Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
Ш К ОЛЬН А Я ПЯТИ ДН ЕВ К А : ЛИ ПЕЦК И Й ЭК СПЕРИМ ЕНТ ----- ---------------------------------- С Т А Т Ь Я Т Р Е Т Ь Я ------------------------------------------- В №№ 55, 56 1978 года «Ленинского зна- г. Липецка — введении школьной пятидневки мени» редакция опубликовала статьи в практику учебного процесса. В первых двух доцента Липецкого педагогического институ- материалах рассказывалось о том, как оцени те К. А. Москаленко об эксперименте, прове- вают новшество сами дети и их родители, денном под его руководством педагогами в Сегодня мнения об эксперименте высказыва- начальных классах средних школ №№ 3, 9, 49 ют учителя. В 1976—77 учебном году экспериментальное обучение проводили учителя Е. М. Алек сеева, Т. Н. Жукова, Н. М. Картавая, А. Г. Казьмина, А. А. Мещерякова, А. А. Перегудо ва, Р. В. Пронина, А. Н. Фро лова, М. К. Хадарина (СШ № 3), В. Ф. Бескоровайная, И. С. Бобылкина, В. В. Вара кина, Т. А. Знаменская, Г. Н. Костина, 3. К- Рымаренко, Ф. С. Трегубова, Т. Ф. Федо сеева, Т. Г. Шмелева (СШ № 9), А. И. Балашова, Н. Е. Багрова, В. С. Волокитина, Т. И. Глазкова, М. А. Денисо ва, Н. Н. Костенко, А. Б. Рай кова (СШ № 49). Учителя начальных классов средней школы № 3 г. Липец ка сделали два выпуска в ус ловиях обучения по школьной —..пятидневке с резервным днем. В мае 1977 года от 25 учи телей экспериментальных классов были получены анке ты, в которых предлагалось v ответить на пять вопросов. Первый: «Ваше мнение об обучении с резервным днем? Что это дает для учителя?». Все учителя отметили, что по явилась возможность больше уделять внимания слабым ученикам; лучше осуществлять индивидуальный подход к уча щимся, ученики, пропускающие школу по болезни, не отстают в учении. «Обучение с резервным днем мне очень помогает в работе со слабыми учениками, а так же с теми, которые пропуска ют по болезни. В этот день можно с большой отдачей ра ботать с ними: и объяснить, и повторить, и поупражняться— - по рурскому языку, математи ке, чтению. Этот день прямо- таки необходим для учителя» (Р. В. Пронина. СШ № 3). «Занимаясь в субботу со сла быми, нам удается проверить их знания глубоко, помочь ус воить трудный для них мате риал, закрепить его. В резуль тате резервного дня слабыми учащимися усвоена програм ма». (В. Ф. Бескоровайная, СШ№9),' «В начале учебного года по субботам занималось 12—15 человек, к концу года — 7—8». (Е. М. Алексеева, СШ № 3). «Лена Саакян, девочка из Армении, плохо запоминала буквы, слабо считала. Только суббота помогла ей перейти во второй класс». (А. А. Меще рякова. СШ № 3). 15 учителей отметили, что отпадает необходимость в до полнительных занятиях в те чение недели — весь класс учится ровно. Обучение по-но вому положительно повлияло на разные группы учащихся — сильные, средние и слабые, повысилась успеваемость в каждой из них. «Занятия с резервным днем являются одним из стимулов эффективности и качества обу чения учащихся... Они вызвали желание у детей учиться луч ше, внимательнее слушать, ак куратно и точно выполнять задания на уроках и дома», (М. К- Хадарина, третий класс «Б». СШ № 3). Учитедя отме чают, что при школьно;) пяти дневке (20 уроков) дети не утомляются. После двух вы ходных (80 процентов детей) младшие школьники приходят в школу хорошо отдохнувшие, бодрые, они активнее работа ют пять дней. Из 858 учеников не успевают лишь 5 перво классников, которые будут проходить медико-педагоги ческую комиссию. Наконец, на последний во прос — выполнима ли госу дарственная программа при школьной пятидневке с резерв ным днем —. все учителя дали положительный ответ. Одиннадцатилетний липец ко-элистинский эксперимент «Школьная пятидневка с ре зервным днем» показывает, что около 80 процентов млад ших школьников усваивают новые программы при двадца тиурочной пятидневке, В печати появляются пред ложения о том, чтобы «прово дить в начальной школе еже дневно пять уроков (вместо -------- * 4. --------- нынешних четырех), но по со рок минут. Таким образом, за пять дней дети получат 25 уроков вместо 24 при шести дневной неделе. Если постро ить ежедневно расписание так, чтобы среди этих пяти уроков были рисование, музыка, физ культура, труд, перегрузка бу дет исключена, а лишний день отдыха, преимущества которо го не нуждаются в доказатель ствах, обеспечен». (И. Овчин никова. «Школа и пятидневка». Газета «Известия» от 18 нояб ря 1977 года). Мы считаем, что этот, казалось бы, самый простой, быстрый и легкий путь создания школьной пяти дневки не приемлем. Он не устранит перегрузку ни школь ников, ни учителей и приведет к нежелательным последстви ям. Сделаем несколько заме чаний. Первое. Объем статьи не по зволяет показать фотографию объединенного урока, показать, как и сколько младшие школь ники перерабатывают инфор мации в условиях структурно го усвоения материала, актив ных видов деятельности. Та кой пятиурочной нагрузки в течение пяти дней школьники не выдержат. Второе. Не всем детям мож но предоставить лишний день отдыха по многим мотивам. Некоторые учреждения и ро дители постоянно работают в субботу: металлурги, железно дорожники, городской транс порт, торговля и т. д. Млад шего школьника нельзя остав лять одного в квартире наеди не со спичками, газом и элек троприборами. В нашем экс перименте пять раз в году учи теля дают всему классу вто рой выходной, но за две—три недели об этом предупрежда ются все родители. Наши исследования говорят о том, что для 20 процентов детей совершенно необходимы занятия в субботу. Это дети из неблагополучных семей и детк, периодически пропускающие школу по болезни и состоянию здоровья, переезжающие в го род из глубинных однокомп лектных школ или из автоном ных и союзных республик, Обучение с резервным днем более гуманно- и демократич но. На наш взгляд, школьная пятидневка без резервного дня преждевременна. В субботу совершенно необходимо еще 3—4 урока заниматься с двад цатью процентами детей. Осо бую необходимость в резерв ной субботе испытывают и учителя, и дети, и родители во время эпидемий гриппа.. Тогда в субботу приглашаются (и добровольно приходят) и от личники, и хорошисты, и ко нечно, «слабые». Учителя экспериментальных классов единодушно отмечали, что «слабые» ученики усваива ли программу и переходили из класса в класс благодаря ре зервной субботе, которая «из лечивает» от второгодничесг- ва. Педагоги делали для себя «открытие»: дети, которых они считали неспособными, ус ваивали материал после трех пятиразового объяснения. Про сто темп мыслительной работы «слабых» был в два—три раза ниже, чем у средних и силь ных учеников. Занятия с этими детьми требуют величайшего терпения и исключительного педагогического такта, особой методики. Учителя сами долж ны быть спокойными, отдох нувшими. Ученые Ростовской лабора тории НИИ школ Министер ства просвещения РСФСР ус тановили, что «из 2000 обсле дованных случаев устойчивой неуспеваемости па первый план выходят проблемы в раз витии умений учебно-познава тельной деятельности (45 про центов), утвердившееся под влиянием ряда факторов отри цательное отношение к уче нию (14), крайне неблаго приятные семейные влияния (13), большие пробелы в зна ниях за прелыдущие классы, которые сами по себе начина ют играть уже роль доминиру ющей причины неуспеваемо сти (11). «Рекомендации по предупреждению и преодоле нию неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ». (Просвещение, 1976, стр. 7). За нятия со слабыми учениками в субботу (8—10 человек) спо собствуют устранению всех выше перечисленных причин устойчивой неуспеваемости учащихся. При обучении с резервным днем школа и семья в суббо ту напоминают чаши весов или сообщающиеся сосуды, урав новешивающие, дополняющие друг друга, наполненные еди ным стремлением помочь, за менить и дополнить друг дру га. В пользу школьной пяти дневки с резервным днем гово рит и такое обстоятельство (его заметили учителя СШ № 3 г. Липецка): за одиннад цать лет проведения экспери мента с пятидневкой в I—IV классах не появилось ни одно го учеАка, надевшего очки. Дело, видимо, в том, что при школьной щестпдневкс часто проводились дополнительные занятия пятыми—шестыми уроками, а младшие школьни ки занимаются во вторую сме ну. Большая нагрузка на зре ние плюс общее утомление и приводили к тому, что к 3—4 классам у некоторых детей ухудшалось зрение, и они на девали очки. При школьной пятидневке никаких дополни тельных занятий в течение пе дели не проводится, ученики более четырех уроков в день не. занимаются, а в субботу (8—10 учеников) учатся обыч но три урока. Ослабление глазной мышцы, приводящее к близорукости и очкам, связано и с общей мышечной слабо стью детского организма. При школьной пятидневке дети ста ли больше двигаться, хорошо отдыхать. Общее укрепление организма и явилось, надо по лагать, основной причиной то го, что в младших классах пе рестали появляться «очкари ки». Из г. Элисты также получе ны анкеты родителей, учите лей и характеристики учащих ся, которые постоянно занима ются в субботу. В них отме чаются те же положительные стороны пятидневки с резерв ным днем, которые характерны для школ г. Липецка. Большую помощь в оснаще нии эксперимента противошум ными наушниками, настенными таблицами, математическими карточками и другим разда точным материалом для уча щихся оказали липецкие обла стной отдел народного образо вания и институт усовершенст вования учителей. Но значи тельные трудности остаются в оснащении учителей календар но-тематическими годовыми планами, конспектами уроков, методическими рекомендация ми и т. д. Самой жизнью поставлен во прос о/ школьной пятидневке. Мы проверили несколько ее вариантов. Самой реальной и жизненной (на первом этапе перехода к сокращенной неде ле) оказалась пятидневка с резервным днем. Она выдер жала трудный экзамен и про верку временем. К. МОСКАЛЕНКО, доцент Липецкого педагогического института. ОТ РЕДАКЦИИ: Заканчивая сегодня публикацию матери алов о липецком эксперимен те — введении школьной пяти дневки в учебный процесс младших классов средних школ №№ 3, 9, 49 г. Липецка, редакция надеется, что каши читатели, родители, учителя, заинтересованные в разгово ре, продолжат его, выскажут свои мнения и предложения по распространению опыта в других школах. Итак: школь ная пятидневка — «за» и «против»! ОБ ЛАСТНОЙ СЕМИНАР ПИОНЕРВОЖАТЫХ В течение пяти дней в зоне отдыха Новолипецкого метал лургического завода — Сухо- борье проходил областной семинар старших пионервожа тых школ. За это время его участники на теоретических и практических занятиях почерп нули немало полезных знаний, которые помогут им в дальней шем совершенствовании всей воспитательной работы с деть ми.4 С докладом «О задачах пио нерских дружин по выполне нию постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное поль зование учебниками учащими ся общеобразовательных школ» выступила методист областно го института усовершенствова ния учителей С. Ь. Калпнспко. Участники семинара прослуша ли ряд лекций и докладов, с которыми выступили заведую щий кабинетом истории Всесо юзной пионерской организа ции Московского городского Дворца пионеров В. Я. Игош- кин, сотрудник сектора исто рии НИЦ при ЦК ВЛКСМ Л. В. Лебедева, заведующая отделом газеты «Пионерская правда» Г- М. Полешук, препо даватели Липецкого пединсти тута профессор Н. И. Кузьмин, доцент С. А. Шмаков. Теоретический цикл занятий охватывал такие темы, как роль старшего вожатого в ор ганизации свободного времени пионеров и школьников, вос питание учащихся на револю ционных, боевых и трудовых традициях советского народа, планирование работы пионер ских дружин и отрядов, за дачи пионерских организаций по подготовке к XI Междуна родному фестивалю молодежи и студентов на Кубе и другие. Участники семинара провели практические занятия «Октяб рята по стране Октября», по переплетному делу, состоялся фестиваль пионерской песни, интересно прошла встреча . с работниками обкома ВЛКСМ, просвещения. НАША ЕКАТЕРИ НА ВА СИЛЬЕВ НА Едва забрезжит рассвет, только прозвенят первые трамваи, а жители дома № 2 по улице Гагарина в Липецке уже слышат звуки скребков во дворе. Это Екатерина Васильев на Алленых — дворник нашего дома, очища ет от снега и льда дорожки и тротуары, кры лечки и подходы к ним. И чем больше беснуется метель, чем боль ше снегом заваливает наш двор и примыка ющие к дому подходы, тем старательнее Екатерина Васильевна ведет уборку двора. Ей не помеха ни ветер, ни мороз, ни сля коть. Сколько раз мы видели ее и поздно вече ром, когда сильный снегопад засыпал доро ги. Выходишь утром, а у подъезда снега как и не бывало. Так было и осенью—в период листопада. У нас во дворе много деревьев, но все листья вовремя убирались и сжига лись. Словом, всегда у нас во дворе и возле дома чистота и порядок. В канун Международного женского дня мы сердечно поздравили и поблагодарили заме чательную труженицу Екатерину Васильевну Алленых за ее добросовестную самоотвер женную работу. Жильцы преподнесли ей по дарок. П. БЫХОВСКИЙ. На снимке: Валентина Григорьевна Юрова, мастер теплиц Липецкого участка «Зеленстроя». Нс удивляйтесь, что бутоны цветов, выращенных ее руками раскрываются и в морозы— эти цветы берегут от капризов природы стеклянные крыши оранжереи н заботливые руки Валентины Григорьевны и ее подруг. На улице еще снег, а здесь п оранжереях цветут тюль паны, нарциссы, мимозы, астры, гвоздики. Они пользуются у липчан большим спросом. Фото И. Воронова. «Р ОМАШКА» НЕ ДОЛЖНА З А В Я Н У Т Ь Уважаемая редакция! В рай оне завода «Свободный сокол» расположено кафе «Ромашка». Его услугами постоянно поль зуются очень много людей, не только проживающих в жилом районе, но и рабочие близлежа щих промышленных предприя тий, служащие организации и учреждений. Раньше «Ро машка» находилась на хоро шем счету как по качеству приготовляемых блюд, так и по культуре обслуживания. Но за последнее время в кафе стали твориться стран ные вещи. Сейчас здесь одно меню — рыба. Котлеты, теф тели, даже другие блюда только рыбные. Но почти еже дневно в кафе поступает мя со. Этого не отрицают и сами его работники, объясняя одна ко отсутствие мясных блюд тем, что продуты привозят очень поздно. Но блюд-то нет в меню ежедневно. Куда же идет поступающее мясо? Нс соблюдаются сроки от пуска пищи. Так, в один из дней кефир отпускали пяти дневной давности. Естественно, такой кефир мало кому по нравится., Сметаны вообще не было. Вот по этим недостаткам и еше о многом другом мы хо тели написать в книгу жалоб, %но выдать нам ее отказались. Тогда попросили пригласить заведующего кафе. И этого не было сделано Просим вашего вмешатель ства в работу кафе «Ромаш ка». Помогите коллективу этого предприятия общепита восстановить прежнюю хоро шую репутацию. Рабочие УПТК треста «ЦЧОсельстроймонтаж» Е. СУВОРОВ, В. ЗЕЛЕН КОЙ, В. СОБОЛЕВ, Н. ПОПОВ, В. СИНЕЛЬ- НИКОВ, И. МОСКАЛЕВ, И. ФУРЦЕВ, В, СЕДОВ. ЕГО ДЕЛО БРИ ГАД И Р ЕЩ Е РА З 0 ЗООПАРКЕ Недавно в газете «Ленинское знамя» было сообщение о по полнении Липецкого зоопарка. Нашей семьей сообщение это воспринято с большим удов летворением, так как мы очень любим животных и по 2—3 ра за в году посещаем свой зоо парк. Думаю, таких семей в Липецке очень много. Но вот 3 марта с. г. в вашей газете была напечатана статья «Нуж ды зоопарка», с содержанием которой нельзя не согласиться. Зоопарк находится в запущен ном состоянии, не чувствуется любви к его питомцам. Особенно хотелось обратить внимание дирекции на охрану зверей и птиц от хулиганству ющих посетителей. Как-то на блюдала такую безобразную картину. Четверо изрядно под выпивших парней в возрасте 18—20 лет начали издеваться над животными, буквально, с первых шагов осмотра. Взяв у девочки, стоявшей рядом с ними, булку, они затолкали в ее середину камень и бросили в клетку медведя. Дойдя до вольера верблюда, пытались рассердить его, швыряя все, что попадалось под руки. Не ограничиваясь этим, они воору жились палкой и стали тол кать ее в доверчиво открытую бегемотом пасть. Если до этого мы делали ху лиганам просто замечания, на которые они отвечали усмеш ками, то возле бегемота разы грался настоящий скандал. Мой брат попытался серьезно призвать к порядку парней, на что в ответ услышал «Замолчи парень, а то и тебе заткнем глотку»... Мы осмотрелись вок руг, но никого из служителей зоопарка поблизости не оказа лось, не говоря уже о дружин никах или работниках мили ции. И мы вынуждены были повернуть к выходу, не полу чив удовлетворения от посе щения зоопарка, а, наоборот, расстроенные поехали домой. В зоопарке необходимо на- зести порядок. Е. ГРИГОРЬЕВА. ...Шли последние дни Вели кой Отечественной войны. Фе дору Матвеевичу Осташову навсегда врезался в память короткий, ожесточенный бой за чехословацкую деревушку. За него он был награжден ме далью «За отвагу», а перед боем принят в партию. Отгремела война, и Осташов вернулся в родной поселок Сырский. Не раздумывая, не выбирая мест получше, пошел работать в ЖКО Липецкого рудоуправления, ( откуда ухо дил на фронт. На плечи сме- шано-комплексной бригады ре монтников и строителей, руко водимой им, легла тяжелая ноша. В то трудное послевоен ное время еще не строили 5 и 9-этажные дома. Не хватало строительного материала, ме ханизмов и многого, многого другого. Но бригада не пасовала пе ред трудностями. Не счесть, сколько жилых объектов было отремонтировано и восстанов лено, скольким людям были даны уют, тепло и радость. С годами менялся облик по селка. Не стало шахт Липец кого рудоуправления. Но мо золистые руки шахтеров не остались без дела. На терри тории Сырского были построе ны заводы асфальто-щебеноч ный и опытно-эксперименталь ный, фабрика «Липецкие узо ры», базы облмежколхоз- стройобъединения, «Сельхоз техники». Но главная гордость многих бывших шахтеров и бригады Федора Осташова — это воздвигнутый здесь завод «Центролнт». Он вдохнул в поселок новую жизнь, круто повернул судьбы многих лю дей. Теперь они стали литей щиками, слесарями, токарями. Только Федора Матвеевича, кажется, время не берет. Он не изменил своей профессии — не ушел из сектора коммунальных услуг. По-прежнему он на своем беспокойном посту бри гадира маляров ЖКО завода «Центролит». В бригаде Ф. М. Осташова 17 женщин. Если сказать, что бригада — единая и дружная семья, то значит ничего не сказать. Здесь царит дух пол ного взаимопонимания, откро венности и большого уважения друг к другу. И этим сложным женским ансамблем умело и творчески руководит бригадир Ф. М. Осташов. И хотя авто ритет Федора Матвеевича в бригаде непререкаем и по ма стерству, и по возрасту (ему уже около 60), бригадир ра вен со всеми, готов выслушать совет любого. А главное, он мало командует, больше тру дится наравне, не брезгуя ни какой работой. Мне пришлось побывать на одном из нарядов бригадира. Я не услышал «производствен ного разговора». Просто, когда все оказались в сборе, Федор Матвеевич коротко сказал: —* Будем работать, как и вчера. По местам. А ты, Ма ша, задержись. И он подозвал к себе одну из молодых женщин. — «Забуксовал» твой?— спросил ее бригадир. — Пьет, Федор Матвеевич,— тихо ответила жёнщин'а. ' 'а — Я с ним поговорю. Как депутат. А не 1поможет, съез жу на работу, к его начальст ву. Остепенится... И Осташов слово сдержал. Сам он это понял через не сколько дней по радостному лицу женщины. И тоже улыб нулся. В бригаде установился не преложный закон. После рабо ты все собираются в бытовках и подводят итоги за день. Тут же намечают план работы на следующий день. Делается все это быстро, без лишних разговоров. Бригадир заранее продумывает такую «опера тивку». В трудовом успехе бригады, а успехи у нее неплохие, о чем скажем ниже, основную роль играет сам бригадир, его уме лое и вдумчивое руководство, его беспредельная любовь к труду. Иногда просто диву даешься: когда Федор Матве евич успевает все делать? Ведь только что работал с краскопультом на лесах .в но вом общежитии, а уж после обеда в поселковой бане кра сит панели. И хотя бригада разбросана по многим 4объек там, она не чувствует себя оторванной от бригадира. На своем неизменном велосипеде, Федор Матвеевич успевает побывать у всех, дать вовремя совет, оказать практическую личную помощь. Даже зима ему не помеха. Смотришь, а следом за бульдозером катит Федор Матвеевич. Как-то ви жу его в фуфайке, залитой красками, ведущего велосипед, а на багажнике укреплена 20- килограммовая пустая желез ная бочка. — Что за оказия, Матвеич? — спрашиваю. — Да вот моим девчушкам (его любимое слово—Л. Е.) срочно потребовалась бочка под раствор. А машины нет... Как-то на сдаточном объек те срывала работу облицовка стен метлахскими плитками. И хотя эти работы не входили в функции маляров, начальство обратилось к Федору Матве евичу. — Посоветуюсь с женщина ми,— коротко ответил ой. ••Д4 уже через неделю З йнй №-« да Егоровна Гурова, кай-'эа-^ правский плиточник облицб-" вывала стены нового дома. ...Бригада маляров Федора Осташова одна из лучших на заводе «Центролит». Как пра вило, она выполняет производ ственное задание каждый ме сяц на 150—160 процентов, по итогам соревнования за чет вертый квартал прошлого года заняла первое место по заво ду. Член бригады Матрена Григорьевна Негробова на граждена орденом «Знак По чета». Федор Матвеевич Осташов снискал уважение всего кол лектива завода. Вот уже 16 лет он является бессменным председателем месткома ЖКО. Около 20 лет был депутатом Липецкого городского и рай онного Советов народных депу татов. Сейчас вторично избран депутатом Сырского поселко вого Совета народных депута тов. К его боевым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени. ...Наступает очередной день. Просыпается поселок. Люди спешат на. работу. И вместе с ними идет уважаемый человек — Федор Матвеевич Осташов. Л. ЕРОХИН. ОТЗОВИТЕСЬ, ДРУЗЬЯ ФРОНТОВЫЕ Разыскиваю однополчан, с которыми воевал в 134-м от дельном зенитном артилле рийском дивизионе, в частно сти, Василия Григорьевича Чурсина. Мой адрес: УССР, Черкас ская обл., Золотоношенский район, Подольск, Трофиму Васильевичу Бараниченко. * * * Политрук Иосиф Василье вич-Трунов, 1915 г. рождения, после окончания военно-по литического училища в июле 1941 года отбыл на фронт. По прибытию в часть (г. Смо ленск), прислал письмо и те леграмму. Больше о нем ниче го мне неизвестно. Прошу тех, кто знает что-либо, сообщить по адресу: 398007, г. Липецк, ул. Ковалева, д. 70 Тимофею Павловичу Воронцову. * * Мой сын, Иван Иванович Торшин, 1923 г. рождения, уроженец с. Пады Липецкого района был призван на фронт Липецким горвоенкоматом. Служил разведчиком 642-го гаубичного артполка, 5-й артиллерийской дивизии. Про пал без вести при форсирова нии р. Вислы (Польша) 4 ав густа 1944 г. Если кто-либо из однополчан знает о судьбе сы на, пусть откликнется по ад ресу: г. Липецк, ул. Верми- шева, д. 15, кв. 29 М. С. Тор шиной. * . * * Совет ветеранов Краснозна менной ордена Кутузова II степени Барановичской авто мобильной бригады просит от кликнуться бывших ВОИНОВт шоферов по адресу: 432011, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 167, кв. 5, Александру Си- доровичу Королеву. В Н И М А Н И Е : К Т О О Т М Е Н И Л О С Т А Н О В К У ? Рабочий поселок Ленинского лесничества находится на ав томобильной трассе Липецк— Уомань, в шести километрах от жилого массива тракторного завода. Там сейчас проживает более ста человек, многие из которых работают в областном центре. Дети рабочих, а их 25, учатся в средней школе на третьем участке ЛТЗ. Однако поездки тех и других в Ли пецк теперь выливаются в проблему. Почему? Все рейсовые автобусы, иду щие из Усмани, Фащевки, Со шек и других мест, теперь не останавливаются у поселка Ленинского лесничества. Кто отменил, эту остановку? На этот вопрос обязаны ответить руководители автобусного пассажирского транспорта. В. ЦЕПЛЯЕВ, главный инженер отдела бытового и хозяйственного обслуживания ЛТЗ. А В О Д Ы ТАК И НЕТ Проживая в деревне Пиро говка, которая находится чуть ли не в центре Измалковского района, мы испытываем недо статок в питьевой воде, как в какой-то песчаной Сахаре- Де ло в том, что на всю деревню один колодец, и тот наполняет ся только весной, во время па водка- Остальное время — ко лодец без воды- Обращались мы в районные и областные организации, причастные к обеспечению нас водой. В 1976 году из Липецка ответили, что сделают водопровод в 1977 го ду, но год прошел, а мы по- прежнему без воды. А. АВДЕЕВА- «М О Л Ч А Л И ВЫ Е » А В Т О М А Т Ы Под “йрйздник довелось по- быватй мне в липецком ЦУМе. Народу много. Но в оди ночестве стоят 3 автомата по продаже газированной во ды с нед&усмысленными таб личками «Автомат не работа е т — нет сиропа». Обратилась к администратору. —• Почему бы вам не по беспокоиться, чтобы автома ты работали? — А они находятся в ве дении объединения «Продто вары», — последовал ответ. — Да, но стоят-то во вве ренном вам крупном торговом центре, — пробую доказать администратору. Тщетно. А разве культура обслуживания не йредполага- ет и этот комплекс!услуг для покупателей? М. ЛЕДВИНОВА. Д О М Б Е З Т Е Л Е Ф О Н А Уважаемая редакция! 1 ию ля 1977 г. в вашей газете бы ла напечатана заметка «Когда зазвонит телефон?» — о воло ките с телефонизацией жилого дома. Аналогичное положение и в 9-м микрорайоне. В част ности, наш дом № 14-6 сдал в эксплуатацию в декабре 1974 года некаблированным. И до сего времени ничего не делаем ся, хотя строительные органи зации должны были закончить подводку кабеля к домам 9-го микрорайона еще год назад. Напрашивается вопрос: ког да же у нас зазвонит телефон? По поручению жильцов дома № 14-6. В. КУЗНЕЦОВ, Н. БО РИСОВ, и. ж у ч к о в . Не только у липчан, но и у гостей города доброй славой пользуется магазин «Котбус». Эта жизнерадостная девушка работает в магазине в от деле радиотоваров. И хотя покупателей здесь постоянно много, работает она четко, вни мательно обслуживая каждого посетителя. НА СНИМКЕ: старший про давец Наташа Бабарика. Она секретарь комсомольской орга низации магазина, работать пришла по окончании Липецко го кооперативного техникума. Отдел, где она работает, из ме сяца в месяц перевыполняет план товарооборота. Фото И. Воронова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz