Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е г о ш аш т 1 и « |1т ии иш щ Е2И5 г у & е к р е с / ш ц В Ы П У С К СХОЖИЕ СУДЬБЫ Может быть, это случайное совпадение, да, видно, так оно и есть — не одно Старое Ра- китино отыщешь в нашем чер ноземном подстепье, — но всегда, когда я читаю пого динского «Человека с ружьем» или смотрю одноименный фильм, мне кажется, что дра матург списал своего человека с ружьем с Ивана Трофимови ча, только дал ему новую фа милию — Шадрин. А имя и название села сохранил. До удивительного схожи судьбы литературного героя и Ивана Трофимовича Овсян никова из Старого Ракитина Лебедянского района... Село в тот рабочий день бы ло тихое и безлюдное: в сов хозе шла уборка свеклы, и дома, остались старые да ма лые. Ивана Трофимовича я оты скал на склоне блекло зеле невшего оврага. Он стоял, опершись подбородком на длинную суковатую палку — точь в точь как погодинский Шадрин на ружье, и смот рел на ту сторону оврага, где раскинулись • животноводче ские постройки, тракторный стан, хлебные склады, где над кузницей вился сизый дымок. Над его кузницей, в которой он хозяйничал более четырех десятков лет. — По какому вопросу по требовался? — неожиданно спросил он высоким молодым тенорком. Потом, узнав, ожил и приосанился. И чем больше я слушал Ивана Трофимовича, тем боль ше дивился и завидовал его памяти. Он словно готовился к этой встрече, без запинки на зывал дни и годы, имена командиров и политработни ков, с которыми ходил в са бельные походы в огненные годы гражданской войны, за щищал Советскую власть. — Родился-то я в бедняц кой семье, воспитался у дяди с ягеткой. Жили скромно, дядя все поучал: мол, мастеровой человек, Ванька, без куска хлеба не останется. На селе кузнецы всегда были в поче те. Без них и поле не вспа шешь, и на коне не поедешь. В ^феврале семнадцатого года девятнадцатилетнего пар ня забрали на фронт. Ов сянников во всех подробностях рассказывает о своем участии в Брусиловском прорыве, о том, как отступали потом до самой Брянщины, как бросали солдаты ружья, не желая слу жить Временному правитель ству. — Офицерье призывало идти на Москву подавлять револю цию, но мы ответили бунтом. Большевики открывали нам глаза на правду. Так, в декабре 1917 года в лаптях и простреленной шине ли, с саблей на ремне возвра тился Иван Трофимович в родное село. Только не при шлось долго отдыхать. — Повестку мне вручил первый военком Подкопаев, — рассказывает Овсянников. — Так и сказал на прощанье: «Не бросай, Иван, винтовку до тех пор, пока не выгоним со своей земли всю нечисть». И гнал красногвардеец Иван Овсянников к морю Юденича, громил банды Балаховского, ходил в составе кавкорпуса Гая на белополяков. Разгро мом банд Антонова отшумела для него гражданская война. Молодо и задорно горят гла за ветерана, когда он вспоми нает о встречах с Ворошило вым, Буденным, Тухачевским... Возвратился Иван Трофимо вич в Старое Ракитино только в конце 1924 года. Тут и свадьбу сыграл. — Начал я опять с кузницы. Ремонтировал сохи, бороны, гнул ободья для колес... Потом стал активным созда телем первого в селе колхоза, который так и назвали «Новый труд». Была в колхозе одна лошаденка на три двора, но мало-помалу хозяйство нала живалось, тут бы только жить да детей растить. Но, как го ворят, ты за пирог — а черт на порог. Началась война... Голосила Евдокия, прово жая мужа, так и думала: в гражданскую пули стороной обошли, в эту — не минуют. А он, вспоминая сейчас женины слезы, смеется: — Отделался пустяковыми царапинами. — Будет уж тебе, старый, — упрекнула Евдокия Егоров на. — Вся голова осколками исклевана. Пулю до сих пор в себе носит... — Пуля что? Она мне не мешает, — опять смеется Иван Трофимович, поглаживая на впалых скулах пепельную ще тину. — Пуля для памяти о фашистах. До восьмидесяти лет прора ботал в кузнице Иван Трофи мович. И сейчас с сожалением смотрит он на поднимающий ся дымок: тянет его к горячему горну. И лучше всякой музы ки кажется ему звон молотков. Если бы не слабое зрение, да не ворчание Евдокии, он был бы сейчас в кузнице. Иной раз не выдержит, засобирается, а Евдокия Егоровна тут как тут: — Ты куда это, старый? Ос тепенись... И все-таки нынешней вес ной ускользнул Иван Трофи мович из-под домашнего ареста и с утра ушел в кузницу. Многое .в селе Старое Раки тино связано с Овсянниковым. Взять тот же клуб, уютно раз местившийся на взгорке. Это Иван Овсянников с сельской молодежью в 1918 году рек визировал у местных богатеев 17 тысяч кирпичей и заложил фундамент. Овсянников был в числе первооткрывателей, пер востроителей новой жизни. По- доброму завидует он сейчас нынешней молодежи, радуется ее большим делам. ...На этих днях повстречал Ивана Трофимовича секретарь парткома местного совхоза «Первомайский» И. Н. Гулин и, будто невзначай, пожаловал ся: ремонтная пора наступает, а дельного ку'знеца нет. Хоть из соседнего хозяйства выпи сывай. Иван Трофимович огляделся — нет ли поблизости Евдокии Егоровны — и шепнул на ухо секретарю: —Нету говоришь? Ну что же. Жену-то я как-нибудь уло маю. О чем разговор... Я ведь понимаю: надо. Е. КАРПУХИН, со б. к орр. «Ленинс к ого знамени». ВСЕ ЦВЕТА ПАЛИТРЫ В КАНУН 6Гй годовщи ны Великого Октября в выставочном зале состо ялся очередной отчет липец ких художников перед земля ками. Хочется отметить, что круг творческих интересов большинства авторов выгля дит значительно шире по сравнению с предыдущими об ластными выставками. Более углубленным и обдуманным стал подход художников к производственной и сельской темам. При входе в экспозицион ный зал обращает на себя внимание большое полотно Е. Сальникова — групповой портрет молодежи — членов комсомольского штаба на строительстве домны № 6. Удачно сочетание яркой пла- катности и индивидуальной трактовки каждого образа. Захватывает объединяющее всех чувство порыва, Целе устремленности и собранности в лицах и фигурах молодых строителей. И совершенно за кономерно их образы припод няты до символического пони мания облика современного по коления. Говоря о творчестве Е. Сальникова, следует отме тить, что каждое новое его произведение приносит неожи данное впечатление своей сме лостью, оригинальностью цве тового и композиционного ре шения. Ровной гармонической свя зью света и пространства отли чаются пейзажи В. Королева. Особенно интересна в этом плане картина «На Куликовом поле». Мягкие холодноватые тона красок. Бескрайность зем ли и неба как бы сливаются в единый огромный светлый мир. Контрастом этому пейзажу яв ляется картина «Осень». Ком позиция ее решена. как вид сверху, что позволяет худож нику развернуть целую пано раму с действием и пейзажем и представить яркую гамму на. сыщенных цветов. Как и на предыдущих обла стных выставках, зрители встретят новые работы хорошо известного липчанам графи ка А. Виноградова. Его про изведения всегда выделяются тонким художественным вку сом, спокойной уравновешен ностью композиции, гармонич ной градацией тонов. В этот раз художником представле на серия листов «Старая Ко строма». Очень мягкие и лирические новые акварельные пейзажи показал елецкий художник А. Климов. Всегда интересны своей смысловой значимостью и психологическим решением произведения молодого ельча- нина. Сочетая приемы совре менной живописной манеры с кругом традиционных тем, ав тор . умеет создать образ се годняшнего человека со слож ной духовной жизнью и ми ром, окружающим его. С осо бой теплотой и вниманием воспроизводит художник ат мосферу маленького провин циального городка («Яблони в цвету»). Интересно выступила группа .молодых художников. Более гармоничным и, можно даже сказать, изысканным стал коло рит в пейзажах и натюрмор тах Н. Углова. Тонко подо браны мягкие и прозрачные оттенки в букетах цветов, ве щах и предметах. Некоторая скованность трак товки фигур заметна в серии листов «Хлеб в закрома» А. Жданова. Серия в целом задумана интересно, красиво выполнена. Поспешность, ко торая довольно часто мешает молодым художникам, и на сеи раз лишила произведения законченности и глубокой ос мысленности. Большое эстетическое удо вольствие доставляют произ ведения заслуженного худож ника РСФСР В. С. Сорокина. Как всегда, прекрасны зимние пейзажи. Сейчас на выставке представлены новые картины «Зима» и «Зима под Ельцом», где живописец мастерски ре шает тончайшие тоновые гра дации белого цвета. Удивительно чистым возду хом и мягким творческим све том наполнен пейзаж «Комсо мольский пруд». О большом творческом опыте, и безоши бочном чувстве цвета свиде тельствует пейзаж «Летний день». Здесь основные цвета предельно локальны, звучат в радостном гармоничном аккор де, как гимн прекрасному и солнечному миру. Также внимателен и чуток к цвету в своих произведениях А. Сорочкин. Ио в его карти нах колористическое решение выполняет несколько иную роль. В натюрморте с букетом ирисов цвет, местами плот ный и насыщенный, несет в се бе некоторую декоративность. Очень тонкие вибрации цвета можно отметить в натюрморте «Шесть часов утра». Много разнообразных по те мам и художественным прие мам произведений представи ли скульпторы. Пожалуй, еще ни одна областная выставка не была в таком изобилии ук рашена пластикой. Хорошо из вестный липчанам скульптор Ю. Гришко представил не сколько разнообразных и ин тересных произведений. Вни мательным и точным раскры тием характеров отмечены три скульптурных портрета, вы полненных в меди. Своеобраз но решена многофигурная ком- Выс тавки I позиция «Пастухи совхоза «КраЬный колос». Пластично решение в много фигурных композициях моло дого скульптора А. Вагнера: «Сталевары» и «Строители». Уже знакома постоянным посетителям нашего зала ост рая характерность портретов Е. Вольфсона. Бесспорно, очень важно скульптору раз вивать внимательность и точ ность наблюдения. Однако этим не исчерпывается арсенал ваятеля. Глубже и тоньше рас крыть духовный мир человека — вот цель, к которой должен идти каждый художник, не останавливаясь в пути. Из произведений прикладно го искусства хотелось бы от метить отлично выполненные декоративные блюда В. Федо сеева: «Папоротник», «Рыбы», «Подсолнух», «Татарник» и другие. Художник скован фор мой круга, но и здесь он уме ет найти большое разнообра зие композиционных находок. С хорошим художественным вкусом выполнены сочетания тонкой орнаментальности • и точного природного рисунка. Отрадно видеть бережное от ношение к народным традици ям в замечательных произве дениях известных елецких кружевниц М. Саввиной и В. Григорьевой. Выставка показала качест венно возросшее мастерство ее участников. Не случайно рабо ты многих авторов экспониру ются на республиканских и зональных выставках. Хочет ся надеяться, что та требова тельность, с которой худож ники подходят к созданию своих произведений, принесет нам в будущем еще много вол нующих и радостных встреч. Н. ПРЯМКОВА, ис ку сствовед. А ННУШКЕ пять лет. Мама старше ее на двадцать пять. Но когда она приходит с рабо ты, девочка доверительно го ворит ей: — Мама, Анна Борисовна показала нам вот такое дви жение... Потанцуй со мной... Это нетрудно. Мама устала, ио она... тоже любит танцевать. И — выпрям ляется, и делает настречу шаг — поклон. А потсм Аннушка «обучает» бабушку. Точно так же, как Анна Борисовна, на стойчиво, увлеченно, с любо вью. ч ...В окна средней школы № 44 заглядывает желтый ли стопад. И такая тишина во круг, что можно послушать, чем живет школа в выходной день. А она в этот день поч-‘ ти целиком принадлежит тан цу. Здесь, на базе школы, за нимается хореографический кружок правобережного Дома СО П О Т А Н Ц У Й М НОЮ , М АМ А ! думаю, полу- пионеров. В нем шесть групп: для малышей — «Чебурашка», для ребят постарше — «Бри гантина» и кружок бальных танцев. Ведет их, как вы до гадались, педагог Анна Бори совна Стрыбкова. На нее-то и хотят быть похожими юные воспитанники. Интересно, все ли дети спо собны танцевать, или, может, только особенные? Оказывается, нет. У Анны Борисовны, хотя это намного труднее, нет специального от бора. И она приводит такой пример: — Пришла на занятие ко мне Вера Торноза. Толстень- ПУТЬ, р авн ый в е к а м Почти вся моя жизнь связа на с деревней Замарайкой Во- ловского района. Здесь про шло мое детство, отсюда в трудном 1941 году ушел за щищать Родину. Демобилизо вавшись из армии, много лет работал бригадиром, председа телем колхоза. Помню дореволюционную Замарайку. Селение оправды вало свое название. Голодно и бедно жили крестьяне. На кривых уличках лепились друг к другу курные, приземистые избы с подслеповатыми окош ками. В низинах даже в за сушливые годы не просыхали лужи. Жители соседних сел говорили: из Замарайкн сухим не выйдешь. Про житье-бытье крестьян ское тогда так говорили в на роде: «Ни кола, ни двора. Ни образа — помолиться, ни хле- .ба- — подавиться». Об этом я вспоминаю затем, {^обы люди, выросшие после Великой Октябрьской социа листической революции, лучше представляли себе, как измени лась жизнь, каких успехов до стигли мы за годы Советской власти. Взять, к примеру, на шу Замарайку. Неузнаваемо преобразился облик села и быт крестьян. Люди живут в просторных, светлых домах, в каждом электрическое освеще ние, радиоприемники, телевизо ры, добротная мебель. Труд колхозников хорошо оплачива ется. Есть в селе Дом культу ры с библиотекой, стацио нарной киноустановкой, сред няя школа, магазин. Название Замарайка теперь никак не подходит. А вот привыкли... Хорошо живут м®и одно сельчане. Но, руководствуясь интересами общего дела, кол хозники стремятся к большему и многое делают для того, что бы повысить урожайность по- N_/лей, продуктивность живот новодства. В нынешнем году вырашен добрый урожай зер новых, сахарной свеклы. На славу поработали животново ды. Не стану приводить цифры. Скажу только, что колхоз к 61-й годовщине Октября вы полнил социалистические обя зательства по продаже зерна, молока и мяса. Принимаются меры к тому, чтобы в ближай шие дни выполнить план заго товок сахарной свеклы. Радостно видеть: хозяйство идет з гору, успешно разви ваются все его отрасли. Каж дый колхозник понимает: рост производства — итог большой помощи государства, мудрой политики партии в области сельского хозяйства. Крестья не получили все нужное для высокопроизводительного тру да. Для повышения урожай ной силы земли — могучая техника, удобрения. Повсе дневная забота партии о сель ских тружениках придает им силы, поднимает инициативу, побуждает к творчеству. Когда речь идет о крутом подъеме экономики и росте на родного благосостояния, нельзя забывать, что Советское госу дарство в течение длительного времени по существу одно противостояло мировому импе риализму, пережило тяжелые испытания в годы войны с фа шистской Германией, На тер ритории Воловского района война бушевала несколько ме сяцев. Фашисты сожгли и раз рушили все клубы, школы, бо лее двух тысяч домов кол хозников, почти все производ ственные строения, Мне довелось руководить колхозом в Ломигорах. В го ды войны это село пострадало больше других. В нем не оста лось ни одного дома, люди жи ли в землянках, пашню не сколько лет не обрабатывали, она была изуродована во ронками, траншеями, противо танковыми рвами. Но люди ве рили, что государство не оста вит их в беде, поможет лик видировать разруху. Так оно и произошло. Село получило ма шины, строительный материал, семена. Началась кропотливая работа по окультуриванию земли, сооружению жилья, про изводственных помещений. Все мы трудились с небывалым подъемом. В короткий срок возвели целый животноводче ский городок, клубы, школьные здания. Год от года росли урожаи. Все колхозники по строили себе новые благоуст роенные дома. О войне теперь напоминает лишь обелиск на безымянной высоте, установ ленный в честь погибших вои нов. Слушал я недавнее выступ ление нынешнего председателя колхоза товарища Аносова на районной партийной конферен ции. Он рассказал, что шаги у колхоза имени Владимира Ильича уверенные, что успехи его множатся. Радостно стало мне, ветерану, — эстафета пе редана в надежные руки. 61-ю годовщину Октября от метила наша страна. С вер шин славной даты мы видим пройденный путь, равный векам. Вместе со всем советским на родом мои односельчане сла вят Великий Октябрь, родную партию, уверенно смотрят в светлое завтра С. КУЗНЕЦОВ, ветеран к олхоза имени Ленина Воловс к ого района. кая, нескладная: а в глазах — горячее желание танцевать. Я поняла ее. Сейчас Вера — моя гордость, вся светится изяще ством. Поступила в институт культуры. И Наташа Кула- женко тоже. Надо быть очень внима тельным и, наверное, очень добрым, чтобы разглядеть в ребенке огонек. И как же бла годарно светит он, если деги крепко подружились с красо той танца, с его естественно стью и грацией. — Не так люблю способных, как трудолюбивых,— расска зывает Анна Борисовна. И уточняет: —• С трудолюбивы ми интереснее. Иные способ ные «схватывают» легко, да на этом и останавливаются.,. Истинное удовольствие испы тываю, когда у ребят дружная, рабочая атмосфера. Перерыв, а они все равно не расходятся. Оттачивают движение до седь мого пота. Больше всего, и это пра вильно, Анна Борисовна уде ляет внимание мальчикам. Ведь они стеснительные, и не редко непослушные. Но чаще всего именно на трудных она обращает внимание. Ведь та нец — это не только красота физическая, но и духовная, нравственная. Это и воля, и победа над собой. — Взять, к примеру, брать ев Двуреченских,.— размыш ляет Анна Борисовна.— По трудилась я с ними, ц сейчас не узнать, Женя — солист в танцах, и Алеша.., С Алешей сложнее. Из-за болезни ноги врачи не советуют ему танце вать. Он переживает, но., .не пропустил ни одной репетиции. Готовится поступать в культ- просветучилише. И, я что у него все должно читься. «Смотрите на девочку», «бе режно ведите по кругу» — со ветует по ходу танца педагог. И танец вырабатызает у де вочек нежность и грацию, у мальчиков — галантность. А танцы в арсенале юных кружковцев разнообразные и удивительные. Даже названия их говорят сами за себя: «Гу сары», «Валенки», «Сталева ры», «Красная гвоздика», «Че бурашка», «Дружба народов», современный ненецкий танец. Половика из них поставлена самой Анной Борисовной. И ребята исполняют их грамот но, красиво, с упоением. Выступать приходится часто. Многие ребята побывали в Мо скве и Ленинграде, в Киеве и Минске, в Прибалтике и Че хословакии. Они — желанные гости на сценах городских дворцов- культуры и в рабо чих аудиториях. Кстати, сейчас руководители школы № 44 вместе с шефами трубного завода загорелись желанием оборудовать для юных танцоров зеркальный зал со станками для разминок. И это очень нужно для совер шенствования мастерства. ...Мы выходим на улицу. — Смотрите,— показывает на угол школьного коридора Анна Борисовна.— Это ведь наш бессменный баянист Юрий Горобец с пятилетией дочкой, нынешний таиец разучивает... И домой не торопятся. Ну что ж, если даже взрос лый мужчина увлекся., то не зря, значит, душу и знания от дает искусству танца молодой и целеустремленный педагог Анна Борисовна Стрыбкова. В, КУПАВЫХ. В Мос к ве торжественно от к рыт памятни к Я. М. Свердло ву — замечательному револю- ционеру-ленинцу, выдающе муся деятелю Коммунистиче с к ой партии и Советс к ого го сударства. Монумент сооружен по про е к ту скульптора Р. Е. Ам б ара цумяна и архите к тора Б. И. Тхора. На сним ке: п амятни к Я. М. Свердлову. (Фотохроника ТАСС). СИЛЬНЕЙШИЙ ЖИВЕТ В ЛЕБЕДЯНИ Закончился чемпионат обла сти по шахматам среди муж чин. Два его участника —- кан дидаты в мастера спорта — лебедянец В. Карпов и липча нин В. Харламов набрали оди наковую сумму очков — по 9,5. Но по лучшему коэффи циенту турнира первое место занял В. Карпов, не потерпев ший ни одного поражения. Третьим призером назван лип чанин В. Зинов. Экс-чемпион области А. Слонимский стал четвертым. Надо отметить большой ус пех восьмиклассника Липец кой средней школы № 9 Сер гея Стрельцова. Участвуя в турнире, он успешно провел ряд ответственных партий, и заняв пятое место, выполнил норматив кандидата в масте ра спорта СССР. И. ФИЛИППОВ. На сним ке: А. Б. Стры б к ова с питомцами. Фото Ю. Клюева. 5 0 ОЦЕНОК «ХОРОШО» Художественно-техниче с ки й совет Министерства б ытового о бслужив ания РСФСР рассмотрел модели областных объединений «Индобувь», разработан ные местными специали стами. Липчанами б ыло представлено 50 о бр аз цов. Это модели мужс к ой, женс к ой и детс к ой о буви, к оторую можно буд ет за к азать в ателье и мастер с ких о бъ единения. Все о бр азцы получили оцен ку «х орошо». Та к от мечена творчес к ая ра б ота модельеров Л. И. Кузнецо вой, Н. Н. Краснянс кой, тех нологов А. И. Брагиной и М. М. Дудановой, ра б очих Н. П. Сапроновой, Л. Н. Страдчовой, Владимира Мезенцева, Михаила Иван никова и других. Н. АЛЕ КСЕЕВ. П 11 ВВа 1 т 111 НП 11111 НП 1 П 111 П т П 1111 т 11111 т т 111 т П 1 аН 11 т 11111 т 11111 Л т 11 Н 10 П 11 |ППП 111 П 11 ВП 111 ПП 1111 П 1 т 1 а 1111 т 111 т т 111 т 11 П 111 аП 1 ЛЯ 1 т П П 1 П 1 В 1 ! 1111 ЯЕВ 111 Ш 11 ПП 11111 ВЕ! 11 тП 1 В 11 ВП 1 !В 1 ВП 1 т 11 П 11 Достопримечательные места области КРОПОТОВО - ЛЕРМ0НТ0В0 На трассе Волгоград —■ М осква, недалеко от грани цы, разделяющей Липец кую и Тульскую области, стоит указатель, показыва ющий дорогу к у садь б е Лермонтовых. На турист, ской карте в пояснении сказано: « Кропотово- Лермонтово — родовая усадь б а отца вели к ого поэ та М. Ю. Лермонтова в XVIII—XIX вв. Здесь в 1827, 1831 и 1835 годах бывал и сам поэт». Всем известно, что родовые имения Лермонтовых находи* лись в Костромской губернии. Как же оказалось имение отца поэта на липецкой земле? Из вестный костромской краевед А. А. Григоров недавно обна ружил в архивах новые доку менты. В своей статье «О пред ках М. Ю. Лермонтова» Гри горов пишет: «Зимнее время Юрий Петрович Лермонтов проводил большей частью в Петербурге, где у него была многочисленная родня. Очевид но, жизнь на широкую ногу расстроила его состояние, и в конце 80-х годов XVIII века дела его стали клониться к упадку». Часть обширных име ний на костромской земле он продал и заложил. В 1791 го ду купил село Любашевку, а в 1792 году у поручика Н. М. Кропотова—второе село, Ниж нюю Любашевку, которое ча сто называли — Кродотово. Здесь он и поселился с семьей и больше уже не вернулся на костромскую землю. Название Любашевка и Нижняя Любашевка села по лучили по названию реки, и связывают его со славянским словом «люб», то есть хоро ший, пригожий. Но оба села, расположенные рядом, стали называть Кропотово но фами лии бывших владельцев. О том, как селу дали назва ние Кропотово-Лермонтово, рассказывает доцент Астра ханского медицинского ин ститута И. Вепринцев: «В 1917-—1918 годах я был секре тарем Ефремовского уездного ревкома. В начале 1918 года в Ефремово была установлена Советская власть. Нужно было заказать в Туле печати для всех сельсоветов Ефремовско го уезда... Для этого состави ли список названий всех сел и деревень... Оказалось, что в Шиповской волости... есть три деревни с одинаковым назва нием: Кропотово господ Коче товых, Кропотово — Чегыше- вых и Кропотово — Цехано- вых. И вот я, по собственной инициативе, для трех деревень Кропотово заказал печати...: Кропотово — Климкиных, Кро потово — Ягановых (по фами лии большинства крестьян, проживающих в этих дерев нях) и Кропотово-Лермонто- во. Так в 1918 году на геогра фических картах Тульской гу бернии появилось новое наи менование: Кропотово-Лер- монтово». Потом это село во шло в Становлянский район Липецкой области. Что представляло собой име ние Лермонтовых? Окружено оно было глубокой канавой и обсажено березками и куста ми акании. Деревянный под железом с мезонином дом был похож на дом в Тарханах, имел 12 комнат. Перед домом — небольшой пруд, цветочные клумбы. К дому вела широкая аллея серебристых тополей. В западной стороне от дома, на границе с полем, были расположены хозяйст венные постройки: кухня, ткац кая, два амбара, каретный са рай и конюшня, рубленные из дубового леса. Погреб, ледник и скотный двор сложены из камня, добываемого рядом с усадьбой. Крыши всех построек — соломенные. У южного крыла дома стоя ло огромное дерево, которому посвящено стихотворение по эта «Дереву». Михаил Юрь евич о нем же писал: «Мое за вещание». «Схороните меня под этим сухим деревом, что бы два образа смеоти пред стали глазам вашим: я любил под ним и слышал волшебное слово: «люблю», которое по трясло судорожным движени ем каждую жилку моего серд ца; в то время это дерево, еиде цветущее, при свежем ветре покачало головою и шепотом молвило: «Безумец, что ты де лаешь?» — Время постигло мрачного свидетеля радостей человеческих прежде меня. Я не плакал, ибо слезы есть принадлежность тех, у кото рых есть надежды;— но тогда же взял бумагу и сделал сле дующее завещание: «Похоро ните мои кости под этой сухой яблоней, положите камень: и пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет до ставить ему бессмертие!». Не исполнилось пожелание поэта, его похоронили в Пятигорске, а затем перевезли в Тарханы. Михаил Юрьевич Лермонтов был в Кропотово в 1827 году. Стихотворение «Эпитафия» подтверждает, что он был и в 1831 году па похоронах отца, но вот подтверждения его пребывания здесь в 1835 году, при разделе имения, нет. На приглашение на раздел он пи сал: «Сам прибыть не могу, состою на службе», а в пись ме к бабушке спрашивал, как прошел раздел. Дом Лермонтовых и дерево уничтожили фашисты во время Великой Отечественной вой ны. Ио остался сад. А в тру дах Тульской губернской уче ной архивной комиссии, издан ных к ЮОлетию со дня рож дения поэта, в 1914 году, упо минается, что в музее комис сии есть фотография дома и парка Лермонтовых. Это и позволяет надеяться, что со временем все здесь будет вос становлено, как при жизни поэта, и в Кропотово будет создан музей М. Ю. Лермон това. Н. МАР КОВ. МУЗЕЙ В СЫКТЫВКАРЕ СЫКТЫВКАР ' (Коми АССР), 11. Музей истории советской милиции открылся вчера в столице автономной республики. Его экспозиция рассказывает о становлении советской власти в северном крае, о подвигах работников органов правопорядка. Среди экспонатов исторические до кументы, архивные фотогра фии, оружие и личные вещи героев-милиционеров. (ТАСС). Ю М О Р Ш ЛЬГОТНЫЙ ШАР Гвоздем званого вечера был «телеметеэрнт» — так он предстазился нашей компании. И, широко улыбнувшись, гость добавил: «До телезвез ды не донос...». Согласитесь, человек, хлебнувший популяр ности, может пошутить, тем более, если его натураль но, без помех показывали по телевизору как члена тираж ной комиссии «Спортлото». В адрес хозяйки он изрек: — Спидвей. — ?! — Выглядите на тридцать пять. А это — спидвей. Хозяйка зарделась и поса дила его на почетное место. Между тем, я бы дал ей ни чуть не меньше 45-ти. А он все острил. На вечере большая часть гостей сгрудилась на другом конце стола, вокруг ничем не примечательной особы в им портном парике, замшевом костюме и платиновыми коль цами на пальцах. Так себе. То ли дело наши жены. Любо- дорого: модный ситчик, пласт массовая бижутерия. Из окружения этой дамы до носилось нечто странное: «Всю можно? И ноль семьдесят пять? И ноль восемь?». Услышав цифры, потускнев ший «телеметеорит» технично прошел по краю и заворковал с незнакомкой. Послышалось вовсе непонятное: «Как?! Даже нестандартную?! В неограни ченном количестве?! Друзья, нам выпал льготный шар!». Хозяйка шепнула мне на ухо: — Пользуйтесь моментом. Это заведующая приемным пунктом стеклотары... Протолкнувшись через плот ную группу гостей, я вклинился в разговор: — А импортную типа «Рейн ской» или «Бордосской* мож но? — Запросто. «Запросто». О, всемогущая! Наконец-то смогу освободить кладовку. Действительно, льготный шар! Скорей взять телефон. Меня опередил «телеметео рит». — Служебный телефон про шу записать ' собственноручно» Вместо автографа... А. АДПОСТЕЯКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz