Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
24 декабр я 1978 г., № 295 (15 292) . г г— — И 1 И 1 I I ..... Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ г у в с к ю е с н ь щ В Ы П У С К ТВОЯ Р А Б О Т А - Р У К ТВОИХ ТЕП ЛО РОЖДЕНИЕ ОБРАЗА Творческий портрет Где бы н когда нн обсужда лась одна из последних (и, на м ой взгл яд, одна из самых зна чительных) работ Липецкого областного драматического те атра — спектакль «Последний срок», стержнем разговора не изменно становится образ ста рухи Анны. Не только потому, что на взаимосвязях этого персонажа и остальных дейст вующих лиц раскрывается за мысел постановки. Но и пото му, что ' никогда не пройдет \ зритель мимо тончайшего ма стерства актрисы, создавшей сложный образ умирающей от старости женщины, за бренной оболочкой которой вдруг рас крывается мир огромной нрав ственной лы, светлой любви к людям, к жизни. Но, всматриваясь в бессиль ные движения Анны, прислу шиваясь к слабому, глуховато му голосу старухи, догадае тесь ли вы, читатель, что в этой роли выступает актриса более чем вдвое моложе своей героини, да к тому же обла дающая веселым, задорным характером? В товарищеских кругах многие обращаются к ней еще просто по имени... И когда на обсуждении спектакля перед вами встанет молодая, стройная, улыбчивая женщина, вы, наверняка, откажетесь уз нать в ней Анну — уж слиш ком разителен контраст. Так оцените же высокое искусство перевоплощения Зинаиды Георгиевны Горячевой. Искус ство, рожденное особым актер ским качеством, которое еще А. П. Чехов назвал «умением отражать в своей душе чужую боль». Липчанам легко проследить весь 'творческий путь Зинаиды Георгиевны: с первых шагов он проходит на липецкой сцене, куда немногим более де сятка лет назад актриса при шла из Ленинградского инсти тута театра, музыки и кинема тографии. Но это только ка жущаяся легкость. И если мы вспомним хотя бы некоторые сыгранные роли и на этом ос новании попробуем определить ее сценическое амплуа, то ока жемся перед уравнением со многими неизвестными. В са мом деле: девчонка-сорванец, задиристая Хеся из «Морали пани Дульской», и любящая, нежная, многопрощающая Вар вара в спектакле «Дело, кото рому ты служишь». Грубая, растленная, глубоко страдаю щая от сознания этого и все- таки неспособная вырваться из породившего ее ада, Ме ланья в «Детях солнца» и мудрая, по-государственному мыслящая ткачиха^ Фомичева из «Моих надежд», в которой масштабность и простота сли лись в одно целое. Наконец старуха Анна. Несложно обнаружить черты, резко отличающие этих героев друг от друга по возрасту, психологии, социальной значи мости. Гораздо сложнее понять побудительные мотивы, кото рые привели режиссеров к ре ш ение поручать столь разно плановые роли одной и тон же актрисе. — Гибкий талант, — говорит о ней режиссер Б. Голубицкий, —■хорошо чувствующий режис серский замысел, всегда вдум- ' чизо и точно выполняющий его. Впрочем, сама актриса не очень-то согласна с этим ут верждением. И если режиссер ские указания, по ее мнению, противоречат логике образа, она готова спорить, яростно за щищать свою позицию и, быва ет, убеждает в своей правоте. Спросите 3. Г. Горячеву, как удается ей добиваться такой цельности созданных характе ров, точности жеста, движения, интонации, и, виновато улыб нувшись, она промолчит. Не рассказывать же вам, скольких раздумий, тревог, душевной боли, а порой и горьких слез стоила ей, к примеру, работа над образом Меланьи, который поначалу ну никак не хотел поддаваться расшифровке. Не сосчитать... А не вникнув во внутренний мир персонажа, не обосновав логикой его харак тера каждый поступок, актри се невозможно даже пытаться приступать к репетициям. — Репетиции — это движе ния, мизансцены, отделка дета лей, — рассказывает 3. Г. Го рячева. — Но прежде я должна одна, только наедине с собой прожить жизнь своей героини, как говорят, пррпустить ее че рез свою душу. А когда ее боли, радости и стремления станут моими кровными, тогда сами придут и точная пластика, и точные интонации — ведь они будут моей собственной, а по тому самой естественной для меня реакцией на сценические события. А главное, только тог да созреет то единственное сло во, которое я хочу сказать зрителю своей работой, без ко торого я просто не вправе вы ходить на сцену. Поверьте, все это очень непросто. И знаете, после каждой новой работы я еще долго ощущаю в себе ее «остатки». Иной раз ловишь себя на том, что непроизвольно думаешь, а то и поступаешь не так, как это свойственно мне, Горячевой, а так, как ду мала бы, поступила моя герои- ”ня. И с грустью добавляет: — Наверное, это неизбежные издержки моей профессии, ее тернии. На этом утверждении, пожа луй, нужно остановиться. Ко нечно, каждый актер по-своему работает над ролью, «вживает ся» в создаваемый характер. Однако, одни чаще всего под чиняют этот характер себе, своей человеческой индивиду альности, и тогда в каждом новом герое мы все же тотчас узнаем самого актера. Другие «ломают» себя, сами под чиняются сценическому ха рактеру, и тогда происхо дит так называемое пере воплощение, при котором ар тист не только «отражает чу жую «боль» но и по-настояще му переживает ее. Именно этот, беспощадный к актеру путь, оказался наиболее близким к особенностям таланта Го рячевой. Но разве мо гут сравниться его «из держки» с Той радостью, которую Испытывает актриса, когда ее работы волнуют зри телей, будоражат их мысли и чувства. Разве не I в этом за ключена сущность, предназна чение великого таинства — театра! К. ГУРЕНОК. Пр е дновогоднее оживление ца рит в просторном светлом универмаге посел ка Лев Т олстой. В отделе елочных игруше к св е р кают и п е реливаются разно цветные шары , ст оят красно щ е ки е гномы , и збуш ки на курьих ножках... Юн ых п о ку пат е лей обслуживает комсомолка Татьяна Шибина. Радушно пр е длагает она новогодние товары третье классниц е Свет лане Свириной и учительни це, не давней выпус книц е пе динститута , Лю дмиле Михайловне Сиротиной. Фото Ю, Клюева. О НИ ОКРУЖАЮТ нас повсюду. Одни из них— добрые друзья человека, другие —• кровные враги. У этих маленьких существ своя жизнь, свои заботы. О полезной работе микро бов и хочетбя рассказать. Есть на коксохимическом про изводстве Новолипецкого ме таллургического завода специ альное отделение очистки тех нологических вод. Создание его имеет важное значение для производства, особенно хими ческого. Ведь тут происходят сложные реакции, в результа те которых выделяются вред ные элементы. И ученые заду- с ш ш д т т д м и т м т м а м м н и ! МИ К Р ОБ Ы В УПРЯЖКЕ 1ШШЕваш111ш ш 1Ш11ш и п ш мались, нельзя ли удалять вредные примеси с помощью микроорганизмов. Киевские микробиологи вы вели штаммы, то есть новый вид микроорганизмов, котоуые способны были уничтожать вредные элементы. В 1969 го ду на коксохиме пустили пер вую такую установку для очи стки технологической воды. «Невидимки» требуют к себе особого внимания, постоянной заботы. Не по вкусу им, напри мер, машинное масло, бензол. Поэтому воду от этих веществ предварительно очищают ме ханическим способом. В еже дневный рацион микробов вхо дит фосфор, железо, азот, большое количество кислоро да, температура воды должна быть 34—35 градусов. Элемен ты должны содержаться в «пи ще» равными пропорциями, не превышать допустимые нормы. Если «переборщить» азота, то микробы постепенно замирают. Попадет много ортофосфорной кислоты, и они перестают очищать воду от вредных элементов. Надо сказать, что микробы имеют свою «специализацию». Одни разлагают только фенолы, другие — радониты и цианис тые соединения. Порой чело веку приходится помогать ми кробам в неравном поединке. Часто в мирные «стада» про никают хищники, которые не прочь проглотить сотню-дру- гую полезных вибрионов. Под микроскопом хорошо видно, как хищники вершат свои тем ные дела. Немедленно объяв ляется тревога. В воде сни жается содержание питатель ного раствора, который спо собствует размножению вред ных микроорганизмов. Анализы также показывают активность микробов, увеличе ние или снижение их «пого ловья». Коль достаточно пи тания, то они делятся очень быстро. Одна клетка обычно живет от пяти до 15 минут. Потом происходит деление ее на части. В благоприятных ус ловиях процесс деления клеток идет беспрерывно, и очистка воды ведется быстро. Но сто ит только вовремя не подать пищу, и деление замедляется. Так что аппаратчикам и лабо рантам нельзя^ни на минуту ослаблять контролы Стоит только допустить ма лейший промах, и микробы погибают. А для восстановле ния «стада» потребуется меся ца три. Правда, от таких не предвиденных случаев коксо химики застраховались. Они создали два питомника, отку да на биохимические установ ки поступает подкрепление для борьбы с вредными элемента ми. Насколько эффективна био логическая очистка,можно су дить по высказываниям на чальника отделения Ф. К. Ло- патинкова: — Обычно в литре воды со держится до 150 миллиграм мов фенолов, радонитов и других соединений. После ра боты микробов вредных эле ментов почти не остается. Сейчас на коксохимическом производстве действуют две установки, в которых исправ но несут свою службу неви димые существа. В. Я КУНИН. Во Дво рц е куль туры профсоюзов состо я л ся в е че р трудовой славы, посвя щенный участникам строи тельства шестой домны. Н А ЭКРАНЕ — фрагмен ты документального фильма о строителях. Зрители видят, как в глухой тайге прокладываются трассы, встают кварталы новых жилых домов. Дает плавку доменная печь. ^ Зажигается свет, и на сие не начинается импровизирован ное заседание штаба на строи тельстве шестой доменной пе чи. Руководители строитель ных и монтажных организаций рассказывают о незабы ваемых днях, о подлинном ге роизме людей, возводивших чу гуноплавильный гигант. ’ На вечер трудовой славы пришли передовики социали стического соревнования, вете раны строительства. С волне нием смотрят они кадры филь ма о пуске шестой доменной печи. Под звуки марша на сцену вносятся памятные знамена, которыми награждены коллек тивы трестов «Липецкстрой», «Лнпецкметаллургстрой», «Ли- пецктяжстрой», «Спецстрой» и других организаций. Первый ковш земли вынул ка объекте механизатор треста «Спецстрой» И. Е. Петриков. Через месяц котлован под пень домны был готов. Иван Егорович погрузил первый ковш грунта в кузов автомо биля, за рулем которого сидел В. М. Соловьев, водитель пер вой автобазы. Восемь миллио нов тонн земли ■разработали механизаторы на строительстве домны, два миллиона из них вывезла бригада шоферов В. М. Соловьева. Хорошо потрудилась на строительстве и бригада' води телей из первой автобазы, ко торой руководит П. Ф. Масля ной. Его КрАЗ без капиталь ного ремонта прошел 300 ты сяч километров. — Скажите, Петр Федоро вич, еще поездите на своей ма шине или в ремонт ее пора? — спрашивает ведущая Елена Фатеева. — Она еще может походить, —- отвечает П. Ф. Масляной. — А новую не хотите? Кто же из шоферов не мечтает о новой машине? И директор первой автобазы И. А. Аксенов вручает лучше му водителю П. Ф. Масляному ключи от новой машины. Небывалый эксперимент про- Е е д ен был на строительстве домны: липецкие монтажники подняли на высоту и устано вили блок весом 250 тонн. Наиболее сложные подъемы поручались бригадам Героя Социалистического Труда М. И. Меркулова и И. С. Уколова из первого управления «Юго- востокстальконструкция». Вме сте с отцами на стройке работают и сыно вья. Семьи двух прославлен ных монтажников приглаша ются на сцену. — Очень интересная была для нас стройка,— рассказы вает М. И. Меркулов.— Мно го нового освоили, особенно монтаж крупными блоками. Волнений хватало. Мы сорев новались с Иваном Сергееви чем Уколовым. Он для нас конструкции внизу собирал. Мы верили Ивану Сергеевичу, его бригада ' делала работу отлично. Это ведь очень важно — на высоте чув ствовать локоть друга. Печь возводилась не только непосредственно на площадке, но н в коллективе треста «Же- П О Э Т И Ч Е С К А Я Р У И К А СНЕГ Как путник продрогший — тепла, Как страждущий — щедрую милость, Так снега природа ждала В лихую осеннюю стылость. Услышав немые мольбы, Растроганный тихой печалью, Как дар драгоценной судьбы Пушистою белою шалью Лег снег на пустые пол я, На с ела , л еса и дороги... И тихо уснула земля , Предзимние сбросив тревоги. В. КИТАЕВ. ж Русская тройка. Фотоэтюд н и м —иииднм ин О П Е Р А «МЕРТВЫЕ Положа руку на сердце, признаемся: к. написанию фельетона мы приступаем с тяжелым чувством. Судите са ми:' в качестве одного из отри цательных персонажей у нас выступает человек, у которого столько заслур, что их хвати ло бы на троих. Много вы знае те людей, которые могли бы од ну и ту же казенную машину продать дважды? Содержать на службе неработающих ра ботников и платить им деньги? Паш герой умел. И еще многое умел, что простому смертному и не снится. И вот вместо того, чтобы петь герою дифирамбы, мы вы нуждены писать фельетон. И всего лишь потому, что недю жинные свои способности он направлял, как бы это помягче сказать, не совсем в ту сторо ну. Точнее, совсем не в ту. В марте 1978 года Правобе режный комитет народного контроля г. Липецка рассмот рел вопрос о нарушениях хо-. зяйственной деятельности в автоколонне № 1495. Было установлено, что в результате приписок государству причинен ущерб на сумму 3937 рублей 76 копеек. Незаконно списано 1580 литров бензина. — Виноват, — сделав руки по швам, сказал тогда на чальник автоколонны Б. Е. Ращепкин. •— Оплошность ис правим, и впредь — ни-ни... Контролеры вняли завере нию руководителя, ограничив шись обсуждением. Но в октябре ^гого же года комиссия Липецкого транс портного управления установи ла, что с марта по октябрь сумма приписок оценивается уже в 11 533 рубля 11 копеек. Комиссия не органичилась констатацией факта, она по шла дальше, копнула поглуб же. И на поверхность вылезли факты, в реальность которых и поверить-то трудно. Итак, выяснилось, что боль шая часть приписок падает на «водителей», которые в авто мобиле понимают столько же, сколько сапожник в астроно мии. Впрочем, это не мешало им числиться в штатном рас писании и исправно получать заработную _ плату. И — не плохую. Так,’ «водитель» Лап- шов получил за свои мнимые потуги на ниве автомобильных перевозок 340, Текутьев —485, Комаревнев — 480 рублей и ■яд. 4 — Мистика! Не может быть! — воскликнет иной чи татель. Есть же закон, кодекс... Все есть: и законы, и ко дексы. Но мы не случайно вна чале предупреждали, что име ем дело с человеком незауряд ным, выдающимся в своем ро де. Вот как, например, решал он «кадровые вопросы». Пре доставим слово документу — объяснительной, которую дал следственным органам работ ник Липецкого пединститута В. А. Лапшов (погрешности с^тиля оставим на совести ав тора): «В первых числах мая я встретил Ращепкина Б. Е. в институте. Он мне сказал, что его автоколонна не выполняет план и ему надо помочь. Я спросил, как? Он мне сказал, что надо написать заявление на временную работу, сроком на один месяц. Затем в конце месяца получить зарплату и отдать ее мне. Что я и сделал. Периодически я приходил к диспетчеру Лидии Максимовне и брал путевые листы на авто машину КрАЗ на каждый день. Зарплату получал в кас се автоколонны. 4 сентября Ращепкин встретил меня на улице и сказал, что дело при нимает нехороший оборот, что надо внести деньги, которые я получал в кассе. Деньги бы ли внесены по приходному ор деру № 279 от 4 сентября. Деньги в сумме 271 р. я полу чил от Ращепкина Б. Е. День ги мною были отданы Ращеп- кину Б. Е., только потому, что в данной а/к 1495 не работал». Аналогичное объяснение на писал и В. Н. Текутьев. Разни ца только в том, что он зара ботал и передал Ращепкину 485 рублей 31 копейку. Не отрицая в принципе са мого факта зачисления в штат предприятия «мертвых душ», Ращепкин напрочь отметает передачу ему денег, «зарабо танных» завербованными «во дителями». Пролить свет на эту исто рию помогут компетентные ор ганы. Так же, как на многие другие. Например, на то, как удалось продать дважды одну и ту же легковую автомашину. А пока ясно вот что. На ба лансе автоколонны числилось два автомобиля — «Москвич -412» и «Мосчвич-408». Пер вый комиссия во главе с Ра- щепкиным признала полностью негодным и списала в метал лолом. Второй частично годным и оценила в 135 руб лей 23 копейки. Он-то и был реализован дважды. В первый раз его приобрел некто Когтей, во у второй — Хлевенская Г1МК-895. При проверке выяс нилось, что Г1МК Действитель но приобрела автомобиль, но не тот, который оценен в 135 рублей 23 копейки, а тот, ко торый списан в металлолом. Его обнаружили во дворе до ма заместителя начальника ПМК-895 Красикова. Автомо биль был полностью укомплек тован. Но и на этом странные ме таморфозы не кончились. Бо гатая фантазия любителей по живиться за государственный счет требовала выхода. И вот на свет божий являются два документа — приказ № 21-к от 28.02.78 года о передаче 52 рабочих управления «Фунда ментстрой» в распоряжение ав токолонны № 1495 сроком на один месяц и приказ № 26-ок от 1.03.78 года о зачислении их на временную работу в ав токолонну № 1495. Оба доку мента скреплены подписями первых руководителей — на чальника СУ «Фундамент- строй» треста «Липецкстрой- механизация» И. А. Москален ко и начальника автоколонны № 1495 Б. Е. Ращепкина. Согласно наряду, мобилизо ванная рабочая сила вручную выкопала три котлована и по лучила за эту адскую работу в общей сложности около 7 тысяч рублей, не считая тех децег, которые нм почему-то продолжали платить по основ ному месту работы. Это—уже нарушение. Но так, пока что только цветики. Как оказа лось, к помощи лопат и кирок нанятые на временную работу не прибегали. Котлованы вы копал экскаваторщик из СУ «Фундаментстрой» Николай Гугннн, который получил за это 491 рубль. Что ни операция, то загад ка. Почему ответственные то варищи из автоколонны и СУ «Фундаментстрой» со спокой ной совестью оформляли доку менты на мифические объемы работ? Как оказался в Талий кой средней школе Добринско- го района двигатель от авто машины ГАЗ-51? Почему сле сарь 3-го разряда пенсионер В. С. Гурин с февраля по ав густ 1978 года исполнял обя занности бухгалтера? Ращепкин все это объясняет неопытностью работников, не добросовестностью контроли рующей службы, и тем, что «мой бывший заместитель по коммерческой работе Емелья нов В. П. ежедневно не зани мался работой по борьбе с приписками, не совершенство вал работу службы эксплуата ции». В. Г1. Емельянов действи тельно не утруждал себя вы полнением своих прямых слу жебных обязанностей. И это не удивительно, если учесть, что контроль за его работой отсутствовал. Справедливости ради, надо сказать, что самому Ращепкину контролировать своего заместителя было труд но. Не хватало времени, по скольку с некоторых пор его обуяла строительная лихорад ка. Он последовательно закла дывает домик в коллективном саду, гараж, жилой дом в селе Воскресенов- ка Липецкого райоиа. Если учесть, что все эти объекты, судя по утверждению самого Ращепкина, строились собст венными силами, то нетрудно представить, сколько потребо валось этих сил. И времени на доставку стройматериалов, и поиски транспорта. И тут снова загадки. По словам Ращепкина, собствен ной машины у него не было, нет, и приобретать он таковую не собирался. Зачем же тогда гараж? Этот вопрос мы адре суем Правобережному райис полкому, который подписывал разрешение на строительство гаража без всяких на то осно ваний. Дом в Воскресеновке строится, якобы, для матери Ращепкина, хотя она имеет благоустроенное жилье в Доб- ринском районе. Не избежать вопроса: куда же смотрело руководство Ли пецкого транспортного управ ления? Мы не можем со всей определенностью ответить на это. Одно достоверно: Ращеп кин в управлении «на хорошем счету». Правда, под воздейст- ' вием неопровержимых улик начальник транспортного уп равления А. П. Фролов вы нужден был издать приказ об освобождении Ращепкина от занимаемой, должности. Но приказ до сих пор почему-то не зарегистрирован, с какого числа освобожден начальник автоколонны № 1495, из него не ясно. Ну, а что же Ращепкин? Да ничего. Устав от всех этих передряг, он уехал отдыхать в Пицунду. Путевку ему вручи ли в месткоме родного пред приятия. И даже, говорят, на дорогу дали... Г. КРАСНОКУТСКИЙ , В. БУР КОВ. Юмор П Р Е Д С Т А В Ь Т Е СЕБЕ . . . Представьте себе, что у вас прекрасное настроение. Вы бросьте из головы последний выговор с занесением. Вы же умный человек и должны по нимать, что начальник просто погорячился, что теперь он жалеет и раскаивается, не спит из-за вас по ночам, мес та себе не находит. Простите его и выбросьте все из голо вы. Вы же чувствуете, что он неправ, вы уверены в этом, вы убеЖдень: в своей правоте. Поэтому не мучайте его, пи шите заявление по собствен ному желанию и ищите новую работу. Не доводите до того, чтобы он сам из-за вас уво лился. Представьте, что у вас пре красное настроение, Не ду майте о том, что на работе нервозная обстановка, что с вами перессорились все кол леги. Просто думайте о том, что у вас прекрасное настрое ние. Представьте себе, что это не вы поссорились со своей женой, а ваш сосед — со сво ей. Представьте себе, что вы ут ром вышли из трамвая застег нутым на все пуговицы, е уцелевшим хлястиком. Пред ставьте себе, что вам дали в квартиру горячую воду. За будьте о том, что нет холод ной, и представьте, что дали горячую. И заработал телеви зор, и не скрипят половицы, и перестало капать с потолка, и отгуляли все свадьбы на верх них этажах... Представили? Хорошо. Те перь вы можете смело идти со своим больным зубом к врачу, у ^которого тоже, воз можно, прекрасное настроение и который с нетерпением ждет вас. А. К ДИМОВ. лезобетон». Занималась изго товлением конструкций брига да А. А. Андрусякова с завода ЖБИ-1. Она приглашается из сцену. От имени коллектива треста «Липецкстрой» брига дир А. Ражин благодарит .бригаду А. А. Андрусякова и вручает ей памятный црдарок. ...Долго еще в тот суббот ний день во Дворце культуры профсоюзов звучала музыка. Много добрых слов услышали строители о своих славных де лах на сооружении шестой до менной печи. Надолго в памя ти останется этот праздничный вечер, на котором полной ме рой отдали дань уважения тем, кто строил домну. Подготовили этот вечер обком профсоюза’ работ ников строительства и промстройматериалов, Дворец культуры профсоюзов и обла стной комитет по телевидению и радиовещанию. Репортаж об этом празднике вы сможете послушать по областному ра дио сегодня в 15 час. 15 мин. В. ИВАНОВ. Наши земляки МАРКО ВОВЧОК В нынешнем году испол нилось 145 лет со дня рожде ния писательницы Марко Вов- чок. Она родилась 22 декабря 1833 года в с. Екатериновка Елецкого уезда. Настоящая, фамилия ее — Мария Алек сандровна Вилинская. Детство прошло в Екатериновке и в Орле. Окончив Харьковский пансион, она вышла замуж за А. В. Марковича — украинско го этнографа и восемь лет жи ла на Украине. В это время и были опубликованы ее первые «Украинские народные расска зы». Все ее произведения — протест против крепостниче ства — носили ярко, революци онно-демократическую направ ленность. Не случайно Тарас Шевченко ^назвал ее своей ли тературной дочерью. Умерла она 10 августа 1907 года в Долинске, близ г. Нальчика. В живописном уголке курортного Долинска над ши роким низким постаментом поднимается стройная фигура молодой красивой женщины. Она, скрестив на груди руки, задумчиво смотрит вперед. Это^ Марко Вовчок. Житомир ский скульптор. В. М. Фещенко изобразил ее в пору расцвета1 творческих и духовных сил, гордой, непримиримой к соци альной несправедливости. Та кой именно и была писатель ница-современница и едино мышленница Шевченко, Не красова, Салтыкова-Щедрина. Памятник установлен в не скольких метрах от могилы пи сательницы, у дома, в котором провела Мария Александровна последний год своей жизни. Открыт памятник в этом году, В доме, где жила Марко Вов чок,— мемориальный музей. «Заходим в домиК, крытый красной черепицей. Налево, в небольшой комнате литератур ная экспозиция. В ней биогра фические сведения о Марии Александровне, общий вид Орла первой половины XIX ве ка, где прошли юношеские го ды писательницы. На стендах — первые произ ведения Марко Вовчок, стра ницы журналов «Современ ник», «Русский вестник», в ко торых печатались ранние про изведения, автографы, иллю страции к произведениям. Привлекает внимание кар тина художника Кириченко «Встреча Марко Вовчок и И. С. Тургенева с Т. Г. Шевченко». Здесь же титульный лист «Кобзаря» с дарственной над писью Т. Г. Шевченко. В этой комнате отражены и семь лет зарубежной жизни Марко Вовчок. С большим интересом смот рятся стенды, рассказываю щие о переводческой деятель ности М. Вовчок. На них мно гие произведения Гринвуда Джеймса, Жюль Верна, пере веденные писательницей, пол ное собрание сочинений Марко Вовчок. в семи томах, издан ное в Саратове. Нельзя не за метить картину художника Балицкого «Марко Вовчок бе седует с кабардинскими кре стьянами». Направо от входа в дом — мемориальный кабинет писа- тельницы. В нем сохранено все, как было при ее жизни: стол, за которым она писала, сек ретер, книжный и платяной шкафы, пианино, личные вещи. Есть в Доме-музее экспози ция об изданиях Марко Вов чок в СССР н за рубежом, от дельный стенд — о книгах пи сательницы на кабардинском и балкарском языках. В Кабардино-Балкарии бе режно хранят память Маркс Вовчок, чьи произведения ук раинский писатель Иван Фран- ко относил «к наиболее выда ющимся жемчужинам нашей литературы». Городской Со- вет народных депутатов г. Нальчика присвоил имя Марко Вовчок городской шко ле № 8. В Нальчике есть улица име ни М. Вовчок. Это небольшая зеленая улииа с т и х и м и сади ками, беседками из виноград ных лоз — типичная улица старой части города. ...А к памятнику все идут русские и украинцы, кабардин цы и балкарцы, грузины и армяне, узбеки и таджики — люди всех национальностей на шей страны. Ф. ИСАЙЧИ КОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz