Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

С Н АГРАД ОЙ , Т О В А Р И ЩИ! За успехи, достигнутые в выполнении плановых заданий на 1976 год и принятых социалистических обязательств. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями СССР рабочих, ин­ женерно-технических работников и служащих объединений, предприятий и организаций ми­ нистерств путей сообщения, станкостроительной и инструментальной промышленности, гражданской авиации, химической промышленности, приборо­ строения, средств автбматизации и систем управ­ ления, легкой промышленности, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР, объединений, предприя­ тий и организаций строительств? и эксплуатации ав­ томобильных дорог и Главного управления микро­ биологической промышленности при Совете М и ­ нистров СССР. В том числе по Липецкой области: (Окончание. Начало в № 133 «Ленинского знамени») ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА» Коробейникова Ивана Емель­ яновича — строгальщика Ли­ пецкого станкостроительного завода. ч Коростелева Виктора Петро­ вича — машиниста автогрейде­ ра Липецкого дорожно-строи- тельного управления № 1. Кочеткова Виктора Семенови­ ча — машиниста локомотивного депо Грязи. Купавых Петра Егоровича — начальника Тербунского до­ рожного ремонтно-строительно­ го управления. Маримонского Николая Иоси­ фовича —• токаря елецкого за­ вода «Гидропривод». Митрохина Алексея Семено­ вича — фрезеровщика Липец­ кого опытно-экспериментально­ го завода средств механизации. Михеева Евгения Николаеви­ ча —- авиатехника-бригадира Липецкого аэропорта. Пастухову Нину Васильевну — осмотрщика вагонного депо Грязи. Пирогова Анатолия Василь­ евича — электрослесаря Дан­ ковского химического завода. Плотникова Константина Григорьевича — монтера Лев- Толстовской дистанции пути. Плотникова Михаила Нико­ лаевича — старшего осмотр­ щика вагонного депо Казинка. Польских Василия Петрови­ ча обрубщика липецкого литейного завода «Центролит». Рассолова Владислава Ни­ колаевича—аппаратчика Дан- ковского химического завода. Савохина Николая Дмитри­ евича — машиниста крана Елепкой механизированной ди­ станции погрузочно-разгрузоч­ ных работ. Титову Екатерину Михай­ ловну — бригадира участка Липецкого производственного швейного объединения. Урюпину Нину Ивановну — фрезеровщицу Елецкого маши­ ностроительного завода. Филиппова Виктора Никола­ евича — электромонтажника Липецкого специализированно­ го монтажно-наладочного уп­ равления производственного объединения «Центрспецав- томатика». Цаплина Виктора Василь­ евича — бригадира слесарей- сборщиков Грязинского заво­ да гидрооборудованид. Целых Клавдию Григорьев­ ну — швею-мотористку Блед­ ной швейной фабрики. Хлобыстина Михаила Нико­ лаевича — председателя мест­ кома профсоюза Елецкого строительного управления № 1. Черных Сергея Константино­ вича — токаря-карусельщика Усманского завода литейного оборудования. Шкатова Николая Михайло­ вича — старшего башмачника станции Грязи-Орловские. ОРДЕНОМ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ III СТЕПЕНИ Белавскую Александру 'Ан­ тоновну — швею-мотористку цеха № 7 Московского произ­ водственного швейного объ­ единения «Сокол», поселок Лез Толстой. Бессонова Виктора Василь­ евича — наладчика токарных полуавтоматов Липецкого станкостроительного завода. Болдыреву Александру Алек­ сандровну — доводиицу-при- тиршицу елецкого завода «Гидропривод». Бурлакова Алексея Федоро­ вича — водителя автомобиля Липецкого щебеночного заво­ да. Бурцева Александра Нико­ лаевича — тракториста Тер­ бунского дорожного ремонтно- строительного управления. Воротынцеву Валентину Митрофановну — швею-мото­ ристку Елецкой швейной фаб­ рики. Вульфа Николая Павловича — машиниста локомотивного депо Елец. ) Долгову Зинаиду Афанась­ евну — рабочую Грязинского дорожно-строительного управ­ ления № 2. Евсина Василия Васильеви­ ча —• бригадира электросвар­ щиков липецкого литейного завода «Центролит». Есипова Василия Андрееви­ ча — авиатехника-бригадира Липецкого аэропорта. Ильину Розу Степановну — швею-мотористку Липецкого производственного швейного объединения. Коршунову Ираиду Павлов­ ну — слесаря вагонного депо Грязи. Миленина Александра Ми­ хайловича — составителя по­ ездов станции Елец. Полунина Валентина Михай­ ловича — слесаря Липецкого станкостроительного завода. Попова Юрия Егоровича — слесаря Усманского завода ли­ тейного оборудования. Рассолову Веру Алексеевну — аппаратчицу Данковского химического завода. Рассадневу Марию Иванов­ ну — оператора Плавицкого ферментного завода. Сбратова Валерия Павлови­ ча — машиниста локомотивно­ го депо Грязи. Ситникову Валентину Леон­ тьевну — растфойщицу Липец­ кого производственного швей­ ного объединения. Степанову Клавдию Макси­ мовну — бригадира Грязин- ской дистанции пути. Сидоркова Анатолия Филип­ повича — слесаря-сборщика елецкого завода «Гидропри­ вод». Федина Алексея Алексееви­ ча — бригадира слесарей Дан­ ковского химического завода. Флусова Василия Иванови­ ча — токаря вагонного депо Казинка. Харламова Виктора. Никола­ евича — мастера елецкого за­ вода «Гидропривод». Шабаиину Александру Сте­ пановну — проводницу вагон­ ного депо Елец. Юшина Николая Григорь­ евича — газосварщика Елецко­ го строительного управления № 1. Ярлыкова Андрея Дмитри­ евича — строгаля кожевенно- мехового сырья и полуфабри­ катов Липецкого производст­ венного кожевенного объеди­ нения. МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ» Бориса Ивана Федоровича—• машиниста бульдозера Грязин­ ского производственного до­ рожного участка № 1202. Гончарову Нину Владими­ ровну — старшего мастера Липецкого производственного швейного объединения. Григорьеву Анастасию Пав­ ловну — стрелочницу станции Долгоруково. Дьяконова Дмитрия Павло­ вича — машиниста роторного снегоочистителя Данковского линейного управления автомо­ бильных дорог. Душкину Маргариту Алек­ сандровну — начальника цеха Грязинского завода гидрообо­ рудования. Зубова Александра Степано­ вича — шлифовщика Липецко­ го станкостроительного завода. Измалкова Владимира Ва­ сильевича — заместителя на­ чальника Елецкой дистанции пути. ) Какурина Михаила Петро­ вича — токаря Усманского за­ вода литейного оборудования. Коростелина Владимира Митрофановича — токаря елецкого завода «Гидропри­ вод». Кровопускова Алексея Его­ ровича — токаря-расточника Липецкого станкостроительно­ го завода. Кошелева Виктора Михайло­ вича — водителя автомобиля дорожно - эксплуатационного участка № 21, гор. Елец. Крюченкову Александру Матвеевну — монтера Лев- Толстовской дистанции пути. Меренкова Олега Иванови­ ча — слесаря локомотивного депо Елец. Перегудову Валентину Кузь­ миничну — монтера Елецкой дистанции пути. Пивоварова Григория Яков­ левича — каменшика Липец­ кого мостостроительного уча­ стка. Попадьина Леонида Теренть­ евича — машиниста автогрей­ дера Липецкого дорожного участка № 436. Поваляева Дмитрия Дмит­ риевича — слесаря Елецкого электромеханического завода. Полевую Ираиду Дмитриев­ ну — старшую приемосдатчицу груза станции Телегино. Пуза Федора Тимофеевича— электромонтера Елецкого уча­ стка энергоснабжения. Пшеницына Виктора Гри­ горьевича — слесаря Данков­ ского химического завода. Рязанцева Вячеслава Алек-? сеевича — слесаря механосбо­ рочных работ Елецкого маши­ ностроительного завода. Сафонова Николая Архипо­ вича — составителя поездов станции Грязи-Воронежские. Серебрякова Анатолия Алек­ сеевича — электромонтера Гря­ зинского участка энергоснаб­ жения. Чернецову Валентину Иг­ натьевну — швею-мотористку Данковского филиала Москов­ ской швейной фабрики «Кос­ мос». Шалимову Татьяну Викто­ ровну — бригадира маляров Грязинского завода гидрообо­ рудования. МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ» Архипову Светлану Ана­ тольевну — сигналистку стан­ ции Лев Толстой. < Бессмертных Валентину Ни-* колаевну — обмотчицу элемен­ тов электрических машин Ус­ манского завода литейного оборудования. Болдырихину Лидию Федо­ ровну — швею-ручницу Ли­ пецкого - производственного швейного объединения. Гаршину Зою Николаевну — швею-мотористку Елецкой трикотажной фабрики. Григорьеву Капитолину Ива­ новну — старшую приемосдат­ чицу груза станции Елец. Егорову Татьяну Филиппов­ ну — маляра Липецкого стан­ костроительного завода. Колунтаева Валерия Семе­ новича — начальника цеха ли­ пецкого литейного завода «Центролит». Кровопускова Николая Ива­ новича — водителя автомоби­ ля. Кулетнова Александра Ни­ колаевича — машиниста кра­ на Елецкой механизированной дистанции погрузочно-разгру­ зочных работ. Логинова Николая Михайло­ вича — слесаря-сборщика Ли­ пецкого станкостроительного завода. Малютина Василия Василь­ евича — поездного диспетчера Елецкого отделения железной дороги. Митину Анну Гавриловну — бригадира Раненбургской ди­ станции пути. Новикову Римму Михайлов­ ну — кондитера столовой № 3 ОРСа Воронежского отделения железной дороги. Пастухова Виктора Аниси­ мовича — токаря Грязи-Ор- ловского мотовозоремонтного завода. Попадьину Марию Григорь­ евну — формовщицу липецко­ го литейного завода «Центро­ лит». Проваторову Евдокию Нико­ лаевну — бригадира Липецкой дистанции пути. Рыженкову Надежду Кон­ стантиновну — лаборантку Данковского химического за­ вода. Сидорова Николая Дмитри­ евича — плотника Елецкой дистанции защитных лесона­ саждений. Скрябину Анну Ивановну — старшего продавца магазина № 13 ОРСа Елецкого отделе­ ния железной дороги. Степухину Наталью Василь­ евну — фрезеровщицу Грязин­ ского завода гидрооборудова­ ния. Суслову Марию Ивановну— растяжчицу кож Липецкого производственного кожевен­ ного объединения. Фирсову Валентину Михай­ ловну — швею-мотористку Чаплыгинской швейной фабри­ ки. Хальзеву Валентину Игнать­ евну — электросварщицу Ли­ пецкого опытно-эксперимен­ тального завода средств меха­ низации. / Шепелеву Валентину Нико­ лаевну—электромеханика Гря- зинской дистанции сигнализа­ ции и связи. Шкатову Марию Емельянов­ ну — маляра Грязинской ди­ станции гражданских сооруже­ ний. Юдину Нину Васильевну — маляра Данковского химиче­ ского завода. ОТКРЫТИЕ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ Государственный комитет Совета Минист­ ров СССР по делам изобретений и открытий зарегистрировал научное открытие в области физики полупроводников. Авторы открытия — сотрудники Института физики полупроводни­ ков Академии наук Литовской ССР С. П. Ащ- монтас, Ю. К. Пожела и К. К. Репшас. В электронной технике все большее приме­ нение находят полупроводники, поэтому ис­ следования их свойств в сильных электриче­ ских полях ведутся во многих научных учреж­ дениях. Советские ученые обнаружили неизве­ стное ранее явление возникновения в полупро­ водниках электродвижущей силы и ассиметрии электропроводности. Эти процессы происходят при неоднородном нагревании электронов в .полупроводнике сильным электрическим полем. На основе открытия можно, создавая полу­ проводниковые. детали определенной формы, конструировать принципиально новые элемен­ ты электронных приборов, в частности, для преобразования электромагнитных волн очень высокой частоты в постоянный ток. (Корр. ТАСС). -А” ПРАГА. Министерство иностранных дел ЧССР на­ правило правительству Австрии ноту протеста против сборища судетских немцев, проходив­ шего в Вене 27—30 мая этого года. В ноте отмечается, что так называемый судетско-немец­ кий слет подтвердил обосно­ ванность опасений чехословац­ кой общественности. С терри­ тории нейтральной Австрии раздавались голоса, чуждые разрядке напряженности и уп­ рочению мира в Европе. С О В С Е Х КОНТИНЕНТОВ МИД ЧССР выразил надеж­ ду, что правительство Австрии в будущем не предоставит свою территорию для прове­ дения подобных антнчехосло- вацких акций. -А РИМ. В настоящее вре­ мя 35—40 процентов врачей- окулистов, работающих в итальянской столице, не име­ ют необходимого медицинского образования. Очень высок про­ цент подобных «лекарей» и среди зубных врачей, психо­ терапевтов, дерматологов и ор­ топедов. Эти данные были приведены на состоявшейся в Риме пер­ вой национальной конферен­ ции по проблемам здравоохра­ нения. Делегаты конференции подчеркнули, что подобное по­ ложение вызвано в первую очередь недостатками в систе­ ме медицинского образования и слабым контролем со сторо­ ны органов правосудия. А 1 ДЕЛИ. Завершено стро­ ительство первых полутора ки­ лометров калькутского метро­ политена. Бею 17-километро­ вую линию намечено сдать в эксплуатацию к 1980 году. Полным ходом идет разработ­ ка опытного образца вагона первой в стране подземной ма­ гистрали. -А КУАЛА-ЛУМПУР. На­ ложил запрет на показ по мест., ному телевидению иностран­ ных, главным образом амери­ канских, фильмов цензурный комитет Малайзии. В «чер­ ные» списки включено свыше 120 гангстерских и порногра­ фических лент. Как заявил представитель комитета, пропаганда секса и насилия отрицательно сказы­ вается на подрастающем по­ колении, способствует росту преступности н наркомании среди молодежи. -А НЬЮ-ЙОРК. С призывом к правительствам, политиче­ ским и общественным органи­ зациям различных стран мира отметить 16 июня как между­ народный день солидарности с борющимся народом Южной Африки обратился председа­ тель специального комитета ООН против апартеида Лесли Гарриман (Нигерия). В опуб­ ликованном им заявлении от­ мечается, что эта дата совпа­ дает с первой годовщиной расстрела южно-африкански­ ми расистами мирной демон­ страции африканских школь­ ников в Соуэто, выступивших против политики апартеида. (ТАСС). СТАЧКА ПАРИЖ, 8 июня. (ТАСС). Общенациональную кратко­ временную забастовку провели трудящиеся Франции. Остано­ вились промышленные пред­ приятия, закрылись государст­ венные учреждения, почта и телеграф. Прекратили работу железнодорожники, шахтеры и металлисты, банковские слу- ПРОТЕСТА жащне и работники системы просвещения. По призыву профсоюзов ВКТ, ФДКТ и национальной федерации работников просве­ щения трудовая Франция дала решительный отпор посяга­ тельствам предпринимателей и властей на профсоюзные права и демократические свободы. Общенациональная стачка — гневный ответ рабочего класса на недавнее бандитское напа­ дение группы вооруженных наемников на бастующих ра­ бочих ' стекольного завода в Реймсе. В результате бандит­ ского налета убит молодой ра­ бочий, два его товарища полу­ чили ранения. Налетчики являются члена­ ми реформистского «желтого* профсоюза, созданного на день­ ги предпринимателей. Меж дународная Информация ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ЛУАНДА, 8 нюня. (ТАСС). Председатель Народного дви­ жения за освобождение Анго­ лы (МПЛА), президент На­ родной Республики Ангола Агостиньо Нето сообщил, что в ходе проводимого сейчас тща­ тельного расследования попыт­ ки переворота, предпринятой 27 мая группой фракционеров, ее организаторы признали, что они ставили перед собой цель изменить существующий в Ан­ голе строй. ПРОИСКИ АДДИС-АБЕБА, 8 июня. (ТАСС). Как заявил предста­ витель министерства информа­ ции и национальной ориентации Эфиопии, Судан с явно прово­ кационными целями продолжа­ ет концентрировать свои вой­ ска на границе с Эфиопией, стремится вызвать напряжен­ ность в этом районе, развя­ зать вооруженный конфликт в отчаянной попытке подорвать эфиопскую революцию и един­ ство этой страны. В эти дни во всех провинци­ ях Эфиопии проходят массовые митинги и демонстрации в под­ держку Временного военного административного совета (ВВАС). Их участники заявля­ ют о решимости народа дать отпор любым проискам импе­ риализма и реакционных сил.. Растет число доб­ ровольцев, вступающих в от­ ряды народной милиции. В южной части провинции Сида- мо за несколько дней отря­ дами народной милиции ликви­ дировано свыше 300 бандитов и террористов. Общественность страны рас­ ценила заявление ТАСС, разоб. лачающее и осуждающее орга- РЕАКЦИИ низаТоров заговора против Эфиопии, как своевременное и суровое предупреждение реак­ ционным силам. Это заявление неоднократно передавалось по национальному радио и телеви­ дению. Ведущие газеты «Эфио- пиэн геральд» и «Аддис земен» указывают в этой связи, что попытки международной и арабской реакции задушить эфиопскую революцию создают серьезную угрозу миру в Аф­ рике. Они отмечают, что за спиной местных реакционеров всех мастей стоят западные секретные службы, и прежде всего Центральное разведыва­ тельное управление США. В передовой статье газета «Аддис земен» подчеркивает, что Эфиопия твердо придержи­ вается политики мирного сосу­ ществования и невмешателства во внутренние дела других го­ сударств и она вправе ожидать того же от своих соседей. Ре­ волюционная Эфиопия, пишет газета, даст решительный отпор всем посягательствам междуна­ родного империализма и его агентов на ее национальный суверенитет. Израиль занимает первое место среди стран мира по разме­ рам военных расходов на душу населения. В государственном бюджете страны на 1977—78 гг. они составляют более 60 про­ центов. Тель-Авив «поставил под ружье» четверть всех мужчин при­ зывного возраста. Почти полмнллиоиа человек являются ре­ зервистами. В армию призывают даже женщин (на снимке). (Фотохроника ТАСС). КУЛИСАМИ С О Б Ы Т И Й У З Е Л З А Т Я Г И В А Е Т С Я Итоги недавнего лондонско­ го совещания глав прави­ тельств семи развитых капита­ листических стран — США, Англии, Франции, ФРГ, Ита­ лии, Японии и Канады — до сих пор служат предметом пристального внимания и об­ суждения. Как и следовало ожидать, представители официальных кругов Японии выразили сдер­ жанное одобрение и удовлетво­ рение результатами встречи в Лондоне. Несмотря на это, многие местные обозреватели считают, «что лондонское со­ вещание в верхах лишь обо­ стрило конфликт между участ­ вующими в нем государства­ ми». Участники лондонской встре­ чи в общих чертах сошлись на том, что ведущие капиталисти­ ческие страны — США, ФРГ, Япония — должны взять на себя роль своего рода локомо­ тивов, которым предстоит вы­ тянуть мировое капиталисти­ ческое хозяйство из глубокой ямы экономической депрессии. Японский премьер-министр пообещал, что Япония в по­ рядке внесения своего вклада в преодоление депрессии до­ бьется в 1977 финансовом го­ ду прироста экономики на 6,7 процента. Однако западные партнеры считают это явно не­ достаточным. От Японии тре­ буют пересмотра ее торговой политики. США и страны «Общего рынка» давно обвиняют Япо­ нию в том, что с помощЬю ис­ кусственных барьеров она ог­ раничивает импорт их про­ мышленных товаров, осуществ­ ляя в то же время широкий экспорт своей продукции в эти страны и добиваясь активного баланса в торговле с ними. Действительно, японские фирмы стремятся по возмож­ ности закупать лишь необходи­ мые сырье и полуфабрикаты, продавая в то же время макси­ мум готовых фабричных из­ делий. ЕЬли у большинства развитых' капиталистических партнеров Японии доля таких изделий в общем объеме им­ порта превышает половину, то у самой Японии составляет лишь 20 процентов. Иными словами, японские предприни­ матели хотели бы видеть свою страну мастерской капитали­ стического мира, что, конечно, наиболее выгодно. В 1976 году Япония добрлась положи­ тельного торгового баланса в 9,9 миллиарда долларов, ко­ торый к концу февраля сего года увеличился до 14,1 мил­ лиарда долларов. Только со странами «Общего рынка» по­ ложительный торговый баланс Японии за три месяца текуще­ го года вырос на 960 миллио­ нов долларов, что составляет 40 процентов прироста по срав­ нению с тем же периодом про­ шлого года. Исходя из этого, западно­ европейские страны бросают упрек Японии в том, что по­ добная торговая политика под­ рывает их производство, ведет к росту безработицы, «Япон­ ское правительство,— писала недавно лондонская «Фай- нэншл тайме»,— должно сде­ лать большие уступки чувст­ вам партнеров, если оно хочет избежать дискриминации. Соз­ нательные меры по поощрению импорта готовой продукции были бы наилучшей возмож­ ной уступкой со стороны Япо­ нии». Эти проблемы, в частности осуществление обещанных Японией в Брюсселе в ноябре прошлого года «добровольных мер по самоограничению экс­ порта» судов и автомобилей в страны Европейского экономи­ ческого сообщества и расшире­ нию импорта торговых изделий из этих стран в Японию, яви­ лись предметом дискуссии на состоявшихся недавно в Токио ежегодных консультациях меж­ ду Японией и странами ЕЭС. Последнее с недавнего време­ ни начали требовать от Япо­ нии импорта их сельскохозяй­ ственной продукции. Однако, если судить по вы­ ступлениям местной прессы, особых надежд на достижение каких-либо реальных резуль­ татов после этой встречи ни­ кто не питал. Вряд ли надо ко­ му-либо доказывать, что «са­ моограничение» японского экс­ порта повлечет за собой опре­ деленное сокращение произ­ водства, за которым последу­ ют усиление инфляции и росу безработицы. А ведь, по офи­ циальным данным, на март 1977 года число только полно­ стью безработных в Японии превышало 1,2 миллиона чело- , век. Естественно и то, что расши­ рение экспорта сельскохозяй- - ственной продукции из стран ЕЭС весьма чувствительно уда­ рит по японскому сельскому хозяйству, которое и без того находится в плачевном со­ стоянии. А. ПАНТЕЛЕЕВ, соб. корр. АПН. Токио. Китай после Мао В Т У П И К Е В последние месяцы в Китае проведено несколько всекитай­ ских отраслевых совещаний, на которых обсуждалось экономи­ ческое положение страны, те серьезные трудности, с которы­ ми ныне сталкивается ее на­ родное хозяйство. Дело в том, что скончавший­ ся в сентябре прошлого года Мао Цзэ-дун оставил своим преемникам тяжелое наследие. В результате его волюнтарист­ ских социально-экономических установок и политики «скач­ ков» сильно нарушена плано­ вость развития экономики, резко усилились диспропорции между отдельными ее отрасля­ ми. Этот существенный недо­ статок не устранен и преемни­ ками Мао. В самом деле. Почти полтора года назад, еще при жизни «великого кормчего», 1976 год был провозглашен первым го­ дом пятой пятилетки. Однако в печати не появилось никаких данных ни о выполнении пре­ дыдущей, четвертой пятилет­ ки, ни о заданиях на новую. Не были обнародованы даже годовые планы. Более того, в беседе с одной иностранной делегацией заместитель пре­ мьера Государственного совета КНР Ли Сянь-нянь признал, что пятый пятилетний план не подготовлен и поныне. Обострившаяся в Китае в последний период жизни Мао н особенно после ею смерти борьба за власть еще более осложнила положение в народ­ ном хозяйстве. На экономике страны крайне отрицательно сказались также вспыхнувшие в ряде провинций волнения и беспорядки. Все это привело к замедле­ нию темпов роста и даже к со­ кращению производства в ряде ведущих отраслей. Так, значи­ тельно упал выпуск продукции . в металлургической и горнодо­ бывающей, а также в машино­ строительной промышленно­ сти. В 1976 году в стране был выплавлен 21 млн. тонн стали. то есть на 5 млн. тонн меньше, чем в предыдущем. Добыча уг­ ля в прошлом году по сравне­ нию с 1975 годом уменьшилась на 5 с лишним процентов. При этом, как сообщила недавно газета «Жэньминь жибао», на долю небольших деревенских шахт, дающих низкокачествен­ ный уголь, приходится около трети всей добычи угля в Ки­ тае. По опенкам западных спе­ циалистов, в 1976 году в стра­ не было выпущено на 6 тысяч металлорежущих станков мень­ ше, чем в 1975 году. Производ­ ство автомобилей за тот же период сократилось на 5 тысяч. Предприятия простаивали месяцами. По признанию того же Ли Сянь-няня, «многие за­ воды в прошлом году долго бездействовали». Как писала «Жэньминь жибао», Лоянский подшипниковый завод, ведущее предприятие отрасли, снабжа­ ющее своей продукцией более 2400 заводов, план девяти ме­ сяцев выполнил всего лишь на 11 процентов. Цзянсийский тракторный завод не работал в 1976 году в течение восьми ме­ сяцев. Другая пекинская газе­ та «Гуанмин жибао» сообщала, что предприятия Шанхая и других городов «испытывают нехватку топлива, электро­ энергии и сырья». Неблагополучно обстоят дела и на транспорте. Желез­ нодорожное .хозяйство пришло в расстройство. Китайская пе­ чать отмечала, что железные дороги до последнего времени не справлялись с заданиями, резко возросло число аварий. Обстановка приняла настолько угрожающий характер, что ми­ нистерство железных дорог и министерство общественной безопасности были вынужде­ ны поставить во главе некото­ рых железнодорожных управ­ лений военных и ввести на же­ лезнодорожном транспорте полувоенные порядки. Большую тревогу у китай­ ских руководителей вызывает состояние сельского хозяйства. Производство зерна в Китае растет очень медленно, не пос­ певая за быстрым ростом на­ селения, численность которого достигла уже примерно 800 млн. человек. Валовой сбор зерна в прошлой году соста­ вил, по оценочным данным, 220—225 млн. тонн, т. е. остал­ ся на уровне предыдущего го­ да. Что же касается производ­ ства зерна на душу населения, то в 1974 году оно упало до 268 кг против 286 кг в 1957 году. Планы технического переос­ нащения сельского хозяйства остаются на бумаге. Фактиче­ ски же в этой важной отрасли народного хозяйства по-преж­ нему господствует тяжелый физический труд. ‘Положение столь безрадостно, что даже пекинское радио недавно было вынуждено признать: «Только за счет плеч, рук, плугов, водо­ черпалок и буйволов нельзя добиться коренного изменения облика сельского хозяйства и увеличить производство». Хотя на ирригационные работы сго­ няются многомиллионные мас­ сы трудящихся, усилия их направлены не на капитальное строительство, а на ремонт и восстановление существующих сооружений. Эти сооружения были построены в свое время в авральном порядке, а потому малоэффективны. Почти двадцать лет не улуч­ шалось материальное положе­ ние китайского народа. Пороч­ ная экономическая политика Мао Цзэ-дуна привела к сни­ жению производства потреби­ тельских товаров на душу на­ селения. До сих пор в стране сохраняется карточная систе­ ма. В ряде,провинции, в том числе Чжэцзян, Цзянси, Фуц­ зянь, Сычуань, Юньнань, Гуйч­ жоу, в последнее время были сокращены и без того скудные продовольственные пайки. В крупной промышленности, по официальным данным, средняя заработная плата не превыша­ ет .60 юаней в месяц. У рабо­ чих же 1—3 разряда, т. е. у основной массы рабочего клас­ са, месячный заработок состав­ ляет 30—50 юаней, и они едва сводят концы г концами. Еще хуже положение в де­ ревне. В народных коммунах один взрослый физически силь­ ный работник может зарабо­ тать максимум 200 юаней в год. Из этих денег крестьяне должны оплачивать зерновой паек и другие расходы. По признаниям официальной пе­ чати, у отдельных семей не хватает заработанных средств для оплаты даже этого пайка. И им приходится занимать деньги у коммуны. Поэтому многие крестьяне пребывают в вечных должниках у народной коммуны, они расплачиваются за свои долги бесконечной от­ работкой на строительстве ир­ ригационных сооружений, на подсобных предприятиях или на государственных пред­ приятиях но договорам по­ следних с коммунами. Все это вместе взятое и при­ вело экономику страны, как признают сами китайские руко­ водители, «на грань развала». Однако вину за экономические трудности они теперь возлага­ ют на отстраненную от участия в управлении государством «группу четырех», как будто эта группа могла долгие годы навязывать стране в коренных вопросах ее развития какую-то особую политику, отличавшую­ ся от маоцзэдуновской. Стре­ мясь обелить Мао Цзэ-дуна, они всячески пытаются отде­ лить «четверку» от «великого вождя». Новые китайские руководи­ тели предпринимают попыт­ ки исправить положение в экономике. Они ставят задачу «к копну нынешнего столетия осуществить модернизацию сельского хозяйства, промыш­ ленности, обороны, науки и техники». Но каким путем они намере­ ваются достичь этой цели? Как явствует из выступлений пе­ кински* лидеров, они не только присягнули на верность идеям Мао, но и взяли на вооружение маоистские методы. Сейчас— чуть ли не ежедневно твердят в Пекине—в стране создаются предпосылки для «большого скачка». «По. своей силе и сво­ ему размаху этот новый ска­ чок, несомненно, превзойдет скачок 1958 года», — заявил на днях министр нефтяной и химической промышленности КНР Кан Ши-энь на Всеки­ тайском совещании по распро­ странению передового опыта нефтепромыслов в Дацине. Од­ нако всем хорошо известно, чем кончился тогдашний «боль­ шой скачок». Итак, факты говорят о том, что нынешнее пекинское руко­ водство пытается выйти из ту­ пика, в который маоизм завел народное хозяйство Китая, под флагом защиты старого маои­ стского курса. Но как показа­ ла практика, найти такой вы­ ход на основе маоизма невоз­ можно. Обращает на себя внимание и другое. Одновременно с по­ исками путей преодоления экономических трудностей ста­ вится задача дальнейшего на­ ращивания военного потенциа­ ла Китая. Согласно сообщени­ ям пекинской печати, в по­ следнее время было проведено четыре совещания по военным вопросам. Пекин активно включается в гонку вооруже­ ний. Как заявило китайское радио, «по мере развития эко­ номического строительства военные расходы тоже будут расти». Китайская народная мудрость гласит: «Даже на большого коня нельзя надеть два седла». Гонка вооружений лишь усугубит трудности ки­ тайской экономики. М. ЯКОВЛЕВ, политический обозреватель ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz