Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь П Р О Ц Е С С О Б У Ч Е Н И Я И В О С П И Т А Н И Я У Ч А Щ И Х С Я С О Б Л А С Т Н О Г О С О Б Р А Н И Я А К Т И В А Р А Б О Т Н И К О В П Р О Ф Т Е Х О Б Р А З О В А Н И Я Каи уже сообщалось в нашей газете, 13 ню. ня состоялось областное собрание актива ра ботников профтехобразования. С докладом «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем со. вершенствовании процесса обучения и воспи тания учащихся системы профессионально, технического образования» и задачах коллек тивов училищ и базовых предприятий области» выступил член ЦК КПСС, первый секретарь обкома партии Г. П. Павлов. В прениях по докладу выступило 8 человек. --------------------------------- --------— -------- * Д о к л а д п е р в о г о с е к р е т а р я о б к о м а К П С С Г . П А В Л О В А В работе собрания приняли участие пред, седатель исполкома областного Совета на родных депутатов Н. Д. Новиков, секретари обкома КПСС И. П. Болдырев и Н. Ф. Бога, тырев, председатель облсовпрофа И. А. Чу- нихин, начальник управления сельских Проф техучилищ РСФСР, член коллегии Госпроф- обра РСФСР Я. Я. Бутко. них пятилетия и 2 года дсся- З АВЕРШАЕТСЯ первое полугодие третьего, ударного года десятой пятилетки, — говорит Г. П. Павлов. — Наша партия, ее ленинский Центральный Ко митет, весь советский народ ведут колоссальную работу по претворению в жизнь ре шений XXV съезда КПСС. Памятным стал для нас прошедший 1977 год — год 60-летия Великого Октября, год Принятия новой Консти туции СССР. Ознаменованный этими важнейшими политиче скими событиями, многими замечательными достижения ми, 1977 год по праву вошел в Летопись десятой пятилетки как год массового трудового героизма. Вместе со всеми советскими людьми в юбилейном году самоотверженно работали и трудящиеся нашей области. Более 70 предприятий, свыше 200 цехов, 38 тысяч рабочих и колхозников завершили планы двух лет пятилетки к 60-летию Великого Октября. 90 трудовых коллективов об ласти заняли призовые места во Всесоюзном, республикан ском и областном социалисти ческом соревновании, посвя щенном этой юбилейной дате. Промышленные предприятия, строительные организации, труженики сельского хозяйства добились значительных успе хов в выполнении плановых заданий и социалистических обязательств юбилейного года. Товарищ Л. И. Брежнев на декабрьском (1977 г.) Плену ме ЦК КПСС указывал: «Не обходимо сохранить, закре пить трудовой порыв и ритм юбилейного соревнования. Се годня работать лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня. Таков лозунг дня». Итоги пяти месяцев теН’^ ё - го гЙДа свидетельствуют о том, ■'кто трудящиеся области работают с большим энтузи азмом. План по реализации продукции промышленностью выполнен на 101 процент. В сравнении с соответствующим периодом 1977 года объем промышленного производства возрос на 51,9 миллиона руб лей. Перевыполнен план по производству чугуна, стали, проката, чугунных труб,, за пасных частей к трактора’^ , швейных изделий и другой, продукции. Все промышлен ные предприятия, кроме од ного, выполнили план по реа лизации товарной продукции. Резко сократилось число предприятий, не выполняю щих планы по объему произ водства и росту производи-', дельности труда. Радуют дела в сельском хозяйстве. В хорошие агро-,, технические сроки и высоко качественно проведен сев зер новых, сахарной свеклы и* других культур. Сейчас на полях колхозов и совхозов ведется активная работа по уходу за посевами. Область успешно справилась с выпол нением квартального плана заготовок всех видов продук тов животноводства. К ОММУМИ С Т И Ч Е- СКАЯ ПАРТИЯ всегда придавала ; первосте пенное значение-: вопросам формирования рабочего клас са, повышения его обществен но-политической роли на всех этапах строительства социа лизма, в развитии мирового революционного прОдесса. В условиях постепенно го перехода от социализма к коммунизму все большее зна чение приобретает научное руководство социальными процессами. Научно-техни- ческий и социальный про гресс, объективная необходи мость повышения роли рабо чего класса выдвинули ряд новых задач, связанных с воспитанием молодого рабо чего пополнения. Современное производство предъявляет повышенные тре бования к уровню общеобра зовательной и профессиональ ней подготовки рабочего. Сов ременный рабочий — это че ловек 0 широким кругозорам. Он управляет сложными ма шинами, имеет дело с точны ми математическими расчета ми. Ему подвластны могучие краны, сложнейшие агрегаты и механизмы. Бурно развива ющееся на современной тех нической основе народное хо зяйство области нуждается в постоянном притоке именно таких кадров. А программа нашего раз вития поистине огромна. Только в текущем году строи тели должны ввести в эк сплуатацию доменную печь № 6 На НЛМЗ, первую оче редь Добринского сахарного завода, цех точных станков на Липецком станкозаводе, корпус гидроцилиндров на Елецком заводе гидроагре гатов, производственный кор пус завода «Прожекторные угли» в г. Ельце, первую оче редь комбината рыбной гаст рономии и вторую очередь тепличного комбината в г. Липецке и ряд других объектов. Ввести животновод ческих помещений в общей сложности на 145 тысяч ско- томест. В десятой пятилетке ввод основных фондов производст венного и непроизводствен ного назначения составит около 4 миллиардов рублей. В производство внедрено 70 поточных и 200 механизиро ванных поточных, 30 автома тических линий, ПО комп- лексно-мех анйз иров анн ых це хов н участков. Полносборное строительство предстоит до вести до 65—70 процентов. Общий объем капитальных вложений в текущем пятиле тии в сравнении с девятой пя тилеткой возрастет в 1,4 раза и составит 3,6 миллиарда рублей. Ведется небывалая гю своим масштабам работа по корен ной перестройке сельскохо зяйственного производства на основе специализации и кон центрации производства, комп лексной механизации трудо емких процессов. Уже сейчас на долю специализированных хозяйств приходится 100 про центов производства плодов, овощей, яиц и птичьего мяса, 84 процента свинины, 26 про центов мяса крупного рогато го скота, 76 процентов шер сти. На селе быстрыми темпами идет развитие промышленной индустрии. Построено более 30 заводов по переработке сельскохозяйственной про дукции, действуют 20 государ ственно-кооперативных объе динений системы «Ското- пром», 14 межхозяйственных предприятий объединения «Свимопром», 10 птицефабрик и ряд Других сельскохозяйст венных предприятий. Растет техническая осна щенность и энерговооружен ность Сельского хозяйства. С 1970 года количество . тракто ров возросло с 14,5 тысячи до 18,5 тысячи штук. Этот рост идет в основном за счет та ких высокопроизводительных машин, как К-700. Область располагает большим коли чеством уборочных комбайнов различных марок и назначе ний, другой современной тех никой. Коренным образом ме няется характер труда в сель ском хозяйстве. Огромные масштабы разви тия народного хозяйства не посредственно связаны с проблемой трудовых ресур сов, с подготовкой высококва лифицированных рабочих кад ров. Важным источником подго товки молодых рабочих стала система профессионально, технического образования. Достаточно сказать, что толь ко в нашей области за годы восьмой, девятой и за два го да десятой пятилетки в учеб ных, заведениях профтехоб разования подготовлено для народного хозяйства свыше 175 тысяч молодых рабочих. На крупнейших предприя тиях области выпускники училищ профессионально- технического образования со ставляют 30 процентов обще го числа рабочих, а во мно гих цехах Новолипецкого ме таллургического завода почти половина работающих — вос питанники профтехучилищ. Из стен училищ выходят грамотные, квалифицирован ные кадры. Многие из них сейчас — прославленные ме таллурги, строители, сельские механизаторы. В 1968 году окончила второе сельское профтехучилище Валентина Филичева и получила профес сию тракториста. Вся десяти летняя рабочая биография Валентины Григорьевны — это гимн труду, его красоте. Се годня она — великолепный мастер своего дела, в совер шенстве владеющий сложной техникой. Валентина Григорь евна — прекрасный организа тор, она руководит женской механизированной бригадой по кормодобыванию в совхозе «Долгоруковский», бригада является одной из лучших в области. Завидна судьба этой моло дой, энергичной, жизнерадо стной женщины. Орден Лени на, ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» — так Родина отметила трудо вую доблесть Валентины Григорьевны Филичевой. Система профтехобразования вправе гордиться своим воспи танником, Героем Социалисты- ческогоТруда, ныне бригади ром тракторной бригады кол хоза «Заря коммунизма» Во- ловского района Василием Дмитриевичем Потаповым. В 1978 году, работая по-ипатов- скИ, бригада В. Д. Потапова провела весенний сев за пять дней. Сейчас Василий Дмитриевич — сам наставник молодых рабочих, щедро де лятся с ними своим мастерст вом. Герой Социалистическо го Труда, выпускник Елецкого технического училища № 1 Виктор Иванович Лакомое работает на строительстве Байкало-Амурской магист рали. Многие воспитанники си стемы профтехобразования стали командирами, умелыми организаторами производст ва. Все они высоко несут честь советского рабочего. Замечательной традицией системы профтехобразования стало воспитание рабочих ди настий. Вот одна из них. Ни колай Федорович Соболев закончил техническое училище № 27. Сейчас он мастер газо вого хозяйства доменного це ха НЛМЗ, кавалер ордена Октябрьской Революции, а еще — глава рабочей Дина стий. Его сыновья Виталий —- активный рационализатор, Юрий — ударник коммунисти ческого труда, закончили тоже 27-е училище и тоже работают в доменном цехе завода электромонтерами. Они в од ном строю с отцом приумно жают трудовую слайу семьи Соболевых. З А СРАВНИТЕЛЬНО КОРОТКИЙ срок про фессиональная школа в нашей стране прошла слан ный путь от ФЗУ до крупных современных, прекрасно ос нащенных центров по подго товке образованных й высо- коквалифицйров анных моло дых рабочих кадров. — Новым ярким проявлени ем заботы Коммунистической партии и Советского прави тельства о подготовке до стойного пополнения рабочего класса, — говорит далее Г. П. Павлов, — явилось постайсе ленне ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О даль- 1 ейшем Совершенствовании процесса обучения и 'воспи тания учащихся системы про фессионально - техническ о г о образования». Постановление определяет принципиально,.новый этап в развитии системы, которая призвана стать, подлинной школой коммунистического воспитания и трудового ма стерства. Она должна гото вить молодого рабочего ново го типа. В соответствии с по становлением в системе проф техобразования к началу 11.-й пятилетки должно остаться два Типа учебных заведений; средние училища и Техниче ские училища. Это значит, что в ближай шие . годы будут выпускаться рабочие только со средним образованием. Коренные ка чественные изменения претер пело содержание обучения и воспитания. В наше время за жизнь одного поколения не менее трех-четырех раз проис ходит техническое обновление- производства, а это влечет за собой необходимость высокой профессиональной мобиль ности, способности к быстрой производственной адаптации рабочих кадров. В связи с этим в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необхо димость подготовки рабочих широкого профиля, которые могли бы На основе высоких общих и технических знаний быстро осваивать новые спе циальности в условиях до вольно частого технического обновления всех отраслей на родного хозяйства. На современном этапе в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР Неизмеримо возрастает роль базовых предприятий в подготовке и воспитании до стойного пополнения рабоче го класса. Поэтому заботу о профтехучилище нельзя огра ничивать лишь строительством помещений. Содружество учебных заведений и пред приятий — это многогранный и сложный процесс, при званный слить воедино учеб ный и воспитательный процесс подготовки высококвалифи- цированных рабочих кадров. Разнообразные формы содру жества должны служить од ной общей цели: помочь по нять молодежи общественную цель, смысл и красоту труда, почувствовать свою причаст ность к Тем большим делим, которые решает коллектив ба зового предприятия. СООТВЕТСТВИИ с постановлением ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР бюро обкома партий и исполком областного Совета народных депутатов в октябре прошлого года при няли постановление, в кото ром определены конкретные пути совершенствования про фессиональной и общеобразо вательной подготовки буду щих рабочих. В области раз работана и в основном ус пешно осуществляется широ кая программа, обеспечиваю щая комплексное развитие учебных заведений профес сионально-технического обра зования. Повседневная работа пар тийных, профсоюзных, комсо мольских организаций, мест ных Советов народных Депу татов, системы профессио нально-технического образо вания и базовых предприятий позволили добиться ощутимых результатов. За два послед- В П Ш1Пс/. О той пятилетки по существу заново создана материально- техническая база профтехоб разования. Введено 13 новых комплексов с учебными кор пусами, мастерскими и поме щения мл культурно-бытового назначения, 10 отдельных зданий. Это позволило -за два Истекших пятилетия подгото- уВить 120 тысяч квалифици рованных молодых рабочих и не Только сохранить, но и превзойти взятый темп в те кущем пятилетии. За 2 года Десятой пятилетки в народ ное хозяйство области при шло еще около 55 тысяч ква лифицированных рабочих. Значительные изменения претерпела структура учебных заведений. Если в 1966 году в области Не было средних училищ и было лишь четыре технических, то в настоящее время 18, или половина учеб ных заведений, -являются средними, дающими рабочим не только профессиональную подготовку, но и общее сред нее образование, и 7 техниче ских училищ, куда принима ется молодежь с законченным средним образованием. Заметно расширился пере чень специальностей. Если в 1966 году их было 60, то те перь 130. И дело не только в простом количественном ро сте. Изменения в характере труда прямо влияют на содер жание и характер профессий. На смену каменщику пришел монтажник-каменщик, сле сарю слесарь - сантехник - сварщик и т. д. Технический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве и Строи тельстве вызвал к жизни та кие, совершенно новые спе циальности, как вальцовщик- оператор постов управления, оператор прокатных станов, аппаратчик коксохимического производства, автоматчик, оператор-животновод, лабо рант химико-бактериологиче ского анализа, радиомеханик и многие другие. “ ПРЕДЕЛЯЯ ПУТИ дальнейшего совершен ствования профессио нально-технического образо вания, областной комитет пар тии исходит из требований вновь принятого постановле ния ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР, указаний Ге нерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Прези диума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Бреж нева по вопросам повышения роли рабочего класса на про изводстве и в общественно- политической жизни страны, и на этой основе формирует основное направление в рабо те по улучшению подготовки будущих молодых рабочих. При этом учитываются и те большие изменения, которые произошли в экономике обла сти вследствие бурного внед рения техники и совершенст вования структуры предприя тий и организаций промыш ленности, строительства и сельского хозяйства. Для успешного выполнения решений XXV съезда КПСС о повышений эффективности общественного производства есть два пути: механизация и автоматиза ция производства; непрерывное, повышение уровня квалификации рабо чих, их идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Поэтому забота партийных Комитетов, руководителей ба зовые предприятий и органи заций о качественной подго товке в училищах молодого рабочего пополнения служит залогом успеха в деле повы шения эффективности обще ственного производства. В связи с этим вопросы ПОДГО ТОВКИ кадров, создание и со вершенствование учебно-ма териальной базы училищ должны входить составной частью в комплексные планы экономического и социально го развития отраслей и пред приятий. В настоящее время в обла сти действуют 37 училищ с контингентом 22 тысячи чело век. Оправдала себя практика создания крупных комплексов средних училищ, ведущих под готовку рабочих для отрасли в целом. Выпускники этих училищ подготовлены к про фессиональному труду, лучше проходят производственную адаптацию. Таких училищ у нас 10, в каждом из них обу чается около тысячи человек. Принимаются меры к созда нию еще пяти крупных комп лексов, в том числе ГГ1ТУ-5, 7, СГ1ТУ-6 (базовые предприя тия — домостроительный ком бинат, «Юговостоксталькон- струкция», областное управ ление сельского хозяйства). Существующая демографи ческая обстановка, дефицит рабочих кадров на селе ста вят задачу увеличения сети сельских профтехучилищ. На мечается создание комплек сов профтехучилищ в Доб- риноком, Чаплыгн.чском, а позже — в некоторых других •районах. Перед системой профтехоб разования поставлена задача: подготовить в десятой пяти летке 80 тысяч молодых рабо чих, в том числе около 40 ты сяч со средним оъразованисм. Реализация поставленных задач требует дальнейшей большой работы по строитель ству и укреплению учебно материальной базы училищ. Руководители ряда базовых предприятий, исходя из госу дарственных интересов, про водят значительную работу по созданию комплексов училищ как важного источника по полнения рабочих кадров. Это в первую очередь отно сится к Главлипецкстрою, ко торый построил 5 комплек сов для своих подшефных училищ, Елецкому отделению Юго-Восточной железной до роги. Однако в ряде училищ, в том числе и строительных, материально - техническая ба? за продолжает оставаться не удовлетворительной и сдер живает подготовку кадров. Пока 30 процентов строитель ных училищ работают в хо роших условиях. Это учили ща №№ 25, 21, 26, 20, 6, ' располагающие современны ми комплексами. Давно на зрел вопрос о строительстве базы для училищ 5, 7, 23, 15, 8. Между том руково дители базовых строительных подразделений •— домострои тельного комбината, управле ния № 1 треста «Сталыдан- струкция», облмежколхоз- стройо бьединениЯ, управле- ний «Лишецксельстоой», треста «Липецкметаллуртстрой» — ни чего для этого не предприни мают. Нельзя признать право мерным, что строительные училища областного центра, где обучаются 6500 учащихся, не располагают Полигоном и автодромом для прохождения практики и отработки про фессиональных навыков. По непонятным причинам, Сложил с себя обязанности базового предприятия трест «Железобетон», безучастно относящийся к подшефному училищу № 11. Оно нс имеет общежития, столовой, спор тивного и актового залов. Да леко не все делает для рас ширения и улучшения учебно- материальной базы подшеф ных училищ крупнейшее пред приятие области — Новоли- пецкйй металлургический за вод. У этого предприятия три подшефных училища: два дневных и одно вечерне-смен ное. Но ни ' одно из них не располагает полным набором помещений, необходимых для плодотворной подготовки кад ров-. В десятом училище, где насчитывается около тысячи учащихся, нет общежития. 27-е училище не имеет обще жития, мастерских, актового зала. В крайне стесненных условиях работает вечерне- сменное училище. По вине за вода и -Бреста- «Жилстрой» ряд лет срывались сроки сда чи мастерских лТПТУ-10, стро ительство 'затянулось на 7 лет. И сданные гад тому назад мастерские уже требуют ка питального ремонта. Такая же практика с мол чаливого согласия руководи телей завода перенесена т. Холмедким на строительст во мастерских. 27-го училища. Они должны были быть сда ны В 1976 году, но здание до сих пор не доведено до нуле-* вой отметки. Облмежколхоз- стройобъединение построило для подшефного училища № 23 в г. Усмани учебный корпус в 1974 году и дальнейшие забо ты о нем прекратило, хотя училище не имеет мастерских, столовой, общежития и рабо тает в трудных условиях. Нельзя признать нормаль ным такое положение, когда в области 7 училищ совсем не имеют мастерских, а 6 распо лагают примитивными мастер скими, не отвечающими эле ментарным т,ребованиям обучения учащихся, 7 училищ не имеют общежитий, а в ше сти — учащиеся не полностью обеспечены жильем. Всего по управлению обеспечены обще житиями лишь 43 процента нуждающихся воспитанников. С таким положением дальше мириться нельзя. Это замеча ние мы адресуем прежде всего к таким базовым предприяти ям, как трест «Липецкстрой- транс», областное управление бытового обслуживания, трест «Железобетон», облмежкол- хозстройобъединение, управ ление «Липецксельстрой». В 1978 году будет сдан комплекс училища в совхозе «Агроном», ведется строитель ство комплекса для СПТУ-9 в г. Данкове, начато строитель ство комплекса для 12-го тех нического училища в г. Липец ке, осуществляется строитель ство пяти отдельных зданий для других училищ. Темпы, строительства этих объектов нас не удовлетворяют, они должны быть усилены. Нормой жизни каждого ба зового предприятия должно стать отношение к подшефно му училищу как цеху номер один, а К коллективу учащих ся — как части своего трудо вого коллектива. Так ставится задача перед каждым руково дителем. Партийные органы обязаны усилить контроль и повысить спрос с руководите лей. Отделам строительства, науки и учебных заведений об кома КПСС надо взять под повседневный контроль ход строительства и обеспечение мастерских лучшие оборудо ванием и инструментом. РЕДМЕТОМ постоян ной заботы областной партийной организации являются педагогические кад ры, ■ их подготовка, профессио нальный рост и воспитание. В приветствии коллективу • «Учи тельской газеты», ее авторам и читателям товарищ Л. И. Брежнев писал: «Народный учитель — гордость советско го общества. Он снискал все общее уважение беззаветным служением делу Народного просвещения, щедростью сво его сердца, благородными ду ховными качествами, любовью к детям. Партий высоко ценит идейную убежденность, само отверженный труд учителя, его великий вклад в формирова ние нового человека». п В учебных заведениях про фессионально-технического Об разования области трудится большой коллектив педагогов — почти тысяча мастеров и около 600 преподавателей. К началу девятой' пятилетки два мастера из трех не , имели среднего специального образо вания, а среди преподавателей каждый третий не имел высше го образования. Теперь почти все преподаватели с высшим ' образованием и около 85 про центов мастеров производст венного обучения имеют сред нее специальное ИЛИ высшее образование, остальные учатся заочно. Каждый третий' работ-' ник системы — коммунист. Это им, скромным и само отверженным труженикам, ма стерам и преподавателям учи лищ, в значительной мере обя зана система профтехобразо вания своим ростом и процве танием. Почти полвека отдал делу воспитания и обучения подрастающего поколения, за служенный учитель профтехоб разования РСФСР Александр Степанович Кароченко. Почти сорок лет связывают его с си стемой профтехобразования. Инструктор производственно го обучения и преподаватель в школе ФЗУ, мастер производ ственного обучения, старший мастер, заместитель директора, директор профтехучилища —• таков трудовой путь комму ниста А. С. Кароченко. За этими скупыми строчка ми — яркая и богатая трудо вая жизнь человека, педагога, организатора. Итог ее завиден. Александр Степанович посвя тил себя подготовке рабочих для Новолипецкого металлур гического завода. А их более 3 тысяч. И каждому .из них коммунист Кароченко дал не только знания, профессио нальное умение, но и отдал ча стицу своего сердца. Награ дой Александру Степановичу за его педагогический подвиг служит самоотверженный труд его воспитанников, мно гие из которых стали новато рами, командирами производ ства. Александр Степанович не ушел от своего Любимого дела, он продолжает работать мастером в техническом учи лище № 27, передавая свой богатый опыт новой смене ме таллургов. Заслуженный мастер произ водственного обучения РСФСР из Хлевенского СПТУ Николай Владимирович Пожидаев за 15 лет работы в училище под готовил ^коло 400 трактори- стов-машинистов широкого профиля. Его группы в учили ще неизменно занимают в со циалистическом соревновании ведущие места, а выпускники показывают образцы самоот верженного труда. Много замечательных педа гогов и мастеров учебных за ведений профтехобразования трудятся в нашей области. Их благородный труд высоко оце нен партией и правитель ством. 35 мастеров производ ственного обучения, препода вателей и других работников училищ удостоены почетных званий «Заслуженный мастер, производственного обучения РСФСР» и «Заслуженный учи тель П|р;офтехобр азоваяпия РСФСР», более 100 человек награждены значками «Отлич ник профтехобразования РСФСР», 173 работника отме чены орденами и медалями Ро дины. Партийные и советские органы, базовые предприятия проявляют постоянную заботу об улучшении жилищно-быто вых условий работников си стемы. За семь лет к'м выде лено около 350 квартир, в т. ч. 142 — базовыми предприятия ми. Отмечая значительные до стижения в работе с кадрами, мы должны обратить серьез ное внимание на нерешенные проблемы, и в первую очередь, на высокую сменяемость ма стеров производственного обу чения. Только за два года де сятой пятилетки сменился каждый третий мастер. Мастер производственного обучения — центральная фигу ра в училище. От стабильно- 1 сти состава мастеров, уровня \ их работы в значительной ме ре зависит качество подготов ки молодых рабочих. И прохо дить мимо большой текучести этих кадров — значит не ви деть главного в деятельности .. учебных заведений. Основная 1 Причина сменяемости масте- \ ров кроется в недостатках подбора и воспитания. Общественные организации ряда базовых предприятий на- ” иравляют на работу в учили ща лучших передовых рабо чих. Николай Сергеевич Чер ных — человек интересной, во многом характерной для нашей эпохи судьбы. В четырнадцать лет поступил в ремесленное училище. После окончания его пошел туда, где больше всего требовались его рабочие руки, — на металлургический завод. Фронту был необходим ме талл, танки, снаряды, самоле ты <— и молодой вальцовщик Николай Черных в числе дру гих рабочих шел на смену в свой цех горячего проката, как шли солдаты на штурм вражеских укреплений. Люби мая работа крепко связала его с заводом. Работал стар шим вальцовщиком, мастером производства горячего прока та, помощником директора Верх-Исетского завода. В 1958 году за большие трудо вые заслуги перед Родиной коммунисту Н. С. Черных бы ло присвоено звание Героя Социадиетического Труда. ремесленного училища, сам растит будущих рабочих, ра ботает мастером вечерне-смей- ного ГПТУ-16. Многие учащиеся техниче ского училища № 27 проходи ли практику у передовика производства А. 3. Нурднно- ва, теперь сами стали передо выми рабочими. Партийное бюро железнодорожного цеха НЛМЗ и цеховой комитет профсоюза направили т. Нур- динова как одного из лучших производственников - настав ников молодежи мастером производственного обучения в техническое училище № 27. К сожалению, это важное й ценное начинание не получило должного размаха в области. Многие базовые предприятия нередко ограничивают свою роль созданием материальной базы и не принимают участия в комплектовании училищ кад рами мастеров. И за то, что многие училища не укомплек тованы кадрами мастеров, большая доля вины ложится на базовые предприятия: трак торный завод, тресты «Пром- строй» и «Жилстрой». Партийным комитетам и ру ководителям базовых пред приятий надо конкретно разо браться в этом важном вопро се, подобрать лучших людей из числа новаторов производства и направить их на работу ма стерами в училища профтех образования с тем, чтобы а ближайшие два—три года ре шить вопрос укрепления учи лищ кадрами высококвалифи цированных рабочих-новаТО* ров, создать им все условия для успешной работы в учеб ных заведениях. Управлению профтехобразо вания совместно с институтом усовершенствования учителей необходимо расширить и уси лить работу по повышению квалификации мастеров и пре подавателей. Значительно больше должны оказывать по мощи мастерам и преподавате лям профтехучилищ политех нический и педагогический ин ституты. Задача управления оказать практическую помощь в работе молодым руководите лям училищ. Необходимо и в дальнейшем уделять присталь ное внимание вопросам улуч шения условий труда и быта педагогических кадров, в пер вую очередь улучшения их жилищных условий. Конкрет ная программа этой работы определена в постановлении бюро обкома КПСС и облис полкома. Десять лет спустя, партия направила его на Новолинец- кий металлургический завод. Здесь он последовательно за нимал должности мастера про изводства ЛПЦ-3, старшего мастера по технике безопасно сти этого цеха. Сейчас Герой Социалистического Труда Н.С. Черных, бывший воспитанник Решать новые, сложные за дачи по качественному преоб разованию профессиональной школы невозможно без реши тельного улучшения работы с кадрами. Партийным и совет ским органам совместно с уп равлением" профтехобразова ния 'Необходимо значительна улучшить работу по подбору, расстановке н воспитанию ру ководящих и инженерно-педаг готических кадров. Необходимо повысить тре бовательность к руководителям училищ, базовых предприятий за дальнейшее совершенство вание системы повышения квалификации и стажировки мастеров и преподавателей, уделять больше внимания, их самообразованию, обеспечить высокий уровень идейно-поли тического воспитания, педаго гической, методической и про фессиональной подготовки. “ ------- ---- СЪЕЗД КПСС поставил перед системой проф техобразования задачу подго товки высококвалифицирован ных рабочих широкого профи ля. Требуется и дальше прово дить рациональную специали зацию училищ, чтобы учащие ся получали глубокие знания и профессиональные навыки на таком уровне, который позво лил бы успешно осваивать но вую технику и технологию, передовые методы труда, раз вивать потребность в непре рывном профессиональном со вершенствовании. В результате большой рабо ты, проводимой педагогически- ! XXV (Окончание на 3-й стр.). В зале заседаний. Фогго-В—Елынаева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz