Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

К О Б Е Г Д А П О Ю Т Р Е З Ы М И Р т в о и х У В Л Е Ч Е Н И И «Имейте к ней (природе- рол.) неограниченное доверие. Знайте, что она никогда не бы­ вает безобразной; сохраните верность ей...» Так завещал знаменитый Огюст Роден мо­ лодым людям, «желающим стать служителя!ми красоты». — В природе все сделано, надо только уметь видеть, — сказал мой собеседник и по­ вторил: — Главное — увидеть, а Остальное руки сделают. —. Знаю, Валентин Степанович е читал и не слышал родепов­ ского завещания, потому и удивило это совпадение мыс­ лей. Мы сидели в комнате на ти­ хой окраинной улице, где дома -до самые крыши тонут в зеле­ ни, а после теплого дождика густо пахнет сиренью и чуть- чуть разогретым асфальтом: тут встречаются город и поле. Хозяин показывал мне свои работы: многофигурные ком­ позиция! «Индейцы», «Защит­ ники земли русской», «Руслан и голова», «Нептун и русалка», фрагменты из будущих произ­ ведений «Геологи», «И на Ти­ хом океане свой закончили по­ ход», все больше удивляя тон­ костью художественного вкуса и мастерства. Подумалось, может быть, у (мастера есть какие-то чудес­ ные инструменты, позволяю­ щие ему остановить и запечат­ леть в дереве и серьезную мысль, и юмор, и поэзию оказ­ ии, и мимолетную светлую грусть. — Да вот он, весь мой арсе­ нал, — Валентин Степанович выложил на стол обычпудо. .ста­ меску, три или четыре ножа. Улыбнулся, видя мое недоуме­ ние: — Еще пила и топор во дворе... Я молча рассматриваю рабо­ ту по мотивам сказочной поэ­ мы Пушкина. Голова. Сколько чванливого пренебрежения, слеси, излишней —самоуверен­ ности передано в линии губ! Владевшее автором чувство иронии выражено так зримо-, что на память невольно прихо­ дит пушкинское: «Слыхал я истину, бывало: хоть лоб ши­ рок, да мозгу мало». И чтобы передать это мгновение, запе­ чатлеть в дереве, требуется недюжинное мастерство, фан­ тазия и глубина проникновения в суть образа. И я спросил у ^Валентина Степановича, как возник замысел произведе­ ния, что побудило его обра­ титься, скажем, к геологиче­ ской теме. — Не знаю... Как-то само собой получилось... Я в обеден­ ный перерыв часто захожу в деревообделочный цех. Сам работал модельщиком, привык иметь дело с деревом. А еше с детства у меня: почую запах свежей стружки — ворохнется что-то в душе и руки сами к инструменту тянутся. Вот од­ нажды и зашел я в распило­ вочную. А ребята уже знают кои причуды, смеются: «Вален­ тин, погляди, мол, не сгодится тебе эта «чертова голова». Смотрю — прекраснейший бе­ резовый кап. Что такое кап? Это нарост на дереве, вроде опухоли. Никуда, даже на дро­ ва, он не годится. А я пригля­ делся — кусочки коры на нем, обомшелость такая зеленова­ тая... И в воображении вдруг возникла целая картина: ди­ кое место, тайга, сопки, по­ росшие березняком. Как дол­ жен-тут чувствовать себя че­ ловек, первопроходец? Так вот и возникла идея «Геологов». Хочется передать и романти­ ку изыскателей, и восхищение девственной и суровой приро­ дой, мужество и красоту лю­ дей. Многое сказать... Слова­ ми этого не выразишь. Валентин Степанович помол­ чал, повертел оценивающе в руках фигурку девушки-геоло­ га, с тяжелым рюкзаком за плечами. Видно, после трудных поисков геологам повезло, и она, чуть привстала с колена, протягивает коллеге кусок долгожданного минерала. И по тому, как задумался автор, чувствуется, что он зримо представляет себе эту картину, ему известно, что переживают эти люди, чудесным волшебст­ вом резца рожденные из мерт­ вого дерева. — На днях зашел к столя­ рам: гляжу — доска лежит. Прямо-таки задрожал: то, что нужно, текстура самая подхо­ дящая. Оформляю я сейчас комсомольский стенд. Задумал сделать- барельеф Павки Кор­ чагина. Помните — в буденов­ ке,; с -шашкой, в стремительном броске. И вот эту стремитель­ ность, порыв как раз и подчер­ кивала тбкетура. Оставалось только дать контур да слегка пройтись резцом. Я схватил эту доску, а столяр не отдает — на подоконник себе приго­ товил. Прямо скандал разра­ зился, — смеётся Валентин Степанович. — Еле уломал, чтоб уступил. Забегая немного вперед, скажу, что я видел эту пока еще не оконченную работу в заводоко(М музее Трудовой славы и снова поразился ост­ роте художнического чутья ав­ тора. А он уже рассказывал о том, как совершенно «случай­ но» родился замысел работы «И на Тихом океане свой за­ кончили поход». Все было так же. Увидел кап, похожий на лысую древнюю сопку, проду­ тую океанскими ветрами — и заработала фантазия. Тут же зримо возникли фигуры всад­ ника со знаменем, в пылу по­ следнего боя взлетевшего на вершину и осаживающего раз­ горяченного коня, матроса за пулеметом, солдата, карабкаю­ щегося по крутому склону. Страсть к рисованию пробу­ дилась в детстве. Бывало мать, рассказывал Валентин Степанович, не оттащит от ок­ на — на запотевших стеклах малевал разные фигурки, а мать боялась, что выдавлю стекло. После школы поступил в Строгановское училище. Но проучился всего две недели: вскоре умер отец, а мать не имела средств. Пришлось уче­ бу бросить и пойти на завод. Работал станочником, затем слесарем-моделыциком, масте­ ром экспертно-эксперименталь­ ного участка. Был комсоргом завода. Сейчас — на должно­ сти контролера ОТК в инстру­ ментальном цехе. И всюду о коммунисте В. С. Коновалове самые добрые отзывы. Я спросил Валентина Степа­ новича, не утомительна ли пос­ ле смены на заводе такая кро­ потливая работа дома? — Знаете, говорят, своя но­ ша не тянет... Увлечешься — о сне и еде забываешь, и время летит незаметно. И потом ин­ тересно себя испытать. Как-то я услышал, что тот не мастер, кто цельной цепи не вырежет из полена. Месяц целый ковы­ рял — и вот, глядите, — он вынес из другой комнаты мет­ ра два деревянной цепи. — По мне у каждого человека долж­ но быть свое полезное увлече­ ние. Я вижу, как сам расту, начинаю «кожей» чувствовать материал, постигать законы ис­ кусства. Ведь это гораздо по­ лезнее, нежели в выходной с утра до вечера стучать кос­ тяшками домино... Потом мы посмотрели за­ водской детский сад «Солныш­ ко», в оформлении которого Валентин - Степанович прини­ мал участие. Его картины и барельеф по мотива 1 М русских, сказок «Колобок» и «Гуси-ле­ беди» с простоватым косола­ пым Мишкой, хитрой лисой, озорным проказником — Ко­ лобком, Ба 1 бой_-Ягой, искрятся веселым юмором, вводят малы­ шей в' яркий и мудрый сказоч­ ный мир. Остается добавить, что Ва­ лентин Степанович — участник районных и областных выста­ вок самодеятельного художе­ ственного творчества. Он го­ рячо ратует за объединение всех художников Лебедяни в студию, чтобы в постоянном творческом общении росло ма­ стерство и идейность творчест­ ва каждого, пожелавшего стать «служителем» прекрас­ ного. Впрочем, что ж тут необыч­ ного? Миллионы простых тру­ жеников сегодня поднимаются до профессиональных высот в художественном творчестве. Это закономерный итог разви­ тия социалистического искус­ ства за годы Советской власти, которое, говоря словами В. И. Ленина, объединяет чувство, мысль и волю масс, пробуж­ дает в них художников и раз­ вивает их. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Лебедянский завод строительно-отделочиых машин. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА Конференция по книгам Л. И. Брежнева «Малая зем­ ля» и «Возрождение» прошла в областном военном комисса­ риате. В докладе начальника полит­ отдела облвоенкомата полков­ ника Б. Н. Головненко и в вы­ ступлениях участников конфе­ ренции отмечалось, что книга «Малая земля» — это правди­ вый исторический документ, повествующий о мужестве и героизме советских людей в трудные годы Великой Отече­ ственной войны. Это — живой, эмоциональный рассказ актив­ ного участника описываемых событий: героической обороны небольшого, но очень важного плацдарма, где 225 дней и но­ чей стояли насмерть советские воины, отбивая атаки врага. «Малая земля» и «Возрож­ дение» посвящены различным этапам героической борьбы и самоотверженного труда наше­ го народа, руководимого Ком­ мунистической партией, но они органически объединены меж­ ду собой. Это — книги о под­ вигах ратных и трудовых, о нейоколебимой иреданности советских людей делу партии Ленина, идеалам коммунизма. Воспоминания имеют непре­ ходящее значение для практи­ ческой деятельности команди­ ров, партийных организаций и в наши дни. — Каждый из нас, — сказал в своем выступлении лебедян­ ский райвоенком В. М. Клюев, — читая и перечитывая заме­ чательные воспоминания Л. И. Брежнева, еще больше нрони- • кается мыслью: как важно ! правдиво рассказывать моло­ дежи о победе над фашистски­ ми захватчиками, на конкрет­ ных примерах показывать ве­ личие подвига народа, органи­ зующую рель партии в Деле 1 защиты завоеваний социализ­ ма, дальнейшего укрепления , экономического и оборонного | могущества Родины. Обраще­ ние к истории Великой Отече­ ственной войны поможет нам в воспитании новых поколений — достойных своих отцов, ша­ гающих дорого й коммунистине- ского созидания. Об источниках нашей побе­ ды, о мобилизующей роли Ком­ мунистической партии в годы войны и послевоенные годы, о борьбе за мир в наши дни го­ ворили на конференции Герои Советского Союза К. И. Сте­ пин и И. Ф. Ковалев, ветераны войны П. А. Ушаков, С Н. Че­ ботарев и другие. Пддводя итоги конференции, областной военный комиссар полковник М. А. Ладов отме­ тил, что книги Л. И. Брежнева имеют большое значение для развития военной теории, со­ вершенствования практики обу­ чения и воспитания личного состава армии, для подготовки нашей молодежи к защите сво­ его социалистического Отече­ ства. И. ИОНОВ. си-м »ЛАы-(\в ты Крестьянка соя дагка иль может княжна но д е р * о "ы кот яБлочыса в ма е свБт-ла и иеж на Леве дянь исцс ли д о б ро - тою сБР-де чмой прико с но - вемья гео пусть н а д з б м д р е в н е - л и п е ц к о й ве ч - но стаи д е лепестки Г р 1- .) .] г .Д2 ,...... г .... Н2_... . Л Е Б Е Д Я Н Ь Стихи Т. Пономаревой Музыка заслуженного деятеля искусств РСФСР Л. Лядовой. Как лебедь в просторы России вплыла ты, Крестьянка, солдатка иль, может, княжна. Но верю, была ты душезно богатой, Как яблонька в мае — светла и нежна. Припев: Ах Лебедянь, исцели добротою сердечной Прикосновенья твои и теплы, и легки. Пусть над землей древне-липецкой вечно Стаи летят лебедей или яблонь твоих лепестки, ббвек не забыть эту нежную снежность Развесистых яблонь вдоль светлых дорог. °И радужность дней, и святую безгрешность, !ЛЮбви нашей русской премудрый урок. с,: Припев. лихой круговерти легко заблудиться Й также легко не вернуться назад. Шепчу я «прощай».., но как мне проститься, Когда майский сад обжигает мой взгляд? Припев. « Малой Третьяковке»— ГЕ РОЕВ ПОДВИГИ БЕСС М Е Р ТНЫ десять лет ДАНКОВ (Соб. корр. «Ле­ нинского знамени»). Общест­ венность города торжественно отметила десятилетие «Малой Третьяковки!». Начало ее соз­ данию положил заслуженный художник РСФСР А. И. Плот- нав, уроженец Д анконского района. Андрей Иванович пер­ вым подарил музею свои ра­ боты. Затем многие москов­ ские художники последовали его примеру. Теперь в картин­ ной галерее насчитывается свыше 260 произведений. На торжество приехал и А. И. Плотной. Он поблагода­ рил всех присутствовавших на торжественном собрании за высокую оценку его деятель­ ности/ поделился творческими планами на ближайшее время. Недавно в издательстве по­ литической литературы Украи­ ны вышла книга «Героев под­ виги бессмертны». В ней рас­ сказывается о 256 Героях Со­ ветского Союза — уроженцах Черниговщины, а также воинах Советской Армии, которые освобождали Чер­ ниговскую область и пали Здесь смертью храбрых. На Черниговщине обессмертил себя наш земляк из деревни Котово Долгоруковского рай­ она ефрейтор 6-го артиллерий­ ского полка бывшей 74-й стрелковой дивизии Андрей Иванович Дешин. ...21 сентября 1943 года, когда 109-й стрелковый полк форсировал Десну южнее Чер­ нигова, потребовалось устано­ вить связь с артполком, стояв­ шим на противоположном бе­ регу реки в районе села Ко- лычовка. Телефонист Андрей Дешин надел на себя катушку с кабе­ лем и телефонным аппаратом й пустился вплавь. Фашисты заметили смельчака и откры­ ли огонь. Дешин благополучно добрался до берега и сообщил на наблюдательный пункт ко­ мандира, что задание выполне­ но. — Спасибо тебе, герой! — похвалил его командир, — ко­ торый раз выручает нас твоя «нитка». «Стальная нитка», как обыч­ но называл Дешин протяну­ тую им кабельную линию, слу­ жила верно, исправно нашим частям до полного разгрома фашистских войск в районе Чернигова. Сам герой-связист, попав под бомбежку вражеской авиации, погиб недалеко от проло­ женного им кабели. Похоронили героя с воински­ ми почестями в селе Колычов- ка те самые артиллеристы, для которых он несколько раз вплавь через Десну налаживал связь. Указом Президиума Верхов­ ного Совета СССР от 16 ок­ тября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борь­ бе с немецко-фашистскими захватчиками, Андрею Ивано­ вичу Дешину посмертно при­ своено звание Героя Советско­ го Союза. В. ДАНИЛЕНКО. Фото С. Павленко. Идут занятия в балетном классе. хч<^лчччччч\ччч\\ххччччччч\ч\\чх: Iк» л К ОЛ Л ЕК ТИ В ПРОИЗВОДСТВО ч<ччЧч\\'^ З Е 1 « В А Ш Д О Б Р О Ж Е Л А Т Е Л Ь . . . » Р а б о ч е е с о б р а н и е д а е т о т п о р а н о н и м щ и к у ---------------------- -----------------------------------★ «Промстрой», коллектив которого в буду­ щем году будет отмечать свое 25-летие, одна из ведущих строительных организаций обла­ сти. Управления треста сейчас ведут соору­ жение более 400 объектов, среди которых Добринский сахарный завод, комбинат рыб­ ной гастрономии, тепличный комбинат № 2 и ряд других. Несмотря на большую разбросан­ ность объектов, трест успешно справляется с планом, в частности, программа пяти меся- ----------------------------------— ------------------* ★ -------------------------------------------------------- цев нынешнего года по производству работ собственными силами перевыполнена. В списке управлений треста коллектив пер­ вого управления занимает среднее место, ра­ ботает спокойно, надежно, ритмично. Зада­ ние пяти месяцев этого года управление выполнило на 103 процента, по росту произ­ водительности труда — на 105 процентов, сэкономив при этом много металла, цемента, пиломатериалов. ★ ----- — ----------------------------- ---------------- П ИСЬМА пошли сра­ зу по многим адре­ сам — руководству треста и главка, в областной комитет партии и редакции центральных газет, в ОБХСС и министерство. Написанные одной рукой, они пестрели циф­ рами, датами, фамилиями. В них сообщалось о хищениях ч разбазаривании средств и материалов, приписках и теку- " чести кадров, ставились под сомнение успехи коллектива и способность руководителей ру­ ководить. Некоторые из них были подписаны одной фами­ лией, другие — несколькими, третьи — вообше без подписи. Но в конце обязательно ука­ зывалось: «Рабочие СУД». Нормальная трудовая жизнь управления была резко нару­ шена. В коллектив зачастили комиссии, работники ОБХСС. Некоторые обвинения, содер­ жавшиеся в письмах, требова­ ли скрупулезного изучения до­ кументов за несколько лет. Десятки объемистых папок извлекались из архивов, сверя­ лись цифры сотеи нарядов, требований, заявок, платеж­ ных ведомостей. Специалисты управления целыми днями да­ вали пояснения. Своими пря­ мыми обязанностями им уже заниматься было некогда. Каждая проверка заверша­ лась составлением соответст­ вующего акта. В нем по пунк­ там перечислялись обвинения, указанные в очередном пись­ ме, а ниже — ставшие со вре­ менем стереотипными выраже­ ния: «не подтвердилось», «не соответствует . действительно­ сти», «не имело место»... Подписав акт, комиссия хоте­ ла бы довести его до сведения автора (или авто­ ров) письма. ' И неожиданно выяснилось, что в управлении люди с такими фамилиями во­ обще не работают и никогда не работали. Закамуфлиро­ ванное под «глас народа», письмо оказывалось вульгар­ ной анонимкой. Члены комис­ сии озадаченно чесали в за­ тылках и с чувством испол­ ненного долга отбывали в свои вышестоящие инстанции. Начальник управления В. В. Хрипунков и специалисты об­ легченно вздыхали и готови­ лись, засучив рукава, принять­ ся за дела производственные. Не тут-то было! В дверь уже стучала новая комиссия с но­ выми «разоблачениями», напи­ санными все той же рукой. И все начиналось сначала. Анонимки стали бичом уп­ равления. Кто-то со злобной настойчивостью пытался отра­ вить дух товарищества в кол­ лективе, создать обстановку нервозности и недоверия, ок­ леветать честных людей, бро­ сить тень на трудовые успехи. К ОЛЛЕКТИВ — это од­ на семья, в котором практически невозмож­ но что-нибудь скрыть. В нем все на виду друг у друга — от рядового члена комплекс­ ной бригады до главного спе­ циалиста. И естественно, что история с анонимными письма­ ми и многочисленными провер­ ками, ими вызванными, скоро стала известна в коллективе. А так как подробностей рабо­ чие не знали, то кое у кого возникали сомнения: может быть, в письмах — правда? Партийная, профсоюзная организации и администрация управления приняли очень правильное решение: вынести вопрос на обсуждение общего рабочего собрания. Пусть са­ ми строители скажут — прав­ да в письмах или ложь. Это решение поддержали партком и руководство треста «Пром­ строй». Собрались более 150 чело­ век. Спокойные и уверенные в себе люди, привыкшие иметь дело с землей и бетоном, кир­ пичом и раствором, отвыкшие лукавить и предпочитающие резать правду-матку в глаза. Собрались хозяева и судьи, требовательные к себе и не прощающие подлости другим. В. В. Хрипунков, выступив­ ший первым, коротко охарак­ теризовал хозяйственную дея­ тельность управления. Хотя большинству присутствующих эти цифры были известны, слу­ шали начальника вниматель­ но, ибо его информация долж­ на была стать одним из полю­ сов дальнейшего обсуждения. На другом полюсе, как дога­ дывались рабочие, были ано­ нимные письма, оспаривавшие официальные данные. Затем председатель постройкома В. П. Окунев зачитал отдель­ ные выдержки из писем, в ко­ торых содержались конкрет­ ные обвинения. Тут же каж­ дое из них он комментировал, как говорится, с цифрами и фактами в руках. Кстати, большинство этих цифр и фак­ тов было также известно кол­ лективу. Рабочие уже и сами, без всяких комментариев, ви­ дели вздорность перечислен­ ных обвинений, Однако, разби­ раться — так разбираться. — Зачитайте письма пол­ ностью, — потребовали из за­ ла. Возражать никто не стал. Рабочие верили В. П. Окуневу, которого сами же избрали на пост председателя постройко- ма. Но они ни на минуту не забывали, что здесь, в этом зале, среди них, сидит, прита­ ившись, автор этих писем, и хотели, чтобы он потом не смог нигде и никогда, даже самому себе, сказать: обвинения были взяты,из писем тенденциозно, самые глупые, а настоящие остались скрытыми от коллек­ тива. Секретарь парткома тре­ ста Н. Д. Уткина взяла из пачки анонимок первую по­ павшуюся и стала читать. Чи­ тала долго. И временами чув­ ствовалось, что ей как-то не­ ловко, даже стыдно произно­ сить некоторые фразы—столь­ ко в них было лжи и злобы. Кончила. Взяла из пачки вто­ рое письмо. И тут зал взор­ вался: — Довольно! Хватит! Не желаем больше слушать! А к трибуне уже спешил бригадир комплексной брига­ ды, строящей сейчас Добрин­ ский сахарный завод, А. Т. Сивернн. — Я просто не нахожу слов от возмущения, — с волнением начал он. — Сколько лет рабо­ таю — а такого не слышал от рабочих даже в обычном раз­ говоре. а ведь мы в минуты от­ дыха откровенно говорим обо всем. Все мы видим, кто как работает, и нам «глаза откры­ вать» не надо. Немного успокоившись, А. Т. Сиверин повел разговор о де­ лах бригады, бригадном под­ ряде, дисциплине, соревнова­ нии с коллективом Героя Со­ циалистического Труда М. И. Иноземцева, строящим шестую доменную печь. Чувствовалось, что обо всем этом он говорит с большим интересом, как о главном и значительном, дей­ ствительно достойном внима­ ния. Забегая вперед, скажу, что все выступившие на этс-и собрании с удовольствием де­ лились своими мыслями, пред­ ложениями, замечаниями о ра­ боте, вели серьезный, хозяй­ ский разговор. А как доходи­ ло дело до анонимок брез­ гливо и презрительно произно­ сили несколько хлестких слов- пощечин. — Почему этот человек не встанет и не скажет, что ему надо, чем он недоволен. — Бригадир монтажников С. И. Гамаюнов обратился к залу: —Ну, встань, скажи откры­ то! * Он знал, бригадир монтаж­ ников С. И. Гамаюнов, что анонимщики — трусливые люди, что автор писем, если он в зале, все равно не встанет. Но бригадир честно давал возможность человеку, совер­ шившему ошибку, впавшему в заблуждение, оклеветавшему товарищей, встать и перед всем миром попросить проще­ ния. С. И. Гамаюнов хотел, чтобы все было по-честному, он протягивал руку оступив­ шемуся. И нельзя не оценить это благородство и великоду­ шие рабочего человека. Но призыв остался без от­ вета. И это решило все. Вы­ ступавшие затем рабочая Е. А. Третьякова («анонимки — это яд, отравляющий жизнь»), слесарь В. К. Чебо­ тарев («это удар исподтишка и по руководству, и по рабо­ чим»), депутат Верховного Совета РСФСР, бригадир бе­ тонщиц А. С. Дворникова («мелкая, трусливая душонка у этого человека»), бригадир штукатуров М. Т. Вихрова и другие гневно требовали най­ ти и примерно наказать кле­ ветника. Ж ЕСТКИЙ отпор полу­ чил «доброжелатель». Надолго он теперь при­ кусит язык. А если и не прику­ сит, то веры его писанине не будет теперь ни на грош. И это — косвенный результат собрания. А главный заключа­ ется в том, что на этом собра­ нии, как на неожиданно под­ вернувшемся оселке, коллектив строителей проверил свое нрав­ ственное здоровье. И с удов­ летворением и радостью от­ метил: здоров! С п у с т я несколько дней после собра­ ния я случайно встретился с одним из его участников. В разговоре вновь вспомнили анонимщика. Мой собеседник небрежно отмах­ нулся: «Дрянцо-человек!». Так вот, хочу, чтобы вы знали об этом, гражданин «доброжелатель». И, приходя утром на работу, помнили, что все окружающие думают о вас так же. Б. СЕМЕНОВ. И Н ТЕРЕСН ЫХ ГДЕ ВЗЯТЬ ШПАГУ МУШКЕТЕРУ! На брусчатых мостовых древнего Львова появи­ лись всадники в ярких плащах, со шпагами. Идут съемки художественного телефильма «Три мушкете­ ра». В качестве консуль­ танта кинематографисты Одесской студии пригла­ сили коллекционера А. Фенева, сотрудника Львовского университета. И не случайно: он прини­ мал участие в работе над лентами «Сильные духом», «Марина», «Табор уходит в небо». Квартира Фенева, неуто­ мимого коллекционера, похожа на музей. Здесь можно увидеть старинные мундиры, боевые награды, образцы холодного и огне­ стрельного оружия. Муш­ кетеры короля по досто­ инству оценили бы стара­ ния коллекционера—здесь хранятся шпаги, пистоли, перевязь, железный на­ грудник и другие предме­ ты мушкетерской экипи­ ровки. В коллекции немало реликвий времен Отечест­ венной войны 1812 года, около двух тысяч орденов, медалей и предметов во­ енного снаряжения 40 стран. О ЧЕМ ПОВЕДАЛ КАМЕНЬ Экскаваторщик, рывший котлован под фундамент жилого дома на окраине Петродворца, обнаружил в земле валун с надписью. На отшлифованной поверх­ ности гранита с трудом удалось прочесть: «1913 г. мая 18 дня в пять часов утра при полете на аэро­ плане «Ньюпор» здесь упал и разбился поручик Ми­ хаил Георгиевич Балабуш- ка, военный летчик 18-го корпусного авиационного отряда 1-й авиационной роты». Архивные документы позволили воскресить стра­ ницу истории отечествен­ ной авиации. М. Г. Бала- бушка был в числе лучших летчиков, совершил ряд сложных по тем временам полетов. Часто его аэро­ план, поднявшийся с Гат­ чинского аэродрома, появ­ лялся над столицей, и пе­ тербуржцы с восхищением наблюдали за машиной от­ важного пилота. Памятник энтузиасту воз­ духоплавания был соору­ жен на средства, добро­ вольно собранные русски­ ми воинами. Гранитную глыбу установили на том месте, где разбился само­ лет. Шли годы, тяжелый камень оседал и через не­ которое время совсем ушел в грунт... Скоро памятник одному из первых авиаторов Рос­ сии вновь займет место на бывшем Армейском плацу, где ныне поднялись этажи жилых зданий. Ленинградская область УЛЫБАЮЩИЙСЯ АПОЛЛОН Ученые считают эту на­ ходку одной из самых ин­ тересных и важных за пос­ леднее время. Во время раскопок в итальянском городе Помпея, погибшем, как известно, в результате извержения Везувия в 79 году н. э., археологи об­ наружили бронзовую ста­ тую улыбающегося Апол­ лона — бога солнца. Ее высота — 1 метр 60 сан­ тиметров. Статую Аполлона нашли в доме Кая Полибия — одного из самых знамени­ тых граждан Помпеи. Он был торговцем, владель­ цем нескольких «локанд» (тогдашних гостиниц), об­ щественным и политиче­ ским деятелем. Об этом узнали по многочисленным надписям на стенах Пом­ пеи, восхваляющим спо­ собности Полибия и сде­ ланным во время избира­ тельных кампаний. Статую обнаружил землекоп, сни­ мавший очередной слой пепла и земли в доме По­ либия. Он был поражен, когда перед ним вдруг появилось улыбающееся бронзовое лицо. Пролежазшая девятнад­ цать веков в земле статуя Аполлона, по мнению ис­ ториков, является копией с оригинала, сделанного приблизительно в V веке до н. э. Согнутые в локтях руки Аполлона наводят на мысль, что он держал в руках светильник. Однако его пока обнаружить не удалось. Раскопки дома Полибия начались еще в 1964 году, но вскоре были прекраще­ ны из-за нехватки средств. Их возобновили лишь в 1974 году. Археологи на­ шли тогда останки не­ скольких жителей Помпеи, погибших во время земле­ трясения, множество фре­ сок и различных предме­ тов. Рим. (ТАСС—АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz