Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
Р А СТ И Т Ь АК Т И ВН Ы Х СТ Р О И Т ЕЛ ЕЙ К О М М У Н И З М А С V О БЛАСТНОГО СЪЕЗДА ПО КОММУНИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (Окончание Начало на 1-й с т р .). п ол итиче скую на п рав лен н о сть, бы в аю т л иш е ны четк их и дейно- нра в ств енны х у ст а но в ок . И м енно н едо ст а тк а м и ид ей но- п ол итиче ск о г о в о сп ит а н и я о б ъ я с н я ет ся т от ф акт, что не которы е учащ и е ся н студ енты п р о яв л яю т п ол итиче скую не з р ело сть, им ею т пр е вра тн ое п р ед ст ав лен и е о наш ей с о в ет ск ой дей ствит ельно сти, ст а н о вя т ся ж ер т ва м * бу рж у а з н о й пр о п а г а н ды . И дей н о-н ра в ств ен н ое в о спи т а н и е ‘ п р ед п о л а г а ет п р и обрете н ие учащ и м ися и студ ен та м и глуб ок их з н ан и й п о м ар к си ст ск о-лен и н ск ой эт ике. Э т о — ф у н д а м ен т н ра в ств ен н о г о в о с пит а н и я. Р а з р а б а т ы в а я э т иче ски е кате г ор ии , В. И. Л ен и н п ер в о ст е п енное м е ст о от в од ил в о спит а н ию до л г а и с о в е сти, к оторы е р а ссм а тр и ва л в ед и н ств е и в к оторы х в и дел п р о я в лен ие о с о з н ан и я ч ело в еко м е г о об я з а н н о ст ей , м оральной о т в ет ств енно сти п еред общ е ств о м з а св о и п о ступки и п о в еден ие. Ф ор м и р о ва н и е м оральны х к а че ств вклю ч а ет в с еб я т ак ж е в о спит а н ие ч у в ств а до ст о и н ст в а, ч е сти, п одч и нен ие лич ны х и нтере с о в общ е ств енны м , о р и е нт и р о ва н и е на п олож и тель н ы е о б р а з ц ы в п о в еден ии, в о сп и т а н и е че ст но сти и п рав д и в о сти, к о л л ект и в и зм а. К о м м у н и стич е ск ая м ораль вы р аб о тал а св о и треб о ва н и я к ч ело в еку, к о то ры е з ак лю чены в М орально м к одек с е ст р о и тел я к о м м у н и з м а. К с ож ален ию , з нан ие м о ральны х пр и нц и п о в не в с е гд а с очетает ся с их вы п олнен ие м . Н ек о то р а я ча сть уч ащ ей ся м о ло деж и до п у ск а ет отклон ен и я от у ст а н о в лен ны х в наш е м о б щ е ств е нра в ств енны х нор м, с о в ерш ает п р ав о н ар уш ен и я и пр е ступл ен и я. А н ал и з с о ст ава пр е ступл ен ий и п р ав о н ар уш е н ий с р ед и детей, п од ро стк о в н студ енче ск ой м о л о деж и п о ка зы в а ет, что на иб олее р а сп р о ст ра ненны м и из н их яв л яю т ся к р аж а г о суд ар ств ен н ой и л и ч ной с об ств енно сти, зл о ст н ое хул и г а н ств о, у г он а в то тр ан с п орта . М но ги е и з п р а в о н ар у ш ителей не о с о з наю т в р ед но сть св о их п р о ступ к о в д л я общ е ств а. Н еобход и м о в о сп и ты в а ть у к аж д о г о м олодо г о чело в ека сп о с обно сть ра зб о р ч и в о и п р а в иль но ор и е н т и р о ва ть ся в п о токе з ар у б еж н о й и нф ор м а ц ии, у м ен ие отл и ч а ть в не м д ей ст вит ельны е к у льтурны е ц ен н о сти от п о д дел о к п од н их. Б ы ваю т случ а и , чт о дет и и п одро стки з а д е р ж и в а ю т ся в не тр е зв о м с о ст о я н ии , в сту д ен че ских о бщ еж и ти я х ра сп и в аю т спи р тны е на п итки. Э т о н а ст о я тельн о тр ебу ет у сил ен и я а н т и а лко г ольн ой п р о п а г а н д ы с р ед и р од и телей и у чащ и х ся с о ст о роны п еда г о гич е ских к о л л ект и в о в и общ е ств енно сти . О дной и з в аж н ейш и х з а д а ч и дей н о- в о сп и т а тельн ой работы яв л я ет ся т о, чтобы д о б и ва ть ся п о ст о я н но г о сл ед о ва н и я у ч а щ и м ися и сту д ен та м и п р и нц и па м к о м м у н и стич е ск ой м орал и . Д л я э то г о д о л ж н ы бы ть и с п о л ь з о ва н ы в с е с р ед ств а : ^ от в о сп ит а н и я с о з н ател ьн о й у б е ж денно сти д о пря м о г о п р и н у ж ден и я вы п олн я ть у ст а н о в л ен ные в наш е м общ е ств е с о ц и а л и стич е ски е нор мы н ра в ств ен н о сти . Д л я э то г о необход и м о, чтобы п еда г о ги ч е ски е к о л л ек т и вы в м е ст е с с е м ь ей и о бщ е ств енно стью на о с но в е си ст е м а т иче ских ед и ны х тр ебо ва н и й доб и ва л и сь б е зусл о в н о г о вы п олнен и я в с е м и уч ащ и м и ся и студ ен та м и п р ав и л п о в еден и я, р еж и м а дн я, п р ав и л в н у тр ен не г о р а сп о р я д к а, п р еду см о т ренны х у ст ав о м или п о л ож ен и е м в т о м или и но м уч ебно м з ав еден и и . Н е обход и м о ак т и в нее в е сти р аб о ту с р ед и у ч а щ ей ся м о л о деж и п о р а зъ я с н е н ию пр и нц и п о в м ор ал ьн о г о к о д ек с а ст р о и тел я к о м м у н и зм а и п р ак т и че ск о м у их вы п олнен ию . В б орьбе с отклон ен и я м и от ко м м у н и сти ч е ск ой м о р ал и с р е д и у чащ ей ся м о л о деж и н ео бх о д и м о в п олной м ере и сп о л ь з о ва ть и м нен ие к о л л ек т и ва, и критиче ск ое сл о в о п ечат и, и м етоды у б еж д ен и я, и силу з а к она . - О ч е в и дно, целе с ообра з ны м буд ет вв е сти в уч ебны х з ав е- де и я х ф ак у л ь тат и в н о е обуче н ие учащ и х ся м арк си стск о-ле н и н ск ой эт ике. Н е обход и м о ч а ще пр о в од и ть д и спуты , в ечера п о эт иче ским в о п р о с а м , к о н кур сы и см отры п о с а м о д е я тельн о м у тв о р ч е ству , д о м о в о д ству, п р ав и л а м х орош е г о тон а, чтобы лучш е пр и в и ва ть м о л о д еж и на вы к и к у л ьту ры п о в еде н и я в с е м ь е и общ е ств енны х м е ст а х . Б о л ьш ую роль в э то м отнош ен ии п р и зв а ны сы г р а ть пр о см отр и о б суж д ен и е ки но ф иль м о в, сп ектаклей на м о рально-эт иче ски е те мы с уч е то м в о з р а ст н ы х о с обенно ст ей . В А Ж Н Е Й Ш И М с р ед ст в о м н р а в ств ен н о г о в о спи т а н и я я в л я ет ся т ру д . В в о спит а н ии «... в с ех с м олоды х лет в с о з н ательн о м и ди с ц и п л и н и р о ва нн о м т р у де» В . И. Л е н и н в и дел з а л о г усп еха ко м м у н и стич е ск о г о ст р о и тель ств а. П оэто м у XXV с ъ е зд К П С С у к а з а л на н еобход и м о сть д а л ь нейш е г о с о в ерш ен ств о ва н и я тр у д о в о г о обучен и я и п р оф е с си ональной ор ие нтац ии м олоде ж и, в о с обенно сти ш к ольн ик о в. У лучш ен ие эт ой р аб о ты надо н ач и н ать с усил ен и я в о сп и т а н и я до б ро с о в е ст н о г о о тн ош е н и я к уч ебно м у т р у д у , к ак п ер в ейш е м у д о л гу п еред о бщ е ст в о м . Н а с не м о гут у д о в л ет в о р я ть р е зу л ьт а ты р або ты м но гих уч ебны х з ав еден и й , к ач е ст в о з н ан и й у чащ и х ся и сту д ен то в. Ч а сть уч ащ и х ся и сту д ен то в н едобро с о в е ст но отно сится к уч ебе, не вы п олн я ет ед и ны х требо ва н и й у ст а н о в лен н о г о п о р я д к а, ка с аю щ е г о ся о р г а н и з а ц ии уч ебно г о пр оце сс а. В о м но гих уч ебных з ав ед ен и я х , о с о бенно сист е мы п р о ф тех о б р а з о ва н и я, нет до л ж н о й борьбы з а п о с ещ ае м о сть . В у зы , т ехн ик у мы , п р оф тех уч илищ а неудо в лет в ор и тель н о в едут р аб о ту п о с охранен ию к онт и н г ен та студ енто в и у ч а щ их ся . Н е у дел я ет ся д о лж н о г о в н и м а н и я в о спит а н ию у н их береж н о г о отнош ен и я к с о ц и а л и сти ч е ск о м у им ущ е ству . В О тчетно м д о к л а д е на XXV съ е зд е К П С С то в. Л . И. Б р е ж не в п одчерк и ва л, что научно- техн и че ск ая р е в олю ц и я пр и дает и ной, че м п р еж де, х ар ак тер труду, а ст а л о бы ть и п од г о то вк е чело в ека к труду . О т м е ча я д ал ее то м но г ое, что п р ед пр и н и м а ет ся в эт о м отн ош е н ии, он в то ж е вр е м я у к а з а л , что Сделанное ещ е не р еш ает в с ех з а д а ч в э той обла сти . З а п о сл едн ие г оды ш кола дей стви т ельн о сд ел ал а з н ач и тель ны й ш а г в св ое м ра звити и к ак т р у д о в ая и п ол итех н иче ск ая. П еда г о гич е ски е к о л л ек т и вы обла сти с п о м ощ ью п р ед пр и я т ий, к олхо з о в, с о в хо з о в п р о д ел ал и о пр еделенн ую р а б о ту п о с о зд а н ию м а тер и а льн ой ба зы и ор г а н и з а ц и и п р о и зв о д ств енно г о обучен и я, п о п р и в л е чен ию учащ и х ся к о бщ е ств ен но п оле з н о м у т ру ду . В ш к олах вв едены ф ак у л ь тат и вы п о и зу ч ен ию ав то м о б и л я, тр ак то р а, с ельхо зм аш и н, о с но в а г р о тех н ики и ж и в о тн о в о д ств а. З а пр о ш едш ие п я ть лет пр оф е ссиям ш оф ера н тр ак то р и ст а обучено более 12 ты сяч вы пуск н ик о в, и з н их т олько в 1977 г о ду— 3335 . П еда г о гич е ски е коллект и вы п р о в о д я т р аб о ту п о пр оф е сси о нальной ор ие нтац ий учащ их ся, з н ак о м ят их с с о вр е м енны м п р о и зв од ств о м на п р ед п р и я т и я х и в с ель ск о м х о зяй ств е, о р г а н и зую т д л я ш к ольн ик о в и р од и телей к онф еренц ии п о вы б ору пр офе с р ии, п р о в о д я т в ст р еч и с п ередо в ик а м и т ру да . И спы т а нной ф ор м ой пр и об щ ен и я учащ и х ся к о бщ е ств ен но п оле з н о м у т ру ду, п р оф е с си ональной ор ие нтац ии, в о с пи т а н и я в пр оце сс е общ е ств ен ной п рак т и ки ст а л и уч ен иче ски е пр о и зв од ств ен ны е б р и г а ды , тр у до вы е о тр я ды ст арш е кла сс н и к о в, л а г е р я тр у д а и о т д ы х а . И сп оль зую тся и д ру ги е ф ор мы общ е ств енно п оле з но г о тр у д а ш кольн ик о в. В с е это п о м о г а ет вы р аб о тк е у вы пу ск н и к о в ш к ол о пр еделенны х пр о ф е сси ональны х и нтере с о в и н а вы к о в, сп о с об ству ет п р и в лече н ию м о л о деж и не п о с р ед ств ен но й п р о и зв од ств о . О с обенно о ст р о ст о ит с ейча с п р обле м а з ак р е п лен и я м о л о деж и - в с ел ь ск охо зяй ств ен н о м п р о и зв од ст- в е . ш В пр ош ло м г оду 2400 вы пу ск н ик о в с ель ских ш | о л с в я з а л и св ою трудо вую ж и з н ь с с ель ским х о зяй ств о м , из н их б олее 1400 о ст а л и сь р аб о тать в к о л х о з а х и с о в х о з а х , а о ст а л ь ные п о ступили учиться в с ел ь ск охо зяй ств ен ны е ву зы и т ех н ик у мы , с ель ски е п р оф техуч и лищ а. Н о это л иш ь п ер вы е ш а ги в т ой больш ой работе, которую пр ед ст о и т ' пр о в е сти на м е ст а х п о з акр е п лен ию м о л о д еж и в с ел ь ск о х о зяй ств ен но м п р о и зв од ств е . Н еобход и м о с о зд а ть г о р а зд о лучш ие у сл о в и я д л я тр у до в о г о обучен и я и в о сп ит а н и я ш к ольн ик о в. К а ж д а я ш к о л а д о л ж н а и м еть х о рош о о б оруд о ва н н ы й каб и нет м аш и н о в еден и я, уч ебны е м а ст ер ски е п о д ер е ву и м еталлу, п отребное кол иче ств о вы делен ных а в то м об и лей и дру ги х с ель ск охо зяй ств ен ны х м аш и н д л я п р о и зв од ств ен н о г о о буче н и я, з е м ельны й уча ст ок . Р а б о т а учен иче ских п р о и зв о д ств енны х бр и г а д д а л ек а ещ е от с о в ерш ен ств а. В о м но гих от сут ству ет си ст е м а т и че ск ая уч еба члено в бр и г а ды , не в ы п о л н я ет ся п олны й ц и кл а г р отехн и че ских м еро п р и я т ий, не в н ед р я ю т ся эл е м ен ты хо зяй ств ен н о г о р а сч ета, учащ и е ся ч ащ е в с е г о и сп оль зую тся к ак р аб о ч а я си л а, гл ав ны м о бр а з о м , на р у ч ных р аб о тах . С ерье з н о г о с о в ерш ен ств о ва н и я тр ебу ет р аб о та п о п р оф е с си ональной ор ие нтац ии. В о м но гих ш к о л ах она п р о в о д и т ся б е з всяк о й сист е мы и н едо ст а точно к ва л иф и ц и р о ва н н о, бе з уч ета теорет иче ск ой, м о ральной и ф и зич е ск ой п од г о-^ то в ленно сти уч ащ и х ся к т он или и ной пр оф е ссии, з ача стую но сит лиш ь х ар ак тер пр оф е сси ональной и нф ор м а ц ии. В у ст ра нен ии этих н едо ст а тко в ш к о ле д о л ж н ы акт и в но п о м очь пр о и зв од ств ен ны е коллект и вы , пр оф техуч илищ а, техн ик у мы , вузы . М но ги е п еда г о гич е ски е к о л лект и вы св о и р е зу л ьт а ты оц е н и ваю т п р еж д е в с е г о п о ч и слу вы пуск н ик о в, п о ступивш их в вузы . Э то не прав иль но . В вы с ши е учебные з ав ед ен и я и дет не з н ач и тель н а я ча сть вы пуск н ик о в, б о л ьш а я ча сть — не п о с р ед ств енн о на пр о и зв од ств о . С о вр е м енны й уро в ен ь пр о м ыш л енно сти, ст р о и тель ств а, с ел ь ск о г о х о зяй ств а в с е больш е и б ольш е требу ет лю дей с вы с о к и м общ ео б р а з о ва тел ьн ы м у р о в не м . С е г одн я на п р ед п р и я т и я х о бл а сти и в г . Л и п ец к е от 30 до 50 п р оц енто в общ е г о ч и сл а раб оч и х с о ст ав л яю т вы п у ск н и ки уч и лищ п р о ф тех о б р а з о в а н и я. И з м олоды х рабоч их, п од г ото в ленны х этой сист е м ой дл я народно г о хо зяйств а за г оды д е вя то й пя т илетки, б олее 70 пр оценто в с о с р едн и м о б р а з о ва н ие м . В де сят ой пя т илетке ю нош и и де вуш к и п олучат р а боч ие пр оф е ссии одно вр е м енно с о с р едн и м обра з о ва н и е м . Н еобход и м о уч и ты ва ть т а к ж е и т о об ст о я тель ств о, что в ст ра не обо ст ря ет ся п олож ен ие с т ру до вы м и р е су р с а м и , о че м г о в ор и л т о в. Л . И. Б р еж н е в в св оей реч и на окт ябрь ск о м (197 6 г .) П лен у м е Ц К КПСС . П оэто м у с р ед н яя ш к ола д о л ж на ор и е н т и р о ва ть св о их вы пу ск н ик о в пр еж д е в с е г о на то, чтобы и дт и в техн иче ски е уч и л ищ а, гд е он и п олучат р а б о чую пр оф е ссию , или не п о с р ед ств енно в сф еру м а тер и а л ьн о г о и н е м а тер и а льн о г о п р о и з в од ств а. В связи с этим н ео б ход и м о ф о р м и р о ва ть у ш ко л ь н ик о в о с о з нанную г ото в но сть р аб о тать в любой отра сли н а родно г о хо зяй ств а. Д л я э то г о тр ебу ет ся объед и нен ие у силий ш к олы , общ е ств енно сти и о с о бенно с е мьи в их в о зд ей ствии на учащ их ся п р и вы б оре т р у да, необход и м о г о общ е ству . Б е з эт о г о мы не добье м ся ж е лае м ы х р е зу л ьт а то в. П р и в ет ству я уч а ст н и к о в В с е ро ссийск о г о с о в ещ ан и я п о в о пр о с а м т р у до в о г о в о сп ит а н и я и пр оф е сси ональной о р и е н та ц ии м олодеж и в м ар те это г о г ода, то в. Л . И. Б р еж н е в от м е чал, что о р г а н и з а то ры тр у д о в о г о в о сп ит а н и я учащ их ся д о л ж ны хорош о п он и м а ть: «чтобы ст а ть с о вр е м енны м с о в ет ским раб оч и м , н адо бы ть и дейно убеж ден ны м , о б л а д а ть ш ир о- к и м п ол итех н иче ским к р у г о з о ро м, в с о в ерш ен ств е в л ад еть пр оф е сси ей, т в орче ски о тн о ситься к св оей работе, у м еть г ар м он иче ски с очетать ф и зич е ский и ум ств енны й труд» . С о в ерш енно прав иль но п о ступ аю т м но ги е п еда г о гич е ски е коллект и вы , рук о в од и тели и общ е ств енны е ор г а н и з а ц и и х о зяй ств У см а н ск о г о рай он а, ко торы е с о в м е ст ны м и усилиям и в ел и в течен ие уч ебно г о г ода р аботу с о ст арш екла сс н и к а м и п о вы б ору пр оф е ссий, нуж ны х колхо з а м и с о в хо з а м , п о о б у чен ию эти м п р оф е ссиям . В н а чале м ая в Уе м а н и с о ст о я ло сь рай онное с о в ещ ан и е вы пу ск н и к о в ш к ол, которы е реш или п о окончан ии де сят о г о кла сс а о с т а ть ся р аб о тать в к о л х о з а х и с о в х о з а х или пр и обре сти сп е ц и а льн о сти, необход и мы е дл я народно г о хо зяй ств а . В Д о л г о р у к о в ск о м и Д об- р и н ск о м рай о н ах . некоторы е ш колы и х о зяй ств а ак т и в и зи - р о ва л и р аб о ту п о обучен ию д е вуш ек - ст арш екла сс н и ц м ех ан и з а то р ски м сп ец и а льно стям . 46 ст арш екл а сс н и ц Ж ер и о в ск о й и В ерх н е-Л о м о в ец кой с р едн их ш к ол п о пр и м еру В алент и ны Ф иличе в ой о в л ад ел и т р ак т о ро м и к о м б ай но м , 22 из н их з а к а н ч и ваю т в э то м г о ду ш ко л у и о ст аю т ся р аб о тать м ехан и з а то р а м и в с о в х о з а х «Д о л г о руко в ский» и «М и р ный труд» . В пр ош ло м г оду 11 д е в я т и кл а сс н иц Н и ж не-М атре и ск ой ш колы Д об р и н ск о г о района с о зд а л и де в ичью м ехан и зи р о ва нную бр и г а ду « Зо рен ька» и р аб о тал и ш т урва льны м и на п ол я х родн о г о к о л х о з а и м ен и К ир о ва. В нынешне м г о ду уж е 29 де вя т и кл а сс н и ц б у дут тр у д и ть ся ш ту рва льны м и . Э то нач и нан ие до л ж н о быть ш ир око п о д д ер ж ан о и р а сп р о ст ра нено обко м о м к о м с о м ола, у прав лен и е м с ель ск о г о х о зя й ств а. Н еобход и м о больш е в о в л ек ать де вуш ек в с ель ски е пр оф техуч илищ а на м ех ан и з а тор ски е сп ец и а льно сти . В г о р о дах необход и м о у си лить р аб о ту но п р р п а г а н д е ра боч их пр оф е ссий с р ед и уча щ ей ся м олодеж и . О н екото рых сп ец и а льн о стях, о п отреб но стях в н их пр о мыш л енны х п р ед пр и я т и й обла сти ш к ольн и ки не и м ею т н и к ак о г о п р ед ст ав лен и я. Н е п о л ь зую тся п о п у л яр но стью у вы пуск н ик о в г о род ских ш к ол ст р о итель ны е сп ец и а льно сти . П о это м у п р оф техуч илищ а ст р о итель но г о п р оф и л я к о м п л ектую т ся з а сч ет м о л о деж и и з с ела, гд е и т ак не х в а т а ет рабочей силы . В р аб о те п о п р о п а г а н д е р а -- боч их пр оф е ссий, п о пр и в лече н ию вы пу ск н ик о в ш к ол не п о с р ед ств енн о в сф ер у п р о и зв о д ств а б ольш ую р оль пр и зв а ны сы г р а ть м еж ш кольны е пр оф - центры . Н о д ал ьш е р а зг о в о р о в об их с о зд а н ии дело не и дет . В г ороде Л и п ец ке ст р о ит ся п ока од и н такой пр оф ц ен тр, и т о очень м едленно . Н ео б х о д и м о акт и в нее реш ать в о пр о сы откры т и я м еж ш кольны х пр оф- центро в в г ор о дах Д ан к о в, У см а нь, Л еб ед я н ь, Ч а п лы ги н . П о пр и м еру лен и н г ра дце в сл едует сд ел ать трад и ц и о н н ы ми сл еты вы пу ск н ик о в г о р о д ских ш к ол, и зъяви вш и х ж е л а н ие п о п олн ить р я ды рабоче г о к ла сс а. О б л и сп олко м еж е г од н о пр и н и м а ет реш ен ие о тр у д о у ст р ой ств е вы пу ск н ик о в с р едн их ш к ол . Е му, а так ж е пр оф с ою з ны м и к о м с о м оль ским ор г а на м , сл едует р а з о б р ать ся, к ак п р о мыш л енны е пр ед п р и я т и я,, ст р о итель ны е ор г а н и з а ц и и , к о л х о зы, с о в хо зы г ото вя т ся к п р ие му вы пуск н ик о в, как и е у сл о в и я тр у да и бы т а с о зд а ны д л я р а б очей м олодеж и . З а б о т а о с о з д а н и и н ад л еж ащ и х у сл о в ий, о прав иль но м исп оль з о ва н ии и з акр е п лен и и в раб оче м к о л л ек т и в е д о л ж н а в рав н ой ст е п ен и п р о яв л я ть ся и о вы пу ск н ик а х пр оф е сси он ально - техн иче ских училищ . О Т В О Д Я ш коле и дру гим уч ебны м з ав ед ен и я м в е дущ ую роль в и дейно- нра в ств енно м в о спит а н ии м оло до г о п околен и я, нель зя р еш е- нке этой мддчш м ш п » т олько и а п еда г о гич е ски е кол лект и вы . И д ейн о-нра в ств енное в о спит а н ие чел о в ека о бу сл о в л и ва ет ся с оц и а льной с р едой, уро в не м эк оно м ич е ск о г о р а зви тия, общ е ств енно- п ол ити че скими цел я м и общ е ств а. В. И. Л ен и н р а ссм а тр и ва л з а дач и в о спит а н и я м олодеж и в духе ко мм у н и стич е ск ой н р а в ств ен но сти в ор г а н иче ск ой связи с п ол итик ой К о мм у н и стич е ск ой пар т ии, с п рак т и к ой ко м м у н и стич е ск о г о ст р о итель ств а. О бъ ед и н ен ие у силий ш к олы , с е мьи и общ е ств енно сти в в о с пит а н ии п одра ст аю щ е г о п око лен и я я в л я ет ся объект и в ной п отребно стью с оц и а л и стич е ск о г о о бщ е ств а и о тр аж ае т ‘ сущ но сть п ол итики С о в ет ск о г о г о су д ар ств а. С пр и н я т ие м В ер хо в ны м С о в ето м С С С Р О с но в з ак о н о д ател ь ств а С ою з а С С Р и с ою з ны х ре спублик о н ар о д но м о бр а з о ва н и и п олож ен и я о с о в м е ст ной р аб о те ш колы и с е мьи, о необход и м о сти ак т и в н о г о уча стия г о суд ар ств енны х пр ед пр и я т и й и учр еж ден ий, к олхо з о в, с о в хо з о в, ш ир окой общ е ств енно сти в к о м м у н и сти ч е ск о м в о спит а н ии п о д р а ст аю щ е г о п околен и я пр и обрел и си лу з ак он а . В обла сти сл ож и ли сь и нте ре с ны е ф ор мы , нако п лен о пр е деленны й п олож итель ны й о пы т с о в м е ст ной р аботы ш ко лы, с е мьи и общ е ств енно сти п о в о спит а н ию учащ ей ся м олоде ж и. Д о в о л ьн о ш ир окое р а сп р о ст ра нен ие п олуч или с о в еты с о дей стви я с е мь е и ш к оле, с о з д ава е м ы е на пр о мыш л енны х п р ед п р и я т и я х, ст р ой ках, в к о л хо з а х, с о в х о з а х , учреж ден и я х, пр и с ель с о в етах . А к т и в но р аб о таю т с о в еты с о дей стви я с е мь е и ш к оле в с о в хо з е «С торож е в ский », Д а н к о в- ск о г о района, н а з ав о д ах «С в о бодный с окол», Н о в ол и п ецко м м еталлур гич е ск о м , т руб но м в г . Л и п ец ке, «Э льта» в г . Ельце, Г р я зи н ск о м м ото в о з оре м он т но м, в Б ор и н ск о м с ель с о в ете Л и п ец ко г о района, А ф ан а сь е в ск о м— И зм а л к о в ск о г о района и р я де дру ги х м е ст . В обла ст но м центре, Е льце, Г р я зях , Д а н к о в е п олож итель н о з ар ек о м ен до ва л и с еб я с о в еты м ик р орайоно в ш к ол, которы е с одей ствую т п р о в еден ию в о с пи т а тельной работы с о ш коль н ик а м и в о в неурочное вр е м я п о м е сту ж и т ел ь ств а, о р г а н и зу ют раб о ту с «т ру дны м и» п од ро стк а ми-, -ё- р од и тел я м и . О н и к обр д и н ир ую т де я те л ьн о сть в неш ко л ы ш х , к ул ьт ур но-< м а с - с о вы х и дру гих в о сп ит а тельны х учреж ден ий, р а сп олож ен ны х в м ик р орайоне ш колы , в р аб оте с д еть м и . Б ольш ую п о м ощ ь ш коле и р од и тел я м в раб о те с д еть м и п о м е сту ж и т ел ь ств а, в в о спи т а н и и п одро стк о в о к а зы в аю т п и онер ски е к о м н аты пр и д о м оу п рав лен и я х, дет ски е ко м наты мили ц ии. О бщ е ств енны м и в о сп и т а тел я м и и и н сп ектора м и в н их тр у д я т ся ак т и в и сты -п р о и зв од ств енн ики, п ен си онеры , уч ител я, студ енты , ст арш е кла сс н ики. М но ги е и з н их я в л я ю т ся з а м еч ател ьн ы м и ш еф а м и н ад «трудны м и» п одро стк а м и , н а ст ав н и к а м и м олодеж и . Н е счи т ая сь с о вр е м ене м , от д аю т в с е св ое у м ен ие и с ер дечную те п лоту • в о спит а н ию м о л о деж и н а ст ав н и ки — св ер ло вщ ик Г р я з а н ск о г о з ав о д а ги д р ооборудо ва м и я В . Т. Н и кити н, м а ст ер Л и п ец ко г о с т а н ко ст р о итель но г о з а в о д а М . 3. К л и м к о, з а м е сти т ел ь н ачальн и к а м ехан иче ск о г о цеха С туде- но в ск о г о ру до у п р ав л ен и я Н. И. В и н о г ра до в, з ав ед ую щ и й м а ст ер ск ой с о в х о з а « С то р ож е в ский» Г . Г . Ч у н о с о в и м но ги е дру ги е . П р о д о л ж а ет ра зви в а ть ся и у гл у б л ять ся связь ш к ол, п р оф техуч илищ с п р о и зв од ств ен ны ми к о ллект и ва м и . Н а см ену одно ст оронней, э п и з од иче ск ой п о м ощ и с о ст ороны п р о и зв о д ст в енно г о к о л л ект и ва пр их од ит п одл и нное с о др уж е ств о . Ф оо- мы с о в м е ст ной де я тельн о сти уч ен иче ских и п р о и зв о д ств ен ных к оллект и в о в до ст а точн о м но г ообра з ны . Э то — о к а з а н и е п о м ощ и в с о зд а н и и у сл о в ий д л я тр у до в о г о обучен и я и в о сп и т а н и я, в пр оф е сси он альной ор и е нтац ии, с оре в н о ва н и е бри г а д, цехо в с к л а сс а м и и г руппа м и, сл еты м олоды х рабоч их и у ч а щ их ся, с о в м е ст н а я р аб о та уче н иче ских и п р о и зв од ств ен ны х ко м с о м оль ских ор г а н и з а ц и й , с о в м е ст ны е в ечера, лектор ии, п оходы и эк ску р сии, уч а сти е в сп орт и в н о-трудо вы х ла г ер я х . Н а гл яд н ы м п р и м еро м т ак о г о с о др у ж е ств а яв л я ет ся с о в м е ст на я де я тел ьн о сть с р едней ш колы № 24 г. Л и п ец ка и пр о и зв од ств енны х к оллект и в о в з а в одо в Ж Б И -2 и пу ск о вы х д в и г а телей . П о ст о я н но р а зв и в а е т ся связь Н о в ол и п ецко г о м е таллур ги ч е ск о г о з ав о д а, е г о цехо вы х к о ллект и в о в с п од ш ефны ми ш к ола м и, а т а к ж е с п р оф техуч илищ а м и № № 10 и 27 . За м еч ател ьн о й трад ицией ст а л а с о в м е ст на я раб ота п о ор г а н и з а ц и и с оц и а л и стич е ск о г о с оре в н о ва н и я м еж ду учебны ми г руппа м и училищ и к о м с о м оль ск о- м олодеж ны м и к о л л ек т и ва ми цехо в п од де в и з о м «П яти л етк е — ударны й труд, м а ст ер ств о и п о и ск м олоды х» . Учебные г руппы б орю т ся т а к ж е з а зв а н и е «Г р уппа р е з ер ва бр и г а д ко мм у н и стич е ск о г о тр у да» . П р и п од в еден ии ит о г о в с оц и а л и стич е ск о г о с о р е в н о ва н и я г рупп е- п обед итель н иц е вр у ча ет ся п ереход ящ ее К ра с ное з н а м я к о м и т ета ко м с о м ола з а в о да, а г рупп е, н аход ящ ей ся на прак т и ке, — з н а м я в етер а но в тр у д а . Е ж е г о д н о и а з а в о де торж е ств ен н о пр о в од и т ся п о свящ ен ие в р аб оч ие аы лу ск- Т е сиы е у зы с о д р у ж е ств а с в я зы в аю т С туден о .в ск ое р у до у п рав лен ие и ш к олу № 27 г . Л и п ецка, з а в о д « Э л ы а» и ш к олу № 24 г . Е льц а, колхо з « Р о с сия» и В ерхне-К олы бель скую с р еднюю ш колу Х ле в ен ск о г о района, колхо з им ен и Ф р у н з е и В ерх не-М атрен скую с р еднюю ш колу Д обр и н ск о г о района, с о в хо з « К ра с ны й коло с» и Н о в одере в ен скую с р еднюю ш ко лу Л и п ец ко г о рай он а и т. д . О С О Б О Е м е ст о в в о сп и т а н ии детей и п одро стк о в з а н и м а ет с е м ья . И м енно в ней нач и нает ся ф ор м и р о ва н ие лич но сти р ебенка, с е м ья о к а зы в а ет на не г о силь нейш ее в л и я н ие. П р ав и ль н ое в о сп и т а тел ь ное в о зд ей стви е на ребен ка м о ж ет о к а з а ть л иш ь т а с е м ья, к отора я ст о ит на вы с око м у р о в не п он и м а н и я п ол итиче с ких, т ру до вы х и нра в ств енны х требо ва н и й наш е г о общ е ств а. В с е мь е колхо з н и к а к олхо з а и м ен и Л ен и н а Л е в-Т ол ст о в ск о- г о рай он а А лек с е я Ф едоро в ич а и А нны А лек с ее в ны В еденк и- ных 9 детей . П я тер о уж е п о л у ч или с р еднее о бр а з о ва н и е и р а б отаю т в к олхо з е . О ст а льн ы е — учат ся и п р и н и м аю т уча сти е в общ е ств енно п оле з но м т р у де . Э то д р у ж н а я , тр у до лю б и вая с е м ья . С м а лы х лет д ет я м п р и в и т о ' гл у б о к о е у важ ен и е д р у г к д ру гу, к р од и тел я м , к т ру ду . С тарш и е п о ст о я нно чу в ствую т м оральную от в ет ств енн о сть з а м л а дш их. О пы т п одобны х с е м ей п р ед ст ав л я ет больш ую с о ц и а льн ую ценно сть и з а с л у ж и в а ет ш ир окой пр о п а г а н ды . В н и м а н и я п еда г о гич е ских к оллект и в о в, в с ей о бщ е ств ен но сти т р ебую т те с е мьи, в к о торы х сл ож и л а сь н е зд о р о вая об ст а н о вк а, отр и ц а тельн о в л и яю щ ая на в о спит а н ие детей . Н ель зя не уч и ты ва ть и т о г о о б ст о я тель ств а, ч то в о м но гих из н их о т сутству ет од и н и з р од ителей, к ак прав ил о, отец . Грудны м с е м ьям необход и м а ак т и в н а я п о м ощ ь п еда г о гич е ских к оллект и в о в и общ е ств ен но сти, к о то р а я не д о л ж н а св о д и ть ся т олько к ра злич ны м ф ор м а м к он трол я и о суж д ен и я р од ителей, а п р еду см а тр и ва ть и реш итель ное в м еш атель ств о в судьбу д етей . В связи с этим д о л ж н а п о выш а ть ся от в ет ств енн о сть п р о и зв од ств енны х коллект и в о в, их пр оф с ою з ны х ор г а н и з а ц ий з а прав иль ное в о спит а н ие детей в сёмь е . О б ла ст ной с о в ет пр оф с о ю з о в и о тра сл е вы е обко мы п р оф с ою з о в, раб оч ие к о м ит еты не и сп оль зую т ещ е в п олной м ере р а з н о о б р а з н ы е ф ор мы и м етоды в о зд ей стви я на члено в к оллект и ва в цел я х и сп олнен и я и ми р од и тель ски х об я з а нн о ст ей . Э то не у ч и ты ва ет ся, на пр и м ер, пр и п од в еден ии ит о г о в с о ре в н о ва н и я, пр и пр и св оен ии зв а н и я « У дарн и к к о м м у н и сти ч е ск о г о тр у да» , пр и р а сп р еде лен ии п у те в ок в до м а о тд ы х а и с а н атор и и , пр и пр ед ст ав лен и и р аб оч и х и служ ащ и х к н а г р а да м и д ру гим вид а м п оощ ре н и я. О дной и з п р ичи н и зъя н о в с е м ейно г о в о сп ит а н и я яв л я ет ся сл аб ая п еда г о ги ч е ск ая п од г о то вка м но гих р од ителей, не з н ан и е и ми д ет ск ой п си х оло гии . В с е это н а ст о я тельн о тр е бует ра сш и р ен и я и с о в ерш ен ств о ва н и я п р о п а г а н д ы п ед а г о гич е ских з н ан и й с р ед и на с е лен и я, к отор'ую д о л ж н ы в е сти ш к олы , п еда г о ги ч е ск ая о бщ е ств енно сть . Н А Д О п о ст о я нно кре п ить с ою з ш к олы , с е мьи и о б щ е ств енно сти, ак т и в и зи р о ва ть р аб о ту в сл ож и вш и х ся ф ор м а х с о в м е ст ной д е я тел ьн о сти вс ех е г о зв енье в. С ледует пр и з нать, что не в е зд е хорош о еще р аб о таю т с о в еты с одей ст вия с е мь е и ш к оле, с о в еты м и к р орай он о в ш к ол . К ое- гд е о сл аб л о с о др уж е ств о п р о и з в од ств енны х к оллект и в о в с о ш кола м и . В р я д е м е ст не уде л я ет ся д о л ж н о г о в н и м а н и я н а ст ав н и че ству и д ру гим ф ор м а м р аб оты с т ру дны м и п о д р о стк а ми . В св ое вр е м я, на пр и м ер, р аб о та п одро стк о в о г о эк сп ед и ци онно г о к л у ба «Н еуны вак и » и зв е ст на бы ла д а л ек о з а п р е дел а м и обла сти . С ейча с е г о д е я тельн о сть п о м еркла . Н е слыш но т а к ж е о р або те к р у ж к о в ю ных др у з ей мили ц ии, не в и д но п и онер ских «з елены х п а т рулей» и о п ерат и в ны х ко м с о м оль ских о тр я д о в, к он тр о л и р ующ их п о в еден ие п одро стк о в на ул ице и в общ е ств енны х м е ст а х . Н еодн ократн о д ел ал ся уп р ек в а дре с обле п ортко м и т ета и сп орт и в ны х общ е ств, чт о ф и з к у л ьту р а и сп орт недо ст а точно с л у ж а т в о спит а н ию в с е ст орон не р а зви т ой и вы с о ко н р а в ст в енной л ич но сти . О б л с о вп р оф , сп ортко м ит ет, пар т и й н а я о р г а н и з а ц и я Н о в ол и п ецко г о з ав о д а с о в ерш енно не р у к о в о д я т ф у т больной ко м а н дой, в ней нет эле м ен тарной д и с ц и п л и ны , п о р я дка . Д ва дц ат и ты сяч н ы й с т а д и он в о вр е м я очередны х к а лен дарны х в ст р еч пу ст . С лабо п одклю чены к в о спи т а тельной рабо те с д еть м и и п одро стк а м и Д о м а п и онеро в и в неш кольны е учреж ден и я, р аб ота которы х нередко вы хо д ит и з п ол я з р ен и я отдело в н а родно г о о б р а з о ва н и я, к о м ит е то в к о м с о м ола . П лохо, что до сих п ор не начато ст р о и тель ств о Д в о р ц а п и онеро в в Л и п ецке, хот я г орко м о м К П С С п о это м у в о пр о су п р и н я то м но г о решен ий, да и обл и сп олко м не о дн ократн о б р ал ся з а р еш ен ие эт о г о дел а . Н о д ал ьш е р а зг о в оро в о вы б оре п р оекта, м е ст е ст р о и тель ств а дело не п ош ло . В ак т и в и з а ц и и де я тельн о сти шк оды , семь* и общ е ств енно- Я * ашдоться на п олож итель ны й о пы т, на п о и ск но вы х эф ф ект и в ны х ф ор м раб оты . З а сл у ж и в а ет в н и м а н и я пр о в еден ие в ст р еч руко в од ящ их р аб отн ик о в л и п ецк их р ай онны х ор г а н и з а ц ий и учр еж ден ий с р од и тел я м и уч ащ их ся . В ст р еч и эти п р охо д я т в С ель ских клуб а х и д о м а х культуры . В Д обр и н ск о м рай оне п рак т и к у ет ся п р о в еде н ие с ель ских сх одо в, на кото ры х в едет ся об ст о я тельны й ра зг о в о р о в о спит а н ии учащ ей ся м олодеж и. Э ф ф екти в но сть в о сп и т а тель ной работы с д еть м и и п одро стк а м и з н ач итель но п о вы ш а ет ся, к о гд а в дей ствиях ш к олы, с е мьи и общ е ств енно сти цар ит п олное ед и нодуш ие. К оорд и н и р ующ и м центро м д о лж н ы быть ш кола, пр оф техуч илищ е, тех н ик у м . Т олько п еда г о гич е ский к оллект и в уч ебно г о з ав ед е н и я, к оторы й и м еет сп ец и а льно п од г ото в ленны е кадры , см о ж ет обе сп еч ить ц еле н а п р ав л ен но сть п р оце сс а в о спит а н и я в св о их ст енах, в м ик р орайоне, в с е м ьях, на ш еф ствующ их п р ед п р и я т и я х и прав иль ное м етод и че ск ое руко в од ств о с о в м е ст ны ми д ей ствиям и . В ся эт а раб о та до л ж н а ст р о ить ся на о с но в е ко м пл ек с но г о п одхода к п о ст а но вк е в о с пи т а н и я учащ ей ся м олодеж и , яв л яю щ е г о ся м етодоло гич е ск ой ба з ой ф ор м и р о ва н и я нор м и п р и нц и п о в к о м м у н и стич е ск ой м орал и. С ущ но сть е г о с о ст о ит в обе сп ечен ии те с но г о ед и н ств а и дейн о- п ол итщ че ск о г о, трудо в о г о и н р а в ст в енно г о в о спит а н и я. П рак т и че ск ое о сущ е ствл ен ие и дей ко м п л ек с но г о п одхода в о р г а н и з а ц ии в о сп ит а н и я учащ ей ся м о л о деж и п р ед п о л а г а ет п о ст о я н ное с о в ерш ен ств о ва н ие в с ех ст орон де я тельн о сти к аж д о г о учебно г о з ав ед ен и я и в с ех их, в м е ст е в зяты х . К о м пл ек с ны й п лан долж ен п р ед ст ав л я ть с обой не пр о стую сумм у м еро пр и я т ий, а цело ст ное с о держ ан и е пр оце сс а и дей но-нра в ств ен но г о в о спит а н и я, ч тобы к аж ды й е г о р а зд ел от р а ж а л сист е му к о м пл ек с ны х в о зд ей ствий . Р у к о в о д ств о так и м в аж н ей ш и м уч а стк о м ид еоло гич е ск ой работы , как и м явл я ет ся ид ей н о-нра в ств ен ное в о спит а н ие п одра ст аю щ е г о п околен и я, тре бует больш ой кро п отл и в ой и ор г а н и з а тор ск ой работы . П ар т ий ны е ко м ит еты , С о в еты де п у тато в тр у д ящ и х ся, п р оф с ою з ные и к о м с о м оль ски е о р г а н и з а ц ии, ор г а ны народно г о об р а з о ва н и я д о лж н ы ст р о г о сл е д и ть з а р е зульт а т и в н о стью в о з д ей стви я в о сп ит а тельны х м ер, глуб око ан ал и зи р о ва ть пр ичи ны н едо ст а тко в и пр о сч ето в в в о спит а н ии м олодеж и . В с е м ер но п о д д ер ж и ва ть и р а сп р о ст р а н я ть лучш ий о пы т, на иб олее дей ств енны е ф ор мы с о в м е ст ной р аботы ш колы , с е мьи и общ е ств енно сти, а гл ав н ое п о ст о я нно п о б у ж д ать их к ак т и в ны м д ей ствиям в д еле в о сп и т а н и я детей и п одро стк о в. Д л я э то г о необход и м о с о в ерш ен ст в о ва ть ф ор мы и м етоды руко в од ств а. В з ак лю чен ие т о в. П ав л о в г о в ор ил о необход и м о сти обе сп еч ить р е гуля р н ое пр о в е ден ие р ай онны х, г ород ски х и обла ст ны х с о в ещ ан и й и с е м и наро в пр ед с едателей с о в ето в с одей ствия с е м ь е и ш к оле, р у ко в од ителей с о в ето в м и к р орай оно в ш к ол, с е м и н ар о в-п р ак т и к у м о в на ст ав н и к о в, общ е ств ен ных и н сп екторо в дет ских к о м нат мили ц ии, в о спит а телей п и онер ских к о м н ат пр и д о м о у прав лен и я х, сист е м а т иче ски обобщ ать и р а сп р о ст р а н я ть их о пы т р аботы , ц еле с ообра з н о о р г а н и з о ва ть, ск аж е м , с оре в н о ва н ие на лучш ую п о ст а н о вку р аб оты с д еть м и п о м е сту ж и т ель ств а, в студ енче ских общ е ж ити я х, пр о в од и ть см отры -кон кур сы ор г а н и з а ц ии лет ней р а боты с пи онера м и и ш к ольн и к а м и , раб оты п и онер ских к о м н ат пр и до м о у п р ав л ен и я х , п о п р оф и л ак т и ке бе з н ад з орн о сти и п рав он аруш ен и й п одро ст к о в. В с е м на м , б е зусл о в н о, необ ход и м о пр он ик нуть ся п ар т и й ной з аб отой о п о выш ен ии ур о в н я и эф ф екти в но сти р аб о ты п о нра в ств ен н о м у в о сп и т а н ию ю ной см ены . С Б О Л ЬШ И М в н и м а н ие м уч а ст н и к а м и съ е зд а бы ло вы сл у ш а но вы ступл ен ие д и рект ора Л и п ец ко г о з ав о д а Ж Б И -2 В. В . И с а е в а , которы й р а сск а з а л, к а к п р ет в о р я ет ся в ж и з н ь лен и н ск ое п олож ен ие о то м, чт о только в тр у де в м е ст е с раб оч и м и и к р е стья н а м и м о ж но ст а ть на ст о ящ и м к о м м у н и ст о м . Э то и сг а ло г ене ральной л и н ией в связях з а в ода с о с р едней ш колой № 24 . Зав о д ск о й коллект и в не только пр и н и м а ет акт и в ное уча сти е в р е м онте ш колы , в ст р о итель ств е сп о р т з а л а, в п о п олнен ии к аб и нето в ш к олы оборудо ва н и е м и уч ебн о-на гляд ны м и п о с об и я м и, но в м е ст е с а д м и н и ст ра ц ией ш к олы ор г а н и зу ет кру гл о г од ич ную р аботу ст арш екла сс н и к о в в це хах з ав о д а . Ш к ольн ики и зг о то в л яю т оконны е и д в ерны е блок и, к ор м уш ки дл я ск отч, рабо таю т в э лектроц ехе, в з а в од ских л аб о р ато р и я х . М енее че м з а п ол г ода и ми и зг ото в лено пр одукц ии п очт и на 10 ты сяч руб лей . В аж н о , что пр и эт о м он и ч ув ствую т с еб я с а м о ст о я тельны м и раб оч и м и, вы п олн яющ и м и нуж ное дл я ст ра ны дело . Р або ч и е не мы слят п р о в еде н и я з ав од ски х м еро пр и я т ий бе з уч а стия ш к ольн ик о в, к о то рые вы ступ аю т у н их с к он церта м! Iл|) 1 1 » тлим ой само де я тельн о сти, с отчета м и о св оей учебе, общ е ств енны х де лах . У чащ ие ся п р о в о д я т т о р ж е ств енны е л и нейк и, п и онер ски е сб оры , ко м с о м оль ски е с обран и я, в ечера с о б я з а тел ь ны м уч а сти е м раб оч их. Не о ст а ет ся з а в о д в ст ороне и от ор г а н и з а ц ии св ободно г о вр е м ен и ш к ольн ик о в. В зи м н ие к а н ик у лы был с о зд а н з а г ородный ла г ерь «С н еж н а я р е спублик а», гд е отдохнул и 1Э0 ст арш екла сс н ик о в. К о м ис с ара м и в л а г ере рабо тал и пя ть м олоды х рабоч их — бы вш их вы пу ск н ик о в п одш ефной ш ко лы . Л ето м на терр ит ор ии з а в од ск ой з оны . отды ха р а зб и в а ет ся д л я ш к ольн ик о в п а л а точный ла г ерь «Т ихий Д он» . З ав о д ор г а н и зу ет дл я у ч а щ их ся экску р си и и п оходы . В пр ош ло м г оду р еб я та п обы ва л и в К арел ии, п о с ет или г оро да Елец, К ра с нодон, С е ва ст о п оль, Н о в оро ссийск, В ол г о г ра д . В э то м г оду ш кольн ики п оедут на К а вк а з . П рав о на уча сти е в п оходах и эк ск у р си ях п олучаю т не отдельны е у ч а щ ие ся, а п Лш ер ски е о т р я д и , к о мс о м оль ски е, г руппы, тр у д о вы е отр я ды —« п обед ители с о ц и а л и стич е ск о г о с оре в но ва н и я. Выпу ск н ики ш к олы с б оль ш и м ж елан ие м идут р аб о тать на з ав о д . О н и о в л ад е ваю т, как прав ил о, пр офе сси ей ст ол яра- ст а ночн ик а, пр и н и м аю т акт и в ное уча сти е в общ е ств енной ж и з н и пр ед пр и я т и я. С тол яр Т руб етч и н ск о г о ре м- ст р ой у п рав лен и я Д об ро в ск о г о района . П. В. П од з оро в п оде л ил ся с д ел е г а та м и съ е зд а о пы то м с е м ейно г о в о спит а н и я. В м е ст е с ж еной, М ар ией Е г о ро в ной, он и в о спиты в аю т 14 детей . С о в хо з п о ст р о ил м но г о детной с е м ь е д ву х этаж н ы й до м , в к оторо м 12 п р о ст орны х и св етлы х ко м нат, л етн яя к у х н я, ба н я с п рач ечной, дру ги е п од с обны е п о м ещ ен и я. Г о су д ар ств о вы п лач и ва ет п о с об ие на к аж д о г о ребенка . С е м ья не и спы ты в а ет н и в ч е м н уж ды , дет и р а сту т зд оро вы м и, ж и з нерадо ст ны м и, т ру долю б и вы ми . Тр и сы на р або таю т м ех а н и з а тора м и в с о в хо з е «Тру- бетч и н ский» и уч а т ся в в ечер ней ш коле, одно г о на дн я х пр и зв а л и на дей ствит ельную служ бу в ар мию , с е м еро учат ся в ш к оле, д в ое х о д я т в дет ский с а д . — С е м ья н аш а, — г о в ор ит П етр В а силь е в ич, — очень д р у ж н а я , в ней цар ит д о б р о ж ел ател ьн о е отнош ен ие дру г к д ру гу, вз а и м о п о м ощ ь . Д ет и лю б я т на с, р од ителей, отно сятся к на м с ув аж ен и е м , ст арш ие п р о яв л яю т о м л а д ш их п о ст о я нную з аб оту . Я убед ил ся, чт о в п р ав и л ь но м в о спит а н ии детей чр е звы ч ай но важ ен л ич ный пр и м ер род ителей. У на с с ж ен ой п ол ное в з а и м о п он и м а н и е. Н аш и дет и не слыш а т сс ор, в и д я т з аб о тл и в о е отнош ен ие р од и те лей д р у г к д р у гу , чутк о сть к лю дям , п о ст о я н ное ст р е м л ен ие тр у д ить ся . В с е это дет и ч у тко у л а в л и ваю т . Больш ую роль в в о спит а н ии и г ра ет ед и н ств о с е мьи и ш к о лы . Мы не пр о п у ск а е м в ш к о ле н и одно г о род и тель ск о г о с обран и я, а уч и тел я и к л а с с ные руко в од ители — ч а сты е и ж ел а н ны е г о сти в наш е м д о м е . О н и даю т дельны е с о в еты п о с е м ейно м у в о спит а н ию д е тей . Мы пр и уча е м д етей к тр у д у с ра нне г о в о з ра ст а. М а лыш и у на с с а м и оде ваю т ся, з а п р а в л яю т кро ва т и , уб и р аю т п о су ду, лич ны е в ещ и. К аж д ы й член с е мьи им еет о б я з а н н о сти : м л а дш ие у б и р а ю т св о и и г руш к и, вы т ир аю т пы ль с м ебел и, п ол и ваю т ц в е ты, к о р м ят пти ц . С р едн ие — м ою т п олы, п о суду . С тарш ие д о я т коро ву, г о то вя т обед, ко р м ят м л а дш их. Д е в о чк и сти раю т и гл а д я т белье, м а льч и ки п и л я т и к олю т д р о в а, у х а ж и ваю т з а ж и в отны м и . В с е м ь е П о д з оро вы х ст ар ш ие дет и в о в с е м явл яю тся п р и м еро м д л я м л а дш их. О н и п р и в и ваю т и м лю б о вь к к н и г е, к тр у ду , учат, к ак в е сти с еб я на ул ице, до м а. Н а с е м ейно м с о в ете о б су ж д а ет ся п о в еден ие т о г о или и но г о чле на с е мьи, уч еба и дру ги е в а ж ные в о пр о сы . Н о не в с е гд а в с е пр о ст о и ле гк о в в о спит а н ии. О д н аж д ы М ар и я Е г оро в н а в ерн ула сь с о ш кольно г о род и тель ск о г о с о б ран и я ра сст р оенной: х у ж е ст а л уч и ть ся д е вя т и кл а сс н и к В олод я. С тарш ий сы н А лек с а н др п одош ел к м а тер и и ск а з а л , что ст арш ие б р а ть я пр и мут вс е м еры, чтобы В о л о д я п о д т я н у л ся в уч ебе . М еж ду брать я м и с о ст о я л ся с ерье з ны й ра зг о в ор . А лек с а ндр ст а л п о м о г а ть м л а дш е м у г о то в и ть до м аш н ие з а д а н и я , а к о гд а В олод я п о д т я н ул ся, — к о н трол и р о ва ть пр и г ото в лен ие их. Р е зу л ь т а ты не з а м едл или ск а з а ть ся . К аж д ы й в ечер в с е мь е П о д з оро вы х к ак бы п од в од ит ся ит о г д н я. И р од ители, и дет и г о в ор я т, что но в о г о п р о и з о ш ло з а день, к ак и е у сп ех и и неудач и на работе, в ш к оле . Е сли чт о-то случил о сь пл охое, ст арш ие п од бад р и ваю т м л а д ш их, ок а зы в аю т и м п о м ощ ь . — Н ак а зы в а е м мы д етей очень редко, — п р о д о лж ает П етр В а силь е в ич, — и с о в с е м не пр и м ен я е м ф изич е ски е м е ры в о зд ей ствия: Н ак а з а н и е, чт обы оно бы ло сп р ав ед л и вы м, о п р едел я ет наш с е м ей ный с о в ет . Мы в о сп иты в а е м в д ет я х о т вращ ен и е к ж а д н о сти , м е щ ан ству, ст ар а е м ся, чт обы вы р о сли он и че ст ны м и и т р у д о лю б и вы м и лю дьм и . О б ор г а н и з а ц и и в о сп нта- работы с д еть м и * п е да г о гич е ск ой пр о п а г а нды с р е д и р од ителей в м ик р орайоне р а сск а з а л д и рект ор с р едней ш колы № 24 г . Е дьц а В. В. М ир ох и н . С о в ет м ик р орайона н а п р ав л я ет ор г а н и з а ц и онн о- и н ст рук т и в ную , сп орт и в ную , культурно- м а сс о вую раб оту, а т а к ж е з а н и м а ет ся в о пр о с а м и т р у до в о г о в о сп ит а н и я детей в с е мь е, ор г а н и зу ет п еда г о гич е скую п р о п а г а н д у с р ед и р од и- /г телей. З а н и м а ет ся с о в ет и в о пр о с о м улучш ен и я м а тер и а льной ба зы в м ик р орайоне д л я р а б оты с д еть м и . П Р Е Д С Е Д А Т Е Л Ь к о л х о з а и м ен и Ч ап а е ва Д о б - рнн ск о г о района А . Е . Г ла зь е в р а сск а з а л на съ е зд е, как их у сп ехо в доб или сь в т р у де вч ераш н ие ш к ольн ики. В бри г а де, в о згл ав л я е м ой М ар и ей К у з нецо в ой, с к аж д о г о г ек тар а п олучено п о 37 центне ро в з ерн а, 250 центнеро в с а харной св еклы , надоено от к аж д о й коро вы п о 2600 к и л о г ра м м о в м олока . П ар тко м и п рав лен и е к о л хо з а ст р е м ятся д ойт и до с ер д ца к аж д о г о м олодо г о тр у ж е н ик а, у до в лет в ор и ть бы т о вы е и духо в ны е п отребно сти ю но шей и де вуш ек . В от п оэто му- т о в к олхо з е нет текуче сти к а д ро в, а оканч и вающ ие ш к олу охотно о ст аю т ся р аб о тать на родных п ол я х . В на ст о ящ ее вр е м я к олхо з не и спы ты в а ет недо ст а тка в м ех ан и з а то р ах и дру гих сп ец и а л и ст а х м а сс о вы х пр офе ссий . Т е с ную связь к олхо з д ер ж и т с о ш колой, а учен иче скую п р о и зв од ств ен ную бр и г а ду счи т а ет св оей, кро в ной . Э ф ф ект и в но пр о в од и т ся и п р оф ор и е н тац и он на я раб ота с о ш кольн ик а м и . В вы ступл ен ии пр ед с ед ател я Л и п ец ко г о рай и сп олко м а М . Т. Г у с е ва п одчеркнута необход и м о сть п о выш ен и я р ол и с о в е то в с одей ствия с е м ь е и ш к о ле . И х в рай оне — 36 . Н а и б олее п лодот в орно работаю т с о в еты пр и Б ор и н ск о м , Т р о иц к о м, В в еден ск о м , И в о в ск о м , Г ря з но в ск о м и д ру гих с ель ских С о в етах . Ш и р ок кру г в о пр о с о в, к о то ры ми з а н и м аю т ся эти общ е ств енны е ор г а н и з а ц ии. Е сли ра ньш е он и в и дел и св ою з а д ачу в то м, чт обы о к а зы в а ть ш кола м м а тер и а льн ую п о м ощ ь, то с ейча с б ольш ое в н и м а н ие у дел яю т в о спит а н ию д е тей, работе с «т ру дны м и» п одро стк а м и и н ебла г о п олуч ны ми с е м ьям и . ' Х орош о р аб о тает с о в ет с о дей стви я с е мь е и ш к оле и на Л еб ед я н ск о м м аш и н о ст р о и тель но м з ав о де, которы й в о з гл ав л я ет н ачальн и к и зм ер и тель ной л аб о р ато р и и А. И. Б у лы че ва. О б о пы те е г о р аб о ты р а сск а з а л пр ед с ед атель з авк о м а пр оф с ою з а э то г о п р ед пр и я т и я О. А. П олы п и н . Н а з ав о д е у ст а н о в и л а сь т р а д и ц и я к оллект и в но г о ш еф ств а брй г а д и цех о в над п и онер ским и о т р я д а м и и к о м с о м о л ь с к и м и г руппа м и ш к олы . Е ж е г о д н о п о сл е окончан и я с р едней ш колы 35—40 вы пу ск н ик о в в л и ваю т ся в з а в о д ск ой коллект и в. Н а д н и ми б е рут ш еф ств о о пы тны е н а ст ав н ики, к оторы е р а ск ры ваю т ре б я та м с екреты м а ст ер ств а, в о с пи ты в аю т чу в ств о до л г а и о т в ет ств енно сти з а п орученное дело п еред з ав од ски м к о л л ек т и в о м , ст ра ной . Д И Р Е К Т О Р О кт ябрь ск о г о СГТТУ-8 У см а н ск о г о рай он а В . И. М а тыц и н п одел ил ся о пы то м к о м м у н и стич е ск о г о в о сп ит а н и я учащ и х ся на у р о к ах о бщ ео б р а з о ва тельны х и сп ец и а льны х д и с ц и п л и н и п о с р ед ств о м общ е ств енно п оле з но г о тр у да . В с е учащ ие ся и раб отн ики уч илищ а вк лю ч или сь в с оц и а л и стич е ск ое с оре в н о ва н и е з а до ст ой ную в ст р ечу 60-лет и я В ел ик о г о О к т яб р я. Ф о то г р а ф ии л учш их учащ и х ся п о м е щ аю т ся на ст енд «Он и до ст о й но в ст р ечаю т 60-лет и е В ели к ой О кт ябрь ск ой с оц и а л и сти ч е ск ой ре в олю ц ии ». — М о л о д еж ь обла сти, — г о в ор и т п ер вый с екретарь о б ко м а к о м с о м ола 11. Т. Г ор ло в, — в но сит в е с о мы й в к л а д в вы п олнен ие реш е н ий XXV съ е зд а К П С С , реал и з а ц ию п лано в де сят ой пя т илетки. Б о л ее де сяти ты сяч м олоды х п р о и зв од ств ен н ик о в до с р очно вы п олн или г одо в ое з а дан и е. 8,5 ты сячи ю нош ей и де вуш ек сд аю т пр одукц ию с п ер в о г о п р едъ яв лен и я, п олторы ты сячи раб о таю т с лич ны м кл ей м о м . В ходе ударн ой ва хты , п о свя щ енной 60-летш о В ел ик о г о О к т яб р я, м олоды е труж ен и ки с о ре в н ую т ся з а прав о п од п и с а ть ■ р а п орт Л ен и н ск о г о ко м с о м ола ЦК пар т ии. В о в с е м эт о м б ольш ую роль сы г ра ло тр у до в о е в о спит а н ие, к оторое м олоды е п р о и зв од ст в енн ики в св ое вр е м я п олуч или в ш к оле . М но ги е нынешн ие м олоды е п ередо в ики с ель ск о г о х о зяй ств а, к о м а н д и ры п р о и з в од ств а нач и нал и св ой пу ть в уч ен иче ских п р о и зв од ств ен ны х бр и г а д ах и тр у до вы х о тр я д ах ст арш екла сс н ик о в. О дн ако в трудо в о м в о спи т а н ии и пр оф е сси ональной ор и е нтац ии учащ и х ся, к ак от м е т ил оратор, м но г о ещ е нере ш енных пр обле м . Н екоторы е руко в од ители х о зяй ств счит а ю т, что е сли он и дал и ш к оле тр ак то р или к о м б ай н, те м с а мым ав то м а т и че ски з акр е п или м о л о деж ь на с еле . Э то н а зы в а ет ся п р оф ор и е н тац и я « на хо ло ст о м х оду» . * * * С ъ е зд р а з р аб о та л я пр и н я л реко м ендац и и, на прав ленны е на улучш ен ие р аб оты п о н р а в ств енно м у в о спит а н ию учащ ей ся молодежи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz