ва нашей области могут полу чить более 320 тысяч тонн кормовых единиц. Резерв для обеспечения сытной зимовки скота довольно существенный. Однако специалисты и руко водители хозяйств сше не ос воили всей специфики и тех нологии этого дела, скармли вают свежую ботву без нор мы, в рационах, не сбалансиро ванных по сухому веществу, в результате чего зачастую на блюдается снижение продук тивности скота. Свежей ботвы рекомендует ся скармливать по 25—30 ки лограммов на голову, или не более 10— 15 килограммов за один раз.' Иначе коровы, на пример, страдают от перекор ма и снижают надои. «Все хорошо, что з меру», — гласит народная мудрость. В о т ,у ж е четыре года как на нашей • опытной станции за кладывается силос из ботвы сахарной свеклы. Скармлива ем мы его дойному стаду по 10— 15 килограммов на голову в сочетании с кукурузным си лосом. Практика показывает, что при таком рационе не только возрастают надои, но и повышается на 0,2 процента жирность молока. Силосуется ботва легко, так как в ней содержится доста точное -количество сахара для образования молочной кисло ты. С равным успехом све кольный лист можно заклады вать и в бетонированные тран шеи, :1Г й' курганы. Пожалуй, это ёЦййСтйённая культура, которая без особых потерь си лосуется' наземным способом. Высокий уДельный вес способ ствует быстрому уплотнению массы. Для поглощения из лишней влаги лучше всего за кладывать свекольную ботву между соломенных стогов с добавлением на тонну 100— 150 килограммов резки или мякины. Вместо резки можно использовать гороховую соло му. В процессе закладки надо следить, чтобы ботва была чи стой, курган формировался не прерывно слоем в п о л т о р а - два метра за день и трамбо вался. При сильно загрязнен ной ботве силос, как правило, получается с большим содер жанием масляной кислоты и низкого качества. Сильно трамбовать курган нет необхо димости. Зеленая масса тяже лая, уплотняется быстро. , В нашем хозяйстве обычно с этой работой легко справляет ся один бульдозерист на трак торе ДТ-74. Для экономии времени, транспорта, курган закладываем между соломен-, ных стогов неподалеку от свек ловичных плантаций, на сухую подстилку. Сверху курган при крываем соломенным слоем на треть метра- Часть мас сы, естественно, сгнивает, образуется плотное . укры тие, защищающее курган от мороза и порчи. В этом го ду, например, силос сохра нился прекрасно, и наши ж и вотноводы кормили им скот с декабря по апрель. Для нейтрализации свобод ных кислот, воды и - сбаланси рования сахара и протеина в рационе при кормлении све кольной ботвой необходимо до бавлять белковые корма—кле вер, люцерну, концентраты и фосфорно-кальциевые под кормки. В тех хозяйствах, где есть установки, ботву свеклы мож но использовать для приготов ления травяной муки. Полу чается также ценный пита тельный корм, который можно использовать и в рационе сви ноферм. Практический опыт убеж да ет нас в том, что свекловичные поля — это не только сахар, но еще и могучее подспорье для укрепления кормовой базы животноводства. Ведь с каж дого гектара даж е при самом минимальном урожае можно собрать около 10 тони ботвы. И тот факт, что она остается после уборки свеклы в некото рых колхозах и совхозах гнить на полях,— показатель бесхозяйственного отношения к делу прежде всего руководи телей и специалистов. Надр поставить дело так, чтобы ни один центнер этого ценного корма не ушел под снег. Р. ЧЕРНЫХ, старший научный сотрудник Липецкой опытной станции, кандидат сельскохозяй ственных наук. С КАЖДОГО УЧАСТКА - ПОЛНОЙ МЕРОЙ Второй раз я буду убирать свеклу на комбайне РКС-6, Скажу по опыту, машина эта отличная, хорошо идет в лю бую погоду. Постараюсь сде лать так, чтобы большая часть корнеплодов шла прямо из-под комбайна на завод без доочи стки. Опыт у нас уже есть. В прошлом году, например, с плошали в 15 гектаров мы весь урожай отправили боринским сахарникам без перевалки, и засоренность была практически ниже нормы. Как показал прошлый сезон, простои часто случаются из-за поломок ботвоуборочной маши ны. На глыбистых, неровных по лях, с обилием цветухи обыч но гнутся валы режущих ап паратов. Наша техническая служба учла этот недостаток, и сейчас имеется необходимый запас названных деталей, А на краиний случай мы можем изготовить такой вал и в сво ей мастерской. Должен заметить, что хоро шо поставленное техническое обслуживание — это, пожалуй, самое главное условие для бес перебойной оаботы свеклоубо рочных машин. И надо отдать должное главному инженеру опытной станции В. В. Рубцо ву, который руководит этой службой: работает он четко и оперативно. Б этом голу, как и в прош лом, у нас создан, по примеру ипатовцев, уборочно-транспорт ный отряд. По ходу уборки он переезжает с одного поля на другое, и постоянно при нем находится мастерская с квали фицированными наладчиками, электросварщиком и всем не обходимым обор удо ваднем. За моим- звеном закреплено 100 гектаров свеклы. Вместе с Николаем Михайловичем Бор зенковым мы готовили почву, сеяли, обрабатывали планта цию. Труда положили немало. Но и свекла удалась. Думаем собрать не менее 300 центнеров с каждого гектара. Николай Михайлович тоже будет рабо тать на комбайне РКС-6. Комбайн свой я проверил, каждый узел, как говорится, прощупал своими руками, за менил наконечники выпахива ющих вилок, элементы забор ных аппаратов. Особо мы обра тили внимание на ремонт н ре гулировку ботвоуборочных ма шин. На диски режущих аппа ратов наклепали сегменты, что будет способствовать более на дежной работе агрегата и улучшит качество среза бот вы. Механизаторы нашей опыт ной станции дали слово убрать 500 гектаров свеклы в опти мальные сроки за 20 рабочих дней. Я обязался убрать своим «Славутичем» не менее ста гектаров. Очень удобно, что поля к уборке нам готовит спе циальное звено, которое отби вает поворотные полосы, наре зает загонки, убирает углы полей. Приезжаешь на планта цию — и, как говорят, сразу в борозду, сразу включаешься в работу. Думаю, что свое обязатель ство я выполню. В среднем выработка в прошлом сезоне составила от 9,5 до 7,5 гекта ра за световой день. Всего убрал я 118 гектаров в своем хозяйстве и около тридцати у соседей, куда меня направили на помощь. Конечно, работу начинаешь пораньше, часов в шесть, и кончаешь затемно, даж е в су мерки лишний часок прихва тишь. Но Еедь такое оно у нас, свекловодов, дело, что иначе и нельзя. Нельзя оставить урожай, которому я и мои то варищи отдали столько сил. Создание уборочно-тран спортного отряда тоже во мно гом сэкономит время. В случае надобности всегда можно пе ребросить транспорт за счи танные минуты от одного ком байна к другому, да и бытовое обслуживание облегчается. Короче говоря, для высокопро изводительного труда у нас есть все условия. Остальное за висит от тех, кто сидит за штурвалом комбайна. Мы с особым вниманием про читали в газетах сообщение о почине ямпольских свеклово дов Винницкой области, под держали его и будем старать ся на уборке работать др уж но, качественно, не допускать потерь, чтобы с каждого гек тара плантаций взять упожай полной мерой. В. ЖУРАВЛЕВ, звеньевой механизирован ного звена по выращива нию свеклы Липецкой опытной станции. Уборочно-транспортный отряд на свеклович ной плантации Липецкой сельскохозяйствен ной станции. Это поле обрабатывало звено В- С. Журавлева. Добрый урожай вырастили свекловоды, предполагается собрать с каждо го гектара не менее 300 центнеров корнепло дов. Чтобы ботва и цветущая свекла не затруд няли уборку, на подготовленную специальным звеном загонку пускают косилки «КИР-1,5»> На снимке вверху «КИРы» в работе. Они подкашивают ботву на высоту 35 сантиметров. Вслед за ними на загонку вступили ботво уборочные машины «БМ-6»- Срез получается ровным, чистым, агрегат идет легко и споро (снимок в середине). Затем по ровному прокосу идут мощные комбайны КС-6 и РКС-6 (снимок внизу). Ботва будет силосоваться неподалеку от плантации курганным способом между двух стогов соломы. Свекловоды Липецкой опытной станции, под держав почин ямпольцев, хорошо подготови лись к убрке сахарной свеклы и проведут ее за 20 рабочих дней. Фото В. Ельшаева- ЧТОБЫ Р А БОТ А ЛОСЬ С НА СТРОЕ Н ИЕМ Земледельцы нашей опытной станции решили убрать весь урожай сахарной свеклы в оптимальные сроки — за 20 рабочих дней. Задача, прямо скажем. нелегкая, но вполне реальная. Мы понимаем, что здесь многое будет зависеть от настроя коллектива, от хозяй ского подхода к делу каждого механизатора, шофера, свекло вичницы. чз к Глубоко затронули наших тружеников слова приветствен ного письма Л. И. Брежнева свекловодам и сахарникам Ям польского района Винницкой области. По примеру дмполь- цев, мы тоже поставили перед собой цель — получить с каж дого гектара плантаций наи большее количество сахара. А это значит,— убрать урожай качественно и в срок, с мини мальными потерями. Действенным средством до стижения этой цели является социалистическое соревнова ние. Разработке условий, си стемы материального и мо рального поощрения победите лей при создании уборочно транспортного отряда мы при даем не меньшее значение, чем, например, постановке тех нического обслуживания. Это и понятно: ведь в любом деле важно морально подготовить коллектив так, чтобы каждый знал, что его труд не останет ся незамеченным и будет по достоинству оценен. Условия заранее обсуждаютсд с меха низаторами. Используются все формы гласности. Так, если комбайнер, трак торист или шофер добился наи высшей выработки за смену, но не ниже 10-часового зада ния, то в его честь поднимает ся Флаг трудовой славы, и победителю вручается талон на премию. Если комбайнер на КС-6 или РКС-6 до 10 октября вы полнил половину сезонного за дания при хорошем качестве уборки, ему будет выплачи ваться премия по 7 копеек за каждую тонну свеклы. А ме ханизаторам, работающим на КСТ-ЗА, — по 17 копеек. Со ответственно поощряются, трактористы, занятые в ком плексе с комбайном. Они по лучают . вознаграждение в размере от 60 до 70 процентов премии комбайнера. Тем, кто будет работать на погрузчиках СНТ-2,1, Г1С-100 при условии отгрузки в день ста тонн корнеплодов, а на мехлопате— 150 тони, начисля ется премия по 4 рубля и рабочим, обслуживающим по грузчик,^— по два рубля. Ботва сахарной свеклы — ценный корм для скота. Чтобы ее убрать и сохранить, мы до,- старались материально заин тересовать механизаторов. Так, за каждую тонну собранной и оприходованной ботвы трак тористу, занятому в комбай новом агрегате, премия начис ляется в размере 7 копеек. Тем, кто занят на косовице и транспортировке ее, — по Ю копеек. Четкая система мер мораль ного и материального поощре ния, своевременное и опера тивное подведение итогов тру дового соперничества, широкая гласность — непременное ус ловие успешной работы убо рочно-транспортного отряда. Не менее важную роль иг рает и бытовое обслуживание. Горячее питание, удобный за крытый транспорт для под возки людей к месту работы — все это поднимает трудовое настроение коллектива. Каж дому руководителю, чтобы понять важность таких быто вых «мелочей», иногда полезно поставить себя на место ком байнера, тракториста, которые в осеннюю непогодь, не счита ясь со временем, убирают уро жай сахарной свеклы’. В. КРАСИЧКОВ, председатель рабочкома, руководитель звена по культурно-бытовому обслуживанию. Л. БЕЛЬСКИХ, главный экономист Липецкой сельскохозяй ственной опытной с/ганцин. ЦИФРЫ И ФАКТЫ ★ Потеря всего десяти корнеплодов на гектаре — это потеря в целом по области более 7 тонн сахара. ★ Выкопанная свекла в кагате за солнечный пого жий день теряет до 10 процентов веса. . ^ Дневной простой 7-тонного автомобиля, занято го на перевозке свеклы, оборачивается потерей около двух тонн корнеплодов. ★ Водитель, помни: каждая упавшая свекла на ки лометре дороги до сахарного завода, находящего ся на расстоянии 40—50 километров, ведет к поте ре за один рейс около двух килограммов сахара. В одном килограмд^е ботвы сахарной свеклы — 0,16 кормовой единицы, 19 граммов перевари- мого протеина, до 50 граммов сахара. * + Со свекольных плантаций области можно полу чить более миллиона тонн ботвы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz