Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
        
 ГОРЯЧЕЕ С Т Е К Л О ! § Ц ех ш и рпотр еба елецкого завода «Эльта» постоянно уве. | л и чи ва ет про и звод ство това ров Для населен и я . Организо . | ванн ы й в 19 7 1 году на баз е старого к и рпи ч ного завода он п ервоначально в ы пу скал по с уду из цв етного стекла. К концу девятой пят ил етк и ее про и зводило с ь на н есколько сот т ы. с я ч рубл ей. За последнее время в цехе постро или дв е печ и для вар ки х ру стал я . По ра с ч етам, в н ы н ешнем году разл и ч  н ых х ру стал ь н ых и зд ел ий б уд ет в ы пущ ено почт и на два мил . Лиона рублей. В цехе выросло много замечательных мастеров своего дела. Об одном из них — выдувальщике Викторе Щукине— рассказывается ниже. В ЫХОДЯ из раздевал ки. В икто р Щу кин в стрет ил ся с мастером. Ал ек сандр Бор и сов ич Соло менцев, как о че м-то давно об го во рен  ном, сооб щил: — На днях нач инае м се  рийный выпуск фужеров. Те- “*\ бя ставим на отделку, а Виктора Тишкина — выду вальщиком. Готовься... Нельзя сказать, чтобы в словах мастера было что-то неожиданное для Виктора. Он ждал этого разговора с самого начала работ по ос воению новой для их цеха продукции—хрустальных фу жеров. По своей трудоемко сти и сложности изготовления они не шли ни в какое срав нение с изделиями выпускав шимися. И все же сообщение мастера взволновало его. Ведь оно означало, что отныне он как бы становится на одну ступень с настоящими «аса ми» своего дела. Впервые он встретился с одним из таких людей здесь, в цехе ширпотреба завода «Эльта». Тогда Виктор только что отслужил в армии и по дыскивал работу по душе. В цех его пригласила сестра Светлана, работавшая коитро- % лером ОТК. Что-то подска зало ей, что брат не может не заинтересоваться необыч ной профессией выдувальщи ка. И, действительно, с первых же минут Виктор был поко рен ею. Оранжевое пламя, бушевавшее в Стеклова репной печи, бросало дрожащие блики на лица работавших. В рас- тегнутых рубашках, с засу ченными рукавами, омн дви гались по площадке легко и непринужденно. Длинными металлическими трубками с резиновой «грушей» выдуваль щики ловко выхватывали из окошка печи ярко-желтые капли расплавленной стекло массы и помещали их в спе циальную форму. Легонько нажимая одной рукой на «грушу», а другой поворачи вая трубку в течение какого- нибудь десятка секунд, они получали заготовку стаканчи ка. Еще не успевшие остыть, те уплывали затем по лейте транспортера в печь отжига. Там, как объяснили Виктору, у стекла снимается внутреннее напряжение. Без этого оно было бы слишком хрупким. Наблюдая за работой вы дувальщиков, Виктор неза метно для себя выделил среди них одного. У молодого, со спокойными глазами мужчи ны была какая-то особая ар тистическая отточенность движений. Казалось, он ни когда не делал ничего лишне го. А потому и путь от печи до формовки преодолевал бы стрее, и брака допускал мень ше, чем другие. «Вот бы. так научиться ра ботать!» — с завистью поду мал тогда Виктор. Он. конеч но, не предполагал, что Имей- но этот, так поразивший его своим мастерством человек — Александр Воротынцев, — Ьтанет вскоре его учителем и другом. От А. Воротынцева он вскоре узнал, как нелегка эта профессия, сколько труда, терпения и времени требуется, чтобы ее освоить. Как трудно изготовить в первый раз даже одну-единственную заготов ку! У Виктора, например, она получилась лишь с десятой попытки... Учитель вооружил его не только опытом, но и привил любовь к специальности, ко торую позже углубил и за крепил старый мастер Альберт Константинович Мазаев. Слу чилось это на Ленинградском заводе художественного стекла, куда Щукина послали овладевать новой технологией производства изделий из хрусталя. Когда он вернулся из Ле нинграда, в цехе построили первую, а затем вторую печь по варке хрусталя. К концу 1977 года объем производства изделий достиг миллиона руб лей. Хрустальные стаканчики с рисунками ручноД работы пользуются большим спросом у потребителей. Казалось бы, это обстоятельство долж но было радовать Виктора Щукина — одного из тех, кто был причастен к рождению елецкого хрусталя. И он, ко нечно, радовался, но не на столько, чтобы не мечтать попробовать свои силы в из готовлении таких сложных, требующих настоящего ма стерства вещах, как вазы, бо калы, сувенирные изделия. И вот такой час настал... В кладовой Виктору выда ли инструменты отдельщика —• особые фигурные ножницы для отрезания кусочков рас плавленного стекла, лещетку — деревянную лопаточку для оформления пятачка ложки, пружинный металлический пшщет-машннку. Вместе с на парником Виктором Тишки ным несколько раз «проиграл» всю технологию изготовления бокалов. Учли все: и допуски на толщину стенок, ножки, и время, необходимое для при готовления стекла. Увы, дело с освоением но вой продукции поначалу не ладилось. Виктор нервничал. Почему ж е-не идут у них фужеры, в чем ошибка? Состояние Щукина не укры лось от глаз мастера. — Не волнуйся, Виктор, — сказал он. — Это стекловары нас подвели, неправильно шихту составили. Потому и брака много шло. Но сегодня они все поправили. Вот уви дишь, у тебя все получится.,. И Виктор успокоился. Ис чезла торопливость, руки ста ли уверенно исполнять при вычное дело. Пошел на убыль брак. Повеселели лица товарищей. Вскоре бригада Щукина впервые выполнила норму. Собираясь домой, Виктор по дошел к мастеру: — Александр Борисович, •— обратился он к нему. — А что К все-таки напутали стеклова ры? Соломенцев улыбнулся: — Чудак-человек! Это я нарочно сказал, чтобы тебя успокоить. Очень уж ты вол новался. А горячее стекло требует спокойного, бережно го к себе отношения... ...Я побывал в цехе спустя три месяца после описанных событий, когда поточное про изводство фужеров было уже налажено. Среди передовых коллективов мне назвали и бригаду Щукина. Она ныне , готовится осваивать еше бо лее сложное; сувенирное из делие. Мы долго разговарива ли в этот день с Виктором и его товарищами. Все рабо чие бригады — люди увлечен ные, любящие свою профес сию. В общем, под стать бригадиру. А. КОЛЯДОВ, соб. корр, «Ленинского знамени». Г У С Ь И К А Р А С Ь Ф е л ь е то н :.. -щ..:..:.:... ■ е е — Эй. гусь, — гоготнул Гусь, увидев в воде знакомого Карася, с независимым видом загоравшего кверху брюхом неподалеку от берега. — Ты что же это, приятель, не здоро ваешься? Будто не в одном Ма гырском море плаваем? — Это не я гусь, — отвечал, надув губы, Карась, — а ты — гусь. И жена твоя — гусыня, и дети твои — гусейята. И все ваше стадо — гусиное. — Ну, что верно, то верно, — смутился Гусь. — А только чего ж ты, братец, ругаешься? Иль мы в чем провинились пе ред тобой? — Лично передо мной ■— нет. Мы, караси, можем жить и плавать и в грязи — ко все му привычные. А вот прочей матырской рыбешке —- окуням там, щурятам, красноперкам всяким от вас житья не стало. — Как же так? — Да ведь что ж вы наде лали? Плавали, плавали себе мирно, да вдруг и выпустили в Магырское море сразу весь навоз, какой накопили V себя на гусиной ферме. Плес пло щадью в 25 гектаров ядови тыми стоками загрязнили, тьму-тьмущую рыбы и, осо бенно, детворы — мальков на смерть отравили. Теперь вот инспекция рыбоохраны вашей птицефабрике .«Россия» иск предъявила на 23 с лишним тысячи рублей за нанесенные убытки. Штраф птицефабрика заплатит — это снова убыток, а отравленную рыбу все-равно не оживишь, И еще спраши ваешь, почему с тобой добрые рыбы не здороваются! Такое натворил со своим стадом! Как же ты не гусь после этого? — Гусь-то я гусь, — почесал лапой затылок пернатый собе седник, — да только не тот, за кого ты меня принимаешь. Мы, гуси, птица благородная. Еше в истории записано: Рим спас ли! — Это ваши предки Рим спасли, — возразил Карась, — А вы — Матырское море опра вили. Гусь подумал-подумал, да и махнул крылом: какой с Кара ся спрос — глупая рыба, много ли она поймет! Только, если говорить по справедливости, гуси-то не ви новаты. А виновных Липецкая обла стная госрыбинспекиия уста новила. Подрядчики — трест «Промстрой» в лице 4 и 10 стройуправлений и облмеж- колхозстройобъедииекие долж ны были сдать очистные соору жения вместе с построенной ими гусиной фермой еще в ок тябре 1977 года Но ферму-то сдали, а счистные сооружения ВЫП УСК Флагман Аэрофлота — самолет «ИЛ-62М» совершает полеты по самой протяженной в нашей стране беспосадочной трассе Москва—* Петропавловск—Камчатский. Время полета 8 часов 15 минут — в два раза меньше, чём по прежней трассе через Хабаровск. На снимке: самолет «ИЛ-62М» на камчат ской земле. (Фотохроника ТАСС). Г е р о и и п о д в и г и ЦЕНОЮ ЖИЗНИ Стояли жаркие августовские дни сорок второго. Полчища немецко-фашистских захват чиков рвались на Кавказ. Враг занял Моздок, вы шел на северный берег Терека. Ставка Верховного Главно командования принимала ре шительные меры, чтобы оста новить врага, выдвигая на терские рубежи свежие части и соединения. Среди них была и наша 417-я стрелковая диви зия. Ожесточенные оборонитель ные бои с пехотой и танками гитлеровцев развернулись на терской земле. Беспримерный героизм и отвагу в этих боях проявили саперы 351-го ба тальона. В его второй сапер ной роте старшиной был уро женец Становлянского рай она Тихон Андреевич Ро дионов — человек смелый и находчивый, душевный и за ботливый, в любую минуту го товый, рискуя собственной жизнью, прийти на помощь товарищу. Сентябрьским днем того года противник силою до ше стидесяти танков с десантом автоматчиков атаковал пози ции одного из наших полков. Завязался кровопролитный бой. Над полем боя — сплош ной лязг гусениц и гул мото ров. Земля сотрясается от разрывов мин и снарядов. Ар тиллерия бьет только прямой наводкой. Во главе одного из подвижных отрядов загражде ния - Тихон Родионов. Умело маневрируя, он лично устанав ливает почти перед самой на двигающейся стальной грома дой танка противотанковые мины. Падают сраженными его товарищи. Но на минах под рываются один за другим вра жеские танки. Уже шинель старшины в пробоинах, но сам он неуязвим. Стрелки при под держке артиллерии и саперов выстояли. Атака отбита. На по ле боя осталось около сорока вражеских танков. Остальные повернули назад. Начало сорок Третьего. Пришло время гнать врага е терской: земли. Большой и славный путь прошел старши на. Упорные, кровопролитные бои в приазовских плавнях, при штурме «Сопки героев» в рай оне станицы Крымской, при прорыве линии «Вотан» север нее Мелитополя н освобожде нии легендарной Каховки на подступах к Севастополю. И на самых опасных участках всегда был старшина Родио нов. Двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечествен ной войны 11-й степени и ме далями «За отвагу» И «За бо евые заслуги» отметила Роди на ратные дела Тихона Андре евича. ...Бон 20 февраля 1945 года за станцию ГТоплака в При балтике, восточнее Либавы. На центральной полосе, ближе к нашим позициям, распола гался блиндаж, в котором за сели гитлеровцы. Пулеметным огнем они прижаЛи к земле нашу пехоту, и атака захлеб нулась. Все ближе к залегшей цепи ложились вражеские пу ли. В эту тяжелую минуту от цепи стрелков отделился крепкого' сложения боец. Глубокий снег /мешал ему ползти, но ой с авто матом и гранатами в руках продвигался вперед, все бли же и ближе к блиндажу, ни на минуту не останавливаясь. В 15—20 метрах от огневой точки порывисто вскочил и бросил в блиндаж одну за другой ручные гранаты. Про грохотал взрыв, и в тот же момент вражеская пуля обор вала жизнь героя. Родионов погиб, но своим героическим подвигом поднял пехоту в атаку. Блиндаж был блокиро ван, а его гарнизон уничтожен. Наступление продолжалось. На следующий день, в канун 27-й годовщины Красной Ар мии герой-сапер был со всеми почестями похоронен. Мы, его боевые друзья, храним память об этом отважном человеке. К сожалению, мы ничего не знаем о его семье и просим родственников Тихона Андре евича Родионова откликнуться по адресу: Москва, Ж-388, Кухмкстерова, 18, кв. 53. Со вет ветеранов. С. ЧЕРНЫХ, полковник запаса. К 1 5 0 -ле ти ю со дн я р о ж д е н и я Л . Н . То лс то го В СЕНТЯБРЕ нынешне го года наша стра на, все прогрессивное человечество будет отмечать 150-летие со дня рождения великого русского писателя Л. Н. Толстого. В преддверии этой знаменательной даты Мо сковский центральный музей не достроили дс сих пор. И приходилось отходы вывозить спецмашиной. Очень неудобное это дело, да и полной очистки не обеспечивает, И надумали на гусиной ферме произвести испытания еше не принятых комиссией очистных сооруже ний самостоятельно. Не имели нрава этого делать, но все- таки решили попробовать, авось, выдержат. И спустили навоз в отстойник. • Не выдержала перемычка жижесборника. Двести кубо метров ядовитых стоков хлыну ли в водохранилище. Виновными в загрязнении водоема госрыбинснекция на звала главного инженера-энер- гетика птицефабрики «Россия» В. М. Тонких, главного инжене- ра-техника В. М. Губского, упра вляющего гусеводческой фермой М. Б. Варварина, ме ханика фермы В. Н. Щукина. Начальник бассейнового управ ления «Цнмлянск-рыбвод» В. В. Лебедев наложил на них штраф по 100 рублей с каждо го. Со| строителей же, разумеет ся, как с гуся вода: они ведь не в загрязнении водоема ви новаты, а всего лишь в затяж ке строительства... Отсюда вытекает в обшем-то всем известная мораль: ни в коем случае нельзя сдавать и тем более принимать вновь по строенные объекты с недоде ланными очистными сооруже ниями. Эта простая истина разве только что Карасю или Гусю невдомек. И. СЕВРЮГОВ. П Е Р Е ДВИЖ НАЯ В ЫСТАВКА Л. Н. Толстого организует Пе редзнжные выставки, посвя щенные его творчеству. Липецкий край тесно связан с именем Л. Н. Толстого — на станции Астапово прошли по следние дли его жизни. Именно поэтому первая пере движная экспозиция, по священная 150-летию со дня рождения писателя, откры лась на липецкой земле. В ми нувший четверг в выставочном зале областного центра со стоялось ее торжественное открытие, в котором приняли участие заместитель начальни ка облисполкома А. М. Орехов, представители партийных орга низаций, работники областного управления культуры, общест венность. Открывая выставку, замести тель начальника областного управления культуры Н. Н. Федосеева подчеркнула, что она станет событием большой важности в культурной жизни Нашего края, В дни работы выставки будут Проводиться лекции, экскурсии, встречи с учащимися, студентами, рабо чими. Новая экспозиция, сказала в своем выступлении заведую щая Московским музеем Л. Н. Толстого С. Е. Стриженова, представляет собой лишь часть материалов, знакомящих с жизнью и деятельностью пи сателя. Но она довольно полно дает представление о значении в мировой литературе замеча тельного русского художника слова. Зрителям, безусловно, будет интересно познакомиться с редкими фотографиями Л, Н. Толстого, его книгами. Экскурсии, которые проводят ежедневно, кроме понедельни ка, сотрудники музея, во мно гом пополнят знания и пред ставления слушателей о твор честве Л. Н. Толстого новыми интересными фактами. Л. ДУВИНА. НА РОДИНЕ ПИСАТЕЛЯ Большую подготовительную работу ведет к 150-летию со дня рождения вели кого русского писателя Льва Николаевича Толстого Липецкая писательская органи зация. Сейчас несколько групп липецких литераторов нахо дятся в районах области, они рассказывают о жизни и твор честве Толстого, о связях писа теля с Липецким краем, делят ся своими творческими плана ми. Во Льве-Толстом побывали ответственный секретарь писа тельской организации Ю. Я. Шифрина и писатель Б . А. Добряков. О т выступили пе ред швейниками филиала *мо- сковежого объединения «Со кол», в районном объединении «Сельхозтехника», встретились с посетителями дома-музея Льва Николаевича. С по-мошью райкома партии были организованы беседы о творчестве писателя. 22 авгу ста в районном Доме культуры состоится большой вечер, по священный творчеству великого русского писателя. В ближайшие дни липецкие литераторы посетят ряд /уугих районов области. • А. ЛИДИН- Гаст роли В о л г о г р а д с к о г о театра м у з ы к а л ь н о й к о м е д и и «МЕЛ ОД ИЯ СН Е Ж НЫХ ГОР » Открывшиеся гастроли Вол гоградского театра музыкаль ной комедии как бы подводят итог всему гастрольному теат ральному сезону в Липецке. Может быть, еще рано гово рить в целом об искусстве вол гоградцев (липчане впервые встречаются с этищ коллекти вом, а его гастроли только на чались). Но афиша наших го стей выглядит весьма привле кательно и многообещающе:' ©на включает в себя более де сяти названий, среди которых мы найдем и лучинке образцы классической оперетты — «Сильва» и «Марица» И. Каль мана, «Пертакола» и «Прекрас-' пая Елена» Ж. Оффенбаха — и немало современных, .музы кальных комедий, иные из ко торых (например, «Бабий бунт» Е. Птичкина) совсем недавно появились на сценических под мостках, а для других—театр стал первооткрывателем. В Частности, первыми в стране волгоградцы поставили и му зыкальную комедию Г. Цабад- зе и Е. Шатуновского «Мело дия Снежных гор», с которой липчане уже познакомились. О ней мы и поведем разговор. «Мелодия снежных гор» бы ла впервые поставлена в 1972 году и вызвала весьма благо- желательные отклики. Доста точно сказать, что на смотре музыкальных театров страны этот спектакль получил одну из первых премий. С тех пор комедия была принята многими театрами, а у волгоградцев прочно вошла В репертуар и до сих пор пользуется неизменным успехом у публики. Забегая вперед, скажем, что и липчане тбПло и гостеприимно отнес лись к ней — было много цветов и аплодисментов (.постановка главного режиссе ра театра народного артиста РСФСР Ю. Генина). Спектакль уносит нас к Вы сочайшим вершинам Кавказа, в горную Сванетню, к силь ным, гордым и душеввю кра сивым людям — нашим совре менникам, рассказывая бесхит ростную, но в е с ь м а осложненную противоборст вующими силами ис торию любви Тариэла и Тина тин. Наверное, так и не быть бы им счастливыми, если бы на помощь не пришли работаю щие в этом районе русские геологи, которые в конце кон цов распутывают клубок лжи, нагроможденный соперником Тариэла, случайно оказавшим ся в этих краях, туристом Ми хаилом. Но все заканчивается благополучно, влюбленные сое диняются, порок разоблачен, наказан и изгнав. Это, так сказать, внешняя сторона, сюжетная канва. Как видим, драматургия спектакля не отличается оригинальностью построения и в музыкальной комедии имеет множество ана логов. Сильной же его сторо ной, на мой взгляд, является изящная музыкальность, мяг кий и сочный юмор и главное — убедительное утверждение чистоты человеческих отноше ний. Сквозь всю его ткань красной нитью проходят слова Кетобан: «Но если ты пере станешь помогать людям, то кай же ты можешь жить на свете, сынок?» Они звучат (по ка еще несколько декларатив но) в первой картине, ими — теперь уже доказательно и Ло гично — заканчивается спек такль. И если говорить до кон- ца, то мне представляется, что режиссерское решение спек такля направлено йа высветле ние именно этой, а не любов ной его линия. В самом деле, разве не благородство Тариэ ла, избравшего чреватую ог ромными опасностями профес сию горноспасателя, не его жаркое желание помогать лю дям в трудную минуту прежде всего подчеркивает в своем ге рое заслуженный артист УССР B. Вжесинский? Разве не имен но эти черты Тариэла привле кают Тинатин (артистки М. Галимханова)? Услышав звук колокола — сигнал бедст вия в горах, вопреки всем сво им опасениям, она вручает ему снаряжение своего погибшего отца, тоже горноспасателя. На конец, если мы обратимся к .против-ной стороне конфликта — к образу Михаила (.артист Ю. Чиркин), То разве не заме тим, что режиссер умышленно затушевывает этот характер? Он Проходит по спектаклю лишь бледной тенью, стати стом, необходимым лишь в той мере, в какой он завязывает сюжетный узел и в отражен ном свете помогает ярче рас крыть то доброе, смелое, муже ственное, . то социально значи мое, что заложено в образе Тариэла. Таким образом, за внешней неприхотливостью сюжета постановщик сумел увидеть и выявить для зрите л я реальные ценности коме дии. Разумеется, в этом ему по могали актеры и в первую оче редь В. Вжесинекин, хорошо владеющий как драматическим, так и вокальным искусством. Думается, что в плане актер ских работ образ Тариэла — наибольшая удача посхановки. Первые спектакли показали, что театр наших гостей распо лагает интересной группой ко мических актеров, способных внести в спектакли много юмо ра, вызвать веселый смех зри тельного зала, сделав это так тично, без нажима, п<^.ой с мягкой, доброй грустинкой. В этом смысле липчанам, несом ненно, понравился артист C. Алоянцев (Теймураз). Его герой, добродушный, немнож ко по-стариковски хвастливый, ко такой милый и чистосердеч ный человек, явно пришелся по душе зрителям. Не менее приятное впечатле ние оставляют артистки В. Клейн (Ната) и 3. Силкина (бабушка Оля) — хорошим актерским темпераментом, тон ким чувствам сценического су ществования созданных харак теров, четким пластическим ри сунком. Несомненным украшением спектакля являются вставные балетные номера. Впрочем, так ли уж они «вставные»? С пол ным правом это слово может быть отнесено разве только к танцу знаменитых киито, весе лому, озорному, но, увы, на мой взгляд, явно не отвечаю щему ни месту, ни времени. Ведь сами кинто — тбилисские уличные торговцы — давно канули в вечность, » их появ ление в комедии наших дней, к сожалению, ничем не оправда но. Интересно оформление спек такля (художник — заслужен ный деятель искусств Абхаз ской АССР Е. Котляров). Мрачные громады гор, мощные пластовые наслоения — все это оставляет сильное впечат ление. Может быть, следовало тщательнее отнестись к костю мам — изйщиые «городские» туфли на геологах явно не со ответствуют ни условиям, ни всей остальной их амуниции. Но это уже мелкие небрежно сти, которые хотя и не очень привлекательны, но легко уст ранимы. В целом спектакль ос тавил приятное впечатление. И Н ТЕРЕСНЫХ КИНОАРТИСТ! «Не ищите другого мальчика, все разно луч ше меня не найдете!» — заявил семилетний Володя Чубарев. Он пришел на Киевскую киностудию име ни А. Довженко с твер дым желанием сняться в фильме. Непосредствен ность, уверенность в себе привлекли реж иссера A. Муратова, создавшего картину по произведениям М. Стельмаха, С тех пор неугомонный голубогла зый артист стал участни ком многих лент. После мечтательного и любопытного сельского паренька Михайлина из фильмов «Щедрый вечер» и «Гуси-лебеди летят» Во лодя превратился в от чаянного смельчака Жига на в киноленте «РВС». За тем вместе со своим но вым героем маленький ар тист пережил события Ве ликой Отечественной вой ны, приняв участие в только что снятом филь ме «Воспоминания». Сейчас у шестиклассни ка Володи, как у всех школьников, — каникулы. А когда придет сентябрь, мальчишки и девчонки из шестого класса 214-й шко лы, по традиции, засыпят Володю вопросами. Кто- нибудь обязательно спро сит, не решил ли он стать киноартистом. Но Володя твердо стоит на своем: он будет шофером! ГДЕ ЖЕ МОГИЛА ОЛЕГА! Давнюю уверенность жи телей поселка Старая Ла дога в том, что могила ле- > тендерного князя Олега находится в одном из кур ганов близ их села, пока не подтвердили ленин градские археологи. Точ ный анализ остатков утва ри, конской сбруи, других вещей, найденных в захо ронении, показал, что они значительно старше 922 года, в который князь при нял смерть «от коня свое го». — Однако поверье име ет под собой достаточно веское основание — сви детельство новгородского летописца, закончившего повествование о гибели » Олега словами «...есть могыла его в Ладозе», — рассказывает директор ме стного филиала областного краеведческого музея B. Игнатенко. — А потому мы не теряем надежды найти ее. В нынешнем сезоне ле нинградские археологи продолжают раскопки в Староладож ской крепости, многочисленных курганах на древнем пути из «ва ряг в греки». И, как знать, мож ет быть, именно они ответят на вопрос, где же покоится прах «вещего Олега»? ДОКУМЕНТЫ О «ТАИНСТВЕННОМ» УЗНИКЕ «Я бы от всей души ж е лал, чтобы в нашем Отече стве было побольше лю дей, в которых было бы столько же любзи к Рос сии, столько же бескоры стного участия в ее бу дущности», эти строки о Герцене и Огареве были написаны в Петропавлов ской крепости человеком, чье имя несколько десяти летий оставалось неизвест ным. А его самого называ ли «русской железной маской». Таинственный узник, двадцать лет томившийся в одиночке Алексеевского равелина, был брошен ту да в 1861 году по личному повелению царя «вплоть до особого распоряж е- ' ния». Во время допросов он заявил, что стремился к уничтожению самодер жавия и помещичьего пра ва на землю. Это был Михаил Степанович Бей- деман, ставший главным героем исторического ро мана О. Форш «Одеты камнем». Редкие материалы, от носящиеся к его юноше ским годам, экспонировал Центральный государст венный архив Молдавской ССР. Бейдемаи в 1857 го ду окончил Кишиневскую гимназию. Несколько меся цев под фамилией Дубро вина он работал наборщи ком в вольной русской ти пографии Герцена в Лондо не, где набирал «Колокол». А раньше, как писал в сво их воспоминаниях Н. Шел- гунов, который перестуки вался с Бейдемаиом в Алексеевском равелине, он сражался за свободу Италии в отрядах Д. Гари бальди. (Корр. ТАСС). Дом отдыха «Сухоборье» Новолипецкого металлурги ческого завода расположен в живописном месте. Здесь лю бят бывать рабочие предприя тия. Нынче в Доме отдыха сотни металлургов укрепили свое здоровье. На снимке: в доме отдыха «Сухоборье». Фото Ю. Ардашева.
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz