Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

скака К О Н С Т И Т У Ц И Я (Основной РОССИЙСКОЙ СО В ЕТСК ОЙ Ф ЕДЕРАТИ ВНО Й СОЦИА Л ИСТИЧ ЕСКОЙ Закон) РЕСПУБ Л ИКИ (Продо лжение. Начало на 1-й стр.) ста, то есть право исповедовать любую религию или не испове­ довать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с-религиозными верованиями запрещается. Церковь в РСФСР отделена от государства и школа — от церкви. Статья 51. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и м) жчины; супруги полностью равноправны в семейных отно­ шениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставле­ ния пособии и льгот многодетным семьям, а также других ви­ дов пособий и помощи семье. Статья 52. Гражданам РСФСР гарантируется неприкосно­ венность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Статья 53. Гражданам РСФСР гарантируется неприкосно­ венность жилища. Никто не имеет права без законного осно­ вания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Статья 54. Л ичная жизнь граждан, тайна переписки, теле­ фонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются за­ коном. Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граж ­ дан — обязанность всех государственных органов, обществен­ ных организаций и должностных лиц. Граждане РСФСР имеют право на судебную защиту от по­ сягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на лич­ ную свободу и имущество. Статья 56. Граждане РСФСР имеют право обжаловать дей­ ствия должностных лиц, государственных и общественных .ор­ ганов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сро­ ки. установленные законом. Действ ия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граж­ дан, могут быть в установленном законом порядке обжалова­ ны в суд. Граждане РСФСР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и об­ щественных организаций, а также должностных лиц при ис­ полнении ими служебных обязанностей. Статья 57. Осуществ ление прав и свобод неотделимо от ис­ полнения гражданином своих обязанностей. Гражданин РСФСР обязан соблюдать Конст итуцию СССР, Конст итуцию РСФСР и советские законы, уважать правила социалистического общежитии, с достоинством нести высокое звание советского гражданина. Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина РСФСР — добросовестный труд в избран­ ной им области общественно полезной деятельности, соблюде­ ние трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полез­ ного труда несовместимо с принципами социалистического общества. Статья 59. Гражданин РСФСР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. До лг гражданина РСФСР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Л ица, посягающие на социалистическую собственность, на­ казываются по закону. Статья 60. Гражданин РСФСР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могу­ щества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный до лг каждого гражданина РСФСР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом. Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность граждан РСФСР. Статья 62. До лг каждого гражданина РСФСР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государ­ ства. Статья 63. Гражданин РСФСР обязан уважать права и за­ конные интересы других лиц, быть непримиримым к антиоб­ щественным поступкам, всемерно содействовать охране обще­ ственного порядка. Статья 64. Граждане РСФСР обязаны заботиться о воспи­ тании детей, готовить их к общественна полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Де ­ ти обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Статья 65'. Граждане РСФСР обязаны беречь природу, ох­ ранять ее богатства. Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и другие культурных ценностей — долг и обязанность граждан РСФСР. Статья 67. Интернациональный долг гражданина РСФСР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира. I I I . НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕН­ НОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО ТЕРРИ. ТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РСФСР ' V Г л а в а 7. РСФСР — СОЮ ЗН АЯ РЕСПУБЛИ КА В СОСТАВЕ СССР Статья 68. Российская Советская Федеративная Социали­ стическая Республика — суверенное Советское социалистиче­ ское государство. В целях успешного строительства коммуни­ стического общества, укрепления экономического и политиче­ ского единства, обеспечения безопасности и обороны страны Российская Советская Федеративная Социалистическая Рес­ публика в результате свободного самоопределения наций, на основе добровольности и равноправия вместе с советскими социалистическими республиками: Украинской Советской Социалистической Республикой, Белорусской Советской Со­ циалистической Республикой, Узбекской Советской Социали­ стической Республикой, Казахской Советской Соц иалистиче­ ской Республикой, Грузинской Советской Социалистической Республикой, Азербайджанской Советской Социалистической Республикой Л итовской Советской Социалистической Респуб­ ликой, Молдавской Советской Социалистической Республи­ кой, Латв ийской Советской Социалистической Республикой, К иргизской Советской Социалистической Республикой, Тад­ жикской Советской Социалистической Республикой, Армян­ ской Советской Социалистической Республикой, Туркменской Советской Социалистической Республикой, Эстонской Совет­ ской Социалистической Республикой объединилась в Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство. Исходя из этого, РСФСР обеспечивает за .Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управле­ ния права, определенные статьей 73 Конс титуции СССР. Вне пределов, указанных в статье 73 Конст итуции СССР, РСФСР самостоятельно- осуществляет государственную власть на своей территории. \ Статья 69. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР. Статья 70. Территория РСФСР не может быть изменена без ее согласия. Границы между РСФСР и другими союзны­ ми республиками могут изменяться по взаимному соглаше­ нию с соответствующими республиками, которое подлежит утверждению Союзом ССР. Статья 71. В Российской Советской Федеративной Социа­ листической Республике состоят автономные советские социа­ листические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестан ­ ская, Кабард ино-Балкарская, Ка лмыцкая, Каре льская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Ту­ винская, Удмуртская, Чечено-Ин гушская, Чувашская, Якут ска я. В РСФСР имеются края: Алтайский, Краснодарск ий, Красноярск ий, Примор­ ский, Ставропольский, Хабаровский; области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгород­ ская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Горьковская, Ивановская, Иркутская, Ка линин­ градская, Ка лининская, Ка лужская, Камчатская, Кемеров ­ ская, К ировская, Костромская, Куйбышевская, Курганская, Курская, Лен инградская, Л ипецкая, Магаданская, Москов­ ская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Ор ловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердлов­ ская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская; города республиканского подчинения: Москва, Лен инград; автономные области, находящиеся в составе краев: Ады­ гейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкес ­ ская, Хакасская; автономные округа, находящиеся в составе краев и обла­ стей: Агинский Бурятский, Ком и-Пермяцкий, Корякс кий, Не­ нецкий, Таймырский ( До лгано-Ненецкий), Усть -Ордынск ий Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Яма­ ло-Ненецкий. Статья 72. Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов го­ сударственной власти и управления подлежат: 1) принятие Конс титуции РСФСР и внесение в нее измене­ ний; 2) контроль за соблюдением Конс титуции РСФСР и обес­ печение соответствия Конс титуций автономных республик Конс титуции РСФСР; ,3) представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; 4) законодательство РСФСР; 5) охрана государственного порядка, прав и свобод граж­ дан; 6) установление порядка организации и деятельности,рес­ публиканских и местных органов государственной власти и управления; 7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой РСФСР; обеспечение научно-техниче­ ского прогресса и осуществление мероприятий по рациональ­ ному использованию и охране природные ресурсов; 8) разработка и утверждение Государственных планов эко­ номического и социального развития РСФСР, Государствен­ ного бюджета РСФСР и утверждение отчетов об их выполне­ нии; руководство осуществлением Государственных бюджетов автономных республик, бюджетов краев, областей и городов республиканского подчинения; 9) установление в соответствии с законодательством Союза ССР доходов, поступающих на образование Государственного бюджета РСФСР; 10) руководство отраслями народного хозяйства союзно- республиканского и республиканского подчинения, объедине­ ниями и предприятиями республиканского подчинения; 11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды; 12) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством го­ родов и других населенных пунктов, дорожным строительст­ вом и транспортом; 13) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями РСФСР, здравоох­ ранением, физической культурой и спортом, социальным обес­ печением; охрана памятников истории и культуры; 14) амнистия и помилование граждан, осужденных судами РСФСР; 15) представительство РСФСР в международных отноше­ ниях; 16) решение других вопросов республиканокого значения. Статья 73. РСФСР определяет свое краевое, областное, ок­ ружное, районное деление и решает иные вопросы администра­ тивно-территориального устройства. Статья 74. РСФСР участвует в решении вопросов, отнесен­ ных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Прези­ диуме Верховного Совета СССР, правительстве СССР и дру­ гих органах Союза ССР. РСФСР обеспечивает комплексное экономическое и социаль­ ное развитие на своей территории, способствует осуществле­ нию на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопросам, относящимся к ее ведению, РСФСР коорди­ нирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения. Статья 75. РСФСР имеет право вступать в •отношения с иностранными государствами, з а к а ч а т ь с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представите­ лями, участвовать в деятельности международных организа­ ций. Статья 76. Законы СССР обязательны на территории РСФСР. Статья 77. Суверенные права РСФСР в соответствии с Конс титуцией СССР охраняются Союзом ССР. Г л а в а 8 . АВТОНОМ НАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦ И АЛИ СТИ ЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИ КА Статья 78. Автономная республика есть Советское Социали­ стическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. - тг Автономная республика имеет свою Конст итуцию, соот­ ветствующую Конс титуции СССР и Конс титуции РСФСР и учитывающую особенности автономной республики. Статья 79. Автономная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответ­ ственно РСФСР и Союза ССР. Автономная республика обеспечивает комплексное экономи­ ческое и социальное развитие на своей территории, способству­ ет осуществлению на этой территории полномочии Союза СС1 и ь’СФСР, проводит в жизнь решения высших органов госу­ дарственной власти и управления СССР и РСФСР. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная рес­ публика координирует и контролирует деятельность предприя­ тий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения. „ ^ Статья 80. Территория автономной республики не может быть изменена без ее согласия. Статья 81. Законы РСФСР обязательны и имеют одинако­ вую силу на территории всех автономных республик. В слу­ чае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действует закон РСФСР. Г л а в а 9. АВТОНОМ НАЯ ОБЛАСТЬ И АВТОНОМ НЫЙ ОКРУГ Статья 82. Автономная область находится в составе РСФСР и входит в край. Закон об автономной области принимается Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депута­ тов автономной области. Статья 83. За органами государственной власти и управ­ ления автономной области обеспечивается право сношения с органами государственной власти и управления РСФСР как через краевые органы государственной власти и управления, так и непосредственно. Статья 84. Автономный округ находится в составе края или области. • Закон об автономных округах принимается Верховным Советом РСФСР. IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ л а в а 1 0 . СИ СТЕМ А И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Статья 85. Советы народных депутатов — Верховный Со­ вет РСФСР, Верховные Советы автономных республик, крае­ вые, областные Советы народных депутатов, Советы народ­ ных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти. Статья 86. Срок полномочий Верховного Совета РСФСР и Верховных Советов автономных республик — пять лет. Срок полномочий местных Советов народных депутатов— два с половиной года. Выборы в, Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов. Статья 87. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению со­ ответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях. Советы народных депутатов избирают постоянные комис­ сии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные’ им органы. Статья 88. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Органы народного контро ля контролируют выполнение го­ сударственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушения­ ми государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и рас­ точительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют со­ вершенствованию работы государственного аппарата. Статья 89. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми -отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполне­ ние, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь. Статья 90. Деяте льность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового об­ суждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчет­ ности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных, депутатов и создаваемые ими органы си­ стематически информируют население о своей работе и приня­ тых решениях. Г л а в а I I . ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИ СТЕМ А Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депу­ татов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными за исключением лиц, признанных в установ­ ленном законом порядке умалишенными. Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в вы­ борах на равных основаниях. Статья 94. Выборы депутатов являются Прямыми: депутаты всех .Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно. Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допу­ скается. Статья 96. 'Право выдвижения кандидатов в депутаты при­ надлежит организациям Коммун истической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Лен инского Коммун истического Союза Молодежи, кооперативным и дру­ гим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. Гражданам РСФСР и общественным организациям гаранти­ руется свободное и всестороннее обсуждение политических, де­ ловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также пра­ во агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы на­ родных депутатов, производятся за счет государства. Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам. Гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общест­ венных организаций, трудовых коллективов и собраний воен­ нослужащих по воинским частям. Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономных республик. Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматри­ вают наказы избирателей, учитывают их при разработке пла­ нов экономического и социального развития и составле'нии бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации. Г л а в а 12. НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ Статья 99. Депутаты яв ляются полномочными представите­ лями народа в Советах народных депутатов. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы го­ сударственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. В своей деятельности депутат руководствуется общегосу­ дарственными интересами, учитывает запросы населения из­ бирательного округа, добивается претворения в жизнь нака­ зов избирателей. Статья 100. Депутат осуществ ляет свои полномочия, не по­ рывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депу­ татских полномочий в других случаях, предусмотренных за­ коном, депутат освобождается от выполнения производствен­ ных или служебных обязанностей с сохранением среднего за­ работка по месту постоянной работы. Статья 101. Депутат имеет право запроса к соответствую­ щим государственным органам и должностным лицам, кото­ рые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета. Депутат вправе обращаться во все государственные и об­ щественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители со­ ответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлага­ тельно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки. Статья 102. Депутату обеспеч иваются условия для беспре­ пятственного и эффективного осуществления его прав и обя­ занностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии де­ путатской деятельности устанавливаются законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и автономных республик. Статья 103. Депутат обязан отч итываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллекти­ вами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Депутат, не оправдавш ий доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТН И УПРАВЛЕНИЯ РСФСР Г л а в а 1 3 . ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР Статья 104. Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР. Верховный Совет РСФСР правомочен решать все вопросы отнесенные Конс титуцией СССР и настоящей Конс титуцией к ведению РСФСР. Принятие Конс титуции РСФСР, внесение в нее изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР об­ разования новых автономных республик и автономных обла­ стей в составе РСФСР; утверждение Государственных планов экономического и социального развития РСФСР, Государст­ венного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; обра­ зование подотчетных ему органов осуществляются исключи­ тельно Верховным Советом РСФСР. Законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета РСФСР. Статья 105. Верховный Совет РСФСР состоит из 975 депу­ татов, избираемых по избирательным округам с равной чис­ ленностью населения. Верховный Сов'ет РСФСР по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полно­ мочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недей­ ствительными. - * Статья 106. Верховный Совет РСФСР избирает Председате- ля Верховного Совета РСФСР и восемь его заместителей. Председатель Верховного Совета РСФСР руководит засе­ даниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним распорядком. Статья 107. Сессии Верховного Совета РСФСР созываются два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета РСФСР. Сессия Верховного Совета РСФСР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоян­ ных и иных комиссий Верховного Совета РСФСР. Статья 108. Право законодательной инициативы в Верхов­ ном Совете РСФСР принадлежит Президиуму Верховного Со­ вета РСФСР, Совету Министров РСФСР, автономным рес­ публикам в лице их высших органов государственной власти, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета РСФСР, депутатам Верховного Совета РСФСР, Верховному суду РСФСР, прокурору РСФСР. Правом законодательной инициативы обладают также обще­ ственные организации в лице их общесоюзных и республикан­ ских органов. Статья 109. Проекты законов и другие вопросы, внесенный на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предвари­ тельного или дополнительного рассмотрения в одну или не­ сколько комиссий. Законы РСФСР, постановления и иные акты Верховного Совета РСФСР, принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР. Проекты законов РСФСР и другие важные вопросы госу­ дарственной жизни республики решением Верховного Совета РСФСР либо Президиума Верховного Совета РСФСР могут быть вынесены на народное обсуждение. Статья 110. Законы РСФСР, постановления и иные акты Верховного Созета РСФСР публикуются за подписями Предсе­ дателя и секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР. Статья 111. Депутат Верховного Совета РСФСР имеет пра­ во обратиться с запросом к Совету Министров РСФСР, к ми­ нистрам и руководителям других органов, образуемых» Вер­ ховным Советом РСФСР, а также к руководителям располо­ женных на территории РСФСР предприятий,, упреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению РСФСР. Совет Министров РСФСР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета РСФСР. Статья 112. Депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскании, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета РСФСР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета РСФСР. Статья 113. Верховный Совет РСФСР избирает Президиум Верховного Совета РСФСР — постоянно действующий орган Верховного Совета РСФСР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конс титуцией, функции высшего органа государст­ венной власти РСФСР в период между его сессиями. Статья 114. Президиум Верховного Совета РСФСР избира­ ется из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, семнадцати заместителей Председателя, в число которых входят заместители Председателя—по одно­ му от каждой автономной республики, секретаря Президиу­ ма и двадцати членов Президиума Верховного Совета РСФСР.' Статья 115. Президиум Верховного Совета РСФСР: 1) назначает выборы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы народных депутатов; 2) созывает сессии Верховного Совета РСФСР; 3) координирует деятельность постоянных комиссий Вер­ ховного Совета РСФСР; - 4) -осуществляет контроль за соблюдением Конс титуции РСФСР; обеспечивает соответствие Конс титуций и законов автономных республик Конс титуции и законам РСФСР; 5) назначает выборы в районные (городские) народные суды; 6) дает толкование законов РСФСР; 7) осуществляет руководство деятельностью местных Сове­ тов народных депутатов; 8) определяет порядок решения вопросов административно- территориального устройства РСФСР; устанавливает и изме­ няет границы и районное деление краев, областей, автоном­ ных областей и автономных округов; образует районы, города и районы в городах; устанавливает подчиненность городов; производит переименование районов, городов, районов в горо­ дах, рабочих поселков и других населенных пунктов; 9) утверждает районное деление, образование городов и районов в городах, изменение подчиненности городов, наиме­ нование и переименование районов, городов, районов в горо­ дах, а также переименование иных населенных пунктов авто­ номных республик; 10) отменяет постановления и распоряжения Сов-ета Ми­ нистров РСФСР, Советов Министров автономных республик, решения краевых, областных, городских (городов республи­ канского подчинения) Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей в случае несоответ­ ствия их'закону; 11) награждает Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР; устанавливает и присваивает почетные зва­ ния РСФСР; 12) принимает в гражданство РСФСР; решает вопрос о предоставлении убежища; 13) осуществляет помилование граждан, осужденных суда­ ми РСФСР; 14) ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР; 15) назначает и отзывает дипломатических представителей РСФСР в иностранных государствах и при международных организациях; 16) принимает верительные и отзывные грамоты аккредито­ ванных при нем дипломатических представителей иностранных государств; 17) осуществляет другие полномочия, установленные Кон­ ституцией и законами РСФСР. Статья 116. Президиум Верховно го Совета РСФСР в пери­ од между сессиями Верховного Совета с последующим пред­ ставлением на его утверждение на очередной сессии: 1) вносит в случае необходимости изменения в действую­ щие законодательные акты РСФСР; 2) утверждает изменения границ автономных республик; образует новые края, области и автономные округа; 3) по предложению Совета Министров РСФСР образует и упраздняет министерства и государственные комитеты РСФСР; 4) по представлению Председателя Совета Министров РСФСР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров РСФСР. Статья 117. Президиум Верховного Совета РСФСР издает указы и принимает постановления. Статья 118. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета, РСФСР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом РСФСР нового Президиума. Вновь избранный Верховный Совет РСФСР созывается Президиумом Верховного Совета РСФСР прежнего состава не позже чем чеоез два месяца после выборов. Статья 119. Верховный Совет РСФСР избирает из числа де­ путатов постоянные комиссии для предварительного рассмот­ рения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Вер-^ ховного Совета РСФСР, а также для содействия проведению' в жизнь законов РСФСР и иных решений Верховного Совета РСФСР и его Президиума, контроля за Дея тельностью госу­ дарственных органов и организаций. Верховный Совет РСФСР создает, когда сочтет необходи­ мым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета РСФСР, представлять им необходимые материалы и документы. ( Окончан ие на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz