Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
П л о с к о е / V _ _ «" V М / , " • 'V ( I л Д а н к о в \ Л 7 \м с — — Д е б е д я н ь / А у ^ - е * / * * К р а с н о е щ м а л ш о \ А А Д о б р о е Л / \ / •. , ^Липецк г? \ р А Е Ц ) \ \ * \ ш г о р у к о в о А . Л - » ' " * А \ ' у ^ ,п " т - -- X ’ 'Л Д ^ 7 й « йг | У ' | \ Т е р б у н ы \Волово \ / "* н /н иЧ ' И Н 1 Н Н М У С Л О В Н Ы Е существующие основные автомобильные дороги; построенные в 1976 году автодороги. О Б О З Н А Ч Е Н И Я : С Т Р О И Т Ь Д О Р О Г И БЫСТРО И ХОРОШО Ч Е М У У Ч А Т И Т О Г И Г О Д А ? Вы полняя р еш е н ия б ю р о о б ко м а КПС С и сессии о б л а стно г о С овета де пута то в тр уд ящ и х ся, д о р о ж н ы е о р га н и за ц и и о б ласти продел али б о л ьш ую ра б оту п о б л а го устр о йству авто м о б и л ьны х трасс в 1976 го д у. В сего п о стр о е н о 213 ки л о м е т р о в д о р о г с асф ал ьтобетонны м п о кр ы ти е м , и з них силам и п о д р а зд е л е н и й « Л и п е ц ка вто - д о ра » — 135 и треста « Д о р к о л - хо зстр о й» — 78 ки л о м е тр о в . (О бщ и й план 191 ки л о м е тр ). На все виды д о р о ж н ы х р а б о т и з р а схо до ван о 35 м ил л ионов р уб л е й. П оставленная цель — связать все р а йо нны е ц е нтр ы с Л и п е ц к о м — д о стигнута . П од в ед е ны та кж е б л а го устр о е н н ы е тр а с сы к це нтр а л ьны м усад ьб ам десяти ко л х о зо в и со вхо зо в . О р га н и зо в а н н о вы полнялась п р о гр а м м а д о р о ж н о го стр о и тельства в Т е р б у н с ко м , Елец ко м , Гр я зи н с ко м , Х л е в е н ско м Д а н ко в с к о м районах. Р айком ы партии, р а й и сп о л ко м ы посто янно ко н тр о л и р о ва л и и на правляли эти работы , о ка зы в а ли п о си л ьн ую п о м о щ ь д о р о ж ни кам . В п р о кл а д ке трасс активно е участие п риним али автохозяйства, об ъ ед ин ен ия «С ельхозтехники». На стр о и тельстве д о р о ги Х левное— Т ербуны— Н а б е р е ж н о е — В о- лово, на п р и м е р , действовали сво д ны е авто тр а нсп о р тны е к о - ’ лонны . Были р а зр а б о та ны усл овия со ц и а л и сти че ско го с о р е в н о вания м е ж д у тр а нсп о р тны м и б р ига д а м и и б р и га д а м и по устр о йству зе м л я н о го полотна и укл а д ке асф альтобетона. Ре гул я р н о п о д в о д ил ись итоги соревнования, б ы л о о р га н и зо вано чествование п е р е д о в и ко в . Х о р о ш о тр уд ил ись на стр о и те л ь с тв е д о р о г ко л л е ктивы Т е р б у н с ко го Д РС У , Л и п е ц ко го и Г р я з и н с ко го Д С У , В о р о н е ж с к о го М С У -5 , треста «М е л ио - вод строй», а вто тр а н сп о р тн о го управления. О ни по стр о ил и м осты ч е р е з р е ки Д о н , Н ега, О л ы м чи к, а та кж е плотины , в ко то р ы е ул о ж и л и 760 ты сяч ку б и ч е с ки х м е тр о в зем ли, 170 ты сяч ку б о м е тр о в щ е б н я и 40 ты сяч то нн асф альтобетона. Все ж е при о б щ е м п е р е зы - -полнении плана н е ко то р ы е рай оны не справились с постав л е нной задачей. М ен ьш е всех вы полнен о б ъ ем д о р о ж н ы х ра бот в С тановлянском , К ра сн и н - ско м , В о л о вско м районах. В К р а с н и н с ко м райо не , н а п р им е р , планировалось ул о ж и ть ас фальт на 7 ки л о м е тр а х, из них 6 ки л о м е тр о в п р ихо д и л о сь на д о л ю п о д р а зд е л е н и я треста « Д о р ко л х о зс тр о й » . Н о ко л лектив е го по стр о ил то л ько 2 кил о м е тр а д о р о г, ещ е м е н ь ш е сделано, в С та но вл я нско м райо не . Р айком ы партии и ра йисп о л ко м ы этик ра йо но в пло хо заним ались о р га низацией р а б о т по д о р о ж н о м у строительству. Н е об еспечили участия в этом д еле автохо зяйств, объ ед ин ен ий «С ельхоз техники», ко л х о зо в и совхозов. О ни по сто ян но сры вали зада ния по в ы во зке стр о йм а те р иа лов к об ъ ектам . Д о р о ж н ы е сл уж б ы , в сво ю о че р е д ь, от влекались на вто р остепенны е участки, не связанны е с п р о кл а д ко й трасс. Такие не д о ста тки им ели м е с то та кж е в Д о б р о в с ко м , Д о л го р у ко в с к о м , З а д о н ско м , Л е в- Т ол сто вско м районах. Н иж е своих в о зм о ж н о с те й работали не ко то р ы е д о р о ж н ы е служ бы . В В ол овском , Д м и тр я ш е в с ко м П Д У , в Л и п е ц ко м , Д а н ко в с к о м Д С У , Д о б р и н с к о м Д РС У м аш и ны и м е ха низм ы использова лись не в п о л н ую силу, из-за н е б р е ж н о го к ним отнош ения они часто вы ходили из строя, нед елям и, а то и м есяц ам и простаивали. В этих и н е ко то ры х д р у ги х д о р о ж н ы х о р га низациях ещ е слаба тр уд о ва я дисциплина. Д о р о ж н ы е сл уж б ы не д о б и лись в ы с о ко го качества работ, д о п уска л и на руш ения те хно л о гии строительства. И з о б щ е го кол иче ства сданны х в экспл у атацию трасс 68 п р о ц е нто в п р иня то с о ц е н ко й «хорош о», остальны е получили о ц е н ку «уд овлетворительно». П ри со о р у ж е н и и о б ъ е зд н о й д о р о ги Л и п е ц ки м Д С У -1 за ка зч и к предъ явил д о р о ж н и к а м 34 р е кл а м а ц ии. О ни д о пуска л и устр о йство п о кр ы ти я б е з п р и м е не н ия у п о р н ы х б русьев, б е з п о д гр у н то в ки , не вы д ерж ивали п р о е ктн ы е р а зм е р ы п о ш и ри не и то лщ ине п о кр ы ти я , п р о д о л ь н о м у и п о п е р е ч н о м у п р о ф илям . Точно такие ж е п р о с четы д опустил кол лектив Г р я зи н с ко го Д С У -2 на стр о и тельстве этой д о р о ги . А м о с тостроител ьны й уча сто к «Л и- п е ц ка вто д о р а » так со о р уд и л м о ст ч е р е з р е к у С ам овец, что ось б е р е го в о й о п о р ы была см ещ ена от оси д о р о ги . С троительство д о р о г —• за бота всех и ка ж д о го , К р о м е спе ц иа л изир о ва нн ы х с л уж б в этом д еле д о л ж н ы приним ать активно е участие п р о м ы ш л е н ные п р е д п р и я ти я , о р га н и за ции, ко л хо зы , совхозы . В п р о ш л о м го д у на их средства вы полнен бол ьш ой об ъ ем ра бот, но м н о ги е ко л ле ктивы п о д ра зл ичны м и п р е д л о га м и укл о н я ю тся от этого дела. Не вы полнили уста но в л е нн о го за дания п о д р а зд е л ен ия област н о го о б ъ ед инения «С е л ьхо з техники», «А гр о хим тре ста » , тр е сто в « Л и п е ц кстр о й » и «Елецтяж строй», п р о и зв о д ст ве н н о -те хн и ч е ско го управле ния связи, Е лецкое отделение ж е л е зн о й д о р о ги , Елецкий и Г р я зи н ски й сахарны е заводы и м н о ги е д р у ги е . ( Т олько на 214 ты сяч руб л е й вы полнен о б ъ ем р а б о т ко л хо за м и и совхозам и, хотя нам е чалось вы полнить в четы ре ра за больш е. О со б е н н о плохо участвовали в д о р о ж н о м стр о ительстве хозяйства Д о б р и н - с ко го , Становля не ко го , Чап- л ы ги н с ко го р а йонов. С ельские С оветы , р а й и сп о л ко м ы см ир и лись с этим и ф актам и и не пр и ни м а ю т радикальны х м е р п о п р ивл е че нию хозяйств к вы по лн е нию планов. Во вто р о м го д у д есятой пя тилетки поставлена задача п о строить д о р о г с асф альтобе то н н ы м п о кр ы ти е м п р о тя ж е н ностью 268 ки л о м е тр о в . О с новное строительство их б у д е т вестись в Ч аплы ги нском , Д а н ко в с ко м , Г р я зи н с ко м р а йо нах. В к а ж д о м из р а йонов на м е ч е н о сделать б л а го устр о е н ны е д о р о ги к 5— 10 ц ентраль ны м усадьб ам ко л хо зо в и сов хозов. Задача сл ож ная. Д л я ее вы полнения п о тр е б ую тся м а к сим альны е усилия не то л ько п о д р а зд е л ен ий « Л ипе ц ка вто - д о ра» и треста « Д о р к о л х о з строй», но всех п р е д п р ия тий, о р га низа ц и й, ко л хо зо в, совхо зов. Н адо у ж е сейчас р а зв е р тывать по дго то вите л ьн ы е ра боты . М е ж д у тем , стройм ате риалам и эти о б ъ екты о б е сп е чены п о ка плохо. Если в п р о ш л ом го д у к се р е д ин е ф евраля их им елось в наличии 150 ты сяч куб о м е тр о в , то те кущ е м —* 80 ты сяч куб о м е тр о в . В Чап л ы ги н с ко м районе, на пр им е р пр е д сто ит п р о л о ж и ть более 20 ки л о м е тр о в автотрасс. Д л я этого по тр е б уе тся п р и м е р н о 70 ты сяч ку б о м е тр о в щ е б н я и ш лака, а за везено всего лишь 2 ты сячу куб о м е тр о в . Не с о з даны запасы стройм атериал ов в Д а н ко в с ко м , Д о б р и н с ко м , С тановлянском , В оловском , Д о л го р у ко в с ко м , Л ев-Т ол- сто вском районах. С этим д е л о м следует то ропиться. К п е р в о м у апреля, то есть к началу строительно го сезона, надо завезти не м е н е е 75 п р о ц е н то в к го д о вой п о тр е б но сти стр о йм а те р и алов. Н ельзя забы вать о внут р е нни х р е зе р ва х. Во всех рай онах м о ж н о найти за л е ж и пес ка, кам ня, ко то р ы е то ж е д о л ж ны пойти в дело и ко то р ы е н а м н о го уд еш евят строитель ство. О б еспеченность стр о й м а те риалам и, а та кж е эф ф ектив ное испол ьзование транспорта, те хни ки им ею т р еш а ю щ е е зна чение в вы полнении на м е че н ной п р о гр а м м ы . Н е о б хо д и м о о р ганизовать на всех объ ектах ра б о ту автотранспорта в две см ены , позаботиться о н у ж дах водителей, ш и ре п р и м е нять м е ры м о р а л ьн о го и м а тер иа л ьно го стим улирования. В оставш ееся вр е м я п о д го то вить к работе всю д о р о ж н у ю техни ку, уко м п л е кто ва ть ее ка д рам и, ор га низо вать с ним и уче б у по по вы ш е нию м астер ства. > О бш и рн а я п р о гр а м м а д о р о ж н о го строительства на 1977 го д д о л ж н а бы ть вы пол нена. Д л я этого у нас им е ю т ся все во зм о ж н о сти . П . И В Л Е В . КАДРЫ ДЛЯ СЕЛА Предстоящей весной с Ново- липецкого металлургического запода для проведения сева а подшефные хозяйства будет на правлена большая группа трак тористов. С этой целью комитет ДОСААФ организовал курсы подготовки механизаторов. Сейчас на них занимается 95 человек. Люди изучают устрой ство двигателя, овладевают правилами вождения машин. В распоряжение курсантов вы делено три трактора Т-40. Кур санты также посещают проф- техклассы на Липецком трак торном заводе, знакомятся со сборкой машин на конвейерах. Ю. ТРОШИН. СНОВА ПОД ОКНАМИ — ГАРАЖИ Уважаемая редакция! В по запрошлом году администра ция яслей № 5, детского сада № 13 и жильцы дома 12/2 по улице Космонавтов в Липецке обратились к вам в отношении самовольной установки гара жей рядом с этими учрежде ниями и домом. Вскоре гаражи убрали, за что мы были бла годарны «Ленинскому знаме ни». Тогда же в наш адрес поступило и официальное пись мо заместителя председателя Советского райисполкома В. П. Ивлева о сносе 24 гаражей. Однако сейчас вынуждены ей стороны с удовольствием в этом поможем. По поручению администрации детских учреждений, жиль цов дома В. КУДРЯШОВ, преподаватель Липецкого политехнического института. работают исправно, а мой по чему-то молчит. Когда же все-таки работники связи мне, больному ветерану войны, наладят бесперебойную работу аппарата, зарегистри рованного под номером 4-04-84? Г. ВАСИЛЬЕВ. тут вдруг их избыток. Непонят но: с какой целью это делает ся? Ведь из кранов вырывается не горячая вода, а кипяток. Клубящийся пар заволакивает все вокруг, и если не закрывать кран несколько минут, в квар тире можно париться. Думается, тут кое-что воз можно упорядочить. ДАНИЛОВ. г. Липецк. вновь обратиться за содействи ем, так как большое количе ство гаражей опять появилось под нашими окнами. Опять — поломки деревьев, порча газо нов. А райисполком этого бе зобразия словно не замечает. Просим, напомните его ру ководителям — надо выполнять свои же решения. А чтобы не повторялась неприглядная кар тина, надо посадить на этом участке деревья, оборудовать детскую площадку. Мы со сво- КОГДА ЗАЗВОНИТ ТЕЛЕФОН! Уважаемая редакция? У меня квартира с телефоном. Но поч ти два месяца он не работает. Несколько раз обращался в бюро ремонта и все гозорят, что неисправен кабель, Как же так, деньги за телефон пла чу исправно, а услуга фактиче ски не оказывается? И что ин тересно, на этом же кабеле в доме еще 5 телефонов — все КВАРТИРА ИЛИ ПАРНАЯ! На страницах «Ленинского знамени» нередко встречаю жалобы липчан на плохое отоп ление. Приходилось читать и ответы руководителей тепло вых сетей: мол, недостаточно мощностей котельных. Но откуда такой парадокс: вода, которая подается для хо зяйственных нужд, нагревается до 100 градусов. Для отопле ния не хватает мощностей, а ЭТО НЕ МЕЛОЧЬ Многие колхозники, прожива ющие в с. Александрова Ли пецкого района, имеют в лич ном хозяйстве коров. Однако с их осеменением сложилось трудное положение. Быков- пронзводителей нет. искусствен ное осеменение личного скота также не организовано. При ходится водить коров в сосед ние хозяйства, что, естественно, связано с большими неудобст вами. М. ЧЕТВЕРТКОВ. К ОМУ не знакома такая картина: в квартиру привозится новая «стен ка» или гарнитур и счаст ливые обладатели совре менной мебели начинают хло потать с ее установкой. Не простое это дело, скажем вам. Слушая иной раз сетования на сложность установки сов ременной мебели, невольно ло вишь себя на мысли: а почему, собственно, люди даже не пред полагают, о возможной помо щи в этом деле? Такой вид услуг в Ли пецке существует. Кто виноват в том, что он и целый ряд ему подобных ус луг не пользуется популяр ностью? Ответить на это по может более глубокое знаком ство с деятельностью «Транс агентства». Его начальник Б. Г. Шепе лев напоминает: в агентстве можно заказать такси, автобус, отдается предпочтение тран спорту, занимающемуся неза конными перевозками. А из местной автостанции даже вы* теснена касса предварительной продажи билетов, которую бы ло открыло агентство. Есть масса фактов, когда транспорт, предназначенный для обслуживания населения, вообще снимается с «маршру тов быта»» машины зачастую выделяются технически неис правными. Тем самым люди, занятые на производстве, на уборочных работах лишаются возможности своевременно обеспечить себя топливом, сельхозпродуктами, перевезти домашние вещи, предметы бы товой техники. Из-за этого филиалы, при емные пункты агентства вы нуждены нередко свертывать свою деятельность, неся убыт ки. Вот что, например, пишет в своем заявлении из совхоза П ЛЮ СЫ И МИНУ СЫ «Т РАНСАГЕНТСТВА» транспорт для перевозки раз личных грузов, купить с дос тавкой на дом билет на поезд, самолет, упаковать и отпра вить по указанному адресу ве щи или предметы бытовой тех ники, автомобиль. Агенты кон торы по вашей просьбе забро нируют также в любом городе страны номер в гостинице, пе ревезут вещи с квартиры на квартиру, отправят их контей нером. Если в 1964 году объем ра бот составил 66,5 тысячи руб лей при шестнадцати видах услуг, то в прошлом году — соответственно 440 тысяч руб лей при 49 видах. В области действуют 14 филиалов агент ства,- 76 его приемных пунк тов. Если все так благополучно, вправе возразить читатель, то почему разговор начат с нега тивного примера. А потому, что крайне нужной людям службе все еще не удает ся полностью расправить крылья. В Липецке на улице Желябова, 12 «Трансагентст ву» отведен первый этаж но вого дома. В нем просторно, светло, есть все условия для работы. Но ведь успех дела решает разветвленная сеть фи лиалов, приемных пунктов. Еще в 1973 году облиспол ком обязал районные и город ские Советы депутатов тру дящихся рассмотреть вопрос о выделении службе помещений с обязательной телефонизаци ей их. Речь шла о создании новых филиалов агентства й приемных пунктов в городах и селах, на центральных усадь бах колхозов и совхозов. При этом особо указывалось на оказание помощи в подборе кадров, привлечении для более полного удовлетворения нужд населения дополнительного Транспорта. Но вот в Лебедяни как раз эти вопросы решаются плохо/ Старое здание, в котором раз мещался филиал «Трансагент ства», снесли, не предоставив взамен подходящего. Вернее, дали «новое» — в аварийном здании площадью всего 18 мет ров. И это на 5 человек!. В той же Лебедяни ,не сза дано и других условий для лучшего обслуживания населе ния: отпуск топлива населению производится с большими пре пятствиями, при этом нередко «Петровский» С. П. Долгих: «Прошу вернуть мне деньги за транспорт, который предоста вило Добринское агентство и от которого я вынужден отка заться, ввиду его непригодно сти к работе». Другой факт. Н. Н. Клычев заказал в Дан ковском агентстве машину для перевозки домашних вещей. Транспорта .так долго не было, что клиент вынужден был рас торгнуть заказ. Почему так происходит? Потому, к приме ру, что в том же Данкове на чальник местного автопредпри ятия Э. Ф. Гриднев «закрепил» за агентством «списанный» автомобиль. Подолгу ждут обещанных машин жители об ластного центра, а не дождав шись, обращаются с просьбой вернуть деньги за неисполь зованный транспорт. В Липецке нынче проживает почти 400 тысяч человек. Что бы удовлетворить его жителей всевозможными транспортны ми услугами, требуется ежед невно до 40 автомобилей. На самом деле служба получает от 13 до 15 машин. Нынешние заботы «Транс агентства» не новы, но боль шинство их годами не находит своего разрешения. Служба, о которой идет речь, входит в систему Липецкого транспорт ного управления. И автопред приятия, которые должны по ставлять транспорт,—его же. Так почему же то и дело воз никают неурядицы? Оставляет желать лучшего взаимодействие «Трансагент ства» со своего рода «смежни ками». Директор Дома мебели в Липецке В. А. Царицынский почему-ю категорически за претил оборудовать щит с объ явлением об услугах, которые агентство может оказать поку пателю. Автомобиль — важнейшее транспортное средство в деле удовлетворения самых различ ных нужд населения. Очень хорошо, что на базе его воз никла и совершенствуется край не необходимая людям служ ба. И в интересах каждого из нас быстрее устранить те до садные преграды, которые ме шают этому процессу. Г. КРАСНОКУТСКИЙ, С. ЛОКТЕВ. В ОДНУ из февральских ночей взвился огонь над крышей котельной, при строенной к животноводческой ферме липецкого колхоза име ни Дзержинского. Пламя стало быстро распространяться, соз давая угрозу всему коровнику... ...Кочегар В. Гридяев, обна ружив, что мороз «прихватил» участок топливопровода, решил отогреть его с помощью факе ла. Разогревал долго. До тех пор. пока топливо в баке... не воспламенилось. Огонь сразу же перебросился на крышу ко тельной. Огнетушителей в хо зяйстве не оказалось. Пожар ная машина для исполнения своих «прямых обязанностей» была не готова... Только прибывшие из Липец- « г о р и т ? н у и П У С Т Ь Г О Р И Т . . .» ка пожарные подразделения справились с огненной стихией.. В начале года группа сотруд ников отдела пожарной охраны областного управления внут ренних дел произвела проверку в совхозе «Дмитровский» й колхозе «Победа» Липецкого района. Казалось бы. пожар, случившийся в марте прошлого года на складе товаромате риальных ценностей совхоза «Дмитровский» и причинивший ущерб на сумму около 20 тысяч рублей, заставит серьезно за думаться директора Л. Кажа- нова. Однако факты свидетель ствуют совсем о другом. Все животноводческие поме щения в этом хозяйстве не име ют средств тушения пожара, си ловые и осветительные электро сети эксплуатируются с нару шениями правил. Молниезащи- той многие фермы не оборудо ваны, деревянные конструкции на протяжении ряда лет не подвергались огнезащитной об работке. Истопники и кочегары понятия не имеют о противопо жарных правилах эксплуатации теплогенерирующих устройств. Аналогичную картину мож но наблюдать и в колхозе «Победа». Вот центральный склад горюче-смазочных мате риалов. Ни средств тушения, ни молниезащиты, ни призываю щих о предосторожности над писей — ничего нет. Есть толь ко полуразрушенная ограда. Центральные мастерские. Внутри масса различного сгора емого хлама, лужи легковос пламеняющейся жидкости. И здесь же. невзирая на пожар ную опасность, проводятся электросварочные работы. В животноводческих помещениях электрические «козлы». На каждом — спираль толщиной 3—4 мм. И все—в открытом ис полнении, ничем не защищены. Спрашиваем у председателя колхоза Н. Чеснокова, органи зована ли пожарно-сторожевая охрана и приобретена ли техни ка для возможных случаев по жара. Не задумываясь, Нико лай Васильевич ответил: «А вы зачем? Загорится—приедете, по тушите...» Вот вам логика человека, на чисто лишенного чувства ответ ственности за порученное дело, за сохранность народного доб ра. А. ДАВЫДОВ, инспектор отдела пожарной охраны областного управления внутренних дел. САЛЮТ - 5: СЪЕМКИ ЗЕМЛИ У космической фотографии большие заслуги перед фунда ментальными и прикладными земными науками. Виктор Горбагко и Юрий Глазков в недавнем полете «а орбитальной станции «Салют-5» продолжали начатую первой экспедицией программу съемок территории Советского Союза южнее 52 градуса северной ши роты, а также океанов, облач ных образований. Борис Волы- нов и Виталий Жолобов доста вили на землю сотни прекрас ных снимков, используемых сейчас в народнохозяйственной практике. Наша беседа с доктором тех нических наук, профессором Надеждой Лавровой, представ ляющей в Центре управления московский Институт инжене ров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, началась не сколько неожиданно, а именно с вопроса о том, сколько лет живет географическая карта. Со школьных лет в нашем представлении ках-то укоре нилось, что географическая кар та — это нечто незыблемое, как сама Земля. Увы, срок жизни практически всех видов карт быстротечен: реки меняют рус ла, рождаются и исчезают озе ра, землетрясения иногда до неузна.ваемоста перестраивают рельеф местности. Работа по уточнению карт — трудоемкая, требует много времени, сил и средств, особенно если учесть, что в Советском Союзе еже-,, годно издается более тысячи те-Ц магических карт и сотни атла-" ' сов. Основное средство уточнения карт г— аэрофотосъемка. Она покрывает сейчас свыше четы рех миллионов квадратных ки лометров территории. В по следние годы на помощь при шла космическая техника, стали более широко применяться ав томатические методы обработ ки фотоснимков. Все это позво ляет сократить периоды обнов ления карт до четырех-пяти лет. Космический снимок, сделан ный с большой высоты, охваты вает по сравнению с аэрофото графией гораздо большую территорию, позволяет выде лить крупные объекты, устано вить связь между ними. Даже простая черно-белая фотогра фия весьма информативна, еще больший эффект дает цветной снимок, а если он дополняется съемкой в некоторых специаль но выбранных узких зонах спектра, то можно получить сведения, недоступные простой фотографии, например, о влаж ности почвы, спелости посевов, состоянии лесов. Именно такую комплексную съемку ведет орбитальная станция «Салют-5». На ней имеется фотоаппаратура с раз личными объективами и свето фильтрами, применяется плен ка, чувствительная к различ ным спектральным зонам, в том числе и к инфракрасному участку. — Посмотрите, — говорит профессор Лаврова, показывая несколько снимков, полученных во время первой экспедиции Борисом Волыновым и Витали ем Жолобовым. — Вот район Восточной Сибири, здесь хоро шо просматривается озеро Зай- сан. Даже по одному этому снимку видно, как изменилась площадь зеркала озера, оно по степенно покрывается расти тельностью. ...Красно-бурая фотография Памира. Прекрасно прослежи ваются .не только расположе ние крупных горных массивов, но и русла рек, ледники. Про анализировав снимки, гляциоло ги точно скажут, каковы здесь запасы влаги. А влага — это потенциальный урожай. По истине фантастичны деяния на шего века, но мы быстро при выкаем к ним. Представим на минуту, что для изучения лед ников отправилась бы наземная экспедиция. Верблюжий ка раван в недавнем прошлом та щился по горным кручам от Душанбе до Хорога месяц, а это всего 450 километров пу ти. Авиация сократила дли тельность путешествия до полу тора часов. «Салют-5» за счи танные секунды получил снимки всей «крыши мира». Смотри, изучай, выбирай необходимые данные — где укрепить дорогу, где выбрать обходной путь и проложить тоннель. А уже толь ко одна такая удачно решен ная задача означает экономию миллионо© рублей. Космические снимки применяются сейчас в борьбе с гарными селями, по зволяя рационально организо вать защиту от грязекаманных потоков. Есть ли у «Салюта-5» задачи «глобального» характера? — По снимкам Атлантиче ского и Индийского океанов, полученным первой экспедици ей, можно, например, опреде лить зоны ап 1 велл 1 шга, то есть те участки, где различные ми неральные вещества, содержа щиеся на дне, активно подни маются течением на поверх ность. Насыщенная ими вода становится той почвой, на которой обильно растет планк тон. Именно в этих зонах кон центрируются косяки рыб, — продолжает рассказ Надежда Лаврова. — Хотелось бы от метить попутно еще одну осо бенность космических снимков. Виталий Севастьянов еще не- У',, , --« « г г -,у - Для ускорения внедрения достижений науки и техники, пе редового опыта в Липецке создан и действует межотраслевой территориальный центр научно-теХнической информации и пропаганды. ЦНТИ информирует промышленные предприятия, органи зации строительства и сельского хозяйства о новейших дости жениях путем предоставления им информации в виде темати ческих подборок и справок, информационных писем и ко. пий чертежей на нестандартное оборудование. ЦНТИ издает информационные листки, плакаты и т. д. Услугами центра пользуются более 1 000 различных предприятий области. На снимке: передовая производственница, печатница Л. Н. Пучнина за выпуском очередного информационного листка. Фото В. Финогина. « РАДУГА - 716» НА ПОТОКЕ сколько лет назад заметил, что из космоса в некоторых случа ях хорошо просматривается подводный рельеф. По этому поводу было много, дискуссий, поскольку, из чисто теоретиче ских соображений, на такую глубину взгляд проникать не может. Но вот, например, есть ряд снимков, где совершенно отчетливо просматриваются подводные продолжения на земных горных хребтов, видны подводные вулканы. Причем глубины в этих местах достига ют нескольких десятков мет ров. Теперь уже не вызывает сомнений, что сочетание опре деленного угла съемки и осве щенности объекта солнцем по зволяет четко разглядеть то, что находится на небольшой глубине. Да и сама градация глубин также очень хорошо оп ределяется из космоса. Велика роль съемки при оп ределении выносов рек. Вот снимок дельты Волги. Четко видны пойма реки, заливные лу га и окрашенные бурым цветом естественные выносы, уходя щие далеко в море. В последнее время в Совет ском Союзе достигнут значи тельный прогресс в области ав томатической обработки сним ков на аналоговых машинах. Сейчас есть возможность до вольно быстро просмотреть се рию снимков и выбрать из них то, что интересует заказчика,— лес, пашню, шельф,. Насколько важна роль кос монавтов в съемках? Безусловно, она имеет болб^ шое значение. Автомат не мо жет в полной мере учесть все условия съемки: скажем, пого ду на больших площадях. Вик тор Горбатко и Юрий Глазков, в частности, следили за тем, чтобы на снимки меньше попа дало облачных пятен. Но роль космонавтов этим не исчерпы вается. — Мы, специалисты по фо тосъемке, — замечает Надеж да Лаврова, — не забываем о них и на земле, после оконча ния полета. Борис Волынов и Виталий Жолобов, как и другие ранее летавшие космонавты, оказывают нам очень большую помощь в расшифровке сним ков, участвуют в выработке нужных рекомендаций... Роль космической фотогра фии в народном хозяйстве стра ны становится все более за метной. Растет число заявок от заинтересованных министерств и ведомств. Все более прочной становится связь этого направ ления космонавтики с практиче скими задачами страны. М. ЧЕРНЫШОВ, специальный корреспондент АПН. ЛЕНИНГРАД, 10. Серийное производство телевизора с цветным изображений^ «Раду га-716» началось в объедине нии имени К о з и ц к о г о . Вчера с месячным опережением за дания предприятие отправило в торговую сеть Москвы, Архан гельска, Минска и других го родов первую крупную партию приемников. Новая «Радуга» имеет больший по сравнению с ранее выпускавшейся моделью экран, в конструкции применен блок цветности с использовани ем интегральных микросхем. (ТАСС). ЭЛЕКТРОННЫЙ Д И С П Е Т Ч Е Р С Т Р О Й К И Десять тысяч автомобилей перевозят грузы по графикам, рассчитанным автоматизиро ванной системой управления строительством (АСУС). Она прошла успешные испытания в Москве. От тысячи абонентов ЭВМ принимает ежедневно инфор мацию, необходимую для того, чтобы рационально составить схему движения транспорта, занятого на стройках. Среди этих сведений — адреса по ставщиков и заказчиков, назва ния деталей и марок растворов, количество и мощность кранов, в которых нуждается каждая из полутора тысяч строитель ных площадок. Так создается конвейер, работающий в четком ритме по часовым и суточным графикам, достигается макси мальная синхронность дейст вий всех организаций. Как сообщили в главном на учно-исследовательском вычис лительном центре Мосгориспол- кома, все это позволило значи тельно ускорить монтажные работы, на 30 процентов сокра тить пробеги машин. Стройки освобождены от необходимо сти хранить материалы у себя на складах. Опыт москвичей взяли на вооружение п Ленинграде, Ки еве, Ташкенте. Он успешно внедряется болгарскими и не мецкими инженерами и градо строителями. (ТАСС). Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz