Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Р О Д Н О Й З Е М Л Е — С Е Р Д Ц А И Р У К И М О Л О Д Ы Х ЧТ ОБЬ РОСЛИ ХЛЕБОРОБАМИ * Девичьи руки покоряют комбайн*«/Соллгоз 1 / нуж на молодежь!» - говорит председатель* Профессии хлебороба учить в школе * На героических трудовых традициях, на примере отцов и матерей К О Г Д А «Н и в ы » и ли « К о ­ л о с ы » 'и д у т по ПОЛЮ — это вн уш и т ел ь н о е зр е л и ­ щ е. В ели че ст в е н н о, п л авн о д в и ­ ж у т с я о д и н з а д р у ги м м ог учие ко м б а й н ы на ш ироком п р о сто ­ р е, б е зр а з д е л ь н о сли т ы е и с этим зо л о ты м хл еб н ы м м асси ­ во м , н с горячи м ию льски м н е­ бо м , ■ с ж а р к и м со лн ц е м . М о ­ г учи е м а ш и н ы в е д у т п р е д с т а ­ вит ели о д н о й и з сам ы х у в а ж а е ­ мы х лю дьм и проф е ссий — к о м ­ б а й н е р ы , х о з я е в а полей. О б ы ч ­ но это б ы в а ю т м уж чи н ы , с и л ь­ н ы е, бол ьш и е, у г ло ват ы е... Н о во т на м е ст е ко м б а й н е р а м ел ьк н у л о то н к о е д еви ч ь е л и ­ цо. З а ш т у р в ал о м — м о л о д а я д е в у ш к а , и о гр о м н ая , к а к м а ­ м о нт, м а ш и н а п о сл уш н о п о д ч и - 3 А М А Р Т Ы « А М А З Д о л ж е н п р и з н а ть ся , что м н е н е х в а т а е т с лов. К а к н а з в а т ь д е в у ш к у , с т ав ш у ю за ш т у р в а л ко м б а й н а? С л о в у « т р ак то р и ст» , н апри м е р, с о о т в е тс т в у е т « т р а к ­ то р и стк а» , « учи т ел ь» — « учи­ т ел ь н и ц а». А «ко м б а й н е р у » — что? Н е п р и д у м ан о пока анало * гич ного слова" в ж е н ск о м ро д е, а, с к а ж е м , « во д и т ел ь н и ц а ко м ­ б а й н о в» — з в у ч и т с ли ш ком д л и н н о я н еу к л ю ж е. А н а д о, чтобы о но з в у ч а л о к а к м о ж н о ярч е, ч тоб м р ело к о н к у р и р о в а ть с таки м и п р и вл ек а т ел ь н ы м и , с точки зр е н и я о т д ел ь н ы х в ы п у ­ ск н и ц ср е дн ей ш кол ы — с л о в а ­ ми, к ак «стю ар д е сс а» , « п о эт е с­ с а» и т. п. В от и п о к а за л о с ь м н е, а н е б у д е т ли т у т у м е ст н ы м р о м ан ­ тич е ско е с ло в о « а м а зо н ки ?» Т ак во вр е м е н а д р ев н и х гр еков н а зы в ал и о т в а ж н ы х до ч е р ей М ео ти ды (п о б е р е ж ь е А зо вск о ­ го м о р я ), с е д л а в ш и х ко н ей и см ело в ст у п авш и х в бо й. В проч е м , д е л о н е в с ло вах . Д е в я ти к л а сс н и ц ы и з З а м а р т ы г новско й ср е дн ей ш кол ы *р еш или о с е д л а ть с т а л ьн ы х ко н ей, о с ­ во и ть проф е ссию к о м б а й н е р а н е д л я кр асного сл о в ц а. П р о ­ сты е и скром н ы е • д е р еве н ски е д ев уш к и , с м ал ы х л е т п ри в ы к­ ш и е к т р у д у , о ни о тв е ти л и на за п р о с вр е м е ни. И б ы л о это т о ж е п росто и е ст е ст в е н н о. У з н ал и они о п р и зы в е з н а т ­ ного м е х а н и зат о р а на ш ей о б л а ­ сти В ал е н ти н ы Ф и лич евой « Д е ­ вуш ки — за ш т у р в а л к о м б а й ­ на!», с о б р ал и ко м со м о л ьско е со б р ан и е. С е к р е т ар ь ко м и т е т а к о м со м о л а Л ю б а К о н д р ат ь е в а с к а за л а : — Ч то -то у н ас в о р г а н и за ­ ц ии ж и з н ь с т а л а о д н о о б р а з н о й : с о б р ан и я д а в з нос ы . А н е в з я т ь ­ ся ли на м з а к ак о е - н и б у д ь и н­ т е р е с н о е и в аж н о е д ел о ? В от и з р а й к о м а к о м со м о л а с п р а ш и в а ­ ю т: к а к мы с о б и р а е м с я о т в е ­ ти ть н а п р и зы в В ал е н ти н ы Ф и ­ лич евой? Д а в а й т е ко м б а й н и з у ­ ч а ть. К о н еч н о, м о ж е т , Л ю б а гово­ ри ла и д р у ги м и с ло в а м и , но с м ы с л т о т ж е. И д е в у ш к и и з 9 «а» и 9 «б» е д и н о д у ш н о п о д ­ д е р ж а л и п р е д л о ж е н и е ко м со р ­ г а. И д ев я ти к л а сс н и ц ы — их н а­ б р а л о сь ш е с т н а д ц а т ь — о б р а ­ тились к с ек р е т а р ю п а р тк о м а к о л х о за А л е к с а н д р у И в а н о в и ­ ч у П уш и л и н у , в п р авл е н и е. И м о х от н о по ш ли н австр еч у . С ф е в р а л я н ач ал и сь за н я т и я в гр уппе по и з уче нию ко м б а й н а. К о л х о з д о с т а л учеб н ики по ко м б а й н о в о м у д ел у , н а гл я д ­ ны е п о соби я, в ы д ели л п р епо­ д а в а т е л я — и н ж е н е р а М и х аи л а М и х а й л о в и ч а П о ст н и к о в а. З а н и м а л и с ь три р а з а в н е д е­ л ю по д в а ч аса посл е у ро ко в. Г Е Р О И Ч Т Р А Д К о г д а я б е с е д о в а л с д е в у ш ­ к а м и и з З а м а р т ы н ь я , их ко м ­ сорг Л ю б а К о н д р а т ь е в а н е­ во л ь н о п о ж а л о в а л а с ь , что они н е ско л ько с м у щ е н ы т е м в н и м а­ ни е м , ко то р о е и м у д е л я е т пр е с­ с а: и и з рай о н н о й г а з е ты к ор­ р е сп о н д е н т ы бы ли, и и з м оло­ д е ж н о й , и и з о б л аст н о го ра д и о . А строги й п р е д с е д а т ел ь ко лхо­ з а « С вобо д н ы й соко л» Ю . Г. Ж у р а в е л ь , п о д ъ е х ав ш и й к ак р а з в т о т м ом е нт, ко г д г наш ф о т о ­ к о р р е сп о н д е н т д е л а л с ни м ки, д а ж е о т ч и т ал вс е х: х в ат и т , д е, ф о т о гр а ф и р о в а ть с я , р а б о т а т ь н а до! А за эти м и с л о в а м и з в у ­ чало б е сп окой ст во: н е и зб а л о ­ вали б ы д е в ч а т т ак и м вн и м а­ ни е м! Ч то ж , п е д аго г и ч е ски е со о о - р а ж е н и я н ел ь з я н е у ч и ты в ать. Д е й с т в и т е л ь н о , что т у т о со ­ б е нного? К о л х о з н ы е д ев у ш к и р еш и ли п о р а б о т а т ь л е то на к о м б а й н ах — и р а б о та ю т . М о­ л о д ц ы , ко н еч но! Н о н е б у д ь и х— р а б о та л и б ы на их м е ст е п а р ­ н и -стар ш ек л а сс н и к и . И в се ж е т а к б у д н и ч н о это в ы гл я д и т то л ь к о на первы й в згляд . О со б ен н о е ту т есть.. Д е л о в том , что за м а р т ы н о в - ские д ев у ш к и не просто «реш и­ ли п о р а б о т ат ь » — они п р о д о л ­ ж а ю т о д н у из славн ы х , м о ж ­ но д а ж е с к а за т ь , героических т р ад и ц и й н аш его н а р о д а , они уви д ел и под ли нную р о м ан ти к у "в д ел е, которы м увлекли сь. П о п р о б ую п о к а за ть , в чем эта р о м ан ти к а за к л ю ч а е т с я . н я ется ей, у д о в л етв о р ен н о у р ­ ча, з а г л а т ы в а е т в ал к и ячм ен я и вр ем я от врем ени в ы б р а сы в а ­ ет копны обм олоч ен н ой солом ы . П о д х о д и т гр у зо в и к , «м ам он т» из х о б о т а -р у к а в а сы п лет в 'ку­ зо в зо л о т о е зерн о, и сн о ва вп еред , по зо л о т о м у ячм ен н ом у полю . А з а первы м ко м б ай н о м — второй , тр ети й — и на к а ж д о м д е в у ш к а — ш ес тн а д ц ат ь д е в у ­ ш ек на п я т н а д ц а т и к о м б ай н ах . Р а б о т а ю т п о м ощ н и кам и к о м ­ б а й н е р о в , м о гу т и з а ш т у р в ал встать, п од м ен и ть х о зя и н а м а ­ ш ины — ум ею т. Т ак у ю к ар т и н у м о ж н о н а б л ю ­ д а т ь сего д н я в к о л х о зе «С во­ б од н ы й со ко л » Д о б р о в с к о го р ай о н а. Н О В С К И Е О Н К И » С н а ч а л а и зу ч ал и устр о й ство м аш ин ы по п л а к а т а м , потом в к о лхозн ой м астер ско й во вр ем я рем о н та ко м б ай н о в за н и м а л и с ь пр акти ко й , д о ш л а очередь и д о в о ж д ен и я . К концу учебн ого го д а, пос­ л е четы рех м есяц ев за н я т и й с о б р а л а с ь к в ал и ф и к ац и он п а я •комиссия. В се д е в у ш к и успеш ­ но сд ал и эк зам ен ы и получили у д о сто в ер ен и я ко м б ай н ер о в. А потом п р ав л ен и е к о л х о за п р и н я л о реш ение: у д о в л е тв о ­ рить п росьб у д е в у ш е к , п ере­ ш едш и х у ж е в 10 к л асс, и н а­ зн ач и ть их п о м ощ н и кам и к о м ­ б ай н ер о в на п ери од уб о р ки на все 15 к о л х о зн ы х ко м б ай н о в. А п о ск о л ьк у д е в у ш е к бы ло ш ест­ н а д ц а т ь , д в у м из них приш лось р а б о т а т ь на одн ой м аш ине. И д е в ч а т а р аб о таю т, причем ничем не х у ж е , чем р а б о та л и ран ьш е п арн и н а их месте. Г лавн ы й агр о н о м к о л х о за В а ­ лен ти н А н дрееви ч К о л м ак о в склон ен д а ж е о т д а т ь им п р ед ­ почтение: — Д е в ч а т а — они к ак -т о а к ­ к у р ат н е й , соб ран н ей . И ди с­ ци п ли н ка у них покрепче. С л о во м , д о в е р и е д ев у ш к и о п р а в д а л и . У спеш но с п р а в л я ­ ю тся с о б я з а н н о с т я м и п ом ощ ­ ников к о м б ай н ер о в , а к о гд а н а ­ д о , и з а ш т у р в ал с та н о в я тс я . В х о д е р аб о ты у ч а тся . И х н а ­ ста в н и к М . М . П о стн и к о в все в р ем я п р о д о л ж а е т след и ть з а тем , к а к они р а сш и р яю т при­ о б р етен н ы е н а з а н я т и я х з н а ­ ния и со вер ш ен ств у ю т навы ки . Н астр о ен и е у « зам ар ты н о в ск и х а м а зо н о к » б о д р о е, н а м ер ен и я реш и тельн ы е. В сер ьез с тр е м я т ­ ся о в л а д е т ь ко м б ай н о м в со­ верш ен стве. К а к ооы чно п р и н ято у ж у р ­ н ал и сто в , я х о тел о тм ети ть л учш и х из них. Н о е д в а бы ли н а зв а н ы им ена Л ю б ы Я к о в л е ­ вой, до ч ер и т р а к т о р и с т а , о в л а ­ д евш ей не то л ь к о к о м б ай н о м , но и т р ак т о р о м , и Т ан и Х леб­ ни ковой , очень сер ьезн о о тн о­ с ящ ей ся к п р и зван и ю м ех ан и ­ з а т о р а , к ак т у т ж е вы ясн и лось, что и все, д р у ги е д ев у ш к и з а ­ с л у ж и в а ю т з а свою р а б о ту с а ­ м ого д о б р о го с л о в а . И п отом у я н а зо в у их всех по а л ф а в и т ­ ном у п о р я д к у . В о т им ена з а ­ м ар ты н о в ски х д ев у ш ек , п око­ ривш их к о м б ай н : М а р и я Г л а ­ д ы ш ев а , В ер а Г о р я ев а , Л ю б а К о н д р а т ь е в а , Н а д я К о р о т к о в а , Л ю д а К о то со н о в а , В а л я М а к ­ си м ова, Т а н я М а р к о в а , Л ю б а М о згу н о в а , М а р и я М о згу н о в а , Н а д я П о п о ва , З и н а П у ш и л и н а, Г а л я С о к о л о в а, Т ан я Х лебни­ к о в а, Г а л я Ш у в а ев а , Г а л я Я к о в л ев а , Л ю б а Я к о в л ев а . Д о б р о го вам п ути, д евуш к и ! С п р ави л ьн о го ш ага в сту п аете в с ам о с то я тел ь н у ю ж и зн ь. Е С К А Я И Ц И Я Т р и д ц а ты е годы , п ервы е го­ д ы после к о л л ек ти в и зац и и . П ер в ы е в с ел а х т р ак т о р ы «Ф о р д зо н ы » и Х Т З со ш п о р а ­ ми на в ед ущ и х к о л есах . З а ни­ м и— толп ы и в зр о сл ы х , и м ал ьч иш ек: лю б оп ы тн о, скак б у д у т п а х а т ь без л ош ад и . И песня «О й, вы кони, вы кони стальны е...». П р а в д а , о н а п о я в и л а сь н еско л ько позднее, но в со зн ан и и с та р ш и х п око­ лен ий н ав сегд а сли л ась с тем героическим врем енем первы х т р ак т о р н ы х б о р о зд . В те годы гр о м ко зв у ч ал о им я первой русской т р а к т о ­ ристки П р а ск о в ь и Н и ки ти чны А нгелиной или просто П аш и А нгелиной, к ак ее л а с к о ­ во все т о гд а н а зы в ал и . В 1933 году она о р г а н и зо в а л а первую ж ен ск ую т р ак т о р н у ю б р и га д у в С т ар о -Б еш е в ск о й М Т С (Д о ­ н ец к ая о б л а ст ь) и р у к о в о д и л а ею 25 лет. Э то она в 1938 году бр о си л а клич «С то ты сяч п о д ­ руг — на тр ак то р !» . Н а него о ткл и кн у л о сь 2 0 0 ты сяч совет­ ских ж енщ и н . И м я д в а ж д ы Г ероя С о ц и ал и сти ч еск о го Т ру­ д а П р аск о в ь и Н и ки ти чны А н­ гелиной н а в се гд а вош ло в историю построен и я с о ц и а л и з­ ма. А в годы В ели кой О теч ест­ венной войны , к о гд а м уж чин ы бы ли на ф рон те, а в п оле уп­ р а в л я л и с ь одн и ж енщ и н ы , на всю с т р а н у прогрем ело им я Д а р ь и М а т ве ев н ы Г ар м аш , ста в ш е й и н и ц и ато р о м со р ев н о - ван и я ж ен ск и х т р ак то р н ы х б р и га д в- 1942 году. Э то бы ло т а к в а ж н о в те м есяцы , когд а к а ж д ы й к и л о гр ам м х л еб а бы л на счету и с р ав н и в а л ся с пу­ лей или с н ар я д о м , послан ны м по вр агу . В от они — те героические тр ад и ц и и советски х ж енщ и н , к оторы е п р о д о л ж а ю тс я сего д ­ ня в д е л а х п о сл ед о вател ьн и ц зн ат н о го м ех а н и зат о р а наш ей о б л асти В ален ти н ы Г р и го р ьев­ ны Ф иличевой. Д е в у ш к и из З а м а р т ы н ь я *— в их числе. И х о т я д л я них это только пер­ в а я п р о б а, х о тя совсем не о б я ­ за т е л ь н о к а ж д а я и з них пос­ л е око н ч ан и я средн ей ш колы п о й д ет в м ех ан и зато р ы , но в а ж ­ но у ж е то, что они п ри общ и ­ лись к т р ад и ц и и с л а в н ы х д о ч е ­ рей О тчи зны , ж ен щ и н -х л еб о - робов, ж ен щ и н -м ех ан и зато р о в . Ч то это им енно так ,,./м о ж н о п о д тв ер д и ть д о к у м е н т ал ьн о : в у го лк е п р о ф о р и ен тац и и З а м а р - ты н о вск о й средн ей ш колы есть ф о т о гр а ф и я — 16 д е в я т и к л а с ­ сниц и с ними А н исья Н и ки ­ ти ч н а К о вр еги н а со всем и сво ­ ими т р у д о в ы м и н а гр а д а м и . А н исья Н и ки ти чн а — од н а из п о сл ед о вател ьн и ц П аш и А нге­ линой , р а б о т а л а т р ак то р и стк о й в З а м а р т ы н ь е с 30-х год ов, бы ла Л У ч В О С П И Т А Н М не п р и ход и лось б ы ть в З а ­ м ар ты н ье л ет восем ь — д е ся т ь н а за д . И в беседе с одн им из т о гд аш н и х р у ко во д и тел ей кол­ х о за з а ш л а речь о м о л о д еж и . Н и чего у теш и тельн ого не мог с к а з а т ь мой собеседн и к: ух о ­ д и т м о л о д е ж ь из села, н и как и ­ ми у го во р ам и не у д ер ж и ш ь. В сех п оч ем у-то в го р о д тян ет. П р и х о д и л о сь сл ы ш ат ь п о д о б ­ ное и в д р у ги х м естах. Т рево-. гой, болью зв у ч ал и эти сл о в а , а п од час и б е зн а д е ж н о стью . В ы й д у т из стр о я стар и ки , кто б у д ет хлеб р асти ть, н а р о д кор­ м ить? И п о л у ч ал о сь, что и сд е- л а т ь -т о б у д то ничего н евоз­ м ож н о. М ол о д о й , энергичн ы й и с тр аш н о за н я т ы й («М огу у д е ­ л и ть В ам не более п яти м и ­ нут!») сегодн яш н и й п р е д с ед а ­ т ел ь к о л х о за Ю . Г. Ж у р а в е л ь н астр о ен по-ином у. — М о л о д еж ь нам вот т а к н у ж н а! — во ск л и ц ает ои и р а зв и в а е т м ы сль, что одним и п о ж ел а н и я м и и у го во р ам и ту т ничего не с д ел ать : н у ж н о за к а ж д о г о ч еловека б о р о ться. А д л я это го н еобходи м о к а ж д о г о зн ат ь и о к а ж д о м д у м а ть . Г о ­ в о р я о д ев у ш к а х -к о м б ай н ер а х , п р е д с ед ател ь точно х а р а к т е р и ­ зу е т к а ж д у ю : э т а о б я зат ел ь н о о с та н е тс я в к о л х о зе и бу д ет м ех ан и зато р о м , а т а — пой дет в институт у чи ться: И к к а ж ­ дой к атего р и и — свой п од ход: то т, кто о с та н е тс я после ш ко­ лы в к о л х о зе (это к а с а е т с я и ю нош ей, и д е в у ш е к ), получит новую м аш и н у, хорош ую р а б о ­ ту. — Ж е н и тс я или вы й д ет з а ­ м у ж — к в ар т и р у д ад и м . А к о м у хо ч ется уч и ться в в у зе или тех н и к у м е — ко л х о з д а с т н ап р ав лен и е. Т о лько в у з это т или техн и кум д о л ж ен бы ть с сел ьск о х о зяй ствен н ы м п р о и зво д ство м с в я з а н , чтобы после око н ч ан и я м ог к о л х о з­ ны й с ти п ен д и ат в сво е село сп ец и али стом вер н у ться, — В этом го д у 12 человек получили от к о л х о за н а п р а в л е ­ ние на учебу. С и стем а, и н д и в и д у ал ьн ы й п о д х о д х а р ак т ер н ы д л я п р а ­ вл ен и я к о л х о за «С вобод ны й . сокол» в р а б о те со ш к о л ьн и ­ кам и . В м есте со ш колой х о з я й ­ с тв о ищ ет т ак и е ф орм ы т р у д о ­ вого в о сп и тан и я, к о то р ы е бы о к а з а л и р е ш а ю щ е е вл и ян и е на ж и зн е н н е й вы бор м о л о д еж и . В ы ш е ш ла речь о д е в у ш к а х - к о м б ай н ер ах . А ещ е из ш коль- н и ко в -в о сьм и к л ассн и к о в со­ зд а н м ех ан и зи р о ван н ы й о т р я д по во зд ел ы ван и ю свеклы без при м ен ен и я ручн ого т р у д а. В него вош ли 2 0 ю нош ей и д е в у ­ ш ек, тщ а те л ьн о о то б р ан н ы х по при нцип у «персп ективности»: и н тер есу ется сельским х о зя й с т ­ вом , м о ж ет в персп екти ве ос­ т а т ь с я в к о л х о зе — вклю чаю т ^ в с о став о т р я д а в первую очередь. Э тот о т р я д сей ч ас готовит вы делен н ы й под свек л у у ч а­ сток (150 г ек тар о в ) в зим у: вносит удо б р ен и я. П отом бу- Т Р О п ш к о л . А теперь зай д ем в З а м ар т ы - новскую средню ю ш колу. Д е ­ л а е т ома т о льк о второй вы пуск (д о этого бы ла восьм илетней) И пока по тр ад и ц и и вы бор сельских проф ессий ее восп и ­ тан н и ки дел аю т, в основном , после окон ч ан и я 8 классов. Т ак, в прош лом году, д в е н а д ­ ц ать бы вш и х во сьм и кл ассн и ­ ков полупили сп ец и альн ость т р ак т о р и ст о в в Т рубетч нчеком ф и л и ал е Ч ап л ы ги и ско го С П Т У , од н о вр ем ен н о учи лись в д е в я ­ том кл ассе вечерней ш колы . И з вы п ускн и ков 10 к л ассо в 1976 года остались работать в участни цей В Д Н Х и слета тр ак то р и сто в . . О на то лько не­ д ав н о вы ш л а на пенсию , и по­ за д и у нее с л а в н а я т р у д о в а я б и о гр аф и я. И сего д н я А н исья Н и ки ти чна п ри ход и т в ш ко л у и р а сс к азы ­ в ае т ш кольн и кам о своей ж и з ­ ни, о своей славн ой и н уж ной проф ессии , о лю бви к родной зем л е, к род н о м у сел у . Д а , она т о ж е , к а к м ногие д р у ги е, м ог­ л а бы у ех ать в го р о д , но не сде­ л а л а этого, п отом у что лю бовь к зем л е, в которую столько А нисьей Н и ки ти чной сил в л о ­ ж ен о , о к а з а л а с ь сильнее всего. О собенно волн ую щ е го во р и т т р а к т о р н ст к а-в е те р ан о х л еб е— сам ом в аж н о м и сам ом н еобхо­ ди м ом в ж и зн и к а ж д о г о чело­ в ек а и всей стр ан ы . И зо в е т м о л о д е ж ь о с т а в а т ь с я в родном З а м а р т ы н ь е — р асти ть хлеб, т а к н уж н ы й лю д ям . В от т а к п риш ла к д е в у ш к а м из З а м а р т ы н ь я гер о и ч еск ая э с т а ­ ф ета первы х советски х т р а к т о ­ ри стов, и они у ж е ко сн у л и сь ее. Н а й д у т с я , — д о л ж н ы н ай ­ тись! — п р о д о л ж а те л ьн и ц ы славн ой тр ад и ц и и и в д р у ги х сел ах . Б л а го р о д н о е д е л о х л еб о ­ р о б а не в од н о м м олодом с е р д . це н а й д е т до сто й н ы й отзвук. Ш И Й ■ЛЬ — Т Р У Д ! д у т п а х ат ь под зяб ь. Р е б я т а и зу ч аю т тр ак то р . А на б у д у ­ щ ий го д— с ев ,..о б р аб о тк а, у б о р ­ к а — словом , весь ци кл р а б о т б у д ет п р о во д и ться ш кольн и ­ кам и . В ы д ел яю тся со о тв етств у ­ ю щ ая тех н и к а, у д о б р ен и я, гер ­ бициды . Г о д так о й р аб о ты — о тли ч ­ н ая ш ко л а д л я б у д ущ его меха* н и з а т о р а с в е к л о в о д а , п р ек р ас­ ное ср ед ство в о сп и тан и я о со ­ зн ан н о го ин тереса к сел ьс к о ­ х о зяй ствен н о й проф ессии. П р е д с ед ат ел ь к о л х о за зн ает к а ж д о г о ш ко л ьн и ка, кто к че­ м у тя н етс я , кто на что спосо­ бен. Е го первы й пом ощ ник — с у п р у га, учи тельн и ц а гео гр а ­ ф ии средн ей ш колы Г. Е. Ж у ­ р авел ь. В этом д е л е т а к а я «се­ м ей ствен ность» очень д а ж е по­ л езн а. В прочем , если н а зы в ат ь з а ­ м ар ты н о вски х эн ту зи ас то в т р у ­ д о во го восп и тан и я п о д р ас та ю ­ щ его поколен и я, то н и как н ель­ зя обой ти и с ек р е та р я п а р т ­ ком а А. И . П уш и л и н а, д и р ек ­ то р а средн ей ш колы С. С. П у ­ ш илина, п р е п о д а в ат е л я б и о л о ­ гии А. М . С т ар к о в у , агр о н о м а к о л х о за А. И . Б л у д о в у , и н ж е ­ н ера М. М . П о стн и к о в а и м но­ гих др у ги х , в том чи сле и к о л ­ хо зн и ко в, ряд о м с которы м и р а б о та ю т ш кольники. А р а б о та ю т в поле летом по­ чти все ученики — 350 чел о ­ век, из 450. О ни пом огаю т на т о ках , на стр о й к ах , рем о н ти ­ рую т ш колу, т р у д я т с я на к о м ­ б ай н ах , за к л а д ы в а ю т сен аж . Д а ж е м алы ш и в н ач ал е л ета ходи ли п олоть зерновы е. — С ельски е р е б я та с м алы х л ет к т р у д у при учаю тся, — го во р и т Ю . Г. Ж у р а в е л ь . —- То у м атер и на о го р о д е с т я п ­ кой, потом в ш кольной учени­ ческой б р и гад е, на колхозн ом поле. Т о лько т р у д это т н ад о со о т­ ветствую щ и м о б р азо м н а п р а ­ вить, чтобы он не просто т р у ­ д олю б и е во сп и ты в ал (х о тя и это т о ж е очень в а ж н о ), но и д а в а л оп р ед ел ен н ую проф есси­ он ал ьн ую ор и ен тац и ю — иа с ел ьск о х о зяй ствен н ы е п р о ф ес­ сии, в первую очередь. О том , что д е л а е т с я в этом н ап р ав лен и и к о л х о зо м , мы р а с ­ с казал и . О с та е тс я д о б ав и ть, что п р ед сед ател ь , сек р етар ь п а р т к о м а — непрем енн ы е у ч а ­ стни ки всех ш кольны х т о р ­ ж ес тв и п р а зд н и к о в : ц ер ем о ­ ний п ервого зв о н к а , вручен и я а т т ес та т о в о средн ем образова* нни, встреч ш кольн и ков с в ете­ р ан ам и и п ер ед о ви к ам и п р о ­ и зв о д ст в а и т. д. А 31 ав гу с та к а ж д ы й го д б ы в ает т о р ж е с т в е н н а я л и н ей ка, на кото р о й п о д в о д я тс я итоги п ятой, тр у д о в о й четверти. О т имени к о л х о за р еб ят за х о р о ­ ш ую р а б о ту б л а го д а р я т п р ед ­ сед а т ел ь и сек р е та р ь п а р тк о ­ м а, вр у ч аю т лучш им почетны е грам оты , под арки. В прош лом году так д м о б р азо м бы л о т м е ­ чен тр у д 120 ш кольников. В этом году ш кольн и ков т о ж е о ж и д а е т и скрен н яя б л а г о д а р ­ ность к о л х о за. И Н К А ь Н А Я колхозе около четверти. С ловом , теперь уж е нельзя с к а за ть , что вся м о л о д еж ь уходи т из села. М ногие нахо- д я т п р и зван и е в колхозе. В п роекте новой К о н сти ту ­ ции С С С Р идет речь об о б ес­ печении п р ава на о б р а зо в а н и е на основе связи обучен ия с ж и зн ью , с п рои зводством . В этом отнош ении в З а- м ар ты н о вско й средн ей ш коле н ем ало ин тересного. М ы го во ­ рили о за н я т и я х м олоды х ко м ­ б ай н ер о в, Т рактори стов во вне­ урочн ое врем я. А п р о гр ам м а трудового воспитания и обу­ чения о х в ат ы в ае т всех у ч ащ и х ­ ся. М л адш и е н ачи наю т п ри ­ о б щ ат ьс я к тр у д у на у чеб н о­ опы тном у ч астке, которы й на п р о тяж ен и и р я д а л ет п р и зн а­ ется лучш им в районе. У чащ иеся 7—9 к л ассо в р а б о ­ таю т в ученической п р о и зв о д ­ ственной б ри гаде. И х 170 ч е­ ловек. О х а р а к т е р е р аб о ты и отнош ении с ко л х о зо м говори т, н априм ер, д о го во р , под п и сан ­ ный со стороны к о л х о за п р ед ­ сед ател ем , а со стороны учени­ ческой бр и гад ы — д и ректором ш колы . П ервы й п ун кт этого д о г о в о ­ р а ф и кси рует, что «члены у ч е­ нической б ри гад ы бер у т о б я ­ за те л ь с тв о вы р асти ть и у б р а т ь в к о л х о зе 12 г е к т ар о в к о р м о ­ вой и 5 г ек тар о в с ах ар н о й с в е ­ клы , 5 гек т ар о в к ар т о ф е л я и 5 гек т а р о в овощ ей». К о л х о з со своей стороны з а ­ к р еп л я ет з а бр и гад о й 46 г е к ­ т ар о в зем ли, в ы д е л я е т сп ец и а­ ли сто в д л я р у к о в о д с тв а : м е х а ­ н и зато р о в , агр о н о м а, м ех ан и ка, а т а к ж е тех н и к у — т р а к т о р и н еобходи м ы й и н вен тарь. Д о г о ­ вор п р ед у с м ат р и в ае т т а к ж е п о р я д о к о п л аты т р у д а членов ученической б р и гад ы , о р ган и ­ зац и ю п и тан и я, п о д во з, м ед и­ ци нское о б сл у ж и в а н и е, обе­ спечение п р а в и л техни ки б езо ­ пасн ости, учет, ко н су л ьтац и и , за н я т и я и т. д. В д в а потока р а б о т а л в З а ­ м ар ты н ье л аге р ь т р у д а и отды ­ ха. О н р а зм ещ а л с я в ж и в о п и с ­ ном п алаточн ом го р о д к е иа о к р аи н е села. Т р у д со ч етал ся в нем с ку л ьту р н ы м о тд ы х о м , за н я ти е м спортом . Д л я р у к о в о д с тв а р аб о то й ученической б р и гад ы и о р ган и ­ зац и и м ероп ри яти й по п р о ф ­ ори ен тац и и в ш ко л е с о зд а н у чебн о-п рои звод ствен н ы й со­ вет, в которы й в х о д я т д и р ек ­ тор ш колы С . С. П уш и ли и , а г ­ роном 3 . Н . Б л у д о в а , п р ед се­ д а те л ь к о л х о за Ю . Г. Ж у р а ­ вель, ин ж ен ер М . М . П о стн и ­ ков, о р ган и зат о р в о сп и тател ь­ ной р аб о ты М . А. М а к ае в , учи тельни ца би ологии А. М. С т ар к о в а. К а к види м , это т со­ в ет — совм естны й о р ган ш к о ­ лы и к о л х о за, и п отом у им еет в о зм о ж н о ст ь эф ф ек ти в н о р е­ ш ат ь все осн овн ы е вопросы тр у д о в о го в осп и тан и я. В а ж н у ю роль в тр у д о в о м восп итани и и пр о ф о р и ен тац и и ш кольн и ков и граю т встречи с п ро и зво д ствен н и кам и . М ы у ж е говори ли о так и х в стр еч ах с А. Н . К оврегин ой. В ш коле бы ваю т такя^е полеводы , ж и ­ вотн овод ы , строи тели — п ер е­ д о ви к и п р о и зв о д с тв а, ветер ан ы т р у д а . О б су ж д а л и сь п ро­ блем ы пр о ф о р и ен тац и и и иа р од и тельски х с о б р ан и ях . П р о ­ во д и л и сь ди сп уты «Х леб наш насущ ны й», «М о я лю б и м ая проф ессия», « Н аш е село за 60 лет». З а д а ч а м п ро ф о р и ен та ц и и с л у ж а т и ср ед с т в а н а гл я д н о ­ сти. В каб и н ете биологии, н а ­ при м ер, р яд о м с з а д а ч а м и , п о ­ ставлен н ы м и XXV с ъ езд о м К П С С в о б л асти сельского хо ­ зя й с т в а , пом ещ ен п л а к а т с о б я з а т е л ь с т в а м и к о л х о за на п я ти л етк у . В у го лке п р о ф ­ ори ен тац и и р а сс к азы в а ет ся о вед ущ и х сельски х проф есси ях. В от к а к и ллю стри рован н ы й п л а к а т говори т о проф ессии м ех а н и зат о р а : «М ех ан и зато р — п о вел и тел ь полей — п р оф есси я, г л а в н а я в сельском х о зяй стве. О н в ы р ащ и в ае т хлеб , овощ и , ф рукты . М е х а н и за то р — у м е­ лы й о р ган и зат о р т р у д а , в со­ верш ен стве д о л ж ен зн ат ь т р а к ­ тор и ко м б ай н , а гл ав н о е — хорош о и зучить технологию о б р а б о т к и почвы . Э ту п роф ес­ сию м о ж н о п олучить в сел ь­ ских техни ческих уч и л ищ ах , в К о н ь-К о л о дезск о м и У см ан- скн х с о вх о зах -т ех н и к у м ах , в В о­ р о н еж ск о м с ел ьс к о х о зя й с тве н ­ ном институте». Ч то ж . у б ед и тельн о и к о н ­ кретно. Т ут ж е —п о р тр еты л у ч ­ ш их лю дей к о л х о за. Н е п о д а л е ­ к у — и ф о то гр а ф и и тех ш ко л ь­ ни ков, кто особен н о с та р ат ел ь ­ но т р у д и л с я в поле. Е стествен н о, и и а у р о к ах и д ет больш ой р азго в о р п е д а го ­ гов с учени кам и об их б у д у ­ щ ем. * , * * К а к видим , опы т к о л х о за «С вободны й сокол» и З а м а р - ты и овской средн ей ш колы д о ­ стоин всем ерн ого р а с п р о с т р ан е ­ ния. В ш коле и х о зя й стве д е ­ л ае т ся все, п о л о ж ен н о е по п р о ­ грам м е тр у д о в о го обучен ия и восп и тан и я. И все-таки ж и зн ь з а с т а в л я е т их идти д ал ьш е: о р ган и зо в ы в а ть д о п о л н и тел ь­ ны е ф а к у л ь та т и в ы д л я сер ьез­ ного о буч ен и я техни ке, с о зд а ­ в ат ь отд ельн ы е, т о ж е « сер ьез­ ные» группы и о тр яд ы ш ко л ь­ ни ков— тр ак то р и сто в . к о м б ай н е­ ров и т. л. И д ея всего этого о д н а: у ж е в ш коле д а т ь ю нош е или д евуш к е так и е зн ан и я и н авы ки , чтобы м о л о д еж ь ср а?у ж е после вы пуска им ела в о з­ м ож н ость вклю читься в п р о и з­ водство. Д у м а е т с я , что и в д руги х х о зя й ства х и ш ко л ах м ож но и н у ж н о так о р ган и зо ­ в ать дело, чтобы ов л ад ен и е п рои зводствен н ы м и п р о ф е с си я ­ ми проход ило у ж е в стен ах средн ей ш колы . И. ОСТАНКОВ. Л > М ЩЦ I V * ! 11Р8Р1 В ели чаво п лы вут по полю степны е кораб ли , а к к у р а тн о п о д б и р ая хлеб н ы е валки . Н а п я т ­ н а д ц а ти так и х к о м б ай н ах в ко л х о зе « С в о б о д ­ ный сокол» п ом ощ никам и к ом б ай н еров р а б о ­ таю т десяти к л ассн и ц ы З а м ар т ы н о в ск о й с р ед ­ ней ш колы Д о б р о в с к о го р а й о н а . Н аш ф о т о ­ корресп он ден т зап е ч а тл е л ч асть ком бай н ового зв е н а з а р аб о то й (верхн и й сн и м о к). А вот (вто р о й сн и м о к) и п ятер о из этих д е ­ вуш ек (в сех в горячую пору уб о р ки со б р ат ь в одном м есте т р у д н о ). Э то (с л е в а н а п р а в о ) Н а ­ д я П о п о ва, В аля М акси м о ва, Н а д я К о р о тко в а, М ар и я Г л ад ы ш ев а и Л ю б а К о н д р ат ье в а. ку они, н априм ер, пом огаю т при м е х а н и зи р о -/ ван ной п огрузке зер н а в м аш ин ы , о тп р ав л яю - > щ исся на хлебоприем ны й пункт. В несколько ! см ен по п о л ч аса р а згр е б а ю т хлеб в к у зо вах . !; С ейчас н а в ах т е сем иклассники Н и колай Я ков- ! лев и Ю рий А верин (тр ети й сн и м о к ). / И н ициатором изучения д ев у ш к ам и ком байна ! б ы л а ко м со м о л ьск ая о р ган и зац и я З а м ар т ы н о в - / ской средн ей ш колы , а за н я т и я с ними вел и ! сейчас п ом огает в р а б о те н а у б о р ке и н ж енер / к о л х о за М и хаи л М и хайлович П остников. Н а ! н и ж нем сним ке вы ви ди те его с секр етар ем ; ш кольного ко м и тета к о м со м о л а Л ю б о й ! К о н д р атьев о й в у б о р оч н о-тран сп ортн ом комп- лексе. Фото Ю. Ардашева. Ш кольн ики в с т р а д у т р у д я т с я т а к ж е и на д р у ги х у ч а с тк а х убороч н ого ко н вей ер а. Н а то -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz