Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

г у о с х р е с н ь щ ВЫ П У С К ПРИЗНАНИЕ С т а л е в а р А . М . Ж у к о в в ы д в и н у т н а с о и с к а н и е Г о с у д а р с т в е н н о й п р е м и и СССР В тот день на Новолнпсц- ком заводе готовились к плав­ ке Дружбы. В гости к липча­ нам приехали металлурги с предприятий страны. Вот Тут и познакомились старший ста­ левар первого конверторного цеха НЛМЗ А. М. Жуков и конверторщик с Запсиба В. Т. Уваров. У них нашлись общие интересы. — Анатолий, я слышал, что твоя бригада снизила продол­ жительность плавки на мину­ ту. Сказать честно, что-то бе­ рет сомнение, за счет чего та­ кое ускорение? — начал раз­ говор Владимир Тихонович Уваров. — Мне тоже не верилось, что у вас стойкость футеровки дбе с половиной тысячи пла­ вок. А ведь факт! Завтра бу­ дешь в нашем цехе, кое-что увидишь, —^ пообещал Анато­ лий Максимович. По дороге домой Жуков вспомнил этот разговор. Когда выступал перед участниками предстоящей плавки, рассказывал об опыте работы всей бригады, о прове­ денной реконструкции цеха, которая позволила почти в два раза перекрыть первона­ чальную проектную мощность оборудования, думал, что его поймут. Но почему же тогда такие вопросы? Видно, плохой из него оратор. За право встать к конвер­ тору в свое время ему при­ шлось повоевать. Когда пу­ скался цех, приняли миксеро- вым. Специальность, вроде, неплохая, а все же не достав­ ляла полного удовлетворе­ ния. Тянуло к металлу. Каж­ дый раз при встрече с началь­ ником цеха первым делом ин­ тересовался, когда же его переведут в сталевары. Вскоре такая возможность представилась. В одной брига­ де не вышел на смену подруч­ ный сталевара. Стали искать замену. Тут как раз и подвер­ нулся Жуков. — Повезло тебе, — улыб­ нулся начальник цеха, — пока поработай, а там посмот­ рим. Пожалуй, эта первая смена останется в памяти на всю жизнь: после нее взяли в первую <бригаду подручным сталевара. В то время иоволнпецкие металлурги решали задачу соединения воедино процесса выплавки металла в конверто­ ре с разливкой его на специ­ альных установках непрерыв­ ного действия. Такой опыт впервые проводился в миро­ вой практике сталеварения. О липецком эксперименте мно­ го писалось в газетах, специа­ листы вели споры о жизнен­ ности нового метода. Но это было где-то там, за стенами цеха. А в самом цехе простые сталевары, разливщики, опера­ торы, решали судьбу экспери­ мента. Вскоре Жукову доверили комсомоЛьско _ молодо ж и у ю бригаду, которая затем в чис­ ле первых освоила интенсив­ ную продувку стали кислоро­ дом, что позволило значитель­ но сократить продолжитель­ ность каждой плавки, обеспе­ чить ритмичное производство металла. В общих заботах крепла сплоченность бригады. Коллек­ тив делал заявки на рекорды. Тогда в цехе чуть ли Не каж­ дый день появлялись «мол­ нии^ Одна из них сообщала, что коллектив старшего стале­ вара А. М. Жукова только за одну смену дал 29 пла­ вок. Такого Показателя еще не достигалось. Ко­ нечно, бригада не ста­ вила цель устанавливать ре­ корды. Просто сталеварам важно было доказать, что обо­ рудование способно дать боль­ ше металла, если правильно организовать производство, четко спланировать график. Опыт собирался по крупицам, знания приходили в процессе приобретения профессиональ­ ных навыков. В коллективе по примеру Жукова каждый обу­ чился смежным специально­ стям, все прошли теоретиче­ скую подготовку. Вот почему, когда вместо стотонных уста­ новили 160-тонные конверто­ ры, то бригада в короткий срок сумела освоить их. С этого момента начался новый этап в соревновании за превышение первоначальной проектной мощности агрегатов, достижение четырехмиллион- ного рубежа по выплавке ста­ ли. И снова бригада Жукова Добивается высокой выработ­ ки. На НЛМЗ вступил в строй второй Кислородно-конвертор­ ный цех, в котором было ус­ тановлено уникальное оборудо­ вание, применены последние технические достижения. Ос­ ваивать новое производство должны были опытные специа­ листы, и некоторые сталевары изъявили желание испытать свои силы в новом цехе. При- шлось Анатолию Максимови­ чу расставаться со многими друзьями. Но сам он остался в первом цехе — надо же до- му-то учить молодежь... ...Цеху поручили выполнение ответственного заказа. Необ­ ходимо было в короткий срок в широких масштабах освоить выплавку металла для изго­ товления газопроводных труб высокого давления для рай­ онов Крайнего Севера. Много сил потратили сталевары, что­ бы добиться заданного хими­ ческого состава металла, точ­ но по времени сливать плавки. Именно трудности и заставили бригаду заняГься всерьез ана­ лизом своей работы. Оказа­ лось, что много времени за­ трачивается на вспомогатель­ ные операции, на подготовку к плавке. Посоветовались, про­ вели расчеты и предложили другую схему заливки чугуна и завалки металлолома. '’Гак удалось сберечь минуту. Да, всего одну минуту. Но какой Выигрыш получили! В год до­ полнительно более 20 тысяч тонн стали. Столько сверхпла­ нового металла выплавила бригада А. М. Жукова. И ее ждала заслуженная награда. Коллектив стал победителем Всесоюзного соревнования За 1977 год, ему вручили на веч­ ное хранение Красное знамя: «Герои пятилеток, ветераны труда — лучшему комсомоль­ ско-молодежному коллективу». ...Плавка Дружбы прошла успешно. Сберегли две с поло­ виной минуты. Когда слили металл, к Жукову подошел запсибовец В. Т. Уваров и по­ жал ему руку: — Ну, Анатолий, теперь-то я разгадал ваши секреты. Во­ обще, у твоей бригады стоит поучиться. После плавки Дружбы у Жукова появилось много но­ вых друзей на других.заводах страны. Недавно некоторые из них прислали поздравления сталеварам. Они узнали, что бригада решением Главного комитета ВДНХ СССР приз­ нана лауреатом научно-техни­ ческого творчества молодежи за 1978 год. И вот новая яркая строка в биографии старшего сталева­ ра: решением ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности Анатолий Максимович Жуков выдвинут кандидатом на соискание Го­ сударственной премии СССР в 1978 году за выдающиеся'до­ стижения в труде, существен­ ное повышение эффективности металлургического производст­ ва. Но прежде, чем это сооб­ щение появилось в печати, в первом кислородно-конвертор­ ном цехе прошли рабочие собрания. Кандидатуру Жу­ кова обсуждали его товари­ щи. Они единодушно ' решили, что Анатолий Максимович- до­ стоин Государственной премии СССР: он, рабочий человек, внес большой вклад в разви­ тие отечественного конвертор­ ного производства. В. ЯКУНИН. ГАСТРОЛИ ВОЛГОГРАД­ СКОГО ТЕАТРА МУЗЫ­ КАЛЬНОЙ КОМЕДИИ На своеобразных заставках к спектаклю Волгоградского театра музыкальной комедии «Бабий- бунт», поставленному по мотивам «Донских расска­ зов» М. Шолохова (пьеса К. Васильева, музыка Е. Шил­ кина) не без веселой иронии выписанные группы во весь холст. На одном — молодые, задорные, стройные женщины —казачки, на другом — с ли­ хо закрученными усами—ка­ заки. Заставки эти на протя­ жении всего спектакля появ­ ляются то порознь, то вместе, внося дополнительный живо­ писный комментарий в жизне­ радостное повествование на­ ших гостей о забавной исто­ рии, происшедшей в первые годы Советской власти в од­ ной из донских казачьих Ста­ ниц. Забавной . и, конечно, по­ учительной, так как Тема спектакля достаточно серьезна —о взаимоотношениях мужчи­ ны и женщины, новом укладе, новом быте в семье. Четкий режиссерский замы­ сел (режиссер-постановщик Ю. Г. Бретер), множество ин­ тересно созданных актерами комедийных характеров, ан- самблёвость исполнения — все есть в этом спектакле, кото­ рый, на наш взгляд, является одной кз лучЬих работ Вол­ гоградского театра. Особен­ ность его в том, что он оейо- «БАБ И Й Б У Н Т » ван на использовании народ­ ного искусства, народной хо­ реографии. Дело не во внеш­ ней стороне — костюмах, ху­ дожественном оформлении, по поводу которых можно было бы высказать и какие-то заме­ чания. Важно другое — в са­ мих актерских работах просле­ живается стремление коллек­ тива точно, конкретно донести колорит, дух казачьего быта. Дед Захар (В. А. Фадеев), например, шутник и балагур, в этом спектакле — словно оживший персонаж шолохов­ ского леда Щукаря. Много убедительного, достоверного в игре Ю. С. Чиркнна (председа­ тель Стешка), Г. Г. Славин- ского (Миколка), А. А. Кузь­ мина (Семка) и других. Каж­ дый из их героев ярко инди­ видуален, а вместе, дополняя друг друга, они представляют нам типичный образ донского казака, человека, любящего меткое слово, шутки, веселый розыгрыш. Все это близко шолоховским героям. Сюжет. основанный на «бунте» казачек, восставших против старых, закоренелых привычек казаков, когда глава семьи и «прибить» жену имеет право, чтоб она не перечила его нраву, раскрывается па взаимоотношениях нескольких пар. И надо отдать должное режиссеру, актерам — для представления каждой из них зрителям они нашли свои краски. С добрым юмором со­ четается лиричность в труд­ ных отношениях «активистки» Насти (Н. В. Рыковская) и первого парня «на деревне», то есть в станице, Николки (Г. Г. Славянский). Фантазия режиссера, вводящего сцену «видения» спящему Миколке его возлюбленной, воплощена интересно, эта сцена входит в спектакль достаточно органич­ но, еще раз подчеркивая лири­ ческую сторону. А ведь она — главная в этом безудержно веселом спектакле, который легко в общем-то свести к ми­ лому Пустячку, смеху ради смеха. Чувство меры, хороший вкус не изменяют нашим го­ стям. Очень приятное впечатле­ ние оставляют Л. В. Бублико­ ва (Маринка) и А. А. Кузь­ мин (Семка). Особенно инте­ ресна работа А. А. Кузьмина. Его присутствие па сцене, да­ же когда, казалось бы. он не в центре внимания зрителей, всегда наполнено жизнью, иг­ ра отмечена подчас каскадом удачно найденных деталей. Такой многоплановый, как го­ ворят, синтетический актер особенно ценен в творческом коллективе театра музыкаль­ ной комедии, работающем в жанре оперетты. Заслуженные слова похвалы хотелось бы сказать в адрес н многих других актеров, на­ ших гостей. По-своему инте­ ресны дуэты В. А. Фаднева и заслуженной артистки РСФСР В. С. Живаго, Н. А. Бубенцо­ ва II 3. С. Силкиной. К Сожалению, сцена нашего драматического театра не сов­ сем удобна для балета театра. Несколько стесненно чувствует себя на ней большой коллек­ тив, и от этого впечатление от отдельных номеров снижается. Тем не менее «Полька», «Казачья пляска», «Лириче­ ский хоровод», поставленные балетмейстером — . заслужен­ ным деятелем искусств Ка­ бардино-Балкарской АССР, лауреатом междун ародных конкурсов Г. Ю. Гальперииым с использованием мотивов на­ родного искусства, понрави­ лись зрителям. В ином ключе, с элементами пантомимы, по­ строена хореографическая сце­ на «За Власть Советов». Спектакль «Бабий бунт» в целом еще раз дал представ­ ление о творческих возможно­ стях наших гостей, убедил в том, что коллектив театра ра­ ботает интересно и разнОпла- ново. И можно надеяться, что он еще не раз порадует лип­ чан своими работами на ны­ нешних гастролях. Л. ДУБИНА. !птвт11тш1штмт111И1нст1П111т1Ш«шп11Ш11Ш1нш!т1Ш1«Ш !Я1т1тншп«1111Н1штн111111а111(Н1«ттн11М1иш811!111 С Л А В А Р А Б О Ч И М РУКАМ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ КОН­ ЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА АГИТБРИГАДЫ ДАНКОВ СКОГО РАЙОННОГО ДО ­ МА КУЛЬТУРЫ. В эти дни красочно оформ­ ленный автобус агитбригады без устали колесит по,хлебным трассам района. Мы побывали на одном из ее концертов в Центральном отделении совхо­ за «Ярославский». Программу открыл лектор районного об­ щества «Знание» А. В. Замя­ тия. Он рассказал о ходе уборки в районе, отмстив, что хлеборобы совхоза «Ярослав­ ский» идут в авангарде район­ ного социалистического сорев­ нования по уборке и сдаче хлеба нового урожая. Для передовика жатвы — комбайнера И. И. Климкина, намолотившего в этот день 27 тонн зерна при норме 19,8 тонн, .участница агитбригады Вера Соболева пополнила та­ нец «Молдавен ясна ». Зрители тепло встретили выступление работницы районного Дома культуры Маргариты Буровой, в исполнении которой прозву­ чали русские народные песня и песни советских композиторов. Особый успех выпал на долю руководителя агитбригады Нины Соколовой, спевшей по­ пулярную песню «Кадриль», и баянистов Н. Тимочкина я В. Яковлева, которые испол­ нили вариации на тому рус­ ской народной песни «Коробей­ ники». В течение получаса за­ дорные танцы сменялись весе­ лыми песнями. В составе агитбригады — восемь человек. Все они уже не первый год выступают перед тружениками сельского хозяй­ ства района. А. В ЛА СОВ. Ю М О Р — Кто к нам пришел!... Иван Кузьмич!.. Давненько не бывали. Прошу, прошу... Са­ дитесь вот сюда, а можете сю­ да, поближе к книгам — гор­ дости моей... — Вот это да! Глаза аж разбегаются — такая масса книг..; Флобер. Гюго, Шекспир, Золя, Есенин, Мопассан... А вот два Маяковских, три Дю­ ма, четыре Пушкиных и два Эдгара По??? — Вы знаете, Иван Кузь­ мич... Ну как бы вам сказать... Ну, вообшем, эта половина книг, что слева, как вы заме­ тили, в полоску... Зеленый пе­ реплет по цвету схож с обоя­ ми — не правда ли прелест­ но? — Не Спорю, но книга ведь' не для того, чтоб их... — Иван Кузьмич, ну безус- « К Н И Г О Т А В Р » ЛОвно... Они читаются и мною и женой, хотя машина, сад и кое-что еще не позволяют много книг читать, но ^се-таки, час, порой и два в году мы уделяем нашим книгам... Вот. например, на днях «Старик и море» этого... ну как его... та­ кой он с бородой... вон в чер­ ном переплете — я без очков не вижу... — Хемингуэй. — Старик потряс меня как рыболов, а море, хоть убей, не помню... Не в море^ Лаптевых он загарпунил рыбу? — Ну что вы, право, что вы... — Да ладно, это ерунда! Моя жена читала Шукшина! Балдела, знаете, балдела от него! Во-первых, книга сдела­ на прекрасно: бумага — люкс, цена — пустяк, а иллюстрации — ведь пальчики оближешь! У нас Шукшин вон там, с тор­ шером слился — ну и жена! Она без книг заснуть не мо­ жет, пока не переставит, не протрет. — К вам, очевидно, ходят люди — ведь столько книг... — Да что вы! Боже упаси! Как можно дать ну, скажем, Фицжеральда, ну скажем, Ванькину... Ведь он шофер. В бензине руки... И детвора у него... Порвут, сожгут, или по­ теряют... — А я, признаться, к вам пришел, чтоб попросить на день—на два Стендаля почи­ тать и, если можно, на неделю Куприна... — Э-э-э... Иван Кузьмич! Да что же это я совсем за­ был!'Быть может, кофе или чай — я мигом принесу... — Спасибо... Мне бы Купри­ на на день-другой... — Чай с медом?.. Кофе с молоком? — Стендаля мне бы... — Может, квасу?.. Л — Купрн... Стенда... — А может, лимонад?.. — Воды... Простой во-дЫ... Да я пойду... — Куда же вы так скоро? — В библиотеку... — Иван Кузьмич, что с ва­ ми? Побледнели... Коленки затряслись... Куда же вы, Иван Кузьмич?.. Ну надо же, ушел.. Садится, зевая на диван. От нечего делать листает те­ лефонный справочник. Потом медленно закрывает глаза и засыпает. М. КО ВАЛЕВ. ПЕ Р В АЯ СТ РА ДА «БЕЛОМО РА » Для эксперимента «сенокос на дне моря» аквалангисты вы­ брали подводный луг — уча­ сток морского дна. заросший ламинарией. С необычного судна, напоминающего вместе со своими оранжевыми раст­ рубами печатную букву «у», был опущен в палубное от­ верстие механизм, похожий на сенокосилку. И началась ...подводная жатва. Первую свою «страду» в Белом море проводит сВело- мор» — эксперимента л ьи о е судно, созданное в Архангель­ ске на Маймаксанской судо­ верфи по проекту Мурманско­ го отделения института «Ги- прорыбфлот». «Механизированная жатва» на морском дне? — Да, именно так, — объ­ ясняет директор Архангель­ ского водорослевого комбина­ та В. Лосев. — Сейчас под Архангельском идет строи­ тельство нового мощного предприятия по переработке водорослей. И наше предприя­ тие станет одним из крупней­ ших в стране. В продуктах переработки ламинарии -- ценной морской водоросли — нуждаются кондитерские и фа рмацевтидеекис предприя- тця, текстидъпая промышлен­ ность. Добивать ее вручную нелегко, а главное — непроиз­ водительно. Обычно этим за­ нимаются десятки промысло­ виков. которые добывают во­ доросль небольшими пучками. Если этот принцип себя оправдает, то суда типа «Бе- ломор» дадут замечательный выигрыш, _ Корр. ТАСС. Ч ЕТЫРЕХСЕРИЙ НУЮ документальную лен­ ту «История пяти колец» начали снимать кине­ матографисты Советского Сою­ за и Италии. Она посвящается XXII летним Олимпийским иг­ рам в Москве. Фильм выйдет на экраны в канун этой тради­ ционной встречи сильнейших спортсменов мира. — От римской Олимпиады до мо:копекой —- таковы вре­ менные рамки фильма, —г со­ общил режиссер Центральной студии -документальных филь­ мов И. Гутман. Картина расскажет о наиболее значи­ тельных спортивных событиях за два' минувших десятилетия. Но основное место в ней зай­ мет. естественно, спорт наших дней. Вместе с моим коллегой италь­ янским режиссером Ромоло Марчеллияи гы собираемся рассказать о том, как готовятся а разных уголках планеты к Олимпиаде-80 ее будущие уча- К ИН О ИСТ О Р ИЯ ПЯТИ К ОЛЕЦ стынки. Среди героев ленты — советские спортсмены, пловцы из ГДР, легкоатлеты Кении, японские гимнасты... Одним из главных действую­ щих лин нашего фильма станет столица Олимпнады-80—Мо­ сква. В фильме будут запечат­ лены грандиозные масштабы строитольства олие:пииски х комплексов, передана та ат­ мосфера традиционного русско­ го гостеприимства и дружелю­ бия, которую смогут наглядно ощутить участники грандиоз­ ного спортивного праздника. Съемки киноленты будут за­ вершены к концу будущего года. (Корр. ТАСС). В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а Ж ; ЩШ ВЕРНОСТЬ ТЕМЕ В этом году исполняется 20 лет липецкому отделению Союза художников СССР. Срок небольшой, но за этот период в нашей обла­ сти появилось немало молодых, подающих надежды, живописцев, графиков, скульпто­ ров. В то же время окреп и возмужал та­ лант тех, кого мы теперь причисляем к стар­ шему поколению липецких мастеров кисти и резца. Каковы их успехи, достижения, замыс­ лы! Над чем работают они сейчас! Чтобы ответить на эти и другие вопросы, которые, несомненно, интересуют нашего читателя, мы открываем новую рубрику «В мастер­ ской художника». У ДИВИТЕЛЬНОЕ это место — мастерская ху­ дожника. Здесь совер­ шается неприметное чудо — материализуется идея, мысль обретает конкретные формы. Рождается конкретный худо­ жественный образ. Зачастую мы видим только результат этого процесса — живописное полотно, скульптурную компо­ зицию. В празднично осве­ щенных выставочных залах, в скверах и на площадях на­ ших городов. Но работу — долгую и кропотливую, порой, мучительную, в которой боль­ ше сомнений, чем радостных находок — эту работу скры­ вают от нас стены мастерской. Здесь обычно встречаешь массу эскизов, этюдов, закон­ ченных и незавершенных. На­ талкиваешься на готовые ра­ боты, которые когда-то, дав­ но, выставлялись, Но худож­ ник хранит их гипсовую фор­ му. Почему? Значит, чем-то дороги они ему... Или, если вам очень повезет, вы уви­ дите то, что сегодня стоит на рабочем станке, на мольбер­ те. Словом, интересного в мастерской немало... Скульптора Юрия Дмитри­ евича Гришко, думаю, хорошо знают липчане. * Достаточно перечислить работы, создан­ ные им в содружестве с ар­ хитекторами Н. Полуниным и М. Мордуховичем. Это памят­ ники: В. Скороходову и пио­ нерам, погибшим в годы Ве­ ликой Отечественной войны, борцам революции — в Ли­ пецке, комиссару А. Вермишс- ву— в Ельце. А совсем не­ давно у проходной завода «Свободный сокол» открыта скульптурная композиция «Ме­ таллурги», которая запечат­ лена на одном из снимков. В начале шестидесятых го­ дов, только приехав в Липецк, знакомясь с его людь­ ми, молодой скульптор Юрий Гришко вместо с груп­ пой других художников впервые пришел в цех завода «Свободный сокол». Был по­ ражен своеобразной красо­ той горячего металла, восхн- щен людьми, легко и свободно как тогда казалось — ра­ ботающими у раскаленных пе­ чей. Пройдет не так много времени, и появится компози­ ция «Первая проба», изобра­ жающая сталевара за работой. Показанная на Всесоюзной художественной выставке в Москве, работа сразу прине­ сла молодому художнику из­ вестность. Спустя три го­ да он был принят в Союз художников СССР, из­ бран председателем правле­ ния областной организация ШшШттшт Самый молодой тогда в рес­ публике председатель... Прошло двадцать лет. А что же сейчас - - когда обре­ тен свой, ставший твердым, почерк, когда пришло мастер­ ство — волнует художника? Мы в мастерской Ю. Д. Гришко. Просторное, рацио­ нально устроенное помеще­ ние, где- любая деталь обста­ новки подчинена одной цели - чтобы было удобно рабо­ тать. Ничего постороннего, лишнего. На стеллажах — маленькие фигурки из пласти­ лина — эскизы будущих портретов. Слева — гипсовые или в металле портреты. Их много. И каждый по-своему интересен, надолго задержи­ вает внимание. В каждом таком портрете — характер человеческий. Тонко подмечен­ ный, точно воспроизведенный. Вот женщина склонилась к ребенку — символ материн­ ства. Девушка с книгой — «Размышление». Немало из того, что я уви­ дела в мастерской 10. Д. Гришко, было показано на различных выставках. Работа­ ет он много. Только за пос­ ледний год участвовал в семи выставках, где показал десять новых произведений. Сейчас готовится к своей первой персональной выстав­ ке, которая откроется в Моск­ ве в декабре нынешнего года. Предстоит серьезный, ответст­ венный экзамен. Что плани­ рует показать художник? Бо­ лее тридцати скульптурных работ, и большая часть из них будет посвящена людям труда. Уж готов, вот он, рядом, портрет птичницы Л. Го­ ряйновой ,из -совхоза «Крас­ ный колос». Пока в пластили­ не —■композиция о пастухах из того же совхоза. И снова — много портретов металлур­ гов. Скульптор показывает нх, называет фамилии конк­ ретных людей. И я вижу: один — добр, широк душой, другой — молод и решителен, третий — лукав, с хитрин­ кой... А в целом —: создан обобщенный образ нашего современника, передано бо­ гатство его духовного мира Ю. Д. Гришко подходит к станку, снимает полиэтилен, в который закутана фигура. Мы видим — пока в глине — порт­ рет сталевара, присевшего отдохнуть после трудной вахты. Еще не закончена ра­ бота, но уже ясно просматри­ вается будущая композиция: ...Спустя двадцать лет, на­ ходясь в постоянном творче­ ском поиске, стремясь глубо­ ко понять внутренний мир современника, отбирая харак­ теры неординарные, интерес­ ные, художник, как мы видим, по-прежнему верен теме, с ко­ торой когда-то вошёл в ис­ кусство. Т. СПАССКАЯ. На снимках: скульптор Ю. Д. Гришко в мастерской; скульптурная композиция «Ме­ таллурги» (автор Ю. Д. Гриш­ ко), установленная у проход­ ной завода «Свободный со­ кол». Фото Ю. Ардашева. И Н ТЕРЕСН Ы Х С ЕТ Т Е Р ® ПК? НА ПЯТИ ЯЗЫКАХ Полиг раф ич еским шедев­ ром назвали книголюбы Украи­ ны появивш ееся на книжных прилавках сувенирное издание рассказа Л. Н. Толстого «Пос­ л е бала ». Выпу щенное респуб­ ликанским издательством «Днипро» к 15 0 -л етию со дня рождения великого русского писателя, оно представляет со­ бой изящный томик размером десять на семь сантиметров. Однако объе;л его довольно внушителен: книжка вместила в себя пять текстов рассказа. Всл ед за оригиналом в ней по­ мещены переводы рассказа на украинский, английский, французский, немецкий языки. Небольшой том ик в на ряд­ ном золотистом полуфутляр е иллюстрирован художником Сергеем Адамовичем. Его ри­ сунки, выпол ненные на белом, синем, сиреневом, темно-се­ ром фоне, составляют пять ва­ риаций толстовской темы — к каждому из помещенных в книге текстов. ГРИБНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В л есах нашей страны съе­ добных грибов не около 200, как принято считать, а многие тысячи видов! К таком у выводу приш ел кандидат биологических наук В. Ш убин, возглавляющий ла­ бораторию в Институте леса Карельского филиала Акаде­ мии наук СССР. И не только доказал теоретически, но и собрал уникальную «грибную энциклопедию», в которой многие десятки тысяч сведений об этих дарах леса — от их описания, «адреса» произра­ стания, особенностей до ре­ цептов блюд из грибов у раз­ ных народов. В «энциклопедии» Шубина большой раздел отведен хими­ ческому составу грибов. ЧТО ТАКОЕ «БАНД»! «12 бандов» — такую над­ пись сделал согдийский мастер на стенке глиняной чаши, из­ готовленной в VI—VII веках. Ее фрагменты нашли археоло­ ги при раскопках в централь­ ной части Бухары. По сохранив­ шимся частям удалось восста­ новить весь сосуд — ориги­ нальной формы, украшенный орнаментом, характерным для гончаров древнего Согда. Ну, а что же такое «банд»? Это слово встречалось и ра­ нее в надписях, обнаруж енных на раскопках недалеко от Са­ марканда — бывшей столицы согдийцев. Археологи понима­ ли, что оно обозначало меру объема, однако его величину до сих пор установить не уда­ валось. ■ Теперь ученые Академии на­ ук Узбекистана восполнили этот пробел. Восстановленная ими чаша вмещает около трех литров воды. А значит, вели­ чина одного банда—примерно четверть литра. ДЕЛЬФИНЫ- СПАСИТЕЛИ Свидетелями этого необыч­ ного случая были моряки ди­ зель-электрохода «Невель­ ский» Владивостокской базы тралового и рефриж ератор­ ного флота. Они увидели, как морского льва-сивуча окруж и­ ли в море беспощадные хищ­ ники — касатки. Неторопливо суж ался круг, и казалось — гибель животного неминуе­ ма. Раздался оглушительный рев: сивуч подавал сигналы бедствия. Помощь пришла минуты через две—три: стре­ мительно разрезая воду, поя­ вились дельфины. Касатки, как по команде, повернули прочь. Однако, пройдя около мили, внезапно вернулись. Тогда дельфины вновь ринулись на выручку сивучу. Погода у берегов Восточной Камчатки была в тот день ве­ ликолепная, видимость отлич­ ная, и моряки могли наблю­ дать во всех подробностях своеобразный морской бой. Дельфины перепрыгивали че­ рез касаток и образовали вок­ руг сивуча круг. Хищникам не оставалось ничего иного, как бесславно покинуть «поле боя». Так дельфины спасли морского льва от гибели. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz