Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
        
 К О Б Е Г Д А П О Ю Т Р Е З Ы М И Р т в о и х У В Л Е Ч Е Н И И «Имейте к ней (природе- рол.) неограниченное доверие. Знайте, что она никогда не бы вает безобразной; сохраните верность ей...» Так завещал знаменитый Огюст Роден мо лодым людям, «желающим стать служителя!ми красоты». — В природе все сделано, надо только уметь видеть, — сказал мой собеседник и по вторил: — Главное — увидеть, а Остальное руки сделают. —. Знаю, Валентин Степанович е читал и не слышал родепов ского завещания, потому и удивило это совпадение мыс лей. Мы сидели в комнате на ти хой окраинной улице, где дома -до самые крыши тонут в зеле ни, а после теплого дождика густо пахнет сиренью и чуть- чуть разогретым асфальтом: тут встречаются город и поле. Хозяин показывал мне свои работы: многофигурные ком позиция! «Индейцы», «Защит ники земли русской», «Руслан и голова», «Нептун и русалка», фрагменты из будущих произ ведений «Геологи», «И на Ти хом океане свой закончили по ход», все больше удивляя тон костью художественного вкуса и мастерства. Подумалось, может быть, у (мастера есть какие-то чудес ные инструменты, позволяю щие ему остановить и запечат леть в дереве и серьезную мысль, и юмор, и поэзию оказ ии, и мимолетную светлую грусть. — Да вот он, весь мой арсе нал, — Валентин Степанович выложил на стол обычпудо. .ста меску, три или четыре ножа. Улыбнулся, видя мое недоуме ние: — Еще пила и топор во дворе... Я молча рассматриваю рабо ту по мотивам сказочной поэ мы Пушкина. Голова. Сколько чванливого пренебрежения, слеси, излишней —самоуверен ности передано в линии губ! Владевшее автором чувство иронии выражено так зримо-, что на память невольно прихо дит пушкинское: «Слыхал я истину, бывало: хоть лоб ши рок, да мозгу мало». И чтобы передать это мгновение, запе чатлеть в дереве, требуется недюжинное мастерство, фан тазия и глубина проникновения в суть образа. И я спросил у ^Валентина Степановича, как возник замысел произведе ния, что побудило его обра титься, скажем, к геологиче ской теме. — Не знаю... Как-то само собой получилось... Я в обеден ный перерыв часто захожу в деревообделочный цех. Сам работал модельщиком, привык иметь дело с деревом. А еше с детства у меня: почую запах свежей стружки — ворохнется что-то в душе и руки сами к инструменту тянутся. Вот од нажды и зашел я в распило вочную. А ребята уже знают кои причуды, смеются: «Вален тин, погляди, мол, не сгодится тебе эта «чертова голова». Смотрю — прекраснейший бе резовый кап. Что такое кап? Это нарост на дереве, вроде опухоли. Никуда, даже на дро ва, он не годится. А я пригля делся — кусочки коры на нем, обомшелость такая зеленова тая... И в воображении вдруг возникла целая картина: ди кое место, тайга, сопки, по росшие березняком. Как дол жен-тут чувствовать себя че ловек, первопроходец? Так вот и возникла идея «Геологов». Хочется передать и романти ку изыскателей, и восхищение девственной и суровой приро дой, мужество и красоту лю дей. Многое сказать... Слова ми этого не выразишь. Валентин Степанович помол чал, повертел оценивающе в руках фигурку девушки-геоло га, с тяжелым рюкзаком за плечами. Видно, после трудных поисков геологам повезло, и она, чуть привстала с колена, протягивает коллеге кусок долгожданного минерала. И по тому, как задумался автор, чувствуется, что он зримо представляет себе эту картину, ему известно, что переживают эти люди, чудесным волшебст вом резца рожденные из мерт вого дерева. — На днях зашел к столя рам: гляжу — доска лежит. Прямо-таки задрожал: то, что нужно, текстура самая подхо дящая. Оформляю я сейчас комсомольский стенд. Задумал сделать- барельеф Павки Кор чагина. Помните — в буденов ке,; с -шашкой, в стремительном броске. И вот эту стремитель ность, порыв как раз и подчер кивала тбкетура. Оставалось только дать контур да слегка пройтись резцом. Я схватил эту доску, а столяр не отдает — на подоконник себе приго товил. Прямо скандал разра зился, — смеётся Валентин Степанович. — Еле уломал, чтоб уступил. Забегая немного вперед, скажу, что я видел эту пока еще не оконченную работу в заводоко(М музее Трудовой славы и снова поразился ост роте художнического чутья ав тора. А он уже рассказывал о том, как совершенно «случай но» родился замысел работы «И на Тихом океане свой за кончили поход». Все было так же. Увидел кап, похожий на лысую древнюю сопку, проду тую океанскими ветрами — и заработала фантазия. Тут же зримо возникли фигуры всад ника со знаменем, в пылу по следнего боя взлетевшего на вершину и осаживающего раз горяченного коня, матроса за пулеметом, солдата, карабкаю щегося по крутому склону. Страсть к рисованию пробу дилась в детстве. Бывало мать, рассказывал Валентин Степанович, не оттащит от ок на — на запотевших стеклах малевал разные фигурки, а мать боялась, что выдавлю стекло. После школы поступил в Строгановское училище. Но проучился всего две недели: вскоре умер отец, а мать не имела средств. Пришлось уче бу бросить и пойти на завод. Работал станочником, затем слесарем-моделыциком, масте ром экспертно-эксперименталь ного участка. Был комсоргом завода. Сейчас — на должно сти контролера ОТК в инстру ментальном цехе. И всюду о коммунисте В. С. Коновалове самые добрые отзывы. Я спросил Валентина Степа новича, не утомительна ли пос ле смены на заводе такая кро потливая работа дома? — Знаете, говорят, своя но ша не тянет... Увлечешься — о сне и еде забываешь, и время летит незаметно. И потом ин тересно себя испытать. Как-то я услышал, что тот не мастер, кто цельной цепи не вырежет из полена. Месяц целый ковы рял — и вот, глядите, — он вынес из другой комнаты мет ра два деревянной цепи. — По мне у каждого человека долж но быть свое полезное увлече ние. Я вижу, как сам расту, начинаю «кожей» чувствовать материал, постигать законы ис кусства. Ведь это гораздо по лезнее, нежели в выходной с утра до вечера стучать кос тяшками домино... Потом мы посмотрели за водской детский сад «Солныш ко», в оформлении которого Валентин - Степанович прини мал участие. Его картины и барельеф по мотива 1 М русских, сказок «Колобок» и «Гуси-ле беди» с простоватым косола пым Мишкой, хитрой лисой, озорным проказником — Ко лобком, Ба 1 бой_-Ягой, искрятся веселым юмором, вводят малы шей в' яркий и мудрый сказоч ный мир. Остается добавить, что Ва лентин Степанович — участник районных и областных выста вок самодеятельного художе ственного творчества. Он го рячо ратует за объединение всех художников Лебедяни в студию, чтобы в постоянном творческом общении росло ма стерство и идейность творчест ва каждого, пожелавшего стать «служителем» прекрас ного. Впрочем, что ж тут необыч ного? Миллионы простых тру жеников сегодня поднимаются до профессиональных высот в художественном творчестве. Это закономерный итог разви тия социалистического искус ства за годы Советской власти, которое, говоря словами В. И. Ленина, объединяет чувство, мысль и волю масс, пробуж дает в них художников и раз вивает их. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Лебедянский завод строительно-отделочиых машин. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА Конференция по книгам Л. И. Брежнева «Малая зем ля» и «Возрождение» прошла в областном военном комисса риате. В докладе начальника полит отдела облвоенкомата полков ника Б. Н. Головненко и в вы ступлениях участников конфе ренции отмечалось, что книга «Малая земля» — это правди вый исторический документ, повествующий о мужестве и героизме советских людей в трудные годы Великой Отече ственной войны. Это — живой, эмоциональный рассказ актив ного участника описываемых событий: героической обороны небольшого, но очень важного плацдарма, где 225 дней и но чей стояли насмерть советские воины, отбивая атаки врага. «Малая земля» и «Возрож дение» посвящены различным этапам героической борьбы и самоотверженного труда наше го народа, руководимого Ком мунистической партией, но они органически объединены меж ду собой. Это — книги о под вигах ратных и трудовых, о нейоколебимой иреданности советских людей делу партии Ленина, идеалам коммунизма. Воспоминания имеют непре ходящее значение для практи ческой деятельности команди ров, партийных организаций и в наши дни. — Каждый из нас, — сказал в своем выступлении лебедян ский райвоенком В. М. Клюев, — читая и перечитывая заме чательные воспоминания Л. И. Брежнева, еще больше нрони- • кается мыслью: как важно ! правдиво рассказывать моло дежи о победе над фашистски ми захватчиками, на конкрет ных примерах показывать ве личие подвига народа, органи зующую рель партии в Деле 1 защиты завоеваний социализ ма, дальнейшего укрепления , экономического и оборонного | могущества Родины. Обраще ние к истории Великой Отече ственной войны поможет нам в воспитании новых поколений — достойных своих отцов, ша гающих дорого й коммунистине- ского созидания. Об источниках нашей побе ды, о мобилизующей роли Ком мунистической партии в годы войны и послевоенные годы, о борьбе за мир в наши дни го ворили на конференции Герои Советского Союза К. И. Сте пин и И. Ф. Ковалев, ветераны войны П. А. Ушаков, С Н. Че ботарев и другие. Пддводя итоги конференции, областной военный комиссар полковник М. А. Ладов отме тил, что книги Л. И. Брежнева имеют большое значение для развития военной теории, со вершенствования практики обу чения и воспитания личного состава армии, для подготовки нашей молодежи к защите сво его социалистического Отече ства. И. ИОНОВ. си-м »ЛАы-(\в ты Крестьянка соя дагка иль может княжна но д е р * о "ы кот яБлочыса в ма е свБт-ла и иеж на Леве дянь исцс ли д о б ро - тою сБР-де чмой прико с но - вемья гео пусть н а д з б м д р е в н е - л и п е ц к о й ве ч - но стаи д е лепестки Г р 1- .) .] г .Д2 ,...... г .... Н2_... . Л Е Б Е Д Я Н Ь Стихи Т. Пономаревой Музыка заслуженного деятеля искусств РСФСР Л. Лядовой. Как лебедь в просторы России вплыла ты, Крестьянка, солдатка иль, может, княжна. Но верю, была ты душезно богатой, Как яблонька в мае — светла и нежна. Припев: Ах Лебедянь, исцели добротою сердечной Прикосновенья твои и теплы, и легки. Пусть над землей древне-липецкой вечно Стаи летят лебедей или яблонь твоих лепестки, ббвек не забыть эту нежную снежность Развесистых яблонь вдоль светлых дорог. °И радужность дней, и святую безгрешность, !ЛЮбви нашей русской премудрый урок. с,: Припев. лихой круговерти легко заблудиться Й также легко не вернуться назад. Шепчу я «прощай».., но как мне проститься, Когда майский сад обжигает мой взгляд? Припев. « Малой Третьяковке»— ГЕ РОЕВ ПОДВИГИ БЕСС М Е Р ТНЫ десять лет ДАНКОВ (Соб. корр. «Ле нинского знамени»). Общест венность города торжественно отметила десятилетие «Малой Третьяковки!». Начало ее соз данию положил заслуженный художник РСФСР А. И. Плот- нав, уроженец Д анконского района. Андрей Иванович пер вым подарил музею свои ра боты. Затем многие москов ские художники последовали его примеру. Теперь в картин ной галерее насчитывается свыше 260 произведений. На торжество приехал и А. И. Плотной. Он поблагода рил всех присутствовавших на торжественном собрании за высокую оценку его деятель ности/ поделился творческими планами на ближайшее время. Недавно в издательстве по литической литературы Украи ны вышла книга «Героев под виги бессмертны». В ней рас сказывается о 256 Героях Со ветского Союза — уроженцах Черниговщины, а также воинах Советской Армии, которые освобождали Чер ниговскую область и пали Здесь смертью храбрых. На Черниговщине обессмертил себя наш земляк из деревни Котово Долгоруковского рай она ефрейтор 6-го артиллерий ского полка бывшей 74-й стрелковой дивизии Андрей Иванович Дешин. ...21 сентября 1943 года, когда 109-й стрелковый полк форсировал Десну южнее Чер нигова, потребовалось устано вить связь с артполком, стояв шим на противоположном бе регу реки в районе села Ко- лычовка. Телефонист Андрей Дешин надел на себя катушку с кабе лем и телефонным аппаратом й пустился вплавь. Фашисты заметили смельчака и откры ли огонь. Дешин благополучно добрался до берега и сообщил на наблюдательный пункт ко мандира, что задание выполне но. — Спасибо тебе, герой! — похвалил его командир, — ко торый раз выручает нас твоя «нитка». «Стальная нитка», как обыч но называл Дешин протяну тую им кабельную линию, слу жила верно, исправно нашим частям до полного разгрома фашистских войск в районе Чернигова. Сам герой-связист, попав под бомбежку вражеской авиации, погиб недалеко от проло женного им кабели. Похоронили героя с воински ми почестями в селе Колычов- ка те самые артиллеристы, для которых он несколько раз вплавь через Десну налаживал связь. Указом Президиума Верхов ного Совета СССР от 16 ок тября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борь бе с немецко-фашистскими захватчиками, Андрею Ивано вичу Дешину посмертно при своено звание Героя Советско го Союза. В. ДАНИЛЕНКО. Фото С. Павленко. Идут занятия в балетном классе. хч<^лчччччч\ччч\\ххччччччч\ч\\чх: Iк» л К ОЛ Л ЕК ТИ В ПРОИЗВОДСТВО ч<ччЧч\\'^ З Е 1 « В А Ш Д О Б Р О Ж Е Л А Т Е Л Ь . . . » Р а б о ч е е с о б р а н и е д а е т о т п о р а н о н и м щ и к у ---------------------- -----------------------------------★ «Промстрой», коллектив которого в буду щем году будет отмечать свое 25-летие, одна из ведущих строительных организаций обла сти. Управления треста сейчас ведут соору жение более 400 объектов, среди которых Добринский сахарный завод, комбинат рыб ной гастрономии, тепличный комбинат № 2 и ряд других. Несмотря на большую разбросан ность объектов, трест успешно справляется с планом, в частности, программа пяти меся- ----------------------------------— ------------------* ★ -------------------------------------------------------- цев нынешнего года по производству работ собственными силами перевыполнена. В списке управлений треста коллектив пер вого управления занимает среднее место, ра ботает спокойно, надежно, ритмично. Зада ние пяти месяцев этого года управление выполнило на 103 процента, по росту произ водительности труда — на 105 процентов, сэкономив при этом много металла, цемента, пиломатериалов. ★ ----- — ----------------------------- ---------------- П ИСЬМА пошли сра зу по многим адре сам — руководству треста и главка, в областной комитет партии и редакции центральных газет, в ОБХСС и министерство. Написанные одной рукой, они пестрели циф рами, датами, фамилиями. В них сообщалось о хищениях ч разбазаривании средств и материалов, приписках и теку- " чести кадров, ставились под сомнение успехи коллектива и способность руководителей ру ководить. Некоторые из них были подписаны одной фами лией, другие — несколькими, третьи — вообше без подписи. Но в конце обязательно ука зывалось: «Рабочие СУД». Нормальная трудовая жизнь управления была резко нару шена. В коллектив зачастили комиссии, работники ОБХСС. Некоторые обвинения, содер жавшиеся в письмах, требова ли скрупулезного изучения до кументов за несколько лет. Десятки объемистых папок извлекались из архивов, сверя лись цифры сотеи нарядов, требований, заявок, платеж ных ведомостей. Специалисты управления целыми днями да вали пояснения. Своими пря мыми обязанностями им уже заниматься было некогда. Каждая проверка заверша лась составлением соответст вующего акта. В нем по пунк там перечислялись обвинения, указанные в очередном пись ме, а ниже — ставшие со вре менем стереотипными выраже ния: «не подтвердилось», «не соответствует . действительно сти», «не имело место»... Подписав акт, комиссия хоте ла бы довести его до сведения автора (или авто ров) письма. ' И неожиданно выяснилось, что в управлении люди с такими фамилиями во обще не работают и никогда не работали. Закамуфлиро ванное под «глас народа», письмо оказывалось вульгар ной анонимкой. Члены комис сии озадаченно чесали в за тылках и с чувством испол ненного долга отбывали в свои вышестоящие инстанции. Начальник управления В. В. Хрипунков и специалисты об легченно вздыхали и готови лись, засучив рукава, принять ся за дела производственные. Не тут-то было! В дверь уже стучала новая комиссия с но выми «разоблачениями», напи санными все той же рукой. И все начиналось сначала. Анонимки стали бичом уп равления. Кто-то со злобной настойчивостью пытался отра вить дух товарищества в кол лективе, создать обстановку нервозности и недоверия, ок леветать честных людей, бро сить тень на трудовые успехи. К ОЛЛЕКТИВ — это од на семья, в котором практически невозмож но что-нибудь скрыть. В нем все на виду друг у друга — от рядового члена комплекс ной бригады до главного спе циалиста. И естественно, что история с анонимными письма ми и многочисленными провер ками, ими вызванными, скоро стала известна в коллективе. А так как подробностей рабо чие не знали, то кое у кого возникали сомнения: может быть, в письмах — правда? Партийная, профсоюзная организации и администрация управления приняли очень правильное решение: вынести вопрос на обсуждение общего рабочего собрания. Пусть са ми строители скажут — прав да в письмах или ложь. Это решение поддержали партком и руководство треста «Пром строй». Собрались более 150 чело век. Спокойные и уверенные в себе люди, привыкшие иметь дело с землей и бетоном, кир пичом и раствором, отвыкшие лукавить и предпочитающие резать правду-матку в глаза. Собрались хозяева и судьи, требовательные к себе и не прощающие подлости другим. В. В. Хрипунков, выступив ший первым, коротко охарак теризовал хозяйственную дея тельность управления. Хотя большинству присутствующих эти цифры были известны, слу шали начальника вниматель но, ибо его информация долж на была стать одним из полю сов дальнейшего обсуждения. На другом полюсе, как дога дывались рабочие, были ано нимные письма, оспаривавшие официальные данные. Затем председатель постройкома В. П. Окунев зачитал отдель ные выдержки из писем, в ко торых содержались конкрет ные обвинения. Тут же каж дое из них он комментировал, как говорится, с цифрами и фактами в руках. Кстати, большинство этих цифр и фак тов было также известно кол лективу. Рабочие уже и сами, без всяких комментариев, ви дели вздорность перечислен ных обвинений, Однако, разби раться — так разбираться. — Зачитайте письма пол ностью, — потребовали из за ла. Возражать никто не стал. Рабочие верили В. П. Окуневу, которого сами же избрали на пост председателя постройко- ма. Но они ни на минуту не забывали, что здесь, в этом зале, среди них, сидит, прита ившись, автор этих писем, и хотели, чтобы он потом не смог нигде и никогда, даже самому себе, сказать: обвинения были взяты,из писем тенденциозно, самые глупые, а настоящие остались скрытыми от коллек тива. Секретарь парткома тре ста Н. Д. Уткина взяла из пачки анонимок первую по павшуюся и стала читать. Чи тала долго. И временами чув ствовалось, что ей как-то не ловко, даже стыдно произно сить некоторые фразы—столь ко в них было лжи и злобы. Кончила. Взяла из пачки вто рое письмо. И тут зал взор вался: — Довольно! Хватит! Не желаем больше слушать! А к трибуне уже спешил бригадир комплексной брига ды, строящей сейчас Добрин ский сахарный завод, А. Т. Сивернн. — Я просто не нахожу слов от возмущения, — с волнением начал он. — Сколько лет рабо таю — а такого не слышал от рабочих даже в обычном раз говоре. а ведь мы в минуты от дыха откровенно говорим обо всем. Все мы видим, кто как работает, и нам «глаза откры вать» не надо. Немного успокоившись, А. Т. Сиверин повел разговор о де лах бригады, бригадном под ряде, дисциплине, соревнова нии с коллективом Героя Со циалистического Труда М. И. Иноземцева, строящим шестую доменную печь. Чувствовалось, что обо всем этом он говорит с большим интересом, как о главном и значительном, дей ствительно достойном внима ния. Забегая вперед, скажу, что все выступившие на этс-и собрании с удовольствием де лились своими мыслями, пред ложениями, замечаниями о ра боте, вели серьезный, хозяй ский разговор. А как доходи ло дело до анонимок брез гливо и презрительно произно сили несколько хлестких слов- пощечин. — Почему этот человек не встанет и не скажет, что ему надо, чем он недоволен. — Бригадир монтажников С. И. Гамаюнов обратился к залу: —Ну, встань, скажи откры то! * Он знал, бригадир монтаж ников С. И. Гамаюнов, что анонимщики — трусливые люди, что автор писем, если он в зале, все равно не встанет. Но бригадир честно давал возможность человеку, совер шившему ошибку, впавшему в заблуждение, оклеветавшему товарищей, встать и перед всем миром попросить проще ния. С. И. Гамаюнов хотел, чтобы все было по-честному, он протягивал руку оступив шемуся. И нельзя не оценить это благородство и великоду шие рабочего человека. Но призыв остался без от вета. И это решило все. Вы ступавшие затем рабочая Е. А. Третьякова («анонимки — это яд, отравляющий жизнь»), слесарь В. К. Чебо тарев («это удар исподтишка и по руководству, и по рабо чим»), депутат Верховного Совета РСФСР, бригадир бе тонщиц А. С. Дворникова («мелкая, трусливая душонка у этого человека»), бригадир штукатуров М. Т. Вихрова и другие гневно требовали най ти и примерно наказать кле ветника. Ж ЕСТКИЙ отпор полу чил «доброжелатель». Надолго он теперь при кусит язык. А если и не прику сит, то веры его писанине не будет теперь ни на грош. И это — косвенный результат собрания. А главный заключа ется в том, что на этом собра нии, как на неожиданно под вернувшемся оселке, коллектив строителей проверил свое нрав ственное здоровье. И с удов летворением и радостью от метил: здоров! С п у с т я несколько дней после собра ния я случайно встретился с одним из его участников. В разговоре вновь вспомнили анонимщика. Мой собеседник небрежно отмах нулся: «Дрянцо-человек!». Так вот, хочу, чтобы вы знали об этом, гражданин «доброжелатель». И, приходя утром на работу, помнили, что все окружающие думают о вас так же. Б. СЕМЕНОВ. И Н ТЕРЕСН ЫХ ГДЕ ВЗЯТЬ ШПАГУ МУШКЕТЕРУ! На брусчатых мостовых древнего Львова появи лись всадники в ярких плащах, со шпагами. Идут съемки художественного телефильма «Три мушкете ра». В качестве консуль танта кинематографисты Одесской студии пригла сили коллекционера А. Фенева, сотрудника Львовского университета. И не случайно: он прини мал участие в работе над лентами «Сильные духом», «Марина», «Табор уходит в небо». Квартира Фенева, неуто мимого коллекционера, похожа на музей. Здесь можно увидеть старинные мундиры, боевые награды, образцы холодного и огне стрельного оружия. Муш кетеры короля по досто инству оценили бы стара ния коллекционера—здесь хранятся шпаги, пистоли, перевязь, железный на грудник и другие предме ты мушкетерской экипи ровки. В коллекции немало реликвий времен Отечест венной войны 1812 года, около двух тысяч орденов, медалей и предметов во енного снаряжения 40 стран. О ЧЕМ ПОВЕДАЛ КАМЕНЬ Экскаваторщик, рывший котлован под фундамент жилого дома на окраине Петродворца, обнаружил в земле валун с надписью. На отшлифованной поверх ности гранита с трудом удалось прочесть: «1913 г. мая 18 дня в пять часов утра при полете на аэро плане «Ньюпор» здесь упал и разбился поручик Ми хаил Георгиевич Балабуш- ка, военный летчик 18-го корпусного авиационного отряда 1-й авиационной роты». Архивные документы позволили воскресить стра ницу истории отечествен ной авиации. М. Г. Бала- бушка был в числе лучших летчиков, совершил ряд сложных по тем временам полетов. Часто его аэро план, поднявшийся с Гат чинского аэродрома, появ лялся над столицей, и пе тербуржцы с восхищением наблюдали за машиной от важного пилота. Памятник энтузиасту воз духоплавания был соору жен на средства, добро вольно собранные русски ми воинами. Гранитную глыбу установили на том месте, где разбился само лет. Шли годы, тяжелый камень оседал и через не которое время совсем ушел в грунт... Скоро памятник одному из первых авиаторов Рос сии вновь займет место на бывшем Армейском плацу, где ныне поднялись этажи жилых зданий. Ленинградская область УЛЫБАЮЩИЙСЯ АПОЛЛОН Ученые считают эту на ходку одной из самых ин тересных и важных за пос леднее время. Во время раскопок в итальянском городе Помпея, погибшем, как известно, в результате извержения Везувия в 79 году н. э., археологи об наружили бронзовую ста тую улыбающегося Апол лона — бога солнца. Ее высота — 1 метр 60 сан тиметров. Статую Аполлона нашли в доме Кая Полибия — одного из самых знамени тых граждан Помпеи. Он был торговцем, владель цем нескольких «локанд» (тогдашних гостиниц), об щественным и политиче ским деятелем. Об этом узнали по многочисленным надписям на стенах Пом пеи, восхваляющим спо собности Полибия и сде ланным во время избира тельных кампаний. Статую обнаружил землекоп, сни мавший очередной слой пепла и земли в доме По либия. Он был поражен, когда перед ним вдруг появилось улыбающееся бронзовое лицо. Пролежазшая девятнад цать веков в земле статуя Аполлона, по мнению ис ториков, является копией с оригинала, сделанного приблизительно в V веке до н. э. Согнутые в локтях руки Аполлона наводят на мысль, что он держал в руках светильник. Однако его пока обнаружить не удалось. Раскопки дома Полибия начались еще в 1964 году, но вскоре были прекраще ны из-за нехватки средств. Их возобновили лишь в 1974 году. Археологи на шли тогда останки не скольких жителей Помпеи, погибших во время земле трясения, множество фре сок и различных предме тов. Рим. (ТАСС—АПН).
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz