Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
ВЫСО КИЙ ДОЛГ ПЕДАГОГА - КОММУНИСТА С областного сем инара секретарей партийных организаций учебных заведений В Доме политического просвещения обком КПСС провел семинар секретарей партийных организаций школ, профтех училищ и средних специальных учебных заведений. Участники семинара прослушали доклад второго секретаря обкома КПСС И. В. Колпакова о перспективах развития на родного хозяйства области в десятой пятилетке и задачах об ластной партийной организации, доклад об идейно-полити ческом воспитании педагогических кадров, с которым высту пила заведующая отделом науки и учебных заведений обко ма КПСС А. Г. Клюева, лекцию о международном положении. На секционных занятиях были рассмотрены некоторые ито ги работы по выполнению постановлений ЦК КПСС и Сове та Министров СССР по школе и системе профтехобразова ния, по улучшению подготовки специалистов в средних спе циальных учебных зазедениях. Участники семинара встретились с руководителями твор ческих организаций и союзов, познакомились с работой межшкольного учебно-производственного комбината и центром профориентации учащихся Советского района. Для них были проведены тематические собеседования по теме «Новая Конституция СССР — Конституция развитого социализма» и практические занятия. В работе семинара принял участие секретарь обкома КПСС Н. ©. Богатырев. Сегодня мы публикуем материалы с этого семинара. Л П О ДХ О ДИТ к концу тре тий год десятой пяти летки,— сказала в сво ем докладе А Г. Клюева.— Генеральный секретарь ЦК КПСС,, Председатель Прези диума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, высту пая на ноябрьском Пленуме ПК партии, отметил, что за эти годы значительно расши рены и обновлены основные производственные фонды на родного хозяйства, целеуст ремленно проводится в жизнь курс партии на укрепление ■материально-технической ба зы сельского хозяйства. Успе хи в хозяйственном строитель стве обусловили крупные сдви ги в области материального и культурного уровня жизни на рода. ПК КПСС и Совет Минист ров СССР приняли постанов ления о дальнейшем разви тии общего среднего, профес сионально-технического и среднего специального обра зования. В них научно про анализированы итоги" ~работы учебных заведений и изложе ны все важнейшие принципи альные вопросы дальнейшего роста образования в свете ре шений XXV съезда партии и положений новой Конституции СССР. В решении этой важной экономической и* социально- политической задачи решаю щая роль принадлежит учите лю. Именно поэтому в деятель ности первичных партийных организаций работа с педаго гическими кадрами должна занимать ведущее место. . Основная форма политиче ского образования педагогов— теоретические ...семинары. В прошлом учебном году на них изучались вопросы нрав ственного воспитания, а в не которых школах — актуаль ные проблемы теории и поли тики КПСС в свете решений XXV съезда партий. Более 150 педагогов-про- пагандистов работает по личным творческим планам. Чаще стали практиковаться открытые занятия. В школах №№ 2, 19, 36, 55 Советского района г. Липецка, например, они прошли по четырем темам учебной программы. Пропа гандисты учились методике ор ганизации проблемных ситуа ций на Собеседовании, практи ке обсуждения рефератов, ис пользования технических средств на занятиях. Все ши ре используются такие формы работы со слушателями, как подготовка рефератов, коллек тивное их обсуждение, зачеты, выполнение различных прак тических заданий. Во многих семинарах инте ресно прошли итоговые заня тия. В Воловском и Добрин- ском районах, например, они носили форму собеседований. В ряде других состоялись ито говые теоретические конфе ренции на темы: «Мораль — как ее понимают коммунисты», ‘ «Пути и средства повышения роли коллектива в нравствен ном воспитаний* его членов», «Социалистический образ жиз ни и утверждение норм ком мунистической морали» и т. д. Пропагандисты и слушатели широко использовали материа лы из книг Л. И. Брежнева «Малая земля» и «Возрожде ние». В области все большее рас пространение получает почин московских учителей «Каждо му педагогу — высшее поли тическое образование». В ве чернем университете марксиз ма-ленинизма при обкоме КПСС специально для учите лей открыто философское от деление, на котором обучается 85 человек. Кроме того, 79 работников народного образо вания занимаются на отделе ниях международных отноше ний,- научного атеизма, нрав ственного воспитания. На за очном отделении университе та обучается 96 сельских пе дагогов. Это более трети об щего числа заочников,. » В этом году 136 педагогов, в том числе 33 сельских, полу чили дипломы о высшем поли тическом образовании. Часть выпускников ведет занятия в сети партийной учебы, эконо мического образования, комсо мольского просвещения. Учебу в университете марк сизма-ленинизма следует рас-л сматривать как ответственное партийное поручение. К сожа лению некоторые слушатели за бывают об этом, Тьйфушаюг учебную дисЦиплинуу^йедобро- совестно готовятся К заняти ям, пропускают их. Первич ным партийным организациям необходимо усилить контроль за учебой слушателей универ ситета, вместе с тем создать условия для их успешной уче бы и работы. В этом учебном году в си стеме политического просве щения в общеобразователь ных школах, средних специ альных учебных заведениях, профтехучилищах создано 494 теоретических семинара по проблемам нравственного вос питания. • 145 — по но вому курсу «Актуальные воп росы идеологической работы КПСС» (по книге Л. И. Бреж нева). Кроме того, в некото рых школах работают -семи нары по изучению Конститу ции СССР. ЦК КПСС обращает особое внимание, подчеркивает док ладчик, на необходимость зна чительного улучшения идеоло гической работы в учебных :,а- ведениях. Всем первичным партийным организациям не обходимо решительным обра, зом поднять ее уровень в пе дагогических коллективах, сре ди учащихся, сделать ее ак тивной. наступательной. Знания, которые получают педагоги в системе политиче ского образования, помогают в воспитании учащихся, в об щественно-политической ра боте с населением по месту жительства. Слушатели тео ретического семинарф'1.Заваль- ской средней школь! Усман- ского района, например, раз работали 50 текстов докладов/ и бесед по материалам XXV съезда КПСС, с которыми вы ступают в школе и среди рз- ‘ бочих совхоза «Коммунар», Учителя Добринекого района ежегодно проводят око; о че тырех тысяч лекций и докла дов, более пяти тысяч бесед и около тысячи политинформа ций. Многие педагоги ведут про пагандистскую работу на про мышленных и сельскохозяйст венных предприятиях. В систе ме партийной и комсомоль ской учебы 1232 педагога ут верждены руководителями те оретических семинаров, школ коммунистического труда, по изучению Конституции СССР, экономического образования. 73 народных университета из 171 в области возглавляют учителя. • Творческий труд педагогов высоко оценивается партией и правительством. Учительница биологии Верхие-Кслыбель- ской средней школы Хлевен- ского района Н. А. Неронова и мастер производственного обучения профтехучилища № 19 Липецка Н. С. Черных удостоены высокого звания Героя Социалистичезкого Тру да. Более 1600 педагогов на граждены орденами и медаля ми Родины. 274—удостоены по четных званий «'Заслуженный учитель школы РСФСР», «За служенный учитель профтех образования РСФСР», «За служенный мастер профтехоб разования РСФСР». Груд зна чительной части педагогов от мечен значками отличников на родного просвещения и проф техобразования, Почетными грамотами Президиума Вер ховного Совета РСФСР, Ми нистерства просвещения и Го сударственного комитета по профтехобразованию РСФСР. Успех любого педагогиче ского коллектива определяется боевитостью первичной пар тийной организации, ведущей41 ролью коммунистов. В настоя щее время в общеобразова тельных школах, профтехучи лищах, средних специальных учебных заведениях насчиты вается 296 партийных органи заций и 54 партгруппы, объ единяющие свыше четырех ты сяч коммунистов. Партийная прослойка в общеобразователь-- ных школах составляет 25 процентов, в профтехучилищах — 28, в техникумах — 44. За последние два года принято в партию 183 педагога и вновь создано 9 первичных партор ганизаций н 19 партийных групп. Многие коммунисты успеш но выполняют авангардную роль в педагогических кол лективах. Секретари партий ных организаций учебных заве дений — это в подавляющем большинстве авторитетные люди, являющиеся для других примером профессионального мастерства, идейной зрелости, высокой общественной актив ности. Именно такими явля ются секретари парторганиза ций Завальской школы Усман- ского района А. М. Черникова, Лебедянского педучилища В. Н. Сарычева, ГПТУ-28 Н. Н. Кривошеин и другие. Партийкой принципиально стью, высокой требовательно стью к себе и людям, деловым подходом к любому вопросу они заслужили уважение в коллективах. К, мнению таких секретарей парторганизаций прислушиваются, с ними счита ется администрация учебных заведений. Однако в работе ряда пар тийных организаций епрэ мно го недостатков. В атом убеж- ганизуют работу по оказанию помощи преподавателям при изучении Конституции СССР и материалов внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР. Большая работа, проведен ная еще в дни обсуждения проекта Конституции, подго товила учащихся к глубокому ) изучению принятого Верхов ным Советом СССР Основно го Закона нашей страны. На партийно-комсомольском собрании педагоги обсудили вопрос о воспитании учащихся в духе требований Консти туции 15ССР. Главное внима ние обратили на выполнение ими нравственных требовз.чпй и норм советского общежи тия. Был разработан план про ведения групповых и обще- училнщных мероприятий, на правленных на расширение и углубление работы по изуче нию Основного Закона “СССР. К его выполнению привлекли все общественные организа ции, классных руководителей, преподавателей, работников , библиотеки. Методическая комиссия об щественных дисциплин прове ла два заседания, на которых утвердила методику изуче ния Конституции на уроках. Как правило, после теоретиче ских лекций проводились се минары. Большой интерес вы звали конференции на тему «Государство — это мы». Изучение новой Конститу ции осуществляется не только в процессе преподавания об щественных дисциплин, но и общеобразовательных и спе циальных со ссылкой на опре деленные ее статьи.* Волную^ щими для учащихся стали встречи с ветеранами пар тии, Ленинского комсомо ла, участниками Октябрьской революции, Великой Отечест венной войны, Героями Со циалистического Труда. Работа по изучению новой Конституции СССР е о вне урочное время осуществля лась партийной организацией в тесном контакте с комсо мольской. Активно прошла общественно-политическая ат тестация участников Ленин ского зачета «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!». О дает изучение планирования их работы в некоторых шко лах Елецкого, Добринского и других районов. В большинст ве перспективных планов во просы идейно-политического воспитания педагсгическчх кадров отсутствуют. Раздел идеологической работы спла нирован формально. Не кон кретно предусмотрены вопро сы руководства агитколлекти вом, лекционной пропагандой. В лучшем случае раздел идео логической работы состоит из нескольких малозначащих ме роприятий, которые не учиты вают необходимость индиви дуального подхода к работе с кадрами, моралыю-психоло- гиЧеской обстановки в коллек тиве. Л. И. Брежнев ■ на ноябрь ском Пленуме ЦК партии го ворил: «Сейчас все острее ощущается необходимость глу бокого, разностороннего ана лиза главных проблем разви тия народного хозяйства с по зиций дальнейшего повыше ния его эффективности». Это в полной мере относится к пар тийным организациям учеб ных заведений. Глубокий ана лиз работы — это главное условие устранения недостат ков в их деятельности. Принявшие участие в обсуж дении доклада секретари пар тийных организаций учебных заведений обменялись опы том работы. ЕКРЕТАРЬ парторга низации Липецкого ме дицинского . училища Л. Н. Попова рассказала па семинаре, как коммунисты ор- С РАБОТЕ партийной ор ганизации по повыше нию авангардной роли коммунистов и воспитанию пе дагогических кадров расска зала секретарь партбюро средней школы № 22 г. Ельца Н. С. Малышева. Партийная организация этой школы настойчиво борет ся за то, чтобы учитель-ком мунист был высоконравствен ным человеком, до'стиг вы сот профессионального ма стерства и чувствовал боль шую ответственность за вы- поднение партийного поруче н а , Так, в Последнее время из -заседапщЦпартбюро слуша лись отчеты"* учителей-комму- нистов 6 работе с «трудными» учащимися и их семьями, о самообразовании, о состоянии воспитательной работы в клас сах. Распределяя поручения, парторганизация стремится, чтобы наиболее ответственные, трудные участки работы воз главляли коммунисты. Из их числа назначены руководители теоретических семинаров. Пер вые занятия прошли на высо ком идейно-теоретическом уровне и с хорошей активно стью слушателей.' Большая ответственность в школе ложится иа тех, кто от вечает за организацию учеб ного процесса и методическую работу. В школе ее возглавля ет член партбюро, завуч.А. Д. Меркулова. Она умело анади- . зирует уроки, вместе с другим завучем В. П. Тереховой орга низует посещение молодыми учителями урскоз опытных пе дагогов, направляет работу ме тодических объединений, во главе которых стоят лучшие учителя и среди них — ком мунисты Л. Л. Хабай и А. Н. Воронин. Партбюро стремится, йтобы учителя школы творчески отно сились к самообразованию. Под контролем » партийной организации, особенно в пос леднее время,— вся профори ентационная работа в школе. Десятиклассники — юноши ос ваивают радиодело, а девушки — специальность секретаря-де- лопронзводителя. Возглавляет работу по тру довому обучению и профориен тации директор школы, ком мунист А. Т. Колинько. Уста новлена тесная связь с пред приятиями и техническими училищами города. В школе из девятиклассников создано восемь групп. Занятия с ними проводятся по специальностям на сахарном заводе — лабо рант пищевой промышленно сти, на заводе тракторных гид роагрегатов — шлифовщица, сверловщица, токарь и сле сарь-наладчик. Целенаправленно ведется ра бота по профориентации на уроках и во внеурочное время. С успехом прошли встречи старшеклассников с передови ками производства, с руково дителями технических учи лищ №ДГз 15 и 25. Для родите*., лей и старшеклассников прочи тан Цикл лекций по выбору профессий. В школе создан кабинет профориентации. С ИНТЕРЕСОМ, участни ки семинара выслуша ли выступление секрета ря партбюро ГПТУ-21 г. Ли пецка Р. Н. Гузенко, которая говорила об опыте совместной работы партийных организаций и педагогических коллективов училища и школ по трудово му обучению и профориента ции школьников. Многие преподаватели, ма стера производственного обу чения училища провели в шко лах цикл бесед о строительных профессиях, условиях обуче ния в ГГ1ТУ, установили свя зи с классными руководителя ми Боринской средней и ряда липецких школ. С помощью учителей школ были организованы экскурсии учащихся в училище, где им показали мастерские и учеб ные кабинеты. Некоторые ре бята посетили уроки по об щеобразовательным дисципли нам, присутствовали на заня тиях спортивных секций и ре петиции вокально-инструмен тального ансамбля «Ритм». Интересно прошел; День от крытых дверей, на который пришло 250 школьников. Пос ле показа ребятам мастерских, учебных кабинетов перед ними выступили руководители учили ща и базового предприятия, ветераны труда, бывшие вы пускники, ныне рабочие треста «Липецкстрой». Закончился день встречей школьников и учащихся ГПТУ на волейбольной площадке и концертом художественной са модеятельности. С В профориентационной рабо те активно используется агитбригада училища. Очень тепло ее выступление встрети ли учащиеся Боринской сред ней школы. После концерта члены агитколлектива пере дали школе стенд «Выбираю щему профессию». Своим под шефным училище передало также оборудование и рабочий инструмент на 800 рублей. Важным в профориентации педагоги считают работу с ро дителями. Нередко они при глашаются в училище, где им показывают кабинеты, мастер ские, общежития. Такая мно гоплановая работа позволила ГПТУ-21 успешно выполнить план приема на нынешний учебный год. Но у коллектива есть свои претензии к базовому пред приятию — тресту «Липецк строй». Пока мало помогает он в профориентационной» ра боте; почти ие интересуется жизнью училища, готовящего ему рабочие кадры. РЕДНЯЯ школа № 55— одна из самых молодых, в Липецке. Однако она уже имеет определенный опыт комплексного подхода к воспи танию учащихся. Об этом рас сказала секретарь парторгани зации школы С. В. Барабан щикова. В школе работают семцнар «Актуальные вопросы нравст венного воспитания советско го Человека» и семинар класс ных руководителей. На по следнем часто выступают пре подаватели Липецкого педин ститута. По инициативе парторгани зации создан специальный ме тодический совет. Он разрабо тал мероприятия по совершен ствованию форм и методов идейно-политического, нравст венного и трудового воспита ния учащихся. Работа ленинского и комсо мольского залов под руководст вом коммуниста А. Д, Федо товой, лекторской группы старшеклассников, возглавля емой коммунистом А. Н. Пиво варовым, клубов «Искатель», интернациональной дружбы дает большой нравственный заряд всем учащимся школы. Комплексный подход к вос питанию предполагает сочета ние четкой системы изучения политических знаний с умелой организацией общественно по лезного и производительного И добилась определенных успе хов. Многие стенды в школе оформлены руками старше классников. Большое значение в комплек сном подходе к воспитанию учащихся имеет тесное взаимо действие в работе партийной, учительской и ученической комсомольских организаций. Вошло в практику проведение совместных партийно-комсо мольских собраний, заседаний партбюро и комитетов ВЛКСМ. Коммунисты всегда присутствуют и выступают па Ленинских уроках. Ленинских зачетах и комсомольских соб раниях. Осуществление принципа комплексного подхода к вос питанию учащихся дало поло жительные результаты: в тече ние двух лет школа выполняет закон о всеобуче, не допускает отсева учащихся. 40 процентов выпускников 10-х классов по ступают работать и учатся в профтехучилищах, . в течение двух лет школьники не совер шили ни одного правонаруше ния. Однако парторганизации и педагогическому коллективу еще много нужно работать над проблемой «Обучая — воспи тывать!». Непрочны и шефские связи. Иногда работа по проф ориентации носит эпизодиче ский характер. Недостаточно осуществляется пропаганда пе дагогических знаний среди ро дителей, особенно по вопросам нравственного воспитания. Заместитель секретаря парт бюро ГПТУ-25 г. Ельца В. И. Захаров поделился на семина ре опытом работы по воспи танию у учащихся высоких идейно-нравственных качествв. Учитывая сложность контин гента, парторганизация осо бое внимание уделяет правово му воспитанию. Совместно с комитетом ВЛКСМ разработан комплексный план по преду преждению правонарушений. В начале учебного года выявля ли «трудных» подростков и неблагополучные семьи, уста новили контакты с обществен ными организациями пред приятий, на которых работают родители. Училище, городской отдел внутренних дел, горком ВЛКСМ, комиссия по делам несовершеннолетних и про куратура осуществляют сов местные мероприятия по профилактике правонаруше нии. За учащимися за креплено I 28 шефов-настав- ников и 20 общественных вос питателей из числа педагогоз. На заседаниях партбюро и пе дагогического совета они регу лярно отчитываются о работе. Для ГПТУ-25 базовым пред приятием является трест «Елец- тяжстрой». С целью улучше ния производственной практи ки учащихся, наставничества проведено совместное заседа ние партбюро, комитета комсо мола училища, парткома и ко митета ВЛКСМ треста. Учи лище совместно с трестом на чало проводить торжественное посвящение подростков в ра бочий класс, творческие кон курсы на звание «Лучший по профессии». Общими усилиями построен спортивный комплекс, в тече ние двух лет учащиеся ГПТУ занимают первое место в круг логодичной спартакиаде. Руководство социалистиче ским соревнованием в педаго гическом коллективе — тако ва была тема выступления се кретаря партбюро* Усмаиского педучилища Н. М. Коростеле вой. В течение шести лет каж дый преподаватель училища работает по личному творче скому плану, а парторганиза ция п администрация тщатель но следят за их выполнением. И это дало положительные ре зультаты: возросло качество урока, повысилась успевае мость учащихся, интереснее стала общественная работа. За последние два года осо бенно возрос интерес педаго гического коллектива к. рабо там в области педагогики и психологии. Преподаватели изучают труды Макаренко и Сухомлинского, помогают уча щимся готовить лекции. * , * После школьной скамьи ОДар ия Травина пришла в колхоз «Красный Октябрь» Добринск ого района. Девушке доверили откормочную группу на свиноферме, вскоре ее направили на областные курсы, где она осваивает профессию техника-осе- мепатора. На снимке: М. Травина. Фото Ю. Клюева. На у к а и п р а к т и к а КАК УВЕЛИЧИТЬ Р Е С У Р С Ы « ГОЛУБОЙ НИВЫ» Около 150 рыбоводных за-' водов и акклиматизационных станций в нашей стране еже годно выпускают в водоемы примерно 12 миллиардов штук молоди осетровых, лосо севых, сиговых и частиковых. лососевых), завезенным в Кас пийское море. Несмотря на значительные изменения в ус ловиях обитания, кижуч стал крупнее, превзошел по ряду Показателей местных лососе вых. Более 40 видов рыб и беспозво- Приспособить рыбу к новым На секционных занятиях се кретари партийных организа ций школ, техникумов и проф техучилищ обменялись опытом работы. Семинар, несомненно, сыгра ет важную ролй в усилении партийного влияния на педаго гические кадры, па их идейно политическое воспитание, в рас пространении передового опы та лучших учительских кол лективов. ночных ежегодно расселяются в целях акклиматизации в три ста с лишним водоемов. Эмблемой Центрального производственно - акклимати зационного управления Мини стерства рыбного хозяйства СССР выбран земной шар и летящая над ним рыба. Подоб ный символ как нельзя лучше отражает • характер работы этой организации. Например, тихоокеанская горбуша совер шила «путешествие», в Барен цево и Белое моря. Она, хоро шо прижилась на новом мест;, а также и в соседних морях. В 1977 году советские рыбаки поймали в этом регионе 2,6 тысячи центнеров товарной горбуши. Белый амур и тол столобик, которые ранее во дились лишь в реке Амур, в настоящее время о с б о и л и мно гие водоемы страны. Ведется также акклимати зация совершенно новых видов рыб. В частности, советские 'специалисты решили расселить в водоемах страны некоторые наиболее продуктивные виды ихтиофауны Северной Амери ки. Работа с‘ американскими «переселенцами» началась око ло десяти лет назад. За это время цолосатый окунь хоро шо освоился в Азовском море, а стальноголовый лосось —- Ь озерах Прибалтики и Карелии. 3 прудах началось товарное выращивание веслоноса (даль ний родственник осетровых). Вместе с тем бестер (выве денный в СССР гибрид белуги со стерлядью) завезен в Вен грию, ГДР, Болгарию, бай кальский омуль — о Японию. Ряд европейских стран полу чает кз СССР мальков расти тельноядных рыб. Обмен ры бопосадочным материалом, ко торый Советский Союз осуще ствляет с 26 государствами, помогает наиболее рациональ но использовать возможно сти водоемов, культивировать в них новые, более ценные и продуктивные виды. «Переселенцы», как показы вает практика, не только хоро шо приживаются на новых ме стах, но и улучшают показа тели своего вида, становятся крупнее, плодовитее. В частно сти, форель из озера Севан, выпущенная в озеро Иссык- Куль, прибавила в весе в 10 раз. Хорошие результаты дал эксперимент с тихоокеанским кижучем (рыба из* семейства условиям помогает, в частно сти, скрещивание разных ви дов. Для того, чтобы «при учать» карпа, хорошо расту щего в умеренном поясе, к климату Сибири, пришлось его скрестить с амурским са заном,. Рентабельность акклима тизационных работ очевидна: затраты из эти работы и дохо ды от них соотносятся как один к пяти. Рыба, акклима тизированная в новых рай онах, дает стране «урожай», равный почти полумиллиону центнеров в год. Рыбоводные' мероприятия (выращивание молоди на ры боводных заводах, акклимати зация, мелиорация водоемов и др.) позволяют па внутрен них водоемах вести интенсив ное производство товарной рыбы. В прудах 'выращивают сейчас до 60—70 центнеров ры бы с гектара. Прудовые хо зяйства, занимающие водную площадь около 130 тысяч гек таров, дают стране большую часть пресноводной рыбы, но есть определенные пределы их дальнейшего расширения. По этому особое внимание уделя ется выращиванию рыбы в сад ках, что позволяет получать до 120 килограммов рыбы с одного квадратного метра. Все шире используются для выращивания рыбы бассейны с теплой водой, получаемой от ГРЭС и ТЭЦ. Перспективно новое направление товарного рыбоводства - - разведение рыбы в малых и средних озе рах на естественных кормах. Опыт работы в Тюменской области показывает, что при этом продуктивность каждого гектара водных «угодий» по вышается в 10—15 раз. .Прак тически на всех мелиорирован ных озерах области переходят от рыбного промысла к про мышленному. рыбоводству. Успешно развивается в СССР марикультура. Сейчас с гектара морских садков полу чают 700—800 центнеров ры бы, 5—6 килограммов мидий с квадратного метра подвесных «плантаций», 60—70 тонн ла минарии (морской капусты) с гектара подводных'«огородов». Е. КРЫЛОВ, обозреватель пресс-центра Министерства рыбного хозяйства СССР. (АПН). труда ребят. в этом школа 1111т1птп11т11д||111111111пш111111т11тнп1п»1тп1В1т11вш111т111111шн1ШЕттз1ШЕ81т1тз1»т11111вттт&дтв!!»!1В1911Яшззшвавабв!Е19аб1Вэзв1ша131!а!1В11шд> ГАЗОПРОВОД «СОЮЗ»: ПЕРЕД ПУСКОМ 4 О■ ! На снимке: участники областного семинара секретарей парторганизаций учебных заведе ний обмениваются опытом. Фото А. Козина. В конце октября в Москве состоялось очередное коорди национное совещание по стро ительству газопровода «Союз». Представители стран—участ ниц — НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР и ЧССР подвели итоги работ, выполненных в текущем году, и приняли программу, гарантирующую пуск газо транспортной системы в чет вертом квартале. Собравшиеся за «круглым столом» руководители строй ки докладывали о новых успе хах международного отряда строителей. Вот емкие строки отчетов: за девять месяцев этого года в делом по трассе выполнена почти годовая про грамма — к 20 октября осво ен объем строительно-мон тажных работ на сумму 165 миллионов рублей. На мажорном фоне строи тельных будней магистрали ярко выделяется одно событие — сварка символичного «крас ного» стыка в сентябре в рай оне Ужгорода на советско-че хословацкой границе, означав шая завершение основных ли нейных работ. Высокая честь срарнть этот стык была дове рена интернациональной брига де лучших сварщиков. •Обе лиск, сооруженный здесь, на поминает о том, что в тот день единая стальная нить соедини ла «газовую столицу Евро пы» — Оренбург с западной границей Советского Союза. «Красный» стык как бы подвел черту перзому этапу стройки. С этого момента на чал отсчет ее#новый этап: строители приступили к завер шению испытаний сваренной линии и пуску—наладке перво очередных компрессорных станций. Но готовый трубопровод — это лишь половина дела. И «оживет» он лишь тогда, ког да под мощным напором, создаваемым компрессорны ми станциями, в ней загудит оренбургский газ. На совеща нии было заявлено: вместо десяти по плану к концу года в строй войдут 14 компрессор ных станций. Это количество станций (а всего их будет 22) уже обеспечит бесперебой ную подачу голубого топлива в страны—члены СЭЗ в 1979 году. Такие высокие темпы стали реальностью благодаря социа листическому соревнованию, развернувшемуся среди стро ителей газопровода. По ито гам третьего квартала пер вое место заняли соответст венно коллективы станций Первомайского (ПНР), Ка лининского (ЧССР) н Орен бургского (СССР) участков. Компрессорные станции бу дут обслуживать квалифици рованные специалисты! Стро ители газопровода позаботи лись и об их жилищных усло виях. Вдоль всей трассы воз ведены благоустроенные по селки. К услугам работников газо- магистрали — детские комби наты, школы, больницы, пред приятия общественного пита ния и торговли. ...Недавно из Оренбурга по ступило’ сообщение: досрочно сдана третья очередь Орен бургского газоперерабатыва ющего комбината мощностью 15 миллиардов кубометров в год. Есть газ для магистрали «Союз»! Б. БУСЫГИН, корреспондент АПН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz