Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
ш п а р т и и б о й ц ы Все, наверное, помнят реплику крестьянина из кинофильма «Чапаев»: — А ты сам, Василий Иванович, за кого: за большевиков аль за коммунистов! Да, членов партии, созданной Лениным, в на роде именовали по-разному: большевики, ком мунисты, ленинцы... И хотя-все эти слова име ют один смысл, каждое несет свою эмоцио нальную окраску: одно—отблески пламени го рячих классовых, боевых и трудовых битв, другое—отражает суть самого передового ми ровоззрения во всем мире, третье — подчер кивает верность учению гениального основате ля партии. А еще есть слова, которые отража ют характер партийных поколений — «несгиба емые», «рыцари революции без страха и уп река». Когда люди видят в коммунисте воплощение справедливости, принципиальности и беззавет ной преданности общему делу, о нем говорят: — Это настоящий партийный боец! Так называли и называют тех, кто боролся за победу революции в подполье, кто шел в пер- -------------------------------- 1--------------------* вых рядах на штурм Зимнего, кто был примером мужества в сражениях гражданской и Ве ликой Отечественной войн, кто, не страшась кулацких об резов, поднимал вековую це лину российского села, выво дил его на колхозные рельсы, кто, пренебрегая лишениями и трудностями, строил советскую индустрию, восстанавливал разрушенное войнами хозяй ство, кто первым прокладывал путь в наше светлое сегодня и теперь уже недалекое ком мунистическое будущее. Нашей Советской власти исполняется в этом году 60 лет. Всегда, везде, на всем героиче ском пути главной, ведущей и вдохновляющей силой была и остается партия Ленина и ее беззаветные рядовые бойцы. У нас немало коммунистов, которые не просто с честью несли по жизни знамя Ленина, но и проявили с особой яркостью лучшие каче ства партийных бойцов. Их традиции достойно продолжают наши современники, коммунисты 70-х годов, среди которых тоже немало тех, кто служит примером для многих. Тем и дру гим героям легендарного советского времени, прошлого и настоящего, посвящаем мы новую нашу рубрику «Партии бойцы». Приглашаем читателей поделиться воспоминаниями, свежи ми впечатлениями о коммунистах, которые оставили или производят на вас глубокое впе чатление своей преданностью делу партии, яр кими делами и поступками, кого вы можете на звать настоящими коммунистами, ленинской партии бойцами. * -------------— --------*-------------- — «ВСЕГДА БЫЛ И БУДУ ВЕРЕН...» Ч тобы у знать человека, надо понять, чем он живет и для че го он живет. И если человека уже нет, то об этом рассказы вают воспоминания знавших его, документы, фотографии, публикации. Документ первый: старая, пожелтевшая анкета, храня щаяся в фондах Липецкого областного краеведческого му- Шаталов Матвей Андреевич. Родился в 1885 г. Из крестьян. Член ВКП(б) с мая 1918 г. Лаконичные, сухие ответы на деловито поставленные вопро сы. И вдруг совершенно не анкетный ответ, выделяющий ся своей страстностью, эмоци ональностью: «Всегда был и буду верен партии». Будто вырвалось из сердца самое дорогое для человека, в чем — и смысл жизни, и свет истины. Вырвалось и донесло до наших дней горячий пафос и энтузиазм своего времени. Кто же ты, член партии боль шевиков с мая 1918 г, Матвей Андреевич Шаталов? На этот вопрос дает ответ справка, под тверждающая, что с 1 августа 1918 года по декабрь 1919 г. тон. Шаталов М. А. «был пред седателем и членом Липецкого уездного исполнительного ко митета Совета рабочих, кресть янских и красноармейских де путатов Тамбовской губернии». А в упомянутой выше анкете на вопрос об основной про фессии сказано: «Лепщик-мо дельщик». Публикация в журнале «Ни ва» за 1915 год. На снимке — бравый унтер-офицер с георги евским крестом и короткими усами рядом со скульптурной группой: русский солдат треп лет за ухо кайзера Вильгельма и наставляет ему нос. Подпись поясняет: «Солдат-скульп!ор. Унтер-офйцер гусарского пол ка Шаталов и в мирное время отличался большими способно стями к скульптуре. На войне, как в Польше, так и в Курлян дии, Шаталов, отважный сол дат и георгиевский кавалер, на передовой позиции занимается скульптурой, лепя из речной глины целые группы в нату ральный человеческий рост». Матвей Шаталов служил в одном полку с Николаем Тихо новым, ныне широко известным писателем, Героем Социали стического Труда. В письме к супруге однополчанина Анне Прокофьевне Шаталовой он вспоминает: «...Я хорошо представил Матвея Андреевича Шаталова, который был известен в полку, как мастер-самородок, наде ленный от природы своеобраз ным оедким талантом скульп тора Я вспомнил про то, как он вылепил на фронте карикатуру на Вильгельма II и. по-моему, несколько своих друзей — од нополчан. Он был хорошо известен, и его талантом гордились. Если бы у него было специальное художественное образование, из него, несомненно, получил ся бы выдающийся мастер сво его дела». Да, образование бывшему батраку и молотобойцу ' полу чить было негде и некогда. Только в тридцатых годах он закончит вуз заочно. А в де вятисотых на военной службе в Петрограде, будучи рядовым кавалеристом, посещал он «Школу общества поощрения художеств» и окончил в ней скульптурно - оформительское отделение. Но Матвей Андреевич про шел и другую школу. Газета «Окопная правда» была пер вым его политически^ настав ником. А в 1917 году талант художника слился в нем в единое целое с энтузиазмом бойца революции. После февральской револю ции командование бывшей цар ской армии непрочь было по играть в Демократию, показать себя либеральным и революци онным. Солдатам полка, в кото ром служили М. А. Шаталов и Н. С. Тихонов, разрешили вый ти «а первомайскую демонстра цию. Шаталову как художнику полковой солдатский комитет поручил оформить знамя. На красном полотнище он написал большевистские лозунги: «Про летарии всех стран, соединяй тесь!», «Да здравствует социа листическая революция и мир всего мира!». Это привело в бешенство пол ковника Пожарского, — Кто тебе давал" право пи сать такие лозунги? — кричал" он. — Если бы ты не был геор гиевским кавалером, я б тебе показал... Немедленно уничто жить! И все-таки полк вышел на де монстрацию под красным зна менем. Н. С. Тихонов и другие товарищи достали красный ма териал, М. А. Шаталов написал на нем новые лозунги о мире, свободе, к которым прямо при драться было трудно, и полк продемонстрировал свою соли- Даоность с большевиками. В Октябрьские дни М. А. Шаталов был в Петрограде. Из Смольного его в числе других направили на места в качестве агитатора. Н. И Подвойский проинструктировал едущих на периферию, вооружил пропа- ганднетекими матерналам.и, сказал напутственное слово. На родине М. А. Шаталова, в Шехманской волости, которая в те годы входила в состав Липецкого уезда, новые веяния еще не были заметны. Совет не был избран, не было распущено и волостное правление. Ждали указаний сверху. Вместе с другими активиста ми М. А. Шаталов проводил с крестьянами беседы о II съез де Советов. сколачивал силы бедняков. Была создана крас ная дружина из 13 человек. Она сказала свое слово в установлении Советской вла сти в селе. Взяла под охрану бывшие имения помещиков Са тина, Болховитинова, Ивано ва, имущество которых было передано первым коммунам. Сельские большевики (весной 1918 г. в Шехмани была соз дана партячейка) организо!ва- ли кооперативную торговлю, на первых порах из фондов, конфискованных у саботажни ков. Приходилось красным дру жинникам бороться и с банди тизмом, и вести продразверст ку, и воевать с самогонщика ми. В то время телефонной или телеграфной связи волости с уездным Липецком не было, М. А. Шаталов выехал в Ли пецк за оружием для дружин ников. В это время в селе Шехмани вспыхнул кулацкий мятеж, ко торый возглавляли бывшие офицеры. Пришлось просить у первого председателя Ли пецкого уНслолкома В. Н. Агте и оружие, и помощь. Комму нисты 191 полка, расквартиро ванного в Липецке, выделили в помощь Шаталову небольшую группу пеших, и конных бой цов. Мятеж был ликвидиро ван, в сарае, у разграбленного здания волисполкома бойцы нашли тела замученных крас ных дружинников. В борьбе с врагами активно участвовал организатор и командир красной дружины М. А. Шаталов. Его после опи санных драматических собы тий избрали председателем исполкома волостного Совета. В те годы в обязанности Шехманокого волиеполкома входило многое. Надо было обеспечить бедняков семенами, отбирать в Красную Армию призывников (исполком строго следил, чтобы в их число не попали кулацкие сынки), по мочь первым четырем ТОЗам (товарищества по совместной обработке земли) и двум сель скохозяйственным коммунам. Это были первые ласточки бу дущей сплошной коллективиза ции сельского хозяйства, и от их первых шагов многое зави село. Энтузиазм, горячая предан ность делу ленинской партии были характерны для М. А. Шаталова в этой борьбе, и На II объединенном (рабочих и крестьян) съезде Советов в июле 1918 г. он был избран в состав президиума Липецкого уездного Совета, а с августа стал его председателем. Много было забот у предсе дателя: налаживание работы советских учреждений, борьба с саботажем и недисциплиниро ванностью, обеспечение нор мальной деятельности школ, ле чебных учреждений, пред приятий. Во всей этой работе, проводившейся под руководст вом Липецкого укома партии, возглавляемого в то время пре данной делу революции ком мунисткой Ольгой Самойлов- ной Вейланд. принимал актив ное участие Матвей Андреевич. И в то же время партиец ос тавался и художником. Анна Прокофьев,н& Шатало ва, живущая ныне в Липецке, вспоминает беседы супруга с художником Н. В. Орловым о смысле и цели искусства. В служении делу революции ви дел эту цель Матвей Андре евич и активно выступал про тив теории чистого искусства. Когда вы в Липецке проходи те по мостику через Линовку на улице Советской, обратите внимание на художественное оформление этого перехода — четырехгранные обелиски с вы лепленными на них орденами Великой Отечественной войны и эмблемами. Это память, ко торую оставил о себе М. А. Шаталов. Его работа посвяще на Победе советского народа над фашизмом и выполнена, когда Матвею Андреевичу было уже за шестьдесят. Партиец и художник сочета лись в этом человеке нераз дельно, труд и талаит его были подчинены одной цели: всегда и во всем быть верным делу ленинской партии. И. ОСТАНКОВ. Г о р о д — т р у ж е н и к а м п о л е й П О М О Г А Ю Т З А В О Д С К И Е Ш Е Ф Ы Более семнадцати лет завод «Свободный сокол» шефствует над хозяйствами Задонского района. Партийный комитет, администрация предприятия придают большое значение крепнущей дружбе металлургов и тружеников села. Крепкие связи установились у коллектива труболитейного цеха № 2 с совхозом «Владимирский». Так, в прош лом году труболитейщики вы делили для ремонта сельскохо зяйственной техники 10 слеса рей и сварщиков. Они помогли подготовить 16 сеялок, 50 бо рон. произвели ремонт зерно погрузчиков, системы трубо проводе» ня фермах. Не остаются в долгу перед задонскими хлеборобами кол лективы доменного, автотранс портного, электрического, энер гетического, модельно-инстру ментального и других цехов и отделов. На этот год металлурги взя ли новые обязательства по ока занию шефской помощи. Они решили построить три крытых тока, смонтировать семь кило метров водопровода. Кроме этого, решено произвести мон таж оборудования в животно водческом помещении совхоза «Донской», возвести три сенаж- ных бащни в совхозе «Влади мирский», колхозах имени Ле нина и «Аврора». Сейчас в цехах завода идет деятельная подготовка к осу-, ществлеиию намеченных пла нов. Так, труболитейный цех № 2 готовит 10 комплек тов металлоконструкций для строительства крытых токов. Заказы решено выполнить в первой половине апреля. Труболитейщики первого це ха решили изготовить 14 тонн металлоконструкций для совхо за «Тихий Дон», модельщики— 20 тонн металлоконструкций для совхоза «50 лет Октября». Металлурги приложат все усилия, чтобы помочь тружени кам села вырастить и убрать урожай юбилейного года. п. мысин, ПЕРСПЕКТИВЫ СЛУЖБЫ ШИИМИ^цид||иишшчнИИИ » РАЗВИТИЯ БЫТА Как работники службы быта нашей области выполняют постановление ЦК КПСС «О работе Министерства бытового обслуживания населения РСФСР по улучшению качества вы полнения заказов и повыше нию культуры обслуживания трудящихся»! На этот вопрос отвечает В. Ф. Фролов—на чальник областного управления бытового обслуживания на селения. В нашей области теперь соз дана разветвленная сеть комп лексных приемных пунктов. Они объединены на кооперативных началах со специализированны ми предприятиями, оснащенны ми современными средствами механизации и автоматизации. За минувшую пятилетку введе ны в эксплуатацию 7 специа лизированных предприятий, от крыто 158 комплексных прием ных пунктов. Всего на эти це ли только областное управле ние бытового обслуживания на селения израсходовало 8,5 мил лиона рублей. Служба быта превращается в отрасль, строющуюся на принципах крупной индустрии. На очереди— дальнейшее раз витие тех видов услуг, которые сберегают время, облегчают домашний труд. Сейчас главное — повышение культуры в работе, внедрение передовых форм и методов об-/ служивания населения, в пер вую очередь — на селе. Ска жем, при ремонте радиотелеви зионной аппаратуры применя ется абонементно-профилакти ческое обслуживание. Правда, доля его пока не велика. Но вы годы населения от этого вида обслуживания несомненны. А ведь подобную форму можно применить и на ремонте холо дильников, пылесосов, стираль ных машин. Как показал ан кетный опрос населения, более 40 процентов жителей хотели бы пользоваться абонементно- профилактической формой об служивания. Это позволит рав номерно загрузить мощности не зависимо от сезонных колеба ний спроса, высвободить меха ников от расчетов с заказчи ками. Основой в совершенствовании ремонтных работ на селе яв ляется комплексный приемный пункт, который занимается сбором заказов, а ремонт про изводят специализированные предприятия. От четкости в их работе и будет зависеть успех дела. Поэтому хотелось бы об ратиться за помощью к мест ным Советам депутатов трудя щихся, которые могут через большую армию депутатов, ак тивистов установить контроль за работой наших предприятий. Уже сегодня можно назвать комбинаты бытового обслужи вания Чаплыгинского, Усман- ского районов, которые в со дружестве с областными произ водственными объединениями' «Бытрадиотехника» успешно решают проблему ремонта ра диотелевизионной аппаратуры. Наряду с укреплением про изводственной базы стационар пых мастерских большое вни мание уделено, выполнению за казов на дому. На помощь ли нейным радиомеханикам при дут специальные приборы. Ли нейные механики по ремонту холодильников и стиральных машин будут оснащены пере носными стендами типа Сл-2, МС-2 и специальными комплек тами инструментов. Большин ство из них теперь обеспечены автотранспортом. Это позволит ускорить и увеличить удельный вес услуг, оказываемых на дому. Комплексный приемный пункт стал основным звеном в обслуживании сельского насе ления. Возросла роль приемщи ка заказов. На эти должности мы направляем, как правило, грамотных, инициативных спе циалистов. Для повышения ква лификации приемщиков при областном управлении бытового обслуживания созданы посто янно действующие курсы. Есть немало примеров, когда приемные пункты на селе ра ботают хорошо, его работники проявляют много инициативы. В с. Большое Попово Лебедян ского района имеется Дом бы товых услуг. В его зону входит четыре населенных пункта. Р а ботает он по графику непрерыв ной рабочей недели. Населению зоны оказывается услуг по 20 отраслевым видам. В прошлом году Дом быта выполнил зака зов" на 28,5 тысячи рублей. Только за январь нынешнего года выполнено услуг почти на 5 тысяч. Несмотря на достигнутые ус пехи, в бытовом обслуживании тружеников села есть немало недостатков. Потребности сель ского населения в услугах удов летворяются все еще не полно стью. Разрыв в уровнях обслу живания жителей города и де ревни остается пока высоким. Не везде этим вопросам уде ляется должное внимание. Многие комплексные приемные пункты находятся в тесных не приспособленных помещениях. В Воловском районе, например, несколько приемных пунктов расположены в неудобных для работы помещениях. Сейчас, когда укрепляется материально - техническая база службы быта, расширяется кооперация райбыткомбинатов со специализированными пред приятиями, одна из главных за дач на селе — улучшить орга низацию приема заказов, по высить культуру обслуживания сельских жителей. Надо добить ся, чтобы каждый заказ выпол нялся своевременно, с отлич ным качеством, укрепить связи предприятий службы быта с колхозами и Совхозами. Важное значение в нашей работе приобретает специализа ция, создание крупных типо вых предприятий. Только они дают возможность поставить производство на индустриаль ную основу. Но для этого не обходимо, чтобы исполкомы местных Советов при рассмот рений генеральных планов за стройки городов, рабочих по селков и районных центров Предусматривали выделение приспособленных помещений Для приемных пунктов и пред приятий сферы обслуживания. Планы и обязательства на этот год у наших коллективов напряженные. Это тем более требует от нас, работников бы тового обслуживания, внима-г тельнее относиться к начинани ям и инициативам, которые рождаются в ходе социалисти ческого соревнования. Наш долг —- добиться, чтобы все хо рошее, полезное широко внед рялось в производство. В. ФРОЛОВ, начальник областного управления бытового обслуживания населения. К О Р М О В Ы Е Б Р И К Е Т Ы С виду это самые обыкно венные кирпичи. И выпускает их Мелеузовский кирпичный за. вод. Но идет эта продукция не на строительные площадки, а в ... кормушки животных. Ученые Башкирского филиа ла Академии наук СССР уста новили, что почвы на юге рес публики содержат мало кобаль та, фосфора, не хватает в них и других микроэлементов, жиз. нейно важных для животных. Как эффективнее сбалансиро вать рационы питания, обеспе чить корма недостающими мик роэлементами? Над решением этих проблем сообща работали ученые и сельские специали сты-практики. По их рекомен дации в колхозе «Победа» на ладили выпуск брикетов—-«ли зунов», содержащих до восьми микроэлементов. Коллектив кирпичного завода решил по мочь колхозникам. —Для изготовления брике тов у нас есть все необходимое оборудование — мешалки, фор мы, сушильные печи, — расска зывает директор завода А. Зве рев. —• Мы Применили такую же технологию, как при произ водстве обычного кирпича. На предприятие завезли микроэле менты, рыбий жир, мел, отруби, кормовой преципитат, выраба тываемый на Мелеузовском хи мическом заводе. Р. РУПЫШЕВ, корр. ТАСС. Уфа. шя Полным ходом идет строительство новых производственных мощностей Новолипецкого металлургического завода. На огромной !’строительной площадке прокатного стана уг леродистых сталей’ подразделения липецких управлений треста «Юговостокстальконструк- ция» по-ударному ведут сборку каркасов кор пусов цеха-гиганта. Впервые в практике липчан каркасы собираются конвейерным методом. ьригада из первого управления, руководимая Алексеем Михайловичем Акиншиным, свои сменные задания на сборке блоков перевыпол няет в полтора раза при высоком качестве работ. На снимке: слесари из бригады А. Акин шина М. Гусаков и А.Пестриков. Фото М. Носова. С о р е в н у ю т с я с м е ж н и к и ЗАВИСИМ ДРУГ ОТ ДРУГА Сменный мастер А. Ф. Новосельцев пользуется авто, ритетом на Елецком заводе тракторных гидроагрегатов. Один из ветеранов предприятия, слесарь высшей квалифи кации, он зарекомендовал себя умелым руководителем. Его смена не раз занимала призовые места в социалисти ческом соревновании в сборочном цехе № 5. Молодой коллега А. Ф. Новосельцева А. И. Зубов рабо тает мастером в механическом цехе № 3, изготавливаю щем для сборщиков корпуса и штоки гидроцилиндров. О том,' как проходит соревнование смежных коллекти вов, что мешает им добиваться высоких результатов, рас сказывают ниже А. И. Зубов и А. Ф. Новосельцев. Трудности роста Коллектив цеха постоянно наращивает выпуск продук ции. В прошлом году, напри мер, объем производства уве личился по сравнению с 1975 годом более чем на 10 процен тов. Значительно вырос он и за три месяца нынешнего года. По сравнению с тем же перио дом прошлого года на сборку дополнительно отправлены ты сячи комплектов деталей. На ' этом во многом сказалось совершенствование технологии, внедрение нового высокопроиз водительного оборудования. Только в этом году в цехе ус тановлены два быстроходных пресса для рубки штокйв, ав томат для торцовки деталей, отрезной станок, закалочная печь. Вошли в строй Две новые автоматические линии для шлифовки штоков к гидроци- линдрам Ц-90 и Ц-110. Все это способствовало не только по вышению производительности труда, но и качества продук ции. Еще большую отдачу полу чили от освоения процесса дорнования корпусов гидроци линдров, разработанного груп пой изобретателей Ростовского научно-исследовательского ин ститута технологии машино строения и нашего завода. По сравнению с механической об работкой процесс дорнования (выдавливания) корпусов име ет неоспоримые преимущества. Значительно повысилась про изводительность труда, возрос ла точность обработки. ’ Несмотря нр достигнутые ре зультаты, коллектив цеха уже в течение длительного време ни не выполняет план по но менклатуре. В основном это относится к выпуску корпусов и штоков к гидроцилиндру Ц-110, идущих для укомплектования волгоградских и харьковских тракторов. В прошлом гбду мы недопоставили около че тырех тысяч комплектов. А за два месяца нынешнего недо дали соответственно 4160 и 6050 корпусов и штоков. В чем причина отставания? Ответ на этот вопрос не мо жет быть однозначным. Взять хотя бы нашу смену. Мы во многом зависим от заготови тельного участка цеха. Его коллектив не успевает выда вать нам заготовки. Чтобы выйти из положения, не обходимо к пяти име ющимся трубоотрезным стан кам добавить еще несколь ко или организовать на них трехсменную работу. Следует остановиться и на качестве труб, идущих на из готовление корпусов. Не знаю, чья это вина — отдела снаб жения или поставщиков «— но трубы часто бывают разно стенными. Из-за этого лома ются дорны, останавливаются стайки. Думается, надо уже сточить входной контроль на предприятии, поставить заслон некачественным материалам. И еще. Хотя станочный парк у нас постоянно обновляется, нужда в современном оборудо вании большая. Так, дорнова- ние производим на 40-тонных протяжных станках, между тем как по техническим усло виям для этой цели необходи мы 80-тонные станки. Вместо четырех алмазно-расточных станков имеем только два. Немало трудностей и у кол лектива смены, изготавливаю щего штоки для гидроцилиндра Ц-110. Главная — нехватка квалифицированных кадров для обслуживания автомати ческой шлифовальной линии. Из-за этого высокопроизводи тельное оборудование эксплуа тируется не на полную мощ ность, допускается брак. Коллектив цеха предприни мает сейчас меры для преодо ления отставания. Но они толь ко тогда будут эффективными, если в своей работе мы най дем поддержку со стороны всех заводских служб. А. ЗУБОВ, сменный мастер цеха № 3 Елецкого завода тракторных гидроагрегатов. Зачем кивать на «дядю» Трудности, б которых гово рит А. И. Зубов, нам знакомы. Наш цех располагается в том же здании, что и смежники, точно так же испытываем не хватку производственных пло щадей, нам так же хотелось бы получать больше современ ного высокопроизводительно го оборудования. Однако, может ли все эта оправдать невыполнение госу дарственного плана, обяза тельств перед потребителями-» заводами тракторного и сель скохозяйственного машино строения страны? Конечно же, нет. Как показывает прак тика, у нас достаточно внут ренних резервов для дальней шего повышения эффективно сти производства. К примеру, на тех же площадях и на том же оборудовании мы увеличи ли за последние два года вы пуск продукции почти на двад цать процентов. Достигнуто это за счет улучшения органи зации труда, повышения ква лификации работающих. . Особенно заметно сказался на результатах переход на бригадный способ работы. В смене теперь созданы две бригады во главе с опытными слесарями В. И. Кабановым и И. И. Антоновым. Все члены бригады трудятся по единому наряду, а это заставляет их требовательно относиться друг к другу, повышать свою ква лификацию. Многие наши ра ботники, такие как Н. В. Чуе ва, Ю. Н. Нечипоров, В. Е. Кирсанова, регулярно перевы полняют задания на 20—-30 процентов. Еще не было случая, чтобы сборщики, в достатке имея комплектующие детали, завалили план. В том-то и беда, что нас подводят смеж ники — работники цеха № 3. Могли бы они работать луч ше? Несомненно. Но для этого не надо прятаться за объек тивные трудности, как делает А. И. Зубов, а искать пути по вышения эффективности про изводства. Допустим, в цехе № 3 не» хватает станОчников для организации трехсменной работы. Но всегда ли с полной нагрузкой используется рабо чее время в первую и во вто рую смены? А. И. Зубов пишет далее о нехватке квалифицированных кадров для обслуживания обо рудования. Но кто мешал ад министрации цеха заранее по заботиться о подготовке авто матчиков, токарей-протяжни- ков? Ведь тогда бы не при шлось говорить и о нехватке оборудования для изготовле ния корпусов гидроцилиндров. Устранение этих недостатков позволило бы коллективу меха нического цеха, а следователь но, и нам, сборщикам, пре одолеть отставание по выпус ку гидроцилиндров, в достат ке Обеспечить ими потребите- 1 лей. А. НОВОСЕЛЬЦЕВ, сменный мастер цеха № 5 Елецкого завода тракторных гидроагрегатов. ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА Транспорт — важная от расль народного хозяйства. На его долю в нашей стране приходится пятая часть всех основных производственных фондов, более девяти процен тов работников, занятых в на родном хозяйстве, свыше деся ти процентов потребляемых - энергоресурсов. Транспорт СССР по ряду показателей занимает ведущие позиции в мире. Так, исполь. зование у нас вагонов в пять—шесть раз интенсивнее, чем в США. В девятой пятилетке наи больший удельный вес в пере возках приходился на желез нодорожный транспорт. Почти 62 процента грузооборота и более 44 процентов гтассажи- рооборота осуществлялось по стальнам магистралям. При рост грузооборота в 1 976— 1980 годах планируется в раз. мере более 700 миллиардов тонно-километров. Общий его объем в завершающем году де. сятой пятилетки должен при близиться к четырем триллио нам тонно-километров. Второе место в стране по грузообороту занимает морской транспорт. В 1975 году его грузооборот достиг 445 милли ардов тонно-миль. Объем пе ревозок морским флотом в де сятой пятилетке планируется увеличить на 25 процентов. Большой объем перевозок выполняется в стране автомо бильным транспортом. В 1975 году по сравнению с 1970-м перевозки грузов автомобиль ным транспортом выросли в 1,4 раза, а перевозки пассажи ров — в 1,42 раза. К 1980 го ду грузооборот автомобильно го транспорта планируется увеличить на 42 процента. В девятой пятилетке повы силась доля общественного транспорта в стране с 26 про центов в 1970 году до 29 про центов в 1975 году. Роль речного транспорта в значительной степени опреде ляется географическим распо ложением водных путей и се зонностью их использования. Перевозки грузов речным транспортом в 1975 году со ставила 475 миллионов тонн, В 1980 году по рекам страны планируется перевезти свыше шестисот миллионов тонн гру зов. Протяженность воздушных линий Аэрофлота составляет 800 тысяч километров, из них более 330 тысяч приходится на международные Трассы. Граж данская авиация обслуживает более трех с половиной тысяч городов и населенных пунктов и связывает нашу страну с 68 странами и 80 аэропортами мира. В 1975 году услугами Аэрофлота воспользовалось почти 98,1 миллиона пассажи ров. Но не только перевозкой пассажиров занимается граж данская авиация страны. Вер толетами и самолетами заво зятся грузы в труднодоступные районы, авиация активно уча ствует в обработке сельскохо зяйственных угодий. Быстрыми темпами развива ется самый молодой вид транс порта — трубопроводный. Его бурный рост объясняется эко номичностью, быстрыми срока ми строительства по сравнению с другими видами транспорта. В 1975 году по трубопроводам было перекачено почти пол миллиарда тонн сырой нефти и нефтепродуктов. Так кому же отдать пальму первенства на транспорте? Лидера здесь нет. Социали стический способ хозяйствова ния дает возможность создать единую систему, когда отдель ные виды транспорта не кон курируют, а дополняют друг друга, тем самым создавая возможность получения наи высшего экономического эф фекта. Централизованное плани рование перевозок и их рас пределение по видам транспор та обеспечивают органическое сочетание железных дорог, ав томобилей, морских и речных судов, самолетов и трубопро водов. Закон развития транспорта в нашей стране—-максимальное удовлетворение обществен ных потребностей с минчмаль-'» ными затратами. При социа листической системе хозяйства транспорт — часть однородно го экономического организма, эффективность работы которо го измеряется не столько внут риотраслевой прибылью, сколь ко вкладом в прогресс страны, то есть общественной эффек тивностью. Это и позволяет нашему транспорту решать та кие задачи, перед которыми остановились бы в нерешитель ности крупнейшие транспорт ные компании мира. Таким образом, при решении общегосударственной пробле мы временные потери в одной отрасли сторицей окупаются по другой линии. И происходит это не Стихийно, а по плану, то есть с минимумом общест венных затрат и с максимумом общественного' эффекта. Узел, позволяющий развя зать многие транспортные про блемы страны, и есть единая транспортная система. Ю. ФЕДОРОВ, экономический обозреватель АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz