Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
« иш т ж т я и и я Раз мышления и выводы ГОД НАЗАД НА ПЕРВОЙ ВЫПУЩЕННОЙ В «ЛЕНИНСКОМ ЗНАМЕНИ» СТРАНИЦЕ «РАБОЧАЯ ЖИЗНЬ» БЫЛО ОПУБЛИ КОВАНО ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕТАЛЛУРГА ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИ ЧЕСКОГО ТРУДА И. П. КУПРИЯНОВА «НЕ ХОДИТЬ ПО ГРИ ВЕННИКАМ». С НЕГО НАЧАЛСЯ РАЗГОВОР О БЕРЕЖНОМ, ХОЗЯЙСКОМ ОТНОШЕНИИ К ТЕМ БОГАТСТВАМ, КОТОРЫ МИ ВЛАДЕЕТ НАШЕ ОБЩЕСТВО. ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ ПРЕД СТАВЛЯЕТ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. МЫСЛЯМИ О ТОМ, КАК РА ЦИОНАЛЬНО ЕГО РАСХОДОВАТЬ, ГДЕ И ЗА СЧЕТ ЧЕГО МОЖНО СОКРАТИТЬ ПОТЕРИ ДОРОГИХ МИНУТ И ЧАСОВ, СЕГОДНЯ ДЕЛЯТСЯ РАБОТНИЦА В. К. РУЦКАЯ И ТОКАРЬ А. Е. МЕРЗЛИКИН. МИНУТЫ Б Е Р Е Г У ПОЧИН ДЕЛОМ КРАСЕН Не раз мне приходилось на блюдать, как возле проходных нашего зазода скапливается масса людей из самых различ ных цехов, когда стрелки ча сов показызают 16.00 — время окончания первой смены. Не которые могут, конечно, ска зать: «Нашел к чему при драться. Рабочий же день за кончился!» Действительно, рабочий день закончился, тут нечего возразить. Но кто зна ком со сменным графиком предприятия, тот хорошо себе представляет, что за несколь ко минут просто невозможно убрать свое рабочее место, побывать в душевых, сменить спецовку на чистую одежду. Выходит, чтр многие люди, которые минуют проходные Липецкого тракторного завода, оставили свои рабочие места как минимум за 30 минут до окончания смены. Это не просто мое личное предположение. За годы рабо ты на предприятии я убедил ся, что для некоторых закан чивать смену раньше стало просто привычкой. Отдельные станочники минут за десять до перерыва уходят на обед, опаздывают, возвращаясь с него, могут бродить без дёлё по цеху. Вот так и убегают драгоценные минуты. Как-то раз занялся подсче том. В среднем квалифициро ванный токарь нашего цеха обрабатывает за час семнад цать деталей. Знач.ит, если ежедневно он теряет по часу, то будет выточено на 17 де талей меньше. А если посчи тать в масштабах завода? Меж ду тем, резервы эко номии времени есть у каж дого рабочего. Допустим, я свои обязанности буду вы полнять добросовестно, но мне вовсе не безразлично, как станут бороться за эконо мию времени другие станоч ники. Вот я и решил выступить с призывом начать соревнова ние тракторостроителей под девизом: «Каждую рабочую минуту — на службу пятилет ке!». Мне хотелось, чтобы все мои товарищи обратили вни мание на наш главный резерв. И действительно, скоро в на шем пятом тракторном цехе началось движение за рацио нальное использование каж дой минуты. Инициативу одоб рил партком завода и реко мендовал распространить ее в других цехах. Были даже сос тавлены заводские мероприя тия. Ну, а дальше что? За хорошим девизом долж ны следовать конкретные де ла, строгий контроль за ис пользованием рабочего време ни, правильная организация производства. Но порой при ходится наблюдать даже в нашем цехе, как нерачительно относятся отдельные станоч ники не только к минутам, но и часам. Конечно, бывает, что нас несвоевременно обеспечи вают нужными заготовками, но тогда человек должен поспе шить получить у мастера на ряд не другую работу. В борьбе за экономию ра бочего времени важно все: воспитание сознательности у самих исполнителей, добросо вестное отношение людей к своим обязанностям, научная организация производства, распространение пеоедового опыта. Но главное, на мой взгляд, каждый из нас должен уважи тельно относиться к своей ра бочей минуте. Не отбывать на производстве положенное время, а каждую смену тру диться с наивысшей отдачей. А . М Е Р З Л И К И Н , ; т о к а р ь п я т о г о т р а к т о р н о го ц е х а Л Т З . Мы очень часто и много го ворим о том, что необходимо дорожить каждой минутой ра бочего времени. Обычно раз говор сводится к тому, что нужно своевременно обеспе чивать бригады материалами, предостТГвлять фронт работ, добиваться такого положения, при котором не было бы ни минуты простоя оборудования. Все это, конечно, правильно. Только есть еще один важный резерв, а о нем почему-то ред ко упоминают. Я имею в виду потери, которые в сводках и отчетах квалифицируются, как неявки с разрешения админи страции. В любой организации, на любом предприятии ежеднев но торяются сотни часов не по вине прогульщиков или нару шителей дисциплины. Это, так сказать, потери, без которых трудно обойтись. В самом де ле, как можно, например, не отпустить заболевшего чело века в поликлинику? Как задер жать женщину-мать, если ее вызвала в школу? Недавно группа обществен ников провела рейд-проверку работы автотранспорта, заня того на перевозке строителей, сооружающих шестую, домен ную печь. И что же оказалось? Более пятисот человек не пришли к моменту отправле ния автобуса и, естественно, опоздали на работу кто на 30 минут, а кто и на час. Как вы яснилось, причина была одна: Детские учреждения еще не начинали работу к моменту от правления азтобусов. Люди вынуждены были дожидаться их открытия. Подобные приме ры —- не единичны. Тысячи часов драгоценного рабочего времени теряются из-за несо гласованности действий быто вых, автотранспортных и дру гих учреждений. Разве нельзя перенести начало работы дет ских садов на полчаса рань ше? Или перевести их, нако нец, на двухсменную работу? У нас, например, очень часто отпрашиваются люди в по ликлинику. Находится она в нескольких километрах от объектов, где трудятся рабо чие. Я имею в виду поликли нику трубного завода. Кстати, сказать, учреждение это ста рое, не соответствует совре менным требованиям. Но главное, что после смены вра чей там уже не застанешь. Особенно много жалоб на Qa- боту процедурного кабинета. Люди выстаивают длинные очереди и зачастую так и ухо дят ни с чем. — Вспоминается время, когда шло строительство второго конверторного цеха. На объ екты постоянно приезжали врачи — терапевты, стоматоло ги, оказывали на месте необ ходимую помощь. Сейчас эта форма обслуживания забыта. Большие трудности для жен- щин-работниц представляет и организация торговли промыш ленными и продовольственны ми товарами. Опыт магазина «Одежда», практикующего вы езд на стройплощадки со свои ми товарами, еще не получил должного распространения. Почему бы липецким торгую щим организациям не взять на вооружение опыт москвичей, которые создали на крупных предприятиях столы заказов, где можно заранее заказать молочные, хлебобулочные из делия и после работы полу чить продукты? Можно просто подивиться тому, что порой часы обеден ного перерыва магазинов, па рикмахерских, служб быта совпадают с обеденным вре менем рабочих. Налицо яв ное безразличие к интересам тружеников промышленности и строительства. Минуты сутки берегут. Об этом должны помнить не толь ко руководители, ответствен ные за организацию прризвод- ственного процесса, но и те, кто возглавляет службы быта, торговли, здравоохранение, ко му дороги результаты нашего общего труда. В. Р У Ц К А Я , н о р м и р о в щ и ц а , п р е д с е д а т е л ь п о с т р о й к о м а С У -3 т р е с т а « П р о м с тр о й » . СЛЕДОВАТЬ ЗАКОНУ В редакцию пришло письмо, в котором сообщалось, что часть рабочих отдела капиталь ного строительства завода «Свободный сокол» периодиче ски оказывается без основной своей работы. Предприятие строит хозяйственным спосо бом жилье. Случается, что один объект закончен, а на следующем‘еще нет дела для штукатуров или маляров. Тог да людей переводят на рабо ты не по специальности. При этом заработки падают, опла та труда производится, как заблагорассудится руководст ву ОКСа. В конце письма со держалась просьба помочь ра зобраться и навести порядок. С участием правовой ин спекции облсовпро фа редакция про верила сигнал, поступи вший с завода «Свободный сокол». Оказалось, что администрация О КСа нарушает предусмотрен ный КЗОТом порядок перевода трудящихся на временную ни- жеоплачиваемую работу. Слу чается, что при отсутствии фронта работ штукатуров, ма ляров временно используют не по специ альности. Это до пу ск ается законом. Но дол жен быть изд ан соответству ю щий прик аз, в котором указывает ся, в связи с чем пере водится человек, куда и на какой срок. В О КСе же такие переводы не о формля ю тся письменным при к азом. Законодательством (статья 27 КЗОТа РСФСР) предусмот рено, что за рабочими и слу жащими, переведенными вследствие простоя на нижеоп- лачиваемую работу, сохраня ется средний заработок на все время перевода. Если же на новом месте человек не выпол няет нормы выработки, за ним остается его тари фная ставка. Руко водители О КСа, в нару шение этой статьи оплачивают две недели по среднему зара ботку, а остальное время — по выполненной работе, что неза конно. Н а д е ж д а К о н с т а н т и н о в н а Н е т е с о в а р а б о т а е т эл е к т р о м о н т а ж н и ц е й в с б о р о ч н о м ц ех е Л и п е ц к о г о с т а н к о с т р о и т е л ь н о го з а в о д а и с ч и т а е т с я к в а л и ф и ц и р о в а н н ы м с п е ц и а л и с т о м . О н а в ы п о л н я е т о т в е т с т в е н н ы е о п е р а ц и и н а м о н т а ж е эл е К тр о п ан ел е й . У ч еб а в Л и п е ц к о м п о л и т е х н и ч е ск о м и н сти ту те н а в еч ер н ем о т д е л е нии х о р о ш о п о м о г а е т е й . О н а у с п еш н о с о ч е т а е т у ч е б у и р а б о т у с о б щ е с т в е н н о й д я т е л ь н о - с ты о д е п у т а т а г о р о д с к о г о С о в е т а . В с в о и с о ц и ал и с ти ч е ск и е о б я з а т е л ь с т в а р а б о т н и ц а з а п и с а л а т а к о й п у н к т : к о д н ю о т к р ы т и я X V III с ъ е з д а В Л К С М п о л у ч и ть л и ч н о е к л ей м о , д а ю щ ее п р а в о с д а в а т ь п р о д у к ц и ю с к о м с о м о л ь с к о й г а р а н т и е й . Н а с н и м к е: Н . К . Н е т е с о в а ( с л е в а ) п е р е д а е т о п ы т с в о е й у ч е н и ц е— м о л о д о й м о н т а ж н и ц е Г а л и н е Ч а п у л ь . Фото Ю . А р д а ш е в а . ТЫ В ЛЮДИ ВЫВЕЛА МЕНЯ... Коллектив завода «Эльта» отмечал свое пятнадцатилетие. В зале яблоку негде было упасть. Тут и ветераны, чьими руками поднимались корпуса цехов, молодежь, недавно пришедшая на предприятие. Праздник совпал с другим р а достным событием — награж дением группы заводчан орде нами и медалями Союза ССР. Среди них был а слесарь ре- монтнс-механического цеха Е. С. Черных, удостоенный ор дена Трудового Красного Зна мени. Закончилась о фициальная часть. Начался концерт худо жест венной самодеятельности. На сцену вышел Евгений Самуилович Черных. На его груди поблески вал новенький орден. Глянул в зал и негро м ко н ачал: По пр ивычке, в л ю бую погоду, Из-под кр ана лицо осве жи в, Я шага ю к родному заводу, Чтоб работать и, стало быть, жить... З ал взорвался аплодисмен тами. Каждый из сидящих по нял, что стихи эти относятся и к нему. ...Восемь детей было в семье Черных. Старшая дочь Елена родилась в первый год Совет ской власти, младший Женька — в .канун двадцатилетия Октября. Ничего особенного не было в жизни Евгения до при хода на «Эльту». Учился, ра ботал. Тринадцать лет назад в ремонтно-механическом поя вился новый слесарь. Замкну тый, неразговорчивый. Но на работу оказался цепкий, спо собный. В те дни монтирова лось оборудование. Рождался завод. Каждый день — новое дело. Постепенно рос его автори тет. Вскоре у вчерашнего Женьки свои ученики появи лись. Сегодняшний опытный слесарь, кавалер ордена Тру довой Славы III степени Сер гей Кондрашов тоже считает Евгения Самуиловича своим наставником. Когда Е. С. Черных прини мали в партию и председатель ствующий спросил, какие бу дут вопросы, из зала раздались голоса: — ЗнаемГ — Наш парень, эльтовский! Высок сегодня авторитет у члена парткома завода. Доб рыми делами подкрепляет он егс. Одним из первых брал обязательство выполнить план двух лет к 60-й годовщине Ок тября. Выполнил на месяц раньше. План трех лет Евгений Самуилович такж е решил за вершить досрочно, к 7 октяб ря. Как-то его попросили: «По делись секретом свсих успе хов». «Я обгоняю время пото му, что не курю»,— шутливо ответил он. В каждой шутке есть доля' правды. Черных очень дорожит рабочим вре менем, творчески подходит к выполнению любых задач. Недавно передовому слесарю поручили изготовление меха низма, который должен усо вершенствовать сложную опе рацию «обрезку тубуса». «Мы на тебя надеемся,— сказал мистер, новшество твое по зволит ускорить прохождение изделия по всему технологиче скому циклу». Конечно, этого можно было бы и не говорить. Евгений Са- муилозич все равно выполнит задание на отлично. Мно-гогранны интересы сле саря Черных. Лю бит 4 он в Сво бодное время поигр ать на ги таре, послуш ать хорошу ю пес ню, з а пис ать ее их магнитофон. Л ю бит стихи. Его настоящая страсть — .худо жест венная с а модеятельность. ..И вот он стоит в свете про жекторов перед переполнен ным залом и читает стихи, на писанные заводским автором: А дорога ведет словно песня К милым сердцу моим корпусам. С давних пор мне, ребята, известно, Что частица завода — я сам. Г. С К А Р Е Д Н О Е В Е С Т И С Ф А Б Р И К И ЗАВОД ОВ ПЯТИЛЕТКУ — ЗА ТРИ ГОДА В нашем коллективе широко развернулось соревнование за досрочное выполнение зада ний десятой пятилетки. Взве сив свои возможности, я ре шил завершить личную пяти летку за три года. Работая на автомашине ЗИЛ-130, я при способил к машине прицеп и сейчас вожу автопоезд. Каж дый рейс беру не менее де сяти тонн груза. Мой маршрут обычно пролегает до Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик. Приятно, что труд водите лей не остается незамеченным. Мне, например, присвоено звание лучшего шофера Ли пецкого транспортного управ ления за прошлый год. Обещаю отработать без ка питального ремонта не менее 100 тысяч километров. В. В А С И Н , ш о ф ер Л е б е д я н с к о й а в т о к о л о н н ы № 14 97. СДАЮТ ПРОДУКЦИЮ БЕЗ КОНТРОЛЕРА В нашем металлозаготови- тёльном цехе отлично работа ют наладчики автоматов Ю. Овсянников, А. Мешков, Н. АИикин, похрасчицы дета лей М. Полякова и Е. Афанась ева. Ударники коммунистиче ского труда вот уже целый год сдают продукцию с первого предъявления, без контроле ров. Недавно в торжественной обстановке передовикам про изводства вручено личное клеймо. Р . Ф Е Д Я Н И Н А , п р е д с е д а т е л ь ц е х к о м а м е т а л л о з а г о т о в и т е л ь н о г о ц е х а з а в о д а « Э л ь т а » . ПОЛЕЗНОЕ НОВШЕСТВО В котельном отделении энер горемонтного цеха Новолипец кого металлургического заво да разработано и внедрено ин тересное новшество. Мастер Ю. А. Репников приспособил аппарат, которым обычно вы полняется автоматическая сварка, для резки листового металла толщиной до 20 мм. Для этой цели к аппарату крепится кронштейн с втул кой, в которую вставляется резак. На перестройку аппарата Со сварки на резку затрачивается, всего десять минут. В . М А Р Ч Е В С К И Й , с т а р ш и й м а с т е р к о те л ь н о го о т д е л е н и я эн е р го р е м о н т-. н о го ц е х а Н Л М З . ВЕТЕРАН ВЕДЕТ ЗА СО БОЙ КОЛЛЕКТИВ Личным примером ведет за собой коллектив участка меха нического цеха Чаплыгинского завода агрегатов мастер Ни колай Илларионович Андреев, проработавший на предприя тии двадцать семь лет. Учас ток его в третьем году пяти летки систематически перевы полняет задания на 10—15 процентов, выпускает остовы ротора, крышки и кольца для центрифуг только высокого качества. С. А Ч К А С О В , р а б о т н и к Ч а п л ы ги н с к о го з а в о д а а гр е га т о в . НА Ц ЕХ О ВУ Ю С Е Р Е Д И Н К У Р А Н Г О М . . . П О Р А Ц И О Н А Л И З А Ц И И ты с новаторами производства. Коротко ее можно охарактери зовать так: «Рангом по рацио нализации». Отклоняя пред ложения рабочих, служба главного инженера, плановый отдел, главная бухгалтерия с широко распростертыми объя тиями встречают рационализа торов рангом повыше. Их «новшествам» всегда открыта зеленая улица. Только что это за рациона лизация, смех да и только. Бот один пример. Начальник энергохозяйства управления Н. М. Зеленский, главный ин женер этого хозяйства И. И. Хрюкни, мастер энергохозяйст ва В. С. Плуткевич внесли «глубоксАшслеиное^ предло жение, что пора отключить электрические плитки, предназ наченные для отопления ма шинных залов на тяговых подстанциях. Плитки отключи ли. Авторам «предложения»' выплатили неплохое вознаграж дение. Правда, возник сразу же вопрос: что ж е делать дальше? Чем обогревать поме щения? На этот вопрос после довал мудрый совет: «Нужно уплотнить двери, чтобы холод ие проникал в помещение». Смех и грех! А сколько та ких гере-предложеный, к сож а лению, еще квали фициру ю тся как рационализаторские, щедро вознагра жд а ю тся. Так, «новшество» начальника вагоноремонтных мастерских B. В. Кузьмина и главного ин женера трамвайного депо А. А. Плешивцева состоит в том, что они предложили пе ревести ремонт тележек на поточный метод. Иными слова ми, выполнили то, что было им положено по должности. Однако предложение тотчас признали рационализаторским, «накрутили» экономический э ф- * фект, и авторы получили 248 рублей вознагра ждения. Еще д альше пошел в «твор ческих изысканиях» бывший главный ин женер упр авления C. С. Пиликин. Он внес «дель ную» мысль: заменить покуп ные компостеры для гашения билетов на компостеры, изго- ' товленные на заводе специнст- румента и техоснастки. И этот «новатор» незаконно положил в карман 320 рублей. Любители погреть руки на «легкой» рационализации, к сожалению, еще встречаются. Так, за предложение об изме нении места строительства ки нотеатра в 9-м микрорайоне Ли пецка начальник СУ- 1 треста «Жилстрой» Ю. А. Пастухов, начальник технического отдела треста А. Ф. Иванников и начальник ПТО О. Д. Трофи мов получили 500 рублей. Однако при вязка кинотеатра была у же вы полнен а институ том «Лн пецкгр а жд аи проект » за полгод а до под ачи предложе ния строительных «ноз аторов». . Совершенно анекдотический случай произошел в у пр авлении механизации № 2 треста «Ли- пецкетроймех анизация». Тут за короткое время был пед ан ряд предложений, суть кото рых с водилась к одному — за менить сваи длиной II метров на более короткие. В первый раз с трудом, но в предложе нии отыскали некоторую но визну. Это окрылило других, и анал огичиые рекоменд авди' буквально посыпались в БРИ З. В итоге незаконно вы плачено. 2,5 тысячи рублей воз награждения. А ведь в этом же тресте ждут не дождутся своего ре шения коренные проблемы — здесь большие затраты ручного труда на отделочных работах, плохо используются машины и механизмы. Но над решением этих вопросов нужно действи тельно «лсломать голову». Но зачем? Есть более легкие пути. Небезызвестный Остап Бен дер знал 360 способов честного добывания денег. А вот до то го, чтобы получать вознаграж дения, не прилагая никакого труда, кроме описания «боро датых» новшеств, предложен ных другими, даж е он не до думался. А. БАЮКАНСКИЙ. вым. Дни шли за днями: но ни ответа, ни привета. Набрав шись смелости, он пошел в тех отдел. Кое-как нашли его бу маги. И резолюцию на них об наружили за неразборчивой подписью: «Технической новиз ны не представляет». Следо вательно, в архив, в корзину, весь труд насмарку. Несколько сгладило огорче ние одно обстоятельство. Од нажды, разговорившись с электромонтерами Л . Ф. Кур дюковым и В. А. Меснянкиным, Ю. С. Голощапов узнал, что их рационализаторские пред ложения также были признаны негодными, тоже не имели, по отзывам главного инженера, «технической новизны». Но позднее компетентная комиссия признала рационализаторские предложения рабочих «весьма ценными и необходимыми». Хотя это не привело к их внедрению. В Липецком трамвайно- троллейбусном управлении су ществует особая с и сте м а рабо* Д ва года назад на Елецком элементном заводе начали выпускать щелочные элементы, предназначенные для карман ных фонариков, радио приемнико в, магнитофонов. Одним из п ервых освоил их коллектив десятого цеха. Среди энтузиастов освоения нового вида изделий был и ударник коммунистич е ского труд а наладчик автоматов Николай Павлович -Лыков. Биография этого человека. вполне обычна и характерна для многих электрохимиков предприятия. Учился, работал на стройке. Потянуло к машинам, станкам. Механизмы любил с детства. И сейчас Николай Павлович очень доволен. От на ладчика автоматов зависит успешная работа всего технологи ческого цикла. И эта ответственность заставляет его заботли во ухаживать за техникой. Щелочные элементы — перспективный вид продукции пред приятия. И выпуск ее будет постоянно расти. Намечено в де сятом цехе увеличить изготовление батарей с 5 до 36 миллио нов штук. Для этой цели сейчас в цехе проходит монтаж ше сти автоматических линий по производству щелочных эле ментов «Салют» и «Свет». Кстати сказать, первому изделию с нового года предоставлено высокое право носить государст венный качества. Николай Павлович также не стоит в стороне от этого важного дела, помогает монтировать новое оборудование. Н а с н и м к е : н а л а д ч и к а в т о м а т о в д е с я т о г о ц е х а Е л е ц к о го эл е м е н тн о го з а в о д а Н. И. Л ы к о в . Фото Ю . А р д а ш е в а . Настоящие рационализаторы почти всегда немножко фанта зеры. К их числу принадлежал И токарь Липецкого трамвай но-троллейбусного управления Ю. С. Голощапов. Сидя в ноч-. ной тишине над. эскизом свое го щеткодержателя, он еще и еще раз шли фовал схему при способления, которое лично придум ал. Наконец, работа была завер шена. Не без волнения рацио нализатор переступил порог к абинета главного ин женер а у пр авления В. А. Савостикова. — Что у вас? — спросил гл авный ин женер. — Посмотрите, пож алуйста, я кое-что придум ал. — Голо ща по в протянул эскизы и вы кладки. — Хорошо, мы рассмотрим ваше предложение. Л ю бой начин ающий автор знает, как трудно считать дни, ожидая решения авторитетных органов о проделанной работе. Так было и с молодым рацио нализатором Ю . С . Г о л о щ а п о -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz