Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
• * • • ♦ • • • •*#, #* «##**%%*/#*#%*#*#%%*в*#*.ф• • • :2'*Й*й:х ’х :Л:Х‘А:::: ^ * * \ X •* ■ ... •-•а», ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ-СЕРДЦА И РУКИ МОЛОДЫХ ГО РД ИТЬ С Я П РОФЕСС ИЕЙ З Е М Л Е Д Е Л Ь Ц А Имя механизатора, свекловода колхоза имени Фрунзе Доб- ринского района Василия Павловича Колесникова хорошо из вестно в области. Кавалер орденов Ленина, Октябрьской Ре волюции, Трудового Красного Знамени, Он отдал почетному труду, земледельца более тридцати лет. Есть у Василия Павловича общественная обязанность, к ко торой он относится с большой ответственностью, с душой. Он — наставник молодых рабочих. Многим из них помогли освоить механизаторскую профессию его практическая по мощь и советы. Часто приглашают Василия Павловича в сельский Дом куль туры, в местную среднюю школу, просят рассказать выпуск никам о своем деле. Одно из таких выступлений, как бы свое образный открытый урок, проведенный знатным механиза тором, мы и записали. Д ОРОГИЕ РЕБЯТА! Все вы не раз слышали та кое выражение: «О че ловеке в жизни судят по рабо те ,/п о его отношению к тру- дуТу Очень оно верное. Ведь труд — главная обязанность человека и главное его право. И по-настоящему полнокров ной жизнью живет лишь тот, кто увлечен работой, отдает ей всего себя. «Механизатор — главная фигура на селе». Когда я слышу сегодня эти слова, час то думаю о том, сколько на до было сделать в нашем сельском хозяйстве и сколько сделано за годы Советской власти, чтобы они звучали вот так, с достоинством. Взять хо тя бы те годы, что выпали на мою долю. В первый послевоенный год я вместе с такими же пятнад цатилетними подростками при шел в контору только что ор ганизованной Верхне-Матрен- ской МТС. Мы знали, что здесь набирали на курсы тракторис тов. Один из пожилых механи- заторов-фронтовиков, запи сывая наши фамилии, сказал нам: «Ну, ребята, вы теперь на селе самые «ходовые му жики», на вас — большая на дежда». Да, многих односельчан не дождались тогда с войны в семьях... И мы, подрастающая рабочая смена, понимали, что в самом деле были надеждой своего села, всей страны. По этому и учились на совесть, и работали — так же. Уже сле дующей весной выехали в по ле, сев за руль «Универсалов», ХТЗ. Более мощных тракторов было мало. Пахали, сеяли й культивировали вдвоем на од ном тракторе в Две смены. Нынче молодые парни начи нают свой механизаторский путь на мощных «К-700», на комбайнах «Колос», «Нива». Вот как изменилась техника! И число ее возросло — толь ко в нашем колхозе сегодня свыше 40 тяжелых тракторов, столько же — колесных, около 50 комбайнов и т. д. Техника идет мощным потоком на село 1,— умно сделанная, надежная в ‘Эксплуатации, удобная в уп равлении. И, конечно, ей нужны хоро шие хозяева, которые умели бы использовать ее максималь но. Ей: нужны молодые, силь ные руки. Ваши руки, ребята! Потребность только в механи заторах в нашем колхозе большая —- имеющаяся техни ка пока не укомплектована в две смены, как положено. А сколько нужно механизаторов всему району, области нашей... В каждой профессии есть свои трудности. Не буду скры вать — есть они и а нашей. Напряженно приходится тру диться в жаркую посевную или уборочную страду: тут, порой, не считаешься ни со временем, ни с усталостью. Но я не ду маю, чтобы вас, сельских юно шей и девушек, это пугало. Очень хорошее дело ведется в вашей Верхне-Матренсксй школе —- обучение профессии 1 механизатора. Есть и кабинет машиноведения, и техника для практики. Если нужно — в вашем пользовании колхоз ная мастерская, хорошо обо рудованная. Почти все вы являетесь членами учениче ской производственной брига ды, трудитесь в различных звеньях. Наши специалисты во главе с агрономом М. А. Ас- танковой, опытные механиза торы, такие, например, как М . И. Путилин, многое вам дают на занятиях по основам земледелия. Я сужу об этом потому, ,что вижу: из вашей школы неплохие помощники приходят к нал в бригаду — на весеннюю посевную, на уборку. Не боятся техники, разбираются в ней. И это очень хорошо. Д аж е если не все из вас изберут нашу профессию, технику обязательно надо знать каждому. Сама жизнь на селе так складывается — всю ду теперь механизация труда: на свиноводческом, молочном комплексах, на комбикормо вом заводе, в мастерской... Конечно, нас, старших, раду ет, что многие из вас хотят остаться и остаются в селе. Вот только в нынешнем году пришли в наш колхоз Григо рий Крутских, Михаил Литви нов, Сергей Кузнецов, Влади мир Беляев, Виктор Ильин... Многие уходят в армию и сно ва возвращаются в село. А почему, собственно, не воз вращаться, если знаешь, что тебя ждут дома, тебе рады? Молодым рабочим, специали стам колхоз во всем идет на встречу — строит жилье, выде ляет новую технику, заботится о том, чтобы и культурный «фронт» на селе не отставал. Вы сами видите, есть в нашем селе и асфальтированная до рога, и магазины, и детские ясли, и Дом культуры. Все это построено в последние годы. Еще больше намечено сделать в будущем. Делается все для того, что бы сельскому механизатору работалось хорошо. Вот для меня убедительная примета времени — профессию меха низатора все чаще выбирают девушки. Когда сегодня в об ласти говорят о таких, как Ва ля Филичеза и еэ подруги, то припоминают другие имена, когда движение женщин-меха- низатсров возглавляла Паша Ангелина. Это движение рож дено высоким патриотизмом. Все чаще сегодня гозорят о нашей профессии, как о твор ческом деле. И это не преуве личение. Тридцать лет вожу я по полям технику, уже более двадцати лет выращиваю са харную свеклу. Казалось бы, есть и опыт, и мастерство. Но, скажу откровенно, с каждым годом продолжаю учиться — и технологии возделывания культуры, и секретам земле делия, агрономии. Без таких знаний нельзя стать хорошим механизатором. • За время работы свеклово дом мне приходилось иметь дело с разной техникой. На чинал сеять еще на «Универ сале» с прицепными узкоряд ными сеялками. А за послед ние годы в нашем свекловод ческом деле ощущается целая «техническая революция». Ученые страны, коллективы за водов сельхозмашин настойчи во работают над облегчением нашего труда, внедрением но вой технологии в возделыва ние и уборку важной культу ры. В нынешнем году, напри мер, мне первому в районе было доверено испытать в де ле новый трактор Липецкого завода Т-145, оборудованный широкозахватной, 18-рядной сеялкой, приспособленный для проведения одновременно культивации, внесения удобре ний. На мой взгляд, это— не плохая техника, значительно повышающая производитель ность труда свекловода. Если раньше в нашей второй бри гаде засевали тремя трактора ми ДТ-75 чуть больше двухсот гектаров свеклы, то теперь я один обслуживаю участок в 140 гектаров. В нынешнем го ду на уборке свеклы примени ли новые комбайны РКС, по зволяющие почти вдвое повы сить производительность тру да. С такой техникой и нам, механизаторам, работать ин тереснее, она побуждает дей ствительно более творчески подходить к делу, пополнять свои профессиональные зна ния. Словом, есть в нашем деле все возможности, чтобы проя вить свои способности, стрем- 4ление лучше ухаживать за зем лей, искать новые резервы увеличения ее плодородия. И от души вам советую, ребята, без сомнения делайте свой выбор, пополняйте ряды сель ских механизаторов. Если лю бите село, труд земледельца, не ищите романтики на сторо не — она здесь, рядом с ва ми, в родном хозяйстве. За окнами зима, а здесь, в теплице липецкой средней школы № 55, — словно разгар весны: тепло, уютно, приятно пахнет свежей зеленью, цвета ми. Все это выращено руками учащихся, юннатами, которыми руководит преподаватель би ологии Зинаида Ивановна Аверьянова. На снимке: в школьной теп лице. Фото В. Базылева. А $ НЕ ЧАСТО приходится } 'у | бывать на уроках моло дых учителей. Как пра вило, эти уроки разные по приемам и педагогическому уровню. На них обязательно встретишь и поиски путей к уму и сердцу ребят, и стрем ление овладеть проверенными методическими приемами, и даже порой копирование пове дения какого-нибудь мастито го педагога. Запомнился урок математи ки Г. В. Кабановой в 9 клас се средней школы № 12 г. Ель ца. Чувствовалось, что молодая учительница любит детей, уме ет проникнуть в их внутрен ний мир, при объяснении ново го материала четко выражает сбои мысли, умело распределя ет внимание ребят. Этот урок невольно напомнил мне уро ки какого-то другого учителя. Стал припоминать, Ну, конеч но, было много общего с уро ками заслуженной учительни цы школы РСФСР Т; П. Пер шиной. Решил проверить себя. Беседую с Галиной Викторов ной. Оказывается, она часто бывает на уроках Тамары Пет ровны, хотя та работает в другой елецкой школе, № 21. В школах области много пе дагогов, которые не только дают прочные и глубокие зна ния учащимся, но и умело их воспитывают. Это заслуженная учительни ца школы РСФСР Ю. А. Тру сова (Чаплыгинский район), Г. Д. Лебеденко (Добринский), 3. Б. Лукашова (Тербунский), Л. П. Насырова (г. Липецк) и многие другие. И рядом с ними трудится около двух ты сяч молодых учителей, чей; пе дагогический стаж пока неве лик. Конечно, в педагогических учебных заведениях они полу чили необходимую теоретиче скую и методическую подго товку. Для. многих из них свойственно горячее желание быстрее обогатить езон знания по теории предмета, педагоги ке. Такие учителя, как В. И. Алехина, О. И. Сдвижкова из ДоброЕСкого, Н. И. Нестеро ва, С. А. Шальпева, С. А. Цы- канова из Добрниского, П. И. Болотова, В. И. Терехина из Воловского районов и многие другие добросовестно готовят ся к урокам, используют до полнительный материал, умело опираются на ранее изученное, продумывают упражнения для развития познавательной ак тивности. Уроки они проводят живо, интересно, умело ис пользуют учебно-методиче ские комплексы. В последние годы партий ные, советские, профсоюзные и комсомольские организации стали больше уделять внима ния молодым специалистам. Сейчас нет пи одного района, где бы не готовили празднич ную встречу на августовских совещаниях новому пополне нию педагогов. Так, в Грязин- ском, Добринском, Лебедян ском, Липецком и других рай онах были проведены встречи молодых учителей с руководи телями хозяйств, инспектора ми и методистами отделов на родного образования, с вете ранами педагогического труда. Молодые учителя посетили районные методические каби неты, познакомились в них с передовым педагогическим опытом, лучшими тематически- .района шефствует над Н. Д. Шикаревой, Л. П. Зайцева (средняя школа № 4 г. Дан кова) постоянно помогает мо лодым учителям Т. В. Белов- невой, В. А. Катасонову. Эти примеры можно продолжить. Наставники используют раз личные формы работы с начи нающими педагогами: ознаком ление со школьной докумен- ВН И М АН И Е МО Л ОДОМ У У Ч И Т Е Л Ю ми и поурочными планами. В районах области проходят встречи молодых педагогов с опытными, которые раскрыва ют им секреты мастерства, проводят с ними консультации. Все чаще стали проводиться конференции молодых учите лей, в работе которых прини мают участие педагоги-на ставники, руководителя школ. Интересно прошла такая кон ференция в Добринском рай оне. С докладом «Советское учительство — в передовых рядах идеологического фрон та» выступила заместитель председателя райисполкома Г. М. Муравьева. Об опыте своей работы рассказали ста рейший педагог ", Галицкой средней школы М. М. Пищу- лцна, заместитель, директора Нижнс-Матренсцой . средней школы Е. М. Кретшшпа. Участ ники конференции ознакоми лись с выставкой. посвящен ной учительскому труду. Но молодым учителям необ ходима повседневная помощь в овладений педагогическим мастерством, в совершенство вании воспитательной работы с детьми, в умедни рационально построить учебно-воспитатель ный процесс в условиях каби нетной системы занятий, ши рокого оснащения его техниче скими средствами. Испытан ным методом работы с начи нающими педагогами является коллективное или индивиду альное наставничество. Во многих педагогических коллек тивах школ области оно полу* чило широкое распростране ние. Много времени и сил от дает работе с молодыми А. А. Белолипецких (Хлевенская средняя школа), которая яв ляется наставником учитель ницы В. И. Копыловой. 3. П. Пожидаева из Колыбельской средней школы Чаплыгинского тацией, совместная разработ ка тематических и поурочных планов, подготовка дидактиче ских материалов, оборудова ние учебных кабинетов, собе седования по теоретическим и методическим вопросам, об суждение вопросов активиза ции познавательной деятель ности учащихся, развития их мышления, осуществления ком плексного подхода в воспита нии, регулярное взаимное по сещение уроков, внеклассных и факультативных занятий, их анализ. Эта работа проходит в дружеской обстановке, осно ванной на взаимном уваже-. НИИ. Многие опытные, заботли вые и чуткие руководители школ области с первых дней занятий проводят ежедневную кропотливую работу с моло дыми специалистами. Они вы ясняют их теоретическую, пе дагогическую и методическую подготовку, рассказывают об опыте лучших учителей, о пе дагогических и методических проблемах, над которыми ра ботает школа. В результате бесед директора и завучи да ют доброжелательные советы; изучить объяснительные запис ки программы, четко знаАь тре бования к изучению всего курса в классе, прочитать и знать требования нормативных документов. В беседе по итогам посещен ных уроков руководители школы приучают молодых специалистов к тому, чтобы они сами анализировали свои уроки, обосновывали правиль ность применяемых методов и приемов работы, объясняли, что им удалось на уроке, что не удалось, в какой мере до стигнута поставленная цель и т. д. Такая важная работа способствует методическому росту учителя, активизирует его работу над совершенство ванием своих знаний, умений и навыков. Помощь наставников — не единственный путь приобрете ния педагогического мастер ства. Многое зависит и от самих начинающих учителей, которые обязаны повседневно работать над собой, постоянно углуб лять свои знания. Определен ную роль в коммунистическом воспитании учительской моло дежи играют районные и го родские советы молодых учи телей. Оми многое могут сде лать в повышении профессио нального мастерства, в рас пространении лучшего педаго гического опыта. Районным и городским отде лам народного образования, их методкабинетам, руководите лям школ особенно надо помо гать тем начинающим учите лям, которые получили слабую теоретическую и методическую подготовку во время учебы, причем оказывать эту помощь дифференцированно. Нечего греха таить, есть еще случаи недобросовестного отноше ния молодых педагогов к ра боте. Они поверхностно гото вятся к урокам, поурочные плану пишут схематично, а иногда приходят на уроки и без них, тетради учащихся проверяют формально, а неко торые и совсем не проверяют. Встречаются среди молодых учителей, к сожалению, и Та кие, которые стали педагогами случайно: они не любят детей, учительская работа им не по душе. Все это говорит о том, что приемным комиссиям пе дагогических учебных заведе ний надо проникать во внут ренний мир абитуриента и ре шительно отклонять тех, кто избирает профессию не по ве лению сердца. Надо подумать и об организации встреч сту дентов выпускных курсов с работниками облоно, методи стами института усовершенст вования учителей, педагогами- наставниками, которые расска зали бы им о работе учителей области, в том числе и моло дых, о недостатках в состоя нии ппеподаванпя и качестве знаний учащихся. Недавно я прочитал в «Правде» статью львовского педагога «Учитель учит учите ля». В ней речь идет об ока зании педагогической помощи молодому учителю. Сопоста вил львовскнй опыт с нашим, липецким. В них много обще го, но есть и то, чему нам нужно поучиться у ЛЬВОВСКИХ- коллег. Это, например, созда ние советов учительских на ставников, школ мастеров пе дагогического труда. В. П УЩ У Л И Н , В Е С Т И И З Ш К О Л Е Л Е Ц К И Й Р А Й О Н П Р А З Д Н И К У Р О Ж А Я В Нижневоргольской сред ней школе проведен традицион ный праздник урожая. Учащи еся подвели итоги своего тру да на полях и в садах совхоза «Ключ жизни». Принимали участие в конкурсе, главным условием которого было луч шее оформление столов дарами земли, выращенными и убран ными ребячьими руками. В Нижнем Ворголе уже бо лее десяти лет действует ла герь труда и отдыха в летнее время. Он хорошо оборудован. В жилых комнатах есть все не обходимое: постельные принад лежности, шкафы, тумбочки, телевизор, проигрыватель. За эти годы в лагере отдохнуло свыше тысячи старшеклассни ков. Летом они выращивают и убирают корнеплоды, овощи, фрукты, пропалывают сортовые посевы. А в свободное время организуются спортивные иг ры, коллективные чтения книг, обсуждение фильмов. На сред ства, заработанные школьника ми, приобретены пианино, баян, спортинвентарь и многое дру гое. Ребята совершают эк скурсии в Москву, Ленинград, Ясную Поляну, Воронеж и Ли пецк. Многие из выпускников свя зали свою судьбу с сельским хозяйством. Анатолий и Сер гей Алексеевы окончили Во ронежский сельхозинститут, трудятся по избранной специ альности. В. И. Новикова заведует молочнотоварной фер мой, она — депутат областно го Совета. Стали знатными ме ханизаторами Николай Стеба- ков, Николай и Владимир Ав- стриевских, Виктор Юров, Юрий Чернышов н их сверст ники. На традиционном празднике урожая состоялась встреча учащихся с выпускниками школы, избравшими сельские профессии, награждение тех, кто отлично поработал летом в школьном лагере труда и от дыха. В Г О С Т Я Х - Р А Б О Ч И Е Комсомол ьцы Ивановек ой средней школы пригласили на свое собрание молодых рабо чих совхоза «Каменский» и птицефабрики «Светлый путь», недавних выпускников. Нынче Юрий Березнев, Владимир Ми- кульшпн, Владимир Юров,, Виктор Шарандин и их сверст ники стали механизаторами, сантехниками, электриками, строителями. Вчерашние и завтрашние вы пускники Ивановской десяти летки... В своем докладе се кретарь комитета комсомола школы Светлана Дубишева го ворила о преемственности по колений, о том, как переходит трудовая эстафета от старших к младшим. Назвала тех, кто пошел по стопам отцов и ма терей, стремится делами и поступками походить на стро ителей первых пятилеток, це линников. бамовпев. Гости благодарили учителей за то, что они дали им хоро шие знания, путевку в жизнь, советовали ребятам после по лучения аттестата зрелости оставаться в селе. — Мы вам поможем овла деть мастерством, стать высо коквалифицированными специ алистами,— заверили Юрий Березнев и Владимир Никуль- шин. Комсомольцы школы приоб ретают механизаторские спе циальности на курсах тракто ристов. На собрании учащиеся решили создать на период зим них школьных каникул учени ческую бригаду и строитель ный отряд, чтобы оказать по мощь старшим в подготовке к весне, проведении зимовки скота. И. Щ Е ГЛО В . ТЕ РБ УНС КИЙ РАЙО Н Н А С Л Е Т Е ВЫПУС К Н ИКО В С каждым годом молодые тербунцы с большей охотой идут работать на поля и фер мы. Многие выпускники Боль- ше-Полянской средней школы, как правило, остаются в род ном колхозе «Россия». Сейчас в Большой Поляне можно встре тить немало трудовых дина стий. В их адрес было сказано немало теплых слов на слете выпускников, оставшихся ра ботать в селах Тербунского района. Многие его участники отме чали и возросшую роль*школы в трудовом воспитании юношей и девушек. В последние годы в районе умело используются такие эффективные формы, как ученические производствен ные бригады, лагеря труда и отдыха. Наряду . с приобрете нием знаний по основам агро номии и зоотехнии, решается не менее важная задача — оказывается практическая по мощь колхозам и совхозам. В этом году более двух тысяч учащихся работали в учениче ских производственных брига дах. Ребята вырастили хоро ший урожай картофеля, свек лы, овощей, ухаживали за плодово-ягодными и другими культурами. Заметно активизировали ра боту по закреплению молоде жи на селе партийные, совет ские органы, коллективы школ, руководители таких хо зяйств, как колхоз «Россия», «Гигант», «Ленинский путь». В то же время в совхозах «Туль ский» и «Казинский», колхозах «Родина», «Победа», имени Мичурина, имени Жданова молодой смене не уделяют должного внимания. Это тем более обидно, что сама моло дежь полна стремления отдать силы и знания родной земле. Выступавшая на слете деся тиклассница Покровской сред ней школы В. Пашкова сказа ла: — Мои родители работают в колхозе, хочу быть похожей на них, своим трудом прино сить пользу людям. Комсомолка из колхоза «Россия» Т. Ключникова рас сказала о своей первой жатве: — Этим летом я работала на комбайне штурвальной и впервые ощутила причастность к общим заботам односельчан. Вместе с комбайнером, комсо мольцем Анатолием Пешко вым мы намолотили более восьми тысяч центнеров зерна и заняли первое место в со ревновании хлеборобов колхо за На слете выступили и на ставники молодых: кавалер ордена Ленина. звеньевая свекловодческого звена колхо за «Россия» Н. М. Крицына, передовой шофер совхоза «Тульский» Д. В. Болгов, до ярка колхоза «Ленинский путь» П. М. Чернышева, заме ститель управляющего район ным объединением «Сельхоз техника» И. А. Пузиков и дру гие. В работе слета принял уча стие первый секретарь Тербун ского райкома КПСС А. Н. Ежов. А. Р О Щ У П К И Н . КРА СН И НС КИЙ РАЙО Н С П Е Р В О Г О к Л А С С А Большое значение вопросу профориентации придается в Краснинской средней школе. Практически она начинается с приходом ребят в первый класс. Летом малыши работа,- ют на закрепленных за ними делянках, ставят разнообраз ные опыты с растениями. По могают ребятам опытные педа гоги. В старших классах трудовое обучение переносится в школь ные мастерские. Юноши учат ся слесарному и столярному делу. Девушки занимаются домоводством, шьют и прохо дят практику на сельскохо зяйственных плантациях, на учебно-опытном участке. Прак тические знания углубляются на уроках машиноведения и сельскохозяйственного труда, которые ведут Н. А. Куликов, Ю. С. Коротеев, учителя-био логи. Успешному осуществлению профориентации способствует хорошая материальная база. В школе оборудован специаль ный класс машиноведения, имеются мастерские, тракторы •— колесный Т-25 для практи ческого вождения, гусеничный — Т-74, на котором ребята упражняются в разборке и сборке отдельных узлов ма шины. Все это — следствие хоро шего контакта с районным от делением «Сельхозтехники», особенно с его комсомольской организацией. Так, недавно комсомольцы школы и объеди нения провели совместное со брание, на котором было ре шено, что предприятие поможет школе еше лучше оборудовать кабинет машиноведения. В школе есть и ученическая производственная бригада, ко торая насчитывает в своем со ставе 352 человека. Это уча щиеся 5—10 классов. Бригада работает в соседних хозяйст вах. Производственная бригада имеет подвижной характер. Такая удобная форма работы позволяет сотрудничать с колхозами «Заря коммунизма», «Россия», с совхозом «Крас нянский», а также с Краснин ской заготконторой. Летом школа планирует на базе сов хоза «Краснянский» организо вать лагерь труда и отдыха. В этом плодоводческом хо зяйстве у школьников будет возможность хорошо потру диться и также неплохо от дохнуть. А. ТИТОВ . О Т Ц А М - О С Н 0 В Ы ПЕ ДА Г О ГИ КИ В семье появился ребенок... Нетрудно заметить, как это обстоятельство существенно меняет весь образ жизни его родителей. Накормить, одеть — кажется, на первых порах это го бызает вполне достаточно. Но ребенок растет, учится хо дить, говорить, он постепенно познает мир. И родители е каждым годом все острее ощу щают потребность в педагоги ческих знаниях. Одни идут в библиотеки, ищут брошюры, книги о вос питании, другие обращаются за советом, помощью к воспи тателям в детских садах, к школьным учителям. Все это убеждает — взрослых живо интересует духезный мир де тей, они хотят понять этот мир, справедливо полагая, что это поможет им найти общий язык друг с другом. Эту тягу родителей к по стижению внутреннего мира детей хорошо видят многие опытные педагоги и стараются использовать в своей работе: часто проводят индивидуаль ные беседы, умело строят ро дительские собрания. Во время таких «мероприятий» родители постепенно учатся азам педа гогики. Эта же цель и у на родных университетов для ро дителей, которые созданы сей час при некоторых школах. Интересную форму в осуще ствлении родительского все обуча избрал и отдел народ ного образования Левобереж ного района Липецка. В сере дине прошлого учебного года здесь состоялись две конфе ренции отцов: одна — для тракторозаводцев, другая —• для новолипчан. Для того, чтобы определить тему разговора с отцами, их детям предложили заполнить анкеты, которые были разосла ны по школам и училищам. Анализ ребячих ответов и ра довал, и настораживал. Радо стно было увидеть, как воз росла гражданская зрелость .представителей юного поколе ния. Настораживали, заставля ли задуматься ирония, горечь, разочарование, которые остав ляет в детской душе непра вильное поведение некоторых отцов. Так, на вопрос «Где и кем работает твой отец, выберешь ли ты его профессию в буду щем?», многие отвечали—«нет», «не хочу», «не выберу», «не знаю». А ведь эти ребята стоят на пороге взрослой жиз ни, и стоит ли говорить, каки ми последствиями чревато та кое «незнание». Или такие вопросы: «Когда отец в последний раз был на общешкольном родительском собрании?», «Как контролиру ет отец твою учебу в школе?» Добрая половина ребят про тив этих вопросов поставила прочерк. Поэтому не случайно на обеих конференциях много го ворилось о необходимости бо лее тесного контакта с детьми, о важности в деле воспитания нравственного климата семьи, з создании которого сущест венную, главную роль играет отец. Это он должен помочь подростку найти призвание, определить свое место в жизни. А для этого важно знать и учитывать его наклонности, способности, желания и стрем ления. Следовательно, необхо димо каждую свободную ми нуту посвяшать сыну, дочери, помочь км умело организовать свой досуг. Такой серьезный и важный разговор состоялся на конфе ренциях. Выступали родители, учителя, юристы, сотрудники педагогического института. Положено начало большому, доброму делу — просветитель ской работе среди родителей. В. ГО Ц У Л Я К . Страница подготов лена нештатным отде лом школ «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz