Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
15 июня 1978 г., № Т38 '(1 5 1 3 5 )' / Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г % С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь П Р О Ц Е С С О Б У Ч Е Н И Я И В О С П И Т А Н Н А У Ч А Щ И Х С Я С О Б Л А С Т Н О Г О С О Б Р А Н И Я А К Т И В А Р А Б О Т Н И К О В П Р О Ф Т Е Х О Б Р А З О В А Н И Я (Окончание. Начало на 2-й стр.). ми коллективами, постоянно улучшаются показатели успе ваемости. Она составляет те перь 99,8 процента. Каждый третий учащийся учится на «4» и «Д», Каждый пятый заканчи в а е т училище с повышенным "~'тзрядом. Стабильные высокие езультаты по подготовке мо лодых рабочих дают 1-е, 20-е, 28-е городские Технические училища, 8-е сельское учили ще. По почину коллектива тех нического училища № 20 учеб ные заведения провели боль шую работу по созданию и оборудованию учебных каби нетов. На уроках обществен но-политических дисциплин ак тивизировалась работа по изу чению ленинского теоретиче ского наследия, документов Коммунистической партии, яв ляющихся основой идейно-по литического воспитания уча щихся, мощным средством формирования коммунистиче ской убежденности и высоко го классового самосознания. Глубоко изучаются материалы XXV съезда КПСС, новая Конституция нашей страны. Однако в деятельности кол лективов училищ по обучению воспитанию будущих рабочих много недостатков. Прежде всего неоправданно велик от сев учащихся. Только в этом учебном году из училищ выбы ло около 500 Человек. Ссылки отдельных руководителей учи лищ на объективные причины не состоятельны. Немало при меров, когда отдельные учили ща, работая в равных услови ях, дают разные показатели по сохранности контингентов. ■[ Опыт показывает, что ус пешно готовить квалифициро ванных рабочих можно только на изготовлении сложной про- . дукций. За два последних года в училищах изготовлено слож ной продукции более, чем на 400 тысяч рублей. Это — стан ки, нестандартное оборудова ние, мебель и другая про дукция. Но изготовлением сложной продукции заняты лишь 4 училища, или 14 про центов от общего количества. Главная причина этого — или отсутствие мастерских, или недисциплинированность ру ководителей ряда учебных за ведений. * В профессиональном росте молодого рабочего важное ме сто занимает производствен ная практика. Первые шаги в рабочем коллективе во многом определяют трудовую биогра фию юношей и девушек. На большинстве базовых пред приятий с полной мерой ответ ственности подходят к органи зации и проведению практики. К сожалению, на ряде пред приятий наблюдается безраз личное отношение к созданию необходимых условий для про ведения практики. В учебных заведениях профтехобразова ния на производственную практику отводится в среднем 25 процентов всего учебного времени, т. е. каждый четвер тый час. Нередко время прак тики проходит нерационально. Учащиеся используются на подсобных работах. Это отно сится. ко многим строительным организациям. На Липецком тракторном заводе приказы о зачислении учащихся на штат ные рабочие места издаются с большим опозданием, не дово дятся нормы выработки, рас- ценкА. Такое же положение на Елецком заводе тракторных гидроагрегатов, в ряде хо зяйств области. Подобное отношение наносит большой ущерб профессио нальной подготовке, молодежь переучивается уже на произ водстве. Хуже того, такое от ношение руководителей базо вых предприятий к практике учащихся наносит большой вред их воспитанию. Руководители ряда училищ, управление профтехобразова ния смирились е крупными не достатками в проведении пра ктики, не обостряют этих воп росов. Необходимо в корне изменить отношение х органи зации производственной прак тики. П РОВЕРКА испсушзова- ния выпускников проф техучилищ на производ стве показала, что в целом происходит сокращение ^теку чести молодых рабочих. Этому способствует укрепление пов седневных деловых связей учи лищ и базовых предприятий. Многие трудовые коллективы Имеют договоры содружества с коллективами учащихся, по могают будущим рабочим ос воиться на производстве, сле дить за изменениями в техни ке и технологии, овладевать экономическими знаниями. Во многих трудовых коллек тивах Стали традиционными дни посвящения в рабочие и хле боробы. Трудно переоценить значение традиций рабочих коллективов в воспитании мо лодой смены. Это учитывают и умело используют в работе партийные организации и ру ководители Новолипецкого за вода и училищ №№ 10 и 27. На все важные мероприятия в жизни завода всегда пригла шается ученический и комсо мольский актив училища. Не сомненно, в памяти выпускни ков училищ на всю жизнь ос тается ритуал «Посвящение в рабочие», проводимый на за воде. Каждый выпускник по лучает путевку-обращение с проникновенными словами: «Сегодня в твоей жизни зна менательный день. Ты стано вишься членом большого кол лектива Новолипецкого метал лургического завода. Отныне его заботы — твои заботы, его честь — твоя честь. Ты впервые перешагнешь порог цеха, где тебе предстоит тру диться многие годы. Ты идешь туда не в гости! Коллективу цеха нужны твои знания, твои руки. И пусть цех будет тебе вторым домом. Здесь ты най дешь самых надежных друзей —товарищей по труду, най дешь свое место в жизни». Здесь же молодые рабочие принимают свои первые соци алистические обязательства, уже как члены трудового кол лектива. Для лучших учебных групп училищ производствен ными коллективами учрежда ются переходящие знамена, Вымпелы, призы. Прочные связи на протяже нии многих лет существуют между Ю-м, 16-м и 27-м учи лищами и вторым кислород но-конверторным, электроста леплавильным цехами и кисло родным производством Ново- липецкого завода. Подоб ные связи издавна существуют у коллектива СПТУ-2 и совхо зов «Воронецкий» и «Ключ жизни», СПТУ-3 и совхоза «Дмитряшевский», у многих других трудовых и учебных коллективов. Но мы вынуждены сегодня говорить и о других примерах. За последние пять лет в трест «Елецтяжстрой» было направлено 557 выпускников училищ, из них уволилось из треста 535 человек. В тресте «Липецкметаллургстрой» ос талось из 552 человек немно гим более 300. Плохо закреп ляются выпускники в тресте «Жилстрой», ряде хозяйств рбласти.' Главная причина вы сокой текучести — неудовлет воренность работой, низкие заработки, отсутствие заботы руководителей предприятий и организаций о молодой рабо чей смене, слабая воспитатель ная работа общественных ор ганизаций. Плохо следит за судьбой вы пускников училища № 28 обла стное управление бытового обслуживания, что порождает очень высокую текучесть ра бочих кадров, особенно с предприятий села. В 1977 году училище выпустило 465 чело век, из них 165 были направ лены в сельскую местность. А через полгода там осталось всего 52 человека. В управлении бытового об служивания считают, что ре бята уезжают из-за отсутст вия жилья. Это верно лишь от части. Докладчик привел при мер, когда девушки, посланные работать на Задонский ком бинат, были предоставлены самим себе, у них не было опытного бригадира-наставни- ка. Никто им не помог, и бригада распалась. В бытовом обслуживании населения области много не достатков, особенно на селе. В большинстве случаев они яв ляются следствием нехватки квалифицированных кадров. Начальнику управления т. Фролову надо сделать из этого выводы, конкретно ре шать вопросы подготовки мо лодых рабочих и закрепления их на производстве. В ПРОЦЕССЕ обучения молодежь не только ос ваивает профессию, обо гащает свои знания, но и по лучает идейно-нравственную и трудовую закалку, эстетиче ское и физическое воспитание, готовится стать наследницей лучших традиций рабочего класса. В училищах широкое распространение получил опыт воспитания учащихся на при мере жизни и деятельности В. И. Ленина. Преподаватели, ветераны партии и комсомола на уроках, встречах, конфе ренциях, Ленинских чтениях глубоко и последовательно раскрывают перед молодежью огромное революционно-пре- образующее теоретическое на следие В. И. Ленина, жизнен ность его заветов и идей, воп лощение их в новой Конститу ции СССР. Вся работа по коммунистическому воспита нию направлена на претворе ние в жизнь решений XXV съезда КПСС. Неоценимое значение в во спитании молодого поколения имеют материалы поездки то варища Л. И. Брежнева в рай оны Сибири и Дальнего Во стока, его яркая речь на XVIII съезде ВЛКСМ, книги «Малая земля» и «Возрождение». В книгах товарища Л. И. Брежнева с огромной впечат ляющей силой раскрыты вели чие и непреходящая значимость ратного и трудового подвигов, совершенных народом под ру ководством Коммунистической партии. Книги «Малая земля» и «Возрождение» — неиссяка емый источник воспитания свя щенного чувства патриотизма, важнейшей черты духовно бо гатой личности, той внутрен ней нравственной силы, благо даря которой человек занима ет активную жизненную пози цию. > Задача партийных организа ций и педагогических коллек тивов — организовать глубо кое изучение книг товарища Л. И. Брежнева «Малая зем ля» и «Возрождение», помочь юношам и девушкам еще глубже понять источник му жества, стойкости и величай шего патриотизма советских людей, на ярких и убедитель ных примерах из книг товари ща Л. И. Брежнева воспиты вать юное поколение в духе гражданственности, любви к Родине и своему народу, тру долюбия, беспредельной пре данности идеалам коммунизма. Проводимая вбСпитательнац работа расширяет кругозор учащихся, способствует росту их общественно-политической активности. Но результаты ее в полной мере не могут нас удовлетворить. Педагогиче ские коллективы ряда училищ еще не добились единства обу чения и воспитания. Уровень воспитания многих учащихся низок и заметно отстает от уровня их образования. На глядным проявлением этого яв ляются факты правонаруше ний. За 5 месяцев этого го да их совершено 86. Неблаго получно обстоит Дело в учили щах Ш 5, 6, 7, 8, 12, 14. При чина неблагополучия кроется в серьезных упущениях в орга низации учебно-воспитатель ного процесса, слабой работе многих комсомольских и проф союзных организаций. В'"учебных заведениях проф техобразования преподается специальный предмет «Основы правовых ‘знаний». Организо ваны университеты и лектории, проводятся диспуты, конферен ции по пропаганде правовых знаний, встречи с работниками административных органов. А преступность среди учащихся снижается крайне медленно. Отдельные педагогические кол лективы не добились, чтобы теоретические знания учащихся превращались в стойкие убеж дения и поступки. Во многих училищах отсутствует индиви дуальная работа с учащимися, закрепление шефов и наставни ков проводится, формально, их работа никем не организуется и не направляется. Значитель ная часть учащихся не вовле чена в художественную само деятельность и спортивную ра боту. Управление профтехобразо вания Слабо спрашивает с ру ководителей учебных заведе ний за постановку воспита тельной работы. В ряде обще житий бытуют беспорядки, ан тисанитарные условия, досуг учащихся не организован. Задача управления профтех образования, управления внут ренних дел, обкома ВЛКСМ — совместными усилиями улуч шить профилактическую рабо ту среди учащихся, закрепить шефов за темн, кто склонен к правонарушениям, улучшить нравственное и правовое вос питание молодежи. АЖНОЙ задачей в раз- *) витии системы профтех образования является обеспечение своевременного и качественного приема молоде жи в училища. В постановле нии ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР указывается., что молодые люди должны ид ти на производство, как прави ло, через учебные заведения профтехобразования. В обла сти более пяти тысяч выпуск ников школ устраиваются не посредственно на производст во. При наличии широкой сети училищ такое положение нель зя признать нормальным. Каж дому выпускнику школы надо дать профессию до поступле ния на производство. Эту ли нию надо настойчиво прово дить в жизнь. К организации приема нель зя относиться как к кратко временной кампании перед на чалом учебного года. Это по вседневная настойчивая рабо та партийных, советских орга нов, комсомольских, профсо юзных организаций и руково дителей базовых предприятий, коллективов училищ и обще образовательных школ. Она включает целый комплекс мер, начиная с улучшения условий работы училищ и кончая ши рокой пропагандой престижа рабочих профессий, В ряде училищ на многие профессии отбор учащихся проводится по конкурсу. Такое положение наблюдается там, где профсоюзные и комсомоль ские организации под руко водством парткомов, через ро дителей—рабочих предприятий ведут широкую пропаганду рабочих профессий среди мо лодежи. Не случайно, среди учащихся 10-го ГЙТУ и 27-го технического училища каждый четвертый—это дети работни ков Новолипецкого завода. Между тем, в строительных училищах среди учащихся де ти строителей составляют все го 7 процентов — в три раза меньше, чем у металлургов. Крайне медленно перестраи вают свою работу по профес сиональной ориентации, уча щейся молодежи органы народ* ного образования и школы об ласти. Многие педагогические коллективы по-прежнему сори ентированы на вуз и неудов летворительно ведут работу по воспитанию у учащихся любви к труду рабочего, слабо помо гают им осмыслить и понять важность труда, его социаль ный смысл. Серьезный упрек надо сделать многим педаго гическим, .коллективам ,ра сла бую . общеобразовательную ч подготовку молодежи,- направ ляемой в учебные заведения сйстемы. Облоно надо пере строить свою работу и органи зовать деятельность педагоги ческих коллективов по профес сиональной ориентации таким образом, чтобы каждый вы пускник общеобразовательной школы считал своим почетным долгом получить, рабочую профессию, в системе ■ профтех образования и стать рабочим человеком. П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР — документ важного экономического и по литического значения. Оно на правлено на дальнейшее повы шение роли рабочего класса как ведущей силы советского общества, на дальнейшее со вершенствование его структу ры в условиях строительства коммунизма. Задача горкомов и райкомов партии состоит в том, чтобы организовать по вседневный действенный кон троль за реализацией поста новления ЦК КПСС и Сове та Министров СССР, бюро об кома партий и облисполкома, мобилизовать все силы для до стижения новых успехов в де ле подготовки достойной рабо чей смены. — Областная партийная ор ганизация,— сказал в заклю чение Г. П. Павлов,— твердо убеждена в том, что педагоги ческие коллективы системы профтехобразования, работни ки базовых предприятий с честью выполнят свой долг перед Родиной и добьются но вых успехов в деле обучения и воспитания молодого попол нения рабочего класса. П р е н и я п о д о к л а д у Прения по докладу от крыл первый секре тарь Липецкого горкома КПСС Е. И. Васнльчиков. Он отметил, что городская партийная организация доби лась определенных результа тов в деле улучшения каче ства подготовки квалифици рованных кадров для народ ного хозяйства. Сейчас в Липецке действуют 16 про фессионально - технических учебных заведений с контин гентом учащихся свыше 11 тысяч человек. Только за по- ■жг.лдние три года предприя тия и стройки областного центра получили свыше 22 тысяч квалифицированных рабочих, большая половина из них со средним образованием. Уровень партийного руко водства подготовкой рабочих кадров в профтехучилищах непосредственно зависит от активности, инициативы пер вичных партийных организа ций. Они действуют в каж дом учебном заведении, объ единяют в своих рядах около 350 коммунистов. Постоянную заботу об идейном, нравственном, про фессиональном становлении учащихся проявляют партор ганизации училищ №№ 20, 26, 28. Здесь хорошо помнят указания Л. И. Брежне ва, высказанные в речи на XVIII съезде комсомола о том, что в воспитательной ра боте среди молодежи осо бенно нетерпимы проявления бездушия и формализма, механическое, бездумное повторение прописных истин, словесная трескотня. Хорошо известна работа Новолипецкого металлурги ческого завода, который осу ществляет конкретные формы содружества с училищами №№ 10, 16, 27. В разработан ных коллективом договорах на пятилетие большое внимание уделяется укреплению учебно производственной базы, подбо ру и подготовке инженерно - 1 педагогических кадров. Интересно работают в . этом направлении парторгаииза4- ции первого управления тре ста «Металлургпрокатмои- таж» и технического учили ща № 20. За одиннад цать лет училище подгото вило 5,5 тысячи высоко квалифицированных мои- тажнков, электрогазосвар щиков, наладчиков КИГ1 н автоматики, рабочих других профессий. Пожалуй, трудно найти в городе училище с та кими лабораториями, кабине тами, мастерскими. С первого дня занятий за каждой груп пой закрепляются передовые рабочие. На них возлагается персональная ответственность за успехи в учебе и поведе нии учащихся подопечных групп, что играет положитель ную роль в их воспитании. Но мы отдаем себе отчет в том, что работа город ской партийкой организации | дальнейшему укреплению материально - технической ба зы и улучшению подготовки квалифицированных кадров в системе профтехобразования еще не в полной мере соот ветствует современным требо- . ваниям. Управление главного архи тектора затягивает решение об отводе земельных участков под сооружение комплексов ГПТУ. Медленно ведется проектирование этих объектов институтом «Липецкграж- данпроект». Не все базовые предприятия откликаются на нужды училищ. Требует улучшения работа по закреплению выпускников профтехучилищ в трудовых коллективах. В этом деле есть над чем подумать и областно му управлению профтехобразо вания. Только на тракторный завод, где постоянно испыты вается недостаток в рабочей силе, с 1971 по 1975 годы прибыло более двух тысяч молсдьгх квалифицир0ванных рабочих почти по 20 спе циальностям. За это время с предприятия было уволено более 70 процентов выпускни ков. Из них почти 400 чело век — за прогулы. Не лучше положение сложилось и в строительных организациях Главлипец«строя. Нас волнует также и проблема комплектования профтехучилищ. Как извест но, общеобразовательной школой руководят органы На родного образования, учили щами — органы профессио нально - технического образо вания. У каждого ведомст ва свои планы, причем, действуют они далеко не всегда согласованно. Если выполнить план набора уча щихся в девятые классы, то мы должны направить в них почти 63 процента выпускни ков восьмых классов. При таком соотношении длц проф техучилищ остается только около 2,5 тысячи выпускников школ, при потребности почти 7 тысяч человек. Следова тельно, комплектование профтехучилищ приходится осуществлять за счет сельских школ области. Будет правиль ным, если мы используем опыт Москвичей и ленинградцев— больше будем направлять выпускников - восьмиклассни ков городских школ в проф техучилища, а не проводить комплектование их за Счет ми грации молодежи из села. — Воспитание — процесс сложный и подчас незамет4- ный, — подчеркнул Герой Со циалистического Труда Н. С. Черных, мастер производст венного обучения ГПТУ-16. Его результаты сказываются уже тогда, когда учащиеся заканчивают училище, стано вятся специалистами. Наша задача, чтобы каждый юноша и девушка глубоко осознали, что высший нравственный Долг трудового коллектива, каждого человека — его мак симально возможный вклад в общественную сокровищницу материальных и духовных благ, в дело укрепления мо гущества многонациональной социалистической Родины. Моя трудовая деятель ность начиналась в / стенах училища. Но почему-то сейчас многие родители Считают, что учеба в техническом учи лище их сына или дочки Чуть Ли не позорна. Хотя известны тысячи и тысячи примеров, когда многие известные лю ди страны начинали свой жизненный путь с учебы в системе профтехобразования. Переубедить таких родителей, доказать, что мнение их ошибочно, можно только хорошо организуя учебный и производственный процессы в училищах. * И, бесспорно, необходимо больше пропагандировать до стижения тех преподавателей, мастеров, которые добивают ся немалых успехов в этом благородном деле. Привле кать для работы мастерами людей, которые прошли боль шой трудовой и жизненный путь. О важности роли наставни ков говорила В. Г. Филиче- ва — бригадир совхоза «Долгоруковский». — Меня часто спрашивают, почему я выбрала профессию механизатора. Ведь могла бы стать учительницей, агроно мом, или кем-то другим. Мог ла, но выбрала эту профессию, наверное, потому, что специ альность механизатора самая нужная на селе. Ноноиопеченным механиза- торам самым простым делом кажется пахота, а начнут ра ботать, убеждаются — это сл о жиейшее искусство. Как у нас, порой, получает ся? Четыре месяца учимся. Лучшие наши специалисты — инженеры, механики, агрономы ■— преподают науку о технике, о земле. Интересно и важно. И все же, не будь в обиду им сказано, подлинные уроки ма стерства я получила прямо в поле, в «школе» старого зем ледельца В. А. Орехова. Счи таю, мне очень повезло. Меха низаторы старой гвардии обу чили за долгие годы много па харей. И в благодарность им за это дань нашего величайше го уважения. Как-то на партийном собра нии я поделилась своими раз думьями о роли наставника. Тогда и решено было сделать твердым правилом: пришел человек на работу после учи лища — он должен пройти школу у опытного механизато ра, чтобы весь цикл работ опробовал. Теперь у каждого новичка есть наставник. Я часто задумываюсь, поче му девушки и молодые, женщи ны еще не охотно идут на кур сы механизаторов? Что их удерживает? Вероят но, дает о себе знать укоренив шееся ошибочное мнение, буд то работа на тракторе не вхо дит в число таких женских спе циальностей, как труд доярки, свинарки или свекловичницы. Думаю, просто в тех хозяйст вах, откуда девушки-трактори стки уходят, им не оказали должного внимания. Опытом постановки учебного процесса и воспитания учащих ся на собрании поделился В. И. Черников, директор ГПТУ-28. — Среднее профессионально- техническое училище № 28 г. Липецка еще молодое, — сказал он. — Оно образова но пять лет назад я готовят специалистов для весьма моло дой отрасли народного хозяй ства — сферы бытового обслу живания населения. За пять лет училище дало службе быта области около Двух тысяч спе циалистов. Число это ежегод но растет. С первых дней существова ния училища была поставлена ’ задача организовать учебный процесс так, чтобы общеобра зовательный урок носил про- фессиональную наиравлен- ность, чтобы была глубоко про думана связь с предметами специального профессией алы-го- го цикла. Через методические комис сии организовали учебу педа гогов общеобразовательного цикла .не только новым формам и методам ведения урока, внедрению передового педаго гического опыта, но и углуб ленного изучения содержания планов и программ по специ альным предметам. • В училище сложилась строй ная система повышения квали- фнкации ицжейерио-пеДагоги- веских работников. Это посто янно действующий семинар- шКола по Изучению и внедре нию передового опыта, курсы при институте повышения ква лификации, учеба в универси тете марксизма-ленинизма, за нятия в системе политпросве щения и экономической шко ле. В училище обобщен и внедрен опыт преподавателей А. А. Ковалевой, Г. И. Гуро- вон. Понимая, что готовых спе циалистов, особенно мастеров производственного обучения, не всегда можно получить со стороны, мы пошли по Пути ВОСДНТа 1 Н;ИЯ их из числа своих ВЬ 1 ЙуС 1 КИИКОВ. После выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер- шеИст 1 ВОва 1 Нии процесса обуче ния и воспитания учащихся системы профессионально-тех нического образования» кол лектив училища совместно с базовым предприятием област ного управления бытового об служивания пересмотрел ряд вопросов организации учебно- воспитательного процесса и взаимных обязанностей. Например, на вновь постро енном заводе «.Рембыттехяика» выделен специальный участок для отработки слесарями по реи монту сложной бытовой техни ки отдельных тем учебной программы. Однако нам следует больше внимания уделить оборудова нию мастерских швейников, трикотажников, раднотелеме- хаников. И в этом могли бы оказать большую помощь В. В. Комолов — директор объеди нения по ремонту радиотелеап паратуры, Л. С. Ливанов — директор объединения «Обл- трикотажбыт», Е. А. Силина — директор объединения «Обл- швейбыт». Н а м н у ж н о е щ е больш е, т р у д и т ь с я н а д у к р е п л е н и е м у ч е б н о -м а т е р и а л ь н о й б а зы , п о в ы ш е н и е м к а ч е с т в а у р о к о в , в н е к л а с с н ы х м е р о п р и я т и й , у с и л и т ь р а б о т у п о п р о ф и л а к т и к е п р а в о н а р у ш е н и й , п о з а к р е п л е н и ю в ы п у с к н и к о в н а с е л е . Е ж е г о д н о к нам приходит 800—900 выпускников проф техучилищ, — заявил И. В. Франценюк, директор Новоли пецкого завода. — Об устойчи вости такого пополнения гово рит тот факт, что почти каж дый третий рабочий завода — это бывший выпускник учили ща. На базе завода действуют Три профтехучилища. Среднее с трехгодичным ©роком обуче ния (ГПТУ-10), техучилгаще с годичным и полуторагодич ным сроком обучения (ТУ-27) и вечерне-сменное профтехучи лище № 16. Многие их выпуск ники быстро осваиваются в ра бочих коллективах и вносят свой вклад в производствен ные успехи металлургов. На заводе разработаны и осуществляются совместные мероприятия по улучшению подготовки кадров, по укреп лению учебно-материальной базы профтехучилищ. Ежегод но завод передает базовым техническим училищам для ос нащения учебных кабинетов и мастерских соответствующее оборудование, приобретает ма териалы, инструменты. В 1976 году построены и введены в строй действующих учебно- производственные мастерские на 600 мест. К сожалению, пло хо ведется строительство та ких же мастерских для техни ческого училища № 27. Особое внимание уделяется организации и проведению производственной практики учащихся профтехучилищ. В цехах завода ее проходят око ло двух тысяч учащихся. Всем им предоставлены рабочие ме ста, выделены руководители- наставники из числа опытных рабочих или инженерно-техни ческого состава. Правда, в деле обучения молодого пополнения у нас есть и недостатки. Мы поста вили перед коллективами це хов задачу: в короткий срок — до 1 сентября — сделать базовые училища Новолипец кого завода образцовыми. Для этого учебные кабинеты, клас сы, лаборатории всех училищ закреплены за определенными цехами, отделами. Принимают ся меры к оснащению учебных кабинетов, лабораторий, клас сов, мастерских техническими средствами обучения и совре менным оборудованием. Но, как известно, никакие самые совеошенные техниче ские средства не могут заме нить индивидуальной работы с каждым учащимся. Мы приня ли меры, чтобы у каждой группы учащихся был ш еф - коллектив рабочих той про фессии, которой обучаются подростки. Это даст возмож ность передать традиции, сло жившиеся в коллективе, моло дой смене и усилить роль про изводственного коллектива в воспитании учащихся. — Областная комсомольская организация,— говорил пер вый секретарь обкома ВЛКСМ П. Г. Горлов* — старается со вершенствовать работу по профессиональной ориента ции молодежи. Мало уком плектовать учебные группы профтехучилищ. Важно, что бы учащиеся заранее выбрали свою будущую профессию, что бы она соответствовала их ин тересам и возможностям, жиз ненным планам. Мы пока мо жем назвать лишь отдельные общеобразовательные школы и училища, между которыми установилось тесное и плодо творное сотрудничество. К примеру, городское .профтех училище № 20 и средняя щко- ла № 17. Они совместно про водят Ленинские уроки и тор жественные линейки, комсо мольские собрания и заседа ния комитетов комсомола. Учащиеся училища помогают школьникам в оформлении учебных кабинетов, в проведе нии вечеров и спортивных праздников. Создана общая агитбригада. И как следствие — в ТУ-20 больше всего при ходит ребят из средней шко лы № 17. Предметом особого внима ния комсомольских организа ций стало укрепление связей сельских шкоД с профтехучи лищами, В этом году перед комитетами ВЛКСМ постав лена задача, чтобы преоблада ющая часть пополнения при шла в училище по комсомоль ским путевкам. Особого внимания требует комплектование училищ стро ительного профиля. План на бора в них не выполняется из года в год. Обком ВЛКСМ решил выяснить, почему вы пускники школ не торопятся овладевать этой специально стью. Думается, причины в первую очередь следует искать в ос нащении самих училищ, в ус ловиях учебы, быта, отдыха. Вот, например, общежития седьмого и. восьмого училищ. В комнатах грязно и неуютно. На десять человек один стул. Ребята не могут послушать радио. Преобладающее большин ство учащихся профтехучилищ — комсомольцы. И от учени ческих комсомольских орга низаций зависит качество, иро- . фессиональной подготовку,, идейно-политического . воспи тания. Обком ВЛКСМ совместно с заинтересованными организа циями проводит многочислен ные конкурсы профессиональ ного мастерства молодых ра бочих. Работа по дальнейшему развитию и совершенствова-1’ нию системы профтехобразо вания предстоит большая. Комсомольские организаций'' сделают все возможное, чтобы народное хозяйство. страны получило подготовленное по полнение. —■Жизнь подсказывает, что успех обучения и воспитания зависит от Того, как мы, педа гоги, опираемся на помощь са мих учащихся и их обществен ные организации,-— заявила В. Д. Старкова, секретарь парторганизации ТУ-12. Ежегодно к нам приходят 550—600 человек. В основном это грамотная, работоспособ ная молодежь* энергию кото рой надо направить по пра вильному руслу. В училище есть к тому необходимые усло вия. Сравнительно неплохая учебнац база, опытные кадры педагогических работников. Партийная организация и весь педколлектив основной своей задачей считают созда ние хороших коллективов в учебных группах. Группа — это основное звено общеучи лищного коллектива, это как раз тот коллектив, который оказывает большое воспита тельное воздействие на каждо го учащегося. Мастера производственного обучения училища наблюдают за успехами своих воспитан ников, их поведением, органи зуют групповые собрания, по литинформаций, следят за тем, чтобы учащиеся принимали активное участие в обществен но полезном труде, самооб служивании, техническом творчестве, культурно-массо вых и спортивных мероприя тиях. Крепкие работоспособные коллективы учащихся сложи лись в группах, которыми ру ководят мастера В. И. Аверин, А. Я. Бак, Н. И. Болгов и дру гие. В училище утвердилась такая практика, когда многие вопро сы мы доверяем решать са мим ученическим коллективам. Комитет ВЛКСМ подготовил пятнадцать политинформато ров из числа лучших учащих ся, которые выступали перед своими товарищами. Комсо мольцы также приняли реше ние о проведении Ленинского зачета по работам В. И. Лени на «Великий почин» и «Зада чи союзов молодежи». В по мощь им партбюро выделило коммунистов. Зачет успешно сдали все учащиеся. Много хороших дел на счету комсо мольской и профсоюзной орга низаций. Под руководством партбюро они занимаются организацией социалистического соревнова ния, поддерживают тесный контакт с комитетами ВЛКСМ и постройкомами базовых предприятий. Партийная организация, при стальное внимание уделяет воспитанию учащихся на при мерах жизни и работы лучших выпускников учцлища. С этой целью проводятся вечера-по священия в рабочие, встречи с выпускниками училища. В 1977 году училище окон чили 681 человек, сдали экза мены на «4» й «5» — 488, ат тестат с отличием получили 54, повышенный разряд — 258 человек. В основном все уча щиеся добросовестно отно сятся к работе. М. Р. Курашов, начальник отдела кадров «Главлипецк- строя» говорил о том, что на базе строительных трестов и промышленных предприятий Главка действует 9 профтех училищ. За прошедшую пяти летку построено три новых — на 2400 мест. Начато сооруже ние комплекса на 800 мест для технического училища № 12, ввод которого планируется в 1979 году. Будет начато в бу дущем году строительство об щежития для ГПТУ № 6 и в 1980 году комплекса на 800 мест для училища № 5. Нас правильно критиковали за большую текучесть моло дых рабочих. Действительно, многие выпускники училищ у нас не задерживаются, не вез де в строительных управлени ях тепло, по-отцовски встре чают молодых рабочих. Еще слаба закрепляемость моло дых рабочих на стройках и особенно в тресте «Елецтяж строй». Не все организации оказывают всестороннюю по мощь училищам, в частности, трест «Железобетон». До на стоящего времени не решен вопрос с набором учащихся по строительным профессиям. Думается, вместе с област ным управлением профтехоб разования нам нужно проду мать, как увеличить и улучшите подготовку рабочих кадров для строительства по разлифЛ ным специальностям. Нам нужны плотники, каменщики, монтажники, штукатуры, малж- ры, а их подготовка из года в год сокращается. Совершенно не готовятся сантехники и тру боукладчики для треста «Спецстрой», формовщики, бе тонщики, кровельщики и дру гие специалисты, Целесообразно, чтобы уча щиеся проходили практику на тех участках и в тех бригадах, в -коЕбрых Им предстоит в по следующем работать. Необхо димо рассмотреть вопрос о прохождении практики в весен не-летний период, когда име ются фронта работ для всех специалистов. Думается, что целесообраз но улучшить работу по широ кому показу труда строите лей через такие средства про паганды, как телевидение, радио, кинб, художественная литература и другие. Выступивший затем началь ник управления сельских профтехучилищ РСФСР, член коллегии Госпрофобра РСФСР Я. Я. Бутко отметил, что в Липецкой области в основном успешно решаются задачи по удовлетворению потребности предприятий, строек и сельско го хозяйства в квалифициро ванных кадрах. Так, показате ли учебной работы средних Г1ТУ области (городских и сельских) несколько выше средних показателей по Гос- профобру. « Однако, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязывает постоянно совершенствовать систему профтехобразования — доби ваться расширения сети сред них и технических училищ, улучшения планирования и координации приема учащихся в профессионально-техниче ские училища, средние специ альные учебные заведения и девятые классы средних обще образовательных школ. Поэтому нельзя обойти вни манием и некоторые недостат ки. В области очень большой отсев учащихся из средних ПТУ. Почти не увеличилось за последние два года количест во городских и сельских проф техучилищ. Давно ведется раз говор об оборудовании авто- трактородромов, а дело до сих пор не завершено. Следует улучшить и деятельность учеб ных хозяйств. Тов. Бутко также отметил, что Госпрофобром проделана немалая работа по введению нового содержания обучения: разработана модель нового учебного плана и типовые про граммы по ряду ведущих про фессий, которые будут введе ны с 1978—79 учебного года. Завершается разработка ново го перечня, в котором будут широко представлены как про фессии широкого профиля, так и совмещенные профессии. Все это позволит полнее удовле творить современные требова ния, а так^се запросы произ водства в будущем. * * * Участники собрания актива приняли рекомендации, на правленные на дальнейшее совершенствование работы учебных заведений системы профтехобразования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz