Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ш К ОЛЬН А Я ПЯТИ ДН ЕВ К А : ЛИ ПЕЦК И Й ЭК СПЕРИМ ЕНТ ----- ---------------------------------- С Т А Т Ь Я Т Р Е Т Ь Я ------------------------------------------- В №№ 55, 56 1978 года «Ленинского зна- г. Липецка — введении школьной пятидневки мени» редакция опубликовала статьи в практику учебного процесса. В первых двух доцента Липецкого педагогического институ- материалах рассказывалось о том, как оцени­ те К. А. Москаленко об эксперименте, прове- вают новшество сами дети и их родители, денном под его руководством педагогами в Сегодня мнения об эксперименте высказыва- начальных классах средних школ №№ 3, 9, 49 ют учителя. В 1976—77 учебном году экспериментальное обучение проводили учителя Е. М. Алек­ сеева, Т. Н. Жукова, Н. М. Картавая, А. Г. Казьмина, А. А. Мещерякова, А. А. Перегудо­ ва, Р. В. Пронина, А. Н. Фро­ лова, М. К. Хадарина (СШ № 3), В. Ф. Бескоровайная, И. С. Бобылкина, В. В. Вара­ кина, Т. А. Знаменская, Г. Н. Костина, 3. К- Рымаренко, Ф. С. Трегубова, Т. Ф. Федо­ сеева, Т. Г. Шмелева (СШ № 9), А. И. Балашова, Н. Е. Багрова, В. С. Волокитина, Т. И. Глазкова, М. А. Денисо­ ва, Н. Н. Костенко, А. Б. Рай­ кова (СШ № 49). Учителя начальных классов средней школы № 3 г. Липец­ ка сделали два выпуска в ус­ ловиях обучения по школьной —..пятидневке с резервным днем. В мае 1977 года от 25 учи­ телей экспериментальных классов были получены анке­ ты, в которых предлагалось v ответить на пять вопросов. Первый: «Ваше мнение об обучении с резервным днем? Что это дает для учителя?». Все учителя отметили, что по­ явилась возможность больше уделять внимания слабым ученикам; лучше осуществлять индивидуальный подход к уча­ щимся, ученики, пропускающие школу по болезни, не отстают в учении. «Обучение с резервным днем мне очень помогает в работе со слабыми учениками, а так­ же с теми, которые пропуска­ ют по болезни. В этот день можно с большой отдачей ра­ ботать с ними: и объяснить, и повторить, и поупражняться— - по рурскому языку, математи­ ке, чтению. Этот день прямо- таки необходим для учителя» (Р. В. Пронина. СШ № 3). «Занимаясь в субботу со сла­ быми, нам удается проверить их знания глубоко, помочь ус­ воить трудный для них мате­ риал, закрепить его. В резуль­ тате резервного дня слабыми учащимися усвоена програм­ ма». (В. Ф. Бескоровайная, СШ№9),' «В начале учебного года по субботам занималось 12—15 человек, к концу года — 7—8». (Е. М. Алексеева, СШ № 3). «Лена Саакян, девочка из Армении, плохо запоминала буквы, слабо считала. Только суббота помогла ей перейти во второй класс». (А. А. Меще­ рякова. СШ № 3). 15 учителей отметили, что отпадает необходимость в до­ полнительных занятиях в те­ чение недели — весь класс учится ровно. Обучение по-но­ вому положительно повлияло на разные группы учащихся — сильные, средние и слабые, повысилась успеваемость в каждой из них. «Занятия с резервным днем являются одним из стимулов эффективности и качества обу­ чения учащихся... Они вызвали желание у детей учиться луч­ ше, внимательнее слушать, ак­ куратно и точно выполнять задания на уроках и дома», (М. К- Хадарина, третий класс «Б». СШ № 3). Учитедя отме­ чают, что при школьно;) пяти­ дневке (20 уроков) дети не утомляются. После двух вы­ ходных (80 процентов детей) младшие школьники приходят в школу хорошо отдохнувшие, бодрые, они активнее работа­ ют пять дней. Из 858 учеников не успевают лишь 5 перво­ классников, которые будут проходить медико-педагоги­ ческую комиссию. Наконец, на последний во­ прос — выполнима ли госу­ дарственная программа при школьной пятидневке с резерв­ ным днем —. все учителя дали положительный ответ. Одиннадцатилетний липец­ ко-элистинский эксперимент «Школьная пятидневка с ре­ зервным днем» показывает, что около 80 процентов млад­ ших школьников усваивают новые программы при двадца­ тиурочной пятидневке, В печати появляются пред­ ложения о том, чтобы «прово­ дить в начальной школе еже­ дневно пять уроков (вместо -------- * 4. --------- нынешних четырех), но по со­ рок минут. Таким образом, за пять дней дети получат 25 уроков вместо 24 при шести­ дневной неделе. Если постро­ ить ежедневно расписание так, чтобы среди этих пяти уроков были рисование, музыка, физ­ культура, труд, перегрузка бу­ дет исключена, а лишний день отдыха, преимущества которо­ го не нуждаются в доказатель­ ствах, обеспечен». (И. Овчин­ никова. «Школа и пятидневка». Газета «Известия» от 18 нояб­ ря 1977 года). Мы считаем, что этот, казалось бы, самый простой, быстрый и легкий путь создания школьной пяти­ дневки не приемлем. Он не устранит перегрузку ни школь­ ников, ни учителей и приведет к нежелательным последстви­ ям. Сделаем несколько заме­ чаний. Первое. Объем статьи не по­ зволяет показать фотографию объединенного урока, показать, как и сколько младшие школь­ ники перерабатывают инфор­ мации в условиях структурно­ го усвоения материала, актив­ ных видов деятельности. Та­ кой пятиурочной нагрузки в течение пяти дней школьники не выдержат. Второе. Не всем детям мож­ но предоставить лишний день отдыха по многим мотивам. Некоторые учреждения и ро­ дители постоянно работают в субботу: металлурги, железно­ дорожники, городской транс­ порт, торговля и т. д. Млад­ шего школьника нельзя остав­ лять одного в квартире наеди­ не со спичками, газом и элек­ троприборами. В нашем экс­ перименте пять раз в году учи­ теля дают всему классу вто­ рой выходной, но за две—три недели об этом предупрежда­ ются все родители. Наши исследования говорят о том, что для 20 процентов детей совершенно необходимы занятия в субботу. Это дети из неблагополучных семей и детк, периодически пропускающие школу по болезни и состоянию здоровья, переезжающие в го­ род из глубинных однокомп­ лектных школ или из автоном­ ных и союзных республик, Обучение с резервным днем более гуманно- и демократич­ но. На наш взгляд, школьная пятидневка без резервного дня преждевременна. В субботу совершенно необходимо еще 3—4 урока заниматься с двад­ цатью процентами детей. Осо­ бую необходимость в резерв­ ной субботе испытывают и учителя, и дети, и родители во время эпидемий гриппа.. Тогда в субботу приглашаются (и добровольно приходят) и от­ личники, и хорошисты, и ко­ нечно, «слабые». Учителя экспериментальных классов единодушно отмечали, что «слабые» ученики усваива­ ли программу и переходили из класса в класс благодаря ре­ зервной субботе, которая «из­ лечивает» от второгодничесг- ва. Педагоги делали для себя «открытие»: дети, которых они считали неспособными, ус­ ваивали материал после трех­ пятиразового объяснения. Про­ сто темп мыслительной работы «слабых» был в два—три раза ниже, чем у средних и силь­ ных учеников. Занятия с этими детьми требуют величайшего терпения и исключительного педагогического такта, особой методики. Учителя сами долж­ ны быть спокойными, отдох­ нувшими. Ученые Ростовской лабора­ тории НИИ школ Министер­ ства просвещения РСФСР ус­ тановили, что «из 2000 обсле­ дованных случаев устойчивой неуспеваемости па первый план выходят проблемы в раз­ витии умений учебно-познава­ тельной деятельности (45 про­ центов), утвердившееся под влиянием ряда факторов отри­ цательное отношение к уче­ нию (14), крайне неблаго­ приятные семейные влияния (13), большие пробелы в зна­ ниях за прелыдущие классы, которые сами по себе начина­ ют играть уже роль доминиру­ ющей причины неуспеваемо­ сти (11). «Рекомендации по предупреждению и преодоле­ нию неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ». (Просвещение, 1976, стр. 7). За­ нятия со слабыми учениками в субботу (8—10 человек) спо­ собствуют устранению всех выше перечисленных причин устойчивой неуспеваемости учащихся. При обучении с резервным днем школа и семья в суббо­ ту напоминают чаши весов или сообщающиеся сосуды, урав­ новешивающие, дополняющие друг друга, наполненные еди­ ным стремлением помочь, за­ менить и дополнить друг дру­ га. В пользу школьной пяти­ дневки с резервным днем гово­ рит и такое обстоятельство (его заметили учителя СШ № 3 г. Липецка): за одиннад­ цать лет проведения экспери­ мента с пятидневкой в I—IV классах не появилось ни одно­ го учеАка, надевшего очки. Дело, видимо, в том, что при школьной щестпдневкс часто проводились дополнительные занятия пятыми—шестыми уроками, а младшие школьни­ ки занимаются во вторую сме­ ну. Большая нагрузка на зре­ ние плюс общее утомление и приводили к тому, что к 3—4 классам у некоторых детей ухудшалось зрение, и они на­ девали очки. При школьной пятидневке никаких дополни­ тельных занятий в течение пе­ дели не проводится, ученики более четырех уроков в день не. занимаются, а в субботу (8—10 учеников) учатся обыч­ но три урока. Ослабление глазной мышцы, приводящее к близорукости и очкам, связано и с общей мышечной слабо­ стью детского организма. При школьной пятидневке дети ста­ ли больше двигаться, хорошо отдыхать. Общее укрепление организма и явилось, надо по­ лагать, основной причиной то­ го, что в младших классах пе­ рестали появляться «очкари­ ки». Из г. Элисты также получе­ ны анкеты родителей, учите­ лей и характеристики учащих­ ся, которые постоянно занима­ ются в субботу. В них отме­ чаются те же положительные стороны пятидневки с резерв­ ным днем, которые характерны для школ г. Липецка. Большую помощь в оснаще­ нии эксперимента противошум­ ными наушниками, настенными таблицами, математическими карточками и другим разда­ точным материалом для уча­ щихся оказали липецкие обла­ стной отдел народного образо­ вания и институт усовершенст­ вования учителей. Но значи­ тельные трудности остаются в оснащении учителей календар­ но-тематическими годовыми планами, конспектами уроков, методическими рекомендация­ ми и т. д. Самой жизнью поставлен во­ прос о/ школьной пятидневке. Мы проверили несколько ее вариантов. Самой реальной и жизненной (на первом этапе перехода к сокращенной неде­ ле) оказалась пятидневка с резервным днем. Она выдер­ жала трудный экзамен и про­ верку временем. К. МОСКАЛЕНКО, доцент Липецкого педагогического института. ОТ РЕДАКЦИИ: Заканчивая сегодня публикацию матери­ алов о липецком эксперимен­ те — введении школьной пяти­ дневки в учебный процесс младших классов средних школ №№ 3, 9, 49 г. Липецка, редакция надеется, что каши читатели, родители, учителя, заинтересованные в разгово­ ре, продолжат его, выскажут свои мнения и предложения по распространению опыта в других школах. Итак: школь­ ная пятидневка — «за» и «против»! ОБ ЛАСТНОЙ СЕМИНАР ПИОНЕРВОЖАТЫХ В течение пяти дней в зоне отдыха Новолипецкого метал­ лургического завода — Сухо- борье проходил областной семинар старших пионервожа­ тых школ. За это время его участники на теоретических и практических занятиях почерп­ нули немало полезных знаний, которые помогут им в дальней­ шем совершенствовании всей воспитательной работы с деть­ ми.4 С докладом «О задачах пио­ нерских дружин по выполне­ нию постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное поль­ зование учебниками учащими­ ся общеобразовательных школ» выступила методист областно­ го института усовершенствова­ ния учителей С. Ь. Калпнспко. Участники семинара прослуша­ ли ряд лекций и докладов, с которыми выступили заведую­ щий кабинетом истории Всесо­ юзной пионерской организа­ ции Московского городского Дворца пионеров В. Я. Игош- кин, сотрудник сектора исто­ рии НИЦ при ЦК ВЛКСМ Л. В. Лебедева, заведующая отделом газеты «Пионерская правда» Г- М. Полешук, препо­ даватели Липецкого пединсти­ тута профессор Н. И. Кузьмин, доцент С. А. Шмаков. Теоретический цикл занятий охватывал такие темы, как роль старшего вожатого в ор­ ганизации свободного времени пионеров и школьников, вос­ питание учащихся на револю­ ционных, боевых и трудовых традициях советского народа, планирование работы пионер­ ских дружин и отрядов, за­ дачи пионерских организаций по подготовке к XI Междуна­ родному фестивалю молодежи и студентов на Кубе и другие. Участники семинара провели практические занятия «Октяб­ рята по стране Октября», по переплетному делу, состоялся фестиваль пионерской песни, интересно прошла встреча . с работниками обкома ВЛКСМ, просвещения. НАША ЕКАТЕРИ НА ВА СИЛЬЕВ НА Едва забрезжит рассвет, только прозвенят первые трамваи, а жители дома № 2 по улице Гагарина в Липецке уже слышат звуки скребков во дворе. Это Екатерина Васильев­ на Алленых — дворник нашего дома, очища­ ет от снега и льда дорожки и тротуары, кры­ лечки и подходы к ним. И чем больше беснуется метель, чем боль­ ше снегом заваливает наш двор и примыка­ ющие к дому подходы, тем старательнее Екатерина Васильевна ведет уборку двора. Ей не помеха ни ветер, ни мороз, ни сля­ коть. Сколько раз мы видели ее и поздно вече­ ром, когда сильный снегопад засыпал доро­ ги. Выходишь утром, а у подъезда снега как и не бывало. Так было и осенью—в период листопада. У нас во дворе много деревьев, но все листья вовремя убирались и сжига­ лись. Словом, всегда у нас во дворе и возле дома чистота и порядок. В канун Международного женского дня мы сердечно поздравили и поблагодарили заме­ чательную труженицу Екатерину Васильевну Алленых за ее добросовестную самоотвер­ женную работу. Жильцы преподнесли ей по­ дарок. П. БЫХОВСКИЙ. На снимке: Валентина Григорьевна Юрова, мастер теплиц Липецкого участка «Зеленстроя». Нс удивляйтесь, что бутоны цветов, выращенных ее руками раскрываются и в морозы— эти цветы берегут от капризов природы стеклянные крыши оранжереи н заботливые руки Валентины Григорьевны и ее подруг. На улице еще снег, а здесь п оранжереях цветут тюль­ паны, нарциссы, мимозы, астры, гвоздики. Они пользуются у липчан большим спросом. Фото И. Воронова. «Р ОМАШКА» НЕ ДОЛЖНА З А В Я Н У Т Ь Уважаемая редакция! В рай­ оне завода «Свободный сокол» расположено кафе «Ромашка». Его услугами постоянно поль­ зуются очень много людей, не только проживающих в жилом районе, но и рабочие близлежа­ щих промышленных предприя­ тий, служащие организации и учреждений. Раньше «Ро­ машка» находилась на хоро­ шем счету как по качеству приготовляемых блюд, так и по культуре обслуживания. Но за последнее время в кафе стали твориться стран­ ные вещи. Сейчас здесь одно меню — рыба. Котлеты, теф­ тели, даже другие блюда только рыбные. Но почти еже­ дневно в кафе поступает мя­ со. Этого не отрицают и сами его работники, объясняя одна­ ко отсутствие мясных блюд тем, что продуты привозят очень поздно. Но блюд-то нет в меню ежедневно. Куда же идет поступающее мясо? Нс соблюдаются сроки от­ пуска пищи. Так, в один из дней кефир отпускали пяти­ дневной давности. Естественно, такой кефир мало кому по­ нравится., Сметаны вообще не было. Вот по этим недостаткам и еше о многом другом мы хо­ тели написать в книгу жалоб, %но выдать нам ее отказались. Тогда попросили пригласить заведующего кафе. И этого не было сделано Просим вашего вмешатель­ ства в работу кафе «Ромаш­ ка». Помогите коллективу этого предприятия общепита восстановить прежнюю хоро­ шую репутацию. Рабочие УПТК треста «ЦЧОсельстроймонтаж» Е. СУВОРОВ, В. ЗЕЛЕН­ КОЙ, В. СОБОЛЕВ, Н. ПОПОВ, В. СИНЕЛЬ- НИКОВ, И. МОСКАЛЕВ, И. ФУРЦЕВ, В, СЕДОВ. ЕГО ДЕЛО БРИ ГАД И Р ЕЩ Е РА З 0 ЗООПАРКЕ Недавно в газете «Ленинское знамя» было сообщение о по­ полнении Липецкого зоопарка. Нашей семьей сообщение это воспринято с большим удов­ летворением, так как мы очень любим животных и по 2—3 ра­ за в году посещаем свой зоо­ парк. Думаю, таких семей в Липецке очень много. Но вот 3 марта с. г. в вашей газете была напечатана статья «Нуж­ ды зоопарка», с содержанием которой нельзя не согласиться. Зоопарк находится в запущен­ ном состоянии, не чувствуется любви к его питомцам. Особенно хотелось обратить внимание дирекции на охрану зверей и птиц от хулиганству­ ющих посетителей. Как-то на­ блюдала такую безобразную картину. Четверо изрядно под­ выпивших парней в возрасте 18—20 лет начали издеваться над животными, буквально, с первых шагов осмотра. Взяв у девочки, стоявшей рядом с ними, булку, они затолкали в ее середину камень и бросили в клетку медведя. Дойдя до вольера верблюда, пытались рассердить его, швыряя все, что попадалось под руки. Не ограничиваясь этим, они воору­ жились палкой и стали тол­ кать ее в доверчиво открытую бегемотом пасть. Если до этого мы делали ху­ лиганам просто замечания, на которые они отвечали усмеш­ ками, то возле бегемота разы­ грался настоящий скандал. Мой брат попытался серьезно призвать к порядку парней, на что в ответ услышал «Замолчи парень, а то и тебе заткнем глотку»... Мы осмотрелись вок­ руг, но никого из служителей зоопарка поблизости не оказа­ лось, не говоря уже о дружин­ никах или работниках мили­ ции. И мы вынуждены были повернуть к выходу, не полу­ чив удовлетворения от посе­ щения зоопарка, а, наоборот, расстроенные поехали домой. В зоопарке необходимо на- зести порядок. Е. ГРИГОРЬЕВА. ...Шли последние дни Вели­ кой Отечественной войны. Фе­ дору Матвеевичу Осташову навсегда врезался в память короткий, ожесточенный бой за чехословацкую деревушку. За него он был награжден ме­ далью «За отвагу», а перед боем принят в партию. Отгремела война, и Осташов вернулся в родной поселок Сырский. Не раздумывая, не выбирая мест получше, пошел работать в ЖКО Липецкого рудоуправления, ( откуда ухо­ дил на фронт. На плечи сме- шано-комплексной бригады ре­ монтников и строителей, руко­ водимой им, легла тяжелая ноша. В то трудное послевоен­ ное время еще не строили 5 и 9-этажные дома. Не хватало строительного материала, ме­ ханизмов и многого, многого другого. Но бригада не пасовала пе­ ред трудностями. Не счесть, сколько жилых объектов было отремонтировано и восстанов­ лено, скольким людям были даны уют, тепло и радость. С годами менялся облик по­ селка. Не стало шахт Липец­ кого рудоуправления. Но мо­ золистые руки шахтеров не остались без дела. На терри­ тории Сырского были построе­ ны заводы асфальто-щебеноч­ ный и опытно-эксперименталь­ ный, фабрика «Липецкие узо­ ры», базы облмежколхоз- стройобъединения, «Сельхоз­ техники». Но главная гордость многих бывших шахтеров и бригады Федора Осташова — это воздвигнутый здесь завод «Центролнт». Он вдохнул в поселок новую жизнь, круто повернул судьбы многих лю­ дей. Теперь они стали литей­ щиками, слесарями, токарями. Только Федора Матвеевича, кажется, время не берет. Он не изменил своей профессии — не ушел из сектора коммунальных услуг. По-прежнему он на своем беспокойном посту бри­ гадира маляров ЖКО завода «Центролит». В бригаде Ф. М. Осташова 17 женщин. Если сказать, что бригада — единая и дружная семья, то значит ничего не сказать. Здесь царит дух пол­ ного взаимопонимания, откро­ венности и большого уважения друг к другу. И этим сложным женским ансамблем умело и творчески руководит бригадир Ф. М. Осташов. И хотя авто­ ритет Федора Матвеевича в бригаде непререкаем и по ма­ стерству, и по возрасту (ему уже около 60), бригадир ра­ вен со всеми, готов выслушать совет любого. А главное, он мало командует, больше тру­ дится наравне, не брезгуя ни­ какой работой. Мне пришлось побывать на одном из нарядов бригадира. Я не услышал «производствен­ ного разговора». Просто, когда все оказались в сборе, Федор Матвеевич коротко сказал: —* Будем работать, как и вчера. По местам. А ты, Ма­ ша, задержись. И он подозвал к себе одну из молодых женщин. — «Забуксовал» твой?— спросил ее бригадир. — Пьет, Федор Матвеевич,— тихо ответила жёнщин'а. ' 'а — Я с ним поговорю. Как депутат. А не 1поможет, съез­ жу на работу, к его начальст­ ву. Остепенится... И Осташов слово сдержал. Сам он это понял через не­ сколько дней по радостному лицу женщины. И тоже улыб­ нулся. В бригаде установился не­ преложный закон. После рабо­ ты все собираются в бытовках и подводят итоги за день. Тут же намечают план работы на следующий день. Делается все это быстро, без лишних разговоров. Бригадир заранее продумывает такую «опера­ тивку». В трудовом успехе бригады, а успехи у нее неплохие, о чем скажем ниже, основную роль играет сам бригадир, его уме­ лое и вдумчивое руководство, его беспредельная любовь к труду. Иногда просто диву даешься: когда Федор Матве­ евич успевает все делать? Ведь только что работал с краскопультом на лесах .в но­ вом общежитии, а уж после обеда в поселковой бане кра­ сит панели. И хотя бригада разбросана по многим 4объек­ там, она не чувствует себя оторванной от бригадира. На своем неизменном велосипеде, Федор Матвеевич успевает побывать у всех, дать вовремя совет, оказать практическую личную помощь. Даже зима ему не помеха. Смотришь, а следом за бульдозером катит Федор Матвеевич. Как-то ви­ жу его в фуфайке, залитой красками, ведущего велосипед, а на багажнике укреплена 20- килограммовая пустая желез­ ная бочка. — Что за оказия, Матвеич? — спрашиваю. — Да вот моим девчушкам (его любимое слово—Л. Е.) срочно потребовалась бочка под раствор. А машины нет... Как-то на сдаточном объек­ те срывала работу облицовка стен метлахскими плитками. И хотя эти работы не входили в функции маляров, начальство обратилось к Федору Матве­ евичу. — Посоветуюсь с женщина­ ми,— коротко ответил ой. ••Д4 уже через неделю З йнй №-« да Егоровна Гурова, кай-'эа-^ правский плиточник облицб-" вывала стены нового дома. ...Бригада маляров Федора Осташова одна из лучших на заводе «Центролит». Как пра­ вило, она выполняет производ­ ственное задание каждый ме­ сяц на 150—160 процентов, по итогам соревнования за чет­ вертый квартал прошлого года заняла первое место по заво­ ду. Член бригады Матрена Григорьевна Негробова на­ граждена орденом «Знак По­ чета». Федор Матвеевич Осташов снискал уважение всего кол­ лектива завода. Вот уже 16 лет он является бессменным председателем месткома ЖКО. Около 20 лет был депутатом Липецкого городского и рай­ онного Советов народных депу­ татов. Сейчас вторично избран депутатом Сырского поселко­ вого Совета народных депута­ тов. К его боевым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени. ...Наступает очередной день. Просыпается поселок. Люди спешат на. работу. И вместе с ними идет уважаемый человек — Федор Матвеевич Осташов. Л. ЕРОХИН. ОТЗОВИТЕСЬ, ДРУЗЬЯ ФРОНТОВЫЕ Разыскиваю однополчан, с которыми воевал в 134-м от­ дельном зенитном артилле­ рийском дивизионе, в частно­ сти, Василия Григорьевича Чурсина. Мой адрес: УССР, Черкас­ ская обл., Золотоношенский район, Подольск, Трофиму Васильевичу Бараниченко. * * * Политрук Иосиф Василье­ вич-Трунов, 1915 г. рождения, после окончания военно-по­ литического училища в июле 1941 года отбыл на фронт. По прибытию в часть (г. Смо­ ленск), прислал письмо и те­ леграмму. Больше о нем ниче­ го мне неизвестно. Прошу тех, кто знает что-либо, сообщить по адресу: 398007, г. Липецк, ул. Ковалева, д. 70 Тимофею Павловичу Воронцову. * * Мой сын, Иван Иванович Торшин, 1923 г. рождения, уроженец с. Пады Липецкого района был призван на фронт Липецким горвоенкоматом. Служил разведчиком 642-го гаубичного артполка, 5-й артиллерийской дивизии. Про­ пал без вести при форсирова­ нии р. Вислы (Польша) 4 ав­ густа 1944 г. Если кто-либо из однополчан знает о судьбе сы­ на, пусть откликнется по ад­ ресу: г. Липецк, ул. Верми- шева, д. 15, кв. 29 М. С. Тор­ шиной. * . * * Совет ветеранов Краснозна­ менной ордена Кутузова II степени Барановичской авто­ мобильной бригады просит от­ кликнуться бывших ВОИНОВт шоферов по адресу: 432011, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 167, кв. 5, Александру Си- доровичу Королеву. В Н И М А Н И Е : К Т О О Т М Е Н И Л О С Т А Н О В К У ? Рабочий поселок Ленинского лесничества находится на ав­ томобильной трассе Липецк— Уомань, в шести километрах от жилого массива тракторного завода. Там сейчас проживает более ста человек, многие из которых работают в областном центре. Дети рабочих, а их 25, учатся в средней школе на третьем участке ЛТЗ. Однако поездки тех и других в Ли­ пецк теперь выливаются в проблему. Почему? Все рейсовые автобусы, иду­ щие из Усмани, Фащевки, Со­ шек и других мест, теперь не останавливаются у поселка Ленинского лесничества. Кто отменил, эту остановку? На этот вопрос обязаны ответить руководители автобусного пассажирского транспорта. В. ЦЕПЛЯЕВ, главный инженер отдела бытового и хозяйственного обслуживания ЛТЗ. А В О Д Ы ТАК И НЕТ Проживая в деревне Пиро­ говка, которая находится чуть ли не в центре Измалковского района, мы испытываем недо­ статок в питьевой воде, как в какой-то песчаной Сахаре- Де­ ло в том, что на всю деревню один колодец, и тот наполняет­ ся только весной, во время па­ водка- Остальное время — ко­ лодец без воды- Обращались мы в районные и областные организации, причастные к обеспечению нас водой. В 1976 году из Липецка ответили, что сделают водопровод в 1977 го­ ду, но год прошел, а мы по- прежнему без воды. А. АВДЕЕВА- «М О Л Ч А Л И ВЫ Е » А В Т О М А Т Ы Под “йрйздник довелось по- быватй мне в липецком ЦУМе. Народу много. Но в оди­ ночестве стоят 3 автомата по продаже газированной во­ ды с нед&усмысленными таб­ личками «Автомат не работа­ е т — нет сиропа». Обратилась к администратору. —• Почему бы вам не по­ беспокоиться, чтобы автома­ ты работали? — А они находятся в ве­ дении объединения «Продто­ вары», — последовал ответ. — Да, но стоят-то во вве­ ренном вам крупном торговом центре, — пробую доказать администратору. Тщетно. А разве культура обслуживания не йредполага- ет и этот комплекс!услуг для покупателей? М. ЛЕДВИНОВА. Д О М Б Е З Т Е Л Е Ф О Н А Уважаемая редакция! 1 ию­ ля 1977 г. в вашей газете бы­ ла напечатана заметка «Когда зазвонит телефон?» — о воло­ ките с телефонизацией жилого дома. Аналогичное положение и в 9-м микрорайоне. В част­ ности, наш дом № 14-6 сдал в эксплуатацию в декабре 1974 года некаблированным. И до сего времени ничего не делаем­ ся, хотя строительные органи­ зации должны были закончить подводку кабеля к домам 9-го микрорайона еще год назад. Напрашивается вопрос: ког­ да же у нас зазвонит телефон? По поручению жильцов дома № 14-6. В. КУЗНЕЦОВ, Н. БО­ РИСОВ, и. ж у ч к о в . Не только у липчан, но и у гостей города доброй славой пользуется магазин «Котбус». Эта жизнерадостная девушка работает в магазине в от­ деле радиотоваров. И хотя покупателей здесь постоянно много, работает она четко, вни­ мательно обслуживая каждого посетителя. НА СНИМКЕ: старший про­ давец Наташа Бабарика. Она секретарь комсомольской орга­ низации магазина, работать пришла по окончании Липецко­ го кооперативного техникума. Отдел, где она работает, из ме­ сяца в месяц перевыполняет план товарооборота. Фото И. Воронова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz