Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
С Н АГРАД ОЙ , Т О В А Р И ЩИ! За успехи, достигнутые в выполнении плановых заданий на 1976 год и принятых социалистических обязательств. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями СССР рабочих, ин женерно-технических работников и служащих объединений, предприятий и организаций ми нистерств путей сообщения, станкостроительной и инструментальной промышленности, гражданской авиации, химической промышленности, приборо строения, средств автбматизации и систем управ ления, легкой промышленности, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР, объединений, предприя тий и организаций строительств? и эксплуатации ав томобильных дорог и Главного управления микро биологической промышленности при Совете М и нистров СССР. В том числе по Липецкой области: (Окончание. Начало в № 133 «Ленинского знамени») ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА» Коробейникова Ивана Емель яновича — строгальщика Ли пецкого станкостроительного завода. ч Коростелева Виктора Петро вича — машиниста автогрейде ра Липецкого дорожно-строи- тельного управления № 1. Кочеткова Виктора Семенови ча — машиниста локомотивного депо Грязи. Купавых Петра Егоровича — начальника Тербунского до рожного ремонтно-строительно го управления. Маримонского Николая Иоси фовича —• токаря елецкого за вода «Гидропривод». Митрохина Алексея Семено вича — фрезеровщика Липец кого опытно-экспериментально го завода средств механизации. Михеева Евгения Николаеви ча —- авиатехника-бригадира Липецкого аэропорта. Пастухову Нину Васильевну — осмотрщика вагонного депо Грязи. Пирогова Анатолия Василь евича — электрослесаря Дан ковского химического завода. Плотникова Константина Григорьевича — монтера Лев- Толстовской дистанции пути. Плотникова Михаила Нико лаевича — старшего осмотр щика вагонного депо Казинка. Польских Василия Петрови ча обрубщика липецкого литейного завода «Центролит». Рассолова Владислава Ни колаевича—аппаратчика Дан- ковского химического завода. Савохина Николая Дмитри евича — машиниста крана Елепкой механизированной ди станции погрузочно-разгрузоч ных работ. Титову Екатерину Михай ловну — бригадира участка Липецкого производственного швейного объединения. Урюпину Нину Ивановну — фрезеровщицу Елецкого маши ностроительного завода. Филиппова Виктора Никола евича — электромонтажника Липецкого специализированно го монтажно-наладочного уп равления производственного объединения «Центрспецав- томатика». Цаплина Виктора Василь евича — бригадира слесарей- сборщиков Грязинского заво да гидрооборудованид. Целых Клавдию Григорьев ну — швею-мотористку Блед ной швейной фабрики. Хлобыстина Михаила Нико лаевича — председателя мест кома профсоюза Елецкого строительного управления № 1. Черных Сергея Константино вича — токаря-карусельщика Усманского завода литейного оборудования. Шкатова Николая Михайло вича — старшего башмачника станции Грязи-Орловские. ОРДЕНОМ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ III СТЕПЕНИ Белавскую Александру 'Ан тоновну — швею-мотористку цеха № 7 Московского произ водственного швейного объ единения «Сокол», поселок Лез Толстой. Бессонова Виктора Василь евича — наладчика токарных полуавтоматов Липецкого станкостроительного завода. Болдыреву Александру Алек сандровну — доводиицу-при- тиршицу елецкого завода «Гидропривод». Бурлакова Алексея Федоро вича — водителя автомобиля Липецкого щебеночного заво да. Бурцева Александра Нико лаевича — тракториста Тер бунского дорожного ремонтно- строительного управления. Воротынцеву Валентину Митрофановну — швею-мото ристку Елецкой швейной фаб рики. Вульфа Николая Павловича — машиниста локомотивного депо Елец. ) Долгову Зинаиду Афанась евну — рабочую Грязинского дорожно-строительного управ ления № 2. Евсина Василия Васильеви ча —• бригадира электросвар щиков липецкого литейного завода «Центролит». Есипова Василия Андрееви ча — авиатехника-бригадира Липецкого аэропорта. Ильину Розу Степановну — швею-мотористку Липецкого производственного швейного объединения. Коршунову Ираиду Павлов ну — слесаря вагонного депо Грязи. Миленина Александра Ми хайловича — составителя по ездов станции Елец. Полунина Валентина Михай ловича — слесаря Липецкого станкостроительного завода. Попова Юрия Егоровича — слесаря Усманского завода ли тейного оборудования. Рассолову Веру Алексеевну — аппаратчицу Данковского химического завода. Рассадневу Марию Иванов ну — оператора Плавицкого ферментного завода. Сбратова Валерия Павлови ча — машиниста локомотивно го депо Грязи. Ситникову Валентину Леон тьевну — растфойщицу Липец кого производственного швей ного объединения. Степанову Клавдию Макси мовну — бригадира Грязин- ской дистанции пути. Сидоркова Анатолия Филип повича — слесаря-сборщика елецкого завода «Гидропри вод». Федина Алексея Алексееви ча — бригадира слесарей Дан ковского химического завода. Флусова Василия Иванови ча — токаря вагонного депо Казинка. Харламова Виктора. Никола евича — мастера елецкого за вода «Гидропривод». Шабаиину Александру Сте пановну — проводницу вагон ного депо Елец. Юшина Николая Григорь евича — газосварщика Елецко го строительного управления № 1. Ярлыкова Андрея Дмитри евича — строгаля кожевенно- мехового сырья и полуфабри катов Липецкого производст венного кожевенного объеди нения. МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ» Бориса Ивана Федоровича—• машиниста бульдозера Грязин ского производственного до рожного участка № 1202. Гончарову Нину Владими ровну — старшего мастера Липецкого производственного швейного объединения. Григорьеву Анастасию Пав ловну — стрелочницу станции Долгоруково. Дьяконова Дмитрия Павло вича — машиниста роторного снегоочистителя Данковского линейного управления автомо бильных дорог. Душкину Маргариту Алек сандровну — начальника цеха Грязинского завода гидрообо рудования. Зубова Александра Степано вича — шлифовщика Липецко го станкостроительного завода. Измалкова Владимира Ва сильевича — заместителя на чальника Елецкой дистанции пути. ) Какурина Михаила Петро вича — токаря Усманского за вода литейного оборудования. Коростелина Владимира Митрофановича — токаря елецкого завода «Гидропри вод». Кровопускова Алексея Его ровича — токаря-расточника Липецкого станкостроительно го завода. Кошелева Виктора Михайло вича — водителя автомобиля дорожно - эксплуатационного участка № 21, гор. Елец. Крюченкову Александру Матвеевну — монтера Лев- Толстовской дистанции пути. Меренкова Олега Иванови ча — слесаря локомотивного депо Елец. Перегудову Валентину Кузь миничну — монтера Елецкой дистанции пути. Пивоварова Григория Яков левича — каменшика Липец кого мостостроительного уча стка. Попадьина Леонида Теренть евича — машиниста автогрей дера Липецкого дорожного участка № 436. Поваляева Дмитрия Дмит риевича — слесаря Елецкого электромеханического завода. Полевую Ираиду Дмитриев ну — старшую приемосдатчицу груза станции Телегино. Пуза Федора Тимофеевича— электромонтера Елецкого уча стка энергоснабжения. Пшеницына Виктора Гри горьевича — слесаря Данков ского химического завода. Рязанцева Вячеслава Алек-? сеевича — слесаря механосбо рочных работ Елецкого маши ностроительного завода. Сафонова Николая Архипо вича — составителя поездов станции Грязи-Воронежские. Серебрякова Анатолия Алек сеевича — электромонтера Гря зинского участка энергоснаб жения. Чернецову Валентину Иг натьевну — швею-мотористку Данковского филиала Москов ской швейной фабрики «Кос мос». Шалимову Татьяну Викто ровну — бригадира маляров Грязинского завода гидрообо рудования. МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ» Архипову Светлану Ана тольевну — сигналистку стан ции Лев Толстой. < Бессмертных Валентину Ни-* колаевну — обмотчицу элемен тов электрических машин Ус манского завода литейного оборудования. Болдырихину Лидию Федо ровну — швею-ручницу Ли пецкого - производственного швейного объединения. Гаршину Зою Николаевну — швею-мотористку Елецкой трикотажной фабрики. Григорьеву Капитолину Ива новну — старшую приемосдат чицу груза станции Елец. Егорову Татьяну Филиппов ну — маляра Липецкого стан костроительного завода. Колунтаева Валерия Семе новича — начальника цеха ли пецкого литейного завода «Центролит». Кровопускова Николая Ива новича — водителя автомоби ля. Кулетнова Александра Ни колаевича — машиниста кра на Елецкой механизированной дистанции погрузочно-разгру зочных работ. Логинова Николая Михайло вича — слесаря-сборщика Ли пецкого станкостроительного завода. Малютина Василия Василь евича — поездного диспетчера Елецкого отделения железной дороги. Митину Анну Гавриловну — бригадира Раненбургской ди станции пути. Новикову Римму Михайлов ну — кондитера столовой № 3 ОРСа Воронежского отделения железной дороги. Пастухова Виктора Аниси мовича — токаря Грязи-Ор- ловского мотовозоремонтного завода. Попадьину Марию Григорь евну — формовщицу липецко го литейного завода «Центро лит». Проваторову Евдокию Нико лаевну — бригадира Липецкой дистанции пути. Рыженкову Надежду Кон стантиновну — лаборантку Данковского химического за вода. Сидорова Николая Дмитри евича — плотника Елецкой дистанции защитных лесона саждений. Скрябину Анну Ивановну — старшего продавца магазина № 13 ОРСа Елецкого отделе ния железной дороги. Степухину Наталью Василь евну — фрезеровщицу Грязин ского завода гидрооборудова ния. Суслову Марию Ивановну— растяжчицу кож Липецкого производственного кожевен ного объединения. Фирсову Валентину Михай ловну — швею-мотористку Чаплыгинской швейной фабри ки. Хальзеву Валентину Игнать евну — электросварщицу Ли пецкого опытно-эксперимен тального завода средств меха низации. / Шепелеву Валентину Нико лаевну—электромеханика Гря- зинской дистанции сигнализа ции и связи. Шкатову Марию Емельянов ну — маляра Грязинской ди станции гражданских сооруже ний. Юдину Нину Васильевну — маляра Данковского химиче ского завода. ОТКРЫТИЕ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ Государственный комитет Совета Минист ров СССР по делам изобретений и открытий зарегистрировал научное открытие в области физики полупроводников. Авторы открытия — сотрудники Института физики полупроводни ков Академии наук Литовской ССР С. П. Ащ- монтас, Ю. К. Пожела и К. К. Репшас. В электронной технике все большее приме нение находят полупроводники, поэтому ис следования их свойств в сильных электриче ских полях ведутся во многих научных учреж дениях. Советские ученые обнаружили неизве стное ранее явление возникновения в полупро водниках электродвижущей силы и ассиметрии электропроводности. Эти процессы происходят при неоднородном нагревании электронов в .полупроводнике сильным электрическим полем. На основе открытия можно, создавая полу проводниковые. детали определенной формы, конструировать принципиально новые элемен ты электронных приборов, в частности, для преобразования электромагнитных волн очень высокой частоты в постоянный ток. (Корр. ТАСС). -А” ПРАГА. Министерство иностранных дел ЧССР на правило правительству Австрии ноту протеста против сборища судетских немцев, проходив шего в Вене 27—30 мая этого года. В ноте отмечается, что так называемый судетско-немец кий слет подтвердил обосно ванность опасений чехословац кой общественности. С терри тории нейтральной Австрии раздавались голоса, чуждые разрядке напряженности и уп рочению мира в Европе. С О В С Е Х КОНТИНЕНТОВ МИД ЧССР выразил надеж ду, что правительство Австрии в будущем не предоставит свою территорию для прове дения подобных антнчехосло- вацких акций. -А РИМ. В настоящее вре мя 35—40 процентов врачей- окулистов, работающих в итальянской столице, не име ют необходимого медицинского образования. Очень высок про цент подобных «лекарей» и среди зубных врачей, психо терапевтов, дерматологов и ор топедов. Эти данные были приведены на состоявшейся в Риме пер вой национальной конферен ции по проблемам здравоохра нения. Делегаты конференции подчеркнули, что подобное по ложение вызвано в первую очередь недостатками в систе ме медицинского образования и слабым контролем со сторо ны органов правосудия. А 1 ДЕЛИ. Завершено стро ительство первых полутора ки лометров калькутского метро политена. Бею 17-километро вую линию намечено сдать в эксплуатацию к 1980 году. Полным ходом идет разработ ка опытного образца вагона первой в стране подземной ма гистрали. -А КУАЛА-ЛУМПУР. На ложил запрет на показ по мест., ному телевидению иностран ных, главным образом амери канских, фильмов цензурный комитет Малайзии. В «чер ные» списки включено свыше 120 гангстерских и порногра фических лент. Как заявил представитель комитета, пропаганда секса и насилия отрицательно сказы вается на подрастающем по колении, способствует росту преступности н наркомании среди молодежи. -А НЬЮ-ЙОРК. С призывом к правительствам, политиче ским и общественным органи зациям различных стран мира отметить 16 июня как между народный день солидарности с борющимся народом Южной Африки обратился председа тель специального комитета ООН против апартеида Лесли Гарриман (Нигерия). В опуб ликованном им заявлении от мечается, что эта дата совпа дает с первой годовщиной расстрела южно-африкански ми расистами мирной демон страции африканских школь ников в Соуэто, выступивших против политики апартеида. (ТАСС). СТАЧКА ПАРИЖ, 8 июня. (ТАСС). Общенациональную кратко временную забастовку провели трудящиеся Франции. Остано вились промышленные пред приятия, закрылись государст венные учреждения, почта и телеграф. Прекратили работу железнодорожники, шахтеры и металлисты, банковские слу- ПРОТЕСТА жащне и работники системы просвещения. По призыву профсоюзов ВКТ, ФДКТ и национальной федерации работников просве щения трудовая Франция дала решительный отпор посяга тельствам предпринимателей и властей на профсоюзные права и демократические свободы. Общенациональная стачка — гневный ответ рабочего класса на недавнее бандитское напа дение группы вооруженных наемников на бастующих ра бочих ' стекольного завода в Реймсе. В результате бандит ского налета убит молодой ра бочий, два его товарища полу чили ранения. Налетчики являются члена ми реформистского «желтого* профсоюза, созданного на день ги предпринимателей. Меж дународная Информация ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ЛУАНДА, 8 нюня. (ТАСС). Председатель Народного дви жения за освобождение Анго лы (МПЛА), президент На родной Республики Ангола Агостиньо Нето сообщил, что в ходе проводимого сейчас тща тельного расследования попыт ки переворота, предпринятой 27 мая группой фракционеров, ее организаторы признали, что они ставили перед собой цель изменить существующий в Ан голе строй. ПРОИСКИ АДДИС-АБЕБА, 8 июня. (ТАСС). Как заявил предста витель министерства информа ции и национальной ориентации Эфиопии, Судан с явно прово кационными целями продолжа ет концентрировать свои вой ска на границе с Эфиопией, стремится вызвать напряжен ность в этом районе, развя зать вооруженный конфликт в отчаянной попытке подорвать эфиопскую революцию и един ство этой страны. В эти дни во всех провинци ях Эфиопии проходят массовые митинги и демонстрации в под держку Временного военного административного совета (ВВАС). Их участники заявля ют о решимости народа дать отпор любым проискам импе риализма и реакционных сил.. Растет число доб ровольцев, вступающих в от ряды народной милиции. В южной части провинции Сида- мо за несколько дней отря дами народной милиции ликви дировано свыше 300 бандитов и террористов. Общественность страны рас ценила заявление ТАСС, разоб. лачающее и осуждающее орга- РЕАКЦИИ низаТоров заговора против Эфиопии, как своевременное и суровое предупреждение реак ционным силам. Это заявление неоднократно передавалось по национальному радио и телеви дению. Ведущие газеты «Эфио- пиэн геральд» и «Аддис земен» указывают в этой связи, что попытки международной и арабской реакции задушить эфиопскую революцию создают серьезную угрозу миру в Аф рике. Они отмечают, что за спиной местных реакционеров всех мастей стоят западные секретные службы, и прежде всего Центральное разведыва тельное управление США. В передовой статье газета «Аддис земен» подчеркивает, что Эфиопия твердо придержи вается политики мирного сосу ществования и невмешателства во внутренние дела других го сударств и она вправе ожидать того же от своих соседей. Ре волюционная Эфиопия, пишет газета, даст решительный отпор всем посягательствам междуна родного империализма и его агентов на ее национальный суверенитет. Израиль занимает первое место среди стран мира по разме рам военных расходов на душу населения. В государственном бюджете страны на 1977—78 гг. они составляют более 60 про центов. Тель-Авив «поставил под ружье» четверть всех мужчин при зывного возраста. Почти полмнллиоиа человек являются ре зервистами. В армию призывают даже женщин (на снимке). (Фотохроника ТАСС). КУЛИСАМИ С О Б Ы Т И Й У З Е Л З А Т Я Г И В А Е Т С Я Итоги недавнего лондонско го совещания глав прави тельств семи развитых капита листических стран — США, Англии, Франции, ФРГ, Ита лии, Японии и Канады — до сих пор служат предметом пристального внимания и об суждения. Как и следовало ожидать, представители официальных кругов Японии выразили сдер жанное одобрение и удовлетво рение результатами встречи в Лондоне. Несмотря на это, многие местные обозреватели считают, «что лондонское со вещание в верхах лишь обо стрило конфликт между участ вующими в нем государства ми». Участники лондонской встре чи в общих чертах сошлись на том, что ведущие капиталисти ческие страны — США, ФРГ, Япония — должны взять на себя роль своего рода локомо тивов, которым предстоит вы тянуть мировое капиталисти ческое хозяйство из глубокой ямы экономической депрессии. Японский премьер-министр пообещал, что Япония в по рядке внесения своего вклада в преодоление депрессии до бьется в 1977 финансовом го ду прироста экономики на 6,7 процента. Однако западные партнеры считают это явно не достаточным. От Японии тре буют пересмотра ее торговой политики. США и страны «Общего рынка» давно обвиняют Япо нию в том, что с помощЬю ис кусственных барьеров она ог раничивает импорт их про мышленных товаров, осуществ ляя в то же время широкий экспорт своей продукции в эти страны и добиваясь активного баланса в торговле с ними. Действительно, японские фирмы стремятся по возмож ности закупать лишь необходи мые сырье и полуфабрикаты, продавая в то же время макси мум готовых фабричных из делий. ЕЬли у большинства развитых' капиталистических партнеров Японии доля таких изделий в общем объеме им порта превышает половину, то у самой Японии составляет лишь 20 процентов. Иными словами, японские предприни матели хотели бы видеть свою страну мастерской капитали стического мира, что, конечно, наиболее выгодно. В 1976 году Япония добрлась положи тельного торгового баланса в 9,9 миллиарда долларов, ко торый к концу февраля сего года увеличился до 14,1 мил лиарда долларов. Только со странами «Общего рынка» по ложительный торговый баланс Японии за три месяца текуще го года вырос на 960 миллио нов долларов, что составляет 40 процентов прироста по срав нению с тем же периодом про шлого года. Исходя из этого, западно европейские страны бросают упрек Японии в том, что по добная торговая политика под рывает их производство, ведет к росту безработицы, «Япон ское правительство,— писала недавно лондонская «Фай- нэншл тайме»,— должно сде лать большие уступки чувст вам партнеров, если оно хочет избежать дискриминации. Соз нательные меры по поощрению импорта готовой продукции были бы наилучшей возмож ной уступкой со стороны Япо нии». Эти проблемы, в частности осуществление обещанных Японией в Брюсселе в ноябре прошлого года «добровольных мер по самоограничению экс порта» судов и автомобилей в страны Европейского экономи ческого сообщества и расшире нию импорта торговых изделий из этих стран в Японию, яви лись предметом дискуссии на состоявшихся недавно в Токио ежегодных консультациях меж ду Японией и странами ЕЭС. Последнее с недавнего време ни начали требовать от Япо нии импорта их сельскохозяй ственной продукции. Однако, если судить по вы ступлениям местной прессы, особых надежд на достижение каких-либо реальных резуль татов после этой встречи ни кто не питал. Вряд ли надо ко му-либо доказывать, что «са моограничение» японского экс порта повлечет за собой опре деленное сокращение произ водства, за которым последу ют усиление инфляции и росу безработицы. А ведь, по офи циальным данным, на март 1977 года число только полно стью безработных в Японии превышало 1,2 миллиона чело- , век. Естественно и то, что расши рение экспорта сельскохозяй- - ственной продукции из стран ЕЭС весьма чувствительно уда рит по японскому сельскому хозяйству, которое и без того находится в плачевном со стоянии. А. ПАНТЕЛЕЕВ, соб. корр. АПН. Токио. Китай после Мао В Т У П И К Е В последние месяцы в Китае проведено несколько всекитай ских отраслевых совещаний, на которых обсуждалось экономи ческое положение страны, те серьезные трудности, с которы ми ныне сталкивается ее на родное хозяйство. Дело в том, что скончавший ся в сентябре прошлого года Мао Цзэ-дун оставил своим преемникам тяжелое наследие. В результате его волюнтарист ских социально-экономических установок и политики «скач ков» сильно нарушена плано вость развития экономики, резко усилились диспропорции между отдельными ее отрасля ми. Этот существенный недо статок не устранен и преемни ками Мао. В самом деле. Почти полтора года назад, еще при жизни «великого кормчего», 1976 год был провозглашен первым го дом пятой пятилетки. Однако в печати не появилось никаких данных ни о выполнении пре дыдущей, четвертой пятилет ки, ни о заданиях на новую. Не были обнародованы даже годовые планы. Более того, в беседе с одной иностранной делегацией заместитель пре мьера Государственного совета КНР Ли Сянь-нянь признал, что пятый пятилетний план не подготовлен и поныне. Обострившаяся в Китае в последний период жизни Мао н особенно после ею смерти борьба за власть еще более осложнила положение в народ ном хозяйстве. На экономике страны крайне отрицательно сказались также вспыхнувшие в ряде провинций волнения и беспорядки. Все это привело к замедле нию темпов роста и даже к со кращению производства в ряде ведущих отраслей. Так, значи тельно упал выпуск продукции . в металлургической и горнодо бывающей, а также в машино строительной промышленно сти. В 1976 году в стране был выплавлен 21 млн. тонн стали. то есть на 5 млн. тонн меньше, чем в предыдущем. Добыча уг ля в прошлом году по сравне нию с 1975 годом уменьшилась на 5 с лишним процентов. При этом, как сообщила недавно газета «Жэньминь жибао», на долю небольших деревенских шахт, дающих низкокачествен ный уголь, приходится около трети всей добычи угля в Ки тае. По опенкам западных спе циалистов, в 1976 году в стра не было выпущено на 6 тысяч металлорежущих станков мень ше, чем в 1975 году. Производ ство автомобилей за тот же период сократилось на 5 тысяч. Предприятия простаивали месяцами. По признанию того же Ли Сянь-няня, «многие за воды в прошлом году долго бездействовали». Как писала «Жэньминь жибао», Лоянский подшипниковый завод, ведущее предприятие отрасли, снабжа ющее своей продукцией более 2400 заводов, план девяти ме сяцев выполнил всего лишь на 11 процентов. Цзянсийский тракторный завод не работал в 1976 году в течение восьми ме сяцев. Другая пекинская газе та «Гуанмин жибао» сообщала, что предприятия Шанхая и других городов «испытывают нехватку топлива, электро энергии и сырья». Неблагополучно обстоят дела и на транспорте. Желез нодорожное .хозяйство пришло в расстройство. Китайская пе чать отмечала, что железные дороги до последнего времени не справлялись с заданиями, резко возросло число аварий. Обстановка приняла настолько угрожающий характер, что ми нистерство железных дорог и министерство общественной безопасности были вынужде ны поставить во главе некото рых железнодорожных управ лений военных и ввести на же лезнодорожном транспорте полувоенные порядки. Большую тревогу у китай ских руководителей вызывает состояние сельского хозяйства. Производство зерна в Китае растет очень медленно, не пос певая за быстрым ростом на селения, численность которого достигла уже примерно 800 млн. человек. Валовой сбор зерна в прошлой году соста вил, по оценочным данным, 220—225 млн. тонн, т. е. остал ся на уровне предыдущего го да. Что же касается производ ства зерна на душу населения, то в 1974 году оно упало до 268 кг против 286 кг в 1957 году. Планы технического переос нащения сельского хозяйства остаются на бумаге. Фактиче ски же в этой важной отрасли народного хозяйства по-преж нему господствует тяжелый физический труд. ‘Положение столь безрадостно, что даже пекинское радио недавно было вынуждено признать: «Только за счет плеч, рук, плугов, водо черпалок и буйволов нельзя добиться коренного изменения облика сельского хозяйства и увеличить производство». Хотя на ирригационные работы сго няются многомиллионные мас сы трудящихся, усилия их направлены не на капитальное строительство, а на ремонт и восстановление существующих сооружений. Эти сооружения были построены в свое время в авральном порядке, а потому малоэффективны. Почти двадцать лет не улуч шалось материальное положе ние китайского народа. Пороч ная экономическая политика Мао Цзэ-дуна привела к сни жению производства потреби тельских товаров на душу на селения. До сих пор в стране сохраняется карточная систе ма. В ряде,провинции, в том числе Чжэцзян, Цзянси, Фуц зянь, Сычуань, Юньнань, Гуйч жоу, в последнее время были сокращены и без того скудные продовольственные пайки. В крупной промышленности, по официальным данным, средняя заработная плата не превыша ет .60 юаней в месяц. У рабо чих же 1—3 разряда, т. е. у основной массы рабочего клас са, месячный заработок состав ляет 30—50 юаней, и они едва сводят концы г концами. Еще хуже положение в де ревне. В народных коммунах один взрослый физически силь ный работник может зарабо тать максимум 200 юаней в год. Из этих денег крестьяне должны оплачивать зерновой паек и другие расходы. По признаниям официальной пе чати, у отдельных семей не хватает заработанных средств для оплаты даже этого пайка. И им приходится занимать деньги у коммуны. Поэтому многие крестьяне пребывают в вечных должниках у народной коммуны, они расплачиваются за свои долги бесконечной от работкой на строительстве ир ригационных сооружений, на подсобных предприятиях или на государственных пред приятиях но договорам по следних с коммунами. Все это вместе взятое и при вело экономику страны, как признают сами китайские руко водители, «на грань развала». Однако вину за экономические трудности они теперь возлага ют на отстраненную от участия в управлении государством «группу четырех», как будто эта группа могла долгие годы навязывать стране в коренных вопросах ее развития какую-то особую политику, отличавшую ся от маоцзэдуновской. Стре мясь обелить Мао Цзэ-дуна, они всячески пытаются отде лить «четверку» от «великого вождя». Новые китайские руководи тели предпринимают попыт ки исправить положение в экономике. Они ставят задачу «к копну нынешнего столетия осуществить модернизацию сельского хозяйства, промыш ленности, обороны, науки и техники». Но каким путем они намере ваются достичь этой цели? Как явствует из выступлений пе кински* лидеров, они не только присягнули на верность идеям Мао, но и взяли на вооружение маоистские методы. Сейчас— чуть ли не ежедневно твердят в Пекине—в стране создаются предпосылки для «большого скачка». «По. своей силе и сво ему размаху этот новый ска чок, несомненно, превзойдет скачок 1958 года», — заявил на днях министр нефтяной и химической промышленности КНР Кан Ши-энь на Всеки тайском совещании по распро странению передового опыта нефтепромыслов в Дацине. Од нако всем хорошо известно, чем кончился тогдашний «боль шой скачок». Итак, факты говорят о том, что нынешнее пекинское руко водство пытается выйти из ту пика, в который маоизм завел народное хозяйство Китая, под флагом защиты старого маои стского курса. Но как показа ла практика, найти такой вы ход на основе маоизма невоз можно. Обращает на себя внимание и другое. Одновременно с по исками путей преодоления экономических трудностей ста вится задача дальнейшего на ращивания военного потенциа ла Китая. Согласно сообщени ям пекинской печати, в по следнее время было проведено четыре совещания по военным вопросам. Пекин активно включается в гонку вооруже ний. Как заявило китайское радио, «по мере развития эко номического строительства военные расходы тоже будут расти». Китайская народная мудрость гласит: «Даже на большого коня нельзя надеть два седла». Гонка вооружений лишь усугубит трудности ки тайской экономики. М. ЯКОВЛЕВ, политический обозреватель ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz