Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
З Н А М Я ааи8швдашшвш1 г у & с к р е с / ш ц ВЫ ПУСК Р АД О С Т Ь ОТКРЫТИЯ Ольг а Михайловна поудоб ней устроила натруженные но ги и, опустив вязанье на ко лени, взглянула на Марию . Обе в этот момент подумали об одном и том же, и легкая улыбка тронула лида . — П ро жакет хотите рас сказать?— чуть покраснела Мария . — П ро него,— кивнула го ловой Ольга Михайловна .— М ашенька у меня была спо- чрбной ученицей, понятливой . .'сновные п риемы вязальщи цы всего-то за месяц освоила . Вот и п о ручила я ей самосто ятельно связать жакет, вроде как экзамен устроила . А т ут * как на грех ноги разболелись, врач выписал бюллетень . Ид у домой, а сердце как чув ствовало, дай, думаю, в цех загляну на минутку . П рихожу, смотрю, сидит моя ученица с жакетом и слезами обливает ся . Ве рнули жакет-то, не так связала . О х, го ре горькое . Се л а я за машину и давай пере делывать . З аказчица-то ждать не будет, срок вышел, Ольга Михайловна оглядел* цех, как будто хотела рас смотреть что-то . види мое толь ко ей . Тон к ая паутина цвет ных нитей тянулась от бабин, и вязальные машины, погло щая ее, плели полотно со сложным узором или гладкое с чуть заметной ворсинкой . Н а наших глазах свершалось вполне привычное чудо, не когда так поразившее Марию Ряузову, вязальщицу произ водственного объединения «Липецкоблтрикотажбыг* . «Зн аете, призналась Мария, я ведь тогда и под машину ла зила, все мне хотелось узнать, как же это получается — го товое полотна И очень хоте лось самой связать ажурное платье, такое, как пена мор ская, . Пото м поняла — чудо не получается само собой, его творит человек» . Пон я л а моло дая вязальщица и другое — чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много и упорно трудиться . З апомнила, впитала в себя наказ своей наставницы Ольги Михайлов ны Сечиной,которая всегда го ворила: не спешите, девочки, работайте внимательней, ско рость приходит с опытом . Сечин а была строга, застав ляла учениц по нескольку раз переделывать работу, чтобы добиться безупречного качест ва. Она и сейчас такая. 'Только теперь уже не вяжет, а про веряет чужую работу — конт ролер ОТК. Соберутся в пере рыв вокруг Ольги Михайловны девчата, ластятся, а она непо колебима, тут же на месте начинает разбирать ошибки. Каждому в глаза выскажет. В объединении «Липецкобл- трикотажбыт» работает в ос новном молодежь. Рядом с Марией Трофимовной Ря,узо вов, производственный стаж которой насчитывает 12 лет, стоят совсем молоденькие дев чушки — Наташа Абрамова, Рая Пастухова, Наташа Хох лова и другие. Трудно дались Ряузовой первые шаги, но н у других они были не легче. Работает в объединении Вера Чершинце- ва. А она начинала как и Ма рия, в 16 лет ученицей Ольги Михайловны. Снова и снова по нескольку раз переделыва ла одну и ту же деталь, пото му что наставница упорно до бивалась качества. Теперь ""''Чершинцева — технолог, ува жаемый специалист, а Ря.узо- ва — лучшая вязальщица. Чтобы удостоиться этого по четного звания, нужно было постоянно завоевывать пер венство в социалистическом соревновании. А потом, на сле дующий год все начиналось сначала. Ведь это звание не дается навечно, его надо под тверждать. И с каждым годом все трудней, потому что рас тут молодые кадры, обгоняют. Вот, к примеру, Рая Пасту хова. Не так давно вышла из учениц н почти сразу застави ла о себе заговорить. Весь коллектив с напряжением сле дил за её успехами. Рая по примеру челябинской вязаль щицы решила работать на двух машинах одновременно. Это было смело. Очень смело и нелегко. Нужно было удвоен ное внимание, большое напря жение, чтобы при такой на грузке не пострадало качество. Пастухова была первой, вто рой — Ряузова. Не могла Ма рия остаться в стороне от этого дела. И права такого не имела, потому что был я ее жизни день.» Этот день начался обычно, как всегда. Ряузова стояла за машиной н вдруг подходит одна из вязальщиц с поздрав лением: наградили, говорит, тебя, Мария. Маша не пове рила. Но подходили все новые люди, ее товарищи по работе, подруги, пока, наконец, не образовалось тесное * кольцо. Она стояла в середине, взвол нованная. Пришла и Ольга Михайловна, всплакнула на радостях за свою ученицу. А потом в облисполкоме Марии Трофимовне Ряузовой вручи ли орден Трудовой славы III степени. Домой не шла, . на крыльях летела. Отец, Трофим Максимович, старый труболи тейщик, глава большой трудо вой семьи, поздравляя дочь, сказал: «Ордена, дочка, дают за большие дела, а тебе он вроде как аванс. Работай так, чтобы люди тебя уважали, чтоб не стыдно было перед ни ми. И не зазнавайся». Дочь поняла отца. И вот те перь, когда Рая Пастухова смело поддержала почин но ватора, Ряузова решила пойти чуть дальше. Работать не просто на двух, а на разных марках машин. Одна из них была очень • сложной, может быть, поэтому долго не нахо дилось охотника(на ней ра ботать. Мария взялась. Потом почин * подхватили другие — М . Т. Шащииа, Н. М . Дмит риева, А. С Бурых. Даже бывшая ученица Ряузовой, а их у нее к то> 1 у времени было немало, — Наташа Абрамова не побоялась взяться за труд ное дело. Теперь они друг под ле друга как равные. Великая сила — коллектив. Она, эта сила, разумно на правленная, не дает человеку топтаться на месте, влечет его вперед, заставляет постоянно оценивать свои поступки мне нием: товарищей. В таком кол лективе обычная история, ког да вчерашняя ученица выпол няет ответственную роль вос питателя. И это закономерно, продиктовано социалистиче ским образом жизни, где поло жение человека в обществе определяет его общественно- полезный труд. Теперь самое время задать Марии вопрос: счастлива ли она, ведь добилась уже многого. Вопрос был задан ей в ту минуту, когда обо рвалась нить на той сложной и капризной второй машине. Мария жестом показала на нее: —Видите, стала. Теперь на-^ до начинать все сначала. Я4 ведь могла бы давать двести процентов плана ежедневно. А даю 160. Чтобы справиться с такой машиной, надо учиться. Хочу в этом году попытаться поступить в техникум. Но не в этом дело. Если хочешь рабо тать так, чтобы не только лю ди — сама себя уважала, на до учиться постоянно. Учиться, не только работать — думать, искать, ладить с людьми, пе редавать опыт. Учиться науке жизни. Об этом говорил Леонид Ильич Брежнев, выступая на X VIII съезде ВЛКСМ , и именно эти слова сама жизнь подсказала Марии Р я у з о в о й . В. РОМ АНЦ ОВА. П ЕРЕДО мной книга «По , ленинскому пу ти» . Вос п оминания старых большевиков . Бегло лист аю страницы — для перво го знакомства . И вд руг—на звание близкого сердцу моему города . -.«-Моя революцююмна я рабо та в Липецке и Ельне» . Р асска зывает о себе и товарищах по подполью Михаил Аристархо вич Шуваев . «Все с амое важ ное в моей жизни связано с ра ботой в партии», — так о« на чинает свое повеегтооваиие © пвдшштшштжмимхпип ЗДРАВСТВУЙ , ГОРОД МОЕЙ ЮНОСТИ ИЯ111П1НП11511ВКЛ1П1111ПП11ПР событиях, за которыми годы, многие десятилетия . '— И я уже жадно вчитываюсь в каж дое слово, а мысли воввра- щают в мою, хотя и не такую уж далекую юность. Вот я б рожу по улицам быстро ра стущего, индустриально креп нущего Липецка . Мих аил Ари стархович вспоминает, что оя «работал в подпольной типо графии, которая помешалась в доме купца Шелеховац под ма стерской дамских шляп» . Р абота подпольщика — этю риск и—аресты . Не миновал ях и Михаил Аристархович, при чем после второго ареста, уже в Ельце, был осужден на веч ную ссылку в Сибирь . «В Си бири мы, ссыльные, работали на так называемой «колесухе» — строительстве колесной д о р о т через тайгу» . Я решил бежать . Это мне уда лось, я скрылся в Китае—Мы вели пропаганду среди китай ских рабочих . А з атем — Япо ния, Америка— Лишь после февральской революции вер нулся в Россию . П риехав в сентябре 1917 года в Липецк, сразу же включился в борьбу за новую жизнь» . Ст роил он ес, как и подобает большеви ку: страстно, с неугасимым пламенем в душе, упорно прео долевая трудности и невзгоды, радуясь даже самому малень кому успех у. Недаром Михаилу Аристар ховичу Шуелеву было присвое но звание «Почетный гражда нин города Липецка». Он очень гордился этим вы соким знанием. Гордился рав- махом преобразований в горо де, неповторимым обликом его, славой и взлетом, счастьем липчан. «Душа радуется...» — заканчивает свои воспомина ния человек, пронесший сквозь длинную вереницу трудных лет свою неизменную любовь, вер ность идеалам ленинской пар тии коммунистов, в которой он состоял с 1903 года. Хоть и давно я уже жи тельница подмосковною горо да Серпухова, но с Липецком меня многое связывает, и я всегда радуюсь, видя, как шаг нул вперед этот старинный русский город. Здесь я окон чила среднюю школу. Отсюда уходила защищать Родину в трудную годину Великой Оте чественной. Сюда вернулась после победы. Здесь родилась моя первая дочь, ставшая на всегда датчанкой. Здесь живет моя мать — мое начала Я благодарна тебе, город, оставивший добрый след в моей жизни. Здравствуй и про цветай во веки! Советую вам, дорогие чита тели, познакомиться с этой ин тересной н полезной книгой. Прочтя последнюю страницу ее, вы невольно задуваетесь над судьбами многих людей, о которых в ней рассказывается. Пусть эти очерки различны по месту и времени, но их связы вает, объединяет глубокая ис торическая сущность, верность марксиетско-ленинскому уче нию. Т. КАЗАНИ НА. ШШт БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, МАЛЫШИ! Стены светлой комнаты, разрисованные детсюшв картин ками, спортивные лесенки, различные «грушки, велосипеды — все это напоминает детский сад. На самом деле так (оборудо ван кабинет лечебной физкультуры Липецкой детской полик линики № 1. Хозяйкой его является инструктор Людмил* Клавдиевна Стриканова. Шесть лет она работает здесь после окончания Липецкого медицинского училища. Прошла школу специализации и теперь имеет нс только опыт, зло и прочные специальные знания. Л. К. Стриканова здесь и как воспитательница. Ведь к каждому ребенку надо найти подход, увлечь его определенным видом спорта, к примеру, заставить для развития мышц прокручи вать педали велосипеда или тренировать руку подпрыгиваю щим мячом, подняться на высоту стенной лестницы или вы полнять упражнения лечебной гимнастики. За свою работу Л. К. Стриканова имеет много благодарностей от родителей маленьких пациентов. На снимке: инструктор лечебной физкультуры Л. К. Стрика нова со Светой Мясоедовой. Фото Ю. Клюева. «А Я ВСЕ-ТАКИ ДОСТРОЮ Ш ЕСТУЮ ДОМНУ» Провожали бригадира.» Собрались на сей раз не в вагончике. Всем участком вы шли на площадку, что прямо против домны. Будто на ра бочие места шли, да вот ос тановились почему-то. Машины рядом гудят. По званивает кран-трудяга. Все, как вчера — привычно, доро го. И старается не. смотреть бригадир на белый листок ватмана, на котором написа ны теплые слова в его адрес- 113 пенсию он уходит, брига дир Уколов. ...Кто возьмется подсчитать теперь, сколько счастливых и трудных дней за плечами. Сколько строек 'Позади. Цеха Магнитки- Домны Магнитки. Годы, их проще счесть: возь ми и отними от семьдесят восьмого... А он все-таки стройки считает. Те, которые стали судьбой. Позавидовать бы сейчас парням, что рядом стоят — его товарищи, воспитанники. У них все только начинается. Еще многое успеют, и сколько ярких строк еще впишут в летопись стройки. А ребята наставнику своему по-добро- му завидуют: какое мастерст во и опыт у человека, какое признание, почет! Крепко ве рит сейчас Володя Киленни- ков, что впредь любого но вичка в их коллективе непре менно встретят рассказом о бригадире Уколове. А Саша Шальнев вот так же, как се годня, всегда с гордостью до бавит: «Мой первый учи тель...» Десятая питомцев Уколова трудятся на Липецкой Маг нитке. Среди них немало опытных мастеров, бригади ров. Может, и трудной каза лась им когда-то наука Ива на Сергеевича, только ведь не это помнится, а пе-рвые тру довые победы. И не умели радоваться в одиночку. Й го ворили тогда парни благодар ные слова: «Спасибо, учи тель!». ...Ивана Сергеевича Уколова тепло поздравляют начальник первого управления «Югово- стокстальконструкция» А. Д. Себякин, заместитель предсе дателя объединенного пост- ройкомз треста «Липецкстрой» В. Д. Дремин, начальник ком сомольского штаба стройки Юрий Сырых. Герой Социали стического Труда бригадир М. И. Меркулов. Впрочем, поздравляют — это, пожалуй, не то слово. Благодарят. За труд. За дружбу. За науку. Учитель передает свое дело ученику. Анатолий Комаров принимает из рук Ивана Сер геевича Уколова бригадир скую каску и монтажный по яс, заверяет коллектив второ го участка «Юговостоксталь- конструкции», что с честью продолжит дело своего на ставника. Цветы, подарки, памятные адреса, крепкие рукопожатия И это — тоже награда, как и те ордена, что Уколов полу чил за ударный труд. -Провожали бригадира. Рядом — машины гудят. По званивает кран-трудяга. Все, как вчера. Привычно; дорого. Обвел бригадир взглядом то варищей, помолчал мннутяу—- н взмахнул рукой. — А я, братцы, все-таки шестую д<жну дострою.» Г. КАЙ Д АЩКО. СТИЛЬ ВАМПИР ИЛИ СФИНКСКАЯ ГОЛОВА (и з с о в р е м е н н ы х с к а з о к ) Природа начиналась сразу же за массивной чугунной оградой фигурного литья. Тихая речка, подернутая, как в кинофильме, кисейным ту маном, за нею живописные холмы и синий, как в переда че «Клуб кинопутешествий», лес. А за лесом высовывалась такая трогательная половин ка солнца! Потянувшись во всю могучую грудь и помотав косматой, черноволосой голо вой, Михаил Иванович про рычал: т - Хорошо, забодай тебя комар! Лоно! И опустил руки на ограду. Но тут же отскочил, как ош паренный, оглашая тихие ок рестности душевной браныо. - г Что с вами? — участли во спросил из-за ограды щуп ленький, „маленький человек с сухим лицом и бесцвет ными глазами. На нем был ЛИНЯЛЫЙ спортивный К:ОСТЮ|Ч~ чик и стоптанные старые бо тинки. В руках — тяпка, —А? — будто захваченный врасплох, повернулся к нему всем корпусом Михаил Ива нович. — Ты кто? — Ваш сосед. — А-а... Это хорошо. С со седями надо жить в ладу — забодай тебя комар. — Иван Михалыч, -— пред ставился маленький человек большому, Тот обрадовался. — Во! А я Мнхал Ваньгч! Тезка наоборот, —- и протянул было руку через ограду, но тут же отдернул ее назад, — Кусается! — Кто? г - Забор. Я тут, чтоб в сад не лазили, электропастуха поставил, да забыл, забодай его! Вот и щелкнуло. И захохотал, потирая бока. Потом как-то сник и замотал головой. — Трещит башка. Вчера новоселье отмечала. Теперь лечиться надо. Может, хва тишь со мной за знакомство? Там осталось. И кивнул в сторону двух этажного дома, стоявшего в самом центре садового участ ка. — Да, дом у вас, что на до, — вежливо похвалил со сед, нс отвечая на предложение выпить. — Прямо — дворян ское гнездо. — А ты как думал! Я мело читься не люблю. Да ты пе реходи сюда, я тебе покажу. Когда сосед пришел, Ми хаил Ивановки переспросил. — Барская усадьба, гово ришь? А что? Похоже. Мне проект лучший архитектор де лал. В этом самом стиле, каж его... — Рококо? — Да, нет, по-другому. Тут еше сфинки с человечьими головами требуются и колон ны, как в Доме культуры. Ну, сфинок я не пробил пока. А колонны мне предлагали сло жить из кирпича и мрамором облицевать. Но я не стал с такой халтурой связываться. — С таким зданием много возни требуется, — заметил гость. — Два года, минимум. А вы его, как в сказке, чуть не за одну ночь подняли. По щучьему велению, что ли? — Гм, — усмехнулся само довольно Михаил Иванович.— Чего оно стоит, твое щучье веление? По-моему хотению — вот как! Я ведь человек такой, меня, все знают. Сниму трубку, что захотел — то и будет. Надо кирпич'— Сидор Петровичу звякну, блоки, пе рекрытия — Петру Фомичу. Да и зачем я буду с этой колготаой кирпичной кладкой возиться? Я прямо секции за казал. Сделали- в два счета, привезли и поставили. *— Ведь не делают такие нестандартные секции, — усомнился Иван Михайлович. — Кому не делают, а мне сделают. А куда они денут ся? Крыша, вон, нержавей кой покрыта. А дорожки, об рати внимание, дорожки. Они, чистой облицовочной плиткой вымощены, забодай тебя ко мар! Стиль, понимаешь, стиль, как его? — Ампир, что ли? — Во-во,' вампир. И добавил из вежливости: —Ну, у тебя домишко—то же ничего. Деревянный, ко нечно, из досточек, А вот крыльцо и оконные наличники мне у тебя нравятся. Резьба. Кижи! Это кто тебе сделал? Из худфонда, что ли? — Да нет, — застеснялся сосед. — Домик я сам ско лотил, а резьба». Это хобби. — Хобин? Не слыхал. Это кто такой? И опять не стал ждать от вета. — Ты яблоня водишь? У тебя, вон, жалкие прутики торчат. А у меня уже взрос лые — пятнадцатилетии. Как они тут выросли? Сосед пожал плечами. — То-то! Уметь надо. Мне Сидор Митрич тоже такие прутики предлагал — лучшие, дескать, мичуринские сорта. А на что мне те сорта, если их пятнадцать лет ждать на до? Говорю Митричу: «Ты, забодан тебя комар, дело не волынь. Давай мне вон те, большие». Начал отнекивать ся: да как их выкапывать, да как перевозить? Не твоя забота, говорю! Деваться ему и некуда. Знает: не даст, ко мне может не обращаться, С какими угодно накладными и распоряжениями, хоть от са мого господа бога, явится, а я ему тоже, что нужно, не дам. — Дал? — Дал, сквалыга. Ну, я, значит, мобилизовал трактор- лопату, автокран, пару гру зовых. Сергей Николаевич взвод выделил. — Солдат, что ли? — Да ну! Пожарников! За день управились. — Мех ал Иваныч, а что это у вас на грядках растет? Никак не пойму. — А у тебя? — хитро чус- мехнулся хозяин— —Да так, разное: клубнич ка, помидорки, огурчики, морковка, там петрушка. Что сумел, то посеял. — Сам? — А кто же? Я все. собст венноручно. Очень для здо ровья полезно и для культур ного отдыха. — Это верно! Насчет здо ровья и культуры — верно. Для того и на лоно выбра лись. А только когда? То надо достать, то подвезти, то пробить. Когда с этой мор- кошкой — картошкой возить ся? Не, я это дело специали стам поручил. Тут мне садов ники-огородники и грядки по делили и всякую муру поса дили. Растет, зеленеет! — А вы кто? — после не долгого молчания спросил со сед. — Я? Э-э, брат. Я человек серьезный. Шишка—гне шиш ка, но место бугроватое. З а ведую по снабжению. Чем, не важно, но всем гуж ея, к все меня знают. Я и себе, и кому хочешь все, что угодно, моту организовать. Хоть бы к те бе, например. Чего ты хочешь вот сейчас? Иван Михайлович вожал плечами. — Ничего. Я все сам. — Сам, — усмехнулся хо зяин. — Хотя, конечно, что с тебя взять? •— И дорого вам все это обошлось? — обвел участок рукой гость. --„Мне! Да ни копейки! Все из одного уважения. Меня люди ведь любят! А то куда ж они денутся? — Да нет... Это добро не одного уважения .ХГОИТ. Тут сколько средств пошло. И, на верное, ^государственных.» — Ах, вот ты как, забодай тебя комар! Может ты из ОБХСС? Ну что ж! Мне и с ОБХСС тоже контакт нужен. Ведь у меня начальник был. Голова! Большой человек! Не мне чета. Он бы на этом уча стке не дворянское гнездо, а южный берег Крыма сделал. Но... не повезло. Нарвался на ОБХСС, а контакта нет. Сня ли. Под следствием. — За что лее? — За умение жить и де лать дела. Теперь вот нового назначают. Ягодкин такой. Не слыхал? Лопух, говорят, а не Ягодкин. Ни себе, ни людям. Ты, Иван Михалыч, заходи. Мы с тобой для зна комства сейчас по маленькой вхрячим. А ты меня потом со своим Хобиным познакомишь. ^Уж очень хороши у тебя ш - ‘жи на крыльце. — Да я ведь не пью, Ми хаил Иванович. — Ну-у! — удивился хо зяин, — Это плохо. Ты что? Интеллигент? Или... — Да нет. Я тоже по ва шей части работаю. Началь ником над заведующими по снабжению меня недавно на значили... Михаил Иванович встре вожился. — А, извините, как ваша фамилия? — Лопух я, Михал Ваныч! Тот самый. Ягодкин. Не будем заимствовать у Гоголя немую сиену Из «Ре визора». И. СЕВРЮ ГОВ. На снимке: стырь». вид яа заповедную зону «Новодевичий мона- Фого В. Кошевога (Фотохроника ТАСС). Ю М О Р СВЕТ В ОКНЕ Ну, ладно, у меня свет го* ? рит до поздней ночи, потому что я пишу. Хорошо, плохо ли я это делаю — судить чита телю. Но вот почему единст венное окно противоположно го дома светится, как и у ме ня, — ума не приложу. Что там может человек делать? Читать, лепить, или, как я, пи сать? Ведь одновременно со мной он выходит на балкон покурить, вместе мы удаляем ся в комнату и — движенье в движенье — садимся за стол и наклоняемся над ним. Но я-то работаю, а ои что? Такая симметричность волну ет меня уже третий год. Уж не гигантское лн зеркало пе редразнивает мой дом и меня самого? Да нет! Тот живет на пятом этаже, * я — на ме стом. Мне все как-то неудобно Г пойти к нему и познакомиться: \ так, мол, н так. я пишу». О ‘ луне, о м ц щ , • «осмосе. Луна у меня, например, в последнем романе, разрезан ная пополам дыня, звезды — ее семечки, еше не обсохшие, а космос — прозрачный ста кан, наполненный жидкостью от той самой дыни. Неужели и он нашел такие же меткие сравнения, если он, конечно, пишет? Тогда зачем два оди наковых романа? Зачем лю дям голову морочить, сбивать с толку? Пойду, обязательно пойду к нему завтра утром — терпение мое лопнуло, сил разгадывать эту загадку у меня уже нет. И вот настало утра Солн це, как помидор — этот образ нужно вставить в очередной роман! — висело в небе, слов но на ниточке. Вокруг, как соль, елозили облака, ища, видимо, надреза. Подошел я к дому и опешил. Привык я его видеть ночью — дом как дом! — я днем... гос-с-с-спо- ди.! Незаконченный строите лями девятиэтажный домище. Поднялся на пятый этаж, по знакомился с одиноким жиль цом — сторожем Бессоновым Прохором Ивановичем, н все разузнал: «заморозили», ока зывается, строители эту махи ну, три года о ней никто не вспоминает. Прохор Иванович, как выяс нилось, тоже пишет. Как говорит, нужда заставила. Луна у него только выглядит металлическим рублем, а звезды — копейками. Космос он сравнивает с пустым до мом... Вот я думаю, если про этот дом еше лет пять не вспом нят, хороший писатель выку ется из Прохора Ивановича. А пока мы с ним ночью выхо дим на балкон и долго-долго курим. А свет в окнах—у не го и у меня — видимо, горит не зря.» М1. КОВАЛЕВ. ИНТЕРЕСНЫХ СЕТ Т ЕР © С З ВСЕ О СПИЧКАХ Музей истории спичек от крылся при центральной лабо ратории спичечного производ ства а Калуге. Экспонаты этой интересной коллекции, посту пившие сюда с Балабановской экспериментальной спичечной фабрики, других советских и зарубеж ных предприятий, рас сказывают об истории произ водства своеобразной продук ции. Здесь можно узнать, что первая в России спичечная фабрика была построена в Пе тербурге в 1837 году, а сейчас в стране — более двадцати предприятий. На крупнейшем из них — калужском комбина те «Гигант» — только в ны нешнем году будет выпущено полтора миллиарда коробок спичек. М. ГОЛАЧЕВ, корр. ТАСС. Калуг* ПТИЧЬЯ «КОНСЕРВАТОРИЯ» В этот вечер перед отдыха ющими санатория близ Харь кова «выступали» необычные артисты — ансамбль певчих птиц, который «создал» быв ший учитель, ныне пенсионер Ф. А. Фоменко, В вокальном «коллективе» пернатых — восемь канареек. Слаж енно выводят они мело дии «Катюши» и «Калинки», «Чардаша», «Полонеза» Огин- ского, «Сказок венского леса». Особое удовольствие до ставляет слушателям «Соло вей» Алябьева. Есть в птичь ем «репертуаре* и популяр ные детские песенки. Давно пленила. сердце Ф. А. Фоменко, большого Любителя природы, голоса певчих гли Сначала он пробовал зани маться со щеглами и стриж а ми, создал даж е квартет скворцов. Но самыми способ ными учениками оказались канарейки. Дома учитель организовал «консерваторию» пернатых. Под аккомпанемент форте пиано или баяна эи начинает занятия с трехмесячными птенцами. Искусство харьковчанина создателя этого ансамбля, от мечено многими почетными грамотами, медалями ВДНХ СССР. А. ЧЕША, «орр. ТАСС Харьков. ОСНОВАТЕЛЮ ПЕТРОЗАВОДСКА На берегу Онеж ского озера, откуда начинается главная ту ристская дорога Карелии знаменитому острову Кшки, встала бронзовая трехметро вая фигура Петра Первого. Надпись на пьедестале гла сит: «Императору Петру Вели кому, основателю Петрозавод ска». Этот памятник — творение академика И. Н. Шредера (1835— 1908) — по праву счи тается одним из лучших скульптурных изображений Петра. Залож ен памятник был в 1872 году, когда в России отмечалось 200-летие со дня рождения императора, а отк рыт годом позж е. Во время Великой Отечественной войны краеведы спрятали скульпту ру в землю. А когда позж е ее достали, выяснилось, что бронзового Петра I пропали.» шпага, на которую он опирал ся левой рукой, и шпоры от сапог с высокими голенищами Эти атрибуты парадного мун дира отковали при реставра ции кузнецы Онеж ского трак торного завода. «ТАЙНИК» В БЕРЕЗЕ Собираясь расколоть обыч ный березовый чурбак, жи тель села Килемары Марий ской АССР Р. Жуков никак не мог предполагать, что дерево окаж ется с «секретом». Но когда под тяж еетаю колуна бревно развалилось надвое, на землю посыпались... еловые шишки. Это было тем более неожиданно, что и ствол дере ва, и срезы чурбака не имели наружных отвеостий. По-видимому, береза была поранена, и со временем об разовалось маленькое дупло, Его, судя по всему, облюбова ла для своей «кладовой» бел ка. Через какое-то время бе реза залечила рану, о чем сви детельствует плотный волок нистый нарост, и отверстие наглухо затянулось.., Любопытно, что в этом при родном «тайнике» шишки были словно законсервированы сохранились в таком виде, будто пролежали не годы, всего лишь несколько дней. Л. КОНОРЕВ, корр. ТАСС. Пошхар-Ола НЯНЯ для ДЕЛЬФИНАРИЯ В Батумском дельфинарии — пополнение: у трехметро вой красавицы «Засилисы» по явилось потомство. Малыш, как и подобает крупным оке анским животным, весит 15 килограммовое длина его сто сантиметров. «Василиса», за время пребы вания в дельфинарии дважды становившаяся матерью, нахо дится под особым присмот ром, а новорожденный уж е смело резвится в бассейне. Работники дельфинария шу тят: для ухода за новорож денными в штатное расписа ние понадобится ввести ияию. Батузга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz