Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

НАВСТРЕЧУ V ОБЛАСТНОМУ СЪЕЗДУ ПО КОММУНИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ г ш . и ы ! и > я и 1 $ 26—27 мая состоится пятый областной съезд по коммунистическому воспитанию учащей, ся молодежи. Он посвящается проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодняшний выпуск страницы педагога и родителя, как и предыдущий, продолжает начатый разговор о нравственном воспитании молодежи, затрагивая одну из его состав­ ных сторон — трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ. Для сельских школ в системе трудового воспитания главной является ученическая производственная бригада, которая играет ведущую роль в при­ общении молодежи к сельскому хозяйству. О том, как встречают трудовую весну уче­ нические производственные коллективы обла­ сти, мы и рассказываем сегодня. ВО СПИТАТЬ ХЛЕБОРОБА З а последние годы в области многое с дел ан о д л я улучш ения условий р або ты ученических п рои зводс твен ны х бри гад. С тарш еклассн и ки о в л ад еваю т м ех ан и за торски м и проф есси­ я м и в 143 каб и н етах м аш и н о­ веден ия и авто д ел а, о б о р у д о ­ ван ны х в сельских средних ш колах. П о сравнению с п р о ­ ш лы м го до м кол ичество т р а к ­ торов, п р и н ад л еж ащ и х ш ко­ ла м , увел и чилось со 101 до 127, а закреп лен н ы х хозяй с тва м и з а ученически м и бр и гад а м и — с 205 д о 246. Д л я р у к о во д ства брй гада м и , п роведен и я агроучебы , п р а к ­ тического обучен ия вож ден ию тр ак то р о в, орган и зац и и оп ы т­ нической р аб о ты к о л х о за м и и со вх о за м и вы делен о около ш е­ сти сот спец иали стов ■сельского х о зяй с тва. Л ето м в учен ических б р и га­ д а х бы ло о р ган и зо ван о 87 л а ­ герей тр у д а и о тды х а, 29 п о ­ левы х станов. О сновны м со д ерж ан и е м р а ­ боты ученических бр и гад, н а р я ­ д у с прои зводи тельны м т р у ­ до м , я в л я ется сел ьск о х о зяй с т­ венное опы тничество. В п р ош ­ ло м го ду по зад ан ию хозяй с тв бы ло п р о в ед ен о 1372 опы та, н а ­ у чн о-и сследовательски х у ч­ реж ден и й — 150. Р е зу л ь таты 80 опы тов у ж е испольвую тся х о зяй с тва м и . * ' У чен ическая бриТада я в л я е т ­ ся ведущ ей ф ор м ой тр у д о во го боепитания, проф ори ен тации старш екл ассн и ко в и ба зо й з а ­ креп лен и я м оло деж и на селе. Э то м о ж н о ’ в и деть на при м ере бр и гады Т роекуровской с р ед ­ ней ш колы Л еб ед ян ск о го рай- бна. С о вх о з «15 л е т О к тяб р я» по м ог со зд а ть хорош ую учеб- й о- м атери альн ую ба зу . В ш ко ­ л е о бо р у д о ван кабине т м аш и ­ новедения, и м ею тс я д в а т р ак т о ­ ра, д ве сеялки, плуг, т р а к т о р ­ ный прицеп, гр у зо во й ав то м о ­ б иль. к р о м е того, со вх о з за к р е ­ пил за бри гадой три тр ак то р а с прицепны м и н вентаре м , спе­ ц и али стов сельского хо зяй с тва, Л учших м ех ан и за то р о в и с а д о ­ водов. * В зи мн ий п ериод члены уче^ нической бри гады о вл ад еваю т эконо м ически м и зн ан и я м и , р а з ­ р а б а ты ваю т те м ати к у о пы тни­ ческой работы , и зучаю т а гр о ­ техни ку вы р ащ и ван и я к у л ь­ тур. Ю нош и и девуш ки с а м о с то я ­ тельн о вы полняю т все виды р а ­ бот согласн о технологически м к ар та м по всем к у л ьту р а м и на вы соко м агротехн ическо м у р о в­ не. М еж д у звен ья м и о р ган и зо ­ ван о социалис тическое со р евн о ­ вание. Л ето м в течен ие д ву х м ес я­ цев старш еклассн и ки н ах о дят-, ся в л агер е тр у д а и отды х а, которы й со здан совхозо м . В нем о б о р у д о ван ы кухня, сто л о ­ вая, спальны е ко м н аты , сп о р ­ ти вн ая п лощ адка. И сходя и з по требности со в ­ х о за в кад р ах , с тарш ек л ассн и ­ ки о в л ад еваю т м ех ан и за то р ски ­ м и проф ессия м и, и зучаю т п л о ­ до во дство , полеводство, м ех а­ ническую до й ку коров. З а п о­ следн ие три го д а в ш коле п о д ­ го товлен о 53 тр ак то р и ста- м а- ш иниста третьего к л асса и 20 м астеров п лодовод ства. Ж ел аю щ и х о статься в селе совхо з у с тр аи вает по п ри обре­ тенной в ш коле спец иальности, п о м ог ает и м о св аи вать с м е ж ­ ные проф есс ии, лучш их вы п у ск­ ников н ап р ав л я ет на учебу в сельскохо зяй с твен ны е ву зы и технику мы . О д н ак о в р або те 'у ч ен и ч е­ ских прои зводс твен ны х бр и гад по вине х о зяй с тв и п едагоги че­ ских к о л л ек ти во в ш кол еш е много сущ ественны х н е д о стат­ ков. Н ередки случаи , к о гд а т р у ­ д о вы е н авы ки р еб ята м п р и ви ­ ваю тся не н а б а зе новейш ей техники, а на при м итивны х о р у д и ях тр у д а, которы е не вы ­ зы ваю т у учащ и хся ни какого йитереса, а, наоборот, отп у ги ­ ваю т их. В р е зу л ь тате — в о з­ ни каю т противоречия м еж д у полученны м и теоретически м и зн ан и я м и и реальн ой дей стви ­ тельностью . С п р аш и вается, к а ­ кие навы ки в о бр аб о тк е зе м л и п о л у ч ат старш еклассн и ки Б оль- ш е-С а м овецкой сре дней ш колы Г р я зи н ского рай он а, если в и ей ни техники, ни каб и н ета м аши» н оведен и я нет. С овх о з « К р ас­ ный горняк», вы дели в учениче­ ской бр и гаде то льк о п ять гек ­ тар о в зе м л и, на которой р е б я ­ т а д о л ж н ы в ы р ащ и в ать с а х а р ­ ную свеклу, не (обеспечил бр и гад у м аш ин а м и. П ри м ерно т ак о е ж е п олож ен и е в Б у т ы р ­ ской средней ш коле того ж е рай он а, Б ал о вн евск о й — ДаН- ковского, М и тягинской — Л ев- Т олстовского рай он ов и в ц е­ ло м р яд е дру ги х средн их ш кол области. Н е и зж и та ещ е «практи ка» при крепления к ученически м бр и гад а м ст ар о й сел ьск о х о зяй ­ с твенной техни ки, к о то р ая бы ­ стро вы ходит ц з с троя. К то м у ж е х о зяй с тва, к ак правило, не вы деляю т лиц, ответственны х за ре м он т и хранен ие ее. К сож ален ию , ещ е н ах о д ятся таки е х о зяй с тва, которы е « за ­ бы ваю т» обеспечить зе м ел ьн ы ­ м и участка м и ученические п р о ­ и зводс твенны е бри гады . Т ак обстои т дело в со вх о зах «К уй- м анский», « Л ебедян ски й ». С о ­ верш енно недопусти мы случ аи , когда ученические п р о и зво дс т­ венны е бри гады не и мею т по­ сто янны х участков зе м л я. Н а орган и зац и и р аб о т в уче­ нических п рои зводс твен ны х бр и гад ах ск а зы в ае тся отсу тст­ вие во мног их и з них лагерей тр у д а и о тды х а. Т ако е п о л о ж е ­ ние, напри м ер, в В олч анской средней ш коле, над которой ш еф ствует совхо з «М аяк», и в средней ш коле опы тной с та н ­ ции Е лецкого рай он а. Л агер ь тр у д а и о тды ха ученической п рои зводс твен ной бри гады Тру- бетчинской средней ш колы Д о б р о вск о го р ай он а в п р ош ­ ло м го ду р асп ал ся, так к ак совхо з «Т рубе тчинский» не обеспечил питание м членов этой бр игады . В ученических бр и гад ах З о ­ лотуш инской средней ш колы Л ев-Т о л сто вско го района, Б оль- ш е-Х о м утецкой Д о б р о вско го , П ол и товской , Д о л го вск о й Д ан - ковского рай он ов и цело м р яде дру ги х не обесп ечивается к р у г­ логодичны й ци кл деятельн ости старш еклассн и ков, агроучеба д о лж н ы м обр а зо м не п р о во ­ ди тся. Х отя о п л ата тр у д а в учени­ ческих прои зводс твен ны х б р и гад ах п рои зво ди тся с д ел ь­ но, но каки м бу дет конечный р е зу л ь тат тр у д а, как о й буд ет получен у р о ж ай — все эти в о ­ просы п р о х о д ят зачас тую м и мо вн и м ан и я членов бри гад, п е д а ­ гогов и руководи телей х о ­ зяй с тв. А это больш ой восп и­ тательны й просчет. Н еобходи м о зн ачи тельно улучш ить р аб о ту по проф есси­ ональн ой ориентац ии девуш ек. В области н е м ало при м еров, к о г д а д евуш к и успеш но о с ва и ­ ваю т сельскохо зяйс твенную техни ку, у м ело ее исполь зую т, п о к а зы ваю т вы сокие обр а зц ы п (шиз в од и тель ного тр у д а. П р Ш .т В. Фй Л нчевой «Д евуш - к и Г за ш ту р в ал ко м б айна!» бы л ш ироко подхвачен мног и м и старш еклассн и ц а м и Д о л г о р у ­ ковского р ай он а и в отдельны х ш ко л ах Д о б р и н ск о го рай он а. Н о в други х р ай о н ах это ц ен ­ ное патри оти ческое начи нан ие не получило р асп ростран ен и я. В корне н адо и з м ен и ть о тн о ­ ш ение и к вы п ускн и ка м ш кол, ост авш и м с я р аб о тать в сел ь­ скохо зяй с твен н о м п р о и зво д с т­ ве. К сож ален ию , нередки с л у ­ чаи, когда руководи тели х о ­ зяй с тв не п ро явл яю т заб о ты об их бы тово м устройстве, в ы д е­ ляю т и м ст ар ую техни ку, не з а ­ д у м ы в аю тся н ад вопросо м по­ выш ен ия , их квалиф и кац и и . В ы пускников средних ш кол ч а ­ сто исполь зую т на подсобны х, не требую щ их определенной квалиф и кац и и р аб о тах . Все это вы зы вае т у них н еу д о вл етво ­ ренность тр у до м и при водит к текучести кад р о в. Р у к о во д и тел я м ш кол, хо зяй с тв необходи м о кр итически про­ ан ал и зи р о в а ть итоги р аботы к аж д о го тр у д о во го к о л л ек ти ва учащ ихся и о п редели ть кон ­ кретны е м еры по соверш ен ст­ вов ан ию р аботы ученических прои зводс твен ны х бри гад, со з­ данию н еобходи м ы х услов ий д л я т р у д а и о тд ы х а ш кольн и ­ ков, так к ак от этого во м но­ гом зави си т реш ение пробле мы зак р еп лен и я м о л о деж и на с е ­ ле. Ю. К А Н ИЩ Е В , ин структор о тд ел а науки и учебны х завед ен и й о бк о м а КПСС . ПОДАРИЛИ ШЕФЫ ТРАКТОР... В п лан ах работы наш ей ш ко ­ лы еж его д н о п р ед у с м атр и вает­ ся проведение м ероп р иятий по проф ори ен тации на сел ьско х о ­ зяй с твен н ы е проф ессий. У ча­ щ иеся пиш ут сочинения на т е ­ мы «К ем бы ть?», «М о я лю ­ би м ая проф ессия». О рган и зуе м прове дение цикла бесед по ш кольно м у р ади о под р у бр и ­ кой «П роф ессии, необходи мы е твоем у селу». В ш коле о ф о р м ­ лен стен д с ф ото гр аф и я м и о р ­ деноносцев х о зяй с тва и с а ­ харн ого заво д а. Е с ть у нас м астер ская дл я тр у до во го обучения учащ ихся 1—8 классов и приш кольны й участок. Ю нош и 9— 10 классов о сваи ваю т теорию и практи ку вож д ен и я колесного и гусенич­ ного тр ак то р о в, а девуш ки и зу ­ чаю т курс ж и во тн о во д ства. Л ето м 30 девуш ек и зъяви ли ж ел ан и е прои зводс твен ную п ракти ку п роходи ть на ф ер м е и р аб о тать под м енным и д о я р ­ ка м и. В ученической п р о и зво дс т­ венной бр и гаде 150 учащ ихся. В прош ло м го ду они вы р ащ и ­ вали на поливно м уч астке п ло­ щ адью 15 гектар о в кор м овую свеклу, вм есте со в зрослы м и со рти ровали зерн о на току, осенью убрали 25 гек тар о в с а ­ харн ой свеклы . Р у к о во д ство со вх о за «Х мел и- нецкий» вы дели ло на м тр ак то р Д Т -75, по м огло о бо р у д о вать кабинет м аш и н оведен и я, о к а ­ зал о содей с твие в п ри обрете­ нии п ал ато к д л я л агер я тр у д а й отды ха. С лово м , с двиги в этой в а ж ­ ной р або те есть. О д н ак о мы сч итае м , что дости гн утое пока еш е не о твечает зад ач а м , к о то ­ ры е п ост авлен ы перед ш колой в тру до во м восп итании у ч а­ щ ихся. В прош ло м го ду д е с я ­ тый класс окончили 44 гоноши и девуш ки, а в совхо зе «Х ме- л иненкий» и на сах ар н о м з а в о ­ де о с тал о сь р аб о тать только п ять человек. В р яд ли что и з­ м ен ится и в это м го ду. В че м ж е дело? А прои схо­ дит это, на мой в згляд , п о то ­ му, что проблем у п р оф о р и ен та­ ции мы реш ае м несколько о д ­ нобоко, в звал и в всю о тветст­ венность за ее р езуль таты то льк о на учителей. А ее. ко­ нечно, д о лж н ы нести и р у к о ­ водители хо зяй с тв. С ош лю сь на такой недавний ф акт. К ак я уж е ск а зал , совхоз «Х мел инецкий» п ередал на м тр ак то р Д Т -7 5 д л я обучения ребят проф ессии м ех ан и за то р а. Р а д о в ал и сь и учи теля, и у ч а ­ щ иеся, и их роди тели. Н о о к а­ зал о сь — п реж девре м ен н о. С н ач ал а вы яснилось, что у тр ак то р а нет гидросисте мы , а п оэто м у н а не м н ель зя р а б о ­ тать с прицепны м и н вентаре м . З ате м о б н ар уж и л о сь, что Ма­ ш ина п о тр еб л яет непо м ерно много м асла. С только, что в совхо зе на м перест али его о т­ пускать. , Н е только в это м п р о яв л яет­ ся в совх о зе «о теческая» з а б о ­ т а о ш коле. П редстави тел ей хо зяй с тв мы в иди м у себ я в ш коле то льк о на то р ж еств ен ­ ных ли н ей ках в н ачал е и конце учебного года, на одно м — д ву х вечерах встреч с п еред о­ ви ка м и сельскохо зяй с твен н ого п р о и зво дс тва, д а ещ е то гда, ко гд а тр ебу ется по м ощ ь в уборке у р о ж ая . Ч е м ж и ву т ш кольники, к а ­ кие у них п ланы на будущ ее, что волн ует ребят? Э ти в о п р о ­ сы, д у м ается, д о л ж н ы в о л н о ­ вать и руко во дство совхо за. Я твер до у беж ден , что лиш ь сов м естны м и, приче м эн ерг ич­ ны м и усилия м и ш колы и х о ­ зяй с тва м ож н о до б и ться ж е ­ л ае м о го р е зу л ь тата. Т олько так мы м ож ем реш ить за д а ч у з а ­ крепления м о л о деж и на селе. И. В А С И Л Ь Е В , д и р ек то р Х мел инецкой средн ей ш колы З адонского района. З р и т е л ь н ы й за л Д о м а культуры села В ерхн яя Ко- лы белка переполнен. Н а сцене на почетно м месте С. Ф. Ч ер ­ ных. Е м у бе з м алого д ев я н о ­ сто. В свое вре м я он одни м и з первы х вс тупи л в колхо з. В годы войны в о згл ав л я л его. К о гда приш ло вре м я идти на отды х, е м у пр исвоили почетное зван и е — заслуж ен ны й ко л ­ хозник. У С ергея Ф едорови ча ты ре сына) две дочери и д в а д ­ ц ать п ять внуков и правнуков. В се они свя зал и свою судьбу с родны м селом. С ре ди них есть и м ех ан и за торы , и ж и во тн о во ­ ды , и свекловоды . Д в о е у д о ­ стоены правительственны х н а ­ гр ад. С тарш и й сын, Н и колай, трактори ст, то ж е за сл у ж ен ­ ный колхозник. Р я д о м с Ч ерны х — А. Н. К а ­ менев а. О н а вы р асти ла ш есть сыновей, четы ре дочери и п ри ­ ви ла и м всем лю бовь к сельско­ х о зяй с твен н о м у тр у ду , к р о д ­ ной зе м ле. И м я ее сы на, Е го р а Г ераси м ов и ча, звен ьевого по вы ращ и ван ию подсолнечника, к ав а л ер а орденов Л ен и н а и О к тябрьской Р еволю ции , и зве­ с тно в области. В се его дети— то ж е хлеборобы , д а ж е м л ад ­ ший И ван , ученик седь м ого к л асса, у ж е у м еет у п р авл ять тракто р о м . Вечер « Зем л я ж д ет м оло ды х» у д ал ся на славу . З ап о м н и л ся старш екл ассн и ка м и вечер встречи с р оди теля м и — п ер е­ до ви ка м и сельскохо зяй с твен н о­ го про и зво дс тва, с ветер ан а м и войны и тр у д а. О н н а зы вал ся — «Они учились в наш ей ш ко ­ ле». П роф ори ен тац и я... С ов м естно со ш колой п артко м ко л х б за ищ е т так и е ф ор мы и средства, чтобы эт а р аб о та до х о д и л а до сердц а ка ж догони о др о стка. П о ­ это м у и в п р а здн и к первой б о ­ розды , первого снопа, в р и ту ал п освящ ения м оло ды х в х л еб о ­ робы стре м и м с я внести всегда что-то новое, оригинальное. Н о, конечно, реш ающ ую роль в тр удово м восп итании, проф ори ен тации сельских ш кольников и в закреп лени и м оло деж и на селе и гр ает уче­ ни ческая п р о и зводс твен н ая бри гада. В наш е м к олхо зе она сущ ес твует более 15 лет. О на вы п олн яет весь цикл сельско­ хо зяй с твенн ы х р аб о т и на п ри ­ ш кольно м уч астке, и на за к р е п ­ ленны х з а нею 80 гек тар ах зе м ­ л и в полях севооборота к о л ­ хо за. В нее в х о д я т учащ иеся 7—9 к лассов. Р у к о во д и т ею совет в составе бр и гади р а, его за м е ­ ст и теля, звеньевы х, ди р ек то р а ш колы , учи теля биологии, п р ед стави тел я ко м сом ольской орг ан и зац и и и главны х сп ец и а­ лис тов ко л х о за. С ове т р а зр аб а т ы в а е т учебно- п рои зводс твен ны й план работы . Ц И Ф Р Ы Он о б су ж д ается на общ е м со­ бр ании членов бри гады , за те м у твер ж д ается педагогически м советом ш колы и правление м ко л х о за. Б р и гад а о к азы вае т больш ую по м ощ ь ко л х о зу в в ы р ащ и в а­ нии различны х сел ьско х о зяй с т­ венны х к ультур, в постановке опы тов, и меющ их важ н о е х о ­ зяй с твен н ое значение. В прош ­ ло м го ду члены бри гады в ы р а ­ стили и убрали кор м овую свек ­ л у н а площ ади 25 гектаров, зе р ­ новы е к уль туры и м ноголетн ие тр авы на площ ади 55 гек та­ ров. У р ож ай н о сть культур на полях бри гады бы ла зн ач и ­ тельн о выш е, че м в колхо зе. Ш кольники т ак ж е прини м али активное участие в заго то вк е кор м ов д л я овцеводческого ко м плекс а, в очистке и засы п ­ ке се м енного м атери ала. Н а полях бри гады ребята став я т опы ты с растен ия м и, к о ­ торы е и мею т хо зяй с твенн ое значение: изучаю т влияние п о д ­ кор м к и на повыш ение у р о ж ая кор м овой и сахарн ой свеклы , органи ческих й м инеральны х удобрений — на у р о ж ай к о р м о ­ вой свеклы и т. д. О пы тниче­ ская р аб о та ведется под н а ­ блю дение м спец иали стов к о л ­ хо за. З а ученической бри гадой к олхоз зак р еп и л д в а тр ак то р а с обр абаты ваю щ и м и сельско­ хо зяй с твенны м и м аш ина м и, еж его д н о вы деляет н ео бх о ди ­ м ое кол и чество сортовы х се м ян, удобрений. П ри ш коле с по м ощ ью к о л ­ х о за созданы кабине ты м а­ ш иноведения и основ сельско­ хо зяй с твенн ого п р о и зводс тва. Т рудовое обучение ребят и п рои зводс твен н ая п ракти ка п р о во дятся в течение всего го ­ да. В се расходы по п ракти че­ ско м у обучен ию трактори стов несет колхо з. Е ж его д н о ле то м в то р ж е ст ­ венной обст ан овке о ткры вается палаточны й л агер ь тр у д а и о т ­ ды ха, которы й ф ункционирует уж е почти десять лет. Эта ф ор м а орган и зац и и тр у д а и отды ха учащ ихся п о зволяе т реш ать целый р я д восп и татель­ ных зад ач . П равл ен и е ко л х о за и ш кола еж его д н о п р о во дя т пра здн и к у р о ж ая. Н а н е м - п о д во д ятся итоги р аботы сел ьско х о зяй с т­ венной артели и ученической бригады . Л учш и м , юным х л е­ бороб а м вруч аю тся ценны е п о­ дар ки , гра м оты , беспл атны е туристические путевки в р а з ­ личны е го р о да С ове тского С ою ­ за. В прош ло м го ду, напри м ер,, п р авлен и е к о л х о за н агр ади ло 37 членов ученической п рои з­ водс твенной бри гады ценны м и п о д ар ка м и , ди рекци я ш колы 15 учащ и м с я в ы д ал а ту ри сти че­ ские путевку в город-герой К и ­ ев, а 31 — вручи ла гра м оты и о б ъ яви л а благодарн ость. В ся эта р аб о та по т р у д о в о ­ му восп итанию и п роф о р и ен та­ ции учащ ихся, п ро во ди м ая со в­ местно колхо зо м и ш колой, д а ­ ет хорош ие ре зуль таты . З а п о ­ следние п ять лет н аш у ш колу окончило 137 юнош ей и д е в у ­ шек. И з них более половины о с талось р аб о тать в родно м колхо зе. Они тр у д ятся на р а з­ личны х у час тках колхо зного п рои зводс тва. Т ак, В. Б у л ави н стал главны м м ех анико м , М. Б о ев а — главны м экон ом и ­ сто м , В. Уш аков — агроно м ом по м ел иорации и т. д. Выпускники, о ставш и еся р а ­ бо тать в колхо зе, пользую тся целы м р ядо м льгот. Т ак, п ер ­ вы е д ва года они и мею т д в а д - цатй процентную н ад б ав к у к зар п л а те, получаю т лучш ую технику, благоустроенны е к о м ­ м ун альны е квартиры . С о др уж ество к о л х о за и ш ко ­ лы в трудово м восп итании и проф ори ен тации учащ ихся п о ­ зволи ло на м успеш но реш ать важ н ую пробле м у закреп лен и я м оло деж и на селе. Н. Щ Е Р Б А ТЫ Х , секр етар ь п артко м а к о л х о за «Р оссия» Х левенского района. Н а сни м к ах: совет бри гады В ерхне-К олы бельской средней ш колы Х левенского р ай он а уточняет план работы на опы тно м поле к о л х о за « Р о с­ сия»; члены бри гады перед вы ходо м н а р аб о ту в поле. Ф ото Ю. А рдаш ева. В Е С Т И ИЗ БРИГАД Добринка. «С ко р ая п ом ощ ь». Так назвали о д н о из своих звеньев старш екл ассн ики, чле­ ны учен и ческо й бригады В е р х . н е-М а тр е н с ко й ср ед н ей ш коль:. О н о со зд ан о , ка к и в п р о ш л о м го д у, для о казан и я экстрен но й п о м ощ и у ч е б н о м у хозяйству, о пы тном у участку при ш ко л е в п р о п о л ке различны х культур. З вено б уд ет работать и на п о ­ лях ко л хо за им ен и Ф р у н з е . » На 150 гектар ах зем л и уча­ щ иеся б уд ут вы ращивать в ны ­ н еш н е м го д у пять кул ьтур — пш ен ицу, ячм ень, го р о х, са­ хар н ую свеклу, картоф ел ь. В с р е д н е м на к а ж д о го члена бр игады приходится по ге кта ­ р у зем л и. К о л хо з п ер ед ал б р и га д е в полной исправности гусени ч­ ный и колесны й тракторы , п р и ­ цепн о й инвентарь, зер н о в о й и свекл оуб ор очны й ком байны . Б ригада х о р ош о подготовилась к весенн е-п ол евы м раб отам : усп еш н о прош л а агр о учеб а, м ехан изаторы в соверш ен стве овладели сел ьскохо зяйствен ­ ной техн икой , закры ли влагу на всей площ ад и и на .вы соком а гр о техн и ч еско м ур о в н е п о д го ­ товили почву п од посев. С е й ­ час учащ иеся вносят у д о б р е ­ ния под сахар н ую свеклу, п р и ­ ступили к севу яровых з е р н о ­ вых культур и ведут п о д го то ­ вительны е работы к откры тию л етн его л агеря труд а и отды ­ ха. С П О М О Щ Ь Ю С Т А Р Ш И Х В роди тельско м ком и тете В о. ринской средней ш колы Л и ­ пецкого р ай о н а тр и д ц ать чело­ век. М ногие и з них со с то ят в не м более п яти лет. Р од и тельски й ко м и тет б о л ь­ ш ое вни м ание у д ел яет со вер ­ ш енствованию тр у д о во го во с­ п и тания, п роф ори ен тации у ч а­ щ ихся, закреп лению м оло деж и на селе. Д л я этого ш ироко ис­ п о ль зуе тся учени ческая п рои з­ во дс твен н ая бр и гада. В м есте с кл ассны м и р у ко во ­ ди теля м и члены ко м и тета п р о ­ водили «ОгоНьки» на те мы «П роф есс ии наш их родителей», «Хлеб — всей ж и зн и голова», «Ны не всяки й т р у д почетен» и другие. Н а них п р и гл аш али п е­ редови ков п р о и зво дс тва, р а б о ­ чих со вх о за «Боринский», о т- ко р м со вх о за «О к тябрьский», сах ар н о го за в о д а , Борин ского О тделения «С ельхо з техники», кирпичного за в о д а . Н а роди тельски х собран и ях вы ступили передовой м ех ан и ­ за то р со вх о за «Боринский» В. М. П оряд и н , рабочи е с а х а р ­ ного за в о д а В. Д . Т оболина, А. И. С м оро ди н а, главны й и н ­ ж ен ер сах ар н о го за в о д а В. Н. К о тов, ди р екто р со вх о за « Б о ­ ринский» В. И. С ибилев, сл е­ сар ь сах ар н о го зав о д а А. П. Р укавиш н и ков. В ш коле с по м ощ ью р о д и ­ тельского к о м и тета оф ор м лен уголок по проф ор и ен тации . В не м есть стен ды «Все работы хорош и — вы бирай на вкус», «П роф ессии наш их родителей». Б ольш ую роль в проф ори ен ­ таций учащ и хся играю т эк ск у р ­ сии на местны е промыш ленны е и сельскохо зяй с твен ны е п р ед ­ при ятия. В последнее вре м я р ебята, напри м ер, побы в али на м олочном ком плексе совх о за «Б оринский», на сах ар н о м з а ­ воде, в Б орин ско м от делении «С ельхо з техники». П ри проведении экскурсий ш кольники обрати ли вни м ание, что йекоторы е п ро и зво дс твен ­ ные объ екты со вх о за « Б о р и н ­ ский», о тко р м со вх о за «О к­ тябрьский» н едостаточно о зе ­ ленены. И они вы сади ли вокруг них деся тки м оло ды х дер евь­ ев. С реди роди телей м ного пе­ ре дови ков про и зво дс тва, ко то ­ ры е свои м л ичны м пр и мером н а р аботе, в бы ту ок а зы ваю т благотворн ое вли ян и е не то л ь­ ко на своих дочерей и сыновей, но и на м о л о д еж ь села. И х д е ­ ти, к ак п рави ло, и д у т дорогой отцов. Н а сах ар н о м заво д е, напри м ер, бр и гади ро м тр у б о ­ п рово дчиков р аб о тает М . Д . П оленов. Е го п ор тр ет—на Д о с ­ ке почета. П осле окончани я ш колы его сын, С ергей, то ж е приш ел р аб о тать на сахарны й заво д. В н ачал е бы л ученико м эл ектр б сл ес ар я. Т еперь у ж е р а ­ б о тает са м осто ятельн о. В совхо зе «Б оринский» тр у ­ ди тся передовой м ех ан и за тор В. М . П оряди н . В прош ло м го ­ д у он н а м олот и л о д и н н адц ать ты сяч Ц ентнеров зерн а. Е го тр у д от мечен брон зовой м е д а­ лью В Д Н Х С С С Р . С ы новья В аси ли я М акси м ов и ча, за к о н ­ чив ш колу, ос тали сь р аб о тать в родно м совхо зе. П о с топа м отц а пош ли сы новья В иктор и В лади м ир. А м л адш ий, С ергей, ученик 10 к ласса, в летние к а ­ никулы р аб о тает по м ощ н ико м ком б ай н ера. В прош ло м го ду он, напри м ер, н а м олот и л ш есть ты сяч центнеров зерна. Н а сче ту бри гады ш колы м ного хорош их дел. В прош ло м го ду, напри м ер, он а вы расти ла кор м овую свеклу н а площ ади 35 гектаров, картофель на 3 гек тар ах , п рои звела прополку вы садо к м аточной свеклы на 30 гек тар ах , заго то ви л а к у к у ­ р у зу на силос. В э то м го ду в бри гаде буд ут тр у ди ться 287 старш ек л ассн и ­ ков. В ее со ставе 9 звеньев по­ л евод ов, 2 — м ех ан и за торов, одн о ре м онтн иков. Б р и гад а хорош о обеспечена сельскохо зяйс твенны м и м аш и­ на м и. Ш кола и м еет тр ак то ры М Т З-50, Т- 40, Т-38. С овхо з «Боринский» закр еп и л за ней 9 тр ак то р о в, 3 к о м б ай н а и 5 сеялок. Д л я практи ческого р у ­ к о во дства бри гадой вы делены квалиф и ц и рован ны е сп ец и а­ листы : главны й агроно м Л . Т. Ч ер к асо в, главны й инж енер М. Т. Г удков, агроно м В. В. П ор яд и н , тр ак то р и ст А. Н. Р а зж и ви н . В э то м го ду са м и р еб ята, к о ­ нечно, п од р у ководство м ин­ структоров, б у д у т осущ еств­ л я ть технический н ад зо р за м аш ина м и. С тарш еклассн и ки при м ут а к ­ тивное участие в уборке у р о ­ ж а я . 15 ребят буд ут р аб о тать на к о м б ай н ах ш турвальны м и. Р а б о т а по закреп лению м о­ л о деж и на селе д а ет п о л о ж и ­ тельны е ре зуль таты . В п рош ­ ло м го ду, напри м ер, и з 96 окон ­ чивш их деся ты е классы 21 о с ­ тал и сь в селе. Н еплохой п р о ­ гно з и на э то т год. П о п р ед в а­ рительны м дан н ы м и з 106 ю но­ шей и девуш ек, окан чиваю щ и х ш колу, 26 ос тан у тся р аб о тать в селе и 7 вы пускников по н а­ правлению совхо зов поеду т учиться в сел ьско х о зяй с твен ­ ные учебные завед ен и я. Н. О С Т РЯ К О В А , п р едсед а тел ь роди тел ь­ ского ко м и тета Боринской средней ш колы Л и п ец кого < района. И Ф А К Т Ы За последние десять лет о ко л о 120 тысяч старш екласс­ ников прош ли ш ко л у трудовой под го то вки в учен ических п р о ­ изводственны х бр игад ах. М н о ­ гие из них стали главными специалистам и, р уко в о д и тел я­ ми колхозов и созхозоВ . Так, бывший член учен ической бригады В ер хн е-М атр ен ско й ср ед н ей ш колы Д о б р и н с ко го района Ю . Ко л еснико в по направлению ко л хо за им ени Ф р у н з е окончил В о р о н еж ски й сельскохозяйственны й инсти­ тут. Вернулся в р од но й ко л хо з и теперь р аб о тает и н ж е н е р о м по т р у д о е м ки м п р о ц ессам в ж ивотноводстве. Бывшие чле­ ны учен и ческо й бригады Та- лицко й ср ед н ей ш колы Е л ец­ ко го р айона Ю . М о ж а р о в р а­ ботает а гр о н о м о м , а А . Б ур ­ дин — зо о те х н и ко м в совхозе «Талицкий». * * * Вы пускники воловских с р е д ­ них ш кол о дн им и из первы х в области последовали п р и м ер у ко стр о м и чей — остаться р а­ ботать в родны х селах. За п о ­ сл ед ние десять лет ср ед н и е ш колы райо на о ко н чи л о 2662 ю нош и и д ев уш ки . И з них 917 избрали сел ьскохо зяйст­ венны е проф ессии и р аботаю т в ко л хо зах и совхозах. В ц ел о м по области в п р о ш ­ л о м го д у из 7490 вы пускников сельских ш кол 2400 'связал и свою судьбу с сельским хо зя й ­ ством. - * * * За посл ед ние пять лет ш к о ­ лами Д о л го р у ко в с ко го района п од го то вл ено свыш е тр ех ты­ сяч трактор исто в, ш оф еро в , ко м б ай н ер о в , полеводов, м а ­ стеров м аш и н н о го доен ия к о ­ ров. * *■ В п р о ш л о м го д у в области р аб отал о 469 учен ических производственны х б р и гад , к о ­ торы е объ единили почти 36 тысяч старш екл ассн иков сель­ ских ш кол . И м и вы ращ ен у р о ­ ж ай различны х сел ьскохо зяй­ ственны х культур на площ ади свыш е двадцати тысяч ге кта ­ ров. * * * З а у с п е х и ,. достигнуты е во В сесою зн о м соци ал истическом соревновании, п ро явл енную тр уд о в ую доблесть в выпол­ нении планов и социалистиче­ ских обязательств по увел иче­ нию производства и п р о д а ж и го судар ству зер н а и д р уги х сел ьскохозяйственны х п р о д у к­ тов в 1976 го д у, У к а з о м П р е ­ зи д и ум а В ерхо вно го С овета С С С Р н агр а ж д е н а о р д ен ам и и м ед ал я м и больш ая гр уп п а п е­ р ед о в и ко в сел ьского хозяйст ва Л и п е ц ко й области. В их чи­ сле — и старш екл ассн ики, чле^ ны учен и чески х про изво д ст венны х б р и гад . Так, о р д е н о м «З н ак П очета» н агр а ж д е н Ев­ гений В остриков — уч е н и к К у­ лико вской ср ед н ей ш колы У с м ан с ко го р айо н а. О н — актив­ ный о бщ еств ен н и к: член ко м и ­ тета ко м со м о л а, р е д а кто р «К о м со м о л ь ско го п р о ж е к то ­ р а», учится только на «4» и «5». Работая п о м о щ н и ко м к о м ­ бай н ер а на ко м б ай н е С К -4 , Ев­ гений добился вы соких п о ка за ­ телей в тр уд е. В 1974 го д у он нам олотил 5740, в 1975 го д у 6370 ц ентн ер о в зер н а. О н на­ гр а ж д е н зн а ч ко м Ц К В Л К С М «У д ар н и к-1975». М ед ал ью «За тр уд о в ую доблесть» н а гр а ж д е н о 4 чело века, м ед ал ью «За тр уд о в о е отличие» 17 старш екл ассников ш ко л , учащ ихся сред н их с п е ­ циальных учебны х заведений, проф техучил ищ , студентов ин­ ститутов. В Е С Т И ИЗ БРИГАД Усмань. За учен ической произво д ствен но й бр и гад о й Завальской ср ед н ей ш колы совхоз « К о м м у н а р » закр епи л участо к зем л и п лощ адью 100 гектаро в . Н а н ем ю ны е хл ебо ­ робы буд ут выращивать м ато ч­ ную свеклу и сем ен а сахарной свеклы , пш ен ицу и ячм ень. На всей площ ад и внесены у д о б р е ­ ния, п р о в ед ен о с н е го за д е р ж а ­ ние, культивация и пахота. В эти дни члены бригады ведут сев. * Тербуны. Члены учен ической п ро извод ственной бригады Т ер б ун ско й ср ед н ей ш колы на­ чали сев ко р м о в о й свеклы . 45 гектаро в, заняты х под эту культуру, буд ут они о бр аб аты ­ вать д о уб о р ки у р о ж а я . Д л я того , чтобы правильнее спла­ нировать ухо д за посевам и, со зд ан о 4 звена м ехан изатор ов и 2 — полеводов, ко то ры е объ единяю т бо л ее двухсот учащ ихся. С о вхоз «У д ар н и к» выделил учен и ческо й б р и гад е 2 тр акто р а, 2 сеялки, 2 культи­ ватора, сцеп б о р он , 2 автом а­ шины. С тран и ц а п одготовлена не­ ш татны м от дело м ш кол « Л е­ н инского зна м ен и». Т Р У Д О В А Я В Е С Н А У Ч Е Н И Ч Е С К О Й Б Р И Г А Д Ы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz