Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 6 декабря 1 978 г., № 281 (15 278) ЛУЧШ И Е РАЦ ИОН АЛ ИЗ А ТОРЫ На заводе «Центролит» подведены итоги смотра- конкурса на лучшее рацио­ нализаторское предложе­ ние по эффективному ис­ пользованию сырья, мате­ риалов, топливно-энергети­ ческих ресурсов. Внедрение ряда предложений по­ зволило сэкономить 144 тонны чугуна, 421 тончу кокса, более 232 тонн огне­ упоров, 160 кубометров сжатого воздуха, на 6225 рублей 1 вспомогательных материалов. Лучших успехов добились рационализаторы цеха среднего литья. Они внед­ рили в ходе смотра пять новшеств. Одно из них — установка разномерной под­ сушки полуформ и стерж­ ней с помощью специаль­ ных горелок, работающих на природном газе. Это предложение позволяет значительно сократить цикл производства форм, эконо­ мить ежегодно более 2.500 тыс. кубометров газа. Не менее интересны т другие новинки. Поэтому коллек­ тиву рационализаторов цеха среднего литья присуждено первое место. Второе и третье места за­ няли коллективы цехов мел­ кого и крупного литья. Т. ЧИРИКОВА. ГОСТИ С УКРАИНЫ Все чаще и чаще в Липец­ ке бывают туристы из дру­ гих городов нашей страны. Недавно в Липецке побыва­ ли экскурсоводы литератур­ ной секции Харьковского бюро экскурсий и путешестг вий. Они ознакомились с историческими и памятны­ ми местами города, побы­ вали в районе новостроек, посетили Дом-музей Г. В. Плеханова. Работники Харьковского бюоо планируют включить в экскурсионную программу для своих туристов не толь­ ко знакомство с достопри­ мечательностями нашего областного центра, но и по­ сещение Ельца, районного центра Лев Толстой, где прошли последние 7 дней жизни Л. Н. Толстого. При встрече работников Липецкого и Харьковского бюро путешествий и экскур­ сий обсуждался вопрос о возможной отправке тури­ стов г. Липецка и .области в г. Харьков. < В. ДИМШИНОВА . КОНКУРС ПРОВОДНИКОВ В Тамбове проведен кон­ курс проводников пяти ре­ зервов Юго-Восточной же­ лезной дороги. В нем при­ няли участие десять лучших хозяек вагона, победивших б своих отделениях дорог. Многое надо знать про­ воднику. Самое главное— не пропустить ни единого дефекта и неисправности в вагоне при приемке его пе­ ред отправлением в рейс. Как раз это условие и яви­ лось первым этапом кон­ курса. Уверенно проходит по ва­ гону, производит его внеш­ ний осмотр проводник Ли­ пецкого резерва Н. А. Шей- новэ. И в записке, поданной ей в жюри, были отмечены все десять неисправностей. Так же умело действовала она и на других этапах сос­ тязания, что и определило ее лидером. Липчанка Шейнова суме­ ла пройти через все «под­ водные рифы» почти без поражений, набрав наи­ большее количество бал­ лов. Она и стала победи­ тельницей конкурса, по пра­ ву завоевав звание лучшего проводника магистрали. По ее словам, в победе помогли знания, получен­ ные от инструктора резерва В. Н. Бесхлебных, начальни­ ка резерва Е. А. Попотько. В. ЧИСТЯКОВ. ДОЛГОЖИТЕЛИ ЕЛЬЦА В одном из домов улицы Ленина живет один из ста­ рейших ельчан Михаил Яковлевич Пинский. В этом году е^лу исполнилось 99 лет. Трудовую деятельность он начал еще в прошлом веке. И только при Совет­ ской власти он познал ра­ дость свободного труда. На пенсию М. Я. Пинский ушел в возрасте 77 лет. Уже де­ ти Михаила Яковлевича — работники с высшим обра­ зованием — вышли на пен­ сию. Дело деда и родителей продолжают шесть внуков. 97 год живет другой ель- чанин — Иван Павлович Скуфнин. 40 лет из своей богатой трудовой биогра­ ф и и он отдал железнодо­ рожному транспорту. А. БОРОДИН. СТУПЕНЬКА В МНР ИСКУССТВА В учебном зале Липец к о й музыкальн о й шк олы № 4 идет уро к классическ ого танца. Преподаватель - хореограф внимательно оглядывает груп­ пу мальчиков, стоящих у репе­ тиционного станка. — Вторая позиция! Саша, следи за ногой! Итак, начали! Звучит музыка, ритмично движутся ребята. Здесь царит танец. Обучение хореографии рассчитано на пять лет, а но­ вое отделение — впервые ор­ ганизованное при музыкальной школе и пока единственное в области — существует второй год. В этом году введено под­ готовительное . отделение, на которое принимаются до­ школьники. Малышам преподают ритми­ ку, знакомят с основами му­ зыкального, танцевального ис­ кусства. Основные предметы учебной программы — клас­ сический, народно-сцениче­ ский, историко-бытовой и сов­ ременный танец. С первого по пятый класс ребята обязатель­ но обучаются игре на одном из музыкальных инструментов по выбору. Ну, а теперь обратимся пусть к недавйему, но все-таки прошлому. К моменту органи­ зации хореографического от­ деления. Директор музы­ кальной школы № 4 Виктор Алексеевич Бахметьев взялся осуществить это начинание, несмотря на то, что до этого подобного опыта в стране бы­ ло мало: Сделали запрос в Министерство культуры РСФСР. Прибывшая из Моск­ вы комиссия разрешила школе создать детское хореографи­ ческое отделение. Начинали с нуля. Директор привлек к новому делу поста­ новщика танцев Раису Ва­ сильевну Романову,, работав­ шую до этого с детским кол­ лективом Дворца культуры профсоюзов «Родничок», спо­ собного педагога-хореографа Людмилу Витальевну Бычко­ ву. Словом, с хореографами, как говорит Виктор Алексе­ евич, ему повезло — они ока­ зались людьми увлеченными, энтузиастами своего дела. Педагоги приняли на отделе­ ние самых обычных ребят младших классов школ, и обу­ чение началось. — Никто не мог подумать, что уже через год дети неуз­ наваемо изменятся,— говорит Раиса Васильевна.— Какими же они были неловкими, не­ умелыми... Я сижу в танцевальном за­ ле, наблюдая за стройными, подтянутыми фигурками маль­ чиков второго класса. В ру­ ках у меня фотография — те же мальчики, снятые после трех месяцев учебы — рази­ тельный контраст! «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музы­ ки, рисунка, фантазии и твор­ чества»,— писал известный советский педагог Сухомлйн- ский. Хореографы, придержи­ ваясь этой заповеди, вносят в обучение танцам элемент иг­ ры. Игра, цель которой раз­ рядка, отдых, пронизывает весь урок, внося в него твор­ ческое начало. Так вырабаты­ вается привычка быть «при­ думщиком», фантазером, что особенно важно для детей подготовительного отделения. Ведь чем раньше начинает ра­ ботать творческое воображе­ ние, тем легче будет в даль­ нейшем педагогу лепить из ребенка эмоционального, эсте­ тически развитого человека. — А не трудно детям сое­ динять столько занятий: хорео­ графию, музыку и общеоб­ разовательную школу? — спрашиваю я у директора. — Мне думается, нет. Все ребята хорошо учатся в обьщ- ной школе. Уроки хореогра­ фии у нас три раза в неде­ лю, но ведь эти занятия — в удовольствие. Дети получают и физическую закалку, и му­ зыкальное. и эстетическое вос­ питание. Это своего рода за­ рядка, только требующая большей внимательности и. требовательности к себе. Обя­ зательны для ребят и часы обучения на музыкальном ин­ струменте, музыкальной гра­ моте, которую у нас ведет опытный педагог Ольга Ев­ геньевна Котова. Нельзя обойти вопрос о том, как складываются отношения с общеобразовательной шко­ лой. Мне рассказали, что намече­ но проводить вечера, которые должны широко пропагандиро­ вать бальные танцы. В февра­ ле ребята выступят с концер­ тами в близлежащих школах. Педагоги ориентируют своих воспитанников и на' участие в школьной самодеятельности. ...В учебном классе, изредка придирчиво оглядывая себя в зеркальной.!стенке, сосредото­ ченно занимаются девочки. Мягко ступая в балетных та­ почках, Раиса Васильевна вни­ мательно осматривает осанку каждой ученицы, потом пока­ зывает девочкам новое движе­ ние. Одна из учениц засмотре­ лась на хореографа —- как лег­ ко, без напряжения все у, нее получается. «Мне бы так нау­ читься!» с восхищением, на­ верное, думает девочка и неза­ метно для себя выпрямляется, старается точно так же, как делает это учительница, вос­ произвести движение.' Не полу­ чается! Девочка повторяет дви­ жение снова и снова. Как знать, может быть, это ее первые ша­ ги в большое, искусство... Е. ДОБРЯКОВА. Грузинская ССР. На лесистых южных скло­ нах Аджаро-Имеретинского хребта на высоте 1700 метров над уровнем моря расположена Абастуманская астрофизическая обсерватория Академии наук республики — одна из круп­ нейших в стране. Научный коллектив обсерва­ тории ведет планомерное наблюдение за звез­ дами, Солнцем, планетами, Луной, занимается исследованиями в ряде областей современной Инте р в ью АПН астрофизики, звездной астрономии, физики Солнца и планет. С наступлением сумерек открываются створ­ ки куполов обсерватории и на вечернее небо устремляются объективы мощных телескопов. На снимке: в астрофизической обсерватории установлен новый коронограф фирмы «Цейс» (ГДР). Фото М. Датикашвили. ] (Фотохроника ТАСС). П О Р Т Р Е Т Ф ИД Е Л Я К АСТРО На XI Всемирном фестивале молодежи и студентов, прохо­ дившем летом в Гаване, пер­ вый секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Пастухов от имени.со­ ветской делегации вручил ку­ бинской молодежи портрет Фиделя Кастро. Его автор — московский художник Алек-, сандр Шилов. Уверенность, спокойствие, мужество во всей фигуре — таким изобразил Фиделя моло­ дой портретист. Фон картины спокойное, яркое, словно вобравшее в себя всю синеву неба море с утренними, при­ зрачными облаками на гори­ зонте. — Еще подростком, — рас­ сказывает А. Шилов, — я сле­ дил за самоотверженной борь­ бой кубинских патриотов во главе с Фиделем Кастро,'вос­ хищался их упорством и му­ жеством., Повзрослев, .как и все советские люди, радовался успехам героического народа, строящего социализм; мне нра­ вились люди Кубы, их остро развитое чувство интернацио­ нализма, открытый и веселый характер. Узнав о фестивале в Гаване, я решил запечатлеть на полот­ не портрет чечовека, чья яр­ кая личность стала символом освобожденной Кубы. Рабо­ тать приходилось трудно, ис­ пользовал преимущественно кино- и , фотоматериалы, те возможности, которые предо­ ставляло телевидение. Вдохнов­ ляла меня в работе высокая цель — стремление , выразить уважение к кубинскому наро­ ду и его вождю. Н. РАТКОВСКАЯ, корреспондент АПН. На в стр е ч у О л им п и а д е - 8 0 МОСКВА ГОТОВИТСЯ К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ По оценкам многочисленных спортивных Деятелей и экспер­ тов, посещающих в эти дни Москву, столица Олимпна- ды-80 намного впереди гра­ фика подготовки к Играм в Монреале на тот же период. Спортивная Москва сегодня —- это 61 крупный стадион, 1448 спортивно-гимнастиче­ ских залов, 43 плавательных бассейна, 383 футбольных по­ ля, 2223 спортивно-игровые площадки, 215 теннисных кор­ тов, 9 дворцов спорта, греб­ ной канал. Олимпийских объектов в Москве — строящихся и ре­ конструируемых — всего 78. К ним относятся спортив­ ные сооружения, гостиницы, здания для различных вспо­ могательных служб. К Олим­ пиаде в Москве появится це­ лый ряд норых, уникальных с инженерной точки зрения соо­ ружений. Среди них наиболее оригинальной конструкцией отличается велотрек в Кры­ латском, длина дорожки ко­ торого в соответствии с новым международным стандартом будет равняться 333,33 метра (длина дорожки велотрека в Монреале 285 метров). Интересен проект крытого стадиона на 45.000 зрителей и примыкающего к нему комп- 'лекса плавательного бассейна на проспекте Мира. Сегодня наша основная про­ блема — это время. Планом подготовки к Играм преду­ смотрено, что большая часть олимпийских сооружений бу­ дет введена в строй к Лету 1979 .года для их апробирова­ ния во время финала Спарта­ киады народов СССР. Ожи­ дается, что в Спартакиаде, кроме примерно 9 тысяч совет­ ских спортсменов, примут так­ же участие около двух тысяч зарубежных. Они будут состя­ заться на реконструированных и вновь построенных олимпий­ ских сооружениях по про­ грамме, не менее широкой, чем у Олимпийских игр. Все олимпийские спортивные объекты, намеченные к вводу в действие в 1979 году, будут сданы в срок. Готовиться к Олимпиаде нам помогает вся страна. В период летних ка­ никул в строительстве олим­ пийских объектов участвуют студенческие строительные отряды. ' Над олимпийскими стройками шефствует комсо­ мол — важнейшие* из них объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. •В период подготовки к Иг­ рам мы ежегодно, как и преж­ де, будем сдавать в эксплуата­ цию жилые дома общей пло­ щадью около 4,5 миллиона квадратных метров. Причем с каждым годом улучшается качество строительства, плани­ ровка квартир, оборудование их современными удобствами. Хочу подчеркнуть еще одно обстоятельство. Подготовка к Олимпийским играм не свали­ лась на нас как снег на голо­ ву, ведь строительство боль- 'шннства объектов предстоя­ щей Олимпиады было преду­ смотрено принятым в 1972 году Генеральным планом развития Москвы, в котором предусмотрено и капитальное строительство, и развитие транспорта, торговли и т. д. Все, что требуется нашему городу для проведения Игр, было заранее предусмотрено в Генеральном плане, а финан­ сирование строительства олим­ пийских объектов включено в план десятой пятилетки. Взять хотя бы, к примеру, де­ ревню для олимпийцев. Я не думаю, что было бы справед­ ливо расходы на ее строитель­ ство полностью относить за счет олимпийского бюджета. Ведь та часть города, где поднялись этажи Олимпий­ ской деревни,— бывшая де­ ревня Никольское — застраи­ вается в соответствии с Ген­ планом. После завершения Игр в ее жилых домах произ­ ведут текущий ремонт, и здесь в новых современных квартирах поселятся более 10 тысяч москвичей, которые по­ лучат великолепный, комп­ лексно благоустроенный мик­ рорайон. В настоящее время на олим­ пийских стройках в Москве работает более 30 тысяч чело­ век. Их девиз — рациональ­ ность, экономичность и целе­ сообразность. Многие олим­ пийские объекты, поднявшие­ ся сегодня в Москве, отлича­ ются архитектурным разнооб­ разием и оригинальностью, они, несомненно, гармонично вольются в панораму нашей столицы. Все, что здесь сейчас строится, будет еще долгие годы служить москвичам. Ска­ жем, крытый стадион, гигант­ ский ажурный каркас которо­ го поднялся на проспекте Ми­ ра, станет после Олимпиады популярным местом проведе­ ния спортивных состязаний, концертов и других массовых мероприятий. Говоря о масштабах работ по реконструкции этого микро­ района, отмечу лишь, что на подготовительной стадии ра­ бот по строительству стадиона было снесено несколько сот старых домов, тысячи жителей этого района переехали в бла­ гоустроенные квартиры в но­ вых районах Москвы. Олимпиада выдвигает перед нами задачи дальнейшего раз­ вития транспорта. СделайО к 1980 году будет немало:' про­ тяженность сети метрополите­ на составит 185 километров, будет построено около 100 километров троллейбусных ли­ ний, организовано 25 новых автобусных маршрутов. Олимпийские игры, являют­ ся значительным стимулом дальнейшего развития город­ ского хозяйства Москвы, Я уверен, что подготовка и проведение московских Игр будут обеспечены на высоком организационном и техниче­ ском уровне в полном соот­ ветствии с требованиями олимпийской хартии. А. БИРЮКОВ, заместитель председателя исполкома Моссовета по вопросам подготовки Москвы к Олимпиаде-80. (АПН). с л у ш а й т е , 1 с м о т г « и т е 1 1. ОБНАЖЕННОЕ СЕРДЦЕ - ОБНАЖЕННАЯ Пересадка человеческого сердца была одной из самых громких сенсаций нашего века. Об этом спорили на улицах и в клиниках. Хирурга, осмелившегося на такую операцию — профессора Кристиана Барнарда из ЮАР, — осуждали и превозносили. Со временем сенсация затихла. Что же это было! Неоправданный эксперимент! Закономерный этап раз­ вития медицины! Кех оценивает сегодня свою операцию ее автор! Верит ли он в будущее трансплантации сердца! Про­ должает ли работу! Обо всем этом профессор Барнард рассказывает в беседе В с корреспондентом АПН. У ЭТОГО студента слиш-, ком большое вообра­ жение».— сказала о Барнарде всего повидавшая на своем веку хирургиче­ ская сестра. Она под руки вы­ вела из операционной шатаю­ щегося Кристиана. После трех лет учебы на медицинском фа­ культете он впервые присутст­ вовал на операции. Барнард так и не увидел, как эта рядо­ вая операция закончилась. Го­ рячая алая кровь, изрезанное скальпелем тело, гипертрофи­ рованно острое ощущение смер­ ти. Смерти, которая здесь, ря­ дом. ’В одной из своих книг он потом написал: «Смерть лежа­ ла на столе, под руками хирур­ га. Она смеялась над его ис­ кусством. Она унижала его». О смерти, как о живом враге. «...Смерть — это враг... усту­ пить ей без борьбы — значит совершить предательство из предательств». Через несколько месяцев Барнард ассистировал при он­ кологической операции. Ампу­ тировали ногу. Очень высоко. Почти не оставляя культи. Па­ циент, 12-летний мальчик, все повторял: «Доктор, я смогу хо­ дить? Я смогу жить?». После операции Барнард сказал кол­ леге: — Чувствую себя виноватым перед этим мальчиком. — Почему? — удивился тот. — Ведь он умер бы от рака. — Мы разрушили его жизнь. Разбили ее... — Нет, он уже пришел к нам таким. — Отрезать ногу... Что мо­ жет быть проще? Надо найти какое-то другое решение. — Какое же? — Дать ему другую, новую ногу... — Ну, конечно... Году этак К2000-му. — Это произойдет раньше. Меня угнетает разрушительный аспект хирургии. Хирургия должна создавать. Какие, однако, странные, ка­ кие непрофессиональные идеи «выдавал» молодой Барнард! Скажет тоже — «новую ногу...» А если бы он завел тогда раз­ говор о том, что надо заменить сердце? О двух сердцах в од­ ной груди? И это выглядело бы столь же прожектерски. Но сейчас, когда Барнард пере­ сказывал мне тот давний диа­ лог, стало понятней, почему он, а не ироничный коллега, пер­ вым провел трансплантацию сердца. Разница в силе воображе­ ния.... Я встретился с Барнардом на научном симпозиуме в Лондо­ не. Кого он мне напомнил? Ас­ социация, согласен, неожидан­ ная, но — репинского Пушки­ на, читающего стихи на вы­ пуске в лицее. Та же порывис­ тость, дерзновенность жеста. Серьезный,,. несколько просто­ душный взгляд. Спрашиваю: — Как вы решились на пер­ вую пересадку сердца? — Теперь, издали, это реше­ ние не кажется таким уж ост­ родраматичным. Но я помню те дни. Сомнения одолевали меня. Кто я, чтобы взять на се­ бя эту миссию, лишить челове­ ка сердца, заменить его дру­ гим, новым? Я упрекал себя в том, что поселил в Луисе Ваш- канском, первом пациенте, ко­ торому предстояла трансплан­ тация, какие-то надежды. Ведь ему нужно было выдержать операцию, жить с пересажен­ ным сердцем. Мы были заод­ но с ним, с моим пациентом, нас объединяла одна надежда. Вашканский говорил мне: «Доктор, вы спрашиваете мое­ го согласия, моего окончатель­ ного «да». О чем тут говорить? Такой, как сейчас, с таким сердцем, я не живу...» Отправляясь на операцию, я знал: если она закончится ус­ пешно, то станет толчком к но­ вым экспериментам. И не толь­ ко моим, а и других медиков. А если неудача, то это будет моя, профессора Барнарда- не­ удача. Боялся ли я провала? Нет, не боялся. Трудно опери­ ровать с оглядкой на то, как бы не повредить своей репута­ ции. Я всегда верю в успех, в то, что помогу пациенту. Но неудачи были, и не раз... Ваш- канскнй, как известно, опера­ цию перенес хорошо. Он умер через несколько дней от пнев­ монии, простудившись. Эта первая пересадка сердца все же не была скачком от нуля, от неизвестного к истине.. Я назвал бы ее этапом в экспе­ риментах хирургов всего мира. Одним из этапов. — Можно ли назвать эту операцию главной в , вашей жизни? — Было бы логично ответить на этот вопрос утвердительно. Но есть и другая логика. Логи­ ка ежедневной жизни. Она давно убедила меня в том, что самый главный пациент — это тот, который подходит сейчас, а нередко его подвозят к две­ рям твоей клиники. Прошло уже четыре года с тех пор, как мы отказались от того метода пересадки сердца, который впервые был испробо­ ван на Вашканском. Почему? Последнее слово здесь все еще принадлежит не хирургам, а иммунологам. Хирургия пере­ садки сердец, вживления но­ вых давно уже освоена. Но мы не умеем осуществлять кон­ троль над процессом отторже­ ния. В приннипе это разреши­ мая задача. Организм матери, например, не отторгает орга­ низм ребенка, хотя тот остает­ ся для негр «инородным» те­ лом. Срабатывает блокада ге­ нетической информации. Но как регулировать генетическую ин­ формацию, идущую от донора к больному, как блокировать ее и как высвобождать? Сде­ лано уже немало. Но решаю-, щих результатов пока нет, и нелегко сказать, когда они бу­ дут. А больные ждать не могут. Как приходят идеи? Самым непредусмотренным, непредви­ денным образом. Импульс, бы­ вает, идет не от головы, не от рассудка, а от сердца... — Кристиан Барнард приложил руку к груди. — Совсем, ко­ нечно, не в медицинском значе­ нии этого слова — «сердце». Иллюстрация к вопросу о происхождении идей — опера­ ция «два сердца в одной гру­ ди». В ее начале лежала тра­ гедия. Я оперировал очень близкого нашей] семье челове­ ка, друга моего старшего сы­ на. Пересадка сердца. Все шло прекрасно до тех пор, пока не потребовалось отключить аппа­ рат «сердце — легкие». Серд­ це должно было начать гнать кровь. Но оно не стучало. Я снова включил машину. Так повторялось несколько раз. Шел час за часом. Я знал мое­ го пациента с детства. Знал его улыбку на синих сейчас гу­ бах. Знал, что у дверей вот уже который час ждет мой сын. Знал, что, выйдя, встречу его взгляд. Пересаженное сердце так и не забилось. Смерть на опера­ ционном столе... Я вышел в коридор. Сыну уже сказали о несчастье. Он сидел, обхватив голову рука­ ми. Слезы текли между пальца­ ми, Я принялся объяснять. Что, как, почему... Как медик медику. Он перебил меня: «Но ведь со своим собственным сердцем он мог бы еще хоть немного пожить! Почему ты не вставил в•'грудь его сердце? Обратно!». Нет, это не была медицин екая дискуссия. Это был эмо циональный взрыв. Ход мыс лей, вернее, чувств сына был обнаженно прост, прямолинеен Ведь сердце еще работало, жи ло, но его отрезали... Там же, в больничном кори доре, мелькнул некий эмбрион идеи: не надо удалять сердце, которое пусть из последних сил, но продолжает трудиться. Надо подключить к нему но­ вое. Два сердца в одной груди. Как просто! Но потребовался шок, слезы сына, его горькая тирада, чтобы у меня забрез­ жила догадка. Потребовалось воображение. Я давно убедил­ ся, что пределы достигаемого нами зависят от пределов на­ шего воображения. Суть нового эксперимента в том, что сердце донора не за­ меняет больное сердце, а рабо­ тает вместе с ним. Новое сердце помещаетеэ в правой половине груди и соединяется со старым. Это единственный способ «разгрузить больное сердце», дать ему как бы пе­ редохнуть. До сих пор эту ра­ боту брал на себя аппарат «сердце — легкие», но на очень ограниченное время, в лучшем случае — на несколько суток. Пациент был прикован к боль­ ничной койке.. Человек с двумя сердцами может вести нор­ мальный образ жизни. Случай из практики: новое, второе. сердце в течение двух месяцев билось в груди пациента. И все это время шел процесс вос­ становления старого. Новое сердце было извлечено в тот момент, когда началось его от­ торжение организмом. Пациент продолжал жить. При старом методе он, понятно, был бы обречен. Однако по-прежнему остро стоит проблема донора. Увы, слишком обычная ситуация: проведена операция на боль­ ном сердце, оно- оставлено в груди, но даже в таком «рес­ таврированном» виде не мо­ жет долго справляться с обычными нагрузками. Нужно второе сердце. Но где гаран­ тия, что именно в этот момент у нас будет донор? Нет такой гарантии. А ждать некогда, в нашем распоряжении считан­ ные часы. Вот почему мы изу­ чаем возможность использо­ вать для этой цели сердца животных, исходим из извест­ ных науке фактов: после пе­ ресадки в человеческий орга­ низм печени шимпанзе или бабуинов пациенты жили бо­ лее девяти месяцев. В одном из случаев, когда больное сердце не обеспечивало полной циркуляции крови и нужно было заменить сердечный кла­ пан, мы вживили в грудь па­ циента сердце бабуина. Подоб­ ная же операция была прове­ дена и с сердцем шимпанзе. В обоих случаях пациенты скончались. Отторжение. Это заставило нас приостановить клиническую программу пере­ садки сердец обезьян. Лабора­ торные эксперименты, однако, продолжаются. Их направле­ ния — попытка обуздать про­ цесс отторжения. Лондон. Э. ЧЕПОРОВ, соб. корр. АПН. ГОВОРИТ ЛИПЕЦК (НА ВОЛНЕ 4, 51 МЕТРА) 7 декабря. 7.15—Последние известия. 7.25 — Доходить до каждого. 8.25 — Обзор обла­ стных газет. 18.00 — Последние известия. 18.15 — Молодым — заботу старших. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА 6 ДЕКАБРЯ Первая программа 8.00 — «Время». 8.40 —< Утренняя гимнастика. 9.00 — Творчество юных. 9.30 — Т. Ян — «Молодожены». Теле­ визионный спектакль. 10.45 — ^ В мире животных. По оконча­ нии — Новости. 14.30 — Но­ вости. 14.50 — Программа до­ кументальных фильмов. 15.45 — Страницы истории. Кресть­ янская война под предводи­ тельством Е. Пугачева. 16.15 — Встреча с писателем Ч. Айт­ матовым. 17.00 — Отзовитесь, горнисты! 17.30 — По музеям и выставочным залам. Фран­ цузская живопись XVIII века. 18.00 — Жизнь науки. 18.30 — Стихи — детям. 18.45 —«Сего­ дня в мире». 19.00 — Програм­ ма телевидения Финляндии, по­ священная национальному празднику Финляндской Рес­ публики — Дню провозглаше­ ния независимости. 21.00 — «Время». 21.35 — Алкого­ лизм. Беседы врача. 22.05 — Премьера фильма-концерта. И. Брамс — Симфония № 2. По окончании — Информаци­ онный выпуск. «Сегодня в ми­ ре». Четвертая программа 19.00 — Музыкальная жизнь. 20.15 — «Спокойной ночи, ма­ лыши!». 20.30 — Для вас, ро­ дители! 21.00 — Монологи Пуш­ кина читает народный артист СССР Борис Бабочкин. Фильм- концерт. 21.40 — «Антонина Брагина». Тел. худ. фильм. 1-я серия. 2 Ш Синоптики сообщают: сегодн я днем ожидается местами небольшой снег. Ветер северный 5—10 м/сек. Темпе­ ратура воздуха по области 9—14, * Липецке 9—11 градусов мороза. В п ^следующие двое суток места­ ми небольшой снег. Ветер северный, умеренный. Температура воздуха но­ чью 12— 17, днем 7—12 градусов мо­ роза. Редактор В. КОБЗЕВ. К СВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛОВ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ! Городское бюро по тру­ доустройству и инфор­ мации населения ПРИГЛАШАЕТ ВАС с 6 по 20 декабря ПОСЕТИТЬ БЮРО для получения необходи­ мых материалов на за­ ключение договора о со­ трудничестве на 1979 год и проведения сверки выполненной работы в 1978 году. 9*Г<ЯЖ[«1 (Окончание в следующем номере). ФИЛАРМОНИЯ. Концерт молодежного вокально-инструментального ан­ самбля «Савояры» в сопровожде­ нии рок-группы (г. Тула) — в ДК ЛТЗ — 20.00. «КОСМОС». Странная женщина (две серии ) — 9.00, 11.50, 14.40, 17.30, 20.30. «ОКТЯБРЬ». Лекарство против страха — 8.50, 10.40, 12.30 (удлиненный), т 14.40, 16.30, 18.20, 20.10 (удлинен­ ный). «ЗАРЯ». Красные дипкурьеры — 9.00, 11.00, 13.00, 15.00, 17.00, 19.00, 20.50 (удлиненный). Малый зал. Стряпуха — 13.00, 15.00, 17.00, 19.00, 20.50 (удлиненный^ «МЕТАЛЛУРГ». Лекарство против стра­ ха — 9.00, 11.00, 13.00, 15.00, 17.00, 19.00 (удлиненный), 21.20. «СПУТНИК». Лисы Аляски — 9.00, 11.00, 13.00, 15.00, 17.00, 19.00, 21.00 (удлиненныйу. «УРАН». Четыре мушкетера (две се- 'V___ рии) — 16.00, '19.00. «ЛУЧ». Вокруг света 80 дней (две се­ рии) — 17.00, 29-00. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА. Лекарство против стра­ ха — 8.30, 10.20, 12.10 (удлинен­ ный), 14.30, 16.20, 18.10 (удлинен­ ный), 20.30 (удлиненный). ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ НОВОЛИПЕЦКИХ МЕТАЛЛУРГОВ. Четверо против кардинала — 18.09, 20.00. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДА «СВОБОД­ НЫЙ СОКОЛ». Алмазы для Марии — 17.00, 19.00, 21.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНОВСКОГО РУДОУПРАВЛЕНИЯ. Тебя позовет моя флейта (две серии) — 17.00, 20.00, ДОМ КУЛЬТУРЫ ТРУБНОГО ЗАВОДА, Мимино — 16.00, 18.00, 20.00. Коллектив конторы общепита треста «Липецкстрой» с при­ скорбием извещает о смерти участника Великой Отечествен­ ной войны, бывшего начальни­ ка отдела кадров конторы об­ щепита АЛЕШИНА Василия Васильевича и выражает глубокое соболез­ нование семье и близким по­ койного. Коллектив передвижной ме­ ханизированной колонны № 418 управления «Лилецк- сельстрой» извещает о смер­ ти прораба участка № 4 ЩЕБЛАНИНА Павла Ильиче и выражает глубокое соболез­ нование родным и близким покойного. Ш И 898000. Липецк П». Плеханова Дом печати ТЕЛЕФОНЫ : приемной редактора - « 48-56. заместителей оеяз хтора - 4-64-96 я 4-47-17. ответ -екретаря - 4-63-90. заместителей ответ, секретаре - 4-64-08. ОТДЕЛОВ: па ртийной жизни - 4-48-17, пропаганды - 4-64-59. промышленности а .ранспорта - 4-64 94. 4-62-09 строительстве - 4-64-68. сельского хозяйства - 4-64-93. 4-63-87. советскою строительства а быта - 4-64-78. культуры, искусства и народного обра зования - 4-63-77, инфор­ мации — 4-64-76. спорта — 4 - 63 - 18 . иллю страция - 4-62-39. писем грудящихся и массовой работы — 4-62-29 и 4-62-19. общественной приемной — 4-48-24. Директор издательства — 2-42-08. Бухгалтерия — 2-35-30. Прием объявлений — 2-36-43. АЭ 86229 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. № 8509 5644

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz