Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
В ре ш ениях XXV съезда пар тии о тв едено бол ьш ое мес т о нравс тв енному воспи танию молодежи, являющемуся фундаментом формирования личности . Тема сегодня шн его в ыпуск а н ашей страницы педагога и родителя—-использование раз личных форм влияния на нравственное воспитание детей, подростков . Эт о и нравс тв ен ное воспи т ание в сем ь е, о зада чах которого рассказывают преподаватели Липецкого педин ститута, и правовая пропаганда среди учащихся профтехучилищ, и организация вне классной и внешкольной работы с детьми . Разговор о зна чении школы, семьи и общественности в нравственном воспитании де тей и подростков, их тесной взаимосвязи, о путях совершенствования формирования лич ности в различных аспектах, в сопричастности с повседневной жизнью будет продолжен . Ре дакция жде т ва ших пис ем, дорогие читатели! — ----------------------------- * --------------------------------------------------------------------- Н Р АВСТВ Е ННО Е В О С ПИТАНИ Е В. И. Ленин еще в первые годы после Великого Октября подчеркивал: «Н адо, чтобы все дело воспитания, образования ^ и учения современной молодежи, ;,было воспитанием в ней комму нистической морали» . Мы жи вем в нов ых условиях* но ле нинский заве т и с егодня зву чит не менее актуально . Сове т ский образ жизни, на ш а дейс т ви т ел ьн ос ть с оздаю т бл агопри ятны е условия для формиро вания в ыс оконравс тв енной ли ч- пости. Но сами условия еще автоматически не делают чело века нравственным, хотя и способствуют этому. Нужно специальное систематическое, целенаправленное воспитание Нравственных качеств. Не уди вительно, что XXV съезд КПСС обратил серьезное вни мание на нравственное воспи тание молодежи. И процесс этот начинается еще задолго до школы — в семье. Специфика у нравственного воспитания в том, что она как бы пронизывает все другие стороны воспитания и стано вится неотделимым от трудово го, эстетического, умственного н физического. В игре, труде, познании окружающего прояв ляется отношение ребенка к самому себе, другим людям, са мой деятельности. Еще до школьник задумывается над вопросом: «Что такое хоро шо и что такое плохо?». Роди тели первые вводят маленького человека в мир нравственных понятий. Но воспитание не исчерпыва ется формированием у молодо го человека лишь ясного пред ставления, как надо поступать и что делать нельзя. Эта очень важная работа связана со сло вом, убеждением. Именно в ре зультате нее формируется нрав ственное сознание: понимание связи своего поведения с тре бованиями и интересами обще ства, готовности всегда доброво льно исполнять эти требования, относиться к другим людям так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Родители формируют привыч ку нравственного поведения. Привычка, говорят в народе, — вторая натура. Привычка обеспечивает опеределенный ав томатизм поведения: человеку поступать правильно, согласно требованиям общества легче, приятнее, привычнее, чем идти в разрез с ними. Но это дости гается многократным повторе нием правильных образцов по ведения. Особенно это важно у маленьких детей и школьников, у которых привычки, мотивы поведения, интересы, потребно сти еще только формируются. Большую роль играет пример ' ц старших и особенно близких людей. Важно вовремя увидеть по ложительное и закрепить его одобрением, похвалой так же. как и осудить неверный посту пок. Этот этап нравственного воспитания связан с практиче скими делами, поступками, дей ствиями воспитанника. Следующий этап нравствен ного воспитания, когда на ос- нове нравственных понятий, привычек поведения формиру ются убеждения. Убеждения— система нравственных знаний, когда они принимаются челове ком как его собственные, лич ные взгляды. Он ими руковод ствуется всегда и иначе посту пить не может. Убеждения свя заны с определенными нравст венными чувствами (совести, че сти, долга, достоинства ит. д.). Задача нравственного воспита ния — выработать у каждого человека активную жизненную позицию, когда. единство слова и дела становШ:я' повседневной нормой поведения. Нравственное . ,, воспитание, чтобы дать результаты, должно быть непрерывным* и обеспе чить единство всех участков воспитательного процесса. В воспитании, как нигде, — один в поле не воин. Л. И. Бреж нев справедливо подчеркивал: «Воспитание детей* воспитание молодого поколения — это де ло поистине общенародное, за него отвечает все общество». А со школы и семьи — особый спрос. Успех может прийти лишь тогде, когда школа и се мья будут действовать вместе. Совместная работа их заключа ется во взаимной информиро ванности о поведении, интере сах. склонностях подростка и юноши. Такая осведомленность помогает закрепить положи тельное, опереться на него, бо роться с недостатками. Учите ля, классные руководители, наблюдающие за учеником в процессе его деятельности, об щения с товарищами, помогут родителям выработать правиль ную воспитательную линию, совместно решать т-у или иную педагогическую задачу. В нравственном воспитании семья имеет исключительные возможности. Родители — са мые близкие и дорогие для де тей люди. Воспитание гуманиз ма, человечности начинается с отношения к отцу и матери. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский за мечает: «Подлинная школа вос питания сердечности, душевно сти и отзывчивости — это се мья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, брать ям, сестрам является ис пытанием человечности». Важ но, чтобы маленький человек еще до школы гордился трудом . своих родителей, видел обще ственную значимость их дея тельности, знал бы о подвигах своих отцов и дедов. Ученик 7 класса Витя К. на вопрос: «С кого бы ты хотел брать пример в жизни?», —- ответил: «Я хочу быть похожим на своих роди телей. Мой папа — шофер, ма ма — строитель; они любят свою Родину, трудятся, не счи таясь со временем, они добрые и ласковые к людям». Родителям следует рассказы вать детям о своей юности, о начале жизненного пути, дети должны гордиться не только настоящим, но и прошлым ро дителей, дедушек, бабушек. К сожалению, часть родителей счи тает это ненужным. В одной школе на вопрос: «Знаешь ли ты о комсомольской юности сво их родителей?» — 75 процен тов опрошенных старшекласс ников ответили: «Почти ниче го не знаю», «Не знаю». Отно шения родителей и детей долж ны быть доверительными. Хо рошо. когда дочь или сын зна ют, что на свой вопрос они по лучат доброжелательный ответ. В семье Ситниковых детей не утомляют назидательными речами, назойливой опекой. Де ти получают умные, направля ющие советы, в свою очередь, делятся всем с родителями. Пятиклассница Оля пишет: «Я очень люблю своих родителей. По любому вопросу я обра щаюсь к папе, особенно если у меня в школе или дома что-ни будь неладно, знаю: он мне всегда даст самый лучший со вет». В воспитании важно граж данское и общественное лицо родителей, их отношение к труду, к жизни вообще, к лю дям. Это воздействует на под ростка и юношу сильнее самых В СЕМЬЕ красивых слов. Учителя Доб- ровсусой средней школы гово рят Володе Свиридове' как о скромном, отзычизом, очень активном и добросовестном ученике, он живет интересами класса, пионерского отряда. Стоит познакомиться с его матерью Марией Кузьминичной, чтобы понять, кто оказывает на мальчика такое благотвор ное влияние. Участница Вели кой Отечественной войны, са моотверженный, скромный тру женик, общественник, она вер ный помощник школы. Родители имеют большие воз можности нравственного воз действия на детей не только своим примером, но и формируя их отношение к окружающей действительности. В семье Дер гуновых, рабочих НЛМЗ, пра вило — все делать сообща: и домашние дела, и отдыхать. Все вместе — в кино, в театр, на концерт, просмотрели — об суждают увиденное. Какие большие возможности, чтобы формировать правильное нрав ственное представление сына о виденном и слышанном! А ведь иные родители вместе с детьми и не ходят ни в театр, ни в ки но, об увиденном не разговари вают, разве что в одной ком нате смотрят телевизор. А по том удивляются: «Откуда ты это взял? Как же ты смотришь фильмы, если ничего не пони маешь?» Чтобы дети понимали произведения искусства, их нужно этому учить, так же, как учат писать и читать. И это должны делать не только в школе, но и родители. У ребенка, младшего школьни ка, потребность быть вместе с родителями очень велика. Как обидно,., .когда ученик на воп рос: «Какой день проведенный с родителями, тебе, больше все го запомнился», — отвечает: «Таких дней не помню». Нравственная атмосфера в семье... Как много она значит для формирования лич ности подростка, юноши. Если он ежедневно встречает в своей семье те черты нравственного климата совет ского общества, важность ко торых он познает умом и серд цем еще в детском саду, это способствует развитию высоко нравственной личности, жизне радостной, активной, способной видеть хорошее в других лю дях. Разлад в семье, несогласо ванность родителей в их тре бованиях наносят непоправи мый вред нравственному вос питанию детей и подростков. И дело не только в том, что ре бенок — свидетель ссор роди телей — видит дурной пример, но и в том, что он мучительно переживает их разлад, решая для себя неразрешимый часто вопрос: «Кто же из них прав?» Нравственное воспитание детей не требует от родителей каких-либо жертв или особых условий. Оно предполагает серьезное и вдумчивое отноше ние к своим родительским обя занностям. Родители на глазах детей должны жить полной, ра достной жизнью советского че ловека — труженика, общест венника, гражданина. Н. КУЗЬМИН, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута. Н. БУРЛАКОВА, преподаватель пединститута. Г ОРЕЛО колхозное поле. И Не важно, что это была пше ница соседнего кубанского колхоза. Горел хлеб, и Леонид Анатольевич Основников не смог пройти мимо. Стена огня мчалась ему навстречу, но он бросился в этот клокочущий смерч. Подоспели люди, встали рядом. Ценой больших усилий им удалось сбить атакующий вал огня и наверное, победили бы. если бы в этот момент в баках пожарной машины не кончилась вода. «Бегите!» — крикнул Леонид Анатольевич людям. Сам он из огненного кольца выбраться не смог и погиб на той самой земле, за которую воевал в годы войны С такого волнующего расска за начался не совсем обычный классный час, который шести классники средней школы № 16 г. Липецка посвятили важной 5 теме — бережному отношению х к хлебу. Они его так и назвали: «Хлеб — всему голова». К Л А С С Н Ы Й Ч А С Проведение такого классного часа стало для ребят волную щим и радостным событием. Ведь ему предшествовала боль шая работа — классного руко водителя Маргариты Михайлов ны Хальченко, родителей, уча щихся. А началось, казалось бы, с малого. В школе то там, то здесь нередко находили куски хлеба, булок, пирожков. Ребя та бросали их, не задумываясь над тем, сколько вложено люд ского труда, чтобы «хлеб на стол пришел». Замечания учи телей не всегда достигали це ли. Проходило какое го время и снова пол столами буфета, в углах коридора находили куски хлеба. Вот и решила Маргарита Михайловна дать ребятам доходчивый урок. Готовились к классному часу все. Одни просматривали газе ты, журналы, подбирали стихи, рассказы о хлебе, другие — по словицы и поговорки. Третьи — рисовали. Нашли репродук ции картин, изображающих тяжкий крестьянский труд в дореволюционной России: «На пашне», «Жнеиы» Венецианова, «Жатва» Соколова. В классе были выставлены картины со ветских художников — «Хлеб» Яблонской. «На мирных полях» Мельникова. Но самое замечательное — это караваи хлеба, приготов ленные специально для этою случая. В этом помогли роди тели. Румяные, пышные, кара ваи красовались на расшитых полотенцах, вызывая восхище ние. В такой обстановке и прозву чали волнующие слова о ку банском хлеборобе, отдавшем жизнь за хлеб. У ЧЕН ИЧЕСКАЯ производ ственная бригада первой Терб унской средней школы каждый год помогает совхозу «Удар ник» в проведении полевых работ. Учащиеся обрабатыва ют всходы пропашных культур, убирают урожай, обслуживают сельскохозяйственные маши ны. Осенью минувшего года, например, школа убрала в сов хозе 15 гектаров сахарной свеклы, 30 гектаров картофеля. В ответ на постановление Ц К КПСС о 60-й годовщине Вели кой Октябрьской социалисти ческой революции ученическая бригада обязалась вырастить с 45 гектаров не менее 18 тысяч центнеров кормозой свеклы. В Е С Т И И З ШКОЛ Взять 400 центнеров корнепло дов с гектара — не простое дело и учащиеся с помощью учителей и специалистов сов хоза тщательно готовятся к весне. В технологической кар те предусмотрены агротехни ческие мероприятия, сроки проведения полевых работ. Многое из того, что намечено, уже осуществлено. Пашню под кормовую свеклу обильно за правили перегноем. Заготовле ны туки для внесения их в рядки при посеве. Участок по лучит воду для орошения. Труд школьников будет мак симально механизирован. 3 этих целях совхоз выделил ученической бригаде два трак тора, сеялки, культиваторы, прореживатели, сцепы борон. Производственной практикой учащихся вместе с учителями будут руководить агроном сов хоза, опытные механизаторы. Сейчас совхозные специалисты знакомят школьников с агро техникой возделывания кормо вой свеклы. Доброе начинание нашло широкий отклик во всех тер- бунских школах. Коллективы их дали слово заняться выра щиванием кормовой свеклы на площади 240 гектаров. С. БЕЗЛЕПКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». К ОМИ ТЕТ комсом ола средней школы № 28 г. Липецка взял на себя организацию фестива ля детского творчества и ху дожественной самодеятельно сти, посвященный 60-летию Октября. И вот позади два ту ра. На заключительный вечер отобраны лучшие юные талан ты. В школе была организована выставка рисунков, технических моделей, образцов вышивок, вязания, выжигания по дереву, лепных работ из пластилина и глины, швейных изделий и т. д. Свыше четырехсот номеров художественной самодеятель ности просмотрело жюри школьного фестиваля. В заклю чительном концерте получили право выступить учащиеся 6 «Б», 8 «Г», 9 «В» кл ассов. Для награждения победителей шефы — завод «Свободный сокол» — изготовили специ альные медали.. Ребята высту пят с концертной программой не только в школе, но и в за водском Дворце культуры, других школах поселка. Г. СЕДЫХ. В ТРЕТЬЕЙ сред ней шко ле г. Лебедяни про веден вечер поэзии, посвященный творчеству М. А. Светлова. Он прошел под девизом: «Что может поэ зия, если она впитывает раз думье, надежды и мечты чело века, ставшего под знамя рево люции». Для у чащихся старших классов этот вечер подготови ли ученики 8 «В» класса под руководством учительницы Н. Ф. Калининой, Комсомольцы долго и стара тельно собирали материал о Светлове, выпустили красочно оформленную стенную газету о творчестве замечательного поэта. Док лад о поэзии Свет лова сделал директор школы М. П. Сосов. Со сцены, празд нично украшенной, прозвуча ли стихи и песни на слова ком сомольского поэта. В музыкаль ных фразах светловского сти ха учащиеся ощутили романти ку революции, высокие идеи нынешнего века. В. ШАНГУТОВА, зав. отделом культуры Лебедянского района. О Х Л Е Б Е — Мы теряем хлеб, не зная ему цены, ■*- говорит учитель ница. — Давайте не будем за бывать, что каждую минуту один человек умирает на на шей плачете от голода, что почтй половина населения зем ного шара не ест хлеба досыта. В классе наступает насторо женная тишина. Да, многого, оказывается, ребята не знали. Простое слово «хлеб», к кото рому они привыкли с младен чества. звучит сейчас по-иному, тревожно «Беречь хлеб!» — это стало лейтмотивом выступлений мно гих ребят. Вот говорит Окса на Попова. Она подчеркивает что труд — закон жизни, а хлеб добывается напряженным трудом. И человек, который добывает его. действительно со вершает подвиг, Оксана назы вает имена знатных хлеборобов КЛУБ «ЩИТ И МЕЧ» В БОЛЬШОМ зале До ма культуры строи телей — сдержан ный гул. Оживленно перегля дываются в нетерпеливом ожи дании ребята. На ярко осве щенной сцене, на полотне ко- лышится эмблема — стального цвета щит на фоне скрещен ных мечей. Раздается знакомая мелодия из телеспектакля «Следствие ведут знатоки». Зал затихает. На сцену поднимаются веду щие занятие в клубе. Начинается очередное засе дание клуба «Щит и меч» для учащихся профтехучилищ Ле вобережного района. Первое заседание клуба про ведено около трех лет назад. Тогда был избран совет клуба, который повел планомерную работу по правовому воспита нию учащихся профтехучилища района. Сегодня в деятельно сти клуба уже сложились оп ределенные традиции и формы. Особенно хочется отметить разнообразие форм проведения заседаний. Лекции по советско му государственному праву с показом кинофильмов, беседы членов совета с аудиторией, театрализованные сцены с уча стием артистов облдрамтеатра, открытые судебные заседания по рассмотрению правонаруше ний и уголовно-наказуемых пре ступлений. Очередное девятнадцатое за седание клуба ведет замести тель председателя областной коллегии адвокатов С. М. Ба сис. В интересной, активизиру ющей мыслительную деятель* ность учащихся, беседе, ои умело сочетает вопросы к со бравшимся с иллюстрированны ми обобщениями их ответов, ненавязчиво раскрывает пагуб ность употребления спиртных напитков, как предпосылки к совершению преступления. О целях и видах наказания з а .совершенные преступления эмоционально и доходчиво рас сказывает ребятам начальник Левобережного отдела милиции Н. К. Архипов. Затем в при сутствии ребят народным судь ей Г. Н. Животиковой с уча стием прокурора района И. М. Столповского рассматривается несколько дел о мелком хули ганстве, совершенном людьми разного возраста и социального положения , в результате зло употребления ими спиртными напитками. В заключение демонстрирует ся кинофильм «Перед судом». Перед окончанием вечера соб равшимся предлагаются вопро сы для участия в олимпиаде, которая планируется на следу ющем заседании: в чем отли чие административного про ступка от преступления? Какие меры воздействия применяются к нарушителям общественного порядка? Что понимается под термином «необходимая оборо на»? Думаю, вполне объясним тот интерес, с каким ребята обсуж дали впоследствии увиденное. Хорошо прошло и заседание клуба в январе нынешнего го да на тему «Советская крими налистика в борьбе с преступ ностью». Перед учащимися вы ступил доктор юридических наук, профессор МГУ Н. Г1. Яблоков. Лекция сопровожда лась показом кинокадров из фильма «Встреча с криминали стами». Мне, как воспитателю, по душе организация и работа та кого клуба. Он очень нужен ребятам, во многом способст вует йх правовому и нравст венному воспитанию. Вместе с тем, думается, останавливаться на достигнутом не стоит. Хочу высказать несколько предложе ний по повышению эффектив ности его работы. В клубе, а подобные, кстати, есть не только в Доме культу ры строителей, но и во Дворце культуры липецких тракторо строителей, в техническом учи лище № 20, следует чаще ста вить юношей и девушек перед решением проблемных ситуа ций, связанных с жизнью. Ана лиз показывает, что большин ство молодых людей, совершив ших правонарушения, были в той или иной степени проин формированы в школе или учи лище о том, что это наказуемо, а вот увязать эти знания со сво ими действиями в нужный мо мент не смогли. На заседаниях клуба «Щит и меч» в порядке эксперимента практиковались, как я уже го ворил, театрализованные сце ны. Перед глазами ребят разыгрывался какой-то жизнен ный инцидент, связанный с практической ситуацией выбо ра — как поступить, что сде лать, чтобы быть правым? Эта форма, очень эмоциональная, доходчивая, должна стать од ной из главных во всей работе клуба. Она как нельзя лучше учитывает психологические особенности аудитории подро стков. Следует) поискать и другие живые формы—возмож но дискуссии, открытые споры. Назрела, на мой взгляд, не обходимость расширить диапа зон влияния таких клубов, как «Щит и меч». Почему бы, на пример, на базе нашего, непло хо зарекомендовавшего себя, не создать совет клуба по пра вовому воспитанию подростков в городском масштабе? В неге вошли бы представители суда, прокуратуры, милиции, отделов культуры и народного образо вания, горкома комсомола. Прибавилось бы сил, расшири лась бы и аудитория. Такой совет сможет оказывать кон кретную помощь и школам по правовому воспитанию уча щихся. Не менее важной представ ляется и работа по правовому просвещению родителей. У нас, в Левобережье, районный от дел народного образования совместно с райкомом партии готовит конференции отцов, на которых пойдет серьезный де ловой разговор о роли главы семьи в воспитании подрост ков. В школах во время подго товки к конференциям прово дятся сочинения на тейу: «Мой отец». Для подготовки конфе ренций привлекаются педагоги ческие коллективы школ, ка федра педагогики Липецкого пединститута, работники мили ции. Мероприятия этй очень важные и нужные. Но вместе с тем, необходи мо подумать и о постоянной систематической работе по пра вовому просвещению родите лей. Это под силу, таким клу бам, как «Щит и меч», которые пока, к сожалению, ориентиро ваны только на работу с под ростками. В. ГОЦУЛЯК, заместитель директора ГПТУ № 7 г. Липецка. В средней школе № 46 Липецка—хороший На снимке: десятиклассники Лариса Ангоно-? кабинет химии. В его оборудовании принимали ва и Вячеслав Максимов за практической рабо-; участие не только учителя и учащиеся, но и той в кабинете химии. / шефы—работники азотнотукового произвол- 1 ства Новолипецкого металлургического завода. Фото С. Иванова. { Р а ст ить общественно т В коммунистическом вос- | питании учащейся молоде жи важное место отводится качественной постановке преподавания обществен но-политических дисциплин. Мне хочется рассказать, ка кое место занимает эта ра бота в учебно-воспитатель ном процессе технического училища № 11 г. Липецка. Недавно в учебных заведе ниях системы профтехобразо вания завершен смотр-кон курс кабинетов общественных дисциплин, посвященный 60- летию Великого Октября. На ше училище заняло в нем вто рое место. У нас оборудованы и работают два кабинета об щественно-политических ДИС ЦИПЛИН—политэкономии и об ществоведения, которыми за ведуют заслуженный учитель профтехобразования РСФСР К. И. Разомаекина и опытный педагог Е. Я. Быкова. Опыт их работы не раз обобщался, как лучший. Кабинеты оснащены всеми необходимыми современными техническими средствами, в них имеются киноустановки «Украина», аппараты «Про тон», телевизоры, магнитофо ны, диапроекторы, проигрыва тели и т. д. Они оборудованы стендами: «Мир сегодня», «Край нащ родной», «СССР— страна моя», «Основные на правления развития народного страны, области. Зачитываются газетные сообщения об их ге роических делах во время жат вы-76. Затем был показан диафильм «Хлеб — всему голова». Школь ники увидели удивительнее пре вращения пшеничного зерна: как оно, попав в землю, начи нает расти, как попадает потом на стол душистый каравай. Классный час. который про шел очень удачно, учителя ре шили провести и в других клас-' сах. Его увидели почти все ре бята школы. И, что главное, сейчас в шко ле отношение к хлебу у маль чиков и девочек совершенно другое. Не видно больше бро шенных кусков в столовой, в коридорах. Ребята по-настоя щему -почувствовали иену хле ба. который всегда был и будет первым продуктом, без которо го немыслима жизнь человека. В. БОЧАРОВА. Средняя школа № 16 г. Липецка. хозяйства СССР на 1976—80 годы», «Коммунизм шагает по планете» и другие. Техниче ские средства, сменяемые по темам урока, стенды широко используются учителями, спо собствуют повышению качест ва обучения, конкретному изу чению материалов XXV съез да партии, важнейших пар тийных документов. В частно сти, в эти дни на уроках учи телями общественно-полити ческих дисциплин ведется большая работа по разъясне нию учащимся основных по ложений постановления ЦК КПСС «О 60-й годовщине Ве ликой Октябрьской социали стической революции». На базе кабинетов общест венно-политических дисциплин строится и внеклассная рабо та с учащимися по развитию их общественной активности, всестороннему расшире н и ю кругозора. При кабинете по литэкономии работает моло дежная лекторская группа, в которую входят тридцать уча щихся. Юноши и девушки на занятиях группы изучают ма териалы XXV съезда партии, учатся искусству лектора, са ми являются политинформа торами в своих группах. . С интересом посещают уча щиеся и «Клуб молодого ате иста», также объединяющего около тридцати юношей и де вушек. Совет клуба периоди чески выпускает стенгазету «Атеист», организует встречи учащихся с пропагандистами городского комитета партии, готовит и свои беседы в груп пах на атеистические темы. При кабинете обществове дения действует популярный в училище «Клуб девушек». В Данковском городском профессионально - те х н и ч е- ском училище № 22 стало традицией проведение вечероз и классных часов с приглаше нием ветеранов труда, передо виков производства. Недавно состоялся темати ческий вечер «Берем с комму нистов пример», посвященный 60-летию Великого Октября. Почетными гостями его стали коммунисты — ветеран труда, первый пионер района В. В. Русанов, передовая работница химического завода Н. И. Са врасова. В. В. Русанов поделился с активных Творческая бригада клуба — более семидесяти учащихся — является организатором тема тических конференций, откры тых классных часов, встреч с интересными людьми — геро ями Великой Отечественной войны, передовиками произ водства, конкурсов на лучшие сочинения, рисунки, посвящен ные 60-летию Великого Ок тября. Недавно в училище создана «Школа политических знаний», которой руководят учителя общественно-политических дис циплин. Характерно, что в ее работе участвуют все — и пе дагогический коллектив и уча щиеся. Два раза в неделю — по четвергам и пятницам — в училище проводятся краткие доклады с обзором политиче ских событий в стране и за рубежом. Их готовят учителя, мастера, учащиеся. Мы считаем, что найденные формы общественно-полити ческой закалки учащихся удачны: они в немалой степе ни способствуют и развитию общего кругозора учащихся, и выработке идейной убежден ности у молодежи. Думаем, что не случайно, например, в минувшем учебном году и в нынешнем не совершено ни одного правонарушения уча щимися, повысилась дисцип лина на уроках. Успех воспитания учащихся зависит как от качества обу чения, так и от интересно ор ганизованной внеклассной ра боты. Будем совершенство вать и то, и другое. К. СКОПИНЦЕВ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ТУ-11 г. Липецка. учащимися воспоминаниями о Великой Отечественной войне, о том, какую роль сыграли коммунисты на ее фронтах. Большой боевой путь прошел и он сам, работая агитатором в политотделе дивизии. О том, как трудятся сейчас коммунисты химического заво да, возглавляя передовые уча стки производства, являясь примером в социалистическом соревновании, рассказала Н. И. Соврасова. В. БУТОВ, секретарь комитета комсомола ГПТУ-22, г. Данков. ПОМОГАЮ Т Ш Е Ф Ы Цех коксохим ического про изводства Новолипецкого ме таллургического завода—шеф школы N2 4 города Липецка. Хорошо помогают подшефным рабочие коллектива в ремонт^ здания, укреплении учебно-ма териальной базы. Это их с та раниями оборудованы кабине ты химии, обществоведение. Но с каждым годом связи ста новятся все разностороннее «Умеем сами—научим и ре бят», —- решили в комитете комсомола цеха. Коксохимики славятся на заводе своими спортивными рекордами — имеют первое место по стрель бе, вторые —- по штанге и плаванию. Вот и решили на тренировки и соревнования приглашать и ребят из под шефной школы. Помогли ор ганизовать секции, выделили общественных тренеров. С участием шефов проводят ся комсомольские собрания. На одном из них побывали, на пример, лучшие молодые рабо* чие комсомольцы В. Ненахова и А, Рець. От имени комсомоль цев цеха они предложили ре бятам организовать соревно вание между школой и рабо чим коллективом. Приняли обя зательства и сейчас периодиче ски и учащиеся, и молодые ра бочие отчитываются о своей работе — на заводе, в школе. Ребята гордятся своими ше фами, все они умеют — и ра ботать, и отдыхать. Г. ПОКРОВСКАЯ. Н А У Р 0 К - В ЛАБОРАТОРИЮ ИНСТИТУТА Многие формы профессио нальной ориентации использу ются в средней школе № 1 9 Г. Липецк а: тематические вече, ра, классные часы, на которых ребята встречаются с людьми различных профессий. В нынеш нем учебном году к ним доба вилась еще одна, на наш взгляд интересная. Многие ребята у нас серь езно увлечены естество знанием и даже пробуют свои силы в простых научных опы тах. Мы решили познакомить их с лабораторией факультета естествознания Липецкого пед института. И нам пошли на встречу. Робкой стайкой входили ре бята на первый урок в лабора тории факультета. Доц ент ка федры физиологии Ф. Г. Ша х- гельд ян в доступной форме рассказал учащимся о самой лаборатории, о том, какую на учную работу ведут в институ те студенты и преподаватели, дал советы, как в условиях школы можно организовать исследования. Теперь ребя та с особым удо вольствием идут на очередной урок в лабораторию вуза. За отзывчивое, внимательнее от ношение к школьникам хочется от души поблагодарить дека нат факультета естествознания, преподавателя К. И. Алексан дрову и других. Их поддержка и советы помогают сделать уроки более содержательными, полезными, укреплять у ребят тягу к познанию. Л. БУРДИНА, учитель биологии средней школы № 19 г. Липецка. СТ РАНИЦА ПОДГО ТОВ Л Е НА Н ЕШТАТ НЫМ О Т Д Е Л О М Ш К О Л « Л Е Н И Н С К О Г О З Н А М Е Н И » «Берем с коммунистов пример!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz