Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1978 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е г о ш аш т 1 и « |1т ии иш щ Е2И5 г у & е к р е с / ш ц В Ы П У С К СХОЖИЕ СУДЬБЫ Может быть, это случайное совпадение, да, видно, так оно и есть — не одно Старое Ра- китино отыщешь в нашем чер­ ноземном подстепье, — но всегда, когда я читаю пого­ динского «Человека с ружьем» или смотрю одноименный фильм, мне кажется, что дра­ матург списал своего человека с ружьем с Ивана Трофимови­ ча, только дал ему новую фа­ милию — Шадрин. А имя и название села сохранил. До удивительного схожи судьбы литературного героя и Ивана Трофимовича Овсян­ никова из Старого Ракитина Лебедянского района... Село в тот рабочий день бы­ ло тихое и безлюдное: в сов­ хозе шла уборка свеклы, и дома, остались старые да ма­ лые. Ивана Трофимовича я оты­ скал на склоне блекло зеле­ невшего оврага. Он стоял, опершись подбородком на длинную суковатую палку — точь в точь как погодинский Шадрин на ружье, и смот­ рел на ту сторону оврага, где раскинулись • животноводче­ ские постройки, тракторный стан, хлебные склады, где над кузницей вился сизый дымок. Над его кузницей, в которой он хозяйничал более четырех десятков лет. — По какому вопросу по­ требовался? — неожиданно спросил он высоким молодым тенорком. Потом, узнав, ожил и приосанился. И чем больше я слушал Ивана Трофимовича, тем боль­ ше дивился и завидовал его памяти. Он словно готовился к этой встрече, без запинки на­ зывал дни и годы, имена командиров и политработни­ ков, с которыми ходил в са­ бельные походы в огненные годы гражданской войны, за­ щищал Советскую власть. — Родился-то я в бедняц­ кой семье, воспитался у дяди с ягеткой. Жили скромно, дядя все поучал: мол, мастеровой человек, Ванька, без куска хлеба не останется. На селе кузнецы всегда были в поче­ те. Без них и поле не вспа­ шешь, и на коне не поедешь. В ^феврале семнадцатого года девятнадцатилетнего пар­ ня забрали на фронт. Ов­ сянников во всех подробностях рассказывает о своем участии в Брусиловском прорыве, о том, как отступали потом до самой Брянщины, как бросали солдаты ружья, не желая слу­ жить Временному правитель­ ству. — Офицерье призывало идти на Москву подавлять револю­ цию, но мы ответили бунтом. Большевики открывали нам глаза на правду. Так, в декабре 1917 года в лаптях и простреленной шине­ ли, с саблей на ремне возвра­ тился Иван Трофимович в родное село. Только не при­ шлось долго отдыхать. — Повестку мне вручил первый военком Подкопаев, — рассказывает Овсянников. — Так и сказал на прощанье: «Не бросай, Иван, винтовку до тех пор, пока не выгоним со своей земли всю нечисть». И гнал красногвардеец Иван Овсянников к морю Юденича, громил банды Балаховского, ходил в составе кавкорпуса Гая на белополяков. Разгро­ мом банд Антонова отшумела для него гражданская война. Молодо и задорно горят гла­ за ветерана, когда он вспоми­ нает о встречах с Ворошило­ вым, Буденным, Тухачевским... Возвратился Иван Трофимо­ вич в Старое Ракитино только в конце 1924 года. Тут и свадьбу сыграл. — Начал я опять с кузницы. Ремонтировал сохи, бороны, гнул ободья для колес... Потом стал активным созда­ телем первого в селе колхоза, который так и назвали «Новый труд». Была в колхозе одна лошаденка на три двора, но мало-помалу хозяйство нала­ живалось, тут бы только жить да детей растить. Но, как го­ ворят, ты за пирог — а черт на порог. Началась война... Голосила Евдокия, прово­ жая мужа, так и думала: в гражданскую пули стороной обошли, в эту — не минуют. А он, вспоминая сейчас женины слезы, смеется: — Отделался пустяковыми царапинами. — Будет уж тебе, старый, — упрекнула Евдокия Егоров­ на. — Вся голова осколками исклевана. Пулю до сих пор в себе носит... — Пуля что? Она мне не мешает, — опять смеется Иван Трофимович, поглаживая на впалых скулах пепельную ще­ тину. — Пуля для памяти о фашистах. До восьмидесяти лет прора­ ботал в кузнице Иван Трофи­ мович. И сейчас с сожалением смотрит он на поднимающий­ ся дымок: тянет его к горячему горну. И лучше всякой музы­ ки кажется ему звон молотков. Если бы не слабое зрение, да не ворчание Евдокии, он был бы сейчас в кузнице. Иной раз не выдержит, засобирается, а Евдокия Егоровна тут как тут: — Ты куда это, старый? Ос­ тепенись... И все-таки нынешней вес­ ной ускользнул Иван Трофи­ мович из-под домашнего ареста и с утра ушел в кузницу. Многое .в селе Старое Раки­ тино связано с Овсянниковым. Взять тот же клуб, уютно раз­ местившийся на взгорке. Это Иван Овсянников с сельской молодежью в 1918 году рек­ визировал у местных богатеев 17 тысяч кирпичей и заложил фундамент. Овсянников был в числе первооткрывателей, пер­ востроителей новой жизни. По- доброму завидует он сейчас нынешней молодежи, радуется ее большим делам. ...На этих днях повстречал Ивана Трофимовича секретарь парткома местного совхоза «Первомайский» И. Н. Гулин и, будто невзначай, пожаловал­ ся: ремонтная пора наступает, а дельного ку'знеца нет. Хоть из соседнего хозяйства выпи­ сывай. Иван Трофимович огляделся — нет ли поблизости Евдокии Егоровны — и шепнул на ухо секретарю: —Нету говоришь? Ну что же. Жену-то я как-нибудь уло­ маю. О чем разговор... Я ведь понимаю: надо. Е. КАРПУХИН, со б. к орр. «Ленинс к ого знамени». ВСЕ ЦВЕТА ПАЛИТРЫ В КАНУН 6Гй годовщи­ ны Великого Октября в выставочном зале состо­ ялся очередной отчет липец­ ких художников перед земля­ ками. Хочется отметить, что круг творческих интересов большинства авторов выгля­ дит значительно шире по сравнению с предыдущими об­ ластными выставками. Более углубленным и обдуманным стал подход художников к производственной и сельской темам. При входе в экспозицион­ ный зал обращает на себя внимание большое полотно Е. Сальникова — групповой портрет молодежи — членов комсомольского штаба на строительстве домны № 6. Удачно сочетание яркой пла- катности и индивидуальной трактовки каждого образа. Захватывает объединяющее всех чувство порыва, Целе­ устремленности и собранности в лицах и фигурах молодых строителей. И совершенно за­ кономерно их образы припод­ няты до символического пони­ мания облика современного по­ коления. Говоря о творчестве Е. Сальникова, следует отме­ тить, что каждое новое его произведение приносит неожи­ данное впечатление своей сме­ лостью, оригинальностью цве­ тового и композиционного ре­ шения. Ровной гармонической свя­ зью света и пространства отли­ чаются пейзажи В. Королева. Особенно интересна в этом плане картина «На Куликовом поле». Мягкие холодноватые тона красок. Бескрайность зем­ ли и неба как бы сливаются в единый огромный светлый мир. Контрастом этому пейзажу яв­ ляется картина «Осень». Ком­ позиция ее решена. как вид сверху, что позволяет худож­ нику развернуть целую пано­ раму с действием и пейзажем и представить яркую гамму на. сыщенных цветов. Как и на предыдущих обла­ стных выставках, зрители встретят новые работы хорошо известного липчанам графи­ ка А. Виноградова. Его про­ изведения всегда выделяются тонким художественным вку­ сом, спокойной уравновешен­ ностью композиции, гармонич­ ной градацией тонов. В этот раз художником представле­ на серия листов «Старая Ко­ строма». Очень мягкие и лирические новые акварельные пейзажи показал елецкий художник А. Климов. Всегда интересны своей смысловой значимостью и психологическим решением произведения молодого ельча- нина. Сочетая приемы совре­ менной живописной манеры с кругом традиционных тем, ав­ тор . умеет создать образ се­ годняшнего человека со слож­ ной духовной жизнью и ми­ ром, окружающим его. С осо­ бой теплотой и вниманием воспроизводит художник ат­ мосферу маленького провин­ циального городка («Яблони в цвету»). Интересно выступила группа .молодых художников. Более гармоничным и, можно даже сказать, изысканным стал коло­ рит в пейзажах и натюрмор­ тах Н. Углова. Тонко подо­ браны мягкие и прозрачные оттенки в букетах цветов, ве­ щах и предметах. Некоторая скованность трак­ товки фигур заметна в серии листов «Хлеб в закрома» А. Жданова. Серия в целом задумана интересно, красиво выполнена. Поспешность, ко­ торая довольно часто мешает молодым художникам, и на сеи раз лишила произведения законченности и глубокой ос­ мысленности. Большое эстетическое удо­ вольствие доставляют произ­ ведения заслуженного худож­ ника РСФСР В. С. Сорокина. Как всегда, прекрасны зимние пейзажи. Сейчас на выставке представлены новые картины «Зима» и «Зима под Ельцом», где живописец мастерски ре­ шает тончайшие тоновые гра­ дации белого цвета. Удивительно чистым возду­ хом и мягким творческим све­ том наполнен пейзаж «Комсо­ мольский пруд». О большом творческом опыте, и безоши­ бочном чувстве цвета свиде­ тельствует пейзаж «Летний день». Здесь основные цвета предельно локальны, звучат в радостном гармоничном аккор­ де, как гимн прекрасному и солнечному миру. Также внимателен и чуток к цвету в своих произведениях А. Сорочкин. Ио в его карти­ нах колористическое решение выполняет несколько иную роль. В натюрморте с букетом ирисов цвет, местами плот­ ный и насыщенный, несет в се­ бе некоторую декоративность. Очень тонкие вибрации цвета можно отметить в натюрморте «Шесть часов утра». Много разнообразных по те­ мам и художественным прие­ мам произведений представи­ ли скульпторы. Пожалуй, еще ни одна областная выставка не была в таком изобилии ук­ рашена пластикой. Хорошо из­ вестный липчанам скульптор Ю. Гришко представил не­ сколько разнообразных и ин­ тересных произведений. Вни­ мательным и точным раскры­ тием характеров отмечены три скульптурных портрета, вы­ полненных в меди. Своеобраз­ но решена многофигурная ком- Выс тавки I позиция «Пастухи совхоза «КраЬный колос». Пластично решение в много­ фигурных композициях моло­ дого скульптора А. Вагнера: «Сталевары» и «Строители». Уже знакома постоянным посетителям нашего зала ост­ рая характерность портретов Е. Вольфсона. Бесспорно, очень важно скульптору раз­ вивать внимательность и точ­ ность наблюдения. Однако этим не исчерпывается арсенал ваятеля. Глубже и тоньше рас­ крыть духовный мир человека — вот цель, к которой должен идти каждый художник, не останавливаясь в пути. Из произведений прикладно­ го искусства хотелось бы от­ метить отлично выполненные декоративные блюда В. Федо­ сеева: «Папоротник», «Рыбы», «Подсолнух», «Татарник» и другие. Художник скован фор­ мой круга, но и здесь он уме­ ет найти большое разнообра­ зие композиционных находок. С хорошим художественным вкусом выполнены сочетания тонкой орнаментальности • и точного природного рисунка. Отрадно видеть бережное от­ ношение к народным традици­ ям в замечательных произве­ дениях известных елецких кружевниц М. Саввиной и В. Григорьевой. Выставка показала качест­ венно возросшее мастерство ее участников. Не случайно рабо­ ты многих авторов экспониру­ ются на республиканских и зональных выставках. Хочет­ ся надеяться, что та требова­ тельность, с которой худож­ ники подходят к созданию своих произведений, принесет нам в будущем еще много вол­ нующих и радостных встреч. Н. ПРЯМКОВА, ис ку сствовед. А ННУШКЕ пять лет. Мама старше ее на двадцать пять. Но когда она приходит с рабо­ ты, девочка доверительно го­ ворит ей: — Мама, Анна Борисовна показала нам вот такое дви­ жение... Потанцуй со мной... Это нетрудно. Мама устала, ио она... тоже любит танцевать. И — выпрям­ ляется, и делает настречу шаг — поклон. А потсм Аннушка «обучает» бабушку. Точно так же, как Анна Борисовна, на­ стойчиво, увлеченно, с любо­ вью. ч ...В окна средней школы № 44 заглядывает желтый ли­ стопад. И такая тишина во­ круг, что можно послушать, чем живет школа в выходной день. А она в этот день поч-‘ ти целиком принадлежит тан­ цу. Здесь, на базе школы, за­ нимается хореографический кружок правобережного Дома СО П О Т А Н Ц У Й М НОЮ , М АМ А ! думаю, полу- пионеров. В нем шесть групп: для малышей — «Чебурашка», для ребят постарше — «Бри­ гантина» и кружок бальных танцев. Ведет их, как вы до­ гадались, педагог Анна Бори­ совна Стрыбкова. На нее-то и хотят быть похожими юные воспитанники. Интересно, все ли дети спо­ собны танцевать, или, может, только особенные? Оказывается, нет. У Анны Борисовны, хотя это намного труднее, нет специального от­ бора. И она приводит такой пример: — Пришла на занятие ко мне Вера Торноза. Толстень- ПУТЬ, р авн ый в е к а м Почти вся моя жизнь связа­ на с деревней Замарайкой Во- ловского района. Здесь про­ шло мое детство, отсюда в трудном 1941 году ушел за­ щищать Родину. Демобилизо­ вавшись из армии, много лет работал бригадиром, председа­ телем колхоза. Помню дореволюционную Замарайку. Селение оправды­ вало свое название. Голодно и бедно жили крестьяне. На кривых уличках лепились друг к другу курные, приземистые избы с подслеповатыми окош­ ками. В низинах даже в за­ сушливые годы не просыхали лужи. Жители соседних сел говорили: из Замарайкн сухим не выйдешь. Про житье-бытье крестьян­ ское тогда так говорили в на­ роде: «Ни кола, ни двора. Ни образа — помолиться, ни хле- .ба- — подавиться». Об этом я вспоминаю затем, {^обы люди, выросшие после Великой Октябрьской социа­ листической революции, лучше представляли себе, как измени­ лась жизнь, каких успехов до­ стигли мы за годы Советской власти. Взять, к примеру, на­ шу Замарайку. Неузнаваемо преобразился облик села и быт крестьян. Люди живут в просторных, светлых домах, в каждом электрическое освеще­ ние, радиоприемники, телевизо­ ры, добротная мебель. Труд колхозников хорошо оплачива­ ется. Есть в селе Дом культу­ ры с библиотекой, стацио­ нарной киноустановкой, сред­ няя школа, магазин. Название Замарайка теперь никак не подходит. А вот привыкли... Хорошо живут м®и одно­ сельчане. Но, руководствуясь интересами общего дела, кол­ хозники стремятся к большему и многое делают для того, что­ бы повысить урожайность по- N_/лей, продуктивность живот­ новодства. В нынешнем году вырашен добрый урожай зер­ новых, сахарной свеклы. На славу поработали животново­ ды. Не стану приводить цифры. Скажу только, что колхоз к 61-й годовщине Октября вы­ полнил социалистические обя­ зательства по продаже зерна, молока и мяса. Принимаются меры к тому, чтобы в ближай­ шие дни выполнить план заго­ товок сахарной свеклы. Радостно видеть: хозяйство идет з гору, успешно разви­ ваются все его отрасли. Каж­ дый колхозник понимает: рост производства — итог большой помощи государства, мудрой политики партии в области сельского хозяйства. Крестья­ не получили все нужное для высокопроизводительного тру­ да. Для повышения урожай­ ной силы земли — могучая техника, удобрения. Повсе­ дневная забота партии о сель­ ских тружениках придает им силы, поднимает инициативу, побуждает к творчеству. Когда речь идет о крутом подъеме экономики и росте на­ родного благосостояния, нельзя забывать, что Советское госу­ дарство в течение длительного времени по существу одно противостояло мировому импе­ риализму, пережило тяжелые испытания в годы войны с фа­ шистской Германией, На тер­ ритории Воловского района война бушевала несколько ме­ сяцев. Фашисты сожгли и раз­ рушили все клубы, школы, бо­ лее двух тысяч домов кол­ хозников, почти все производ­ ственные строения, Мне довелось руководить колхозом в Ломигорах. В го­ ды войны это село пострадало больше других. В нем не оста­ лось ни одного дома, люди жи­ ли в землянках, пашню не­ сколько лет не обрабатывали, она была изуродована во­ ронками, траншеями, противо­ танковыми рвами. Но люди ве­ рили, что государство не оста­ вит их в беде, поможет лик­ видировать разруху. Так оно и произошло. Село получило ма­ шины, строительный материал, семена. Началась кропотливая работа по окультуриванию земли, сооружению жилья, про­ изводственных помещений. Все мы трудились с небывалым подъемом. В короткий срок возвели целый животноводче­ ский городок, клубы, школьные здания. Год от года росли урожаи. Все колхозники по­ строили себе новые благоуст­ роенные дома. О войне теперь напоминает лишь обелиск на безымянной высоте, установ­ ленный в честь погибших вои­ нов. Слушал я недавнее выступ­ ление нынешнего председателя колхоза товарища Аносова на районной партийной конферен­ ции. Он рассказал, что шаги у колхоза имени Владимира Ильича уверенные, что успехи его множатся. Радостно стало мне, ветерану, — эстафета пе­ редана в надежные руки. 61-ю годовщину Октября от­ метила наша страна. С вер­ шин славной даты мы видим пройденный путь, равный векам. Вместе со всем советским на­ родом мои односельчане сла­ вят Великий Октябрь, родную партию, уверенно смотрят в светлое завтра С. КУЗНЕЦОВ, ветеран к олхоза имени Ленина Воловс к ого района. кая, нескладная: а в глазах — горячее желание танцевать. Я поняла ее. Сейчас Вера — моя гордость, вся светится изяще­ ством. Поступила в институт культуры. И Наташа Кула- женко тоже. Надо быть очень внима­ тельным и, наверное, очень добрым, чтобы разглядеть в ребенке огонек. И как же бла­ годарно светит он, если деги крепко подружились с красо­ той танца, с его естественно­ стью и грацией. — Не так люблю способных, как трудолюбивых,— расска­ зывает Анна Борисовна. И уточняет: —• С трудолюбивы­ ми интереснее. Иные способ­ ные «схватывают» легко, да на этом и останавливаются.,. Истинное удовольствие испы­ тываю, когда у ребят дружная, рабочая атмосфера. Перерыв, а они все равно не расходятся. Оттачивают движение до седь­ мого пота. Больше всего, и это пра­ вильно, Анна Борисовна уде­ ляет внимание мальчикам. Ведь они стеснительные, и не­ редко непослушные. Но чаще всего именно на трудных она обращает внимание. Ведь та­ нец — это не только красота физическая, но и духовная, нравственная. Это и воля, и победа над собой. — Взять, к примеру, брать­ ев Двуреченских,.— размыш­ ляет Анна Борисовна.— По­ трудилась я с ними, ц сейчас не узнать, Женя — солист в танцах, и Алеша.., С Алешей сложнее. Из-за болезни ноги врачи не советуют ему танце­ вать. Он переживает, но., .не пропустил ни одной репетиции. Готовится поступать в культ- просветучилише. И, я что у него все должно читься. «Смотрите на девочку», «бе­ режно ведите по кругу» — со­ ветует по ходу танца педагог. И танец вырабатызает у де­ вочек нежность и грацию, у мальчиков — галантность. А танцы в арсенале юных кружковцев разнообразные и удивительные. Даже названия их говорят сами за себя: «Гу­ сары», «Валенки», «Сталева­ ры», «Красная гвоздика», «Че­ бурашка», «Дружба народов», современный ненецкий танец. Половика из них поставлена самой Анной Борисовной. И ребята исполняют их грамот­ но, красиво, с упоением. Выступать приходится часто. Многие ребята побывали в Мо­ скве и Ленинграде, в Киеве и Минске, в Прибалтике и Че­ хословакии. Они — желанные гости на сценах городских дворцов- культуры и в рабо­ чих аудиториях. Кстати, сейчас руководители школы № 44 вместе с шефами трубного завода загорелись желанием оборудовать для юных танцоров зеркальный зал со станками для разминок. И это очень нужно для совер­ шенствования мастерства. ...Мы выходим на улицу. — Смотрите,— показывает на угол школьного коридора Анна Борисовна.— Это ведь наш бессменный баянист Юрий Горобец с пятилетией дочкой, нынешний таиец разучивает... И домой не торопятся. Ну что ж, если даже взрос­ лый мужчина увлекся., то не зря, значит, душу и знания от­ дает искусству танца молодой и целеустремленный педагог Анна Борисовна Стрыбкова. В, КУПАВЫХ. В Мос к ве торжественно от­ к рыт памятни к Я. М. Свердло­ ву — замечательному револю- ционеру-ленинцу, выдающе­ муся деятелю Коммунистиче­ с к ой партии и Советс к ого го­ сударства. Монумент сооружен по про­ е к ту скульптора Р. Е. Ам б ара цумяна и архите к тора Б. И. Тхора. На сним ке: п амятни к Я. М. Свердлову. (Фотохроника ТАСС). СИЛЬНЕЙШИЙ ЖИВЕТ В ЛЕБЕДЯНИ Закончился чемпионат обла­ сти по шахматам среди муж­ чин. Два его участника —- кан­ дидаты в мастера спорта — лебедянец В. Карпов и липча­ нин В. Харламов набрали оди­ наковую сумму очков — по 9,5. Но по лучшему коэффи­ циенту турнира первое место занял В. Карпов, не потерпев­ ший ни одного поражения. Третьим призером назван лип­ чанин В. Зинов. Экс-чемпион области А. Слонимский стал четвертым. Надо отметить большой ус­ пех восьмиклассника Липец­ кой средней школы № 9 Сер­ гея Стрельцова. Участвуя в турнире, он успешно провел ряд ответственных партий, и заняв пятое место, выполнил норматив кандидата в масте­ ра спорта СССР. И. ФИЛИППОВ. На сним ке: А. Б. Стры б к ова с питомцами. Фото Ю. Клюева. 5 0 ОЦЕНОК «ХОРОШО» Художественно-техниче­ с ки й совет Министерства б ытового о бслужив ания РСФСР рассмотрел модели областных объединений «Индобувь», разработан ­ ные местными специали­ стами. Липчанами б ыло представлено 50 о бр аз­ цов. Это модели мужс к ой, женс к ой и детс к ой о буви, к оторую можно буд ет за­ к азать в ателье и мастер­ с ких о бъ единения. Все о бр азцы получили оцен ку «х орошо». Та к от­ мечена творчес к ая ра б ота модельеров Л. И. Кузнецо­ вой, Н. Н. Краснянс кой, тех ­ нологов А. И. Брагиной и М. М. Дудановой, ра б очих Н. П. Сапроновой, Л. Н. Страдчовой, Владимира Мезенцева, Михаила Иван­ никова и других. Н. АЛЕ КСЕЕВ. П 11 ВВа 1 т 111 НП 11111 НП 1 П 111 П т П 1111 т 11111 т т 111 т П 1 аН 11 т 11111 т 11111 Л т 11 Н 10 П 11 |ППП 111 П 11 ВП 111 ПП 1111 П 1 т 1 а 1111 т 111 т т 111 т 11 П 111 аП 1 ЛЯ 1 т П П 1 П 1 В 1 ! 1111 ЯЕВ 111 Ш 11 ПП 11111 ВЕ! 11 тП 1 В 11 ВП 1 !В 1 ВП 1 т 11 П 11 Достопримечательные места области КРОПОТОВО - ЛЕРМ0НТ0В0 На трассе Волгоград —■ М осква, недалеко от грани ­ цы, разделяющей Липец­ кую и Тульскую области, стоит указатель, показыва ­ ющий дорогу к у садь б е Лермонтовых. На турист, ской карте в пояснении сказано: « Кропотово- Лермонтово — родовая усадь б а отца вели к ого поэ­ та М. Ю. Лермонтова в XVIII—XIX вв. Здесь в 1827, 1831 и 1835 годах бывал и сам поэт». Всем известно, что родовые имения Лермонтовых находи* лись в Костромской губернии. Как же оказалось имение отца поэта на липецкой земле? Из­ вестный костромской краевед А. А. Григоров недавно обна­ ружил в архивах новые доку­ менты. В своей статье «О пред­ ках М. Ю. Лермонтова» Гри­ горов пишет: «Зимнее время Юрий Петрович Лермонтов проводил большей частью в Петербурге, где у него была многочисленная родня. Очевид­ но, жизнь на широкую ногу расстроила его состояние, и в конце 80-х годов XVIII века дела его стали клониться к упадку». Часть обширных име­ ний на костромской земле он продал и заложил. В 1791 го­ ду купил село Любашевку, а в 1792 году у поручика Н. М. Кропотова—второе село, Ниж­ нюю Любашевку, которое ча­ сто называли — Кродотово. Здесь он и поселился с семьей и больше уже не вернулся на костромскую землю. Название Любашевка и Нижняя Любашевка села по­ лучили по названию реки, и связывают его со славянским словом «люб», то есть хоро­ ший, пригожий. Но оба села, расположенные рядом, стали называть Кропотово но фами­ лии бывших владельцев. О том, как селу дали назва­ ние Кропотово-Лермонтово, рассказывает доцент Астра­ ханского медицинского ин­ ститута И. Вепринцев: «В 1917-—1918 годах я был секре­ тарем Ефремовского уездного ревкома. В начале 1918 года в Ефремово была установлена Советская власть. Нужно было заказать в Туле печати для всех сельсоветов Ефремовско­ го уезда... Для этого состави­ ли список названий всех сел и деревень... Оказалось, что в Шиповской волости... есть три деревни с одинаковым назва­ нием: Кропотово господ Коче­ товых, Кропотово — Чегыше- вых и Кропотово — Цехано- вых. И вот я, по собственной инициативе, для трех деревень Кропотово заказал печати...: Кропотово — Климкиных, Кро­ потово — Ягановых (по фами­ лии большинства крестьян, проживающих в этих дерев­ нях) и Кропотово-Лермонто- во. Так в 1918 году на геогра­ фических картах Тульской гу­ бернии появилось новое наи­ менование: Кропотово-Лер- монтово». Потом это село во­ шло в Становлянский район Липецкой области. Что представляло собой име­ ние Лермонтовых? Окружено оно было глубокой канавой и обсажено березками и куста­ ми акании. Деревянный под железом с мезонином дом был похож на дом в Тарханах, имел 12 комнат. Перед домом — небольшой пруд, цветочные клумбы. К дому вела широкая аллея серебристых тополей. В западной стороне от дома, на границе с полем, были расположены хозяйст­ венные постройки: кухня, ткац­ кая, два амбара, каретный са­ рай и конюшня, рубленные из дубового леса. Погреб, ледник и скотный двор сложены из камня, добываемого рядом с усадьбой. Крыши всех построек — соломенные. У южного крыла дома стоя­ ло огромное дерево, которому посвящено стихотворение по­ эта «Дереву». Михаил Юрь­ евич о нем же писал: «Мое за­ вещание». «Схороните меня под этим сухим деревом, что­ бы два образа смеоти пред­ стали глазам вашим: я любил под ним и слышал волшебное слово: «люблю», которое по­ трясло судорожным движени­ ем каждую жилку моего серд­ ца; в то время это дерево, еиде цветущее, при свежем ветре покачало головою и шепотом молвило: «Безумец, что ты де­ лаешь?» — Время постигло мрачного свидетеля радостей человеческих прежде меня. Я не плакал, ибо слезы есть принадлежность тех, у кото­ рых есть надежды;— но тогда же взял бумагу и сделал сле­ дующее завещание: «Похоро­ ните мои кости под этой сухой яблоней, положите камень: и пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет до­ ставить ему бессмертие!». Не исполнилось пожелание поэта, его похоронили в Пятигорске, а затем перевезли в Тарханы. Михаил Юрьевич Лермонтов был в Кропотово в 1827 году. Стихотворение «Эпитафия» подтверждает, что он был и в 1831 году па похоронах отца, но вот подтверждения его пребывания здесь в 1835 году, при разделе имения, нет. На приглашение на раздел он пи­ сал: «Сам прибыть не могу, состою на службе», а в пись­ ме к бабушке спрашивал, как прошел раздел. Дом Лермонтовых и дерево уничтожили фашисты во время Великой Отечественной вой­ ны. Ио остался сад. А в тру­ дах Тульской губернской уче­ ной архивной комиссии, издан­ ных к ЮОлетию со дня рож­ дения поэта, в 1914 году, упо­ минается, что в музее комис­ сии есть фотография дома и парка Лермонтовых. Это и позволяет надеяться, что со временем все здесь будет вос­ становлено, как при жизни поэта, и в Кропотово будет создан музей М. Ю. Лермон­ това. Н. МАР КОВ. МУЗЕЙ В СЫКТЫВКАРЕ СЫКТЫВКАР ' (Коми АССР), 11. Музей истории советской милиции открылся вчера в столице автономной республики. Его экспозиция рассказывает о становлении советской власти в северном крае, о подвигах работников органов правопорядка. Среди экспонатов исторические до­ кументы, архивные фотогра­ фии, оружие и личные вещи героев-милиционеров. (ТАСС). Ю М О Р Ш ЛЬГОТНЫЙ ШАР Гвоздем званого вечера был «телеметеэрнт» — так он предстазился нашей компании. И, широко улыбнувшись, гость добавил: «До телезвез­ ды не донос...». Согласитесь, человек, хлебнувший популяр­ ности, может пошутить, тем более, если его натураль­ но, без помех показывали по телевизору как члена тираж­ ной комиссии «Спортлото». В адрес хозяйки он изрек: — Спидвей. — ?! — Выглядите на тридцать пять. А это — спидвей. Хозяйка зарделась и поса­ дила его на почетное место. Между тем, я бы дал ей ни­ чуть не меньше 45-ти. А он все острил. На вечере большая часть гостей сгрудилась на другом конце стола, вокруг ничем не примечательной особы в им­ портном парике, замшевом костюме и платиновыми коль­ цами на пальцах. Так себе. То ли дело наши жены. Любо- дорого: модный ситчик, пласт­ массовая бижутерия. Из окружения этой дамы до­ носилось нечто странное: «Всю можно? И ноль семьдесят пять? И ноль восемь?». Услышав цифры, потускнев­ ший «телеметеорит» технично прошел по краю и заворковал с незнакомкой. Послышалось вовсе непонятное: «Как?! Даже нестандартную?! В неограни­ ченном количестве?! Друзья, нам выпал льготный шар!». Хозяйка шепнула мне на ухо: — Пользуйтесь моментом. Это заведующая приемным пунктом стеклотары... Протолкнувшись через плот­ ную группу гостей, я вклинился в разговор: — А импортную типа «Рейн­ ской» или «Бордосской* мож­ но? — Запросто. «Запросто». О, всемогущая! Наконец-то смогу освободить кладовку. Действительно, льготный шар! Скорей взять телефон. Меня опередил «телеметео­ рит». — Служебный телефон про­ шу записать ' собственноручно» Вместо автографа... А. АДПОСТЕЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz