Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
ПЕДАГОГА И РОДИ ТЕЛЯ &• Пе дагогические коллектив ы области, как и учительство всей стран ы, готовятся достойно встретить Всесоюзн ый съезд учи телей. Де легаты Всесоюзно го форума будут обсуждать насущ ные вопросы просвещения, комм унистического воспитания моло дежи в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О д альнейшем совершенствовании обучения, воспи тания учащихся общеобразовательн ых школ и подготовки их к труду». Большое место займет среди них воспитание трудо вое. Работники просвещения стран ы будут рапортовать пар тии о достигнут ых успе хах: о совершенствовании всеобщего среднего образования, о пов ышении пе дагогического мастер ства, делиться о пытом воспи тательной работы, в которой главное — ее направленность на формирование убежденных борцов за коммунизм, остро чувствующих требования време ни. Сегодняшняя «Страница педагога и родителя» публикует ряд материалов, освещающих различные аспекты взаимодейст вия семьи, школы и общественности. ----------------------— ............. ............................................3 Священная обязанность советского учителя — широко ис пользовать новую Конституцию СССР, доклад и выступление Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева на вне очередной седьмой сессии Верховного Совета СССР, в про цессе преподавания и во внеклассной работе, чтобы раскрыть перед учащимися завоеванное и ярко показать перспекти вы развития нашего общества. О том, как учителя Липецкого района осуществляют это, рассказывается в публикуемой ниже статье. В НОЯБРЕ прош лого года во всех школах Липец ко го района прошли от крытые парт ийные и ‘профсо юзные со брания, педагогиче ск ие советы, производств шные совещания, на которых бмти намечены конкретные меро юи- ятия по изучению как учащи- "*~^я, так исамими учителями ^ституции СССР, матер иа лов внеочередной се ссии Вер- д ховного Совета СССР. Серьезная под готовитель ная ра бота позволила педаго- шчеоким коллективам, комму н истам школ под руководст вом райкома парт ии правиль но и методически грамотно ор ганизовать эту работу. В Новодеревенской, И льин ской, Сухолу бновской, Пру- жинской, Сенцовской и ряде других школ были определены учителя, ответственные за про веден ие таких занятий, уста новлено кол ичество часов по каждому предмету на изучение новой Конституции СССР. Спец иальные занятия были внесены в расписание уроков. Их проведение находилось под постоянным контролем руково д ителей школ. В большинстве школ уже проведено по 8—12 таких за нят ий для старшеклассников, 6—8 для учащихся средних классов. Изучение новой Кон ст итуции проводилось и в на чальных классах, конечно, в доступной для детей форме. На высоком идейно-теоре тическом и методическом уров не и в то же время доходчиво проводят специа льные занятия учителя М. Я. Власова, 3. Ф. Острякова, И. И. Патрицкий, Н. А. Душкин, А. С. Ролду гин н многие другие. Они способ ствуют восп итанию у учащихся гр ажданственности, советско го патриотизма, интернацио нал изма, глубокой преданности идеалам коммунизма. Однако далеко не во всех школах Липецкого района си стемат ически и качественно проводятся уроки, посвящен ные изучению Конституции СССР и материалов внеоч е редной седьмой сесс ия Вер ховно го Совета СССР. Анализ занятий показал, что отдель ные педа гоги при изучении этих документов редко ис пользуют ж ивые и доходчивые примеры из жизни колхозов, совхозов, предприятий района и области для иллюстрации основных положений и идей, заложенных в новой Конститу ц ии СССР н матер иалах вне очередной седьмой сесс ия Вер ховно го Совета СССР. От дельные уч ителя редко пр и глашают на такие занятия п е редов иков производства, на родных депутатов, парт ийных, советских и комсомольских ра ботников. Доказательности, |ЦЩЦ1ч и ц | 1ш и т ш и т и УР О К И ЗРЕ таено ведут поиск, как ярче, понятнее донести до своих воспитанников все величие идей, заложенных в новой Конституции СССР. Интерес ным был урок учительницы ли тературы Новодеревенской' средней шко лы А. 3. Писаре вой по теме «О браз нашего со временн ика в книге стихов Э. Межелайт иса «Человек». Однако не все учителя мето д ически грамотно используют эти документы на уроках в процессе изучения программ но го материала. Нередки с лу чая, ко гда все сводится лишь к простому цитированию ста тей Конст итуции СССР или материалов сессии, без глубо ко го разъяснения и осмысления содержания материала. Анализ тематических планов учителей ряда школ района показал, что в них не опреде лено, пр и изучении каких тем !11В11П111и 11Ш 11П1П1Ш тШ Ь V Г РАЖ Д АНС К ОЙ Л О СТ И |1 НЕИЦМШИЩЩ1МЦ1ИИ1ЩЩЩ ЦЦНИНЩ тЦЩ 11И Ш т Ц Ц | глубины и активной творче ской ра боты учащихся — вот чего не достает некоторым педагогам при проведении спе ц иальных уроков. Изучение школьниками Кон ст итуции СССР и, материалов внеочередной сессий Верховно го Совета СССР на уроках при прохождении программно го материала — вот еще одна форма организации этой рабо ты в школе. Продуманное, умелое использование этих документов отличают уроки многих учителей района. К их числу можно отнести и уроки учительницы о- истории Ильинской средней школы Л. В. Долговой. Например, в 10 к лассе при изучении темы: « Трудовые отношен ия при со ц иализме» учительница нагляд но показала творческое от ношен ие советских людей к труду, активное влияние про изводственных коллективов на формирование нравственных качеств человека, убедительно и ярко доказала, что труд — это естественная потребность человека нашего общества, а священное право на труд для каждого советского гражда н ина закреплено в новой Кон ст итуции СССР. Больш инство учителей ак- надо использовать тот или иной материал на уроках. Со вершенно недопуст имо, когда учитель без всякой связи и вопреки логике включает в урок материал сессии или ста ть и Конституции СССР. Изучен ие учащимися Кон ст итуции СССР рассч итано не на один год. Поэтому уже сей час уч итель должен четко представить себе весь объем работы, который он обязан провести на своих уроках. Наста ло время создать в каждой школе методические уголки, в которых сконцентри ровать опыт ра боты лучших учителей по изучению новой Конституции СССР, разра бот к и уроков или внеклассных мероприятий по этим темам, литературу в помощь учителю. Эт и методические уголки дол жны стать настоящей творче ской ла бораторией педагога, где бы он мог получить квали ф ицированную помощь в изу чении учащимися Конституции СССР и материалов сессии на своих уроках. Педагогические коллекти вы школ Л ипецкого района широко используют материалы сессии и Конституции СССР во внеклассной ра боте с уча щ имися. Так, под руководст- Р АСТИТЬ СЧАСТЛИВЫХ «Есл и человек создан ' для счастья, то ребенок трижды создан для счастья». Эт и сло ва выдающе гося советского педагога В. А. Сухомл инского невольно вспомнились мне, когда я присутствовал на за седан ии комиссии по делам несовершеннолетних при Со ветском .рай исполкоме г. Ли пецка. Перед нам и прошли разные дети и разные родите ли. В Советском районе г. Ли пецка прож ивают десятки ты сяч подростков. У районной комиссии по делам несовер шеннолетн их много работы. В прошлом году она рассмот рела матер иалы на 352 под ростка, из них 195 — на учащихся общеобразователь ных школ, 110 — на учащ их ся професс ионально-техниче ск их училищ. Их принято на зывать «трудным и». Комиссия, принимая реше ние о наказании подросгков- правонарушителей и их ро д ителей, скрупулезно выясня ет п ричины, которые привели сюда ребят, ищет пути устра нен ия этих причин, довери тельно беседует с самими детьми. И порою многое ста нов ится ясным. Откуда у Нико лая Д., семи классн ика, могла появиться такая жестокость? Выясняется, дома его за всякую про- ность, даже незначитель ную, бьют. «Если отец дома, всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк раздража ется, пр и всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или ремень», — ска зал Нико лай. Родители за просчеты в во с п итании дете$ обвиняют учи телей, школу, находят еще как ие-то «объективные» причи ны. Но ни один из них не сказа л прямо и честно: да. это моя или наша вина с женой. В какое-то зремя мы допу ст или еле заметную трещину во взаимоотношениях со сво им собственным ребенком, которая потом превратилась в пропасть. Вот уже пятнадцать лет, являясь членом областной ко миссии по делам несовершен нолетн их, я вижу кропотли вую повседневную ра боту районных комиссий, очень по лезную и нужную работу лю дей, отдающ их жар своей ду ши, свои моральные и физи ческ ие силы исправлению и перевоспитанию чужих детей. Возьмем, к примеру, комис сию по делам несовершенно летн их при Советском рай ис полкоме, которую воз главляет В. П. Ивлев. Комиссия делает много. В 1977 году ею было трудоустроено на предприяти ях и стройках города 126 под ростков. Ком иссия работает с 34 общественными воспитате лям и. Исключение из школ, из технических училищ, увольне ние с работы несовершенно летн их производится только лишь с согласия комиссии. Приведу примеры. Несовер шенно летний Сер гей Бесче- ревных был осужден за пр е ступлен ие и отбывал наказа н ие в местах лишения свобо ды. 6 января это го, года его освободили, а 12 января его вызвали на заседание коми с сии. Членов ее интересовал вопрос, как собирается дальше жить подросток. Сер гей при нял решен ие продолжать уче бу в ГП Т У-6. Комиссия одоб р ила его. Ученик 10 класса средней школы № 19 Валерий Серпу- хов итин в апреле 1977 года был осужден к лишению сво боды. Но д ля приведения при говора в исполнение судом была дана отсрочка на два года. Комиссия назначила Валерию общественного во с п итателя — преподавателя ли тературы средней школы № 19 А. X. Лаврову. Она много поработала с Валерием. Он успешно закончил школу и поступил на вечернее отде лен ие политехнического ин ститута. одновременно работа л на станкостроительном заво де. На очередное заседание комиссия вызва ла отца Вале р ия, к бригадира слесарей вом партийно» организации Ильинской средней школы на лажено систематическое изу чение школьниками этих доку ментов во внеурочное время. В школе проведено комсомоль ское со брание «Я — гражда нин Советско го Союза », теоре т ические конференции «Кон ст итуция СССР — Основной Закон ж изни развитого социа л истического общества», «Учиться коммунизму», чита тельская конференц ия « Совет ский образ жизни», проведены пионерские сборы, диспуты, вечера, конкурсы и т. д. На внек лассные мероприя т ия, как правило, приглаша ются передов ики производст ва и руководители совхоза «Липецкий», депутаты сельско го Совета, ветераны войны и труда. При организации изучения учащимися Конституции СССР и материалов сессии педагоги ческим коллективам необхо д имо обеспечить единство и взаимосвязь урочной и вне урочной форм ра боты. Она должна проводиться в тесном контакте с пионерскими и комсомольскими организация - ми, при активном, творческом участии самих школьников. В Липецком районе прове дено достаточно инструктив ных сем инаров и совещаний о том, как надо изучать Кон ст итуцию СССР и материалы внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР. На ста ло время проанализиро вать, как э ти документы усва иваются учащимися. Многие усваивают их глубоко. Но от де льные школьники не знают, когда была принята первая Конституция нашей страны, чем вызвано принятие новой Конституции СССР, ее отл ичие от Конституции предыдущих лет и т. д. Вся работа по изучению школьниками Конституции СССР и материалов внеоч е редной седьмой сес сии Верхов ного Совета СССР дэтжна о беспечить дальнейшее совер шенств ов ан ие учебно- воспита- тельного процесса в школах, способствовать формированию у каждого ученика идейной убежденности, советского пат р иотизма и интернационализ ма. Учащиеся должны знать не только права, но и обязанно сти, которые возлагает на каждого советского гражда нина новая Конституция СССР, и неукоснительно их вы полнять. Ю . К А Н И Щ Е В , и н ст р у к то р о т д е л а н а у к и и учеб н ы х за в ед ен и й о б к о м а К П С С . с борочного цеха станкострои тельно го завода А. И. Руден ко. Пр иняли решение назна ч ить Валерию нового общест венно го воспитателя по месту работы. Им стал Анатолий Иванович. Все члены ко мис сии убеждены, что Валерий больше не совершит правона руш ений. Семья и школа — это как бы две сильные руки, которые направляют человека на ' ши рокую жизненную доро гу. И все же в процессе воспитания ребенка решающую роль игра ет семья. И действ ительно, у каждого учителя начальных классов, не говоря уже о предметниках, 30—40 воспи танн иков, в семье же чаше всего один, реже два—три ребенка. В школе ученик про вод ит 5—6 часов, а остальное время суток — дома. А дома, как писал А. С. Макаренко, «ваше со бственное поведение — самая решающая вещь». Не думайте, что воспиты ваете ребенка то лько тогда, когда с -ним разговариваете или поучаете его или приказы ваете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как обращаетесь с друзьями или врагами... Вот два подростка одного возраста — каждому по 16 лет. С Инной Шендян иной я встре чаюсь в о бластном суде, с Юрием Захаровым, учеником 10 класса, — в средней школе № 2 г. Липецка. Анна Александровна — мать Инны, повар дома престаре лых, систематически пьет. На этой почве в семье неурядицы, сканда ль, ссоры, которые до ходят до драк. Ее брат в за клю чении. А Инна? Что сказать о ней? Она потеряла веру в жизнь. Эта тоненькая, высокая де вочка с бледным лицом и ка к ими-то опустошенными глаза- ми, почему-то всегда вспоми нается мне, ко гда я разговари ваю с ее ровесн иком, Юрой, поистине счастливым юным че ловеком. Е го родители — Анатолий Яковлевич, старший электрик ЛГ1Ц-2 НЛМЗ, и мать Мария Федоровна — лаборант ка центральной ла боратории того же предприятия. Старшая дочь — Наташа в этом году заканчивает один из московских институтов. О Юре учителя го ворят, что в нем сочетается все самое лучшее: большое чувство долга, ответственность и ду шевность к окружающ им, про стота и скромность. Он очень дружен со всеми сверстниками, пользуется у них авторитетом. Юра — отличник учебы, прек расный спортсмен, имеет уже второй взрослый спортивный разряд по спортивной гимна ст ике. За успехи в соревнова н иях награжден 14 грамотами. Увлекается иностранными язы кам и и посещает в педагогиче ском институте подготовитель ные курсы, лю бит театр и ху дожественную л итературу. Юра — заместитель секретаря школьного комитета ВЛК СМ и начальник штаба «Комсомоль ско го прожектора» школы. И все он делает охотно, с душой и огоньком, с радостью, на все у него есть время. И дома работы хватает. — Уборка квартиры — на мне. Я стараюсь по хозяйству сделать все, чтобы мама была свободна от домашних забот, — улыбаясь, говорит юноша. Дети — зеркало родителей. Хотите увидеть себя — хоро шенько всмотр итесь в своих детей. И еще надо помнить: вы воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет бу дущ ий гражданин. Если вы воспитываете плохого человека, горе от этого не только вам, ко всему обществу. На пред приятиях и стройках вы стыди тесь допустить брак. Еще б олее стыдно воспитывать плохих де тей. О б этом мы. родители, должны помнить всегда. Н. У С И К , член о б л а ст н о й ком иссии по д е л а м н е со в е р ш е н н о летн и х. Х Л Е Б У - П О Ч Т Е Н И Е В Е Ч Н О Е Всегда ли мы бережно от н осимся к хлебу? Не приходи лось ли вам быть свидетелями такой картины: не доел ребе нок п ирожок или булочку — бросил, едва зачерствел батон — значит, можно его гыбро- сить? Об этом шел разговор на вечере, что состоялся в липец кой средней школе № 40. К этому дню ре бята выпустили красочно оформленные стен ды, газеты, лозунги и плака ты. Праздн ично был украшен и зал, в центре которого всеоб щее вн имание привлекал стол, где на расшитом рушнике по четное место занял каравай хле ба. К хлебу все имеет отношенье, Русский хлеб причастен ко всему, К дружбе наций, к спутников движенью, К миру, к правде, к счастью твоему... Так ими словами вечер от крыл ведущ ий. Затем выступа ли школьники. Они читали стихи, пели песни, славящие хлеб и тех, кто его выращива ет. Ре бята делились со о бо и м и сверстниками всем, что знают сами, что прочли в книгах: и то, как нелегко доставался хлеб русскому крестьянину в дореволюционное время, как изменился облик наших полей, когда на помощь людям при ш ли машины. Шел на этом вечере разго вор и о том, что только в на шей, советской, стране, хле б— самый дешевый. И при этом, говорили ребята, уместно вепомнйть слова В. Й. Лени на, который уч ил, что комму н изм начинается там, где появляется самоотверженная забота рядовых работников об увеличении производитель ност и труда, об охране каж до го пуда хлеба... Будем же помнить, ленинский завет — быть бережливыми. Перед школьниками высту пили и учителя. Преподаватель биологии Л. В. Цаценкина по дел илась воспоминаниями о тяжелой блокадной зиме ле н инградцев, которые получали в сутки по 125 граммов хлеба, выпекавшетося из жмыха, цел люлозы, мучных отр убей. Это был поистине хлеб жизни. Учи тель географии И. Т. Ро гачев напомнил ребятам, что и сего дня еще около 150 м иллионов людей в мире находятся на грани голода. Вечер закончился взволно ванным и стихами, воспевающи м и хлеб: Сохран ите в себе, передайте другим Эту радость земли. Детям, внукам своим передайте... А. П О Д З О Р О В А, о р ган и зат о р внеклассн ой -р аб о ты ср ед н ей ш к олы № 40 г. Л и п ец к а. Н А ОКРАИ НЕ се ла Хлевйое расположена начальная школа. Местность вокруг живопис ная: мн ого зелени, фруктовый сад, а невдалеке начинается лес. Вот уже какой год Хле- веиская средняя школа разме щает здесь ла герь труда и от дыха. Будет он и этим летом. Только кол ичество старшеклас сников, которых обслужит л а герь, по сравнению с прошлыми годами возрастет. Ребята будут жить в палатках, а помещении школы в од В Е С Т И из ш кол Б Л А Г О Р О Д Н А Я ПРИВЫЧКА К ТРУДУ ном из к лассов разме ст ится Столовая, в дру гом — клуб, В нем к услугам ребят— библиотека, настольные игры. В клубе будут проводиться раз л ичные воспитательные меро пр иятия. В лагере предполага ется должное вн имание уде л ить и спорту. Для этого около школы подготовлена специаль ная площадка. В лагере труда и отдыха бу дет занята только часть членов уче нической производственной бригады. Всего за бригадой закреплено 162 гектара земли. Учащимся предстоит вырас т ить 15 гектаров сахарной свеклы, .такое же количество кабачков, 90 гектаров зерно вых культур. 42 гектара зани мает молодой парк на берегу Дона, за которым ухаживают также члены бригады. Из И звеньев, на которые разбита бригада, одно — жи вотноводов. Члены его ухажи вают в откормсовхозе « Хле- венский» за группой молодня ка. На 40 гектарах посевов юные опытники будут изучать влия ние органо-минеральных удоб рен ий на урожай пшеницы и кормовой свеклы. Ученическая производствен ная бригада Долгоруковской средней школы, пожалуй, одна из самых многочисленных в области .Она объединяет 220 учащихся 7—9 классов, кото рые раз биты на 6 звеньев: 4 — овощеводов, 2 — плодоводов. Бригада будет выращивать самые различные культуры. Совхоз имени Т имирязева прикрепил к бригаде опытных специалистов: агронома-садо- вбда Н. Д. Ерменеву, агроно- ма-овощевода Т. В. Сер егину, главного инженера Н. В. Ро щупк ина, выделил необходимое количество семян, удобрений, сельскохозяйственных машин для посева, обработки и убор ки урожая. В этой школе также будет лагерь труда и отдыха. Совхоз выдел ил для него стационарное помещение. В нем, кроме спа лен н столовой, лен инская ком ната, красный уголок. Ребята в свое распоряжение также полу чат музыкальные инструменты, книги, настольные игры, спор т ивную площадку. За два пото ка ла герь обслужит сто старше классн иков. Отдых у ребят бу дет сочетаться с ра ботами по уходу и обработке кормовой свеклы. П . К А Ш М Е Н С К И Й . В квартиру Ивановых, моих соседей, что живут этажом выше, всегда вхожу' с удоволь ст вием — чисто, опрятно, уют но. В первое время нашего знакомства не покидало удив ление: Как успевают эти люди — и взрослые, и дети — пол ностью отдаваясь ра боте, уче бе, сохранять порядок и уют в доме. Старшая дочь Галя работает в ателье. Бывшая моя учени ца, она все гда с любовью пи сала соч инения о маме-маля- ре, о младшем брате, о вече рах, ко гда они вместе наводи л и порядок в квартире. Сейчас у меня уч ится брат Гали —пя т иклассник Игорь. Как ожив ляется этот мальч ик, едва речь заходит о том, как он помогает дома родителям. И когда он рассказывает, как они с мамой убирают, полы моют, стекла протирают, я чувствую, что эти обязанности мальчику не в тягость. В доме все дав но перестал и удивляться, что одиннадцатилетний Игорек смело рубит дрова, чтобы на греть в титане воду. А Галя все погладит и приготовит к приходу родителей Семей, где дети растут тру долю бивыми, становится все больше. К такому выводу при ход ишь после классных часов, на которых дети с охотой рас сказывают, чему их научили в доме, в школе, в кружке. Я хорошо помню классный час, который посвящался теме «Твои любимые работы в се мь е». Дета моего 5 «А» клас са напер ебой рассказывали о своих любимых занятиях. Се режа Терехов и Сережа Ко лесн иков, например, говорили, как им нравится готовить обе ды, уж ины, помогать маме на кухне. А вскоре мы и сами убедились в кулинарных спо со бностях мальчиков. Накану не Дня Советской Армии они принесли в класс печенье соб ственн ого приготовления. По дел ились они и рецептом, как его изготовить. Современные дет и могут очень многое сделать хорошо и отлично. Дайте им только время, создайте условия, не бойтесь, доверьте — они не подведут. Вот моя ученица — Жанна Чулюкова, она любит шить. И на вопрос: «Что ты, Жанна* подарила маме на ее праздник?» девочка гордо ответила: «Я ей сшила сороч ку, маме она очень понрав и лас ь». Вот они, наши труды, дорогие родители, вот они, на ш и усилия... Не надо бояться, что может не хватить у вас знаний методики. Де ло в дру гом. Наши дети замечают ро дите льское трудолюбие и не заметно перен имают его. Они все понимают, все умеют, за все отблагодарят. Бесспорно, были на том классном часе, где говорили о труде по дому, и высказыва н ия, которые вызвали чувст во неловкос ти и горечи. Олег К., например, прямо заявил, что мама не знает, куда себя девать от гордости и счастья за его «пятерки» и «четвёрки». «Она мне сказала,—добавляет Олег,— не касайся ничего, только так и учись до десято го класса, ведь тебе надо в авиационный институт в Моск ву.. .». Выслушав мальчика, я поняла причину его небрежно го отношения к вещам, неряш л ивости. Знали бы эти родите ли, какой вред приносят такие методы воспитания. Надо при знаться, ко гда Олег дежурит, классу ставят неизменно «два». Цветы не политы, пол небреж но размазан, класс не провет рен. Плох ими последствиями чревато пренебрежительное отношение к труду. Это, ес ли хотите, опасно: в дневнике сплошные «5» и «4», а галстук стирает мама, дневник запол няет папа, бабушка же, со гнувшись в три погибели, каждое утро отмывает .гряз ные сап оги. ................ Мы часто глубоко осознаем, что надо учить детей труду, но не всегда это умеем осу ществлять в. дозн и. Все от кладываем на «п отом». Это неверно. Уже двухлетние дета должны знать пусть малень кие, но свои обязанности, свой — и пусть это никого не пуга ет — трудовой реж им. А пя т илетние ребята обязаны на вест и порядок в своем уголке, заправить постель, умыться, подготовить одежду, самому одеться и отправиться в дет сад, со блюдая определенные правила на улице, в автобусе, трамвае. И всему этому надо учить, лучше всего на собст венном пр имере. Учить-умению каждый рабочий день, час проводить целесообразно, по- трудовому, с отдачей. Я вспоминаю июнь прошло го года и Надю Трушникову, мою десятик лассницу. Девуш ка пр ишла на выпускной бал в платье, сшитом собственными руками. Я ловила себя на том, что невольно любуюсь ею, столько было в ней достоин ства, внутренней красоты. Счастл ивая улыбка освещала лицо. Счастью этому я знала причины — отличные оценки в аттестате, твердая уверен ность в будущем. Надя, я зна ла это, и вяжет, и шьет, и пи шет стихи — все она может. Где-то рядом стояли гордые родители... Мы, взрослые, хорошо зна ем — первый ша г в работе очень нелегок. Помогите ва шему р ебенку сделать его. Труд поможет вам выраст ить человека, по-настоящему кра сивого. Л . П АШ К О В А , п р е п о д а в а т е л ь ср ед н ей ш колы № 4 г. Г рязи . И р и н а К о л о тв и н о в а, Н и н а С елезнева* Л и д а Щ у к и н а и В а л я С и д о р о ва совсем н ед ав н о з а конч или Н о во д ер евен ск ую ср ед н ю ю ш ко л у , и, к а к м ногие и х свер стн и ц ы , о с та л и сь р а б о т а т ь в с о в х о зе « К р асн ы й ко л о с» . В се они т р у д я т с я птич н и ц ам и н а сп ец и ал и зи р о в ан н о м к о м п л е к се. О п о д р у га х о т зы в а ю т ся с п о х в ал о й — т р у д о лю б и вы е, л ю б я т свою проф ессию , акти в н о у ч а с тв у ю т в о бщ ествен н ой ж и зн и к о л л ек ти в а. Фото Ю . А р д аш ев а . КЛАССНЫЙ Ч А С И НЕО БЫЧНОЕ - В ОБЫЧНОМ Пр и слове «классный час» у человека, даже взрослого, сра зу же скучным станов ится ли цо. Этот словесный штамп во мно гих душах поднимает са мые непр иятные воспомина ния: накачки, внушения, нота ции или скучные рассказы о давно известном. В нашем тех н икуме это решили «взорвать» изнутри. И бикфордовым шн у ром и «взрывчатой смесью» явились... сами ребята. А началось всё с того же классного часа, но — открыто го, который обязателен на втором и третьем курсах. Смотр так их классных часов начинается с составления гра ф ика и с определения общей темы для всех групп. Вот, на п ример, тематика нынешнего учебного года: « С чего начи нается Род ина», «Ты все смо г ла. моя Росс ия», «Горжусь своей профессией». Но каждая группа может творчески подойти к теме, дать ей свое направление и даже изменить название. В настоящее время открытые классные часы посвящены Л е нинскому комсомолу и некото рые из них звучат так: «60 ге роических лет», «Ленинские заветы молодежи», « Никто не забыт — ничто не забыто». Д ля оценки классного- «ш» разработаны «условия». Они составлены так, чтобы заинте ресовать учащ ихся выступить на смотре с разнообразной программой. По балльной си стеме оценивается буква льно все: массовость, внешний виз, художественное оформление — песни, пляски, танцы, чт е н ие, применение технических средств. Высоко оценивается оригинальность сценария, ко торый разра батывается сами м и учащимися, декоративное оформление. Большое значение придает ся составу жюр и, в которое входят заместитель директора по учебно-воспитательной ра боте, заведующие отделениями, активисты комитетов комсомо ла и профсоюза. К этому жю р и подключается другое, са мое стро гое и беспристрастное — до краев наполненный ак товый зал. И теперь вполне можно по нять учащ ихся, их волнение накануне смотра: им надо вы ступ ить так, чтобы поднять на пьедестал почета честь груп пы. Потому что на дру гой день специальный стенд с п о мощью суровых цифр баллов сообщит, как выглядит группа среди остальных. Одни мимо гт о го ц т щ д з х о д я т ко р о л я м и , а другие делают от него... со л идный крюк. Между группами разгорает ся горячее соревнование, стра стное соперн ичество. Каждая работает напряженно, не допу ская в свою кухню лю бопыт ных. В середине марта, напри мер, выступала группа № 190(. Незаметные обычно р-ебята, на сцене преобрази лись, похоро ше ли. Они залихватски пляса ли, грустили и радовались под гитару, у искусственного кост ра разы грывались сцены. Их классный руководитель Тамара Т имофеевна Телятн ик после смотра радостно разво д ила руками. — Надо же! Не ожида ла! Через несколько дней эта группа со своим сценарием хорошо выступила в строи тельном техн икуме. Но нед елю спустя ее успехи были поби ты др угим . коллективом. С большой выдумкой нашлись люди в этой группе. Она не просто выступила с хорошей художественной самодеятель ностью, спец иальной темати кой, посвященной комсомолу, но и с оригинальной компози цией, включила в нее выступле ния ветерана комсомола Н. Н. Федоровой, пионеров соседней шко лы. Этот коллект ив пока недосягаем для других. Руководители групп не все в восторге от предстоящих от крытых классных часов, сл иш ком вел ико напряжение. Но все окупается: в процессе ре петиции оп лачивается группа, раскрываются художествен ные спосо бности, умение р е бят творчески мыслить.. После открытых классных часов стыдно проводить неинте ресно обычные, еженедель ные,. Пусть по художественно му оформлен ию бледнее, вы думк и поменьше--ведь они еженедельные, ир их- надо хо рошо готовить и они готовят ся и оставляют впечатление в сердцах ребят. Классные часы проходят и уходят. Но посдс них остается память в виде красочных а ль бомов, оригинальных сценари ев, которым и можно восполь зоваться молодому поколе нию классных руководителей. А. П О П О В , преподаватель Липецкого машиностроительного техникума. Страница подготовлена нештатным отделом школ «Ленинского зна мени»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz