Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
* / ' Л Н И Н А В Е С Н А — В С Е Г Д А П Р А З Д Н И К . Х м ельна я, г р о зд ь ч ере м ухи, т я ж е л а я л и л о в ая к и сть си р ен и. А у на с, в п и с а тель ск ой о р г а н и з а ц и и , — н о вы е руко п и си п о в е ст ей, стих от в орен ий... П р и т о к силь ны й и необы ч ный . В п олне о бъ я с н и м о . В едь к с едь м о м у о б л а ст н о м у с е м и н ар у л и тер а то р о в, к оторы й п о д ы то ж и т н аш у четы рехлет- июю р аб о ту , мы п р их од и м в ю бил ейно м г оду . Н е д а в н о в п и с а тель ск ой о р г а н и з а ц и и с о ст о я л о сь р а сш и р енное з а с ед ан и е с екц ии л и те р а ту р н о й кр итики. З аш е л б о л ь ш ой и и нтере с ны й р а зг о в о р о но в ой кн и г е стих о в И в а н а З а в . р а ж н н а, выш едш ей в и зд а т е л ь , ств е «С о вр е м енн ик ». Н а зв а н и е сб орн и к а г о в ор и т с а м о з а с еб я — « У ча сти е» . У ча сти е в ж и з н и ст ра ны , в ж и з н и св ое г о наро д а . Ж и в о е, г ор яч ее уча сти е . В ст р ечает н аш е сл ав н о е ш е сти д е сяти л ет и е п о д ар к о м и С в етл ан а М екш ен . Е е п оэт иче ский сб орн ик «В до м в ойд и » вы пу стил о и зд а тел ь ств о «С о в ет ски й п и с а тель» . О тк р о в ен ный р а зг о в о р с о св о и м с о вр е м енн ик о м , ст р е м л ен и е гл у б ж е з а гл я н у ть в д уш у чело в ека *— о тл и чи тель н а я ч ер та но в ой кн и ги п оэте ссы . «В ы с окое небо» — т а к н а з в а л сб ой п ер вы й сб орн и к А н а тол и й Н е ст еро в. К н и ж к а выш л а в с ер ии «С тр у н а» Ц е н т р ал ь , но - Ч ерн о з е м н о г о кн иж н о г о и зд а тел ь ств а. В э то й ж е с ер ии НАШ ВЕСЕННИЙ г ото в и т ся т о ж е п ер вая к н и г а м олодо г о л и п ча н и н а В л ад и м и ра Р е п и н а . К з н а м ен ательн о й д ате л и тер а то р ы или у ж е п од г ото в и ли или з ак а н ч и в аю т руко п и си но вы х пр о и зв еден и й. М олодой л и тер а то р и з К р а с н о г о А лек с а н д р Т ит о в и з р а сск а з о в п о с л ед н и х л ет ск о м п о н о ва л руко п и сь, к о то р а я с ейча с н ах о д и т ся в п р о и зв од ств е . Г ото вы к и з д а н ию к н и ги А. В а си л ь е ва, Б . Ш а л ьн е ва, Н . С м оль я н и н о ва, А. Т у м ар о в ск о й , В . Д о б - р я к о в а, Ю . Ш иф ри ной . З а к о н ч или р ук о п и си С . П а ню ш к и н и А. Б аЮ ка н ский . К р о м е то г о, в к оллект и в ны й сб орн и к пр о зы в Ц ен тр ал ьн о - Ч ерн о з е м н о м к н иж н о м и зд а тел ь ств е в о й ду т р а сск а зы м но гих липч а н . У сп ех и Л итер а торо в, е ст е ст в енно, р ад ую т п ото м у, чт о это у сп ех и ав то р а, и п и с а тель ск ой о р г а н и з а ц и й в цело м . В то ж е вр е м я мы вс е гд а п о м н и м, чт о м ож н о сд ел ать й больш е, и л учш е, о с обенно в р аб о те с м олоды м и . М о л о д еж ь н у ж д а ет с я в кв а л и ф и ц и р о ва н ной п о м ощ и ст арш и х т о вар и щ ей. Р у к о в о д ству ясь п о ст а н о в л е н ие м Ц К К П С С о р аб о те с тв орче ск ой м о л о деж ью , мы д об или сь некоторы х сдвиг о в в э то м н а п рав лен и и . В е дет ся си ст е м а т и че ск ая ч и тк а рук о п и с ей, з а м етн о о ж и в и л а сь д е я тельн о сть ли т ер ату р н о й студии П р и Д в о р ц е ку л ьту ры н о в о л и п ецк их м еталл у р г о в, к оторой те п ерь руко в о д и т Ю . Ш иф ри н а . С туд ийцы п о чу в ств о ва л и , чт о к н и м п р иш ел п и с а тель с с а мы м и д обры м и на м ерен и я м и , п от я н ул и сь к не м у з а п о м ощ ью и с о в ето м . Э то больш ое дел о , иб о до б р о ж ел ател ьн о сть, о с о бенно к нач и наю щ е м у ав тору, в с е гд а яв л я ет ся гл ав ны м усл о в ие м р аб о ты п и с а тель ск ой ор г а н и з а ц и и . О щ у т и мы р е зу л ьт а ты и в студи и п р и Д в о р ц е культуры тр ак то р н о г о з а в о д а , которой р у к о в о д и т И . З а в р аж н н . В ней е сть и н тере с ны е п оэты и п р о з а и ки . Т ак, М и х а и л КО но п ле в п р ед ст ав и л не ск олько р а сск а з о в, лю бо пы тны х и п о я зы ку , и п о з а м ы сл у . Н е п л о х а я з а я в ка и у И в а н а ХарИна и з эт ой ж е студи и . П о стих а м ви д н о— а в то р р аб о тает кро п отл и в о и в ду м чив о . С ерье з н ое отнош ен ие к сл о ву — з а л о г буд ущ и х ус п ехо в. Мы и в дальн ейш е м б у д е м р а сш и р я ть с еть л и т ер а ту р , ных к р у ж ко в и студий . Е сть в о зм о ж н о сть с о зд а ть л и тер а тур н ы е г руппы пр и Д в о р ц е к ультуры пр оф с ою з о в, г о р о д ск о м Д о м е п и онеро в. П о р а п о д у м а ть и о т в о р че ск ой учебе на наш е м к руп но м з ав о д е «С в ободны й с окол» . Д о н еда в н е г о вр е м ен и мы м а ло удел я л и в н и м а н и я л ит объед и нен ию « Р а д у г а» пр и м олодеж н ой г а з ете «Л ен и нец» . С ейча с д ело з а м етн о п он ра в и л о сь: р еш ено у п ор я д оч и ть з а н я т и я, п р о в од и ть их о б я з а т ел ь . но с уч а сти е м чл ено в С ою з а п и с а телей . П е р в ая л а ст о ч к а, «Н ачало», в « Р ад у гу » у ж е п р и . л етел а. Р а зв о р о т, п о свящ енны й м олоды м , лиш н ий р а з п о д т в ер . ж д а ет , что у на с, на л и п ецкой з е мл е* е сть сп о с обны е а в торы . Н ед а в н о члены ор г а н и з а ц и и п обы ва л и в Л еб ед я н и , к р а е да в н и х л и тер а ту р н ы х трад и ц и й , связ а н н ы х с им ена м и И . Б у н и на и М . П риш в и н а, И . Т ур г е не ва и А. Л е в и т о в а. Р ай ко м В Л К С М с о бр ал п иш ущ их. И х о к а з а л о с ь не т а к у ж и м а ло . П р и ж ел а н и и в лю бой и з р ай онных г а з ет м ож н о с о зд а ть кр у ж о к, которы й м о г бы ст а ть больш и м п од сп орье м р едакц ии в ее п о в с едне в ной р аб о те/ Мы п о ст ара л и сь вы яс н и ть л и тер а ту р н ую к ар т у обла сти н ак ан у н е с едь м о г о обла ст н о г о с е м и н ар а л и тер а то р о в. К онеч но, в о м но г о м о н а не п олна, о д н ак о более тр и д ц ат и р у к о п и с ей, которы е с ейча с в наш е м п ортф еле, — С ерье з на я з а я в к а . Т е м а т и к а рук о п и с ей р а з н о о б р а з н а: в ней и пр о и зв од ств ен ный ро м а н , и п о в е сть о тр у д ных п о д ро стк а х, в о сп о м и нан ие ф р онто в ик а, и к оротк и е ю м о р и стич е ски е р а сск а зы . Н е от-* ст а л и п оэт иче ский цех: тр и — четыре р ук о п и си н а в ер н яка з а и н тере сую т рук о в од ителей с е м и н аро в. Н аш в е с енн ий ли тер а турн ы й п р а зд н и к см отр наш их сил . М ы в о зл а г а е м б ольш ие н а д ё ж , ды на с е м и н ары к ак По пр о з е, т а к и п оэ зии, иб о с а мы й вы с ок ий п о к а з а тел ь с обран ий — к онкретны е реко м ендац и и д л я и зд а тель ств, ж у р н ал о в и а ль м а н ах о в. Н у и, к онечно, с е м и нары — п р од олж ен и е лите р а турн ой учебы , об м ен о пы то м . И так , 26— 27 м ая мы вст р е чае м не то льк о г о ст ей и з рай оно в обла сти, но и м о сквич ей, л и тер а то р о в и з В о р о н еж а и Т а м б о ва. П лан и р ую т ся не только с е м и нар ски е з а н я т и я , но И в ст р еч и л и тер а то р о в с г о р о ж а на м и, т р у ж ен и к а м и с ел и к р у п ны х пр о мыш л енны х центро в. П р а зд н и к и з ав ерш ат ся б оль ш и м в ечеро м п оэ зии на род и не П а в л а Ш уб и на в с еле Ч ер н а ва И зм а л ко в ск о г о района . Н а с е м и н ар мы п р и гл аш а е м не то льк о п иш ущ их, но и ш и р окую общ е ств енно сть г орода . В. ЗОРИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. И. ЕФРЕМОВ. М А Л Ь Ч И Ш К И ИЗ ПРОВИНЦИИ С обветренными лицами И мужеством в глазах Мальчишки из провинции В отцовских картузах, Как в сказы всенародные, Входили навсегда В холодные, голодные Двадцатые года. Созвучье сердца молоту. Колхозная страда. Лишь памятником голоду — У поля — лебеда. Ходила невидимкою По их следам беда. В ночи кулацкой финкою Отрезаны года. Вы не были провидцами, Вы не бросали слов, Мальчишки из провинции Семнадцати годов. Не луврскими мадоннами Вы были пленены, Как небеса, бездонными К вам приходили сны. Картуз отцовский— под ноги... На золоте листвы В своем последнем подвиге Расписывались вад,,;,, А. ТАМБОВСКАЯ. В ДОМ в о й д и Неторопливо в дом войди; тебя приветят и согреют. И только строго не суди, коль что-нибудь не так сумеют. Хозяин на язык остер, смешит, но сам не рассмеется. Того и ждешь, затеет спор.. Ан нет, возьмет — и увернется. А для хозяйки все одно:^ уважь сердечною беседой— кто знает, может, уж давно она ждала минуты этой. Сказалось —■ и отозвалось А ты сиди и слушай скромно. Гость, скажут, гостю тоже рознь, а ты для нас— родная словно. Так жить бы и забыть тот срок, где поезд прокричит разлуку. „ Хозяйке подарю платок, хозяину — резную трубку. Зайдется сердце, заболит— они глядят вослед с порога Вот так и матушка глядит на ту железную дорогу. Вернусь, вернусь когда-нибудь. Остынут рельсы незнакомо. Да, как он долог, этот путь до моего родного дома. * * * Пассажиры, прошу вас, не спите, хоть вполглаза в окно посмотрите — опечальтесь; летит мймо вас праздник леса, где вы не бывали, песня поля, что вы не певали, всхлип реки, проводившей баркас. Тем, что нажито впрок, не гордитесь, но в пригорок недальний вглядитесь — обомрите: на цыпочки встав, мальчик-с-пальчик, качаясь под ветром, колокольчиком вызвенит вслед вам, провожая ваш скорый состав. Чепухой кой-каких разговоров в чешуе разномастных вагонов успокоите качку души. Равновесию вашему сходу равнодушьем ответит природа. пустотой затяжной оглушив. С. МЕКШЕН. Липецк. Площадь Героев. У Вечного огня. Ф ото М . Носова. К М А С Т Е Р С Т В У Ученики в поэзии настырны, надменно будущим живут. И звенья, что дрожат на стыках, ломают, не жалея рвут. Когда окончено ученье, и накануне мастерства уж е смиренно и с почтеньем глядят на вечные слова. Вершина мастерства крутая, и как награда за подъем; мы чаще Пушкина читаем, мы робко к Пушкину идем. А. НЕСТЕРОВ. Р О Д Н О Й Произнесешь — «тропа», «дорога»... Да мало ль было их в судьбе! Д О Р О Г Но те, что с отчего порога, з а словом видятся тебе. «Родной порог».., Ну штамп избитый! А все-то помнишь до конца тот желтенький, дождями мытый, истертый камень у крыльца. И. ЗАВРАЖИН. Н А Ш А Р Е Ч К А Л И П О В К А Д аж е в жаркий день июля Пахнет Липовка весной. Ивы старые уснули,_ Ходит ветер стороной. Не река и не речонка, По колено глубина. Словно тихая девчонка Все в сторонке, Все одна... Вьется жилкой голубою, Огибая бугорки, И хранит, прикрыв собою, Ледяные родники. И уносит караваны Из бумажных кораблей. Вырастают капитаны Здесь, на Липовке моей. Л. ТАКТАЕВА. Д О Ж Д Ь Н А Д П О Л Е М Дождь набежал... накуролесил И ускакал, как мальчуган, Он каждой яблоньке повесил И каждой вишне по серьгам. На стане тракторной бригады Сыграл на бочках громкий туш. И трактористы просто рады Принять под солнцем легкий душ. Он мыл чубы, он прополаскивал Рубашки, травы и кусты. Он всех увлек лихою пляской... Ой, дождик, дождик, припусти! Но вот и гром решил скатиться За перелески, за луга. И, словно зоренька, глядится Наш повар Люба в лемеха. И пускачи опять стрекочут. И взрокоталй трактора. И с фермы отозвался кочет: — Кац — я— реку, пахать пора! А. ВАСИЛЬЕВ. К И Н О С М О Т Р В Р И Г Е РИ Г А , 21 м ая. (Т А С С ). В ч е . ра на X В с е с ою з но м ки ноф е с ти в а л е . п р о х о д ящ е м в ст ол иц е Л ат в и и , — п ер вы й « трудо в ой» день: на п р а зд н и к е с о в ет ск о г о к и но и скусств а начал и сь к он кур с ны е пр о см отры х у д о ж е ст в енных, до ку м ен тал ьн ы х , н ау ч . но- п о п у л яр ны х, м у льти п ли к а ц и онны х лент . П очетное п р ав о о ткры ть к и но см отр п р едо ст ав л ен о гл ав ной студи й ст ра ны «М о сф иль му», на которой в ед ет ся б оль ш а я, п л о д о т в о р н а я р аб о та с тв орче ск ой м олодеж ью . Н е случ ай но П оэто му ст ол ич ны е м а ст ера эк р ан а до в ер или ск а з а т ь п ер в ое с л о в о м о лодо м у р еж и сс еру Г . К алато зиш вИ ли, п о ст а н о вщ и к у ф и л ь м а « К аф е «И з ото п». В о с но ву Ленты Ле г л а п о в е сть М . К оле с н и к о ва «П р ав о вы б ора», экран и з а ц ию к оторой . да в н о з а ду м а н н ую вы даю щ и м ся р еж и сс еро м , л а у р еато м Г о суд ар ств енной пр е мии С С С Р М . К ал ато з о вы м , о сущ е стви л ныне е г о сы н* И н тере с к эт о м у я р к о м у , публи ц и стич е ски з а о ст р ен н о м у п р о и зв еден ию о бу сл о в лен а к т у а л ь . но сты о те мы : влия н ие научн о! техн иче ск ой ре в олю ц ии на ст а н о в лен и е и р а зви ти е л ич но сти . В п ер вы й день конкур с ны х п р о см отро в б ы л а п р ед ст ав л ен а В П У Т И Мостов перестуки, Река за рекою. Длиннее дороги за старым Уралом, Сменяется чахлый кустарник тайгою, Тайгой молодой и тайгою усталой. Соседи — супруги, да шустрый мальчишка Берут чемоданы, ; - ... прощаемся.С шуткой... У презяа будет;сейчас передышка. И нам с ним «пилить» еще Сутки, да Сутки... На смену заходят а купе лесорубы, С березовым коробом дедка Захарий. Ударил он весело в древний свой бубен — Тотчас же откликнулась где-то гитара. Натянут мой путь от Москвы до Приморья Струной. К ней притронься легонько и — вот: То знойной зурной, То рязанским раздольем, То бешеным бубном она запоет. И, словно экраны, вагонные окна — Сменяются кадры под звуки струны.., Как долго кочую, Как еду далеко, И все же не дальше Родимой страны. В июль выплывает лето, На пляжах темнеют тела, И сколько на свете света, Что кажется мгла умерла, Что кажется праздники вечны, И так далеко до зимы... Луга мои бесконечны, И молоды реки, как мы. С природою в тайном порыве Сошлис^» мы, святы и чисты, И только недвижные ивы Хранят свой секрет простоты. И только над бором смолистым, Когда повисает заря, Подрезанный воздух со свистом Летит на крыло глухаря. Неужто ж е все это было И сто и Две тысячи лет? И травы, и песенка милой, И в росах раздумчивый след. В. ЗОРИН. и к ар т и н а и зв е ст но г о у к р а и н ск о г о р еж и сс ер а н ародн о г о ар т и ст а С С С Р Т . Л е вч у ка « К ар п а ты , К ар п а ты » . Э то тр е ть я лен та па тр и от и че ск ой к и ноэ п о п е и « Д у м а о К о впак е» . В тот ж е день уча ст н и ки и г о сти ф е сти в а л я бы л и пр и н я ты в Ц ен тр ал ьн о м К о м ит ете К о м п ар т и и Л ат в и и . С ек р ет ар ь Ц К И . А. А ндер с он р а сск а з а л п р ед ст ав и тел я м м но г онац и о нальн о г о о тр я д а с о в ет ски х ки н е м а то г р а ф и ст о в о т о м ,■ к ак тр у д ящ и е ся р е спублики, п р ет в о р яя в ж и з н ь и ст ор иче ски е реш ен и я XXV съ е зд а К П С С , вы п олн яю т з а д а н и я де сят ой п я т илетки. П О С Л Е Д А М В О Р О Н Ц О В А а>нш111нипта1т11а11Ш11ШП11ШНкнпап111 О т П рЫ в О К 113 ТЬОвСС1ТЫХ Липецкий читатель уже знаком с повестью И. Ефремова из жизни села пятидесятых годов «Глубокое дознание», выпу щенной в 1976 году Центрально-Черноземным книжным из дательством. Сейчас автор, сам бывший фронтовик, закан чивает работу над новой пове стью, теперь уже о войне — — «По следам Воронцова». Мы публикуем отрывок из по вести, характеризующий главного героя. И. Ефремов — участник седьмого областного семинара литераторрв. А Н С А М Б Л Ь С Т А Р И Н Н Ы Х И Н СТ РУ М ЕН Т О В Л ю б и тели м узы ки ст ол ицы А р м ен ии вп ер вы е у слыш а л и зву ч а н и е б а м би р о в. С б о г а ты ми в о зм ож н о стям и этих д р е в н их н ац и он альны х смы чк о вы х и н ст ру м енто в их п о з нако м ил но вый ка м ерны й ан с а м бл ь, д е бю т которо г о с о ст о я л ся в Е р е ва н е . В с е и н ст ру м енты — и х орош о и зв е ст н а я в З а к а в к а зь е к я м а н ча, и б а м би р — в о с с о зд а ны руко в од ителе м и д и р и . ж ер о м а н с а м бл я М . Х ача тр я- но м . Ц ел ь ко л л ект и ва, в с о ст ав е которо г о студ енты И ш кольн и ки, —- с р ед ств а м и н ац и о н ал ь ных и н ст ру м енто в п р о п а г а н д и р о ва ть ка м ерную м узы ку . Д л я а н с а м б л я сд елан о п ер ел о ж е н ие ск р и п ич но г о концерта В и ва льд и. р я д а пр о и зв еден ий Ч ай к о в ск о г о, Р и м ск о г о -К о р с ак о ва, Ш о ст ак о в и ч а. (Т А С С ). К О Н Ч А Л С Я ию нь 1943 г ода . В с е тре в ож н ее ст а но в ил о сь на К ур ск ой ду г е, и в ой ск а тщ ател ьн о г о то в и ли сь к б ою . К о м а н д и р т а н ко в о г о кор пу с а г енерал- м ай ор Г рн в ол и н л ич но пр о в е р я л бое г ото в но сть м но гих ч а с т ей и п одра зд елен ий . С е г одн я иод в ечер он на м ерен пр ибы ть в б а л к у Я г одную . О б э то м к о м а н д ир а б а тал ьо н а м ай ора П олы н о ва пр еду пр ед и л п о т е леф ону н ачальн и к р а зв ед о тд е л а п од п олко в н ик Д уб и н и н : — С е г одн я в к онце д н я у Т еб я бу дет Х о зяи н . Учт и, Алек с ей М их ай ло в ич, он лю б ит т в о их р а зв едч и к о в, но м о ж ет в зг р еть, е сли чт о неладное з а м ет и т. О б ст а н о вк у ты с а м х орош о з н аеш ь . С пр о с с на с б ольш ой! Я с но? — Е сть, т о вар ищ п о д п ол ко в н ик, п он я л! Э то мы т олько ж и в е м в Я г одной, а п об ало ва ть ся з е м ля н ичк ой пр о ст о не ко гд а, св етло г о вр е м ен и на так т и к у не х ва тает . П о л ож и в телеф онную трубку, П олы но в п о д у м а л : «Т акт ик а, к онечно, гл ав н ое в б ою, но см отры ча ст о нач и наю т ся с о ст р ое в ой п од г ото вк и , а' ст р ое- вую - то мы к ак р а з и п о д з а пу стили» . И с р а зу ж е п о сл е з а в тр а к а к отло в и н а балк и ст а л а з ап о л н я ть ся р отны м и к олонна м и . С трое вы е з а н я т и я на этот р а з не м и но ва л и и ты л о в ик о в. П од колю ч ие ш у тк и б ойцо в их п е ст ры е, м а лоч и сл енны е г руппы п р и ст ра и ва л и сь на ле в о м ф л а н г е б атал ьо н а . Н о п о сл е ж е п ер вы х ко м а н д: «Н а п ра-в о! Ш а г о- м м арш !» с н и ми п о л у ч ил о сь недора зум ен и е: одн и тр онул и сь с . ле в ой но ги, д р у ги е н ачал и м арш с п рав ой . П о сл е тако г о ко н ф у з а в с ех обе сп еченнее удал и ли на з а н я т и я в в ерхн ий отро г б а лк и. Н о пр о в е сти т р ен и р о вку п о ст р ое в ой тёк, как хотело сь П о - лы но ву, — « до третье г о п ота», не удало сь ." М ' еФалй вр аж е ск и е с а м олеты -ра зв едч и ки . О т н их с о л д ата м ч а ст о пр их од ил о сь у к ры ва ть ся в куст а х ореш н ик а и ду б н як а. К о м а н д и р к ор п у с а пр ибы л к р а зв ед ч и к а м п еред с а мы м з а ка то м с олн ца . У не г о не о с т а ва л о сь в р е м ен и на пр о в еден ие ст р ое в о г о см отра . О н пр о ст о п о зд о р о ва л ся , с .б ойца ми и вы ск а з а л .ув еренно сть, чт о он и, не щ ад я ж и з н и, к р е п к о будут з ащ и щ а ть Р о д и н у от вр а г а. П о сл е это г о г ен ерал вруч ил н а г р а ды р а зв ед ч и к а м , отл и чи вш и м ся в зим н их б о я х . З а в зяти е « я зы к а» орден К р а с н о г о Зн а м ен и п олуч ил м л а дш ий с ер ж ан т В оронцо в. П лененны й и м оф ицер на до п р о с е ск а з а л : «У! В аш з о л ь д ат в о какой си л а!» И ш ир око р а зв ел рук и, п о к а зы в ая, ск оль в ел и к а э та С ил а. Д о л ж н о быть, оберлей- тен ан т в п олной м ере и спы т а л ее на с ебе . О п ер вы х д ву х « я зы к а х», з а х вач ен ны х В оронц о вы м п од г ородо м С е в ск о м и на реке У с ож е, с р ед и с о л д ат б атал ьо н а ход и ли р а з ны е толк и. О дн и пр и п и сы в а л и т акую у дачу ч и ст ой случ ай но сти . А неко торы е г о в ор и ли , чт о эт и м оф и цер а м с а м им в ойна н адоела, в от он и и п одал и сь в пл ен добро в ольн о . Д е ск а ть , н и к ак о г о г ерой ств а не н уж но, что бы пр и в е сти т ак и х « я зы к о в» с с обой . Н о ко гд а В оронц о в, п о- п р еж н е м у в од и ночку, глуб око п р о б р ал ся в не м ецк ий ты л, з а х ва т и л на ст а нц ии К о м ар нч и о берлей тен ан та и пр и в ел е г о в св ой батал ьо н , эт и т олк и п р е крат или сь . О н и, м ож ет быть, з аТ ихли бы и ещ е р а ньш е, а м ож ет, их не бы ло бы и с о в с е м, е сли бь! В оронц о в бы л чуть п ора зг о в орч и в ей . Д р у г о й на е г о м е ст е, д а ещ е пр и т ак ой сил е, к ак у В оронц о ва, п о ж а луй, д а в н о бы на в с е лад ы ра спи с а л св о и п од в и ги . А В о ронцо в сд ел ает дело -*■ и м ол ч ит. В п ер вый ж е день, ед ва м л а дш ий с ер ж ан т у сп еЛ сд а ть «обера» в ш таб батал ьо н а, то вар ищ и п о эк и п аж у бр он е тран сп ортера у ст р о или е м у п одробны й до п р о с . Н о И в э тот р а з н иче г о с но гсш и б а тельно г о он и т ак и не у слыш а л и от не г о . — Г о в орю , н иче г о ту т о с о бенно г о нет . П ере ск оч и л п е редн ий кр ай и р ва н у л в тыл . А та м у ж см отр и в оба . Й к аж д ы й так м ож ет, е сли с ум о м взяться . П р и сл он и зш и сь спи ной к пр охладн ой ст ене з е м ля н к и и п од обра в п од с еб я но ги к а л а ч ик о м , в н и м а тельн ее в с ех сл у ш а л В оронц о ва ав то м а тч и к С а и д Г аб ие в. И только п од к о нец, к о гд а в е сь эк и п аж бр о нетран сп ортера на г о в ор ил ся вд о ст а ль, С а и д сп р о сил у Я к о ва : —- С луш ай, Яш а, к у д а ты на э г о вр е м я ст р а х де ва еш ь? Д о м а, ч то л и, о ст ав л я еш ь? У на с, в Д а г е ст а н е, е г о в о б л а ках прячу т . В ся в о сьм им етро вая з е м л я н ка в зд р о г н у л а от см еха . О к и д ы в ая в згляд о м св о их с о слу ж и в ц е в, В оронц о в то ж е см е я л ся им еете с о вЬ е ми . А к о гд а см ех ун я л ся, он от в ет ил Г а- б ие ву : г — Ты, С а и д, п рав. С тр ах на это вр е м я в о к ак пр и х од ит ся ск руч и ва ть! — х р у ст н ул Я ко в сж а ты м и л а дон я м и . — Б е з в ол и с о л д ату нече г о д ел ать на в ойне . Р а зв е с к отелко м на кухш о з а каш ей б е г а ть — и т олько . Т ак я п он и м аю теб я, С а и д? Тот, м олча, п одн явш и сь с з е м ля ны х, у стл а нны х св еж ей тр а в о й нар, п одош ёл к В орон цо ву : -— Ты б у д то с г оры с р а зу з а гл я н у л в о в сю м ою душ у, Я ко в. Т ак. Так. С е г одн я в ечеро м , п р о в од и в г ен ер ала и п о д а в п о сл еднюю ко м а н ду: « Б атал ьо н , в ра сп о лож ен и е ш а г о м м арш !», П о - лы но в р еш ил ещ е р а з п о д р о б нее п о г о в ор ить с В оронцо вы м о е г о ночных п о и ск а х . П р еж д е в с е г о он от м ет ил и н д и в и ду ально сть п очерка ра зв ед ч и к а : — Д а , м л а дш ий с ер ж ан т, ты прав. Т в о я, м ож но С ка з а ть, стихия — од и ночный п о и ск . В пр едь будеш ь в е сти е г о то л ь ко п о м ое м у лич но м у п р и к а зу . П о см отрю , на что ты сп о с обен в п олной м ере . Ж а л ь в от, что св ою так т и к у д ерж иш ь в с ек рете . Я п он и м аю , п одел ить ся сил он с д ру гим ч ело в еко м ты не м ож еш ь, хот я ее х ва т и л о бы на целый в зв од, но о пы то м — . долж ен . В едь е сть ж е у теб я ч то-то св ое, о с обое? С и яв с г оло вы ф у р аж к у , м ай ор п отер ты льной ча стью л а д он и см углы й, с глуб ок и м ш ра м о м н ад п ерено си цей лоб, п о б ар абан и л па льца м и п о крыш ке п оле в ой сумки . О н с и нтере с о м ж д а л , ко гд а с обе рет ся с мы слям и эт от уд и в и тель ный, вы с око г о ро ст а, лаД - но сл ож енны й д в а д ц а т и тр е х лет н ий сил ач. В оронц о в м олчал . Е м у д о это г о и в г оло ву не пр и х од ил о, что ко гд а- н и б у д ь пр и дет ся с о в с е ми п одробно стям и о б ъ я с н я ть, к ак он ух и тр я ет ся из не п р и я тель ск о г о ты ла та ск а ть п ленны х . В и д я з а тр у д н ен и е р а зв ед ч и к а, П олы но в у лы бнул ся: — З н ач и т, он и с а м и сл едо м з а тобой и дут в п лен, так ск а з а ть, на добро в ольны х н ача лах ? В оронц о в то ж е отш ут ил ся: — Д а нет, то вар ищ м ай ор, с н ач ал а их н адо о б р атать, а у ж п ото м в е сти . У п ир аю т ся зд оро в о . — В от и р а сск аж и , к ак ты и зл о вч а еш ь ся « обраты ва ть» их? — Я с в а м и, т о вар ищ к о м б а т, с о гл а с ен, дру г о м у к о м у св ою силу не Одолж иш ь. М е н я р од ители не об и дел и ею. А ещ е: в те м ноте не п лохо В иж у, и зд а л ек а слыш у . П ото м — чую . В от и в с е м о и с екреты . К ак ва м , т о вар ищ м ай ор, до л о ж и ть еще, «ё з наю . М не л иш ь бы ночь, и чт обы я од и н . — Д а нет, В оронцо в, у д и в л я ет м ен я не пр о ст о т в о я сил а. У п р ав л я ть ею к у д а сл ож нее, а у теб я т ак а я сп о с обно сть нал и ц о . О тк у д а в с е это? Р а с ск а ж и - к а, Я ко в, не м но г о о с ебе . Где род и л ся, в к ак и х у сл о в и я х ро с . — Р о д и л ся я, т о вар ищ м ай ор, в б елору сск о м л е су и п р о ж и л в не м п очт и до п я тн ад ц а т и лет. М ой отец, В оронцо в П етр Е г оро в ич, сл у ж и л в П о- т як и но ле с н ик о м . М е ст о та м глух ое и з аб олоченн ое . К ак только я науч и л ся м а ло- м а ль ски п ере ступ а ть п о Зе мл е, отец ст а л б р ать м ен я с с обой в ле с . Я ко вы л я л з а н и м, д е р ж а с ь з а п олу, и з п о сл едн их сил енок . А к о гд а с о в с е м п о в и с а л на е г о п лащ е, он б р ал м ен я на рук и и г о в ор и л: « З а к а л я й с я , Я ко в, бу дь кре пк и м , к а к дуб . Ты од и н у н а с с м а терью , з нач ит, в ся о п ора на теб я. П ы хт иш ь, а не ре в еш ь — это хорош о» . О б ход у отца бы л больш ой, но к в о сьм и г ода м я у ж е з н ал в не м к аж д ую тро пу, а в олчь и л о г о в ищ а, вы в ода м и их н а зы в а л отец, п ож ал у й , к ил о м етро в на д ва д ц а ть в окруж но сти . О н и в с е бы л и у на с на учете, и м ел и св о и н а зв а н и я. В е с ной и лет о м мы н а в ещ ал и их п о не ск ольку ра з . О тец о ст ав л я л м е н я гд е-н иб у дь в чащ е, н а к а зы в а л чутко пр и слуш и в а ть ся к л е су, а с а м ух од и л п о дру гую ст орон у от ло г о ва, и в б ере ст о вую тр у бу п од вы ва л в олка м . Д а и в ш к олу я до с едь м о г о кла сс а с к ордон а в П от як и н о то ж е ход и л ле с о м ... В оронц о в о че м -т о з а д у м а л ся и з а м олчал . П олы но в п о пр о сил е г о п р о д о лж и ть св ой р а сск а з: ’ — - Х орош о . Н у, а п ото м — гд е, как? В едь ты ми нчан и н с а м ? Т ак точно, то вар ищ м ай ор, п р и зв а н в ар мию из эт о г о г орода в п ер вый ж е день в ой ны . К на м на кордон и з М и н ск а м но г о р а з п р и е зж а л бо л ь ш ой п р и я тель о тц а, то к ар ь ж е ле з н о до р ож н о г о де п о К у д р е- в ич. В от он-то и п ерет я н ул на с в Ми н ск . О тец бы ст р о о св о ил т окарны й ст а нок, а м ен я К у д- ре в ич у ст р о ил п одручны м сл е с ар я. О н то гд а о см отрел м ен я с но г д о г оло вы и с к а з а л : «Те бе бы, Я ко в, с рук и у п ар о в о г о м олота ст о я ть, п око вк и п о д ш вы р и ва ть, но п о г ода м не д о т я нул» . П олы но в п одош ел к В орон цо ву, п олож и л р уку на е г о п лечо: — Н иче г о, м л а дш ий с ерж ан т, мы ещ е в ерне м ся к т о м у м оло ту . П о в с е м у вид но — ск о р о в ерне м ся . — Ч ере з д в а г ода мы п олу ч или в М и н ск е к вар т и р у , а ч е ре з п олтора п о сл е это г о н ач а л а сь в ойна . Н у, а дальш е в с е и зв е ст но . Д а в от ещ е что ск а ж у. И з п о сл едне г о п и сьм а о т ц а я у з н ал, что м о я м а ть п о гибл а п од р а зв а л и н а м и д о м а в о вр е м я б о м б еж к и , а отец уш ел в п ар т и з а ны . — К на м ты, п о м н ит ся м не, и з м ото ст р елко в ой бр и г а ды пр ибы л? — Д а , то вар ищ к о м б а т, и з нее . Д в а р а з а пр о сился в в аш ба тальон . П о сл едн ий р а з с а м п олко в н ик М еж е в ой вы зв а л к с ебе, и н тере с о ва л ся, п оче му я х очу служ и ть в в аш ей ча сти? Я, п о с о в е сти ск а з а ть , к ак -то р а ст ер я л ся не м но г о, з а м еш к ал ся, а он в э то вр е м я м а хнул рукой: «И д и, еф рей т ор, ра з зд о р о в о хочет ся» . И от пу стил . *■— Н е у сп ел то гд а' от в ет и ть п олко в н и к у М еж е в о м у, т ак, м ож ет бы ть, м не ск аж еш ь, что теб я п от я нуло в ра зв ед ку ? — П о счит а л, что тут я н у ж нее буду . — Э то зд оро в о, м л а дш ий с ерж ан т! Зн ач и т, п он я л, п о чу в ств о ва л, на что сп о с обен, ту д а и п ош ел . Бе сст раш ны й, в оле в ой ты чело в ек, В оронцо в. Э то и е сть с а м ое гл ав н ое в т в оей такт и ке. Я ст а л з а м ечать, что м но ги е ра зв едч ики х от я т бы ть п охож и м и на теб я. Э то очень в аж н о д л я ча сти! С м от р и те п ерь с а м не ош иби сь . О с т ере г ай ся б р а ть добы чу не п о зуб а м . В с е м у, д а ж е сил е и т в ое м у б е сст раш ию , е сть п р едел . Б л а г о д арю , м л а дш ий с ер ж ан т, з а служ бу ! И ди, о т ды хай . С к оро от на с п отребу ет ся м но г о работы . В оронц о в вы пря м ился, уп ер ся г оло в ой в п отолок з е м л яч ки, р а зв ер н у л ш ир око п леч и: — Служу Советскому Сою зу!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz