Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н СК О Е ЕяетвЕявишавя НАША Сегодняшняя литературная страница пос вящена творчест­ ву начинающих поэтов и про- '^замков области. Внимание к работе молодых давно уж е стало характерной чертой литературной ж изни. Новая широкая программа действий по воспитанию твор­ ческой смены намечена в по­ становлении ЦК КП СС «О ра­ боте с творческой моло­ деж ью». Всей своей сутью оно выраж ает творческий дух на­ шего времени, време­ ни развитого социализма с его пристальным вниманием к цен­ ностям культуры, литературы, нравственности, к воспитанию подлинно человеческой комму­ нистической личности. Поддерж ать лучшее, талант­ ливое* перспективное, дать точную оценку всему мешаю­ щему литературе молодых в движ ении к зрелости — этими целями продиктовано все со­ держ ание работы Липецкой областной писательской орга­ низации по воспитанию моло­ дых. Сегодняшняя наша зада- а — придать этой работе стройность, чтобы велась она по продуманной коллективно системе, не распадаясь на П Р И М Е Т Ы Предчувствие перемены вполне оправдалось сейчас, Украдкою, постепенно Усталость в леса ворвалась./ Кусрчек трепещущей плоти Теряет оранж евый куст, Кругами над пашнями ходит Щрмяще пернатая грусть... Весь день отчего-то невесел Туманным клубочком дыша... Д ед сани в углу под навесом Осматривает не спеша. Волнует, смущает неясно Прощальный возвышенный тон: Закат за околицей гаснет, Флюгарки чуть слышится стон. ^ И запах домашнего хлеба, Сомлевшего в русской ' печи— И крик ж уравлиный в полнеба В душе, словно совесть, звучит. * , ** Зима. Д екабрь. Двадцатый век. Лицо мое чуть остуж ая, Пророк светлейший урож ая — На землю выпадает снег. Говаривали в старину: Коль много снега — много хлеба. Приветливой приметы, небо, Стели густую пелену! Пурж и, чтобы в глаза неслось, Чтобы — сугробы вдоль дороги! Чтоб фразу «Хлеба будет много...» Отец довольно произнес... И мама встанет у окна В стекле проталинку продышит.,, — Хороший будет хлеб... — и тише Вздохнет: —- Вот только б не война... Снега ушли, полмира сокрушив, Ручьи набедокурили на склонах. Пора томленья листьев и влюбленных И времени смещенья, и души Смущения... Так что ж душе угодно, Когда ее касаются щекотно Ладошки клейкие озябшего листа На ветке придорож ного куста..? В. РЕПИН. В Л Е С У Пахнуло сыростью в лесу. Стволы деревьев потемнели. На соснах иглы' еле-еле Заметны стали. И красу Игры теней и бликов дня Листва заметно утеряла И тишины не нарушала, Склонясь над чернотою дня. Скупа природа в этот час. Но рот неж данно меж ду сосен, Где чуть осталась неба просинь, Где луч заката не погас — Зелено-ж елтый свет листвы, Спокойно-радостный и чистый, Блеснул прощально и лучисто В преддверьи скорой темноты. * * * С полотенцем в руке, Босиком через поле Я шагаю к реке. Утром дышится вольно. Влаж ность мягкой земли Ощущаю ногами. Виж у ясно едали -— Кромка леса зубцами. Вот и речка. Она За иглистой сосною М еж ветвями видна — Гладь рябится волною По росе сочных трав. | Побегу в свеж есть вод. В чем солгал, в чем неправ Пусть волна унесет. А. СТРЫБКОВ. ТВОРЧЕСКАЯ СМЕНА отдельные, разрозненные ме­ роприятия. Состоялись первые занятия клуба молодого автора при писательской организации. Он призван выявлять талантливую молодеж ь из тех, кто делает первые шаги в литературе. Одной из традиционных форм работы ,с творческой молодеж ью является деятель­ ность литературных объедине. ний при крупных предприяти­ ях, учреж дениях культуры. Да_ ет первые результаты учеба начинающих литераторов твор­ ческой студии при Дворце культуры новолипецких метал­ лургов, которой руководит член Союза писателей поэт И. Завраж ин. В этом году ор­ ганизовано литературное объе­ динение при Дворце культуры профсоюзов, где занятиями молодых прозаиков руководит старший редактор Ц ентрально­ черноземного книж ного изда_ тельства В. Ф. Полянский. Есть необходимость в самое бли­ ж айшее время организовать литературные объединения при заводах «Свободный сокол», трубном и других крупных предприятиях. Планируется провести в течение года во­ семь поездок бригад писате­ лей в города и районы области с целью ож ивления работы литобъединений при редакци. ях районных газет. Первое районное совещание литерато­ ров состоялось в городе Ель­ це. Лучшие рукописи начинаю­ щих поэтов и прозаиков из литературных объединений и клуба молодого автора еж е­ месячно обсуж даются на сек ­ циях прозы и поэзии в област­ ной писательской организации. Мы закончили отбор рукопи­ сей для участия молодых авто, ров в зональном семинаре при Центрально - Черноземном книж ном издательстве, для совещания молодых писателей центра и юга России, которое состоится в начале лета в Пензе. При всей строгости требо­ ваний, предъявляемых к произ­ ведениям молодых литерато. ров, надо все-таки сказать, что нашим профессиональным пи­ сателям есть с кем работать, применяя такую проверенную форму, как наставничество. У молодых липецких лите­ раторов все чаще выходят книги. Так, недавно появились на прилавках магазинов вторая книга прозы Н. Смольянинова, вторая книга стихов Б. Шаль- нева, первая — В. Репина, пер­ вая книга рассказов участника V! Всесоюзного совещания молодых писателей А. Титова из с. Красное. Скоро в зональ. ном издательстве увидит сзет новый сборник стихотворений А. Васильева. Плодотворно ра­ ботают молодые литераторы А. Тамбовская, Б. Капуста, М. Коноплев, И. Харин, А. Али. мова. Процесс творческого ста­ новления писателя всегда ело. ж ен и, как правило, не скор. Жизнь нашего общества мно- гопланова, глубока, и, скаж ем прямо, трудна для осмысления и воссоздания в худож ествен­ ном произведении. Успех не­ возмож ен без выработки соб. ственного духовного опыта. А для этого нуж но время, нуж ен большой объем впечатлений, как получаемых непосредст­ венно через личное деятельное участие в ж изни современник ков, так и через культуру и историю. Поэтому не следует искусственно форсировать процесс литературной профес­ сионализации, но необходимо сформировать в себе личность, выработать мировоззрение, приобрести скромность само, оценок. Об этом хорошо ска­ зал, обращаясь к молодым, мастер советской прозы Вик­ тор Астафьев в очерке «Сопри­ частный всему ж ивому». Суть его высказываний в том, что в русской литературе не долж . но быть никакого баловства, никакой самодеятельности. У нас нет на это права. За нашей спиной стоит такая блистатель­ ная литература, возвышаются горами такие гиганты, что каж дый из нас, преж де чем отнять у них читателя хотя бы на день или на час, обязан крепко подумать над тем, какие у него есть на это ос­ нования. И поэтому ответственная задача воспитания литератур­ ной смены долж на решаться при непременном сочетании береж ного и внимательного отношения к одаренной моло­ деж и с требовательностью, принципиальностью, незани* ж енностью критериев. Ю. ШИФРИНА, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. / БЕРЕГ ЮНОСТИ М оя тревога, девочка моя, моя неистребимая забота, беж ишь встречать меня до поворота — и никаких обид не помню я. Теплом какого вечного огня, каким ты светом мне врачуешь раны? И лишь в одном не мож ет быть обмана — в твоих зрачках, глядящих на меня. Когда в тоске по дальним городам, в транзитные садилась \ поезда, к оставшимся испытывая ж алость, когда ж дала последнего свистка, не ведала, как сила велика, та, что меня на якоре держ ала. Не знала я, что у родных ворот пес обо мне заплачет под луною, что позовет открытой проходною мой первый, мой единственный завод. Что в час, когда потянет к откровенью, на стыке зимних и осенних дней, мне даст приют святой, благословенный безвестный берег юности моей. Ничего со мною не случится, никакой нечаянной беды. Ранний дож дь в окно мое стучится— зябкие хрусталинки воды, небосвод, просеянный сквозь сито... Надо только окна распахнуть, чтобы глубоко и ненасытно свеж ести целительной вдохнуть. Надо только дверь найти на ощупь, ХО ТЬ СЛ ОМА Н К У С Т Хоть сломан куст рябины, не гаснут гроздья красные. Хоть бродят ветры зимние Дни далеко ненастные. То скроется, то выглянет медлительное солнце. Дугою спину выгнуло, все ниж е ,ниж е клонится. И греет мне в оконышко рябиновое солнышко... Ч Е Р Н А В А Уютно окутана снегом Родная Чернава моя. Струится зеленым побегом Вечерний дымок от огня, Деревьев знакомые сени Встречают у дома, звеня. И мама* светлее метели, Тепло обнимает меня. * ; ■ , ■ ; В. КУПАВЫХ. разогнав бесонниц маяту, чтоб увидеть, как за ж елтой рощей озимь набирает высоту, как вода стекает по дороге, чей-то теплый омывает след... Надо только с отчего' порога, как с обрыва броситься в рассвет. Надо только чуть поторопиться, внемля зову сердца своего... Ничего со мною не случится. Только ж изнь. И больше ничего. Л. ПАРШИКОВА. Кни ги липецких авторов Н Е СУ НД УКАМИ А лександр Титов — участ­ ник VI Всесоюзного совещан ия мо лодых писателей. Его имя и первые расс казы читатели встречали на страницах на­ ших о б ластных газет, в кол­ лективных с борн и ках писате­ лей Черноземья, журналах «Подъем», «Молодая гвардия ». И уже то гда начин ающий ав­ тор о брат и л на се бя вн имание читат елей. Не мо гли остаться незамеченными его интересные, Живые герои, умение владеть словом, наблюдательность. Недавно вышел в Центрально­ черноземном книжном изда­ тельстве первый сборник рас­ сказов А. Титова под названи­ ем «Память о мастере». Рассказы А. Титова разнят­ ся по способу раскрытия ха­ рактеров, манере подачи ма­ териалов. Но все они объеди­ нены целостным нравственным взглядом автора. Его герои — люди самого разного возраста, но все они эмоционально бога­ ты и щедры душой. Привлека­ ет их нравственная чистота и доброе отношение к миру. В центре внимания А. Тито­ ва — состояние души человека. Оно является главной точкой опоры в разговоре с читателем. В своей внешней непохожести друг па друга — герои А. Ти­ това единятся своими внутрен­ ними, человеческими, душев­ ными качествами. Это люди, богатые не сундуками, а воз­ можностью сделать добро, по­ радоваться красоте... Чудако­ ват, казалось бы, завклубом Филимон в своем пристрастии гулять по ночам (рассказ «За­ поздалый путник»). Но в этом чудачестве есть свое обаяние, проглядывается неравнодуш­ ная душа этого человека: «Хо­ рошо жить... Этот таинствен­ ный мир, тучи, плывущие с юга, проскальзывающие в не­ спокойном небе,— все это за­ слоняет меня от сплетников- соседей, делает их ничтожны­ ми»... Похожи на Филимона и другие герои А. Титова: ста­ рик-фотолюбитель (рассказ «Мгновение»), тридцатилетний холостяк Генка Воробьев (рас­ сказ «Человек без микробов»). В большинстве рассказов А. Титова, особенно тех, героя­ ми которых являются дети, присутствуют светлые, теплые краски, которые так естествен­ ны, когда вспоминаешь лучшие, важные, яркие и дорогие тебе моменты, странички твоего детства. Юные герои А. Титова преодолевают самих себя, свои. неумения, недостатки, приобщаясь, таким образом, к миру мудрых взрослых, кото­ рые «знают все на свете». На­ верное, этим, и определяется в БОГАТЫ целом светлая тональность рассказов. Порою они напоминают кар­ тинки-^воспоминання (расска­ зы «Крылья», «Уроки труда», «Встреча»). Они носят еще в некоторой степени зарисовоч- ный характер. А это мало спо­ собствует более полному вы­ явлению сущности характеров и более глубокому постиже­ нию и исследованию отдель­ ных жизненных явлений. И поэтому не всегда у А. Тито­ ва «малая форма» рассказа оказывается и обязательным средоточием «большого» со­ держания. В ряде рассказов^, например, намечен интересный конфликт, но как-то пункти­ ром, штрихсюбразно: «С рабо­ ты», «Машинка», «Коля и гу­ си» и другие. Наиболее же интересными представляются те рассказы, в которых острее конфликт, где обнажено, заострено, а не притушевано противоборство доброго и злого. Они задевают за живое, в них рельефнее вы­ рисовывается авторская пози­ ция. Да и сам читатель как бы сам становится непосредст­ венным участником происходя-, шего, а не наблюдателем, по­ тому что симпатия и антипа­ тия его определяются сразу, незамедлительно. Таков, напрш мер, рассказ «Серегино ружье». Герои А. Титова всегда од­ нозначны в отношении к лю­ дям, в поступках, И в этой однозначности — не ограни­ ченность внутреннего мира, а скорее — их душевная цель­ ность, нерасчетливая доброта и мудрая простота, «что рас­ крывает сложность сути, а не скрывает пустоту», как об этом метко сказано в поэзии. Таков герой рассказа «Земное притяжение» Игнат Иванович, совсем уже старик, пенсионер, но он все еше искрение рад случаю помочь бригадиру и хлопотливо собирается на по­ ле косить горох. Автор то пол­ ностью растворяется в своем герое (до того убедительно пе­ редает он его старческие пере­ живания), то смотрит на ста­ рика чуть со стороны, по доб­ рому улыбаясь его стараниям: «Больно тяжелой стала . коса, — оправдывается сам перед собой старик»... Автора инте­ ресует щедрая душа этого че­ ловека, искренняя готовность отдать последние силы ради обшего доброго деда. Таковы и другие герои А. Титова: Сапрон из рассказа «Живая пуша», Прохор Цльич, мастер на все руки из рассказа «Па­ мять о мастере», Они по-чело­ вечески обаятельны. Их душев­ ное богатство и доброта к людям — эти вечные нравст­ венные ценности, за которые ратует автор рассказов — его серьезная заслуга. О. ЛЯХОВА. Александр ВЛАДИМИРОВ УТРЕ ННИ Й РАЗГОВОР Погода была никудышняя — мелкий снег вперемежку с дождем. Одним еловом, сля­ коть. Серое небо и серая зем­ ля, а все это вместе (вызывало раздражение и скуку. Ин­ спектор отдела кадров цемент­ ного завода Сергей Василье­ вич Цветков, тридцатидвух­ летний Щеголеватый брюнет, пршиел на работу и принес с собой настроение осеннего не­ настья. Особенно остро он почувствовал это в коридоре, тупело освещенном краснова­ тыми плафонами и душно натопленном длинными зеле­ ными батареями. С таким на­ строением он и вошел в ма­ ленький кабинет. Цветков повесил шляпу н плащ, взглянул в окно, об­ лепленное цементной пылью, и представил впереди такой же серый однообразный день, облепленный мелкими раздра­ жающими заботами: справка­ ми, приказами, приемами, увольнениями и всём ,тем, что называется служебными обя­ занностями на своем месте, тем более случайном. Цветков когда-то учился в сельхозинституте, но на тре­ тьем курсе бросил неожидан­ но для всех, потому что не почувствовал романтики ни в раздолье полей, ни в том зва­ нии хлебороба, которым другие гордятся всю жизнь. Родом он был из небольшой дере­ веньки, и по примеру одно­ сельчан тоже стремился Полу­ чить нужную профессию. По­ началу он чувствовал влече­ ние к хлеборобскому делу, частично унаследованное от родительского уважения к колхозным специалистам, от­ части от понимания некоторой подвижнической миссии чело­ века, посвятившего себя Земле. Было тогда в этом что-то искреннее, от души. Наслушавшись разных разго­ воров . друзей-студентоВ'.н из тех, кто учился нё-Шэ необхо­ димости, а так, лишь бы быть студентом, «сынков»; как 'пре­ небрежительно называли-* их, захотелось чего-то -необыкно­ венного. Цветков под этим настроением сделал финт — ушел из института. Решил попытать себя в гуманНДар- иых науках, но провалился на вступительных экзаменах. После громкого скандала дома пришлось осенью идти в армию. От того времени оста­ лась привычка модно оде­ ваться и снисходительно, чуть скептически улыбаться, и улыбка эта совсем нё шла к его лицу — открытому и простому. Цветков подтянул галстук, поправил выражение лица на сугубо служебное и сел за стол. Он настолько увлекся бума­ гами, что не сразу заметил вошедшего в кабинет мужчи­ ну в ватнике. Мужчина оста­ новился перед деревянным барьером, отделявшим столы от посетителей. Цветков скользнул привыч­ ным взглядом по посетителю, привычно спросил: — Устраиваться или уволь­ няться? — Устраиваться. По ваше­ му объявлению. — Специальность? — Механизатор широкого Профиля, — сказал мужчина с некоторой заминкой. — Где работали? — спро­ сил Цветков и почему-то сразу почувствовал неприязнь К посетителю. Мужчина назвал два стро­ ительных управления, завод железобетонных изделий, и смотрел на инспектора так, что следовало по этому взгля­ ду понять — он надеется здесь найти дело по душе. — Летун, значит, — жестко уточнил Цветков. — У нас потолкаетесь с полгода и на новое место? Легкой жизни ищете? Мужчина пожал плечами: — Работы подходящей, при чем тут легкой жизни. Рыба ищет где глубже, а человек, где лучше. Никто ие запреща­ ет. — Как Это у вас все про­ сто получается с этой рыбьей философией, — с расстанов­ кой произнес Цветков, и мыс­ ленно полюбовался на свой начальственный баритон. — Никто не запрещает, верно, но и поощрять тут не за что, понимаете ли. Мужчина согласно кивнул: ссориться сейчас было нельзя, хотя он мог бы кое-что ска­ зать этому щеголю в сером твидовом пиджаке и цвета­ стом галстуке. — Вот вы механизатор ши­ рокого профиля, - - настави­ тельно продолжал Цветков, — а ведь у нас пахать нечего, и сеять тоже. Мы, правда, вы­ рабатываем в некотором роде С т и х и д к о р з и н к и Наш Артем плетет корзинки. Кузовки, как на картинке. Вот каемка голубая — К переплету переплет, Будто речка убегает Р а с с к а з хлеб, но хлеб строек — це­ мент. И люди заводу нужны, но всех подряд мы брать не можем. — Почему, подряд, — слег­ ка заволновался мужчина, я не пьяница, не прогульщик. — Сначала все так говорят, — ехидно улыбнулся Цвет­ ков. Он выдержал паузу и рас­ сматривал мужчину. Ничего особенного. Среднего роста, коренастый, плохо выбрит, но глаза смотрят не заискиваю­ ще, а спокойно, стараются понять, куда клонится разго­ вор. Вообще, кажется, Цвет­ ков где-то видел его, нет, скорее всего показалось. Ма­ ло ли кто встречается на улице. Городской человек не в состоянии запоминать лица. Темп жизни не тот, что в се­ ле. При воспоминании о селе Цветков почувствовал опас­ ливую неловкость, точно та­ кую, как тогда, когда ушел из института и отец опросил:' — Хорошо подумал или так, куда вывезет? Тогда он что-то пробормо­ тал в ответ, и посмотреть на отца не хватило мужества. Отец, колхозный бухгалтер, умел разбираться в лю­ дях не хуже, чем в своих фи­ нансовых премудростях. — Пусть теперь тебя жизнь поучит, если моей науки не хватило. Цветков после этих слов испытал такое состояние,, будто сидел на табуретке, го­ товой вот-вот развалиться. Сейчас у него было гораздо большее преимущество — служебный стул сюял под ним прочно, и Цветков про­ должал исполнять свои обя­ занности уверенно, с некото­ рым удовольствием превос­ ходства и неуязвимости. Теперь он понимал, почему появилась неприязнь к муж­ чине, когда тот назвал свою первую специальность — меха­ низатор. Он тем самым как бы признал свою, пусть, Может, и невольную вину — уход из села, и одновременно напом­ нил Цветкову его давнишнюю измену — бездумную, равно­ душную. И от того еще более непростительную. Цветков в нем увидел как бы себя самого — пристраивающегося то к одному месту, то к дру­ гому и нигде не чувствовав­ шего себя спокойно, уверен­ но, с нужным достоинством. Уйди он завтра из отдела кадров и через неделю о нем никто не вспомнит. Будет на его месте сидеть какая- нибудь накрашенная девица, перебирать те же папки, за­ давать те же вопросы. А этого механизатора, может, до сих пор в селе вспоминают. У не­ го же, Цветкова, нет и тако­ го преимущества. — Скажите, а почему вы механизатором не захотели работать? — Разные причины, — ук­ лончиво ответил мужчина. — Хороших . машин не было, больше на ремонте стоял, чем работал. Село маленькое, по молодости тянуло к городу. Родственники у жены тут. Все к одному. — Все к одному, — немно­ го задумчиво повторил Цвет­ ков, — так у нас всегда и получается. Кто-то виноват, только не мы сами. И оправ­ даний всяких хоть пруд пру­ ди. То да се. Наверное, уж забыл и как хлеб растет? Цветков незаметно перешел на «ты», отчего захотелось дальше говорить, как челове­ ку, знающему сельские забо­ ты не понаслышке, а пони­ мающему толк в этом деле. И он продолжал горячо, да­ же искренне, постепенно ув­ лекаясь — Наверное, ие вспомина­ ешь даже и в магазине, ког­ да за булками приходишь? А? Если по-честному признаться? — В магазине вспоминать некогда. Взял и пошел, —* сказал мужчина. — После работы все спешат. — Вот, опять причина, — мотнул головой Цветков, — спешка! А думать когда? Думать! ~ Т а к мы можем догово­ риться до того, — сказал мужчина, хмурясь, — что н хлеб уже покупать грех, если сам не выращиваешь. Чепуха какав-то. — Каждый при своем деле находиться должен, — поучи­ тельно произнес Цветков. Мужчина как-то неопреде­ ленно пожал плечами и по­ лез в карман Ватника за тру­ довой книжкой. Ему захоте- л я д е т е й От села за поворот. Переплеты на корзинке Ты узнаешь без труда — Это узкие тропинки Разбеж ались от пруда* М астер выдумкой богат — На к оринк ах есть закат. лось поскорее закончить этот разговор, а то чего доброго договоришься и на работу не возьмут. Инспектор странный попался: в других местах не расспрашивают. Есть работа — оформляйся. Этот же це­ лую проповедь загнул. Сам- то он в селе был хоть раз? Небось, только и знает, что плавать по ресторанам да те­ атрам. Умеет поговорить. А может он, Иван Коробков, и сам не раз думал, как без ие^о хлеб растят. Может, от того четвертое лето не едет в отпуск в свое Перелешино, что знйет — техники в совхо­ зе много, а механизаторов не хватает. Знает, что пригласят, а что он ответит — к городу прирос, да и боится вернуть­ ся: вдруг в селе подумают, что не получилась у него го­ родская жизнь. Жизнь-то в общем у него, как у всех, квартира есть. Может и вправду говорят: кто где ро­ дился, там и пригодился? З а- кладывалея-то он весь там, в селе, первую примерку к жизни прошел тоже там. Проросло что-то в душе и не завяло до сих пор. Думал, повзрослеет — пройдет, нет, не проходит. Когда говорит или вспоминает о своем Пе- релешине, светлой грустью отзывается в дуще этот ро­ сток, тревожит. «Соскучился я по родным местам», ду­ мал он в такие минуты, и почему-то,вспоминались. чер­ ные грачи на поблескиваю­ щем под весенним солнцем жирном отвален борозды. Тянет он борозды трактором, и грачи над ними сыплются черными искрами в синем небе. Синее небо и черные грачи. Иногда душа захоло­ нет, как вспомнит. И сейчас, то ли от мелькнувшего навяз­ чивого воспоминания, то ли от непонятной для самого оби­ ды, — вот сидит человек, су­ дит, рядит о хлебе, а сам, мо­ жет, овса от пшеницы не От­ личит. — Сами-то вы в селе бЦва- ли? — Не только бывал, в се­ ле вырос, — укоризненно ска­ зал Цветков и сразу пожалел о своей откровенности. — Тогда ясно, — мужнина улыбнулся насмешливо, и, как показалось Цветкрву, чуть презрительно. Что ему было ясно, Цветкову было пока непонятно. И он вдруг опять почувствовал, что где- то видел этого человека, но где, никак не мог вспомнить. Это злило Цветкова бессиль­ ной пугливой злобой. Мысли почему-то неотвязно верте­ лись около своего села, йо этот человек никогда не жил и в их селе, Цветков знал точно. — Тогда ясно, — уверенно повторил мужчина, не спус­ кая глаз с инспектора, — выходит, мы земляки. — Это с какой же стати — земляки? •— спросил слегка задетый Цветков и поправил галстук. — С той, что одного поля ягодки. Стыдишь ты меня, — он тоже перешел на «ты», — а мне не стыдно. Вижу, мы ровня. Чего без толку в грудь кулаками молотить, земле в любви клясться. Го­ ворить все мастера. Не в сло­ вах дело, землячок. Ты вот меня спрашиваешь, почему я из села уехал. А тебе не все равно, в какой конторе сидеть, здесь или в совхозной? Чего же ты из села подхватился? И опять это «землячок» было произнесено так, что Цветков невольно поежился. — Ну, ты даешь, — помор­ щился инспектор, — подвел базу. Демагоги, как правило, плохие работники. — Так всегда и бывает, —• кивнул мужчина, — скажешь правду, потеряешь дружбу. В его голосе Цветков уло­ вил примирение: ясно, распо­ ложение инспектора ему терять не хочется, потоку что надеется устроиться на завод. И принять, его . придется — люди, действительно, нужны. И работать, наверняка, он умеет, также, видимо, сноро­ висто и въедливо, как говорит. Только одно, едва ощути­ мое болезненное опасение удерживало Цветкова сразу взять трудовую книжку — все время поблизости будет человек, который станет смот­ реть на него не так, как все: не то жалеющими, не то осуждающими глазами. Цветков взглянул на часы. Давно пора было исполнять свои служебные обязанности. Не поднимая глаз, он пробор­ мотал: — Ладно, давай свою тру­ довую книжку, — и не удер­ жавшись, с ехидством доба­ вил, — «землячок». П -хнет росами лозинча, А на зщупь — холодна л й » Артем плетет корзинки. На крылечке дотемна. Он корзинками готов Одарить всех земляков, А когда идут ребята, По грибы осенним днем, Сами просятся опята В кузовки, что сплел Артем. Л. ТАКТАЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz