Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

ПЕДАГОГА И РОДИ ТЕЛЯ &• Пе дагогические коллектив ы области, как и учительство всей стран ы, готовятся достойно встретить Всесоюзн ый съезд учи­ телей. Де легаты Всесоюзно го форума будут обсуждать насущ ные вопросы просвещения, комм унистического воспитания моло­ дежи в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О д альнейшем совершенствовании обучения, воспи­ тания учащихся общеобразовательн ых школ и подготовки их к труду». Большое место займет среди них воспитание трудо­ вое. Работники просвещения стран ы будут рапортовать пар­ тии о достигнут ых успе хах: о совершенствовании всеобщего среднего образования, о пов ышении пе дагогического мастер­ ства, делиться о пытом воспи тательной работы, в которой главное — ее направленность на формирование убежденных борцов за коммунизм, остро чувствующих требования време­ ни. Сегодняшняя «Страница педагога и родителя» публикует ряд материалов, освещающих различные аспекты взаимодейст­ вия семьи, школы и общественности. ----------------------— ............. ............................................3 Священная обязанность советского учителя — широко ис­ пользовать новую Конституцию СССР, доклад и выступление Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева на вне­ очередной седьмой сессии Верховного Совета СССР, в про­ цессе преподавания и во внеклассной работе, чтобы раскрыть перед учащимися завоеванное и ярко показать перспекти­ вы развития нашего общества. О том, как учителя Липецкого района осуществляют это, рассказывается в публикуемой ниже статье. В НОЯБРЕ прош лого года во всех школах Липец ­ ко го района прошли от ­ крытые парт ийные и ‘профсо ­ юзные со брания, педагогиче ­ ск ие советы, производств шные совещания, на которых бмти намечены конкретные меро юи- ятия по изучению как учащи- "*~^я, так исамими учителями ^ституции СССР, матер иа ­ лов внеочередной се ссии Вер- д ховного Совета СССР. Серьезная под готовитель ­ ная ра бота позволила педаго- шчеоким коллективам, комму ­ н истам школ под руководст ­ вом райкома парт ии правиль ­ но и методически грамотно ор ­ ганизовать эту работу. В Новодеревенской, И льин ­ ской, Сухолу бновской, Пру- жинской, Сенцовской и ряде других школ были определены учителя, ответственные за про ­ веден ие таких занятий, уста ­ новлено кол ичество часов по каждому предмету на изучение новой Конституции СССР. Спец иальные занятия были внесены в расписание уроков. Их проведение находилось под постоянным контролем руково ­ д ителей школ. В большинстве школ уже проведено по 8—12 таких за ­ нят ий для старшеклассников, 6—8 для учащихся средних классов. Изучение новой Кон ­ ст итуции проводилось и в на ­ чальных классах, конечно, в доступной для детей форме. На высоком идейно-теоре­ тическом и методическом уров­ не и в то же время доходчиво проводят специа льные занятия учителя М. Я. Власова, 3. Ф. Острякова, И. И. Патрицкий, Н. А. Душкин, А. С. Ролду гин н многие другие. Они способ ­ ствуют восп итанию у учащихся гр ажданственности, советско ­ го патриотизма, интернацио ­ нал изма, глубокой преданности идеалам коммунизма. Однако далеко не во всех школах Липецкого района си ­ стемат ически и качественно проводятся уроки, посвящен ­ ные изучению Конституции СССР и материалов внеоч е­ редной седьмой сесс ия Вер ­ ховно го Совета СССР. Анализ занятий показал, что отдель ­ ные педа гоги при изучении этих документов редко ис ­ пользуют ж ивые и доходчивые примеры из жизни колхозов, совхозов, предприятий района и области для иллюстрации основных положений и идей, заложенных в новой Конститу ­ ц ии СССР н матер иалах вне ­ очередной седьмой сесс ия Вер ­ ховно го Совета СССР. От­ дельные уч ителя редко пр и­ глашают на такие занятия п е­ редов иков производства, на ­ родных депутатов, парт ийных, советских и комсомольских ра ­ ботников. Доказательности, |ЦЩЦ1ч и ц | 1ш и т ш и т и УР О К И ЗРЕ таено ведут поиск, как ярче, понятнее донести до своих воспитанников все величие идей, заложенных в новой Конституции СССР. Интерес­ ным был урок учительницы ли ­ тературы Новодеревенской' средней шко лы А. 3. Писаре ­ вой по теме «О браз нашего со ­ временн ика в книге стихов Э. Межелайт иса «Человек». Однако не все учителя мето ­ д ически грамотно используют эти документы на уроках в процессе изучения программ ­ но го материала. Нередки с лу ­ чая, ко гда все сводится лишь к простому цитированию ста ­ тей Конст итуции СССР или материалов сессии, без глубо ­ ко го разъяснения и осмысления содержания материала. Анализ тематических планов учителей ряда школ района показал, что в них не опреде ­ лено, пр и изучении каких тем !11В11П111и 11Ш 11П1П1Ш тШ Ь V Г РАЖ Д АНС К ОЙ Л О СТ И |1 НЕИЦМШИЩЩ1МЦ1ИИ1ЩЩЩ ЦЦНИНЩ тЦЩ 11И Ш т Ц Ц | глубины и активной творче ­ ской ра боты учащихся — вот чего не достает некоторым педагогам при проведении спе ­ ц иальных уроков. Изучение школьниками Кон ­ ст итуции СССР и, материалов внеочередной сессий Верховно ­ го Совета СССР на уроках при прохождении программно ­ го материала — вот еще одна форма организации этой рабо ­ ты в школе. Продуманное, умелое использование этих документов отличают уроки многих учителей района. К их числу можно отнести и уроки учительницы о- истории Ильинской средней школы Л. В. Долговой. Например, в 10 к лассе при изучении темы: « Трудовые отношен ия при со ­ ц иализме» учительница нагляд ­ но показала творческое от­ ношен ие советских людей к труду, активное влияние про ­ изводственных коллективов на формирование нравственных качеств человека, убедительно и ярко доказала, что труд — это естественная потребность человека нашего общества, а священное право на труд для каждого советского гражда ­ н ина закреплено в новой Кон ­ ст итуции СССР. Больш инство учителей ак- надо использовать тот или иной материал на уроках. Со­ вершенно недопуст имо, когда учитель без всякой связи и вопреки логике включает в урок материал сессии или ста ­ ть и Конституции СССР. Изучен ие учащимися Кон ­ ст итуции СССР рассч итано не на один год. Поэтому уже сей ­ час уч итель должен четко представить себе весь объем работы, который он обязан провести на своих уроках. Наста ло время создать в каждой школе методические уголки, в которых сконцентри ­ ровать опыт ра боты лучших учителей по изучению новой Конституции СССР, разра бот ­ к и уроков или внеклассных мероприятий по этим темам, литературу в помощь учителю. Эт и методические уголки дол ­ жны стать настоящей творче­ ской ла бораторией педагога, где бы он мог получить квали ­ ф ицированную помощь в изу ­ чении учащимися Конституции СССР и материалов сессии на своих уроках. Педагогические коллекти ­ вы школ Л ипецкого района широко используют материалы сессии и Конституции СССР во внеклассной ра боте с уча ­ щ имися. Так, под руководст- Р АСТИТЬ СЧАСТЛИВЫХ «Есл и человек создан ' для счастья, то ребенок трижды создан для счастья». Эт и сло ­ ва выдающе гося советского педагога В. А. Сухомл инского невольно вспомнились мне, когда я присутствовал на за ­ седан ии комиссии по делам несовершеннолетних при Со­ ветском .рай исполкоме г. Ли ­ пецка. Перед нам и прошли разные дети и разные родите ­ ли. В Советском районе г. Ли ­ пецка прож ивают десятки ты ­ сяч подростков. У районной комиссии по делам несовер ­ шеннолетн их много работы. В прошлом году она рассмот ­ рела матер иалы на 352 под ­ ростка, из них 195 — на учащихся общеобразователь ­ ных школ, 110 — на учащ их ­ ся професс ионально-техниче ­ ск их училищ. Их принято на ­ зывать «трудным и». Комиссия, принимая реше ­ ние о наказании подросгков- правонарушителей и их ро ­ д ителей, скрупулезно выясня ­ ет п ричины, которые привели сюда ребят, ищет пути устра ­ нен ия этих причин, довери ­ тельно беседует с самими детьми. И порою многое ста ­ нов ится ясным. Откуда у Нико лая Д., семи ­ классн ика, могла появиться такая жестокость? Выясняется, дома его за всякую про- ность, даже незначитель ­ ную, бьют. «Если отец дома, всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк раздража ­ ется, пр и всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или ремень», — ска ­ зал Нико лай. Родители за просчеты в во с­ п итании дете$ обвиняют учи ­ телей, школу, находят еще как ие-то «объективные» причи ­ ны. Но ни один из них не сказа л прямо и честно: да. это моя или наша вина с женой. В какое-то зремя мы допу ­ ст или еле заметную трещину во взаимоотношениях со сво ­ им собственным ребенком, которая потом превратилась в пропасть. Вот уже пятнадцать лет, являясь членом областной ко ­ миссии по делам несовершен ­ нолетн их, я вижу кропотли ­ вую повседневную ра боту районных комиссий, очень по ­ лезную и нужную работу лю ­ дей, отдающ их жар своей ду ­ ши, свои моральные и физи ­ ческ ие силы исправлению и перевоспитанию чужих детей. Возьмем, к примеру, комис ­ сию по делам несовершенно ­ летн их при Советском рай ис ­ полкоме, которую воз главляет В. П. Ивлев. Комиссия делает много. В 1977 году ею было трудоустроено на предприяти ­ ях и стройках города 126 под ­ ростков. Ком иссия работает с 34 общественными воспитате ­ лям и. Исключение из школ, из технических училищ, увольне ­ ние с работы несовершенно ­ летн их производится только лишь с согласия комиссии. Приведу примеры. Несовер­ шенно летний Сер гей Бесче- ревных был осужден за пр е­ ступлен ие и отбывал наказа ­ н ие в местах лишения свобо ­ ды. 6 января это го, года его освободили, а 12 января его вызвали на заседание коми с­ сии. Членов ее интересовал вопрос, как собирается дальше жить подросток. Сер гей при ­ нял решен ие продолжать уче ­ бу в ГП Т У-6. Комиссия одоб ­ р ила его. Ученик 10 класса средней школы № 19 Валерий Серпу- хов итин в апреле 1977 года был осужден к лишению сво ­ боды. Но д ля приведения при ­ говора в исполнение судом была дана отсрочка на два года. Комиссия назначила Валерию общественного во с­ п итателя — преподавателя ли ­ тературы средней школы № 19 А. X. Лаврову. Она много поработала с Валерием. Он успешно закончил школу и поступил на вечернее отде ­ лен ие политехнического ин­ ститута. одновременно работа л на станкостроительном заво ­ де. На очередное заседание комиссия вызва ла отца Вале ­ р ия, к бригадира слесарей вом партийно» организации Ильинской средней школы на ­ лажено систематическое изу ­ чение школьниками этих доку ­ ментов во внеурочное время. В школе проведено комсомоль ­ ское со брание «Я — гражда ­ нин Советско го Союза », теоре ­ т ические конференции «Кон ­ ст итуция СССР — Основной Закон ж изни развитого социа ­ л истического общества», «Учиться коммунизму», чита ­ тельская конференц ия « Совет­ ский образ жизни», проведены пионерские сборы, диспуты, вечера, конкурсы и т. д. На внек лассные мероприя ­ т ия, как правило, приглаша ­ ются передов ики производст ­ ва и руководители совхоза «Липецкий», депутаты сельско ­ го Совета, ветераны войны и труда. При организации изучения учащимися Конституции СССР и материалов сессии педагоги ­ ческим коллективам необхо ­ д имо обеспечить единство и взаимосвязь урочной и вне ­ урочной форм ра боты. Она должна проводиться в тесном контакте с пионерскими и комсомольскими организация - ми, при активном, творческом участии самих школьников. В Липецком районе прове ­ дено достаточно инструктив ­ ных сем инаров и совещаний о том, как надо изучать Кон ­ ст итуцию СССР и материалы внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР. На­ ста ло время проанализиро ­ вать, как э ти документы усва ­ иваются учащимися. Многие усваивают их глубоко. Но от­ де льные школьники не знают, когда была принята первая Конституция нашей страны, чем вызвано принятие новой Конституции СССР, ее отл ичие от Конституции предыдущих лет и т. д. Вся работа по изучению школьниками Конституции СССР и материалов внеоч е­ редной седьмой сес сии Верхов ­ ного Совета СССР дэтжна о беспечить дальнейшее совер ­ шенств ов ан ие учебно- воспита- тельного процесса в школах, способствовать формированию у каждого ученика идейной убежденности, советского пат ­ р иотизма и интернационализ ­ ма. Учащиеся должны знать не только права, но и обязанно ­ сти, которые возлагает на каждого советского гражда ­ нина новая Конституция СССР, и неукоснительно их вы ­ полнять. Ю . К А Н И Щ Е В , и н ст р у к то р о т д е л а н а у к и и учеб н ы х за в ед ен и й о б к о м а К П С С . с борочного цеха станкострои ­ тельно го завода А. И. Руден ­ ко. Пр иняли решение назна ­ ч ить Валерию нового общест ­ венно го воспитателя по месту работы. Им стал Анатолий Иванович. Все члены ко мис­ сии убеждены, что Валерий больше не совершит правона ­ руш ений. Семья и школа — это как бы две сильные руки, которые направляют человека на ' ши­ рокую жизненную доро гу. И все же в процессе воспитания ребенка решающую роль игра ­ ет семья. И действ ительно, у каждого учителя начальных классов, не говоря уже о предметниках, 30—40 воспи ­ танн иков, в семье же чаше всего один, реже два—три ребенка. В школе ученик про ­ вод ит 5—6 часов, а остальное время суток — дома. А дома, как писал А. С. Макаренко, «ваше со бственное поведение — самая решающая вещь». Не думайте, что воспиты­ ваете ребенка то лько тогда, когда с -ним разговариваете или поучаете его или приказы ­ ваете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как обращаетесь с друзьями или врагами... Вот два подростка одного возраста — каждому по 16 лет. С Инной Шендян иной я встре ­ чаюсь в о бластном суде, с Юрием Захаровым, учеником 10 класса, — в средней школе № 2 г. Липецка. Анна Александровна — мать Инны, повар дома престаре ­ лых, систематически пьет. На этой почве в семье неурядицы, сканда ль, ссоры, которые до ­ ходят до драк. Ее брат в за ­ клю чении. А Инна? Что сказать о ней? Она потеряла веру в жизнь. Эта тоненькая, высокая де­ вочка с бледным лицом и ка ­ к ими-то опустошенными глаза- ми, почему-то всегда вспоми ­ нается мне, ко гда я разговари ­ ваю с ее ровесн иком, Юрой, поистине счастливым юным че ­ ловеком. Е го родители — Анатолий Яковлевич, старший электрик ЛГ1Ц-2 НЛМЗ, и мать Мария Федоровна — лаборант ­ ка центральной ла боратории того же предприятия. Старшая дочь — Наташа в этом году заканчивает один из московских институтов. О Юре учителя го ­ ворят, что в нем сочетается все самое лучшее: большое чувство долга, ответственность и ду ­ шевность к окружающ им, про ­ стота и скромность. Он очень дружен со всеми сверстниками, пользуется у них авторитетом. Юра — отличник учебы, прек ­ расный спортсмен, имеет уже второй взрослый спортивный разряд по спортивной гимна ­ ст ике. За успехи в соревнова ­ н иях награжден 14 грамотами. Увлекается иностранными язы ­ кам и и посещает в педагогиче ­ ском институте подготовитель ­ ные курсы, лю бит театр и ху ­ дожественную л итературу. Юра — заместитель секретаря школьного комитета ВЛК СМ и начальник штаба «Комсомоль ­ ско го прожектора» школы. И все он делает охотно, с душой и огоньком, с радостью, на все у него есть время. И дома работы хватает. — Уборка квартиры — на мне. Я стараюсь по хозяйству сделать все, чтобы мама была свободна от домашних забот, — улыбаясь, говорит юноша. Дети — зеркало родителей. Хотите увидеть себя — хоро ­ шенько всмотр итесь в своих детей. И еще надо помнить: вы воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет бу ­ дущ ий гражданин. Если вы воспитываете плохого человека, горе от этого не только вам, ко всему обществу. На пред­ приятиях и стройках вы стыди­ тесь допустить брак. Еще б олее стыдно воспитывать плохих де ­ тей. О б этом мы. родители, должны помнить всегда. Н. У С И К , член о б л а ст н о й ком иссии по д е л а м н е со в е р ш е н н о ­ летн и х. Х Л Е Б У - П О Ч Т Е Н И Е В Е Ч Н О Е Всегда ли мы бережно от ­ н осимся к хлебу? Не приходи­ лось ли вам быть свидетелями такой картины: не доел ребе ­ нок п ирожок или булочку — бросил, едва зачерствел батон — значит, можно его гыбро- сить? Об этом шел разговор на вечере, что состоялся в липец ­ кой средней школе № 40. К этому дню ре бята выпустили красочно оформленные стен ­ ды, газеты, лозунги и плака ­ ты. Праздн ично был украшен и зал, в центре которого всеоб ­ щее вн имание привлекал стол, где на расшитом рушнике по ­ четное место занял каравай хле ба. К хлебу все имеет отношенье, Русский хлеб причастен ко всему, К дружбе наций, к спутников движенью, К миру, к правде, к счастью твоему... Так ими словами вечер от ­ крыл ведущ ий. Затем выступа ­ ли школьники. Они читали стихи, пели песни, славящие хлеб и тех, кто его выращива ­ ет. Ре бята делились со о бо и м и сверстниками всем, что знают сами, что прочли в книгах: и то, как нелегко доставался хлеб русскому крестьянину в дореволюционное время, как изменился облик наших полей, когда на помощь людям при ­ ш ли машины. Шел на этом вечере разго ­ вор и о том, что только в на ­ шей, советской, стране, хле б— самый дешевый. И при этом, говорили ребята, уместно вепомнйть слова В. Й. Лени ­ на, который уч ил, что комму ­ н изм начинается там, где появляется самоотверженная забота рядовых работников об увеличении производитель ­ ност и труда, об охране каж ­ до го пуда хлеба... Будем же помнить, ленинский завет — быть бережливыми. Перед школьниками высту ­ пили и учителя. Преподаватель биологии Л. В. Цаценкина по ­ дел илась воспоминаниями о тяжелой блокадной зиме ле ­ н инградцев, которые получали в сутки по 125 граммов хлеба, выпекавшетося из жмыха, цел ­ люлозы, мучных отр убей. Это был поистине хлеб жизни. Учи ­ тель географии И. Т. Ро гачев напомнил ребятам, что и сего ­ дня еще около 150 м иллионов людей в мире находятся на грани голода. Вечер закончился взволно ­ ванным и стихами, воспевающи ­ м и хлеб: Сохран ите в себе, передайте другим Эту радость земли. Детям, внукам своим передайте... А. П О Д З О Р О В А, о р ган и зат о р внеклассн ой -р аб о ты ср ед н ей ш к олы № 40 г. Л и п ец к а. Н А ОКРАИ НЕ се ла Хлевйое расположена начальная школа. Местность вокруг живопис ­ ная: мн ого зелени, фруктовый сад, а невдалеке начинается лес. Вот уже какой год Хле- веиская средняя школа разме ­ щает здесь ла герь труда и от ­ дыха. Будет он и этим летом. Только кол ичество старшеклас ­ сников, которых обслужит л а ­ герь, по сравнению с прошлыми годами возрастет. Ребята будут жить в палатках, а помещении школы в од ­ В Е С Т И из ш кол Б Л А Г О Р О Д Н А Я ПРИВЫЧКА К ТРУДУ ном из к лассов разме ­ ст ится Столовая, в дру гом — клуб, В нем к услугам ребят— библиотека, настольные игры. В клубе будут проводиться раз ­ л ичные воспитательные меро ­ пр иятия. В лагере предполага ­ ется должное вн имание уде ­ л ить и спорту. Для этого около школы подготовлена специаль ­ ная площадка. В лагере труда и отдыха бу ­ дет занята только часть членов уче нической производственной бригады. Всего за бригадой закреплено 162 гектара земли. Учащимся предстоит вырас ­ т ить 15 гектаров сахарной свеклы, .такое же количество кабачков, 90 гектаров зерно ­ вых культур. 42 гектара зани ­ мает молодой парк на берегу Дона, за которым ухаживают также члены бригады. Из И звеньев, на которые разбита бригада, одно — жи ­ вотноводов. Члены его ухажи ­ вают в откормсовхозе « Хле- венский» за группой молодня ­ ка. На 40 гектарах посевов юные опытники будут изучать влия ­ ние органо-минеральных удоб ­ рен ий на урожай пшеницы и кормовой свеклы. Ученическая производствен ­ ная бригада Долгоруковской средней школы, пожалуй, одна из самых многочисленных в области .Она объединяет 220 учащихся 7—9 классов, кото ­ рые раз биты на 6 звеньев: 4 — овощеводов, 2 — плодоводов. Бригада будет выращивать самые различные культуры. Совхоз имени Т имирязева прикрепил к бригаде опытных специалистов: агронома-садо- вбда Н. Д. Ерменеву, агроно- ма-овощевода Т. В. Сер егину, главного инженера Н. В. Ро ­ щупк ина, выделил необходимое количество семян, удобрений, сельскохозяйственных машин для посева, обработки и убор ­ ки урожая. В этой школе также будет лагерь труда и отдыха. Совхоз выдел ил для него стационарное помещение. В нем, кроме спа ­ лен н столовой, лен инская ком ­ ната, красный уголок. Ребята в свое распоряжение также полу ­ чат музыкальные инструменты, книги, настольные игры, спор ­ т ивную площадку. За два пото ­ ка ла герь обслужит сто старше ­ классн иков. Отдых у ребят бу ­ дет сочетаться с ра ботами по уходу и обработке кормовой свеклы. П . К А Ш М Е Н С К И Й . В квартиру Ивановых, моих соседей, что живут этажом выше, всегда вхожу' с удоволь ­ ст вием — чисто, опрятно, уют ­ но. В первое время нашего знакомства не покидало удив ­ ление: Как успевают эти люди — и взрослые, и дети — пол ­ ностью отдаваясь ра боте, уче ­ бе, сохранять порядок и уют в доме. Старшая дочь Галя работает в ателье. Бывшая моя учени ­ ца, она все гда с любовью пи ­ сала соч инения о маме-маля- ре, о младшем брате, о вече ­ рах, ко гда они вместе наводи ­ л и порядок в квартире. Сейчас у меня уч ится брат Гали —пя ­ т иклассник Игорь. Как ожив ­ ляется этот мальч ик, едва речь заходит о том, как он помогает дома родителям. И когда он рассказывает, как они с мамой убирают, полы моют, стекла протирают, я чувствую, что эти обязанности мальчику не в тягость. В доме все дав ­ но перестал и удивляться, что одиннадцатилетний Игорек смело рубит дрова, чтобы на ­ греть в титане воду. А Галя все погладит и приготовит к приходу родителей Семей, где дети растут тру ­ долю бивыми, становится все больше. К такому выводу при ­ ход ишь после классных часов, на которых дети с охотой рас ­ сказывают, чему их научили в доме, в школе, в кружке. Я хорошо помню классный час, который посвящался теме «Твои любимые работы в се­ мь е». Дета моего 5 «А» клас ­ са напер ебой рассказывали о своих любимых занятиях. Се­ режа Терехов и Сережа Ко­ лесн иков, например, говорили, как им нравится готовить обе ­ ды, уж ины, помогать маме на кухне. А вскоре мы и сами убедились в кулинарных спо­ со бностях мальчиков. Накану­ не Дня Советской Армии они принесли в класс печенье соб ­ ственн ого приготовления. По ­ дел ились они и рецептом, как его изготовить. Современные дет и могут очень многое сделать хорошо и отлично. Дайте им только время, создайте условия, не бойтесь, доверьте — они не подведут. Вот моя ученица — Жанна Чулюкова, она любит шить. И на вопрос: «Что ты, Жанна* подарила маме на ее праздник?» девочка гордо ответила: «Я ей сшила сороч ­ ку, маме она очень понрав и ­ лас ь». Вот они, наши труды, дорогие родители, вот они, на ­ ш и усилия... Не надо бояться, что может не хватить у вас знаний методики. Де ло в дру ­ гом. Наши дети замечают ро­ дите льское трудолюбие и не ­ заметно перен имают его. Они все понимают, все умеют, за все отблагодарят. Бесспорно, были на том классном часе, где говорили о труде по дому, и высказыва ­ н ия, которые вызвали чувст ­ во неловкос ти и горечи. Олег К., например, прямо заявил, что мама не знает, куда себя девать от гордости и счастья за его «пятерки» и «четвёрки». «Она мне сказала,—добавляет Олег,— не касайся ничего, только так и учись до десято ­ го класса, ведь тебе надо в авиационный институт в Моск ­ ву.. .». Выслушав мальчика, я поняла причину его небрежно ­ го отношения к вещам, неряш ­ л ивости. Знали бы эти родите ­ ли, какой вред приносят такие методы воспитания. Надо при­ знаться, ко гда Олег дежурит, классу ставят неизменно «два». Цветы не политы, пол небреж ­ но размазан, класс не провет­ рен. Плох ими последствиями чревато пренебрежительное отношение к труду. Это, ес ли хотите, опасно: в дневнике сплошные «5» и «4», а галстук стирает мама, дневник запол ­ няет папа, бабушка же, со ­ гнувшись в три погибели, каждое утро отмывает .гряз ­ ные сап оги. ................ Мы часто глубоко осознаем, что надо учить детей труду, но не всегда это умеем осу ­ ществлять в. дозн и. Все от ­ кладываем на «п отом». Это неверно. Уже двухлетние дета должны знать пусть малень ­ кие, но свои обязанности, свой — и пусть это никого не пуга ­ ет — трудовой реж им. А пя ­ т илетние ребята обязаны на ­ вест и порядок в своем уголке, заправить постель, умыться, подготовить одежду, самому одеться и отправиться в дет ­ сад, со блюдая определенные правила на улице, в автобусе, трамвае. И всему этому надо учить, лучше всего на собст ­ венном пр имере. Учить-умению каждый рабочий день, час проводить целесообразно, по- трудовому, с отдачей. Я вспоминаю июнь прошло ­ го года и Надю Трушникову, мою десятик лассницу. Девуш ­ ка пр ишла на выпускной бал в платье, сшитом собственными руками. Я ловила себя на том, что невольно любуюсь ею, столько было в ней достоин ­ ства, внутренней красоты. Счастл ивая улыбка освещала лицо. Счастью этому я знала причины — отличные оценки в аттестате, твердая уверен ­ ность в будущем. Надя, я зна­ ла это, и вяжет, и шьет, и пи ­ шет стихи — все она может. Где-то рядом стояли гордые родители... Мы, взрослые, хорошо зна ­ ем — первый ша г в работе очень нелегок. Помогите ва ­ шему р ебенку сделать его. Труд поможет вам выраст ить человека, по-настоящему кра ­ сивого. Л . П АШ К О В А , п р е п о д а в а т е л ь ср ед н ей ш колы № 4 г. Г рязи . И р и н а К о л о тв и н о в а, Н и н а С елезнева* Л и д а Щ у к и н а и В а л я С и д о р о ва совсем н ед ав н о з а ­ конч или Н о во д ер евен ск ую ср ед н ю ю ш ко л у , и, к а к м ногие и х свер стн и ц ы , о с та л и сь р а б о т а т ь в с о в х о зе « К р асн ы й ко л о с» . В се они т р у д я т с я птич н и ц ам и н а сп ец и ал и зи р о в ан н о м к о м п л е к ­ се. О п о д р у га х о т зы в а ю т ся с п о х в ал о й — т р у ­ д о лю б и вы е, л ю б я т свою проф ессию , акти в н о у ч а с тв у ю т в о бщ ествен н ой ж и зн и к о л л ек ти в а. Фото Ю . А р д аш ев а . КЛАССНЫЙ Ч А С И НЕО БЫЧНОЕ - В ОБЫЧНОМ Пр и слове «классный час» у человека, даже взрослого, сра ­ зу же скучным станов ится ли ­ цо. Этот словесный штамп во мно гих душах поднимает са ­ мые непр иятные воспомина ­ ния: накачки, внушения, нота ­ ции или скучные рассказы о давно известном. В нашем тех ­ н икуме это решили «взорвать» изнутри. И бикфордовым шн у­ ром и «взрывчатой смесью» явились... сами ребята. А началось всё с того же классного часа, но — открыто ­ го, который обязателен на втором и третьем курсах. Смотр так их классных часов начинается с составления гра ­ ф ика и с определения общей темы для всех групп. Вот, на ­ п ример, тематика нынешнего учебного года: « С чего начи ­ нается Род ина», «Ты все смо г ­ ла. моя Росс ия», «Горжусь своей профессией». Но каждая группа может творчески подойти к теме, дать ей свое направление и даже изменить название. В настоящее время открытые классные часы посвящены Л е ­ нинскому комсомолу и некото ­ рые из них звучат так: «60 ге ­ роических лет», «Ленинские заветы молодежи», « Никто не забыт — ничто не забыто». Д ля оценки классного- «ш» разработаны «условия». Они составлены так, чтобы заинте ­ ресовать учащ ихся выступить на смотре с разнообразной программой. По балльной си­ стеме оценивается буква льно все: массовость, внешний виз, художественное оформление — песни, пляски, танцы, чт е­ н ие, применение технических средств. Высоко оценивается оригинальность сценария, ко ­ торый разра батывается сами ­ м и учащимися, декоративное оформление. Большое значение придает ­ ся составу жюр и, в которое входят заместитель директора по учебно-воспитательной ра ­ боте, заведующие отделениями, активисты комитетов комсомо ­ ла и профсоюза. К этому жю ­ р и подключается другое, са ­ мое стро гое и беспристрастное — до краев наполненный ак ­ товый зал. И теперь вполне можно по­ нять учащ ихся, их волнение накануне смотра: им надо вы ­ ступ ить так, чтобы поднять на пьедестал почета честь груп ­ пы. Потому что на дру гой день специальный стенд с п о­ мощью суровых цифр баллов сообщит, как выглядит группа среди остальных. Одни мимо гт о го ц т щ д з х о д я т ко р о л я м и , а другие делают от него... со ­ л идный крюк. Между группами разгорает ­ ся горячее соревнование, стра ­ стное соперн ичество. Каждая работает напряженно, не допу ­ ская в свою кухню лю бопыт ­ ных. В середине марта, напри ­ мер, выступала группа № 190(. Незаметные обычно р-ебята, на сцене преобрази лись, похоро ­ ше ли. Они залихватски пляса ­ ли, грустили и радовались под гитару, у искусственного кост ­ ра разы грывались сцены. Их классный руководитель Тамара Т имофеевна Телятн ик после смотра радостно разво ­ д ила руками. — Надо же! Не ожида ла! Через несколько дней эта группа со своим сценарием хорошо выступила в строи ­ тельном техн икуме. Но нед елю спустя ее успехи были поби ­ ты др угим . коллективом. С большой выдумкой нашлись люди в этой группе. Она не просто выступила с хорошей художественной самодеятель ­ ностью, спец иальной темати ­ кой, посвященной комсомолу, но и с оригинальной компози ­ цией, включила в нее выступле ­ ния ветерана комсомола Н. Н. Федоровой, пионеров соседней шко лы. Этот коллект ив пока недосягаем для других. Руководители групп не все в восторге от предстоящих от ­ крытых классных часов, сл иш ­ ком вел ико напряжение. Но все окупается: в процессе ре­ петиции оп лачивается группа, раскрываются художествен ­ ные спосо бности, умение р е­ бят творчески мыслить.. После открытых классных часов стыдно проводить неинте ­ ресно обычные, еженедель ­ ные,. Пусть по художественно­ му оформлен ию бледнее, вы ­ думк и поменьше--ведь они еженедельные, ир их- надо хо ­ рошо готовить и они готовят ­ ся и оставляют впечатление в сердцах ребят. Классные часы проходят и уходят. Но посдс них остается память в виде красочных а ль ­ бомов, оригинальных сценари ­ ев, которым и можно восполь ­ зоваться молодому поколе нию классных руководителей. А. П О П О В , преподаватель Липецкого машиностроительного техникума. Страница подготовлена нештатным отделом школ «Ленинского зна­ мени»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz