Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

ш п а р т и и б о й ц ы Все, наверное, помнят реплику крестьянина из кинофильма «Чапаев»: — А ты сам, Василий Иванович, за кого: за большевиков аль за коммунистов! Да, членов партии, созданной Лениным, в на­ роде именовали по-разному: большевики, ком­ мунисты, ленинцы... И хотя-все эти слова име­ ют один смысл, каждое несет свою эмоцио­ нальную окраску: одно—отблески пламени го­ рячих классовых, боевых и трудовых битв, другое—отражает суть самого передового ми­ ровоззрения во всем мире, третье — подчер­ кивает верность учению гениального основате­ ля партии. А еще есть слова, которые отража­ ют характер партийных поколений — «несгиба­ емые», «рыцари революции без страха и уп­ река». Когда люди видят в коммунисте воплощение справедливости, принципиальности и беззавет­ ной преданности общему делу, о нем говорят: — Это настоящий партийный боец! Так называли и называют тех, кто боролся за победу революции в подполье, кто шел в пер- -------------------------------- 1--------------------* вых рядах на штурм Зимнего, кто был примером мужества в сражениях гражданской и Ве­ ликой Отечественной войн, кто, не страшась кулацких об­ резов, поднимал вековую це­ лину российского села, выво­ дил его на колхозные рельсы, кто, пренебрегая лишениями и трудностями, строил советскую индустрию, восстанавливал разрушенное войнами хозяй­ ство, кто первым прокладывал путь в наше светлое сегодня и теперь уже недалекое ком­ мунистическое будущее. Нашей Советской власти исполняется в этом году 60 лет. Всегда, везде, на всем героиче­ ском пути главной, ведущей и вдохновляющей силой была и остается партия Ленина и ее беззаветные рядовые бойцы. У нас немало коммунистов, которые не просто с честью несли по жизни знамя Ленина, но и проявили с особой яркостью лучшие каче­ ства партийных бойцов. Их традиции достойно продолжают наши современники, коммунисты 70-х годов, среди которых тоже немало тех, кто служит примером для многих. Тем и дру­ гим героям легендарного советского времени, прошлого и настоящего, посвящаем мы новую нашу рубрику «Партии бойцы». Приглашаем читателей поделиться воспоминаниями, свежи­ ми впечатлениями о коммунистах, которые оставили или производят на вас глубокое впе­ чатление своей преданностью делу партии, яр­ кими делами и поступками, кого вы можете на­ звать настоящими коммунистами, ленинской партии бойцами. * -------------— --------*-------------- — «ВСЕГДА БЫЛ И БУДУ ВЕРЕН...» Ч тобы у знать человека, надо понять, чем он живет и для че­ го он живет. И если человека уже нет, то об этом рассказы­ вают воспоминания знавших его, документы, фотографии, публикации. Документ первый: старая, пожелтевшая анкета, храня­ щаяся в фондах Липецкого областного краеведческого му- Шаталов Матвей Андреевич. Родился в 1885 г. Из крестьян. Член ВКП(б) с мая 1918 г. Лаконичные, сухие ответы на деловито поставленные вопро­ сы. И вдруг совершенно не анкетный ответ, выделяющий­ ся своей страстностью, эмоци­ ональностью: «Всегда был и буду верен партии». Будто вырвалось из сердца самое дорогое для человека, в чем — и смысл жизни, и свет истины. Вырвалось и донесло до наших дней горячий пафос и энтузиазм своего времени. Кто же ты, член партии боль­ шевиков с мая 1918 г, Матвей Андреевич Шаталов? На этот вопрос дает ответ справка, под­ тверждающая, что с 1 августа 1918 года по декабрь 1919 г. тон. Шаталов М. А. «был пред­ седателем и членом Липецкого уездного исполнительного ко­ митета Совета рабочих, кресть­ янских и красноармейских де­ путатов Тамбовской губернии». А в упомянутой выше анкете на вопрос об основной про­ фессии сказано: «Лепщик-мо­ дельщик». Публикация в журнале «Ни­ ва» за 1915 год. На снимке — бравый унтер-офицер с георги­ евским крестом и короткими усами рядом со скульптурной группой: русский солдат треп­ лет за ухо кайзера Вильгельма и наставляет ему нос. Подпись поясняет: «Солдат-скульп!ор. Унтер-офйцер гусарского пол­ ка Шаталов и в мирное время отличался большими способно­ стями к скульптуре. На войне, как в Польше, так и в Курлян­ дии, Шаталов, отважный сол­ дат и георгиевский кавалер, на передовой позиции занимается скульптурой, лепя из речной глины целые группы в нату­ ральный человеческий рост». Матвей Шаталов служил в одном полку с Николаем Тихо­ новым, ныне широко известным писателем, Героем Социали­ стического Труда. В письме к супруге однополчанина Анне Прокофьевне Шаталовой он вспоминает: «...Я хорошо представил Матвея Андреевича Шаталова, который был известен в полку, как мастер-самородок, наде­ ленный от природы своеобраз­ ным оедким талантом скульп­ тора Я вспомнил про то, как он вылепил на фронте карикатуру на Вильгельма II и. по-моему, несколько своих друзей — од­ нополчан. Он был хорошо известен, и его талантом гордились. Если бы у него было специальное художественное образование, из него, несомненно, получил­ ся бы выдающийся мастер сво­ его дела». Да, образование бывшему батраку и молотобойцу ' полу­ чить было негде и некогда. Только в тридцатых годах он закончит вуз заочно. А в де­ вятисотых на военной службе в Петрограде, будучи рядовым кавалеристом, посещал он «Школу общества поощрения художеств» и окончил в ней скульптурно - оформительское отделение. Но Матвей Андреевич про­ шел и другую школу. Газета «Окопная правда» была пер­ вым его политически^ настав­ ником. А в 1917 году талант художника слился в нем в единое целое с энтузиазмом бойца революции. После февральской револю­ ции командование бывшей цар­ ской армии непрочь было по­ играть в Демократию, показать себя либеральным и революци­ онным. Солдатам полка, в кото­ ром служили М. А. Шаталов и Н. С. Тихонов, разрешили вый­ ти «а первомайскую демонстра­ цию. Шаталову как художнику полковой солдатский комитет поручил оформить знамя. На красном полотнище он написал большевистские лозунги: «Про­ летарии всех стран, соединяй­ тесь!», «Да здравствует социа­ листическая революция и мир всего мира!». Это привело в бешенство пол­ ковника Пожарского, — Кто тебе давал" право пи­ сать такие лозунги? — кричал" он. — Если бы ты не был геор­ гиевским кавалером, я б тебе показал... Немедленно уничто­ жить! И все-таки полк вышел на де­ монстрацию под красным зна­ менем. Н. С. Тихонов и другие товарищи достали красный ма­ териал, М. А. Шаталов написал на нем новые лозунги о мире, свободе, к которым прямо при­ драться было трудно, и полк продемонстрировал свою соли- Даоность с большевиками. В Октябрьские дни М. А. Шаталов был в Петрограде. Из Смольного его в числе других направили на места в качестве агитатора. Н. И Подвойский проинструктировал едущих на периферию, вооружил пропа- ганднетекими матерналам.и, сказал напутственное слово. На родине М. А. Шаталова, в Шехманской волости, которая в те годы входила в состав Липецкого уезда, новые веяния еще не были заметны. Совет не был избран, не было распущено и волостное правление. Ждали указаний сверху. Вместе с другими активиста­ ми М. А. Шаталов проводил с крестьянами беседы о II съез­ де Советов. сколачивал силы бедняков. Была создана крас­ ная дружина из 13 человек. Она сказала свое слово в установлении Советской вла­ сти в селе. Взяла под охрану бывшие имения помещиков Са­ тина, Болховитинова, Ивано­ ва, имущество которых было передано первым коммунам. Сельские большевики (весной 1918 г. в Шехмани была соз­ дана партячейка) организо!ва- ли кооперативную торговлю, на первых порах из фондов, конфискованных у саботажни­ ков. Приходилось красным дру­ жинникам бороться и с банди­ тизмом, и вести продразверст­ ку, и воевать с самогонщика­ ми. В то время телефонной или телеграфной связи волости с уездным Липецком не было, М. А. Шаталов выехал в Ли­ пецк за оружием для дружин­ ников. В это время в селе Шехмани вспыхнул кулацкий мятеж, ко­ торый возглавляли бывшие офицеры. Пришлось просить у первого председателя Ли­ пецкого уНслолкома В. Н. Агте и оружие, и помощь. Комму­ нисты 191 полка, расквартиро­ ванного в Липецке, выделили в помощь Шаталову небольшую группу пеших, и конных бой­ цов. Мятеж был ликвидиро­ ван, в сарае, у разграбленного здания волисполкома бойцы нашли тела замученных крас­ ных дружинников. В борьбе с врагами активно участвовал организатор и командир красной дружины М. А. Шаталов. Его после опи­ санных драматических собы­ тий избрали председателем исполкома волостного Совета. В те годы в обязанности Шехманокого волиеполкома входило многое. Надо было обеспечить бедняков семенами, отбирать в Красную Армию призывников (исполком строго следил, чтобы в их число не попали кулацкие сынки), по­ мочь первым четырем ТОЗам (товарищества по совместной обработке земли) и двум сель­ скохозяйственным коммунам. Это были первые ласточки бу­ дущей сплошной коллективиза­ ции сельского хозяйства, и от их первых шагов многое зави­ село. Энтузиазм, горячая предан­ ность делу ленинской партии были характерны для М. А. Шаталова в этой борьбе, и На II объединенном (рабочих и крестьян) съезде Советов в июле 1918 г. он был избран в состав президиума Липецкого уездного Совета, а с августа стал его председателем. Много было забот у предсе­ дателя: налаживание работы советских учреждений, борьба с саботажем и недисциплиниро­ ванностью, обеспечение нор­ мальной деятельности школ, ле­ чебных учреждений, пред­ приятий. Во всей этой работе, проводившейся под руководст­ вом Липецкого укома партии, возглавляемого в то время пре­ данной делу революции ком­ мунисткой Ольгой Самойлов- ной Вейланд. принимал актив­ ное участие Матвей Андреевич. И в то же время партиец ос­ тавался и художником. Анна Прокофьев,н& Шатало­ ва, живущая ныне в Липецке, вспоминает беседы супруга с художником Н. В. Орловым о смысле и цели искусства. В служении делу революции ви­ дел эту цель Матвей Андре­ евич и активно выступал про­ тив теории чистого искусства. Когда вы в Липецке проходи­ те по мостику через Линовку на улице Советской, обратите внимание на художественное оформление этого перехода — четырехгранные обелиски с вы­ лепленными на них орденами Великой Отечественной войны и эмблемами. Это память, ко­ торую оставил о себе М. А. Шаталов. Его работа посвяще­ на Победе советского народа над фашизмом и выполнена, когда Матвею Андреевичу было уже за шестьдесят. Партиец и художник сочета­ лись в этом человеке нераз­ дельно, труд и талаит его были подчинены одной цели: всегда и во всем быть верным делу ленинской партии. И. ОСТАНКОВ. Г о р о д — т р у ж е н и к а м п о л е й П О М О Г А Ю Т З А В О Д С К И Е Ш Е Ф Ы Более семнадцати лет завод «Свободный сокол» шефствует над хозяйствами Задонского района. Партийный комитет, администрация предприятия придают большое значение крепнущей дружбе металлургов и тружеников села. Крепкие связи установились у коллектива труболитейного цеха № 2 с совхозом «Владимирский». Так, в прош­ лом году труболитейщики вы­ делили для ремонта сельскохо­ зяйственной техники 10 слеса­ рей и сварщиков. Они помогли подготовить 16 сеялок, 50 бо­ рон. произвели ремонт зерно­ погрузчиков, системы трубо­ проводе» ня фермах. Не остаются в долгу перед задонскими хлеборобами кол­ лективы доменного, автотранс­ портного, электрического, энер­ гетического, модельно-инстру­ ментального и других цехов и отделов. На этот год металлурги взя­ ли новые обязательства по ока­ занию шефской помощи. Они решили построить три крытых тока, смонтировать семь кило­ метров водопровода. Кроме этого, решено произвести мон­ таж оборудования в животно­ водческом помещении совхоза «Донской», возвести три сенаж- ных бащни в совхозе «Влади­ мирский», колхозах имени Ле­ нина и «Аврора». Сейчас в цехах завода идет деятельная подготовка к осу-, ществлеиию намеченных пла­ нов. Так, труболитейный цех № 2 готовит 10 комплек­ тов металлоконструкций для строительства крытых токов. Заказы решено выполнить в первой половине апреля. Труболитейщики первого це­ ха решили изготовить 14 тонн металлоконструкций для совхо­ за «Тихий Дон», модельщики— 20 тонн металлоконструкций для совхоза «50 лет Октября». Металлурги приложат все усилия, чтобы помочь тружени­ кам села вырастить и убрать урожай юбилейного года. п. мысин, ПЕРСПЕКТИВЫ СЛУЖБЫ ШИИМИ^цид||иишшчнИИИ » РАЗВИТИЯ БЫТА Как работники службы быта нашей области выполняют постановление ЦК КПСС «О работе Министерства бытового обслуживания населения РСФСР по улучшению качества вы­ полнения заказов и повыше нию культуры обслуживания трудящихся»! На этот вопрос отвечает В. Ф. Фролов—на­ чальник областного управления бытового обслуживания на­ селения. В нашей области теперь соз­ дана разветвленная сеть комп­ лексных приемных пунктов. Они объединены на кооперативных началах со специализированны­ ми предприятиями, оснащенны­ ми современными средствами механизации и автоматизации. За минувшую пятилетку введе­ ны в эксплуатацию 7 специа­ лизированных предприятий, от­ крыто 158 комплексных прием­ ных пунктов. Всего на эти це­ ли только областное управле­ ние бытового обслуживания на­ селения израсходовало 8,5 мил­ лиона рублей. Служба быта превращается в отрасль, строющуюся на принципах крупной индустрии. На очереди— дальнейшее раз­ витие тех видов услуг, которые сберегают время, облегчают домашний труд. Сейчас главное — повышение культуры в работе, внедрение передовых форм и методов об-/ служивания населения, в пер­ вую очередь — на селе. Ска­ жем, при ремонте радиотелеви­ зионной аппаратуры применя­ ется абонементно-профилакти­ ческое обслуживание. Правда, доля его пока не велика. Но вы­ годы населения от этого вида обслуживания несомненны. А ведь подобную форму можно применить и на ремонте холо­ дильников, пылесосов, стираль­ ных машин. Как показал ан­ кетный опрос населения, более 40 процентов жителей хотели бы пользоваться абонементно- профилактической формой об­ служивания. Это позволит рав­ номерно загрузить мощности не­ зависимо от сезонных колеба­ ний спроса, высвободить меха­ ников от расчетов с заказчи­ ками. Основой в совершенствовании ремонтных работ на селе яв­ ляется комплексный приемный пункт, который занимается сбором заказов, а ремонт про­ изводят специализированные предприятия. От четкости в их работе и будет зависеть успех дела. Поэтому хотелось бы об­ ратиться за помощью к мест­ ным Советам депутатов трудя­ щихся, которые могут через большую армию депутатов, ак­ тивистов установить контроль за работой наших предприятий. Уже сегодня можно назвать комбинаты бытового обслужи­ вания Чаплыгинского, Усман- ского районов, которые в со­ дружестве с областными произ­ водственными объединениями' «Бытрадиотехника» успешно решают проблему ремонта ра­ диотелевизионной аппаратуры. Наряду с укреплением про­ изводственной базы стационар пых мастерских большое вни­ мание уделено, выполнению за­ казов на дому. На помощь ли­ нейным радиомеханикам при­ дут специальные приборы. Ли­ нейные механики по ремонту холодильников и стиральных машин будут оснащены пере­ носными стендами типа Сл-2, МС-2 и специальными комплек­ тами инструментов. Большин­ ство из них теперь обеспечены автотранспортом. Это позволит ускорить и увеличить удельный вес услуг, оказываемых на дому. Комплексный приемный пункт стал основным звеном в обслуживании сельского насе­ ления. Возросла роль приемщи­ ка заказов. На эти должности мы направляем, как правило, грамотных, инициативных спе­ циалистов. Для повышения ква­ лификации приемщиков при областном управлении бытового обслуживания созданы посто­ янно действующие курсы. Есть немало примеров, когда приемные пункты на селе ра­ ботают хорошо, его работники проявляют много инициативы. В с. Большое Попово Лебедян­ ского района имеется Дом бы­ товых услуг. В его зону входит четыре населенных пункта. Р а­ ботает он по графику непрерыв­ ной рабочей недели. Населению зоны оказывается услуг по 20 отраслевым видам. В прошлом году Дом быта выполнил зака­ зов" на 28,5 тысячи рублей. Только за январь нынешнего года выполнено услуг почти на 5 тысяч. Несмотря на достигнутые ус­ пехи, в бытовом обслуживании тружеников села есть немало недостатков. Потребности сель­ ского населения в услугах удов­ летворяются все еще не полно­ стью. Разрыв в уровнях обслу­ живания жителей города и де­ ревни остается пока высоким. Не везде этим вопросам уде­ ляется должное внимание. Многие комплексные приемные пункты находятся в тесных не­ приспособленных помещениях. В Воловском районе, например, несколько приемных пунктов расположены в неудобных для работы помещениях. Сейчас, когда укрепляется материально - техническая база службы быта, расширяется кооперация райбыткомбинатов со специализированными пред­ приятиями, одна из главных за­ дач на селе — улучшить орга­ низацию приема заказов, по­ высить культуру обслуживания сельских жителей. Надо добить­ ся, чтобы каждый заказ выпол­ нялся своевременно, с отлич­ ным качеством, укрепить связи предприятий службы быта с колхозами и Совхозами. Важное значение в нашей работе приобретает специализа­ ция, создание крупных типо­ вых предприятий. Только они дают возможность поставить производство на индустриаль­ ную основу. Но для этого не­ обходимо, чтобы исполкомы местных Советов при рассмот­ рений генеральных планов за­ стройки городов, рабочих по­ селков и районных центров Предусматривали выделение приспособленных помещений Для приемных пунктов и пред­ приятий сферы обслуживания. Планы и обязательства на этот год у наших коллективов напряженные. Это тем более требует от нас, работников бы­ тового обслуживания, внима-г тельнее относиться к начинани­ ям и инициативам, которые рождаются в ходе социалисти­ ческого соревнования. Наш долг —- добиться, чтобы все хо­ рошее, полезное широко внед­ рялось в производство. В. ФРОЛОВ, начальник областного управления бытового обслуживания населения. К О Р М О В Ы Е Б Р И К Е Т Ы С виду это самые обыкно­ венные кирпичи. И выпускает их Мелеузовский кирпичный за. вод. Но идет эта продукция не на строительные площадки, а в ... кормушки животных. Ученые Башкирского филиа­ ла Академии наук СССР уста­ новили, что почвы на юге рес­ публики содержат мало кобаль­ та, фосфора, не хватает в них и других микроэлементов, жиз. нейно важных для животных. Как эффективнее сбалансиро­ вать рационы питания, обеспе­ чить корма недостающими мик­ роэлементами? Над решением этих проблем сообща работали ученые и сельские специали­ сты-практики. По их рекомен­ дации в колхозе «Победа» на­ ладили выпуск брикетов—-«ли­ зунов», содержащих до восьми микроэлементов. Коллектив кирпичного завода решил по­ мочь колхозникам. —Для изготовления брике­ тов у нас есть все необходимое оборудование — мешалки, фор­ мы, сушильные печи, — расска­ зывает директор завода А. Зве­ рев. —• Мы Применили такую же технологию, как при произ­ водстве обычного кирпича. На предприятие завезли микроэле­ менты, рыбий жир, мел, отруби, кормовой преципитат, выраба­ тываемый на Мелеузовском хи­ мическом заводе. Р. РУПЫШЕВ, корр. ТАСС. Уфа. шя Полным ходом идет строительство новых производственных мощностей Новолипецкого металлургического завода. На огромной !’строительной площадке прокатного стана уг­ леродистых сталей’ подразделения липецких управлений треста «Юговостокстальконструк- ция» по-ударному ведут сборку каркасов кор­ пусов цеха-гиганта. Впервые в практике липчан каркасы собираются конвейерным методом. ьригада из первого управления, руководимая Алексеем Михайловичем Акиншиным, свои сменные задания на сборке блоков перевыпол­ няет в полтора раза при высоком качестве работ. На снимке: слесари из бригады А. Акин­ шина М. Гусаков и А.Пестриков. Фото М. Носова. С о р е в н у ю т с я с м е ж н и к и ЗАВИСИМ ДРУГ ОТ ДРУГА Сменный мастер А. Ф. Новосельцев пользуется авто, ритетом на Елецком заводе тракторных гидроагрегатов. Один из ветеранов предприятия, слесарь высшей квалифи­ кации, он зарекомендовал себя умелым руководителем. Его смена не раз занимала призовые места в социалисти­ ческом соревновании в сборочном цехе № 5. Молодой коллега А. Ф. Новосельцева А. И. Зубов рабо­ тает мастером в механическом цехе № 3, изготавливаю­ щем для сборщиков корпуса и штоки гидроцилиндров. О том,' как проходит соревнование смежных коллекти­ вов, что мешает им добиваться высоких результатов, рас­ сказывают ниже А. И. Зубов и А. Ф. Новосельцев. Трудности роста Коллектив цеха постоянно наращивает выпуск продук­ ции. В прошлом году, напри­ мер, объем производства уве­ личился по сравнению с 1975 годом более чем на 10 процен­ тов. Значительно вырос он и за три месяца нынешнего года. По сравнению с тем же перио­ дом прошлого года на сборку дополнительно отправлены ты­ сячи комплектов деталей. На ' этом во многом сказалось совершенствование технологии, внедрение нового высокопроиз­ водительного оборудования. Только в этом году в цехе ус­ тановлены два быстроходных пресса для рубки штокйв, ав­ томат для торцовки деталей, отрезной станок, закалочная печь. Вошли в строй Две новые автоматические линии для шлифовки штоков к гидроци- линдрам Ц-90 и Ц-110. Все это способствовало не только по­ вышению производительности труда, но и качества продук­ ции. Еще большую отдачу полу­ чили от освоения процесса дорнования корпусов гидроци­ линдров, разработанного груп­ пой изобретателей Ростовского научно-исследовательского ин­ ститута технологии машино­ строения и нашего завода. По сравнению с механической об­ работкой процесс дорнования (выдавливания) корпусов име­ ет неоспоримые преимущества. Значительно повысилась про­ изводительность труда, возрос­ ла точность обработки. ’ Несмотря нр достигнутые ре­ зультаты, коллектив цеха уже в течение длительного време­ ни не выполняет план по но­ менклатуре. В основном это относится к выпуску корпусов и штоков к гидроцилиндру Ц-110, идущих для укомплектования волгоградских и харьковских тракторов. В прошлом гбду мы недопоставили около че­ тырех тысяч комплектов. А за два месяца нынешнего недо­ дали соответственно 4160 и 6050 корпусов и штоков. В чем причина отставания? Ответ на этот вопрос не мо­ жет быть однозначным. Взять хотя бы нашу смену. Мы во многом зависим от заготови­ тельного участка цеха. Его коллектив не успевает выда­ вать нам заготовки. Чтобы выйти из положения, не­ обходимо к пяти име­ ющимся трубоотрезным стан­ кам добавить еще несколь­ ко или организовать на них трехсменную работу. Следует остановиться и на качестве труб, идущих на из­ готовление корпусов. Не знаю, чья это вина — отдела снаб­ жения или поставщиков «— но трубы часто бывают разно­ стенными. Из-за этого лома­ ются дорны, останавливаются стайки. Думается, надо уже­ сточить входной контроль на предприятии, поставить заслон некачественным материалам. И еще. Хотя станочный парк у нас постоянно обновляется, нужда в современном оборудо­ вании большая. Так, дорнова- ние производим на 40-тонных протяжных станках, между тем как по техническим усло­ виям для этой цели необходи­ мы 80-тонные станки. Вместо четырех алмазно-расточных станков имеем только два. Немало трудностей и у кол­ лектива смены, изготавливаю­ щего штоки для гидроцилиндра Ц-110. Главная — нехватка квалифицированных кадров для обслуживания автомати­ ческой шлифовальной линии. Из-за этого высокопроизводи­ тельное оборудование эксплуа­ тируется не на полную мощ­ ность, допускается брак. Коллектив цеха предприни­ мает сейчас меры для преодо­ ления отставания. Но они толь­ ко тогда будут эффективными, если в своей работе мы най­ дем поддержку со стороны всех заводских служб. А. ЗУБОВ, сменный мастер цеха № 3 Елецкого завода тракторных гидроагрегатов. Зачем кивать на «дядю» Трудности, б которых гово­ рит А. И. Зубов, нам знакомы. Наш цех располагается в том же здании, что и смежники, точно так же испытываем не­ хватку производственных пло­ щадей, нам так же хотелось бы получать больше современ­ ного высокопроизводительно­ го оборудования. Однако, может ли все эта оправдать невыполнение госу­ дарственного плана, обяза­ тельств перед потребителями-» заводами тракторного и сель­ скохозяйственного машино­ строения страны? Конечно же, нет. Как показывает прак­ тика, у нас достаточно внут­ ренних резервов для дальней­ шего повышения эффективно­ сти производства. К примеру, на тех же площадях и на том же оборудовании мы увеличи­ ли за последние два года вы­ пуск продукции почти на двад­ цать процентов. Достигнуто это за счет улучшения органи­ зации труда, повышения ква­ лификации работающих. . Особенно заметно сказался на результатах переход на бригадный способ работы. В смене теперь созданы две бригады во главе с опытными слесарями В. И. Кабановым и И. И. Антоновым. Все члены бригады трудятся по единому наряду, а это заставляет их требовательно относиться друг к другу, повышать свою ква­ лификацию. Многие наши ра­ ботники, такие как Н. В. Чуе­ ва, Ю. Н. Нечипоров, В. Е. Кирсанова, регулярно перевы­ полняют задания на 20—-30 процентов. Еще не было случая, чтобы сборщики, в достатке имея комплектующие детали, завалили план. В том-то и беда, что нас подводят смеж­ ники — работники цеха № 3. Могли бы они работать луч­ ше? Несомненно. Но для этого не надо прятаться за объек­ тивные трудности, как делает А. И. Зубов, а искать пути по­ вышения эффективности про­ изводства. Допустим, в цехе № 3 не» хватает станОчников для организации трехсменной работы. Но всегда ли с полной нагрузкой используется рабо­ чее время в первую и во вто­ рую смены? А. И. Зубов пишет далее о нехватке квалифицированных кадров для обслуживания обо­ рудования. Но кто мешал ад­ министрации цеха заранее по­ заботиться о подготовке авто­ матчиков, токарей-протяжни- ков? Ведь тогда бы не при­ шлось говорить и о нехватке оборудования для изготовле­ ния корпусов гидроцилиндров. Устранение этих недостатков позволило бы коллективу меха­ нического цеха, а следователь­ но, и нам, сборщикам, пре­ одолеть отставание по выпус­ ку гидроцилиндров, в достат­ ке Обеспечить ими потребите- 1 лей. А. НОВОСЕЛЬЦЕВ, сменный мастер цеха № 5 Елецкого завода тракторных гидроагрегатов. ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА Транспорт — важная от­ расль народного хозяйства. На его долю в нашей стране приходится пятая часть всех основных производственных фондов, более девяти процен­ тов работников, занятых в на­ родном хозяйстве, свыше деся­ ти процентов потребляемых - энергоресурсов. Транспорт СССР по ряду показателей занимает ведущие позиции в мире. Так, исполь. зование у нас вагонов в пять—шесть раз интенсивнее, чем в США. В девятой пятилетке наи­ больший удельный вес в пере­ возках приходился на желез­ нодорожный транспорт. Почти 62 процента грузооборота и более 44 процентов гтассажи- рооборота осуществлялось по стальнам магистралям. При­ рост грузооборота в 1 976— 1980 годах планируется в раз. мере более 700 миллиардов тонно-километров. Общий его объем в завершающем году де. сятой пятилетки должен при­ близиться к четырем триллио­ нам тонно-километров. Второе место в стране по грузообороту занимает морской транспорт. В 1975 году его грузооборот достиг 445 милли­ ардов тонно-миль. Объем пе­ ревозок морским флотом в де­ сятой пятилетке планируется увеличить на 25 процентов. Большой объем перевозок выполняется в стране автомо­ бильным транспортом. В 1975 году по сравнению с 1970-м перевозки грузов автомобиль­ ным транспортом выросли в 1,4 раза, а перевозки пассажи­ ров — в 1,42 раза. К 1980 го­ ду грузооборот автомобильно­ го транспорта планируется увеличить на 42 процента. В девятой пятилетке повы­ силась доля общественного транспорта в стране с 26 про­ центов в 1970 году до 29 про­ центов в 1975 году. Роль речного транспорта в значительной степени опреде­ ляется географическим распо­ ложением водных путей и се­ зонностью их использования. Перевозки грузов речным транспортом в 1975 году со­ ставила 475 миллионов тонн, В 1980 году по рекам страны планируется перевезти свыше шестисот миллионов тонн гру­ зов. Протяженность воздушных линий Аэрофлота составляет 800 тысяч километров, из них более 330 тысяч приходится на международные Трассы. Граж­ данская авиация обслуживает более трех с половиной тысяч городов и населенных пунктов и связывает нашу страну с 68 странами и 80 аэропортами мира. В 1975 году услугами Аэрофлота воспользовалось почти 98,1 миллиона пассажи­ ров. Но не только перевозкой пассажиров занимается граж­ данская авиация страны. Вер­ толетами и самолетами заво­ зятся грузы в труднодоступные районы, авиация активно уча­ ствует в обработке сельскохо­ зяйственных угодий. Быстрыми темпами развива­ ется самый молодой вид транс­ порта — трубопроводный. Его бурный рост объясняется эко­ номичностью, быстрыми срока­ ми строительства по сравнению с другими видами транспорта. В 1975 году по трубопроводам было перекачено почти пол­ миллиарда тонн сырой нефти и нефтепродуктов. Так кому же отдать пальму первенства на транспорте? Лидера здесь нет. Социали­ стический способ хозяйствова­ ния дает возможность создать единую систему, когда отдель­ ные виды транспорта не кон­ курируют, а дополняют друг друга, тем самым создавая возможность получения наи­ высшего экономического эф­ фекта. Централизованное плани­ рование перевозок и их рас­ пределение по видам транспор­ та обеспечивают органическое сочетание железных дорог, ав­ томобилей, морских и речных судов, самолетов и трубопро­ водов. Закон развития транспорта в нашей стране—-максимальное удовлетворение обществен­ ных потребностей с минчмаль-'» ными затратами. При социа­ листической системе хозяйства транспорт — часть однородно­ го экономического организма, эффективность работы которо­ го измеряется не столько внут­ риотраслевой прибылью, сколь­ ко вкладом в прогресс страны, то есть общественной эффек­ тивностью. Это и позволяет нашему транспорту решать та­ кие задачи, перед которыми остановились бы в нерешитель­ ности крупнейшие транспорт­ ные компании мира. Таким образом, при решении общегосударственной пробле­ мы временные потери в одной отрасли сторицей окупаются по другой линии. И происходит это не Стихийно, а по плану, то есть с минимумом общест­ венных затрат и с максимумом общественного' эффекта. Узел, позволяющий развя­ зать многие транспортные про­ блемы страны, и есть единая транспортная система. Ю. ФЕДОРОВ, экономический обозреватель АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz