Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
большинство от общего числа депутатов палаты. П осади новления и иные акты Верховного Совета СССР прини маются большинством от общего числа депутатов В ерхов ного Совета СССР, Проекты законов й другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР либо Президиума Верховного Совета СССР, приня тым по их инициативе или по предложению союзной рес публики, могут быть вынесены на всенародное обсужде ние. Статья 115. В случае разногласия между Советом Сою за и Советом Национальностей вопрос передается на раз решение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рас сматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или переда ется им на всенародное голосование (референдум). Статья 116. Законы СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Пре зидиума Верховного Совета СССР. Статья 117. Депутат Верховного Совета СССР име право обратиться с запросом к Совету Министров СССу^ к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР. Совет Министров СССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать не более чем в трехдневный срок устный или пись менный ответ на данной сессии Верховного Совета СССР. Статья 118. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, на лагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями — без со гласия Президиума Верховного Совета СССР. Статья 119. Верховный Совет СССР избирает на совме стном заседании палат Президиум Верховного Совета СССР — постоянно действующий орган Верховного Сове та СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конститу цией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями. Статья 120. Президиум Верховного Совета СССР изби рается из числа депутатов в составе Председателя Прези диума Верховного Совета, Первого заместителя Председа теля, пятнадцати заместителей Председателя— по одному от каждой союзной республики, Секретаря Президиума и двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР. Статья 121. Президиум Верховного Совета СССР: 1) назначает выборы в Верховный Совет СССР; 2) созывает сессии Верховного Совета СССР; 3) координирует деятельность постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР; 4) осуществляет контроль за соблюдением Конститу ции СССР и обеспечивает соответствие Конституций в законов союзных республик Конституции и законам СССР; 5) дает толкование законов СССР; 6) ратифицирует и денонсирует международные дого воры СССР; 7) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных респуб лик в случае несоответствия их Закону; ждение образования новых автономных республик и авто номных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государст венного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; об разование подотчетных ему органов Союза ССР осущест вляются исключительно Верховным Советом СССР. Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводи мым по решению Верховного Совета СССР. Статья 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны. Статья 110. Совет Союза и Совет Национальностей со стоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депу тата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автоном ного округа. Совет Союза и Совет Национальностей по представле нию избираемых ими мандатных комиссий принимают ре шение о признании полномочий депутатов, а в случае на рушения законодательства о выборах— о признании выбо ров отдельных депутатов недействительными. ^ та т ь я 111'. Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и четырех его заместите лей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета На циональностей. Статья 112. Сессии Верховного Совета СССР созывают ся два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верхов ного Совета СССР по его инициативе, а также по предло жению союзной республики или не менее трети депу татов одной из палат. Сессия Верховного Сцвета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в пе риод между ними заседаний постоянных комиссий палат или комиссий Верховного Совета СССР. Сессия открыва ется и закрывается на раздельных или совместных засе даниях палат. Статья 113. Право законодательной инициативы в Вер ховном Совете СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, союзным республикам в лице их высших органов государственной власти, комиссиям Вер ховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных орга нов. Статья 114. Проекты законов и другие вопросы, вне сенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуж даются палатами на их раздельных или совместных засе даниях. В случае необходимости проект закона либо со ответствующий вопрос может быть передан для предвари тельного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий. Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало нах и об инвалидах; другими' формами социального обес печения. Статья 4 4 . Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государ ственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строитель ству, справедливым распределением под общественным кон тролем жилой площади, предоставляемой по мере осуще ствления программы строительства благоустроенных ж и лищ, а также невысокой платой за квартиру и коммуналь ные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу. Статья 45. Граждане СССР имеют право на образова ние. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов об разования, осуществлением всеобщего обязательного сред него образования молодежи, широким развитием професси онально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с произ водством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот уча щимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учеб ников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в госу дарственных и общественных фондах; развитием и равно мерным размещением культурно-просветительных уч реждений на территории страны; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печа ти, сети бесплатных библиотек; расширением культурно го обмена с зарубежными государствами. Статья 47. Гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных иссле дований, изобретательской и рационализаторской деятель ности, развитием литературы й искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, ока зывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализа торских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охра няются государством. Статья 48. Граждане СССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударст венного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие вы борные государственные органы, принимать участие во все народных обсуждениях и голосованиях, в народном кон троле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Статья 49. Каждый гражданин СССР имеет право вно сить в государственные органы и общественные организа ции предложения об улучшений их деятельности, критико вать недостатки в. работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рас сматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, пресле дующие за критику, привлекаются к ответственности. Статья 50. В соответствии с интересами народа и в це лях укрепления и развития социалистического строя граж данам СССР гарантируются ^свободы: слова, печати, собра ний, митингов, уличных шествий и демонстраций. * Г л а в а 7. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН СССР Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой со циально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного разви тия. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, пра вам других граждан. Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой тру да в соответствии с его количеством и качеством и не ни же установленного государством минимального размера,-— включая право на выбор профессии, рода занятий и рабо ты в соответствии с призванием, способностями, профес сиональной подготовкой, образованием и с учетом обще ственных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специально стям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства. Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, со кращенным рабочим днем для ряда профессий и произ водств, сокращенной продолжительностью работы в ноч ное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых от пусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных у ч реждений, развитием массового спорта, физической куль туры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рацио нального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхоз ников регулируется колхозами. Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицирован ной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреж дений для лечения и укрепления здоровья граждан; раз витием и Совершенствованием техники безопасности и про изводственной санитарии; проведение*! широких профилак тических мероприятий; мерами по оздоровлению окружаю щей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поко ления, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертывани ем научных исследований, направленных на предупрежде ние и снижение заболеваемости, на обеспечение долголет ней активной жизни граждан. Статья 43. Граждане СССР имеют право на материаль ное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кор мильца. Это право гарантируется социальным страхованием ра бочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и кол хозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю по тери кормильца; трудоустройством граждан, частично утра тивших трудоспособность; заботой о престарелых гражда- а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета союзной республики, ко торому подотчетен, Статья 140. Совет Министров союзной республики из дает постановления и распоряжения на основе и во Ис полнение законодательных актов СССР и союзной респуб лики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и проверяет их исполнение'. Статья 141. Совет Министров союзной республики име ет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных коми тетов краевых, областных, городских (городов республи канского подчинения) Советов народных депутатов, Сове тов народных депутатов автономных областей, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, — испол нительных комитетов районных и соответствующих го родских Советов народных депутатов. Статья 142. Совет Министров союзной республики объ единяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств, государственных комитетов союзной республики, других подведомственных ему орга нов. Союзно-респубдиканские министерства и государствен ные комитеты союзной республики руководят порученными им 'отраслями управления или осуществляют межотрасле вое управление, подчиняясь ка к Совету Министров союз ной республики, так и соответствующему союзно-республи канскому министерству СССР или государственному ко митету СССР. Республиканские министерства и государственные ко митеты руководят порученными им отраслями управления ли осуществляют межотраслевое управление, подчиня юсь Совету Министров союзной республики. • Г л а в а 18. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 143. Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет авто номной республики. П ринятие Конституции автономной республики, внесе ние в нее изменений; утверждение государственных пла нов экономического и социального развития, а также го сударственного бюджета автономной республики; образо вание подотчетных ему органов осуществляются исклю чительно ВерхОгВным Советом автономной республики. Законы автономной' республики принимаются Верхов ным Советом автономной республики. Статья 144. Верховный Совет автономной республики избирает Президиум Верховного Совета автономной рес публики и образует Совет Министров автономной респуб лики — Правительство автономной республики. Г л а в а 19. МЕОГНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Статья 145. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, рай онах, городах, районах в городах, поселках, сельских на селенных пунктах являются соответствующие Советы на родных депутатов. Статья 146. Местные Советы народных депутатов ре шают все вопросы местного значения, исходя из общего сударственных интересов и интересов граждан, прожива ющих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят дея тельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним своишредложения. Местные Советы народных депутатов руководят на сво ей территории государственным, хозяйственным и соци ально-культурным строительством; утверждают планы эко номического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им государствен ными органами, предприятиями, учреждениями и органи зациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану госу дарственного и общественного порядка, прав граждан; со действуют укреплению обороноспособности страны. , Статья 147. В пределах своих полномочий местные Со веты народных депутатов обеспечивают комплексное эко номическое и социальное развитие на их территории; осу ществляют контроль за соблюдением законодательства рас положенными на этой территории предприятиями, учреж дениями и организациями вышестоящего подчинения; ко ординируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, ис пользования трудовых ресурсов, производства товаров на родного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Статья 148. Местные Советы народных депутатов при нимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Сове та предприятиями, учреждениями и организациями, а так же должностными лицами и гражданами. Статья 149. Исполнительными и распорядительными ор ганами местных Советов народных депутатов являются из бираемые ими из числа депутатов исполнительные коми теты. Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Статья 150. Исполнительные комитеты местных Сове тов народных депутатов непосредственно подотчетны ка к Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнитель ному и распорядительному органу. VII. ПРАВО СУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР Г л а в а 20 СУД И АРБИТРАЖ > Статья 151. Правосудие в СССР еудом. осуществдяется только В СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды ав тономных областей, суды автономных округов, районные I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР Гла ва 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Статья 1. Союз Советских Социалистических Респуб лик есть социалистическое общенародное государство, вы ражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интел лигенции, трудящихся всех наций и народностей стра ны. Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Со веты народных депутатов, составляющие политическую «основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Статья 3. Организация и деятельность Советского го сударства строятся в соответствии с принципом демокра тического централизма: выборностью всех органов го сударственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активно стью на местах, с ответственностью каждого государ ственного органа и должностного Лица за порученное де ло'. Статья 4 . Советское государство, все его органы дей ствуют на основе социалистической законности, обеспечи вают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, долж ностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР н советские законы. Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Статья 6. Руководящей и направляющей силой совет ского общества, ядром его политической системы, госу дарственных и общественных организаций является Ком мунистическая партия Советского Союза. КПСС существу ет для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Комму нистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней поли ти ки СССР, руководит великой созидательной деятельно стью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Кон ституции СССР. Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ле нинский Коммунистический Союз Молодежи, кооператив ные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсужде нии и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и реше нии вопросов управления предприятиями и учреждения ми, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия ж матери альное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое со ревнование, способствуют распространению передовых ме тодов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспи тывают своих членов в; духе коммунистической нравст венности, заботятся о повышении их политической со знательности, культуры и профессиональной квалифика ции. Статья 9. Основным направлением развития политиче ской системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государ ства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организа ций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расши рение гласности, постоянный учет общественного мнения. Г л а в а 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Статья 10. Основу экономической системы СССР соста вляет социалистическая собственность на средства произ водства в форме государственной (общенародной) и кол хозно-кооперативной собственности. Социалистической собственностью является также иму щество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач. Государство охраняет социалистическую собственность ж создает условия для ее преумножения. Никто не вправе использовать социалистическую соб ственность в целях личной наживы и в других корыст ных целях. Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма соци алистической собственности. В «исключительной собственности государства находят ся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, стро ительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, * основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Статья 12. Собственностью колхозов и других коопера тивных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осу ществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование. Государство содействует развитию колхозно-кооператив ной собственности и ее сближению с государственной. Колхозы, ка к и другие землепользователи, обязаны эф фективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие. Статья 13. Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы, В личной собственно сти могут находиться предметы обихода, личного по требления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государст вом. В пользовании граждан могут находиться участки зем-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz