Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

В ре ш ениях XXV съезда пар тии о тв едено бол ьш ое мес т о нравс тв енному воспи танию молодежи, являющемуся фундаментом формирования личности . Тема сегодня шн его в ыпуск а н ашей страницы педагога и родителя—-использование раз­ личных форм влияния на нравственное воспитание детей, подростков . Эт о и нравс тв ен­ ное воспи т ание в сем ь е, о зада чах которого рассказывают преподаватели Липецкого педин­ ститута, и правовая пропаганда среди учащихся профтехучилищ, и организация вне­ классной и внешкольной работы с детьми . Разговор о зна чении школы, семьи и общественности в нравственном воспитании де­ тей и подростков, их тесной взаимосвязи, о путях совершенствования формирования лич­ ности в различных аспектах, в сопричастности с повседневной жизнью будет продолжен . Ре­ дакция жде т ва ших пис ем, дорогие читатели! — ----------------------------- * --------------------------------------------------------------------- Н Р АВСТВ Е ННО Е В О С ПИТАНИ Е В. И. Ленин еще в первые годы после Великого Октября подчеркивал: «Н адо, чтобы все дело воспитания, образования ^ и учения современной молодежи, ;,было воспитанием в ней комму­ нистической морали» . Мы жи ­ вем в нов ых условиях* но ле­ нинский заве т и с егодня зву­ чит не менее актуально . Сове т ­ ский образ жизни, на ш а дейс т ­ ви т ел ьн ос ть с оздаю т бл агопри­ ятны е условия для формиро­ вания в ыс оконравс тв енной ли ч- пости. Но сами условия еще автоматически не делают чело­ века нравственным, хотя и способствуют этому. Нужно специальное систематическое, целенаправленное воспитание Нравственных качеств. Не уди­ вительно, что XXV съезд КПСС обратил серьезное вни­ мание на нравственное воспи­ тание молодежи. И процесс этот начинается еще задолго до школы — в семье. Специфика у нравственного воспитания в том, что она как бы пронизывает все другие стороны воспитания и стано­ вится неотделимым от трудово­ го, эстетического, умственного н физического. В игре, труде, познании окружающего прояв­ ляется отношение ребенка к самому себе, другим людям, са­ мой деятельности. Еще до­ школьник задумывается над вопросом: «Что такое хоро­ шо и что такое плохо?». Роди­ тели первые вводят маленького человека в мир нравственных понятий. Но воспитание не исчерпыва­ ется формированием у молодо­ го человека лишь ясного пред­ ставления, как надо поступать и что делать нельзя. Эта очень важная работа связана со сло­ вом, убеждением. Именно в ре­ зультате нее формируется нрав­ ственное сознание: понимание связи своего поведения с тре­ бованиями и интересами обще­ ства, готовности всегда доброво­ льно исполнять эти требования, относиться к другим людям так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Родители формируют привыч­ ку нравственного поведения. Привычка, говорят в народе, — вторая натура. Привычка обеспечивает опеределенный ав­ томатизм поведения: человеку поступать правильно, согласно требованиям общества легче, приятнее, привычнее, чем идти в разрез с ними. Но это дости­ гается многократным повторе­ нием правильных образцов по­ ведения. Особенно это важно у маленьких детей и школьников, у которых привычки, мотивы поведения, интересы, потребно­ сти еще только формируются. Большую роль играет пример ' ц старших и особенно близких людей. Важно вовремя увидеть по­ ложительное и закрепить его одобрением, похвалой так же. как и осудить неверный посту­ пок. Этот этап нравственного воспитания связан с практиче­ скими делами, поступками, дей­ ствиями воспитанника. Следующий этап нравствен­ ного воспитания, когда на ос- нове нравственных понятий, привычек поведения формиру­ ются убеждения. Убеждения— система нравственных знаний, когда они принимаются челове­ ком как его собственные, лич­ ные взгляды. Он ими руковод­ ствуется всегда и иначе посту­ пить не может. Убеждения свя­ заны с определенными нравст­ венными чувствами (совести, че­ сти, долга, достоинства ит. д.). Задача нравственного воспита­ ния — выработать у каждого человека активную жизненную позицию, когда. единство слова и дела становШ:я' повседневной нормой поведения. Нравственное . ,, воспитание, чтобы дать результаты, должно быть непрерывным* и обеспе­ чить единство всех участков воспитательного процесса. В воспитании, как нигде, — один в поле не воин. Л. И. Бреж­ нев справедливо подчеркивал: «Воспитание детей* воспитание молодого поколения — это де­ ло поистине общенародное, за него отвечает все общество». А со школы и семьи — особый спрос. Успех может прийти лишь тогде, когда школа и се­ мья будут действовать вместе. Совместная работа их заключа­ ется во взаимной информиро­ ванности о поведении, интере­ сах. склонностях подростка и юноши. Такая осведомленность помогает закрепить положи­ тельное, опереться на него, бо­ роться с недостатками. Учите­ ля, классные руководители, наблюдающие за учеником в процессе его деятельности, об­ щения с товарищами, помогут родителям выработать правиль­ ную воспитательную линию, совместно решать т-у или иную педагогическую задачу. В нравственном воспитании семья имеет исключительные возможности. Родители — са­ мые близкие и дорогие для де­ тей люди. Воспитание гуманиз­ ма, человечности начинается с отношения к отцу и матери. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский за­ мечает: «Подлинная школа вос­ питания сердечности, душевно­ сти и отзывчивости — это се­ мья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, брать­ ям, сестрам является ис­ пытанием человечности». Важ­ но, чтобы маленький человек еще до школы гордился трудом . своих родителей, видел обще­ ственную значимость их дея­ тельности, знал бы о подвигах своих отцов и дедов. Ученик 7 класса Витя К. на вопрос: «С кого бы ты хотел брать пример в жизни?», —- ответил: «Я хочу быть похожим на своих роди­ телей. Мой папа — шофер, ма­ ма — строитель; они любят свою Родину, трудятся, не счи­ таясь со временем, они добрые и ласковые к людям». Родителям следует рассказы­ вать детям о своей юности, о начале жизненного пути, дети должны гордиться не только настоящим, но и прошлым ро­ дителей, дедушек, бабушек. К сожалению, часть родителей счи­ тает это ненужным. В одной школе на вопрос: «Знаешь ли ты о комсомольской юности сво­ их родителей?» — 75 процен­ тов опрошенных старшекласс­ ников ответили: «Почти ниче­ го не знаю», «Не знаю». Отно­ шения родителей и детей долж­ ны быть доверительными. Хо­ рошо. когда дочь или сын зна­ ют, что на свой вопрос они по­ лучат доброжелательный ответ. В семье Ситниковых детей не утомляют назидательными речами, назойливой опекой. Де­ ти получают умные, направля­ ющие советы, в свою очередь, делятся всем с родителями. Пятиклассница Оля пишет: «Я очень люблю своих родителей. По любому вопросу я обра­ щаюсь к папе, особенно если у меня в школе или дома что-ни­ будь неладно, знаю: он мне всегда даст самый лучший со­ вет». В воспитании важно граж­ данское и общественное лицо родителей, их отношение к труду, к жизни вообще, к лю­ дям. Это воздействует на под­ ростка и юношу сильнее самых В СЕМЬЕ красивых слов. Учителя Доб- ровсусой средней школы гово­ рят Володе Свиридове' как о скромном, отзычизом, очень активном и добросовестном ученике, он живет интересами класса, пионерского отряда. Стоит познакомиться с его матерью Марией Кузьминичной, чтобы понять, кто оказывает на мальчика такое благотвор­ ное влияние. Участница Вели­ кой Отечественной войны, са­ моотверженный, скромный тру­ женик, общественник, она вер­ ный помощник школы. Родители имеют большие воз­ можности нравственного воз­ действия на детей не только своим примером, но и формируя их отношение к окружающей действительности. В семье Дер­ гуновых, рабочих НЛМЗ, пра­ вило — все делать сообща: и домашние дела, и отдыхать. Все вместе — в кино, в театр, на концерт, просмотрели — об­ суждают увиденное. Какие большие возможности, чтобы формировать правильное нрав­ ственное представление сына о виденном и слышанном! А ведь иные родители вместе с детьми и не ходят ни в театр, ни в ки­ но, об увиденном не разговари­ вают, разве что в одной ком­ нате смотрят телевизор. А по­ том удивляются: «Откуда ты это взял? Как же ты смотришь фильмы, если ничего не пони­ маешь?» Чтобы дети понимали произведения искусства, их нужно этому учить, так же, как учат писать и читать. И это должны делать не только в школе, но и родители. У ребенка, младшего школьни­ ка, потребность быть вместе с родителями очень велика. Как обидно,., .когда ученик на воп­ рос: «Какой день проведенный с родителями, тебе, больше все­ го запомнился», — отвечает: «Таких дней не помню». Нравственная атмосфера в семье... Как много она значит для формирования лич­ ности подростка, юноши. Если он ежедневно встречает в своей семье те черты нравственного климата совет­ ского общества, важность ко­ торых он познает умом и серд­ цем еще в детском саду, это способствует развитию высоко­ нравственной личности, жизне­ радостной, активной, способной видеть хорошее в других лю­ дях. Разлад в семье, несогласо­ ванность родителей в их тре­ бованиях наносят непоправи­ мый вред нравственному вос­ питанию детей и подростков. И дело не только в том, что ре­ бенок — свидетель ссор роди­ телей — видит дурной пример, но и в том, что он мучительно переживает их разлад, решая для себя неразрешимый часто вопрос: «Кто же из них прав?» Нравственное воспитание детей не требует от родителей каких-либо жертв или особых условий. Оно предполагает серьезное и вдумчивое отноше­ ние к своим родительским обя­ занностям. Родители на глазах детей должны жить полной, ра­ достной жизнью советского че­ ловека — труженика, общест­ венника, гражданина. Н. КУЗЬМИН, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута. Н. БУРЛАКОВА, преподаватель пединститута. Г ОРЕЛО колхозное поле. И Не важно, что это была пше­ ница соседнего кубанского колхоза. Горел хлеб, и Леонид Анатольевич Основников не смог пройти мимо. Стена огня мчалась ему навстречу, но он бросился в этот клокочущий смерч. Подоспели люди, встали рядом. Ценой больших усилий им удалось сбить атакующий вал огня и наверное, победили бы. если бы в этот момент в баках пожарной машины не кончилась вода. «Бегите!» — крикнул Леонид Анатольевич людям. Сам он из огненного кольца выбраться не смог и погиб на той самой земле, за которую воевал в годы войны С такого волнующего расска­ за начался не совсем обычный классный час, который шести­ классники средней школы № 16 г. Липецка посвятили важной 5 теме — бережному отношению х к хлебу. Они его так и назвали: «Хлеб — всему голова». К Л А С С Н Ы Й Ч А С Проведение такого классного часа стало для ребят волную­ щим и радостным событием. Ведь ему предшествовала боль­ шая работа — классного руко­ водителя Маргариты Михайлов­ ны Хальченко, родителей, уча­ щихся. А началось, казалось бы, с малого. В школе то там, то здесь нередко находили куски хлеба, булок, пирожков. Ребя­ та бросали их, не задумываясь над тем, сколько вложено люд­ ского труда, чтобы «хлеб на стол пришел». Замечания учи­ телей не всегда достигали це­ ли. Проходило какое го время и снова пол столами буфета, в углах коридора находили куски хлеба. Вот и решила Маргарита Михайловна дать ребятам доходчивый урок. Готовились к классному часу все. Одни просматривали газе­ ты, журналы, подбирали стихи, рассказы о хлебе, другие — по­ словицы и поговорки. Третьи — рисовали. Нашли репродук­ ции картин, изображающих тяжкий крестьянский труд в дореволюционной России: «На пашне», «Жнеиы» Венецианова, «Жатва» Соколова. В классе были выставлены картины со­ ветских художников — «Хлеб» Яблонской. «На мирных полях» Мельникова. Но самое замечательное — это караваи хлеба, приготов­ ленные специально для этою случая. В этом помогли роди­ тели. Румяные, пышные, кара­ ваи красовались на расшитых полотенцах, вызывая восхище­ ние. В такой обстановке и прозву­ чали волнующие слова о ку­ банском хлеборобе, отдавшем жизнь за хлеб. У ЧЕН ИЧЕСКАЯ производ­ ственная бригада первой Терб унской средней школы каждый год помогает совхозу «Удар­ ник» в проведении полевых работ. Учащиеся обрабатыва­ ют всходы пропашных культур, убирают урожай, обслуживают сельскохозяйственные маши­ ны. Осенью минувшего года, например, школа убрала в сов­ хозе 15 гектаров сахарной свеклы, 30 гектаров картофеля. В ответ на постановление Ц К КПСС о 60-й годовщине Вели­ кой Октябрьской социалисти­ ческой революции ученическая бригада обязалась вырастить с 45 гектаров не менее 18 тысяч центнеров кормозой свеклы. В Е С Т И И З ШКОЛ Взять 400 центнеров корнепло­ дов с гектара — не простое дело и учащиеся с помощью учителей и специалистов сов­ хоза тщательно готовятся к весне. В технологической кар­ те предусмотрены агротехни­ ческие мероприятия, сроки проведения полевых работ. Многое из того, что намечено, уже осуществлено. Пашню под кормовую свеклу обильно за­ правили перегноем. Заготовле­ ны туки для внесения их в рядки при посеве. Участок по­ лучит воду для орошения. Труд школьников будет мак­ симально механизирован. 3 этих целях совхоз выделил ученической бригаде два трак­ тора, сеялки, культиваторы, прореживатели, сцепы борон. Производственной практикой учащихся вместе с учителями будут руководить агроном сов­ хоза, опытные механизаторы. Сейчас совхозные специалисты знакомят школьников с агро­ техникой возделывания кормо­ вой свеклы. Доброе начинание нашло широкий отклик во всех тер- бунских школах. Коллективы их дали слово заняться выра­ щиванием кормовой свеклы на площади 240 гектаров. С. БЕЗЛЕПКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». К ОМИ ТЕТ комсом ола средней школы № 28 г. Липецка взял на себя организацию фестива­ ля детского творчества и ху­ дожественной самодеятельно­ сти, посвященный 60-летию Октября. И вот позади два ту­ ра. На заключительный вечер отобраны лучшие юные талан­ ты. В школе была организована выставка рисунков, технических моделей, образцов вышивок, вязания, выжигания по дереву, лепных работ из пластилина и глины, швейных изделий и т. д. Свыше четырехсот номеров художественной самодеятель­ ности просмотрело жюри школьного фестиваля. В заклю­ чительном концерте получили право выступить учащиеся 6 «Б», 8 «Г», 9 «В» кл ассов. Для награждения победителей шефы — завод «Свободный сокол» — изготовили специ­ альные медали.. Ребята высту­ пят с концертной программой не только в школе, но и в за­ водском Дворце культуры, других школах поселка. Г. СЕДЫХ. В ТРЕТЬЕЙ сред ней шко­ ле г. Лебедяни про­ веден вечер поэзии, посвященный творчеству М. А. Светлова. Он прошел под девизом: «Что может поэ­ зия, если она впитывает раз­ думье, надежды и мечты чело­ века, ставшего под знамя рево­ люции». Для у чащихся старших классов этот вечер подготови­ ли ученики 8 «В» класса под руководством учительницы Н. Ф. Калининой, Комсомольцы долго и стара­ тельно собирали материал о Светлове, выпустили красочно оформленную стенную газету о творчестве замечательного поэта. Док лад о поэзии Свет­ лова сделал директор школы М. П. Сосов. Со сцены, празд­ нично украшенной, прозвуча­ ли стихи и песни на слова ком­ сомольского поэта. В музыкаль­ ных фразах светловского сти­ ха учащиеся ощутили романти­ ку революции, высокие идеи нынешнего века. В. ШАНГУТОВА, зав. отделом культуры Лебедянского района. О Х Л Е Б Е — Мы теряем хлеб, не зная ему цены, ■*- говорит учитель­ ница. — Давайте не будем за­ бывать, что каждую минуту один человек умирает на на­ шей плачете от голода, что почтй половина населения зем­ ного шара не ест хлеба досыта. В классе наступает насторо­ женная тишина. Да, многого, оказывается, ребята не знали. Простое слово «хлеб», к кото­ рому они привыкли с младен­ чества. звучит сейчас по-иному, тревожно «Беречь хлеб!» — это стало лейтмотивом выступлений мно­ гих ребят. Вот говорит Окса­ на Попова. Она подчеркивает что труд — закон жизни, а хлеб добывается напряженным трудом. И человек, который добывает его. действительно со­ вершает подвиг, Оксана назы­ вает имена знатных хлеборобов КЛУБ «ЩИТ И МЕЧ» В БОЛЬШОМ зале До­ ма культуры строи­ телей — сдержан­ ный гул. Оживленно перегля­ дываются в нетерпеливом ожи­ дании ребята. На ярко осве­ щенной сцене, на полотне ко- лышится эмблема — стального цвета щит на фоне скрещен­ ных мечей. Раздается знакомая мелодия из телеспектакля «Следствие ведут знатоки». Зал затихает. На сцену поднимаются веду­ щие занятие в клубе. Начинается очередное засе­ дание клуба «Щит и меч» для учащихся профтехучилищ Ле­ вобережного района. Первое заседание клуба про­ ведено около трех лет назад. Тогда был избран совет клуба, который повел планомерную работу по правовому воспита­ нию учащихся профтехучилища района. Сегодня в деятельно­ сти клуба уже сложились оп­ ределенные традиции и формы. Особенно хочется отметить разнообразие форм проведения заседаний. Лекции по советско­ му государственному праву с показом кинофильмов, беседы членов совета с аудиторией, театрализованные сцены с уча­ стием артистов облдрамтеатра, открытые судебные заседания по рассмотрению правонаруше­ ний и уголовно-наказуемых пре­ ступлений. Очередное девятнадцатое за­ седание клуба ведет замести­ тель председателя областной коллегии адвокатов С. М. Ба­ сис. В интересной, активизиру­ ющей мыслительную деятель* ность учащихся, беседе, ои умело сочетает вопросы к со­ бравшимся с иллюстрированны­ ми обобщениями их ответов, ненавязчиво раскрывает пагуб­ ность употребления спиртных напитков, как предпосылки к совершению преступления. О целях и видах наказания з а .совершенные преступления эмоционально и доходчиво рас­ сказывает ребятам начальник Левобережного отдела милиции Н. К. Архипов. Затем в при­ сутствии ребят народным судь­ ей Г. Н. Животиковой с уча­ стием прокурора района И. М. Столповского рассматривается несколько дел о мелком хули­ ганстве, совершенном людьми разного возраста и социального положения , в результате зло­ употребления ими спиртными напитками. В заключение демонстрирует­ ся кинофильм «Перед судом». Перед окончанием вечера соб­ равшимся предлагаются вопро­ сы для участия в олимпиаде, которая планируется на следу­ ющем заседании: в чем отли­ чие административного про­ ступка от преступления? Какие меры воздействия применяются к нарушителям общественного порядка? Что понимается под термином «необходимая оборо­ на»? Думаю, вполне объясним тот интерес, с каким ребята обсуж­ дали впоследствии увиденное. Хорошо прошло и заседание клуба в январе нынешнего го­ да на тему «Советская крими­ налистика в борьбе с преступ­ ностью». Перед учащимися вы­ ступил доктор юридических наук, профессор МГУ Н. Г1. Яблоков. Лекция сопровожда­ лась показом кинокадров из фильма «Встреча с криминали­ стами». Мне, как воспитателю, по душе организация и работа та­ кого клуба. Он очень нужен ребятам, во многом способст­ вует йх правовому и нравст­ венному воспитанию. Вместе с тем, думается, останавливаться на достигнутом не стоит. Хочу высказать несколько предложе­ ний по повышению эффектив­ ности его работы. В клубе, а подобные, кстати, есть не только в Доме культу­ ры строителей, но и во Дворце культуры липецких тракторо­ строителей, в техническом учи­ лище № 20, следует чаще ста­ вить юношей и девушек перед решением проблемных ситуа­ ций, связанных с жизнью. Ана­ лиз показывает, что большин­ ство молодых людей, совершив­ ших правонарушения, были в той или иной степени проин­ формированы в школе или учи­ лище о том, что это наказуемо, а вот увязать эти знания со сво­ ими действиями в нужный мо­ мент не смогли. На заседаниях клуба «Щит и меч» в порядке эксперимента практиковались, как я уже го­ ворил, театрализованные сце­ ны. Перед глазами ребят разыгрывался какой-то жизнен­ ный инцидент, связанный с практической ситуацией выбо­ ра — как поступить, что сде­ лать, чтобы быть правым? Эта форма, очень эмоциональная, доходчивая, должна стать од­ ной из главных во всей работе клуба. Она как нельзя лучше учитывает психологические особенности аудитории подро­ стков. Следует) поискать и другие живые формы—возмож­ но дискуссии, открытые споры. Назрела, на мой взгляд, не­ обходимость расширить диапа­ зон влияния таких клубов, как «Щит и меч». Почему бы, на­ пример, на базе нашего, непло­ хо зарекомендовавшего себя, не создать совет клуба по пра­ вовому воспитанию подростков в городском масштабе? В неге вошли бы представители суда, прокуратуры, милиции, отделов культуры и народного образо­ вания, горкома комсомола. Прибавилось бы сил, расшири­ лась бы и аудитория. Такой совет сможет оказывать кон­ кретную помощь и школам по правовому воспитанию уча­ щихся. Не менее важной представ­ ляется и работа по правовому просвещению родителей. У нас, в Левобережье, районный от­ дел народного образования совместно с райкомом партии готовит конференции отцов, на которых пойдет серьезный де­ ловой разговор о роли главы семьи в воспитании подрост­ ков. В школах во время подго­ товки к конференциям прово­ дятся сочинения на тейу: «Мой отец». Для подготовки конфе­ ренций привлекаются педагоги­ ческие коллективы школ, ка­ федра педагогики Липецкого пединститута, работники мили­ ции. Мероприятия этй очень важные и нужные. Но вместе с тем, необходи­ мо подумать и о постоянной систематической работе по пра­ вовому просвещению родите­ лей. Это под силу, таким клу­ бам, как «Щит и меч», которые пока, к сожалению, ориентиро­ ваны только на работу с под­ ростками. В. ГОЦУЛЯК, заместитель директора ГПТУ № 7 г. Липецка. В средней школе № 46 Липецка—хороший На снимке: десятиклассники Лариса Ангоно-? кабинет химии. В его оборудовании принимали ва и Вячеслав Максимов за практической рабо-; участие не только учителя и учащиеся, но и той в кабинете химии. / шефы—работники азотнотукового произвол- 1 ства Новолипецкого металлургического завода. Фото С. Иванова. { Р а ст ить общественно т В коммунистическом вос- | питании учащейся молоде­ жи важное место отводится качественной постановке преподавания обществен­ но-политических дисциплин. Мне хочется рассказать, ка­ кое место занимает эта ра­ бота в учебно-воспитатель­ ном процессе технического училища № 11 г. Липецка. Недавно в учебных заведе­ ниях системы профтехобразо­ вания завершен смотр-кон­ курс кабинетов общественных дисциплин, посвященный 60- летию Великого Октября. На­ ше училище заняло в нем вто­ рое место. У нас оборудованы и работают два кабинета об­ щественно-политических ДИС­ ЦИПЛИН—политэкономии и об­ ществоведения, которыми за­ ведуют заслуженный учитель профтехобразования РСФСР К. И. Разомаекина и опытный педагог Е. Я. Быкова. Опыт их работы не раз обобщался, как лучший. Кабинеты оснащены всеми необходимыми современными техническими средствами, в них имеются киноустановки «Украина», аппараты «Про­ тон», телевизоры, магнитофо­ ны, диапроекторы, проигрыва­ тели и т. д. Они оборудованы стендами: «Мир сегодня», «Край нащ родной», «СССР— страна моя», «Основные на­ правления развития народного страны, области. Зачитываются газетные сообщения об их ге­ роических делах во время жат­ вы-76. Затем был показан диафильм «Хлеб — всему голова». Школь­ ники увидели удивительнее пре­ вращения пшеничного зерна: как оно, попав в землю, начи­ нает расти, как попадает потом на стол душистый каравай. Классный час. который про­ шел очень удачно, учителя ре­ шили провести и в других клас-' сах. Его увидели почти все ре­ бята школы. И, что главное, сейчас в шко­ ле отношение к хлебу у маль­ чиков и девочек совершенно другое. Не видно больше бро­ шенных кусков в столовой, в коридорах. Ребята по-настоя­ щему -почувствовали иену хле­ ба. который всегда был и будет первым продуктом, без которо­ го немыслима жизнь человека. В. БОЧАРОВА. Средняя школа № 16 г. Липецка. хозяйства СССР на 1976—80 годы», «Коммунизм шагает по планете» и другие. Техниче­ ские средства, сменяемые по темам урока, стенды широко используются учителями, спо­ собствуют повышению качест­ ва обучения, конкретному изу­ чению материалов XXV съез­ да партии, важнейших пар­ тийных документов. В частно­ сти, в эти дни на уроках учи­ телями общественно-полити­ ческих дисциплин ведется большая работа по разъясне­ нию учащимся основных по­ ложений постановления ЦК КПСС «О 60-й годовщине Ве­ ликой Октябрьской социали­ стической революции». На базе кабинетов общест­ венно-политических дисциплин строится и внеклассная рабо­ та с учащимися по развитию их общественной активности, всестороннему расшире н и ю кругозора. При кабинете по­ литэкономии работает моло­ дежная лекторская группа, в которую входят тридцать уча­ щихся. Юноши и девушки на занятиях группы изучают ма­ териалы XXV съезда партии, учатся искусству лектора, са­ ми являются политинформа­ торами в своих группах. . С интересом посещают уча­ щиеся и «Клуб молодого ате­ иста», также объединяющего около тридцати юношей и де­ вушек. Совет клуба периоди­ чески выпускает стенгазету «Атеист», организует встречи учащихся с пропагандистами городского комитета партии, готовит и свои беседы в груп­ пах на атеистические темы. При кабинете обществове­ дения действует популярный в училище «Клуб девушек». В Данковском городском профессионально - те х н и ч е- ском училище № 22 стало традицией проведение вечероз и классных часов с приглаше­ нием ветеранов труда, передо­ виков производства. Недавно состоялся темати­ ческий вечер «Берем с комму­ нистов пример», посвященный 60-летию Великого Октября. Почетными гостями его стали коммунисты — ветеран труда, первый пионер района В. В. Русанов, передовая работница химического завода Н. И. Са­ врасова. В. В. Русанов поделился с активных Творческая бригада клуба — более семидесяти учащихся — является организатором тема­ тических конференций, откры­ тых классных часов, встреч с интересными людьми — геро­ ями Великой Отечественной войны, передовиками произ­ водства, конкурсов на лучшие сочинения, рисунки, посвящен­ ные 60-летию Великого Ок­ тября. Недавно в училище создана «Школа политических знаний», которой руководят учителя общественно-политических дис­ циплин. Характерно, что в ее работе участвуют все — и пе­ дагогический коллектив и уча­ щиеся. Два раза в неделю — по четвергам и пятницам — в училище проводятся краткие доклады с обзором политиче­ ских событий в стране и за рубежом. Их готовят учителя, мастера, учащиеся. Мы считаем, что найденные формы общественно-полити­ ческой закалки учащихся удачны: они в немалой степе­ ни способствуют и развитию общего кругозора учащихся, и выработке идейной убежден­ ности у молодежи. Думаем, что не случайно, например, в минувшем учебном году и в нынешнем не совершено ни одного правонарушения уча­ щимися, повысилась дисцип­ лина на уроках. Успех воспитания учащихся зависит как от качества обу­ чения, так и от интересно ор­ ганизованной внеклассной ра­ боты. Будем совершенство­ вать и то, и другое. К. СКОПИНЦЕВ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ТУ-11 г. Липецка. учащимися воспоминаниями о Великой Отечественной войне, о том, какую роль сыграли коммунисты на ее фронтах. Большой боевой путь прошел и он сам, работая агитатором в политотделе дивизии. О том, как трудятся сейчас коммунисты химического заво­ да, возглавляя передовые уча­ стки производства, являясь примером в социалистическом соревновании, рассказала Н. И. Соврасова. В. БУТОВ, секретарь комитета комсомола ГПТУ-22, г. Данков. ПОМОГАЮ Т Ш Е Ф Ы Цех коксохим ического про­ изводства Новолипецкого ме­ таллургического завода—шеф школы N2 4 города Липецка. Хорошо помогают подшефным рабочие коллектива в ремонт^ здания, укреплении учебно-ма­ териальной базы. Это их с та­ раниями оборудованы кабине­ ты химии, обществоведение. Но с каждым годом связи ста­ новятся все разностороннее «Умеем сами—научим и ре­ бят», —- решили в комитете комсомола цеха. Коксохимики славятся на заводе своими спортивными рекордами — имеют первое место по стрель­ бе, вторые —- по штанге и плаванию. Вот и решили на тренировки и соревнования приглашать и ребят из под­ шефной школы. Помогли ор­ ганизовать секции, выделили общественных тренеров. С участием шефов проводят­ ся комсомольские собрания. На одном из них побывали, на­ пример, лучшие молодые рабо* чие комсомольцы В. Ненахова и А, Рець. От имени комсомоль­ цев цеха они предложили ре­ бятам организовать соревно­ вание между школой и рабо­ чим коллективом. Приняли обя­ зательства и сейчас периодиче­ ски и учащиеся, и молодые ра­ бочие отчитываются о своей работе — на заводе, в школе. Ребята гордятся своими ше­ фами, все они умеют — и ра­ ботать, и отдыхать. Г. ПОКРОВСКАЯ. Н А У Р 0 К - В ЛАБОРАТОРИЮ ИНСТИТУТА Многие формы профессио­ нальной ориентации использу­ ются в средней школе № 1 9 Г. Липецк а: тематические вече, ра, классные часы, на которых ребята встречаются с людьми различных профессий. В нынеш­ нем учебном году к ним доба­ вилась еще одна, на наш взгляд интересная. Многие ребята у нас серь­ езно увлечены естество­ знанием и даже пробуют свои силы в простых научных опы­ тах. Мы решили познакомить их с лабораторией факультета естествознания Липецкого пед­ института. И нам пошли на­ встречу. Робкой стайкой входили ре­ бята на первый урок в лабора­ тории факультета. Доц ент ка­ федры физиологии Ф. Г. Ша х- гельд ян в доступной форме рассказал учащимся о самой лаборатории, о том, какую на­ учную работу ведут в институ­ те студенты и преподаватели, дал советы, как в условиях школы можно организовать исследования. Теперь ребя та с особым удо­ вольствием идут на очередной урок в лабораторию вуза. За отзывчивое, внимательнее от­ ношение к школьникам хочется от души поблагодарить дека­ нат факультета естествознания, преподавателя К. И. Алексан­ дрову и других. Их поддержка и советы помогают сделать уроки более содержательными, полезными, укреплять у ребят тягу к познанию. Л. БУРДИНА, учитель биологии средней школы № 19 г. Липецка. СТ РАНИЦА ПОДГО ­ ТОВ Л Е НА Н ЕШТАТ НЫМ О Т Д Е Л О М Ш К О Л « Л Е Н И Н С К О Г О З Н А М Е Н И » «Берем с коммунистов пример!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz