Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
27 ноября 1977 г., № 276 (14 968) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ОБЯЗЫВАЕТ Передо мной текст Конститу ции СССР. Еще и еще раз по читываю статцго 20: «В соот- ьетствни с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свобод ного развития всех» государст во ставит своей целью расши рение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способ ностей и дарований для все стороннего развития личности». Право советского человека на пользование достижениями культуры и свободу творчест ва обеспечивается развитием телевидения и радио, книгоиз дательского дела и периодиче ской печати, сети бесплатных библиотек. Особую роль играет литера тура как мощный фактор вос питания трудящихся. В юби лейный год хочется подвести некоторые итоги работы и на шего отряда липецких литера торов. Для нас он был «урожай ным». Романы Виталия Черно ва вышли в центральных изда тельствах. Это — «Сын розо вой медведицы» и «Избавле ние». Сборники Светланы Мек- шен изданы: «Голос»—в Во ронеже, «В дом войди»—в Мо скве в издательстве «Совет ский писатель». Стихи поэтессы читаются по радио, публикуют ся в журналах и газетах страны. «Участие» — новый поэтический сборник Ивана За- вражина—издан в «Современ нике». Он получил положитель ную оценку мастеров Слова. Поработал и литературный актив при писательской орга низации. Иван Ефремов выдал «на-гора» повесть «Глубокое дознание», Н. Смольянинов— сборник рассказов «Меж мо ренных холмов», Б. Шальнев— сборник стихов «Лицом к рас свету», В. Калачев — повесть «И день, и ночь...» Молодой поэт из Ельца А. Нестеров принял участие в обойме «Струна». Его книжка стихов «Высокое небо» заслу живает всяческого поощрения. Литераторы - липчане — авто ры многих коллективных сбор ников и альманахов. Они ак тивно сотрудничают и в жур- нале «Подъем»—органе Воро нежской писательской органи зации и Союза писателей РСФСР. Большой разговор состоялся в мае этого года на седьмом областном семинаре литерато ров. Итожа его работу, руко водители Сергей Антонов и Марк Соболь отметили рукопи си А. Тамбовской, А. Титова, Т. Дмитриева, А. Синельнико вой и 5. Капусты. Их рукопи си рекомендованы для изда ния. А в писательском портфеле сейчас новые работы как чле нов Союза писателей, так и молодых авторов. Работает над большой вещыо В. Чер нов, закончил, «поставил пос леднюю точку» Сергей Панюш кин в рукописи о Великой Оте чественной войне. А. Баюкан- ский, А Тумаровская, В. Ре пин и многие другие плодо творно разрабатывают свои темы. Немало способствовали это му не только литературная уче ба при писательской организа-. цин, но и постоянно действую щие студии при Дворцах куль туры ЛТЗ и НЛМЗ. Мы наме рены и впредь использовать эту мобильную форму. Лите ратурные студии при клубе трубного завода. Дворцах культуры завода «Свободный сокол», профсоюзов станут опорными пунктами, которые объединят молодых: рабочих, студентов, школьников. Необ ходимость такая назрела и в связи с постановлением ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», и с возросшим культурным уровнем города. Нам часто приходится вы ступать в цехах и на стройпло щадках, перед студенческой и школьной аудиторией, перед учащимися технических учи лищ. Зачастую такие встречи выливаются в большой разго вор о проблемах и путях раз вития литературы. Вспоми нается недавняя встреча на строительной площадке домны № 6. Литераторы В. Добряков, И. Завражин рассказали о но вых книгах, о подготовке к 60- летию Октября, а слушатели, в свою очередь, познакомили пи сателей со строительством крупного объекта в центре России. Произошло взаимное обогащение. Несомненно, в ре зультате таких встреч появятся и очерки, и рассказы, и стихи. Не забываем мы и село. Так, в хозяйствах Задонского рай она недавно побывали А. Садиленко и Л. Шувалов, в Данкове вместе с агитбригадой работал В. Чернов, перед школьниками Усмани высту пил В. Добряков, а лев-тол стовцы познакомились с новы ми стихами Светланы Мекшен. Наши писатели принимают активное участие и в общего родских мероприятиях. Боль шая бригада литераторов сов местно с обществом книголю бов провела праздник «День книги». Недавно мы принимали участие в книжной ярмарке, по священной 60-летию Октября. Знаменательной дате было посвящено и наше совещание молодых, которое состоялось недквно в писательской орга низации. В его работе приняли участие прозаики, поэты всей области. Совещание помогло нам выявить новые имена, ин тересные рукописи, которые можно будет рекомендовать из дательствам. В дни великого праздника писательская организация про вела большой вечер советской литературы. Год назад мы установили творческие контакты с писа телями соревнующейся с Ли пецкой областью Винницы. Светлана Мекшен только что вернулась из большой поездки по Пополни. Дружба литера тур—дружба народов. Литера торы обмениваются книгами, пробуют свои силы в перево дах. Крепнут связи и с нашими соседями — писателями Тамбо ва, Воронежа. Как говорится, положение писателя ко многому обязыва ет. Наш небольшой отряд лите раторов с особой ответствен ностью работает в нынешнем юбилейном году, чтобы порадо вать своих читателей еще не одной новинкой. Ю. ШИФРИНА. В О 3 Р А с т Да что ж е там, за той по луже летней, отметкой, дождевой; где скрыта возраста стезя, как б удто бр ызнули, что м и разметкой, не глядя, ни разведкой на истину водой живой. до тонкости познать нельзя? Ко гда еще не стыдно всхлипнуть Из детскости иной тетрадки и рукаво м размазать сле д, кр ива я чувс тва пре д стает к уда е ще не смо г в то м гениаль ном проникнуть б еспо ря дке, педа гогический совет. который с возрасто м ...Какая цепь на нем пройдет. замкнется— Здесь речь прямая на огольце, раскрывшем рот, беспристрастна пока он мается и мнется на вольном> школьном на пятачке чужих острот? яаыке, Но вот он сядет ближе и так бессмысленно к свету, прекрасно раскроет чистую тетрадь, вдруг многоточие чтобы— как новую планету-— в Строке — как будто шлепнули себя нечаянно познать. в досаде С. МЕКШЕН. Юность наших отцов. Рис. Н. Сбитнева. ПОРА МЕДОСБОРА Колечки. В очах его радость, Как рыбка, играет. Ах, скоро, Когда окружен он Он всех одаряет. Он всех одаряет. Ах, скоро Вниманьем на,#>да, Он всех одаряет Пора медосбора! Ну просто ликует На общее благо. И праздник начнется У деда душа, Глядишь — и раздарена Для деда Егора. И плавную речь Целая фляга. ' Ближних у деда Егора — Он ведет не спеша: ...Скупа Округа. «Пока в бороде у Егора старуха. Куда ни пойдет— Моей вьются колечки, Вернется от дочери. Повстречается с другом. Цветы расцветают Прямо до неба % За стол приглашают, На липе и гречке, Взовьется: Винцом угощают, И солнышко светит, — Ах, дурень ты, дурень! Лукавым смешком И ходит пчела Башка ты пустая! Егора смущают. Туда и сюда, Чего ж ты для рынка И вот, как Егор Как челнок, весела, Любите Егора, Во фляге оставил? У ж заране учел, Какого же ждать Заводят беседы Встречайте Егора. Мне с тобой барыша? Про мед и про пчел. Почаще добром От пасеки э той И так п ридают поворот Привечайте Егора. Не видно шиша1 Разговору, Ах, скоро, — Старуха, молчи! Что равных по пчелам Ах, скоро Не хочу я раздора! Не сыщешь Егору, Пройдет для Егора Не видишь, уходит Пора медосбора. Что знает пчелиные Пора медосбора, Все он повадки, Пора медосбора. Пока еще сердце По э тому А нын че я в гости Стучит под ре бро , Так и бо гаты, мол, взятки. Вас всех приглашаю, Спешу для людей А самый, мол, главный Несите посуду Сотворить я до бро . В делах его взяток, На сбор урож а я. Отдал, ну и что же.... Что ме д у Егора. С мелей подс тавляй-ка, Ве дь люди ж е просят. Не вида нно сл адок. Приятель, кувшинчик, А пчелы наносят, Невиданно сладок, А это тво им, дорогуша, А пчелы наносят... Янтарно-лучист, Гостинчик. И нам, говоруха, С тобою на старость И высшего сорта — Стоит, словно бог, Бери и лечись. С черпаком на крылечке Ведь что-то осталось. Как синие воды Старик. Довольно осталось... Глаза пчеловода, В бороде его вьются , А. ВАСИЛЬЕВ. л С т и х и д л я д е т е й НА ПАРАДЕ Оделся в красочный наряд Любимый город мой. Сегодня праздничный парад На площади большой. Я на парад иду с отцом. А флагов, а знамен! Куда ни оглянусь — кругом — Наверно, миллион. Вот рядом школьники стоят С букетами в руках. Как будто яблоневый сад Вдруг вырос на глазах. Идет Октябрь из края в край, Я с ним в одном строю. Все говорят мне: «Запевай!» И я не жду — пою. А. ТУМАРОВСКАЯ. Ш ЛА ДЕВЧОНКА, П Л А К А Л А Мне ребята со двора говорят: «На пруд пора! А не то через часок испечешься, как пирог. От жары наш двор— духовка, тротуар— сковорода. Не отнекивайся, Вовка, Собирайся. Ждем. Пора!» Отвечаю: «Дела много». Но мальчишки судят строго: «Говорил, что прыгнешь с вышки. Ты — хвастунЬ — шумят мальчишки. Пуще солнца жж ет досада. Побежал я мимо сада. Там девчонка плакала, Охала и ахала. Мне бы мимо пробежать, Ей поплакать не мешать. И успеть наверняка взять братишке молока. Он не ест пока картошку, Макароны, колбасу, Он не с ъест варенья ложку, Если даже поднесу. Он ведь мален ький пока, Не жив ет б е з молока. ...Незнакомая девчо нка Уходила быстро прочь. Было б поздно, поздно было б Ей потрм в беде помочь. Ведь она была мала. Бросил я свои дела. Я помог ее беде — Нашел матрешку в лебеде. Л. ТАКТАЕВА. к н и г и Л ИП Е Ц КИ Х А В Т О Р О В «НЕ ПРОЕХАТ Ь ПОРОЖНЯКОМ...» Два года назад, подводя ито ги VI Всесоюзного совещания молодых писателей, признанные мастера слова назвали имена тех, чье творчество, пока еще малознакомое широкому кругу читателей, отмечено печатью одаренности. Среди них прозву чало и имя липчанина Ивана Завражина. И вот совсем недавно кни жечка И. Завражина с негром ким, но доверительно-теплым названием «Участие», выпущен ная издательством «Современ ник», разлетелась пЪ стране. Аскетически скупая по объ ему — едва более трех десят ков стихотворений, она вместе с тем значительна по содержа нию, раскрывающему незауряд ность поэтической натуры авто ра. Простота и спокойствие, ко торыми дышат стихи поэта, говорят о духовной силе и не зыблемости нравственных убеждений его лиоического ге роя. Эмоционально * образ ная наполненность его творче ской позиции убеждает читате ля в строгости самооценки: простота, как высшая прояснен- ность, спокойствие, как осозна ние правильности и праведно сти устоев жизни. На дальний мир не в уко ризне, Я каждую мою зарю За горестное чудо жизни Благодарю, благодарю. Неторопливая обдуманность, выношенность в сознании каж дого образа — характерная особенность творчества И. За вражина. Но рассудительность поэта не имеет ничего общего с щепетильным дилетантизмом естественника, скрупулезно описывающего действитель ность. В сборнике она выступа ет своеобразным принципом выбора и художественного ос воения материала: писать о том, что врезало свой след в душу, способствуя духовному созреванию, писать бесхитрост но, но добротно. Все общее — вагон и участь, и долгой ночью плач детей, и дрожь в продутом эшелоне, и скорбь, и память впереди, и страшный промысел гармони у инвалида на груди. Это—из стихотворения «По слевоенные вагоны». С болью воплощая людское безмерное страдание, поэт открывает главное, без чего немыслимо превозмочь его, возродить сча стье, — драматически изваян ную общность измученной Ро дины. Серьезность поэтических от кровений, фундаментальность образов не может состояться без уважительно-внимательного отношения к окружающему ми ру. Казалось, ну что тут при мечательного; председатель колхоза подвозит женщин, воз вращающихся из недалекого города. Но поэт увидел в этом поступке особую этическую ценность. Поэзия возвышает факт до символа — высшая честь и высшая цель каждого из нас— «не проехачъ порожняком» ми мо своего социального предназ начения. Кстати, вопрос о нравственном призвании лич ности звучит в стихах И. Зав ражина постоянно. Он ставится не отвлеченными рассуждения- ями, а прямым спросом с себя: На добро — успею ли, отвечу? Каждому ли зову отзовусь? И приобщение читателя к нравственной чистоте лириче ского героя происходит в лю бом стихотворении. В этом ли рическом герое нет недоброже лательности, равнодушия. Си лой душевной щедрости и от зывчивости, которой наделяет его поэт, герой «Участия» под купает читателей. Он—наш со временник, а потому так обо стренно воспринимает кровную обязанность — отвечать, быть готовым к ответу как за «изю минки» счастья — «за свежесть снегов, за таяние, за молодость мою долгую, за праздник до рог оставшихся, за щедрость друзей» — так и судьбу всей земли. Вот почему, восхищаясь зрелой порой плодопада в ле бедянских садах, поэт напоми нает, что для мещанского бла гополучия «наша планета мало оборудована». То, что «на японские вишни, когда- ПРОЩАНИЕ С ТРУБАЧОМ Печаль, как волна, нарастает И все заливает окрест, Хоть сдержанно очень играет Сегодня военный оркестр. Бедой окантованы банты Из огненного кумача. Хоронят друзья- оркестранты Любимого трубача. Была ему звонкая слава С мальчишеских лет суждена. В горячей буденовской лаве Огнем закалялась она. Израненный, дважды убитый, Он, стиснувши зубы, вставал. И сердце взлетало к зениту, Когда он к трубе припадал. Та песня призывно и гордо С ним шла до последнего дня. На самом высоком аккорде Не вынесло сердце огня. Отпело свое, отгорело, Все песни оставило нам. И плачет труба неумело, К чужим привыкая губам. * * * Юнец над раскрытой страницей Не прочь поиграть в мудреца: Мол, время не знает границы, И нету Вселенной конца. Твердит с правотой безмятежной, Что звездных галактик не счесть. ...Ты прав, мой наследник прилежный, Ты прав! Но в безбрежности . снежной Родная проталинка есть. С травой-муравой,4 облаками, С волшебной Проточной водой, С курганами да холмами Под пятиконечной звездой. Отсюда пошло наше слово К неведомым берегам. Отсюда рвануться готовы Навстречу иным голосам. Так будет. Но, мальчик мой звездный, На добрый совет не сердись. Пока еще, может, не поздно, В проталину нашу вглядись. Чтоб там, у далеких причалов, В плену неземной тишины. Тебя не душило ночами Кричащее чувство вины,— Как будто ты землю родную Понять до конца не сумел. Как будто ты главное что-то На отчей земле проглядел... Б. ШАЛЬНЕВ. ■1шпшн1Ш111Ш11пвбпшштппт11тн|тт1Ш111И1т1тп11>||1П1т1111111Ш111111Ш1пт11тп Р А С С К А З Ж А Л О С Т Ь то два года подряд выпадали дожди, зараженные стронци ем», поэт выносит как преду преждающий знак на будущее. Тактично, без нарочитой экс прессии, без фарисейского упо вания на неисповедимость зав трашнего века, а, уверовав в мужество и твердость человек ческого сердца, поэт говорит 6 непоколебимости мира и сча стья: _ По сентябрьским утрам на холодном рассвете падать — яблокам, нам, замирая, смотреть, как во сне улыбаются малые дети. Небольшая по объему поэти ческая книжка И. Завражина уже получила хорошие, добрые отзывы в центральной прессе. Советский поэт О. Шестинский в обзоре стихов молодых поэ тов в «Литературной газете» отметил «яркую, гражданскую, патриотическую насыщен ность» его поэзии, которая во многом обусловливается обост ренным интересом поэта к окружающей жизни. И хочется пожелать И. Завражину и в его дальнейшем творчестве со хранить именно это основное качество. Н. АСТАШОВ, учитель. •Чтоб твоя машина перевер нулась. Чтоб к тебе все болез ни Пристали! — кричала цы ганка и стучала кулаком в гулкую металлическую стенку автобуса. Терентий Дорофеевич на пряженно сидел за рулем. Слу шая крикливый голос,*он мор щился, носком ботинка давил в Тугую кнопку стартера. На морщинистом бледном лице его застыла мука—мотор старень кого ПАЗика никак не хотел заводиться, и он спиной чувст вовал, что пассажиры нервни чают. Дорога предстояла дол гая — восемьдесят километров из областного города до район ного центра Глубокое. — Не могу я ее пустить,— громко, словно оправдываясь, сказал Терентий Дорофеевич. Он обращался ко всем пасса жирам сразу и ни на кого не смотрел. Он устало моргал, на лице выступил мелкий пот. Ему стало душно, и он .расстег нул верхнюю пуговицу, давив шую его худую шею.—Мне не охота нравов лишаться. Сейчас за это строго... Черти—им бес платно подавай! Видят, авто бус маленький, деревенский, и водитель, мол, болван — за так довезет... Нет, не пущу! Терентий Дорофеевич заму чил стартер и наполовину по садил аккумулятор, но упря мый мотор тоже не выдержал— где-то в его стальном, булька ющем чреве проскочила искра, он всхлипнул и, дребезжа от внезапно появившейся силы, обрадованно загудел. Терентий Дорофеевич даже улыбнулся от радости, облегченно вздох нул. Он выжал сцепление, включил скорость, дал газу. Мотор загудел, автобус нап рягся, задрожал всем своим корпусом и мягко тронулся. Предстояло проехать полови ну города, и Терентий Дорофе евич старался быть вниматель ным. Человек из села, всю жизнь проживший в нем, он любил разглядывать все, что есть в городе. Взгляд Терентия Дорофеевича отрывался на мгновение от дороги и сразу же путался в паутине троллей бусных проводор, терялся в окнах высоких домов. «Сколько делов люди на земле делают! Асфальт, дома, столбы и провода, машины! Нашлись же разнообразные мастера, сделали все от души! Красавец-город построили. Молодцы!» | Терентию Дорофеевичу ино гда казалось, что всю жизнь свою он прожил где-то в сто роне, а все красивое и удиви тельное произошло здесь, в городе. Ехал по его улицам потихоньку, осторожно. Терен тий Дорофеевич был на фрон те, водил свою полуторку под бомбежкой, но тогда он не бо ялся — на войне не было ни ограничивающих знаков, ни ГАИ, люди там не перебегали дорогу перед самым носом ав томобиля, лихачи не обгоняли На крутых поворотах. На фронте Терентий Дорофеевич знал, что может потерять лишь собственную жизнь, а здесь он отвечал за всех пассажиров. Оказавшись за чертой горо да, Терентий Дорофеевич по чувствовал облегчение.. Здесь машин было меньше, и водите лю было свободнее. «Старею, — подумал Терен тий Д орофеевич, — пятьдесят девять лет — не шутка! Еще годок и на пенсию»... Он прислушался. В ровный гул движения врывался посто ронний шум—это в пассажир ском салоне под сиденьем гро мыхало ведро. Пришлось оста новить автобус и пристроить ведро понадежнее, закутав его в мешковину. Ведром водитель пользовал ся на остановках, когда нужно было долить воды в радиатор. Радиатор давно уже был ху дой, но никак не удавалось раздобыть новый. Вот и сего дня Терентий Дорофеевич перед обратным рейсом целый час бился над радиатором, зажи мая дыры плоскогубцами, но вода неумолимо сочилась из каких-то микроскопических от верстий и, словно горячие слезы, падала на асфальт. И пока автобус доез жал до Глубокого, несколько раз приходилось останавли ваться у попутных колонок и заливать в кипящий радиатор свежие порции воды. В пути Терентий Дорофеевич думал о многом, в том числе и о себе. Сейчас он вспомнил вчерашний разговор со свояком Митрохой. Митроха был вы пивши, а в этом состоянии он всегда жалел Терентия Доро феевича. Митроха плакал, об нимал Терентия Дорофеевича и перечислял ему все, что давало ему основания считать его го ремычным человеком. И дейст вительно, рос Терентий Доро феевич в бедной семье, с малых лет много работал, был тяжело ранен на войне. Покойница же на Всю жизнь хворала и умер ла, оставив ему двоих детей. — Знаешь что? Вали-ка ты отсюда! — сказал в этот раз Терентий Дорофеевич Митрохе. —Я, может, в сто раз счастли вее тебя... И не приходи ко мне пьяный. Понял? Свояк, обиженный, ушел. Но скоро он припрется снова. Те рентий Дорофеевич привык, что Митроха бестолковый, особен но когда заложит «за ворот ник». Работать на автостанцию Те рентий Дорофеевич попал не по своей воле. С некоторых пор у него по утрам стало сильно ломить поясницу—там, где было ранение. И ему стало трудно ходить в «Сельхозтех нику», где он много лет рабо тал на «газоне» и где все шо феры уважали его за тихий, сговорчивый характер. Но до «Сельхозтехники» было дале ко—около двух километров. Автостанция — почти чнапро тив дома. По мнению остальных шофе- ров-автобусников, Терентий Дорофеевич был чудаком, ко торый не мог делать и «нашим и вашим». План выручки он тя нул, а ловчить из-за ооострен- ного чувства совести не мог. И, собирая рубли, трояки, всегда тщательно, до копейки давал сдачу заскорузлыми руками, которые казались несоответст венно большими по сравнению с его тщедушной фигурой, не уклюже отрывал билет. — Не надо билет, батя!—ча стенько снисходительно- барским тоном говорил ему какой-нибудь моложавый, цве тущего вида, гражданин.—Бу дет контроль, тогда оторвешь билетик копеек на двадцать... Сам знаешь, не первый раз, не бось?.. В такие минуты Терентий Дорофеевич сурово сжимал гу бы, резко совал «благодетелю» билет. Тот удивленно усмехал ся, с обидой брал билет, сми нал его в ладони и не очень уверенно чувствовал себя под взглядами остальных пассажи ров. Дочь Серафима, которая жи да без мужа, сделала однажды отцу замечание, что он плохо одевается — пиджак стерся до ниток, весь мятый, туфли не чищены. , — Ты, отец, купил бы себе приличный костюмчик. Или деньги жалеешь? —Как тебе сказать,—неопре деленно пожимал он плечами. —Особо лишних нету. Скоро твоих ребятишек в школу го товить, потом угля надо к зи ме купить, дровишек, шиферу— сарай перекрыть. Одежа ерунда, хотя, конечно... Но ни чего — скоро нам выдадут ка зенную форму очень красивого шоколадного цвета. Буду .ез дить как дельный—при галсту ке и фуражка с кокардой. Об ластным шоферам уже выда ли... — Неужели, кроме зарпла ты, у тебя ничего?—удивлялась Сима. — Ведь вы, автобусники, как таксисты. Каждый день, небось, прибавка. Терентий Дорофеевич не от вечал на такие вопросы, мрач нел и уходил, а дочь считала старика скупозатым. К каждому рейсу в об ластной город Терентий Доро феевич тщательно готовился. Ребята посмеивались над по жилым шофером, особенно ко гда видели его читающим «Правила уличного движения». Насмешки насмешками, но пока на счету Терентия Доро феевича не было ни одной ава рии, ни одного столкновения, ни одного прокола в талоне. Возвращаясь из города, Те рентий Дорофеевич внутренне успокаивался, сознавая, что день прошел Спользой. Вот и в сегодняшний рейс на обратном пути он постепенно отвлекся от всех мрачных мыслей, от ощу щения опасности, забыл про клятия цыганки. Однако он не мог забыть ее сухощавую фи гурку в длинной пестрой юбке, ее злого, обиженного взгляда. «Надо было посадить ее—черт с ней, пускай бы ехала. Тоже несладко живет человек. Авось, ничего бы не сделали контро леры... Твердая у меня все-та ки душа Не умею любить чу жого человека, а надо глядеть прямо в его сердце, может, там у него горе!» Думая о близких и чужих людях, Терентий Дорофеевич жалел свою дочь Симу, кото рую бросил муж, и самого му жа, Валерия, который мыкал ся где-то в далеких краях, присылая из разных мест гро шовые алименты. Начинался затяжной подъем «Половина пути», — отметил мысленно Терентий Дорофе евич. На подъеме двигатель натуж но ревел, толкая автобус из последних сил. Вбдитель сочув ствовал ему и включал пони жающую передачу. Автобус дергался словно в судорогах и, благодарно всхлипнув изно шенной поршневой системой, полз на гору более уверенно. И все же силенок мотору еле-еле хватало. «Ты уж терпи, голуб чик», — сочувственно шептал Терентий Дорофеевич мучаю щемуся железу. В эту минуту у пожилого шофера болью за ходилось сердце и он даже привставал на сиденье, стараясь как-то помочь своему автобу су. А тот, выбравшись, нако нец, на гору, довольно фыркал, а внутри мотора что-то надор- ванно урчало и клекотало. Под уклон ехать было легче и интереснее. Терентий Доро феевич высовывал голову в окно, вдыхал летний воздух, смотрел на скошенные поля, на клочья молодого августовско го тумана, надвигающегося вместе с вечерними сумерками. Листва на деревьях не шевели лась, и водителю казалось, что он летит в большом неподвиж ном пространстве. Казалось, движется только он, а все остальное замерло, останови лось. Лишь легковые автомо били, как в замедленном кино фильме, спокойно обгоняли ав тобус и скрывались, сливаясь вдали с серой ниткой асфальта. — Красота! — вздыхал Те рентий Дорофеевич. Если бы он ехал один, то он непременно бы остановился, полюбовался бы на закат и долго думал о чем-нибудь хо рошем. Но он должен был то ропиться, потому что сзади си дели пассажиры. Громко сме ялся какой-то мужчина, тихо плакал проснувшийся грудной ребенок. И рев двигателя на стойчиво перекрывал ровный голос молодой матери: — А-а-а-а-а!—ласково тяну ла она,—Спи, сыночек, спи ма ленький... Спи, мои хороший, скорр дома будем. Спи... Терентий Дорофеевич слу шал голос женщины, и сладо стная щемящая боль сжимала его сердце. Он словно почувст вовал, как к его морщинистым щекам вновь касаются добрые руки давно умершей матери и . глаза его взмокли слезами, и, стесняясь, он стер их рукой, пахнущей бензином. Через по дошву ботинок Терентий Доро феевич, как живую, чувствовал педаль газа. Мотор бодро гу дел, и старый водитель радо вался, что легко управляет его усталой, но еще могучей силой. Большими руками Терентий Дорофеевич- крепко держал по трескавшуюся пластмассовую баранку, к автобус уверенно мчался в золотистом вечернем воздухе. А. ТИТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz