Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

КЛАССА # - Сегод ня во Дворце культуры профсоюзов начинает свою работу второй областной слет выпускников школ, оставшихся работать в се­ ле. Учащиеся — старшеклассники сельских и городских общеобразовательных школ, мо­ лодые специалисты колхозов и совхозов и работники других сельских профессий, руко­ водители хозяйств области, представители партийных, профсоюзных и комсомольских - ж организаций принимают в нем участие. Второй областной слет выпускников школ ставит своей задачей наметить новые планы совершенствования всей профориентацион­ ной работы с молодежью в свете постанов­ ления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обуче­ ния, воспитания учащихся общеобразователь­ ных школ и подготовки их к труду». * ----------------------------------------- - ШКОЛЬНОГО- ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА В Р АБОЧ ИЙ кл а с с РОДНОЙ ЗЕМ Л Е- СЕРД Ц А И РУКИ М ОЛОДЫХ ЧТО БЫ СЫН ОВЬЯ РО СЛИ Х Л Е Б 0 Р 0 В А М И На штурвале моего комбай" на написаны имена—Алек­ сандр, Алексей, Иван, Вален­ тина, Виктор. Это имена моих с Пелагеей Калинеевной де­ тей. Все они: и самый старший Александр, прочно вставший уже на ноги, и самый млад­ ший Виктор, который пока еще учится в девятом классе —несли первую в жизни тру­ довую вахту за этим ш турва­ лом, водили отцовский «степ­ ной корабль» сперва под моим присмотром, а затем—само­ стоятельно, и оставили на нем свои, так сказать, автографы. С ранней поры я брал детей с собой в поле и приобщал к хлеборобскому дел у .'М ы с Пелагеей Калинеевной всеми силами стремились передать им. любовь к земле, раскрыть огромную ценность труда на ней. • Гордимся мы Александром. Его имя в почете не только в колхозе", а й в районе. Он— звеньевой мехзвена, выращи­ вает кукурузу. Каким бы ни выдался год, он всегда с урожаем. Уж на что прошлое лето не загодилось для куку­ рузы, а звено сына взяло с каждого из двухсот гектаров без малого триста центнеров зеленой массы. С выдумкой, напористо трудится парить. Александр в 21 год получил орден Трудового Красного Знамени. Довольны мы н Иваном, что работает в кол­ хозе шофером. Твердо знаем, что никуда от земли не уйдет, как и отец, старшие братья, станет механизатором и Вик­ тор. Впрочем, мои сыновья не исключение. За последние ./го­ ды десятки выпускников на­ шей Верхне-Колыбсльской средней школы прижились в }Лдиом селе. Это и- электрик Александр Сашш, ц шофер Николай Яловцев, и трактори­ сты Виктор Щербатых и Иван Кузнецов. Сыновья одного из лучших наших механизаторов Егора Герасимовича Камене­ ва, как и мои, тоже пошли по стопам отца. Чтобы ребята крепче приоб­ щались к хлеборобскому делу в школе, колхоз выделил их производственной бригаде землю, технику. Ребята', осва­ ивают высокое искусство земледельцев — от этого не остаются в стороне специали­ сты хозяйства и мы, рядовые труженики — и за партой, и в поле па своих делянках, собст­ венными руками выращивая разные культуры, ставя инте­ ресные и полезные опыты. Сверх того колхоз, школа, что ни зима, организуют для старшеклассников механиза­ торские курсы. Это, по-моему разумению, очень хорошее де­ ло. Ведь старшеклассники, за­ кончив курсы, получают спе­ циальность, документ об этом. А такой человек всегда чувст­ вует себя увереннее. После школы колхоз направляет нх, кто пожелает, на учебу в техникумы, вузы. Получили дипломы и работают в своем селе инженер Владимир Б ула­ вин, механик Александр Була­ вин, заведующий гаражом Виктор Сергеев. И сейчас многие учатся п о ' направлени­ ям колхоза. Александр мой, к примеру, — в Задонском тех­ никуме механизации и элект­ рификации сельского хозяйст­ ва. Туда ж е и Виктор соби­ рается. Есть в селе где руки прило­ жить, дело подобрать по ду­ ше. Техники все больше, слож ­ нее она становится. У око­ лицы вырос целый овцеводче­ ский городок. Заработки, в особенности у механизаторов, животноводов, высокие. Алек­ сандр вон уже собственной машиной обзавелся. И у Ива­ на с Виктором-—мотоциклы. В село хороший Дом культуры, над каждой крышей теле ан­ тенна. И все больше строится жилья. О жилье особо хочется ска­ зать. Нынче дети, как птицы, едва оперятся, норовят из гнезда выпорхнуть, на собст­ венные силы опереться. И тут без жилья нс обойтись. Я опять сужу по себе. Второй сын наш, Алексей, окончил де­ сятилетку, затем СИТУ, стал механизатором широкого профиля. Рано женился. А жить где? Жилья тогда у нас строили еще мало. И подался наш Алексей, как в селе го­ ворится, на чужую сторонку. Живет теперь в Тульской об­ ласти, в городе. Квартира у него, работа, а домой, к земле, пишет, все равно тянет. Пого­ ворил я недавно с председате­ лем колхоза, пообещал он, что и жилье Алексею' предоста­ вит, и работу. Напишу теперь: пусть приезжает. И зиаю точ­ но: приедет. В разговоре председатель обмолвился, мол, техники в хозяйстве достаточно, чтобы хлеба по тридцать центнеров собирать с гектара, гораздо богаче, чем сейчас, получать урожаи всех культур. Д а вот беда, используется она еще не так, как надо бы. Не хватает механизаторов. Молодежи хо­ тя и больше стало приживать­ ся в селе, а пока не в таком числе, сколько требуется. Вот я и думаю, отчего так полу­ чается? Вроде бы и колхоз, и школа много делают, чтобы увлечь ребят нашим хлебо­ робским делом. И все- таки * пробелы в этом, ви­ димо, есть. Механизатор— главная фигура на селе. А в каких условиях приходится иной раз трудиться? Забывают у нас об этом, мало заботятся о том, чтобы их улучшить. Вот пример. Дочь Валенти­ на в школе еще и трактор на­ училась водить, и комбайн, а то оседлает мотоцикл и с ве­ терком умчится в поле. А ко­ гда после школы предложил ей поступить в Задонский сельхозтехникум, она мне го­ ворит: механизатор — не женское дело. И учится в ж е­ лезнодорожном техникуме. Ви­ димо, плохо мы еще рассказы­ ваем детям о Паше Ангелиной, Дарье Гармаш, об их героиче­ ских славных традициях. Если в школе, колхозе ре­ бятам будут говорить одно, а дома, в семье—другое, то та­ кой разнобой, понятно, ни к чему хорошему нс приведет, А кому, как нс нам, связавшим свою судьбу с землей, знать цену хлебу. Я, к примеру, до войны, еще стал механизатором, воевал, дойдя до Берлина, оставил свой автограф на рейх­ стаге. Хотел растить хлеб. И детям своим наказываю это. А когда нужно, то и поправлю. Закапризничал было Иван; машина ему нбвая нс доста­ лась. Внушение сделал. По так ведь поступают далеко нс все. Нередко в семьях еще за­ бывают, кто же будет лелеять •землю, кормить народ, если дети наши, изменив, дедовским традициям, уйдут из села? Надо, по-видимому, ,, что­ бы к решению проблем профориентации активнее при­ влекались и родители. Сейчас, как, может, никогда, требуется, чтобы больше было молодежи на селе. И нам, ис­ пытанным земледельцам, со­ весть велит добиваться, чтобы наши сыновья, дочери росли хлеборобами. . М. ЖУРАВЛЕВ, механизатор-ветеран колхоза «Россия» Хлевенского пайома. В минувшем году на полях колхозов и совхозов Липецко­ го района работали 34 учени­ ческие производственные бри­ гады, которые объединяли 2160 школьников. Они соста­ вили звенья — более ста поле­ водов и овощеводов, около двадцати — животноводов и более десяти—механизаторов. Хозяйства закрепили за уче­ ническими бригадами 30 авто­ машин, столько же тракторов, 18 комбайнов и другую сель­ скохозяйственную технику, необходимое количество семян и удобрений, а для руковод­ ства работой бригад выделили более пятидесяти специали­ стов сельского хозяйства — квалифицированных агроно­ мов и механизаторов. Члены бригад выращивали сахарную свеклу (268 гекта­ ров), картофель (15,4 гектара), овощи (77 гектаров), зерновые и другие культуры на площади более двух тысяч гектаров и получили неплохой урожай. В порядке шефской помощи хо­ зяйствам они очистили и пе­ ревезли в зернохранилища бо­ лее 17 тысяч тонн зерна. В этом районе целый ряд ученических бригад работает круглогодично, осуществляет весь цикл сельскохозяйствен­ ных работ и проводит ценные опыты. Так, юные, хлеборобы Илышскон средней школы по заданию совхоза «Липецкий» исследовали влияние густоты насаждений на урожайность столовой свеклы, Лубновскон средней школы по заданию совхоза «Дмитровский» — эф­ фективность разных способов подкормки и полива кормовой свеклы. Следует отметить, что уче­ нические производственные бригады Липецкого ’района трудятся не только над выра­ щиванием сельскохозяйствен­ ных культур, но и в -других отраслях производства. Т ак,н а базе птицефабрик «Липецкая» и совхоза «Красный колос» работают звенья птицеводов Кузьмино-Отвержекой и Но- водеревснской средних школ. Члены этих звеньев под руко­ водством опытных наставников трудятся сменными птичница­ ми, цыплятницами, на сорти­ ровке яиц. Например, юные птицеводы Новод ер евенско й средней школы вырастили 60 тысяч кур, перевезли 100 ты­ сяч яиц, заготовили 200 тони травяной муки. В ряде средних школ района с помощью хозяйств созданы лагеря труда и отдыха. Вот уже 12 лет такой лагерь функ­ ционирует в Ленинской сред­ ней школе. Колхоз имени Ленина помог школе построить и электрифицировать лагерные кухню и столовую. За время пребывания ,в лагере 60 уча­ щихся обработали 50 гектаров подсолнечника и 15 гектаров сахарной свеклы. Хорошо ра­ ботали лагеря труда и отдыха при Боринской и* Лубновскон средних школах. Деятельность ученических производственных бригад Ли­ пецкого района получила вы­ сокую оценку. По итогам об­ ластного социалистического соревнования на. лучшую уче­ ническую производственную бригаду и организацию обще­ ственно полезного труда школьников этот район занял первое место. Он награжден переходящим Красным знаме­ нем обкома ВЛКСМ, и облоно. П. КАШМЕНСКИЙ. Более тридцати лет трудится в совхозе имени Куйбышева Данковского района тракторист Иван Алексеевич Кириллов. Коммунист И. А. Кириллов — почетный механизатор хо­ зяйства. З а беззаветное служение своему хлеборобскому дол­ гу он удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Иван Алексеевич — глава большой трудовой династии. Шесть детей из восьми остались после окончания школы в родном совхозе, унаследовав от отца и профессию, и любовь к, труду, и добросовестное служение своему долг^. На снимке: механизатор Герой Социалистического Труда И. А. Кириллов со своими детьми. Фото Ю. Ардашева. . В НАЧАЛЕ января учите­ ля Тербунского района на своей традиционной конференции всесторонне обсу­ дили задачи, выдвинутые по­ становлением ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР «О дальнейшем совершенствова­ нии обучения, воспитания уча­ щихся общеобразовательных школ и подготовки их к тру­ ду». Разговор, начатый на конференции, наши учителя продолжили в своей школе на педагогическом совете. Мы взыскательно проанализиро­ вали итоги работы коллекти­ ва и наметили меры по корен­ ному совершенствованию подготовки учащихся к обще­ ственно - полезному труду. Хочется сказать, что учителя нашей школы, как и все ра­ ботники народного образова­ ния страны, горячо одобряют мероприятия партии и прави­ тельства, направленные на по­ вышение эффективности подго­ товки растущей смены для ра­ боты па производстве. Значе­ ние этого документа с по­ следним Указом Президиума Верховного Совета ' СССР об установлении почетного звания «Народный учитель СССР» и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное поль­ зование учебниками учащимися общеобр азов ательных школ » трудно переоценить. Это—но­ вое проявление ’ заботы о школе, о подрастающей смене. Документы эти касаются бук­ вально всех: и родителей, в чьих семьях есть школьники, и хозяйственников, и учителей. В первой Тербунской средней школе сегодня зани­ мается свыше тысячи детей, или пятая часть всех учащихся района. Вполне понятно, к на­ шему коллективу требования повышены^ но и помощь мы получаем всестороннюю. ?' Р ай­ ком партии, райисполком ста­ раются создать школе нор­ мальные условия для обучения и воспитания учащихся, для подготовки их к труду, к жиз­ ни. У нас хороший, работо­ способный коллектив учителей. За последние годы окрепла материальная база школы, оборудованы учебные кабине­ ты. Преподаватели немало сделали для повышения качест­ ва учебы. Каждый третий школьник учится па «5» и «4». X ■ ■ ■ и l i i l l i l f: ? у • - 1 ^ :;£:;: Я г . ч «а*»* ш f u ? IP 1 ' t i l I ,m Партийная, организация, учите­ ля строят свою работу с таким расчетом, чтобы воспитывать у детей устремленность к об­ щественной цели, идейную убежденность, преданность делу ленинской партии. Каче­ ства настоящего человека, до­ стойного гражданина Родины 'воспитываем на уроках, в тру- in iiiiiiiiiim m iiiim u a B B B isiB ii П У Т Ь К У М ЕНИЮ IBBBBBfllBlIBIIIIBfllBIIBIlIBBIlBIIBBEIlI де на пришкольном участке, в колхозах, совхозах, на* пред­ приятиях. Мы с удовлетворением от­ мечаем, что школа дает юно­ шам и девушкам прочную си­ стему основ нау$и, прививает конкретные трудовые навыки. Нынче в районе не найдешь предприятия, хозяйства или ор­ ганизации, где бы пи труди­ лись паши воспитанники. Бывшие учащиеся работают механизаторами, строителями, животноводами, возглавляют колхозы и совхозы, партийные организации хозяйств. В кол­ лективе районного объединения «Сельхозтехника» на различных ' участках трудится около 200 ] человек, окончивших Тербун- : скую среднюю школу. Многие наши питомцы работают в ПМК-419, МПМК облмеж- колхозстройобъединения, на сыродельном заводе, в сфере обслуживания и торговли. За последние пять лет ат­ тестат зрелости получили бо- ■лее?750 юношей и девушек, из них 182 продолжают учебу в сельскохозяйственных вузах, техникумах и СПТУ, 67 — в педвузах, около 200 выпуск­ ников остались в сельскохо­ зяйственном производстве. То, что значительная часть выпускников остается в рай­ оне—явление закономерное. В -большую жизнь они вступают с определенной трудовой под­ готовкой. Школа за последние годы подготовила 220 шофе­ ров, 79 трактористов. Почти все школьники работают на полях. В минувшем году, на­ пример, ученическая бригада возделывала 45 гектаров са­ харной свеклы. В этом году ученическая бригада будет также выращивать эту куль­ туру. Тесная связь установилась между школой и районным объединением «Сельхозтехни­ ка». Специалисты объединения —частые гости в школе. Они помогли нам оборудовать ка­ бинет машиноведения. Уча­ щиеся в свою очередь часто бывают в цехах объединения, А Ж И В У Т - Т О Р Я Д ОМ . . . О совместной профориентационной работе школы и профтехучилища «Это очень сложная, тонкая, нежная вещь — детское ж ела­ ние трудиться». Мне вспомни­ лись эти слова В. А. Сухом л ян­ ского после знакомства с уче­ никами 8 «Б» класса липецкой средней школы № 45. Прежде чем встретиться с ребятами, я поговорила с их учителями, посмотрела школь­ ные кабинеты. Все услышанное и увиденное убеждало — педа­ гоги школы прилагают немало усилий, чтобы помочь мальчи­ кам и девочкам вовремя опре­ делить свою дорогу в жизни. Однако, я не случайно привела здесь слова Сухомлинского. Ответы восьмиклассников на мои вопросы заставляю т д у ­ мать, что далеко не все вопро­ сы профессиональной ориента­ ции пока решены. Так, скажем, я узнала,*что у ребят этой школы заботливые шефы: фабрика «Бумиз», чет­ вертое строительное управле­ ние треста «Жилстрой», авто­ транспортное управление и за ­ вод «Метиз». Между этими ор­ ганизациями и школой сложи­ лись вполне дружеские отно­ шения. Шефы часто бывают в школе на пионерских сборах, на собраниях и вечерах. Мно­ гие представители шефских организаций ведут в школе фото и драмкружки, учат кра­ сиво вязать и'увлеченно про­ водят занятия в спортивных секциях. Приглашают на экс­ курсии — пожалуйста, смотри­ те, как строятся доч*1, работа­ ют станки, как водят машины ваши отцы. Помогают шефы и развитию детского техническо­ го творчества. . < На уроках по труду девоч­ ки учатся швейному делу, мальчики работают у слесар­ ных и столярных станков, вы­ полняют заказы «Медтехники» и подшефного детского сада № 78. Летом девятиклассники уезжают в лагерь труда и отдыха, организованный на базе совхоза «Дружба». Очень хорошо, что школа повернула ребят лицом к сфе­ ре материального производст­ ва, раскрывает ее роль и зн а­ чение в жизни общества. Этому нельзя не порадоваться. Но не давало покоя и другое. К а­ кие причины оказываются р е­ шающими при окончательном выборе будущей специально­ сти? Почему девочка, что си­ дит за третьей партой в сред­ нем ряду, хочет быть кулина­ ром? А вот этот серьезный мальчик — шофером? О казы ­ вается, все дело в том, что де­ вочка просто любит вкусно го­ товить, а у мальчика отец — шофер. Мне эти объяснения показались недостаточно убе­ дительными, хорошо обдуман­ ными, зрелыми, а потому я не думаю, что это окончательные решеиир ребят. Я ж дала, что кто-то из восьмиклассников встанет и скажет, что идет на предприятие или стройку по­ тому, что там не хватает рабо­ чих рук, а школа его как раз и подготовила к этой, остро де­ фицитной специальности. Я не услышала, к сожалению, подобных слов. И это, на мой взгляд, не случайно. Припоминаю встречи с сель­ скими ребятами. Почему в по­ следнее время многие из них все чаше остаются в родных хозяйствах, после восьмого класса идут в училище и тех­ никумы по направлениям кол­ хозов, совхозов? Думаю, дело здесь в том, что с очень ранне­ го возраста сельские дети ж и­ вут в атмосфере крестьянского труда, помогают взрослым в поле и на ферме. Они зачастую к восьмому классу во всех тонкостях знают работу ком­ байнера или доярки. С ними, как правило, участливо, по дружески беседуют руководи­ тели и специалисты хозяйства, стараясь направить детские ин­ тересы и мечты в нужное рус­ ло. Ребята — лучшие из них— понимают, в конце концов, что они нужны родному селу, хо­ зяйству, земле. Они ответствен­ нее подходят к выбору буду­ щей профессии. И в этом смыс­ ле представляются мне граж ­ дански более зрелыми, чем их городские сверстники. Какому предприятию и в к а­ ком количестве нужны сейчас или понадобятся через год— два тс или иные специальности — знают ли об этом липецкие восьмиклассники? Во всяком случае, организатор внекласс­ ной работы школы № 45 Т. К. Романенко при мне посетовала, чго школа не располагает т а ­ кими данными, хотя бы в пре­ делах своего Советского рай­ она. Не знают в школе, что в одном лишь тресте «Жил­ строй» ежегодно не хватает более 250 рабочих различных специальностей. Кстати, из опрошенных мною ребят толь­ ко двое изъявили желание стать строителями. Трест «Жилстрой» взят для примера не случайно. Он ■— базовое предприятие профтех­ училища № 26, которое нахо­ дится по соседству со школой, буквально на одной с ней ули­ це. Здесь готовят квалифици­ рованных рабочих-строителей со средним образованием. У этого училища — как, впрочем, и у многих других — немалые сложности с комплектованием контингента. Преподаватели и мастера ходят- по городским школам, бывают в сельских — рассказывают, убеждают, аги­ тируют. В профориентационной работе - участвует коллектив агитбригады. И, казалось бы, рядом стоя­ щая соседка-школа должна по­ лучить максимум поддержки и внимания от училища. Однако этого не произошло. Получает­ ся какая-то разорванная це­ почка: строительный трест и училище сами по себе, школа тоже в профориентационной работе действует обособленно. Нельзя ли соединить эту ра­ зорванную пока цепочку? Д руж ба двух учебных заве­ дений, а может быть, и пред­ приятия—поможет школьникам ближе знакомиться именно с теми рабочими профессиями, которые в данный момент яв­ ляются особенно дефицитными. Знакомство с профессией бу­ дет вестись более глубоко, це­ ленаправленно. Сказанное, ко­ нечно, не секрет ни для учи­ лищ, ни для школ. И если говорить конкретно о школе № 45 и об училище № 26, то можно заметить пер­ вые шаги, которые они делают навстречу друг другу. Вместе смотрят спектакли в театре, бывают друг у друга на вече­ рах, проводят спортивные со­ ревнования. Школьники ходят в училище на экскурсии, но только с восьмого класса. А почему не с пятого, шестого? Почему только на экскурсии? Разве нельзя организовать факультативные занятия в ма­ стерских училища, устраивать праздники труда, конкурсы? Может быть, можно выделять ежегодно двух—трех ребят от училища для участия в рабо­ тах в летнем лагере труда и отдыха, организовать соревно­ вание между группами и клас­ сами? Эти вопросы возникли не са­ ми по себе, они подсказаны жизнью. К их решению вплот­ ную подошли в школе № 45 и в училище № 26. Сейчас здесь приступили к разработке обще­ го плана профориентационной работы. Определенным толч­ ком к тому послужило обра­ щение, с которым выступили коллективы ряда промышлен­ ных предприятий, профтехучи­ лищ, школ, учебно-производ­ ственного комбината Липецка. Образно говоря, школа и учи­ лище как бы садятся сейчас за «стол переговоров». Им есть что обсудить, над чем поду­ мать. Т. СПАССКАЯ. В ОДИН из учебных дней я пригласил в свой 6-й класс бывшего ученика нашей школы, ныне строителя центральной магистрали БАМа в районе Тынды Валентина Серкина, приехавшего домой в отпуск. Внимательно слушали ребята его рассказ о молодых строителях, о профессиях, нуж ­ ных стройке века. Я смотрел на лица ребят и думал; пройдет несколько лет, и многие из них, возможно, то­ ж е изберут профессию строи­ теля, тоже будут трудиться на хоза «Гагаринский», сколько построено на селе, как выросла техника, возросла механизация труда. На такие встречи я, как классный руководитель, считаю очень полезным приглашать родителей учащихся, работаю ­ щих в совхозах на самых р аз­ ных участках. Нет лучшей аги­ тации, когда о романтике сель­ ских профессий говорят люди близкие, которых ты хорошо знаешь, видишь их в каж до­ дневное труде. iiiin iiim iim u m n iim n B B m B e iE B iiiiiim im iiB E Q n B n iiiin m im j П О З Н А К О М И Т Ь С П Р О Ф Е С С И Е Й вввоввввввнввввввввввввввввввввввввывавлвввввввввввтвявввввваввв стройках. Но разве мало ро­ мантики и рядом, в родном се­ ле? Как важно для нас, учите­ лей открыть ее перед мальчиш­ ками и девчонками.. А лучший помощник в эйом — трудовое воспитание учащихся. Ежегодно мои мальчики и девочки, как и их сверстники, помогают совхозам «Гагарин­ ский» и «Пламя» в уборке кар­ тофеля. Учащиеся класса выра­ щивают огородные культуры на нескольких гектарах, обраба­ тывают сахарную свеклу. Оля Кузнецова и Оля Войнова в минувшем году помогли своим мамам обработать по 5 гекта­ ров свеклы. Марина Морозова, у которой мать — доярка, по­ стоянно помогает ей на ферме. Саша Варварин работал пасту­ хом, помощником комбайнера на уборке урож ая, Валерий С а­ вельев — грузчиком зерна на автомашине... Трудовому воспитанию во многом помогают встречи с ветеранами труда, передовика­ ми совхоза в школе, классе. На одной из них ветеран труда Мария Михайловна Таракано­ ва рассказала о трудных во­ енных годах. Молодая женщи­ на работала в то время трак­ тористкой, шофером. Поучи­ тельно было сравнить, как с тех пор выросло хозяйство сов- Помощников - общественни­ ков у меня много. Часто на классные ч асы приглашаем мы председателя исполкома Г ага­ ринского сельсовета, бывшую выпускницу нашей школы М. Я. Просветову, комсомольского вож ака, тоже нашу выпускни­ цу Л. Сементковокую и дру­ гих. Они рассказывают ребя­ там о сельскохозяйственном производстве, о лучших людях, о тех, кто после окончания школы избрал сельскую / про­ фессию, остался в совхозе. А таких у нас с каждым годом все больше. Большая роль в трудовом воспитании, в профориентаци­ онной работе отведена в поста­ новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальней­ шем совершенствовании обуче­ ния, воспитания учащихся об­ щеобразовательных школ и подготовки их к труду» учителю, в том числе и классному руководителю. Б у­ дем стремиться делом отве­ тить на него —• растить моло­ дую трудолюбивую смену. А. МИХАЙЛОВ, учитель истории Гагаринской средней школы Лзв-Толстовского района. где знакомятся с различными видами работ, новой техникой. Такая взаимосвязь помогла многим учащимся выявить свои склонности и способности, готовность трудиться по той профессии, которая больше всего нужна предприятию. В организации производст­ венной ориентации учащихся хорошо помогают нам строите­ ли, связисты, дорожники. И не случайно в этих организациях плодотворно трудятся многие выпускники нашей школы. Но в трудовом и нравствен­ ном воспитании детей еще не­ достаточно объединяются усилия школы, семьи и про­ изводственных коллективов. Известно, что комплексная ме­ ханизация и автоматизация резко изменили содержание сельскохозяйственного труда. Машины делают работу поле­ водов и животноводов более производительной. Сейчас в любом колхозе увидишь мощ­ ные тракторы у типа К-700, Т-150, новые комбайны «Ко­ лос», «Нива». В школе же де­ ти знакомятся с устаревшей техникой. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР признана необходимость м у ч - шить снабжение школ техни­ кой, техническими средствами, оборудованием, материалами и мебелью, закрепить за школой базовые предприятия. Самым близким для нас яв­ ляется объединение «Сель­ хозтехника». Желательно, что­ бы это предприятие стало ба­ зовым предприятием школы. Постановление вместе с тем обязывает руководителей предприятий и организаций, совхозов, • колхозов всемерно содействовать профессиональ­ ной ориентации школьников. К сожалению, в важнбй работе допускаются серьезные недо­ статки. В хозяйствах зачастую смотрят на школу как на до­ полнительный источник рабо­ чей силы. К примеру, в сов­ хозе «Ударник», в ко'тором мы выращивали свеклу, организо­ вали работу так, как не нуж ­ но это делать. Почти полови­ ну корнеплодов разместили по плохо обработанной и не­ удобренной весновспашке. Не видели школьники механиз­ мы на обработке всходов и уборке урожая. Обработку междурядий и прополку вели вручную. Корни копали ло­ патой. А между тем совхоз до­ статочно оснащен -техникой и машинами. Коллектив школы стремится внести достойный вклад в дело совершенствования обу­ чения, воспитания молодежи, подготовки се к работе на благо Родины. В. ПИСКЛОВА, директор Тербунской средней школы. В. КЛАДОВА, секретарь партийной организации школы. В т и и з ш к о л ВМЕСТЕ СО СТАРШИМИ В прошлом году школы в В о л о еск о м районе закончили около четырехсот юношей и девушек. Многие из них избра­ ли сельские специальности: 238 .работают сейчас механизатора­ ми, 45 — шоферами. Это говорит о том, что в школах совершенствуется сис­ тема трудового воспитания, улучшается профориентацион­ ная работа. Так, учащиеся На- бережанской средней школы по заданию одного из научно-ис­ следовательских институтов ставят опыты на пришкольном участке, ими выращено 119 ви­ дов новых растений. Коллектив Гатищенской средней школы давно и успешно дружит с колхозом имени Куйбышева. Ребята во время каникул тру­ дятся рядом со взрослыми. ж , Почетной грамотой облоно и обкома ВЛКСМ награждена учебно _ производс т в е н н а я бригада Петровской средней школы Добринского района. Многие ее воспитанники до­ стойно трудятся сейчас в сов­ хозе «Петровский». Минувшим летом закончил эту школу и Николай Логви­ нов. Юноша еще в школе с особым пристрастием относился к урокам машиноведения, посе- •Лучшим из них перед началом учебного года вручаются По­ четные грамоты колхоза, пре­ мии. Школа и кфлхоз разрабо­ тали и осуществляют совмест­ ный план по профориентации. Хозяйство выделило учащимся 60 гектаров земли, трактор, другой сельхозинвентарь. В сельском хозяйстве района растет числб комсомольско-мо­ лодежных коллективов, кото­ рые соревнуются друг с другом. Так, в соревновании среди жи­ вотноводов первенству держит бригада по кормопроизводству колхоза «Красная звезда». Ее возглавляют, Н. Пикалов и В. Печерский. Этот молодеж­ ный коллектив полностью обес­ печивает хозяйство кормами. Н. ПЕЧЕРСКИЙ . Болонский район. щал курсы механизаторов, ор- низованные в совхозе. К ле­ том, успешно сдав выпускные экзамены, вместе со школьным аттестатом получил удостове­ рение механизатора. Уже осенью, на вспашке зяби, Н. Логвинов достиг высоких производственных показате­ лей. Р. ГРИГОРОВА. Добринский район. МОЛОДЕЖЬ ИДЕТ НА ФЕРМЫ Совхоз «Воскресеновский» неизменно занимает одно из первых мест в Данковском районе по производству моло­ ка. В этом немалая заслуга парней и девушек, бывших учащихся Орловской восьми­ летней школы, оставшихся работать в родном хозяйстве. Комсомольцы — запевалы многих интересных, полезных дел. Они и трудятся с огонь­ ком. Уважают в хозяйстве мо- В девятом классе Панинской средней школы Добровского района учатся две сестры — Оля и Валя Андросовы. Обе — активные участницы художест­ венной .самодеятельности, а Ольга еще и комсорг класса. И та, и другая твердо решили остаться после окончания деся­ ти классов в родном селе. Это не случайно. Мать де­ вушек, больше 20 лет работает в колхозе имени 1 Мая дояркой, отец — скотником. К труду приучены и дочери —: с пятого лодую телятницу Л . Степину и ее подругу доярку М. Кених. Отлично работают дояры Вя­ чеслав и Виктор Пронины, они неизменно выполняют план на 120— 130 процентов. Вячеслав награжден орденом «Знак П о ­ чета», младший из братьев, Виктор — Почетной грамотой горкома комсомола. А. АНАНЬЕВ. Данковский район. класса помогают матери на ферме. Д ва раза Ольга и Ва­ лентина занимали в районном конкурсе мастеров машинного доения первые места. Примеру сестер Андросовых последовали многие их одно­ классницы. Решением общего собрания комсомольских орга­ низаций колхоза и школы соз­ дана группа, в которой девуш­ ки будут изучать профессию оператора машинного доения. А. ПАНЧЕНКО. Добровский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz