Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь П Р О Ц Е С С О Б У Ч Е Н И Я И В О С П И Т А Н И Я У Ч А Щ И Х С Я С О Б Л А С Т Н О Г О С О Б Р А Н И Я А К Т И В А Р А Б О Т Н И К О В П Р О Ф Т Е Х О Б Р А З О В А Н И Я Каи уже сообщалось в нашей газете, 13 ню. ня состоялось областное собрание актива ра­ ботников профтехобразования. С докладом «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем со. вершенствовании процесса обучения и воспи­ тания учащихся системы профессионально, технического образования» и задачах коллек­ тивов училищ и базовых предприятий области» выступил член ЦК КПСС, первый секретарь обкома партии Г. П. Павлов. В прениях по докладу выступило 8 человек. --------------------------------- --------— -------- * Д о к л а д п е р в о г о с е к р е т а р я о б к о м а К П С С Г . П А В Л О В А В работе собрания приняли участие пред, седатель исполкома областного Совета на­ родных депутатов Н. Д. Новиков, секретари обкома КПСС И. П. Болдырев и Н. Ф. Бога, тырев, председатель облсовпрофа И. А. Чу- нихин, начальник управления сельских Проф­ техучилищ РСФСР, член коллегии Госпроф- обра РСФСР Я. Я. Бутко. них пятилетия и 2 года дсся- З АВЕРШАЕТСЯ первое полугодие третьего, ударного года десятой пятилетки, — говорит Г. П. Павлов. — Наша партия, ее ленинский Центральный Ко­ митет, весь советский народ ведут колоссальную работу по претворению в жизнь ре­ шений XXV съезда КПСС. Памятным стал для нас прошедший 1977 год — год 60-летия Великого Октября, год Принятия новой Консти­ туции СССР. Ознаменованный этими важнейшими политиче­ скими событиями, многими замечательными достижения­ ми, 1977 год по праву вошел в Летопись десятой пятилетки как год массового трудового героизма. Вместе со всеми советскими людьми в юбилейном году самоотверженно работали и трудящиеся нашей области. Более 70 предприятий, свыше 200 цехов, 38 тысяч рабочих и колхозников завершили планы двух лет пятилетки к 60-летию Великого Октября. 90 трудовых коллективов об­ ласти заняли призовые места во Всесоюзном, республикан­ ском и областном социалисти­ ческом соревновании, посвя­ щенном этой юбилейной дате. Промышленные предприятия, строительные организации, труженики сельского хозяйства добились значительных успе­ хов в выполнении плановых заданий и социалистических обязательств юбилейного года. Товарищ Л. И. Брежнев на декабрьском (1977 г.) Плену­ ме ЦК КПСС указывал: «Не­ обходимо сохранить, закре­ пить трудовой порыв и ритм юбилейного соревнования. Се­ годня работать лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня. Таков лозунг дня». Итоги пяти месяцев теН’^ ё - го гЙДа свидетельствуют о том, ■'кто трудящиеся области работают с большим энтузи­ азмом. План по реализации продукции промышленностью выполнен на 101 процент. В сравнении с соответствующим периодом 1977 года объем промышленного производства возрос на 51,9 миллиона руб­ лей. Перевыполнен план по производству чугуна, стали, проката, чугунных труб,, за­ пасных частей к трактора’^ , швейных изделий и другой, продукции. Все промышлен­ ные предприятия, кроме од­ ного, выполнили план по реа­ лизации товарной продукции. Резко сократилось число предприятий, не выполняю­ щих планы по объему произ­ водства и росту производи-', дельности труда. Радуют дела в сельском хозяйстве. В хорошие агро-,, технические сроки и высоко­ качественно проведен сев зер­ новых, сахарной свеклы и* других культур. Сейчас на полях колхозов и совхозов ведется активная работа по уходу за посевами. Область успешно справилась с выпол­ нением квартального плана заготовок всех видов продук­ тов животноводства. К ОММУМИ С Т И Ч Е- СКАЯ ПАРТИЯ всегда придавала ; первосте­ пенное значение-: вопросам формирования рабочего клас­ са, повышения его обществен­ но-политической роли на всех этапах строительства социа­ лизма, в развитии мирового революционного прОдесса. В условиях постепенно­ го перехода от социализма к коммунизму все большее зна­ чение приобретает научное руководство социальными процессами. Научно-техни- ческий и социальный про­ гресс, объективная необходи­ мость повышения роли рабо­ чего класса выдвинули ряд новых задач, связанных с воспитанием молодого рабо­ чего пополнения. Современное производство предъявляет повышенные тре­ бования к уровню общеобра­ зовательной и профессиональ­ ней подготовки рабочего. Сов­ ременный рабочий — это че­ ловек 0 широким кругозорам. Он управляет сложными ма­ шинами, имеет дело с точны­ ми математическими расчета­ ми. Ему подвластны могучие краны, сложнейшие агрегаты и механизмы. Бурно развива­ ющееся на современной тех­ нической основе народное хо­ зяйство области нуждается в постоянном притоке именно таких кадров. А программа нашего раз­ вития поистине огромна. Только в текущем году строи­ тели должны ввести в эк­ сплуатацию доменную печь № 6 На НЛМЗ, первую оче­ редь Добринского сахарного завода, цех точных станков на Липецком станкозаводе, корпус гидроцилиндров на Елецком заводе гидроагре­ гатов, производственный кор­ пус завода «Прожекторные угли» в г. Ельце, первую оче­ редь комбината рыбной гаст­ рономии и вторую очередь тепличного комбината в г. Липецке и ряд других объектов. Ввести животновод­ ческих помещений в общей сложности на 145 тысяч ско- томест. В десятой пятилетке ввод основных фондов производст­ венного и непроизводствен­ ного назначения составит около 4 миллиардов рублей. В производство внедрено 70 поточных и 200 механизиро­ ванных поточных, 30 автома­ тических линий, ПО комп- лексно-мех анйз иров анн ых це­ хов н участков. Полносборное строительство предстоит до­ вести до 65—70 процентов. Общий объем капитальных вложений в текущем пятиле­ тии в сравнении с девятой пя­ тилеткой возрастет в 1,4 раза и составит 3,6 миллиарда рублей. Ведется небывалая гю своим масштабам работа по корен­ ной перестройке сельскохо­ зяйственного производства на основе специализации и кон­ центрации производства, комп­ лексной механизации трудо­ емких процессов. Уже сейчас на долю специализированных хозяйств приходится 100 про­ центов производства плодов, овощей, яиц и птичьего мяса, 84 процента свинины, 26 про­ центов мяса крупного рогато­ го скота, 76 процентов шер­ сти. На селе быстрыми темпами идет развитие промышленной индустрии. Построено более 30 заводов по переработке сельскохозяйственной про­ дукции, действуют 20 государ­ ственно-кооперативных объе­ динений системы «Ското- пром», 14 межхозяйственных предприятий объединения «Свимопром», 10 птицефабрик и ряд Других сельскохозяйст­ венных предприятий. Растет техническая осна­ щенность и энерговооружен­ ность Сельского хозяйства. С 1970 года количество . тракто­ ров возросло с 14,5 тысячи до 18,5 тысячи штук. Этот рост идет в основном за счет та­ ких высокопроизводительных машин, как К-700. Область располагает большим коли­ чеством уборочных комбайнов различных марок и назначе­ ний, другой современной тех­ никой. Коренным образом ме­ няется характер труда в сель­ ском хозяйстве. Огромные масштабы разви­ тия народного хозяйства не­ посредственно связаны с проблемой трудовых ресур­ сов, с подготовкой высококва­ лифицированных рабочих кад­ ров. Важным источником подго­ товки молодых рабочих стала система профессионально, технического образования. Достаточно сказать, что толь­ ко в нашей области за годы восьмой, девятой и за два го­ да десятой пятилетки в учеб­ ных, заведениях профтехоб­ разования подготовлено для народного хозяйства свыше 175 тысяч молодых рабочих. На крупнейших предприя­ тиях области выпускники училищ профессионально- технического образования со­ ставляют 30 процентов обще­ го числа рабочих, а во мно­ гих цехах Новолипецкого ме­ таллургического завода почти половина работающих — вос­ питанники профтехучилищ. Из стен училищ выходят грамотные, квалифицирован­ ные кадры. Многие из них сейчас — прославленные ме­ таллурги, строители, сельские механизаторы. В 1968 году окончила второе сельское профтехучилище Валентина Филичева и получила профес­ сию тракториста. Вся десяти­ летняя рабочая биография Валентины Григорьевны — это гимн труду, его красоте. Се­ годня она — великолепный мастер своего дела, в совер­ шенстве владеющий сложной техникой. Валентина Григорь­ евна — прекрасный организа­ тор, она руководит женской механизированной бригадой по кормодобыванию в совхозе «Долгоруковский», бригада является одной из лучших в области. Завидна судьба этой моло­ дой, энергичной, жизнерадо­ стной женщины. Орден Лени­ на, ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» — так Родина отметила трудо­ вую доблесть Валентины Григорьевны Филичевой. Система профтехобразования вправе гордиться своим воспи­ танником, Героем Социалисты- ческогоТруда, ныне бригади­ ром тракторной бригады кол­ хоза «Заря коммунизма» Во- ловского района Василием Дмитриевичем Потаповым. В 1978 году, работая по-ипатов- скИ, бригада В. Д. Потапова провела весенний сев за пять дней. Сейчас Василий Дмитриевич — сам наставник молодых рабочих, щедро де­ лятся с ними своим мастерст­ вом. Герой Социалистическо­ го Труда, выпускник Елецкого технического училища № 1 Виктор Иванович Лакомое работает на строительстве Байкало-Амурской магист­ рали. Многие воспитанники си­ стемы профтехобразования стали командирами, умелыми организаторами производст­ ва. Все они высоко несут честь советского рабочего. Замечательной традицией системы профтехобразования стало воспитание рабочих ди­ настий. Вот одна из них. Ни­ колай Федорович Соболев закончил техническое училище № 27. Сейчас он мастер газо­ вого хозяйства доменного це­ ха НЛМЗ, кавалер ордена Октябрьской Революции, а еще — глава рабочей Дина­ стий. Его сыновья Виталий —- активный рационализатор, Юрий — ударник коммунисти­ ческого труда, закончили тоже 27-е училище и тоже работают в доменном цехе завода электромонтерами. Они в од­ ном строю с отцом приумно­ жают трудовую слайу семьи Соболевых. З А СРАВНИТЕЛЬНО КОРОТКИЙ срок про­ фессиональная школа в нашей стране прошла слан­ ный путь от ФЗУ до крупных современных, прекрасно ос­ нащенных центров по подго­ товке образованных й высо- коквалифицйров анных моло­ дых рабочих кадров. — Новым ярким проявлени­ ем заботы Коммунистической партии и Советского прави­ тельства о подготовке до­ стойного пополнения рабочего класса, — говорит далее Г. П. Павлов, — явилось постайсе­ ленне ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О даль- 1 ейшем Совершенствовании процесса обучения и 'воспи­ тания учащихся системы про­ фессионально - техническ о г о образования». Постановление определяет принципиально,.новый этап в развитии системы, которая призвана стать, подлинной школой коммунистического воспитания и трудового ма­ стерства. Она должна гото­ вить молодого рабочего ново­ го типа. В соответствии с по­ становлением в системе проф­ техобразования к началу 11.-й пятилетки должно остаться два Типа учебных заведений; средние училища и Техниче­ ские училища. Это значит, что в ближай­ шие . годы будут выпускаться рабочие только со средним образованием. Коренные ка­ чественные изменения претер­ пело содержание обучения и воспитания. В наше время за жизнь одного поколения не менее трех-четырех раз проис­ ходит техническое обновление- производства, а это влечет за собой необходимость высокой профессиональной мобиль­ ности, способности к быстрой производственной адаптации рабочих кадров. В связи с этим в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необхо­ димость подготовки рабочих широкого профиля, которые могли бы На основе высоких общих и технических знаний быстро осваивать новые спе­ циальности в условиях до­ вольно частого технического обновления всех отраслей на­ родного хозяйства. На современном этапе в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР Неизмеримо возрастает роль базовых предприятий в подготовке и воспитании до­ стойного пополнения рабоче­ го класса. Поэтому заботу о профтехучилище нельзя огра­ ничивать лишь строительством помещений. Содружество учебных заведений и пред­ приятий — это многогранный и сложный процесс, при­ званный слить воедино учеб­ ный и воспитательный процесс подготовки высококвалифи- цированных рабочих кадров. Разнообразные формы содру­ жества должны служить од­ ной общей цели: помочь по­ нять молодежи общественную цель, смысл и красоту труда, почувствовать свою причаст­ ность к Тем большим делим, которые решает коллектив ба­ зового предприятия. СООТВЕТСТВИИ с постановлением ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР бюро обкома партий и исполком областного Совета народных депутатов в октябре прошлого года при­ няли постановление, в кото­ ром определены конкретные пути совершенствования про­ фессиональной и общеобразо­ вательной подготовки буду­ щих рабочих. В области раз­ работана и в основном ус­ пешно осуществляется широ­ кая программа, обеспечиваю­ щая комплексное развитие учебных заведений профес­ сионально-технического обра­ зования. Повседневная работа пар­ тийных, профсоюзных, комсо­ мольских организаций, мест­ ных Советов народных Депу­ татов, системы профессио­ нально-технического образо­ вания и базовых предприятий позволили добиться ощутимых результатов. За два послед- В П Ш1Пс/. О той пятилетки по существу заново создана материально- техническая база профтехоб­ разования. Введено 13 новых комплексов с учебными кор­ пусами, мастерскими и поме­ щения мл культурно-бытового назначения, 10 отдельных зданий. Это позволило -за два Истекших пятилетия подгото- уВить 120 тысяч квалифици­ рованных молодых рабочих и не Только сохранить, но и превзойти взятый темп в те­ кущем пятилетии. За 2 года Десятой пятилетки в народ­ ное хозяйство области при­ шло еще около 55 тысяч ква­ лифицированных рабочих. Значительные изменения претерпела структура учебных заведений. Если в 1966 году в области Не было средних училищ и было лишь четыре технических, то в настоящее время 18, или половина учеб­ ных заведений, -являются средними, дающими рабочим не только профессиональную подготовку, но и общее сред­ нее образование, и 7 техниче­ ских училищ, куда принима­ ется молодежь с законченным средним образованием. Заметно расширился пере­ чень специальностей. Если в 1966 году их было 60, то те­ перь 130. И дело не только в простом количественном ро­ сте. Изменения в характере труда прямо влияют на содер­ жание и характер профессий. На смену каменщику пришел монтажник-каменщик, сле­ сарю слесарь - сантехник - сварщик и т. д. Технический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве и Строи­ тельстве вызвал к жизни та­ кие, совершенно новые спе­ циальности, как вальцовщик- оператор постов управления, оператор прокатных станов, аппаратчик коксохимического производства, автоматчик, оператор-животновод, лабо­ рант химико-бактериологиче­ ского анализа, радиомеханик и многие другие. “ ПРЕДЕЛЯЯ ПУТИ дальнейшего совершен­ ствования профессио­ нально-технического образо­ вания, областной комитет пар­ тии исходит из требований вновь принятого постановле­ ния ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР, указаний Ге­ нерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Прези­ диума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Бреж­ нева по вопросам повышения роли рабочего класса на про­ изводстве и в общественно- политической жизни страны, и на этой основе формирует основное направление в рабо­ те по улучшению подготовки будущих молодых рабочих. При этом учитываются и те большие изменения, которые произошли в экономике обла­ сти вследствие бурного внед­ рения техники и совершенст­ вования структуры предприя­ тий и организаций промыш­ ленности, строительства и сельского хозяйства. Для успешного выполнения решений XXV съезда КПСС о повышений эффективности общественного производства есть два пути: механизация и автоматиза­ ция производства; непрерывное, повышение уровня квалификации рабо­ чих, их идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Поэтому забота партийных Комитетов, руководителей ба­ зовые предприятий и органи­ заций о качественной подго­ товке в училищах молодого рабочего пополнения служит залогом успеха в деле повы­ шения эффективности обще­ ственного производства. В связи с этим вопросы ПОДГО­ ТОВКИ кадров, создание и со­ вершенствование учебно-ма­ териальной базы училищ должны входить составной частью в комплексные планы экономического и социально­ го развития отраслей и пред­ приятий. В настоящее время в обла­ сти действуют 37 училищ с контингентом 22 тысячи чело­ век. Оправдала себя практика создания крупных комплексов средних училищ, ведущих под­ готовку рабочих для отрасли в целом. Выпускники этих училищ подготовлены к про­ фессиональному труду, лучше проходят производственную адаптацию. Таких училищ у нас 10, в каждом из них обу­ чается около тысячи человек. Принимаются меры к созда­ нию еще пяти крупных комп­ лексов, в том числе ГГ1ТУ-5, 7, СГ1ТУ-6 (базовые предприя­ тия — домостроительный ком­ бинат, «Юговостоксталькон- струкция», областное управ­ ление сельского хозяйства). Существующая демографи­ ческая обстановка, дефицит рабочих кадров на селе ста­ вят задачу увеличения сети сельских профтехучилищ. На­ мечается создание комплек­ сов профтехучилищ в Доб- риноком, Чаплыгн.чском, а позже — в некоторых других •районах. Перед системой профтехоб­ разования поставлена задача: подготовить в десятой пяти­ летке 80 тысяч молодых рабо­ чих, в том числе около 40 ты­ сяч со средним оъразованисм. Реализация поставленных задач требует дальнейшей большой работы по строитель­ ству и укреплению учебно­ материальной базы училищ. Руководители ряда базовых предприятий, исходя из госу­ дарственных интересов, про­ водят значительную работу по созданию комплексов училищ как важного источника по­ полнения рабочих кадров. Это в первую очередь отно­ сится к Главлипецкстрою, ко­ торый построил 5 комплек­ сов для своих подшефных училищ, Елецкому отделению Юго-Восточной железной до­ роги. Однако в ряде училищ, в том числе и строительных, материально - техническая ба? за продолжает оставаться не­ удовлетворительной и сдер­ живает подготовку кадров. Пока 30 процентов строитель­ ных училищ работают в хо­ роших условиях. Это учили­ ща №№ 25, 21, 26, 20, 6, ' располагающие современны­ ми комплексами. Давно на­ зрел вопрос о строительстве базы для училищ 5, 7, 23, 15, 8. Между том руково­ дители базовых строительных подразделений •— домострои­ тельного комбината, управле­ ния № 1 треста «Сталыдан- струкция», облмежколхоз- стройо бьединениЯ, управле- ний «Лишецксельстоой», треста «Липецкметаллуртстрой» — ни­ чего для этого не предприни­ мают. Нельзя признать право­ мерным, что строительные училища областного центра, где обучаются 6500 учащихся, не располагают Полигоном и автодромом для прохождения практики и отработки про­ фессиональных навыков. По непонятным причинам, Сложил с себя обязанности базового предприятия трест «Железобетон», безучастно относящийся к подшефному училищу № 11. Оно нс имеет общежития, столовой, спор­ тивного и актового залов. Да­ леко не все делает для рас­ ширения и улучшения учебно- материальной базы подшеф­ ных училищ крупнейшее пред­ приятие области — Новоли- пецкйй металлургический за­ вод. У этого предприятия три подшефных училища: два дневных и одно вечерне-смен­ ное. Но ни ' одно из них не располагает полным набором помещений, необходимых для плодотворной подготовки кад­ ров-. В десятом училище, где насчитывается около тысячи учащихся, нет общежития. 27-е училище не имеет обще­ жития, мастерских, актового зала. В крайне стесненных условиях работает вечерне- сменное училище. По вине за­ вода и -Бреста- «Жилстрой» ряд лет срывались сроки сда­ чи мастерских лТПТУ-10, стро­ ительство 'затянулось на 7 лет. И сданные гад тому назад мастерские уже требуют ка­ питального ремонта. Такая же практика с мол­ чаливого согласия руководи­ телей завода перенесена т. Холмедким на строительст­ во мастерских. 27-го училища. Они должны были быть сда­ ны В 1976 году, но здание до сих пор не доведено до нуле-* вой отметки. Облмежколхоз- стройобъединение построило для подшефного училища № 23 в г. Усмани учебный корпус в 1974 году и дальнейшие забо­ ты о нем прекратило, хотя училище не имеет мастерских, столовой, общежития и рабо­ тает в трудных условиях. Нельзя признать нормаль­ ным такое положение, когда в области 7 училищ совсем не имеют мастерских, а 6 распо­ лагают примитивными мастер­ скими, не отвечающими эле­ ментарным т,ребованиям обучения учащихся, 7 училищ не имеют общежитий, а в ше­ сти — учащиеся не полностью обеспечены жильем. Всего по управлению обеспечены обще­ житиями лишь 43 процента нуждающихся воспитанников. С таким положением дальше мириться нельзя. Это замеча­ ние мы адресуем прежде всего к таким базовым предприяти­ ям, как трест «Липецкстрой- транс», областное управление бытового обслуживания, трест «Железобетон», облмежкол- хозстройобъединение, управ­ ление «Липецксельстрой». В 1978 году будет сдан комплекс училища в совхозе «Агроном», ведется строитель­ ство комплекса для СПТУ-9 в г. Данкове, начато строитель­ ство комплекса для 12-го тех­ нического училища в г. Липец­ ке, осуществляется строитель­ ство пяти отдельных зданий для других училищ. Темпы, строительства этих объектов нас не удовлетворяют, они должны быть усилены. Нормой жизни каждого ба­ зового предприятия должно стать отношение к подшефно­ му училищу как цеху номер один, а К коллективу учащих­ ся — как части своего трудо­ вого коллектива. Так ставится задача перед каждым руково­ дителем. Партийные органы обязаны усилить контроль и повысить спрос с руководите­ лей. Отделам строительства, науки и учебных заведений об­ кома КПСС надо взять под повседневный контроль ход строительства и обеспечение мастерских лучшие оборудо­ ванием и инструментом. РЕДМЕТОМ постоян­ ной заботы областной партийной организации являются педагогические кад­ ры, ■ их подготовка, профессио­ нальный рост и воспитание. В приветствии коллективу • «Учи­ тельской газеты», ее авторам и читателям товарищ Л. И. Брежнев писал: «Народный учитель — гордость советско­ го общества. Он снискал все­ общее уважение беззаветным служением делу Народного просвещения, щедростью сво­ его сердца, благородными ду­ ховными качествами, любовью к детям. Партий высоко ценит идейную убежденность, само­ отверженный труд учителя, его великий вклад в формирова­ ние нового человека». п В учебных заведениях про­ фессионально-технического Об­ разования области трудится большой коллектив педагогов — почти тысяча мастеров и около 600 преподавателей. К началу девятой' пятилетки два мастера из трех не , имели среднего специального образо­ вания, а среди преподавателей каждый третий не имел высше­ го образования. Теперь почти все преподаватели с высшим ' образованием и около 85 про­ центов мастеров производст­ венного обучения имеют сред­ нее специальное ИЛИ высшее образование, остальные учатся заочно. Каждый третий' работ-' ник системы — коммунист. Это им, скромным и само­ отверженным труженикам, ма­ стерам и преподавателям учи­ лищ, в значительной мере обя­ зана система профтехобразо­ вания своим ростом и процве­ танием. Почти полвека отдал делу воспитания и обучения подрастающего поколения, за­ служенный учитель профтехоб­ разования РСФСР Александр Степанович Кароченко. Почти сорок лет связывают его с си­ стемой профтехобразования. Инструктор производственно­ го обучения и преподаватель в школе ФЗУ, мастер производ­ ственного обучения, старший мастер, заместитель директора, директор профтехучилища —• таков трудовой путь комму­ ниста А. С. Кароченко. За этими скупыми строчка­ ми — яркая и богатая трудо­ вая жизнь человека, педагога, организатора. Итог ее завиден. Александр Степанович посвя­ тил себя подготовке рабочих для Новолипецкого металлур­ гического завода. А их более 3 тысяч. И каждому .из них коммунист Кароченко дал не только знания, профессио­ нальное умение, но и отдал ча­ стицу своего сердца. Награ­ дой Александру Степановичу за его педагогический подвиг служит самоотверженный труд его воспитанников, мно­ гие из которых стали новато­ рами, командирами производ­ ства. Александр Степанович не ушел от своего Любимого дела, он продолжает работать мастером в техническом учи­ лище № 27, передавая свой богатый опыт новой смене ме­ таллургов. Заслуженный мастер произ­ водственного обучения РСФСР из Хлевенского СПТУ Николай Владимирович Пожидаев за 15 лет работы в училище под­ готовил ^коло 400 трактори- стов-машинистов широкого профиля. Его группы в учили­ ще неизменно занимают в со­ циалистическом соревновании ведущие места, а выпускники показывают образцы самоот­ верженного труда. Много замечательных педа­ гогов и мастеров учебных за­ ведений профтехобразования трудятся в нашей области. Их благородный труд высоко оце­ нен партией и правитель­ ством. 35 мастеров производ­ ственного обучения, препода­ вателей и других работников училищ удостоены почетных званий «Заслуженный мастер, производственного обучения РСФСР» и «Заслуженный учи­ тель П|р;офтехобр азоваяпия РСФСР», более 100 человек награждены значками «Отлич­ ник профтехобразования РСФСР», 173 работника отме­ чены орденами и медалями Ро­ дины. Партийные и советские органы, базовые предприятия проявляют постоянную заботу об улучшении жилищно-быто­ вых условий работников си­ стемы. За семь лет к'м выде­ лено около 350 квартир, в т. ч. 142 — базовыми предприятия­ ми. Отмечая значительные до­ стижения в работе с кадрами, мы должны обратить серьез­ ное внимание на нерешенные проблемы, и в первую очередь, на высокую сменяемость ма­ стеров производственного обу­ чения. Только за два года де­ сятой пятилетки сменился каждый третий мастер. Мастер производственного обучения — центральная фигу­ ра в училище. От стабильно- 1 сти состава мастеров, уровня \ их работы в значительной ме­ ре зависит качество подготов­ ки молодых рабочих. И прохо­ дить мимо большой текучести этих кадров — значит не ви­ деть главного в деятельности .. учебных заведений. Основная 1 Причина сменяемости масте- \ ров кроется в недостатках подбора и воспитания. Общественные организации ряда базовых предприятий на- ” иравляют на работу в учили­ ща лучших передовых рабо­ чих. Николай Сергеевич Чер­ ных — человек интересной, во многом характерной для нашей эпохи судьбы. В четырнадцать лет поступил в ремесленное училище. После окончания его пошел туда, где больше всего требовались его рабочие руки, — на металлургический завод. Фронту был необходим ме­ талл, танки, снаряды, самоле­ ты <— и молодой вальцовщик Николай Черных в числе дру­ гих рабочих шел на смену в свой цех горячего проката, как шли солдаты на штурм вражеских укреплений. Люби­ мая работа крепко связала его с заводом. Работал стар­ шим вальцовщиком, мастером производства горячего прока­ та, помощником директора Верх-Исетского завода. В 1958 году за большие трудо­ вые заслуги перед Родиной коммунисту Н. С. Черных бы­ ло присвоено звание Героя Социадиетического Труда. ремесленного училища, сам растит будущих рабочих, ра­ ботает мастером вечерне-смей- ного ГПТУ-16. Многие учащиеся техниче­ ского училища № 27 проходи­ ли практику у передовика производства А. 3. Нурднно- ва, теперь сами стали передо­ выми рабочими. Партийное бюро железнодорожного цеха НЛМЗ и цеховой комитет профсоюза направили т. Нур- динова как одного из лучших производственников - настав­ ников молодежи мастером производственного обучения в техническое училище № 27. К сожалению, это важное й ценное начинание не получило должного размаха в области. Многие базовые предприятия нередко ограничивают свою роль созданием материальной базы и не принимают участия в комплектовании училищ кад­ рами мастеров. И за то, что многие училища не укомплек­ тованы кадрами мастеров, большая доля вины ложится на базовые предприятия: трак­ торный завод, тресты «Пром- строй» и «Жилстрой». Партийным комитетам и ру­ ководителям базовых пред­ приятий надо конкретно разо­ браться в этом важном вопро­ се, подобрать лучших людей из числа новаторов производства и направить их на работу ма­ стерами в училища профтех­ образования с тем, чтобы а ближайшие два—три года ре­ шить вопрос укрепления учи­ лищ кадрами высококвалифи­ цированных рабочих-новаТО* ров, создать им все условия для успешной работы в учеб­ ных заведениях. Управлению профтехобразо­ вания совместно с институтом усовершенствования учителей необходимо расширить и уси­ лить работу по повышению квалификации мастеров и пре­ подавателей. Значительно больше должны оказывать по­ мощи мастерам и преподавате­ лям профтехучилищ политех­ нический и педагогический ин­ ституты. Задача управления оказать практическую помощь в работе молодым руководите­ лям училищ. Необходимо и в дальнейшем уделять присталь­ ное внимание вопросам улуч­ шения условий труда и быта педагогических кадров, в пер­ вую очередь улучшения их жилищных условий. Конкрет­ ная программа этой работы определена в постановлении бюро обкома КПСС и облис­ полкома. Десять лет спустя, партия направила его на Новолинец- кий металлургический завод. Здесь он последовательно за­ нимал должности мастера про­ изводства ЛПЦ-3, старшего мастера по технике безопасно­ сти этого цеха. Сейчас Герой Социалистического Труда Н.С. Черных, бывший воспитанник Решать новые, сложные за­ дачи по качественному преоб­ разованию профессиональной школы невозможно без реши­ тельного улучшения работы с кадрами. Партийным и совет­ ским органам совместно с уп­ равлением" профтехобразова­ ния 'Необходимо значительна улучшить работу по подбору, расстановке н воспитанию ру­ ководящих и инженерно-педаг готических кадров. Необходимо повысить тре­ бовательность к руководителям училищ, базовых предприятий за дальнейшее совершенство­ вание системы повышения квалификации и стажировки мастеров и преподавателей, уделять больше внимания, их самообразованию, обеспечить высокий уровень идейно-поли­ тического воспитания, педаго­ гической, методической и про­ фессиональной подготовки. “ ------- ---- СЪЕЗД КПСС поставил перед системой проф­ техобразования задачу подго­ товки высококвалифицирован­ ных рабочих широкого профи­ ля. Требуется и дальше прово­ дить рациональную специали­ зацию училищ, чтобы учащие­ ся получали глубокие знания и профессиональные навыки на таком уровне, который позво­ лил бы успешно осваивать но­ вую технику и технологию, передовые методы труда, раз­ вивать потребность в непре­ рывном профессиональном со­ вершенствовании. В результате большой рабо­ ты, проводимой педагогически- ! XXV (Окончание на 3-й стр.). В зале заседаний. Фогго-В—Елынаева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz