Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
Т Р У Ш У ! ( Продолжение. сти выступили учащиеся ряда Начало на 1-й стр.) альный характер. В нашей об ласти механизировано произ водство зерна — комплексно и полностью, доение коров и по дача воды — более чем на 90 процентов, навозоудаление на 80 процентов. Только за девятую и два го да десятой пятилетки потреб ление энергии сельским хозяй ством увеличилось почти в 10 раз. Такой резкий скачок обус ловлен ростом энерговоору женности производства, созда нием комплексов на промыш ленной основе, развитием оро шения. Техническая вооруженность сельского хозяйства растет и совершенствуется с каждым го дом. С 1970 года количество тракторов возросло с 14,5 ты сячи до 18,5 тысячи штук, при чем значительно за счет таких высокопроизводительных ма шин, как К-700. Внедрение специализации и концентрации позволило зн а чительно увеличить производст во сельскохозяйственной про дукции и снизить ее себестои мость, повысить урожайность полей. Особенно это заметно на таких отраслях, как садо водство и птицеводство. Уже сегодня глубоко чувст вуются исключительно благо приятные результаты специали зации, концентрации и агропро мышленной интеграции в сель ском хозяйстве. Достаточно сказать, что сейчас 30 процен тов рабочих специализирован ных хозяйств производят почти 46 процентов валовой продук ции и дают более 76 процентов дохода всех совхозов области. В сельском хозяйстве появи лись десятки новых профессий, ярко отражающих значитель ные изменения в характере тру да. Это операторы животно водческих комплексов, лабо ранты химико-бактериологи ческого анализа, слесари-сан техники, слесари по контроль но-измерительным приборам и автоматике, операторы котель ных установок, механизаторы животноводческих ферм, мас тера-садоводы и многие другие. Разительно изменился облик наших сел. Добротные, краси вые дома, хорошие дороги, во допровод, газ, прекрасные ма газины, столовые, школы, дет ские сады, больницы, дома культуры, бани — вот далеко не полный перечень того, что стало обычным, привычным в жизни сел и деревень. Теперь более половины усадеб колхо зов и совхозов соединено д о рогами с твердым покрытием. Доля газификации жилого фонда на селе перевалила за 50 процентов. С 1970 года за работная плата тружеников сельского хозяйства возросла более, чем в два раза. Возьмем для примера хозяй ство, типичное для нашей об ласти — совхоз «Коммунар» Усманского района. Средний возраст основных работников его — 30 лет. В последние годы в хозяйстве охотно остается молодежь. И ей есть где проя вить мастерство. В совхозе только за девятую и два года десятой пятилетки построено несколько совре менных коровников, 3 свинар ника, кормоцех, машинный двор с пунктом технического облуживания и т. д. В хозяй стве полностью механизирова но доение коров, подача воды и навозоудаление в животновод стве. Вдвое возросла энерго вооруженность. В совхозе много современной техники: 77 тракторов, 33 комбайна, 10 свеклоуборочных машин и дру гая техника. Обновилось, помолодело се ло. Его украшают красивые современные здания: Дом куль туры, столовая, магазины, Дом быта, медицинские пункты, сов хозная контора. Добротны и нарядны дома рабочих. С лю бовью застроена одна из улиц шестнадцати- и двухквартир ными домами. Здесь живут ра ботники совхоза. Их быт ничем не отличается от быта горожан. Холодильник, телевизор, стиральная машина — почти в каждой семье. Р ез ко возрос объем газификации. Если в ’1970 году в хозяйстве было газифицировано 86 кв'ар- тир, то теперь более 500. Во многих семьях — автомобили, мотоциклы. Заработная плата рабочих за последние десять лет возросла вдвое и сегодня составляет у механизаторов в среднем 280 рублей, доярок — 150, шоферов — 130, свекло вичниц — 200 рублей в месяц. К концу пятилетки эти пока затели увеличатся еще на 22 процента. Совхоз «Коммунар» — рента бельное, стабильное хозяйство. Одна из важных ‘причин этого — закрепление на работе мо лодых кадров, выпускников местных школ. Многие из них по направлениям хозяйства за канчивают высшие и средние специальные учебные заведения, профтехучилища. Сейчас в сов хозе трудится 205 специали стов и выпускников сельских профтехучилищ. Многие моло дые рабочие учатся заочно.. Таких хозяйств у нас в обла сти немало. С АМЫМ СУЩЕСТВЕН НЫМ завоеванием новей деревни является сам че ловек,. сын земли, труженик и творец. Ему обязана земля рас цветом и богатством. В родных селах, в труде они нахедяг призвание и обретают счастье. Инициаторами похода за закрепление молодежи на селе в прошлом 1ххчр в нашей обла- школ Долгоруковского района. В этом районе давно сложи лась система работы со школь никами и молодыми сельскими тружениками, стержнем кото рой является воспитание люб ви к земле и гордости за труд хлебороба. Многие юноши и девушки не спешат уезжать из хозяйств района. В 1977 году из 570 выпускников средних школ ос тались в родных селах 120 че ловек, 262 юноши и девушки уехали на учебу в сельскохо зяйственные учебные заведения по направлениям хозяйств. Нынче среди механизаторов и животноводов почти 40 про центов — молодые люди в воз расте до 30 лет. А среди спе циалистов сельского хозяйства работники этого возраста со ставляют 52 процента. Только за пять последних лет в районе сложилось 420 моло дых семей и родилось 580 д е тей. На протяжении многих лет здесь проводится большая сов местная работа руководителей и общественных организаций хозяйств, педагогических кол лективов с учащимися школ. В районе созданы хорошие уело* вия для обучения и воспитания школьников. Почти повсемест но построены новые школы, в каждом хозяйстве есть детский сад, многое сделано по разви тию сети школьных интернатов и столовых. Большая забота проявляется о трудовом воспитании уча щихся. Во всех средних шко лах оборудованы кабинеты машиноведения. Долгоруков ский район был родоначальни ком ученических производст венных бригад, являющихся прекрасной школой подготовки молодежи к сельскохозяйствен ному труду. О делах учениче ской производственной брига ды Вязовицжой средней школы, например, хорошо известно не только в нашей области, но и за ее пределами. В районе отношение к уче ническим бригадам — серьез ное и заинтересованное. За ни ми закреплены земля, техника, специалисты сельского хозяй ства. Работа в бригадах ведет ся круглогодично. Учащиеся проводят в них большую опыт ническую работу, выполняют задания хозяйств и научно-ис следовательских институтов. В ученических бригадах еж е годно готовится не менее 300 механизаторов широкого про филя, более ста овощеводов и полеводов, около 70 садово дов, до 50 животноводов. Многие сегодняшние передови ки производства первую трудо вую закалку получили в уче нических производственных бригадах. Виктор Рощупкин — заведующий фермой, Влади мир Батырев и Ольга Рощуп кина — агрономы, механизато ры Михаил Кузьмин, Сергей Л азарев, Анатолий Пономарев, шоферы Александр Моргачев и Владимир Кулешов — сегодня известные передовики произ водства в совхозе «Долгору ковский». Выпускница Верхне- Ломовецкой средней школы, депутат районного Совета, опе ратор по откорму свиней Ло- мсвецкого МХП Нина Цедова добилась в этом году привеса свиней в своей группе по 450 граммов в день. Колхоз «Вер ный путь», где живет Нина, не ощущает недостатка в кадрах механизаторов. Большую работу проводят многие хозяйства и общест венные организации этого рай она и с темн, кто после оконча ния школы приходит в колхо зы и совхозы. Они обеспечива ются работой в соответствии с их знаниями, им выделяется хорошая техника. Нормы вы ра ботки устанавливаются в пер вые 3 месяца на 40 процентов и в последующие 3 месяца на 20 процентов ниже обычных. Проявляется забота об обес печении жильем. За последние 7 лет молодым семьям выделе но и построено 130 квартир. Важное место в работе с мо лодыми кадрами занимает система моральных и матери альных поощрений. Охотно остается молодежь в колхозе «Заветы Ильича» Лев- Толстовского района. Теперь это хозяйство почти не испыты вает нужды в кадрах работни ков животноводства, механи заторах. Число выпускников Голсвинщенской средней шко лы, которые связывают свою судьбу с родным селом, растет из года в год. Если в 1974 го ду в колхозе осталось лишь 15 процентов выпускников школы, то в 1977 году — каждый тре тий. Это' результат большой целенаправленной работы пар тийной организации и руково дителей хозяйства, педагогиче ского коллектива школы и сельского Совета народных де путатов среди родителей и уча щихся. Большую заботу прояв ляют колхоз и сельский Совет о школе. Она имеет хорошую базу для трудового обучения. Молодежь воочию убеж да ется, как р'астет колхоз и хо рошеет родное село. Хозяйство успешно справляется • с госу дарственными планами. Рост доходов от реализации продук ции дает возможность строить жилье, производственные и культурно-бытовые помещения, улучшать дороги. Большую работу по закреп лению молодежи на селе про водят многие хозяйства Во- лоьского, Данковского, Доб- ринского, Елецкого, Добровско- го, Усманского и других райо нов. З АКРЕПЛЕНИЕ моло дежи на селе — сегодня одна из важнейших соци альных задач. Она может быть успешно решена лишь в тесном союзе школы, семьи, всей об щественности. В этой работе необходимо шире использовать замечательные примеры трудо вых династий и движение на ставничества. Трудно, пожалуй, найти хо зяйство, где не было бы не только целых семей, но и це лых поколений хлеборобов, о которых с любовью, гордостью и теплотой односельчане гово рят: «На них хозяйство дер жится». И это действительно так. В совхозе «Гагаринский» Лев-Толстовского района есть династия Найдиных, 4 брата— Иван, Николай, Петр, Василий — работники животноводства. Их жены — ветеринарный тех ник, свинарка, свекловичницы. Три сына одного из братьев, Василия Ильича — Виктор, Николай и Сергей — механиза торы. В колхозе «Путь к комму низму» Долгоруковского рай она в семье Полянских 7 сы новей и 3 дочери. Отец Нико лая Николаевича Полянского — старый механизатор, вете ран труда. Сам Николай. Ни колаевич начинал с «Универса ла», продолжал на ХТЗ, затем на ДТ-54. Многие марки тракторов осваивали натруженные руки рабочего. Ему была доверена должность помощника бригадира, а с 1961 года—юн возглавил тракторную бригаду. Все старшие его сы новья — механизаторы. М лад шие, ныне, учащиеся — Виктор, Юра и Вася тож е меч тают об этой профессии. В совхозе «Набережанский» Воловского района живет большая трудовая семья Коно- ровых. Ее глава Павел Михай лович, ровесник Октября, уча стник Великой Отечесизенной войны, орденоносец, в 1977 го ду отметил свой шестидесяти летний юбилей, но на пенсию не ушел и продолжает трудить ся. Его сыновья — Вячеслав и Анатолий •— совхозные шофе ры, Николай и Владимир — животноводы, ДОчь Людмила— повар совхозной столовой, Ве ра — почтальон. Лена пока учится в 7 классе, в летние ка никулы трудится тож е в сов хозе. Пример трудовых династий — прекрасный образец воспита ния детей для всех родителей и могучее воспитательное сред ства в руках педаюгов. Все более широкий размах получает движение наставни ков. В селах области более трех тысяч наставников моло дежи. Это — . удивительные люди, которые с радостью д а рят свой опыт и щедро отдают тепло своих сердец молодым. Среди них — мастер машин ного доения из совхоза «Про летарий» кавалер ордена Лени на Екатерина Григорьевна Ени на. Она воспитала 25 работни ков животноводства. Валентина Николаевна Путинцева, доярка из совхоза «.Колыбельский» Чаплыгинского района, депутат областного Совета, 4 года во всем помогает молодой доярке Татьяне Кувшиновой. Резуль тат радует как их самих, так и тружеников совхоза, всех нас: Татьяна надоила за 1977 гол 2600 килограммов молока от каждой коровы. Гордится сво им воспитанником — звенье вым комсомольско-молодежно го звена свекловодов Анатоли ем Рощупкиным его наставник — знатный кузнец, коммунист колхоза имени 1 Мая Усман ского района Василий Алексе евич Бабин. Звено Анатолия в 1977 году вырастило и собрало высокий урожай сахарной свеклы — по 260 центнеров с гектара. Становление хлебороба на чинается в школе. И в этом важном деле трудно переоце нить роль педагога, первого наставника детей, для крторых авторитет учителя непререкаем. Это особое, исключительное место, которое отводит ребенок в своем сердце учителю, впол- .не понятно. Учитель это заслу жил. И сотни сельских педаго гов проводят огромную работу по воспитанию у своих питом цев любви к земле, к труду хлебороба. Одна из них—Ни на Алексеевна Неронова — за служенная учительница школы РСФСР, биолог Верхне-Колы- бельской средней школы Хле- венского района. Великолепный мастер — педагог, она, как добрая волшебница, зажигает пламя святой любви и привя занности к земле у своих пи томцев. Ежегодно многие ее воспитанники остаются на ра- / боте в родных селах. Наставники молодежи — это надежные союзники школы, семьи, общественных органи заций в воспитании юной сме ны, в подготовке ее к трудовой жизни. Разрешите, товарищи, выразить восхищение прекрас ными и нужными делами этих замечательных людей, сердеч но поблагодарить их за беско рыстный труд, за высокую гражданскую совесть, пожелать им доброго здоровья, долгих лет жизни и новых успехов в их благородном деле! Г ОВОРЯ о большой рабо те, проводимой со за креплению молодежи на селе, нельзя не, указать на большие, еще неиспользован ные резервы. Не все еще дела ет школа. Она в значительной степени пока нацелена на выс шее учебное заведение и слабо ориентирует своих воспитанни ков на участие в трудовой дея тельности, не дает в этом смысле устойчивого континген та выпускников. Эго нельзя признать правильным. Не по пав в институт, молодой чело век нередко переживает это как большую личную траге дию, ставит под сомнение свою полноценность. Как тяж елая трагедия переживается неуда ча дочери или сына и в семье. Многие молодые люди, не по ступившие в вузы, длительное время не включаются в сферу труда. В ожидании очередной попытки поступления в инсти тут находятся на иждивении родителей, а если и идут в производство, то рассматрива ют это как временную, меру, как пропуск в институт. Нужен крутой психологиче ский поворот не только в сре де учащихся; но прежде всего в среде родителей и даж е час ти педагогов, нужны большие изменения во всей системе вос питательной работы. Следует учесть, в частности, что за по следнее время ослаблено вни мание к роли детского коллек тива в воспитании учащихся. Нельзя мириться с ослаблени ем работы комсомольских ор ганизаций, пионерских отрядов и классных детских коллекти вов. Далеко не все делают многие руководители и партийные ор ганизации хозяйств. Только не пониманием социальной важ ности работы с молодежью можно объяснить их невнима ние к нуждам школы. Зрелый руководитель не может не ви деть в успехах школы завтраш ний день хозяйства, перспекти вы его развития. Вот почему нельзя мириться с такими фактами, когда ученической бригаде не выделяется земля, исправная техника, когда В школу не заглядывают специа листы и руководители колхозов и совхозов. Зачастую ученические про изводственные бригады выпол няют лишь роль резервной рабочей силы, как правило, на ручных работах. Использова ние учащихся только на крат ковременных Случайных рабо тах ограничивает воспитатель ное значение труда, а однооб разие выполняемых операций, не требующих умственной дея тельности и организаторских навыков, делает их труд в пе дагогическом отношении мало ценным. Школьники не полу чают представления о закон ченном цикле работ, не чувст вуют ответственности за резуль таты труда и не находят в нем морального удовлетворения. Гораздо большего внимания к себе требуют выпускники школ, оставшиеся* работать на селе. Работа по душе, хорошая техника, жилье, разумно орга низованный досуг, неукосни тельное соблюдение льгот — все эти права .молодых надо не только уважать, но и осущест влять на деле. Между тем, есть еще немало хозяйств, где эти вопросы недооцениваются. Вот что совершенно справедливо писала об этом недавно лебе дянская газета «Путь Октяб ря»: «Нередки случаи, когда молодежь используют на вто ростепенных работах, не дове ряют ей современную технику. Не изжиты факты нарушения законов о труде молодежи и подростков. Многие школы ли шены помощи со стороны хо зяйственных и партийных ру ководителей. 1 По разумению руководителей совхоза «Куль тура», например, кадры для се ла должна готовить школа, и ничего не делают сами, чтобы закрепить молодежь на селе. Прошлой осенью совхоз пере дал школе разбитый трактор, а весной отобрал его, восстанов ленный учителями-энтузиаста- ми. От такой, с позволения сказать, помощи, мало проку. Поэтому и уходят из села юно ши и девушки. Вот и за послед ний гсд в сельском хозяйстве района осталось работать все го 12 выпускников». Такого ж е горького упрека заслуживают руководители колхоза имени Горького Из- малконского, совхозов «Туль ский» и «Казинский» Тербун- ского, колхозов «.Светлый путь» и «Родина» Краскинского рай онов и некоторых других хо зяйств. Надо помнить, что молодые образованные кадры, пришед шие после окончания школы трудиться в колхозы и совхозы, являются надежным источни ком пополнения состава ко мандиров сельскохозяйствен ного производства. Обладая достаточно обширными знани ями, Знанием законов Эконо мики, накопив практический опыт, они становятся грамот ными бригадирами, управляю щими отделений, заведующими фермами. Жизнь дает много таких примеров. Это Алек сандр Подоприхйн — бригадир комсомольско - молодежной бригады по кормодобыванию в колхозе «Родина» Воловского района, Николай Рогожин — управляющий отделением сов хоза «Долгоруковский», В а лентина Звягина — зоотехник . того ж е совхоза и многие дру гие. Выше отмечалось, что возра стной состав работников сель скохозяйственного производ ства за последние годы меня ется к лучшему. Однако ны нешние темпы пополнения их рядов за счет молодежи нас никак не могут удовлетворить. Все еще крайне мало молодых среди таких категорий работ ников, как шоферы (30 процен тов), ветработники (36), ме ханики (23), работники живот новодства (14) и, в особенно сти, доярки (11 процентов). Крайне низки эти показатели з Измалковском, Краснинском, Лебедянском и некоторых дру гих районах. Разница в показа телях отдельных районов зна чительная. Нужды, интересы и практи ческие дела молодежи требу ют большего внимания партий ных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций, сельскохозяйственных органов и руководителей хозяйств, в де ятельности которых вопросы работы с молодежью должны занимать важное место. Коренным образом нужно изменить отношение к работе с сельской молодежью спортив ным обществам и организаци ям, которые недооценивают этот важный участок. Лучше, интереснее требуется работать с молодыми колхозниками и рабочими сельским учрежде ниям культуры. З АМЕЧАТЕЛЬНОЙ тра дицией в области стало массовое участие школь ников в летних сельскохозяйст венных работах. Тысячи пио неров и комсомольцев ухажи вают за посевами, участвуют в уборке урож ая, помогают ра ботникам животноводства. На • уборке зерна юбилейного года работали более 12 тысяч школьников на комбайнах* В большом зале Дворца культуры профсоюзов —участники второго областного ! слета выпускников шкал, оставшихся работать на селе. Фото Ю. Ардашева. токах и хлебоприемных пунк тах. А в уборке картофеля, плодов и овощей принимали активное участие свыше ста тысяч школьников. Свои успе хи в труде они посвятили 60- летию Великого Октября. За последние три года ряд учащихся сельских школ на шей области удостоен прави тельственных наград за высо кие показатели в труде на уборке урожая. Медалями «За трудовое отличие» награжде ны Вячеслав Попов и Антонина Губина (Нижне-Матренская средняя школа Добринского района), Анатолий Тарасов (Болыне-Хомутецкая — Доб- ровского), Юрий Абрамов (Никольская — Измалковско- го), Василий Веретенкин (Б е резовская — Данковского), Юрий Зайцев (Васильевская— Измалкозского), Виталий Мор- нев (Гатищенская -г- Волов ского), Владимир Писарев (Талицкая — Елецкого), Гат лина Юдина (Калабинская средняя школа Задонского района). Областной комитет КПСС высоко ценит пат риотические дела школьников, видит в них практическое осу ществление ленинского завета молодежи. Обком КПСС и облисполком сердечно благо дарят пионеров, комсомольцев, всех школьников, наших слав ных учителей за тот большой трудовой вклад, который они вносят в дело развития колхо зов и совхозов. Страна, народ высоко ценят труд хлебороба. В нашей об ласти 25 работников сельского хозяйства удостоены почетного звания Героя Социалистиче ского Труда, 9376 человек на граждены орденами и медаля ми Советского Союза. Это правофланговые коммунисти ческого строительства в сель ском хозяйстве. С них берет пример и хочет быть похожей на них юная смена. Ими гор дится областная партийная ор ганизация, их фамилии с гор достью носят дети, своим са мым бесценным достоянием считает их народ. Разрешите, дорогие товари щи, от всех вас сердечно по благодарить наших героев и передовиков за их самоотвер женный труд, за их великую любовь к земле, за их хлебо робский подвиг и пожелать им доброго здоровья, новых успе хов, в их благородном труде, новых поисков, дерзаний и творческих находок! Дорогие товарищи, живой отклик в сердцах и умах со ветских людей нашло Письмо ЦК КПСС, Совета Минист ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании со циалистического соревнования за выполнение и перевыполне ние плана 1978 гсда и усиле нии борьбы за повышение эф фективности производства и качества работы». Трудящиеся называют Письмо конкретной программой действий, помога ющей сосредоточить усилия на ключевых позициях пятилетки. С новей энергией и воодушев лением коллективы ведут твор ческий поиск, нацеленный на всемерное использование ре зервов, достижение наивыс ших результатов при наимень ших затратах. Наша Родина вступила в седьмое десятилетие Совет ской власти молодой, могу чей, всемирно авторитетной, вооруженной величественными планами коммунистического строительства, согретой огром ной любовью всего прогрессив ного человечества. Нашей мо лодежи надлежит не только с честью сберечь величие завое ваний отцов и дедов, но и при умножить их. Средняя школа занимает видное место в современной деревне. Уровнем ее работы во многом определяются со циально-экономическая и куль турная жизнь колхозов и сов хозов, их успехи в осуществле нии задач, поставленных XXV съездом КПСС. Помочь школе в ее благородной миссии обу чения, воспитания нового че ловека — хозяина и преобра зователя земли — наш общий долг, долг партийных органов и, прежде всего, районных ко митетов партии, первичных партийных организаций. Разрешите выразить твер дую уверенность в том, что на ша молодежь будет и впредь активной участницей коммуни стического строительства в на шей стране! С ЛОВО — первому се кретарю Добровского райкома партии Л. Н. Рощупкину. С большим энтузиазмом тру дились в юбилейном году р а ботники полей и ферм района. И они добились неплохих ре зультатов. Достаточно сказать, что хозяйствами выполнен план двух лет пятилетки по продаже зерна, молока, мяса, шерсти, картофеля и овощей. Мы не можем успокаиваться на достигнутом: в районе мно го нерешенных проблем. Пред стоит большая работа по повы шению1урожайности и Валовых сборов зерна, сахарной свек лы, подсолнечника, по увели чению производства мяса, мо- Лока, шерсти и других продук тов. В решении этих задач важ нейшее значение имеет Пробле ма кадров. Никакие успехи невозможны без людей, без их горячего участия, заинтересо ванного, душевного отношения к делу. Вопросу профессиональной ориентации и закрепления мо лодежи на селе последнее вре мя в районе уделяется большое внимание. Несколько лет на зад лишь единицы из выпуск ников школ оставались рабо тать в селе. Другое дело сей час. Только за последние три года 298 молодых людей свя зали свою жизнь с селом. В колхозах и совхозах района работает 185 молодых механи заторов, около 300 юношей и девушек трудятся в животно водстве. А колхоз имени Свердлова — поистине моло дежный коллектив. Из 320 его тружеников — 140 в возрасте до 40 лет. Надо прямо сказать, дела в колхозе идут неплохо. За последние годы в хозяй ствах района сложились целые трудовые династии. Особенно богат ими колхоз имени СвердловаГ из семьи Бочаро вых -трудятся в родном селе 8 человек, из семьи Мартыновых — 13, Петиных •— 9. Большим уважением пользус*ся семья Петиных. Отец Иван Андре евич — механизатор, супруга — 1 свекловичница, сыновья Василий и Александр, комсо мольцы, трудятся рядом с от цом механизаторами, их жены Татьяна и Валентина — свек ловичницы. Скоро вернется из армии еще один сын, Алексей, который до службы работал механизатором. Партийные организации хо зяйств ведут большую работу с молодежью, внимательно от носятся к се запросам, вовре мя подмечают успехи, в нуж ный момент приходят ^ на по мощь. Вошли в традицию про воды юношей в армию, посвя щения в профессию, торжест венные регистрации браков. Широкое распространение по лучило наставничество. Около 400 юношей и девушек учатся в вечерних и заочных школах. Все это способствует выработке у молодежи высокой политиче ской сознательности, творче ского отношения к труду, ор ганизованности и дисциплины. В прошлом году на уборке урож ая зерновых, сахарной свеклы, на заготовке кормов работало 35 комсомольско-мо лодежных бригад и звеньев, 50 семейных экипажей, около двух тысяч школьников. Смена у нас~растет хорошая, активная. И мы доверяем молодым. Из 568*.народных депутатов сель ских и районного Советов — 216 юношей и девушек, в воз расте до 30 лет. 75 процентов принимаемых в члены КПСС— комсомольцы. Ежегодно на полях колхозов и совхозов работают ~ 2 4 уче нические бригады. В районе хорошо известна ученическая бригада Замартыновской сред ней школы. Учащиеся под ру ководством колхозных специа листов проводят весь комп лекс работ, овладевают прак тическими навыками сельско- хО'Зяйств ениого и ротав одств а. Из выпуска прошлого года в колхозе остался каждый чет вертый. Большую роль в профессио нальной ориентации учащихся играют лагеря труда и отдыха. Десять лет работает один из них — «Страна комсомолия» — для учащихся Добровской средней школы, он создан на базе колхоза имени Крупской. Все 32 спецкалиста колхоза, за плевами которых высшее и среднее специальное образова ние, в свое время прошли тру довую закалку в этом лагере. Очень важно, что в работе с молодежыб принимают участие лучшие люди района: делегат XXV съезда КПСС, звеньевой механизированного звена кол- .хоза им. Крупской А. Н. Фро лов, Н. И. Марков, — заведу ющий фермой колхоза «Сво бодный сокол», М. И. Басаре- ва — доярка колхоза им. К а линина и многие другие. Их встречи с молодежью, их боль шая любовь к земле, пробуж дают у школьников добрые чувства и благородные намере ния. Хорошим другом добров- ских школьников является Ге рой Социалистического Труда, главный агроном колхоза име ни Крупской М. В. Тарнакина. Она приходит не только на комсомольские собрания, пио нерские сборы, но и заинтере сованно следит за жизнью тру дового лагеря, под ее непо средственным руководством работают ребята на колхозных полях. После выхода в свет поста новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальней шем совершенствовании обуче ния, воспитания учащихся об щеобразовательных школ и подготовки их к труду» бюро райкома партии разработало мероприятия по его выполне нию. За каждой школой мы закрепили базовые предприя тия, выделили ученикам трак торы, комбайны, сельскохозяй ственный инвентарь. Д ля обу чения ребят сельскохозяйст венным профессиям колхозы и совхозы направили в школы своих специалистов. По почину замартьшовских девушек про фессию механизатора сейчас изучают около 450 школьников, в том числе 138 девушек. В школах оборудуются кабине ты машиноведения, строятся площадки для хранения техни ки. Партийные комитеты хо зяйств совместно со школами разрабатывают комплексные планы трудового обучения и воспитания молодежи. Мы понимаем, что нельзя задержать молодых в селе, ес ли условия труда и быта не будут их удовлетворять. Д аль нейшая механизация трудоем ких процессов в животновод стве и полеводстве, строитель ство хороши? квартир, детских яслей и садов, домов культуры — вот та социальная задача, над которой работает район ная партийная организация. Труженики района прикла дывают все силы, чтобы с че стью справиться с обязатель ствами 1978 года. Свой достой- f ный вклад в общее дело вно сит и наша замечательная мо лодежь. От имени молодых тружени ков Лев-Толстовского района к участникам слета обращается телятница совхоза «Гагарин ский» О. Панкратова. В про шлом году она окончила шко лу и решила остаться в совхо зе. Значительно повлияла на ее выбор работа в ученической производственной бригаде. Ольга работала в животновод ческом звене. С обязанностями доярки девушек знакомила бригадир Александра Иванов на Лобачева. Она же научила и правильно обращаться с д<э- нльными аппаратами. Н астоя щей школой трудовой закалки стал для товарищей , О. Пан кратовой трудовой лагерь, где они жили, работали и отдыха ли в большом и дружном кол лективе. Работа в лагере показала, что и в деревне можно жить Интересно, увлекательно. —• Но часто приходится за думываться,— говорит молодая телятница,— почему кое-кто из ребят все-таки уходит из хо зяйства? Правда, на селе еще много трудностей. Это касает ся и культуры, и быта, и тор говли. Правда, многое и дела ется, чтобы приблизить жизнь на селе к городской. У нас, например, хорошие Дом куль туры, Дом быта, библиотека, новая школа, много среди ин теллигенции людей увлечен ных, влюбленных в свою ра- . бету. Строятся благоустроен ные квартиры, дороги с твер дым покрытием. И все-таки по рой бывает скучно. Молодым трудно усидеть весь вечер у телевизора. А в Доме культу ры заняться нечем, кроме танцев, кружки не работают— нет специалистов. Редкие гости у нас артисты областной сце ны. Свое выступление О. Пан кратова закончила призывом к молодежи: —• Не бойтеСъ трудностей, ведь у нас, сельских жителей, есть добрые помощники — земля, на которой мы живем, и замечательные традиции ее тружеников. Это выступление поддержал учащийся Елецкого СПТУ-2 А. Черников: — Что может быть прекрас нее земли, дающей все: жизнь, красоту и самое главное бо гатство— хлеб? Мой отец всю жизнь работа ет механизатором. С детства и я был рядом с ним: на севе и уборке, на вспашке зяби и во время ремонта трактора в ма стерской. Я очень блаЛщарен отцу за то, что он первый по казал мне, сколько радости и счастья приносит работа ме ханизатора. Через год сбудется мечта Александра — ему вручат дип лом об окончании училища и дадут направление на работу в родной совхоз. — Хлеборобы и животново ды, добиваясь высоких резуль татов на полях и фермах, в то ж е время окружают заботой и вниманием молодую смену,— сказала на слете доярка Конь- Колод езско го совхоза-техни кума Герой Социалистического Труда В. И. Рындина.—На мо ем счету уже не один десяток подопечных, среди которых есть и учащиеся техникума. Они получают- прочные знания, показывают образцы высоко производительного труда во время прохождения практики. Я по мере своих сил и способ ностей, стараюсь помогать им словом и делом. На сцену к трибуне вышла тоненькая девочка в белом школьном фартуке. Это Лида Птицына, секретарь комсомоль ской организации Набережан- ской средней школы Волов ского района. Она .говорила о :у_ том, как школа, ее педагоги помогают сельским ребятам познавать жизнь, учиться де лать первые самостоятельные шаги. Создана * ученическая производственная бригада, ко торая состоит из 152 человек. Работа в ней не ограничивает ся пришкольным участком. Учащиеся оказывают помощь совхозу «Набережанский». Осенью этого года они обрабо тали и убрали более 50 гекта ров маточной свеклы. Во время уборки зерновых около 47 чле нов бригады участвовало в операции «Зернышко», 8 ком сомольцев работали штурваль ными вместе со своими настав никами и с большим ответст венным делом успешно спра вились. — Нам, комсомольцам,— сказала Л . Птицына,— уже за школьной партой необходимо , составить жизненное расписа ние. Его нам помогают соста вить руководители совхоза «Набережанский». Большую заботу проявляют они о том, чтобы мы успешно овладевали сельскохозяйственной техни кой. Стало традицией в нашей школе — вместе с аттестатом о среднем образовании вручать выпускникам права на вожде ние трактора. Ребята успеш но работают в совхозе тракто ристами. Решила остаться в родном селе и я, потому что люблю свою воловокую землиц она дорога мне, как сама жизнь, и я сделаю все, чтобы она стала еще"богаче и краше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz