Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
ной и моральной поддержкой материнства и детства, вклю чая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерЯм, постепенное сокраще ние рабочего времени женщин, имеющих малолетних де тей. Статья 36. Граждане СССР различных рас и националь ностей имеют равные права. Осуществление этих прав обеспечивается политикой все стороннего развития и сближения всех наций и народно стей СССР, воспитанием граждан в духе советского патрио тизма и социалистического интернационализма, возмож ностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, 'установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключи тельности, вражды или пренебрежения — наказываются по закону. Статья 37. Иностранным гражданам и лицам без граж данства в СССР гарантируются предусмотренные Законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Находящиеся на территории СССР иностранные гражда не и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы. Статья 38. СССР предоставляет право убежища ино- странцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально- освободительном движении, за прогрессивную общественно- политическую, научную или иную творческую деятель ность. социалистического интернационализма, активно участвует в экономической интеграции и в международном социали стическом разделении труда. Г л а в а 5. ЗАЩИТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОТЕЧЕСТВА Статья 31. Защита социалистического Отечества отно сится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирног труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность. Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надеж но защищать социалистическое Отечество, быть в постоян ной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору. Статья 32. Государство обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы СССР всем необходимым. Обязанности государственных органов, общественны? организаций, должностных лиц и граждан по обеспечения безопасности страны и укреплению ее обороноспособно сти определяются законодательством Союза ССР. Г л а в а 6. ГРАЖДАНСТВО СССР. РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН Статья 33. В СССР установлено единое союзное граж- 1 данство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения и утраты советско го гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Граждане СССР за границей пользуются защитой и по кровительством Советского государства. Статья 34. Граждане СССР равны перед Законом незави симо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, по ла, образования, языка, отношения к религии, рода и ха рактера занятий, места жительства и других обстоятельств. Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех обла стях экономической, политической, социальной и куль турной жизни. Статья 35. Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставле нием женщинам равных с мужчинами возможностей в по лучении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам со четать труд с материнством; правовой защитой, материаль- II. ГО СУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ коммунизма в СССР, защиту государственных интересов Советского Союза, укрепление позиций мирового социа лизма, поддержку борьбы народов за национальное осво бождение и социальный прогресс, на предотвращение аг рессивных войн, достижение всеобщего и полного разору жения и последовательное осуществление принципа мир ного сосуществования государств с различным социальным строем. В СССР пропаганда войны запрещается. Статья 29. Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или у г розы силой; нерушимости-границ; территориальной цело-' стиости государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав че ловека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между го сударствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм меж дународного права, из заключенных СССР международных договоров. Статья 30. СССР ка к составная часть мировой системы социализма, социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу и сотрудничество, товарищескую взаи мопомощь со странами социализма на основе принципа палат, представлять им необходимые материалы и доку менты. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рас смотрению государственными и общественными органа ми, учреждениями и организациями. О результатах рас смотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок. Статья 1.26. Верховный Совет СССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему госу дарственных органов. Верховный Совет СССР образует Комитет народного контроля СССР, возглавляющий систему О рганов народно го контроля. Организация и порядок деятельности органов народно го контроля определяются Законом о народном контроле в СССР. Статья 127. Порядок деятельности Верховного Совета СССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми па основе Конституции СССР. Г л а в а 16. СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР Статья 128. Совет Министров СССР — правительство СССР — является высшим исполнительным и распоря дительным органом государственной власти СССР. Статья 129. Совет Министров СССР образуется Верхов ным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и замести телей Председателя, министров СССР, председателей го сударственных комитетов СССР. В состав Совета Министров СССР входят по должности председатели Советов Министров союзных республик. По представлению Председателя Совета Министров СССР Верховный Совет СССР может включить в состав правительства СССР руководителей других органов и ор ганизаций СССР. Совет Министров СССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его пер вой сессии. Статья 130. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Пре зидиумом Верховного Совета. СССР, которому подотчетен. Совет Министров ^СССР регулярно отчитывается о сво ей работе перед Верховным Советом СССР. Статья 131. Совет Министров СССР правомочен ре шать все вопросы государственного управления, отнесен ные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. В пределах своих полномочий Совет Министров СССР: 1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, ра циональному использованию и охране природных ресур сов, по укреплению денежной и кредитной системы, про ведению единой политики цен, оплаты труда, социально го обеспечения, организации государственного страхова ния и единой системы учета и статистики; организует управление промышленными, строительными, сельскохо зяйственными предприятиями и объединениями, пред приятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения; 2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные Государственные планы эко номического и социального развития СССР, Государст- 8 ) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные спе циальные звания; 9) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР, награждает орденами и медалями СССР; присваивает почетные звания СССР; 1В| принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища; 11) издает общесоюзные акты об амнистии и осущест вляет помилование; 12) назначает и отзывает дипломатических представи телей СССР в иностранных государствах и при междуна родных организациях; 13) принимает верительные и отзывные грамоты ак кредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; 14) образует Совет обороны СССР и утверждает его ^ состав, назначает и сменяет высшее командование Во оруженных Сил СССР; 15) объявляет в интересах защиты СССР военное по ложение в отдельных местностях или по всей стране; .. 16) объявляет общую или частичную мобилизацию; 17) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного на- ддения на СССР или в случае необходимости выполне ния международных договорных обязательств по взаим ной обороне от агрессии; 18) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами СССР. Статья 122. Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии: 1) вносит в случае необходимости изменения в дейст вующие законодательные акты СССР; 2) утверждает изменения границ между союзными республиками; 3) по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные ко митеты СССР; 4) по представлению Председателя Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров СССР. Статья 123. Президиум Верховного Совета СССР изда ет указы и принимает постановления. Статья 124. По истечении полномочий Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохра- пяет свои полномочия вплоть до образования вповь У избранным Верховным Советом СССР нового Президиума. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается ,Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава нс позже чем через два месяца после выборов. Статья 125. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а так же для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президи ума, контроля за деятельностью Государственных орга нов н организаций. Палаты Верховного Совета СССР могут создавать также совместные комиссии на паритет ных началах. Верховный Совет СССР создает, когда сочтет необхо димым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. „ Все государственные и общественные органы, органи зации и должностные лица обязаны выполнять требова ния комиссий Верховного Совета СССР и комиссий его ли, предоставляемые в установленном Законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают со действие гражданам в ведении подсобного хозяйства. Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества. Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие на логообложению. Общественно полезный труд и его результаты опреде ляют положение человека в обществе. Государство, соче тая материальные и моральные стимулы, поощряя нова торство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека. Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение расту щих материальных и духовных потребностей людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, со циалистическое соревнование, достилсения научно-техниче ского прогресса, совершенствуя формы и методы руководст ва экономикой, государство обеспечивает рост произво дительности труда, повышение эффективности производ ства и качества работы, дииамичпое, планомерное и про порциональное развитие народного хозяйства. Статья 16. Экономика СССР составляет единый на роднохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе го сударственных планов экономического и социального раз вития, с учетом отраслевого и территориального принци пов, при сочетании централизованного управления с хо зяйственной самостоятельностью и инициативой пред приятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы. Статья 17- В СССР в соответствии с Законом допуска ются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует и н дивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее ис пользование в интересах общества. Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколе ний в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и живот ного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улуч шения окружающей человека среды. Г л а в а 3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА Статья 19: Социальную основу СССР составляет неру шимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство способствует усилению социальной одно родности общества — стиранию классовых различий, су щественных различий между городом и деревней, умст венным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеа лом «Свободное развитие каждого есть условие свобод ного развития всех» государство ставит своей целью рас ширение реальных возможностей для применения гражда нами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Статья 21. Государство заботится об улучшении усло вий и охране труда, его научной организации, о сокра щении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отра слях народного хозяйства. Статья 22. В СССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образова ния, культуры, здравоохранения, торговли и обществен ного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустро енные поселки. Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребле ния. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов 'обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов. Статья 24. В СССР действуют и развиваются государ ственные системы здравоохранения, социального обеспе чения, торговли и общественного питания, бытового об служивания и коммунального хозяйства. Государство поощряет деятельность кооперативных н других общественных организаций во всех сферах обслу живания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта. Статья 25. В СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечи вает общеобразовательную и профессиональную подготов ку граждан, служит коммунистическому воспитанию, ду ховному и, физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности. Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение ре зультатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни. Статья 27. Государство заботится об охране, преумно жении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессиональ ного искусства и народного художественного творчества. Г л а в а 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Статья 28. СССР неуклонно проводит ленипскую поли ти ку мира, выступает за упрочение безопасности наро дов и широкое международное сотрудничество. Внешняя политика СССР направлена па обеспечение благоприятных международных условий для построения венный бюджет СССР; принимает меры по осуществле-- нию государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета; 3) осуществляет меры по защите интересов государ ства, охране социалистической собственности и общест венного порядка, по обеспечению и защите прав и сво бод граждан; 4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности; 5) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР, определяет ежегодные контин генты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу; 6) осуществляет общее руководство в области отноше ний с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного со трудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных дого воров СССР; утверждает и денонсирует межправитель ственные международные договоры; 7) образует в случае необходимости комитеты, глав ные управления и другие ведомства при Совете Мини стров СССР по делам хозяйственного, социально-куль турного и оборонного строительства. Статья 132., Ддя решения вопросов, связанных с обес печением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве по стоянного органа Совета Министров СССР действует Пре зидиум Совета Министров СССР в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и замести телей Председателя. Статья 133. Совет Министров СССР на основе и во ис полнение законов СССР и иных решений Верховного Со вета СССР и его Президиума издает постановления и рас поряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к ис полнению на всей территории СССР* Г л а в а 17 , ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 137. Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики. Верховный Совет союзной республики правомочен ре шать все вопросы, отнесенные к ведению союзной рес публики Конституцией СССР и Конституцией союзной республики. Принятие Конституции союзной республики, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственно го бюджета союзной республики и отчетов об их выпол нении; образование подотчетных ему органов осущест вляются исключительно Верховным Совету союзной рес публики, Статья 134. Совет Министров СССР имеет право по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР, приостанав ливать исполнение постановлений и распоряжений Сове тов Министров союзных республик, а также отменять акты министерств СССР, государственных комитетов СССР, других подведомственных ему органов. Статья 135. Совет Министров СССР объединяет и на правляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР» других подведомственных ему органов. Общесоюзные министерства и государственные комите ты СССР руководят порученными им отраслями управле ния или осуществляют межотраслевое управление на всей территории СССР непосредственно либо через соз даваемые ими органы. Союзно-республиканские министерства и государ ственные комитеты СССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, ка к правило, через соответствующие мини стерства, государственные комитеты, другие органы со юзных республик и управляют непосредственно отдель ными предприятиями и объединениями, находящимися в союзном подчинении. Порядок передачи предприятий и объединений из республиканского и местного подчинения в союзное определяется Президиумом Верховного Совета СССР. . Министерства и государственные , комитеты СССР несут ответственность за состояние и развитие поручен ных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиу ма, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; организуют и проверяют их исполнение. Статья 136. Комшзтеиция Совета Министров СССР— и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень общесоюзных и союзно-республикан ских министерств и государственных комитетов СССР определяются на основе Конституции Законом о Со вете Министров СССР, Законы союзной республики принимаются Верховным Советом союзной республики или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Со вета союзной республики. - Статья 138. Верховный Совет союзной республики из бирает Президиум Верховного Совета — постоянно дейст вующий орган Верховного Совета союзной республики, подотчетный ему во всей своей деятельности. Состав / и полномочия Президиума Верховного Совета союзной рес публики определяются Конституцией союзной респуб лики. Статья 139. Верховный Совет союзной республики об разует Совет Министров союзной республики — Прави тельство. союзной республики — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти союз ной республики. Совет Министров союзной республики ответствен перед { Верховным Советом союзной республики и ему подотчетен. & VI. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz