Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н Е К О Е З Н А М Я 18 ноября 1978 г., № 266 (15 263) С ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Как сообщалось в «Ленинском знамени» 15—16 ноября в Доме политического просвещения обкома КПСС проходила областная научно-практическая конференция по нравствен* ному воспитанию. С докладом «Нравственное воспитание трудящихся —- важнейшая составная часть идеологической деятельности партийных организаций в свете решений XXV съезда КПСС» выступил секретарь обкома КПСС Н. Ф. Богатырев. Успехи в коммунистическом строительстве, выполнении планов и обязательств, гово­ рит Н. Ф. Богатырев, во мно­ гом зависят от уровня созна­ тельности людей, их готовно­ сти, воли и умения строить коммунизм, их высоких 'мо­ рально-политических качеств. Роль нравственного воспи­ тания в формировании нового человека, человека коммуни­ стического общества чрезвы­ чайно велика. Насколько серь­ езна задача воспитания мо­ ральной и гражданской зре­ лости человека для строитель­ ства нового общества, посто­ янно подчеркивали классики марксизма-ленинизма. Маркс, например, говоря о становле­ нии коммунистического обще­ ства, утверждал, что комму­ низм может стать реально­ стью лишь в том случае, если наряду с изменением соци­ ально-экономических усло­ вий, люди будут способны изменить самих себя. Через все теоретическое наследие В. И. Ленина проходит мысль о необходимости воспитания моральной активности рабоче­ го класса, без которой невоз­ можна ни победа в социалисти­ ческой революции, ни построе­ ние нового общества. Воспи­ тание, подчеркивал В. И. Ле­ нин, состоит не в том, чтобы преподносить всякие услади­ тельные речи и правила о нравственности. В основе ком­ мунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. XXV съезд КПСС с особой силой подчеркнул огромную значимость воспитания у тру­ дящихся идейной убежденно­ сти, коммунистической нрав­ ственности. сознательного от­ ношения к труду, к своим обя­ занностям. Сегодня нельзя удовлетворяться воспитанием только хороших исполнителей. Современный рабочий, колхоз­ ник, интеллигент — не только создатели материальных и духовных ценностей. Совет­ ский человек нравственно от­ ветственен за то, что он дела­ ет сегодня, за то, что выпол­ нять производственные планы надо не любой ценой, а с ми­ нимальными затратами мате­ риальных и трудовых ресур­ сов. Задача нравственного воспитания — выработать у советского человека активную жизненную позицию. Такая позиция, указывает товарищ Л. И. Брежнев, включает «сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела стано­ вится повседневной нормой поведения». Нравственное вопитание —• важнейшая составная часть комплексного подхода ко все­ му делу воспитания. Его про­ блемы партийные организации должны рассматривать и ре­ шать в единстве с проблемами идейно-полчтического, тру­ дового, военно-патриотиче­ ского и эстетического воспи­ тания с учетом особенностей различных групп населения. «Наш главный компас на пути к коммунизму,— говорил на XVIII съезде ВЛКСМ това­ рищ Л. И. Брежнев,— это марксистско-ленинское уче­ ние о законах развития обще­ ства. Невозможно переоценить значение глубокого и система­ тического усвоения этой ре­ волюционной науки. Созна­ тельного, вдумчивого усвоения а не механического заучивания отдельных истин и формул. Только тогда знание теории чего-нибудь стоит, когда оно превращается в убеждение, подкрепляется делом». П РОПАГАНДА и изуче­ ние марксизма-лениниз­ ма в настоящее время приобрели поистине всенарод­ ный характер. Только в раз­ личных формах партийной и комсомольской учебы, эконо­ мических школах и школах коммунистического труда, на­ родных университетах в стра­ не обучается свыше 60 милли­ онов человек. Более 300 тысяч трудящихся охвачено различ­ ными формами обучения в на­ шей области. Десятки миллионов юношей и девушек изучают марксист­ ско-ленинскую теорию в шко­ лах, профессионально-техни­ ческих училищах, техникумах и вузах. К этому следует до­ бавить огромную аудиторию лекционной пропаганды, дру­ гих форм массово-политиче­ ской работы, печати, телевиде­ ния и радио. Теперь уже не узкий круг пропагандистов ведет работу с массами, а огромная армия идеологических работников. Настоящей школой полити­ ческого воспитания стало для трудящихся области изучение решений XXV съезда КПСС, новой Конституции СССР, ма­ териалов торжественного за­ седания, посвященного ' 60-• летию Великого Октября, де­ кабрьского (1977 г.) и июль­ ского (1978 г.) Пленумрв ЦК КПСС, трудов товарища Л. И. Брежнева по проблемам тео­ рии и практики развитого со­ циализма, современного миро­ вого революционного процес­ са, его книг «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». Однако, как показывают факты, политическая и осо­ бенно экономическая учеба в ряде мест косит еще следы формализма. В постановлении ЦК КПСС «О работе партийных организа­ ций Башкирии по усилению роли экономического образо­ вания Трудящихся в повыше­ нии эффективности производ­ ства и качества работы в све­ те решений XXV съезда КПСС» отмечается, что пар­ тийные организации еще не в полной мере используют воз­ можности экономического об­ разования для улучшения хо­ зяйственной и воспитательной работы. Многие предприятия и объединения не выполняют планов производства по но­ менклатуре и снижению себе- стоимости продукции. В кол­ хозах и совхозах медленно по­ вышается урожайность и про­ дуктивность животноводства. ЦК КПСС обязал партийные, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные органы уси­ лить руководство экономиче­ ским образованием, повысить его роль в воспитании трудя­ щихся, в дальнейшем развер­ тывании социалистического со­ ревнования за досрочное вы­ полнение народнохозяйствен­ ных планов десятой пятилетки. Постановление ЦК КПСС— это общепартийный, этапный документ, и им необходимо по­ стоянно руководствоваться в практической деятельности по организации экономического всеобуча, по улучшению ком­ мунистического воспитания. Нам важно и впредь при­ давать первостепенное значе­ ние марксистско-ленинской закалке коммунистов и всех трудящихся, особенно моло­ дежи. Горкомы, райкомы, первичные парторганизации должны гак поставить дело, чтобы занятия в системе поли­ тического просвещения и эко­ номического образования слу­ жили повышению производ­ ственной и общественной ак­ тивности трудящихся, выра­ ботке у них стойкого имму­ нитета против влияния чуждой нам. идеологии и морали. Огромное/р: значение для дальнейшего совершенство­ вания ядейнр-воспитательной работы имС/ОТ труды Л. И. Брежнева, вошедшие в двух­ томный сб'брнйк «Актуальные вопросы идеологической ра­ боты КПСС»: Эти труды слу­ жат боевым руководством для пропагандистских, научных, идеологических кадров, пар­ тийных организаций. Р АЗУМЕЕТСЯ, комму­ нистическое воспитание трудящихся не может ограничиваться только рамка­ ми марксистско-ленинской учебы. Основу всей нашей воспитательной работы долж­ но, безусловно, составлять единство идейно-политическо­ го, трудового и нравственного воспитания. Каждое звено этого единства обладает отно­ сительной самостоятельно­ стью, но наиболее эффектив­ ными становятся только во взаимодействии друг с другом. Задачи нравственного вос­ питания в общей системе ком­ мунистического воспитания определены XXV съездом КПСС. Оно признано разви­ вать в людях моральные ка­ чества, отвечающие высоким требованиям коммунистиче­ ского идеала. Партия стремит­ ся, чтобы нравственная чисто­ та нашего советского общества оказывала все большее влия­ ние на дальнейший подъем духовной культуры каждого советского человека, способст­ вовала углублению его идей­ но-политической зрелости. Эта работа ведется с учетом того, что в условиях развитого социализма требования к нравственному облику совет­ ского человека постоянно воз­ растают. Руководствуясь решениями XXV съезда партии к после­ дующими постановлениями ЦК КЙСС, партийные органи­ зации области многое делают по усилению и повышению эф­ фективности нравственного воспитания грудящихся. Как известно, нравственное воспитание человека начинает­ ся с детских лет, и в этом пла­ не огромная роль принадле­ жит семье и школе. Семья была и остается основой формирования морали. Пра­ вильное семейное воспитание — залог нравственного здоро­ вья общества в целом. Нема­ лое значение имеет единство требований в школе, и даже в дошкольных учреждениях, пи­ онерской и комсомольской ор­ ганизациях, в семье. В условиях развитого со­ циалистического общества школа приобрела новое качест­ во. Качественно новое значе­ ние школы определяется пре­ жде всего повышением ее роли в формировании социалисти­ ческого образа жизни, возрас­ танием ответственности перед обществом за высокий уро­ вень идейно-политического, трудового и нравственного воспитания подрастающего по­ коления. Новые требования к школе диктуют настоятельную необ­ ходимость усиления идеологи­ ческой подготовки педагогиче­ ских кадров. В этих целях во всех средних и восьмилетиях школах, профессионально-тех­ нических училищах, технику­ мах и вузах, для учителей и преподавателей созданы тео­ ретические семинары, в кото­ рых они. изучают различные проблемы марксистско-ленин­ ской теории. В большинстве средних и восьмилетиях школ уже пятый год работают тео­ ретические семинары по изуче­ нию актуальных проблем нрав­ ственного воспитания. В Нашей области немало за­ мечательных педагогов — под­ линных мастеров своего дела. В числе их — Герой Социали­ стического Труда, заслужен­ ный учитель школы РСФСР Нина Алексеевна Неронова, учительница биологии Верх- не-Колыбельской средней шко­ лы. Она не только дает своим ученикам глубокие научные знания, но и воспитывает у них высокие нравственные ка­ чества — любовь к социали­ стической Родине, к труду, дисциплинированность, скром­ ность, уважение к старшим, коллективизм - и честность. Многогранная работа не про­ ходит даром.. Более 40 процен­ тов ее учеников ежегодно ос­ таются работать в родном колхозе. Испытанными бойцами идео­ логического фронта, провод­ никами линии партии, педаго- гами-нйваторами являются кавалер ордена Октябрьской Революции учитель истории и обществоведения средней школы № 10 г. Липецка А. Н. Пивоваров, учительница вто­ рой Грязинекой средней шко­ лы 3. Н. Борисова и многие, многие другие. Всех имен про­ сто невозможно перечислить. Посредством глубокого, по- настоящему интересного пре­ подавания дисциплины, они аргументированно раскрывают перед учащимися историческое значение Великого Октября, преимущества социалистиче­ ского строя, советского образа жизни, огромную созидатель­ ную деятельность Коммуни­ стической партии и народа по претворению в жизнь ленин­ ских заветов. Неоценима роль школы в деле патриотического и. интер­ национального воспитания. Большую работу проводят клубы нитейнациональной дружбы средней школы № 1 г. Чаплыгина, многих липецких средних школ. Здесь проходят митинги солидарности с пат­ риотами /Чили. Ребята активно участвуют во Всесоюзной ак­ ции «Пионеры СССР — детям Вьетнама». В походах по ме­ стам боевой, революционной и трудовой славы ежегодно уча­ ствуют свыше 100 тысяч ком­ сомольцев п пионеров области. Свыше 70 Тысяч пионеров на­ считывается в тимуровских от­ рядах. Подлинными центрами нравственного воспитания яв­ ляются более 500 ленинских залов и музеев, комнат боевой и трудовой славы, 177 клубов интернациональной дружбы. Педагогические коллективы вместе с семьей и обществен­ ностью, опиваясь на детские организации, развивая и под­ держивая инициативу пионер­ ских и комсомольских органи­ заций, воспитывают у детей чувство достоинства, чести, от­ ветственности перед обществом за свои поступки и поведение, честность и трудолюбие. На по­ лях колхозов и совхозов обла­ сти трудится 467 ученических производственных бригад, объ­ единяющих более 36 тысяч учащихся. Около 9 тысяч стар­ шеклассников обучаются рабо­ тать на тракторах и сельскохо­ зяйственных машинах. Горячий отклик у молодежи области нашел призыв Гене­ рального секретаря ЦК. КПСС товарища Л. И. Брежнева к выпускникам сыгьекйх школ — строить село, приумножать его расцвет и богатство. За два го­ да третья часть выпускников сельских школ осталась - рабо­ тать в колхозах и совхозах, или поступила учиться в сель­ скохозяйственные учебные за­ ведения. Школа, родители, общест­ венность должны настойчиво работать над тем, чтобы под­ нять в глазах школьников пре­ стиж профессий рабочих и кол­ хозников, готовить достойную смену старшим. Большая роль в деле комму­ нистического воспитания мо­ лодежи отводится партийным, комсомольским и обществен­ ным организациям высших и средних специальных учебных заведений. В нравственном воспитании студентов вузов и учащихся техникумов хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как факульте­ ты общественных профессий, общественно - политическая практика, школы молодого лектора, различные кл\бы, сту­ денческие научные общества и конструкторские бюро. Настоящей школой идейно- нравственного и трудового во­ спитания являются студенче­ ские строительные отряды, в которых ежегодно раоотает около полутора тысяч студен­ тов вузов и учащихся технику­ мов области. Члены этих отря­ дов не только создают своим трудом материальные ценно­ сти, но и приобретают высокие моральные качества, участвуя в идейно-политической и куль- турно-массовой работе среди тружеников села. Сложность воспитательного процесса студенческой моло­ дежи требует постоянного совершенствования руковод­ ства им. Однако вопросы нрав­ ственного воспитания редко еще рассматриваются на пар­ тийных и комсомольских соб­ раниях, заседаниях ученых со­ ветов и кафедр, учебне-мето- дических н предметных комис­ сий. Слабо изучается и рас­ пространяется положительный опыт преподавателей, кафедр, деканатов. Партийным, комсо­ мольским организациям, ад­ министрации вузов и техни­ кумов следует разработать практические меры по дальней­ шему улучшению кдейно- политического, трудового и нравственного воспитания сту­ денческой молодежи. П ОСЛЕ воспитания в семье и школе человек, как правило, попадает в трудовой коллектив, который обладает огромной силой нрав­ ственного воздействия, его вос­ питательные функции теперь законодательно закреплены в Конституции СССР. Здесь каж­ дый связан с другими тесными узами доверия и ответственно­ сти, соревнования и товарище­ ской взаимопомощи. Поддер­ жать хорошее начинание то­ варища, разделить радость его успеха, окружить вниманием ветерана, помочь на первых порах новичку, взять под за­ щиту обиженного — вот те отношения между людьми, ко­ торые делают коллектив шко­ лой нравственного воспитания. В области немало таких кол­ лективов. Среди них —- коллек­ тивы Новолипецкого металлур­ гического и завода «Свобод­ ный сокол», некоторых орга­ низаций Главлипецкстроя, сов­ хоза «Петровский», колхозов имени Фрунзе и ордена Ленина имени Ильича Добринского и «Заветы Ильича» Воловского районоз, совхоза «Красный колос», Троицкого меж.хозяйст- венного объединения и ряд других. Здесь разнообразными формами и методами воспиты­ вается трудовая доблесть и сознательная дисциплина. Здесь слово не расходится с делом. Двенадцатитысячный коллек­ тив липецких строителей взял обязательство на два месяца раньше срока построить на Но­ волипецком заводе доменную печь № 6 и <$вэе слово сдержал. Дсмна-гигайт была сдана в эк­ сплуатацию к 61-й годозщине Великого Октября, за что уча­ стники строительства получили горячие поз травления Гене­ рального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР то­ варища Л. И. Брежнева. Большая воспитательная ра­ бота проводится партийной и общественными организация­ ми в коллективе коммунисти­ ческого труда — совхозе «Пет­ ровский». Шестидесятилетняя его история — это яркий об­ разец становления коллектива социалистического типа, фор­ мирования нового человека. В нем выросли люди, показываю­ щие образцы труда, нравегвен- ного поведения, красоты чело­ веческих отношений. На почве благоприятной мо­ ральной атмосферы, в обста­ новке доброжелательности, до­ верия и требовательности доби­ ваются замечательных успехов труженики колхоза «Заветы Ильича» Воловского района. Более 14 лет возглавляет его коммунист Наталия Ефимовна Вавина, Она, как мать, добра, требовательна и справедлива. Наталия Ефимовна крайне ред­ ко прибегает к мерам наказа­ ния, но и похвалу ее нужно заработать добрыми делами. Организованный труд, созна­ тельная дисциплина, заинтере­ сованность каждого в дости­ жении наивысших показате­ лей — характерная черта дан­ ного коллектива. В хозяйстве большое внима­ ние уделяется работе с моло­ дежью. В колхозе свыше 40 процентов трудоспособных — это люди в возрасте до 30 лет. Партийная организация, прав­ ление колхоза много внимания уделяют созданию хороших бы­ товых условий для колхозни­ ков. Здесь построен прекрас­ ный Дом культуры, ведется большое жилищное строитель­ ство, начато сооружение легко­ атлетического спортивного комплекса. Проводятся торже­ ственные регистрация браков и проводы в армию. 22 моло­ дых колхозника учатся за счет хозяйства в различных высших и средних специальных учеб­ ных заведениях, часть из них уже получила сельскохозяйст­ венные специальности и‘ рабо­ тает в родном колхозе. Трудовой коллектив этого хозяйства — инициатор сорев­ нования за выполнение пяти­ летки за четыре года. Со свои­ ми обязательствами он успеш­ но справляется. Каждый тре­ тий колхозник — ударник ком­ мунистического труда. Коллек­ тив в 1977 году вышел победи­ телем во Всесоюзном социали­ стическом соревновании. Ему вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Ми­ нистров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Практика показывает, что именно трудовой коллектив, та психологическая атмосфера, которая в нем сложилась, оп­ ределяют жизненную позицию человека. Только сильный, нравственно зрелый коллек­ тив способен поставить на но­ ги оступившегося человека, поднять всех на борьбу за претворение в жизнь решений партии и правительства. Многое могут и должны сде­ лать для воспитания таких коллективов хозяйственные ру­ ководители. Эта проблема глу­ боко и обстоятельно разрабо­ тана в постановлении ЦК КПСС «Об участии руководя­ щих и инженерно-технических работников Череповецкого ме­ таллургического завода в идейно-политическом воспита­ нии членов коллектива». Еще раз на необходимость органи­ ческого сочетания хозяйствен­ ной и воспитательной работы обратил внимание Централь­ ный Комитет партии в поста­ новлении по Орскому горкому КПСС. Однако кое-где об этом за­ бывают. У нас еще есть руко­ водители, которые пытаются решать производственные во­ просу чисто административ­ ными средствами, полагаются лишь на силу приказов и рас­ поряжений, не учитывают мо­ рально - политических послед­ ствий принимаемых решений. Горкомы, райкомы КПСС, первичные партийные организа­ ции должны строго спрашивать с хозяйственных руководителей за морально-политическую об­ становку в трудовых коллекти­ вах, добиваться, чтобы единст­ во слова и дела все более ста­ новилось критерием активной жизненной позиции руководи­ теля. Есть у нас и такой своеоб­ разный коллектив, как обще­ житие. В них у нас проживает около 30 тысяч рабочих и сту­ дентов. Сделано немало, что­ бы общежитие стало для каж­ дого проживающего в нем под­ линным домом. Однако на ряде предприятий и строек, к сожалению, можно встретить общежития, где нет необходи­ мых условий, а кропотливая воспитательная работа зача­ стую подменяется формальны­ ми мероприятиями. Следует признать, что и профессиональ­ ный уровень некоторых воспи­ тателей не отвечает современ­ ным требованиям. Важной задачей партийных организаций является форми­ рование разумных потребно­ стей у населения. Она остро была поставлена на XXV съез­ де КПСС. На XVIII съезде ВЛКСМ тов. Л. И. Брежнев вновь обратился к этой про­ блеме: «Мы отвергаем как про­ поведь бедности и аскетизма, говорил он, —• так и культ потребления, психологию ме­ щанина, для которого копейка, по меткому выражению Горь­ кого, есть солнце в его небе­ сах. Материальные блага для нас не самоцель, а предпосыл­ ка всестороннего развития личности. Поэтому важно, что­ бы подъем благосостояния со­ провождался обогащением вну­ треннего мира людей, формиро­ ванием правильного понимания смысла и цели жизни». В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ под влиянием специали­ зации и концентрации сельскохозяйственного произ­ водства произошло значитель­ ное укрепление экономики кол­ хозов и Совхозов, вырос бюд­ жет каждой семьи. Заработная плата колхозников в 1977 году по сравнению с 1965 годом уве­ личилась в 2,4 раза, рабочих совхозов — в 1,9 раза. Воз­ росло потребление мяса и мяс­ ных продуктов, молока и яиц на душу населения. Значитель­ но возросло также потребление овощей, фруктов и других цен­ ных продуктов питания. Заметные изменения произо­ шли в социально-бытовой жизни села. Из года в год рас­ тут энерговооруженность, ме­ ханизация труда. Все .эти возможности нам следует широко использовать для нравственного воспитания тружеников села, а также го­ рода, для формирования у них разумных потребностей. Пар­ тийные организации призваны не только противостоять воз­ никновению потребительских настроений, проявлению стя­ жательства, но и своевременно предупреждать их, направляя средства общественного и лич­ ного бюджета на удовлетворе­ ние социально-полезных запро­ сов населения, повышение куль­ турного уровня трудящихся. К сожалению, все еще при­ ходится встречаться и с фак­ тами мещанства, карьеризма, подхалимства, нарушения норм социалистического общежития, грубостью, воровством, хули­ ганством и пьянством. Чтобы воспитать нравствен­ но зрелую личность, требует­ ся заботливо ограждать людей от проникновения в их среду чуждой морали. Буржуазная пропаганда всячески стремится очернить социалистические порядки, распространяет кле­ вету о нашем социалистическом образе жизни. В АЖНЕЙШИМ средством нравственного воспита­ ния советского человека является социалистическое со­ ревнование. Оно оказывает глубокое воздействие на всю хозяйственную практику, на общеегвенно - политическую жизнь страны, на нравствен­ ную атмосферу трудовых кол­ лективов. Соревнование, как известно, родило такие патрио­ тические почины, как «Пяти­ летке качества — рабочую га­ рантию», «Рабочей гарантии — инженерную поддержку», «Ра­ ботать без отстающих!» и дру­ гие. Много ценных починов роди­ лось и в нашей области. Ме­ таллурги Новолипецкого заво­ да, например, — инициаторы Всесоюзного социалистического соревнования работать под девизом «Проектным мощно­ стям — наивысшую эффектив­ ность, металлопродукции —- наивысшее качество». Липец­ кие металлурги настойчиво ве­ дут борьбу за повышение ка­ чества продукции. Благодаря внедрению Львовской системы, возрос выпуск продукции с го­ сударственным Знаком качест­ ва. Немало ценных починов ро­ дилось в сельскохозяйственном производстве — это «Каждо­ му полю — высокую агротех­ нику, лучшему полю Знак качества», «Пятилетку—за че­ тыре года», а колхозники колхо­ за имени Чапаева Добринского района выступили с инициати­ вой: выполнить пятилетний план по основным видам про­ дукции за 3,5 года. Исключительно важное зна­ чение для нравственного вос­ питания трудящихся, особенно молодых рабочих, имеет дви­ жение за коммунистическое от­ ношение к труду, в котором се­ годня участвует только в на­ шей области свыше 200 тысяч человек. В этом движении ор­ ганически соединяется в одно целое г идейно-политическая зрелость, трудовая и творче­ ская активность, высокая нрав­ ственная культура людей. Нравственная сила социали­ стического соревнования ис­ ключительно велика. Оно по­ стоянно умножает ряды пере­ довиков, все больше и больше рабочих и колхозников ведет к трудовым подвигам. Только за годы восьмой и девятой пя­ тилеток свыше 18,5 тысячи лип­ чан награждены орденами и медалями. 55 удостоены зва­ ния Героя Социалистического Труда. Эти люди — наш золо­ той фонд. Настоящий передо­ вик, новатор производства по праву становится также пропа­ гандистом новых моральных качеств, утверждает коммуни­ стическое отношение и к тру­ ду, и между людьми. Прекрасно зарекомендовала себя н такая форма воспитания, как наставничество. Оно полу­ чило широкое распространение н признание. Именно наставники, являясь передовиками и новаторами производства, передают моло­ дежи трудовые, политические, идейно - нравственные тради­ ции рабочего класса и колхоз­ ного крестьянства. В последние годы значитель­ но возросла воспитательная роль разнообразных форм уча­ стия трудящихся в управлении производством, делами коллек­ тивов. Каждодневное участие миллионов людей в рабочих комиссиях, постоянно действу­ ющих производственных сове­ щаниях, общественных, творче­ ских организациях формирует у них чувство хозяина, учит умению руководить и подчи­ няться. Главными факторами форми­ рования нравственных убеж­ дений и привычек, как об этом уже говорилось выше, являет­ ся участие в общественно по­ лезном труде, а также общеоб­ разовательная, политическая и профессиональная учеба. Но люди находятся на производст­ ве и в школах не все время, н даже не большую часть време­ ни. Значительную долю суток они проводят дома, в кругу семьи и знакомых, на улице и в общественных местах'. Пар­ тийные, другие общественные организации и призваны как раз помочь трудящимся ра­ зумно использовать свободное время. Для лучшего использо­ вания досуга трудящихся тре­ буется прежде всего хорошая организация пропагандистской, массово-политической, куль­ турно - просветительной и физ­ культурной работы в клубах, при домоуправлениях, на ста­ дионах, в парках и садах — всюду, где бывает народ. Воз­ можности для этого большие: | свыше 700 клубных учрежде­ ний, более 1600 библиотек. 800 киноустановок, свыше 2000 красных уголков, 14 стадионов и около 3 тысяч спортивных площадок и полей. Нельзя не отметить огром­ ной роли кино в нравственном воспитании трудящихся. В ки­ нотеатрах и на крупных кино­ установках работает 30 кино­ лекториев общественно-полити­ ческой направленности, 10 ки­ ноклубов п 19 кинолекториев по нравегзеиному воспитанию. Проводятся беседы кинолек- цин и киновечера. Возрастает роль в коммунистическом вос­ питании зоенно-епортивных об­ ществ. • Тем не менее, мы не можем быть довольны нынешних уровнем использования кино и военно - спортивных учрежде­ ний в идейно-воспитательной работе. Беспокоит наметившая­ ся тенденция к сокращению количества зрителей. Далеко не полностью используется имею­ щийся фильмофонд хроникаль­ ных и научно-популярных фильмов по пропаганде пере­ дового опыта. Известий, что уровень куль­ турно-просветительной и спор­ тивной работы во многом оп­ ределяют кадры. Надо прямо, сказать, что качественный со­ став этих кадров в области ос­ тается низким. Не видна роль многих спортивных Тренероз, мастеров спорта, чемпионов. В АЖНАЯ роль в нравст­ венном воспитании тру­ дящихся отводится так­ же представителям нашей творческой интеллигенции: пи­ сателям, художникам, скульп­ торам, актерам, музыкан­ там, работникам печати и ра­ дио. Они призваны активно вторгаться в жизнь, присталь­ ней изучать глубинные процес­ сы трудовой жизни коллекти­ вов, создавать новые художест­ венные произведения, раскры­ вающие духовное богатство со­ ветского человека, величие свершений и помыслов люден труда, доблесть правофланго­ вых пятилетки. На страницах газет и в радиопередачах сле­ дует всемерно пропагандиро­ вать передовой опыт новато­ ров производства. Задача повышения уровня нравственного воспитания, со­ вершенствования его форм и методов, формирования соци­ ально-активной личности, — говорит в заключение Н. Ф. Богатырев, — одна из слож­ ных во всей идеологиче­ ской работе. Партийные организации располагают Всем необходимым, чтобы вести ее более активно н целеустрем­ ленно, поднимать политическую и производственную актив­ ность всех слоев населения на решение исторических задач, намеченных XXV съездом КПСС, выполнение планов де­ сятой пятилетки. С ЛОВО, предоставля­ ется первому сек­ ретарю Правобереж­ ного райкома КПСС г. Липец­ ка Л. Н. Половинкину. — Одной из главных задач, не только нравственного воспи­ тания, но и всей нашей поли­ тической и хозяйственной дея­ тельности, сказал он, является распространение ценных пат­ риотических починов. Уже второй год трудящиеся Правобережья соревнуются под девизом: «Работать без отстающих». Наряду с органи­ зационно-экономическими и ин­ женерно-техническими мера­ ми, для внедрения и широкого распространения этой формы соревнования в трудовых кол­ лективах разъясняется высокое нравственное значение почина ростовчан, воплощающего луч­ шие моральные качества совет­ ского человека. Во всех звеньях партийной, экономической и комсомоль­ ской учебы района пропаган­ дисты и слушатели постоянно обращаются на занятиях школ, кружков и семинаров к ини­ циативе ростовчан. Сейчас 96 процентов слушателей участ­ вуют в этом движении, прояв­ ляя тем самым высокие мо­ ральные качества. Работа без отстающих, здо­ ровый морально-психологиче­ ский климат в коллективе не­ мыслим без развития, совер­ шенствования трудового со­ перничества. За последнее время районный совет по орга­ низации соревнования улуч- Е""-4' шил координацию деятельности партийных, хозяйственных и общественных органов, разра­ ботал ряд конкретных реко­ мендаций, направленных.на по­ вышение действенности нрав­ ственных аспектов трудового соперничества. При подведении итогов со­ ревнования нынче кроме про­ изводственных показателей, в равной степени учитываются Морально-психологический кли­ мат коллектива, его достиже­ ния в воспитательной работе. Внедрение львовской систе­ мы позволяет нам неуклонно сокращать число случаев нару­ шения технологии, дисциплины и постоянно увеличивать вы­ пуск продукции со Знаком ка­ чества. Нравственная атмосфера, способствующая напряженно­ му н плодотворному труду коллектива, во многом опреде- /-~ ляется заботой партийных, хо­ зяйственных и общественных органов об организации труда, быта, отдыха и культуры рабо­ чих и служащих. Приведу та­ кой пример. В трубцехс № 1 завода «Свободный сокол», л где многие участники конфе­ ренции вчера побывали, за последнее время многое сдела­ но Для улучшения условий труда. Комплекс мер, направ­ ленных на механизацию про­ изводственного процесса, пере­ оборудование бытовых поме­ щений, столовой, красного уголка, внедрение элементов технической эстетики, наряду с подъемом общеобразователь­ ного уровня — все это влияет на нравственное формирова­ ние рабочего. Л. Н. Половин- кин рассказал о значении тру­ довых традиций коллективов, наставничества, повышения от­ ветственности у руководителей за порученный участок работы в формировании коммунистиче­ ской нравственности. План социально-экономиче­ ского развития Липецка на 1976—1980 годы как основа работы по нравственному вос­ питанию трудящихся — тема выступления секретаря Липец­ кого горкома КПСС, кандида­ та исторических наук И. А. Зубкова. Плац социально-экономиче­ ского развития города Ли­ пецка, — сказал он, — на де­ сятую пятилетку состоит из 7 разделов, которые представ­ ляют одновременно и само­ стоятельные направления для работы партийных, профсоюз­ ных, комсомольских организа­ ций, хозяйственных руководи­ телей и в то, же время взятые вместе отвечают главному тре­ бованию XXV съезда КПСС в области воспитания — комп­ лексному подходу. Предусмот­ рена большая программа раз-. вития производительных сил города, совершенствование технологии производства, повы­ шение качества 'тр'уда в широ­ ком понимании этого слова. Предполагается рост объема валовой продукции на 32,7 процента, освоение . 613 видов новой продукции, увеличение > выпуска изделий со Знаком качества. В целом основные промышленно - производствен­ ные фонды за годы пятилетки увеличатся на 550 миллионов рублей и к концу 1980 года Со­ ставят около 2,4 миллиарда (Окончание на 3-й стр.). Фото В. Ельшаем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz