Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н СК О Е ЕяетвЕявишавя НАША Сегодняшняя литературная страница пос вящена творчест ву начинающих поэтов и про- '^замков области. Внимание к работе молодых давно уж е стало характерной чертой литературной ж изни. Новая широкая программа действий по воспитанию твор ческой смены намечена в по становлении ЦК КП СС «О ра боте с творческой моло деж ью». Всей своей сутью оно выраж ает творческий дух на шего времени, време ни развитого социализма с его пристальным вниманием к цен ностям культуры, литературы, нравственности, к воспитанию подлинно человеческой комму нистической личности. Поддерж ать лучшее, талант ливое* перспективное, дать точную оценку всему мешаю щему литературе молодых в движ ении к зрелости — этими целями продиктовано все со держ ание работы Липецкой областной писательской орга низации по воспитанию моло дых. Сегодняшняя наша зада- а — придать этой работе стройность, чтобы велась она по продуманной коллективно системе, не распадаясь на П Р И М Е Т Ы Предчувствие перемены вполне оправдалось сейчас, Украдкою, постепенно Усталость в леса ворвалась./ Кусрчек трепещущей плоти Теряет оранж евый куст, Кругами над пашнями ходит Щрмяще пернатая грусть... Весь день отчего-то невесел Туманным клубочком дыша... Д ед сани в углу под навесом Осматривает не спеша. Волнует, смущает неясно Прощальный возвышенный тон: Закат за околицей гаснет, Флюгарки чуть слышится стон. ^ И запах домашнего хлеба, Сомлевшего в русской ' печи— И крик ж уравлиный в полнеба В душе, словно совесть, звучит. * , ** Зима. Д екабрь. Двадцатый век. Лицо мое чуть остуж ая, Пророк светлейший урож ая — На землю выпадает снег. Говаривали в старину: Коль много снега — много хлеба. Приветливой приметы, небо, Стели густую пелену! Пурж и, чтобы в глаза неслось, Чтобы — сугробы вдоль дороги! Чтоб фразу «Хлеба будет много...» Отец довольно произнес... И мама встанет у окна В стекле проталинку продышит.,, — Хороший будет хлеб... — и тише Вздохнет: —- Вот только б не война... Снега ушли, полмира сокрушив, Ручьи набедокурили на склонах. Пора томленья листьев и влюбленных И времени смещенья, и души Смущения... Так что ж душе угодно, Когда ее касаются щекотно Ладошки клейкие озябшего листа На ветке придорож ного куста..? В. РЕПИН. В Л Е С У Пахнуло сыростью в лесу. Стволы деревьев потемнели. На соснах иглы' еле-еле Заметны стали. И красу Игры теней и бликов дня Листва заметно утеряла И тишины не нарушала, Склонясь над чернотою дня. Скупа природа в этот час. Но рот неж данно меж ду сосен, Где чуть осталась неба просинь, Где луч заката не погас — Зелено-ж елтый свет листвы, Спокойно-радостный и чистый, Блеснул прощально и лучисто В преддверьи скорой темноты. * * * С полотенцем в руке, Босиком через поле Я шагаю к реке. Утром дышится вольно. Влаж ность мягкой земли Ощущаю ногами. Виж у ясно едали -— Кромка леса зубцами. Вот и речка. Она За иглистой сосною М еж ветвями видна — Гладь рябится волною По росе сочных трав. | Побегу в свеж есть вод. В чем солгал, в чем неправ Пусть волна унесет. А. СТРЫБКОВ. ТВОРЧЕСКАЯ СМЕНА отдельные, разрозненные ме роприятия. Состоялись первые занятия клуба молодого автора при писательской организации. Он призван выявлять талантливую молодеж ь из тех, кто делает первые шаги в литературе. Одной из традиционных форм работы ,с творческой молодеж ью является деятель ность литературных объедине. ний при крупных предприяти ях, учреж дениях культуры. Да_ ет первые результаты учеба начинающих литераторов твор ческой студии при Дворце культуры новолипецких метал лургов, которой руководит член Союза писателей поэт И. Завраж ин. В этом году ор ганизовано литературное объе динение при Дворце культуры профсоюзов, где занятиями молодых прозаиков руководит старший редактор Ц ентрально черноземного книж ного изда_ тельства В. Ф. Полянский. Есть необходимость в самое бли ж айшее время организовать литературные объединения при заводах «Свободный сокол», трубном и других крупных предприятиях. Планируется провести в течение года во семь поездок бригад писате лей в города и районы области с целью ож ивления работы литобъединений при редакци. ях районных газет. Первое районное совещание литерато ров состоялось в городе Ель це. Лучшие рукописи начинаю щих поэтов и прозаиков из литературных объединений и клуба молодого автора еж е месячно обсуж даются на сек циях прозы и поэзии в област ной писательской организации. Мы закончили отбор рукопи сей для участия молодых авто, ров в зональном семинаре при Центрально - Черноземном книж ном издательстве, для совещания молодых писателей центра и юга России, которое состоится в начале лета в Пензе. При всей строгости требо ваний, предъявляемых к произ ведениям молодых литерато. ров, надо все-таки сказать, что нашим профессиональным пи сателям есть с кем работать, применяя такую проверенную форму, как наставничество. У молодых липецких лите раторов все чаще выходят книги. Так, недавно появились на прилавках магазинов вторая книга прозы Н. Смольянинова, вторая книга стихов Б. Шаль- нева, первая — В. Репина, пер вая книга рассказов участника V! Всесоюзного совещания молодых писателей А. Титова из с. Красное. Скоро в зональ. ном издательстве увидит сзет новый сборник стихотворений А. Васильева. Плодотворно ра ботают молодые литераторы А. Тамбовская, Б. Капуста, М. Коноплев, И. Харин, А. Али. мова. Процесс творческого ста новления писателя всегда ело. ж ен и, как правило, не скор. Жизнь нашего общества мно- гопланова, глубока, и, скаж ем прямо, трудна для осмысления и воссоздания в худож ествен ном произведении. Успех не возмож ен без выработки соб. ственного духовного опыта. А для этого нуж но время, нуж ен большой объем впечатлений, как получаемых непосредст венно через личное деятельное участие в ж изни современник ков, так и через культуру и историю. Поэтому не следует искусственно форсировать процесс литературной профес сионализации, но необходимо сформировать в себе личность, выработать мировоззрение, приобрести скромность само, оценок. Об этом хорошо ска зал, обращаясь к молодым, мастер советской прозы Вик тор Астафьев в очерке «Сопри частный всему ж ивому». Суть его высказываний в том, что в русской литературе не долж . но быть никакого баловства, никакой самодеятельности. У нас нет на это права. За нашей спиной стоит такая блистатель ная литература, возвышаются горами такие гиганты, что каж дый из нас, преж де чем отнять у них читателя хотя бы на день или на час, обязан крепко подумать над тем, какие у него есть на это ос нования. И поэтому ответственная задача воспитания литератур ной смены долж на решаться при непременном сочетании береж ного и внимательного отношения к одаренной моло деж и с требовательностью, принципиальностью, незани* ж енностью критериев. Ю. ШИФРИНА, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. / БЕРЕГ ЮНОСТИ М оя тревога, девочка моя, моя неистребимая забота, беж ишь встречать меня до поворота — и никаких обид не помню я. Теплом какого вечного огня, каким ты светом мне врачуешь раны? И лишь в одном не мож ет быть обмана — в твоих зрачках, глядящих на меня. Когда в тоске по дальним городам, в транзитные садилась \ поезда, к оставшимся испытывая ж алость, когда ж дала последнего свистка, не ведала, как сила велика, та, что меня на якоре держ ала. Не знала я, что у родных ворот пес обо мне заплачет под луною, что позовет открытой проходною мой первый, мой единственный завод. Что в час, когда потянет к откровенью, на стыке зимних и осенних дней, мне даст приют святой, благословенный безвестный берег юности моей. Ничего со мною не случится, никакой нечаянной беды. Ранний дож дь в окно мое стучится— зябкие хрусталинки воды, небосвод, просеянный сквозь сито... Надо только окна распахнуть, чтобы глубоко и ненасытно свеж ести целительной вдохнуть. Надо только дверь найти на ощупь, ХО ТЬ СЛ ОМА Н К У С Т Хоть сломан куст рябины, не гаснут гроздья красные. Хоть бродят ветры зимние Дни далеко ненастные. То скроется, то выглянет медлительное солнце. Дугою спину выгнуло, все ниж е ,ниж е клонится. И греет мне в оконышко рябиновое солнышко... Ч Е Р Н А В А Уютно окутана снегом Родная Чернава моя. Струится зеленым побегом Вечерний дымок от огня, Деревьев знакомые сени Встречают у дома, звеня. И мама* светлее метели, Тепло обнимает меня. * ; ■ , ■ ; В. КУПАВЫХ. разогнав бесонниц маяту, чтоб увидеть, как за ж елтой рощей озимь набирает высоту, как вода стекает по дороге, чей-то теплый омывает след... Надо только с отчего' порога, как с обрыва броситься в рассвет. Надо только чуть поторопиться, внемля зову сердца своего... Ничего со мною не случится. Только ж изнь. И больше ничего. Л. ПАРШИКОВА. Кни ги липецких авторов Н Е СУ НД УКАМИ А лександр Титов — участ ник VI Всесоюзного совещан ия мо лодых писателей. Его имя и первые расс казы читатели встречали на страницах на ших о б ластных газет, в кол лективных с борн и ках писате лей Черноземья, журналах «Подъем», «Молодая гвардия ». И уже то гда начин ающий ав тор о брат и л на се бя вн имание читат елей. Не мо гли остаться незамеченными его интересные, Живые герои, умение владеть словом, наблюдательность. Недавно вышел в Центрально черноземном книжном изда тельстве первый сборник рас сказов А. Титова под названи ем «Память о мастере». Рассказы А. Титова разнят ся по способу раскрытия ха рактеров, манере подачи ма териалов. Но все они объеди нены целостным нравственным взглядом автора. Его герои — люди самого разного возраста, но все они эмоционально бога ты и щедры душой. Привлека ет их нравственная чистота и доброе отношение к миру. В центре внимания А. Тито ва — состояние души человека. Оно является главной точкой опоры в разговоре с читателем. В своей внешней непохожести друг па друга — герои А. Ти това единятся своими внутрен ними, человеческими, душев ными качествами. Это люди, богатые не сундуками, а воз можностью сделать добро, по радоваться красоте... Чудако ват, казалось бы, завклубом Филимон в своем пристрастии гулять по ночам (рассказ «За поздалый путник»). Но в этом чудачестве есть свое обаяние, проглядывается неравнодуш ная душа этого человека: «Хо рошо жить... Этот таинствен ный мир, тучи, плывущие с юга, проскальзывающие в не спокойном небе,— все это за слоняет меня от сплетников- соседей, делает их ничтожны ми»... Похожи на Филимона и другие герои А. Титова: ста рик-фотолюбитель (рассказ «Мгновение»), тридцатилетний холостяк Генка Воробьев (рас сказ «Человек без микробов»). В большинстве рассказов А. Титова, особенно тех, героя ми которых являются дети, присутствуют светлые, теплые краски, которые так естествен ны, когда вспоминаешь лучшие, важные, яркие и дорогие тебе моменты, странички твоего детства. Юные герои А. Титова преодолевают самих себя, свои. неумения, недостатки, приобщаясь, таким образом, к миру мудрых взрослых, кото рые «знают все на свете». На верное, этим, и определяется в БОГАТЫ целом светлая тональность рассказов. Порою они напоминают кар тинки-^воспоминання (расска зы «Крылья», «Уроки труда», «Встреча»). Они носят еще в некоторой степени зарисовоч- ный характер. А это мало спо собствует более полному вы явлению сущности характеров и более глубокому постиже нию и исследованию отдель ных жизненных явлений. И поэтому не всегда у А. Тито ва «малая форма» рассказа оказывается и обязательным средоточием «большого» со держания. В ряде рассказов^, например, намечен интересный конфликт, но как-то пункти ром, штрихсюбразно: «С рабо ты», «Машинка», «Коля и гу си» и другие. Наиболее же интересными представляются те рассказы, в которых острее конфликт, где обнажено, заострено, а не притушевано противоборство доброго и злого. Они задевают за живое, в них рельефнее вы рисовывается авторская пози ция. Да и сам читатель как бы сам становится непосредст венным участником происходя-, шего, а не наблюдателем, по тому что симпатия и антипа тия его определяются сразу, незамедлительно. Таков, напрш мер, рассказ «Серегино ружье». Герои А. Титова всегда од нозначны в отношении к лю дям, в поступках, И в этой однозначности — не ограни ченность внутреннего мира, а скорее — их душевная цель ность, нерасчетливая доброта и мудрая простота, «что рас крывает сложность сути, а не скрывает пустоту», как об этом метко сказано в поэзии. Таков герой рассказа «Земное притяжение» Игнат Иванович, совсем уже старик, пенсионер, но он все еше искрение рад случаю помочь бригадиру и хлопотливо собирается на по ле косить горох. Автор то пол ностью растворяется в своем герое (до того убедительно пе редает он его старческие пере живания), то смотрит на ста рика чуть со стороны, по доб рому улыбаясь его стараниям: «Больно тяжелой стала . коса, — оправдывается сам перед собой старик»... Автора инте ресует щедрая душа этого че ловека, искренняя готовность отдать последние силы ради обшего доброго деда. Таковы и другие герои А. Титова: Сапрон из рассказа «Живая пуша», Прохор Цльич, мастер на все руки из рассказа «Па мять о мастере», Они по-чело вечески обаятельны. Их душев ное богатство и доброта к людям — эти вечные нравст венные ценности, за которые ратует автор рассказов — его серьезная заслуга. О. ЛЯХОВА. Александр ВЛАДИМИРОВ УТРЕ ННИ Й РАЗГОВОР Погода была никудышняя — мелкий снег вперемежку с дождем. Одним еловом, сля коть. Серое небо и серая зем ля, а все это вместе (вызывало раздражение и скуку. Ин спектор отдела кадров цемент ного завода Сергей Василье вич Цветков, тридцатидвух летний Щеголеватый брюнет, пршиел на работу и принес с собой настроение осеннего не настья. Особенно остро он почувствовал это в коридоре, тупело освещенном краснова тыми плафонами и душно натопленном длинными зеле ными батареями. С таким на строением он и вошел в ма ленький кабинет. Цветков повесил шляпу н плащ, взглянул в окно, об лепленное цементной пылью, и представил впереди такой же серый однообразный день, облепленный мелкими раздра жающими заботами: справка ми, приказами, приемами, увольнениями и всём ,тем, что называется служебными обя занностями на своем месте, тем более случайном. Цветков когда-то учился в сельхозинституте, но на тре тьем курсе бросил неожидан но для всех, потому что не почувствовал романтики ни в раздолье полей, ни в том зва нии хлебороба, которым другие гордятся всю жизнь. Родом он был из небольшой дере веньки, и по примеру одно сельчан тоже стремился Полу чить нужную профессию. По началу он чувствовал влече ние к хлеборобскому делу, частично унаследованное от родительского уважения к колхозным специалистам, от части от понимания некоторой подвижнической миссии чело века, посвятившего себя Земле. Было тогда в этом что-то искреннее, от души. Наслушавшись разных разго воров . друзей-студентоВ'.н из тех, кто учился нё-Шэ необхо димости, а так, лишь бы быть студентом, «сынков»; как 'пре небрежительно называли-* их, захотелось чего-то -необыкно венного. Цветков под этим настроением сделал финт — ушел из института. Решил попытать себя в гуманНДар- иых науках, но провалился на вступительных экзаменах. После громкого скандала дома пришлось осенью идти в армию. От того времени оста лась привычка модно оде ваться и снисходительно, чуть скептически улыбаться, и улыбка эта совсем нё шла к его лицу — открытому и простому. Цветков подтянул галстук, поправил выражение лица на сугубо служебное и сел за стол. Он настолько увлекся бума гами, что не сразу заметил вошедшего в кабинет мужчи ну в ватнике. Мужчина оста новился перед деревянным барьером, отделявшим столы от посетителей. Цветков скользнул привыч ным взглядом по посетителю, привычно спросил: — Устраиваться или уволь няться? — Устраиваться. По ваше му объявлению. — Специальность? — Механизатор широкого Профиля, — сказал мужчина с некоторой заминкой. — Где работали? — спро сил Цветков и почему-то сразу почувствовал неприязнь К посетителю. Мужчина назвал два стро ительных управления, завод железобетонных изделий, и смотрел на инспектора так, что следовало по этому взгля ду понять — он надеется здесь найти дело по душе. — Летун, значит, — жестко уточнил Цветков. — У нас потолкаетесь с полгода и на новое место? Легкой жизни ищете? Мужчина пожал плечами: — Работы подходящей, при чем тут легкой жизни. Рыба ищет где глубже, а человек, где лучше. Никто ие запреща ет. — Как Это у вас все про сто получается с этой рыбьей философией, — с расстанов кой произнес Цветков, и мыс ленно полюбовался на свой начальственный баритон. — Никто не запрещает, верно, но и поощрять тут не за что, понимаете ли. Мужчина согласно кивнул: ссориться сейчас было нельзя, хотя он мог бы кое-что ска зать этому щеголю в сером твидовом пиджаке и цвета стом галстуке. — Вот вы механизатор ши рокого профиля, - - настави тельно продолжал Цветков, — а ведь у нас пахать нечего, и сеять тоже. Мы, правда, вы рабатываем в некотором роде С т и х и д к о р з и н к и Наш Артем плетет корзинки. Кузовки, как на картинке. Вот каемка голубая — К переплету переплет, Будто речка убегает Р а с с к а з хлеб, но хлеб строек — це мент. И люди заводу нужны, но всех подряд мы брать не можем. — Почему, подряд, — слег ка заволновался мужчина, я не пьяница, не прогульщик. — Сначала все так говорят, — ехидно улыбнулся Цвет ков. Он выдержал паузу и рас сматривал мужчину. Ничего особенного. Среднего роста, коренастый, плохо выбрит, но глаза смотрят не заискиваю ще, а спокойно, стараются понять, куда клонится разго вор. Вообще, кажется, Цвет ков где-то видел его, нет, скорее всего показалось. Ма ло ли кто встречается на улице. Городской человек не в состоянии запоминать лица. Темп жизни не тот, что в се ле. При воспоминании о селе Цветков почувствовал опас ливую неловкость, точно та кую, как тогда, когда ушел из института и отец опросил:' — Хорошо подумал или так, куда вывезет? Тогда он что-то пробормо тал в ответ, и посмотреть на отца не хватило мужества. Отец, колхозный бухгалтер, умел разбираться в лю дях не хуже, чем в своих фи нансовых премудростях. — Пусть теперь тебя жизнь поучит, если моей науки не хватило. Цветков после этих слов испытал такое состояние,, будто сидел на табуретке, го товой вот-вот развалиться. Сейчас у него было гораздо большее преимущество — служебный стул сюял под ним прочно, и Цветков про должал исполнять свои обя занности уверенно, с некото рым удовольствием превос ходства и неуязвимости. Теперь он понимал, почему появилась неприязнь к муж чине, когда тот назвал свою первую специальность — меха низатор. Он тем самым как бы признал свою, пусть, Может, и невольную вину — уход из села, и одновременно напом нил Цветкову его давнишнюю измену — бездумную, равно душную. И от того еще более непростительную. Цветков в нем увидел как бы себя самого — пристраивающегося то к одному месту, то к дру гому и нигде не чувствовав шего себя спокойно, уверен но, с нужным достоинством. Уйди он завтра из отдела кадров и через неделю о нем никто не вспомнит. Будет на его месте сидеть какая- нибудь накрашенная девица, перебирать те же папки, за давать те же вопросы. А этого механизатора, может, до сих пор в селе вспоминают. У не го же, Цветкова, нет и тако го преимущества. — Скажите, а почему вы механизатором не захотели работать? — Разные причины, — ук лончиво ответил мужчина. — Хороших . машин не было, больше на ремонте стоял, чем работал. Село маленькое, по молодости тянуло к городу. Родственники у жены тут. Все к одному. — Все к одному, — немно го задумчиво повторил Цвет ков, — так у нас всегда и получается. Кто-то виноват, только не мы сами. И оправ даний всяких хоть пруд пру ди. То да се. Наверное, уж забыл и как хлеб растет? Цветков незаметно перешел на «ты», отчего захотелось дальше говорить, как челове ку, знающему сельские забо ты не понаслышке, а пони мающему толк в этом деле. И он продолжал горячо, да же искренне, постепенно ув лекаясь — Наверное, ие вспомина ешь даже и в магазине, ког да за булками приходишь? А? Если по-честному признаться? — В магазине вспоминать некогда. Взял и пошел, —* сказал мужчина. — После работы все спешат. — Вот, опять причина, — мотнул головой Цветков, — спешка! А думать когда? Думать! ~ Т а к мы можем догово риться до того, — сказал мужчина, хмурясь, — что н хлеб уже покупать грех, если сам не выращиваешь. Чепуха какав-то. — Каждый при своем деле находиться должен, — поучи тельно произнес Цветков. Мужчина как-то неопреде ленно пожал плечами и по лез в карман Ватника за тру довой книжкой. Ему захоте- л я д е т е й От села за поворот. Переплеты на корзинке Ты узнаешь без труда — Это узкие тропинки Разбеж ались от пруда* М астер выдумкой богат — На к оринк ах есть закат. лось поскорее закончить этот разговор, а то чего доброго договоришься и на работу не возьмут. Инспектор странный попался: в других местах не расспрашивают. Есть работа — оформляйся. Этот же це лую проповедь загнул. Сам- то он в селе был хоть раз? Небось, только и знает, что плавать по ресторанам да те атрам. Умеет поговорить. А может он, Иван Коробков, и сам не раз думал, как без ие^о хлеб растят. Может, от того четвертое лето не едет в отпуск в свое Перелешино, что знйет — техники в совхо зе много, а механизаторов не хватает. Знает, что пригласят, а что он ответит — к городу прирос, да и боится вернуть ся: вдруг в селе подумают, что не получилась у него го родская жизнь. Жизнь-то в общем у него, как у всех, квартира есть. Может и вправду говорят: кто где ро дился, там и пригодился? З а- кладывалея-то он весь там, в селе, первую примерку к жизни прошел тоже там. Проросло что-то в душе и не завяло до сих пор. Думал, повзрослеет — пройдет, нет, не проходит. Когда говорит или вспоминает о своем Пе- релешине, светлой грустью отзывается в дуще этот ро сток, тревожит. «Соскучился я по родным местам», ду мал он в такие минуты, и почему-то,вспоминались. чер ные грачи на поблескиваю щем под весенним солнцем жирном отвален борозды. Тянет он борозды трактором, и грачи над ними сыплются черными искрами в синем небе. Синее небо и черные грачи. Иногда душа захоло нет, как вспомнит. И сейчас, то ли от мелькнувшего навяз чивого воспоминания, то ли от непонятной для самого оби ды, — вот сидит человек, су дит, рядит о хлебе, а сам, мо жет, овса от пшеницы не От личит. — Сами-то вы в селе бЦва- ли? — Не только бывал, в се ле вырос, — укоризненно ска зал Цветков и сразу пожалел о своей откровенности. — Тогда ясно, — мужнина улыбнулся насмешливо, и, как показалось Цветкрву, чуть презрительно. Что ему было ясно, Цветкову было пока непонятно. И он вдруг опять почувствовал, что где- то видел этого человека, но где, никак не мог вспомнить. Это злило Цветкова бессиль ной пугливой злобой. Мысли почему-то неотвязно верте лись около своего села, йо этот человек никогда не жил и в их селе, Цветков знал точно. — Тогда ясно, — уверенно повторил мужчина, не спус кая глаз с инспектора, — выходит, мы земляки. — Это с какой же стати — земляки? •— спросил слегка задетый Цветков и поправил галстук. — С той, что одного поля ягодки. Стыдишь ты меня, — он тоже перешел на «ты», — а мне не стыдно. Вижу, мы ровня. Чего без толку в грудь кулаками молотить, земле в любви клясться. Го ворить все мастера. Не в сло вах дело, землячок. Ты вот меня спрашиваешь, почему я из села уехал. А тебе не все равно, в какой конторе сидеть, здесь или в совхозной? Чего же ты из села подхватился? И опять это «землячок» было произнесено так, что Цветков невольно поежился. — Ну, ты даешь, — помор щился инспектор, — подвел базу. Демагоги, как правило, плохие работники. — Так всегда и бывает, —• кивнул мужчина, — скажешь правду, потеряешь дружбу. В его голосе Цветков уло вил примирение: ясно, распо ложение инспектора ему терять не хочется, потоку что надеется устроиться на завод. И принять, его . придется — люди, действительно, нужны. И работать, наверняка, он умеет, также, видимо, сноро висто и въедливо, как говорит. Только одно, едва ощути мое болезненное опасение удерживало Цветкова сразу взять трудовую книжку — все время поблизости будет человек, который станет смот реть на него не так, как все: не то жалеющими, не то осуждающими глазами. Цветков взглянул на часы. Давно пора было исполнять свои служебные обязанности. Не поднимая глаз, он пробор мотал: — Ладно, давай свою тру довую книжку, — и не удер жавшись, с ехидством доба вил, — «землячок». П -хнет росами лозинча, А на зщупь — холодна л й » Артем плетет корзинки. На крылечке дотемна. Он корзинками готов Одарить всех земляков, А когда идут ребята, По грибы осенним днем, Сами просятся опята В кузовки, что сплел Артем. Л. ТАКТАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz