Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

большинство от общего числа депутатов палаты. П осади новления и иные акты Верховного Совета СССР прини­ маются большинством от общего числа депутатов В ерхов ного Совета СССР, Проекты законов й другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР либо Президиума Верховного Совета СССР, приня­ тым по их инициативе или по предложению союзной рес­ публики, могут быть вынесены на всенародное обсужде­ ние. Статья 115. В случае разногласия между Советом Сою­ за и Советом Национальностей вопрос передается на раз­ решение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рас­ сматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или переда­ ется им на всенародное голосование (референдум). Статья 116. Законы СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Пре­ зидиума Верховного Совета СССР. Статья 117. Депутат Верховного Совета СССР име право обратиться с запросом к Совету Министров СССу^ к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР. Совет Министров СССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать не более чем в трехдневный срок устный или пись­ менный ответ на данной сессии Верховного Совета СССР. Статья 118. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, на­ лагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями — без со­ гласия Президиума Верховного Совета СССР. Статья 119. Верховный Совет СССР избирает на совме­ стном заседании палат Президиум Верховного Совета СССР — постоянно действующий орган Верховного Сове­ та СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конститу­ цией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями. Статья 120. Президиум Верховного Совета СССР изби­ рается из числа депутатов в составе Председателя Прези­ диума Верховного Совета, Первого заместителя Председа­ теля, пятнадцати заместителей Председателя— по одному от каждой союзной республики, Секретаря Президиума и двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР. Статья 121. Президиум Верховного Совета СССР: 1) назначает выборы в Верховный Совет СССР; 2) созывает сессии Верховного Совета СССР; 3) координирует деятельность постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР; 4) осуществляет контроль за соблюдением Конститу­ ции СССР и обеспечивает соответствие Конституций в законов союзных республик Конституции и законам СССР; 5) дает толкование законов СССР; 6) ратифицирует и денонсирует международные дого­ воры СССР; 7) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных респуб­ лик в случае несоответствия их Закону; ждение образования новых автономных республик и авто­ номных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государст­ венного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; об­ разование подотчетных ему органов Союза ССР осущест­ вляются исключительно Верховным Советом СССР. Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводи­ мым по решению Верховного Совета СССР. Статья 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны. Статья 110. Совет Союза и Совет Национальностей со­ стоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депу­ тата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автоном­ ного округа. Совет Союза и Совет Национальностей по представле­ нию избираемых ими мандатных комиссий принимают ре­ шение о признании полномочий депутатов, а в случае на­ рушения законодательства о выборах— о признании выбо­ ров отдельных депутатов недействительными. ^ та т ь я 111'. Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и четырех его заместите­ лей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета На­ циональностей. Статья 112. Сессии Верховного Совета СССР созывают­ ся два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верхов­ ного Совета СССР по его инициативе, а также по предло­ жению союзной республики или не менее трети депу­ татов одной из палат. Сессия Верховного Сцвета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в пе­ риод между ними заседаний постоянных комиссий палат или комиссий Верховного Совета СССР. Сессия открыва­ ется и закрывается на раздельных или совместных засе­ даниях палат. Статья 113. Право законодательной инициативы в Вер­ ховном Совете СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, союзным республикам в лице их высших органов государственной власти, комиссиям Вер­ ховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных орга­ нов. Статья 114. Проекты законов и другие вопросы, вне­ сенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуж­ даются палатами на их раздельных или совместных засе­ даниях. В случае необходимости проект закона либо со­ ответствующий вопрос может быть передан для предвари­ тельного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий. Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало нах и об инвалидах; другими' формами социального обес­ печения. Статья 4 4 . Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государ­ ственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строитель­ ству, справедливым распределением под общественным кон­ тролем жилой площади, предоставляемой по мере осуще­ ствления программы строительства благоустроенных ж и ­ лищ, а также невысокой платой за квартиру и коммуналь­ ные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу. Статья 45. Граждане СССР имеют право на образова­ ние. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов об­ разования, осуществлением всеобщего обязательного сред­ него образования молодежи, широким развитием професси­ онально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с произ­ водством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот уча­ щимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учеб­ ников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в госу­ дарственных и общественных фондах; развитием и равно­ мерным размещением культурно-просветительных уч­ реждений на территории страны; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печа­ ти, сети бесплатных библиотек; расширением культурно­ го обмена с зарубежными государствами. Статья 47. Гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных иссле­ дований, изобретательской и рационализаторской деятель­ ности, развитием литературы й искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, ока­ зывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализа­ торских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охра­ няются государством. Статья 48. Граждане СССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударст­ венного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие вы­ борные государственные органы, принимать участие во все­ народных обсуждениях и голосованиях, в народном кон­ троле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Статья 49. Каждый гражданин СССР имеет право вно­ сить в государственные органы и общественные организа­ ции предложения об улучшений их деятельности, критико­ вать недостатки в. работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рас­ сматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, пресле­ дующие за критику, привлекаются к ответственности. Статья 50. В соответствии с интересами народа и в це­ лях укрепления и развития социалистического строя граж­ данам СССР гарантируются ^свободы: слова, печати, собра­ ний, митингов, уличных шествий и демонстраций. * Г л а в а 7. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН СССР Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой со­ циально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного разви­ тия. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, пра­ вам других граждан. Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой тру­ да в соответствии с его количеством и качеством и не ни­ же установленного государством минимального размера,-— включая право на выбор профессии, рода занятий и рабо­ ты в соответствии с призванием, способностями, профес­ сиональной подготовкой, образованием и с учетом обще­ ственных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специально­ стям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства. Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, со­ кращенным рабочим днем для ряда профессий и произ­ водств, сокращенной продолжительностью работы в ноч­ ное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых от­ пусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных у ч ­ реждений, развитием массового спорта, физической куль­ туры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рацио­ нального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхоз­ ников регулируется колхозами. Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицирован­ ной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреж­ дений для лечения и укрепления здоровья граждан; раз­ витием и Совершенствованием техники безопасности и про­ изводственной санитарии; проведение*! широких профилак­ тических мероприятий; мерами по оздоровлению окружаю­ щей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поко­ ления, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертывани­ ем научных исследований, направленных на предупрежде­ ние и снижение заболеваемости, на обеспечение долголет­ ней активной жизни граждан. Статья 43. Граждане СССР имеют право на материаль­ ное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кор­ мильца. Это право гарантируется социальным страхованием ра­ бочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и кол­ хозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю по­ тери кормильца; трудоустройством граждан, частично утра­ тивших трудоспособность; заботой о престарелых гражда- а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета союзной республики, ко­ торому подотчетен, Статья 140. Совет Министров союзной республики из­ дает постановления и распоряжения на основе и во Ис­ полнение законодательных актов СССР и союзной респуб­ лики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и проверяет их исполнение'. Статья 141. Совет Министров союзной республики име­ ет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных коми­ тетов краевых, областных, городских (городов республи­ канского подчинения) Советов народных депутатов, Сове­ тов народных депутатов автономных областей, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, — испол­ нительных комитетов районных и соответствующих го­ родских Советов народных депутатов. Статья 142. Совет Министров союзной республики объ­ единяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств, государственных комитетов союзной республики, других подведомственных ему орга­ нов. Союзно-респубдиканские министерства и государствен­ ные комитеты союзной республики руководят порученными им 'отраслями управления или осуществляют межотрасле ­ вое управление, подчиняясь ка к Совету Министров союз­ ной республики, так и соответствующему союзно-республи­ канскому министерству СССР или государственному ко­ митету СССР. Республиканские министерства и государственные ко­ митеты руководят порученными им отраслями управления ли осуществляют межотраслевое управление, подчиня­ юсь Совету Министров союзной республики. • Г л а в а 18. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 143. Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет авто­ номной республики. П ринятие Конституции автономной республики, внесе­ ние в нее изменений; утверждение государственных пла­ нов экономического и социального развития, а также го­ сударственного бюджета автономной республики; образо­ вание подотчетных ему органов осуществляются исклю­ чительно ВерхОгВным Советом автономной республики. Законы автономной' республики принимаются Верхов­ ным Советом автономной республики. Статья 144. Верховный Совет автономной республики избирает Президиум Верховного Совета автономной рес­ публики и образует Совет Министров автономной респуб­ лики — Правительство автономной республики. Г л а в а 19. МЕОГНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Статья 145. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, рай­ онах, городах, районах в городах, поселках, сельских на­ селенных пунктах являются соответствующие Советы на­ родных депутатов. Статья 146. Местные Советы народных депутатов ре­ шают все вопросы местного значения, исходя из общего­ сударственных интересов и интересов граждан, прожива­ ющих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят дея­ тельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним своишредложения. Местные Советы народных депутатов руководят на сво­ ей территории государственным, хозяйственным и соци­ ально-культурным строительством; утверждают планы эко­ номического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им государствен­ ными органами, предприятиями, учреждениями и органи­ зациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану госу­ дарственного и общественного порядка, прав граждан; со­ действуют укреплению обороноспособности страны. , Статья 147. В пределах своих полномочий местные Со­ веты народных депутатов обеспечивают комплексное эко­ номическое и социальное развитие на их территории; осу­ ществляют контроль за соблюдением законодательства рас­ положенными на этой территории предприятиями, учреж­ дениями и организациями вышестоящего подчинения; ко­ ординируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, ис­ пользования трудовых ресурсов, производства товаров на­ родного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Статья 148. Местные Советы народных депутатов при­ нимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Сове­ та предприятиями, учреждениями и организациями, а так­ же должностными лицами и гражданами. Статья 149. Исполнительными и распорядительными ор­ ганами местных Советов народных депутатов являются из­ бираемые ими из числа депутатов исполнительные коми­ теты. Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Статья 150. Исполнительные комитеты местных Сове­ тов народных депутатов непосредственно подотчетны ка к Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнитель­ ному и распорядительному органу. VII. ПРАВО СУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР Г л а в а 20 СУД И АРБИТРАЖ > Статья 151. Правосудие в СССР еудом. осуществдяется только В СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды ав­ тономных областей, суды автономных округов, районные I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР Гла ва 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Статья 1. Союз Советских Социалистических Респуб­ лик есть социалистическое общенародное государство, вы­ ражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интел­ лигенции, трудящихся всех наций и народностей стра­ ны. Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Со­ веты народных депутатов, составляющие политическую «основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Статья 3. Организация и деятельность Советского го­ сударства строятся в соответствии с принципом демокра­ тического централизма: выборностью всех органов го­ сударственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активно­ стью на местах, с ответственностью каждого государ­ ственного органа и должностного Лица за порученное де­ ло'. Статья 4 . Советское государство, все его органы дей­ ствуют на основе социалистической законности, обеспечи­ вают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, долж­ ностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР н советские законы. Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Статья 6. Руководящей и направляющей силой совет­ ского общества, ядром его политической системы, госу­ дарственных и общественных организаций является Ком­ мунистическая партия Советского Союза. КПСС существу­ ет для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Комму­ нистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней поли­ ти ки СССР, руководит великой созидательной деятельно­ стью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Кон­ ституции СССР. Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ле­ нинский Коммунистический Союз Молодежи, кооператив­ ные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсужде­ нии и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и реше­ нии вопросов управления предприятиями и учреждения­ ми, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия ж матери­ альное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое со­ ревнование, способствуют распространению передовых ме­ тодов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспи­ тывают своих членов в; духе коммунистической нравст­ венности, заботятся о повышении их политической со­ знательности, культуры и профессиональной квалифика­ ции. Статья 9. Основным направлением развития политиче­ ской системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государ­ ства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организа­ ций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расши­ рение гласности, постоянный учет общественного мнения. Г л а в а 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Статья 10. Основу экономической системы СССР соста­ вляет социалистическая собственность на средства произ­ водства в форме государственной (общенародной) и кол­ хозно-кооперативной собственности. Социалистической собственностью является также иму­ щество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач. Государство охраняет социалистическую собственность ж создает условия для ее преумножения. Никто не вправе использовать социалистическую соб­ ственность в целях личной наживы и в других корыст­ ных целях. Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма соци­ алистической собственности. В «исключительной собственности государства находят­ ся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, стро­ ительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, * основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Статья 12. Собственностью колхозов и других коопера­ тивных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осу­ ществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование. Государство содействует развитию колхозно-кооператив­ ной собственности и ее сближению с государственной. Колхозы, ка к и другие землепользователи, обязаны эф­ фективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие. Статья 13. Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы, В личной собственно­ сти могут находиться предметы обихода, личного по­ требления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государст­ вом. В пользовании граждан могут находиться участки зем-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz