Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е СТА ТУЕТ ЧЕБНЫВ С Е Г О Д Н Я сту д ен ты ву ­ зов, у ч ащ и еся т ех ­ никум ов, проф ессно- на льно -техи и ческ их училищ , о бщ ео б р азо в а т ел ьн ы х ш кол н а ­ чинаю т новы й у ч еб н о й год. П очти к аж д ы й четверты й ж и ­ тель о б л асти вой дет в класс, учебны й К абинет, л аб о р ато р и ю , м астерские. П ер ед н ачалом учебн ого го­ д а • прош ли т р ад и ц и о н н ы е со­ вещан и я учителей ш кол, р а б о т ­ ников п р о ф т е х о б р азо в ан и я , п едагогических к о л л ек ти во в средн их сп ец и альн ы х учебны х завед ен и й . Н а них п р о а н а л и зи ­ рован ы итоги п рош лого года, оп ределен ы г за д а ч и на новы й учебны й год, которы е в ы тек аю т из _ реш ений XXV с ъ е зд а К П С С , д и ректи вн ы х д о к у м е н ­ тов по воп росам р а зв и ти я н а­ родн ого о б р а зо в а н и я . Н ам еч е­ ны осн овн ы е н ап р ав л ен и я в д еятел ьн о сти учебны х з а в е д е ­ ний, кон кретн ы е м еры по д а л ь ­ нейш ем у со верш ен ство ван ию у ч еб н о -зо сп и тател ьн о го про­ цесса, улучш ению п од готовки к ад р о в рабочи х и сп ец и али стов д ля н ар о д н о го х о зяй ства. Ч то я в л я е т с я х а р ак тер н ы м д л я нового 1977— 78 учебного года? В д о к у м ен тах съ е зд а п о д ч ер ки вается, что вы сокий общ ео б р а зо в а тель ны й уровен ь и п р о ф есси о н ал ьн ая п о д го т о в ­ ка с та н о в я тс я о б я зат ел ь н ы м у с ­ ловием успеш ного п ретво р ен и я в ж и зн ь великих п р е д н а ч е р т а ­ ний п арти и . З н ач ен и е д а л ьн е й ­ ш его р а зв и ти я о б р а зо в а н и я о т ­ р аж ен о и в проекте новой К о н ­ ституци и С С С Р , где всеобщ ее средн ее обучение; за к р е п л я е т с я как о б я зат ел ь н о е л , с л е д о в а ­ тельно, стан о в и тся норм ой со­ ветского образа, ж и зн и . В семи ф о р м ам и ср ед н его о б ­ р а зо в ан и я в с тр а н е ' 8 н а с т о я ­ щ ее врем я о х вач ен о свы ш е 97 проц ен тов вы пускн иков в о сь­ м ы х классов, в наш ей области — около 99 проц ентов. О д н ак о , вы сокий проц ент о х в ат а вы ­ пускников восьм ы х классов обучением в р азли чн ы х средних учебны х за в ед ен и я х ещ е не р е ­ ш ает до конца о сущ ествлен и е всеобщ его средн его о б р а з о в а ­ ния. З а д а ч а состои т в том , что- б ц полностью со х р ан и ть и вы ­ пусти ть весь континген т у ч а ­ щ ихся. П о ка лиш ь 92.5 п роц ен ­ та при няты х в д е в я ты й класс о к ан ч и в а ю т средню ю ш колу. Ч асть р еб ят вы б ы в ает до о к о н ­ ч ан и я восьм и к л ассо в. В р я д е м ест н еу д о в л етв о р и тел ьн о о р ­ ган и зу ется обучен ие р а б о т а ю ­ щ ей м о л о д еж и . О с та е тс я н еох­ вачен ной о б щ ео б р азо вател ьн о й под готовкой ■ часть учащ и хся п роф тех у ч и л ищ а од н огоди чны м .......... ..................................... ................ О Р И Е Н Т И Р сроком обуч ен ия, а т а к ж е ве-- д е й с тв е н н ы х учебн ы х пун ктов и курсов. Зн ач и тел ьн ы й отсев учащ и хся д о п у ск а ет ся из ве­ черних и заочн ы х ш кол, тех н и ­ кум ов и проф техучилищ . С у д ь ­ б о й 'о тс е я в ш и х с я , к ак п рави ло, никто не и н тересуется. А вед ь вы бы ваю т из ш колы , техни кум а или п р о ф техучи лищ а главны м о б р азо м слаб о п од готовлен н ы е учащ и еся, которы е т р у д н о о с ваи в аю т учебны е програм м ы . К ач еств о зн ани й учащ и хся, к со ж ал ен и ю , р астет очень м ед­ ленно. П о к а ещ е сравн и тельн о немного, ш кольн и ков, у ч ащ и х ся Т ехникум ов и п р оф техучи лищ у ч атся на хорош о и отлично. Д а л ьн е й ш ее улучш ение о р г а н и ­ зац и и у ч ебн о-восп и тательн ого п роц есса, повы ш ени е к ач ества о буч ен и я у ч ащ и хся я в л я ет ся непрем енны м услови ем , о су ­ щ ествл ен и я всеобщ его ср ед н е­ го о б р а зо в а н и я и по это м у по- п р еж н ем у о стается важ н ейш ей за д а ч е й п едагогич еских к о л ­ лек ти в о в и парти й н ы х о р г а н и ­ зац и й учебн ы х завед ен и й . Д л я этого необходи м о к ак м ож но бы стрее о сущ естви ть пе­ реход на каб и н етн ую систем у зан яти й . И текущ ий учебны й год в этом отнош ении д о л ж ен бы ть перелом ны м . П о к а многие ш колы и техн и кум ы м едленно вед ут о б о р у д о ван и е учебны х каб и н ето в, о твеч аю щ ее т р е б о ­ ван иям соврем ен ной м етодики. Л у чш е р еш аю т эту п роб лем у учебны е зав ед ен и я системы п р о ф те х о б р азо в ан и я . П ер ех о д на прогрессивную ф о р м у о р ган и зац и и учебного проц есса п о зво л и т ш ире и э ф ­ ф екти вн ее и сп о л ьзо вать техн и ­ ческие с р ед с тва , со вер ш ен ст­ в о в ать м етоди ку обуч ен ия, акти в н ее р а зв и в ат ь у учащ ихся сам о сто я тел ь н о сть в учебе. О дной из важ н ейш и х п р о ­ блем , вставш ей сейчас перед ш колой, я в л я ет ся т р у д о в о е обучен ие и п р о ф есси о н ал ьн ая о р и ен тац и я у ч ащ и х ся. В а ж н о В зять курс на ц ел ес о о б р а з­ ное н ап р авлен и е вы пускни­ ков' ш кол в н ар о д н о е х о зя й ст ­ во. З а п ослед ние годы п е д а го ­ гические к о л л ек ти вы накопили п о л о ж и тел ьн ы й опы т трудовой п од готовки у ч ащ и х ся .в.у ч ен и ­ ческих п рои зводствен н ы х б р и гад ах , тр у д о в ы х о т р я д ах стар ш ек л ассн и к о в и други х ф о р м ах о бщ ествен н о п о л езн о ­ го тр у д а. В веден о обуч ен ие стар ш ек л ассн и к о в ав т о д е л у и м ехан и заторски м сп ец и альн о ­ стям . В се Это п ом огает в ы р а ­ ботке у вы пускн иков ш кол о п ­ ределенны х проф есси он альн ы х интересов и н авы ков, сп особ ст­ вует привлечению м о л о д еж и непосред ственн о в п р о и зв о д ст­ во, на учебу в проф техучи лищ а. О д н ак о в больш и н стве своем о б щ ео б р азо в а т ел ь н ая ш кола ещ е це д а ет д о л ж н о го н а п р а в ­ лен и я в тр у д о в о м восп итани и и п о-п р еж н ем у н а ц е л и в ае т свои х вы п ускн и ков на вы сш ее о б р а ­ зо ван и е. М н огие м олоды е л ю ­ ди, ке поступив в вуз, т я ж е л о п ереш и ваю т неудачу, д олго не вклю чаю тся в сф еру тр у д а в о ж и д а н и и очередной попы тки п оступ лени я. А если и у с т р а и ­ в аю тся на р аб о ту , то л иш ь с целью получени я льготн ы х у с­ ловий д л я зач и сл ен и я в вуз. А посм отри те, что прои сходи т с вы бором аб и ту р и ен там и п р о ­ ф ессии. М не приш лось у ч а с т­ в о в ат ь в ком иссии по зач и сл е­ нию сту д ен то в в Л и п ец ки й политехнический институт. М ногие из п оступ аю щ их не им ею т н и како го п р ед ставл ен и я об избран н ой сп ец и альн ости . З а вр ем я' учебы в ш коле ни один из тех, с кем приш лось б есед о ­ вать, не бы л на Н оволи п ец ком за в о д е , не зн аком с м е т а л л у р ­ гическим п р о и зво д ство м , хотя реш ил стать м еталл у р го м . . П о это м у н уж н а корен н ая п си х о л о ги ч еская п ерестрой ка в созн ан и и учащ и х ся. М ного зд есь д о л ж н ы с д ел а ть учи­ тел я и роди тели. К а к ни­ к о гд а, н еобходи м о п овы ш ать роль доп роф есси он альн ой тр у д о во й п од готовки учащ ейся м о л о д еж и . Д л я этого нуж но д а л ьш е со вер ш ен ств о в ать с у ­ щ ествую щ ие ф орм ы т р у д о в о го обучен ия. Б о л ьш о е . зн ачени е п р и д ается и м еж ш кольн ы м у ч е б н о -п р о и зв о д стве н н ы м ' ком ­ б и н атам , к о т о р ц е за в о ев а л и ш ирокое при знание. В Л и п е ц ­ ке за в е р ш а е тс я стр о и тельство ко м б и н ата, пока еди н ствен н ого в об ласти . В б л и ж ай ш и е д в а - три го д а так и е к о м б и н ат у д о л ж н ы . бы гь в о . всех город ах и рай о н ах области . С ерьезн ого с о вер ш ен ств о в а­ ни я тр еб у ет р а б о та по п р о ф ес­ сиональной ори ен тац и и . Во м ногих ш ко л ах о н а п роводи тся без всякой системы и н е д о с та ­ точно к в ал и ф и ц и р о ван н о , без у чета теорети ческой , м о р ал ь­ ной и ф изической п о д го то в ­ ленности учащ и хся к той или иной проф ессии. В, «У голках проф ори ен тации » лиш ь т о л ь ­ ко ф о то м атер и ал ы , с в е ­ д ен и я о том, где м ож но по л у ­ чить ту пли иную проф ессию , о б ъ я в л ен и я , к у д а пойти учи ть­ ся. Р е зу л ь т а т рабцты п ед аго ги ­ ческих к о л л ек ти во в ш кол б у ­ д е т о ц ен и ваться п р е ж д е всего по п од готовлен н ости вы пускн и­ ков к акти вн о м у участию в тр у ­ до во й д еятел ьн о сти к а к в сф ере м атер и ал ьн о го , т а к и н е м ат е ­ риальн ого п р о и зв о д ств а. П ри этом ор и ен тац и я у чащ и хся на т р у д д о л ж н а учи ты вать ин тере­ сы области* го р о д а, района. Б о л ьш о е вн им ание у д ел я ется зак р еп лен и ю м о л о д еж и в сель­ ской м естности. С ей час го то ­ в и тся о б л астн о й слет в ы п у ск ­ ников средн их ш кол, о с т а в ­ ш ихся р а б о та т ь н а селе, к о то ­ рый состои тся в я н в а р е б у д у ­ щ его года. В о к тя б р е и н о я б ­ ре д о л ж н ы прой ти районны е слеты . _ 4 В свя зи с повыш ением во с­ п и тательн ой ф ункц ии ш колы и други х учебны х завед ен и й , пе­ д агогич еским ко л л ек ти в ам и их п арти йны м о р ган и зац и ям след у ет о б р ати ть вним ание на более полную реализацию , в е ­ дущ ей роли учебного проц есса в восп итани и учащ ей ся м о л о ­ д еж и . В ся в о сп и тател ьн ая р а б о та д о л ж н а о сн о в ы в аться на ком плексном '1 П одходе, которы й п р е д п о л а га е т еди н ство идейно- политического* тр у д о в о го и н р авствен н о го восп и тан и я и об есп еч и вает о б ъ ед и н ен и е уси­ лий пед аго ги ч еско го к о л л ек ­ ти в а, сем ьи и общ ествен н ости . П о это м у н асто ятел ьн о р е к о ­ м ен дуется осущ естви ть ко м п ­ лексн ое п л ан и р о в ан и е воспи­ тател ь н о й р аб о ты , к оторое бы п о зво л я л о ско о р д и н и р о вать их д ея тел ьн о сть в м асш таб е м ик­ ро р ай о н а ш колы , п р о ф тех у ч и ­ л ищ а, техни кум а- У спехи в р аб о те учебны х з а ­ ведений в зн ач и тельн ой мере реш аю т п едагогич еские кад р ы , уровень их под готовки . В средн их спец иальны х учебны х зав ед ен и я х , в п роф тех у ч и л ищ ах все п р еп о д ав атели с вы сш им о б р азо в ан и ем , около 80 п р о ­ центов м астеров п р о и зв о д ст­ венного обучен ия им ею т сп е­ ц и альн ое о б р азо в ан и е. В 4— 10 к л ас са х о бщ ео б р азо вател ьн ы х ш кол о б л асти р аб о та е т ,8 3 ,5 проц ента учителей с вы сш им о б р азо в ан и ем . В сельских ш колах этот п о к а за те л ь равен .7 7 п роц ентам . П о некоторы м ш кольцы м ди сц и п ли н ам , о с о ­ бенно ин остран ном у язы ку, ф и зк у льту р е, хим ии, зд есь о щ ущ ается н ед о стато к учи те­ лей. Е го д о л ж н ы восполнить вы пускники .Л ипецкого и Е лец к о го п еди н сти тутов, Л е б е ­ д я н ск о го и У см ан ского педуч и­ л ищ . Б о л ьш о е , число м олоды х сп ец и али стов вли лось в этом году в сем ью сельских уч и те­ лей. И х в н и м ательн о встретили, п озаб о ти л и сь о бы те. К с о ж а ­ лению , часть м олод ы х сп ец и а­ ли стов под всяки м и п р е д л о га ­ ми у к л о н я ется от в ы езд а на р а б о ту в село. Т ак, почти п о ­ л о ви н а вы п ускн и ков ф а к у л ь т е ­ т а ф и зв о сп и тан и я Л и п ец кого п ед и н сти ту та д а ж е « е яви л ась в о блон о за п р и к а за м и о н а з н а ­ чении. Н еко то р ы е м олоды е у чи теля, получив п р и к а з о назн ачен и и , д о сих пор не прибы ли к м есту работы . О б лон о, д е к а н а т ы и о бщ ествен ­ ны е о р ган и зац и и п еди н сти тутов о б я зан ы обесп ечить я в к у на р а б о ту всех м олоды х с п ец и а­ ли стов, со гл асн о их р а сп р е д е ­ л ен и я. Н о очевидн ы м я в л я ет ся и то , что п роф ессо р ско -п р еп о ­ д а в а т е л ь с к о м у составу,- п а р ­ тийны м и ком сом ольски м о р ­ ган и зац и я м п ед в у зо в след у ет о б р а ти ть особое вн и м ан и е на в о с п и т а н и е ‘у с ту д ен то в ч у в ст­ ва д о л га, о тветствен н о го о т ­ нош ен ия к о б я зан н о ст я м м о­ л о д ы х сп ец и али стов. И д я н австр еч у зн а м е н а т е л ь ­ ной д а т е— 60-летию В ели кого О к т я б р я , п едагоги ч ески е к о л ­ лекти вы вклю чились в с о ц и а ­ ли сти ческое со р евн о ван и е и полны реш им ости внести д о ­ стойны й в к л а д в вы полнение за д а ч , п оставлен н ы х парти ей перед советским н ар о д о м . В. ЩЕГЛОВ, заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. Л Е Т И И Е с в е т УРОКИ ПОЛЯ Р У К И м Вот и кончилось лето. Весе­ лым школьным звонком встре­ чает ребятишек первый день сентября. Празднично в школах от детских улыбок, от ярких цветов. Опять встречаются со своими питомцами учителя. На верхнем снимке вы видите учительницу липецкой средней школы № 55 М. Ф. Папину сре­ ди учеников. Мария Федо­ ровна дает своим питомцам глубокие , и прочные знания. Все ее ученики успевают, и почти девять из десяти учатся на «4» и «5». За успехи в обучении и воспитании уча­ щихся М. Ф. Папина награжде­ на значком «Победитель со­ циалистического соревнования 1976 г.*. Коммунисты школы избрали ее секретарем партий­ ной организации. * * * Тридцать два года отдала работе в школе учительница начальных классоз липецкой средней школы Лз 2 Екатерина Андреевна Сошнина (на снимке справа). Уроки ее отличаются высоким идейно-политическим уровнем и методической куль­ турой. Вот почему у нее нет второгодников и каждый вто­ рой учится на «4» и «5». Она награждена Юбилейной ленин­ ской медалью и значком «От­ личник народного просвеще­ ния». Ф ото В. Базылева. I . Т Р У Д В новом учебном году в Л и ­ пецкой о б л асти о к о л о с е м н а д ­ ц ати ты сяч у ч ащ и х ся с я д у т за п арты учебны х завед ен и й п р о ф те х о б р азо в ан и я . С егодн я мы р а сп о л агаем 29 учи лищ ам и, врсем ь из которы х — сельские. Х орош о п од готови ли сь к н а ч а ­ л у за н я т и й коллекти вы с ел ь ­ ски х п р оф техучи лищ № № 8, 2, 3, о т р ем о н ти р о в ан ы учебны е ко р п у са, о бщ еж и ти я . У ж е вто ­ рой год и д ут за н я т и я в ч е т ­ вертом сельском п р о ф техучи ли ­ щ е, ко то р о е р асп о л о ж ен о в к олхозе « З а в ет ы И льича» Л и ­ пецкого р ай о н а. С л ед у ет с к а ­ за ть , что ни одн о учи лищ е о б ­ л асти , го то в ящ ее кад р ы д л я се­ л а, не р а сп о л а га е т т ак о й ире- О Л О Д Ы Е, О В Ы Е красн ой учеб н о -м атер и ал ьн о й базой . З д е с ь получ аю т п р о ф ес­ сии б у д ущ и е п человоды , м е х а ­ н и заторы , м астер а сельского стр о и тельств а, оп ер ато р ы ж и в о тн о во д ч еск и х ком плексов, д р у ги е спец иали сты . О к оло д в у х ты сяч п р е п о д а ­ вателей и м астер о в р а б о та е т в ' у чи лищ ах п р о ф т е х о б р а зо в а ­ ния. Э то ш и роко эр у д и р о в а н ­ ны е, гр ам о тн ы е спец иали сты . В этом году о т р я д п е д а ­ гогов о б л асти поп олн ился б ы в ­ ш им и вы п ускн и кам и училищ , н ап р авлен н ы м и в свое вр ем я на у ч еб у в и н д у стр и а л ьн о -п ед аго ­ гические техни кум ы . И. БОРИСОВ. Т еплы й летний вечер. С н е ­ больш ой ррчки Я го д н ая Р я с а и искусственного во д о ем а, у з ­ кой полосой п ротян у вш его ся на доб ры й килом етр, веет све­ ж ей прохладой . Н а сам ой о к р а ­ ине д уб овой рощ и звуч и т к о м ан д а: «П ри го то ви ться к построению !» Ч ер ез несколько м инут у ф д аг а в четком строю б уд ут стоять заго р ел ы е р е б я ­ та, и бри гади р ученической прои зводствен н ой бри гады В а ­ лерий П роп ош и н примет] р ап о р т звен ьевы х об итогах т р у д о в о го дн я... Л етн и й т р у д о в о й л аге р ь у ч а ­ щ и хся 7— 9 классов Г агар и н ­ ской средн ей ш колы р а б о та е т у ж е третий год. Ж е л аю щ и х от­ д о х н у ть в нем много. В п рош ­ лом году сю да при ехали 44 чел о века, а в этом — 64. Ш ирок круг ребячьи х и н тере­ сов. О ни у в л ек аю тся волей бо­ лом и ф утболом , со зд ал и свой в о к ал ьн о - и н струм ентальны й ан сам б ль. Г о то в я т д л я р е­ б я т свои п о в ар а —• этим л е ­ том отлично в ар и л а щ и и каш и И р а В о р о б ьева, а заго то в к о й п р о д у кто в и к ал ь к у л я ц и е й ве­ д а л а Н а д я К о в ал е в а. В гостях у м альчиш ек и д евчон ок часто б ы вали вы пускн ики ш колы м а ­ стер Р и ж с к о го за в о д а «В ЭФ » И в а н С им он ов, инспектор р а й ­ о т д ел а м илиции В яч еслав Е пиш кин, сек р е та р ь р ай ко м а В Л К С М Л ю б о в ь С ем ентков- ская , м ногие м о л о д ы е т р у ж е н и ­ ки с о вх о за. Н о все это бы ло в коротки е часы отд ы х а. В ны неш нем году учени ческая п р о и зв о д ств ен н ая б р и га д а за к л ю ч и л а д о го во р с совхозом «Г агари н ски й ». И вот ( р езу л ьтаты — з а летн и й м есяц б р и гад а о б р а б о т а л а 50 г е к ­ таров- корм овой свеклы , п р о ­ в ел а ви довую п р оп олку щ це- ницы на п л ощ ад и 92 г е к т а ­ ра, п р и го то ви л а т р а в я н о й м у ­ ки 69 тонн, п о сад и л а и о б р а ­ б о т а л а 5 г ек тар о в огородны х ку л ьту р , п о б ели ла 4 коровн и ка, р е б я та п ом огали стр о и телям . К а ж д ы й учащ ийся в среднем за р а б о т а л 80— 100 рублей. В м е­ сте с учени кам и на п о л ях и ф ер м ах п о сто ян н о н аходи ли сь учи теля Н . М . С елян и н а, М . Н. О в сян н и ко в а, А: П . Б у гр о в а , н ач ал ьн и к т р у д о в о го л аге р я В. И . Г орелова. Р е б я т а р а б о та л и очень д о б ­ росовестно, с р ад о стью б р ал и сь з а л ю б о е д ел о . О собы м т р у ­ долю бием отли чили сь К л ав а Л а п и н а , Н а т а ш а М о р о зо ва, В а л я К у зн ец о в а, С ергей Б у - ды л ки н и други е. Я пом ню , три го д а н а за д , к о гд а за ш л а речь о труд овом л агер е, м ногие говорили, что р е б я та не при дут, а если все- так и п ри дут, т о скоро р а з б е ­ гу тся. Н и чего этого не случи­ лось. Н ао б о р о т, все больш е стан о в и тся ж ел аю щ и х хорош о п о р а б о т ат ь и отдохн уть. К а к п рави л о , с грустью р а з ъ е з ­ ж а ю т с я ученики по своим се­ л ам — Г агар и н е, Бы чки , З ы к о - во (со вх о з « Г агар и н ски й » ), Га- гино, Т опки (совхоз « П л а м я » ). Р е б я т а т а к ж е о хотн о у ч а ­ с тв о в ал и в уборочной стр ад е. Б о л ьш и н ство м альчи ков р аб о - т а л о в к ач естве пом ощ ников ком бай н еров. 60 проц ентов к о м ­ б ай н о в с о вх о за « Г агари н ски й » и 40 п роц ен тов ко м б ай н о в с о в ­ х о за « П л а м я » бы ли ук о м п л ек ­ т о ван ы учащ им ися Г агар и н ­ ской средн ей ш колы . Е сть у нас и сем ейны е агр егаты : ком ­ бай н ер И ван Н а за р о в со своей дочерью , ученицей 8 класса Л ю б ой , отец и сын П ропош ины . отец и сын П ан к р ато в ы , б р а ть я Ф роловы . В 9— 10 к л ас са х наш ей ш ко­ лы у ж е н есколько лет и зучаю т тр ак то р , и вм есте с аттестатом об окончании средней ш колы вы пускники п олучаю т удосто­ верени я тр ак то р и сто в . М ногих учеников часто м о ж н о увидеть на п олях и ф ер м ах р я д о м ' с р оди телям и . Д о и т коров вм есте с м ам ой Т ан я П а н о в а , у х а ж и ­ ваю т и п асу т крупны й рогаты й скот б р а ть я А ф онины , Л ен я К рупепкий вм есте с р о д и те л я ­ ми, на сви ноф ерм е— М иш а Г р а ­ чев, на т р а к т о р е— В о л о д я А р- тю ш кнн, Д и м а Е ф им ов, на пат сек с—В и тали й и Н и ко л ай С а ф о ­ новы . К а ж д у ю осень ш кола п рово­ д и т п р азд н и к у р о ж а я , на к о то ­ ры й п р и гл аш аю тся передовики и ветеран ы п р о и зв о д ств а, д и р ек ­ то р а со вх о зо в « Г агари н ски й »— Н . А. Ч исто,клетов и « П л ам я» — Н , И . Н и ко л аев , В т о р ж е ­ ственной об стан о вк е вручаю тся прем ии, п од арки учени кам , хр- рош о т р у д и вш и м ся на п олях и в ж и во тн о во д ств е, В прош лом году ш крде за хорош ую р а б о ту п од ари ли телеви зор. В своем при ветстви и В сесо­ ю зн ом у слету т р у д о в ы х о б ъ е ­ динении ш кольников Г ен ер ал ь­ ный сек р етар ь Ц К К П С С Л . И . Б р е ж н ев вы соко оценил роль и зн ач ени е их в идейной, н р а в ­ ственной и ф изической за к а л к е м о л о д еж и . П ри ви ты е с д е тс т ва т р у д о в ы е н авы ки как н ельзя Л учш е пом огаю т м олоды м лю ­ д я м в ы б р ать спец иальность, п р и ви ваю т лю бовь к сельском у х о зяй ству . З а последние годы окончили сел ьско х о зяй ствен н ы е вузы и техн и кум ы и р а б о та ю т в своем Л ев -Т о л сто вск о м рай он е м но­ гие вы пускники наш ей ш колы Э то и д и р екто р с о вх о за « П л а ­ м я» Н . И . Н и ко л аев , и секре­ т а р ь п ар тк о м а с о вх о за « Д о м а- чевский» Н . И . К иселев, и п р ед сед ател ь к о л х о за « З а в ет ы И льича» А. Г. Е пиш кин, и п р ед сед ател и Г агар и и ско го и И льи н ского исполком ов сел ь­ ски х С о вето в М . Я . П р о св ето в а и В. И . Н и ко л аев. Чтде м ного п ереч ислять — главн ы е сп ец и а­ ли сты , у п р авл яю щ и е, бри гади ры д в у х совхозов в основном вы пускн ики ш колы . В этом году о стал ась р а б о ­ т ат ь в совхозе у ж е тр етья часть вы пускн иков. Р а б о т а ю т м еха н и зато р ам и , пом ощ никам и ко м ­ б ай н ер о в— А лексан др Ф олом е- ев, Е вгений Т ерехов, М и хаил Г рачев, В л ад и м и р К о р о б к о в и други е. К а к види те, есть у р еб ят м олодой за д о р , ж ел а н и е по­ м очь совхозу. И на наш в згл я д д а в н о пора р у к о во д и тел ям х о зя й ст в а за к р еп и ть за ш колой тр ак то р ы , ком байны и др у гую сельско х о зяй ствен н ую техн и ку, чтобы ш кольники в полней м е­ ре ч у в ств о в али себ я х о зя е в ам и родной зем ли. А. МИХАЙЛОВ, учитель истории Гагаринской средней школы. НАМ САМОЕ ДОРОГОЕ В первы й ден ь нового учеб­ ного года в ш ко л ах страны с я ­ д у т за п арты свы ш е сорока м иллионов м альчи ков и д е в о ­ чек, о ткр ою т -учебники, ж а д н о б у д у т в сл у ш и в аться в к а ж д о е сло во учи теля. Э тот учебны й год особенны й. О н н ач и н ается в преддвери и б о л ьш о го п р а зд н и к а — 6 0-ле­ ти я В ели кого О к т я б р я . К ром е того, в го р о д ах и сел ах идет в сен ар о д н о е о б су ж д ен и е зам еч ател ьн о го д о к у м е н т а — п роекта новой К онсти туц ии С С С Р . М ы , учи тел я, ещ е и ещ е р аз п ереч и ты ваем эт о т м удры й докум ен т, и сп ы ты вая чувство б ольш ой гордости за успехи наш ей Р од и н ы . Н о мы т а к ж е пон им аем всю м ер у С обствен­ ной ответствен н о сти з а у п р о ч е -I ние и у м н о ж ея и е н ар о д н ы х з а ­ воеваний : нам н ар о д д о вер и л сам ое д о р о го е -— в осп и тан и е и обучение нового поколения строи телей ком м ун и зм а. 35 л ет и р а б о та ю в сельской ш коле. Н а ч а л о м оей п ед аго ги ­ ческой д еятел ьн о сти с о зн а л о с трудны м и вм есте с тем гер о и ­ ческим периодом ж и зн и наш ей Р о д и н ы — с го д ам и В еликой О течественн ой войны . И поэто­ м у мы. п ер еж и вш и е войну в с а ­ мой» ранней ю ности, т а к хотим м ира и спокойного, счастли вого д е тс т в а д л я наш и х детей. К со ж ал ен и ю , не всегда оно бы ло так и м . О б этом я и зр ед ­ ка, д а напом ню своим в о сп и ­ тан н и к ам , чтобы больш е цени­ ли то, что за в о е в а л и д л я них д ед ы и отцы . К а ж д ы й , кто ро д и лся и рос в деревн е д о войны , пом нит, к а ­ кой д и кови н кой на селе бы ли велоси п ед и «п о л у то р ка» , как за в и д о в а л и тем , у к ого бы л п атеф о н . П ом ню , каки м чудом д л я м оей д в ен а д ц а ти л е т н ей плем ян н и ц ы б ы л о посещ ение г о р о д а Л и п е ц к а , где о н а впер­ вы е у в и д ел а т р ам в ай и эл е к т р о ­ плитку, на которой «без печки, без д р о в к ар т о ш к а вари тся». С ейчас все сел а наш его р а й о : на -- эл ек тр и ф и ц и р о ван ы н р а ­ ди о ф и ц и р о ван ы , почти в к а ж ­ дом д о м е тел еви зо р , р ад и о п р и ­ ем ник. И ни кого теперь не уди ви т т о т ф ак т, что ш кольник вк лю ч ает тел еви зо р , ищ ет н у ж ­ ную п р о гр ам м у , ■ а п о ж и л а я ж ен щ и н а из сел а В ер б и л о во р а зго в а р и в а е т по тел еф о н у с сы ном , ж и вущ и м в С в ер д л о в ­ ске. И зм ен и ли сь и т а щ и восп итац- в ат ь весь эт о т м атер и ал , в н у ж н о м виде преподн ести его ученикам . Н аш а п ер в ей ш ая з а б о т а — д о б и ться, чтобы к аж д ы й уче­ ник о со зн ал н еобходи м ость и о б я зан н о ст ь — это зап и сан о в п роекте К онсти туц ии — учи ть­ ся, м ак си м ал ьн о р а зв и в а я свои способности и д а р о в а н и я . В едь это и есть его гр аж д а н ск и й в к л ад 8 о бщ ен ар о д н о е дел о стр о и тельства ком м ун и зм а, его м оральн ы й д олг перед Р о д и ­ ной. Л и т е р а т у р а , к оторую я пре- Пе д а г о г и ч е с к и е р а з д умь я ники. Н и к о гд а не сидели перед нам и т ак и е р азви ты е, лю боп ы т­ ны е и уд и ви тел ьн о восп риим чи­ вы е дети , к а к сейчас. О ни м ного зн аю т, ищ ут пищ у д л я энергичной и п лодотворн ой р аб о ты ум а, им ею т о многом свое собствен н ое су ж д ен и е. Э то о б я зы в а е т нас, учителей, постоян н о п о вы ш ать свое п р о ­ ф есси он альн ое м астер ство . М ы д о л ж н ы бы ть автори тетн ы м и советчи кам и , зн аю щ и м и п репо­ д а в а т е л я м и , к оторы е м огут п о ­ мочь м олоды м лю д ям найти свое место в ж и зн и . У ж е ско л ьк о л ет я р аб о таю в ш коле и все больш е у б еж д аю сь, что у чи ться п ед аго гу н ад о п о сто ­ ян н о— у более опы тны х учи ­ телей, у Ж изни, у книг, то есть, х очу п од черкн уть необходи ­ м ость того, что мы н азы ваем сам о о б р а зо в а те л ьн о й раб о то й . К онечно, мы в о о р у ж ен ы н о вы ­ ми п р о гр ам м ам и , новы м и у ч е б ­ ни кам и, более соверш енн ы м и , чем п реж н и е. В них черно у к а ­ за н основной м ат е р и ал и ин­ ф орм ацион ны й. Н о т о л ь к о учи тель м о ж е т систем а ти зи р о - пода-ю, п р и зв ан а идейн о и н р ав ств ен н о в о сп и ты вать чело­ века, п оэтом у мне к аж е тс я , в ц ентре вни м ан и я учи теля-сло­ весни ка на первы х у р о к ах в старш и х к л ассах д о л ж н ы бы ть п о л о ж ен и я п роекта новой К он ­ ституции, п о свящ енны е к у л ь т у ­ ре, о б р азо в ан и ю , д у ховн ой ж и з ­ ни советского ч еловека. А н ал и зи р у я и о б с у ж д а я кни­ ги, р аскр ы ваю щ и е смы сл ком ­ м унистического и д еал а и м о р а ­ ли, советского о б р а за ж изни , мы таки м обр азо м п о к аж ем , что черты ком м ун и зм а все от­ четли вее пр о сту п аю т у ж е сего д ­ ня. Я говорю о книгах Б. В а си ­ л ьева, В. К о ж ев н и к о ва , Г. М а р ­ ко ва, П . П ро ску р и н а, М . Ш оло­ х о ва, А. Ф ад е е в а , А. М аковско­ го, О. Г он чара и д р у ги х со в е т ­ ских п и сателей , которы е, на мой в згл я д , п о м о гаю т восп иты ­ в ать политически зр ел ы х , и д ей ­ н о -у б еж д ен н ы х , б езза в ет н р п р ед ан н ы х С оветской Р о д и н е м олоды х г р а ж д а н . П о д го то ви ть к с ам о сто ятел ьн о й ж и зн и лю ­ дей, сп особ н ы х не т о л ь к о д о б ­ р осовестн о вы п о л н я ть пору­ ченное дело, но и бы ть тво р ч е­ ски акти вн ы м и р аб о тн и к ам и — т ак у ю цель с та в я т, перед нам и сего д н я п а р ти я и п р ав и т ел ьс т ­ во. У ченик у ж е в ш коле д о л ж ен н ау ч и ться сам о сто ятел ьн о ус­ в аи в ат ь учебный м атер и ал , своб одно п о л ьзу ясь учебной и д оп олн и тельн ой л и тер ату р о й , энциклопедией, различн ы м и сп р аво ч н и кам и , с ло вар ям и . А к ту ал ьн а и д р у г а я за д а ч а , к о то р а я к асается , в первую очередь, педагогов-словесн и ков, — п о вы ш ать к у л ьту р у речи учащ и хся. Х отелось бы в ы ск а зат ь и не­ к о то р ы е п о ж ел а н и я . Н ас, сел ь­ ских учителей, очень волнует отсутстви е спец и альн ой л и те­ р ату р ы , м ногие книги, н ео б х о ­ ди м ы е д л я п р е п о д а в ан и я , не д о х о д я т д о сел а. Н е х в а т а е т тексто в х у д о ж ествен н ы х п ро­ изведений. К ром е того, я полностью р а з ­ д е л я ю м нение м ногих м оих к ол­ лег, чтобы при подписке на г а ­ зеты и ж у р н ал ы учителю , а особен но сельском у, о т д ав а л о сь некоторое предпочтени е. Х оте­ лось бы т а к ж е ви деть более конкретную , дел о вую пом ощ ь от р а б о тн и к о в р ай о н е и о б л о ­ но — нам очень нуж н ы х о р о ­ ш ие советы , реком ен д ац и и , р аск р ы ваю щ и е опы т лучш их пе­ д аго го в, Ч тобы достой н о встрети ть в се ­ народн ы й п р азд н и к, вы полнить основны е за д а ч и , п оставлен н ы е XXV съ езд о м К П С С , учи теля, к а к и все советские лю ди, т р у ­ д я т с я с удвоенной энергией, внося посильны й в к л ад в д е л о укреп лен и я м огущ ества и п р о ц ­ в етан и я н аш ей Р од и н ы . М. ДМИТРИЕВА, учительница Боринской средней школы Липецкого района, заслу­ женная учительница щколы РСФСР. РР ЛУШИ 1 д 1 д 7 -1» «7 1 , 1 1 ж А А вгуст д л я учи теля — у ж е вполне рабочий м есяц. О дин п р о см атр и вает списки перво­ классн иков, зн ако м и тся с их сем ьям и, другой л и стает лич­ ные дела, третий спеш ит у з­ нать, сп р ави л ся ли с осенни­ ми эк зам ен ам и его восьм и­ классник... А дом р У засл у ж ен н о й учи­ тельницы ш колы Р С Ф С Р К л авд и и А лександровны К ун а- к о зо й в это врем я всегда м но­ го ж елан н ы х гостей- К ней, к а к к сам ом у близком у чело­ веку, при ходят м олоды е спе­ ци алисты и педагоги со с та ­ ж ем , за гл я д ы в а ю т, убеленны е сединами учителя цз г. Г рязи и района. Д л я всех откры ты двери .- К аж д ы й , кто хоть р аз встрети лся с К лавд и ей А лек­ сан д ровн ой , зн ает, что, она ни когда це о т к а ж е т с я помочь, ^ научит, посоветует. Е е к о м н ата очень п о х о ж а на класс — зд есь есть и мел, и доска, и тет р ад и , и д аж е... звонок. Т рудн о с к а за ть , когда гасие-т свет р ее окне, ведь этот дом на улице «П равды » в Г р я зя х не м иную т ни бы в­ шие вы пускн ики, в о зв р ащ а я сь с работы , ни воины , о тслу­ ж и вш и е срок в р я д а х С овет­ ской Армии. П ом ню , совсем недавн о в эту к о м н ату не вош ел, а по­ ры висто в о р в ал с я подросток. В зг л я д а бы до достаточн о, что­ бы пон ять, что у него что-то стряслось. Е д в а у зн а в ' в чем дело, п о ж и л а я учительница стал а с о б и р аться, чтобы уре­ зонить, посовести ть отца м ал ь­ чика, верн уть пэцой его се­ мье. В от т а к в сегд а, по-м оло­ д о м у б езо гл яд н о , стрем итель­ но берет о н а на себя т я ж е ст ь чу ж о го го р я, п ом огает, к а к м о ж ет. ' Д е в я т ь вы п усков за п леча­ ми К л авд и и А лексан дровн ы , 38 л ет нелегкой учительской ж изни . Н о спроси те, р е б я га к ак о го вы пуска ей всего д о р о ­ ж е — о н а то л ько беспом ощ но р а зв ед ет рукам и . Р а з в е у м а ­ терей сп р аш и ваю т, кто из д е­ тей роднее? Б ер еж н о , нетороп­ ли во о т к л а д ы в ае т она в сто ­ рон ку ф о то гр аф и и свои х м ал ь­ чиш ек и девчон ок — о к а ж ­ дом говоря что-то особое, ин­ тересн ое, доброе. П ри м ер кроп отли вого, з а ­ ботливого отнош ения к детям не прощ ел д аром и д л я доче­ ри. М олодой ком м унист Г ал и ­ на В ален ти н овн а у ж е д есять л ет встречает 1 сен тя б р я в ш коле, вм есте с м атерью . Д в а вы п уска п ри н ял а она от К л ав ­ дии А л ексан дровн ы . Т еперь м о ж н о см ело с к а за т ь дочь достой н о п р о д о л ж а ет б л аго ­ родн ое д ело м атери, Т рудно п р ед стави ть к о л л ек ти в ш колы без этой м олодой энергичной ж енщ ин ы : она и п р о п аган ­ ди ст, и акти вн ы й участн и к ху­ д о ж ествен н о й сам о д еятел ьн о ­ сти, н спортсм ен ка. К л ав д и я А л ек сан д р о вн а ско­ ро уйд ет на засл у ж ен н ы й о т­ ды х, З н а ю т об этом учителя наш ей ш колы , зн аю т ее уче­ ники. Н о все мы т а к ж е зн а ­ ем и то, что н и когда не кон­ ч а т ся ее уроки. Д л я лю бо­ го из нас п о-п р еж н ем у бу д ет яр ко свети ть огонек в окне ее гостеприим ного, радуш н ого дом а. Л. ПАШКОВА, учительница Грязйнской средней школы. УЧИТЕЛЬНИЦЕ О ко ш ко сне ж ное, П ослевоенное, Не гасло долго ночами синими.,. Метели Пушкина, Луга Тургенева В мечты высокие нас уносили. А вы по-прежнему ничуть не старше. Вы с нами в космосе и в наших детях. И смотрит Родина глазами вашими В глаза — которые за все в ответе. Уроки добрые не забываются. Чисты, как совесть, Щедры, как пашня.., Родное слово, речь родниковая — Цветет рябиною у дома каждого. В. КУПАВЫХ. СТРАНИЦА ПОДГОТОВ­ ЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕ­ ЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКО­ ГО ЗНАМЕНИ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz