Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

П л о с к о е / V _ _ «" V М / , " • 'V ( I л Д а н к о в \ Л 7 \м с — — Д е б е д я н ь / А у ^ - е * / * * К р а с н о е щ м а л ш о \ А А Д о б р о е Л / \ / •. , ^Липецк г? \ р А Е Ц ) \ \ * \ ш г о р у к о в о А . Л - » ' " * А \ ' у ^ ,п " т - -- X ’ 'Л Д ^ 7 й « йг | У ' | \ Т е р б у н ы \Волово \ / "* н /н иЧ ' И Н 1 Н Н М У С Л О В Н Ы Е существующие основные автомобильные дороги; построенные в 1976 году автодороги. О Б О З Н А Ч Е Н И Я : С Т Р О И Т Ь Д О Р О Г И БЫСТРО И ХОРОШО Ч Е М У У Ч А Т И Т О Г И Г О Д А ? Вы полняя р еш е н ия б ю р о о б ­ ко м а КПС С и сессии о б л а стно ­ г о С овета де пута то в тр уд ящ и х­ ся, д о р о ж н ы е о р га н и за ц и и о б ­ ласти продел али б о л ьш ую ра­ б оту п о б л а го устр о йству авто­ м о б и л ьны х трасс в 1976 го д у. В сего п о стр о е н о 213 ки л о м е т­ р о в д о р о г с асф ал ьтобетонны м п о кр ы ти е м , и з них силам и п о д р а зд е л е н и й « Л и п е ц ка вто - д о ра » — 135 и треста « Д о р к о л - хо зстр о й» — 78 ки л о м е тр о в . (О бщ и й план 191 ки л о м е тр ). На все виды д о р о ж н ы х р а б о т и з ­ р а схо до ван о 35 м ил л ионов р уб л е й. П оставленная цель — связать все р а йо нны е ц е нтр ы с Л и п е ц ­ к о м — д о стигнута . П од в ед е ны та кж е б л а го устр о е н н ы е тр а с­ сы к це нтр а л ьны м усад ьб ам десяти ко л х о зо в и со вхо зо в . О р га н и зо в а н н о вы полнялась п р о гр а м м а д о р о ж н о го стр о и ­ тельства в Т е р б у н с ко м , Елец­ ко м , Гр я зи н с ко м , Х л е в е н ско м Д а н ко в с к о м районах. Р айком ы партии, р а й и сп о л ко м ы посто­ янно ко н тр о л и р о ва л и и на­ правляли эти работы , о ка зы в а ­ ли п о си л ьн ую п о м о щ ь д о р о ж ­ ни кам . В п р о кл а д ке трасс активно е участие п риним али автохозяйства, об ъ ед ин ен ия «С ельхозтехники». На стр о и­ тельстве д о р о ги Х левное— Т ербуны— Н а б е р е ж н о е — В о- лово, на п р и м е р , действовали сво д ны е авто тр а нсп о р тны е к о - ’ лонны . Были р а зр а б о та ны усл овия со ц и а л и сти че ско го с о р е в н о ­ вания м е ж д у тр а нсп о р тны м и б р ига д а м и и б р и га д а м и по устр о йству зе м л я н о го полотна и укл а д ке асф альтобетона. Ре­ гул я р н о п о д в о д ил ись итоги соревнования, б ы л о о р га н и зо ­ вано чествование п е р е д о в и ко в . Х о р о ш о тр уд ил ись на стр о и ­ те л ь с тв е д о р о г ко л л е ктивы Т е р б у н с ко го Д РС У , Л и п е ц ко го и Г р я з и н с ко го Д С У , В о р о н е ж ­ с к о го М С У -5 , треста «М е л ио - вод строй», а вто тр а н сп о р тн о го управления. О ни по стр о ил и м осты ч е р е з р е ки Д о н , Н ега, О л ы м чи к, а та кж е плотины , в ко то р ы е ул о ж и л и 760 ты сяч ку б и ч е с ки х м е тр о в зем ли, 170 ты сяч ку б о м е тр о в щ е б н я и 40 ты сяч то нн асф альтобетона. Все ж е при о б щ е м п е р е зы - -полнении плана н е ко то р ы е рай­ оны не справились с постав­ л е нной задачей. М ен ьш е всех вы полнен о б ъ ем д о р о ж н ы х ра­ бот в С тановлянском , К ра сн и н - ско м , В о л о вско м районах. В К р а с н и н с ко м райо не , н а п р им е р , планировалось ул о ж и ть ас­ фальт на 7 ки л о м е тр а х, из них 6 ки л о м е тр о в п р ихо д и л о сь на д о л ю п о д р а зд е л е н и я треста « Д о р ко л х о зс тр о й » . Н о ко л ­ лектив е го по стр о ил то л ько 2 кил о м е тр а д о р о г, ещ е м е н ь ­ ш е сделано, в С та но вл я нско м райо не . Р айком ы партии и ра йисп о л ­ ко м ы этик ра йо но в пло­ хо заним ались о р га ­ низацией р а б о т по д о р о ж н о м у строительству. Н е об еспечили участия в этом д еле автохо­ зяйств, объ ед ин ен ий «С ельхоз­ техники», ко л х о зо в и совхозов. О ни по сто ян но сры вали зада­ ния по в ы во зке стр о йм а те р иа ­ лов к об ъ ектам . Д о р о ж н ы е сл уж б ы , в сво ю о че р е д ь, от­ влекались на вто р остепенны е участки, не связанны е с п р о ­ кл а д ко й трасс. Такие не д о ста тки им ели м е с­ то та кж е в Д о б р о в с ко м , Д о л ­ го р у ко в с к о м , З а д о н ско м , Л е в- Т ол сто вско м районах. Н иж е своих в о зм о ж н о с те й работали не ко то р ы е д о р о ж н ы е служ бы . В В ол овском , Д м и тр я ш е в с ко м П Д У , в Л и п е ц ко м , Д а н ко в с к о м Д С У , Д о б р и н с к о м Д РС У м аш и­ ны и м е ха низм ы использова­ лись не в п о л н ую силу, из-за н е б р е ж н о го к ним отнош ения они часто вы ходили из строя, нед елям и, а то и м есяц ам и простаивали. В этих и н е ко то ­ ры х д р у ги х д о р о ж н ы х о р га ­ низациях ещ е слаба тр уд о ва я дисциплина. Д о р о ж н ы е сл уж б ы не д о б и ­ лись в ы с о ко го качества работ, д о п уска л и на руш ения те хно л о ­ гии строительства. И з о б щ е го кол иче ства сданны х в экспл у­ атацию трасс 68 п р о ц е нто в п р иня то с о ц е н ко й «хорош о», остальны е получили о ц е н ку «уд овлетворительно». П ри со о ­ р у ж е н и и о б ъ е зд н о й д о р о ги Л и п е ц ки м Д С У -1 за ка зч и к предъ явил д о р о ж н и к а м 34 р е кл а м а ц ии. О ни д о пуска л и устр о йство п о кр ы ти я б е з п р и ­ м е не н ия у п о р н ы х б русьев, б е з п о д гр у н то в ки , не вы д ерж ивали п р о е ктн ы е р а зм е р ы п о ш и ри­ не и то лщ ине п о кр ы ти я , п р о ­ д о л ь н о м у и п о п е р е ч н о м у п р о ­ ф илям . Точно такие ж е п р о с­ четы д опустил кол лектив Г р я зи н с ко го Д С У -2 на стр о и­ тельстве этой д о р о ги . А м о с­ тостроител ьны й уча сто к «Л и- п е ц ка вто д о р а » так со о р уд и л м о ст ч е р е з р е к у С ам овец, что ось б е р е го в о й о п о р ы была см ещ ена от оси д о р о ги . С троительство д о р о г —• за­ бота всех и ка ж д о го , К р о м е спе ц иа л изир о ва нн ы х с л уж б в этом д еле д о л ж н ы приним ать активно е участие п р о м ы ш л е н ­ ные п р е д п р и я ти я , о р га н и за ­ ции, ко л хо зы , совхозы . В п р о ш л о м го д у на их средства вы полнен бол ьш ой об ъ ем ра­ бот, но м н о ги е ко л ле ктивы п о д ра зл ичны м и п р е д л о га м и укл о н я ю тся от этого дела. Не вы полнили уста но в л е нн о го за­ дания п о д р а зд е л ен ия област­ н о го о б ъ ед инения «С е л ьхо з­ техники», «А гр о хим тре ста » , тр е сто в « Л и п е ц кстр о й » и «Елецтяж строй», п р о и зв о д ст­ ве н н о -те хн и ч е ско го управле­ ния связи, Е лецкое отделение ж е л е зн о й д о р о ги , Елецкий и Г р я зи н ски й сахарны е заводы и м н о ги е д р у ги е . ( Т олько на 214 ты сяч руб л е й вы полнен о б ъ ем р а б о т ко л хо ­ за м и и совхозам и, хотя нам е­ чалось вы полнить в четы ре ра­ за больш е. О со б е н н о плохо участвовали в д о р о ж н о м стр о ­ ительстве хозяйства Д о б р и н - с ко го , Становля не ко го , Чап- л ы ги н с ко го р а йонов. С ельские С оветы , р а й и сп о л ко м ы см ир и­ лись с этим и ф актам и и не пр и ни м а ю т радикальны х м е р п о п р ивл е че нию хозяйств к вы по лн е нию планов. Во вто р о м го д у д есятой пя­ тилетки поставлена задача п о ­ строить д о р о г с асф альтобе­ то н н ы м п о кр ы ти е м п р о тя ж е н ­ ностью 268 ки л о м е тр о в . О с­ новное строительство их б у­ д е т вестись в Ч аплы ги нском , Д а н ко в с ко м , Г р я зи н с ко м р а йо ­ нах. В к а ж д о м из р а йонов на­ м е ч е н о сделать б л а го устр о е н ­ ны е д о р о ги к 5— 10 ц ентраль­ ны м усадьб ам ко л хо зо в и сов­ хозов. Задача сл ож ная. Д л я ее вы­ полнения п о тр е б ую тся м а к­ сим альны е усилия не то л ько п о д р а зд е л ен ий « Л ипе ц ка вто - д о ра» и треста « Д о р к о л х о з ­ строй», но всех п р е д п р ия тий, о р га низа ц и й, ко л хо зо в, совхо­ зов. Н адо у ж е сейчас р а зв е р ­ тывать по дго то вите л ьн ы е ра­ боты . М е ж д у тем , стройм ате­ риалам и эти о б ъ екты о б е сп е ­ чены п о ка плохо. Если в п р о ш ­ л ом го д у к се р е д ин е ф евраля их им елось в наличии 150 ты­ сяч куб о м е тр о в , то те кущ е м —* 80 ты сяч куб о м е тр о в . В Чап­ л ы ги н с ко м районе, на пр им е р пр е д сто ит п р о л о ж и ть более 20 ки л о м е тр о в автотрасс. Д л я этого по тр е б уе тся п р и м е р н о 70 ты сяч ку б о м е тр о в щ е б н я и ш лака, а за везено всего лишь 2 ты сячу куб о м е тр о в . Не с о з­ даны запасы стройм атериал ов в Д а н ко в с ко м , Д о б р и н с ко м , С тановлянском , В оловском , Д о л го р у ко в с ко м , Л ев-Т ол- сто вском районах. С этим д е л о м следует то­ ропиться. К п е р в о м у апреля, то есть к началу строительно­ го сезона, надо завезти не м е н е е 75 п р о ц е н то в к го д о ­ вой п о тр е б но сти стр о йм а те р и­ алов. Н ельзя забы вать о внут­ р е нни х р е зе р ва х. Во всех рай­ онах м о ж н о найти за л е ж и пес­ ка, кам ня, ко то р ы е то ж е д о л ж ­ ны пойти в дело и ко то р ы е н а м н о го уд еш евят строитель­ ство. О б еспеченность стр о й м а те ­ риалам и, а та кж е эф ф ектив­ ное испол ьзование транспорта, те хни ки им ею т р еш а ю щ е е зна­ чение в вы полнении на м е че н­ ной п р о гр а м м ы . Н е о б хо д и м о о р ганизовать на всех объ ектах ра б о ту автотранспорта в две см ены , позаботиться о н у ж ­ дах водителей, ш и ре п р и м е ­ нять м е ры м о р а л ьн о го и м а­ тер иа л ьно го стим улирования. В оставш ееся вр е м я п о д го то ­ вить к работе всю д о р о ж н у ю техни ку, уко м п л е кто ва ть ее ка д рам и, ор га низо вать с ним и уче б у по по вы ш е нию м астер­ ства. > О бш и рн а я п р о гр а м м а д о ­ р о ж н о го строительства на 1977 го д д о л ж н а бы ть вы пол­ нена. Д л я этого у нас им е ю т­ ся все во зм о ж н о сти . П . И В Л Е В . КАДРЫ ДЛЯ СЕЛА Предстоящей весной с Ново- липецкого металлургического запода для проведения сева а подшефные хозяйства будет на­ правлена большая группа трак­ тористов. С этой целью комитет ДОСААФ организовал курсы подготовки механизаторов. Сейчас на них занимается 95 человек. Люди изучают устрой­ ство двигателя, овладевают правилами вождения машин. В распоряжение курсантов вы­ делено три трактора Т-40. Кур­ санты также посещают проф- техклассы на Липецком трак­ торном заводе, знакомятся со сборкой машин на конвейерах. Ю. ТРОШИН. СНОВА ПОД ОКНАМИ — ГАРАЖИ Уважаемая редакция! В по­ запрошлом году администра­ ция яслей № 5, детского сада № 13 и жильцы дома 12/2 по улице Космонавтов в Липецке обратились к вам в отношении самовольной установки гара­ жей рядом с этими учрежде­ ниями и домом. Вскоре гаражи убрали, за что мы были бла­ годарны «Ленинскому знаме­ ни». Тогда же в наш адрес поступило и официальное пись­ мо заместителя председателя Советского райисполкома В. П. Ивлева о сносе 24 гаражей. Однако сейчас вынуждены ей стороны с удовольствием в этом поможем. По поручению администрации детских учреждений, жиль­ цов дома В. КУДРЯШОВ, преподаватель Липецкого политехнического института. работают исправно, а мой по­ чему-то молчит. Когда же все-таки работники связи мне, больному ветерану войны, наладят бесперебойную работу аппарата, зарегистри­ рованного под номером 4-04-84? Г. ВАСИЛЬЕВ. тут вдруг их избыток. Непонят­ но: с какой целью это делает­ ся? Ведь из кранов вырывается не горячая вода, а кипяток. Клубящийся пар заволакивает все вокруг, и если не закрывать кран несколько минут, в квар­ тире можно париться. Думается, тут кое-что воз­ можно упорядочить. ДАНИЛОВ. г. Липецк. вновь обратиться за содействи­ ем, так как большое количе­ ство гаражей опять появилось под нашими окнами. Опять — поломки деревьев, порча газо­ нов. А райисполком этого бе­ зобразия словно не замечает. Просим, напомните его ру­ ководителям — надо выполнять свои же решения. А чтобы не повторялась неприглядная кар­ тина, надо посадить на этом участке деревья, оборудовать детскую площадку. Мы со сво- КОГДА ЗАЗВОНИТ ТЕЛЕФОН! Уважаемая редакция? У меня квартира с телефоном. Но поч­ ти два месяца он не работает. Несколько раз обращался в бюро ремонта и все гозорят, что неисправен кабель, Как же так, деньги за телефон пла­ чу исправно, а услуга фактиче­ ски не оказывается? И что ин­ тересно, на этом же кабеле в доме еще 5 телефонов — все КВАРТИРА ИЛИ ПАРНАЯ! На страницах «Ленинского знамени» нередко встречаю жалобы липчан на плохое отоп­ ление. Приходилось читать и ответы руководителей тепло­ вых сетей: мол, недостаточно мощностей котельных. Но откуда такой парадокс: вода, которая подается для хо­ зяйственных нужд, нагревается до 100 градусов. Для отопле­ ния не хватает мощностей, а ЭТО НЕ МЕЛОЧЬ Многие колхозники, прожива­ ющие в с. Александрова Ли­ пецкого района, имеют в лич­ ном хозяйстве коров. Однако с их осеменением сложилось трудное положение. Быков- пронзводителей нет. искусствен­ ное осеменение личного скота также не организовано. При­ ходится водить коров в сосед­ ние хозяйства, что, естественно, связано с большими неудобст­ вами. М. ЧЕТВЕРТКОВ. К ОМУ не знакома такая картина: в квартиру привозится новая «стен­ ка» или гарнитур и счаст­ ливые обладатели совре­ менной мебели начинают хло­ потать с ее установкой. Не простое это дело, скажем вам. Слушая иной раз сетования на сложность установки сов­ ременной мебели, невольно ло­ вишь себя на мысли: а почему, собственно, люди даже не пред­ полагают, о возможной помо­ щи в этом деле? Такой вид услуг в Ли­ пецке существует. Кто виноват в том, что он и целый ряд ему подобных ус­ луг не пользуется популяр­ ностью? Ответить на это по­ может более глубокое знаком­ ство с деятельностью «Транс­ агентства». Его начальник Б. Г. Шепе­ лев напоминает: в агентстве можно заказать такси, автобус, отдается предпочтение тран­ спорту, занимающемуся неза­ конными перевозками. А из местной автостанции даже вы* теснена касса предварительной продажи билетов, которую бы­ ло открыло агентство. Есть масса фактов, когда транспорт, предназначенный для обслуживания населения, вообще снимается с «маршру­ тов быта»» машины зачастую выделяются технически неис­ правными. Тем самым люди, занятые на производстве, на уборочных работах лишаются возможности своевременно обеспечить себя топливом, сельхозпродуктами, перевезти домашние вещи, предметы бы­ товой техники. Из-за этого филиалы, при­ емные пункты агентства вы­ нуждены нередко свертывать свою деятельность, неся убыт­ ки. Вот что, например, пишет в своем заявлении из совхоза П ЛЮ СЫ И МИНУ СЫ «Т РАНСАГЕНТСТВА» транспорт для перевозки раз­ личных грузов, купить с дос­ тавкой на дом билет на поезд, самолет, упаковать и отпра­ вить по указанному адресу ве­ щи или предметы бытовой тех­ ники, автомобиль. Агенты кон­ торы по вашей просьбе забро­ нируют также в любом городе страны номер в гостинице, пе­ ревезут вещи с квартиры на квартиру, отправят их контей­ нером. Если в 1964 году объем ра­ бот составил 66,5 тысячи руб­ лей при шестнадцати видах услуг, то в прошлом году — соответственно 440 тысяч руб­ лей при 49 видах. В области действуют 14 филиалов агент­ ства,- 76 его приемных пунк­ тов. Если все так благополучно, вправе возразить читатель, то почему разговор начат с нега­ тивного примера. А потому, что крайне нужной людям службе все еще не удает­ ся полностью расправить крылья. В Липецке на улице Желябова, 12 «Трансагентст­ ву» отведен первый этаж но­ вого дома. В нем просторно, светло, есть все условия для работы. Но ведь успех дела решает разветвленная сеть фи­ лиалов, приемных пунктов. Еще в 1973 году облиспол­ ком обязал районные и город­ ские Советы депутатов тру­ дящихся рассмотреть вопрос о выделении службе помещений с обязательной телефонизаци­ ей их. Речь шла о создании новых филиалов агентства й приемных пунктов в городах и селах, на центральных усадь­ бах колхозов и совхозов. При этом особо указывалось на оказание помощи в подборе кадров, привлечении для более полного удовлетворения нужд населения дополнительного Транспорта. Но вот в Лебедяни как раз эти вопросы решаются плохо/ Старое здание, в котором раз­ мещался филиал «Трансагент­ ства», снесли, не предоставив взамен подходящего. Вернее, дали «новое» — в аварийном здании площадью всего 18 мет­ ров. И это на 5 человек!. В той же Лебедяни ,не сза­ дано и других условий для лучшего обслуживания населе­ ния: отпуск топлива населению производится с большими пре­ пятствиями, при этом нередко «Петровский» С. П. Долгих: «Прошу вернуть мне деньги за транспорт, который предоста­ вило Добринское агентство и от которого я вынужден отка­ заться, ввиду его непригодно­ сти к работе». Другой факт. Н. Н. Клычев заказал в Дан­ ковском агентстве машину для перевозки домашних вещей. Транспорта .так долго не было, что клиент вынужден был рас­ торгнуть заказ. Почему так происходит? Потому, к приме­ ру, что в том же Данкове на­ чальник местного автопредпри­ ятия Э. Ф. Гриднев «закрепил» за агентством «списанный» автомобиль. Подолгу ждут обещанных машин жители об­ ластного центра, а не дождав­ шись, обращаются с просьбой вернуть деньги за неисполь­ зованный транспорт. В Липецке нынче проживает почти 400 тысяч человек. Что­ бы удовлетворить его жителей всевозможными транспортны­ ми услугами, требуется ежед­ невно до 40 автомобилей. На самом деле служба получает от 13 до 15 машин. Нынешние заботы «Транс­ агентства» не новы, но боль­ шинство их годами не находит своего разрешения. Служба, о которой идет речь, входит в систему Липецкого транспорт­ ного управления. И автопред­ приятия, которые должны по­ ставлять транспорт,—его же. Так почему же то и дело воз­ никают неурядицы? Оставляет желать лучшего взаимодействие «Трансагент­ ства» со своего рода «смежни­ ками». Директор Дома мебели в Липецке В. А. Царицынский почему-ю категорически за­ претил оборудовать щит с объ­ явлением об услугах, которые агентство может оказать поку­ пателю. Автомобиль — важнейшее транспортное средство в деле удовлетворения самых различ­ ных нужд населения. Очень хорошо, что на базе его воз­ никла и совершенствуется край­ не необходимая людям служ­ ба. И в интересах каждого из нас быстрее устранить те до­ садные преграды, которые ме­ шают этому процессу. Г. КРАСНОКУТСКИЙ, С. ЛОКТЕВ. В ОДНУ из февральских ночей взвился огонь над крышей котельной, при­ строенной к животноводческой ферме липецкого колхоза име­ ни Дзержинского. Пламя стало быстро распространяться, соз­ давая угрозу всему коровнику... ...Кочегар В. Гридяев, обна­ ружив, что мороз «прихватил» участок топливопровода, решил отогреть его с помощью факе­ ла. Разогревал долго. До тех пор. пока топливо в баке... не воспламенилось. Огонь сразу же перебросился на крышу ко­ тельной. Огнетушителей в хо­ зяйстве не оказалось. Пожар­ ная машина для исполнения своих «прямых обязанностей» была не готова... Только прибывшие из Липец- « г о р и т ? н у и П У С Т Ь Г О Р И Т . . .» ка пожарные подразделения справились с огненной стихией.. В начале года группа сотруд­ ников отдела пожарной охраны областного управления внут­ ренних дел произвела проверку в совхозе «Дмитровский» й колхозе «Победа» Липецкого района. Казалось бы. пожар, случившийся в марте прошлого года на складе товаромате­ риальных ценностей совхоза «Дмитровский» и причинивший ущерб на сумму около 20 тысяч рублей, заставит серьезно за­ думаться директора Л. Кажа- нова. Однако факты свидетель­ ствуют совсем о другом. Все животноводческие поме­ щения в этом хозяйстве не име­ ют средств тушения пожара, си­ ловые и осветительные электро­ сети эксплуатируются с нару­ шениями правил. Молниезащи- той многие фермы не оборудо­ ваны, деревянные конструкции на протяжении ряда лет не подвергались огнезащитной об­ работке. Истопники и кочегары понятия не имеют о противопо­ жарных правилах эксплуатации теплогенерирующих устройств. Аналогичную картину мож­ но наблюдать и в колхозе «Победа». Вот центральный склад горюче-смазочных мате­ риалов. Ни средств тушения, ни молниезащиты, ни призываю­ щих о предосторожности над­ писей — ничего нет. Есть толь­ ко полуразрушенная ограда. Центральные мастерские. Внутри масса различного сгора­ емого хлама, лужи легковос­ пламеняющейся жидкости. И здесь же. невзирая на пожар­ ную опасность, проводятся электросварочные работы. В животноводческих помещениях электрические «козлы». На каждом — спираль толщиной 3—4 мм. И все—в открытом ис­ полнении, ничем не защищены. Спрашиваем у председателя колхоза Н. Чеснокова, органи­ зована ли пожарно-сторожевая охрана и приобретена ли техни­ ка для возможных случаев по­ жара. Не задумываясь, Нико­ лай Васильевич ответил: «А вы зачем? Загорится—приедете, по­ тушите...» Вот вам логика человека, на­ чисто лишенного чувства ответ­ ственности за порученное дело, за сохранность народного доб­ ра. А. ДАВЫДОВ, инспектор отдела пожарной охраны областного управления внутренних дел. САЛЮТ - 5: СЪЕМКИ ЗЕМЛИ У космической фотографии большие заслуги перед фунда­ ментальными и прикладными земными науками. Виктор Горбагко и Юрий Глазков в недавнем полете «а орбитальной станции «Салют-5» продолжали начатую первой экспедицией программу съемок территории Советского Союза южнее 52 градуса северной ши­ роты, а также океанов, облач­ ных образований. Борис Волы- нов и Виталий Жолобов доста­ вили на землю сотни прекрас­ ных снимков, используемых сейчас в народнохозяйственной практике. Наша беседа с доктором тех­ нических наук, профессором Надеждой Лавровой, представ­ ляющей в Центре управления московский Институт инжене­ ров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, началась не­ сколько неожиданно, а именно с вопроса о том, сколько лет живет географическая карта. Со школьных лет в нашем представлении ках-то укоре­ нилось, что географическая кар­ та — это нечто незыблемое, как сама Земля. Увы, срок жизни практически всех видов карт быстротечен: реки меняют рус­ ла, рождаются и исчезают озе­ ра, землетрясения иногда до неузна.ваемоста перестраивают рельеф местности. Работа по уточнению карт — трудоемкая, требует много времени, сил и средств, особенно если учесть, что в Советском Союзе еже-,, годно издается более тысячи те-Ц магических карт и сотни атла-" ' сов. Основное средство уточнения карт г— аэрофотосъемка. Она покрывает сейчас свыше четы­ рех миллионов квадратных ки­ лометров территории. В по­ следние годы на помощь при­ шла космическая техника, стали более широко применяться ав­ томатические методы обработ­ ки фотоснимков. Все это позво­ ляет сократить периоды обнов­ ления карт до четырех-пяти лет. Космический снимок, сделан­ ный с большой высоты, охваты­ вает по сравнению с аэрофото­ графией гораздо большую территорию, позволяет выде­ лить крупные объекты, устано­ вить связь между ними. Даже простая черно-белая фотогра­ фия весьма информативна, еще больший эффект дает цветной снимок, а если он дополняется съемкой в некоторых специаль­ но выбранных узких зонах спектра, то можно получить сведения, недоступные простой фотографии, например, о влаж­ ности почвы, спелости посевов, состоянии лесов. Именно такую комплексную съемку ведет орбитальная станция «Салют-5». На ней имеется фотоаппаратура с раз­ личными объективами и свето­ фильтрами, применяется плен­ ка, чувствительная к различ­ ным спектральным зонам, в том числе и к инфракрасному участку. — Посмотрите, — говорит профессор Лаврова, показывая несколько снимков, полученных во время первой экспедиции Борисом Волыновым и Витали­ ем Жолобовым. — Вот район Восточной Сибири, здесь хоро­ шо просматривается озеро Зай- сан. Даже по одному этому снимку видно, как изменилась площадь зеркала озера, оно по­ степенно покрывается расти­ тельностью. ...Красно-бурая фотография Памира. Прекрасно прослежи­ ваются .не только расположе­ ние крупных горных массивов, но и русла рек, ледники. Про­ анализировав снимки, гляциоло­ ги точно скажут, каковы здесь запасы влаги. А влага — это потенциальный урожай. По­ истине фантастичны деяния на­ шего века, но мы быстро при­ выкаем к ним. Представим на минуту, что для изучения лед­ ников отправилась бы наземная экспедиция. Верблюжий ка­ раван в недавнем прошлом та­ щился по горным кручам от Душанбе до Хорога месяц, а это всего 450 километров пу­ ти. Авиация сократила дли­ тельность путешествия до полу­ тора часов. «Салют-5» за счи­ танные секунды получил снимки всей «крыши мира». Смотри, изучай, выбирай необходимые данные — где укрепить дорогу, где выбрать обходной путь и проложить тоннель. А уже толь­ ко одна такая удачно решен­ ная задача означает экономию миллионо© рублей. Космические снимки применяются сейчас в борьбе с гарными селями, по­ зволяя рационально организо­ вать защиту от грязекаманных потоков. Есть ли у «Салюта-5» задачи «глобального» характера? — По снимкам Атлантиче­ ского и Индийского океанов, полученным первой экспедици­ ей, можно, например, опреде­ лить зоны ап 1 велл 1 шга, то есть те участки, где различные ми­ неральные вещества, содержа­ щиеся на дне, активно подни­ маются течением на поверх­ ность. Насыщенная ими вода становится той почвой, на которой обильно растет планк­ тон. Именно в этих зонах кон­ центрируются косяки рыб, — продолжает рассказ Надежда Лаврова. — Хотелось бы от­ метить попутно еще одну осо­ бенность космических снимков. Виталий Севастьянов еще не- У',, , --« « г г -,у - Для ускорения внедрения достижений науки и техники, пе­ редового опыта в Липецке создан и действует межотраслевой территориальный центр научно-теХнической информации и пропаганды. ЦНТИ информирует промышленные предприятия, органи­ зации строительства и сельского хозяйства о новейших дости­ жениях путем предоставления им информации в виде темати­ ческих подборок и справок, информационных писем и ко. пий чертежей на нестандартное оборудование. ЦНТИ издает информационные листки, плакаты и т. д. Услугами центра пользуются более 1 000 различных предприятий области. На снимке: передовая производственница, печатница Л. Н. Пучнина за выпуском очередного информационного листка. Фото В. Финогина. « РАДУГА - 716» НА ПОТОКЕ сколько лет назад заметил, что из космоса в некоторых случа­ ях хорошо просматривается подводный рельеф. По этому поводу было много, дискуссий, поскольку, из чисто теоретиче­ ских соображений, на такую глубину взгляд проникать не может. Но вот, например, есть ряд снимков, где совершенно отчетливо просматриваются подводные продолжения на­ земных горных хребтов, видны подводные вулканы. Причем глубины в этих местах достига­ ют нескольких десятков мет­ ров. Теперь уже не вызывает сомнений, что сочетание опре­ деленного угла съемки и осве­ щенности объекта солнцем по­ зволяет четко разглядеть то, что находится на небольшой глубине. Да и сама градация глубин также очень хорошо оп­ ределяется из космоса. Велика роль съемки при оп­ ределении выносов рек. Вот снимок дельты Волги. Четко видны пойма реки, заливные лу­ га и окрашенные бурым цветом естественные выносы, уходя­ щие далеко в море. В последнее время в Совет­ ском Союзе достигнут значи­ тельный прогресс в области ав­ томатической обработки сним­ ков на аналоговых машинах. Сейчас есть возможность до­ вольно быстро просмотреть се­ рию снимков и выбрать из них то, что интересует заказчика,— лес, пашню, шельф,. Насколько важна роль кос­ монавтов в съемках? Безусловно, она имеет болб^ шое значение. Автомат не мо­ жет в полной мере учесть все условия съемки: скажем, пого­ ду на больших площадях. Вик­ тор Горбатко и Юрий Глазков, в частности, следили за тем, чтобы на снимки меньше попа­ дало облачных пятен. Но роль космонавтов этим не исчерпы­ вается. — Мы, специалисты по фо­ тосъемке, — замечает Надеж­ да Лаврова, — не забываем о них и на земле, после оконча­ ния полета. Борис Волынов и Виталий Жолобов, как и другие ранее летавшие космонавты, оказывают нам очень большую помощь в расшифровке сним­ ков, участвуют в выработке нужных рекомендаций... Роль космической фотогра­ фии в народном хозяйстве стра­ ны становится все более за­ метной. Растет число заявок от заинтересованных министерств и ведомств. Все более прочной становится связь этого направ­ ления космонавтики с практиче­ скими задачами страны. М. ЧЕРНЫШОВ, специальный корреспондент АПН. ЛЕНИНГРАД, 10. Серийное производство телевизора с цветным изображений^ «Раду­ га-716» началось в объедине­ нии имени К о з и ц к о г о . Вчера с месячным опережением за­ дания предприятие отправило в торговую сеть Москвы, Архан­ гельска, Минска и других го­ родов первую крупную партию приемников. Новая «Радуга» имеет больший по сравнению с ранее выпускавшейся моделью экран, в конструкции применен блок цветности с использовани­ ем интегральных микросхем. (ТАСС). ЭЛЕКТРОННЫЙ Д И С П Е Т Ч Е Р С Т Р О Й К И Десять тысяч автомобилей перевозят грузы по графикам, рассчитанным автоматизиро­ ванной системой управления строительством (АСУС). Она прошла успешные испытания в Москве. От тысячи абонентов ЭВМ принимает ежедневно инфор­ мацию, необходимую для того, чтобы рационально составить схему движения транспорта, занятого на стройках. Среди этих сведений — адреса по­ ставщиков и заказчиков, назва­ ния деталей и марок растворов, количество и мощность кранов, в которых нуждается каждая из полутора тысяч строитель­ ных площадок. Так создается конвейер, работающий в четком ритме по часовым и суточным графикам, достигается макси­ мальная синхронность дейст­ вий всех организаций. Как сообщили в главном на­ учно-исследовательском вычис­ лительном центре Мосгориспол- кома, все это позволило значи­ тельно ускорить монтажные работы, на 30 процентов сокра­ тить пробеги машин. Стройки освобождены от необходимо­ сти хранить материалы у себя на складах. Опыт москвичей взяли на вооружение п Ленинграде, Ки­ еве, Ташкенте. Он успешно внедряется болгарскими и не­ мецкими инженерами и градо­ строителями. (ТАСС). Москва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz