Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
ВНЕОЧЕРЕДНАЯ СЕДЬМАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ДЕВЯТОГО СОЗЫВА ПРОДОЛЖЕНИЕ Д О К Л А Д А ТОВА РИЩ А Л. И. Б Р ЕЖ Н Е В А НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 4 ОКТЯБРЯ 1977 ГОДА (Продолжение. Начало на 1-й стр.). многочисленными пожеланиями говорится об обязанности граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу. В статье, посвященной долгу гражданина заботиться о воспи тании детей, теперь указано также, что и дети обязаны за ботиться о родителях и оказывать им помощь. Хочу отметить, что предложения о таком дополнении получены не только от лиц преклонного возраста, но, что особенно отрадно, от мно гих молодых людей. Всенародное обсуждение позволило усовершенствовать ряд положений проекта, направленных на дальнейшее развитие социалистической демократии. Многие товарищи, в том числе депутаты местных Советов, предлагают включить в Конституцию новую статыс—о нака зах избирателей. Наказы выражают самые разнообразные за просы населения, отражают конкретные интересы отдельных групп трудящихся и общества в целом. Поэтому выполнение наказов — важная часть работы Советов и их депутатов. До статочно сказать, что только за последние два года было вы полнено более 700 тысяч наказов избирателей. В этом одно из реальных проявлений социалистической демократии. И нужно, чтобы реализации наказов уделяли должное внимание не только депутаты, но и руководители предприятий, колхо зов, строек, учреждений. Имеется в виду учесть и., ряд других разумных и правиль ных предложений трудящихся о дальнейшем развитии демо кратических основ жизни нашего государства. Так, следовало бы, видимо, как это предлагают многие, записать, что граж данин не может, как правило, быть избран одновременно более чем в два Совета. Это поможет притоку в наши госу дарственные органы езежих сил, расширению круга лиц, уча ствующих в управлении делами государства. Как вы знаете из печати, во время всенародного обсужде ния возникла оживленная дискуссия о том, начиная с какого возраста граждане должны иметь право быть избранными в Советы. Широкую поддержку получила статья проекта, со гласно которой право' быть избранными во все Советы дол жны иметь граждане, достигшие 18 лет, но были и предложе ния установить этот возраст в 21, 23 и даже в 30 лет. Конституционная Комиссия, рассматривая этот вопрос, ис ходила из того, что трудовые коллективы, общественные орга низации, выдвигающие кандидатов в депутаты, всесторонне обсуждают их качества, предъявляют к ним высокие требова ния. Это — надежная гарантия того, что в Советы будут избраны только достойные товарищи, способные хорошо вы полнять нелегкие- депутатские обязанности. А среди нашей молодежи, конечно, есть немало таких людей. Поэтому для избрания во все Советы, кроме Верховного Совета СССР, можно было бы установить возрастной ценз в 18 лет. По скольку же Верховным Советом СССР принимаются наиболее ответственные решения общегосударственного характера, то право быть избранным в него можно было бы предоставить гражданам, начиная с 21 года. В большом числе выступлений и пнсЫ высказывается мне ние, что следует еще строже проводить в жизнь принцип от ветственности и подотчетности органов управления и долж ностных лиц перед Советами и населением. Это вполне мож но учесть в соответствующих статьях, сказав об обязанности исполкомов, депутатов й других выборных работников систе матически отчитываться как перед Советами, так и перед тру довыми коллективами и собраниями граждан по месту жи тельства. Наконец, многие полагают, что ' нужно еще конкретнее сформулировать статьи о порядке рассмотрения запросов де путатов и предложений граждан, об ответственности долж ностных лиц за нарушение законов, за неправильное отноше ние к критическим замечаниям трудящихся. Комиссия счи тает возможным учесть это в соответствующих статьях Конституции. Теперь о некоторых поправках, касающихся организации и деятельности государственных органов. Ряд товарищей просит более определенно сказать о полно мочиях союзных и автономных республик и местных Советов по обеспечению комплексного экономического и социального развития на их территории. С этим можно согласиться. В Кон ституции достаточно четдо говорится об ответственности министерств и ведомств зд состояние соответствующих отрас лей. И, видимо, будет правильно столь же ясно сказать и о задачах тех органов на местах, которые обеспечивают увязку и координацию работы, комплексность развития предприятий1 и социально-культурных учреждений на определенной тер ритории, независимо от их подчиненности. С учетом пожеланий граждан уточняются также некоторые другие статьи, в частности о компетенции министерств и го сударственных комитетов, местных органов власти, о суде, арбитраже и прокуратуре. Участники обсуждения единодушно приветствовали включе ние в проект Конституции специальной главы о целях и прин ципах ленинской внешней политики СССР. В связи с этой гла вой было высказано предложение добавить, что Советский Союз стремится к достижению всеобщего и полного разору жения. Это, конечно, правильно. (Аплодисменты). В целом Конституционная Комиссия рекомендует Верховно му Совету принять, помимо чисто редакционных, около ста пятидесяти поправок и уточнений по тексту Конституции. На самом деле таким путем будут учтены мнения, выраженные во много раз большим числом граждан. Достаточно сказать, что только за одной поправкой к статье об обязанности граждан трудиться стоят дерятки тысяч совпадающих по со держанию предложений. В то же время, товарищи, в числе внесенных предложений есть и такие, которые Комиссия не могла учесть. Так, очень многйе граждане предлагают поднять до консти туционного уровня различные правила, уже имеющиеся в нашем законодательстве, включив их в Основной Закон. Здесь и конкретные сроки проведения сессий местных Советов, и периодичность отчетов депутатов, и полномочия отдельных органов управления, и санкции за те или иные правонаруше ния. Многие считают нужным, чтобы именно их участок работы был подробнее отражен в новой Конституции. Отсюда - - масса предложений упомянуть в ее тексте конкретные меры, например, по совершенствованию правового регулирования хозяйственной жизни, охране окружающей среды, по улучше нию работы железных дорог, по развитию материально- технической базы системы здравоохранения, просвещения и т. д. Все эти предложения, товарищи, психологически понятны и в большинстве своем, видимо, правильны сами по себе. Но Конституция — это Основной Закон государства. Он закреп ляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и кон кретизируются в других законодательных актах. На базе этих положений и в их развитии будут по ме ре необходимости разрабатываться и совершенство ваться законы и предписания, одним словом, те кущее законодательство. И вот в ходе этой работы нужно внимательно рассмотреть и учесть многочисленные конкретные соображения, высказанные во время обсуждение проекта Конституции. Кстати сказать, по вопросу здравоохра нения в Центральном Комитете сейчас рассматривается проект постановления о комплексной программе мер по улучшению охраны народного здоровья. (Аплодисменты). Разрешите сказать и о тех предложениях, которые Консти туционная Комиссия сочла неправильными по существу. Некоторые предложения явно забегают вперед, не учиты вают, что новая Конституция—Основной Закон государства, хотя и развитого, но социализма, а не коммунизма. У нас действует социалистический принцип «от каждого—по способ ностям, каждому—по труду». Перескочить через него при со временном уровне экономического развития и сознательности людей невозможно. Поэтому не могут быть приняты предло жения, например, о введении одинаковых для всех зарпла ты и пенсии или об определении их размеров исключительно на основе трудового стажа, без учета квалификации работ ников и качества их труда. Были также предложения ликвидировать или резко ограни чить ведение подсобных хозяйств. Но ведь известно; что эта форма труда, не связанная с эксплуатацией, играет в данное время полезную роль в нашей экономике. Поэтому, на наш взгляд, правы те товарищи, которые предлагают подчер кнуть в Конституции, что государство и колхозы оказывают выво- еднной содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства. Впро чем, тех, кто высказывается против подсобных хозяйств, бес покоит, судя по всему, не столько сам факт их наличия сколько имеющиеся еще, к сожалению, случаи злоупотребле ния ими в целях извлечения спекулятивных доходов А вот здесь соответствующие государственные органы как раз и должны твердо осуществлять данное им Конституцией право контроля, строго следить, чтобы земельные участки, предо ставляемые гражданам, использовались рационально’, с поль зой для общества и чтобы доходы от подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности соответствовали прин ципам социализма. / В СССР, как^ известно, сложилась новая историческая оощность людей советский народ. Некоторые товарищи_их, правда, очень немного—сделали из этого неправильные ды. (дни предлагают ввести в Конституцию понятие советской нации, ликвидиро вать союзные и автономные ■ -.............. республики или резко ограни- чить суверенитет союзных рес публик, лишив их права выхода из СССР, права на внешние сношения. В том же направле нии идут предложения упразд нить Созет Национальностей и создать однопататный Верхов ный Совет. Думаю, что оши бочность таких предложений ясна. Социально-политическое единство советского народа вовсе не означает исчезновения национальных различий. Благо даря последовательному прове дению ленинской национальной политики, мы, построив со циализм, одновременно — впервые в истории — успешно решили националь ный вопрос. Нерушима дружба советских народов, в процессе коммунистического строительства неуклонно проис ходит их сближение, взаимное обогащение их духовной жизни. Но мы встали бы на опасный путь, если бы начали искусст венно форсировать этот объек тивный процесс сближения на ций. От этого настойчиво пре достерегал В. И. Ленин, и от его заветов мы не отступим. (Аплодисменты). Оживленное обсуждение вы звала статья, устанавливающая срок полномочий местных Со ветов в два с половиной года. Поступило немало предложений определить этот срок в пять лет, чтобы депутат мог лучше освоить свои обязанности и ра ботать эффективней. Но ведь это значительно сократило бы число трудящихся, проходящих в Советах школу управления государством. Если же депутат, избранный на два с половиной года, хорошо работает, то что мешает выдвинуть его кандидатуру во второй раз? Это, кстати, и делается; более половины депутатов избирается вторично, что помогает-Сохранять преемственность в работе Советов. Так что и зм еняв данную статью, нам думается, не следует. Поступили в Конституционную Комиссию и письма, в ко торых предлагается передать государственные функции непо средственно партийным органам, наделить Политбюро ЦК КПСС законодательной властью и. т. д. Эти предложения глубоко ошибочны, ибо вносят путаницу в понимание роли партии в нашем обществе и пытаются смазать значение и функции органов Советской власти. Наша партия, став правящей партией, еще на руководи мом В. И. Лениным восьмом съезде твердо заявила, что свои решения она проводит «через советские органы, в рамках Со ветской Конституции». («КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», т. II., изд. 8-е, стр. 77), что, руководя деятельностью Советов, она не заменяет их, разграничивает функции партийных и государственных орга- • нов. Этот ленинский принцип зафиксирован в Уставе КПСС и вновь подчеркнут в решениях последних съездов партии. Мы предлагаем отразить его и в новой Конституции. Свою линию по вопросам государственной жизни партия проводит прежде всего через коммунистов, избранных наро дом в Советы и работающих в государственных органах. Она считает одной из своих важнейших задач всемерно укреплять и совершенствовать власть Советов, заботиться о дальнейшем развитии социалистической демократии. Этой принципиальной линии мы придерживаемся и будем придерживаться всегда. (Аплодисменты). Товарищи, обсуждение проекта Конституции во многом вышло далеко за рамки анализа самого ее текста. Оно выли лось в откровенный, действительно всенародный разговор о важнейших, волнующих советских людей вопросах нашей жизни. Коллективы трудящихся и отдельные граждане вы сказывали справедливые, нередко острые критические замеча ния по различным аспектам деятельности государственных органов и общественных организаций, предлагали меры по улучшению работы, устранению имеющихся недостатков. Многие письма призывают к усилению борьбы с тунеяд ством, со злостными нарушениями трудовой дисциплины, с пьянством и другими антиобщественными явлениями, проти воречащими самой сути нашего социалистического образа жиз ни. Из этого настойчивого требования трудящихся должны сделать конкретные выводы все государственные и обществен ные организации. В ряде писем сообщается о возмутительных фактах зло употребления отдельными должностными лицами своим слу жебным положением, о фактах обмана государства путем приписок, очковтирательства; о взяточничестве; о равнодуш ном, формальном подходе к запросам трудящихся; о случаях преследования за критику. Хочу подчеркнуть, товарищи, что все поступившие сообще ния такого рода тщательно проверяются с целью принятия необходимых мер, включая' наказание виновных, по всей стро гости закона. И вообще нужно сказать, что наведение долж ного порядка там, где он у нас нарушается, — на производстве, в государственной и общественной жизни, — это большой ре зерв в развитии нашего общества. Покончив с такими явле ниями, как нерадивость в труде, разбазаривание социалисти ческой собственности, формально-бюрократическое отноше ние к делу и к людям, мы намного ускорим движение страны вперед, улучшение жизни всего народа. (Аплодисменты). Во многих письмах и выступлениях ставится вопрос о даль нейшем усилении и совершенствовании народного контроля. Это правильно. И этому послужит, в частности, Закон о на родном контроле в СССР, принятие которого предусмотрело новой Конституцией. Ряд авторов писем рекомендует внести поощрительную систему некоторого увеличения отпусков для тех, кто дли тельное время добросовестно и эффективно трудится на благо общества, для передовиков производства. И, наобэрот, сокра щать отпуск тем, кто, так сказать, самочинно берет его за счет рабочего времени, то есть, попросту говоря, лодырничает, прогуливает. Видимо, Комитету по труду и социальным воп росам и другим ведомствам, а также ВЦСПС стоит прислу шаться к этим соображениям при подготовке мер по совер шенствованию системы отпусков, учтя при этом и имеющуюся в этом отношении практику братских стран. Заслуживают внимания, на наш взгляд, предложения о мерах по дальнейшему улучшению условий жизни для вете ранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в боях, в том числе для тех, кто сегодня находится на пенсии. Партия и Советское государство, проявляя постоянную заботу об участниках. Великой Отечественной войны, сделали уже немало в этом плане. Можно ли изыскать дополнительные средства, чтобы предоставить еще некоторые льготы тем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины в самой тя желой из войн? Мне кажется, что можно. (Продолжительные аплодисменты). Высказываются также пожелания о дополнительных льго тах для женщин-матерей, ставятся вопросы улучшения поль зования медицинской помощью, более строгого порядка рас пределения жилплощади и некоторые другие. Думаю, Совету Министров СССР в сотрудничестве с ВЦСПС следует тща тельно рассмотреть наши сегодняшние ресурсы и возможно сти удовлетворения высказанных пожеланий и о результа тах сообщить Президиуму Верховного Совета СССР. Таковы, товарищи, главные моменты, которые Конституци онная Комиссия считала необходимым доложить в связи со всенародным обсуждением проекта Конституции СССР. Н . Товарищи депутаты! Проект нашей новой Конституции и его всенародное обсуждение оказались на долгое время в центре внимания всего мира. Можно, пожалуй, даже сказать, что обсуждение стало не только всенародным, но и междуна родным. И в этом мы видим еще одно свидетельство огромной роли социализма в современном мире. (Аплодисменты). Широко обсуждали и горячо поддержали проект новой Советской Конституции наши друзья в братских социалисти ческих странах. Они отнеслись к нему со всем вниманием и требовательностью, с товари щеским и деловым участием. Они обстоятельно его анализи ровали, делились своим собст венным опытом. Мы искренне благодарны им за это. (Апло дисменты). Огромное внимание уделила проекту Конституции печать стран социализма. Она оценила его как документ, несущий ми ру «истину о социализме и о завтрашнем дне человечества», как «манифест эпохи строи тельства коммунизма». Наши боевые товарищи — руководи тели стран социалистического содружества подчеркивали большое значение проекта для определения перспектив разви тия своих стран. В социалистических странах с удовлетворением отмечают, что в тексте проекта новой Конституции СССР в той или иной форме нашли отражение и моменты, свойственные кон ституциям братских государств, так же, как их конституции во брали в себя предыдущий опыт советского законодательства. Так накапливается коллектив ный опыт социалистического го сударственного строительства. С живым интересом вникали в проект новой Советской Кон ституции в молодых государст вах, недавно освободившихся от колониального гнета и опре деляющих сейчас свой даль нейший путь. Видные деятели этих государств говорили пред- ' • ставителям СССР, что наде ются извлечь немалую пользу из проекта, обобщающего 60- летний опыт государственного строительства первой страны победившего социализма. Печать многих стран Африки, Азии, Латинской Америки оживленно комментировала проект. При этом подчеркивалось, в частности, что отраженные в нем 'до стижения Советской страны служат вдохновляющим примером для всех народов, берущих курс на социализм. (Аплодисмен ты). С исключительным вниманием встретили проект новой Кон ституции СССР трудящиеся в мире капитала и прежде всего их авангард—коммунистические и рабочие партии. Печать компартий подробно ознакомила своих читателей с содержа нием проекта, обстоятельно проанализировала его и высоко оценила его значение. Братские партии подчеркива ют, что это документ большой важности, показывающий, что представляет собой современный развитой социализм, какие задачи он перед собой ставит. Советский Союз сделал ги гантский шаг на пути демократического развития; советский народ на практике подтвердил правоту великих идей Маркса, Энгельса и Ленина; проект Конституции СССР содержит обильный материал для изучения, размышления и дебатов — таковы отзывы коммунистов в капиталистическом мире, для которых новая Конституция страны Октября — помощь в их справедливой борьбе за дело трудящихся. В целом, товарищи, активные отклики, большой, искренний интерес и горячее одобрение, которое встретил проект нашей Конституции у трудящихся масс всего мира, наполняют серд це гордостью за успехи, достигнутые советским народом, по могают еще нагляднее представить себе их великое интерна циональное значение. (Продолжительные аплодисменты). Проект Конституции СССР не обошли вниманием также буржуазная печать и другие средства массовой информации в капиталистическом мире. Некоторые из них более или менее объективно информировали о содержании документа. Ряд западных газет отметил, что новый Основной Закон СССР знаменует собой дальнейшее развитие демократии в Советском Союзе, расширение прав граждан и общественных организаций, рост их влияния на общегосударственную по литику. Американская «Балтиморсан» честно констатирова ла, что проект предусматривает для советских граждан «бо лее полные права по сравнению с любыми западными консти туциями: право на труд, отдых, выбор профессии,' социаль ное обеспечение, обеспечение жильем, образование, бесплат ную медицинскую помощь». Государственные и политические деятели й печать капитали стических стран признают, значение того факта, что во внеш- неполитической главе Конституции Советский Союз в пху- дарственно-правовой форме закрепил свою приверженность де лу мира и сотрудничества между народами. Английская «Фаи- нэншл тайме» назвала проект Конституции «историческим до кументом». Западногерманская «Зюддойче цайтунг» констати ровала, что проект имеет «грандиозное значение». Но организаторы империалистической пропаганды явно за беспокоились, когда обсуждение нашей Конституции приняло широкий международный размах. Уже 13 июня западногерман ская «Генераль-анцайгер» откровенно выразила недовольство тем, что «ЗапЛд сейчас слишком уж много занимается проектом новой Советской Конституции». Повторилось то, что мы уже тысячи раз видели за годы су ществования Советского государства: выразительная картина методов империалистической пропаганды. Что для нее наша великая страна с ее героической историей, с яркой и много образной культурой, с одним из самых высоких в мире уровней образования, с интенсивной и дружной творческой жизнью мно гочисленных наций и народностей! Специалистов «психологиче ской войны» все это интересует очень мало. У них одна цель: помешать росту влияния социализма на умы людей, посеять любыми средствами недоверие и неприязнь к нему. Отсюда шаблонные выдумки, бессовестные фальсификации и прямая ложь о Советском Союзе в расчете на слабую осведомленность аудитории, на легковерных читателем, слушателей, зрителей. Отсюда и тенденции не столько информировать о новой Со ветской Конституции, сколько извратить ее содержание, пре уменьшить ее значение, а по возможности и просто замолчать важнейшие ее положения. Особенно яростным нападкам подверглись положения о пра вах, свободах и обязанностях советских граждан. В этом, конечно, есть своя логика: ведь именно тему «забо ты» о правах человека избрали за последнее время видные представители капиталистического мира в качестве главного направления своего идеологического похода протиз стран со циализма. Но критики Советской Конституции оказались тут в незавидном положении. Им никуда не уйти от того, что в про екте нашей Конституции шире, яснее и полнее, чем где-либо и когда-либо, зафиксированы социально-экономические и полити ческие права и свободы граждан и конкретные гарантии осу ществления этих прав. Да и что могут противопоставить этим реальным достиже ниям развитого социализма апологеты капиталистических по рядков? Каковы действительные права и свободы, которые обеспечивает широким массам трудящихся современное импе риалистическое общество? «Право» десятков миллионов на безработицу? Или «право» больных обходиться без врачебной помощи, которая стоит ог ромных денег? Или «право» национальных меньшинств на унизительную дискриминацию в труде и образовании, в быту и в политической жизни? Или, может быть, «право» жить в веч ном страхе перед всемогуществом организованного преступного мира и видеть, как печать и кино, телевидение и радио делают все, чтобы воспитывать молодое поколение в духе эгоизма, жестокости и насилия? Пропагандисты и идеологи капитализма не могут отрицать, что социализм давно покончил с этими социальными язвами. Поэтому они избрали другой маневр. Они сосредоточили глав ный огонь на тех положениях проекта нашей Конституции, где говорится, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам других граждан, а также о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от выполнения гражданином своих обя занностей. Согласно проекту Конституции СССР права гражданина не должны' использоваться против социалистического общества и государства, — «а это значит, — заявляет, например, австрий ская газета «Зальцбургер фольксблат», — что никаких прав у советских граждан нет». Вот ведь как! А итальянской «Коррьере делла сера» не нравится, что про ект говорит об обязанности советских граждан соблюдать Кон ституцию СССР, советские законы, уважать правила социа листического общежития. «Все эти ограничения, — вещает орган итальянских монополий, — фактически сводят на нет осуществление гражданских прав, по крайней мере в том смысле, как они понимаются у нас...». Выходит, осуществление гражданских прав в СССР должно состоять в нарушении за конов! И вообще, с точки зрения наших классовых противников, гражданам СССР следовало бы, видимо, предоставить одно единственное «право» — на радость империализму бороться,^ против Советского государства, против социалистического строя. Но мы должны разочаровать таких «критиков» нашей Конституции: навстречу их пожеланиям советский народ не пойдет никогда! (Продолжительные аплодисменты). Наши «критики» делают вид, будто они не знают, что выз вавшие их неудовольствие положения проекта Конституции полностью соответствуют важнейшим международным доку ментам. Напомним им: в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека совершенно ясно говорится, что «каждый чело- , век имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», и что осуществление прав и свобод граждан требует «должного при знания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Таков всемирно признанный принцип демократической об щественной жизни. Ничего другого, господа критики, и не со держится в тех положениях новой Конституции СССР, кото рые вызывают ваше лицемерное возмущение. Очень не нравятся большинству буржуазных комментаторов и те положения проекта, в которых говорится о роли КПСС в жизни советского общества. Они шумйт на все голоса, что это- де «провозглашение диктатуры Коммунистической партии», «примат партии над государством», «опасное переплетение партийных и государственных органов», «уничтожение разли чий между партией и государством». Что тут можно сказать? Причины этой атаки понятны. Ком мунистическая партия — это авангард советского народа, его наиболее сознательная, передовая часть, неотделимая от наро да в целом. (Продолжительные аплодисменты). Никаких дру гих интересов, кроме интересов народа, у партии нет. Пы таться противопоставить партию и народ друг другу, рассуж дать о «диктатуре партии» это все равно, что пытаться проти вопоставить, скажем, сердце всему остальному человеческому организму. (Аплодисменты). Как я уже упоминал, Коммунистическая партия действует в рамках Конституции СССР. Но буржуазным критикам до этого дела нет. Они хотели бы ослабить роль партии в советском обществе, так как вообще мечтают ослабить нашу страну, наш социалистический строй, погасить наши коммунистические иде алы. К счастью, это не в их силах. (Аплодисменты). ПО мерс того, как советские люди будут решать все более сложные и ответственные задачи строительства коммунизма, роль Комму нистической партии будет все более возрастать. И это ведет не к ограничению, а ко все более глубокому развитию социалисти ческой демократии- — в полном соответствии с программой нашей партии. (Аплодисменты). И еще один момент. Некоторые из западных критиков нашей новой Конституции пытаются атаковать ее, так сказать, «сле ва», пускаются в теоретические рассуждения о том, что-де ав торы проекта недостаточно последовательно придерживаются марксистского учения об отмирании государства при комму низме. Итальянская «МесСаджеро» сетует, что Советская Кон ституция «безоговорочно отбросила коммунистический принцип «отмирания государства», роль которого должны были бы взять на себя общественные организации». «Советское государ ство не может отмереть и не желает отмирать», — жалуется «Нью-Р1орк тайме». «Нет никаких признаков отмирания госу дарства», — вторит ей лондонская «Таймс». Трогательна, конечно, такая забота идеологов капитализма о том, чтобы наше социалистическое государство развивалось в соответствии с марксистско-ленинским учением. Но, право же, их тревоги напрасны. Развитие идет именно в таком направ лении, какое предвидели классики марксизма и зафиксировала в своих основополагающих документах наша партия. Наши критики из буржуазного лагеря (а вместе с ними, го воря откровенно, и кое-кто из товарищей в рядах междуна родного рабочего движения) не видят или не хотят видеть главного — диалектики нашего государственного и общест венного развития. Она состоит в том, что по мере развития и совершенствования социалистического государства миллионы граждан все более активно участвуют в работе органов власти, народного контроля, в управлении производством и распреде лением, в социальной и культурной политике, в осуществлении правосудия. Словом, с развитием социалистической демокра тии происходит постепенное перерастание нашей государствен ности в коммунистическое общественное самоуправление. Про цесс этот, разумеется, длительный, но идет он неуклонно. И мы уверены: новая Конституция Советского Союза хорошо послу жит достижению этой важной цели коммунистического строи тельства. (Продолжительные аплодисменты). I II . Товарищи! Новую Конституцию справедливо называют за коном жизни развитого социалистического общества. Именно такое общество создано в Советском Союзе. Именно такое — развитое, зрелое социалистическое общество успешно созда ется и в ряде других стран социалистического содружества. И очень важно хорошо представлять себе его характерные осб- бенности, его место в историческом процессе становления ком мунистической формации. Напомню, что еще в самые первые годы Советской власти Ленин, вглядываясь в будущее, говорил и писал о «готовом», «полном», «развитом» социализме как о перспективе, о цели социалистического строительства. Теперь эта цель достигнута. Опыт Советского Союза, а вслед за ним и братских стран показал, что создание основ со циализма, то есть ликвидация эксплуататорских классов, ут верждение общественной собственности во всех секторах на родного хозяйства еще не позволяет начать непосредственный переход к коммунизму. Победивший социализм должен прой ти через определенные ступени вызревания, и только развитое социалистическое общество дает возможность приступить к коммунистическому строительству. Причем, как мы теперь зна ем, развитие, совершенствование социализма — задача не ме нее сложная, не менее ответственная, чем создание его основ. Несколько выразительных цифр дают представление о том, какая дистанция отделяет нынешний этап развития социализ ма в нашей стране от его начальной стадии. Чтобы получить объем валового общественного продукта, который был произведен за весь 1936 год, сейчас, в условиях 1977 года, требуется менее месяца. За минувшее с тех пор вре мя фондовооруженность труда в отраслях материального про изводства возросла в 14 раз, энерговооруженность труда в промышленности — почти в 8 раз, а в сельском хозяйстве бо лее чем в 15 раз. Неузнаваемо изменилась не только техника, но н люди, владеющие ею. Теперь высшее и среднее (полное и неполное) образование имеют 73,2 процента рабочих, а сорок лет назад — менее восьми процентов. За это же время специалистов с высшим и средним специальным образованием стало больше в промышленности в 34 раза, а в сельском хозяйстве — в 47 раз. И уровень жизни советских людей стал совершенно иным. Вот всего лишь два примера. В 1936 году у нас было введено (Окончание на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz