Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
ВНЕ ОЧ ЕРЕ Д НАЯ СЕ ДЬМ АЯ СЕССИЯ ВЕРХ О ВН О Г О СО ВЕТА РСФСР Д ЕВЯТ О Г О СО ЗЫВА О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО СОЦ ИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСП УБЛИ КИ ЗА КОН А) Р ОССИ ЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ И ИТОГАХ ЕГО ВСЕНАРОДНОГО ОБСУЖДЕНИЯ Д о к л а д п р ед с ед ат ел я ком и сси и В ер х о вн о го Совета к а н д и д а т а в ч л е н ы П о л и т б ю р о Ц К РСФСР по подготовке К П С С д е п у т а т а проекта Конституции РСФСР, М. С. С О Л О М Е Н Ц Е В А Уважаемые товарищи депу таты! На рассмотрение Верховного Совета представлен проект Конст итуции Российской Совет ской Федеративной Социали стической Республики. В него внесены поправки и дополнения с учетом проходившего в рес публике всенародного обсужде ния. Проект новой Конст итуции Российской Федерации опира ется на прочный идейно-тео ретический и правовой фунда мент. Образованная Верховным Советом РСФСР комиссия по подготовке проекта руководст вовалась в своей работе ленин скими конституционными прин ципами, материалами партий ных съездов и Пленумов Цент рального Ком итета, теоретиче скими выводами и положения ми, содержащимися в трудах Генерального секретаря Ц К КПСС, Председате ля Прези диума Верховного Совета СССР товарища Леон ида Ильича Брежнева. В основу проекта были поло жены идеи и принципы союз ной Конст итуции, в которой выражена единая воля всего советского народа, воплощены исторический опыт и коллек тивная мудрость нескольких поколений советских людей. Новый Основной Закон СССР отражает в концентри рованном виде итоги развитая Советского Союза за шесть де сятилетий. Вместе с тем в нем провозглашены основные цели и задачи нашего дальнейшего движения вперед. Советский народ по праву назвал Кон ституцию СССР манифестом строительства комму низма. Широкое, действенное уча стие масс в создании главного закона жизни нашего общестза не имеет равных в истории. Советские люди тщательно изу чили положения проекта союз ной Конст итуции и по каждо му из них сказали свое.веское слово. Вместе со всем советским на родом активное участие в об суждении приняли и трудящие ся Российской Федерации. По существу, в процессе работы союзной Конст итуцинонной ко миссии, в ходе обсуждения проекта Основного Закона СССР были сформулированы, получили народное одобрение все принципиальные положе ния, на которых строится внесенный на раше рассмотре ние проект Конст итуции Рос сийской Федерации. Дорог ие товарищи! С обсуж дением проекта совпало такое важное событие . в жизни на шей партии и страны, как по ездка Леон ида Ильича Бреж нева по ряду восточных райо нов Российской Федерации. Почти две недели советские люди с душевным волнением и интересом следили за сообще ниями о его встречах с сибиря ками и дальневосточниками, с воинами Советской' Армии и Военно-Морского Флота. Эти встречи были в центре внимания общественности и за рубежом. Они на г лядно пока зали всему миру, как последо вательно и уетремленно наша партия и государство доби ваются оздоровления мирового климата, обеспечивают мирный труд советских людей. Состоявшиеся во многих го родах встречи стали яркой де монстрацией нерушимого един ства Коммун истической партии и советского народа. В них выразились чувства искреннего и глубокого уваже ния, любви и доверия, которые испытывают советские люди к Коммун истической партии, ее Центральному Ком итету, лично товарищу Леон иду Ильичу Брежневу. Беседы товарища Л. И. Брежнева с трудящимися, пар тийным и хозяйственным акти вом вылились в обстоятельное обсуждение настоящего и буду щего Сибири и Да льнего Во стока, перспектив и задач эко номического* развития нашей страны, дальнейшего повыше ния уровня жизни советских людей. Позвольте, товарищи, от ва шего имени и от имени всех граждан Российской Федера ции выразить сердечную при знательность Леон иду Ильичу за его неустанный труд .на бла го советского народа, за его заботу о дальнейшем процвета нии нашей Родины, обеспечении прочного мира на земле. Товарищи депутаты! Приня тие новой Конст итуции РСФСР — это составная часть широкой программы проведения в жизнь Основного Закона Советского Союза, которая была выдвину та Леон идом Ильичом Бреж невым на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. Наша республика вместе со всей страной прошла славный путь от победы Великой Ок тябрьской социалистической революции и установления диктатуры пролетариата до по строения развитого социализма и общенародного государства. Все этапы в общественном раз витии республики были отра жены и закреплены в ее Кон ституциях. Конст итуция РСФСР 1918 года — первая Советская Кон ституция — законодательно закрепила власть трудового народа. Она ста ла могучим орудием в борьбе за осуществ ление социализма. Объед инение Российской Федерации с другими равно правными советскими социали стическими республиками, исто рический факт создания Сою за ССР были зафиксированы в Конст итуции РСФСР 1925 года. Принятая в 1937 году Кон ституция Российской Федера ции отразила ликвидацию эксплуататорских классов и окончательное утверждение со циалистических общественных отношений, построение основ социализма. Вся система орга нов власти и управления была приведена в соответствие с достигнутым уровнем общест венного развития. В проекте новой Конст иту ции воспроизведены принци пиальные черты развитого со циалистического общества, по лучившие выражение в Основ ном Законе СССР 1977 года и имеющие общее значение для всех союзных республик.' Вмес те с тем в проекте учтены исто рически сложившиеся особен ности республики. В этом конк ретно проявляются единство и преемственность в конституци онном развитии Союза ССР и входящих в него республик. И в наши дни глубоко верны- проникновенные слова Махаила Ивановича Ка линина, называв шего Конст итуцию РСФСР родной дочерью Конс титуции Советского Союза* Товарищи! В соответствии с научными выводами нашей партии, которые легли в основу союзной Конст итуции, Рос сийская Федерация определя ется в проекте как социалисти ческое общенародное государ ство. Оно выражает во лю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей рес публики. Как и в союзной Конст иту ции, в проекте отмечается, что ядром всей политической сис темы является Коммун исти ческая партия Советского Союза. Положение руководя щей и направляющей силы общества она завоевала без заветным служением народу. Под руководством ленинской партии рабочие и крестьяне России совершили Великую Октябрьскую соц иалистиче скую революцию, отстояли ее завоевания от посягательств контрреволюционеров и интер вентов. Под водительством партии советский н.арод высто ял и победил в борьбе с фа шистскими агрессорами, совер шил беспримерный героический подвиг. С именем партии коммуни стов связаны величественные свершения нашей Родины в мирном строительстве, в ходе которого в СССР сформирова лось общество зрелых социали стических общественных отно шений, сложилась новая исто рическая общность людей советский народ. Единство партии я народа с новой силой проявилось в хо де обсуждения проекта Кон ституции Российской Федера ции. Граждане нашей респуб лики горячо и единодушно поддержали предложение зако нодательно закрепить в Основ ном Законе руководящую и на правляющую роль Коммун и стической партии. Вооруженная марксистско- ленинским учением, Коммун и стическая партия определяет генеральную перспективу раз вития общества, линию внут ренней н внешней . политики СССР, руководит великой со зидательной деятельностью со ветского народа, придает пла номерный, научно-обоенонан- ный характер его борьбе за победу коммунизма. Вместе с тем партия не под меняет государственные органы и общественные организации, проводит свою политику преж де всего через работающих в них коммунистов. Все партий ные организации действуют в рамках Конст итуции СССР. Все мы хорошо помним, ка кое внимание уделил Леон ид Ильич Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР этому ленинскому прин ципу партийного и государст венного строительства. Он по лностью воспроизведен и в проекте Основного Закона Российской Федерация. Товарищи! К лючевую роль в системе нашего народовла стия играют Советы — наибо лее представительные органи зации трудящихся. В проекте говорится: вся власть в РСФСР принадлежит народу. Народ осуществляет государст венную власть через Советы народных депутатов, составля ющие политическую основу РСФСР. Владимир Ильич Лен ин ви дел демократизм Советском власти и ее социалистический характер в том, что верховный государственной властью явля ются Советы. Через них реали зуется важнейший принцип социалистической демократии: постоянное, все более широкое и в конечном счете всеобщее участие масс в управлении государственными и обществен ными делами. Замечательным примером целеустремленного претворения в жизнь положений союзной Конст итуции о Советах, об их координационных и контроль ных функциях служит деятель ность Верховного Совета СССР и его Президиума, воз главляемого товарищем Л. И. Брежневым. Советы в Российской Феде рации составляют неотъемле мую часть единой системы ор ганов государственной власти страны. Согласованность дейст вий Советов — а их в респуб лике около 28 тысяч — обеспе чивается последовательной ре ализацией принципа демокра тического централизма. Отражая общую направ лен ность Конст итуции Союза ССР, проект Основного Закона, представленный на ваше рас смотрение, конкретизирует пол номочия Советов всех ступе ней. Высший орган государст венной власти республики — Верховный Совет наделяется правом решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР, Широкий круг вопросов отне сен к сфере его исключитель ной компетенции. Учитывая развитие всех сторон деятельности Верховно го Совета, предлагается не сколько увеличить « точно за фиксировать численность его депутатов. В нынешнем составе Верховного Совета — девять сот четыре депутата. С при нятием новой Конст итуции в Верховный Совет будет изби раться девятьсот семьдесят пять депутатов. Соответств енно раеширяются и полномочия Президиума Верховного Совета, состав ко торого также предполагается увеличить. Это позволит обес печить в Президиуме более полное представительство на ций и народностей республики. Некоторые изменения вносят ся в структуру правительства республики, в Конс титуцию вводится положение о ©го Президиуме. Расширяется круг конституционно закрепленных полномочий Совета Министров Российской Федерации. Проект подробно определяет компетенцию местных Советов. Ряд норм действующего зако нодательства о; Советах поднят ц а .конституцибтцлй уровень. В проекте устанавливается *—и это хотелось бы особо под черкнуть, — что местные Со веты, исходя из общегосудар ственных .интересов, решают все вопросы местного значе ния, законодательно отнесен ные к их ведению. Эта норма представляет: „собой важную гарантию осуществления пол номочий Соазстов как органов государственной власти. Получают все более глубокое развитие демократические прин ципы в работе .Советов. Возра стает значение наказов избира телей депутатам. Положения проекта, как и Конст итуции СССР, направле ны на дальнейшее укрепление авторитета народных избран ников, создание условий для эффективного осуществления ими высоких прав и ответст венных обязанностей. Это от носится к каждому из одного мяллионна ста двадцати ты сяч депутатов Советов в Рос сийской Федерации. Трудно переоценить полити ческое значение деятельности депутатов. В проекте подчер кивается, что они являются полногочяЫ'ми предотавителями народа в Советах, Депутат вправе обращаться во все го сударственные и общественные органы, руководители которых обязаны безотлагательно при нимать депутата, рассматривать его предложения. Отношен ия между депутата ми и избирателями в нашей стране определяются це только доверием, но и строгим конт ролем. Это отражено и в про екте. Если депутат не оправ дывает оказанного доверия, избиратели в любое время могут его отозвать. Примечательной чертой на шей жизни является возраста ние роли профсоюзов, комсомо ла, всех общественных органи заций в решении политических, хозяйственных и социальных вопросов. Признанием этого служит предусмотренное проек том и одобренное гражданами предоставление им права за конодательной инициативы. В ходе всенародного обсуж дения проекта трудящиеся республики активно поддержа ли и те его положения, где говорится о повышении роли трудовых коллективов в обсуж дении и решении государствен ных и общественных дел. Про ект Конс титуции рассматривает трудовые коллективы как важ ное звено политической систе мы. Товарищи! Основным направ лением развития политической системы советского общества является дальнейшее разверты вание социалистической де мократии. «Наша новая Кон ституция, — указывал това рищ Л. И. Брежнев, — наг лядно покажет всему миру, как развивается социалистиче ское государство, все прочнее и глубже утверждая социали стическую демократию, нагляд но покажет, какова она, эта социалист ичеокая демократия, в чем ее суть». ( Л. И, Бреж нев « Лен инским курсом», т. 6, стр. 386). В полной мере это относится и к проекту Конс титуции РСФСР. В нем предусматрива ется все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совер шенствование государственно го аппарата, повышение актив ности общественных организа ций, укрепление правовой ос новы государственной и об щественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Л иния на последовательное углубление социалистического демократизма проходит через весь исторический опыт совет ского конституционного творче ства, начиная с первых ле нинских декретов. Социалистп- ческая демократия откр ываот широкий простор для раскры тия и действенного проявления таланта, знаний, инициативы, энергии народа. Д иалектика нашего государ ственного и общественного развитая состоит в том, что по мере совершенствования со циалистического государства трудящиеся все шире участву ют в работе органов власти, в управлении производством и распределением, в проведении социальной и культурной поли тики. Наша конечная цель — бес классовое коммунистическое общество. И советский народ построит его, претворит в жизнь этот' светлый идеал прогрессивного человечества. II. Товарищи депутаты! В соот ветствии с Основным Законом страны в проекте Конс титуции РСФСР закрепляются незыбле мые устои социалистического строя: принадлежность средств производства самим трудящим ся, свободный от эксплуатации труд, плановая система хозяйст ва. Отмечается, что основу эко номической системы Российской Федерации составляет социали стическая собственность на средства производства. Утверждая общие принципы социализма, проект, как и союз ная Конст итуция, отражает в то жешремя „главные черты экойомйШ' зре Д&го соц иализма. Современная советская эко номика — это мощный народ нохозяйсгвенный организм. Это — экономика огромных масштабов и возможностей, она в возрастающей мере обеспечи вает соединение преимуществ социализма с достижениями на учно-технической революции, существенные перемены в соци- ‘ альной структуре общества. Исторические достижения советского народа в экономиче ском развитии страны отчетливо видны на примере Российской федерации. Со времени приня тия ныне действующей Конст и туция РСФСР ежегодный на циональный доход в республике вырос в 16 раз. Постоянно воз растает роль ведущей отрасли народного хозяйства — про мышленности, которая в насто ящее время за полмесяца дает столько же продукции, сколько за весь 1937 год. Последовательно осуществ ляется подъем сельского хозяй ства Российской Федерации, как это предусматривается аграр ной политикой' партии, основы которой были заложены реше ниями мартовского (1965 г.) Пленума Ц К КПСС. Ныне сельское хозяйство рес публики — это почти 24 тысячи колхозов и совхозов, которые располагают развитым парком современных машин и тракто ров суммарной энергетической мощностью свыше четверти миллиарда лошадиных сил. Все шире внедряются специа лизация и концентрация произ водства на базе межхозяйст венной кооперации и агропро мышленной интеграции. Растущее техническое осна щение колхозов и совхозов, ши рокая химизация и мелиорация земель позволяют год от года увеличивать производство сельскохозяйственной продук ции при сокращении числа ра ботников, занятых в этой от расли. Достаточно сказать, что по сравнен ию с предвоенным периодом производство зерна увеличилось с 56 до 118 милли онов тонн, а общий объем ва ловой продукции сельского хо зяйства в Российской Федера ции составил в текущей пяти летке в среднем за год около 56.5 миллиарда рублей. В сфере производства произо шли и глубокие качественные изменения. В промышленности значительно увеличилась доля отраслей, определяющих техни ческий прогресс; фондовоору женность в народном хозяйстве по сравнению с довоенным пе риодом увеличилась в десять раз. Высокими темпами росли производительность труда и эффективность общественного производства. Особенностью проекта, как и союзной Конст итуции, является теснейшая связь с практикой, с актуальными проблемами раз вития советской экономики. В его формулировках получила четкое отражение экономиче ская стратегия КПСС, разрабо танная XXIV и XXV съездами партия. В проекте зафиксирована выс шая цель общественного произ водства при социализме —- наи более полное удовлетворение растущих материальных и ду ховных потребностей людей. Одновременно указаны г лавные средства достижения этой це ли: повышение производитель ности труда, эффективности производства и качества рабо ты, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие на родного хозяйства. Экономика Российской Феде рации является составной ча стью единого народнохозяйст венного комплекса страны и вносит весомый вклад в его развитие. В республике осуще ствляются к рупиомасщтабя ые программы: ведется строитель ство Байкало-Амурской магист рали, осваиваются богатства Оре ибургского газоконденсат ного месторождения и Курской магн итной аномалии, получает интенсивное развитие сельское хозяйство Нечерноземной зо ны; создаются Южно-Якутский, Саянский и другие мощные тер риториально - производствен ные комплексы. Осуществ ляется строительство каскадов элект ростанций — Волжского, Кам ского, Ангарского, Енисейского. 1В ближайшие годы, как ука зывалось на декабрьском (1977 г.) Пленуме Ц К КПСС, ре шающая роль в обеспечении страны нефтью и газом будет принадлежать Западной Сиби ри. Во время поездки по Сибири и Да льнему Востоку Леон ид Ильич Брежнев подчеркивал особую важность комплексного интенсивного развития восточ ных районов Российской Феде рации. Он обраща л внимание ид необходимость тесной увязки промышленного и сельскохозяй ственного развития, решения производственных и социальных вопросов. Позвольте, товарищи, заве рить Центральный Ком итет пар тии, Леон ида Ильича Брежне ва в том, что трудящиеся Рос сийской Федерации приложат все силы для безусловного вы полнения поставленных перед республикой ответственных за дач. Рост экономического потенци ала нашего общества обеспечил возможность значительно’ по высить уровень жизни совет ских людей. За последние 40 лет более чем в 6 раз увеличились реальные доходы на душу на селения. Изменился и сам советский человек. Неизмеримо вырос уровень знаний, профессио нальной подготовки, общей культуры трудящихся. Сейчас три четверти всех занятых в народном хозяйстве имеют выс шее и полное или неполное среднее образование. Глубокие преобразования в народном хозяйстве привели к существенным переменам в ре шающей сфере жизнедеятельно сти человека — сфере труда, что получило отражение в ста тьях проекта. Общественно п олезный труд образует источник роста народ ного богатства и благосостоя ния каждого советского челове ка. Именно труд и его резуль таты определяют положение че ловека в обществе. Трудовые доходы составляют основу лич ной собственности граждан. В проекте Конс титуции прямо ска зано: « Обязанность « де ло чес ти каждого способного к труду гражданина РСФСР — добро совестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение тру довой дисциплины». Одн им из главных направле ний социальной политики пар тии и Советского государства является улучшение условий труда, его охрана и научная ор ганизация, сокращение, а в дальнейшем и полное вытесне ние тяжелого физического тру да. Последовательное и повсе местное проведение в жизнь этой линии приобретает теперь силу конституционного требо вания, которому должны строго следовать плановые и хозяйст венные органы, руководители предприятий и учреждений, тру довые коллективы. Труд все больше становится первейшей жизненной потреб ностью советских людей. Твор ческое отношение к работе, к развитию производства нагляд но проявляется в широком раз махе социалистического сорев нования. Вызванный всенарод ным обсуждением и принятием Конс титуции СССР подъем тру довой и политической активно сти масс развивается, приобре— тает новые формы. Трудящиеся республики соревнуются за до стойную встречу пеовой годов щины принятия Конс титуции СССР. Энергия соревнования на правлена на решение конкрет ных вопросов развития произ водства, роста производитель ности труда, улучшения каче ства работы. Задача состоит в том, чтобы обеспечить действен ную поддержку и распростране ние всех патриотических начи наний, вызванных к жизни по литикой партии, принятием но вых Конс титуций страны и рес публики. Рост масштабов и усложне ние структуры советской эконо мики требуют дальнейшего по вышения роли и эффективности планирования с учетом отрасле вого и территориального прин ципов. Исходя из этого, предлагает ся включить в Ос исан ой Закон Российской Федерации специ альную главу, посвященную го сударственному плану эконо мического и социального разви тия республики. Конс титуционное закрепле ние положения о Государствен ном плане экономического и социального развития РСФСР послужит дальнейшему совер шенствованию руководства экономикой республики, повы сит плановую дисциплину и соз даст новые предпосылки ус пешного выполнения наших те кущих и перспективных планов. В проекте Конс титуции на шла отражение и линия нашей партии на сочетание централи зованного управления с хозяй ственной самостоятельностью и инициативЬй предприятий, не обходимость активного исполь зования хозрасчета, прибыли, себестоимости, других экономи ческих рычагов и стимулов. Способству я дина мичному развитию нашего планового хо зяйства, новая Конст итуция СССР и Конс титуции союзных республик открывают дополни тельные возможности для по строен,ия матери ально-техниче ской базы коммунизма — осу ществления программной цели нашей партии. В положениях Конс титуции слились воедино воля народа и мудрость ленинской партии. И в этом единстве — залог всех на ших побед. III Товарищи депутаты! -Глубо кий социально-политический смысл имеет воспроизведение в проекте Конс титуции Россий ской Федерации положений со юзного Основного Закона о правах, свободах и обязанно стях граждан. Граждане РСФСР являются и граждана ми великого Советского Союза. Они обладают всей полнотой со ци ально-эк ономических, пол и- тических и личных прав и сво бод, которые провоз г лашены Конс титуцией СССР н обеспе чены социалистическим строем, всеми достижениями нашей страны. Широкий круг- прав и свобод, реальность их содержания н надежные гарантии, закреплен ные советскими Конст итуция ми, убедительно свидетельству ют о том, что социализм обеспе чивает подлинную свободу лич ности, которой нет и не может быть в мире классового нера венства я угнетения. Проект сохраняет я развива ет права и свободы граждан, провозглашенные в прежней Конст итуции республики. Пол нее, чем раньше, сфомулирова- «ы основные политические и личные права и свободы. Пре дусматриваются многообраз ные средства реализации права граждан на участие в управле нии государственными и обще ственными делами, в принятии законов и решений общегосу дарственного и местного значе ния. Содержание социально-эко номических прав, в частности, права на труд, ,н^ отдых, мате риальное обеспечение расшире но и обогащено возможностями зрелого социализма. В соответ ствии с Конс титуцией СССР проект провозглашает и ряд но вых конституционных прав: право граждан на охрану здо ровья, на жилище, на пользова ние достижениями культуры. Нормы Конс титуции СССР и предложенного проекта не только в полной мере соответ ствуют положениям междуна родных пактов о правах челове ка, но во многих отношениях идут значительно дальше. Важнейшее право человека—' право на труд уже почти полве ка обеспечивается в Советском Союзе полной занятостью тру доспособного населения. Международный пакт об эко номических, социальных и культурных правах предусмат ривает лишь обязательное бес платное начальное образование. В нашей стране все виды обра зования, включая высшее, явля ются бесплатными. В настоящее время в основном завершен пе реход ко всеобщему среднему образованию молодежи. Установленный советским за коном возраст для получения пенсий по старости для мужчин на 5 лет, а для женщин — на 10 лет ниже, чем тот, который предусмотрен конвенцией Меж дународной организации труда. В проекте существенно усиле ны юридические гарантии прав и свобод. Предусмотрено право граждан обжаловать в суд дей ствия должностных лиц, право на судебную защиту от посяга тельств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Провозглашая основные пра ва и свободы, проект одновре менно исходит из того, что их осуществление неотделимо от выполнения гражданами своих обязанностей. И это естествен но. Исполнение обязанностей, уважение законов, правил соци алистического общежития есть столь же необходимый элемент соцналистинеекой демокр атин, как и пользование правами и свободами. ' Да льнейшее развитие социа листической демократии тесно связано с укреплением социали стической законности и право порядка. В проекте это положе ние поднимается на уровень од ного из важнейших принципов политической системы. Главными факторами обеспе чения законности служат наш общественный и государствен ный строй, развитая система народовластия. Особая ответст венность ложится на такие ор ганы Советского государства, как суд, прокуратура, органы внутренних дел, арбитраж, а также народный контроль. Хотелось бы особо подчерк нуть, что уважение личности, охрана прав и свобод граждан — это обязанность всех госу дарственных органов, общест венных организаций, всех долж ностных лиц. В незыблемости законности, в прочности правопорядка, ос нованного на ленинских нормах государственной и партийной жизни, — одна из непреложных гарантий эффективности поли тической и экономической сис тем, стабильности правового по ложения граждан. IV. Товарищи депутаты! Д ля Российской Федерации с ее многонациональным населени- ем важное значение имеют воп росы национально - государст венного устройства. Весь опыт развития нашей страны доказал глубокую жиз ненность принципов советского социалистического федерализ ма, выработанных основателем Коммун истической партии и Советского государства Влади миром Ильичом Лен иным. Из этого исходят Конс титуция СССР и проект Основного З а кона Российской Федерации. Сближение наций и народно стей СССР в процессе коммуни стического строительства на базе единства политической и экономической системы страны, высокая степень социальной од нородности советского общест ва обусловили необходимость укрепления союзных начал. Од новременно Конст итуция СССР расширила полномочия союзных республик, закрепив за ними, например, право участия в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, право закон одательной инициативы в Верховном Совете СССР. Проект в полной мере учитыва ет эти положения. В нем .нашли отражение и особенности Российской Феде рации, связанные с наличием в ее составе автономных респуб лик, автономных областей и ав тономных округов. Взаимное доверие, сотрудни чество и взаимопомощь много численных наций и народностей, объединявшихся с русским на родом в Российскую Федера цию, — яркое свидетельство ус пехов ленинской национальной политики. Ее результатом стало разностороннее экономическое и культурное развитие всех на родов Советской России. Это убедительно подтверждается бурным ростом народного хо зяйства автономных республик. Так, за годы Советской власти промышленное производство в Бурятской, Марийской, Татар ской, Башкирской и других ав тономных республиках выросло в тысячу я более раз. Автономные округа были в прошлом самыми отсталыми в экономическом отношении рай онами республики. Почти все их население составляли сельские жители. Теперь в ряде округов в городах проживает большин ство населения. Здесь выросли такие города, как Дуд инка, Ханты-Мансийск, Анадырь, Са лехард, Сургут. За годы Советской власти 36 народностей впервые обрели свою письменность. Сейчас в республике издается литерату ра более чем на 50 языках, в том числе на языках народно стей, не превышающих по своей численности нескольких тысяч человек. 1Во всех без исключения авто номных республиках и автоном ных областях, автономных ок ругах имеются национальные театры и другие творческие кол лективы, ведутся #на местных языках радио- и телевизионные пепел ачи. Ппииятие Конс титуции СССР 1977 года означает новый шаг в развитии форм и расширении прав советских автономий. Про ект Конс титуции Российской Федерации конкретизирует со ответствующие положения со юзной Конс титуции. Расширя ются полномочия автономных республик и автономных обла стей в осуществлении государ ственных и хозяйственных дел. Похожей ия новой Конст иту ции, связанные с совершенство ванием национально-госуд ао- стенного устройства Россий ской Федерации, направлены на последовательное осуще ствление принципов дружбы и бр атского сотрудня честв а, на которых строятся отношения между нациями и народностями нашей социалистической Роди- пы. Социалистический интерна ционализм органически присущ советским людям, он стал под линной материальной силой, ус коряющей поступательное дви жение нашей страны по пути коммунистического строитель ства. Проект Конс титуции РСФСР исходит из того, что братские союзные республики — Россий ская Федерация и Украина, Бе лоруссия и Казахстан, Мо лда вия, республики Средней Азии, Закавказья и Прибалтики — со ставляют одну дружную брат скую семью. В условиях, когда во мно гих районах несоциалистиче ского мира национальная рознь принимает форму ост рых и разрушительных конф ликтов, мы, советские люди, не можем не испытывать осо бой гордости за свое сою зн ое государство. Гений Лен ина^ политика Коммун истической партии обеспечили такое ре шение национального вопро са, при котором жизненные интересы каждого народа, каждой республики сочетают ся с непоколебимым единством и могуществом великого Со ветского Союза. Товарищи депутаты! Наше общество — это общество мирйого созидательного тру да, демократии и гуманизма. Эти черты внутреннего раз вития Советского Союза оп ределяют и характер его меж дународной политики. Российская Федерация в своей внешнеполитической деятельности руководствует ся целями, задачами и прин ципами внешней политики, определенными Конс титуцией СССР. В проекте, который внесен на рассмотрение Вер ховного Совета, это положе ние получает законодатель ное закрепление. Российская Федерация, как неотъемлемая составная часть единого Советского государст ва, вносит свой вклад в реа лизацию его политики на международной арене. Прези диум Верховного Совета и Совет Министров республики участвуют в осуществлении внешнеполитических функций Союза ССР. Наряду с этим они непосредственно пред ставляют Российскую Феде рацию в международных от ношениях, осуществляют кон такты с руководящими орга нами национальных и адми нистративных единиц — рес публик, штатов, земель — д. составе других государств. Более 30 министерств и ве домств РСФСР принимает участие в экономическом, на учно-техническом и культур ном сотрудничестве с зару бежными странами, многие из них участвуют в работе, международных организаций. Широкое развитие получили связи по линии породненных городов, а также краев и об ластей. Трудящиеся республики вме сте со всем советским наро дом горячо поддерживают ле нинскую внешнюю политику КПСС и Советского государ ства. Она направ лена на обеспечение благоприятных международных условий для построения коммунизма в СССР, на развитие братского сотрудничества- с социалисти ческими странами и укрепле ние позиций мирового социа лизма. Неизменной чертой на шего внешнеполитического курса является поддержка борьбы народов за националь ное освобождение и социаль ный прогресс. Советский. Союз прилагает усилия к то му, чтобы до конца устра нить угрозу ядерной войны, углубить и упрочить разрядку, достичь ограничения вооруже ний и перехода к разоруже нию. Наша страна выступает за последовательное осуще ствление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным стро ем. Благодаря настойчивой, целеустремленной деятель ности Советского Союза, Коммун истической партии, Ц К КПСС, По литбюро Ц К и лично Леон ида Ильича Бреж нева в последние годы уда лось добиться заметного оздо ровления международного климата. Однако в м ире про должают действовать силы реакции и агрессии. О ни соз дают очаги напряженности, провоцируют военные конф ликты, подстегивают гонк вооружений. Опред еленными кругами в США и других странах НА ТО вынаш иваются опасные планы развертывания новых видов оружия массо вого уничтожения. Все это требует постоян ной бдительности, неустанной заботы об охране мирной жиз ни советских людей. Защита социалистического Отечества опреде лена в Конст итуции СССР как дело всего народа и отнесена к важнейшим функциям 'нашего государства. В представленном на ваше рассмотрение проекте устанав ливается, что Российская Фе дерация вместе с другими братскими республиками уча- ( Окончан ие на 3-й стр).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz