Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

ГОРЯЧЕЕ С Т Е К Л О ! § Ц ех ш и рпотр еба елецкого завода «Эльта» постоянно уве. | л и чи ва ет про и звод ство това ров Для населен и я . Организо . | ванн ы й в 19 7 1 году на баз е старого к и рпи ч ного завода он п ервоначально в ы пу скал по с уду из цв етного стекла. К концу девятой пят ил етк и ее про и зводило с ь на н есколько сот т ы. с я ч рубл ей. За последнее время в цехе постро или дв е печ и для вар ки х ру стал я . По ра с ч етам, в н ы н ешнем году разл и ч ­ н ых х ру стал ь н ых и зд ел ий б уд ет в ы пущ ено почт и на два мил . Лиона рублей. В цехе выросло много замечательных мастеров своего дела. Об одном из них — выдувальщике Викторе Щукине— рассказывается ниже. В ЫХОДЯ из раздевал ки. В икто р Щу кин в стрет ил­ ся с мастером. Ал ек­ сандр Бор и сов ич Соло менцев, как о че м-то давно об го во рен ­ ном, сооб щил: — На днях нач инае м се ­ рийный выпуск фужеров. Те- “*\ бя ставим на отделку, а Виктора Тишкина — выду­ вальщиком. Готовься... Нельзя сказать, чтобы в словах мастера было что-то неожиданное для Виктора. Он ждал этого разговора с самого начала работ по ос­ воению новой для их цеха продукции—хрустальных фу­ жеров. По своей трудоемко­ сти и сложности изготовления они не шли ни в какое срав­ нение с изделиями выпускав­ шимися. И все же сообщение мастера взволновало его. Ведь оно означало, что отныне он как бы становится на одну ступень с настоящими «аса­ ми» своего дела. Впервые он встретился с одним из таких людей здесь, в цехе ширпотреба завода «Эльта». Тогда Виктор только что отслужил в армии и по­ дыскивал работу по душе. В цех его пригласила сестра Светлана, работавшая коитро- % лером ОТК. Что-то подска­ зало ей, что брат не может не заинтересоваться необыч­ ной профессией выдувальщи­ ка. И, действительно, с первых же минут Виктор был поко­ рен ею. Оранжевое пламя, бушевавшее в Стеклова репной печи, бросало дрожащие блики на лица работавших. В рас- тегнутых рубашках, с засу­ ченными рукавами, омн дви­ гались по площадке легко и непринужденно. Длинными металлическими трубками с резиновой «грушей» выдуваль­ щики ловко выхватывали из окошка печи ярко-желтые капли расплавленной стекло­ массы и помещали их в спе­ циальную форму. Легонько нажимая одной рукой на «грушу», а другой поворачи­ вая трубку в течение какого- нибудь десятка секунд, они получали заготовку стаканчи­ ка. Еще не успевшие остыть, те уплывали затем по лейте транспортера в печь отжига. Там, как объяснили Виктору, у стекла снимается внутреннее напряжение. Без этого оно было бы слишком хрупким. Наблюдая за работой вы­ дувальщиков, Виктор неза­ метно для себя выделил среди них одного. У молодого, со спокойными глазами мужчи­ ны была какая-то особая ар­ тистическая отточенность движений. Казалось, он ни­ когда не делал ничего лишне­ го. А потому и путь от печи до формовки преодолевал бы­ стрее, и брака допускал мень­ ше, чем другие. «Вот бы. так научиться ра­ ботать!» — с завистью поду­ мал тогда Виктор. Он. конеч­ но, не предполагал, что Имей- но этот, так поразивший его своим мастерством человек — Александр Воротынцев, — Ьтанет вскоре его учителем и другом. От А. Воротынцева он вскоре узнал, как нелегка эта профессия, сколько труда, терпения и времени требуется, чтобы ее освоить. Как трудно изготовить в первый раз даже одну-единственную заготов­ ку! У Виктора, например, она получилась лишь с десятой попытки... Учитель вооружил его не только опытом, но и привил любовь к специальности, ко­ торую позже углубил и за­ крепил старый мастер Альберт Константинович Мазаев. Слу­ чилось это на Ленинградском заводе художественного стекла, куда Щукина послали овладевать новой технологией производства изделий из хрусталя. Когда он вернулся из Ле­ нинграда, в цехе построили первую, а затем вторую печь по варке хрусталя. К концу 1977 года объем производства изделий достиг миллиона руб­ лей. Хрустальные стаканчики с рисунками ручноД работы пользуются большим спросом у потребителей. Казалось бы, это обстоятельство долж­ но было радовать Виктора Щукина — одного из тех, кто был причастен к рождению елецкого хрусталя. И он, ко­ нечно, радовался, но не на­ столько, чтобы не мечтать попробовать свои силы в из­ готовлении таких сложных, требующих настоящего ма­ стерства вещах, как вазы, бо­ калы, сувенирные изделия. И вот такой час настал... В кладовой Виктору выда­ ли инструменты отдельщика —• особые фигурные ножницы для отрезания кусочков рас­ плавленного стекла, лещетку — деревянную лопаточку для оформления пятачка ложки, пружинный металлический пшщет-машннку. Вместе с на­ парником Виктором Тишки­ ным несколько раз «проиграл» всю технологию изготовления бокалов. Учли все: и допуски на толщину стенок, ножки, и время, необходимое для при­ готовления стекла. Увы, дело с освоением но­ вой продукции поначалу не ладилось. Виктор нервничал. Почему ж е-не идут у них фужеры, в чем ошибка? Состояние Щукина не укры­ лось от глаз мастера. — Не волнуйся, Виктор, — сказал он. — Это стекловары нас подвели, неправильно шихту составили. Потому и брака много шло. Но сегодня они все поправили. Вот уви­ дишь, у тебя все получится.,. И Виктор успокоился. Ис­ чезла торопливость, руки ста­ ли уверенно исполнять при­ вычное дело. Пошел на убыль брак. Повеселели лица товарищей. Вскоре бригада Щукина впервые выполнила норму. Собираясь домой, Виктор по­ дошел к мастеру: — Александр Борисович, •— обратился он к нему. — А что К все-таки напутали стеклова­ ры? Соломенцев улыбнулся: — Чудак-человек! Это я нарочно сказал, чтобы тебя успокоить. Очень уж ты вол­ новался. А горячее стекло требует спокойного, бережно­ го к себе отношения... ...Я побывал в цехе спустя три месяца после описанных событий, когда поточное про­ изводство фужеров было уже налажено. Среди передовых коллективов мне назвали и бригаду Щукина. Она ныне , готовится осваивать еше бо­ лее сложное; сувенирное из­ делие. Мы долго разговарива­ ли в этот день с Виктором и его товарищами. Все рабо­ чие бригады — люди увлечен­ ные, любящие свою профес­ сию. В общем, под стать бригадиру. А. КОЛЯДОВ, соб. корр, «Ленинского знамени». Г У С Ь И К А Р А С Ь Ф е л ь е то н :.. -щ..:..:.:... ■ е е — Эй. гусь, — гоготнул Гусь, увидев в воде знакомого Карася, с независимым видом загоравшего кверху брюхом неподалеку от берега. — Ты что же это, приятель, не здоро­ ваешься? Будто не в одном Ма гырском море плаваем? — Это не я гусь, — отвечал, надув губы, Карась, — а ты — гусь. И жена твоя — гусыня, и дети твои — гусейята. И все ваше стадо — гусиное. — Ну, что верно, то верно, — смутился Гусь. — А только чего ж ты, братец, ругаешься? Иль мы в чем провинились пе­ ред тобой? — Лично передо мной ■— нет. Мы, караси, можем жить и плавать и в грязи — ко все­ му привычные. А вот прочей матырской рыбешке —- окуням там, щурятам, красноперкам всяким от вас житья не стало. — Как же так? — Да ведь что ж вы наде­ лали? Плавали, плавали себе мирно, да вдруг и выпустили в Магырское море сразу весь навоз, какой накопили V себя на гусиной ферме. Плес пло­ щадью в 25 гектаров ядови­ тыми стоками загрязнили, тьму-тьмущую рыбы и, осо­ бенно, детворы — мальков на­ смерть отравили. Теперь вот инспекция рыбоохраны вашей птицефабрике .«Россия» иск предъявила на 23 с лишним тысячи рублей за нанесенные убытки. Штраф птицефабрика заплатит — это снова убыток, а отравленную рыбу все-равно не оживишь, И еще спраши­ ваешь, почему с тобой добрые рыбы не здороваются! Такое натворил со своим стадом! Как же ты не гусь после этого? — Гусь-то я гусь, — почесал лапой затылок пернатый собе­ седник, — да только не тот, за кого ты меня принимаешь. Мы, гуси, птица благородная. Еше в истории записано: Рим спас­ ли! — Это ваши предки Рим спасли, — возразил Карась, — А вы — Матырское море опра­ вили. Гусь подумал-подумал, да и махнул крылом: какой с Кара­ ся спрос — глупая рыба, много ли она поймет! Только, если говорить по справедливости, гуси-то не ви­ новаты. А виновных Липецкая обла­ стная госрыбинспекиия уста­ новила. Подрядчики — трест «Промстрой» в лице 4 и 10 стройуправлений и облмеж- колхозстройобъедииекие долж­ ны были сдать очистные соору­ жения вместе с построенной ими гусиной фермой еще в ок­ тябре 1977 года Но ферму-то сдали, а счистные сооружения ВЫП УСК Флагман Аэрофлота — самолет «ИЛ-62М» совершает полеты по самой протяженной в нашей стране беспосадочной трассе Москва—* Петропавловск—Камчатский. Время полета 8 часов 15 минут — в два раза меньше, чём по прежней трассе через Хабаровск. На снимке: самолет «ИЛ-62М» на камчат­ ской земле. (Фотохроника ТАСС). Г е р о и и п о д в и г и ЦЕНОЮ ЖИЗНИ Стояли жаркие августовские дни сорок второго. Полчища немецко-фашистских захват­ чиков рвались на Кавказ. Враг занял Моздок, вы­ шел на северный берег Терека. Ставка Верховного Главно­ командования принимала ре­ шительные меры, чтобы оста­ новить врага, выдвигая на терские рубежи свежие части и соединения. Среди них была и наша 417-я стрелковая диви­ зия. Ожесточенные оборонитель­ ные бои с пехотой и танками гитлеровцев развернулись на терской земле. Беспримерный героизм и отвагу в этих боях проявили саперы 351-го ба­ тальона. В его второй сапер­ ной роте старшиной был уро­ женец Становлянского рай­ она Тихон Андреевич Ро­ дионов — человек смелый и находчивый, душевный и за­ ботливый, в любую минуту го­ товый, рискуя собственной жизнью, прийти на помощь товарищу. Сентябрьским днем того года противник силою до ше­ стидесяти танков с десантом автоматчиков атаковал пози­ ции одного из наших полков. Завязался кровопролитный бой. Над полем боя — сплош­ ной лязг гусениц и гул мото­ ров. Земля сотрясается от разрывов мин и снарядов. Ар­ тиллерия бьет только прямой наводкой. Во главе одного из подвижных отрядов загражде­ ния - Тихон Родионов. Умело маневрируя, он лично устанав­ ливает почти перед самой на­ двигающейся стальной грома­ дой танка противотанковые мины. Падают сраженными его товарищи. Но на минах под­ рываются один за другим вра­ жеские танки. Уже шинель старшины в пробоинах, но сам он неуязвим. Стрелки при под­ держке артиллерии и саперов выстояли. Атака отбита. На по­ ле боя осталось около сорока вражеских танков. Остальные повернули назад. Начало сорок Третьего. Пришло время гнать врага е терской: земли. Большой и славный путь прошел старши­ на. Упорные, кровопролитные бои в приазовских плавнях, при штурме «Сопки героев» в рай­ оне станицы Крымской, при прорыве линии «Вотан» север­ нее Мелитополя н освобожде­ нии легендарной Каховки на подступах к Севастополю. И на самых опасных участках всегда был старшина Родио­ нов. Двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечествен­ ной войны 11-й степени и ме­ далями «За отвагу» И «За бо­ евые заслуги» отметила Роди­ на ратные дела Тихона Андре­ евича. ...Бон 20 февраля 1945 года за станцию ГТоплака в При­ балтике, восточнее Либавы. На центральной полосе, ближе к нашим позициям, распола­ гался блиндаж, в котором за­ сели гитлеровцы. Пулеметным огнем они прижаЛи к земле нашу пехоту, и атака захлеб­ нулась. Все ближе к залегшей цепи ложились вражеские пу­ ли. В эту тяжелую минуту от цепи стрелков отделился крепкого' сложения боец. Глубокий снег /мешал ему ползти, но ой с авто­ матом и гранатами в руках продвигался вперед, все бли­ же и ближе к блиндажу, ни на минуту не останавливаясь. В 15—20 метрах от огневой точки порывисто вскочил и бросил в блиндаж одну за другой ручные гранаты. Про­ грохотал взрыв, и в тот же момент вражеская пуля обор­ вала жизнь героя. Родионов погиб, но своим героическим подвигом поднял пехоту в атаку. Блиндаж был блокиро­ ван, а его гарнизон уничтожен. Наступление продолжалось. На следующий день, в канун 27-й годовщины Красной Ар­ мии герой-сапер был со всеми почестями похоронен. Мы, его боевые друзья, храним память об этом отважном человеке. К сожалению, мы ничего не знаем о его семье и просим родственников Тихона Андре­ евича Родионова откликнуться по адресу: Москва, Ж-388, Кухмкстерова, 18, кв. 53. Со­ вет ветеранов. С. ЧЕРНЫХ, полковник запаса. К 1 5 0 -ле ти ю со дн я р о ж д е н и я Л . Н . То лс то го В СЕНТЯБРЕ нынешне­ го года наша стра­ на, все прогрессивное человечество будет отмечать 150-летие со дня рождения великого русского писателя Л. Н. Толстого. В преддверии этой знаменательной даты Мо­ сковский центральный музей не достроили дс сих пор. И приходилось отходы вывозить спецмашиной. Очень неудобное это дело, да и полной очистки не обеспечивает, И надумали на гусиной ферме произвести испытания еше не принятых комиссией очистных сооруже­ ний самостоятельно. Не имели нрава этого делать, но все- таки решили попробовать, авось, выдержат. И спустили навоз в отстойник. • Не выдержала перемычка жижесборника. Двести кубо­ метров ядовитых стоков хлыну­ ли в водохранилище. Виновными в загрязнении водоема госрыбинснекция на­ звала главного инженера-энер- гетика птицефабрики «Россия» В. М. Тонких, главного инжене- ра-техника В. М. Губского, упра вляющего гусеводческой фермой М. Б. Варварина, ме­ ханика фермы В. Н. Щукина. Начальник бассейнового управ­ ления «Цнмлянск-рыбвод» В. В. Лебедев наложил на них штраф по 100 рублей с каждо­ го. Со| строителей же, разумеет­ ся, как с гуся вода: они ведь не в загрязнении водоема ви­ новаты, а всего лишь в затяж­ ке строительства... Отсюда вытекает в обшем-то всем известная мораль: ни в коем случае нельзя сдавать и тем более принимать вновь по­ строенные объекты с недоде­ ланными очистными сооруже­ ниями. Эта простая истина разве только что Карасю или Гусю невдомек. И. СЕВРЮГОВ. П Е Р Е ДВИЖ НАЯ В ЫСТАВКА Л. Н. Толстого организует Пе­ редзнжные выставки, посвя­ щенные его творчеству. Липецкий край тесно связан с именем Л. Н. Толстого — на станции Астапово прошли по­ следние дли его жизни. Именно поэтому первая пере­ движная экспозиция, по­ священная 150-летию со дня рождения писателя, откры­ лась на липецкой земле. В ми­ нувший четверг в выставочном зале областного центра со­ стоялось ее торжественное открытие, в котором приняли участие заместитель начальни­ ка облисполкома А. М. Орехов, представители партийных орга­ низаций, работники областного управления культуры, общест­ венность. Открывая выставку, замести­ тель начальника областного управления культуры Н. Н. Федосеева подчеркнула, что она станет событием большой важности в культурной жизни Нашего края, В дни работы выставки будут Проводиться лекции, экскурсии, встречи с учащимися, студентами, рабо­ чими. Новая экспозиция, сказала в своем выступлении заведую­ щая Московским музеем Л. Н. Толстого С. Е. Стриженова, представляет собой лишь часть материалов, знакомящих с жизнью и деятельностью пи­ сателя. Но она довольно полно дает представление о значении в мировой литературе замеча­ тельного русского художника слова. Зрителям, безусловно, будет интересно познакомиться с редкими фотографиями Л, Н. Толстого, его книгами. Экскурсии, которые проводят ежедневно, кроме понедельни­ ка, сотрудники музея, во мно­ гом пополнят знания и пред­ ставления слушателей о твор­ честве Л. Н. Толстого новыми интересными фактами. Л. ДУВИНА. НА РОДИНЕ ПИСАТЕЛЯ Большую подготовительную работу ведет к 150-летию со дня рождения вели­ кого русского писателя Льва Николаевича Толстого Липецкая писательская органи­ зация. Сейчас несколько групп липецких литераторов нахо­ дятся в районах области, они рассказывают о жизни и твор­ честве Толстого, о связях писа­ теля с Липецким краем, делят­ ся своими творческими плана­ ми. Во Льве-Толстом побывали ответственный секретарь писа­ тельской организации Ю. Я. Шифрина и писатель Б . А. Добряков. О т выступили пе­ ред швейниками филиала *мо- сковежого объединения «Со­ кол», в районном объединении «Сельхозтехника», встретились с посетителями дома-музея Льва Николаевича. С по-мошью райкома партии были организованы беседы о творчестве писателя. 22 авгу­ ста в районном Доме культуры состоится большой вечер, по­ священный творчеству великого русского писателя. В ближайшие дни липецкие литераторы посетят ряд /уугих районов области. • А. ЛИДИН- Гаст роли В о л г о г р а д с к о г о театра м у з ы к а л ь н о й к о м е д и и «МЕЛ ОД ИЯ СН Е Ж НЫХ ГОР » Открывшиеся гастроли Вол­ гоградского театра музыкаль­ ной комедии как бы подводят итог всему гастрольному теат­ ральному сезону в Липецке. Может быть, еще рано гово­ рить в целом об искусстве вол­ гоградцев (липчане впервые встречаются с этищ коллекти­ вом, а его гастроли только на­ чались). Но афиша наших го­ стей выглядит весьма привле­ кательно и многообещающе:' ©на включает в себя более де­ сяти названий, среди которых мы найдем и лучинке образцы классической оперетты — «Сильва» и «Марица» И. Каль­ мана, «Пертакола» и «Прекрас-' пая Елена» Ж. Оффенбаха — и немало современных, .музы­ кальных комедий, иные из ко­ торых (например, «Бабий бунт» Е. Птичкина) совсем недавно появились на сценических под­ мостках, а для других—театр стал первооткрывателем. В Частности, первыми в стране волгоградцы поставили и му­ зыкальную комедию Г. Цабад- зе и Е. Шатуновского «Мело­ дия Снежных гор», с которой липчане уже познакомились. О ней мы и поведем разговор. «Мелодия снежных гор» бы­ ла впервые поставлена в 1972 году и вызвала весьма благо- желательные отклики. Доста­ точно сказать, что на смотре музыкальных театров страны этот спектакль получил одну из первых премий. С тех пор комедия была принята многими театрами, а у волгоградцев прочно вошла В репертуар и до сих пор пользуется неизменным успехом у публики. Забегая вперед, скажем, что и липчане тбПло и гостеприимно отнес­ лись к ней — было много цветов и аплодисментов (.постановка главного режиссе­ ра театра народного артиста РСФСР Ю. Генина). Спектакль уносит нас к Вы­ сочайшим вершинам Кавказа, в горную Сванетню, к силь­ ным, гордым и душеввю кра­ сивым людям — нашим совре­ менникам, рассказывая бесхит­ ростную, но в е с ь м а осложненную противоборст­ вующими силами ис­ торию любви Тариэла и Тина­ тин. Наверное, так и не быть бы им счастливыми, если бы на помощь не пришли работаю­ щие в этом районе русские геологи, которые в конце кон­ цов распутывают клубок лжи, нагроможденный соперником Тариэла, случайно оказавшим­ ся в этих краях, туристом Ми­ хаилом. Но все заканчивается благополучно, влюбленные сое­ диняются, порок разоблачен, наказан и изгнав. Это, так сказать, внешняя сторона, сюжетная канва. Как видим, драматургия спектакля не отличается оригинальностью построения и в музыкальной комедии имеет множество ана­ логов. Сильной же его сторо­ ной, на мой взгляд, является изящная музыкальность, мяг­ кий и сочный юмор и главное — убедительное утверждение чистоты человеческих отноше­ ний. Сквозь всю его ткань красной нитью проходят слова Кетобан: «Но если ты пере­ станешь помогать людям, то кай же ты можешь жить на свете, сынок?» Они звучат (по­ ка еще несколько декларатив­ но) в первой картине, ими — теперь уже доказательно и Ло­ гично — заканчивается спек­ такль. И если говорить до кон- ца, то мне представляется, что режиссерское решение спек­ такля направлено йа высветле­ ние именно этой, а не любов­ ной его линия. В самом деле, разве не благородство Тариэ­ ла, избравшего чреватую ог­ ромными опасностями профес­ сию горноспасателя, не его жаркое желание помогать лю­ дям в трудную минуту прежде всего подчеркивает в своем ге­ рое заслуженный артист УССР B. Вжесинский? Разве не имен­ но эти черты Тариэла привле­ кают Тинатин (артистки М. Галимханова)? Услышав звук колокола — сигнал бедст­ вия в горах, вопреки всем сво­ им опасениям, она вручает ему снаряжение своего погибшего отца, тоже горноспасателя. На­ конец, если мы обратимся к .против-ной стороне конфликта — к образу Михаила (.артист Ю. Чиркин), То разве не заме­ тим, что режиссер умышленно затушевывает этот характер? Он Проходит по спектаклю лишь бледной тенью, стати­ стом, необходимым лишь в той мере, в какой он завязывает сюжетный узел и в отражен­ ном свете помогает ярче рас­ крыть то доброе, смелое, муже­ ственное, . то социально значи­ мое, что заложено в образе Тариэла. Таким образом, за внешней неприхотливостью сюжета постановщик сумел увидеть и выявить для зрите­ л я реальные ценности коме­ дии. Разумеется, в этом ему по­ могали актеры и в первую оче­ редь В. Вжесинекин, хорошо владеющий как драматическим, так и вокальным искусством. Думается, что в плане актер­ ских работ образ Тариэла — наибольшая удача посхановки. Первые спектакли показали, что театр наших гостей распо­ лагает интересной группой ко­ мических актеров, способных внести в спектакли много юмо­ ра, вызвать веселый смех зри­ тельного зала, сделав это так­ тично, без нажима, п<^.ой с мягкой, доброй грустинкой. В этом смысле липчанам, несом­ ненно, понравился артист C. Алоянцев (Теймураз). Его герой, добродушный, немнож­ ко по-стариковски хвастливый, ко такой милый и чистосердеч­ ный человек, явно пришелся по душе зрителям. Не менее приятное впечатле­ ние оставляют артистки В. Клейн (Ната) и 3. Силкина (бабушка Оля) — хорошим актерским темпераментом, тон­ ким чувствам сценического су­ ществования созданных харак­ теров, четким пластическим ри­ сунком. Несомненным украшением спектакля являются вставные балетные номера. Впрочем, так ли уж они «вставные»? С пол­ ным правом это слово может быть отнесено разве только к танцу знаменитых киито, весе­ лому, озорному, но, увы, на мой взгляд, явно не отвечаю­ щему ни месту, ни времени. Ведь сами кинто — тбилисские уличные торговцы — давно канули в вечность, » их появ­ ление в комедии наших дней, к сожалению, ничем не оправда­ но. Интересно оформление спек­ такля (художник — заслужен­ ный деятель искусств Абхаз­ ской АССР Е. Котляров). Мрачные громады гор, мощные пластовые наслоения — все это оставляет сильное впечат­ ление. Может быть, следовало тщательнее отнестись к костю­ мам — изйщиые «городские» туфли на геологах явно не со­ ответствуют ни условиям, ни всей остальной их амуниции. Но это уже мелкие небрежно­ сти, которые хотя и не очень привлекательны, но легко уст­ ранимы. В целом спектакль ос­ тавил приятное впечатление. И Н ТЕРЕСНЫХ КИНОАРТИСТ! «Не ищите другого мальчика, все разно луч­ ше меня не найдете!» — заявил семилетний Володя Чубарев. Он пришел на Киевскую киностудию име­ ни А. Довженко с твер­ дым желанием сняться в фильме. Непосредствен­ ность, уверенность в себе привлекли реж иссера A. Муратова, создавшего картину по произведениям М. Стельмаха, С тех пор неугомонный голубогла­ зый артист стал участни­ ком многих лент. После мечтательного и любопытного сельского паренька Михайлина из фильмов «Щедрый вечер» и «Гуси-лебеди летят» Во­ лодя превратился в от­ чаянного смельчака Жига­ на в киноленте «РВС». За­ тем вместе со своим но­ вым героем маленький ар­ тист пережил события Ве­ ликой Отечественной вой­ ны, приняв участие в только что снятом филь­ ме «Воспоминания». Сейчас у шестиклассни­ ка Володи, как у всех школьников, — каникулы. А когда придет сентябрь, мальчишки и девчонки из шестого класса 214-й шко­ лы, по традиции, засыпят Володю вопросами. Кто- нибудь обязательно спро­ сит, не решил ли он стать киноартистом. Но Володя твердо стоит на своем: он будет шофером! ГДЕ ЖЕ МОГИЛА ОЛЕГА! Давнюю уверенность жи­ телей поселка Старая Ла­ дога в том, что могила ле- > тендерного князя Олега находится в одном из кур­ ганов близ их села, пока не подтвердили ленин­ градские археологи. Точ­ ный анализ остатков утва­ ри, конской сбруи, других вещей, найденных в захо­ ронении, показал, что они значительно старше 922 года, в который князь при­ нял смерть «от коня свое­ го». — Однако поверье име­ ет под собой достаточно веское основание — сви­ детельство новгородского летописца, закончившего повествование о гибели » Олега словами «...есть могыла его в Ладозе», — рассказывает директор ме­ стного филиала областного краеведческого музея B. Игнатенко. — А потому мы не теряем надежды найти ее. В нынешнем сезоне ле­ нинградские археологи продолжают раскопки в Староладож ской крепости, многочисленных курганах на древнем пути из «ва­ ряг в греки». И, как знать, мож ет быть, именно они ответят на вопрос, где же покоится прах «вещего Олега»? ДОКУМЕНТЫ О «ТАИНСТВЕННОМ» УЗНИКЕ «Я бы от всей души ж е­ лал, чтобы в нашем Отече­ стве было побольше лю­ дей, в которых было бы столько же любзи к Рос­ сии, столько же бескоры­ стного участия в ее бу­ дущности», эти строки о Герцене и Огареве были написаны в Петропавлов­ ской крепости человеком, чье имя несколько десяти­ летий оставалось неизвест­ ным. А его самого называ­ ли «русской железной маской». Таинственный узник, двадцать лет томившийся в одиночке Алексеевского равелина, был брошен ту­ да в 1861 году по личному повелению царя «вплоть до особого распоряж е- ' ния». Во время допросов он заявил, что стремился к уничтожению самодер­ жавия и помещичьего пра­ ва на землю. Это был Михаил Степанович Бей- деман, ставший главным героем исторического ро­ мана О. Форш «Одеты камнем». Редкие материалы, от­ носящиеся к его юноше­ ским годам, экспонировал Центральный государст­ венный архив Молдавской ССР. Бейдемаи в 1857 го­ ду окончил Кишиневскую гимназию. Несколько меся­ цев под фамилией Дубро­ вина он работал наборщи­ ком в вольной русской ти­ пографии Герцена в Лондо­ не, где набирал «Колокол». А раньше, как писал в сво­ их воспоминаниях Н. Шел- гунов, который перестуки­ вался с Бейдемаиом в Алексеевском равелине, он сражался за свободу Италии в отрядах Д. Гари­ бальди. (Корр. ТАСС). Дом отдыха «Сухоборье» Новолипецкого металлурги­ ческого завода расположен в живописном месте. Здесь лю­ бят бывать рабочие предприя­ тия. Нынче в Доме отдыха сотни металлургов укрепили свое здоровье. На снимке: в доме отдыха «Сухоборье». Фото Ю. Ардашева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz