Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Декабрь 1 9 7 8 г о д а о н : н и ( Г С т р а н и ц а д в е с т и т р и д ц а т ь в т о р а я Д ЛЯ С Т Р О И Т Е Л Е Й ШЕ С Т АЯ Д ОМЕНН АЯ ПЕЧЬ - УЖЕ ИСТОРИЯ В П Е Р Е Д И - Ц Е Х ХО Л О ДН ОЙ П Р О К А Т К И У Г Л Е Р О Д И С Т О Й СТ А ЛИ «Вы на деле показали, какие имеются у нас большие возможности для ускорения строительства и ввода в действие производ­ ственных мощностей. Важно,* чтобы этот пример получил свое продолжение также при сооружении вами крупного, очень нуж­ ного стране цеха холодной прокатки лис ­ товой углеродистой стали». Л . И. БРЕЖНЕВ К А КИ М Б УД ЕТ ЦХ П Учитыва я растущую потреб­ ность народного хозяйства в высококачественном холодно­ катаном стальном листе, при­ нято решение построить на Но- -волипецком металлургическом заводе мощный цех холодной прокатки, оснащенный совре­ менными высокопроизводи­ тельными агрегатами, обеспе­ чивающими выпуск продукции самого различного назначения, в том числе с покрытием цин­ ком, свинцом и полимерами. Спроектировали этот цех специалисты Государственно­ го ордена Ленина московского института по проектированию металлургических заводов (Гипромез). В этой работе принимали также участие ин­ ституты Госстроя СССР, Мин- монтажспецстроя СССР и дру­ гих министерств. Примерно треть объема проектных работ по комплексу цеха выполнено Липецким филиалом Гипроме- за. Основным агрегатом, опре­ делившим высокую прбйзб'о-" дительность цеха по холодно­ катаной продукции, является пятиклетевой стан «2000» не­ прерывной прокатки, рассчи­ танный на скорость движения стальной ленты до 31,6 метра в секунду. 4 Для производства продук­ ции с различными видами ан­ тикоррозийных покрытий будут установлены агрегаты горяче­ го оцинковаиия и освцнцева- ния, агрегат электролитическо­ го оцинковаиия и агрегат по­ лимерных покрытий. Весь цех холодной прокатки разместится в многопролетном здании, площадью 33,4 гекта­ ра, оборудованном 53 мосто­ выми кранами разного типа, грузоподъемностью от 15 до 100 тонн. Планировка цеха обеспечивает необходимую по­ точность производства с ис­ ключением встречного движе­ ния металла на всех техноло­ гических участках. При выбо­ ре оборудования были учтены последние достижения науки и техники, опыт эксплуатации подобного оборудования в Со­ ветском Союзе и за рубежом. Впервые в отечественной и зарубежной практике прокат­ ного производства устанавли­ вается полностью непрерывный высокоавтоматизированный и механизированный стан, рабо­ тающий в режиме так называ­ емой «бесконечной» прокатки. Впервые в отечественной практике создается травиль­ ное отделение большой мощ­ ности в составе двух высоко­ производительных агрегатов солянокислотного травления не­ прерывного действия в комп­ лексе с установкой регенера­ ции. Наличие столь мощного травильного отделения, наря­ ду со станом «бесконечной» прокатки послужит основой для создания цеха производи­ тельностью 3 миллиона тонн продукции в год. Такой произ­ водительности не имеет ни один из цехов аналогичного назначения не только в Совет­ ском Союзе, но и за рубежом. Полная механизация и мак­ симальная автоматизация про­ изводственных процессов ис­ ключают применение физиче­ ского труда при обработке полосы, а также присутствие рабочих в зонах с вредными для здоровья условиями. Транспортировка металла в цехе будет осуществляться мо­ стовыми кранами и элек"ро- погрузчиками. На складах го­ товой продукции предусмотре­ на установка кранов с вра­ щающимися тележками, что позволит производить укладку и погрузку пачек с наиболее рациональным их размещени­ ем на складе и в железнодо­ рожных вагонах. Управление всеми механиз­ мами предусматривается с за­ крытых постов, которые обо­ рудуются телевизионными си­ стемами и системами перего­ ворной радиосвязи. Кабины мостовых кранов склада горя­ чекатаных рулонов, печных пролетов оборудуются уста­ новками кондиционирования воздуха. Бытовые помещения (столо­ вая, медпункт и прочие) бу­ дут- связаны с цехом пешеход­ ным тоннелем. Технологическое совершен­ ство, рациональная организа­ ция производства, применение современных высокоэффектив­ ных строительных материалов предопределили высокие эсте­ тические качества архитектур­ ного облика здания цеха. В. ПЕРЕГУДОВ , уп равляющий Липец ким филиалом Гипромеза. Л. СУШИЧ, начальник второго металлургического отдела Филиала. Ч ТО д л я э т о г о НАД О СД Е ЛАТЬ РАССКАЗЫВАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВЛИПЕЦКСТРОЯ Л. К. ВАСИЛЬЕВ ш т п п п п п ш Прежде всего .давайте уточ­ ним, что мы впредь (по край­ ней мере, в течение 1979 года) будем подразумевать под на­ званием «цех холодной про­ катки углеродистой стали». Сооружение всего цеха с про­ ектной мощностью 3 миллиона тонн стального листа для ав­ томобильной и тракторной промышленности в год разде­ лено на две очереди. Каждая из них рассчитана на произ- Ц Х П 1 3 м л н , тонн ] ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ 1(5 М’ЛН. тонн ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ 1,5 млн. тонн 1 Э т а п 1 млн. т о н н -ПЗС(СОВОЙ КОМПАЕКС- ЦЭТАП 0,5млн. тонн водство 1,5 миллиона тонн про­ дукции в год. Первая очередь делится на два этапа строи­ тельства: 1 миллион тонн и 0,5 миллиона тонн проката. Пус­ ковой комплекс 1979 года — это первый этап первой очере­ ди, предусматривающий ввод мощностей, рассчитанных на производство 1 миллиона стального листа в год (см. схему). Вот его-то мы и будем впредь иметь ввиду, говоря о ЦХП. В комплекс первого этапа первой очереди — пусковой комплекс 1979 года входят: травильный агрегат, пятикле­ тевой, стан «2000» непрерыв­ ной прокатки стали, группа колпаковых печей отжига, од­ ноклетевой дрессировочный стан, агрегаты упаковки и резки листа. Сметная стоимость пусково­ го комплекса — 295 миллио­ нов рублей, в том числе стои­ мость строительно-монтаж­ ных работ — 136 миллионов рублей. Проектом предусмот­ рено переместить в ходе стро­ ительства 3,7 миллиона кубо­ метров грунта, уложить 0,5 миллиона кубометров моно­ литного железобетона, смонти­ ровать 90 тысяч кубометров сборного железобетона и 70 тысяч тонн металлоконструк­ ций, установить 48 тысяч тонн уникального оборудования, проложить 81 километр под­ земных коммуникаций, 260 километров технологических трубопроводов,. 2000 километ­ ров кабелей. Длина цеха — более полутора километров, площадь — 19 гектаров, тер­ ритория комплекса — 140 гек­ таров. Хочу заметить, что почти все оборудование нового цеха будет высокоавтоматизиро­ ванным, оснащенным новей­ шими электронно-вычисли­ тельными машинами. Соору­ жения комплекса решены в легких строительных конст­ рукциях. Фермы покрытия, на­ пример, собираются из тонко­ стенных низколегированных труб, ограждающие конструк­ ции будут состоять из панелей «сэндвич» с атмосферостой­ ким покрытием. В сооружении ЦХП примут участие коллективы почти всех трестов и организаций главка, а также практически всех спе­ циализированных управлений Минмонтажспецстроя. Руководство главка поручи­ ло тресту «Липецкметаллург- строй» создать группу опера­ тивного управления строитель­ ством комплекса ЦХП (на строительстве шестой домны создание такой группы пору­ чалось тресту «Липецкстрой»), Группа эта уже создана. Ее начальником (или, как все при­ выкли говорить* начальником комплекса) назначен И. И. Бобятинский, главным инже­ нером — Е. Т. Никитин. В настоящее время обще­ строительные тресты и специа­ лизированные монтажные под­ разделения завершают пере­ броску своих хозяйств на стро­ ительную площадку ЦХП. С января начнет быстро возрас­ тать количество участников стройки, и к апрелю их контин­ гент планируется довести до 10-—12 тысяч человек. Несмотря на то, что ос­ новные силы наших веду­ щих строительных трестов и монтажных организаций были заняты на сооруже­ нии шестой доменной пе­ чи, работы'на площадке це­ ха холодной прокатки не прекращались, Как нам со­ общили в глазке, предпола­ гается, что к 1 января 1979 года сумма освоенных стро­ ителями и монтажниками средств на этом объекте составит не менее 60 мил­ лионов рублей. Таким об­ разом, в 1979 году остает­ ся освоить 76 миллионов рублей. Наш корреспондент Б. СЕМЕНОВ встретился с начальником комплекса ЦХП И. И. БОБЯТИНСКИМ и попросил его ответить на ряд вопросов. Ниже публи­ куется текст беседы. — Игорь Иванович, 60 мил­ лионов рублей освоенных средств свидетельствуют о немалом объеме выполненной работы. Расскажите, что уже сделано на площадке. — Сначала назову несколько общих цифр. Переработано бо­ лее трех миллионов кубомет­ ров грунта, уложено 300 тысяч кубометров монолитного желе­ зобетона, смонтировано 40 ты­ сяч тонн сборного железобето­ на и 50 тысяч тонн металло­ конструкций, проложено 36 километров подземных комму­ никаций и 8 километров тех­ нологических трубопроводов. Если же эти цифры несколько конкретизировать, то иа се­ годняшний день мы получим следующую картину стройки. Коллектив управления «Юго- востокстальконструкция-1» ус­ тановил все колонны каркаса цеха (фундаменты, разумеется, выполнены строителями), смонтированы металлоконст­ рукции покрытий травильного и прокатного отделений, за-, канчивается эта работа в от­ делении отделки. Ведется под­ готовка ■ к монтажу ограждаю­ щих инструкций стен-пане­ лей «сэндвич». Выполнена гро­ мадная работа по выемке грунта — ведь цех будет насы­ щен подземными сооружения­ ми: различного рода насосны* ми станциями, электрома- шинными залами и т. д. 8 де­ кабря можно считать датой начала монтажа оборудова­ ния на комплексе — в этот день управление «Металлург- прокатмонтаж-1» приступило к установке первого мостового крана. — Все объекты комплекса, видимо, распределены между Ч Т О У Ж Е СД ЕЛ АНО И Н ТЕ Р В ЬЮ С Н АЧ АЛ Ь Н И К ОМ К ОМ П Л Е К СА Ц ХП И . И . Б О Б Я ТИ Н СКИ М . 11ш ш 1ш ш ш ш 1ш ш ш е ш 1ш ш ( главными строительными тре­ стами? — Да. Травильное отделе­ ние, прокатное отделение (пя­ тиклетевой стан «2000» непре­ рывной прокатки стали) и от­ деление колпаковых печей по­ ручено сооружать коллективу треста «Липецкстрой». «Ли- пецкметаллургстрой» возво­ дит отделение отделки (дрес­ сировочный стан), агрегаты резки и упаковки листов и ру­ лонов. Тресту «Липецктяж- строй» поручена вальцешли- фовальная мастерская и агре­ гат непрерывного отжига (этот агрегат входит в комп­ лекс второго этапа первой очереди). Сейчас на площадке занято около трех тысяч строителей и монтажников. Но уже в янва­ ре их количество удвоится — ведь в первом месяце 1979. го­ да мы должны освоить не ме­ нее 4,5 миллиона рублей.' В дальнейшем и количество заня­ тых на стройке людей, и сум­ ма освоенных средств будут быстро возрастать. — В чем вы сейчас, как на­ чальник комплекса, видите главную, стратегическую зада­ чу? — Быстрейшее предостав­ ление фронтов работ монтаж­ никам — вот генеральная за­ дача строительных трестов. Ведь нашим товарищам из подразделений Минмонтаж­ спецстроя предстоит очень сложная работа — установить совершенно незнакомое, в ос­ новном импортное оборудова­ ние (его поставляют несколько зарубежных фирм), насыщен­ ное автоматикой, телемехани­ кой, электроникой. Обстанов­ ка осложняется тем, что стро­ ители должны не просто под­ готовить фундаменты под оборудование, а вести свои ра­ боты в строгой технологиче­ ской последовательности, так как в подземной части цеха многие помещения располага­ ются в несколько ярусов, друг над другом, и фундаменты, конечно, можно выпол­ нять лишь после того, как будут сделаны нижележащие или близко прилегающие к фундаменту помещения. По­ этому, чтобы своевременно от­ крыть фронт работ монтажни­ кам, строители должны бук­ вально форсированными тем­ пами выполнять свою програм­ му. А это тоже будет сделать нелегко в условиях закрытых зданий. Кроме того, до нача­ ла монтажа основного обору­ дования надо не только за­ крыть здания, но и подать в них электроэнергию, тепло, проложить железнодорожные пути. Над решением всех этих вопросов мы сейчас и рабо­ таем. — Каковы ваши планы на оставшиеся дни декабря? — В декабре строители дол­ жны предоставить монтажни­ кам фронт работ, необходимый для установки пяти тысяч тонн металлоконструкций. Спец- строевцы вместе с автомобили­ стами должны переместить 80 тысяч кубометров грунта. Предстоит уложить 15 тысяч кубометров монолитного же­ лезобетона. Кроме того, необ­ ходимо завершить подготовку к вводу на площадку большо­ го количества людей — разме­ стить вагончики, решить вее вопросы с питанием. Управле­ ние «Металлургпрокатмон- таж-1» продолжит установку мостовых кранов до нового года планируется смонтиро­ вать их шесть штук (ведь эти краны уже завтра понадобят­ ся и строителям, и монтажни­ кам). Но вот беда: УКС Ново- липецкого завода задерживает выдачу кранов для травильно­ го и прокатного отделений, где они особенно нужны. И нашз первая просьба к редакции: нельзя ли через газету поторо­ пить товарищей из УКСа? — Что ж, ваша просьба вполне законна... ТОВАРИЩИ ИЗ УКСа! ПОТОРОПИТЕСЬ, ПОЖА­ ЛУЙСТА, С ВЫДАЧЕЙ НЕ­ ОБХОДИМЫХ КРАНОВ ДЛЯ ТРАВИЛЬНОГО И ПРОКАТ­ НОГО ОТДЕЛЕНИЙ ЦХП! НА МЕСЯЦ РАНЬШЕ СРОКА Когда в.одиннадцатом стро­ ительном управлении треста «Липецкстрой» зашел разговор о том, кому поручить бетони­ рование очень сложного фунда­ мента пятиклетевого стана в цехе холодного проката угле­ родистой стали, особых разно­ гласий не было: хозяином объ­ екта стал коллектив Г1. А. То- болина. Бригада решила использо­ вать крупноразмерную метал­ лическую опалубку. Но вот беда — слишком много вре­ мени уходило на устройство деревянных лесов, их сборку и разборку. А у тех, кто рабо­ тает по подряду, как известно, каждый час на счету. И все же выход был найден. Вместе с бригадиром Р. С. Киселевым, выполнявшим аналогичное за­ дание, Тоболин внес предложе­ ние полностью отказаться от деревянных лесов и применить специальную систему стоек. Эффект налицо: время на подготовку к бетонированию сокращается втрое, повышает­ ся и качество работ. А это осо­ бенно важно, потому что на фундаментах будет установле­ но сложнейшее технологиче­ ское оборудование. Предложе*, ние поддержали. Тут же, на участке, изготовили стойки. Теперь основное время уходи­ ло на бетонирование, а не на устройство лесов, как раньше. Около десяти месяцев про­ работала бригада на строи­ тельстве фундаментов пяти­ клетевого стана. Творческий подход к делу, умение четко организовать свою работу помогают бригаде добиваться хороших результа тов. Сейчас П. А. Тоболин й- его товарищи заканчивают ра­ боты на сооружении фундамен­ тов пятиклетевого стана. К Но­ вому году, на месяц раньше срока, они планируют полно­ стью выполнить задание. В. МИХАЙЛОВ. На рисунке: фрагмент будущего здания ЦХП (на фронтоне видно заводское название цеха — ЛПЦ-4). Рис. А. Петелина. разделяет и бригадир монтаж­ ников Б. Н. Реполовский: — Что ц говорить,— полно­ стью собрать конструкцию на земле гораздо легче, чем монтировать ее по частям ' на верху, прицепившись поясом к какой-нибудь балке. Внизу все под рукой. В любую мину­ ту можно принять то или иное решение, воспользоваться нуж­ ным инструментом. Здесь, на Н А СТРОИТЕЛЬСТВЕ цеха холодного про­ ката углеродистой стали ведется конвейерная сборка блоков покрытия главного и вспомогательно­ го корпусов. Ее технологию разработали и внедрили со­ трудники проектных орга­ низаций Главсталькзнст- рукции. Конвейерная сбор- 4ка значительно повысила производительность труда, позволила улучшить качест­ во работы. Такое увидишь не часто. По­ ступающие на площадку в разобранном виде металло­ конструкции буквально на глазах превращаются в слож­ ное монолитное сооружение. Если бы не открытое небо над головой, да поднятые стрелы башенных кранов, можно бцъ ло бы подумать, что нахо­ дишься в заводском корпусе, где идет обычная конвейерная сборка. Впрочем, здесь тоже КОНВЕЙЕР НА 18 -МЕТРОВОЙ ВЫСОТЕ сборка, только не в заводски': условиях, а на строительной площадке. И ведут ее не сле­ сари-сборщики, а верхолазы- монтажники из управления «Юговостоксталько н с т р у к- цня-1». Руководит участком конвейерной сборки опытный инженер Николай Кузьмич Матвиенко. На стене в его ка­ бинете белый лист ватмана, на котором написано: «Схема конвейерной сборки блоков по­ крытия ЦХП». Чертеж пестрит белыми и желтыми ромбика­ ми. Желтых значительно боль­ ше. Они означают, что в ука­ занных пролетах покрытие уже смонтировано. — Мы собрали уже около ста блоков,— говорит Н. К. Матвиенко. — Осталось еще пятьдесят. Эту задачу плани­ руем выполнить к маю буду­ щего года и тем самым от­ крыть широкий фронт работ смежным организациям. Как возникла идея создания участка конвейерной сборки? Каковы ее преимущества пе­ ред обычным способом монта­ жа? Эти вопросы я задал главному инженеру управле­ ния «Юговостокетальконст- рукция-1» Е. М. Егидесу. — Монтаж конвейерным способом,— сказал он,— внед­ рен в организациях* Главсталь- конструкции недавно. Он пре­ дусматривает сборку блоков покрытия цехов площадью бо­ лее 50 тысяч квадратных мет­ ров. На этом объекте еще в самом начале строительства было решено вести монтаж именно таким способом. Были изготовлены чертежи, заказа­ ны специальные механизмы. Мы стремились к тому, чтобы вся сборка проходила на зем­ ле, в условиях, максимально приближенных к заводским. В таком случае работы ведутся, как правило, в четком ритме. И эффект налицо: на монтаж каждого блока уходит на два- четыре дня меньше обычно­ го. Улучшилось качество, по­ высилась безопасность труда (ведь ,вся сборка, до послед­ ней детали, происходит на земле), выросла производи­ тельность. Довольны и строи­ тели: мы не загружаем их ра­ бочие площадки металлокон­ струкциями и техникой. Сло­ вом, новый метод работ очень удобен на такой круп­ ной стройке, как цех холодно­ го проката. Мнение главного инженера этом участке, трудятся мои, то­ варищи — ребята из бригад А. М. Акиньшина, Н.. А. Лели- кова, Н. Ф. Ланина, Ю. В. Ко- ротаева, Е. И. Лнвенцова, Д. И. Тельных. Каждая, бригада вы­ полняет определенный вид работ: одна собирает верти­ кальные конструкции, другая обшивает блоки профилиро­ ванным листом, третья готовит их к покраске. Повысилась от­ ветственность каждого за по­ рученное дело. Ведь теперь все связаны единой производ­ ственной цепочкой. Сбился где-нибудь с ритма один кол­ лектив. допустил промах — страдают от. этого все. Поэто­ му стараемся работать четко, слаженно. Большим подспорь­ ем является и бригадный под­ ряд. Вместе с Н. К. Матвиенко идем на место сборки. Весь участок разбит на пять стоя­ нок. На подъездных путях ус­ тановлена тележка с шабло­ ном, точно имитирующим блок покрытия. Внешне эта конст­ рукция напоминает остов на­ ших первых самолетов. Такое же легкое, ажурное сооруже­ ние, соединенное тонкими пе­ рекрытиями. Но впечатление это обманчиво. Вес этого «са­ молетика» около ста тонн, длина 24, а ширина 42 метра! Легко ли-было бы собрать эту конструкцию на большой высоте. Вот мы видим, как монтажники на первой стоян­ ке заканчивают сборку верти­ кальных конструкций, и по команде оператора блок пере­ мещается дальше, обрастая все новыми деталями, пока не попадает на последнюю сто­ янку. Здесь по специальному порталу он подается на транс­ портное устройство. Нажатие кнопки — и многотонная ма­ хина установлена .на свое мес­ то. А в это время монтажники готовят к8подъему следующий блок. Конвейерная сборка про­ должается... В. НИПАДИСТОВ. На снимке: конвейер в дей­ ствии — идет надвижка оче­ редной фермы покрытия на каркас цеха. Фото В. Ельшаева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz