Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

15 июня 1978 г., № Т38 '(1 5 1 3 5 )' / Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г % С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь П Р О Ц Е С С О Б У Ч Е Н И Я И В О С П И Т А Н Н А У Ч А Щ И Х С Я С О Б Л А С Т Н О Г О С О Б Р А Н И Я А К Т И В А Р А Б О Т Н И К О В П Р О Ф Т Е Х О Б Р А З О В А Н И Я (Окончание. Начало на 2-й стр.). ми коллективами, постоянно улучшаются показатели успе­ ваемости. Она составляет те­ перь 99,8 процента. Каждый третий учащийся учится на «4» и «Д», Каждый пятый заканчи­ в а е т училище с повышенным "~'тзрядом. Стабильные высокие езультаты по подготовке мо­ лодых рабочих дают 1-е, 20-е, 28-е городские Технические училища, 8-е сельское учили­ ще. По почину коллектива тех­ нического училища № 20 учеб­ ные заведения провели боль­ шую работу по созданию и оборудованию учебных каби­ нетов. На уроках обществен­ но-политических дисциплин ак­ тивизировалась работа по изу­ чению ленинского теоретиче­ ского наследия, документов Коммунистической партии, яв­ ляющихся основой идейно-по­ литического воспитания уча­ щихся, мощным средством формирования коммунистиче­ ской убежденности и высоко­ го классового самосознания. Глубоко изучаются материалы XXV съезда КПСС, новая Конституция нашей страны. Однако в деятельности кол­ лективов училищ по обучению воспитанию будущих рабочих много недостатков. Прежде всего неоправданно велик от­ сев учащихся. Только в этом учебном году из училищ выбы­ ло около 500 Человек. Ссылки отдельных руководителей учи­ лищ на объективные причины не состоятельны. Немало при­ меров, когда отдельные учили­ ща, работая в равных услови­ ях, дают разные показатели по сохранности контингентов. ■[ Опыт показывает, что ус­ пешно готовить квалифициро­ ванных рабочих можно только на изготовлении сложной про- . дукций. За два последних года в училищах изготовлено слож­ ной продукции более, чем на 400 тысяч рублей. Это — стан­ ки, нестандартное оборудова­ ние, мебель и другая про­ дукция. Но изготовлением сложной продукции заняты лишь 4 училища, или 14 про­ центов от общего количества. Главная причина этого — или отсутствие мастерских, или недисциплинированность ру­ ководителей ряда учебных за­ ведений. * В профессиональном росте молодого рабочего важное ме­ сто занимает производствен­ ная практика. Первые шаги в рабочем коллективе во многом определяют трудовую биогра­ фию юношей и девушек. На большинстве базовых пред­ приятий с полной мерой ответ­ ственности подходят к органи­ зации и проведению практики. К сожалению, на ряде пред­ приятий наблюдается безраз­ личное отношение к созданию необходимых условий для про­ ведения практики. В учебных заведениях профтехобразова­ ния на производственную практику отводится в среднем 25 процентов всего учебного времени, т. е. каждый четвер­ тый час. Нередко время прак­ тики проходит нерационально. Учащиеся используются на подсобных работах. Это отно­ сится. ко многим строительным организациям. На Липецком тракторном заводе приказы о зачислении учащихся на штат­ ные рабочие места издаются с большим опозданием, не дово­ дятся нормы выработки, рас- ценкА. Такое же положение на Елецком заводе тракторных гидроагрегатов, в ряде хо­ зяйств области. Подобное отношение наносит большой ущерб профессио­ нальной подготовке, молодежь переучивается уже на произ­ водстве. Хуже того, такое от­ ношение руководителей базо­ вых предприятий к практике учащихся наносит большой вред их воспитанию. Руководители ряда училищ, управление профтехобразова­ ния смирились е крупными не­ достатками в проведении пра­ ктики, не обостряют этих воп­ росов. Необходимо в корне изменить отношение х органи­ зации производственной прак­ тики. П РОВЕРКА испсушзова- ния выпускников проф­ техучилищ на производ­ стве показала, что в целом происходит сокращение ^теку­ чести молодых рабочих. Этому способствует укрепление пов­ седневных деловых связей учи­ лищ и базовых предприятий. Многие трудовые коллективы Имеют договоры содружества с коллективами учащихся, по­ могают будущим рабочим ос­ воиться на производстве, сле­ дить за изменениями в техни­ ке и технологии, овладевать экономическими знаниями. Во многих трудовых коллек­ тивах Стали традиционными дни посвящения в рабочие и хле­ боробы. Трудно переоценить значение традиций рабочих коллективов в воспитании мо­ лодой смены. Это учитывают и умело используют в работе партийные организации и ру­ ководители Новолипецкого за­ вода и училищ №№ 10 и 27. На все важные мероприятия в жизни завода всегда пригла­ шается ученический и комсо­ мольский актив училища. Не­ сомненно, в памяти выпускни­ ков училищ на всю жизнь ос­ тается ритуал «Посвящение в рабочие», проводимый на за­ воде. Каждый выпускник по­ лучает путевку-обращение с проникновенными словами: «Сегодня в твоей жизни зна­ менательный день. Ты стано­ вишься членом большого кол­ лектива Новолипецкого метал­ лургического завода. Отныне его заботы — твои заботы, его честь — твоя честь. Ты впервые перешагнешь порог цеха, где тебе предстоит тру­ диться многие годы. Ты идешь туда не в гости! Коллективу цеха нужны твои знания, твои руки. И пусть цех будет тебе вторым домом. Здесь ты най­ дешь самых надежных друзей —товарищей по труду, най­ дешь свое место в жизни». Здесь же молодые рабочие принимают свои первые соци­ алистические обязательства, уже как члены трудового кол­ лектива. Для лучших учебных групп училищ производствен­ ными коллективами учрежда­ ются переходящие знамена, Вымпелы, призы. Прочные связи на протяже­ нии многих лет существуют между Ю-м, 16-м и 27-м учи­ лищами и вторым кислород­ но-конверторным, электроста­ леплавильным цехами и кисло­ родным производством Ново- липецкого завода. Подоб­ ные связи издавна существуют у коллектива СПТУ-2 и совхо­ зов «Воронецкий» и «Ключ жизни», СПТУ-3 и совхоза «Дмитряшевский», у многих других трудовых и учебных коллективов. Но мы вынуждены сегодня говорить и о других примерах. За последние пять лет в трест «Елецтяжстрой» было направлено 557 выпускников училищ, из них уволилось из треста 535 человек. В тресте «Липецкметаллургстрой» ос­ талось из 552 человек немно­ гим более 300. Плохо закреп­ ляются выпускники в тресте «Жилстрой», ряде хозяйств рбласти.' Главная причина вы­ сокой текучести — неудовлет­ воренность работой, низкие заработки, отсутствие заботы руководителей предприятий и организаций о молодой рабо­ чей смене, слабая воспитатель­ ная работа общественных ор­ ганизаций. Плохо следит за судьбой вы­ пускников училища № 28 обла­ стное управление бытового обслуживания, что порождает очень высокую текучесть ра­ бочих кадров, особенно с предприятий села. В 1977 году училище выпустило 465 чело­ век, из них 165 были направ­ лены в сельскую местность. А через полгода там осталось всего 52 человека. В управлении бытового об­ служивания считают, что ре­ бята уезжают из-за отсутст­ вия жилья. Это верно лишь от­ части. Докладчик привел при­ мер, когда девушки, посланные работать на Задонский ком­ бинат, были предоставлены самим себе, у них не было опытного бригадира-наставни- ка. Никто им не помог, и бригада распалась. В бытовом обслуживании населения области много не­ достатков, особенно на селе. В большинстве случаев они яв­ ляются следствием нехватки квалифицированных кадров. Начальнику управления т. Фролову надо сделать из этого выводы, конкретно ре­ шать вопросы подготовки мо­ лодых рабочих и закрепления их на производстве. В ПРОЦЕССЕ обучения молодежь не только ос­ ваивает профессию, обо­ гащает свои знания, но и по­ лучает идейно-нравственную и трудовую закалку, эстетиче­ ское и физическое воспитание, готовится стать наследницей лучших традиций рабочего класса. В училищах широкое распространение получил опыт воспитания учащихся на при­ мере жизни и деятельности В. И. Ленина. Преподаватели, ветераны партии и комсомола на уроках, встречах, конфе­ ренциях, Ленинских чтениях глубоко и последовательно раскрывают перед молодежью огромное революционно-пре- образующее теоретическое на­ следие В. И. Ленина, жизнен­ ность его заветов и идей, воп­ лощение их в новой Конститу­ ции СССР. Вся работа по коммунистическому воспита­ нию направлена на претворе­ ние в жизнь решений XXV съезда КПСС. Неоценимое значение в во­ спитании молодого поколения имеют материалы поездки то­ варища Л. И. Брежнева в рай­ оны Сибири и Дальнего Во­ стока, его яркая речь на XVIII съезде ВЛКСМ, книги «Малая земля» и «Возрождение». В книгах товарища Л. И. Брежнева с огромной впечат­ ляющей силой раскрыты вели­ чие и непреходящая значимость ратного и трудового подвигов, совершенных народом под ру­ ководством Коммунистической партии. Книги «Малая земля» и «Возрождение» — неиссяка­ емый источник воспитания свя­ щенного чувства патриотизма, важнейшей черты духовно бо­ гатой личности, той внутрен­ ней нравственной силы, благо­ даря которой человек занима­ ет активную жизненную пози­ цию. > Задача партийных организа­ ций и педагогических коллек­ тивов — организовать глубо­ кое изучение книг товарища Л. И. Брежнева «Малая зем­ ля» и «Возрождение», помочь юношам и девушкам еще глубже понять источник му­ жества, стойкости и величай­ шего патриотизма советских людей, на ярких и убедитель­ ных примерах из книг товари­ ща Л. И. Брежнева воспиты­ вать юное поколение в духе гражданственности, любви к Родине и своему народу, тру­ долюбия, беспредельной пре­ данности идеалам коммунизма. Проводимая вбСпитательнац работа расширяет кругозор учащихся, способствует росту их общественно-политической активности. Но результаты ее в полной мере не могут нас удовлетворить. Педагогиче­ ские коллективы ряда училищ еще не добились единства обу­ чения и воспитания. Уровень воспитания многих учащихся низок и заметно отстает от уровня их образования. На­ глядным проявлением этого яв­ ляются факты правонаруше­ ний. За 5 месяцев этого го­ да их совершено 86. Неблаго­ получно обстоит Дело в учили­ щах Ш 5, 6, 7, 8, 12, 14. При­ чина неблагополучия кроется в серьезных упущениях в орга­ низации учебно-воспитатель­ ного процесса, слабой работе многих комсомольских и проф­ союзных организаций. В'"учебных заведениях проф­ техобразования преподается специальный предмет «Основы правовых ‘знаний». Организо­ ваны университеты и лектории, проводятся диспуты, конферен­ ции по пропаганде правовых знаний, встречи с работниками административных органов. А преступность среди учащихся снижается крайне медленно. Отдельные педагогические кол­ лективы не добились, чтобы теоретические знания учащихся превращались в стойкие убеж­ дения и поступки. Во многих училищах отсутствует индиви­ дуальная работа с учащимися, закрепление шефов и наставни­ ков проводится, формально, их работа никем не организуется и не направляется. Значитель­ ная часть учащихся не вовле­ чена в художественную само­ деятельность и спортивную ра­ боту. Управление профтехобразо­ вания Слабо спрашивает с ру­ ководителей учебных заведе­ ний за постановку воспита­ тельной работы. В ряде обще­ житий бытуют беспорядки, ан­ тисанитарные условия, досуг учащихся не организован. Задача управления профтех­ образования, управления внут­ ренних дел, обкома ВЛКСМ — совместными усилиями улуч­ шить профилактическую рабо­ ту среди учащихся, закрепить шефов за темн, кто склонен к правонарушениям, улучшить нравственное и правовое вос­ питание молодежи. АЖНОЙ задачей в раз- *) витии системы профтех­ образования является обеспечение своевременного и качественного приема молоде­ жи в училища. В постановле­ нии ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР указывается., что молодые люди должны ид­ ти на производство, как прави­ ло, через учебные заведения профтехобразования. В обла­ сти более пяти тысяч выпуск­ ников школ устраиваются не­ посредственно на производст­ во. При наличии широкой сети училищ такое положение нель­ зя признать нормальным. Каж­ дому выпускнику школы надо дать профессию до поступле­ ния на производство. Эту ли­ нию надо настойчиво прово­ дить в жизнь. К организации приема нель­ зя относиться как к кратко­ временной кампании перед на­ чалом учебного года. Это по­ вседневная настойчивая рабо­ та партийных, советских орга­ нов, комсомольских, профсо­ юзных организаций и руково­ дителей базовых предприятий, коллективов училищ и обще­ образовательных школ. Она включает целый комплекс мер, начиная с улучшения условий работы училищ и кончая ши­ рокой пропагандой престижа рабочих профессий, В ряде училищ на многие профессии отбор учащихся проводится по конкурсу. Такое положение наблюдается там, где профсоюзные и комсомоль­ ские организации под руко­ водством парткомов, через ро­ дителей—рабочих предприятий ведут широкую пропаганду рабочих профессий среди мо­ лодежи. Не случайно, среди учащихся 10-го ГЙТУ и 27-го технического училища каждый четвертый—это дети работни­ ков Новолипецкого завода. Между тем, в строительных училищах среди учащихся де­ ти строителей составляют все­ го 7 процентов — в три раза меньше, чем у металлургов. Крайне медленно перестраи­ вают свою работу по профес­ сиональной ориентации, уча­ щейся молодежи органы народ* ного образования и школы об­ ласти. Многие педагогические коллективы по-прежнему сори­ ентированы на вуз и неудов­ летворительно ведут работу по воспитанию у учащихся любви к труду рабочего, слабо помо­ гают им осмыслить и понять важность труда, его социаль­ ный смысл. Серьезный упрек надо сделать многим педаго­ гическим, .коллективам ,ра сла­ бую . общеобразовательную ч подготовку молодежи,- направ­ ляемой в учебные заведения сйстемы. Облоно надо пере­ строить свою работу и органи­ зовать деятельность педагоги­ ческих коллективов по профес­ сиональной ориентации таким образом, чтобы каждый вы­ пускник общеобразовательной школы считал своим почетным долгом получить, рабочую профессию, в системе ■ профтех­ образования и стать рабочим человеком. П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР — документ важного экономического и по­ литического значения. Оно на­ правлено на дальнейшее повы­ шение роли рабочего класса как ведущей силы советского общества, на дальнейшее со­ вершенствование его структу­ ры в условиях строительства коммунизма. Задача горкомов и райкомов партии состоит в том, чтобы организовать по­ вседневный действенный кон­ троль за реализацией поста­ новления ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР, бюро об­ кома партий и облисполкома, мобилизовать все силы для до­ стижения новых успехов в де­ ле подготовки достойной рабо­ чей смены. — Областная партийная ор­ ганизация,— сказал в заклю­ чение Г. П. Павлов,— твердо убеждена в том, что педагоги­ ческие коллективы системы профтехобразования, работни­ ки базовых предприятий с честью выполнят свой долг перед Родиной и добьются но­ вых успехов в деле обучения и воспитания молодого попол­ нения рабочего класса. П р е н и я п о д о к л а д у Прения по докладу от­ крыл первый секре­ тарь Липецкого горкома КПСС Е. И. Васнльчиков. Он отметил, что городская партийная организация доби­ лась определенных результа­ тов в деле улучшения каче­ ства подготовки квалифици­ рованных кадров для народ­ ного хозяйства. Сейчас в Липецке действуют 16 про­ фессионально - технических учебных заведений с контин­ гентом учащихся свыше 11 тысяч человек. Только за по- ■жг.лдние три года предприя­ тия и стройки областного центра получили свыше 22 тысяч квалифицированных рабочих, большая половина из них со средним образованием. Уровень партийного руко­ водства подготовкой рабочих кадров в профтехучилищах непосредственно зависит от активности, инициативы пер­ вичных партийных организа­ ций. Они действуют в каж­ дом учебном заведении, объ­ единяют в своих рядах около 350 коммунистов. Постоянную заботу об идейном, нравственном, про­ фессиональном становлении учащихся проявляют партор­ ганизации училищ №№ 20, 26, 28. Здесь хорошо помнят указания Л. И. Брежне­ ва, высказанные в речи на XVIII съезде комсомола о том, что в воспитательной ра­ боте среди молодежи осо­ бенно нетерпимы проявления бездушия и формализма, механическое, бездумное повторение прописных истин, словесная трескотня. Хорошо известна работа Новолипецкого металлурги­ ческого завода, который осу­ ществляет конкретные формы содружества с училищами №№ 10, 16, 27. В разработан­ ных коллективом договорах на пятилетие большое внимание уделяется укреплению учебно­ производственной базы, подбо­ ру и подготовке инженерно - 1 педагогических кадров. Интересно работают в . этом направлении парторгаииза4- ции первого управления тре­ ста «Металлургпрокатмои- таж» и технического учили­ ща № 20. За одиннад­ цать лет училище подгото­ вило 5,5 тысячи высоко­ квалифицированных мои- тажнков, электрогазосвар­ щиков, наладчиков КИГ1 н автоматики, рабочих других профессий. Пожалуй, трудно найти в городе училище с та­ кими лабораториями, кабине­ тами, мастерскими. С первого дня занятий за каждой груп­ пой закрепляются передовые рабочие. На них возлагается персональная ответственность за успехи в учебе и поведе­ нии учащихся подопечных групп, что играет положитель­ ную роль в их воспитании. Но мы отдаем себе отчет в том, что работа город­ ской партийкой организации | дальнейшему укреплению материально - технической ба­ зы и улучшению подготовки квалифицированных кадров в системе профтехобразования еще не в полной мере соот­ ветствует современным требо- . ваниям. Управление главного архи­ тектора затягивает решение об отводе земельных участков под сооружение комплексов ГПТУ. Медленно ведется проектирование этих объектов институтом «Липецкграж- данпроект». Не все базовые предприятия откликаются на нужды училищ. Требует улучшения работа по закреплению выпускников профтехучилищ в трудовых коллективах. В этом деле есть над чем подумать и областно­ му управлению профтехобразо­ вания. Только на тракторный завод, где постоянно испыты­ вается недостаток в рабочей силе, с 1971 по 1975 годы прибыло более двух тысяч молсдьгх квалифицир0ванных рабочих почти по 20 спе­ циальностям. За это время с предприятия было уволено более 70 процентов выпускни­ ков. Из них почти 400 чело­ век — за прогулы. Не лучше положение сложилось и в строительных организациях Главлипец«строя. Нас волнует также и проблема комплектования профтехучилищ. Как извест­ но, общеобразовательной школой руководят органы На­ родного образования, учили­ щами — органы профессио­ нально - технического образо­ вания. У каждого ведомст­ ва свои планы, причем, действуют они далеко не всегда согласованно. Если выполнить план набора уча­ щихся в девятые классы, то мы должны направить в них почти 63 процента выпускни­ ков восьмых классов. При таком соотношении длц проф­ техучилищ остается только около 2,5 тысячи выпускников школ, при потребности почти 7 тысяч человек. Следова­ тельно, комплектование профтехучилищ приходится осуществлять за счет сельских школ области. Будет правиль­ ным, если мы используем опыт Москвичей и ленинградцев— больше будем направлять выпускников - восьмиклассни­ ков городских школ в проф­ техучилища, а не проводить комплектование их за Счет ми­ грации молодежи из села. — Воспитание — процесс сложный и подчас незамет4- ный, — подчеркнул Герой Со­ циалистического Труда Н. С. Черных, мастер производст­ венного обучения ГПТУ-16. Его результаты сказываются уже тогда, когда учащиеся заканчивают училище, стано­ вятся специалистами. Наша задача, чтобы каждый юноша и девушка глубоко осознали, что высший нравственный Долг трудового коллектива, каждого человека — его мак­ симально возможный вклад в общественную сокровищницу материальных и духовных благ, в дело укрепления мо­ гущества многонациональной социалистической Родины. Моя трудовая деятель­ ность начиналась в / стенах училища. Но почему-то сейчас многие родители Считают, что учеба в техническом учи­ лище их сына или дочки Чуть Ли не позорна. Хотя известны тысячи и тысячи примеров, когда многие известные лю­ ди страны начинали свой жизненный путь с учебы в системе профтехобразования. Переубедить таких родителей, доказать, что мнение их ошибочно, можно только хорошо организуя учебный и производственный процессы в училищах. * И, бесспорно, необходимо больше пропагандировать до­ стижения тех преподавателей, мастеров, которые добивают­ ся немалых успехов в этом благородном деле. Привле­ кать для работы мастерами людей, которые прошли боль­ шой трудовой и жизненный путь. О важности роли наставни­ ков говорила В. Г. Филиче- ва — бригадир совхоза «Долгоруковский». — Меня часто спрашивают, почему я выбрала профессию механизатора. Ведь могла бы стать учительницей, агроно­ мом, или кем-то другим. Мог­ ла, но выбрала эту профессию, наверное, потому, что специ­ альность механизатора самая нужная на селе. Ноноиопеченным механиза- торам самым простым делом кажется пахота, а начнут ра­ ботать, убеждаются — это сл о жиейшее искусство. Как у нас, порой, получает­ ся? Четыре месяца учимся. Лучшие наши специалисты — инженеры, механики, агрономы ■— преподают науку о технике, о земле. Интересно и важно. И все же, не будь в обиду им сказано, подлинные уроки ма­ стерства я получила прямо в поле, в «школе» старого зем­ ледельца В. А. Орехова. Счи­ таю, мне очень повезло. Меха­ низаторы старой гвардии обу­ чили за долгие годы много па­ харей. И в благодарность им за это дань нашего величайше­ го уважения. Как-то на партийном собра­ нии я поделилась своими раз­ думьями о роли наставника. Тогда и решено было сделать твердым правилом: пришел человек на работу после учи­ лища — он должен пройти школу у опытного механизато­ ра, чтобы весь цикл работ опробовал. Теперь у каждого новичка есть наставник. Я часто задумываюсь, поче­ му девушки и молодые, женщи­ ны еще не охотно идут на кур­ сы механизаторов? Что их удерживает? Вероят­ но, дает о себе знать укоренив­ шееся ошибочное мнение, буд­ то работа на тракторе не вхо­ дит в число таких женских спе­ циальностей, как труд доярки, свинарки или свекловичницы. Думаю, просто в тех хозяйст­ вах, откуда девушки-трактори­ стки уходят, им не оказали должного внимания. Опытом постановки учебного процесса и воспитания учащих­ ся на собрании поделился В. И. Черников, директор ГПТУ-28. — Среднее профессионально- техническое училище № 28 г. Липецка еще молодое, — сказал он. — Оно образова­ но пять лет назад я готовят специалистов для весьма моло­ дой отрасли народного хозяй­ ства — сферы бытового обслу­ живания населения. За пять лет училище дало службе быта области около Двух тысяч спе­ циалистов. Число это ежегод­ но растет. С первых дней существова­ ния училища была поставлена ’ задача организовать учебный процесс так, чтобы общеобра­ зовательный урок носил про- фессиональную наиравлен- ность, чтобы была глубоко про­ думана связь с предметами специального профессией алы-го- го цикла. Через методические комис­ сии организовали учебу педа­ гогов общеобразовательного цикла .не только новым формам и методам ведения урока, внедрению передового педаго­ гического опыта, но и углуб­ ленного изучения содержания планов и программ по специ­ альным предметам. • В училище сложилась строй­ ная система повышения квали- фнкации ицжейерио-пеДагоги- веских работников. Это посто­ янно действующий семинар- шКола по Изучению и внедре­ нию передового опыта, курсы при институте повышения ква­ лификации, учеба в универси­ тете марксизма-ленинизма, за­ нятия в системе политпросве­ щения и экономической шко­ ле. В училище обобщен и внедрен опыт преподавателей А. А. Ковалевой, Г. И. Гуро- вон. Понимая, что готовых спе­ циалистов, особенно мастеров производственного обучения, не всегда можно получить со стороны, мы пошли по Пути ВОСДНТа 1 Н;ИЯ их из числа своих ВЬ 1 ЙуС 1 КИИКОВ. После выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер- шеИст 1 ВОва 1 Нии процесса обуче­ ния и воспитания учащихся системы профессионально-тех­ нического образования» кол­ лектив училища совместно с базовым предприятием област­ ного управления бытового об­ служивания пересмотрел ряд вопросов организации учебно- воспитательного процесса и взаимных обязанностей. Например, на вновь постро­ енном заводе «.Рембыттехяика» выделен специальный участок для отработки слесарями по реи монту сложной бытовой техни­ ки отдельных тем учебной программы. Однако нам следует больше внимания уделить оборудова­ нию мастерских швейников, трикотажников, раднотелеме- хаников. И в этом могли бы оказать большую помощь В. В. Комолов — директор объеди­ нения по ремонту радиотелеап­ паратуры, Л. С. Ливанов — директор объединения «Обл- трикотажбыт», Е. А. Силина — директор объединения «Обл- швейбыт». Н а м н у ж н о е щ е больш е, т р у д и т ь с я н а д у к р е п л е н и е м у ч е б н о -м а т е р и а л ь н о й б а зы , п о в ы ш е н и е м к а ч е с т в а у р о к о в , в н е к л а с с н ы х м е р о п р и я т и й , у с и ­ л и т ь р а б о т у п о п р о ф и л а к т и к е п р а в о н а р у ш е н и й , п о з а к р е п л е ­ н и ю в ы п у с к н и к о в н а с е л е . Е ж е г о д н о к нам приходит 800—900 выпускников проф­ техучилищ, — заявил И. В. Франценюк, директор Новоли­ пецкого завода. — Об устойчи­ вости такого пополнения гово­ рит тот факт, что почти каж­ дый третий рабочий завода — это бывший выпускник учили­ ща. На базе завода действуют Три профтехучилища. Среднее с трехгодичным ©роком обуче­ ния (ГПТУ-10), техучилгаще с годичным и полуторагодич­ ным сроком обучения (ТУ-27) и вечерне-сменное профтехучи­ лище № 16. Многие их выпуск­ ники быстро осваиваются в ра­ бочих коллективах и вносят свой вклад в производствен­ ные успехи металлургов. На заводе разработаны и осуществляются совместные мероприятия по улучшению подготовки кадров, по укреп­ лению учебно-материальной базы профтехучилищ. Ежегод­ но завод передает базовым техническим училищам для ос­ нащения учебных кабинетов и мастерских соответствующее оборудование, приобретает ма­ териалы, инструменты. В 1976 году построены и введены в строй действующих учебно- производственные мастерские на 600 мест. К сожалению, пло­ хо ведется строительство та­ ких же мастерских для техни­ ческого училища № 27. Особое внимание уделяется организации и проведению производственной практики учащихся профтехучилищ. В цехах завода ее проходят око­ ло двух тысяч учащихся. Всем им предоставлены рабочие ме­ ста, выделены руководители- наставники из числа опытных рабочих или инженерно-техни­ ческого состава. Правда, в деле обучения молодого пополнения у нас есть и недостатки. Мы поста­ вили перед коллективами це­ хов задачу: в короткий срок — до 1 сентября — сделать базовые училища Новолипец­ кого завода образцовыми. Для этого учебные кабинеты, клас­ сы, лаборатории всех училищ закреплены за определенными цехами, отделами. Принимают­ ся меры к оснащению учебных кабинетов, лабораторий, клас­ сов, мастерских техническими средствами обучения и совре­ менным оборудованием. Но, как известно, никакие самые совеошенные техниче­ ские средства не могут заме­ нить индивидуальной работы с каждым учащимся. Мы приня­ ли меры, чтобы у каждой группы учащихся был ш еф - коллектив рабочих той про­ фессии, которой обучаются подростки. Это даст возмож­ ность передать традиции, сло­ жившиеся в коллективе, моло­ дой смене и усилить роль про­ изводственного коллектива в воспитании учащихся. — Областная комсомольская организация,— говорил пер­ вый секретарь обкома ВЛКСМ П. Г. Горлов* — старается со­ вершенствовать работу по профессиональной ориента­ ции молодежи. Мало уком­ плектовать учебные группы профтехучилищ. Важно, что­ бы учащиеся заранее выбрали свою будущую профессию, что­ бы она соответствовала их ин­ тересам и возможностям, жиз­ ненным планам. Мы пока мо­ жем назвать лишь отдельные общеобразовательные школы и училища, между которыми установилось тесное и плодо­ творное сотрудничество. К примеру, городское .профтех­ училище № 20 и средняя щко- ла № 17. Они совместно про­ водят Ленинские уроки и тор­ жественные линейки, комсо­ мольские собрания и заседа­ ния комитетов комсомола. Учащиеся училища помогают школьникам в оформлении учебных кабинетов, в проведе­ нии вечеров и спортивных праздников. Создана общая агитбригада. И как следствие — в ТУ-20 больше всего при­ ходит ребят из средней шко­ лы № 17. Предметом особого внима­ ния комсомольских организа­ ций стало укрепление связей сельских шкоД с профтехучи­ лищами, В этом году перед комитетами ВЛКСМ постав­ лена задача, чтобы преоблада­ ющая часть пополнения при­ шла в училище по комсомоль­ ским путевкам. Особого внимания требует комплектование училищ стро­ ительного профиля. План на­ бора в них не выполняется из года в год. Обком ВЛКСМ решил выяснить, почему вы­ пускники школ не торопятся овладевать этой специально­ стью. Думается, причины в первую очередь следует искать в ос­ нащении самих училищ, в ус­ ловиях учебы, быта, отдыха. Вот, например, общежития седьмого и. восьмого училищ. В комнатах грязно и неуютно. На десять человек один стул. Ребята не могут послушать радио. Преобладающее большин­ ство учащихся профтехучилищ — комсомольцы. И от учени­ ческих комсомольских орга­ низаций зависит качество, иро- . фессиональной подготовку,, идейно-политического . воспи­ тания. Обком ВЛКСМ совместно с заинтересованными организа­ циями проводит многочислен­ ные конкурсы профессиональ­ ного мастерства молодых ра­ бочих. Работа по дальнейшему развитию и совершенствова-1’ нию системы профтехобразо­ вания предстоит большая. Комсомольские организаций'' сделают все возможное, чтобы народное хозяйство. страны получило подготовленное по­ полнение. —■Жизнь подсказывает, что успех обучения и воспитания зависит от Того, как мы, педа­ гоги, опираемся на помощь са­ мих учащихся и их обществен­ ные организации,-— заявила В. Д. Старкова, секретарь парторганизации ТУ-12. Ежегодно к нам приходят 550—600 человек. В основном это грамотная, работоспособ­ ная молодежь* энергию кото­ рой надо направить по пра­ вильному руслу. В училище есть к тому необходимые усло­ вия. Сравнительно неплохая учебнац база, опытные кадры педагогических работников. Партийная организация и весь педколлектив основной своей задачей считают созда­ ние хороших коллективов в учебных группах. Группа — это основное звено общеучи­ лищного коллектива, это как раз тот коллектив, который оказывает большое воспита­ тельное воздействие на каждо­ го учащегося. Мастера производственного обучения училища наблюдают за успехами своих воспитан­ ников, их поведением, органи­ зуют групповые собрания, по­ литинформаций, следят за тем, чтобы учащиеся принимали активное участие в обществен­ но полезном труде, самооб­ служивании, техническом творчестве, культурно-массо­ вых и спортивных мероприя­ тиях. Крепкие работоспособные коллективы учащихся сложи­ лись в группах, которыми ру­ ководят мастера В. И. Аверин, А. Я. Бак, Н. И. Болгов и дру­ гие. В училище утвердилась такая практика, когда многие вопро­ сы мы доверяем решать са­ мим ученическим коллективам. Комитет ВЛКСМ подготовил пятнадцать политинформато­ ров из числа лучших учащих­ ся, которые выступали перед своими товарищами. Комсо­ мольцы также приняли реше­ ние о проведении Ленинского зачета по работам В. И. Лени­ на «Великий почин» и «Зада­ чи союзов молодежи». В по­ мощь им партбюро выделило коммунистов. Зачет успешно сдали все учащиеся. Много хороших дел на счету комсо­ мольской и профсоюзной орга­ низаций. Под руководством партбюро они занимаются организацией социалистического соревнова­ ния, поддерживают тесный контакт с комитетами ВЛКСМ и постройкомами базовых предприятий. Партийная организация, при­ стальное внимание уделяет воспитанию учащихся на при­ мерах жизни и работы лучших выпускников учцлища. С этой целью проводятся вечера-по­ священия в рабочие, встречи с выпускниками училища. В 1977 году училище окон­ чили 681 человек, сдали экза­ мены на «4» й «5» — 488, ат­ тестат с отличием получили 54, повышенный разряд — 258 человек. В основном все уча­ щиеся добросовестно отно­ сятся к работе. М. Р. Курашов, начальник отдела кадров «Главлипецк- строя» говорил о том, что на базе строительных трестов и промышленных предприятий Главка действует 9 профтех­ училищ. За прошедшую пяти­ летку построено три новых — на 2400 мест. Начато сооруже­ ние комплекса на 800 мест для технического училища № 12, ввод которого планируется в 1979 году. Будет начато в бу­ дущем году строительство об­ щежития для ГПТУ № 6 и в 1980 году комплекса на 800 мест для училища № 5. Нас правильно критиковали за большую текучесть моло­ дых рабочих. Действительно, многие выпускники училищ у нас не задерживаются, не вез­ де в строительных управлени­ ях тепло, по-отцовски встре­ чают молодых рабочих. Еще слаба закрепляемость моло­ дых рабочих на стройках и особенно в тресте «Елецтяж­ строй». Не все организации оказывают всестороннюю по­ мощь училищам, в частности, трест «Железобетон». До на­ стоящего времени не решен вопрос с набором учащихся по строительным профессиям. Думается, вместе с област­ ным управлением профтехоб­ разования нам нужно проду­ мать, как увеличить и улучшите подготовку рабочих кадров для строительства по разлифЛ ным специальностям. Нам нужны плотники, каменщики, монтажники, штукатуры, малж- ры, а их подготовка из года в год сокращается. Совершенно не готовятся сантехники и тру­ боукладчики для треста «Спецстрой», формовщики, бе­ тонщики, кровельщики и дру­ гие специалисты, Целесообразно, чтобы уча­ щиеся проходили практику на тех участках и в тех бригадах, в -коЕбрых Им предстоит в по­ следующем работать. Необхо­ димо рассмотреть вопрос о прохождении практики в весен­ не-летний период, когда име­ ются фронта работ для всех специалистов. Думается, что целесообраз­ но улучшить работу по широ­ кому показу труда строите­ лей через такие средства про­ паганды, как телевидение, радио, кинб, художественная литература и другие. Выступивший затем началь­ ник управления сельских профтехучилищ РСФСР, член коллегии Госпрофобра РСФСР Я. Я. Бутко отметил, что в Липецкой области в основном успешно решаются задачи по удовлетворению потребности предприятий, строек и сельско­ го хозяйства в квалифициро­ ванных кадрах. Так, показате­ ли учебной работы средних Г1ТУ области (городских и сельских) несколько выше средних показателей по Гос- профобру. « Однако, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязывает постоянно совершенствовать систему профтехобразования — доби­ ваться расширения сети сред­ них и технических училищ, улучшения планирования и координации приема учащихся в профессионально-техниче­ ские училища, средние специ­ альные учебные заведения и девятые классы средних обще­ образовательных школ. Поэтому нельзя обойти вни­ манием и некоторые недостат­ ки. В области очень большой отсев учащихся из средних ПТУ. Почти не увеличилось за последние два года количест­ во городских и сельских проф­ техучилищ. Давно ведется раз­ говор об оборудовании авто- трактородромов, а дело до сих пор не завершено. Следует улучшить и деятельность учеб­ ных хозяйств. Тов. Бутко также отметил, что Госпрофобром проделана немалая работа по введению нового содержания обучения: разработана модель нового учебного плана и типовые про­ граммы по ряду ведущих про­ фессий, которые будут введе­ ны с 1978—79 учебного года. Завершается разработка ново­ го перечня, в котором будут широко представлены как про­ фессии широкого профиля, так и совмещенные профессии. Все это позволит полнее удовле­ творить современные требова­ ния, а так^се запросы произ­ водства в будущем. * * * Участники собрания актива приняли рекомендации, на­ правленные на дальнейшее совершенствование работы учебных заведений системы профтехобразования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz