Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

ВЫСО КИЙ ДОЛГ ПЕДАГОГА - КОММУНИСТА С областного сем инара секретарей партийных организаций учебных заведений В Доме политического просвещения обком КПСС провел семинар секретарей партийных организаций школ, профтех­ училищ и средних специальных учебных заведений. Участники семинара прослушали доклад второго секретаря обкома КПСС И. В. Колпакова о перспективах развития на­ родного хозяйства области в десятой пятилетке и задачах об­ ластной партийной организации, доклад об идейно-полити­ ческом воспитании педагогических кадров, с которым высту­ пила заведующая отделом науки и учебных заведений обко­ ма КПСС А. Г. Клюева, лекцию о международном положении. На секционных занятиях были рассмотрены некоторые ито­ ги работы по выполнению постановлений ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР по школе и системе профтехобразова­ ния, по улучшению подготовки специалистов в средних спе­ циальных учебных зазедениях. Участники семинара встретились с руководителями твор­ ческих организаций и союзов, познакомились с работой межшкольного учебно-производственного комбината и центром профориентации учащихся Советского района. Для них были проведены тематические собеседования по теме «Новая Конституция СССР — Конституция развитого социализма» и практические занятия. В работе семинара принял участие секретарь обкома КПСС Н. ©. Богатырев. Сегодня мы публикуем материалы с этого семинара. Л П О ДХ О ДИТ к концу тре­ тий год десятой пяти­ летки,— сказала в сво­ ем докладе А Г. Клюева.— Генеральный секретарь ЦК КПСС,, Председатель Прези­ диума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, высту­ пая на ноябрьском Пленуме ПК партии, отметил, что за эти годы значительно расши­ рены и обновлены основные производственные фонды на­ родного хозяйства, целеуст­ ремленно проводится в жизнь курс партии на укрепление ■материально-технической ба­ зы сельского хозяйства. Успе­ хи в хозяйственном строитель­ стве обусловили крупные сдви­ ги в области материального и культурного уровня жизни на­ рода. ПК КПСС и Совет Минист­ ров СССР приняли постанов­ ления о дальнейшем разви­ тии общего среднего, профес­ сионально-технического и среднего специального обра­ зования. В них научно про­ анализированы итоги" ~работы учебных заведений и изложе­ ны все важнейшие принципи­ альные вопросы дальнейшего роста образования в свете ре­ шений XXV съезда партии и положений новой Конституции СССР. В решении этой важной экономической и* социально- политической задачи решаю­ щая роль принадлежит учите­ лю. Именно поэтому в деятель­ ности первичных партийных организаций работа с педаго­ гическими кадрами должна занимать ведущее место. . Основная форма политиче­ ского образования педагогов— теоретические ...семинары. В прошлом учебном году на них изучались вопросы нрав­ ственного воспитания, а в не­ которых школах — актуаль­ ные проблемы теории и поли­ тики КПСС в свете решений XXV съезда партий. Более 150 педагогов-про- пагандистов работает по личным творческим планам. Чаще стали практиковаться открытые занятия. В школах №№ 2, 19, 36, 55 Советского района г. Липецка, например, они прошли по четырем темам учебной программы. Пропа­ гандисты учились методике ор­ ганизации проблемных ситуа­ ций на Собеседовании, практи­ ке обсуждения рефератов, ис­ пользования технических средств на занятиях. Все ши­ ре используются такие формы работы со слушателями, как подготовка рефератов, коллек­ тивное их обсуждение, зачеты, выполнение различных прак­ тических заданий. Во многих семинарах инте­ ресно прошли итоговые заня­ тия. В Воловском и Добрин- ском районах, например, они носили форму собеседований. В ряде других состоялись ито­ говые теоретические конфе­ ренции на темы: «Мораль — как ее понимают коммунисты», ‘ «Пути и средства повышения роли коллектива в нравствен­ ном воспитаний* его членов», «Социалистический образ жиз­ ни и утверждение норм ком­ мунистической морали» и т. д. Пропагандисты и слушатели широко использовали материа­ лы из книг Л. И. Брежнева «Малая земля» и «Возрожде­ ние». В области все большее рас­ пространение получает почин московских учителей «Каждо­ му педагогу — высшее поли­ тическое образование». В ве­ чернем университете марксиз­ ма-ленинизма при обкоме КПСС специально для учите­ лей открыто философское от­ деление, на котором обучается 85 человек. Кроме того, 79 работников народного образо­ вания занимаются на отделе­ ниях международных отноше­ ний,- научного атеизма, нрав­ ственного воспитания. На за­ очном отделении университе­ та обучается 96 сельских пе­ дагогов. Это более трети об­ щего числа заочников,. » В этом году 136 педагогов, в том числе 33 сельских, полу­ чили дипломы о высшем поли­ тическом образовании. Часть выпускников ведет занятия в сети партийной учебы, эконо­ мического образования, комсо­ мольского просвещения. Учебу в университете марк­ сизма-ленинизма следует рас-л сматривать как ответственное партийное поручение. К сожа­ лению некоторые слушатели за­ бывают об этом, Тьйфушаюг учебную дисЦиплинуу^йедобро- совестно готовятся К заняти­ ям, пропускают их. Первич­ ным партийным организациям необходимо усилить контроль за учебой слушателей универ­ ситета, вместе с тем создать условия для их успешной уче­ бы и работы. В этом учебном году в си­ стеме политического просве­ щения в общеобразователь­ ных школах, средних специ­ альных учебных заведениях, профтехучилищах создано 494 теоретических семинара по проблемам нравственного вос­ питания. • 145 — по но­ вому курсу «Актуальные воп­ росы идеологической работы КПСС» (по книге Л. И. Бреж­ нева). Кроме того, в некото­ рых школах работают -семи­ нары по изучению Конститу­ ции СССР. ЦК КПСС обращает особое внимание, подчеркивает док­ ладчик, на необходимость зна­ чительного улучшения идеоло­ гической работы в учебных :,а- ведениях. Всем первичным партийным организациям не­ обходимо решительным обра, зом поднять ее уровень в пе­ дагогических коллективах, сре­ ди учащихся, сделать ее ак­ тивной. наступательной. Знания, которые получают педагоги в системе политиче­ ского образования, помогают в воспитании учащихся, в об­ щественно-политической ра­ боте с населением по месту жительства. Слушатели тео­ ретического семинарф'1.Заваль- ской средней школь! Усман- ского района, например, раз­ работали 50 текстов докладов/ и бесед по материалам XXV съезда КПСС, с которыми вы­ ступают в школе и среди рз- ‘ бочих совхоза «Коммунар», Учителя Добринекого района ежегодно проводят око; о че­ тырех тысяч лекций и докла­ дов, более пяти тысяч бесед и около тысячи политинформа­ ций. Многие педагоги ведут про­ пагандистскую работу на про­ мышленных и сельскохозяйст­ венных предприятиях. В систе­ ме партийной и комсомоль­ ской учебы 1232 педагога ут­ верждены руководителями те­ оретических семинаров, школ коммунистического труда, по изучению Конституции СССР, экономического образования. 73 народных университета из 171 в области возглавляют учителя. • Творческий труд педагогов высоко оценивается партией и правительством. Учительница биологии Верхие-Кслыбель- ской средней школы Хлевен- ского района Н. А. Неронова и мастер производственного обучения профтехучилища № 19 Липецка Н. С. Черных удостоены высокого звания Героя Социалистичезкого Тру­ да. Более 1600 педагогов на­ граждены орденами и медаля­ ми Родины. 274—удостоены по­ четных званий «'Заслуженный учитель школы РСФСР», «За­ служенный учитель профтех­ образования РСФСР», «За­ служенный мастер профтехоб­ разования РСФСР». Груд зна­ чительной части педагогов от­ мечен значками отличников на­ родного просвещения и проф­ техобразования, Почетными грамотами Президиума Вер­ ховного Совета РСФСР, Ми­ нистерства просвещения и Го­ сударственного комитета по профтехобразованию РСФСР. Успех любого педагогиче­ ского коллектива определяется боевитостью первичной пар­ тийной организации, ведущей41 ролью коммунистов. В настоя­ щее время в общеобразова­ тельных школах, профтехучи­ лищах, средних специальных учебных заведениях насчиты­ вается 296 партийных органи­ заций и 54 партгруппы, объ­ единяющие свыше четырех ты­ сяч коммунистов. Партийная прослойка в общеобразователь-- ных школах составляет 25 процентов, в профтехучилищах — 28, в техникумах — 44. За последние два года принято в партию 183 педагога и вновь создано 9 первичных партор­ ганизаций н 19 партийных групп. Многие коммунисты успеш­ но выполняют авангардную роль в педагогических кол­ лективах. Секретари партий­ ных организаций учебных заве­ дений — это в подавляющем большинстве авторитетные люди, являющиеся для других примером профессионального мастерства, идейной зрелости, высокой общественной актив­ ности. Именно такими явля­ ются секретари парторганиза­ ций Завальской школы Усман- ского района А. М. Черникова, Лебедянского педучилища В. Н. Сарычева, ГПТУ-28 Н. Н. Кривошеин и другие. Партийкой принципиально­ стью, высокой требовательно­ стью к себе и людям, деловым подходом к любому вопросу они заслужили уважение в коллективах. К, мнению таких секретарей парторганизаций прислушиваются, с ними счита­ ется администрация учебных заведений. Однако в работе ряда пар­ тийных организаций епрэ мно­ го недостатков. В атом убеж- ганизуют работу по оказанию помощи преподавателям при изучении Конституции СССР и материалов внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР. Большая работа, проведен­ ная еще в дни обсуждения проекта Конституции, подго­ товила учащихся к глубокому ) изучению принятого Верхов­ ным Советом СССР Основно­ го Закона нашей страны. На партийно-комсомольском собрании педагоги обсудили вопрос о воспитании учащихся в духе требований Консти­ туции 15ССР. Главное внима­ ние обратили на выполнение ими нравственных требовз.чпй и норм советского общежи­ тия. Был разработан план про­ ведения групповых и обще- училнщных мероприятий, на­ правленных на расширение и углубление работы по изуче­ нию Основного Закона “СССР. К его выполнению привлекли все общественные организа­ ции, классных руководителей, преподавателей, работников , библиотеки. Методическая комиссия об­ щественных дисциплин прове­ ла два заседания, на которых утвердила методику изуче­ ния Конституции на уроках. Как правило, после теоретиче­ ских лекций проводились се­ минары. Большой интерес вы­ звали конференции на тему «Государство — это мы». Изучение новой Конститу­ ции осуществляется не только в процессе преподавания об­ щественных дисциплин, но и общеобразовательных и спе­ циальных со ссылкой на опре­ деленные ее статьи.* Волную^ щими для учащихся стали встречи с ветеранами пар­ тии, Ленинского комсомо­ ла, участниками Октябрьской революции, Великой Отечест­ венной войны, Героями Со­ циалистического Труда. Работа по изучению новой Конституции СССР е о вне­ урочное время осуществля­ лась партийной организацией в тесном контакте с комсо­ мольской. Активно прошла общественно-политическая ат­ тестация участников Ленин­ ского зачета «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!». О дает изучение планирования их работы в некоторых шко­ лах Елецкого, Добринского и других районов. В большинст­ ве перспективных планов во­ просы идейно-политического воспитания педагсгическчх кадров отсутствуют. Раздел идеологической работы спла­ нирован формально. Не кон­ кретно предусмотрены вопро­ сы руководства агитколлекти­ вом, лекционной пропагандой. В лучшем случае раздел идео­ логической работы состоит из нескольких малозначащих ме­ роприятий, которые не учиты­ вают необходимость индиви­ дуального подхода к работе с кадрами, моралыю-психоло- гиЧеской обстановки в коллек­ тиве. Л. И. Брежнев ■ на ноябрь­ ском Пленуме ЦК партии го­ ворил: «Сейчас все острее ощущается необходимость глу­ бокого, разностороннего ана­ лиза главных проблем разви­ тия народного хозяйства с по­ зиций дальнейшего повыше­ ния его эффективности». Это в полной мере относится к пар­ тийным организациям учеб­ ных заведений. Глубокий ана­ лиз работы — это главное условие устранения недостат­ ков в их деятельности. Принявшие участие в обсуж­ дении доклада секретари пар­ тийных организаций учебных заведений обменялись опы­ том работы. ЕКРЕТАРЬ парторга­ низации Липецкого ме­ дицинского . училища Л. Н. Попова рассказала па семинаре, как коммунисты ор- С РАБОТЕ партийной ор­ ганизации по повыше­ нию авангардной роли коммунистов и воспитанию пе­ дагогических кадров расска­ зала секретарь партбюро средней школы № 22 г. Ельца Н. С. Малышева. Партийная организация этой школы настойчиво борет­ ся за то, чтобы учитель-ком­ мунист был высоконравствен­ ным человеком, до'стиг вы­ сот профессионального ма­ стерства и чувствовал боль­ шую ответственность за вы- поднение партийного поруче­ н а , Так, в Последнее время из -заседапщЦпартбюро слуша­ лись отчеты"* учителей-комму- нистов 6 работе с «трудными» учащимися и их семьями, о самообразовании, о состоянии воспитательной работы в клас­ сах. Распределяя поручения, парторганизация стремится, чтобы наиболее ответственные, трудные участки работы воз­ главляли коммунисты. Из их числа назначены руководители теоретических семинаров. Пер­ вые занятия прошли на высо­ ком идейно-теоретическом уровне и с хорошей активно­ стью слушателей.' Большая ответственность в школе ложится иа тех, кто от­ вечает за организацию учеб­ ного процесса и методическую работу. В школе ее возглавля­ ет член партбюро, завуч.А. Д. Меркулова. Она умело анади- . зирует уроки, вместе с другим завучем В. П. Тереховой орга­ низует посещение молодыми учителями урскоз опытных пе­ дагогов, направляет работу ме­ тодических объединений, во главе которых стоят лучшие учителя и среди них — ком­ мунисты Л. Л. Хабай и А. Н. Воронин. Партбюро стремится, йтобы учителя школы творчески отно­ сились к самообразованию. Под контролем » партийной организации, особенно в пос­ леднее время,— вся профори­ ентационная работа в школе. Десятиклассники — юноши ос­ ваивают радиодело, а девушки — специальность секретаря-де- лопронзводителя. Возглавляет работу по тру­ довому обучению и профориен­ тации директор школы, ком­ мунист А. Т. Колинько. Уста­ новлена тесная связь с пред­ приятиями и техническими училищами города. В школе из девятиклассников создано восемь групп. Занятия с ними проводятся по специальностям на сахарном заводе — лабо­ рант пищевой промышленно­ сти, на заводе тракторных гид­ роагрегатов — шлифовщица, сверловщица, токарь и сле­ сарь-наладчик. Целенаправленно ведется ра­ бота по профориентации на уроках и во внеурочное время. С успехом прошли встречи старшеклассников с передови­ ками производства, с руково­ дителями технических учи­ лищ №ДГз 15 и 25. Для родите*., лей и старшеклассников прочи­ тан Цикл лекций по выбору профессий. В школе создан кабинет профориентации. С ИНТЕРЕСОМ, участни­ ки семинара выслуша­ ли выступление секрета­ ря партбюро ГПТУ-21 г. Ли­ пецка Р. Н. Гузенко, которая говорила об опыте совместной работы партийных организаций и педагогических коллективов училища и школ по трудово­ му обучению и профориента­ ции школьников. Многие преподаватели, ма­ стера производственного обу­ чения училища провели в шко­ лах цикл бесед о строительных профессиях, условиях обуче­ ния в ГГ1ТУ, установили свя­ зи с классными руководителя­ ми Боринской средней и ряда липецких школ. С помощью учителей школ были организованы экскурсии учащихся в училище, где им показали мастерские и учеб­ ные кабинеты. Некоторые ре­ бята посетили уроки по об­ щеобразовательным дисципли­ нам, присутствовали на заня­ тиях спортивных секций и ре­ петиции вокально-инструмен­ тального ансамбля «Ритм». Интересно прошел; День от­ крытых дверей, на который пришло 250 школьников. Пос­ ле показа ребятам мастерских, учебных кабинетов перед ними выступили руководители учили­ ща и базового предприятия, ветераны труда, бывшие вы­ пускники, ныне рабочие треста «Липецкстрой». Закончился день встречей школьников и учащихся ГПТУ на волейбольной площадке и концертом художественной са­ модеятельности. С В профориентационной рабо­ те активно используется агитбригада училища. Очень тепло ее выступление встрети­ ли учащиеся Боринской сред­ ней школы. После концерта члены агитколлектива пере­ дали школе стенд «Выбираю­ щему профессию». Своим под­ шефным училище передало также оборудование и рабочий инструмент на 800 рублей. Важным в профориентации педагоги считают работу с ро­ дителями. Нередко они при­ глашаются в училище, где им показывают кабинеты, мастер­ ские, общежития. Такая мно­ гоплановая работа позволила ГПТУ-21 успешно выполнить план приема на нынешний учебный год. Но у коллектива есть свои претензии к базовому пред­ приятию — тресту «Липецк­ строй». Пока мало помогает он в профориентационной» ра­ боте; почти ие интересуется жизнью училища, готовящего ему рабочие кадры. РЕДНЯЯ школа № 55— одна из самых молодых, в Липецке. Однако она уже имеет определенный опыт комплексного подхода к воспи­ танию учащихся. Об этом рас­ сказала секретарь парторгани­ зации школы С. В. Барабан­ щикова. В школе работают семцнар «Актуальные вопросы нравст­ венного воспитания советско­ го Человека» и семинар класс­ ных руководителей. На по­ следнем часто выступают пре­ подаватели Липецкого педин­ ститута. По инициативе парторгани­ зации создан специальный ме­ тодический совет. Он разрабо­ тал мероприятия по совершен­ ствованию форм и методов идейно-политического, нравст­ венного и трудового воспита­ ния учащихся. Работа ленинского и комсо­ мольского залов под руководст­ вом коммуниста А. Д, Федо­ товой, лекторской группы старшеклассников, возглавля­ емой коммунистом А. Н. Пиво­ варовым, клубов «Искатель», интернациональной дружбы дает большой нравственный заряд всем учащимся школы. Комплексный подход к вос­ питанию предполагает сочета­ ние четкой системы изучения политических знаний с умелой организацией общественно по­ лезного и производительного И добилась определенных успе­ хов. Многие стенды в школе оформлены руками старше­ классников. Большое значение в комплек­ сном подходе к воспитанию учащихся имеет тесное взаимо­ действие в работе партийной, учительской и ученической комсомольских организаций. Вошло в практику проведение совместных партийно-комсо­ мольских собраний, заседаний партбюро и комитетов ВЛКСМ. Коммунисты всегда присутствуют и выступают па Ленинских уроках. Ленинских зачетах и комсомольских соб­ раниях. Осуществление принципа комплексного подхода к вос­ питанию учащихся дало поло­ жительные результаты: в тече­ ние двух лет школа выполняет закон о всеобуче, не допускает отсева учащихся. 40 процентов выпускников 10-х классов по­ ступают работать и учатся в профтехучилищах, . в течение двух лет школьники не совер­ шили ни одного правонаруше­ ния. Однако парторганизации и педагогическому коллективу еще много нужно работать над проблемой «Обучая — воспи­ тывать!». Непрочны и шефские связи. Иногда работа по проф­ ориентации носит эпизодиче­ ский характер. Недостаточно осуществляется пропаганда пе дагогических знаний среди ро­ дителей, особенно по вопросам нравственного воспитания. Заместитель секретаря парт­ бюро ГПТУ-25 г. Ельца В. И. Захаров поделился на семина­ ре опытом работы по воспи­ танию у учащихся высоких идейно-нравственных качествв. Учитывая сложность контин­ гента, парторганизация осо­ бое внимание уделяет правово­ му воспитанию. Совместно с комитетом ВЛКСМ разработан комплексный план по преду­ преждению правонарушений. В начале учебного года выявля­ ли «трудных» подростков и неблагополучные семьи, уста­ новили контакты с обществен­ ными организациями пред­ приятий, на которых работают родители. Училище, городской отдел внутренних дел, горком ВЛКСМ, комиссия по делам несовершеннолетних и про­ куратура осуществляют сов­ местные мероприятия по профилактике правонаруше­ нии. За учащимися за­ креплено I 28 шефов-настав- ников и 20 общественных вос­ питателей из числа педагогоз. На заседаниях партбюро и пе­ дагогического совета они регу­ лярно отчитываются о работе. Для ГПТУ-25 базовым пред­ приятием является трест «Елец- тяжстрой». С целью улучше­ ния производственной практи­ ки учащихся, наставничества проведено совместное заседа­ ние партбюро, комитета комсо­ мола училища, парткома и ко­ митета ВЛКСМ треста. Учи­ лище совместно с трестом на­ чало проводить торжественное посвящение подростков в ра­ бочий класс, творческие кон­ курсы на звание «Лучший по профессии». Общими усилиями построен спортивный комплекс, в тече­ ние двух лет учащиеся ГПТУ занимают первое место в круг­ логодичной спартакиаде. Руководство социалистиче­ ским соревнованием в педаго­ гическом коллективе — тако­ ва была тема выступления се­ кретаря партбюро* Усмаиского педучилища Н. М. Коростеле­ вой. В течение шести лет каж­ дый преподаватель училища работает по личному творче­ скому плану, а парторганиза­ ция п администрация тщатель­ но следят за их выполнением. И это дало положительные ре­ зультаты: возросло качество урока, повысилась успевае­ мость учащихся, интереснее стала общественная работа. За последние два года осо­ бенно возрос интерес педаго­ гического коллектива к. рабо­ там в области педагогики и психологии. Преподаватели изучают труды Макаренко и Сухомлинского, помогают уча­ щимся готовить лекции. * , * После школьной скамьи ОДар ия Травина пришла в колхоз «Красный Октябрь» Добринск ого района. Девушке доверили откормочную группу на свиноферме, вскоре ее направили на областные курсы, где она осваивает профессию техника-осе- мепатора. На снимке: М. Травина. Фото Ю. Клюева. На у к а и п р а к т и к а КАК УВЕЛИЧИТЬ Р Е С У Р С Ы « ГОЛУБОЙ НИВЫ» Около 150 рыбоводных за-' водов и акклиматизационных станций в нашей стране еже­ годно выпускают в водоемы примерно 12 миллиардов штук молоди осетровых, лосо­ севых, сиговых и частиковых. лососевых), завезенным в Кас­ пийское море. Несмотря на значительные изменения в ус­ ловиях обитания, кижуч стал крупнее, превзошел по ряду Показателей местных лососе­ вых. Более 40 видов рыб и беспозво- Приспособить рыбу к новым На секционных занятиях се кретари партийных организа­ ций школ, техникумов и проф­ техучилищ обменялись опытом работы. Семинар, несомненно, сыгра­ ет важную ролй в усилении партийного влияния на педаго­ гические кадры, па их идейно­ политическое воспитание, в рас­ пространении передового опы­ та лучших учительских кол­ лективов. ночных ежегодно расселяются в целях акклиматизации в три­ ста с лишним водоемов. Эмблемой Центрального производственно - акклимати­ зационного управления Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР выбран земной шар и летящая над ним рыба. Подоб­ ный символ как нельзя лучше отражает • характер работы этой организации. Например, тихоокеанская горбуша совер­ шила «путешествие», в Барен­ цево и Белое моря. Она, хоро­ шо прижилась на новом мест;, а также и в соседних морях. В 1977 году советские рыбаки поймали в этом регионе 2,6 тысячи центнеров товарной горбуши. Белый амур и тол­ столобик, которые ранее во­ дились лишь в реке Амур, в настоящее время о с б о и л и мно­ гие водоемы страны. Ведется также акклимати­ зация совершенно новых видов рыб. В частности, советские 'специалисты решили расселить в водоемах страны некоторые наиболее продуктивные виды ихтиофауны Северной Амери­ ки. Работа с‘ американскими «переселенцами» началась око­ ло десяти лет назад. За это время цолосатый окунь хоро­ шо освоился в Азовском море, а стальноголовый лосось —- Ь озерах Прибалтики и Карелии. 3 прудах началось товарное выращивание веслоноса (даль­ ний родственник осетровых). Вместе с тем бестер (выве­ денный в СССР гибрид белуги со стерлядью) завезен в Вен­ грию, ГДР, Болгарию, бай­ кальский омуль — о Японию. Ряд европейских стран полу­ чает кз СССР мальков расти­ тельноядных рыб. Обмен ры­ бопосадочным материалом, ко­ торый Советский Союз осуще­ ствляет с 26 государствами, помогает наиболее рациональ­ но использовать возможно­ сти водоемов, культивировать в них новые, более ценные и продуктивные виды. «Переселенцы», как показы­ вает практика, не только хоро­ шо приживаются на новых ме­ стах, но и улучшают показа­ тели своего вида, становятся крупнее, плодовитее. В частно­ сти, форель из озера Севан, выпущенная в озеро Иссык- Куль, прибавила в весе в 10 раз. Хорошие результаты дал эксперимент с тихоокеанским кижучем (рыба из* семейства условиям помогает, в частно­ сти, скрещивание разных ви­ дов. Для того, чтобы «при­ учать» карпа, хорошо расту­ щего в умеренном поясе, к климату Сибири, пришлось его скрестить с амурским са­ заном,. Рентабельность акклима­ тизационных работ очевидна: затраты из эти работы и дохо­ ды от них соотносятся как один к пяти. Рыба, акклима­ тизированная в новых рай­ онах, дает стране «урожай», равный почти полумиллиону центнеров в год. Рыбоводные' мероприятия (выращивание молоди на ры­ боводных заводах, акклимати­ зация, мелиорация водоемов и др.) позволяют па внутрен­ них водоемах вести интенсив­ ное производство товарной рыбы. В прудах 'выращивают сейчас до 60—70 центнеров ры­ бы с гектара. Прудовые хо­ зяйства, занимающие водную площадь около 130 тысяч гек­ таров, дают стране большую часть пресноводной рыбы, но есть определенные пределы их дальнейшего расширения. По­ этому особое внимание уделя­ ется выращиванию рыбы в сад­ ках, что позволяет получать до 120 килограммов рыбы с одного квадратного метра. Все шире используются для выращивания рыбы бассейны с теплой водой, получаемой от ГРЭС и ТЭЦ. Перспективно новое направление товарного рыбоводства - - разведение рыбы в малых и средних озе­ рах на естественных кормах. Опыт работы в Тюменской области показывает, что при этом продуктивность каждого гектара водных «угодий» по­ вышается в 10—15 раз. .Прак­ тически на всех мелиорирован­ ных озерах области переходят от рыбного промысла к про­ мышленному. рыбоводству. Успешно развивается в СССР марикультура. Сейчас с гектара морских садков полу­ чают 700—800 центнеров ры­ бы, 5—6 килограммов мидий с квадратного метра подвесных «плантаций», 60—70 тонн ла­ минарии (морской капусты) с гектара подводных'«огородов». Е. КРЫЛОВ, обозреватель пресс-центра Министерства рыбного хозяйства СССР. (АПН). труда ребят. в этом школа 1111т1птп11т11д||111111111пш111111т11тнп1п»1тп1В1т11вш111т111111шн1ШЕттз1ШЕ81т1тз1»т11111вттт&дтв!!»!1В1911Яшззшвавабв!Е19аб1Вэзв1ша131!а!1В11шд> ГАЗОПРОВОД «СОЮЗ»: ПЕРЕД ПУСКОМ 4 О■ ! На снимке: участники областного семинара секретарей парторганизаций учебных заведе­ ний обмениваются опытом. Фото А. Козина. В конце октября в Москве состоялось очередное коорди­ национное совещание по стро­ ительству газопровода «Союз». Представители стран—участ­ ниц — НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР и ЧССР подвели итоги работ, выполненных в текущем году, и приняли программу, гарантирующую пуск газо­ транспортной системы в чет­ вертом квартале. Собравшиеся за «круглым столом» руководители строй­ ки докладывали о новых успе­ хах международного отряда строителей. Вот емкие строки отчетов: за девять месяцев этого года в делом по трассе выполнена почти годовая про­ грамма — к 20 октября осво­ ен объем строительно-мон­ тажных работ на сумму 165 миллионов рублей. На мажорном фоне строи­ тельных будней магистрали ярко выделяется одно событие — сварка символичного «крас­ ного» стыка в сентябре в рай­ оне Ужгорода на советско-че­ хословацкой границе, означав­ шая завершение основных ли­ нейных работ. Высокая честь срарнть этот стык была дове­ рена интернациональной брига­ де лучших сварщиков. •Обе­ лиск, сооруженный здесь, на­ поминает о том, что в тот день единая стальная нить соедини­ ла «газовую столицу Евро­ пы» — Оренбург с западной границей Советского Союза. «Красный» стык как бы подвел черту перзому этапу стройки. С этого момента на­ чал отсчет ее#новый этап: строители приступили к завер­ шению испытаний сваренной линии и пуску—наладке перво­ очередных компрессорных станций. Но готовый трубопровод — это лишь половина дела. И «оживет» он лишь тогда, ког­ да под мощным напором, создаваемым компрессорны­ ми станциями, в ней загудит оренбургский газ. На совеща­ нии было заявлено: вместо десяти по плану к концу года в строй войдут 14 компрессор­ ных станций. Это количество станций (а всего их будет 22) уже обеспечит бесперебой­ ную подачу голубого топлива в страны—члены СЭЗ в 1979 году. Такие высокие темпы стали реальностью благодаря социа­ листическому соревнованию, развернувшемуся среди стро­ ителей газопровода. По ито­ гам третьего квартала пер­ вое место заняли соответст­ венно коллективы станций Первомайского (ПНР), Ка­ лининского (ЧССР) н Орен­ бургского (СССР) участков. Компрессорные станции бу­ дут обслуживать квалифици­ рованные специалисты! Стро­ ители газопровода позаботи­ лись и об их жилищных усло­ виях. Вдоль всей трассы воз­ ведены благоустроенные по­ селки. К услугам работников газо- магистрали — детские комби­ наты, школы, больницы, пред­ приятия общественного пита­ ния и торговли. ...Недавно из Оренбурга по­ ступило’ сообщение: досрочно сдана третья очередь Орен­ бургского газоперерабатыва­ ющего комбината мощностью 15 миллиардов кубометров в год. Есть газ для магистрали «Союз»! Б. БУСЫГИН, корреспондент АПН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz