Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

• * • • ♦ • • • •*#, #* «##**%%*/#*#%*#*#%%*в*#*.ф• • • :2'*Й*й:х ’х :Л:Х‘А:::: ^ * * \ X •* ■ ... •-•а», ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ-СЕРДЦА И РУКИ МОЛОДЫХ ГО РД ИТЬ С Я П РОФЕСС ИЕЙ З Е М Л Е Д Е Л Ь Ц А Имя механизатора, свекловода колхоза имени Фрунзе Доб- ринского района Василия Павловича Колесникова хорошо из­ вестно в области. Кавалер орденов Ленина, Октябрьской Ре­ волюции, Трудового Красного Знамени, Он отдал почетному труду, земледельца более тридцати лет. Есть у Василия Павловича общественная обязанность, к ко­ торой он относится с большой ответственностью, с душой. Он — наставник молодых рабочих. Многим из них помогли освоить механизаторскую профессию его практическая по­ мощь и советы. Часто приглашают Василия Павловича в сельский Дом куль­ туры, в местную среднюю школу, просят рассказать выпуск­ никам о своем деле. Одно из таких выступлений, как бы свое­ образный открытый урок, проведенный знатным механиза­ тором, мы и записали. Д ОРОГИЕ РЕБЯТА! Все вы не раз слышали та­ кое выражение: «О че­ ловеке в жизни судят по рабо­ те ,/п о его отношению к тру- дуТу Очень оно верное. Ведь труд — главная обязанность человека и главное его право. И по-настоящему полнокров­ ной жизнью живет лишь тот, кто увлечен работой, отдает ей всего себя. «Механизатор — главная фигура на селе». Когда я слышу сегодня эти слова, час­ то думаю о том, сколько на­ до было сделать в нашем сельском хозяйстве и сколько сделано за годы Советской власти, чтобы они звучали вот так, с достоинством. Взять хо­ тя бы те годы, что выпали на мою долю. В первый послевоенный год я вместе с такими же пятнад­ цатилетними подростками при­ шел в контору только что ор­ ганизованной Верхне-Матрен- ской МТС. Мы знали, что здесь набирали на курсы тракторис­ тов. Один из пожилых механи- заторов-фронтовиков, запи­ сывая наши фамилии, сказал нам: «Ну, ребята, вы теперь на селе самые «ходовые му­ жики», на вас — большая на­ дежда». Да, многих односельчан не дождались тогда с войны в семьях... И мы, подрастающая рабочая смена, понимали, что в самом деле были надеждой своего села, всей страны. По­ этому и учились на совесть, и работали — так же. Уже сле­ дующей весной выехали в по­ ле, сев за руль «Универсалов», ХТЗ. Более мощных тракторов было мало. Пахали, сеяли й культивировали вдвоем на од­ ном тракторе в Две смены. Нынче молодые парни начи­ нают свой механизаторский путь на мощных «К-700», на комбайнах «Колос», «Нива». Вот как изменилась техника! И число ее возросло — толь­ ко в нашем колхозе сегодня свыше 40 тяжелых тракторов, столько же — колесных, около 50 комбайнов и т. д. Техника идет мощным потоком на село 1,— умно сделанная, надежная в ‘Эксплуатации, удобная в уп­ равлении. И, конечно, ей нужны хоро­ шие хозяева, которые умели бы использовать ее максималь­ но. Ей: нужны молодые, силь­ ные руки. Ваши руки, ребята! Потребность только в механи­ заторах в нашем колхозе большая —- имеющаяся техни­ ка пока не укомплектована в две смены, как положено. А сколько нужно механизаторов всему району, области нашей... В каждой профессии есть свои трудности. Не буду скры­ вать — есть они и а нашей. Напряженно приходится тру­ диться в жаркую посевную или уборочную страду: тут, порой, не считаешься ни со временем, ни с усталостью. Но я не ду­ маю, чтобы вас, сельских юно­ шей и девушек, это пугало. Очень хорошее дело ведется в вашей Верхне-Матренсксй школе —- обучение профессии 1 механизатора. Есть и кабинет машиноведения, и техника для практики. Если нужно — в вашем пользовании колхоз­ ная мастерская, хорошо обо­ рудованная. Почти все вы являетесь членами учениче­ ской производственной брига­ ды, трудитесь в различных звеньях. Наши специалисты во главе с агрономом М. А. Ас- танковой, опытные механиза­ торы, такие, например, как М . И. Путилин, многое вам дают на занятиях по основам земледелия. Я сужу об этом потому, ,что вижу: из вашей школы неплохие помощники приходят к нал в бригаду — на весеннюю посевную, на уборку. Не боятся техники, разбираются в ней. И это очень хорошо. Д аж е если не все из вас изберут нашу профессию, технику обязательно надо знать каждому. Сама жизнь на селе так складывается — всю­ ду теперь механизация труда: на свиноводческом, молочном комплексах, на комбикормо­ вом заводе, в мастерской... Конечно, нас, старших, раду­ ет, что многие из вас хотят остаться и остаются в селе. Вот только в нынешнем году пришли в наш колхоз Григо­ рий Крутских, Михаил Литви­ нов, Сергей Кузнецов, Влади­ мир Беляев, Виктор Ильин... Многие уходят в армию и сно­ ва возвращаются в село. А почему, собственно, не воз­ вращаться, если знаешь, что тебя ждут дома, тебе рады? Молодым рабочим, специали­ стам колхоз во всем идет на­ встречу — строит жилье, выде­ ляет новую технику, заботится о том, чтобы и культурный «фронт» на селе не отставал. Вы сами видите, есть в нашем селе и асфальтированная до­ рога, и магазины, и детские ясли, и Дом культуры. Все это построено в последние годы. Еще больше намечено сделать в будущем. Делается все для того, что­ бы сельскому механизатору работалось хорошо. Вот для меня убедительная примета времени — профессию меха­ низатора все чаще выбирают девушки. Когда сегодня в об­ ласти говорят о таких, как Ва­ ля Филичеза и еэ подруги, то припоминают другие имена, когда движение женщин-меха- низатсров возглавляла Паша Ангелина. Это движение рож ­ дено высоким патриотизмом. Все чаще сегодня гозорят о нашей профессии, как о твор­ ческом деле. И это не преуве­ личение. Тридцать лет вожу я по полям технику, уже более двадцати лет выращиваю са­ харную свеклу. Казалось бы, есть и опыт, и мастерство. Но, скажу откровенно, с каждым годом продолжаю учиться — и технологии возделывания культуры, и секретам земле­ делия, агрономии. Без таких знаний нельзя стать хорошим механизатором. • За время работы свеклово­ дом мне приходилось иметь дело с разной техникой. На­ чинал сеять еще на «Универ­ сале» с прицепными узкоряд­ ными сеялками. А за послед­ ние годы в нашем свекловод­ ческом деле ощущается целая «техническая революция». Ученые страны, коллективы за­ водов сельхозмашин настойчи­ во работают над облегчением нашего труда, внедрением но­ вой технологии в возделыва­ ние и уборку важной культу­ ры. В нынешнем году, напри­ мер, мне первому в районе было доверено испытать в де­ ле новый трактор Липецкого завода Т-145, оборудованный широкозахватной, 18-рядной сеялкой, приспособленный для проведения одновременно культивации, внесения удобре­ ний. На мой взгляд, это— не­ плохая техника, значительно повышающая производитель­ ность труда свекловода. Если раньше в нашей второй бри­ гаде засевали тремя трактора­ ми ДТ-75 чуть больше двухсот гектаров свеклы, то теперь я один обслуживаю участок в 140 гектаров. В нынешнем го­ ду на уборке свеклы примени­ ли новые комбайны РКС, по­ зволяющие почти вдвое повы­ сить производительность тру­ да. С такой техникой и нам, механизаторам, работать ин­ тереснее, она побуждает дей­ ствительно более творчески подходить к делу, пополнять свои профессиональные зна­ ния. Словом, есть в нашем деле все возможности, чтобы проя­ вить свои способности, стрем- 4ление лучше ухаживать за зем ­ лей, искать новые резервы увеличения ее плодородия. И от души вам советую, ребята, без сомнения делайте свой выбор, пополняйте ряды сель­ ских механизаторов. Если лю­ бите село, труд земледельца, не ищите романтики на сторо­ не — она здесь, рядом с ва­ ми, в родном хозяйстве. За окнами зима, а здесь, в теплице липецкой средней школы № 55, — словно разгар весны: тепло, уютно, приятно пахнет свежей зеленью, цвета­ ми. Все это выращено руками учащихся, юннатами, которыми руководит преподаватель би­ ологии Зинаида Ивановна Аверьянова. На снимке: в школьной теп­ лице. Фото В. Базылева. А $ НЕ ЧАСТО приходится } 'у | бывать на уроках моло­ дых учителей. Как пра­ вило, эти уроки разные по приемам и педагогическому уровню. На них обязательно встретишь и поиски путей к уму и сердцу ребят, и стрем­ ление овладеть проверенными методическими приемами, и даже порой копирование пове­ дения какого-нибудь мастито­ го педагога. Запомнился урок математи­ ки Г. В. Кабановой в 9 клас­ се средней школы № 12 г. Ель­ ца. Чувствовалось, что молодая учительница любит детей, уме­ ет проникнуть в их внутрен­ ний мир, при объяснении ново­ го материала четко выражает сбои мысли, умело распределя­ ет внимание ребят. Этот урок невольно напомнил мне уро­ ки какого-то другого учителя. Стал припоминать, Ну, конеч­ но, было много общего с уро­ ками заслуженной учительни­ цы школы РСФСР Т; П. Пер­ шиной. Решил проверить себя. Беседую с Галиной Викторов­ ной. Оказывается, она часто бывает на уроках Тамары Пет­ ровны, хотя та работает в другой елецкой школе, № 21. В школах области много пе­ дагогов, которые не только дают прочные и глубокие зна­ ния учащимся, но и умело их воспитывают. Это заслуженная учительни­ ца школы РСФСР Ю. А. Тру­ сова (Чаплыгинский район), Г. Д. Лебеденко (Добринский), 3. Б. Лукашова (Тербунский), Л. П. Насырова (г. Липецк) и многие другие. И рядом с ними трудится около двух ты­ сяч молодых учителей, чей; пе­ дагогический стаж пока неве­ лик. Конечно, в педагогических учебных заведениях они полу­ чили необходимую теоретиче­ скую и методическую подго­ товку. Для. многих из них свойственно горячее желание быстрее обогатить езон знания по теории предмета, педагоги­ ке. Такие учителя, как В. И. Алехина, О. И. Сдвижкова из ДоброЕСкого, Н. И. Нестеро­ ва, С. А. Шальпева, С. А. Цы- канова из Добрниского, П. И. Болотова, В. И. Терехина из Воловского районов и многие другие добросовестно готовят­ ся к урокам, используют до­ полнительный материал, умело опираются на ранее изученное, продумывают упражнения для развития познавательной ак­ тивности. Уроки они проводят живо, интересно, умело ис­ пользуют учебно-методиче­ ские комплексы. В последние годы партий­ ные, советские, профсоюзные и комсомольские организации стали больше уделять внима­ ния молодым специалистам. Сейчас нет пи одного района, где бы не готовили празднич­ ную встречу на августовских совещаниях новому пополне­ нию педагогов. Так, в Грязин- ском, Добринском, Лебедян­ ском, Липецком и других рай­ онах были проведены встречи молодых учителей с руководи­ телями хозяйств, инспектора­ ми и методистами отделов на­ родного образования, с вете­ ранами педагогического труда. Молодые учителя посетили районные методические каби­ неты, познакомились в них с передовым педагогическим опытом, лучшими тематически- .района шефствует над Н. Д. Шикаревой, Л. П. Зайцева (средняя школа № 4 г. Дан­ кова) постоянно помогает мо­ лодым учителям Т. В. Белов- невой, В. А. Катасонову. Эти примеры можно продолжить. Наставники используют раз­ личные формы работы с начи­ нающими педагогами: ознаком­ ление со школьной докумен- ВН И М АН И Е МО Л ОДОМ У У Ч И Т Е Л Ю ми и поурочными планами. В районах области проходят встречи молодых педагогов с опытными, которые раскрыва­ ют им секреты мастерства, проводят с ними консультации. Все чаще стали проводиться конференции молодых учите­ лей, в работе которых прини­ мают участие педагоги-на­ ставники, руководителя школ. Интересно прошла такая кон­ ференция в Добринском рай­ оне. С докладом «Советское учительство — в передовых рядах идеологического фрон­ та» выступила заместитель председателя райисполкома Г. М. Муравьева. Об опыте своей работы рассказали ста­ рейший педагог ", Галицкой средней школы М. М. Пищу- лцна, заместитель, директора Нижнс-Матренсцой . средней школы Е. М. Кретшшпа. Участ­ ники конференции ознакоми­ лись с выставкой. посвящен­ ной учительскому труду. Но молодым учителям необ­ ходима повседневная помощь в овладений педагогическим мастерством, в совершенство­ вании воспитательной работы с детьми, в умедни рационально построить учебно-воспитатель­ ный процесс в условиях каби­ нетной системы занятий, ши­ рокого оснащения его техниче­ скими средствами. Испытан­ ным методом работы с начи­ нающими педагогами является коллективное или индивиду­ альное наставничество. Во многих педагогических коллек­ тивах школ области оно полу* чило широкое распростране­ ние. Много времени и сил от­ дает работе с молодыми А. А. Белолипецких (Хлевенская средняя школа), которая яв­ ляется наставником учитель­ ницы В. И. Копыловой. 3. П. Пожидаева из Колыбельской средней школы Чаплыгинского тацией, совместная разработ­ ка тематических и поурочных планов, подготовка дидактиче­ ских материалов, оборудова­ ние учебных кабинетов, собе­ седования по теоретическим и методическим вопросам, об­ суждение вопросов активиза­ ции познавательной деятель­ ности учащихся, развития их мышления, осуществления ком­ плексного подхода в воспита­ нии, регулярное взаимное по­ сещение уроков, внеклассных и факультативных занятий, их анализ. Эта работа проходит в дружеской обстановке, осно­ ванной на взаимном уваже-. НИИ. Многие опытные, заботли­ вые и чуткие руководители школ области с первых дней занятий проводят ежедневную кропотливую работу с моло­ дыми специалистами. Они вы­ ясняют их теоретическую, пе­ дагогическую и методическую подготовку, рассказывают об опыте лучших учителей, о пе­ дагогических и методических проблемах, над которыми ра­ ботает школа. В результате бесед директора и завучи да­ ют доброжелательные советы; изучить объяснительные запис­ ки программы, четко знаАь тре­ бования к изучению всего курса в классе, прочитать и знать требования нормативных документов. В беседе по итогам посещен­ ных уроков руководители школы приучают молодых специалистов к тому, чтобы они сами анализировали свои уроки, обосновывали правиль­ ность применяемых методов и приемов работы, объясняли, что им удалось на уроке, что не удалось, в какой мере до­ стигнута поставленная цель и т. д. Такая важная работа способствует методическому росту учителя, активизирует его работу над совершенство­ ванием своих знаний, умений и навыков. Помощь наставников — не единственный путь приобрете­ ния педагогического мастер­ ства. Многое зависит и от самих начинающих учителей, которые обязаны повседневно работать над собой, постоянно углуб­ лять свои знания. Определен­ ную роль в коммунистическом воспитании учительской моло­ дежи играют районные и го­ родские советы молодых учи­ телей. Оми многое могут сде­ лать в повышении профессио­ нального мастерства, в рас­ пространении лучшего педаго­ гического опыта. Районным и городским отде­ лам народного образования, их методкабинетам, руководите­ лям школ особенно надо помо­ гать тем начинающим учите­ лям, которые получили слабую теоретическую и методическую подготовку во время учебы, причем оказывать эту помощь дифференцированно. Нечего греха таить, есть еще случаи недобросовестного отноше­ ния молодых педагогов к ра­ боте. Они поверхностно гото­ вятся к урокам, поурочные плану пишут схематично, а иногда приходят на уроки и без них, тетради учащихся проверяют формально, а неко­ торые и совсем не проверяют. Встречаются среди молодых учителей, к сожалению, и Та­ кие, которые стали педагогами случайно: они не любят детей, учительская работа им не по душе. Все это говорит о том, что приемным комиссиям пе­ дагогических учебных заведе­ ний надо проникать во внут­ ренний мир абитуриента и ре­ шительно отклонять тех, кто избирает профессию не по ве­ лению сердца. Надо подумать и об организации встреч сту­ дентов выпускных курсов с работниками облоно, методи­ стами института усовершенст­ вования учителей, педагогами- наставниками, которые расска­ зали бы им о работе учителей области, в том числе и моло­ дых, о недостатках в состоя­ нии ппеподаванпя и качестве знаний учащихся. Недавно я прочитал в «Правде» статью львовского педагога «Учитель учит учите­ ля». В ней речь идет об ока­ зании педагогической помощи молодому учителю. Сопоста­ вил львовскнй опыт с нашим, липецким. В них много обще­ го, но есть и то, чему нам нужно поучиться у ЛЬВОВСКИХ- коллег. Это, например, созда­ ние советов учительских на­ ставников, школ мастеров пе­ дагогического труда. В. П УЩ У Л И Н , В Е С Т И И З Ш К О Л Е Л Е Ц К И Й Р А Й О Н П Р А З Д Н И К У Р О Ж А Я В Нижневоргольской сред­ ней школе проведен традицион­ ный праздник урожая. Учащи­ еся подвели итоги своего тру­ да на полях и в садах совхоза «Ключ жизни». Принимали участие в конкурсе, главным условием которого было луч­ шее оформление столов дарами земли, выращенными и убран­ ными ребячьими руками. В Нижнем Ворголе уже бо­ лее десяти лет действует ла­ герь труда и отдыха в летнее время. Он хорошо оборудован. В жилых комнатах есть все не­ обходимое: постельные принад­ лежности, шкафы, тумбочки, телевизор, проигрыватель. За эти годы в лагере отдохнуло свыше тысячи старшеклассни­ ков. Летом они выращивают и убирают корнеплоды, овощи, фрукты, пропалывают сортовые посевы. А в свободное время организуются спортивные иг­ ры, коллективные чтения книг, обсуждение фильмов. На сред­ ства, заработанные школьника­ ми, приобретены пианино, баян, спортинвентарь и многое дру­ гое. Ребята совершают эк­ скурсии в Москву, Ленинград, Ясную Поляну, Воронеж и Ли­ пецк. Многие из выпускников свя­ зали свою судьбу с сельским хозяйством. Анатолий и Сер­ гей Алексеевы окончили Во­ ронежский сельхозинститут, трудятся по избранной специ­ альности. В. И. Новикова заведует молочнотоварной фер­ мой, она — депутат областно­ го Совета. Стали знатными ме­ ханизаторами Николай Стеба- ков, Николай и Владимир Ав- стриевских, Виктор Юров, Юрий Чернышов н их сверст­ ники. На традиционном празднике урожая состоялась встреча учащихся с выпускниками школы, избравшими сельские профессии, награждение тех, кто отлично поработал летом в школьном лагере труда и от­ дыха. В Г О С Т Я Х - Р А Б О Ч И Е Комсомол ьцы Ивановек ой средней школы пригласили на свое собрание молодых рабо­ чих совхоза «Каменский» и птицефабрики «Светлый путь», недавних выпускников. Нынче Юрий Березнев, Владимир Ми- кульшпн, Владимир Юров,, Виктор Шарандин и их сверст­ ники стали механизаторами, сантехниками, электриками, строителями. Вчерашние и завтрашние вы­ пускники Ивановской десяти­ летки... В своем докладе се­ кретарь комитета комсомола школы Светлана Дубишева го­ ворила о преемственности по­ колений, о том, как переходит трудовая эстафета от старших к младшим. Назвала тех, кто пошел по стопам отцов и ма­ терей, стремится делами и поступками походить на стро­ ителей первых пятилеток, це­ линников. бамовпев. Гости благодарили учителей за то, что они дали им хоро­ шие знания, путевку в жизнь, советовали ребятам после по­ лучения аттестата зрелости оставаться в селе. — Мы вам поможем овла­ деть мастерством, стать высо­ коквалифицированными специ­ алистами,— заверили Юрий Березнев и Владимир Никуль- шин. Комсомольцы школы приоб­ ретают механизаторские спе­ циальности на курсах тракто­ ристов. На собрании учащиеся решили создать на период зим­ них школьных каникул учени­ ческую бригаду и строитель­ ный отряд, чтобы оказать по­ мощь старшим в подготовке к весне, проведении зимовки скота. И. Щ Е ГЛО В . ТЕ РБ УНС КИЙ РАЙО Н Н А С Л Е Т Е ВЫПУС К Н ИКО В С каждым годом молодые тербунцы с большей охотой идут работать на поля и фер­ мы. Многие выпускники Боль- ше-Полянской средней школы, как правило, остаются в род­ ном колхозе «Россия». Сейчас в Большой Поляне можно встре­ тить немало трудовых дина­ стий. В их адрес было сказано немало теплых слов на слете выпускников, оставшихся ра­ ботать в селах Тербунского района. Многие его участники отме­ чали и возросшую роль*школы в трудовом воспитании юношей и девушек. В последние годы в районе умело используются такие эффективные формы, как ученические производствен­ ные бригады, лагеря труда и отдыха. Наряду . с приобрете­ нием знаний по основам агро­ номии и зоотехнии, решается не менее важная задача — оказывается практическая по­ мощь колхозам и совхозам. В этом году более двух тысяч учащихся работали в учениче­ ских производственных брига­ дах. Ребята вырастили хоро­ ший урожай картофеля, свек­ лы, овощей, ухаживали за плодово-ягодными и другими культурами. Заметно активизировали ра­ боту по закреплению молоде­ жи на селе партийные, совет­ ские органы, коллективы школ, руководители таких хо­ зяйств, как колхоз «Россия», «Гигант», «Ленинский путь». В то же время в совхозах «Туль­ ский» и «Казинский», колхозах «Родина», «Победа», имени Мичурина, имени Жданова молодой смене не уделяют должного внимания. Это тем более обидно, что сама моло­ дежь полна стремления отдать силы и знания родной земле. Выступавшая на слете деся­ тиклассница Покровской сред­ ней школы В. Пашкова сказа­ ла: — Мои родители работают в колхозе, хочу быть похожей на них, своим трудом прино­ сить пользу людям. Комсомолка из колхоза «Россия» Т. Ключникова рас­ сказала о своей первой жатве: — Этим летом я работала на комбайне штурвальной и впервые ощутила причастность к общим заботам односельчан. Вместе с комбайнером, комсо­ мольцем Анатолием Пешко­ вым мы намолотили более восьми тысяч центнеров зерна и заняли первое место в со­ ревновании хлеборобов колхо­ за На слете выступили и на­ ставники молодых: кавалер ордена Ленина. звеньевая свекловодческого звена колхо­ за «Россия» Н. М. Крицына, передовой шофер совхоза «Тульский» Д. В. Болгов, до­ ярка колхоза «Ленинский путь» П. М. Чернышева, заме­ ститель управляющего район­ ным объединением «Сельхоз­ техника» И. А. Пузиков и дру­ гие. В работе слета принял уча­ стие первый секретарь Тербун­ ского райкома КПСС А. Н. Ежов. А. Р О Щ У П К И Н . КРА СН И НС КИЙ РАЙО Н С П Е Р В О Г О к Л А С С А Большое значение вопросу профориентации придается в Краснинской средней школе. Практически она начинается с приходом ребят в первый класс. Летом малыши работа,- ют на закрепленных за ними делянках, ставят разнообраз­ ные опыты с растениями. По­ могают ребятам опытные педа­ гоги. В старших классах трудовое обучение переносится в школь­ ные мастерские. Юноши учат­ ся слесарному и столярному делу. Девушки занимаются домоводством, шьют и прохо­ дят практику на сельскохо­ зяйственных плантациях, на учебно-опытном участке. Прак­ тические знания углубляются на уроках машиноведения и сельскохозяйственного труда, которые ведут Н. А. Куликов, Ю. С. Коротеев, учителя-био­ логи. Успешному осуществлению профориентации способствует хорошая материальная база. В школе оборудован специаль­ ный класс машиноведения, имеются мастерские, тракторы •— колесный Т-25 для практи­ ческого вождения, гусеничный — Т-74, на котором ребята упражняются в разборке и сборке отдельных узлов ма­ шины. Все это — следствие хоро­ шего контакта с районным от­ делением «Сельхозтехники», особенно с его комсомольской организацией. Так, недавно комсомольцы школы и объеди­ нения провели совместное со­ брание, на котором было ре­ шено, что предприятие поможет школе еше лучше оборудовать кабинет машиноведения. В школе есть и ученическая производственная бригада, ко­ торая насчитывает в своем со­ ставе 352 человека. Это уча­ щиеся 5—10 классов. Бригада работает в соседних хозяйст­ вах. Производственная бригада имеет подвижной характер. Такая удобная форма работы позволяет сотрудничать с колхозами «Заря коммунизма», «Россия», с совхозом «Крас­ нянский», а также с Краснин­ ской заготконторой. Летом школа планирует на базе сов­ хоза «Краснянский» организо­ вать лагерь труда и отдыха. В этом плодоводческом хо­ зяйстве у школьников будет возможность хорошо потру­ диться и также неплохо от­ дохнуть. А. ТИТОВ . О Т Ц А М - О С Н 0 В Ы ПЕ ДА Г О ГИ КИ В семье появился ребенок... Нетрудно заметить, как это обстоятельство существенно меняет весь образ жизни его родителей. Накормить, одеть — кажется, на первых порах это­ го бызает вполне достаточно. Но ребенок растет, учится хо­ дить, говорить, он постепенно познает мир. И родители е каждым годом все острее ощу­ щают потребность в педагоги­ ческих знаниях. Одни идут в библиотеки, ищут брошюры, книги о вос­ питании, другие обращаются за советом, помощью к воспи­ тателям в детских садах, к школьным учителям. Все это убеждает — взрослых живо интересует духезный мир де­ тей, они хотят понять этот мир, справедливо полагая, что это поможет им найти общий язык друг с другом. Эту тягу родителей к по­ стижению внутреннего мира детей хорошо видят многие опытные педагоги и стараются использовать в своей работе: часто проводят индивидуаль­ ные беседы, умело строят ро­ дительские собрания. Во время таких «мероприятий» родители постепенно учатся азам педа­ гогики. Эта же цель и у на­ родных университетов для ро­ дителей, которые созданы сей­ час при некоторых школах. Интересную форму в осуще­ ствлении родительского все­ обуча избрал и отдел народ­ ного образования Левобереж­ ного района Липецка. В сере­ дине прошлого учебного года здесь состоялись две конфе­ ренции отцов: одна — для тракторозаводцев, другая —• для новолипчан. Для того, чтобы определить тему разговора с отцами, их детям предложили заполнить анкеты, которые были разосла­ ны по школам и училищам. Анализ ребячих ответов и ра­ довал, и настораживал. Радо­ стно было увидеть, как воз­ росла гражданская зрелость .представителей юного поколе­ ния. Настораживали, заставля­ ли задуматься ирония, горечь, разочарование, которые остав­ ляет в детской душе непра­ вильное поведение некоторых отцов. Так, на вопрос «Где и кем работает твой отец, выберешь ли ты его профессию в буду­ щем?», многие отвечали—«нет», «не хочу», «не выберу», «не знаю». А ведь эти ребята стоят на пороге взрослой жиз­ ни, и стоит ли говорить, каки­ ми последствиями чревато та­ кое «незнание». Или такие вопросы: «Когда отец в последний раз был на общешкольном родительском собрании?», «Как контролиру­ ет отец твою учебу в школе?» Добрая половина ребят про­ тив этих вопросов поставила прочерк. Поэтому не случайно на обеих конференциях много го­ ворилось о необходимости бо­ лее тесного контакта с детьми, о важности в деле воспитания нравственного климата семьи, з создании которого сущест­ венную, главную роль играет отец. Это он должен помочь подростку найти призвание, определить свое место в жизни. А для этого важно знать и учитывать его наклонности, способности, желания и стрем­ ления. Следовательно, необхо­ димо каждую свободную ми­ нуту посвяшать сыну, дочери, помочь км умело организовать свой досуг. Такой серьезный и важный разговор состоялся на конфе­ ренциях. Выступали родители, учителя, юристы, сотрудники педагогического института. Положено начало большому, доброму делу — просветитель­ ской работе среди родителей. В. ГО Ц У Л Я К . Страница подготов­ лена нештатным отде­ лом школ «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz